30 синтаксические нормы русского литературного языка. Синтаксические нормы

Синтаксические нормы регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами они относятся к нормам грамматическим.

Синтаксические нормы регулируют как построение отдельных слово­сочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главно­му слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление одно­родных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частя­ми сложного предложения).

Порядок слое в предложении

В русском языке порядок слов в предложении относительно свободный. Основным является принятый в нейтральном стиле прямой порядок слов: под­лежащее + сказуемое: Студенты пишут лекцию.

Изменения в порядке слов зависят от актуального членения предложения - движения мысли от известного (темы) к новому (реме). Сравним: Редактор прочитал рукопись. - Рукопись прочитал редактор.

Изменение порядка слов в предложении называется инверсией. Ин­версия относится к числу стилистических фигур. Обычно инверсия исполь­зуется в художественных произведениях: Судьбы свершился приговор (М. Ю. Лермонтов), Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням (А. С. Пушкин). Возможна и так называемая неоправданная ин­версия - нарушение порядка слов в ущерб содержанию предложения: Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии (правильно: Он отказался участвовать в мероприятии со всеми студентами). Не­оправданную инверсию в другом случае следует устранять путём использо­вания прямого порядка слов.

Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого

Связь между подлежащим и сказуемым носит название координации и выражается в том, что подлежащее и сказуемое согласуются по своим общим категориям: роду, числу. Существуют трудные случаи координации. В таких случаях подлежащее имеет сложную структуру - в его состав входит несколько слов. Основные трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого пред­ставлены в таблице 4.

Таблица 4

1. Счётный оборот + суще­ствительное (двое студен­тов, пять часов и т. д.) Ед. число:

Подчеркивает общность,

При сочетании сущ. с

числительным, оканчива­ющимся на «один».

Ми. число указывает на отдельность предметов

В Олимпиаде участвуют /

участвует двадцать пять

студентов.

В Олимпиаде участвует

двадцать один студент.

2. Слова: больше / меньше, много / мало / большин­ство / меньшинство, не­сколько (приблизительное количество) Ед. число:

Подчеркивает общность,

Часто с одушевленными

Если есть слова только,

лишь, всего).

Ми. число указывает на отдельность предметов.

На экскурсию записалось
только восемь отдыхающих.

Большинство студентов

уже слали экзамен.
3. Однородные подлежащие Ед. число: однородные подлежащие соединяются

предлогом с.

Ми. число: однородные подлежащие соединяются

союзом и.

Директор с сотрудниками

института подготовил этот

Спортсмен и тренер отпра-

вились на соревнования.

4. Подлежащее (существи­тельное) + приложение Сказуемое согласуется с главным словом -

подлежащим.

Журнал «Наука и жизнь» опубликовал серию мате-

Студентка-химик проводи- да эксперимент.

Согласование определений с определяемым словом

Определение выражает характеристику предмета, чаще всего им является прилагательное или причастие. Определение согласуется с главным словом по категориям рода, числа и падежа. Наиболее трудными представляются следу­ющие случаи согласования.

1. Определение + счётный оборот (числительное + существительное). В таком сочетании важна позиция, которую занимает определение:

Определение перед счётным оборотом предполагает согласование в форме именительного падежа: последние два года, новые пять писем, молодые три девушки",

Определение внутри счётного оборота предполагает согласование су­ществительных мужского и среднего рода в родительном падеже, существи­тельных женского рода - в именительном падеже: два последних года, пять новых писем, три молодые девушки.

2. Однородные определения + существительное (обозначает похожие, но раздельные объекты):

Существительное употребляется в единственном числе, если обознача­емые им предметы и явления тесно связаны по смыслу или имеют терминоло­гический характер: В правой и левой половине дома", Промышленный и аграрный кризис,

Существительное употребляется во множественном числе, если речь идет о различных предметах и явлениях: Биологический и химический факуль­теты, Любительский и профессиональный турниры.

3. Определение + однородные существительные: форма числа определе­ния зависит от того, относится ли определение по смыслу к ближайшему слову или ко всему словосочетанию: Русская литература и искусство; Способные ученик и ученица.

4. Определение + существительное с приложением: определение согласу­ется с главным словом (то есть с существительным): новый вагон-лаборатория.

Согласование приложений с определяемым словом

Приложение (определение, выраженное именем существительным) имеет по отношению к существительному добавочное значение, указывая профессию, статус, род занятий, возраст, национальность. По этой причине оно восприни­мается как единое целое с существительным. Существуют правила согласова­ния приложений с определяемым словом.

1. Приложение, которое пишется через дефис, согласуется с определяе­мым словом: на новом диване-кровати.

2. Приложения, которые пишутся отдельно от определяемого слова, не согласуются с ним: в газете «Рабочий край».

3. Согласуются с определяемым словом русские географические названия и названия на -ия. В городе Смоленске, в селе Горюхине, на реке Волге, в Рес­публике Индии.

Согласование с определяемым словом отсутствует, если в качестве при­ложений выступают иноязычные географические и астрономические названия: В штате Техас, на горе Эльбрус, на планете Венера.

Особенности употребления однородных членов предложения

1. Не являются однородными членами предложения слова, относящиеся к разным смысловым группам. Неправильно: К тому времени у него уже была молодая жена и большая библиотека.

r L Не являются однородными членами предложения слова с родовым и видовым значением. Неправильно: Выпуск аппаратуры (родовое понятие), устройств и приборов (видовое понятие).

3. Не являются однородными членами предложения лексически и грамма­тически несочетаемые слова. Неправильно: Высказаны пожелания и выводы (пра­вильно: Высказаны пожелания и сделаны выводы). Контролировать и руководить работами (правильно: Контролировать работы и руководить ими).

4. Не являются однородными членами предложения грамматически и синтаксически разнородные слова и конструкции (разные части речи, слово и часть сложного предложения). Неправильно: Книги помогают нам в учёбе и во­обще узнать много нового (правильно: Книги помогают нам в учёбе, дают воз­можность узнать много нового). Неправильно: Декан говорил об успеваемости и что скоро начинаются экзамены (правильно: Декан говорил об успеваемости и об экзаменах, которые скоро начнутся).

5. Если перед однородными членами есть предлог, его следует повторять перед каждым однородным членом: Сведения получены как из официальных, так и из неофициальных источников.

Употребление причастного и деепричастного оборотов

Правила построения предложений с причастным оборотом

1. Причастный оборот не должен включать в себя определяемое слово. Неправильно: Выполненный план заводом (правильно: план, выполненный заво­дом или выполненный заводом план).

r L Причастия согласуются с определяемым словом в форме рода, числа и падежа, а со сказуемым - в форме времени. Неправильно: Он пошёл по пути, проложенным его отцом (правильно: проложенному). Неправильно: Высту­пающий с заключительным словом докладчик ответил на вопросы (правильно: выступивший).

3. Причастия не употребляются в формах будущего времени и условного наклонения. Неправильно: Студент, сумеющий скоро получить диплом. Планы, нашедшие бы поддержку руководства. Предложения с неправильным употреб­лением причастного оборота заменяются сложно-подчиненными предложениями с придаточным определительным (с союзным словом который).

Правила построения предложений с деепричастным оборотом

1. Действия, обозначаемые сказуемым и деепричастием или деепричаст­ным оборотом, выполняются одним субъектом. Неправильно: Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа (правильно: Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа).

2. Деепричастный оборот не должен присоединяться к безличным и стра­дательным конструкциям. Неправильно: Открыв окно, мне стало холодно (правильно: Открыв окно, я замерз}.

Синтаксис (от греч. sýntaxis -"построение, порядок" ) - раздел языкознания, изучающий правила соединения слов и форм слов, а также те единства, в составе которых эти правила реализуются (словосочетания и предложения).

Синтаксические нормы русского литературного языкарусского литературного языка - это правила построения словосочетаний и предложений.

Правильно ли говорить и писать: согласно договора , скучаем по вас , разъяснение о проводимой политике? На эти и подобные вопросы ответ дают синтаксические нормы русского литературного языка.

Современными языковыми нормами на синтаксическом уровне допускается немало вариантных форм: ждать отпуск / отпуска, не читал книгу / книги, двое пришло / пришли и т.д. Хотя все они с достаточной полнотой и последовательностью описаны в справочной литературе, тем не менее в речевой практике возникает ряд трудностей при выборе нужной синтаксической конструкции. Распространены отступления, в частности, от норм согласования и управления, размещения слов в предложении, построения предложений с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами; от некоторых норм построения сложных предложений. Особые трудности вызывает выбор формы сказуемого при подлежащем, форма и значение которого вступают в противоречие.

Варианты координации главных членов предложения

Современные нормы координации главных членов предложения, как известно, часто допускают вариантные формы рода и числа сказуемого: пять (большинство, несколько) студентов уехало / уехали; трое проголосовало / проголосовали; инженер выступил /выступила и т.д.
Выбор той или иной формы сказуемого зависит от ряда факторов, которые должны учитываться в каждом конкретном акте коммуникации.
1. Подлежащее выражено собирательным числительным , обозначающим группу лиц: трое писало / писали; уехало /уехали пятеро .
Сказуемое в единственном числе употребляется обычно в нераспространенном предложении, особенно если сказуемое предшествует подлежащему : Присутствовало пятеро , а выступило двое . При сочетании собирательного числительного с местоимением нас, вас или их сказуемое употребляется только в форме единственного числа : Нас было двое ; Вас осталось четверо ; Их пришло семеро .
Если при подлежащем есть согласованное определение к форме множественного числа , сказуемое употребляется только во множественном числе : Вскоре вернули сь задержанные двое ; Остальные пятеро придут завтра; Эти трое спали непробудным сном.
2. Подлежащее выражено сочетанием количественного или собирательного числительного с существительным в родительном падеже , а также сочетанием слов большинство, множество, несколько с существительным в родительном падеже: пять спортсменов выступило / выступили; двое бойцов погибло / погибли; большинство артистов уехало /уехали.
Форма единственного числа сказуемого предпочитается, если:

а) сказуемое предшествует подлежащему , особенно при нераспространенности предложения: На столе лежит несколько тетрадей ; Выросло пять кленов ;

б) подлежащее имеет значение приблизительности: На собрании присутствовало около 50 человек ; В стране выпускает ся свыше 380 миллионов экземпляров газет и журналов , ежедневно загорает ся более 75 миллионов телевизионных экранов ;

в) в составе подлежащего употреблено отвлеченное существительное, особенно со значением времени: Прошло несколькоминут ; Сыну исполнило сь пять лет ;

г) компоненты количественно-именного сочетания разделены: Детей у матери было пятеро ; Рабочих выступило трое ;

д) в составе подлежащего имеются слова со значением ограничения : В живых остало сь всего несколько человек ; В секции занимало сь только десять учащихся ; Всего лишь несколько дней прошло с тех пор.
Сказуемое во множественном числе обычно употребляется при подлежащем, называющем количество со значением одушевленности , если:

а) подлежащее и сказуемое разделены в предложении другими словами: Большинство участников совещания в ходе обсуждения стоящих на повестке дня вопросов поддержали точку зрения докладчика;

б) при количественном слове есть определение во множественном числе: Первые шесть дней прошли незаметно; Завтра приедут остальные двадцать человек;

в) есть однородные члены в составе подлежащего: Большинство старшеклассников, учащихся ПТУ, студентов участвовали в беге на короткой дистанции;

! В некоторых случаях форма множественного или единственного числа сказуемого выполняет смыслоразличительную функцию . Сравните: Несколько учеников быстро выполни ли задание и Несколько учеников быстро выполнило задание . Форма множественного числа сказуемого указывает на то, что действие приписывается каждому лицу в отдельности , т.е. имеется в виду, что каждый ученик выполнил задание самостоятельно. Форма единственного числа сказуемого указывает на то, что действие выполнялось совместно , группой, состоящей из нескольких учеников.
На выбор формы числа сказуемого влияет и такой фактор, как активность или пассивность действия. Сказуемое , выраженное глаголом бытия, наличия, состояния или краткой формой страдательного причастия, особенно при подлежащем, выраженным неодушевленным существительным , обычно употребляется в единственном числе : В деревне остало сь несколько домов и та же форма координации при подлежащем, выраженным одушевлённым существительным: Большинство однокурсников было возмущено его поведением. Форма единственного числа сказуемого в таких случаях выражает пассивность действия. Для выражения активности действия используется сказуемое глагол во множественном числе.
P.S. В составном именном сказуемом связка согласуется с именной частью. Например, в предложении Большинство участников соревнования были учащими ся связка были употребляется во множественном числе, так как именная часть сказуемого учащимися имеет форму множественного числа.
3. При подлежащем, выраженном сочетанием "часть + неодушевленное существительное в родительном падеже ", а также сочетанием слов много, немного, мало, немало, столько, сколько с существительным в родительном падеже, сказуемое всегда употребляется в единственном числе : Часть аудиторий отремонтирована; Столько людей погибло в тюрьмах!
Если подлежащее выражено словосочетанием "часть + одушевленное существительное в родительном падеже", сказуемое может иметь форму единственного и множественного числа: Часть артистов выступила / выступили . На выбор формы числа сказуемого в данном случае влияют факторы, указанные выше (см. п. 2).
4. При подлежащем, выраженном сложным существительным с первой частью пол- (пол-яблока, полкомнаты, полведра и т.д.) или сочетанием числительного полтора (полторы ) с существительным , сказуемое предпочитается в форме единственного числа , а в прошедшем времени в форме среднего рода единственного числа: В субботнике участвует полгруппы ; Сэкономлено полтора миллиона рублей . Но если при подлежащем есть определение во множественном числе, сказуемое употребляется во множественном числе : Кончили сь эти мучительные полторы недели неизвестности; Первые полчаса прошли быстро.

3.6.1. ПоряДок слов. 3.6.2. Варианты связи поДлежащего со ска­зуемым. 3.6.3. ТруДности глагольного управления. 3.6.4. Управ­ление синонимичных конструкций. 3.6.5. Сложные случаи управ­ления.

ПОРЯДОК СЛОВ

Синтаксические нормы регулируют выбор варианта построения словосочетания и предложения.

Одной из сложностей при этом выборе является умение говоряще­го и пишущего правильно разместить в своём высказывании каждое слово, т. е. не нарушить порядок слов. Считается, что в русском языке порядок слов свободный. Поэтому предложение «Летом он поеДет в Китай» допустимо перестроить следующим образом: «Он поеДет в Китай летом», «Летом в Китай поеДет он», однако эти конструкции не являются равнозначными. Первое предложение имеет цель сооб­щить о месте, второе - о времени, третье - о субъекте действия.

В устной речи мы используем интонационные возможности нашего языка, в то время как письменная речь таких возможностей лишена, и поэтому правильность письменной речи часто зависит именно от по­рядка слов в предложении.

Порядок слов в русском предложении может быть прямым и об­ратным. При прямом порядке слов подлежащее стоит перед сказуе­мым. Прямой порядок слов наиболее характерен для научной, офици­ально-деловой и публицистической речи: «Мимика имеет своей целью выражение эмоций», «ВыхоДные Данные привоДятся переД текстом аннотации». Если в предложении имеются обстоятельства места и времени, то они при прямом порядке слов обычно стоят в самом нача­ле, и сказуемое может предшествовать подлежащему. Обратный поря­док слов в предложении чаще всего встречается в художественных текстах и в разговорной речи.

Нарушение порядка слов приводит к ошибкам: «При преобразо­вании прямой речи в косвенную сохраняется форма местоимения», «Наставник не всегДа с учениками бесеДует, а это необхоДимо». Для исправления первого из приведённых примеров сказуемое «сохраня­ется» следует поставить после группы подлежащего «форма место­имения»; во втором - сказуемое «бесеДует» должно стоять перед до­полнением «с учениками».

Ошибкой является также неоправданный разрыв словосочетания: «ВеДь только такой человек может любить и понимать прироДу, как Левитан», «Облака наДвигались на Друг Друга».

3.6.2. ВАРИАНТЫ СВЯЗИ ПОДЛЕЖАЩЕГО СО СКАЗУЕМЫМ

Особую сложность представляет выбор правильного варианта свя­зи подлежащего со сказуемым. При выборе формы рода следует учи­тывать, что:

При названиях профессий, должностей, званий лиц женского по­ла в книжных стилях сказуемое должно употребляться в форме муж­ского рода: Директор поДписал приказ. В разговорном стиле оно часто стоит в форме женского рода: Директор поДписала приказ.

Определения с указанными существительными должны также употребляться в форме мужского рода: хороший проДавец, опытный юрист, наш врач. Словосочетания хорошая проДавец, опытная юрист, наша врач имеют разговорное и даже просторечное звучание.

Если в составе подлежащего имеются существительное, назы­вающее профессию, должность, звание, и женская фамилия или имя, то сказуемое согласуется с фамилией: В это время Декан факультета Васильева нахоДилась в очереДном отпуске.

При подлежащем, в состав которого входит собирательное сущест­вительное с количественным значением: большинство, меньшинство, ряД, часть, множество - или которое выражено количественно­именным сочетанием, сказуемое может быть употреблено как в форме единственного, так и множественного числа.

В этом случае могут при­годиться следующие практические рекомендации.

1. Со сказуемым в форме множественного числа согласуются:

Собирательное существительное с однородными управляемыми словами: Множество выпускников, аспирантов и Даже первокурсни­ков изъявили своё желание участвовать в Данном проекте;

Собирательное существительное в качестве подлежащего при однородных сказуемых: РяД организаций участвовали в этой про­грамме и опубликовали результаты своей работы;

Собирательное существительное с одушевлённым существитель­ным в качестве зависимого слова: Ряд учёных считали.... Множество физиков стали проявлять интерес... ;

Количественно-именные сочетания, в состав которых входят слова со значением приблизительного количества (около, приблизительно, свыше, более, менее): Свыше 15 коллективов награждены знаками от­личия. Около 20 стран участвуют в изучении указанной проблемы.

2. Со сказуемым в форме единственного числа согласуются:

Собирательное существительное без зависимых слов: Большин­ство явилось вовремя. Большая часть считает. ;

Собирательное существительное с зависимым словом в форме единственного числа: Большинство народа считало. ;

Количественно-именное сочетание, употребленное с глаголами бытия, наличия, состояния (быть, иметься, являться и др.): На экза­мен не явилось пять студентов. В группе было десять отличников;

Количественно-именное сочетание с указанием меры веса, вре­мени или пространства: Нам осталось пройти два километра. Здесь осталось десять килограммов цемента. Незаметно пролетело восемь дней;

Количественно-именное сочетание со словами только, лишь, все­го: Учиться осталось только пять дней. В команде играет лишь семь студентов;

Количественно-именное подлежащее, в состав которого входят числительные два, три, четыре: Под погрузкой одновременно находи­лось три грузовика;

Собирательное существительное с неодушевлённым существи­тельным в качестве зависимого слова: Подавляющее большинство на­учных прогнозов подтвердилось. Большая часть ионов внедряется. .

3.6.3. ТРУДНОСТИ ГЛАГОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Зачастую проблемой становится также правильный выбор варианта падежной формы имени существительного после глаголов.

Следует помнить, что часть глаголов управляет формой родитель­ного падежа без предлога:

родительный удаления, лишения: бояться темноты, избегать опасности, лишать/лишаться возможности, остерегаться обмана, пугаться незнакомых звуков, чуждаться посторонних, стесняться своего вида, сторониться друзей, стыдиться себя;

родительный цели: жДать улучшений, желать лучшего, искать свобоДы, Добиваться истины, Достигать цели, жажДать открытий, требовать уважения, просить помощи, желать счастья, хотеть по­коя, приДерживаться Данной точки зрения;

родительный цены: стоить многого, заслуживать высокой оцен­ки, уДостоить звания, Достойный похвалы;

родительный части: выпить воДы, купить хлеба, налить молока, накупить проДуктов, наДавать советов, наДарить каранДашей.

Конкретные существительные после глаголов просить, требовать, хотеть, желать, искать употребляются в форме винительного паде­жа: просить сестру, требовать машину, искать паспорт. После гла­гола жДать в форме винительного падежа употребляются только одушевлённые существительные: жДу маму, жДу поДругу, но: жДу автобуса, поезДа, лета.

Трудности возникают и в том случае, когда при переходном глаго­ле появляется отрицание.

В XIX в. нормой являлось употребление после таких глаголов форм родительного падежа: не встречал Девушки, не наДевал шапки, не построил Дома, не читал этой книги. Однако постепенно эта норма расшатывалась, и в XX в. нормативным зачастую является употребле­ние форм винительного падежа.

В ряде случаев после переходных глаголов с отрицанием по- прежнему употребляются формы родительного падежа:

При наличии отрицательной частицы НИ: не люблю ни чрезмер­ной жары, ни чрезмерного холоДа;

При разделительно-количественном значении дополнения: не знает имён, не сДелал вычислений, не понял правил, не принимает Должных мер;

При глаголах виДеть, слышать, Думать, хотеть, желать, чув­ствовать, жДать и др.: не чувствует состраДания; не слышал вопро­са, не виДит в этом ничего странного, не жДал поДвоха, не помнит этих строк;

При глаголах иметь, получать: не получает писем, не имеет претензий;

При наличии в качестве дополнения отвлечённого существитель­ного: не растратил своих эмоций, не скрывает поДозрений, не уяснил всей важности, не боится мести;

При деепричастиях от переходных глаголов с указанными значе­ниями: не веДая страха, не понимая всего ужаса своего положения, не прилагая никаких усилий.

Форма винительного падежа преимущественно употребляется:

Если в качестве дополнения выступает одушевлённое существи­тельное: не боюсь я эту Варвару; ещё не виДел тётушку;

Если в качестве дополнения выступает конкретное существи­тельное: ты ещё не сДал экзамен, мы пока ещё не купили новый ком­пьютер;

При обратном порядке слов (инверсии): все тонкости не припомню;

При наличии двойного отрицания: нельзя не отметить ваш успех;

При ограничении отрицания: еДва не разбил вазу;

При наличии инфинитива: не пробовал писать программу.

3.6.4. УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Причиной нарушения синтаксической нормы может явиться и не­правильный выбор падежных форм в близких по смыслу или синони­мичных конструкциях, глаголы в которых имеют различное управле­ние. В этом случае может пригодиться словарь:

беспокоиться о ком? тревожиться за кого?
благоприятствовать кому? чему? благоприятный Для кого? чего?
воплощение во что? претворение в чём?
идентичный чему? сходный с чем?
обрадоваться чему? обрадован чем?
обращать внимание на что? уделять внимание чему?
опираться на что? базироваться, основываться на чём?
отзыв о чём? рецензия на что?
отчитываться в чём? сделать отчёт о чём?
превосходство наД чем? кем? преимущество переД кем?
предостеречь от чего? предупредить о чём?
примириться с чем? смириться переД чем?
рассержен чем? рассердиться на что?
уверенность в чём? вера во что?
удивляться чему? удивлён чем?
уплатить, платить за что? оплатить что?
упрекать в чём? порицать за что?

3.6.5. СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ УПРАВЛЕНИЯ

Управление - это достаточно сложное явление русской граммати­ки, поэтому приводим здесь таблицу, которая поможет избежать оши­бочного употребления форм существительных после глаголов, прила­гательных, существительных и предлогов:

альтернатива чему? аналогичный чему? с чем?
аналогия с чем? между чем? аннотация на что? чего?
апеллировать к кому"? к челіу"? аргументировать что? чем?
безучастный к чему? бравировать чем?
благодарный кому? вкусить чего?
взыскивать что? с кого? у кого? от кого? беспокоиться о ком? о чём? (разг.) за кого? за что?
воздерживаться от чего? возложить что? на кого?
волноваться за кого? о ком? о чём? восходить к челіу"?
гарантировать кому? что? заслушаться чего? чем?
гордость за кого? за что? грешить чем? против чего?
датировать что? чем? дезавуировать кого? что?
денонсировать что? дисгармонировать с чем?
дискредитировать кого? что? договор о чём? на что?
документировать что? чем? доминировать над чем?
жадный на что? до чего? к чему? заведующий чем?
замещать кого? кем? чем? заподозрить кого? в чём?
запрещение чего? на что? заслуживать чего?
гордиться кем? чем? (разг.) за кого? за что? защита от кого? от чего? против кого? против чего?
защитить кого? что? от кого? от чего? контроль за чем? над кем? над чем? чего?
изумляться чему? иммунитет к чему? против чего?
импонировать кому? чему? инкриминировать кому? что?
искусный в чём? итог чего? чему?
командующий чем? комментарии кого? чего? к чему?
компетентный в чём? консультация кому?
консультироваться с кем? у кого? изумлённый чем?
копия чего? с чего? лидировать в чём?
курировать кого? что? мера чего? чему?
льгота кому? для кого? делать акцент на чем? на что?

Окончание табл.

невыгодный Для кого? Для чего? кому? чему? малоприспособленный Для чего? к че­му?
манкировать чемі? монополия чего? на что?
неистощимый в чём? на что? ненужный кому? Для кого? Для чего?
непонятный кому? Для кого? непростительный Для кого? Для чего?
несведущий в чём? неугодный кому?
объявление о чём? чего? обязан кому? чему? чем?
опытный в чём? основываться на чём?
отказать кому? в чём? оценка кого? чего? кому? чему?
параллельно чем? с чем? повод Для чего? к чему?
подозрение на кого? против кого? подотчётный кому? переД кем?
предубеждение против кого?

против чего?

превосходство наД кем? наД чем? пе­реД кем? переД чем? в чём?
предостеречь кого? от чего? про­тив чего? предпосылка чего? Для чего?
представлять собой что? подтверждение чего? чему?
равняться на кого? по кому? раздумывать наД чем? о чём?
рекомендовать Для чего? на что? кого? в кого? сочувствие кому? чему? к кому? к че­му?
свойственный кому? следовать кому? чеме? за кем? за чем?
согласный с чем? на что? в чём? соскучиться о ком? о чём?
тенденция чего? к чему? стандарт чего? на что?
тождественный чему? с чем? типичный Для кого? чего?
уполномочить кого? на что? убеждать кого? в чём?
ходатайствовать о ком? о чём? за кого? за что? характерный Для кого? Для чего?
благодаря кому? чему? вопреки чему?
ввиду чего? (речь идёт о пред­стоящем или настоящем) вследствие чего? (речь идёт о совер­шившемся)
согласно чему?

Обратите внимание! Предлог по в значении после употребляется с формами предложного падежа: по прошествии, по приезДе, по оконча­нии, по завершении (не по приезДу, по прибытию!).

3.6.6. СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ

Если существительное имеет определение, то при согласовании с числительными Два, три, четыре определение существительных жен­ского рода стоит в форме именительного падежа множественного чис­ла: Две новые кассеты, три роДные сестры; определение существи­тельных мужского и среднего рода стоит в форме родительного падежа множественного числа: Два новых примера, три солёных озера, четыре роДных брата.

При сочетании одушевлённых существительных с числительны­ми Два, три, четыре в форме винительного падежа словосочетание стоит в форме множественного числа: купить Двух коров, позДравить трёх стуДенток.

Если одушевлённые существительные сочетаются с составными числительными, оканчивающимися на Два, три, четыре, то категория одушевлённости во внимание не принимается: избрать ДваДцать Два Делегата (не Делегатов!)

Обратите внимание! При построении высказывания следует избе­гать конструкций с одинаковыми падежными формами (чаще всего это формы родительного падежа), зависящими одна от другой (нанизыва­ние паДежных форм), так как это затрудняет понимание смысла выска­зывания: Для решения (1) заДачи (2) ускорения (3) поДъёма (4) уровня (5) знаний (6) стуДентов (7) необхоДимо улучшить качество лекций. Исправленный вариант: Чтобы ускорить повышение уровня стуДенче­ской успеваемости, необхоДимо улучшить качество лекций.

3.6.7. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Что касается нормативного употребления однородных членов, то здесь следует учитывать определённые правила.

При двух или нескольких однородных членах общее дополнение можно поставить лишь при условии, что управляющие слова требуют одинакового падежа и одинакового предлога: читать и конспектиро­вать источник, выписать и проверить цитаты. Поэтому предложе­ние Он всегДа любил и увлекался спортом содержит ошибку, так как глаголы любил и увлекался требует разных падежей. Исправленный вариант: Он всегДа любил спорт и увлекался им.

Ошибкой является включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий: В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель. Для исправления этого предложения сле­дует убрать словосочетание современная мебель.

Не следует в качестве однородных членов объединять далёкие по смыслу понятия: Она изучала музыку и болезни.

Ошибочным является создание неправильных пар сопостави­тельных союзов: не только., а также (вместо не только., но и), как. , а также (вместо как., так и) и подобные: С успехом высту­пали как исполнители главных ролей, а также все остальные участ­ники спектакля. Здесь а также следует заменить на так и.

Не могут выступать в качестве однородных членов причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение: портфель, лежащий на столе и который принаДлежит препоДавателю. В по­добных случаях нужно либо причастный оборот преобразовать в при­даточное предложение, либо придаточное предложение - в причаст­ный оборот.

3.6.8. ПРИЧАСТНЫЕ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ

Нормативное употребление причастных и деепричастных оборотов предполагает учёт следующих правил.

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот: лежащая книга на столе; правильно: книга, лежащая на столе, или лежащая на столе книга.

Нагромождение причастий и причастных оборотов создаёт не­благозвучие: ДоклаД, сДеланный стуДентом, приехавшим из гороДа, расположенного на Томи, вызвал большой интерес.

Деепричастный оборот не может быть использован, если дейст­вия, выраженные глаголом и деепричастием, относятся к разным дея­телям: Закрывая Дверь, у меня сломался ключ. Возвращаясь Домой, ме­ня застиг ДожДь. Исправленные варианты этих предложений: КогДа я закрывал Дверь, у меня сломался ключ. КогДа я возвращался Домой, ме­ня застиг ДожДь.

Деепричастный оборот нельзя использовать в безличном пред­ложении, имеющем логическое подлежащее: ПоДхоДя к лесу, мне ста­ло холоДно. Однако можно говорить: Умея ориентироваться по звёз­Дам, можно найти Дорогу Даже ночью.

Деепричастный оборот не может быть использован в страда­тельной конструкции, потому что производители действий, выражен­ных глаголом и деепричастием, не совпадают: Пролетая над городом, вертолёт был сбит.

Нагромождение деепричастий создаёт неблагозвучие: Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, он упал.

3.6.9. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

При употреблении сложных предложений также необходимо учи­тывать определённые правила.

Нельзя ставить рядом два однозначных союза: Докладчик пы­тался убедить своих слушателей в том, что (1) будто бы (2) выдви­нутые им положения проверены на практике.

Неуместно многократное повторение частицы бы в предложении со сказуемым, которое выражено глаголом в форме условно­сослагательного наклонения: Если бы эти предложения были бы при­няты, многое бы изменилось бы к лучшему.

Ненормативным является смешение прямой речи с косвенной: Студент сказал, что я ещё не подготовился к ответу.

Не следует использовать одинаковые союзы при последователь­ном подчинении придаточных предложений: Казалось, что опасность настолько близка, что избежать её не удастся.

Синтаксические нормы - правила, по которым в речи строятся словосочетания и предложения. Без владения синтаксическими нормами невозможно правильно выразить мысль, построить высказывание, которое отвечало бы коммуникативным задачам. Большое количество синтаксических ошибок делает речь нелогичной, неточной и затрудняет ее восприятие слушающими (читающими).

Нормы построения словосочетаний

В русском языке чаще всего нарушаются нормы управления. Управление - такой тип подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово требует от зависимого строго определенной падежной или предложно-падежной формы: оплатить (что?) проезд (форма винительного падежа); заплатить (за что?) за проезд (форма винительного падежа с предлогом за); памятник Пушкину (не памятник Пушкина!).

Нормы управления со временем могут изменяться. Например, норма управления глагола беспокоиться в предложении из романа «Анна Каренина»: И потому княгиня беспокоилась с Кити больше, чем со старшими детьми, не соответствует современной (беспокоиться о Кити, о детях).

Неправильный выбор между вариантами падежной (предложно-падежной) формы может привести к речевым ошибкам.

Обратите внимание:

вера (во что?) - уверенность (в чем?);

директор (чего?) - управляющий (чем?) - заведующий (чем?); характерный (для кого?) - свойственный (кому?); интересоваться (чем?) - интерес (к чему?); обращать внимание (на что?) - уделять внимание (чему?); полный (чего?) - наполненный (чем?).

Основной причиной отступления от грамматической нормы в области управления является смешение близких по смыслу или форме слов, имеющих различные грамматические связи: (рецензия на спектакль, но отзыв о спектакле, отзыв о статье) или различные варианты предложно-падежного управления у однокоренных слов (радоваться (кому? чему? (за кого?) - обрадован (чем?) -радость (за кого? за что? (о ком? о чем?) - рад (кому? чему? за кого?).

В тех случаях, когда кажутся возможными две формы, лучше всего обратиться к словарям: в толковых словарях в словарных статьях, посвященных глаголам и отглагольным существительным, как правило, даются примеры их употребления с зависимыми существительными; словари сочетаемости и словари трудностей также помогают в выборе нужной падежной или предложно-падежной формы. Приведем несколько примеров трудных случаев в области управления: Заключение кого (чего) (заключение эксперта, заключение диссертационного совета), о чем (заключение о результатах проверки), по чему (заключение по вопросу, по проблеме).

Заявление кому кого (заявление ректору доцента кафедры педагогики). Неправильно заявление кому от кого (заявление декану от студента Петрова).

Контроль над чем (контроль над учебным процессом), за чем (контроль за работой отдела), чего (контроль самостоятельной работы студентов).

Объяснить что (объяснить правописание гласных). Неправильно объяснить о чем (объяснить о порядке зачисления в университет). Оппонировать кому (чему) (оппонировать соискателю ученой степени, оппонировать общественному мнению), по чему (оппонировать по докторской диссертации). Неправильно оппонировать с кем (оппонировать с докладчиком).

Реакция на что (реакция на критику). Неправильно реакция о чем (реакция о событиях).

Руководство. В значении «управленческая деятельность» - руководство кем (чем) (руководство участниками проекта, руководство учебным процессом). В значении «руководители » - руководство чего (руководство университета). В значении «учебное пособие» - руководство по чему (руководство по прикладной экономике), для кого (чего) (руководство для студентов, руководство для подготовительных курсов). Зачастую выбор падежа управляемого существительного осложняется тем, что варианты чаще всего неравноправны - один является нормативным, а другой носит разговорно-просторечный, профессиональный или устаревший характер:

иммунитет к оспе - иммунитет против оспы (варианты равноправны);

бояться дяди - бояться дядю (разговорное); справка с подписью и печатью - справка за подписью и печатью (официальное).

Многие слова имеют варианты управления зависимым существительным, которые различаются оттенками значения: ждать автобус

№ 25 (конкретный) - ждать автобуса (любого); привезти продуктов (какую-то часть) - привезти продукты (все).

Особого внимания заслуживает употребление прямого дополнения при переходных глаголах. Прямое дополнение - это дополнение в форме винительного или родительного падежа в значении объекта без предлога: любить пироги, решить задачу, а переходный глагол - это глагол, способный иметь при себе прямое дополнение. Отсутствие прямого дополнения после переходного глагола указывает на неполноту предложения, в некоторых случаях такое отсутствие может оцениваться как грамматическая ошибка: Мало того, что полковник наказывал, а еще и по лицу бил малорослого слабосильного солдата. Это характеризует, что Молчалин двуличный человек (из сочинений).

Для создания языковой игры прямое дополнение может ставиться после непереходного глагола: Мы пойдем гулять нашу собаку. Его ушли с работы. Папа поступил его в университет.

Следует также обратить внимание на особенности употребления прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием. В этом случае возможно использование не только винительного, но и родительного падежа: не любить пироги (пирогов), не решить задачу (задачи).

Родительный падеж лучше использовать при наличии в предложении частицы ни или отрицательного местоимения (наречия) с приставкой ни-: не съел ни одного пирога; не видел ни одной книги этого издательства", при деепричастиях или причастиях: не зная ответа, не знавший ответа; в инфинитивных предложениях: Никому не открывать рта! и т.п. Винительный падеж обязателен в предложениях, в которых отрицание относится не к глаголу-сказуемому, а к другому слову: не полностью выполнил задание (винительный падеж), но не выполнил задания (родительный падеж). Рекомендуется использовать винительный падеж при формах повелительного наклонения: Не бросай телефон где попало! Не читай книгу лежа!", при двойном отрицании: нельзя не обратить внимание на эту проблему, невозможно не учитывать этот фактор и т.п.

Необходимо также помнить об особенностях употребления пар предлогов в - из и на - с: если со словом используется предлог в, то с ним же обязательно употребляется предлог из; если же возможно только употребление предлога на, то антонимичное словосочетание образуется с предлогом с: пойти на работу - вернуться с работы; уйти в школу - вернуться из школы.

Словосочетания прийти с магазина, вернуться с института, уйти со школы и т.п. носят отчетливо просторечный характер. Таких ошибок следует избегать. Правильные словосочетания: прийти из магазина, вернуться из института, уйти из школы, из парикмахерской, из булочной, из универмага, из мастерской, из цеха, но уйти с факультета, с работы, с занятий, с курсов, со службы.

С географическими названиями обычно употребляются предлоги в - из: в Казань - из Казани, в Сибирь - из Сибири, в Крым - из Крыма, в Сочи - из Сочи. Исключения составляют названия некоторых горных областей: поехать на Кавказ - вернуться с Кавказа; отправится на Памир - вернуться с Памира; прибыть на Алтай - улетать с Алтая", однако правильным будет употребление в Хибины - из Хибин, в Гималаи - из Гималаев. Что же касается топонима Украина, то с этим географическим названием используются предлоги на - с: поехать на Украину - вернуться с Украины (ср.: на Волынь, на Черниговщину, на Львовщину, на Брянщину). Принятый в русском языке вариант на Украине напоминает о происхождении географического названия: слово Украина является однокоренным со словами край, окраина, закраина, образующими сочетания с предлогом на: на краю, на окраине. Распространенное (особенно в официальной речи) употребление в Украине подчеркивает использование топонима как названия государства.

Количественные числительные, стоящие в именительном или винительном падеже, управляют существительным, требуя формы родительного. Числительные два, три, четыре и составные числительные, включающие в себя слова два, три, четыре, в именительном падеже требуют после себя существительного в форме единственного числа родительного падежа (шестьдесят два человека; сорок четыре бойца), в косвенных падежах существительное ставится в той же форме, что и числительное: тридцатью девятью учениками; шестьюстами двадцатью четырьмя участниками.

Вызывает затруднения выбор формы существительных при глаголах, обозначающих чувства и переживания человека (горевать, плакать, скучать, тосковать и др.). Эти глаголы употребляются с предлогом по в дательном падеже, а с предлогом о-в предложном: тосковать по прошлому - тосковать о прошлом", тосковать о далеких друзьях - тосковать по родным.

Особое внимание следует обратить на случаи двойного подчинения, поскольку недопустима ситуация, когда к двум разным словам, требующим разных предложных или предложно-падежных форм, относится одно зависимое. Приведем примеры подобных ошибок: *Вла- дение и использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных в процессе обучения предмету и в воспитательной работе (из доклада); *В стихотворении чувствуется обожание и любовь к творчеству великого поэта (из сочинения). Чтобы избежать подобных ошибок, обычно после первого слова ставят дополнение в нужной форме, а ко второму добавляют местоимение, также соблюдая нормы предложно-падежного управления: Владение современными образовательными технологиями, в том числе информационно-коммуникационными, и использование их в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Можно также перестроить предложение таким образом, чтобы избавиться от двойного подчинения: В стихотворении чувствуется обожание великого поэта и любовь к его творчеству.

Нормы построения словосочетаний со связью согласование нарушаются реже. Согласование - вид подчинительной синтаксической связи слов в словосочетании, при котором зависимое слово приобретает такие же грамматические значения, что и главное.

Грамматической ошибкой является нарушение норм согласования прилагательных и причастий с существительными.

При согласовании определения с существительным общего рода учитывается пол лица, которое называет существительное: уважаемый коллега и уважаемая коллега. При сложных словах определение согласуется с той частью, которая склоняется: недорогое кафе-закусочная.

Затруднения или ошибки при согласовании могут быть вызваны незнанием рода существительного, часто связанного с непониманием значения слова, или колебаниями в роде: *В нашем магазине вы можете приобрести недорогой драп, чудесный шелк на платье и великолепную тюль (радиореклама).

Форма прилагательного уподобляется существительному в роде, числе и падеже. Определение, стоящее между числительным {два, три, четыре ) и управляемым существительным, может стоять в форме именительно-винительного или родительного падежа: три верные товарища - три верных товарища. Если говорящий желает подчеркнуть качество объекта (верность), то он употребляет форму именительно-винительного падежа (верные), а если важнее указать на количество, - форму родительного падежа (верных). Если определение относится к существительному женского рода, то предпочтительна форма именительно-винительного падежа: четыре чистые тетради; три Юлины подруги.

Вариативность при выборе зависимого слова возникает, если несклоняемое существительное испытывает колебания в роде: крепкое виски - крепкий виски.

Следует учитывать стилистическую вариантность согласования приложений типа: в городе Москва - в городе Москве (первое словосочетание допустимо в официальной речи).

Нарушение норм согласования является грамматической ошибкой. Недопустима замена управления (как типа синтаксической связи) согласованием (ср.: попроблемное расположение материала вместо расположение материала по проблемам).

Одной из достаточно распространенных особенностей современной речи является калькирование несвойственных для русского языка синтаксических конструкций, например, в рекламе: Ресторан „Маркет” от Аркадия Новикова - это юго-восточный рынок»; восхитительные блюда от ресторана «Ереване»", новый роман от создателя «Алхимика». Такие словоупотребления, безусловно, следует считать ошибочным.

Задание 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Виды ошибок,

примеры нарушения синтаксических норм, некоторые правила

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом (описывать о происшествии , оплатить за билеты)

Правило

Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ употребляются только с дательным падежом (кому? чему?)

Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с предложным падежом (о ком? о чём?)

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым . (Все , кто опоздал, извинился .

Правило

Подлежащее и сказуемое должны употребляться в одной и той же форме! (Правильный вариант: Все , кто опоздал, извинились .)

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. ( В картине «Спящем пастушке» Венецианов передал всю прелесть русской природы.)

Правило

Несогласованные приложения, выраженные именами собственными (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д.) употребляются в именительном падеже при наличии перед ними имени нарицательного (в романе «Война и мир»). Если же нарицательное существительное отсутствует, то имя собственное изменяется (в «Войне и мире»).

· Неправильное построение предложения с косвенной речью .

(Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».)

Правило

В предложениях с косвенной речью в придаточной части употребляются только местоимения третьего лица. (Правильный вариант: Некрасов писал, что он «лиру посвятил народу своему».)

Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Правило Вариант с ошибкой Исправленный вариант
Части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены. Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.
Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами (не только, … но и; если не…, то; как…, так и) В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.
Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого.
Нельзя пропускать предлог, если он отличается от других предлогов, употреблённых при однородных членах. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.
Нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное Она была красивая и счастлива Она была красивая и счастливая. Она была красива и счастлива.
Нельзя объединять глаголы, имеющие общее дополнение, которое должно употребляться с ними в разных падежах. Он обратился и получил помощь. Он обратился за помощью и получил её.

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. (Поднявшись на гору, стало очень холодно. Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа.)

Правило

Действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, должны выполняться одним лицом. (Правильный вариант: Поднявшись на гору, я почувствовал, что стало холодно. Проезжая мимо станции, я потерял шляпу.)

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. (Браконьерам, нарушающИХ закон, грозит серьёзный штраф. Причалившая лодка к берегу вызвала подозрение.)

Правило

Причастие должно быть согласовано с определяемым словом. (Правильный вариант: Браконьерам, нарушающИМ закон, грозит серьёзный штраф.)

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот. (Правильный вариант: Причалившая к берегу лодка вызвала подозрение.)

Ошибка в построении сложного предложения (Геральт рассказывал о прошлом и когда он был ещё юным ведьмаком. Мы обращаемся со своей проблемой к Ирине Ивановне, которая не может не волновать всех нас.)