Чем отличаются нормы права от социальных норм. Чем право отличается от других социальных норм Отличие права от других социальных явлений кратко

1. Отечественная и зарубежная государственно-правовая теория и практика выработали немало представлений о норме права и ее опреде­лений. Известный русский юрист, профессор Московского университета С. А. Муромцев указывал, что юридическими нормами называются «обыкновенно правила, которые, определяя должные пределы и способ юридической защиты отношений, предписываются властью, регулирую­щей правовой быт народа: так называемым сознанием общества (обыч­ное право), законодателем (закон), юристами (право юристов)». Юриди­ческие нормы направляют в значительной степени действия тех органов и лиц, которые держат в своих руках «юридическую защиту отношений»: административных властей, суда, частных лиц - субъектов права. В силу этого юридические нормы составляют могущественный фактор правово­го порядка, и притом фактор непосредственный, ибо они непосредствен­но влияют на поведение этих субъектов права.

Нетрудно заметить, что в определении норм права С. А. Муромцев делал акцент на установлении ими «должных пределов и способов юри­дической защиты отношений», а также на регулятивной («направляю-


щей») функции юридических норм и их роли в установлении и поддер­жании правопорядка.

Примерно в то же время другой весьма авторитетный русский госу-дарствовед Н. М. Коркунов развивал идеи о том, что юридические нор­мы - прежде всего «суть правила должного», и в этом смысле они суть веления. Будучи правилами должного, пояснял он, нормы «не могут доз­волять, определять, описывать». Они всегда повелевают, всегда указывает, что и как должно быть сделано для разграничения сталкивающихся инте­ресов 1 .

В современной юридической литературе норма права тоже определя­ется как правило или мера должного поведения. Но вместе с тем выделя­ются и раскрываются и другие формально-юридические признаки и чер­ты правовых норм. Среди них: а) непосредственная связь норм права с государством (издаются или санкционируются государством); б) выра­жение ими государственной воли; в) всеобщий и представительно-обязы­вающий характер правовых норм; г) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права; д) многократность примене­ния и длительность действия правовых норм; е) их строгая соподчинен-ность и иерархичность; ж) охрана норм права государством; з) примене­ние государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений.



Данные признаки и черты в той или иной мере отражаются в предла­гаемых разными авторами определениях нормы права. В частности, в од­них случаях нормы права рассматриваются как «установленные и обеспе­ченные государством правила поведения по отношению друг к другу, ука­затель, какие поступки они должны или могут совершать, а какие - нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организацион­ные основы и принципы регулирования человеческого поведения» 2 . В других случаях под правовой нормой понимается также рассчитанное на «регулирование вида общественных отношений общее правило поведе­ния», установленное или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Автор данного определения О. Э. Лейст подчеркивает, что норма права всегда есть «правило должного, обращенное в будущее» 3 .

В отличие от обычных команд, велений и распоряжений по конкрет­ным вопросам норма права адресована не отдельному лицу, а кругу лиц. Действие норм права не исчерпывается исполнением, а рассчитано на не­ограниченное число случаев, на многократное применение. Правовая

См.: Коркунов Н. М. Указ. соч. С. 260.

Общая теория права / отв. ред. А. С. Пиголкин. 2-е изд. М., 1998. С 159.

Теория государства и права. Курс лекций / отв. ред. М. Н. Марченко. Т. II. М., 1995. С. 70.


норма продолжает действовать после реализации ее в общественных от­ношениях и поведении людей.

2. Среди важнейших признаков и черт норм права следует особо ука­зать на их всеобщий характер. Норма права не предусматривает и не мо­жет предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоя­тельство. Она ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сход­ные признаки и черты жизненные ситуации, при наличии которых воз­никает необходимость или потребность ее применения.

Норма права выступает в качестве своеобразной меры, равного мас­штаба, применяемого при оценке поведения людей. Она является крите­рием определения правильности или неправильности, точнее, правомер­ности или неправомерности действий различных субъектов правоотно­шений. Норма права выступает также в качестве своеобразного определи­теля соответствия или несоответствия воле законодателя образа действий и поведения в тех или иных предусмотренных нормами жизненных об­стоятельствах.

Степень общности норм права различна. В Российской Федерации, например, наиболее общий характер имеют Конституция, федеральные конституционные и федеральные законы. Они обращены ко всем без ис­ключения гражданам России, а некоторые из них - также к иностранцам и лицам без гражданства.

Таковы в Конституции РФ ст. 2, закрепляющая, что человек, его пра­ва и свободы «являются высшей ценностью» и что «признание, соблюде­ние и защита прав и свобод человека и гражданина» - обязанность госу­дарства; ст. 3 (ч. 4), предупреждающая, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что захват власти или присвоение вла­стных полномочий преследуются по федеральному закону; ст. 54, провоз­глашающая, что закон, устанавливающий или отягчающий ответствен­ность, обратной силы не имеет и что «никто не может нести ответствен­ность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось пра­вонарушением».

На уровне субъектов Федерации наиболее общими являются нормы, обращенные к гражданам, проживающим на ее территории, а также к прибывающим в ее пределы лицам без гражданства и иностранцам.

К отличительным признакам и чертам нормы права как исходной ячейки всей системы права относится содержание и выражение в ней го­сударственной воли. В отечественной юридической литературе разных лет - в дореволюционных и послереволюционных источниках - на место государственной воли нередко ставилась воля монарха, господствующего слоя, элиты, наконец, господствующего класса. Исходя из этого норма права зачастую определялась в виде правила поведения, которое государ­ство «как организация классового господства признает необходимым для охраны интересов господствующего класса» и соблюдение которого оно обеспечивает всей мощью своей принудительной власти. 328


Между представлением о норме права как выразителе воли господ­ствующего слоя, группы или класса, с одной стороны, и как носителе го­сударственной воли - с другой, нет никакого, даже скрытого противоре­чия. Дело в том, что воля господствующего слоя, группы или класса для того, чтобы воплотиться в нормах права, стать их реальным содержани­ем, должна в обязательном порядке пройти через государственный нор-мотворческий механизм, трансформироваться в государственную волю. Разумеется, последняя в любом государстве носит не абстрактный, а вполне конкретный, соответствующий интересам власть имущих слоев, групп или классов характер и направлена на строго целевое в социаль­ном плане регулирование поведения всех участников правоотношений.

Важный признак и черта правовой нормы - ее представительно-обя­зывающий характер. Регулируя общественные отношения, норма права устанавливает (предоставляет) для одного участника этих отношений оп­ределенные полномочия или права, а на другого возлагает соотносящие­ся с ними юридические обязанности. Для одной стороны норма права предусматривает охраняемое и гарантируемое государством возможное поведение (право), а для другой стороны - обеспеченное угрозой госу­дарственного принуждения должное поведение (обязанность). Напри­мер, предоставляя гражданам России конституционное право на социаль­ное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законом, государство в то же время возлагает на органы государственно­го обеспечения соответствующие юридические обязанности.

Нормы права отличаются своей системностью и иерархичностью по отношению друг к другу, а также строго формальной определенностью.

Каждая норма права существует не сама по себе, не в изоляции от других норм, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами. Кроме того, в отличие от иных социаль­ных норм, таких, скажем, как нормы морали, правовые нормы располага­ются не только по горизонтали, но и по вертикали.

Наконец, в числе специфических черт и особенностей норм права, как и самого права в целом, следует назвать их охрану и обеспеченность государственным принуждением. При этом речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально существующем государственном воздействии на тех, кто не соблюдает требования норм права.

Норма права – исходящая от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правовое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и является государственным регулятором общественных отношений.

Признаки:

1. Норма права исходит от государства и является официальным выражением государственной воли общества;

2.Норма права отличается своей формальной определенностью, т.е. точностью четкостью, стабильностью;

3. Норма права обеспечивается мерами: воспитания, убеждения, поощрения и возможностью применения мер гос принуждения;

4.Норма права складывается из 2х разновидностей общеобязательных правовых предписаний: а)правил поведения – норы прямого регулирования, обладают предоставильно-обязываюим характером; б) исходные начала – нормы опосредованного регулирования, они не обладают предоставительно-обязывающим характером, т.е. не устанавливают для участников взаимных субъективнх прав и юр. обязанностей.

Норма права имеет отличие от других социальных норм:

1) только ей свойственна формальная определенность, которая выражается прежде всего в том, что прав норму издают или санкционируют гос органы. 2) это единственная среди соц норм, которая поддерживается в своем осуществлении, охраняется от нарушений силой гос.

Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения и исходных норм.

Предоставительно-обязывающий характер юридических норм.

Не у всех правовых норм предоставительно-обязывающий характер выражен одинаково. Он чисто выражен в регулятивных нормах (гражданских, трудовых и др.) в которых фиксируется как права, так и обязанности субъекта права. В охранительных нормах делается упор на воплощение запретов и обязанностей (уголовных, административных и др.) Права и обязанности не всегда могут содержаться в одной статье нормативного акта.

В статье могут конкретно указываться только права, а обязанности подразумеваются, выясняя это из содержания закона и наоборот.

Эффективность правовых норм.

Это соотн. между целью, поставленной в НП, и рез-том, достигнутым в процессе реализ. пр. нормы.

Условия эфф. норм права подразделяются на две группы:

1.усл., отн. к процессу правотв-ва : а)Правильн. выбор цели регулирования. Зак-ль д четко предст. себе, чего он хочет добиться путем изд. НП, цель дб реально достиж. и соотв. уровню развития общ-ва в целом. б)Истинный выбор права. ср-в для достиж. пост. цели. Зак-ль д продум. отн. к уст-нию пр. запретов, дозволений или обязываний, они д соотв. опред. видам регулирования, обществ отношениям, типу пр. регулирования в целом.

2.усл., отн. к процессу реализ. НП.: а)Довести НП до адресата; б)Созд. органы, отв. за реализ. дан. норм. предпис., или нацелить на это уже сущ. органы Г; в)Выделить ср-ва, необх. для реализ. НП. г)Идеологически обесп. норму, т.е. показать О ее знач-ть, необх-ть, целесообр-ть для того, для суб. были заинт. в реализ. предпис. НП. Отличать от истинности(соответствие общ.реалиям),полезности(соотношение позит.результатов),экономичности(соотнош.результ.и затрач.средств). Результат: поведенческие эффект-сть(на повед суб) и фактическая эффек-сть(стратег.цели,связ.с эк,культ,и пр.соц).

Структура нормы права

Норма права – исходящая от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правовое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного уста-новления и является гос. регулятором общественных отношений. Стру-ра НП - внутреннее строе-ние, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих его элементов (гипотеза, диспозиция, санкция).3 основные структуры правовой нормы : 1) юридическая (состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции); 2) логическая(выражается в формуле - если –гипотеза, то- диспозиция, иначе- санкция. Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции норма не мыслима, без санкций она бессильна; 3) социологическая(включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Она находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой). Гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на фактические обстоятельства или жизненные условия, при наступлении которых норма права начинает действовать. Виды гипотез : 1.по составу :а)простые- указывают на одно условие реализации НП(договор найма жил.помещения закл.в пис.форме). б)сложные-несколько условий реализации НП(род-ли (1 из них) м.б восстановлены в род. правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка).Сложные делятся на: альтернативные- реализ-я НП зависит от наступления одного из нескольких условий(судья принимает встречный иск в 3-х случ.пред.в законе);кумулятивные- реализуется НП при одновременном наличии нескольких условий(ст.СК РФ устанавлив-т полож-я в каких случ. можно усыновить ребенка без согл.родителей).2. по форме выражения: а)абстрактные- указывают на условия действия НП, акцентируя внимание на общих родовых признаках(убийство,достиж.возраста уг.отв-ти) ;б)казуистические-реализация связывается с отдел.частными случаями, кот..трудно и невозможно отразить с помощью абстрактных гипотез(надругательство над телами умерших и местами их за-хорон, спец.субъект). Диспозиция- часть ПН, в которой определяется права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения. Виды диспозиции :1.по составу : а)простые-1 вариант поведенеё(неизменность состава суда при разбират-ве дела);б)сложные-несколько вариантов поведения: альтернативные(1 вариант поведения из нескольких-текущ.ремонт наёмного жил.помещения явл.обязат.,если не предусм.иное договором.);кумулятивные- несколько вариантов поведения(собственнику принадл.право владения, пользование и распоряжения своим иму-м). 2.по форме выражения : а)управомочивающие -передают субъектам право на совершение действий, определяют тот или иной вариант их возможного поведения; б)обязывающи е-возлагают на субъектов совершение действий, предписывают тот или иной вариант должного поведения в)запрещающие -содержат запрет на совершения определенных противоправных деяний. Санкция - часть правовой нормы, предусм-я последствия нарушения ПН, определяя вид и меру отв-ти для нарушителя её пред-писаний. Виды :По составу : 1) простые (одна мера наказания); 2) сложные:альтернативные; ку-мулятивные (несколько мер наказаний). По степени определенности :1)абсолютно определенные, указывающие меру юр. отв-ти;2)относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания; По отраслевому признаку : 1)на уголовные; 2)административные; 3)дисциплинарные; 4)гражданские.. По характеру последствий : 1) на правовосстанавительные-гп,фп; 2)штрафные-УП, АП. В соответствии со своим представительно-обязывающим характером НП имеют признаки:1)государственно-властный характер;2)общеобязательность;3)формальная определенность;4 обеспеченность.

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм.

Если норма права явл содержание, то статья форма выражения нормы, часть НПА.

Соотношение: 1. Норма и статьи совпадают, т.е.е в статье присутствуют все 3 элемента норма права (ст. 106 УК); 2. В одной статье содержатся несколько правовых норм (ст. 105 УК); 3. В статье закреплена лишь часть нормы права, а др ее элементы формируются либо в других статьях, либо в др НПА. (форма договора найма жил помещ. Уст в ст. 674ГК, а последствия несоблюд просто пис формы сделки ст 162 ГК).

Способы изложения правовых норм в НПА: 1. Прямой способ изложения: в ст излагаются 3 элемента нормы права; 2. Отсылочный способ: отдельные элементы нормы излагаются в разных статьях данного НПА и в др конкрет НПА на котор и делается отсылка. 3. Бланкетный способ: предполагаемые, для использования, правила упоминаются, но не приводчятся их содержание (Нарушение ПДД и эксплуатации Т/С)

Классификация норм права.

Норма права – исходящая от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правовое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного уста-новления и является гос. регулятором общественных отношений. Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержа-нию права. НП- содержание, а статья-форма бытия нормы нормат.акта. Классификация норм пра-ва позволяет: 1.четко определить место каждого вида юр.норм в системе действ.законодательста 2.функции правовых норм и их роль в прав.механизме рег-я. Юр.нормы подраз-ся: По функциональной роли: 1.нормы – правила поведения - это регулятивные предписания. 2.исходные нормы –определяют основы пр.рег-я общ.отношений, его цели, задачи, закрепляют понятия(нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.д.).Общие - присущи отрасли права и распространяются на все институты отрасли права(угол,администр). Специальные нормы - относятся к отдельным институтам или отрасли, регул.отдельные виды родовых общественных отношений. По предмету прав. регулирования: По отраслям права, т.е. по тем о/о, которые они регулируют(ТП, ЗП,АП и т.д.). Отраслевые делятся н а: материальные(что регулир-т) и процессуальные(как)-регламент-т порядок, формы, методы реализации норм матер-го права. По методу прав. рег-я : Императивные – нормы, которые направлены на обеспечение строгого соблюдения поведения субъекта. Диспозитив-ные(автономные ) – представляют субъектам возможность договориться, выбрать приемлемый для них вариант поведения в приделах закона по своему усмотрению. Поощрительные – содержат предписания морального и материального стимулирования субъектов за одобряемый гос-ом полез-ный отличительный вариант их поведения, результатом которого может быть награда, премия и т.д. Рекомендательные – нормы, закрепляющие желательный с точки зрения государства вариант пове-дения. Они не обязывают адресата совершать предусмотренные в них действия или не совершать их, а предоставляют право самому определить свое поведение. По юр.силе(от субъекта правотв-ва): Федеральные законодательные нормы, региональные законодательные нормы, федеральные подза-конные нормы. По сфере действия: нормы общего действия- нет никаких спец. условий и ограни-чения их действий; нормы ограниченного действия(региональные нормы,адресные спец.субъектам); локальные нормы-в пределах организации или струк.подразделений. По форме выражения: Обязывающие,Закрепляющие,Управомачивающие. Классификация юр.норм способ-ствуют правовому регулированию.

Нормы права имеют существенные отличия от других социаль­ных норм.

1. Правовые нормы, как правило, создаются государством. Они не могут быть изменены или отменены гражданами, обществен­ными организациями.

Изменить или отменить их могут только соответствующие государственные органы.

Другие социальные нормы создают сами люди, общественные организации и они же могут их изменить или отменить. Их мо­жет изменить или отменить и государство, если они противоречат нормам права.

2. Исполнение норм права обеспечивается властной силой го­сударства. Исполнение других социальных норм - либо самим обществом, людьми, либо соответствующими общественными, религиозными и иными формированиями.

3. В случае нарушения норм права государство властно при­влекает к юридической ответственности правонарушителей, при­меняет к ним различные меры наказания.

Нарушение других социальных норм не влечет за собой подоб­ной деятельности государства. Меры воздействия на нарушителей принимают либо сами граждане (например, моральное осужде­ние), либо организации в соответствии со своими уставами.

4. Нормы права всегда выражаются в определенных письмен­ных актах, например, законах. Другие социальные нормы, напри­мер, нормы морали, нравственности не закрепляются письменно, а содержатся в сознании людей. Некоторые не правовые нормы, например, нормы общественных организаций могут выражаться в их письменных уставах.

5. Нормы права образуют единую иерархическую и взаимосвя­занную систему. Другие социальные нормы не имеют такой систе­мы. Они разделены на обособленные и самостоятельные группы: нормы морали, нравственности, обычаи и т.д.

6. Нормы права регулируют наиболее важные главные обще­ственные отношения. Другие социальные нормы регулируют менее значимые общественные отношения, например, взаимное пове­дение граждан в общественном транспорте, на собрании членов общественной организации, в процессе богослужения и т.д.

Нормы права и другие социальные нормы могут совпадать в своих требованиях. В этом случае они совместно регулируют по­ведение и деятельность людей.

Понятие и признаки нормы права. Основные отличия норм права от иных социальных норм

Норма права – это:

1) первичная ячейка , основа, элемент системы права. Норме права свойственны все главные черты права как особенного социального явления. Нельзя при этом смешивать понятия права и нормы права, так как они не совпадают. Право и единичную юридическую норму следует соотносить между собой как целое и часть, которые вместе с чертами сходства имеют как свои особенности, так и отличия друг от друга;

2) относительно самостоятельное явление , которое обладает собственными специфическими особенностями, конкретизирующими и углубляющими наши знания о праве, его сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения;

3)единственная среди социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли.

Норма права имеет отличие от других социальных норм:

1) только ей свойственна формальная определенность, которая выражается прежде всего в том, что правовую норму издают или санкционируют государственные органы. Норма права, кроме того, выражается в той или другой установленной или признаваемой государством форме (как закон или подзаконный нормативный акт, договор с нормативным содержанием, правовой обычай);

2) это единственная среди социальных норм, которая поддерживается в своем осуществлении, охраняется от нарушений силой государства.

Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения и исходных норм.

Правила поведения – это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они устанавливают при соответствующих условиях меру и вид охраняемых государством должного и возможного поведения участников общественных отношений, их субъективные права и юридические обязанности. Данные правила поведения составляют значительную часть правовых норм. Начальные отправные, учредительные нормы, к которым относят нормы-принципы, нормы-дефиниции и т. д., являются нормами опосредованного регулирования.

Юридическая норма - это не только социальный, но и государственный регулятор общественных отношений. Юридическая норма является предписанием общего характера. Она устанавливается не для отдельного, разового отношения, не для конкретных лиц, а для большого количества отношений определенного вида и индивидуально неопределенных лиц, которые подпадают под условия ее действия.

Правовая норма выражает и регулирует самые типичные, много раз повторяемые отношения между людьми, в упорядочении которых напрямую заинтересовано и участвует государство. В частности, отношения по поводу политической власти, управления, частной собственности, борьбы с преступностью и др. Норма права сообщает этим отношениям характер правоотношений, когда устанавливает для участников регулируемых отношений гарантируемые и охраняемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности. Юридическая норма в этом случае сама выступает как модель правоотношения, которое при предусмотренных в данной норме условиях и обстоятельствах может возникнуть и действительно возникает в реальной жизни, в процессе правового регулирования общественных отношений.

9.Система права: отрасли права, частное и публичное, материальное и процессуальное право

1. Происхождение. Социальные правила существовали всегда, и установить момент их зарождения невозможно, а вот законы появились относительно недавно и постоянно изменяются, трактуются, дополняются, отменяются.

2. Соблюдение. Социальные нормы необязательны для исполнения, в то время как правовые – носят императивный характер.

3. Защита. При несоблюдении социальных норм человеку угрожает общественное порицание. При нарушении законов наступает гражданская, административная, дисциплинарная или уголовная ответственность.

4. Развитие. Социальные правила поведения невозможно навязать, поскольку они формируются очень медленно. А вот закон, который бы обязал людей вести себя определённым образом, может быть придуман и принят в кратчайшие сроки.

5. Детализация. Правовые нормы чётко очерчивают требования к поведению физических лиц и субъектов хозяйствования, в то время как социальные лишь очерчивают определённые правила существования.

Единство права и морали заключается в следующем:

1. право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

2. право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

3. право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

4. право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

5. право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

Отличие права и морали: право закреплено законодательно, мораль нет.


Вопрос № 28. Норма права: понятие, признаки, виды. Ответ:

Понятие: Норма права – это установленное или санкционированное государством общеобязательное, формально-определенное правило поведения, выступающее как регулятор общественных отношений и обеспеченное государственным принуждением. Норма права – это:

1) первичная ячейка , основа, элемент системы права.

2) относительно самостоятельное явление , которое обладает собственными специфическими особенностями, конкретизирующими и углубляющими наши знания о праве, его сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения;

3) единственная среди социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли.

Признаки нормы права:

1. общий и абстрактный характер, норма направлена на регулирование не индивидуальной ситуации, а общего отношения, в котором могут участвовать неограниченное число субъектов определенной категории; жизненная ситуация сформулирована как единичная.

2. социально-волевой характер, правовая норма адресована свободной воле участников общественных отношений и имеет смысл только в том случае, если у адресата нормы есть выбор вариантов поведения.

3. тесная связь с гос-м, правовые нормы устанавливаются и санкционируются компетентными органами гос-ва.

4. охрана правовой нормы гос-м принуждением, требуемый вариант поведения предписывается под угрозой гос-го принуждения, применяемого для восстановления нарушенных прав и для наказания лица, нарушившего обязанность.

5. формальная определенность, точное обозначение обстоятельств, порождающих правовые последствия, определение этих последствий качеств, присущих участникам правоотношений, включенность правовых норм в установившиеся, формально сложившиеся источники права.

6. представительно-обязывающий характер, правовая норма рассчитана на регулирование поведения через отношения, при которых связь участников заключается во взаимных правах и обязанностях.

7. общеобязательность, правовые нормы обязательны для всех субъектов права, их нарушение влечет применение государственно-принудительных мер.

8. системность – норма права включена в систему права, она разнообразно взаимодействует с другими нормами.

9. многократность применения: норма рассчитана на неограниченное число действий (бездействия), направленных на ее реализацию.

10. наличие структуры.

Виды (классификация) нормы права:

1. по предмету регулирования правовые нормы могут быть уголовно-правовыми, гражданско-правовыми, конституционно-правовыми, административно-правовыми и т.д.

2. по месту в жизнедеятельности общества: материальные (регулируют отношения повседневной жизни) и процессуальные (определяют порядок, формы, методы реализации, защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов, вытекающих из норм материального права).

3. по действию норм права во времени: постоянные (неопределенно длительного действия), временные и чрезвычайные.

4. по юр-й силе: нормы законов, нормы подзаконных актов.

5. по действию в пространстве: федеральные, республиканские, местные и локальные.

6. по кругу субъектов, на которых и распространяется действие правовые нормы: общие (имеют равные отношения ко всем субъектам права независимо от пола, профессии, состояния здоровья и др-х обязательств) и специальные (рассчитаны на определенный круг субъектов – несовершеннолетних, пенсионеров, военнослужащих и т.д.).

7. по методу правового регулирования, который используется в норме: императивный (подлежат обязательному применению, их содержание не может быть изменено по соглашению сторон общественного отношения) и диспозитивный (возможность применения отнесена к усмотрению сторон, правило может быть изменено по соглашению сторон, поощрительные, рекомендательные.).

8. по общей направленности регулирования: нормы позитивного регулирования и охранительные нормы.

Соотношение норм права и статей. В теории права и на практике часто возникает вопрос о том, как располагаются нормы права в текстах (частях, разделах, статьях) нормативно-правовых актов и как соотносится структура нормы правасо структурой ее статей (пунктов). Отметим, что какого-либо обязательного порядка расположения частей правовой нормы не существует, поскольку это не имеет принципиального значения. Поэтому законодатель или иной субъект правотворчества обычно не ставит цели придать структуре правовых норм непременно стройный вид. В связи с этим нормы права излагаются в нормативных актах различными способами.

Выделяют

1. При прямом способе

2. Отсылочный способ

3. При бланкетном способе


Вопрос № 29. Структура нормы права. Ответ:

Структура нормы права – это ее внутренне устройство, необходимые способы организации и преобразования ее собственного содержания, способы связей между ее элементами и их атрибутами.

В науке принято выделять след. структурные элементы нормы права – гипотезу, диспозицию и санкцию.

Эти элементы должны обязательно присутствовать в норме права, отсутствие хотя бы одной из них делает норму ущербной.

Гипотеза нормы права указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы. Гипотеза как бы привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, времени, месту.

Гипотезы нормы права бывают: простые (содержит одно условие для реализации диспозиции), сложные (два или несколько условий), альтернативные (если в ней перечислено несколько условий, а диспозиция срабатывает при наличии хотя бы одного из них).

Диспозиция нормы права содержит само правило поведения, права обязанности субъектов правового общения, т.е. определяет меру дозволенного и должностного поведения. Диспозиция представляет собой ядро, сердцевину нормы права. Без диспозиции нормы права не существует.

Диспозиция может быть простой и описательной . По степени категоричности диспозиции могут быть императивными и диспозитивными.

По юридической направленности диспозиции могут быть представительно-обязывающие, управомачивающие, обязывающие, запретительные, закрепительные, рекомендательные.

Диспозиции нормы права бывают: абсолютно – определенные, относительно – определенные и бланкетные.

1. Абсолютно-определенные диспозиции исчерпывающе формулируют правила поведения, например ст. 23 Конституции РФ (ч. 1) - «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени», ст. 36 - «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю».

2. Относительно-определенные , устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в каждом конкретном случае в пределах нормы. Например, согласно ст. 42 СК РФ, брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

3. Бланкетные диспозиции нормы права отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте, например ст.25 ЗК РФ устанавливает, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". То есть, процедура государственной регистрации прав на землю установлена Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Санкция нормы права – это такой ее структурный элемент, где содержатся указания на меры гос-го обеспечения исполнения тех требований, которые изложены в диспозиции нормы права.

В зависимости от содержания последствий могут быть карательными (наказания на правонарушителя), правовосстановительными (направлены на восстановление нарушенного состояния), санкции ничтожности (направлены на признание действий юридически безразличными, недействительными).

В зависимости от отраслевой принадлежности и своему характеру: уголовно-правовыми, гражданско-правовыми, административно-правовыми и т.д.

Санкции могут альтернативными (можно выбирать меру воздействия из нескольких), кумулятивными (объединяются две и более меры воздействия одновременно)

Санкция содержит меры не только наказания, но и предупредительного хар-ра (например, снос самовольно возведенного объекта, отмена админ. акта, привод, задержание и т.п.).

Санкции нормы права бывают: абсолютно – определенные, относительно – определенные и альтернативные.

1. Абсолютно-определенные санкции содержат четкую меру воздействия на правонарушителя. Например, в ст. 463 ГК РФ говорится: «Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи». Здесь предусмотрена одна санкция - отказ покупателя от исполнения договора купли-продажи.

2. Относительно-определенные санкции допускают использовать меры воздействия в определенных рамках - «от - до». Это характерно для норм Уголовного кодекса, например, в ст. 107 УК РФ указано: «Убийство двух или более лиц в состоянии аффекта наказывается лишением свободы на срок до пяти лет». Это означает, что суд может избрать меру наказания ниже пяти лет.

3. Альтернативные санкции содержат указание на несколько возможных санкций, а суд, например, может выбрать любую из них. Так, ст. 143 УК РФ установлено, что нарушение правил охраны труда наказывается штрафом, или исправительными работами, или лишением свободы на срок до двух лет.

Выделяют три способа изложения правовых норм в нормативных актах:

4. При прямом способе статья акта содержит одну норму, причем все ее элементы сразу. Например, статья 462 ГК РФ - обязанности покупателя и продавца в случае предъявления иска об изъятии товара – устанавливает, что если третье лицо по основанию, возникшему до исполнения договора купли-продажи, предъявит к покупателю иск об изъятии товара (гипотеза), покупатель обязан привлечь продавца к участию в деле, а продавец обязан вступить в это дело на стороне покупателя (диспозиция), продавец, привлеченный покупателем к участию в деле, но не принявший в нем участия, лишается права доказывать неправильность ведения дела покупателем (санкция).

5. Отсылочный способ состоит в том, что статья акта содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта. Например, в ст. 18 СК РФ указывается: «Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных статьями 21 - 23 настоящего Кодекса, в судебном порядке». А в ст.ст. 21-23 говорится о том, что в судебном порядке брак расторгается, если: при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 настоящего Кодекса (опять же отсылочный способ изложения), или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния.

6. При бланкетном способе в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определенных правил, а те правила, которые нарушены, в статье не изложены. Примером могут служить ст. 352 УК РФ «Нарушение правил кораблевождения», ст. 350 «Нарушение правил вождения или эксплуатации машин». Бланкетный способ отличается от отсылочного. При отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, и эта статья содержится в том же акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье акта не дается, а недостающие сведения об элементах нормы права восполняются из другого акта.


Вопрос № 30. Правосознание и правовая культура. Ответ:

Правосознание - это совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений и т.п., в которой выражается отношение людей к праву действовавшему, действующему и желаемому.

Правосознание - это отношение людей к праву, основанное на знании о праве и чувствах.

Сущность правосознания:

1. Правосознание не может существовать вне зависимости от иных форм общественного со­знания.