Нормирование труда в гоз. Основные нормы расхода строительных материалов Кто заполняет документ

При проверке правильности расходования средств исполнителями государственного контракта и защите начальной (максимальной) цены, представители заказчика наряду с договорными документами и расчетно-калькуляционными материалами требуют обосновать размер затрат. А именно - предъявить технологические карты, табели учета рабочего времени, нормативы расхода сырья, материалов, топлива, использования машин, оборудования и т. д. Особенно много вопросов вызывает обоснование затрат на оплату труда.

Собственно затраты на оплату труда зависят от двух факторов: среднего размера заработной платы основных исполнителей и трудоемкости выполнения работ.

Принимаемый размер заработной платы зависит от уровня оплаты труда в отрасли и регионе. При определении планируемого размера заработной платы, достигнутый уровень умножается на индекс потребительских цен (ИПЦ) и индекс изменения реальной заработной платы. Для подтверждения уровня оплаты по видам экономической деятельности в вашем регионе можно запросить справку в Федеральной службе государственной статистики.

Как обосновать трудозатраты или трудоемкость? Какие нормативы труда применить?

Для обоснования трудоемкости при повременной оплате можно использовать удобный Табель учета рабочего времени в разбивке по проектам и категориям сотрудников .

Трудоемкость не надо путать с выработкой.

Выработка определяется объемом произведенной продукции (выполненных работ) на единицу численности персонала. Нормы выработки устанавливаются как в натуральном (штуки, килограммы, метры и т. д.), так и в стоимостном выражении за определенное время работы (час, смену, сутки, месяц, год). Они необходимы для планирования производственного потенциала и расходов на оплату труда.

Трудоемкость измеряется затратами труда рабочего времени на определенный объем выпуска продукции за установленное время.

Отсюда основные нормы труда:

Норма выработки - это определенный объем работы (в м2, в см3 и т. д., то есть в натуральных показателях) или количество единиц продукции, которые работник или группа работников, должны выполнить в единицу времени при определенных технологических и организационных параметрах. Например, слесарь-сборщик должен за час работы собрать 2 изделия.

Норма времени - то количество рабочего времени, которое должен затратить работник или группа работников для выполнения определенной работы. Например, слесарь-сборщик должен собрать 1 изделие за 30 минут. Нормы затрат труда могут устанавливаться на операцию, изделие, работу, комплекс работ.

Норма труда делится на время самой работы и время перерывов

НОРМЫ И НОРМАТИВЫ В ОБЛАСТИ ТРУДА ГОСУДАРСТВО НЕ РЕГЛАМЕНТИРУЕТ

(кроме установления минимального размера оплаты труда). Единые и типовые нормы времени, разработанные централизованно, применительно к обычным коммерческим организациям носят рекомендательный характер.

Для установления диалога с военным представительством, предприятие может нормы времени разработать самостоятельно или привлечь консалтинговую фирму, предоставляющую подобные услуги. Нормы утверждаются приказом или распоряжением по предприятию, а затем согласовываются с представителями профсоюзной организации и государственным заказчиком.

Допустим, вы решили разработать нормативы самостоятельно.

Шаг 1. Для начала вам необходимо изучить конструктивно-технологические параметры применяемого на вашем предприятии оборудования, его соответствие изготовляемой продукции и эргономическим требованиям, профессионально-квалификационные, психофизиологические и социальные характеристики работников, условия труда, применяемую технологию, организацию рабочего места, его обслуживание и т. д.

Шаг 2. Далее вам необходимо составить технологическую карту с указанием рабочих мест и количества работников на каждом рабочем месте. Для этого лучше выбрать наиболее характерные для технологического процесса участки работ.

Шаг 3. Рассчитываете необходимое количество исследований для обеспечения объективности норм труда.

Шаг 4. Непосредственно исследования. Здесь можно пойти коротким или длинным путем.

Длинный путь - различные варианты фотографий рабочего времени, метод моментных наблюдений, хронометраж, микроэлементное нормирование, бенчмаркетинг, факторное нормирование и др.

Хронометраж

Хронометраж состоит из следующих этапов:


Под коэффициентом устойчивости хроноряда понимают отношение максимальной продолжительности выполнения данного элемента операции к минимальной.

Метод моментных наблюдений

Метод моментных наблюдений - это статистический способ получения средних данных о фактической загруженности рабочих и оборудования.


Фотография рабочего времени

Фотография рабочего времени (ФРВ) применяется для установления структуры его затрат на протяжении рабочей смены или ее части.


Микроэлементное нормирование

Рабочий процесс разбивают на микроэлементы, которые с требуемой степенью точности отражают содержание и описывают временные характеристики соответствующих им трудовых движений.


Бенчмаркинг

При использовании этого метода сравниваются трудозатраты данного предприятия или подразделения с другими предприятиями на рынке или типовыми подразделениями.


Факторное нормирование

Деятельность подразделения разбивается на процессы, по которым оцениваются трудозатраты. Метод основывается на экономико-статистическом анализе и для его применения требуется использование достаточно серьезного математического аппарата.


Для документарного оформления исследований можно, например, использовать карту фотографии рабочего времени.


Короткий путь -установление норм труда на основе применения нормативов по труду и расчетных формул. Это позволяет не прибегать каждый раз к трудоемким процессам хронометража и фотографии.

В этом случае процесс разработки норм времени состоит из следующих этапов:

  • изучение технологического процесса, норм организации труда и обслуживания рабочего места;
  • проектирование операции;
  • разработка необходимых организационно-технических мероприятий;
  • расчет длительности операции в целом и ее отдельных частей.

Шаг 5. Обработка полученных материалов. Изучаете причины отклонений между показателями и выбираете наиболее объективные, усредненные нормы.
Шаг 6. Внедрение. Усредненные нормы лучше опробовать на определенном участке работы, изучить их напряженность, соответствие санитарным и психофизиологическим нормам. Важно правильно подобрать работников, чтобы исполнители не только соответствовали квалификационным требованиям, но и их трудовой стаж и опыт работы по данной профессии были не менее 2–3, но не более 10 лет. Они не должны быть слишком опытными, иначе нормы получатся слишком напряженными. В то же время нельзя брать и совсем неопытных молодых работников, в противном случае нормы не будут напряженными вовсе. Нормы труда должны быть выполнимыми большинством работников, справедливыми, не провоцирующими напряженность в трудовом коллективе.
Собранную информацию надо проанализировать, сделать необходимые расчеты, подготовить отчетные документы. Лучше, если критерием оптимальности будет является минимум суммарных трудозатрат, связанных с получением необходимой информации и ее последующим использованием.

Шаг 7. Оформление нормативной документации. Нормы необходимо утвердить приказом или распоряжением по предприятию, а затем согласовывать с представителями профсоюзной организации и государственным заказчиком.
Пересмотр нормативов времени рекомендуется осуществлять через каждые 5 лет, а также при изменении организации труда, внедрении новой техники и технологии.

ВНИМАНИЕ! ТК РФ запрещено менять нормы, если некоторые работники добились более высокой выработки вследствие их более высокой квалификации или опыта работы, а также в случае применения передовых форм и методов организации труда. Предупреждать об изменении норм труда необходимо под роспись каждого работника, которого они касаются, за два месяца до начала внедрения.Изменяет устаревшие нормы аттестационная комиссия, которая указывает причины, по которым действующие нормы признаются не аттестованными и подлежащими замене.

Изменить устаревшие нормы может аттестационная комиссия, которая указывает причины, по которым действующие нормы подлежат замене.
Более простой способ пересмотра существующих норм труда - применение поправочных коэффициентов к уже существующим. Этот процесс менее сложен в исполнении, но требования к оформлению, утверждению и согласованию остаются прежними. Поправочные коэффициенты могут использоваться и при работе на улице в период сложных климатических условий, при внедрении новой техники и обучении работе на ней, для новых работников, практикантов и учеников.

В целях снижения трудоемкости учета или для его автоматизации сдельные нормы труда могут быть заменены нормами обслуживания или нормированными заданиями. В этом случае исполнителей переводят на повременную работу и выдают определенные задания, которые те должны выполнить за определенный промежуток времени или за один рабочий день.

Предприятию в любом случае полезно иметь систему трудовых норм и нормативов. Ее наличие позволяет грамотно использовать ресурсы и потенциал коллектива, а так же позволяет с большой долей объективности и достоверности планировать производственный процесс в части использования трудовых затрат.

Разработанные показатели норм времени можно оформить в виде специальных форм:

Как использовать нормативы времени при планировании работы менеджеров по продажам .     Прочтите, отвлекитесь... Обещаем, будет полезно.

Вопрос: Организация приобрела для осуществления своей деятельности автомобиль. Для данного типа автомобиля законодательством не утверждены нормы расхода топлива. В технической документации данного автомобиля имеются сведения о количестве потребляемого автомобилем топлива.

Организация обратилась к сторонней научной организации, занимающейся разработкой норм расхода топлива на основе установленных методик, для разработки последней соответствующих норм в отношении приобретенного автомобиля, однако разработка норм расхода топлива займет продолжительное время. Может ли руководитель организации на основе указанных в технической документации автомобиля сведений локальным нормативным актом установить для приобретенного автомобиля нормы расхода топлива до определения научной организацией норм расхода топлива, и расходы на приобретение топлива при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с данными нормами?

Ответ: Организация может временно установить локальным нормативным актом нормы расхода топлива на приобретенный автомобиль на основании технической документации автомобиля, если данная организация обратилась к научной организации для расчета норм расхода топлива на данный автомобиль, и данные нормы еще не приняты локальным нормативным актом организации. Нормы расхода топлива установленные для приобретенного автомобиля на основании его технической документации, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако исходя из судебной практики, обращение за разработкой норм не обязательно, организация может списывать ГСМ на основании приказа руководителя, устанавливающего нормы расхода ГСМ.

Обоснование: Ввиду норм статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Нормами абзаца 1 пункта 1 статьи 252 НК РФ установлено, что в целях главы 25 налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Следовательно, при исчислении суммы налога на прибыль организаций, данная сумма может быть уменьшена на сумму понесенных данной организацией расходов.

В силу норм абзаца 2 статьи 252 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Приведенная норма указывает, что факт расходов, имеющихся у организации, также как и их размер, должен быть подтвержден документами, а сами расходы должны быть обоснованы.

Как установлено нормами подпункта 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ, к материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии.

Следовательно, расходы на топливо подлежат учету при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Необходимо отметить, что нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенными в действие Распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (далее - Рекомендации).

Пунктом 6 Рекомендаций установлено, что на период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Таким образом, если нормы расхода топлива не установлены законодательно, то их могут установить руководители организаций.

Минфин России придерживается позиции, исходя из которой, следует, что если Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив для соответствующей автомобильной техники, то руководитель организации может ввести в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике, до принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке, налогоплательщик может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля. Данная позиция отражена в Письме Минфина России от 11.06.2011 N 03-03-06/4/67.

Кроме того, в приведенном Письме Минфин России отметил, что если организация обратилась в соответствующую научную организация для разработки норм расхода топлива для приобретенного автомобиля, для которого такие нормы законодательством не установлены, то нормы расхода топлива, установленные приказом руководителя на основании технической документации автомобиля, подлежат учету при исчислении налоговой базы на прибыль.

Исходя из судебной практики следует, что организации могут списывать горючее, по нормам, установленным приказом руководителя предприятия. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело о доначислении налоговым органом сумм налогов, в том числе суммы налога на прибыль организаций в отношении организации, принимавший для целей налогообложения нормы расхода топлива, установленные приказом руководителя, на основании Рекомендаций, в своем Постановлении от 08.10.2009 N А40-83081/08-80-312 определил, что доначисление суммы налога на прибыль, ввиду использования для целей налогообложения норм расхода топлива, установленных приказом руководителя организации, является неправомерным. Суд при вынесении данного решения руководствовался нормами, на данный момент утратившими силу, однако данная позиция применима в настоящее время по аналогии.

Исходя из позиции Минфина России, можно сделать вывод, что для установления норм расхода топлива организация должна обратиться к научной организации для расчета данных норм в установленном порядке, до момента, когда разработанные нормы будут приняты в организации приказом, организация имеет право приказом руководителя установить нормы расхода топлива, исходя из сведений, указанных в технической документации автомобиля. Кроме того, нормы, установленные приказом руководителя подлежат учету при исчислении налоговой базы на прибыль организаций. Однако, установление и учет норм на основе технической документации автомобиля возможно лишь до тех пор, пока научная организация не рассчитает нормы расхода топлива по установленной методике, помимо этого, законодательство, очевидно, указывает на обязанность организации обратиться к научной организации с целью расчета последней норм расхода топлива на приобретенный автомобиль. Однако исходя из судебной практики, обращение за разработкой норм не обязательно, организация может списывать ГСМ на основании приказа руководителя, устанавливающего нормы расхода ГСМ.

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

У Центра обучения «Клерка» новый .

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

При беседе с Заказчиком нам часто приходится обсуждать вопрос обоснованности , рассчитанных нашей организацией. В этой статье мы расскажем об обоснованности рассчитанных нами норм. Мы прекрасно пониманием организации, которых интересуют для обоснованного списания. Получив наши расчеты и работая по ним, организация должна быть уверена, что при надзорной проверке, вопросов по базовым, транспортным и эксплуатационным нормам быть не должно. Здесь сразу хотим отметить, что получить обоснованно рассчитанные нормы от нас это еще полдела. Самое главное правильно ими пользоваться. Потому что всегда есть риск того, что ваш специалист может посчитать неправильно километраж или неправильно применить транспортную работу. Поэтому ответственность за предоставленный Клиенту обоснованный расчет несет наша организация, а за их правильное и корректное применение это уже работа ваших специалистов.

ВОПРОС ПО НОРМАМ РАСХОДА ТОПЛИВА НА АВТОМОБИЛИ

К нам на электронную почту пришло письмо с очень актуальным вопросом от Смирнова Р.А. Мы выкладываем его как есть, цитируем:
Вопрос:

…В письме Минфина РФ от 10.06.11 N 03-03-06/4/67 как и в распоряжении Минтранса есть следующие слова: «… нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике…»
На что бы хотелось обратить внимание, словосочетание «… научными организациями…» Вы же пишите «… специализированные организации…». Думаю, что научные и специализированные, это абсолютно разные организации. Отсюда вопрос: не возникнет ли у меня и у моей организации вопросов со стороны налоговой, если при проверке они интерпретируют данные словосочетания как им нужно?

С уважением, Смирнов Р.А., тел. 8-960-**-**-44

Отвечаем. Есть официальный ответ Министерства Транспорта Российской Федерации (Минтранс России) №0304-10/2164 от 07 мая 2015 года.

Уважаемый Константин Валентинович! (прим. Это я)

Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минранса России по вопросу необходимости применения методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенными в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации) сообщает о рекомендательном характере данных Методических рекомендаций.
Таким образом, выбор организации осуществляющей расчет базовых норм расхода топлива остается на усмотрение индивидуального предпринимателя или юридического лица .
Вместе с тем, согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 03 июня 2013 года, №03-03-06/1/20097 расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При определении обоснованности производственных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации.
Таким образом, признание базовой нормы в качестве обоснованной, остается на усмотрение налогового органа.

Подробнее на эту тему можно прочитать в моей отдельной теме .
Теперь, что касается письма Минфина. В этом письме и распоряжении Минтранса речь идет именно о научных организациях, которые имеют собственную специальную программу-методику, отличную от методики НИИАТ, согласно которой рассчитываются и базовые, и транспортные, и эксплуатационные нормы либо другие нормы, которые захочет разработать научная организация.
Наша организация использует уже готовые методики НИИАТ для расчета всех норм расхода топлива на автомобили , для этого не надо быть научной организацией, мы ничего не изобретаем. Для того чтобы рассчитать транспортную или эксплуатационную норму мы используем доступные всем формулы из документа АМ-23р. Расчет может сделать любой бухгалтер, механик или диспетчер. Так же как для того, чтобы рассчитать базовые нормы по методике НИИАТ не нужно быть научной организацией, достаточно быть специализированной организацией, имеющей лицензионное соглашение на право использования специальной программы-методики, а также иметь компетенции: соответствующее образование, навык и опыт.
Кстати есть другое интересное письмо Минфина. О нем вы можете прочитать .
ИТОГ:

  • Что такое «научная» и что такое «специализированная» мы разобрались: научная изобретает собственную методику, специализированная использует разработанную, доступную и утвержденную методику. И разобрались в главном: заказывать можно, согласно Минтранса, не только в научную организацию.

БАЗОВЫЕ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА НА АВТОМОБИЛИ

Т еперь что касается разработки базовых норм. У НИИАТ есть собственная методика по разработке базовых норм расхода топлива на автомобили . Это утвержденный Минтрансом документ, в основе которого лежит специальная программа-методика МВК, патентообладателем которой является не НИИАТ, а физическое лицо (научный сотрудник). И когда мы видим, что базовой нормы расхода топлива на автомобиль в АМ 23 Р нет, то именно с помощью этой методики наша организация или НИИАТ рассчитывает базовые нормы. Ни НИИАТ, ни наша организация никуда не выезжает делать замеры для определения базовых норм, это делается не экспериментальным методом, а расчетным, с помощью вычислений. Также обращаем ваше внимание, что базовая норма рассчитанная по этой методике это не эталон, а всего лишь средневзвешенный результат между дорожными испытаниями по городскому маршруту и «трассе». И базовая норма может быть разная на один и тот же автомобиль только потому, что дорожные испытания могут проводиться по разнонагруженным маршрутам. НИИАТ не знает размер шин вашего автомобиля, так же как не знает снаряженную массу вашего автомобиля. Базовая норма от НИИАТ в рекомендациях АМ 23 Р, это всего лишь «средняя температура по больнице».
ИТОГ:
  • Базовая норма расхода топлива, так же как поправочные коэффициенты (повышающие и понижающие) это инструмент в ваших руках с помощью которого вы можете обосновать фактический расход топлива на автомобиль .

НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА НА АВТОМОБИЛИ ОТ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

А теперь самое интересное. Для надзорных органов списание топлива должно быть обоснованным!!! На сегодняшний день все поставлено с «ног на голову»: вместо того, чтобы обосновать фактический расход топлива с помощью методик (то есть работаем с методиками для того чтобы обосновать фактический расход), надзорные органы (и все организации к этому привыкли), требуют фактический расход топлива укладывать в базовые нормы (то есть работаем с фактическим расходом так чтобы уложиться в базовые нормы). И никто не задается вопросом: а почему организации должны мучиться? И надзорные органы не задаются вопросом: а почему все берут максимальные поправочные коэффициенты из АМ 23 Р? Ответ простой — методики и нормы расхода топлива на автомобили должны работать на вас, а не наоборот.
Что касается норм от изготовителя, сообщаем вам, что это тоже результат дорожных испытаний. Только по европейским методикам. Городской цикл, загородный цикл, смешанный цикл — эти цифры нельзя назвать нормами, так как не призваны для списания ваших фактических затрат. Они лишь показывают расход при определенных условиях. Вопрос: может ли автомобиль столько потреблять? Ответ: да, может при определенных условиях. Вопрос: можно ли эти цифры утвердить Приказом по организации в качестве норм для обоснованного списания. Ответ: да, можно. Только вы опять пойдете по ложному пути, вы будете работать на показатели, которых не так просто добиться в российских условиях. А в некоторых случаях вообще не возможно.
ИТОГ:
  • Расход в разных циклах от изготовителя — это расход при условиях определенных европейскими методиками. Да, автомобиль может столько потреблять, но никто не вправе заставить вас укладываться в эти показатели. Эти показатели можно утвердить для обоснованного списания как нормы расхода топлива на автомобили, если расход вашего автомобиля соответствует по факту. Это ваше право. А не обязанность. Если вам нужно обосновать фактический расход на ваши автомобили, обращайтесь к нам. Нам доверяют. Ваши проблемы — наше решение.

На сегодняшний день унифицированной формы по отчету и фиксации затраченных объемов строительных материалов на стройках нет. Ранее общеприменимым и обязательным был документ по форме М-29, который относился к первичной документации строительных фирм. Однако, несмотря на отмену с 2013 года использования единого образца этого документа, он по-прежнему широко распространен в своем прежнем виде. На основе него проводится списание стройматериалов на себестоимость работ. Этот же документ позволяет сопоставить данные по заранее запланированным расходам, исходя из норм и фактического потребления материалов.

ФАЙЛЫ

Кто заполняет документ

Основная обязанность по заполнению формы М-29 входит в компетенцию прорабов или начальников стройучастков, которые в течение некоторого периода времени вносят в него все требуемые сведения, касаемо реального использования стройматериалов. Информацию же по нормам расходования материалов вписывается сотрудниками производственно-технических отделов. А проверяется и подписывается отчёт о расходах материалов специалистами бухгалтерии и руководителем строительной организации.

При этом проверка документа должна производиться помесячно, чтобы своевременно выявлять допущенные нарушения по нормам расхода материалов и предотвращать их в дальнейшем.

На каждый отдельный строительный объект заполняется свой отчет. Документ может иметь дополнительные листы, поэтому его объем неограничен.

Основанием для составления отчета служат общеутвержденные и местные нормы расходования стройматериалов, «первичка» по учету материала, сведения из журнала учета выполненных работ и т.д.

Инструкция по заполнению отчёта по форме М-29

Открывает документ титульный лист, который включает в себя наименование строительного объекта, а также период ведения работ (дата их начала и окончания). Тут все понятно и никаких затруднений эта часть вызвать не должна.

Далее идет первая основная страница отчета, которая заполняется специалистами производственно-технического отдела предприятия перед тем, как строительная бригада приступит к своим трудовым обязанностям. В ней прописываются нормы по расходу того или иного материала на строительство. В первую графу вносится конкретное название работ , их код (если такое кодирование применяется), единица измерения затрачиваемых на их проведение материалов (метры, килограммы, кубы, штуки и т.д.).

Далее вписывается обоснование норм расхода (здесь указывается ссылка на разделы, таблицы, пункты сборников, которыми пользуются для высчитывания норм инженеры ПТО данной строительной организации) и сама норма (на основании все тех же документов).

Вторая страница отчета отведена для внесения числовых данных по объему расхода материалов .

Цифры сюда должны вноситься регулярно, после окончания каждого отчетного месяца.

Заполняет этот раздел сотрудник, ответственный непосредственно за ведение работ и расходование материалов на объекте (начальник участка или старший прораб).

Заполнение второго раздела отчёта по форме М-29

В этот раздел вносятся данные по фактическим затратам стройматериалов и результаты сопоставления реальных расходов и установленных норм (это может быть как экономия, перерасход или же нулевой показатель). Определяются эти результаты помесячно в виде вычитания из фактических расходов заранее установленных норм.

Перерасход необходимо указывать со знаком «минус», а экономию со знаком «плюс». При наличии перерасхода в дальнейшем прораб участка должен написать объяснительную (также по специальному образцу).

Все сведения вписываются напротив каждого наименования материалов, изделий и конструкций в соответствующем столбце месяца.

Затем в столбец «списать на себестоимость» вносится цифра по количеству материалов, которые подлежат списанию. Если количество реально израсходованных материалов меньше того, что рассчитано по нормам, к списанию на себестоимость следует внести фактический расход.

Если же ситуация с точностью, да наоборот, но выявленный сверх меры расход материалов вызван необходимостью и аргументирован (например в силу производственных причин), то на себестоимость строительных и монтажных работ списывается столько материалов, сколько разрешает отдельным распоряжением руководитель предприятия.

Вся вышеозначенная информация должна быть заверена прорабом или начальником участка, а также, после проведения анализа и проверки – подписями специалиста производственно-технического отдела, бухгалтера и начальника строительной организации (в данном случае, главного инженера).

В последнюю страницу документа вносятся итоговые данные по расходу стройматериалов, по году и с начала строительства. Эти цифры вполне могут совпадать, если период строительно-монтажных работ был в рамках одного года.

При любом хозяйственном процессе неизбежны потери материальных ценностей - так называемые технологические потери. Причинами таких потерь могут быть некачественное сырье, поломка производственного оборудования или неправильно рассчитанные нормы и другие. В налоговом учете технологические потери в пределах установленного норматива учитываются в составе материальных расходов.

В данном разделе мы рассмотрим: понятие технологических потерь, экономическое обоснование и документальное подтверждение технологических потерь, порядок их отражения в бухгалтерском и налоговом учете организации.

Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

В соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) технологические потери при производстве или транспортировке товаров (работ, услуг) для целей налогообложения прибыли организаций приравниваются к материальным расходам.

Таким образом, потери сырья и материалов, понесенные организацией при производстве или транспортировке готовой продукции, могут быть списаны в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций как технологические потери.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ для целей налогообложения прибыли организаций при отнесении к материальным расходам технологических потерь при производстве или транспортировке важным является факт их экономической обоснованности и документального подтверждения.

Для соблюдения вышеназванных требований необходимо разработать, утвердить и экономически обосновать нормативы технологического производства. Для учета технологических затрат данное требование изложено в Письме Минфина России от 1 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/328.

Обычно норматив безвозвратных отходов для конкретного вида сырья и материалов, используемых в производстве, определяется исходя из технологических особенностей производственного цикла или процесса транспортировки.

Нормативы технологических потерь оформляются внутренними документами, которые не имеют унифицированной формы. В частности, ими могут быть технологические карты, сметы технологического процесса или иные аналогичные документы.

В том случае, если на предприятии не составляется технологическая карта или иной аналогичный документ, подтверждением расходов в виде технологических потерь при производстве или транспортировке являются отраслевые нормативные акты, расчеты и исследования технологических служб организации либо иные лимиты, регламентирующие ход технологического процесса.

Таким образом, расходы в виде технологических потерь учитываются в целях налогообложения прибыли в составе материальных расходов при наличии документального подтверждения факта таких потерь в пределах обоснованных нормативов. Аналогичного вывода придерживаются налоговые органы в Письме УФНС России по г. Москве от 18 февраля 2008 г. N 20-12/015184, а также Минфин России в своем Письме от 27 марта 2006 г. N 03-03-04/1/289.

В бухгалтерском учете стоимость сырья, списанного в производство, признается в качестве материальных затрат расходом по обычным видам деятельности и отражается по дебету счета 20 "Основное производство" в корреспонденции с кредитом счета 10 "Материалы", субсчет 1 "Сырье и материалы", на основании п. п. 5, 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.

Сформированная фактическая себестоимость продукции списывается со счета 20 "Основное производство" в дебет счета 43 "Готовая продукция".

Пример. Организация ООО "Принта" осуществляет полиграфическую деятельность. В текущем месяце в производство было передано 10 тонн сырья по цене 10 руб. за килограмм на сумму 100 000 руб. Печатная продукция была реализована в этом же месяце.

Норматив технологических потерь, связанных с процессом производства печатной продукции согласно технологической карте, составляет 4% от объема, отпущенного в производство. Фактическая величина технологических потерь составила 350 кг.

В учетной политике для целей налогового учета организация установила, что технологические потери являются прямыми материальными расходами.

Поскольку фактическая величина технологических потерь (350 кг) не превышает норматив, установленный в технологической карте, - 400 кг (10 000 кг x 4%), то такие потери можно учесть в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли в полном объеме, то есть в сумме 3500 руб. (10 руб. x 350 кг).

Как уже отмечалось, при исчислении налога на прибыль технологические потери включаются в состав материальных расходов у налогоплательщиков, деятельность которых связана с переработкой сырья. Такие потери относятся к прямым материальным расходам.

Дебет счета 43 "Готовая продукция" Кредит счета 20 "Основное производство" - 100 000 руб. - списана фактическая себестоимость готовой продукции, включая технологические потери;

Дебет счета 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит счета 43 "Готовая продукция" - 100 000 руб. - списана себестоимость печатной продукции.

Нередко на практике технологические потери превышают норматив, установленный технологической картой. В этом случае для подтверждения показателей фактических расходов сырья одной технологической карты недостаточно. Должен быть еще составлен документ, объясняющий причины отклонений от установленных норм. Например, решение компетентной комиссии, зафиксированное документально.

Также составляется акт на сверхнормативные технологические потери, в котором указываются причины отклонений от установленных норм. Проводится расследование данных причин, устанавливаются факторы, которые привели к увеличению технологических потерь, в отношении каждой конкретной ситуации.

Примерная номенклатура причин отклонения от норм расхода материалов приведена в Приложении 4 к Методическим указаниям по учету материально-производственных запасов, утвержденным Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н. К таким причинам, в частности, относятся:

Несоответствие материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий техническим условиям;

Потери, вызванные доработками по требованию заказчика или разработчика;

Замена материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, предусмотренных технологией, другими материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями;

Нарушение технологического процесса;

Использование полноценных материалов взамен отходов;

Раскрой материала;

Прочие причины.

Минфин России в своем Письме от 17 мая 2006 г. N 03-03-04/1/462 указал, что сверхнормативные потери как необоснованные не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль налогоплательщика.

Таким образом, по мнению Минфина России, технологические потери сверх установленных норм нельзя учесть в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли организации.

Пример. Изменим условие предыдущего примера. Допустим, что фактическая величина технологических потерь составила 5% от объема отпущенного в производство сырья.

Напомним, что величина технологических потерь по норме составляет: 400 кг (10 000 кг x 4%).

Фактическая величина технологических потерь будет равна: 500 кг (10 000 кг x 5%).

Сумма сверхнормативных расходов составит: 1000 руб. ((500 кг - 400 кг) x 10 руб.).

Поскольку фактическая величина технологических потерь (500 кг) превышает норматив, установленный в технологической карте (400 кг), то такие потери учитываются в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли только в пределах норм. Сумма же превышения лимита при расчете налога на прибыль не учитывается.

Следовательно, в налоговом учете организации ООО "Принта" в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли можно учесть технологические потери в размере 99 000 руб. (100 000 руб. - 1000 руб.).

Кроме того, необходимо учесть, что согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденному Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н, сверхнормативная сумма технологических потерь будет являться постоянной разницей, которая, в свою очередь, приведет к образованию постоянного налогового обязательства.

Постоянное налоговое обязательство в нашем примере будет равно: 200 руб. (1000 руб. x 20%).

В бухгалтерском учете организации ООО "Принта" будут сделаны следующие проводки:

Дебет счета 20 "Основное производство" Кредит счета 10 "Материалы", субсчет 1 "Сырье и материалы", - 100 000 руб. (10 000 кг x 10 руб.) - сырье передано в производство;

Дебет счета 43 "Готовая продукция" Кредит счета 20 "Основное производство" - 99 000 руб. - списана фактическая себестоимость готовой продукции, включая технологические потери в пределах норм;

Дебет счета 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит счета 43 "Готовая продукция" - 99 000 руб. - списана себестоимость печатной продукции;

Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы", Кредит счета 20 "Основное производство" - 1000 руб. - отражены расходы, превышающие норму технологических потерь;

Дебет счета 99 "Финансовый результат", субсчет "Постоянное налоговое обязательство", Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", - 200 руб. (1000 руб. x 20%) - отражено постоянное налоговое обязательство.

Однако судебная практика по поводу включения сверхнормативных технологических потерь в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли придерживается иной точки зрения. Например:

Постановление ФАС Московского округа от 26 декабря 2007 г. N КА-А40/13358-07, согласно которому технологические потери при производстве приравниваются для целей налогообложения прибыли к материальным расходам и их списание на затраты не связывается гл. 25 НК РФ с какими-либо нормативами. К подобным расходам предъявляются общие требования, установленные в п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть они должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными;

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 октября 2007 г. N Ф04-6922/2007(38872-А03-15). Учитывая пп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ, а также то, что все спорные суммы понесены налогоплательщиком для осуществления им основной деятельности в целях получения дохода, апелляционная инстанция пришла к выводу, что данные расходы связаны с производством и реализацией и соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ;

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27 сентября 2006 г. N Ф08-4818/2006-2043А, в котором суд установил, что сверхнормативные расходы воды предприятия являются экономически оправданными, поскольку они связаны со сверхнормативной потерей воды при водоснабжении.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: по мнению арбитражных судов, сверхнормативные технологические потери можно учесть в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли организации при условии, что они удовлетворяют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть они должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными. Однако следует иметь в виду, что экономическую обоснованность сверхнормативных технологических потерь нужно будет доказывать налогоплательщику в суде.