Автоматизация звука. Артикуляционные упражнения

Тема: «Постановка звука [Ч]».

Цели занятия:
- Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [Ч].
- Укрепить мышцы языка посредством выполнения артикуляционной гимнастики.
- Закрепление правильного произношения звука [Ч].
- Формирование умения выделять заданный звук на фоне звуков, слогов и слова.
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие логического мышления;
- Развитие зрительного внимания и памяти.

Оборудование: Игрушка черепаха, картинки.

Организационный момент:

Попробуй отгадать загадку:

Домик мой, везде со мной.
Он устроен за спиной.
Я с лягушками дружу
Очень медленно хожу.
Вовсе не букашка,
Кто я...(черепашка)

Показ игрушечной черепахи.
Логопед:
Давай вместе с черепахой сделаем гимнастику для язычка.

Ход занятия.

    Игра: «Поймай звук [Ч]».
    Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ч].
    - П, Ш, Ч, Ц, Л, Ч.
    - ПА, НО, ЧЕ, СА, ЩА, ЧО.
    - ЧАЙ, СОН, ЧАСЫ, ЩАВЕЛЬ, СОК, ШАПКА, МЯЧ.

    Артикуляционная гимнастика:

* «Лопатка».
* «Пирожок».
*. «Качели».
* «Язык перешагивает через зубы».
* «Маляр».
* «Грибок».
* «Гармошка».
* «Вкусное варенье»
* «Чашечка».
* «Фокус».
* «Саночки»

* «Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка».

3. Игровой приём постановки звука [Ч]. (Постановка по подражанию).
Логопед:
-Черепахи очень медленно ползут, они мирные и спокойные.
-Черепахи любят тишину.
Когда громко, можно сделать так:
Логопед подносит указательный палец к губам и произносит: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч…
Логопед уточняет артикуляцию звука [ч]:
(при произнесении звука [Ч]:
Губы округлены и слегка выдвинуты вперед.
Зубы сближены.
Широкий кончик языка поднят к передней части твёрдого нёба, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка).
-Ребёнок повторяет за логопедом: Ч-Ч-Ч-Ч…

4. Пальчиковая гимнастика: «Черепашка».
- Сколько пыли, сколько сора –
- До дверей дойду не скоро", -
- И вздыхает тяжко
- Наша черепашка.
Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.

5. Игра: « Найди картинку».
Ребёнок должен отобрать те картинки, в названии которых есть звук [Ч].
Картинки: чемодан, часы, очки, бочка, пчела, качели, мяч, ключ, шапка, щука, ящик, цапля, тапок, танк.

Итог занятия:
-Какой звук, ты училась произносить? (Звук [Ч]).
Молодец!

ГБОУ школа № 158 города Москвы

Структурное Подразделение

школа – интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

НА ТЕМУ

« ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ч] »

Учитель – логопед начальных классов

Акулова Светлана Александровна

Москва 2017 г.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Закреплять навыки правильной артикуляции и употребления звука «Ч» в прямых слогах, в словах.

2. Развивать фонематический слух: учить ребенка различать и правильно произносить звук «Ч» в словах.

3. Развивать внимание ребенка и кратковременную память с помощью чистоговорок и стихотворений. Выучить новые слова со звуком «Ч» и их значения.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

СЛОГИ:

ЧА-ча-ча

Ача-ача-ача

Чи-чи-чи

Ачи-ачи-ачи

Че-че-че

Аче-аче-аче

Чо-чо-чо

Ачо-ачо-ачо

Чу-чу-чу

Ачу-ачу-ачу

СЛОВА СО ЗВУКОМ «Ч» В ПРЯМЫХ СЛОГАХ:

Чай, чайник, кочан, куча, удача, добыча, задача, передача, мочалка, чайка, чашка, кричал, каланча.

Чурбан (большое толстое полено), плачу, мальчуган, кричу, молчу, чудо, чуб, хочу, заплачу, дочурка.

Зайчик, мальчик, пальчик, огурчик, мячик, чижик, учил, мячи, чисто, лечил, рычит, волчица, горчица, могучий, горячий, колючий, выучил, вылечил, летчик, голубчик

(Заметил, есть такой конец у слов – «чик», значит предмет маленький. Например: палец – паль чик , мяч – мя чик , огурец - огур чик ).

Качели, лечение, вечерний, зачем, печенье, четыре, чемодан, черемуха, черешня, течение, чепуха, черепаха, чешки, человек.

Бочок, плечо, значок, кулачок, зайчонок, волчонок, галчонок, учёба, чёрный, бичёвка, печёный, печёнка, пчёлка, копчёный.

ЧИСТОГОВОРКА

Чо-чо-чо чо-чо-чо

У меня болит плечо.

Чу-чу-чу чу-чу-чу

Раз болит – иди к врачу.

Чу-чу-чу чу-чу-чу

Нет, к врачу я не хочу.

Ча-ча-ча ча-ча-ча

Буду плакать у врача.

Чи-чи-чи чи-чи-чи

Помогают нам врачи.

СТИХОТВОРЕНИЕ

ЧЕЧЁТКА

Танечка чётко

Отбивает чечётку.

Ни у кого чечётка

Не звучит так чётко.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Логопед приносит на занятие игрушку Чебурашку:

К нам сегодня на занятие пришёл маленький зверёк с большими ушами. Давай вспомним, как его зовут?

Ребёнок отвечает.

Правильно, чебурашка! Он пришёл к нам не случайно. В его имени есть звук, который мы с тобой учимся произносить. Чебурашка очень хочет, чтобы ты правильно называл этот звук. Какой это звук?

Ребёнок отвечает.

Давай быстренько вспомним, что у нас делают губки, язычок, когда мы произносим звук «Ч»: губки слегка выдвинуты вперед, язычок наверху за верхними зубами.

Артикуляция звука «Ч».

В первый момент кончик языка производит смычку с корнями верхних резцов, во второй – кончик языка после взрыва отходит назад к альвеолам; весь язык напряжён, приближен к нёбу; губы слегка выдвинуты вперёд; нёбная занавеска приподнята; голосовые связки разомкнуты.

Ребёнок произносит звук «Ч».

Правильно, с этого звука начинается имя у нашего друга – Чебурашки.

А теперь слоговая разминка:

Ча-ча-ча

Ача-ача-ча

Чи-чи-чи

Ачи-ачи-ачи

Чо-чо-чо

Ачо-ачо-ачо

Чу-чу-чу

Ачу-ачу-ачу

Че-че-че

Аче-аче-аче

Смотри как хорошо у нас тобой уже получается. И Чебурашка доволен. А теперь давай называть слова, выделяя звук «Ч».

Как ты думаешь, где этот звук живёт: в начале, середине или конце слова?

Повторяй за мной:

Ча-ча: дача

Ча-ча: куча

Ча-ча: удача

Ча-ча: добыча

Ча-ча: задача

Ча-ча: передача

Ча-ча: каланча; каланча – это такая высокая башня.

Ча-ча: калач

Чу-чу: чудак

Чу-чу: чурбан; чурбан - это такое большое полено, толстое.

Чу-чу: плачу

Чу-чу: мальчуган

Чи-чи: зайчик

Чи-чи: мальчик

Чи-чи: пальчик

Ты заметил, есть такой конец у слов – «чик», значит предмет маленький. Например:

Палец – пальчик, мяч – мячик, огурец – огурчик.

Чи-чи: могучий; как ты думаешь, это сильный или слабый?

Чи-чи: горячий

Чи-чи: колючий

Чи-чи: выучил

Чи-чи: вылечил

Чи-чи: лётчик

Чи-чи: голубчик

Теперь поиграем вот в такую игру:

Я буду называть тебе разные слова, а ты внимательно слушай. Если в слове есть звук «Ч» – то ты вслед за мной повторяешь его, если нет – молчишь.

Чижик, кочан, зонтик, лётчик, чешуя, кожура, работа, врач, время, веселье, качели, дождь, дочка, ложка, голубой, колючий, воробей, чайка, колесо, снежинка, часы, паровоз, машина, каланча, человек, время, строчка, Снегурочка, сынок, вишня, черешня, красит, плачет;

(После каждого слова разбирается правильная ситуация).

Устал? Ты – молодец!

Теперь мы с тобой выучим новую чистоговорку.

Я буду произносить одну строчку, а ты за мной повторяй. Какой звук мы будем с тобой голосом выделять? Правильно, звук «Ч»:

Чо-чо-чо чо-чо-чо

У меня болит плечо.

Чу-чу-чу чу-чу-чу

Раз болит – иди к врачу.

Чу-чу-чу чу-чу-чу

Нет, к врачу я не хочу.

Ча-ча-ча ча-ча-ча

Буду плакать у врача.

Чи-чи-чи чи-чи-чи

Помогают нам врачи.

Запомнил? Теперь давай потренируем память. Я называю первую строчку – а ты называешь вторую. (Повторяем второй раз чистоговорку: логопед называет строчку со слогами – ребёнок называет вторую строчку).

Молодец! А что это у нас делает Чебурашка? Смотри, да он зевает, спать хочет. Наверно мы все таки тихо говорим, как ты думаешь? Давай бодро, громко, чётко расскажем наше любимое стихотворение про Танечку. Как называется стихотворение?

Правильно - «Чечётка». Пусть Чебурашка послушает это стихотворение.

(логопед подсказывает, если ребёнок затрудняется):

Танечка чётко

Отбивает чечётку.

Ни у кого чечётка

Не звучит так чётко.

Мы с тобой сегодня на занятии узнали новые слова со звуком Ч:

Чурбан. Что это?

Правильно, большое толстое полено.

Могучий – Это какой человек? Правильно, большой, сильный. Помнишь стихотворение про большого сильного человека, который всех спасал, ребятишки его очень любили. Как звали этого великана? Правильно, дядя Стёпа.

Каланча – Что это? Правильно, это такая высокая башня. Как ты думаешь, почему дядю Стёпу дразнили каланчой?

Кочан – Что это? Так говорят про капусту. Например: «Мама принесла из магазина кочан капусты».

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Молодец! Ты сегодня справился с заданием! Я вижу, ты очень старался! Читал всё громко, чётко. Научился правильно произносить звук «Ч», выделять его в словах. Теперь Чебурашке пора идти к другим детям, которые еще не научились так хорошо говорить звук «Ч». Давай скажем ему «До свидания, Чебурашка!»

Выбирай теперь наклейки себе в домашнюю тетрадь.

(Ребёнок выбирает наклейки и логопед наклеивает их в тетрадь).

ДОМАШНЕ ЗАДАНИЕ:

Выучить новые слова со звуком Ч и их значения, учить чистоговорку, выучить наизусть стихотворение «Чечётка».


Постановка звуков. Звук Ч.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
§ Образовательные:
- совершенствование навыка звукобуквенного анализа;
- расширение семантического поля слов.
§ Коррекционные:
- автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение, расширение словаря;
- формирование семантиче-
ского поля слова «чай» и развитие валентности слов;
- развитие функции словоизменения;
- формирование связной речи;
- развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.
§ Воспитательная:
- воспитание у детей умения и желание общаться друг с другом.
Потребуются индивидуальные зеркала, артикуляционные профиль звука [ч], набор таблиц с заданиями по формированию и развитию функции словоизменения, толковый словарь, магнитофон, мяч, карточки для упражнений по развитию воздушной струи.
Организационный момент
Логопед. Повторим правило речи.
Дети
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Прослушивание образца
правильной речи
Логопед. Прослушайте в магнитофонной записи небольшой текст. Подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Разбудила мама Танечку.
- Вставай, доченька!
Пока девочка вставала, мама вскипятила воду в чайнике. Насыпала из чайницы свежий чай в заварочный чайничек и залила кипятком. Поставила на стол чайные чашки, вазочку с печеньем и конфетами.
- Садись, дочка, пить чай.
Танечка пьет чай, и мама пьет чай.
- Дочка, заканчивай чаевничать, пора в школу.
Логопед. Итак, сегодня на занятии мы будем следить за правильным произношением звука [ч], узнавать этот звук в речи.
Логопедическая зарядка
Развитие общей моторики
Здесь и далее дети выполняют движения соответствующие тексту.
Логопед
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – выше голова,
Пять, шесть – тихо сесть.
Развитие тонкой моторики
Логопед
Один, два, три, четыре -
Жили мыши на квартире.
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили.
Кто не хочет заплатить,
Так тому чаек не пить.
Мимическая гимнастика
Логопед. Покажите выражением лица:
- мы пьем вкусный чай, нам нравится (радость);
- мы пьем необычный чай (удивление);
- нам забыли положить сахар в чай (огорчение).
Артикуляционная гимнастика
Для губ
Дети растягивают губы в улыбке, потом округляют их.
Для языка
Дети выполняют упражнения «качели», «маляр», «лошадки».
Для развития воздушной
струи
Логопед. Подуйте на кусочек лимона так сильно, чтобы он оказался в чайной чашке.
Анализ звука [ч] и буквы «ч»
Произнесение
изолированного звука [ч]
Подключается акустический, кинестетический и зрительный, тактильно-вибрационный контроль.
Логопед. Представьте, мы едем в поезде, пьем чай и слушаем, как стучат колеса вагона. Как стучат колеса вагона?
Дети. Ч-ч-ч.
Артикуляционная
характеристика звука [ч]
В помощь предлагаются артикуляционный профиль звука, план ответа.
§ Губы.
§ Зубы.
§ Язык (кончик и спинка языка).
§ Голосовые складки.
Фонетическая характеристика звука [ч]
В помощь предлагаются таблица, алгоритм ответа.
Гласный – согласный. Докажи.
Глухой – звонкий. Докажи.
Твердый – мягкий. Назови.
Соотнесение звука с буквой
Логопед. Какой буквой обозначают звук [ч] на письме? Сколько звуков обозначает буква «ч»?
На что похожа буква «ч»?
Буква «ч» сказала: «Есть».
Отдала кому-то честь.
Сколько элементов в строчной букве «ч»?
Дети. Два. Первый элемент – верхний (волнистая линия), второй – нижний (наклонная линия с закруглением внизу).
Логопед. Пропишите широким взмахом руки букву «ч» в воздухе. На счет раз, два, три.
Дети выполняют.
Напишите у соседа по парте на спине несколько строчных букв «ч». Сосед должен посчитать и сказать, сколько вы букв написали. Потом поменяйтесь ролями.
Дети выполняют. Затем логопед показывает картинку, на которой изображен чайник с нарисованными на нем буквами «ч».
Найдите, сколько букв «ч» спряталось на чайничке.
Дети. Шесть.
Логопед. Напишите в тетради столько букв «ч», сколько вы нашли на чайничке. Под буквой, которая получилась у вас лучше всего, поставьте точку.
Чтение слогов со звуком [ч]
Логопед. Подберите к чайничку чайные чашки и прочитайте на них слоги.
Автоматизация звука [ч]
на примере слова «чай»
и его производных
Выделение главного слова
Логопед. Доскажите словечко.
Черепаха не скучай
Пей из чашки вкусный… (чай).
Объясните, как вы понимаете значение слова «чай».
Дети работают с толковым словарем.
ЧАЙ – вечнозеленое растение, высушенные и особо обработанные листья, которые при заварке дают напиток.
Звукослоговой анализ слова «чай»
Дети последовательно выполняют каждое задание логопеда.
Логопед. Произнесите четко слово «чай», проговаривая все звуки. Сколько слогов в слове «чай»? Почему? Сколько звуков в слове «чай», назовите их последовательно. Определите место звука [ч] в слове «чай».
Однокоренные слова
Логопед. Послушайте еще раз рассказ внимательно, о каком напитке идет речь в рассказе?
На доске по мере ответов вывешиваются графические карточки.
Что пила утром Танечка?
ЧАЙ
В чем вскипятила воду мама?
ЧАЙник
Как назвать маленький чайник для заварки?
ЧАЙничек
Какие чашки мама поставила на стол?
ЧАЙные
Прочитайте слова, четко произнося звук [ч]. Назовите общую, одинаковую часть в этих словах.
Дети. Чай.
Развитие функции
словоизменения
Логопед. Сосчитайте с опорой на таблицу. (Выставляет рисунки.)
А сейчас мы накроем стол для чаепития Танечке. Но поставить на стол можно только те предметы, в названии которых есть звук [ч].
Выставляется сюжетная картинка: девочка сидит за столом. Рядом расположены предметные картинки: чайник, чашка, конфеты, печенье, кастрюля, варенье, чайничек.
Что находится перед чайником, за чашкой, между вазочкой с печеньем и чашкой, около чайничка?
Слова, отвечающие на вопрос: «Что делать?»
Логопед. Подберите слово к картинке. Что делает девочка?
У учащихся находятся графические карточки, которые они должны подобрать к картинкам.
НАЛИВАЕТ ПЬЁТ ЗАВАРИВАЕТ
Составим словосочетания.
Дети читают по указке.
НАЛИВАЕТ
ПЬЁТ
ЗАВАРИВАЕТ
Расположите картинки в правильной последовательности.
Дети размещают карточки так: «заваривает», «наливает», «пьет».
Слова, обозначающие признак предмета
Физкультминутка.
Игра с мячом «Наоборот»
Логопед. Замените слова, отвечающие на вопрос «какой?». Слово должно иметь противоположное значение.
Горячий чай ………чай
Старый чайничек ………чайничек
Чистый чайник ………чайник
Горький чаёк ………чаёк
Подберите картинку к словам.
На доске расположены предметные картинки, у учащихся находятся графические карточки.
Назовите, что нарисовано на картинках?
Дети. Чашка, блюдце, сервиз, ложки.
Логопед. Прочитайте, что написано у вас на карточках.
ЧАЙНАЯ ЧАЙНЫЙ
ЧАЙНОЕ ЧАЙНЫЕ
Подберите слово к картинке. Прочитайте получившиеся словосочетания.
Работа над предложением
Логопед. Составьте предложение по картинке. Дайте имя девочке.
Дети. Танечка пьет чай.
Логопед. Теперь проанализируем предложение. Сколько в нем слов?
Дети отвечают на этот и следующие вопросы, а также выполняют предложенные задания.
Назовите первое слово (второе, третье). Назовите слова со звуком [ч], определите место этого звука в слове. Начертите схему предложения в тетради. Надпишите над словом букву «ч». Молодцы! А теперь проверим себя.
Итог занятия
Логопед хвалит детей за хорошую работу и сообщает о достигнутых успехах.

При артикуляции звука [ ч ]

При артикуляции звука ч

1. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

2. Зубы не смыкаются;

3. Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;

4. Посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

5. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук «ч» - аффрикат, состоящий из звуков «ть» и «щ». Если доступна нормированная артикуляция указанных звуков, то постановка, как правило, не вызывает затруднений. Ребенку предлагается усиленно произносить звук «ть», несколько оттянув язык на зад, от верхних резцов к альвеолам, а затем протянуть язык.

Основная трудность – моментальная смена положений передней части языка и удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка. В осмыслении этой позиции ребенку может помочь артикуляционный профиль, на котором подчеркивается мгновенная смена взрывного элемента африкативным.

На начальном этапе постановки звука можно прижать края языка к коренным зубам средним и указательными пальцами.

Постановка звука Ч.

Звук Ч можно поставить двумя способами.

Способ 1. В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов). Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч.

Способ 2. Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков ть и шь – тьшь. Не забываем широко улыбаться. Это важно!

Некоторое время потренируйтесь произносить звук Ч изолированно: «Как тикают часики?» – «Ч-ч-ч». «Как стрекочет кузнечик?» – «Ч-ч-ч». «Как успокоить расшумевшегося малыша?» - «Ч-ч-ч».



Звук Ч обычно легко ставится по подражанию, при условии, что в речи ребенка присутствуют правильно произносимые звуки Ш и Ж. Если же по каким-то причинам звук по подражанию не получается,полезно перейти к выполнению комплекса упражнений. Предварительно ознакомьтесь с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука [Ч].

Приклей конфетку.

Цель.Укрепление мышц языка и отработка подъема языка вверх.

Описание. Рот раскрыт на 1,5-2 см. Язык широко распластан и спокойно лежит на нижней губе. На самый кончик языка кладем маленький кусочек ириски, приклеиваем конфетку к нёбу за верхними зубами. Выполняем упражнение в медленном темпе.

Внимание! Во время упражнения необходимо следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец сбоку между зубами – тогда рот не будет закрываться.

Произнесение звука, имитирующего звук [t].

Описание. Рот широко открыт. Губы растянуты в улыбке. Зубы приоткрыты на расстояние ширины пальца. Кончик языка упирается в альвеолы. Вдохнув, сильными толчками дуем воздух на кончик языка. При этом кончик языка должен отскакивать от альвеол, а края языка слегка отходить от верхних коренных зубов. Слышится глухой твердый звук, похожий на английский [t]. Произносим его то в быстром, то вмедленном темпе. Голос не включаем.

Теперь повторим это упражнение, слегка округлив губы и сблизив зубы.

Внимание! Следим, чиобы во время выполнения упражнения кончик языка упирался в альвеолы,а не в верхние зубы, как при произнесении обычного [т].

Произнесение переходного от [ч] звука, имитирующего звук [t].

Цель.Формирование правильного артикуляционного улада звука Ч.

Описание. Рот открыт. Поднять кончик языка поднят вверх, к альвеолам. Боковые края языка плотно прижаты к верхним боковым зубам. Большим и указательным пальцами надавливаем (снизу вверх) на края языка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносим звук, имитирующий английский [t]. Будет слышаться звук [ч].

Затем выполняем упражнение без использования пальцев. Зубы сближены, губы выдвинуты вперед и округлены. Щеки можно слегка придерживать пальцами.

Внимание! Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов. Воздух выходит посередине языка, когда кончик его резко отскакивает от альвеол.

Закрепление звука осуществляем на звукоподражаниях: «Как тикают часики?» – «Ч-ч-ч». «Как стрекочет кузнечик?» – «Ч-ч-ч». «Как успокоить расшумевшегося малыша?» - «Ч-ч-ч».

Автоматизация звука [Ч] в обратном слоге.

Приступать к автоматизации звука можно только после того, как звук поставлен и правильно произносится в изолированном виде. Как правило, автоматизацию звука [ч] проще начинать с обратного слога. Однако, если Вашему ребенку легче дается прямой слог, то можно начать и с него. Напоминаем, что закрытым или обратным слогом называется слог вида "гласный+согласный".

А-ч, о-ч, у-ч, ы-ч, и-ч

я-ч, ё-ч, ю-ч, е-ч.

ач-оч-уч ыч-яч-ёч

юч-ич-еч ач-еч-яч

оч-уч-юч уч-ёч-ич

ыч-еч-ач еч-юч-оч

Нормальная установка при произнесении звука “Ч”.
Звук “Ч” так же, как звук ”Ц” (Т+С), сложен в произношении и состоит как бы из двух звуков (Ть+Щ).

1.Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
2.Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
3.Зубы сближены либо сомкнуты.
4.Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
5.Звук “Ч” глухой и мягкий. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений, уже знакомых нам по постановке звука “Щ”. А затем произносить мягкий звук “Ть” и сразу добавлять звук “Щ”: ть+щ, тьщ, тьщ, тьщ… = ч, ч, ч…

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА “Ч” В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Произносить слоги.

Образец: а –ч, о – ч, у – ч, ы – ч, я – ч, ё – ч, ю – ч, и – ч, е – ч.

Ач – оч – уч ыч – яч – ёч
юч – ич – еч ач – еч – яч
оч – уч – юч уч – ёч – ич
ыч – еч – ач еч – юч – оч
ич – уч – ёч ич – яч – уч

Произносить слова.
1.С ударением на слоге.
Образец: мя – ч, ко – ч-ка, при-вы – ч-ка.
ач
Врач, грач, плач, богач, калач, трубач, качка, прачка, удачно, задачник.
оч
дочь, ночь, бочка, дочка, кочка, ночка, почка, прочный, квочка, молочный, замочки.
уч, ыч
луч, могуч, везуч, кучка, Жучка, ручка, внучка, лучше, привычка, кавычки.
яч,юч
мяч, горяч, ключ, колюч, горюч, линюч, брючки, колючки.
ич,еч
дичь, кличка, яичко, водичка, кирпич, коричневый, меч, лечь, печь, речь, беречь, печка, речка, гречка, овечка, колечко, уздечка, навечно.
2.Без ударения на слоге.
Образец:бы – ч-ки, я – ч-мень, но-ви – ч-ки.
ач,уч
Бачки, значки, кабачки, башмачки, начни, облачко, жучки, пучки, паучки, каблучки, мучной, ручной, обруч.
ыч, ич, яч
Бычки, дички, новички, Иванович, Петрович, Николаевич, Сергеевич, ячмень.

Произносить предложения.

У девочки калач. Верочка ловит бабочку. Ванечка на речке. Девочка уронила мяч. Мяч плывёт по речке. В огороде бочка. В саду тачка без ручки. Снесла курочка яичко. Ниночка – опрятная девочка. Ела Таня булочку, запивала молочком. В окошечко залетела бабочка. Одуванчики, как маленькие лампочки. Белочка прыг на ёлочку. Сосны-невелички, а на соснах птички. Лесная земляничка ростом невеличка. В коробочке жучки, паучки и разные букашечки.

ЗАГАДКИ
Рыльца – пятачками, хвостики – крючками. (Поросята.)
Хвост крючком, нос пятачком. Вот загадка моя. Кто же это? (Свинья.)
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка.)