Жизнь в ссср 70 е. Есть ли жизнь после семидесяти? Товары в магазинах

Идеей проекта The Anonymous Project стало сохранение богатства старых цветных фотографий. С того момента как фотография стала массовой, на снимки чего только не попадало - строгие семьи, странные ситуации,необычные наряды и т.д. Создатели проекта организовали базу данных для любителей старины и историков. Представляем яркую подборку снимков 50-х - 70-х годов.

США, 1977 год

Калифорнийские модники из 70-х буквально излучают свободу: сегодня их наряды могут показаться вульгарными, но тогда на побережье, да еще и в винтажных роликах подобные персонажи были на своем месте.

США, 1960 год

Сегодня активистки резко критикуют хеллоуинские костюмы коренных жителей Америки, тогда как еще полвека назад это был одним из самых популярных образов среди детей, и никто не считал подобные переодевания оскорбительными.

США, 1950 год

Красный торшер, красный костюм и красный галстук. В объективе ретрокамеры подобная композиция выглядит куда романтичнее, чем современные постановочные студийные фото причесанных парочек.

США, 1950 год

До всемирной известности легендарной Мэрилин Монро оставалось еще несколько лет, но кажется, что практически все девушки того времени ничуть не уступали ее очарованию.

США, 1960-е годы

Пленка перестала быть признаком роскоши, а это значит, что в объектив попадали не только ладно выстроенные в ряд родственники, но и обыденные пейзажи, дышащие радостью и спокойствием.

Великобритания, 1965 год

Чашка кофе посреди полей на обочине? Почему бы и нет! Яркие вещи носила не только бунтующая молодежь - кричаще розовый свитер или кардиган модного нынче горчичного цвета были по душе и в меру педантичным британцам.

США, 1963 год

Розовая шляпка с перьями и широкая улыбка американки - яркие маркеры беззаботной эпохи.

США, 1950-е годы

Солнечный день, открытый бассейн и сигара в зубах вполне достойны отдельного снимка, а главные герои, кажется, всем своим видом доказывают ценность отдыха.

Гавайи, 1960-е годы

Кажется, ни одна девушка, ступившая на Гавайи, не избежала снимка в традиционном наряде. Красный цветок непременно должен был сигнализировать о беззаботном счастье.

США, 1969 год

Некоторые снимки, сделанные будто в прошлой жизни, больше походят на картины. Каждый из юных спортсменов по-своему понял, как нужно показать всю свою удаль на камеру, и вместе они смогли передать дух целой эпохи.

США, 1960-е годы

К слову, не все наряжались вызывающе по любому поводу. Свобода - это, конечно, прекрасно, но ведь и белая рубашка под классический черный костюм вне времени и шикарны.

Великобритания, 1960-е годы

Улыбающаяся девушка, начищенная до блеска шикарная машина и вид на реку - определенно выигрышные составляющие успешной фотокарточки.

США, 1970-е годы

Тут могла бы быть расистская шутка про темнокожего парнишку и велосипед, но на самом деле даже обычная улица с живущими на ней американцами, пропущенная через объектив старого фотоаппарата, прекрасна.

США, 1972 год

Пожилого дедушку и, вероятно, его маленького внука связал момент и огромный бегемот. Наверняка этот кадр по-своему дорог тому, кто завещал увековечить старые времена в интернет-архиве.

США, 1950-е годы

Снимки того времени создают ощущение, что все неизменно улыбаются и стараются продемонстрировать лучшие свои наряды.

Великобритания, 1976 год

К слову, романтические поездки на машинах, о которых написаны целые книги и сняты фильмы, были невозможны без обычной рутины вроде бритья прямо перед автомобильным зеркалом.

США, 1950-е годы

Снимок этих аккуратных мужчин сегодня бы обязательно использовали для иллюстрации поклонников уличной моды.

Великобритания, 1960-ые годы

Сегодня в аккаунтах-миллионниках Instagram подобные фото освистали бы за их натурализм (или же провозгласили новыми иконами стиля, такое тоже возможно). Но тогда эта была просто карточка, которая хранит мурашки от холодной воды и бесконечное ощущение свободы.

США, 1977-е годы

Великобритания, 1967-ой год

14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен с постов Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК и Председателя Совета Министров с формулировкой в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья. Первым секретарем ЦК стал Л.И. Брежнев, который являлся выразителем интересов партийного аппарата и мощного слоя хозяйственной бюрократии. Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин. В 1966 г. Президиум ЦК вновь был переименован в Политбюро, вместо Первого появилась должность Генерального секретаря. В 1977 г. Брежнев занял еще один пост - Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

Период 70-х - начала 80-х гг. в истории советского общества получил характеристику застойного времени.

Причины застоя и накапливавшихся кризисных явлений наряду с субъективным фактором (личностью самого Л.И. Брежнева и его окружения), заключались в следующем:

В характере социально-политической модели советского общества, основа которой сложилась еще в 30-е годы. Претерпев в 50-е - начале 60-х гг. некоторые изменения (ушли в прошлое личная диктатура, массовые репрессии как средство управления социально-политическими и экономическими процессами) система сохранила свои важные черты.

В социально-экономических отношениях, господствовавших в стране. Характерной особенностью общественного производства тех лет являлся высокий удельный вес тяжелой промышленности (преимущественное развитие отраслей группы А по сравнению с группой Б) и военно-промышленного комплекса. При этом советская экономика оставалась по преимуществу на индустриальной стадии, в то время как экономика ряда стран мира поднялась на стадию научно-индустриальную.

Эволюция политической доктрины СССР отвечала задачам стабилизации как общественной, так и личной жизни. Новый курс получил на Западе название неосталинизма.

В попытках преобразований 50-х - начала 60-х гг. и элементах либерализации (оттепели) главный идеолог ЦК КПСС М.А. Суслов и другие члены партийного руководства видели причину неудач и некоторой социальной дестабилизации (проявившейся как в рабочих выступлениях, так и в зарождении диссидентства). В результате в 70-е годы по инициативе партии происходит отказ от политики десталинизации и критики культа личности, намечается возврат к некоторым элементам сталинизма в идеологии, культуре, общественной жизни.

В документах партии и правительства окончательно закреплялось, в том числе юридически, монопольное положение КПСС в советской политической системе. Впервые в 6-й статье новой 1977 г. Конституции СССР определялась роль партии как руководящей и направляющей силы советского общества, как ядра политической системы. За 20 лет численность КПСС возросла с 12,4 млн. в 1966 г. до 18,3 млн. в 1985 г.

Как и раньше, партийное руководство через низовые партийные и общественные организации - профсоюзы, комсомол и другие - осуществляло идеологический контроль над общественной жизнью в государстве.

Вследствие чего сохранялась всеобщая идеологизация социальной и культурной жизни, идеологический диктат КПСС, поощрялось единомыслие.

В рамках курса на стабилизацию партийные идеологи были вынуждены отказаться от утопической идеи о скором переходе к коммунизму и отмирании государства. В новую Конституцию вошло понятие развитого социализма, дававшего возможность пропагандировать новые достижения самого передового строя, выдвигать новые социальные цели, не производя радикальных изменений и не обещая их скорого достижения.

Окончательно оформилось, получило положение об отсутствии в стране социальных групп, враждебных, противостоящих или чуждых социалистическому обществу. В Конституции было заявлено о появлении в СССР новой социальной и интернациональной общности - советский народ. В условиях развитого социализма КПСС становилась партией всего народа, Советы - Советами народных депутатов. Даже интеллигенция окончательно стала народной. Полностью было отброшено ее разделение на буржуазную и рабоче-крестьянскую.

В условиях холодной войны и господства коммунистической идеологии в СССР невозможно было отказаться от положения о противостоянии двух мировых систем социализма и капитализма. Но в соответствии со временем, утверждалось, что борьба двух систем продолжалась главным образом в идеологической сфере. Состояние общества было уже таковым, что, когда речь шла о так называемом буржуазном влиянии в обществе, подозрения падали не на десятки тысяч иностранных шпионов и диверсантов (что было характерно для 30 - 40х гг.), а на деятельность отдельных отщепенцев, по отношению к которым проводились точечные репрессии и информация о них редко становилась гласной.

В эти годы происходила дальнейшая централизация партийно-государственного аппарата, усиление власти партократии.

Прежде всего, были приняты меры по консервации личного состава высшего руководящего слоя. В 1966 г. было отменено требование периодической ротации (замены) партийных кадров, их сменяемость по сравнению с предыдущим периодом сократилась в три раза. Назначенные в 60-70-е гг. руководители занимали свои посты в течение 15 - 20 лет (в результате, средний возраст выдвиженцев составлял 56,6 лет). Ко второй половине 70-х - 80-м гг. произошла прочная стабилизация элиты и прекращение ее пополнения снизу. Система номенклатуры со своими правами, привилегиями, иерархией стала замкнутой и закрытой. Выросло влияние узкого круга членов Политбюро - руководителя КГБ Ю.В. Андропова, министра обороны Д.Ф. Устинова, министра иностранных дел А.А. Громыко.

Отсутствие гласности и атмосфера всепрощенчества способствовали разложению части партийно-государственного аппарата. Развивалась коррупция, происходило сращивание партноменклатуры с элементами преступного мира. Энергия руководителей направлялась не на планомерную работу, а получение результатов любой ценой (отсюда лозунги: 6 млн. тонн узбекского хлопка, 1 млн. кубанского риса, казахстанский миллиард зерна и др.).

СССР являлся унитарной федерацией с жестко унифицированной, централизованной системой государственно-административного управления. В его составе было 53 национально-территориальных образования - союзные и автономные республики, автономные области и округа. По переписям 1979 и 1985 гг. была выделена 101 этническая группа. Основу этого национально-государственного единства составляла КПСС. Партийные комитеты национальных республик были лишь ее региональными отделениями. Вместе с тем бюрократический централизм партийной системы делал национальные элиты надежными компонентами единой властной структуры КПСС.

За годы советского социализма в СССР были созданы условия для развития наций. Этнонациональным группам была гарантирована территориальная автономия, образование и деятельность культурных институтов на национальных языках, а также создание местных кадров и собственной национальной номенклатуры - кланов (одного из факторов будущего дезинтеграционного процесса на территории СССР).

В этой ситуации национальный вопрос в СССР считался решенным полностью и окончательно (победа социализма как ба автоматически исключала возможность национальных конфликтов и противоречий на территории советского государства). В пользу этого говорил тезис о создании новой интернациональной общности - советский народ.

Русские в СССР, составлявшие 51,3% общей численности населения и занимавшие 3/4 территории СССР, не пользовались какими бы то ни было преимуществами перед другими нациями и народностями. Более того, в РСФСР никогда не было республиканской компартии и соответственного центральных органов ее управления (не было российского ЦК). Поэтому на Российскую Федерацию распространялась сфера прямого (из ЦК КПСС) управления. Это вело к тому, что с русскими ассоциировался центр союзного государства, а в характер взаимоотношений между республиками вошло понятие старшего и младшего брата.

Одновременно за годы советской власти этнические меньшинства в ряде республик (особенно закавказских, например, в Грузии в отношении мегрельского и сванского языков, в Азербайджане курдского и лезгинского) подверглись ассимиляции и дискриминации со стороны титульных наций. В этом также крылись причины будущих межэтнических конфликтов (армян против азербайджанцев в Карабахе, осетин против грузин т.д.). Изменение границ автономий и несовпадение, как правило, этнического расселения и политической государственности вели к территориальным спорам между этносами, которые вызвали в будущем конфликты между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией и т.д.

Комплекс национального меньшинства (младшего брата), а также русская аккультурация выдвинули к концу 80-х гг. на первый план национальные проблемы.

Духовная жизнь общества в 70-е гг. была сложной и противоречивой. С одной стороны, парадность и догматизм, идеологизация науки и культуры, с другой - медленный, но неизбежный рост протеста. Оттепель не прошла бесследно, менее плотным стал железный занавес.

Все шире становился разрыв между рядовыми гражданами и власть предержащими, возрастало социальное расслоение, что негативно сказалось на духовном состоянии общества. В нем нарастала социальная апатия, расцветала двойная мораль, как наверху, так и внизу.

Если в рабочей среде это проявлялось в прогулах, пьянстве, анекдотах о высшем руководстве страны, то в среде интеллигенции характерной стала негласная критика советского строя, обсуждения в частных беседах проблем политического, социального и экономического положения в стране.

Наиболее радикальным, хотя и наименее массовым выражением несогласия и протеста стало диссидентское движение. В его рядах были представители творческой интеллигенции, национальных меньшинств, верующие. Ко второй половине 60-х гг. относится зарождение правозащитного движения, активным участником которого стал академик А.Д. Сахаров. На его основе были созданы Комитет прав человека в СССР; Московская Хельсинская группа, Христианский комитет прав верующих и др. Диссиденты организовывали акции протеста (в частности, в связи с событиями 1968 г. в Чехословакии), пытались наладить выпуск нелегальной литературы. Затем основной формой их деятельности стали протесты и обращения в адрес высших руководителей страны и правоохранительных органов (как, например, Письмо вождям Советского Союза А.И. Солженицына). Несмотря на свою немногочисленность, диссидентство представляло моральную и идеологическую угрозу системе.

В качестве защитной меры властей по предложению председателя КГБ Ю.В. Андропова специально для борьбы с диссидентством было создано Пятое управление КГБ, которое использовало в своем арсенале аресты, судебные преследования, высылку за границу, направление на лечение в психиатрические больницы. В первое время еще использовались открытые процессы (как, например, над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем в 1966 г. и др.). Но в 70-е гг. преследование отщепенцев не афишировалось, все шире практиковалась их высылка за рубеж.

За весь послевоенный период СССР превратился в одну из сильно урбанизированных стран. Возросла численность городского населения и сократилась доля сельского, что в 1987 г. составило соответственно 62% и 12% (служащих - 16%). В 60-70-е гг. из-за снижения рождаемости на 25% и увеличения смертности на 15% прирост трудоспособного населения упал к началу 80-х гг. с 2 до 0,25%. Уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 70-х гг., а затем более чем пятилетие не снижался. Возросла заработная плата. Продолжались инвестиции в здравоохранение, образование, спорт, отдых. При этом господство общественной собственности предопределило высокий удельный вес социальных благ, получаемых населением бесплатно (жилье, образование, медицина).

С развитием кризисных явлений ситуация в социальной сфере начала ухудшаться. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению продовольственной проблемы. Концентрация средств преимущественно в тяжелой промышленности, дорогостоящие военные и космические программы ограничивали возможности решения социальных задач, консервировали уровень жизни советских людей.

Социальная сфера финансировалась по остаточному принципу. К началу 80х гг. СССР отставал от передовых стран по потреблению традиционных продуктов и по структуре питания. По уровню потребления на душу населения СССР занимал в то время 77-е место в мире, по продолжительности жизни - 35-е.

В целом, стремление населения и руководства страны к стабилизации в условиях советского социально-экономического и политического строя вылилось в тенденцию застоя. Нараставшие кризисные явления в экономике и внешней политике, находившиеся под спудом противоречия национальной политики свидетельствовали о приближении общего кризиса. При этом подобные процессы могли развиваться еще многие годы, поскольку реальный политический кризис в сложившейся духовной и социопсихологической атмосфере не угрожал властной системе

Интересная работа, новые знакомства и даже новая любовь . И все это в возрасте за 70. Правда, в кино. Но и в реальной жизни все больше пенсионеров понимают, что цифры в паспорте - это еще не конец. Все барьеры и ограничения находятся, главным образом, в головах. И если можно в 100 лет летать на параплане, то почему нельзя начать новую жизнь в 70.

"В сорок лет жизнь только начинается", — знаменитая фраза из культового фильма "Москва слезам не верит" для 80-х годов звучала почти революционно. Предполагалось, что женщинам в этом возрасте пора уже думать о внуках и пенсии, а никак не об устройстве личной жизни.

Заглядывать дальше, чтобы поинтересоваться, "есть ли жизнь" после 50-ти (60-ти, 70-ти) ни советские, ни российские кинематографисты особо не стремились. А если и предпринимались попытки, то получалось так страшно, что лучше и не смотреть.

А вот британцы не испугались и сняли очень позитивное кино о тех, кому далеко за… — "Отель "Мериголд": Лучший из экзотических". Несколько бодрых британских пенсионеров пытаются начать новую жизнь в Индии. Так далеко от дома их занесла не жажда экзотики и не модное поветрие — дауншифтинг, а элементарная экономия.

Жить на одну пенсию, пусть даже и английскую, в Великобритании слишком дорого. Кстати, по ходу фильма выясняется, что в Индии это весьма выгодный и перспективный бизнес — открывать специальные отели-пансионы для пожилых, где они могли бы за умеренную плату проводить остаток жизни. Как говорит один из главных героев: "В мире полно стран, где также не любят стариков, как в Англии".

И с этим не поспоришь. А с другой стороны, в мире становится все больше стран, где число пожилых жителей начинает преобладать над количеством детей. Например, в Монако доля людей в возрасте от 65 и старше составляет уже 22 процента, в Японии — 20, в Италии — 19, Германии — 18, Испании — 17. Тогда как доля детей до 15 лет в этих странах не выше 14 процентов. В общем, почти по Жванецкому: "молодежь, молодежь… Да если мы захотим, никакой молодежи не будет".

С точки зрения демографов, население страны считается постаревшим, если доля лиц старше 60 лет превышает семь-восемь процентов от общей численности. На наших глазах в западном мире происходит смена одного типа возрастной структуры общества другим. Россия на этом фоне пока еще считается относительно молодой страной, но только за счет того, что у нас очень высокая смертность, особенно среди мужчин. Но и в нашей стране ситуация меняется, и доля пожилых людей начинает стремительно расти.

Продолжительность жизни среднего европейца каждый год увеличивается на два-три месяца. Так что для многих из поколения нынешних 40-летних вполне реально дожить до 90-100 лет. И с этой постоянно растущей армией пожилых надо что-то делать. Всех в Индию в любом случае не отправишь (московские чиновники одно время предлагали создать нечто вроде города-спутника для пенсионеров).

В Дании этой проблемой уже серьезно озаботились и объявили наступивший год "Европейским годом активного старения и долголетия". Будут разработаны специальные программы для вовлечения этой возрастной группы (а в Дании доля лиц старше 65 лет составляет 17 процентов) в жизнь общества.

Впрочем, пенсионерам вовсе необязательно дожидаться, пока государство обратит на них внимание. Мэри Хардисон из штата Юта решила отпраздновать свой день рождения полетом на параплане. Об этой новости никто бы никогда не узнал, если бы не возраст начинающей парапланеристки — 101 год. Причем пенсионерка отправилась в полет по примеру своего 75-летнего сына, который давно этим увлекается. В интервью она подчеркнула, что не испытывала никакого страха.

Да и действительно, чего можно бояться в 101 год? Кстати, в фильме "Отель "Мериголд" немало остроумных шуток, в том числе на тему возраста и страха смерти. "Вы знаете, что в вашем возрасте опасно заниматься сексом? — "Ну, умрет, так умрет!" (это 70-летний Ромео о своей партнерше, которая немногим его младше).

У каждого свои представления, о том, что можно и нельзя делать в тот или иной период жизни. Фразу — "в нашем возрасте уже поздно что-то начинать (менять)" — зачастую произносят люди, которым сравнительно далеко до пенсии: 50-летние и даже 40-летние.

Поздно ли в 70 лет пытаться покорить эстрадный Олимп? Думаю, что "Бурановские бабушки", начинавшие с песенных посиделок в местном доме культуре и "довыступавшиеся" до Евровидения, ничего подобного не планировали. Просто занимались тем, что им было по душе. И оказалось, что это интересно не только их знакомым и родственникам, но еще очень многим. Кстати, европейски букмекеры ставят бабушек на 2-е место.

Сегодня эти фотографии кажутся несколько наивными, но такими притягательными. Ведь на самом деле всё это было не так давно. Было и, кажется, кануло в Лету. Можно по-разному относиться к той эпохе, но для многих и сегодня она является частью жизни.

Советская стиральная машина


Разнообразие стиральных машин в СССР было не такое уж и большое. Кто-то из хозяек по-прежнему использовали для стирки стиральные доски, но стирать в стиральной машине было намного удобней и быстрее.

Стирка в такой стиральной машинке, хотя и заменяла ручную стирку, представляла собой целый обряд. Вода предварительно нагревалась отдельно, так как подогрева воды в самой машинке не было.


Нагретая вода заливалась вёдрами (около 2-3-х вёдер) в машинку, загружалось бельё, засыпался стиральный порошок, иногда добавлялось хозяйственное мыло.

Неизменным спутником стирки были часы – время стирки засекалось по ним. Как только необходимое время стирки проходило, машинку выключали кнопкой на корпусе стиралки. Ну, если отвлёкся, прозевал – машинка продолжала стирать. В более поздних машинках уже появился таймер для отсчёта времени.


Для отжима белья сверху корпуса устанавливали специальные спаренные валики (их видно на фото). Деревянными щипцами (которые прилагались в комплекте к стиралке) бельё вытягивали и пытались вставить между двумя валиками. Обычно, бельё переплеталось в большой клубок, разделить его было довольно сложно. Очень толстый слой белья невозможно было пропустить между валиками, при очень тонком – бельё не выжималось. Только щипцов не хватало для распутывания клубка, приходилось помогать второй рукой, невзирая на кипяток.


Ну, вот удалось распутать бельё, и вставить краешек какой-то вещи в валики. Теперь надо было крутить ручку, чтобы бельё затягивалось и выжималось. Выжатое бельё спускалось на крышку машинки, установленную для этого случая за валиками. При этом вода стекала как в машинку, так и мимо, на пол.


После окончания стирки всего белья вода с машинки выливалась через шланг в ёмкость, и только потом выливалась (насоса машинка не имела). Отжатое бельё складывалось в ванную или корыто для полоскания. Вода менялась дважды или трижды. Бельё вручную выкручивалось и развешивалось для сушки.
Советский кипятильник


Чтобы нагреть воду для стиральной машинки пользовались электрокипятильником. Данный электроприбор был особенно в ходу у командированных лиц. В гостиничном номере с помощью него можно было приготовить чай, а особо экономные, варили даже суп из пакетиков.
Особо продвинутые граждане СССР делали кипятильники самостоятельно из текстолита и хромовой проволоки. Это были «монстры» - кипятильники! А сколько из-за них было выбито пробок?!
Советский пылесос




Само название - за себя говорит, что веник, как бы можно выкинуть. Но не тут-то было.
Пылесос в доме тогда стал неотъемлемой частью нашего быта. Пылесосить хотели все, не только мама и папа, даже дети. Сам процесс всего этого говорил о том, что в доме теперь порядок, и можно звать гостей. Для домохозяек это было куда приятней убирать помещение, чем подметать веником.


Выпускалось тогда несколько марок пылесосов. Это классический пылесос советского времени, который назывался гордо – «Ракета». Эта модель оказалась настолько удачной в конструкции и надежной, что некоторые пылесосы живы до сегодняшнего дня и находятся в рабочем состоянии. Правда и шум стоял такой, как при старте космического корабля.


Вообще, космическая тема была очень популярной в то время. Если была «Ракета», значит должен быть «Сатурн»!
Ковер - символ достатка советской семьи


Сейчас комнаты украшают картины, фото и гобелены. В советское время на стенах красовались ковры. Лучше если шерстяные и с бахромой. Это было как подтверждение достатка семьи. Ковер висел в каждой комнате (ну, кроме кухни и туалета с ванной). Во-первых, он защищал от холодной стены. Во-вторых, был украшением комнаты. В-третьих, играл роль шумоизоляции от громких соседей.


У меня тоже был ковер – детский, маленький и мягкий, почти как велюровый. И по бокам была бахрома. Он был бордово-свекольного цвета. Такой насыщенный цвет, что ковер казался съедобным.


На полу лежал палас – это ковер без красивого узора, просто на метры продавался. Для ковров также был специальный веник – с мягким ворсом (если у вас, конечно, не было «Сатурна» или «Ракеты»).


А зимой, после первых снегопадов, все выходили чистить ковры в снегу. Очень часто слышались хлопки с улицы. Кто просто раскладывал ковер на дороге, кто вешал его на забор и выбивал пыль. Для чистки ковров продавались специальные выбивалки, обычно – пластмассовые.
Какая романтика без «Романтики»


Наверно одним из самых популярных магнитофонов 70-х годов в СССР, несомненно был – «Романтик», хотя в народе его упорно звали «Романтика». А народ, как известно - всегда прав. Ведь в то время молодёжь постепенно впускала к себе в дом первых западных «гостей» в роли Joe Dassin и Afric Simone, с осторожностью проникаясь запрещённой, а потому интригующей западной культурой.


Попав на прилавки магазинов в 1965 году, переносная модель бобинного магнитофона, не сразу украсила интерьеры квартир. Не все готовы были выложить полторы, а то и две зарплаты за этот шедевр. Но успокаивающее гипнотическое вращение катушек с новомодной музыкой брало своё. И советский гражданин, махнув рукой, влезал в долги с тем же азартом, как сейчас российский гражданин берёт кредит - приобретая машину.


Следом в 1969 году выходит новая модель «Романтик 3», с немного изменёнными формами и усовершенствованным движком. Через три года в Харькове осваивают выпуск консольной магниторадиолы «Романтика-105», это так называемые три в одном – радио, проигрыватель и магнитофон.


В 1976 году выпустили вариант уже с четырьмя дорожками - «Романтик 304». Несмотря на то, что масса вместе с батарейками достигала 6 килограмм, дизайн у модели был по тем временам явно европейский. Ну, а запас батареек обеспечивали - шашлычок и дискотеку на природе (опять же - романтика).


Первый кассетный магнитофон в СССР сразу вызвал чувство гордости у советского человека, казалось, мы шагаем в ногу со временем. Конечно, это изделие попало в разряд часто искомого и дефицитного.


Перематывать кассету на первых советских магнитофонах не всегда получалось - магнитофон «зажевывал» ленту. Кассеты берегли и использовали для перемотки карандаш.

«В фотографии есть только момент, композиция и свет…» - говорит Владимир Сычёв. И к его мнению прислушиваются тысячи современных фотографов по всему миру. Ведь этот мастер стал признанной легендой фотоискусства уже в 1970-х годах, сразу же после появления его работ в странах Запада.

В истории мировой фотографии Владимир Сычёв был первым советским профессионалом, приехавшим на Запад с архивом снимков повседневной жизни в СССР.

С некоторыми кадрами из этого архива мы хотели бы вас познакомить.

Москва, начало 70-х годов.

Владимир родился в Казани в 1945 году. Получил образование в Казанском авиационном институте, в качестве хобби играл на саксофоне.

В 1965 году купил первый фотоаппарат и сразу увлекся уличной съемкой.

В своих снимках мастер фоторепортажа выразительно запечатлел облик страны эпохи застоя, параллельно став «летописцем» нонконформизма как направления в фотоискусстве.

«Никто меня не учил, никто ничего не показывал, - рассказывает фотограф. - Я снимал город, улицу. Почему? Не знаю. Вопросам композиции, формы и другим тонкостям я научился у художников. Можно сказать, что фотографа из меня сделали художники».

«Московский поцелуй». Одна из самых известных фотографий «советской» серии.

Владимир Сычёв в одном из интервью: «В 67-м в стране отмечали 50-летие советской власти, везде проходили выставки, посвященные этому событию. В Казани фотовыставка называлась «Волга-67». Я сдал на нее фотографии - на мой взгляд, хорошие, - но их отвергли. Когда все призы раздали, я подошел к председателю жюри и показал ему свои фотографии. Он спросил, почему их не было на выставке, я ответил, что не пропустили».

«Тогда было всё просто. Можно было снимать пейзажи, колхозников, обнаженную натуру, но улицу было нельзя. А я снимал только улицу, мне это нравилось».

Казань, конец 60-х.

Москва, начало 70-х.

Сычёв эмигрировал во Францию в 1980 году и сразу стал первым и самым известным советским фотографом, попавшим на Запад с серией снимков повседневной жизни советских людей.

Владимир Сычёв любит повторять, что фотограф - это ремесленник: в отличие от истинного творца - художника, он лишь фиксирует реальность.

«Я не делаю на улице десять фотографий одного и того же. Но если особо острая ситуация, тогда я останавливаюсь и снимаю».