Дуа пророка мухаммада действует всегда. Дуа пророка мухаммада действует всегда Дуа и намазы от потомков пророка мухаммеда

Дуа – это поклонение и молитва Всевышнему, в которой проявляется сущность служения Богу, прямое обращение к Аллаху. Говоря о покорности, нельзя не сказать о дуа. Разве не сам Аллах говорил: «Если бы не ваши молитвы, то какое вы имели бы значение?» (Св. Коран, 25:77), «призывайте Меня, и я отвечу вам» (Св. Коран, 40:60).

Молитва – дуа свидетельствует о мощной связи между Аллахом и рабами Его. А по другому мнению, молитва – это доведение мыслей, желаний раба до Аллаха. Все, чего раб не может достичь своими силами, он просит у обладателя абсолютной власти, Всемогущего Аллаха, который может все; вот дуа и есть имя этого желания. Дуа – это прекрасная мелодия, которая поднимается от раба божьего к Аллаху на седьмое небо...

В наши дни дуа, которой нашлось место только в конце ежедневного пятикратного намаза или других молитв, в действительности является самой необходимой для жизни. Ее невозможно представить себе без молитвы. Вся наша жизнь заключается в служении Аллаху. Дуа – это зашифрованное желание Всевышнего и ключи от райского сада. Молитва от «абда», раба, возвышающаяся к Аллаху, есть милость Господа к своему рабу – «абду». С одной стороны, дуа – это молитва, а с другой – благородный мирадж, соединяющий этот земной мир с божественным миром. Восхождение – святой мирадж, который шаг за шагом прокладывает тропу к Аллаху.

Милосердная рука, дарующая нам милости – результат этой молитвы. В то же время она – громоотвод, отводящий гнев и ярость от нас. Много раз там, где заканчиваются возможности человеческого разума, на смену приходит молитва. Нет ни одного мгновения в жизни человека, когда он не нуждался бы в ней. Как Аллах (хвала Ему) ни на мгновение не перестает проявлять Себя, так и раб, прибегающий к Нему, ни на мгновение не должен прекращать свои молитвы. Потому что мы подходим с ней к двери Аллаха, с ней же на пороге обращаемся к Нему, и ливень милости Божьей проливается на нас благодаря нашему служению Ему и молитве.

С нашей точки зрения, дуа – это желание, просьба. Мы хотим от Аллаха удовлетворения всех своих материальных и духовных потребностей. Но часто, не зная даже своих желаний, допускаем ошибки, противореча воле Аллаха. Свои желания мы не хотим подчинить желаниям обладателя абсолютной воли – Аллаха и продолжаем настаивать на своем. И при этом хотим, чтобы они исполнялись немедленно, а если Аллах их не исполнил, считаем себя отвергнутыми и впадаем в отчаяние. А еще больше хотим, чтобы постоянно обладатель абсолютной воли сопутствовал нашей малой воле. Все это противоречит терминологии и порядку обращения с мольбой к Аллаху. И потому такие молитвы очень далеки от отношений между Аллахом и Его рабом. А соблюдение всех требований к молитве является одним из условий ее исполнения, может быть, самым главным.

Иногда самое заветное желание вырывается, как крик души. В этом случае раб ничего не говорит. Может быть, и губы его не шевельнутся; но он, зная, что Аллах – хозяин жизни его, постарается полностью подчиниться его воле и найдет то, что искал. Так было и с высокочтимым Ибрахимом, когда его бросили в огонь. В этот момент, когда погибли все надежды и исчерпались все возможности, Аллах высочайше повелел: «Мы повелели: "О пламя! Обернись холодом и спасением для Ибрахима"» (Св. Коран, 21:69). И божественное повеление в неожиданной форме стало источником его спасения.

То, что таится в душе, с помощью слов достигает Аллаха; а это – другая форма молитвы. Здесь раб только представляет свое состояние, но не выражает желание. А иногда делает и то, и другое. Коран выбрал эти примеры молитвы пророков в качестве образца для иллюстрации обоих вариантов обращения с просьбой к Господу.

Дуа высокочтимого Айюба (а.с.): «Меня постигла беда, а Ты –милосерднейший из милосердных!» (Св. Коран, 21:83); дуа высокочтимого Юнуса (а.с.): «Нет Бога, кроме Тебя. Слава Тебе! Я был из числа нечестивых» (Св. Коран, 21:87). А для второй формы обращения к Богу приведен пример дуа высокочтимого Закарии (а.с.). Он так обращался к Аллаху: «Господи! Пошли мне потомство благое. Ведь Ты – слышащий воззвание» (Св. Коран, 3:38).

Священный Коран настойчиво возвращается к теме обращения к Аллаху, обучая лично нашего Пророка, как следует молиться. Это очень важно для того, чтобы подчеркнуть значение молитвы. Если бы эта тема не была столь важной, стал бы Коран сотни аятов посвящать этой проблеме? Кроме того, еще сотни, даже тысячи хадисов, передающихся от Пророка, говорят о значении молитвы на все случаи жизни; они учат единоверцев, в каких случаях какие молитвы уместны. Таким образом, человек, который хочет облечь свои мысли и чувства в форму молитвы и сделать это как можно лучше, чтобы немногочисленные слова отражали глубокий смысл, должен узнать сначала молитвы, содержащиеся в Коране, который является нашим главным, великим помощником, и в хадисах Пророка.

Это так, потому что Аллах (хвала Ему) дает нам желания, и Он же учит нас, как правильно выражать их в наших молитвах – обращениях к Нему. И человек, который научился творить самые прекрасные и действенные лучшие молитвы, конечно же, Посланник Аллаха. Потому что тот, кто лучше всех знал Господа нашего – Всевышнего Аллаха, кто стучался в Его дверь с молитвой, был он – Пророк Мухаммад.

Потому что служение Богу тоже означает путь к Нему. Аллах открывает эту истину в словах: «И чтобы вы поклонялись мне. Это – прямой путь» (Св. Коран, 36:61). Во всех своих делах Пророк Аллаха соблюдает умеренность и равновесие. Направляя в разные места свои войска, которые завоевали мир, он всегда придерживался принципа – не обидеть и муравья. Наш Пророк всегда принимал соответствующие меры и никогда не пренебрегал молитвами.

Кто хочет увидеть жизнь, прошедшую в молитвах и страданиях, тот должен вглядеться в жизнь Пророка Аллаха! Пусть посмотрит и все человечество узнает, что такое обращение к Господу, узнает правила его и те возможности, которые оно дает.

Сотни людей собрали вместе молитвы Пророка и создали сборник дуа. Не лишил Аллах такой милости и автора этих строк... В сборнике под названием «Маджмуатуль-ад’ийятиль-ма’сура» собраны вместе молитвы Пророка. Они вышли в небольшом по формату издании. Люди, которые увидят эту книгу, поймут, что даже в молитвах нельзя подняться до уровня Пророка.

Пророк Аллаха возносил свои молитвы на протяжении всей своей жизни. Молитва никогда не сходила с его уст, была криком его души. Ни минуты он не оставался без нее, без общения с Аллахом. Это сосуд с кавсаром – святой водой из райского источника, который увлажняет его губы и никогда не выпадает из рук. Он был человеком действия, но при этом не знал себе равных и в богослужении.

А сахабы молились джамаатом. Но когда они хотели молиться наравне с ним, то просто не выдерживали. Пророк же не знал, что такое усталость. Потому что таким его создал Аллах, чтобы он всегда шел вперед и вел за собой других. Во время мираджа Джабраиль начал подниматься вместе с ним, но в определенный момент у него иссякли силы настолько, что он сказал: «Иди, о, Посланник Аллаха! Все в твоей власти». Да, он был человеком, обгоняющим ангелов.

Он достиг вершин осознанного богослужения и дуа. Все величие и могущество Аллаха открылось ему с высочайших небесных сфер. Несмотря на это он говорил: «О Аллах, не сумели мы узнать Тебя, как подобает». Воистину такое незнание и есть настоящее познание.

Букет молитв

Выше мы говорили о молитвах, чтобы подчеркнуть величие Пророка Аллаха. В завершение разговора упомянем из тысячи его дуа несколько примеров.

Перед сном

Сон – младший брат смерти. Человек должен засыпать с этой мыслью. Потому что закрывая глаза, он может больше их не открыть. Вот почему ему надо, ложась в постель, понимать, что в любую минуту он может проститься с этим миром. По этой причине Пророк Аллаха перед отходом ко сну читал первые и последние три аята из суры «Бакара», Аятуль-Курси, суру «Ясин», суру «Саджда», суру «Мулк», а потом три раза суру «Ихлас» и «Муаввизатайн» и один раз суру «Кафирун»; а потом соединял руки и, выдохнув в ладони своих рук, сколько мог, проводил ими по всему телу. И затем продолжал читать молитвы, перечисление которых займет слишком много времени. Да в этом и нет особой необходимости, ибо достаточно обратиться к изданиям, указанным мною выше.

Когда ложился в постель

Пророк, ложась в постель, произносил тридцать три раза «Субханаллах», столько же – «Алхамдулиллах» и тридцать три (по одному преданию – тридцать четыре) раза «Аллаху Акбар», а потом множество дуа. Вот одна из них: «Мой Аллах, я себя вверяю Тебе, обращаю лицо свое к Тебе и все дела свои вверяю Тебе. И со страхом и надеждой опираюсь на Тебя. Прибегаю к защите от Тебя – к Тебе. Кроме Тебя, нет никакого убежища. О, мой Аллах, я уверовал в Твою Книгу, которую Ты ниспослал, и Твоего Пророка, которого Ты отправил (Это важно, чтобы Пророк подтверждал свое пророчество). О, мой Аллах, в тот день, когда оживишь Своих рабов, защити меня от гнева Твоего. Я умру только с Твоим именем и оживу опять с Твоим именем». Правую руку он клал под голову, ложился на правый бок и слегка сгибал колени. В такой позе он засыпал и просыпался, потому что спал очень чутко, и всегда вставал ночью на молитву.

Когда вставал на тахаджут

Этой дуа он украшал момент, когда вставал для намаза тахаджут: «Хвала Тебе, мой Аллах, Ты «Кайюм», который удерживает небеса, землю и все, что под ними. Ты Властитель, хозяин небес, земли и всего сущего. И хвала Тебе, Свету небес, земли и всего, что под ними».

В полночь эта молитва звучит особенно значительно. Небо видно ночью во всем блеске и великолепии. Звезды сияют и сверкают, словно подмигивая, и свет их проникает в душу человека. И Земля в согласии с небесами любуется этим великолепием. Восхваление Аллаха, творца небес и земли, всего этого великолепия, согласия и пышности, звучит в этой дуа.

Слово «Кайюм» – одно из самых величайших имен Аллаха (Исму Азам). Наш Пророк, восхваляя Аллаха, много раз благодарит Его за проявления этого имени. Если и небеса, и земля принадлежат Аллаху, то и властелин, хозяин всего – только Он, Аллах. Посмотрите на верность Пророка: засыпая два-три часа назад, он торжественно славил Аллаха; и когда просыпался, первой его заботой было вновь торжественно восславлять Аллаха. Потому что из мира, по которому он расхаживал во сне, он недавно вернулся в мир шахадата (в мир сей), и клятва его в верности тоже должна была обновиться.

А затем ту же молитву он продолжал так: «Хвала Тебе, Ты – Хакк (источник истины). Обещание Твое – истинное. Путь к Тебе – путь истины. Слова Твои – истина. И рай, и ад – тоже истинны. Все пророки и высокочтимый Мухаммад – истинны. Судный день – тоже истина. Мой Аллах, я вверился Тебе. Я уверовал в Тебя. Я покорен Тебе и полностью повернулся к Тебе. Я боролся только с твоей помощью; я обратился только к Твоему суду. Ты прости мне грехи мои прошлые и будущие. (Сделай так, чтобы я больше не поддался искушению, и закрой для меня все двери греха). Прости мне ошибки мои явные и тайные. И прости мне те грехи, которые Ты знаешь лучше, чем я. Потому что могу знать, что сокрыто в моей душе, но могу не знать мыслей тайных, секретных. Если я, не зная своих чувств, согрешил, и за это прости меня. Только Ты вездесущ. Нет Господа, кроме Тебя. Всемогущ Аллах».

Когда произносится слово «Хакк», сразу приходит в голову мысль об Аллахе. И наш Пророк, в молитве перечисляя все, идущее от Аллаха, во весь голос утверждал истинность этих вещей.

Да, ложась в постель, он говорил о своей покорности Аллаху, и просыпаясь, опять объявлял о своей покорности, вере и служении..., объявлял и начинал жизнь с мыслью о глубокой покорности и вере. И он заканчивал эту дуа словами: «Сила и мощь принадлежат только Тебе». Потому что человек, если не прибегнет к силе и мощи Аллаха, не сможет справиться с ответственностью, возложенной на его плечи; вера, покорность и подчинение находятся в воле Аллаха. Пока он не захочет, пока он не поможет, кто же найдет Его, кто достигнет Его? Все, по мере сил своих, должны прибегать к помощи Аллаха.

Вот с такими мыслями и чувствами наш Пророк начинал намаз, и «черные локоны ночи» становились мокрыми от его слез.

Он, особенно когда один совершал нафиль - намаз, читал много дуа и удлинял намаз. Когда начинал чтение, до суры «Фатиха» читал эту дуа: «Мой Аллах, нет ничего, что помешало бы Твоим благодеяниям. И нет ничего, что помешало бы Твоему запрету. Нет ничего, что изменило бы или отменило закон, который Ты дал. Никто не сможет противиться Тебе».

Иногда к этому аяту добавлял: «Мой Аллах, отдели меня от грехов, как Ты разделил восток с западом».

«Мой Аллах, очисти меня от греха так, как белую одежду очищают от грязи».

А после этого читал дуа «Субханака» и лишь потом, после стольких восхвалений и произнесения тасбиха, начинал суру «Фатиха».

Конечно, есть еще много молитв-обращений, которые Пророк Аллаха читал в это время, но мы ограничимся тем, что вновь отошлем нашего читателя к сборникам молитв.

Когда вставал утром

Когда наступало утро, с его уст сходила следующая дуа: «Мой Аллах, я проснулся со словами: «Тебя и семь Твоих небес, Твоих ангелов и всех живущих призываю в свидетели, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Твой раб и пророк».

Призываю в свидетели и требую подтвердить это. Шелест листвы деревьев, журчанье воды прибавляю к своему свидетельству, и все это посылаю Тебе, как мощные звуки симфонии.

Приведенные слова Пророка Мухаммада, способность его разума к познанию соответствуют глубинам истины. Если кто-то еще и произнесет эти слова, он все равно не сможет осознать всю ее мощь и глубину.

Наш Пророк призывает в свидетели все сущее, особенно самых близких ангелов Аллаха и обитателей небес, которые наблюдают за всеми живущими... и свое восхваление Аллаха прибавляет к их дыханию и так вручает Ему. Мы в молитве нашего Пророка слова о дыхании ангелов понимаем так: когда стучишься в дверь великих, надо сначала найти руку, которая взяла бы дверной молоток Поэтому человек прозорливый, высокочтимый Омар, когда в Медине возникла засуха, взял за руку высокочтимого Аббаса и поднял ее, и он (высокочтимый Аббас) обратился с просьбой к Аллаху: «О, мой Аллах, мы подняли руку дяди Твоего любимого пророка. Во имя него пошли нам дождь!» И не успели опуститься его руки, как начался сильный дождь. В этом проявилась прозорливость Омара, которой он научился у Пророка. Как и он, высокочтимый Омар прибавил дыхание ангелов к своей дуа и мольбе.

Великий мыслитель ХХ века обращался к Всевышнему следующим образом: «О, мой Аллах, язык мой онемел от грехов, от их множества я смущен. И я стучу во врата Твоего милосердия с голосом и дыханием высокочтимого шейха Абдулкадира Гейлани».

Вот еще одна из молитв, которую Посланник Аллаха читал утром: «О, создатель небес и земли, знаток невидимого и видимого миров, Господин Великий и почитаемый, мой Аллах! Тебе объявляю свою преданность (к Тебе) в жизни этого мира и призываю Тебя в этом свидетелем. Тебя как свидетеля достаточно».

В этой молитве большое значение имеет использование названия «Фатыр», потому что у него есть еще такие синонимы: Аль-Бариу, Аль-Халику, Аль-Джаилу. Под словом «Фатыр» имелось в виду следующее: «Создатель небес и земли, Творец природы, Ты создал и открыл нам ее законы. Среди них есть законы медицины, физики, химии, астрофизики, астрономии. Они, словно каждое утро, обновляются и вновь открывают суть вещей. И этот порядок, этот чистый облик мира создал Ты!»

Когда наступал вечер

Когда всходило солнце, Посланник Аллаха украшал утро этими и схожими молитвами, а когда оно заходило и становилось темно, он читал эту молитву... – читал так, что они как будто становились солнцем его дней и ночей. У Пророка Мухаммада ночи были такие же светлые, как и дни. Множество молитв были светильниками на небосклоне его ночей. И он никогда не забывал зажигать эти светильники: «Мой Аллах, в том, что нет другого Господа, кроме Тебя, Ты – единственный, и высокочтимый Мухаммад, Твой раб и пророк, призываю в свидетели Тебя и Твое седьмое небо, Твоих ангелов и живое сущее».

Каждый ракат его намаза – как святая лестница, поднимающаяся к седьмому небу. И ступеньки ее построены из молитв.

А атмосфера святости, возникающая при подготовке к намазу, тесно связана со святостью самого намаза.

Он читал дуа, входя в отхожее место и выходя из него. Есть отдельные дуа для начала омовения перед намазом, для омовения разных частей тела. Заканчивая оное снова читал дуа. После призыва к намазу он читал особую молитву. Существовали разные дуа, которые он читал перед началом намаза, приходя в мечеть и выходя из нее.

Когда Пророк начинал намаз, сразу после начального такбира он читал молитву. У него были разные дуа: на поясном поклоне, саджде (земном поклоне), подъеме меж двух саджда, когда сидят и после того, как говорят «салам» (приветствие в конце намаза). Посланник Аллаха, насколько это было возможно, не пропускал ни одну из этих молитв.

В намазе

После начального такбира он читал следующую дуа: «Я лицо свое к Творцу, создавшему землю и небеса, обратил, покоряясь Ему и поворачиваясь спиной ко всем, кроме Него. Я ни в коем случае не из исповедующихся. У Него нет другого. Я в это верю. И я из мусульман. Мой Аллах, ты Властитель. Кроме Тебя, нет Господа, Ты мой Аллах, а я Твой раб. Я смиряю себя. Я признаю грехи свои. Ты прости мне все мои грехи. Кроме Тебя, нет другого, чтобы простил грехи...».

И одна из молитв, которая читается в поясном поклоне: «Мой Аллах, я Тебе верил, я Тебе поклонялся, я Тебе отдавался. Мои уши, глаза, мозг и кости, и нервы, и все что носят мои ноги, поклонялись и подчинялись Аллаху, который Господь миров».

Когда выпрямлялся после поклона: «Мой Аллах, хвалу возношу только Тебе. Небеса и земля, и все что меж ними, хвалят Тебя. И все, что создано после этого, хвалят только Тебя...».

В саджде: «Мой Аллах, я сделал саджду для тебя, Тебе верил и Тебе предан. Мое лицо делало саджду (земной поклон) Тому, Кто его создал, дал форму, сделал глаза и уши. Самый прекрасный из одобряющих– Аллах, как Он велик! Мой Аллах, прости все мои грехи, большие и малые, прошлые и будущие, явные и тайные, прости все...».

Что делает человек, кроме молитвы? Ест, пьет, ложится, встает, смеется, плачет, грустит, радуется, женится, заводит детей, надевает новую одежду, отправляется в путь или возвращается, получает хорошие или плохие новости, встречается с хорошими друзьями, болеет, выздоравливает, спит, видит хорошие или плохие сны и еще делает сотню дел, попадает в сотню разных ситуаций. Вот Пророк Аллаха почти в каждом из этих положений читал молитву, соответствующую обстоятельствам, и таким способом связывал свою человеческую сущность с потусторонним миром.

Есть ситуации, которые не зависят от воли человека. Но они косвенно влияют на него. Например, голод, засуха, пожар, потоп, ураган... – такие несчастья хоть напрямую не могут нанести вреда личности, все равно опасны. Чтобы быть единым с обществом, в таких ситуациях наш Господин, обращаясь к Аллаху, читал молитву.

И еще о джавшане – сборнике дуа Пророка Мухаммада, который не был по достоинству оценен суннитскими учеными. Однако все великие люди исламского мира имели обыкновение молиться по нему и никогда не пренебрегали им. Да, человек, который прочтет джавшан, может постичь всю глубину молитвы Пророка Аллаха.

Как уже было указано выше, мы начали разговор на эту тему без намерения пересказать все молитвы Пророка... Наша цель состояла в том, чтобы показать, что даже в молитвах ему не было равных, что всю жизнь он проводил с молитвой. Конечно, несмотря на все те молитвы, которые здесь были приведены, кто-то может усомниться в этом. Но чтобы подтвердить свою точку зрения, мы постарались дать вам возможность познакомиться с некоторыми из них. Они подобны просачивающимся каплям, которые служат доказательством того, что есть источник воды.

Да, мы уверены и подтверждаем, что Пророк ни в чем и ни в ком не знал себе равных. Он был олицетворением высших проявлений человеческой натуры, великим человеком. И мы, с первых слов нашего сочинения и до этого момента, старались вновь и вновь доказывать и подтверждать уверенность в этом. Если мы и допустили какие-то ошибки, то они связаны с ограниченностью наших способностей понять и объяснить. А он (Пророк) чист и свободен от любых ошибок и изъянов. Потому что он – высокочтимый Мухаммад Мустафа (р.а.). В жизни этого Пророка, каждое мгновение которой освящено благодатью, нельзя найти ни единого пятнышка. Его жизнь – постоянная молитва. Появившись на свет, он произнес «Уммати, уммати», и в день Страшного суда скажет то же. Да, все его заботы были об уммате (общине).

Вместо заключения

Моя душа никак не соглашается расстаться с этой темой, с нашим Господином. Рассказывая о нем, я как будто сам был вместе с ним. И не хочу уходить от него. Но что я могу поделать? Мы уже дошли до конца повествования... и вынуждены завязать узел молчания

Свое повествование хочу закончить светлыми и значительными словами одного мастера слова: «Да, посмотрите на личность этого одухотворенного аргумента: Земля как мечеть, Мекка как михраб, Медина как минбар... Он, наш Пророк (а.с.), показывает ясно Своему Господу и доказывает, что он –Имам для всех верующих, Проповедник для всех людей, Вождь всех пророков, Святой всех святых – главный закир кольца радения святых и пророков».

Он – святое дерево, корни которого, дающие жизнь, не кто иные, как пророки, а святые – его прекрасные плоды. Все пророки, совершавшие свои чудеса, и все святые, верящие в чудо, подтверждают его дело и подписываются под ним. Потому что он говорил: «Ла илаха иллаллах», а потом действовал. Те святые закиры (упоминающие Аллаха), которые стоят в левом и правом рядах, то есть в прошлом и будущем, от души повторяют те же слова: «Правду сказал, истинно». Какие же сомнения могут возникнуть в том, что скреплено этими подписями?

Как и сотни признаков, имеющихся в Торе и Евангелии те доказательства укрепляют святое единение, как встреча и переговоры двух сторон. И счастливые предзнаменования, произошедшие до пророчества, и таинственные голоса, которые сообщают об отсутствующем, и многие свидетельства прорицателей, и множество чудес, о которых можно говорить бесконечно, – все подтверждает и укрепляет это. Другим доказательством, свидетельствующим о нем, была справедливость принесенной им религии. И еще его характер, достойный высочайших похвал; его прекраснейший из прекрасных характер и нрав, связанный с его делами. Его необыкновенное благочестие, необыкновенные молитвы, необыкновенно серьезное отношение к религии, – все это говорит о его искренней вере, абсолютной убежденности и максимальной надежности; ясна, как день, его преданность своей цели.

Мой читатель, если хочешь, приходи, и мы с тобой пойдем в «счастливый век», на Аравийский полуостров... Мысленно навестим Пророка, увидим его за работой... Перед нами избранный Богом в зените своего расцвета: его лицо, события жизни; в руках его Книга, содержащая мир чудесного, слово истины, вечную проповедь, обращенную ко всему человечеству, а возможно, и к джиннам, и к ангелам, и еще кому-то, возможно, ко всему сущему. Удивительную загадку, тайну сотворения мира, он раскрывал как священный талисман. Он объяснял, растолковывал понятные ответы на три самых трудных вопроса человеческого бытия: «Кто ты?», «Откуда пришел?», «Куда идешь?», которыми и по сей день задаются все мыслящие люди на земле...

Любезный читатель, взгляни, и ты увидишь: на том огромном пространстве, населенном невежественными, фанатичными и упрямыми племенами, как быстро он сумел избавить их от старых привычек, дикости и необузданности характера, украсить их прекрасными качествами, сделать учителями и воспитателями для всех народов. И это не результат внешнего давления – Пророк завоевывал и очаровывал разум, дух и души всех людей. Он стал любимцем человеческих душ, учителем умов, воспитателем чувств и властелином духа!

О, Посланник Аллаха! Да будет дух каждого из нас жертвою для тебя. Соблаговоли, прими!..


Дарими, Фазаилуль-Куран, 14; Ибн Хаджар, Маталиб, 3/358, 361; Тирмизи, Даават, 21-22.
Тирмизи, Даават, 16.
Тахаджут – дополнительная молитва, совершаемая ночью после краткого сна.
Бухари, Тахаджут, 1.
Бухари, Даават, 18.
Муслим, Масаджид, 147.
Абу Давуд, Адаб, 101.
Канзуль-уммаль, 13/504.
Бадиуззаман Саид Нурси, Хизбу анвариль-хакаикин-нурийя. 266.
Муснад, 1/412.
Абу Давуд, Адаб, 101.
Тирмизи, Даават, 32.
Абу Давуд, Салат, 119.
Муслим, Салат, 202-203.
Муслим, Салат, 216.
Бухари, Тавхид, 36.

В 200-202 аятах суры «Аль-Бакара» сказано:

فَإِذَا قَضَيْتُم مَّنَاسِكَكُمْ فَاذْكُرُواْ اللّهَ كَذِكْرِكُمْ آبَاءكُمْ أَوْ أَشَدَّ ذِكْرًا فَمِنَ النَّاسِ مَن يَقُولُ رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا وَمَا لَهُ فِي الآخِرَةِ مِنْ خَلاَقٍ وِمِنْهُم مَّن يَقُولُ رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ أُولَـئِكَ لَهُمْ نَصِيبٌ مِّمَّا كَسَبُواْ وَاللّهُ سَرِيعُ الْحِسَابِ

«Когда вы завершите свои обряды, то поминайте Аллаха так, как поминаете своих отцов, и даже более того. Среди людей есть такие, которые говорят: «Господь наш! Одари нас в этом мире!» Но нет им доли в Последней жизни. Но среди них есть такие, которые говорят: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне». Им уготован удел за то, что они приобрели. Аллах скор в расчете».

По завершении каждого обряда поклонения рабам полагается молить Аллаха о прощении за сделанные упущения и благодарить Его за верное руководство и поддержку. Они не должны походить на нечестивцев, которые полагают, что выполняют свои обязанности надлежащим образом и заслуживают высокого положения, и даже хвалятся этим перед Господом. Такие люди достойны ненависти и порицания, а их деяния заслуживают быть отвергнутыми, тогда как деяния истинных рабов заслуживают быть принятыми, а сами они достойны того, чтобы Аллах вдохновил их на новые праведные дела. Затем Всевышний поведал о том, что абсолютно все люди взывают к Аллаху в надежде обрести благо и уберечься от зла, однако при этом они преследуют разные цели. Некоторые люди потакают низменным желаниям и просят для себя только мирских благ. В Последней жизни они будут лишены благого удела, потому что они сами отвернулись от Последней жизни, а их желания ограничивались только страстью к мирским благам и удовольствиям. Но есть люди, которые желают обрести благо как в мирской жизни, так и после смерти. Они просят Аллаха помогать им по всех начинаниях, связанных с их религией и мирской жизнью. Обе группы людей непременно получат то, что они заслужили и заработали. Каждый получит воздаяние, соответствующее его деяниям, намерениям и устремлениям. Для одних это воздаяние будет милостью, а для других – справедливостью, но в обеих случаях Всевышний Аллах будет удостоен за него самой совершенной похвалы. Этот аят свидетельствует о том, что Аллах принимает молитвы от всех молящихся, будь то мусульмане, неверующие или грешники. И если Аллах внимает мольбе человека, то это никоим образом не свидетельствует о любви Аллаха к нему или о его близости к Господу. Об этом можно судить только тогда, когда Аллах помогает человеку совершать благодеяния во благо Последней жизни и выполнять предписания религии. Под добром в мирской жизни подразумеваются приятное и дозволенное пропитание, приобретенное честным путем богатство, праведная супруга, доставляющий радость ребенок, спокойная жизнь, полезные знания, праведные поступки и многое другое, что дозволено людям и угодно им. А под добром в Последней жизни подразумевается избавление от наказания в могиле, на ристалище после воскрешения и в Преисподней, а также обретение благосклонности Аллаха и вечного блаженства вблизи от Милосердного Господа. Вот почему упомянутая в этом аяте молитва обладает глубоким и широким смыслом. Она является самой совершенной и предпочтительной молитвой, и поэтому Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, часто повторял ее сам и призывал к этому других.

Тафсир Ас-Саади

رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

Перевод: Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне.

ЧТО ЧИТАЕТСЯ ПОСЛЕ НАМАЗА

Сказано в Священном Коране: «Ваш Господь повелел: «Взывайте ко Мне, Я удовлетворю ваши дуа». «Обращайтесь к Господу смиренно и покорно. Воистину, Он не любит невежд».
«Когда тебя (о Мухаммад) вопрашают Мои рабы обо Мне, (пусть узнают) ведь Я близок и отвечаю на призыв молящихся, когда они взывают ко Мне».
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Дуа – это поклонение (Аллаху)»
Если после фард намазов нет сунны намазов, например, после намазов ас-субх и аль-аср, читают 3 раза истигфар
أَسْتَغْفِرُ اللهَ
«Астагфиру-Ллах».240
Значение: Я прошу у Всевышнего прощения.
Затем произносят:

اَلَّلهُمَّ اَنْتَ السَّلاَمُ ومِنْكَ السَّلاَمُ تَبَارَكْتَ يَا ذَا الْجَلاَلِ وَالاْكْرَامِ
«Аллахумма антас-Сяляму ва минкас-Саляму табарактя йа Заль-Джаляли валь-Икрам».
Значение: «О Аллах, Ты — Тот, у Которого нет недостатков, от Тебя исходит мир и безопасность. О Тот, Кто обладает Величием и Щедростью».
اَلَّلهُمَّ أعِنِي عَلَى ذَكْرِكَ و شُكْرِكَ وَ حُسْنِ عِبَادَتِكَ َ
«Аллахумма ‘аынни ‘аля зикрикя ва шукрикя ва хусни ‘ыбадатик».
Значение: «О Аллах, помоги мне достойно упоминать Тебя, достойно благодарить Тебя и наилучшим образом поклоняться Тебе».
Салават читается как после фарда, так и после сунны-намазов:

اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى ألِ مُحَمَّدٍ
«Аллахумма салли ‘аля саййидина Мухаммад ва ‘аля aли Мухаммад».
Значение: «О Аллах, даруй больше величия нашему господину Пророку Мухаммаду и Его роду».
После Салавата читают:
سُبْحَانَ اَللهِ وَالْحَمْدُ لِلهِ وَلاَ اِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَ اللهُ اَكْبَرُ
وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ بِاللهِ الْعَلِىِّ الْعَظِيمِ
مَا شَاءَ اللهُ كَانَ وَمَا لَم يَشَاءْ لَمْ يَكُنْ

«СубханАллахи валь-хамдулилляхи уа ля илляха илля Ллаху ва-Ллаху Акбар. Ва ля хауля ва ля куввата илля билляхиль ‘алий-иль-‘азым. Маша Аллаху кяна ва ма лям Йаша лям йакун».
Значение: «Аллах чист от недостатков, приписываемых Ему неверующими, хвала Аллаху, нет божества, кроме Аллаха, Аллах превыше всего, нет силы и защиты, кроме как от Аллаха. То, что Аллах хотел, будет и то, что не хотел — не будет».
После этого читают «Аяту-ль-Курсий». Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Тому, кто после фард намаза читает Аяту-ль-Курсий и Суру «Ихлас», не будет преграды для вхождения в Рай».
«А’узу билляхи минаш-шайтанир-раджим Бисмилляхир-Рахманир-Рахим»
«Аллаху ля иляхa илля хуаль хайюль каюм, ля та хузуху синату-уаля наум, ляху ма фис самауати уа ма филь ард, ман заллязи яшфа‘у ‘ындаху илля би изних, я‘ляму ма байна айдиихим уа ма хальфахум уа ля юхитуна би шайим-мин ‘ыльмихи илля бима ша, уаси‘а курсийюху ссама-уати уаль ард, уа ля яудуху хифзухума уа хуаль ‘алийюль ‘азы-ым».
Значение А’узу: «Прибегаю к защите Аллаха от шайтана, далекого от Его Милости. Во Имя Аллаха Милостивого для всех на этом свете и Милостивого лишь для верующих в Конце Света».
Значение Аята аль-Курсий: «Аллах – нет божества, кроме Него, вечно Живого, Сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто же станет без Его соизволения заступаться перед Ним? Он знает то, что было до людей и что будет после них. Люди же постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает. Ему подвластны небеса и земля. Ему не в тягость их охранять Он – Всевышний Великий».
Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Кто после каждого намаза скажет 33 раза «Субхана-Ллах», 33 раза «Альхамдулил-Ллях», 33 раза «Аллаху Акбар», а на сотый раз скажет «Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарикя Лях, ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа ‘aля кулли шайин кадир», Аллах простит его грехи, даже если их так много, как пены в море».
Затем читают последовательно следующие зикры246:
33 раза «СубханАллах»;

سُبْحَانَ اللهِ
33 раза «Альхамдулиллях»;

اَلْحَمْدُ لِلهِ
33 раза «Аллаху Акбар».

اَللَّهُ اَكْبَرُ

После этого читают:
لاَ اِلَهَ اِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ.لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ
وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

«Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарикя Лях, ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа ‘aля кулли шайин кадир».
Потом поднимают руки на уровень груди ладонями вверх, читают дуа, которые читал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) или любые другие дуа, которые не противоречат Шариату.
Ду’а — это служение АЛЛАХУ

Ду’а — это одна из форм поклонения Всевышнему Аллаху. Когда человек обращается с просьбой к Создателю, действием этим он подтверждает свою веру в то, что только Аллах Всевышний может даровать человеку все, в чем он нуждается; что Он – Единственный, на Кого следует полагаться и к Кому надо обращаться с молитвами. Аллах любит тех, кто как можно чаще обращается к Нему с различными (разрешенными по Шариату) просьбами.
Ду’а является оружием мусульманина, дарованным ему Аллахом. Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: «Хотите, я научу вас такому средству, которое поможет вам преодолеть несчастья и беды, постигшие вас?». «Хотим»,- ответили сподвижники. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Если читать ду’а «Ля илляха илля анта субханакя инни кунту миназ-залимин247», и если читать ду’а для брата по вере, который в этот момент отсутствует, то ду’а будет принято Всевышним». Рядом с читающим ду’а стоят ангелы и говорят: «Аминь. Да станет с тобой то же самое»
Ду’а является ибадатом, вознаграждаемым Аллахом и для его совершения существуют определенный порядок:
1. Ду’а надо читать с намерением ради Аллаха обращаясь сердцем к Создателю.
Ду’а следует начинать со слов восхваления Аллаха: «Алхамдулилляхи Раббиль ‘алямин», затем надо читать салават Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям): «Аллахумма салли ‘аля али Мухаммадин ва саллям», затем необходимо покаяться в грехах: «Астагфируллах».
Сообщается, что Фадаля бин Убайд (радыйаллаху анху), сказал:«(Однажды) посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) услышал, как один человек во время своей молитвы стал обращаться с мольбами к Аллаху, не восславив (перед этим) Аллаха и не обратившись к Нему с мольбами за Пророка, (саллаллаху алейхи ва саллям), и посланник Аллаха, (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Этот (человек) поспешил!», - после чего подозвал его к себе и сказал ему /или: …кому-то другому/:
«Когда кто-нибудь из вас (пожелает) обратится к Аллаху с мольбой, пусть начнёт с того, что воздаст хвалу своему Преславному Господу и восславит Его, потом пусть призовёт благословение на Пророка», - (саллаллаху алейхи ва саллям), - «а уже потом просит, чего пожелает».
Халиф Умар (да осенит его милость Аллаха) говорил:«Наши молитвы достигают небесных сфер под названием «Сама» и «Арша» и находятся там до тех пор, пока мы не произнесем салаваты Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), и только после этого они достигают Божественного престола».
2. Если ду’а содержит важные просьбы, то до его начала надо совершить омовение, а если очень важные – надо совершить омовение всего тела.
3. При чтении ду’а желательно повернуться лицом в сторону Кыблы.
4. Руки надо держать перед лицом ладонями вверх. После завершения ду’а надо руками провести по лицу, чтобы баракят, которым наполнились протянутые руки, коснулся и лица.Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): « Поистине, ваш Господь Живой, Щедрый, не может отказать Своему рабу, если тот поднимает руки в мольбе»
Анас (радыйаллаху анху) передает, что во время дуа Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки настолько, что была видна белизна его подмышек»
5. Просьбу надо произносить уважительным тоном, тихо, чтобы окружающие не слышали, при этом нельзя обращать взор к небесам.
6. В завершении ду’а надо, как и в начале, произнести слова восхваления Аллаха и салавата Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) затем сказать:
سُبْحَانَ رَبِّكَ رَبِّ الْعِزَّةِ عَمَّا يَصِفُونَ .
وَسَلَامٌ عَلَى الْمُرْسَلِينَ .وَالْحَمْدُ لِلهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Субхана Раббикя Раббиль ’изатти ‘амма ясифуна ва салямун ‘аляль мурсалина валь-хамдулилляхи Раббиль ‘алямин».
Когда Аллах принимает ду’а прежде всего?
В определенное время: месяц Рамадан, Ночь Ляйлят-уль-Кадр, ночь на 15-е Шаабана, обе ночи праздника (Ураза-Байрам и Курбан-Байрам), последняя треть ночи, ночь и день пятницы, время от начала рассвета и до появления солнца, от начала заката и до его завершения, период между азаном и икаматом, время, когда имам приступил к джума-намазу и до его окончания.
При определенных действиях: после чтения Корана, во время испития воды зам-зам, во время дождя, во время саджда, во время зикра.
В определенных местах: в местах совершения Хаджа (гора Арафат, долины Мина и Муздалиф, возле Каабы и др.), рядом с источником Зам-зам, рядом с могилой Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).
Ду’а после намаза
«Сайидуль-истигфар» (Господин молитв покаяния)
اَللَّهُمَّ أنْتَ رَبِّي لاَاِلَهَ اِلاَّ اَنْتَ خَلَقْتَنِي وَاَنَا عَبْدُكَ وَاَنَا عَلىَ عَهْدِكَ وَوَعْدِكَ مَااسْتَطَعْتُ أعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا صَنَعْتُ أبُوءُ لَكَ بِنِعْمَتِكَ عَلَىَّ وَاَبُوءُ بِذَنْبِي فَاغْفِرْليِ فَاِنَّهُ لاَيَغْفِرُ الذُّنُوبَ اِلاَّ اَنْتَ

«Аллахумма анта Рабби, ля иляха илля анта, халяктани ва ана абдук, ва ана а’ля а’хдике ва ва’дике мастата’ту. А’узу бикя мин шарри ма санат’у, абуу лякя би-ни’метикя ‘алейя ва абу бизанби фагфир лии фа-иннаху ля йагфируз-зунуба илля анте».
Значение: «Мой Аллах! Ты мой Господь. Нет божества кроме Тебя достойного поклонения. Ты меня создал. Я твой раб. И стараюсь по мере сил своих сдержать клятву о покорности и верности Тебе. Я прибегаю к Тебе от зла содеянных мной ошибок и грехов. Благодарю Тебя за все блага, дарованные Тобой, и прошу простить грехи мои. Даруй мне прощение, ибо нет никого, кроме Тебя, прощающего грехи».

أللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنَّا صَلاَتَنَا وَصِيَامَنَا وَقِيَامَنَا وَقِرَاءتَنَا وَرُكُو عَنَا وَسُجُودَنَا وَقُعُودَنَا وَتَسْبِيحَنَا وَتَهْلِيلَنَا وَتَخَشُعَنَا وَتَضَرَّعَنَا.
أللَّهُمَّ تَمِّمْ تَقْصِيرَنَا وَتَقَبَّلْ تَمَامَنَا وَ اسْتَجِبْ دُعَاءَنَا وَغْفِرْ أحْيَاءَنَا وَرْحَمْ مَوْ تَانَا يَا مَولاَنَا. أللَّهُمَّ احْفَظْنَا يَافَيَّاضْ مِنْ جَمِيعِ الْبَلاَيَا وَالأمْرَاضِ.
أللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنَّا هَذِهِ الصَّلاَةَ الْفَرْضِ مَعَ السَّنَّةِ مَعَ جَمِيعِ نُقْصَانَاتِهَا, بِفَضْلِكَ وَكَرَمِكَ وَلاَتَضْرِبْ بِهَا وُجُو هَنَا يَا الَهَ العَالَمِينَ وَيَا خَيْرَ النَّاصِرِينَ. تَوَقَّنَا مُسْلِمِينَ وَألْحِقْنَا بِالصَّالِحِينَ. وَصَلَّى اللهُ تَعَالَى خَيْرِ خَلْقِهِ مُحَمَّدٍ وَعَلَى الِهِ وَأصْحَابِهِ أجْمَعِين .

«Аллахумма, такаббаль минна Салятана ва сыйамана ва кыйамана ва кыраатана ва руку’ана ва суджудана ва ку’удана ва тасбихана ватахлиляна ва тахашшу’ана ва тадарру’ана. Аллахумма, таммим таксырана ва такаббаль тамамана вастаджиб ду’аана ва гфир ахйаана ва рхам маутана йа мауляна. Аллахумма, хфазна йа файйад мин джами’и ль-баляйа валь-амрад.
Аллахумма, такаббаль минна хазихи салята аль-фард ма’а ссуннати ма’а джами’и нуксанатиха, бифадликя вакярамикя ва ля тадриб биха вуджухана, йа иляха ль-’алямина ва йа хайра ннасырин. Таваффана муслимина ва альхикна биссалихин. Васалля ллаху та’аля ‘аля хайри халькыхи мухаммадин ва ‘аля алихи ва асхабихи аджма’ин».
Значение: «О, Аллах, прими от нас молитву нашу, и пост наш, стояние наше пред Тобой, и чтение Корана, и поясной поклон, и земной поклон, и сидение пред Тобой, и восхваление Тебя, и признание Тебя Единственным, и смирение наше, и почтение наше! О, Аллах, восполни наши упущения в молитве, прими наши правильные действия, ответь на наши мольбы, прости грехи живым и смилостивись над покойными, о, Владыка наш! О, Аллах, о, Щедрейший, убереги нас, от всех бед и болезней.
О, Аллах, прими от нас молитвы фарз и сунны, со всеми нашими упущениями, по милости и щедрости Твоей, но не кинь молитвы наши, нам в лицо, о, Господь миров, о, лучший из Помощников! Упокой нас мусульманами, и присоедини к числу праведников. Да благословит Аллах Всевышний лучшее из своих творений Мухамада, его родных и всех его сподвижников».
اللهُمَّ اِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ, وَمِنْ عَذَابِ جَهَنَّمَ, وَمِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيَا وَالْمَمَاتِ, وَمِنْ شَرِّفِتْنَةِ الْمَسِيحِ الدَّجَّالِ
«Аллахумма, иннн а’узу би-кя мин «азаби-ль-кабри, ва мин ‘азаби джаханна-ма, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамати ва мин шарри фитнати-ль-масихи-д-даджжали!»
Значение: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от мучений могилы, от мук ада, от искушений жизни и смерти и от зла искушения аль-масих д-даджаль (Антихриста)».

اللهُمَّ اِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْبُخْلِ, وَ أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْخُبْنِ, وَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ أَنْ اُرَدَّ اِلَى أَرْذَلِ الْعُمْرِ, وَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ فِتْنَةِ الدُّنْيَا وَعَذابِ الْقَبْرِ
«Аллахумма, инни а’узу би-кя мин аль-бухли, ва а’узу бикя мин аль-джубни, ва а’узу би-кя мин ан урадда иля арзали-ль-’умри ва а’узу би-кя мин фитнати-д-дунйа ва ‘азаби-ль-кабри».
Значение: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от скупости, и я прибегаю к Тебе от малодушия, и я прибегаю к Тебе от беспомощной старости, и я прибегаю к Тебе от искушений мира этого и мучений могилы».
اللهُمَّ اغْفِرْ ليِ ذَنْبِي كُلَّهُ, دِقَّهُ و جِلَّهُ, وَأَوَّلَهُ وَاَخِرَهُ وَعَلاَ نِيَتَهُ وَسِرَّهُ
«Аллахумма-гфир ли занби кулля-ху, дикка-ху ва джилляху, ва авваля-ху ва ахира-ху, ва ‘алянийата-ху ва сирра-ху!»
Значение О Аллах, прости мне все мои грехи, малые и большие, первые и последние, явные и тайные!

اللهُمَّ اِنِّي أَعُوذُ بِرِضَاكَ مِنْ سَخَطِكَ, وَبِمُعَا فَاتِكَ مِنْ عُقُوبَتِكَ وَأَعُوذُ بِكَ مِنْكَ لاَاُحْصِي ثَنَا ءً عَلَيْكَ أَنْتَ كَمَا أَثْنَيْتَ عَلَى نَفْسِك
«Аллахумма, инни а’узу би-рида-кя мин сахати-кя ва би-му’афати-кя мин ‘укубати-кя ва а’узу би-кя мин-кя, ля ухсы санаан ‘аляй-кя Анта кя-ма аснайта ‘аля нафси-кя».
Значение О Аллах, поистине, я прибегаю к благоволению Твоему от негодования Твоего и к прощению Твоему от наказа­ния Твоего и я прибегаю к Тебе от Тебя! Не сосчитать мне всех похвал, которых Ты достоин, ибо лишь Ты Сам воздал их Себе в достаточной мере.
رَبَّنَا لاَ تُزِغْ قُلُوبَنَا بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا وَهَبْلَنَا مِن لَّدُنكَ رَحْمَةً إِنَّكَ أَنتَ الْوَهَّابُ
«Раббана ля тузиг кулубана ба’да из хадейтана уа хаблана мин ладункарахманан иннака ентель-уаххаб».
Значение: «Господи наш! После того как Ты направил наши сердца на прямой путь, не отклоняй их (с него). Даруй нам от Тебя милость, ибо, воистину, Ты – дарующий».

رَبَّنَا لاَ تُؤَاخِذْنَا إِن نَّسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا رَبَّنَا وَلاَ تَحْمِلْ
عَلَيْنَا إِصْراً كَمَا حَمَلْتَهُ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِنَا رَبَّنَا وَلاَ
تُحَمِّلْنَا مَا لاَ طَاقَةَ لَنَا بِهِ وَاعْفُ عَنَّا وَاغْفِرْ لَنَا وَارْحَمْنَا
أَنتَ مَوْلاَنَا فَانصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ .

«Раббана ля туахызна ин-насина ау ахта’на, раббана уа ля тахмиль ‘алейна исран кема хамальтаху ‘алаль-лязина мин каблина, раббана уа ля тухаммильна маля такаталяна бихи уа’фу’анна уагфирляна уархамна, анте мауляна фансурна ‘аляль каумиль кафирин».
Значение: «Господи наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господи наш! Не возлагай на нас бремя, которое возложил на прежние поколения. Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу. Сжалься, прости нас и помилуй, Ты — властелин наш. Так помоги нам против люда неверующего».

Салават (от арабского «благословение» ) - особая мольба, содержащая восхваления Пророка Мухаммада (с.г.в.). Путём произнесения дуа верующий просит благословения для Посланника Всевышнего (с.г.в.).

Повторяя салават, правоверные выражают свою любовь Лучшему из творений Создателя. В Своей Книге Аллах говорит (смысл):

«Поистине, Господь миров и Его ангелы благословляют Пророка. О, уверовавшие! Восхваляйте его и приветствуйте миром» (33:56)

Эта цитата из наглядно демонстрирует важность произнесения салаватов, если даже ангелы и сам Творец делают это.

Достоинства салавата

  • Заступничество (шафаат) Посланника Аллаха (с.г.в.) в Судный день. Произнося эту форму дуа, мы приближаемся к нашему Пророку (с.г.в.). Стоит помнить, что он не нуждается в наших мольбах за него, так как ещё при жизни Мухаммад (с.г.в.) был обрадован вестью о Джаннате. В этом нуждаются сами люди, ожидающие заступничества Милости миров (с.г.в.), который как-то сказал: «В День воскрешения ближе всего ко мне, будут те, кто регулярно повторял салават» (хадис от Тирмизи).
  • Награда (саваб). В хадисе говорится: «Прочитавший салават один раз станет обладателем десятикратной Милости Всевышнего» (Муслим). Для того чтобы произнести дуа один раз, нужно потратить около 10-20 секунд. Но за эти секунды можно стать обладателем немалого саваба.
  • Принятие других дуа верующего. Обращаясь к Аллаху с определёнными просьбами, человеку желательно сначала произнести салават. Хадис гласит: «Если кто-то из Вас молится, пусть сначала произнесёт салават, а потом попросит то, чего он хочет» (Абу Дауд).
  • Дуа, которое слышит сам Пророк (с.г.в.). Посланник Аллаха (с.г.в.) напутствовал мусульман: «Повторяйте салават, и до меня дойдут ваши мольбы» (Абу Дауд). Причём, здесь говорится не только о тех верующих, которые застали Пророка (с.г.в.), но и тех, которые жили, живут и будут жить после него. Дело в том, что наши салаваты Мухаммаду (с.г.в.) доставляют ангелы.
  • Духовная щедрость. Повторяя регулярно салават, человек демонстрирует своё благое и искреннее стремление в восхвалении Пророка Мухаммада (с.г.в.), свою любовь к Лучшему из творений. В одном хадисе говорится: «Самым скупым из вас считается тот, кто, упоминая моё имя, не проговаривает салават» (Тирмизи).

Виды салавата

1. Во время совершения мусульмане произносят текст салавата во время сидения (кууд). Однако можно не ограничивается исключительно временем молитвы и повторять его в любое другое время:

«Аллахум-мя сальли `аля Мухяммядин вя "аля али Мухяммяяд. Кямя саляйтя "аля Ибрахимя вя "аля али Ибрахимя, иньнякя Хямиюдюн Мяджиид. Аллахум-мя барикъ "аля Мухяммядин вя "аля али Мухаммяяд. Кямя бярактя "аля Ибрахимя вя "аля али Ибрахимя, иньнякя Хамиюдюн, Мяджиид!»

Значение: О, Г осподь, благослови Мухаммада и его семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и его семейство. Воистину, Ты достоин похвалы, Славный! О Господь, ниспошли благословения Мухаммаду и его семейству, как ниспослал Ты их Ибрахиму и его семейству. Воистину, Ты достоин похвалы, Славный!

В данном дуа дозволено перед упоминанием имён двух пророков проговаривать слово «сайидина» («уважаемый») - для того чтобы подчеркнуть почтение заключительному Божьему Пророку (с.г.в.).

2. Ещё одним видом салавата служат слова, произносимые после упоминания Пророка Мухаммада (с.г.в.). После произношения его имени следует повторять слова «Алейхи саляту вя саллям» или «СаляЛлаху галейхи вя саллям» (Мир Ему и благословение Аллаха). Кроме того, можно говорить «Аллахум-мя сальли `аля Мухяммядиин». Шииты при упоминании имени Божьего Посланника (с.г.в.) просят о благословении не только самого Мухаммада (с.г.в.), но и его семейства.

3. После мусульмане произносят дуа, которое также служит как салават:

«Аллахум-мя Раббя хазихи дагвятит-тааммяти, вя салятиль-каима. Ати Мухаммядяниль-вясилята вяль-фадыйля, вяб`асху макяман Махмудан алязи вя‘адтах, вярзукна шяфа‘атху яумаль-кыяма. Иннака ля тухлифуль-ми‘ад»

Значение: «О, Создатель! Господь совершенного призыва и намаза. Даруй Пророку райскую степень Уасиля и достоинство. Дай ему высокое положение и позволь нам воспользоваться Его заступничеством в День Суда. Воистину, Ты не нарушаешь обещанного».

Когда лучше повторять салават

Повторение салаватов несёт благо всегда, но есть время, в которое они приветствуются особо:

1. По пятницам

Посланник Всевышнего (с.г.в.) сказал: «Наилучший день - пятница. Проговаривайте салаваты, и они будут переданы мне» (Абу Дауд). В благословенный день салават лучше произносить при посещении , например, в промежутке между намазами фарз и суннат, или же после азана. Женщинам, соответственно, при совершении обеденной (зухр) молитвы.

2. В месяц уразы

Дуа благословения следует произносить во время Священного Рамазана. В это время Всевышний одаряет своих рабов большой милостью, включая принятие мольбы верующего. В хадисе сказано: «Мольба трёх людей не будет отвергнута: постящегося, справедливого имама и угнетаемого» (Тирмизи).

3. После намаза

Салават произносят не только во время совершения обязательной молитвы, но и после неё, вне зависимости от того, какой именно из пяти ежедневных намазов совершил мусульманин. Заключительный Божий посланник (с.г.в.) сказал: «Наиболее вероятно дуа будет принято после намаза» (Тирмизи).

4. Между азаном и икаматом

Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Мольба между азаном и икаматом не отвергается» (Абу Дауд).

5. После чтения Священного Корана

Салават желательно повторять также после чтения Книги Аллаха. Хадис гласит: «Кто читает Коран - пусть просит у Всевышнего» (Тирмизи).

Слова благословения другим пророкам, сахабам, шейхам и устазам

При упоминании имён других пророков, сподвижников Посланника Аллаха (с.г.в.), табиинов, великих мусульманских учёных верующие также произносят слова благословения. Но салават дозволено повторять только в отношении Милости миров Мухаммада (с.г.в.). При упоминании других пророков следует говорить слова «алейхи саллям» (а.с., «мир ему») . Например, Адам («алейхи саллям»). Шииты повторяют «мир ему» также при упоминании праведных имамов и членов семьи Пророка Мухаммада (с.г.в.).

Когда речь идёт о сахабах Посланника Всевышнего (с.г.в.), особенно, если это один из сподвижников, о Рае, следует проговаривать «радыАллаху `анху» («да будет доволен им Аллах») . При упоминании табиинов, великих мусульманских учёных, шейхов и праведников дозволено проговаривать «рахматуЛлах», «рахимахуЛлах» (р.а., «да смилостивится над ним Аллах»), «хафизуЛлах» (да хранит его Аллах»).

Имена 25 пророков упомянуты в Свящённом Кyр`ане. В честь некоторых из них даже названы отдельные суры Кyр`ана. Пророки это избранные Богом люди, которые обладали высокой нравственностью и были примером для людей. В этом материале, ин шаа Аллах, мы приведём некоторые дуа (мольбы) пророков, с которыми они обращались к Господу.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Всевышнего ﷺ изрёк:

لِكُلِّ نَبِيٍّ دَعْوَةٌ يَدْعُوهَا. فَأُرِيدُ أَنْ أَخْتَبِئ دَعْوَتِي شَفَاعَةً لأِمَّتِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ .

«У каждого пророка было такое обращение с мольбой, на которое Аллах обязательно давал ответ и с которым он обращался к Аллаху, я же хочу придержать свою мольбу для заступничества за свою общину в мире ином» (имам аль-Бухари).

Дуа пророка Адама (мир ему)

رَبَّنَا ظَلَمْنَا أَنْفُسَنَا وَإِنْ لَمْ تَغْفِرْ لَنَا وَتَرْحَمْنَا لَنَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ

Роббанаа золямнаа анфусанаа уа ин лям тагфир лянаа уа тархамнаа лянакуунанна минальхаасириина

«Господь наш, мы навредили самим себе, если же Ты не простишь и не помилуешь нас, мы понесем тяжёлый урон!» (смысл 23 аята суры «аль-Араф»).

Дуа пророка Нуха (мир ему)

رَبِّ اغْفِرْ لِي وَلِوَالِدَيَّ وَلِمَنْ دَخَلَ بَيْتِيَ مُؤْمِنًا وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَلَا تَزِدِ الظَّالِمِينَ إِلَّا تَبَارًا

Робби гфирлии лиуалидаййа уа лимандахаля байтийа му`минан уа лильму`миниина уа лильму`минаати уа ля тазидиззоолимиина илля табароо

«Господи! Прости меня и моих родителей, которые (по Твоей воле) дали мне жизнь, и тех, кто вошёл в мой дом верующим, и всех верующих мужчин и верующих женщин, и не приумножь неверным ничего, кроме гибели!» (смысл 28 аята суры «Нух»).

Дуа пророка Салиха (мир ему)

رَبِّ انْصُرْنِي بِمَا كَذَّبُونِ

Роббинсурнии бимаа кяззабуун

«Господи мой! Помоги мне и накажи их за то, что они отрицают мой призыв!» (смысл 39 аята суры «аль-Муъминун»).

Дуа пророков Ибрахима и Исмаила (мир им)

رَبَّنَا تَقَبَّلْ مِنَّا إِنَّكَ أَنْتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ * رَبَّنَا وَاجْعَلْنَا مُسْلِمَيْنِ لَكَ وَمِنْ ذُرِّيَّتِنَا أُمَّةً مُسْلِمَةً لَكَ وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا وَتُبْ عَلَيْنَا إِنَّكَ أَنْتَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ * رَبَّنَا وَابْعَثْ فِيهِمْ رَسُولًا مِنْهُمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِكَ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَيُزَكِّيهِمْ إِنَّكَ أَنْتَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

Роббанаа такоббаль миннаа иннакя антас-сами`уль `алииму

Роббанаа уадж`альнаа муслимайни лякя уа мин зурриййатинаа умматан муслиматан лякя уа аринаа манаасикянаа уа туб `аляйнаа иннякя антат-таууаабур-рохиим

Роббанаа уаб`ас фихимросулян минхум йатлуу `аляйхим ааайаатикя уа йу`аллимухумулькитаабу уальхикмату уа йузаккихим иннакя анталь`азизульхакиим

«Господи наш! Наш Творец! Прими от нас это. Ведь Ты слышишь нашу молитву и знаешь наши сокровенные желания!

Господи наш! Сделай нас двумя мусульманами, покорными Тебе, а из нашего потомства - мусульманскую общину, преданную Тебе! Научи нас богослужебным обрядам в Твоём Запретном Священном Доме и прими наше покаяние, ведь Ты - Прощающий, Милосердный!

Господи наш! И яви из нашего потомства посланника, который передаст им Твои знамения, научит их ниспосланному Тобой Писанию и полезным знаниям, очистит их души. Ведь Ты, поистине, велик и мудр в том, что Ты делаешь, приказываешь, запрещаешь!» (смысл 127-129 аятов суры «аль-Бакара»).

Дуа пророка Лута (мир ему)

رَبِّ نَجِّنِي وَأَهْلِي مِمَّا يَعْمَلُونَ

Робби надджинии уа ахлии миммаа йа`малуун

«Господи! Спаси меня и мою семью от того, что делают нечестивцы» (смысл 169 аята суры «Шуара»).

Дуа пророка Юсуфа (мир ему)

رَبِّ قَدْ آتَيْتَنِي مِنَ الْمُلْكِ وَعَلَّمْتَنِي مِنْ تَأْوِيلِ الْأَحَادِيثِ فَاطِرَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ أَنْتَ وَلِيِّي فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ تَوَفَّنِي مُسْلِمًا وَأَلْحِقْنِي بِالصَّالِحِينَ

Робби код аатайтании минальмулки уа `алламтании мин та`уиилилляхаадииси фаатырос-самаауаати уальарды анта уалиййии фииддуньяа уальахироти тауаффании муслиман уальхикнии биссоолихиин

«О Господь мой! Как много милостей Ты оказал мне! Как они велики! Ты даровал мне власть. Хвала Тебе, Аллах, за это! Ты научил меня толкованию снов. О Творец небес и земли! Ты - Властелин мой и Покровитель мой в этой и в будущей жизни. Упокой меня, как Ты упокоил Твоих пророков, предавшимися Тебе мусульманами, и причисли меня к моим отцам и тем рабам Твоим, которых Ты привёл к благочестию и праведности!» (смысл 101 аята суры «Юсуф»).

Дуа пророка Аюба (мир ему)

أَنِّي مَسَّنِيَ الضُّرُّ وَأَنْتَ أَرْحَمُ الرَّاحِمِينَ

Аннии массанийаддурру уа анта архамур-роохимиин

«О Господь! Меня постигла беда и измучила, а Ты - ведь милосерднейший из милосердных!» (смысл 83 аята суры «аль-Анбия»).

Дуа пророка Шуайба (мир ему)

وَسِعَ رَبُّنَا كُلَّ شَيْءٍ عِلْمًا عَلَى اللَّهِ تَوَكَّلْنَا رَبَّنَا افْتَحْ بَيْنَنَا وَبَيْنَ قَوْمِنَا بِالْحَقِّ وَأَنْتَ خَيْرُ الْفَاتِحِينَ

Уа си`а роббунаа кулля шайин `ильман `аляЛлахи тауаккалнаа роббанаафтах байнанаа уа байна коуминаа бильхакки уа анта хайрульфаатихиин

«Аллах Всевышний объемлет Своим знанием каждую вещь и ведёт нас Своим милосердием и мудростью по прямому пути, который хранит для нас искреннюю веру. Мы полагаемся и уповаем только на Него, и Ему мы повинуемся. Господи наш! Рассуди между нами и нашим народом по истине. Ты объемлешь Своим знанием всё сущее, и, поистине, Ты - наисправедливейший и лучший Судья!» (смысл 89 аята суры «аль-А’раф»).

Дуа пророка Мусы (мир ему)

رَبِّ اشْرَحْ لِي صَدْرِي * وَيَسِّرْ لِي أَمْرِي * وَاحْلُلْ عُقْدَةً مِنْ لِسَانِي * يَفْقَهُوا قَوْلِي

Роббисрохлии содрии уа йассир лии амрии уахлуль `укдатан мин лисаании йафкохуу фаулии

«Господь расширь мне грудь, облегчи мне дело, возложенное на меня, и развяжи узел в моём языке, чтобы я мог разъяснить Послание» (смысл 25-28 аятов суры «Та-Ха»).

Дуа пророка Сулеймана (мир ему)

رَبِّ أَوْزِعْنِي أَنْ أَشْكُرَ نِعْمَتَكَ الَّتِي أَنْعَمْتَ عَلَيَّ وَعَلَى وَالِدَيَّ وَأَنْ أَعْمَلَ صَالِحًا تَرْضَاهُ وَأَدْخِلْنِي بِرَحْمَتِكَ فِي عِبَادِكَ الصَّالِحِينَ

Робби аузи`нии ан ашкуро ни`матакяллятии ан`амта `алаййа уа `аля уалидаййа уа ан а`маля соолихаан тардооху уа адхилнии бирохматикя фии `ибаадикяс-соолихиин

«Господи! Внуши мне быть благодарным Тебе за милость, которую Ты ниспослал мне и моим родителям, и руководи мною, чтобы я совершал благие деяния, которыми Ты будешь доволен, и введи меня Своей великой милостью в число Твоих праведных рабов» (смысл 19 аята сура «ан-Намль»).

Мольба пророка Закарийи (мир ему)

فَهَبْ لِي مِنْ لَدُنْكَ وَلِيًّا * يَرِثُنِي وَيَرِثُ مِنْ آلِ يَعْقُوبَ وَاجْعَلْهُ رَبِّ رَضِيًّا

Фахаб лии мин лядункя уа лиййаан йарисунии уа йарису мин ааали йа`кууба уадж`алху робби родыййаан

«Даруй мне Своей милостью наследника! Пусть он будет моим наследником в знаниях и религии и наследует роду Йакуба. И сделай его, мой Господь, угодным Тебе и людям!» (смысл 5-6 аятов суры «Марьям»).

Мольба пророка Исы (мир ему)

رَبَّنَا أَنْزِلْ عَلَيْنَا مَائِدَةً مِنَ السَّمَاءِ تَكُونُ لَنَا عِيدًا لِأَوَّلِنَا وَآخِرِنَا وَآيَةً مِنْكَ وَارْزُقْنَا وَأَنْتَ خَيْرُ الرَّازِقِينَ

Роббанаа анзиль `алайнаа мааидатан минас-самааи такуубу лянаа `иидан иляууалинаа уа ааахиринаа уа ааайатан минкя уарзукнаа уа анта хайрур-роозикиин

«О Аллах, наш Творец и Владыка! Низведи нам пищу с неба, чтобы этот день был праздником для всех уверовавших среди нас - для нас и наших потомков - и чтобы она стала знамением от Тебя, подтверждающим Твою Истину. Даруй нам добрый удел! Ты - лучший из дарующих уделы!» (смысл 114 аята суры «аль-Маида»).

Мольба пророка Юнуса (мир ему)

لَا إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنْتُ مِنَ الظَّالِمِينَ

Ля иляха илля анта субханакя инни кунту миназ-зоолимиин

«Нет божества достойного поклонения, кроме Тебя (Аллах), пречист Ты от всякого недостатка, поистине я был одним из притеснителей» (смысл 87 аята суры «аль-Анбия»).

Рахматулла Абдулкаримов