О запрете на ношение религиозной одежды в образовательных учреждениях РФ. Досье

С началом нового учебного года снова разразились скандалы из-за формы одежды учащихся.

Речь идет не о единой школьной форме, а о строгой одежде мусульманок - хиджабе. На днях не пустили на первый урок двух одноклассниц в . Директор потребовала у девочек, чтобы те сняли платки. На что отец школьниц отреагировал весьма агрессивно.

Корреспонденты Total.kz спросили у депутатов, какова же судьба хиджабов в казахстанских учебных заведениях и есть ли этот вопрос на повестке дня парламентариев в новой сессии.

Ахмед Мурадов, депутат мажилиса

В Казахстане 80% мусульман, и они выбирают носить то, что разрешено их верой. А хиджаб - это арабское одеяние, исконно казахи никогда не носили его. Появление в особенного регламента или закона, запрещающего носить их в общественных местах, неправильно. Каждая школа вправе принимать собственное решение в отношении внешнего вида школьников. Я думаю, что короткая юбка на школьницах – худший вариант, нежели хиджаб.

Каждая школа вправе принимать собственное решение в отношении внешнего вида школьников. Я думаю, что короткая юбка на школьницах – худший вариант, нежели хиджаб

Не нужно делать вокруг религии, и в особенности хиджабов, какие-то споры и проблемы. В первую очередь хиджаб закрывает голову девушки. Но все-таки главнее не внешний вид, а то, что в этой голове находится. У нас демократичная страна, если хочешь - носи, но не надо нарушать принятые нормы.

Жамбыл Ахметбеков, депутат мажилиса

Тема хиджабов в Казахстане поднималась уже не раз, и к ней нужно подходить с четким пониманием того, что Казахстан не страна с исламской направленностью. И мы не должны перенимать опыт тех стран, которые разрешают носить хиджабы в школах. У нас в стране действуют единая школьная форма, рассчитанная на всех – верующих, атеистов, черных и белых. Глубоко верующие родители должны понимать, что их дети не одни ходят в школу, помимо них там учатся много других ребят, которые в отличие от них соблюдают общепринятые нормы. В Казахстане нет письменного документа, запрещающего или разрешающего носить хиджабы. И я думаю, что он нам не понадобится, так как мы светское государство.

Светлана Романовская, член комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса

Я помню свое детство, не все жили в достатке, кто-то был богаче, кто-то беднее. Но была единая форма, которая настраивала на рабочий процесс. У меня самой младший сын в третьем классе учится. Я приложила немало усилий, чтобы найти ему форму. Сама я никак не отношусь к тому, нормально ли для школьников ходить на занятия в хиджабе. По-моему, должна быть свобода. И если говорится о детях первого класса, наверняка инициатива исходит не от детей, а от их родителей. Но мы пока такой вопрос не рассматривали, его никто не поднимал, и законодательно этот момент нигде не закреплен. А по закону все, что не запрещено, разрешено.

Галина Баймаханова, депутат мажилиса

Школа – это светское учреждение, и в ее стенах должны соблюдаться светские правила, в том числе и по одежде. Нельзя же ребенка, например, отправлять полуголым. Но есть религиозные учебные заведения – там, пожалуйста, можете демонстрировать свою религиозную принадлежность. Если родители такие глубоко верующие – пусть отдают ребенка в медресе. Кроме того, ношение хиджабов – это своеобразная реклама религиозной принадлежности среди детей, которые еще не разбираются в тонкостях религии. Ребенок должен сам по жизни определить свои взгляды на веру, но не подвергаться такому косвенному воздействию.

{also_read_block}

Хочу также отметить, что одежда – это внешняя сторона. И тот, кто упорствует в ношении определенных вещей, верит в эти символы – у него неглубокая вера. Это люди, как правило, не нашедшие своего места в этой жизни и сосредоточенные на деталях.

Тема хиджабов в российских школах снова оказалась в центре общественной дискуссии. Поводом стал заочный спор между министром образования Ольгой Васильевой и главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Формально любые религиозные атрибуты в одежде в наших школах запрещены, а фактически в ряде мусульманских регионов хиджабы давно уже легализованы. Это хорошо или плохо для России в целом?

На днях один из судов в очередной раз запретил учителям и ученикам ходить в школу в мусульманских платках – хиджабах. На сей раз дело касалось села Белозерье в Мордовии.

Это уже не первое подобное решение – за последние годы суды в разных субъектах Федерации выносили такие запреты, и их пытались опротестовать вплоть до Верховного суда. В этот раз ситуацию попросили прокомментировать министра образования Ольгу Васильеву, и она его поддержала, сказав, что не думает, «что истинно верующие люди атрибутикой стараются свое отношение к вере подчеркнуть». Министр, известная как православная христианка, отметила, что в России «светский характер образования», и напомнила о принятом несколько лет назад решении Верховного суда, подтвердившем, что хиджабу не место в школе.

Слова Васильевой раззадорили Рамзана Кадырова, который написал, что «платок – не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки», а в России Конституцией «каждому гарантируется право выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». При этом Кадыров указал, что вопрос о ношении хиджабов в школе не рассматривался Конституционным судом (Васильева в интервью перепутала Верховный и Конституционный суды), а поэтому, дескать, министр «свое личное убеждение навязывает миллионам граждан»:

«Мои три дочери учатся в школе, носят хиджаб, имеют отличные оценки. Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают. Я должен их забрать из школы и вместе с ними искать место, где позволят девочкам быть мусульманками?

Убежден, что тема платков подбрасывается, чтобы отвлечь внимание общества от реальных проблем школы. Наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей... Вот что должно беспокоить всех, кто воюет с хиджабами».

Спустя сутки спикер парламента Чечни Магомед Даудов заявил, что в республике незамедлительно инициируют разработку закона, «при котором наши дети разных национальностей, если того пожелают, будут носить в школах и хиджабы, и крестики, и кипы». Понятно, что речь идет о республиканском уровне. Но и тут есть проблема – сейчас на федеральном уровне регулируется то, как должны быть одеты учащиеся, и одним из признаков школьной одежды является ее светский характер.

Против хиджабов в школах и общественное мнение – как показывает опрос, проведенный полтора года назад «Левада-Центром», 74 процента считают хиджабы недопустимыми, а 18 процентов за – то есть расклад примерно соответствует конфессиональному.

Дискуссия о хиджабах идет уже не первый год, и в этот раз Кремль решил воздержаться от участия в ней. Дмитрий Песков лишь напомнил, что «существовали разные форматы подхода к этой теме»:

«Были и судебные варианты, в Ставропольском крае и Мордовии – тогда были советующие решения Верховного суда. Есть иные варианты, не судебные. Но сейчас мы бы не хотели становиться стороной этого вопроса».

Но при этом позиция Владимира Путина на эту тему хорошо известна – несколько лет назад он высказывался о хиджабах в школе. Последний раз это было весной 2013-го:

«Ничего хорошего в этом нет. Есть, конечно, особенности национальных республик, но то, о чем вы сказали, это не национальная особенность, это демонстрация известного отношения к религии... В нашей стране в мусульманских регионах никогда такой традиции не было».

Тогда же Путин напомнил, что даже в некоторых мусульманских государствах (например, республиках бывшего СССР) ношение хиджабов в школе запрещено законом.

В целом подход Путина характеризует еще одно его высказывание на эту тему:

«Нужно всегда с большим уважением относиться к религиозным чувствам людей. Это должно проявляться в деятельности государства, в нюансах, во всем. Второе – у нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить...

У нас многоконфессиональное государство, но есть определенные правила общесветского государства, у нас церковь отделена от государства.... Если не будут все равны и не будут проявлять светскость нашего государства, все остальные, представители всех других традиционных религий, так или иначе в недалеком будущем будут чувствовать себя ущемленными».

То есть если мы позволим одной группе граждан выделяться по религиозному признаку, то другие вскоре возмутятся. И это так – если смотреть на европейский опыт, который у нас перед глазами. Там борьба за хиджабы давно уже приняла политический оттенок. Многие предрекают, что разрешение хиджабов в европейских школах станет первым шагом к переходу Старого Света к жизни по нормам шариата. Но как раз тут начинаются важнейшие отличия России от Европы.

В отличие от Европы, у нас традиционные ценности не в упадке – христианство не вымирает, а возрождается, да и другие религии не в кризисе. А мусульмане у нас являются не пришлыми иностранцами, а коренным населением части регионов страны. И это очень важное отличие – тем более в том случае, если мы идем не европейским путем, а своим. И поэтому то, что неприемлемо или опасно для Европы, вполне может работать у нас.

Мусульманское возрождение, проявляющееся в том числе и в ношении хиджабов – а это вовсе не накидка, закрывающая как фигуру, так и все лицо женщины, оставляя открытыми лишь глаза, это всего лишь платок на голове – совершенно не опасно для России в случае соблюдения трех условий.

Первое. Это допустимо в тех регионах, где исторически проживают мусульмане. И только в том случае, если они сами считают хиджаб соответствующим своей традиции, подходящим для своих детей – тогда местные парламенты вправе устанавливать вариант школьной формы, включающий головной платок для девочек. Весь страх перед платками вовсе не связан с неприятием ислама как такового. Такую же реакцию вызывают кое-где и бороды. Если в Дагестане борются с «бородатыми», то это не потому, что так сильно любят бриться, а потому, что привнесенный извне ваххабистский извод ислама на нашем Северном Кавказе действительно часто сопрягается с вооруженным террористическим и сепаратистским подпольем.

Второе. В русских и неисламских регионах России мусульманки тоже могут ходить в школу в хиджабе – но только в частную, негосударственную.

Третье. Россия движется в сторону все большего учета религиозных и национальных обычаев и уклада не просто всех населяющих ее народов, но и в первую очередь государствообразующего русского народа. Это не значит, что православие будет навязываться атеистам или язычникам – но наше государство и общество будет все больше и больше соответствовать представлениям русского народа о справедливости, порядке, достоинстве, труде, солидарности, общем деле. И это соответствие будет все больше замечаться везде – в школе, на улицах городов, на экранах телевизоров.

Вот что важно – если мы сильная, причем в первую очередь духом и верой, страна, то нам только на пользу пойдет наше внутреннее разнообразие. Наши буддистские Калмыкия и Тува, наши мусульманские Дагестан и Чечня будут укреплять нашу общую великую Россию. При полном, стопроцентном, признании всеми их жителями того простого факта, что наше светское и многонациональное государство создано русским народом, поголовно православным если не по форме, то по сути, по содержанию, по своим предкам и исторической памяти.

Так что платочки могут и объединять нас. Ведь еще несколько десятилетий тому назад абсолютное большинство русских женщин не выходило из дому с непокрытой головой, а в храм православные и сейчас заходят, только убрав волосы под платок или шляпку. Да и без платков – если у нас есть общие или близкие семейные, исторические и нравственные ценности, то вопрос с хиджабами мы точно сможем решить так, чтобы ни на своей малой родине, ни в России в целом никто не чувствовал себя ущемленным.

Тема хиджабов в российских школах снова оказалась в центре общественной дискуссии. Поводом стал заочный спор между министром образования Ольгой Васильевой и главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Формально любые религиозные атрибуты в одежде в наших школах запрещены, а фактически в ряде мусульманских регионов хиджабы давно уже легализованы. Это хорошо или плохо для России в целом?

На днях один из судов в очередной раз запретил учителям и ученикам ходить в школу в мусульманских платках – хиджабах. На сей раз дело касалось села Белозерье в Мордовии.

«Платочки могут и объединять нас – если мы сильная духом страна»

Это уже не первое подобное решение – за последние годы суды в разных субъектах Федерации выносили такие запреты, и их пытались опротестовать вплоть до Верховного суда. В этот раз ситуацию попросили прокомментировать министра образования Ольгу Васильеву, и она его поддержала, сказав, что не думает, «что истинно верующие люди атрибутикой стараются свое отношение к вере подчеркнуть». Министр, известная как православная христианка, отметила, что в России «светский характер образования», и напомнила о принятом несколько лет назад решении Верховного суда, подтвердившем, что хиджабу не место в школе.

Слова Васильевой раззадорили Рамзана Кадырова, который написал, что «платок – не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки», а в России Конституцией «каждому гарантируется право выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». При этом Кадыров указал, что вопрос о ношении хиджабов в школе не рассматривался Конституционным судом (Васильева в интервью перепутала Верховный и Конституционный суды), а поэтому, дескать, министр «свое личное убеждение навязывает миллионам граждан»:

«Мои три дочери учатся в школе, носят хиджаб, имеют отличные оценки. Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают. Я должен их забрать из школы и вместе с ними искать место, где позволят девочкам быть мусульманками?

Убежден, что тема платков подбрасывается, чтобы отвлечь внимание общества от реальных проблем школы. Наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей... Вот что должно беспокоить всех, кто воюет с хиджабами».

Спустя сутки спикер парламента Чечни Магомед Даудов заявил, что в республике незамедлительно инициируют разработку закона, «при котором наши дети разных национальностей, если того пожелают, будут носить в школах и хиджабы, и крестики, и кипы». Понятно, что речь идет о республиканском уровне. Но и тут есть проблема – сейчас на федеральном уровне регулируется то, как должны быть одеты учащиеся, и одним из признаков школьной одежды является ее светский характер.

Против хиджабов в школах и общественное мнение – как показывает опрос, проведенный полтора года назад «Левада-Центром», 74 процента считают хиджабы недопустимыми, а 18 процентов за – то есть расклад примерно соответствует конфессиональному.

Дискуссия о хиджабах идет уже не первый год, и в этот раз Кремль решил воздержаться от участия в ней. Дмитрий Песков лишь напомнил, что «существовали разные форматы подхода к этой теме»:

«Были и судебные варианты, в Ставропольском крае и Мордовии – тогда были советующие решения Верховного суда. Есть иные варианты, не судебные. Но сейчас мы бы не хотели становиться стороной этого вопроса».

Но при этом позиция Владимира Путина на эту тему хорошо известна – несколько лет назад он высказывался о хиджабах в школе. Последний раз это было весной 2013-го:

«Ничего хорошего в этом нет. Есть, конечно, особенности национальных республик, но то, о чем вы сказали, это не национальная особенность, это демонстрация известного отношения к религии... В нашей стране в мусульманских регионах никогда такой традиции не было».

Тогда же Путин напомнил, что даже в некоторых мусульманских государствах (например, республиках бывшего СССР) ношение хиджабов в школе запрещено законом.

В целом подход Путина характеризует еще одно его высказывание на эту тему:

«Нужно всегда с большим уважением относиться к религиозным чувствам людей. Это должно проявляться в деятельности государства, в нюансах, во всем. Второе – у нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить...

У нас многоконфессиональное государство, но есть определенные правила общесветского государства, у нас церковь отделена от государства.... Если не будут все равны и не будут проявлять светскость нашего государства, все остальные, представители всех других традиционных религий, так или иначе в недалеком будущем будут чувствовать себя ущемленными».

То есть если мы позволим одной группе граждан выделяться по религиозному признаку, то другие вскоре возмутятся. И это так – если смотреть на европейский опыт, который у нас перед глазами. Там борьба за хиджабы давно уже приняла политический оттенок. Многие предрекают, что разрешение хиджабов в европейских школах станет первым шагом к переходу Старого Света к жизни по нормам шариата. Но как раз тут начинаются важнейшие отличия России от Европы.

В отличие от Европы, у нас традиционные ценности не в упадке – христианство не вымирает, а возрождается, да и другие религии не в кризисе. А мусульмане у нас являются не пришлыми иностранцами, а коренным населением части регионов страны. И это очень важное отличие – тем более в том случае, если мы идем не европейским путем, а своим. И поэтому то, что неприемлемо или опасно для Европы, вполне может работать у нас.

Мусульманское возрождение, проявляющееся в том числе и в ношении хиджабов – а это вовсе не накидка, закрывающая как фигуру, так и все лицо женщины, оставляя открытыми лишь глаза, это всего лишь платок на голове – совершенно не опасно для России в случае соблюдения трех условий.

Первое. Это допустимо в тех регионах, где исторически проживают мусульмане. И только в том случае, если они сами считают хиджаб соответствующим своей традиции, подходящим для своих детей – тогда местные парламенты вправе устанавливать вариант школьной формы, включающий головной платок для девочек. Весь страх перед платками вовсе не связан с неприятием ислама как такового. Такую же реакцию вызывают кое-где и бороды. Если в Дагестане борются с «бородатыми», то это не потому, что так сильно любят бриться, а потому, что привнесенный извне ваххабистский извод ислама на нашем Северном Кавказе действительно часто сопрягается с вооруженным террористическим и сепаратистским подпольем.

Второе. В русских и неисламских регионах России мусульманки тоже могут ходить в школу в хиджабе – но только в частную, негосударственную.

Третье. Россия движется в сторону все большего учета религиозных и национальных обычаев и уклада не просто всех населяющих ее народов, но и в первую очередь государствообразующего русского народа. Это не значит, что православие будет навязываться атеистам или язычникам – но наше государство и общество будет все больше и больше соответствовать представлениям русского народа о справедливости, порядке, достоинстве, труде, солидарности, общем деле. И это соответствие будет все больше замечаться везде – в школе, на улицах городов, на экранах телевизоров.

Вот что важно – если мы сильная, причем в первую очередь духом и верой, страна, то нам только на пользу пойдет наше внутреннее разнообразие. Наши буддистские Калмыкия и Тува, наши мусульманские Дагестан и Чечня будут укреплять нашу общую великую Россию. При полном, стопроцентном, признании всеми их жителями того простого факта, что наше светское и многонациональное государство создано русским народом, поголовно православным если не по форме, то по сути, по содержанию, по своим предкам и исторической памяти.

Так что платочки могут и объединять нас. Ведь еще несколько десятилетий тому назад абсолютное большинство русских женщин не выходило из дому с непокрытой головой, а в храм православные и сейчас заходят, только убрав волосы под платок или шляпку. Да и без платков – если у нас есть общие или близкие семейные, исторические и нравственные ценности, то вопрос с хиджабами мы точно сможем решить так, чтобы ни на своей малой родине, ни в России в целом никто не чувствовал себя ущемленным.

В январе в СМИ и обществе тема "хиджабов в школе" стала чуть ли не главной. А началось всё с Мордовии, где учителям, носящим хиджаб, местный Минобр пригрозил увольнением. История повторилась в Ульяновской области, где местные чиновники также запретили носить хиджаб как учителям, так и ученикам. Подлила масла в огонь и глава Минобрнауки Ольга Васильева, заявившая со ссылкой на решение ВС, что хиджабам не место в школе. В то же время правозащитники из СПЧ предложили оставить регионам право решать вопрос о допустимости ношения хиджабов в школах.

Каково учиться в хиджабе в обычной российской школе, быть единственной в платке на уроках и кому это может помешать, разбирался Лайф.

Алана

Алана выходит из дома в тёплой куртке, белых колготках и светлой шапочке. За спиной яркий рюкзак, в руках мешочек со сменкой. Её 6 "Б" занимается во вторую смену. На уроки Алане обычно к двум. Она, как всегда, приходит чуть раньше, в раздевалке снимает лишние вещи. Шапку и шарф прячет в рукав куртки. Остаётся в юбке, серой кофте, рубашке. И хиджабе. Смотрится в зеркало, проверяет, не выбились ли волосы из-под головного убора. Убедившись, что всё в порядке, идёт к классу.

Школа - самая обычная. 860 учеников. Одна она в хиджабе.

В эту школу Алана ходит с первого класса. Хиджаб надела в 9 лет. Говорит, из-за того, что хотела быть похожей на маму. В школу с покрытой головой впервые пришла во втором классе. И началось.

Вспоминает, как тогда на уроки её привела мама. Успела поговорить с учителями. Но как объяснить детям? В классе над Аланой смеялись. Отвечает на уроке - хихикают. Выходит на перемену - показывают пальцем и постоянно расспрашивают, зачем, почему. "Сначала я отвечала, что это секрет", - вспоминает девочка. Приходя домой, Алана плакала. Зульфия, мама девочки, вспоминает, что для ребёнка всё случившееся стало шоком.

Алана сильно переживала из-за реакции одноклассников. Плюс ко всему у неё заболела мама. Девочка стала пропускать занятия. В школе забеспокоились. Заодно задумались: можно ли пускать на уроки ребёнка в хиджабе? Во время летних каникул семье выдвинули ультиматум: платок или домашнее обучение.

Ни на то ни на другое семья не согласилась. Зульфия стопками отправляла письма. В местный комитет образования, муфтию. Наконец вынесли решение. В школу девочке в платке ходить можно. С тех пор, с третьего класса, Алана его не снимает. Ходит на занятия в хиджабе. Не чёрном. Убор подбирает под цвет формы. Синий или серый. Видно, что любит наряжаться. Всё скромно, но тщательно подобрано по цвету. На руке яркое колечко. На кофте - цветочки и бусинки.

Сейчас в школе её хиджаб никто не замечает. В классе у девочки две лучшие подруги - Саша и Женя. Им, как говорит сама Алана, её головной убор не нравится. Подруги иногда упрекают одноклассницу, что у неё красивые волосы, а она их прячет. Впрочем, эти споры никак на отношениях не сказываются. На перемене ни на шаг друг от друга не отходят.

"Она очень активная", - скажет классный руководитель. Перечислит, куда они вместе ходили с классом. Театры, дискотеки, ботанический сад. "С подругами под ручку... Ни разу ни от ребят, ни от родителей я не слышала, что Алана какая-то другая и надо с ней что-то делать".

Без Аланы друзья тихо скажут, что иногда её всё-таки обзывают. Но она уже не обращает на это внимания. Дети разные, бывают жестоки. В свои 12 она это отлично понимает.

Молится, читает намаз Алана дома, до и после уроков. В школе неудобно. В столовой ест всё, кроме мяса. Плохо с математикой и точными науками, зато на отлично музыка и пение...

А если в школе попросят снять платок?

Я не могу просто его снять. Если такое будет, всё сразу обсужу с мамой, - отвечает Алана.

"Это был её осознанный выбор. Она не снимет. Это исключено. Это часть нравственности. Она не снимет платок", - уверена мама. Сама Зульфия раньше жила светской жизнью, но шесть лет назад решила покрыть голову.

По её словам, если в школе ещё раз поставят ультиматум - платок или школа, скорее, выберут домашнее обучение. Но делать выбор не хочется. Ни Зульфие, ни Алане. Да и стоимость немаленькая: по словам мамы, обучение на дому обойдётся в 10 тысяч рублей в месяц.

"Если государство встанет в позу, то пусть выделяют деньги на школы для мусульман. У нас есть право на свободу вероисповедания. У меня совершенно обычный ребёнок. Чистый, опрятный. Единственное, что её отличает от других, - платочек на головке".

Зухра

Девочка пришла в школу в платке в четвёртом классе. "На меня не обращали внимания. Спрашивали, почему вы это носите. Я отвечала, что по религии положено. Учителя ничего не говорили", - рассказывает и улыбается. Зухра весёлая, часто смеётся, поглядывает на подружек.

Мама девочки, Одина, наоборот, спокойная, видно, что переживает. Месяц назад её дочки перешли в другую школу. Зухра и её сестра-двойняшка - в шестой класс, старшая дочка - в седьмой. Платок на уроки носить не разрешили.

"Сказали, зачем вам это надо? Девочек будут дразнить. Отношения с друзьями не сложатся. Школа светская. Пусть все ходят одинаково".

В каждом классе школы по пять-шесть мусульманок. Все без платков. Дочки Одины теперь тоже.

"Нам сказали, что нельзя. Конечно, буду спрашивать ещё, чтобы разрешили", - говорит Одина.

Мадина и Сабина

Сёстры Мадина и Сабина на занятия в школу ходят в платках, и, по их словам, если тема хиджаба в разговоре с одноклассники и всплывает, то не слишком часто.

"Иногда спрашивают про него. Я отвечаю, что это наша религия. Мы приняли её и должны соблюдать законы. Некоторые слушают и понимают, другие - нет. Иногда оскорбляют", - говорит 13-летняя Сабина.

Её сестра Мадина сейчас учится в 10-м классе. Мама вспоминает, что всегда мечтала, чтобы дочки ходили в головном уборе. В день рождения, когда Мадине исполнилось девять, подарила ей платок.

"Сейчас оскорблений стало меньше. Во втором классе я была первой, кто в платке ходил в школу, - очень часто обзывали. Сейчас же прошло несколько лет. Почти все уже нормально относятся ко мне, привыкли", - объясняет Мадина.

Её сестра Сабина учится в седьмом классе той же школы. Ей проще. Иногда на улице лишь спрашивают маму: "Зачем такая маленькая, а уже в платке?"

Семья живёт в Перми уже 18 лет. К вопросам привыкла и на недовольных уже почти не обращает внимания. Мадина хочет учиться до 11-го класса. Младшая, Сабина, после 9-го мечтает поступить в исламский колледж. Там точно никто не задаст лишних вопросов.

Верховный суд России в среду признал законным запрет носить мусульманским девочкам платки в школах, отклонив жалобы семи родителей из Мордовии, передает РБК.


Это не первая подобная жалоба, которая заканчивается запретом. Россия — многоконфессиональная страна, при этом — светское государство. Как обеспечить равные права для всех граждан России, при этом не задев религиозных чувств представителей разных конфессий? У экспертов нет единого мнения на этот счет. Одни считают, что в светском государстве должна быть свобода выбора. Другие полагают, что необходимо уважать право на проявление религиозности.

Президент Института национальной стратегии, политолог и публицист Михаил Ремизов считает «абсолютно правильным» решение «об исключении хиджаба как символа религиозности в публичных школах».

«Могут быть школы религиозные, мусульманские, христианские, но в публичных государственных муниципальных школах, точно так же, как и в вузах, запрет абсолютно правомерен», — сказал Ремизов «Актуальным комментариям».

«Сегодня ситуация отношения к хиджабу в школах используется родителями учеников в некоторых случаях, по сути, для тестирования на прочность российской общественной системы, и является темой для вполне сознательных и намеренных провокаций», — полагает эксперт. «В этой ситуации государству нужно просто демонстрировать последовательную позицию и не поддаваться на давление. Не только государству, но и обществу», — отметил Ремизов.

«По большому счету, исламисты займут ровно столько места, сколько им оставит общество. Поэтому уступчивость в таких вопросах будет восприниматься как зеленый свет для дальнейшей экспансии», — констатировал эксперт.

Диаметрально противоположного мнения придерживается советник муфтия Ставропольского края, эксперт совета муфтиев России, инспектор по правам человека в гражданском комитете и комиссии по правам человека в Северо-кавказском федеральном округе Руслан Камбиев. По его словам, данное решение ущемляет религиозные права девочек, воспитанных в традициях ислама, и обязанных носить платок с 12 лет.

«Я только что разговаривал с муфтием Ставропольского края, это наше консолидированное решение о том, что мы не поддерживаем это», — сказал Камбиев «Актуальным комментариям».

Эксперт совета муфтиев отметил, что Духовное управление Ставропольского края и Совет муфтиев России подадут совместную просьбу президенту РФ Владимиру Путину.

«В общем, постараемся оспорить это решение», — подчеркнул Камбиев, напомнив, что суд пересмотрел решение отнести Коран к экстремистской литературе. «Мы надеемся, что и это решение (запрет на ношение хиджаба в школе — прим. ред.) будет пересмотрено», — сказал советник муфтия.

Исполнительный директор фонда имени Григория Богослова Леонид Севастьянов назвал проблему ношения хиджаба в школах надуманной: «В светском государстве государством не навязывается норма или мода на одежду. Человек сам имеет право на выбор — надеть ему джинсы или строгий костюм».
«Другое дело, если в школе есть общепринятый дресс-код, как то было в советское время, когда все школьники должны были быть в школьной форме. В таком случае приверженцы других культурно-религиозных традиций, желающие учиться в этой школе, должны придерживаться данного дресс-кода. Но в случае отсутствия строго регламентированной формы в школах любое ограничение девушек на ношение головного убора является ущемлением их прав именно с точки зрения светского государства», — отметил эксперт АК.

Павел Зарифуллин, директор «Центра Льва Гумилева» в интервью «Актуальным комментариям» подчеркнул, что проблема языкового и национального многообразия России сейчас особенно актуальна.

Впрочем с хиджабами он посоветовал решить просто: «Надо ввести косынки как обязательную форму для девочек — в школу — как в церковь».

По данным экспертов, в России насчитывается до 8 миллионов мусульман, большинство из которых проживает, в том числе, в Поволжье. Только в Мордовии существует 60 традиционных татарских сел, где девочек с малых лет приучают ходить в платках и косынках.

В мае прошлого года правительство Мордовии постановлением запретило посещать школы с покрытой головой. С жалобой на это постановление в Верховный суд осенью прошлого года обратились семь жителей Мордовии. Заявители рассказывали, что их дочерей стали унижать в школах, срывать хиджабы и не пускать на уроки. Некоторым из них пришлось перейти на домашнее образование, а некоторым — перейти в другие школы.

Против удовлетворения жалобы выступала представитель правительства Мордовии. Она отмечала, что Россия — это светское государство, а запрет на ношение платков в школах связан с тем, что не все дети адекватно относятся к проявлению религиозности у других.

Гумилев-центр