Доходы населения и социальная политика государства. Доходы населения и социальная политика

Дифференциация доходов и её причины. Государственная социально-экономическая политика доходов населения: её роль элементы цели и методы. Дифференциация доходов и её причины.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 19. Доходы населения и социальная политика государства

19.2 Государственная социально-экономическая политика доходов населения: её роль, элементы, цели и методы. Сравнение социально-экономической политики в РФ в 1990-х и 2000-х гг. и ее результативность. Зарубежный опыт в области «сглаживания» дифференциации населения по доходам (на примере не менее 2-х стран).

19.1 Доходы населения, их виды и показатели измерения. Дифференциация доходов и её причины. Кривая Лоренца. Особенности дифференциации населения по доходам в России (2000-е гг.).

Уровень благосостояния людей характеризуется, прежде всего, получением доходов. Доходы населения – это сумма денежных средств и материальных благ, полученных в общественном производстве или произведенная домашним хозяйством, или какой-либо другой деятельности за определенный промежуток времени.

В доходы населения входит заработная плата, предпринимательский доход, дивиденды на имеющиеся у населения акции, проценты на сбережения, вложенные в банк, рента на сданную в аренду недвижимость и др. Источником доходов предприятий или фирм является прибыль, процент или рента, в зависимости от типа предприятия. Однако в доходы предприятий входит не вся прибыль. Из валовой прибыли делают внешние отчисления. Часть прибыли, полученной предпринимателем, становится его личным предпринимательским доходом. Оставшаяся часть прибыли составляет собственно доход самого предприятия, которая используется на расширение производства, подготовку кадров, социальную сферу и т.д.

Именно доходы определяют наши возможности в питании и одежде, в получении образования и медицинских услуг; возможности посещать театры и приобретать книги, активно путешествовать по миру и т. д.

Доходы населения подразделяются на: денежные, натуральные, номинальные, располагаемые, реальные.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, доходов от продажи товаров, доходы от оказания на сторону различных услуг и др.

Натуральные доходы включают, прежде всего, продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления, а так же полученную в общественном производстве.

Номинальные доходы – это общее количество денег, которое получено за определенный период времени. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен (рис. 19.1).

Рисунок 19.1 - Структура номинальных доходов населения

Располагаемый доход представляет только ту часть номинального дохода, которая может быть использована непосредственно на личное потребление товаров и услуг, а так же на сбережения. Иными словами, располагаемый доход равен номинальному доходу минус взносы налоги, обязательные платежи (отчисления в пенсионный фонд, на социальные нужды и другие).

Реальный доход отражает покупательную способность нашего денежного дохода. Он представляет собой количество товаров и услуг (в стоимостном выражении), которое может купить на располагаемый доход в течение определенного периода времени (т. е. здесь учитываются возможности изменения цен).

Выделяют следующие основные принципы (виды) распределения доходов:

1. Уравнительное распределение имеет место, когда все члены общества получают равные доходы. Такой принцип характерен для первобытного общества и коммунистического, способа производства.

2. Рыночные распределительные предлагает, что каждый из владельцев того или иного фактора производства (земли, труд, капитала) предпринимательство получает разный доход – в соответствии с хозяйственной полезностью и продуктивностью своего фактора.

3. Распределение по накопленному имуществу проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству какую-либо собственность (землю, предприятия, дома, ценные бумаги и другое имущество).

4. Привилегированное распределение особо характерно для стран с неразвитой демократией и гражданским пассивным обществом. Там правители самоуправно перераспределяют общественные блага в свою пользу, устанавливают себе повышенные доклады и пенсии, создавая хорошие условия жизни, труда, лечения отдыха и другие льготы.

Какая бы система распределения не была справедливой, в любом современном обществе неизбежно неравенство доходов людей.

Причины, вызывающие неравенство доходов:

1. Различие в индивидуальных способностях. Люди — разные по своим интеллектуальным, физическим, творческим и другим способностям. Эти особенности формируют различную предрасположенность людей к эффективному выполнению тех или иных видов работ.

2. Различия в квалификации и опыте. Люди получают разный уровень образования, в том числе и профессионального, и обладают разным опытом в выполнении определенных работ. Более сложный труд требует, как правило, более высокого уровня образовательной подготовки. Более сложный труд уменьшает количество претендентов, способных выполнить такую работу. Как следствие, в стабильном обществе тот, кто способен заниматься более сложной работой, как правило, получает больший доход.

3. Различия в готовности и способности работать в особых условиях . Работа, например, шахтеров связана с большим риском, с высокой степенью физической интенсивности труда. Работа на атомных электростанциях сопряжена с высокой ответственностью, здесь применяются очень сложные технологические системы, следствия нарушения в которых потенциально могут принести большой ущерб. Если взять предпринимательскую деятельность, то она также требует готовности и умения рисковать, много и интенсивно трудиться.

4. Различия в собственности. С начала 90-х годов заметно расширяется число людей, получающих доходы от владения капиталом, ценными бумагами. Среди них выделяются, прежде всего, те, кто занимается предпринимательской деятельностью. Распределение капитала, акций и других активов является одним из факторов, вызывающих дифференциацию доходов.

Дифференциация доходов населения – реально существующие различия в уровне дохода населения, в значительной степени, предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. В стране с развитой рыночной экономикой уровень дохода является одним из важнейших конструирующих социальное положение признаков (наряду с собственностью, отношение к власти и т.д.)

Общество с рациональной дифференциацией доходов, относительно равномерной, наиболее устойчиво за счет многочисленного среднего класса, имеет интенсивную социальную мобильность, сильные стимулы к социальному продвижению и профессиональному росту. И наоборот, как свидетельствует исторический опыт латиноамериканских стран, общество с резкой дифференциацией доходов крайних полюсных групп населения отличается социальной неустойчивостью, отсутствию сильных стимулов к профессиональному росту, значительной степени криминогенности социальных отношений.

Дифференциация доходов фиксируется органами статистики и «распределяет» население по группам (долям) в зависимости от среднедушевых доходов.

Показатели, отражающие дифференциацию доходов населения, важны для анализа различных социально-экономических процессов, их мониторинга при проведении активной социальной политики, используются также при составлении государственных программ социально-экономического развития.

Итак, различие в уровнях доходов на душу начисления называются дифференциацией доходов . Она характерна для всех экономических систем.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяют различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 18.2).

Рисунок 18.2 - Кривая Лоренца

Кривая Лоренца показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех получателей. Степень неравенства доходов определяется областью между линией обозначающей идеальное равенство и кривой Лоренца.

Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца, т.е. линии фактического распределения, относящихся от прямой тем дальше, чем больше дифференциация доходов. Например, 20 % населения с самыми низкими доходами получают 5 % общего дохода, 40 % с низкими доходами – 15 % и т.д.

Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределение доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

Теоретическая возможность равного распределения доходов представлена прямой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40 60 % семей получают соответственно 20, 40, 60 % от всего дохода, то соответствующие точки будут располагаться на прямой.

Самое вредное для человека говорит Форд – утверждать, что все люди равны. Они очень разные, и тот, «кто много создает», должен и «много приносить в свой дом», и наоборот. Именно в этом состоит «строгая социальная справедливость, проистекающая только через труды». Благотворительности в оплате труда места нет. Каждый получает ровно столько, сколько заслуживает.

Другое дело – уровень социальной политики государства. Оно призвано смягчить неравенство в доходах людей, чтобы не допускать чрезмерного социального расслоения и напряженность в обществе.

19.2 Государственная социально-экономическая политика доходов населения: её роль, элементы, цели и методы. Сравнение социально-экономической политики в РФ в 1990-х и 2000-х гг. и ее результативность.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты — это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности национальной экономики. Выплаты населению производятся из местных бюджетов, государственных внебюджетных социальных фондов, а также средств общественных организаций.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Социальные трансферты включают:

Все виды пенсий – по старости, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии;

Все виды стипендий учащимся высших и средних специальных учебных заведений, профессиональностью технических школ и училищ;

Все виды получаемых населением доходов – по социальному страхованию, ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице и другие;

Компенсационные выплаты и льготы, а также денежную благотворительную помощи в форме оплаты стоимости или части стоимости путевок в санатории, дома отдыха;

Компенсация затрат на общественный транспорт и др.

Социальные трансферты в натуральной форме состоят из индивидуальных товаров и услуг, предоставляемых населению бесплатно или по льготным ценам, например услуги в области образования, культуры, здравоохранения, спорта, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и др.

В последние годы в нашей стране стали формироваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых соглашений, которые называются социальным партнерством. Социальное партнерство – это сотрудничество работников, работодателей и представителей государство для достижения согласованных решений в сфере трудовых отношений механизму социального партнерства служит переговорный процесс между профсоюзами и работодателями, результатом которого является коллективный доход, затрагивающий вопросы занятости, оплаты и организации труда и некоторые аспекты социального положения работника на предприятии в обществе.

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и заканчивая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

Социальная политика государства , связана с воздействием на условия жизни населения, его основных слоев, групп, категорий. Она включает в себя политику регулирование доходов, занятости, социального обеспечения, политику в сферах образования и здравоохранения, жилищную и прочую. Социальная политика ориентирована на человека, защиту его прав, предусмотренным международным и национальным законодательством. Цель социальной политики – поддержание и развитие человека как высшей ценности любого общества.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платье пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация , т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятых в производстве государство регулирует только размер минимальной заработной платы. Индексация должна производиться при росте розничных цен свыше 6%.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной, защите этих слоев населения имеет развитая, система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Который выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум.

Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия.

Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 видов продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов.

Структура минимального потребительского бюджета:

  • питание — 46,1%;
  • непродовольственные товары — 39%;
  • услуги — 13,2%;
  • налоги и сборы - 2,7%.

Социальная политика государства направлена на решение следующих задач:

  • стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
  • сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных;
  • поддержание стабильного уровня реальных доходов населения;
  • развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Социальная политика направлена на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Поэтому важной задачей социальной политики, является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь слабо защищенных слоев. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 19:

1. Особенности дифференциации населения по дох о дам в России (2000-е гг.).

2. Сущность и методика расчета показателей, характеризующих дифференциацию – коэ ф фициент Джини и децильный коэффициент.

3. Основные направления социальной политики.

4. Особенности социальной политики государства в России в 90-е гг. и 2000-е гг. – сходства и ра з личия.

5. Сущность понятий, предусмотренных в законодательстве РФ: прожиточный минимум, потреб и тельская корзина, минимальный размер оплаты труда.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

19673. Политика доходов и социальная защита населения 353 KB
Проблемы справедливого распределения доходов стояли перед человечеством вовсе времена. На почве разделения прибылей вспыхивали конфликты и войны, но мы живём в цивилизованном обществе и вопросы дифференциации доходов для всех нас более чем важны.
854. Доходы населения. Уровень и качество жизни 61.73 KB
В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы - дать определение понятий уровень жизни и качество жизни, описать индикаторы измерения, раскрыть важность изучения данных понятий, на основе анализа определить современное состояние уровня и качества и качества жизни населения России.
5865. Социальная работа и социальная политика: взаимосвязь и взаимовлияние 9.42 KB
Сущность социальной политики ее принципы и функции. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. Сущность социальной политики ее принципы и функции. Среди факторов способствующих гармонизации интересов личности и общества гарантирующих защиту интересов человека его прав и свобод особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.
1227. Социальная политика организации 2.29 MB
Изучение затрат рабочего времени сотрудников в организации. Изучение затрат рабочего времени сотрудников в организации Проанализируйте свой рабочий день и дайте рекомендации по снижению потерь рабочего времени. Хронометраж рабочего дня № операции.
21565. Социальная политика организации в период экономического кризиса 17.8 KB
Одни считают что социальная политика предприятия – локальный нормативный акт компании определяющее концепцию стратегию и принципы принятия решений в процессах нематериальной и материальной мотивации персонала компании. Социальная политика организации должна решать ряд задач: Повышение привлекательности компании на рынке труда привлечение квалифицированных специалистов. Следует разделять следующие виды социальных программ компании: Материальные социальные программы – социальные программы в результате применения которых работник получает...
20591. Социальная политика и социаьная работа в негосударственных общественных организациях 495.52 KB
Проблемами беженцев в России занимается Федеральная миграционная служба и подведомственные ей учреждения. К основным направлениям работы федерального органа миграционной службы и территориальных органов миграционной службы с беженцами и вынужденными переселенцами относятся прием беженцев предоставление им статуса вынужденного переселенца или беженца ведение учета оказание им содействия в обустройстве и всесторонняя их поддержка в пределах своих полномочий. Проблема беженцев несет международный характер и последнее время актуальность этой...
20679. Финансовая политика государства 30.49 KB
Экономическое содержание и цели финансовой политики государства. Сущность цели и задачи финансовой политики государства. Организация финансовой политики государства. Типы финансовой политики государства.
16481. Антимонопольная политика государства 10.33 KB
В основном исследователи подробно останавливаются на вопросах антитрестовской политики в США которая разрабатывается с 1890 года а в России первые неудачные попытки создания такого законодательства были предприняты только перед первой мировой войной. Современная литература по проблеме Российского антимонопольного законодательства не столь разнообразна. Цель данной работы – провести исследование по вопросам возникновения становления и развития антимонопольного законодательства. Задачи: изучить этапы возникновения становления и развития...
16818. Социальная политика компании как инструмент управления социальными факторами повышения корпоративной устойчивости 9.86 KB
Вместе с тем особую практическую значимость имеют исследования факторов повышения корпоративной устойчивости вопрос о степени и характере влияния корпоративной социальной ответственности КСО на устойчивость компании. Корпоративная устойчивость на наш взгляд может быть определена как способность компании обеспечивать устойчивые финансовые результаты эффективно управлять рисками адаптироваться к постоянно меняющейся внешней среде ведения бизнеса внедрять инновации формировать долгосрочные устойчивые конкурентные преимущества....
18691. Современная финансовая политика государства 31.56 KB
Раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства; Рассмотреть виды финансовой политики; Изучить роль государства в жизни общества; Рассмотреть финансовую политику государства в России.

1. Сущность социальной политики. Социальной политикой называется

комплекс осуществляемых государством, местным органом власти или предприятием мероприятий, направленных на регулирование общественных отношений в социальной сфере. Социальная политика –одно из важнейших направлений государственного регулирования экономики, т.к. конечной целью деятельности государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего развития. В социальной политике находит свое отражение уровень заботы государства о человеке, степень удовлетворения постоянно растущих потребностей и социально-политической стабильности общества.

Социальная политика решает следующие задачи:

Распределение произведенного общественного продукта и доходов населения для удовлетворения личных и общественных потребностей;

Защита наименее обеспеченных слоев населения;

Создание стимулов для предпринимательства и высокопроизводительного труда, обеспечивающих достижение наивысшей эффективности экономики;

Обеспечение населения достойным жильем, создание наиболее благоприятных условий для труда, быта, отдыха, образования и здравоохранения;

Обеспечение социально-политической стабильности общества как условия эффективности экономики;

В настоящее время основными целями социальной политики являются:

1) достижение улучшения материального положения и условий жизни;

2) обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

3) улучшение демографической обстановки в стране, снижение смертности, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;

4) развитие социальной инфраструктуры

Социальная политика по своей сути должна быть долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является выбор перспективной модели социально-экономического устройства общества. Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной. Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства. Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые, долгосрочные тенденции роста. С этой целью были разработаны и реализуются Приоритетные Национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса». Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему.



2. Понятие и виды доходов. Главное звено в социальной политике

государства занимает политика формирования доходов населения. Понятие "доход" представляет собой показатель результатов экономической деятельности.

Доход характеризует сумму денежных поступлений из всех источников за

определенный период времени. Источниками доходов могут быть как хозяйственная деятельность в рамках правовых норм, так и противоправная. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, т.к. определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения различных потребностей.

Доходы населения могут зависеть и не зависеть от рыночной деятельности их субъектов. Первый случай называется функциональным или горизонтальным распределением доходов. К этому виду дохода относят: прибыль предпринимателей, ЗП рабочих и служащих, рента собственников имущества и процент по ЦБ и кредитам.

Во втором случае доходы не зависят от рыночной деятельности (вертикальное распределение) . Такой вид доходов получает та часть населения, которая по независящим от нее причинам не может участвовать в рыночной деятельности. К таким категориям населения относятся пенсионеры, инвалиды, иждивенцы, безработные и т.д. В таком распределении всегда участвует государство.

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода. Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода. Располагаемый доход – доход, который может быть использован на личное потребление или сбережение. Он меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей. Реальный доход – представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.

Существует несколько видов доходов: доходы от трудовой деятельности, от собственности, от предпринимательской деятельности, от ценных бумаг, заемные, передаваемые, донорские доходы, трансфертные платежи, неучитываемые и безденежные доходы.

Доходы населения и социальная политика

государства в условиях рыночной экономики

1.Доходы граждан, их виды и источники формирования

2. Проблема дифференциации доходов

3. Социальная роль государства в рыночной экономике

        Доходы граждан, их виды и источники формирования

Под доходами понимается вся совокупность денежных средств и материальных благ, которыми обладают человек, семья, социальная группа, население в целом на конкретный момент времени.

Необходимо различать следующие виды доходов:

– номинальный доход, который представляет собой всю сумму денежных поступлений без учета их изменения под воздействием налогообложения и динамики цен;

– располагаемый доход, т. е. доход, который может быть использован на личное потребление и личное сбережение (он меньше номинального на сумму налогов и других обязательных платежей);

– реальный доход – совокупность материальных и нематериальных благ, которые может приобрести население на располагаемый доход с учетом изменения розничных цен и тарифов.

В зависимости от источников формирования доходы населения могут быть в денежной и натуральной форме.

Показатели дохода:

– модальный доход (мода в статистике – величина признака, чаще всего встречающегося в совокупности единиц или вариационном ряду);

– медианный (если все население по уровню дохода разместить на одной вертикальной оси, то медианным будет доход, выше и ниже которого находится одинаковое число людей).

На государственном уровне информация о доходах домашних хозяйств и структуре их источников позволяет произвести анализ влияния различных доходных составляющих на величину общего неравенства населения в доходах. Это, в свою очередь, позволяет координировать социальные программы, направленные на ограничение бедности и неравенства в доходах, и их эффективность, а также состояние потребительского рынка области и степень зависимости бедных слоёв населения от государственной политики.

    Проблема дифференциации доходов

Доходы населения зависят от воздействия множества факторов, сила действия которых неодинакова, направленность (рост или снижение доходов) их различна.

Причинами, вызывающими неравенство в распределении доходов граждан, могут стать следующие факторы:

1) социально-экономические (род занятий или вид деятельности, отношения владения собственностью, тип производства, форма предприятия, его положение на рынке товаров и услуг и т. д.);

2) социально-демографические (пол, возраст, выносливость, наличие талантов, способностей и т.д);

3) социально-профессиональные факторы (профессия, специальность, образование, квалификация, условия и сложность труда и т. д;

4) социально-географические (природно-климатические особенности места жительства, городская или сельская местность);

5) социально-статусные – занятость члена семьи общественно полезной деятельностью: ребенок, учащийся, наемный работник, владелец собственности, пенсионер, безработный и т. д;

6) социально-политические.

Для оценки степени неравенства в распределении доходов используются:

коэффициент децильности (всё население разделяют на 10 групп по уровню доходов, и коэффициент показывает, во сколько раз средний доход 10% наиболее обеспеченных людей превышает доход 10% наименее обеспеченных).

«Лук Лоренца»:если бы доходы всех членов общества были равны, то кривая выглядела бы как биссектриса. Но так как существуют различия в доходах, то кривая Лоренца отклоняется от биссектрисы (рис. 1). И чем выше уровень различия, тем более вогнутой становится кривая. При абсолютном неравенстве все доходы получал бы 1 человек. Ломаная OFE – линия абсолютного неравенства.

Население, %

0 25% 50% 75% 90% 100%

Рис 1 . Кривая концентрации доходов населения (кривая Лоренца)

коэффициент Джини,характеризующий степень отклонения фактического объема доходов от линии их равномерного распределения. Его величина рассчитывается путем деления площади отклонения (ОАВСЕ) на ΔOFE. Этот коэффициент изменяется в пределах от 0 до 1. Чем выше его значение, тем сильнее концентрация доходов в руках отдельных групп граждан.

    Социальная роль государства в рыночной экономике

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем.

Социальная политика государства – это целенаправленная деятельность правительства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

Все сложившиеся сегодня в разных странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы:

1. Остаточная: социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии должным образом осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Типичным примером является Американская модель.

2. Институциональная: здесь социальная политика государства играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. Например, Шведский вариант социального государства.

Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением и степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства. Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.

Целью реализации социальной политики является предоставление социальной защиты населения и обеспечение определенного уровня благосостояния. Социальная защита населения представляет собой совокупность мероприятий и государственных органов, отвечающих за их осуществление. Существуют 2 формы социальной защиты:

Активная форма – государственная финансовая поддержка системы под Пассивная форма сводится в основном к использованию механизма выплаты социальных трансфертов, пособий, дотаций и оказанию других видов социальной помощи.

К основным мероприятиям социальной защиты относят:

Социальную гарантию – это определенный набор благ, предоставляемых государством независимо от материального положения гражданина (бесплатное здравоохранение, образование).

Социальное обеспечение – это предоставление определенным группам населения социальных благ со стороны государства (детские сады, ясли, пенсии).

Социальную помощь – предоставление определенных благ малообеспеченным слоям населения в виде пособий, дотаций.

Социальная защита населения должна основываться на принципах гуманизма и адресности.

Помимо социальной защиты государство осуществляет выравнивание доходов граждан через систему налогообложения, проводит политику в сфере занятости, защищает права работающих граждан через законодательство о труде и граждан как покупателей товара с помощью закона о потребителях.

Особое значение в системе мер государственной социальной политики имеет задача защиты денежных доходов населения (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, под которой понимаются мероприятия по пересчету доходов населения в соответствии с ростом потребительских цен в условиях инфляции.

Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет.

В лекции рассматриваются:

Доходы населения и их источники;

Уровень жизни населения и показатели его измерения;

Неравенство в распределении доходов. Проблема бедности и богатства.

Перераспределение доходов. Социальная политика государства.

20.1. Доходы населения и их источники

Доход – это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.

Основными факторами, оказывающими влияние на величину дохода, являются: заработная плата, динамика розничных цен, степень насыщенности рынка товарами и др.

Источниками денежных доходов служат заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты – трансферты (пенсии, пособия по безработице и т. п.). Значимость каждого из этих источников для различных социальных групп различна: для одних главными являются заработная плата и трансфертные платежи (лица наемного труда); для других – доход от собственности.

Данные свидетельствуют о том, что в России значительно увеличились доходы от собственности, составив 45 % личных доходов; на долю заработной платы приходится лишь 55 %. Эти цифры свидетельствуют о ненормальной ситуации в социальной среде. Для сравнения: в США структура личных доходов составляет соответственно 25 и 75 %.

В экономической литературе существуют два основных подхода к определению источников доходов: с позиции теории трудовой стоимости и с позиции теории факторов производства.

Представители теории трудовой стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) исходят из того, что единственным источником стоимости является живой труд в сфере материального производства. Значит, доход создается только трудом рабочих: необходимым и прибавочным. Необходимый труд возмещается в форме зарплаты (доход рабочего), прибавочный труд принимает форму прибыли (доход капиталиста). Доходы, создаваемые в сфере материального производства в процессе создания и распределения национального дохода, являются первичными. Работники непроизводственной сферы получают доходы в процессе перераспределения национального дохода. Эти доходы называются производными (вторичными). Второй подход основан на господствующей в современной зарубежной экономической науке теории факторов производства. Согласно этой теории, каждый фактор (труд, земля, капитал) получает свой, соответствующий его доле доход в виде заработной платы, земельной ренты, процента на капитал.

Для оценки уровня доходов используются показатели номинального, реального и располагаемого доходов.

Номинальный доход характеризуется количеством полученных денег; располагаемый доход меньше номинального на сумму налогов и обязательных платежей; реальный характеризуется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги. Чем выше цены, тем ниже реальный доход, и наоборот. Реальный доход измеряется с помощью индекса цен. Для определения индекса цен вводится понятие «потребительской корзины», т. е. совокупной цены товаров и услуг определенного набора.

Индекс цен получают путем соотношения цены «потребительской корзины» в данном периоде с аналогичной «корзиной» в базовом периоде. Выделяют рациональную и минимальную «потребительские корзины». Долю населения, чьи доходы меньше стоимости минимальной «корзины», определяют как живущих за «чертой бедности». Доля населения, находящегося за «чертой бедности», характеризует общий уровень жизни в стране.

20.2. Уровень жизни населения и показатели его измерения

Понятие «уровень жизни» населения характеризует степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей.

Уровень жизни населения – это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными продуктами, продуктами питания, жилищем и т. п.).

Выделяют «минимальный уровень потребления», «рациональный уровень потребления» и «физиологический уровень потребления».

«Рациональный уровень потребления» определяется исходя из удовлетворения разумных потребностей человека. Входящий в него набор товаров и услуг обеспечивает полное и гармоничное физиологическое и социальное развитие индивида.

«Минимальный уровень потребления» рассчитывается исходя из минимального уровня потребностей. Его величина определяется набором товаров и услуг неквалифицированного работника и его иждивенцев. Для этого берутся наиболее низкие цены и не учитываются предметы роскоши, алкогольные напитки и деликатесы.

«Физиологический уровень потребления» – это уровень, ниже которого человек не может существовать физически. С ним связано понятие «уровень бедности». Это доля населения, которая получает доход ниже установленного правительством официального уровня, граничащего с бедностью. Оценки уровня качества жизни изменяются во времени и в пространстве: тот уровень, который 30–40 лет назад считался высоким, сегодня может быть отнесен к «черте бедности», а тот уровень, который считается высоким для одних стран, неприемлем для других, и т. д.

Одним из первых оценку уровня жизни осуществил немецкий статистик Эрнст Энгель (1821–1896), установивший зависимость доли потребления продуктов питания от уровня доходов семьи.

Закон Энгеля (Engel’s law) – это закономерность, в соответствии с которой при увеличении дохода потребители повышают расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости – в меньшей степени, чем увеличивается доход. Таким образом, рост дохода приводит к снижению доли расходов потребителя на товары первой необходимости (например, основные продукты питания) и к увеличению доли расходов потребителей на предметы роскоши (например, видеокамеры, автомобили). Вывод из закона Энгеля: при прочих равных условиях доля дохода, расходуемая на пищу, является показателем уровня благосостояния данной группы населения.

Для оценки уровня жизни используются количественные и качественные показатели. ООН рекомендует использовать показатели, которые объединены в 12 групп.

1. Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения.

Санитарно-гигиенические условия жизни.

Потребление продовольственных товаров.

Жилищные условия.

Образование и культура.

Условия труда и занятость.

Доходы и расходы населения.

Стоимость жизни и потребительские цены.

Транспортные цены.

Организация отдыха.

Социальное обеспечение.

Свобода человека.

Для международного сопоставления уровня жизни в разных странах используется производство национального дохода и валового внутреннего продукта на душу населения. По сравнению с показателем «уровень жизни» более сложным является показатель качества жизни. Он включает в себя помимо уровня жизни такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.

Этот показатель измеряется с помощью «чистого экономического благосостояния», о котором рассказывалось в предыдущих лекциях. Для его измерения используется следующая формула:

Для более точной оценки благосостояния общества ООН рекомендует использовать «индекс человеческого развития», для чего определяются 3 компонента.

Здоровье: продолжительность жизни человека.

Культурный уровень: число лет обучения каждого жителя в возрасте 25 лет и старше.

Общие ресурсы потребления и накопления в стране: валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения.

20.3. Неравенство в распределении доходов. Проблема бедности и богатства

При общих для всех принципах формирования доходов сохраняются и постоянно воспроизводятся условия неравенства получаемых доходов, что обостряет противоречия, связанные с экономическим механизмом образования бедности и богатства.

Причины этого противоречия следует искать, с одной стороны, в базисной сфере – в механизме воспроизводства самой экономической системы, с другой – в надстроечной области – государственном вмешательстве и создании соответствующих социальных, правовых и прочих институтов, призванных смягчать обостряющиеся противоречия.

Важнейшим фактором, углубляющим пропасть между бедностью и богатством, является дифференциация доходов, включающих в себя оплату труда, социальные трансферты, доходы от собственности и доходы от предпринимательской деятельности. В сбалансированной экономике большая часть доходов приходится на оплату труда. Поскольку в России за 70-90-е гг. проявлялась устойчивая тенденция к снижению этого показателя (с 80,6 до 65 %) и одновременно возросли доходы от собственности и предпринимательской деятельности, то налицо обострение противоречия между владельцами такого фактора производства, как труд, и теми, кто владеет землей и капиталом. Для количественной оценки дифференциации доходов используются такие показатели, как кривая Лоренца, децильный коэффициент и индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).

На рис. 20.1, иллюстрирующем кривую Лоренца, биссектриса ОА отражает возможность равного распределения доходов. Реальное же распределение доходов показывает кривая ОА (кривая Лоренца). Пространство между биссектрисой и кривой характеризует степень неравенства доходов: чем больше эта площадь, тем больше степень неравенства доходов. В пореформенной России эта площадь испытывает прочную тенденцию к увеличению.

Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных. Как показывает кривая на рис. 20.2, соотношение денежных доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения России в 90-е гг. имело тенденцию к росту.

Аналогичную тенденцию испытывал коэффициент Джини. Он свидетельствует об уровне концентрации доходов населения. Если у всех граждан доходы одинаковы, то коэффициент Джини равен нулю. Если же предположить, что весь доход концентрируется у одного человека, то коэффициент будет равен единице. Таким образом, реально коэффициент Джини складывается между 0 и 1. В современной российской экономике коэффиициент Джини повысился с 0,260 в 1991 до 0,375 в 1997 г. Это еще одно свидетельство существования и углубления противоречия между бедностью и богатством (рис. 20.3).

20.4. Перераспределение доходов. Социальная политика государства

Еще одним противоречием в деле распределения доходов является противоречие между эффективностью и равенством, или социальной справедливостью.

Эффективность есть получение обществом максимума возможных благ от использования его ограниченных ресурсов.

Равенство означает, что полученные блага справедливо распределяются между членами общества.

Другими словами, эффективность – экономический «пирог», а равенство – способ «нарезки» его на части. Встает вопрос: какое же распределение пирога считать справедливым? Экономическая теория выделяет три подхода к трактовке понятия «справедливость»: рыночный, утилитарный и эгалитарный.

При рыночном подходе равенство понимается как равенство возможностей, а не как равенство результатов («частей пирога»). Справедливость устанавливается самим рынком. Это означает, что ресурсы достаются тем лицам, которые могут уплатить за них наибольшую цену и якобы поэтому наиболее рационально их использовать.

Утилитарный подход справедливым считает такое распределение благ, которое максимизирует суммарную полезность всех членов общества.

Эгалитарный подход исходит из того, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты. Поэтому справедливым является равное распределение благ между членами общества («равные доли пирога»).

На деле эффективность и равенство вступают в конфликт. Эффективное производство («увеличенный пирог») не означает, что каждый получит равную с другими возросшую долю. Дело в том, что рыночная экономика не гарантирует автоматически всем членам общества достаточное количество пищи и одежды. На достижение более справедливого распределения экономических благ направляются правительственные программы, такие как социальная помощь, взимание подоходного налога и др.

Социальные меры государства несколько смягчают то неравенство доходов, которое возникает на уровне первичного, рыночного распределения. В экономической теории существуют два подхода по отношению к социальным программам государства: «социальный» подход и «рыночный». Первый определяет, что общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже «черты бедности». При этом помощь должна быть оказана только тем, кто в ней нуждается, и должна быть «под силу» государственному бюджету, иначе она превратится в инфляционный фактор и ухудшит положение малоимущих. Второй подход основан на том, что задача государства – не доходы гарантировать, а создать условия для повышения доходов каждому члену общества. Первый подход опирается на принцип социальной справедливости, второй – на экономическую рациональность. Возможно сочетание обоих принципов.

Важнейшими методами перераспределения доходов в смешанной экономике являются: государственная закупка товаров и услуг, государственные кредиты и субсидии, налоговое перераспределение, социальные выплаты и программы.

Государственная закупка товаров и услуг представляет собой форму государственного потребления. Этот способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта и получение прибыли, способствует решению проблем занятости и благосостояния.

Государственные кредиты и субсидии предоставляются государством как юридическим, так и физическим лицам за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.

Налоговое перераспределение доходов относится к косвенному методу регулирования доходов. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развития малого бизнеса и т. д.

Социальные выплаты и программы обусловлены циклическим развитием рыночной экономики, вызывающим безработицу и расслоение населения по доходам. Поэтому государство берет на себя выплату пособий по безработице, детских пособий, пенсий инвалидам и другие трансферты.

Практикум по теме лекции 20

План семинара

Доходы населения: источники, виды, структура.

Уровень жизни населения и показатели его измерения. Закон Энгеля.

Неравенство в распределении доходов. Проблема бедности и богатства.

Роль государства в перераспределении доходов.

Вопросы для дискуссий, контрольных работ и олимпиад

Каковы различия между номинальным, реальным и располагаемым доходом?

Назовите причины, порождающие неравенство в распределении доходов.

С помощью какой графической модели можно наглядно проиллюстрировать степень неравенства в распределении доходов?

Как определить уровень бедности? Под влиянием каких факторов он меняется?

Опишите основные точки зрения на явление бедности. В чем заключается закон Энгеля?

Что такое трансфертные платежи? Получает ли их кто-либо из членов вашей семьи?

Какова структура доходов в России (соотношение доходов от собственности к зарплате)? Чем она отличается от аналогичных показателей в других странах?

Что такое потребительская корзина?

Разграничьте понятия «уровень жизни» и «качество жизни».

Объясните, как подсчитывается индекс цен и какое значение имеет его подсчет для создания государственных социальных программ.

Вы имеете легковой автомобиль и занимаетесь извозом. Как рассматривать ваш автомобиль: как богатство или как источник дохода?

Тесты, ситуации, задачи

Выберите правильные ответы

1. В странах с развитой рыночной экономикой в структуре доходов семьи наибольший удельный вес занимают:

а) заработная плата и жалование;

б) доходы от владения собственностью;

в) доходы от ценных бумаг;

г) доход от аренды.

2. Соотношение доли заработной платы и доли прибыли в национальном доходе демонстрирует:

а) значение профсоюзного движения;

б) распределение дохода между различными факторами производства;

б) распределение населения страны по различным социальным группам;

г) динамику развития предпринимательства.

3. Бюджет семьи – это:

а) общая сумма денежных доходов, которыми располагает семья;

б) общая сумма расходов семьи;

в) структура всех доходов и расходов за определенный период времени;

г) все неверно.

4. Что из нижеперечисленного обычно приводит к сокращению потребительских расходов?

а) снижение потребительских доходов;

б) снижение уровня подоходного налога;

в) ожидание скорого роста цен;

г) увеличение государственных выплат населению.

5. Под какое обеспечение банки выдают потребительские кредиты?

а) требуется залог имущества;

б) под обеспеченную заработную плату;

в) требуется гарантия фирмы, проверившей платежеспособность заемщика.

6. Выберите наиболее точный показатель уровня жизни:

а) денежный доход населения;

б) реальный доход на душу населения;

в) уровень безработицы;

г) темпы инфляции.

7. Увеличение степени неравенства в распределении доходов в обществе отразится на кривой Лоренца:

а) совпадением кривой распределения доходов со срединной линией;

б) движением кривой распределения доходов вверх;

в) движением кривой распределения доходов вниз;

г) кривая останется в прежнем положении.

8. Трансфертные платежи – это:

а) одна из форм заработной платы;

б) выплаты правительства отдельным лицам;

в) натуральные безвозмездные пособия;

г) все ответы верны.

9. Разграничьте рыночный, утилитарный и эгалитарный подходы к трактовке понятия «справедливое распределение»:

а) справедливо такое распределение благ, при котором все члены общества получают максимум суммарной полезности;

б) справедливо распределение, при котором ресурсы достаются тем, кто может заплатить за них наибольшую цену;

в) справедливо, когда все члены общества имеют равные результаты от произведенного продукта. Какой позиции придерживаетесь вы?

Решите задачи

Определите изменение реальных доходов, если при темпе инфляции 50 % в месяц зарплата за этот период выросла в 1,5 раза. Задача 2.

Определите изменение реальных доходов, если при темпе инфляции 50 % в месяц номинальные доходы выросли за два месяца в 2 раза. Задача 3.

Известно, что около 80 % мирового народонаселения проживает в развивающихся странах, однако на них приходится лишь 16 % мирового дохода, тогда как на 20 % самых богатых приходится около 84 % мирового дохода. По имеющимся данным вычертите кривую Лоренца и определите значение коэффициента Джини.

Темы для экономического анализа, рефератов, кроссвордов, эссе

Составьте и проанализируйте таблицу ежемесячных доходов вашей семьи по следующим показателям:

а) заработная плата;

б) доходы;

в) трансфертные платежи (стипендии, пенсии, пособия);

г) прочее.

Выразите их в процентах и определите удельный вес каждого из них в общем доходе семьи.

Напишите реферат на выбранную тему

Реальные доходы и их динамика в современной России.

Благосостояние и бедность.

Выберите тему для экономического эссе

«Если бы все члены общества имели равные возможности выбора и принятия решений… проблема распределения могла бы не возникнуть» (Леонтьев В. Экономическое эссе).

«Их бог, их цель, их радость в дни невзгод. Их жизнь и смерть – доход, доход, доход» (Байрон).

«В том народном хозяйстве, где ничего не производится, не может быть никаких доходов» (Эрхард Л. Благосостояние для всех).

Таблица 28.1. Структура денежных доходов населения России в 1990-1996 гг., % к итогу

Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества.

Дифференциация доходов

Главный аргумент в пользу равного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х - первой половине 80-х гг.).

Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).

Регулирование доходов

Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме с оци ального парт нер ств а, которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством , национальным объединением работодателей и профсоюзами «об щественного договора » в области экономической и социальной политики.

Практически эта идея получила свое воплощение в ФРГ, где с 60-х гг. стали проводиться «согласованные акции», в рамках которых при непосредственном участии правительства представители объединений предпринимателей и лидеры профсоюзов принимают решения по вопросам экономической политики страны.

Социальное партнерство активно используется в промышленно развитых и переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат. Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы, создание новых рабочих мест, соблюдение техники безопасности) и наемных работников (соблюдение технологической дисциплины и др.).

Выводы

1. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы является установление гарантированного минимума,

2. Прожиточный минимум - это стоимость товаров и услуг, признаваемых существом необходимыми для поддержания приемлемого уровня жизни.

3. Квинтильный (децильный) коэффициент применяется для оценки степени дифференциации доходов и выражает соотношение между средними доходами 20% (10%) наиболее высокооплачиваемых слоев населения и средними доходами 20% (10%) наименее обеспеченных. Минимальный потребительский бюджет - социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека . Рациональный потребительский бюджет - набор товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение рациональных потребностей человека.

4. Социальная ориентация экономики предполагает ее подчинение задачам развития личности . Социальная справедливость в сфере экономики - соответствие системы экономических отношений представлениям, которые господствуют в данном обществе.

5. Социальная политика есть система мер государства, направленных на смягчение неравенства в распределении доходов, урегулирование противоречий между участниками рыночной экономики.

6. Бедность представляет собой такое экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Различают абсолютную и относительную бедность, глубокую и неглубокую (измеряемую дефицитом доходов бедных слоев по отношению к прожиточному минимуму).

7. Социальное партнерство - это согласование экономической и социальной политики (особенно доходов и налогов) между правительством, предпринимателями и профсоюзами.

Термины и понятия

Распределение доходов
Совокупные доходы
Номинальные доходы
Денежные доходы населения
Располагаемые доходы
Реальные доходы
Реальные располагаемые доходы
Номинальная и реальная заработная плата
Социальные трансферты
Социальная политика
Политика доходов
Индекс потребительских цен
Индексация доходов
«Дырявое ведро» А. Окуня
Прожиточный минимум (социальный и физиологический)
Кривая Лоренца
Квинтильный (децильный) коэффициент
Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини)
Минимальный размер оплаты труда
Социальная справедливость
Социально ориентированная экономика
Бедность
Абсолютная черта бедности
Относительная черта бедности
Дефицит дохода

Вопросы для самопроверки

1. Какие цели может преследовать политика доходов в странах с рыночной экономикой:

а) пополнение доходов госбюджета,
б) противодействие инфляции;
в) повышение конкурентоспособности отечественных товаров;
г) смягчение неравенства доходов?

2. Чем отличается социальный прожиточный минимум от физиологического минимума?

3. Каковы основные факторы, определяющие дифференциацию доходов и заработной платы в России в переходный период?

4. В чем состоит противоречие социальной справедливости и экономической эффективности ?

5. Номинальные доходы населения выросли за год на 20%, а индекс потребительских цен за этот же период составил 16%. Как изменились реальные доходы населения?

6. Чем характеризуется бедность в России и каковы ее масштабы?

7. Что такое индексация доходов и какова ее социальная роль?