Правописание приставок раз и рас. Правописание приставок рас и раз Когда пишется приставка раз а когда рас

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 2. Правописание приставок

Приставка , префикс (от лат. praefixus «прикрепленный впереди») — часть слова перед корнем. В русских словах перед корнем может быть от 1 до 3 приставок: вз-дрогнуть, при-со-единиться, по-при-от-крыватъ. Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный — без дороги, отглагольный — от глагола, исподнизу, исподлобья — из-подо лба), частицами (неявившийся — не явиться). Среди приставок русского языка имеется некоторое количество заимствованных: а в значении "не", анти —"против", архи — "очень", контр — "против", пан —"весь", суб — "под", транс — "через" и др.

2.1. Правописание неизменяемых приставок
Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок смотрите в таблице:

окликнул, остановка, осадок, онеметь

добраться, дойти, догадка

поверье, подворье, порезать, полагаться

проварить, пробел, проделка, произрастать

В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык

нападение, накрыть, нагнать

задаваться, заключенный, забрать, забить

НАД- (НАДО-)

надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться

ПОД- (ПОДО-)

подтаять, подточить, подсказать, подождать

ОТ- (ОТО-)

отдать, отдых, отодвинуть, открыть

ОБ-(ОБО-)

обстричь, обточить, обтереть, обойти

В- (ВО-)

всласть, вшить, вцепиться, вовлечь

ПРЕД-

председатель, предшественник, предрешать

ПЕРЕ-

перегной, перелить, перекос

С- (СО-)

сдвинуть
сбиться
сберечь
сдаться
сдружиться
сделать
согнуться

Нет приставки в словах:
здесь,
здешний,
здание,
здоровье,
ни зги
и однокоренных.

2.2. Правописание приставок на...з - ...с
В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З и С :
БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)

Во..кликнуть; по ни..ходящей; ..делать; ра..жигать.

Выбор согласной осуществляется по следующему правилу:



2.3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Слова, начинающиеся на пре- и при- , имеют в русском языке разное происхождение.
Одни пришли из латыни. В таких словах латинская приставка prae- стала частью русского корня (президент, президиум, презумпция, предикат, премировать, претензия, претендент, префект, прецедент, препарат, презентация). Русский язык заимствовал и латинские слова с корнем, начинающимся на при (приоритет, привилегия, приватный).
Другие имеют старославянское происхождение. Для них характерна славянская приставка пре- , которую часто включают в современный корень (препятствие, преставиться, преимущество, прекрасный). В языке эти слова сохраняют книжный характер.
Наконец многие слова с пре- и при- имеют собственно русское происхождение.

Понятно, что составить ясное правило для всех случаев невозможно. Поэтому предлагаемое ниже орфографическое правило подходит преимущественно для слов, в которых значение приставки ясно угадывается.

Запомним некоторые случаи:

придать форму, блеск
не придавать значения
приданое невесты
придел храма
радиоприемник
восприимчивый
привратник
притворить окно
прибывать к поезду
прибытие
припирать дверь палкой
приклонить голову к плечу
приклониться в дверях
призреть сироту
приступить к делам
неприступный бастион
приходящий врач
приложить усилия
приуменьшить (немного уменьшить)
приставить стул
приткнуться
неприменимый прием
притерпеться к трудностям
приставать с расспросами
присутствовать на собрании

предать друга, мечты
предавать земле
старинное предание
предел терпения
преемник руководителя
преемственность поколений
превратное представление, превратности судьбы
претворить идеи в жизнь
пребывать на отдыхе
пребывание
препираться по пустякам
преклонить голову в знак почтения,
непреклонный человек, преклонный возраст,
преклоняться перед талантом
презирать трусов
преступить закон
преступник
имеет непреходящее значение
непреложный закон
преуменьшить (значительно уменьшить)
преставиться (умереть)
камень преткновения
непременное условие
претерпеть лишения, изменения
беспрестанный, непрестанный

2.4. Правописание гласных в приставках НЕ- и НИ- в
неопределенных и отрицательных местоимениях,
местоименных отрицательных наречиях.

Примечание. Правило распространяется на слова других частей речи в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений и наречий: ничегонеделание, ничтожный, никчемный, никудышный, вничью.

2.5. Правописание согласных на стыке приставки и корня.

Пере + сказ = пересказ (-с-)
рас + сказ = рассказ (-сс-)
рас + ссориться = рассориться (-сс-)


Запомните: расчет (рас + чет), но: рассчитать (рас + считать);
бессчетный (бес + с + чет).

В словах разевать, разинуть, разорить пишется одна 3.

1. Приставки без-, воз- (вс-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-) пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р ): бе з водный, во з буждение, и з ранить, ни з ложить, ра з делаться, чре з вычайный и с буквой с перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ ): бе с классовый, во с питание, в с помнить, и с пугать, ни с ходить, ра с ходиться, чере с чур. Ср. написания с двумя з или двумя с на стыке приставки и корня: беззаветный — бессовестный, воззвание — восстание, иззябнуть — иссохнуть, раззадорить — рассердить.

здание, здесь, здоровье, ни зги приставка не выделяется и согласная з входит в корень.

Примечания: 1. В словах низкий, низший согласная з входит в состав корня, поэтому на письме перед глухой согласной не требуется замена на с . Ср. сложное слово близсидящий.

2. Написания ра с чёт, ра с честь — ра сс читать, ра сс читывать основаны на правиле: перед корнем чет- пишется одна буква с (кроме слова бессчётный ), перед корнем чит- пишутся две буквы с.

3. В словах ра з евать, ра з инуть, ра з ор, ра з орить и производных от них пишется одна буква з .

4. В слове ра сс ориться пишутся две буквы с (хотя рас-ссориться ), так как в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся.

2. В приставках раз-//рас- — роз-//рос- в неударяемом положении пишется буква а: р а звали́ть, ра з ли́в, р а списа́ние, р а ссы́пать, в ударяемом положении пишется буква о: р о́ звальни, р о́ злив, р о́ спись, р о́ ссыпь. Но: р о зыскно́й — от р о́ зыск.

Примечание. Перед именем собственным приставка раз- пишется через дефис: Будь ты хоть раз -Ваня — мне всё равно.

3. Приставка с- остается неизменной, независимо от того, находится она перед глухой или звонкой согласной; ср.: сп илить — сб ить, ск рестить — сг рести, ст есать — сд елать, сш ить — сж ить.

§ 28. Приставки пре- и при-

1. Приставка пре- придает словам:

1) значение высокой степени качества или действия (возможно заменить приставку словами очень, весьма ): пр е интересный, пр е неприятный, пр е увеличивать, пр е успевать;

2) значение ‘через’, ‘по-иному’ (близкое к значению приставки пере- ): пр е вращать, пр е ображать, пр е ступать.

3апомните: в современном русском языке в словах презирать, прельщать, пренебрегать приставка пре- не выделяется. В словах президиум, прелюдия и др. приставки нет.

2. Приставка при- придает словам:

1) значение пространственной близости, смежности: пр и брежный, пр и школьный;

2) значение прибавления, приближения, присоединения: пр и делать, пр и бавить, пр и мыкать;

3) значение совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок: пр и открыть, пр и остановиться;

4) значение доведения действия до конца: пр и думать, пр и стукнуть;

5) значение совершения действия в чьих-либо интересах: пр и беречь, пр и прятать.

Запомните: в современном русском языке в словах прибор, призреть, приказать и др. приставка при- не выделяется.

Примечание. Различается написание близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при-:

пребывать — прибывать

предать — придать

предел — придел

преемник — приёмник, восприемник ← июльский.

Запомните: в слове взимать пишется буква и согласно произношению.

Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: пединститут, Профиздат, спортинвентарь и т. д.

2. После приставок меж- и сверх- в начале корня сохраняется буква и (так как по общему правилу после шипящих и заднеязычных буква ы не пишется): межинститутский, межимпериалистический, сверхизысканный, сверхиндустриализация. Так же: двухимпульсный, трёхионный, четырехигольный и т. п.

3. После иноязычных приставок и частиц дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан- буква и в начале корня сохраняется: дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор, суперинтендант, трансиорданский, панисламизм. Ср.: предынфарктный’ (русская приставка) — постинфарктный (иноязычная приставка).

Миф № 2. Написание разыскной через а – безграмотность, правильно только розыскной.

Цитата : «Не может человек, получивший высшее юридическое образование, писать разыскной через букву а » (из комментария М. Делягина к проекту закона о полиции).

На самом деле: Сегодня нормативно именно такое написание – разыскной.

Читатель вправе спросить: почему «отменили» привычный вариант розыскной и почему вообще с этим словом связано столько затруднений?

Начнем издалека. Как известно, русская орфография основана на морфологическом принципе, который заключается в следующем: каждая морфема (корень, приставка, суффикс) пишется по возможности одинаково, несмотря на то что ее произношение в разных позиционных условиях может быть различным. Именно этим принципом обусловлены правила, которые многие помнят со школьной скамьи: безударная гласная проверяется ударением в однокоренном слове, сомнительная согласная – той формой слова (или родственным словом), где за проверяемым согласным стоит гласный звук. Выражаясь сухим научным языком: фонемный состав морфемы передается по сильной фонетической позиции (для гласного это позиция под ударением, для согласного – положение перед гласным).

Примеров можно привести очень много. Мы произносим ду[п] и ду[б]ы, но пишем морфему во всех случаях одинаково: дуб, дубы. Безударный звук в слове [т’и]желый проверяется ударным гласным в слове тяжесть , в [л’и]сной – ударным е (лес), а в лиса – ударным и и сы). Это и есть морфологический принцип русской орфографии. Он действует при передаче гласных и согласных не только в корнях, но и в приставках, суффиксах, окончаниях. Так, безударный и -в суффиксе -ник (например, в слове работник ) проверяется ударным гласным в том же суффиксе в слове -ученик .

По подсчетам лингвистов, морфологическому принципу отвечает 96 % написаний русских слов. И лишь 4 % – это разного рода исключения. И одно из таких исключений – написание приставки раз- (рас-) / роз- (рос-) . Употребление гласных в ней не подчиняется общему правилу, о котором мы говорили выше: безударный гласный здесь не проверяется ударением. Для приставки раз- (рас-) / роз- (рос-) действует особое правило: в безударной позиции пишется буква а , хотя под ударением – только о : раздать , но розданный; расписать, расписной , но роспись; разливать, разливной , но розлив; разыграть, разыгранный , но розыгрыш . Это правило приведено в § 15 официально действующих «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года.

«Хотя в этой закономерности нельзя не увидеть отступления от основного принципа русской орфографии – фономорфологического („пиши то, что слышишь под ударением”), однако в пределах группы слов с данной приставкой это отступление выдерживается регулярно и становится дополнительным правилом, хорошо известным всем изучающим русский язык» (В. В. Лопатин. Орфография: саморазвитие и упорядочение // Вестник Российской академии наук. 1997. Т. 67, № 8).

А дальше начинается самое интересное. Ни о каких исключениях в § 15 «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года не говорится!А следовательно, в соответствии с правилом, слово разыскной (в котором приставка раз- в безударной позиции) надо писать с буквой а – так же, как слово разыскивать. Однако в нормативных орфографических словарях (а также в справочнике по правописанию Д. Э. Розенталя), изданных после 1956 года, фиксировалось только написание розыскной.

Напомним: написание приставки раз- (рас-) / роз- (рос-) само по себе является исключением из правил. Таким образом, розыскной стало (внимание!) исключением из исключения, о котором в действующих правилах правописания нет ни слова.

В словарях последних десяти (и более) лет это неоправданное и не предусмотренное правилами исключение из исключения устранено. Сегодня нормативно разыскной (иными словами, написание этого слова просто приведено в соответствие действующим «Правилам русской орфографии и пунктуации» 1956 года). Такое написание было предложено в первом издании «Русского орфографического словаря» РАН 1999 года (и во всех последующих изданиях); разыскной зафиксировано также в «Большом толковом словаре русского языка» под ред. С. А. Кузнецова (СПб., 2003), «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка (5-е изд. М., 2008), полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006) и мн. др. изданиях. Вариант розыскной сегодня считается устаревшим (хотя его можно встретить в переизданиях – в том числе «осовремененных» – словарей и справочников, фактически составленных в 1960-80-е).

Нельзя не признать, что написание разыскной вызывает неприятие у некоторых носителей русского языка. Объясняется это очень просто: пишущие уже привыкли к тому самому «исключению из исключения» – к варианту розыскной . Справедливы слова М. А. Кронгауза о том, что соображение, которым руководствуются лингвисты, – необходимость в устранении неоправданных исключений, нарушающих системность орфографии, – «отказывается принимать грамотный носитель языка. Пусть три, пусть десять исключений, но он к ним привык, и принцип сохранения графического облика оказывается важнее принципа системности» (М. А. Кронгауз. Русский язык на грани нервного срыва. М., 2008).

Однако написание разыскной – отнюдь не нововведение. «Примечательно, что в Толковом словаре под ред. Д. Н. Ушакова (не ставившем задачи орфографической унификации слов) это прилагательное дано в двух вариантах – с буквами а и о после р , причем как основной вариант дано разыскной » (В. В. Лопатин. Указ. соч.). Предлагалось написание через а и в первоначальном проекте академического «Орфографического словаря русского языка» под ред. С. И. Ожегова (1952, корректура). Иными словами, лингвисты уже давно указывали на необходимость фиксации написания разыскной. Теперь оно стало нормой.

Поэтому предлагаем вам запомнить азбучную истину № 2.

Азбучная истина № 2. Прилагательное разыскной пишется с буквой а в соответствии с правилом: в приставке раз- (рас-) / роз- (рос-) в безударной позиции пишется буква а, под ударением – о .

Литература :

1. Правила русской орфографии и пунктуации. М., 1956.

2. Лопатин В. В. Многогранное русское слово: Избранные статьи по русскому языку. М., 2007.

3. Русский язык: Энциклопедия / под ред. Ю. Н. Караулова. М., 2003.

Владимир Пахомов,
кандидат филологических наук,
главный редактор портала «Грамота.ру»

Ра...пирает от желанья ра..бираться в написанье?

Тогда начнём.

Приставки на -з и -с

В нашем языке действует морфологический принцип орфографии, который основывается на том, что все морфемы пишутся обычно одинаково. Морфема - это часть слова, имеющая какое-то значение: изменяет словоформу (окончание), образует новое слово (приставка или суффикс) или заключает в себе главное лексическое значение (корень). В соответствии с этим принципом правописание согласных и гласных в приставках определяется таким правилом:

Приставки всегда одинаково пишутся, и их правописание не зависит от того, как они произносятся.

Примеры вы можете видеть ниже.

Так обычно пишутся приставки, но не приставка рас- и раз- . Правило правописания для этого случая своеобразное, так называемое фонетическое: как слышится так и пишется. Правило это имеет отношение ко всем приставкам, у которых на конце есть буквы -з или -с.

раз-, рас-: развести, раскрыть;

из-, ис-: изливать, искоренить;

воз-, вос-: возвыситься, восходящий;

вз-, вс-: взвесить, вскрыть;

без-, бес-: безгрещный, бесхитростный;

низ-, нис-: низвергать, нисходить;

через-, черес-: черезвычайный, чересстрочный.

Правило на -З и -С

Правописание приставок на з-с, раз-, рас- в том числе, определяется правилом:

Буква з пишется перед согласными звонкими , буква с пишется перед согласными глухими .

Теперь не помешает вспомнить, что мы называем согласными звонкими, а что глухими:

Звонкие согласные

Глухие согласные

Так пишется приставка рас- и раз-, правило обозначено выделением

разжалобить

раззадорить

разморило

разнести

разрубить

расправить

расфокусировать

раскатать

раструбить

расширить

рассорить

расходиться

расцепить

расщелина

Итак, из всего вышеизложенного следует подтверждение фонетического принципа написания приставки с -с и -з на конце.

Приставки на -з и -с необходимо отличать от приставки с-

Главное отличие приставкис- от приставок на -з и -с в том, что с- состоит из одной буквы и всегда пишется одинаково, а перед -з и -с должны быть какие-то буквы.

Сделать - разделаться, сбросить - разбросать, сживать - разжиться, сжигать - разжигать, сжимать - разжимать, сдобрить - раздобрел, сговор - разговор, сберечь - разбирать, свить - развить, сгинуть - разгибаться, сгрести - разгрести.

Слова без приставок

Приставку с- и приставки на - з и -с (правило, регулирующее правописание дано выше) нельзя путать со словами без приставок: здание, здесь, здоровье, зрение, зги (не зги не видать).

В начале этих словах пишется буква з.

Приставки раз-, рас-, роз-, рос- имеют чередование гласных

Существует ещё одна трудность, которую может преподнести приставка рас- и раз-. Правило правописания для приставок на -з и -с не единственное. Есть в этой приставке ещё одна орфограмма.

Правописание гласных в приставке раз-, рас- - роз-, рос- представлено морфемой с чередованием и не подчиняется общепринятому правилу. Как пишется раз-, рас-, роз-, рос-? Для этой орфограммы существует особое правило: без ударения пишем раз-(рас-), а в ударном положении будем писать роз-(рос-): раздать - розданный, разливать - розлив, разыграть - розыгрыш, расписывать - роспись, расчеркать - росчерк.

Повторим изученное

В начале нашего исследования мы задались вопросом:

Ра...пирает от желанья ра..бираться в написанье?

Вернёмся к нему.

Как пишутся приставки на -з и -с? Правило о правописании -з и -с на конце приставок даёт возможность произвести следующее рассуждение:

В слове «распирает» - приставка рас-, потому что после приставки находится глухой согласный звук - [п].

В слове «разбираться» - приставка раз-, так как следует после неё звонкий согласный - [б].

Правило о чередовании о/а в приставке рас- - рос-, раз- - рас- применяем в рассуждении:

В словах «распирает» и «разбираться» безударная приставка, значит, нужно писать букву «А» в этих словах.

Тест

Итак, нами получено знание о том, как пишется приставка рас- и раз-, правило правописания усвоено и отработано. Самое время перейти к практической части и выполнить тест.

Из данных предложений из произведения А. Грина выпишите слова, в которых есть приставки с изученными орфограммами.

1) Пройдёт немало лет, и расцветёт одна сказка, которая запомнится надолго. Однажды, когда ты будешь большой, в морской дали сверкнёт алый парус. Корабль с алыми парусами, рассекая волны, поплывёт прямо к берегу. На берегу будет стоять толпа людей, и ты будешь там. Корабль будет приближаться под звуки прекрасной музыки, и от него поплывёт лодка, вся в коврах, цветах и золоте. В лодке будет стоять прекрасный принц, он протянет к тебе руки и скажет: "Здравствуй, Ассоль! Ты приснилась мне во сне, и вот я приехал за тобой". Ты сядешь с ним в лодку и уплывёшь далеко-далеко в волшебный край, где просыпается солнце. И звёзды опустятся с небес, чтобы увидеть тебя и поздравить с прибытием.

2) Она жила в полусне обеспеченности. Но странная привязанность к сыну была, наверное, одной из склонностей, которые смутно ощущаются, оставляя волю бездейственной. Холодная и неприступная, Лилиан Грэй, оставаясь наедине с сыном, становилась просто мамой, разговаривавшей ласковым голосом о всяких сердечных пустячках, вся сила которых не в смысле, а в чувстве. Она решительно не могла в чём бы то ни было отказать ему и прощала всё.

3) В четырнадцать лет Артур тайком покинул дом. Вскорости из порта вышла шхуна, увозя юнгу с внешностью девочки, переодевшейся для маскарада. Этим юнгой был Грэй. В течение года Артур помотал своё имущество, состоящее из лакированных сапожек и тонкого батистового белья, на пирожном, а остальную часть промотал в карты. Он пил, задыхаясь, водку, с замирающим сердцем на купанье прыгал головой вниз с борта корабля в морскую глубину. Он понемногу растерял всё, кроме своей странной души, летящей и устремлённой. Он потерял слабость и изящество стана, став широк в кости и крепок мускулами, благородная бледность сменилась тёмным загаром, движений исчезла, уступив место уверенной точности работающей руки. Речь утратила текучесть, стала точной и короткой.

Капитан шхуны, суровый моряк, увидев однажды, как мастерски Артур вяжет парус на рею, позвал его к себе в каюту и сказал, раскрыв истрёпанную книгу:

Слушай внимательно. Начинаем делать из щенка капитана.

4) Она уходила на берег и, дождавшись рассвета, волнуясь и робея, совершенно серьёзно всматривалась в горизонт, ожидая появления алых парусов. Эти минуты были для неё самыми счастливыми среди серых будней, и ей было трудно отказаться от них, хотя они отделали её от всех других людей, делая её посмешищем и изгоем. Одиночество безмерно тяготило её, и у губ уже легла та страдальческая морщинка, которую не изгладить ничем, только радостным оживлением.

5) Ассоль спешила к морю. Иногда крыши домов или сараев скрывали от неё белый корабль и алые паруса. Тогда Ассоль, боясь исчезновения видения, торопилась изо всех сил, и только снова увидев алые паруса, останавливалась, облегчённо вздохнув. Как только Ассоль появилась в толпе, все замолкли и расступились перед ней в страхе, и она осталась одна в пустоте, растерянная, счастливая и пристыженная. С щеками не менее алыми, чем паруса, с которых она не сводила глаз, она беспомощно протянула руки к чудесному высокому кораблю. От волнения, блеска воды и сияния алого шёлка девушка уже не могла различать, что движется: она сама, корабль или лодка, отделившаяся от корабля.

Проверь себя

1) Расцветёт, рассекая, восходит.

2) Бездейственной, разговаривавшей.

3) Растерял, раскрыв, истрёпанную.

4) Рассвета, безмерно, изгладить.

5) Вздохнув, растерянная, беспомощно, различать.

Цель: закрепить правописание приставок на з-; с-.

  1. Упражнять учащихся в образовании новых слов, закрепить правило написания приставок на з (с), учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи.
  2. Формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение. Корригировать и развивать фонетический слух, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, умение анализировать и обобщать.
  3. Воспитывать чувство ответственности за окружающую среду, прививать любовь к природе, вызвать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: урок, развивающий совершенствования и применения знаний, умений и навыков.

Методы и приёмы: словесные – беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса.

Оборудование: карточки, опорная таблица для воспроизведения правила, таблица с речевым материалом для рассуждения, перфокарты.

План урока

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащегося к уроку.

Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

Психологический настрой на работу.

Учитель: Сегодня мы продолжим путешествие по стране “Словария”, будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда, в добрый путь, удачи.

2. Сообщение темы урока и постановка цели.

Учитель: Мы уже несколько уроков работаем по теме: “Состав слова” и сегодня мы уточним, когда в приставках можно писать согласную З- , а когда – С-.

И подумаем, с какими можно обратиться словами к человеку XXI века, чтобы планета наша сохранила свой многовековой зелёный наряд. Запишите число и тему.

3. Словарная работа.

Учитель: Запиши правильно через запятую словарные слова. (Кроссворд).

Проходить курс наук, получать образование где-либо, в школе. (обучение )

Распространение политических идей и лозунгов среди населения. (агитация )

Род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющий источником существования. (профессия )

Должностное лицо, которое заведует чем-либо. (заведующий ).

Разобрать слова по составу: заведующий, восстание, объединённый. (Можно использовать ножницы, разрезать слова и разложить части слов в таблицу.)

приставка корень суффикс окончание

Учитель: Для чего служат в русском языке приставка и суффикс? Какое значение имеет в слове окончание?

Учитель: Познакомимся со значением ещё трёх слов. Работа с толковым словарём.

Малодушие - отсутствие стойкости, мужества, твёрдости духа. Презирать за малодушие.

Обязанность - то, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно закону, общественным требованиям, внутреннему побуждению). Права и обязанности граждан.

Отчизна - (высокое) Отечество, родина.

Учитель: Придумай предложения или словосочетания с новыми словами. (Устная форма работы.) Правильно составленное словосочетание или предложение записываем в тетрадь.

4. Объяснение новой темы.

Учитель: Посмотри. На столе находятся пословицы. Прочитайте их.

Безделье до добра не доводит.

У сильного всегда бессильный виноват.

Учитель: А следующую пословицу вы должны сами составить. Перед вами находятся карточки со словами. Составь правильно пословицу. Обрати внимание на заглавную букву и точку, что они тебе подсказывают?

От безделья собака лает.

Учитель: Как вы понимаете эти пословицы? Объясните.

Учитель: Какие здесь выделены слова во всех трёх пословицах? Запиши эти слова в тетрадь, выдели приставку.

Учитель: Как мы произносим приставки? Все ли отчётливо буквы мы слышим?

Подчеркни первую согласную в корне.

З-?

Повторим буквы, обозначающие согласный звук.

Учитель: Воспользуемся карточкой – подсказкой.

В приставках на З - - С- согласная пишется так, как слышится. (опорная таблица)

Учитель: Образуй слова с помощью приставки по образцу и запиши их через запятую.

Учитель: Проверим. Перед вами две корзины. Прочитайте сначала слова с приставкой без-, а потом с приставкой бес-. Игра. Сколько “очков” набрано?

Учитель: Слова, которые оказались в левой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?

На какую согласную оканчиваются приставки?

Перед звонкой или глухой согласной пишется З ?

Слова, которые оказались в правой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?

На какую согласную оканчиваются приставки? Перед звонкой или глухой согласной пишется С ?

Вывод. (с. 33)

5. Творческий диктант.

Учитель: Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес- . Слова находятся в перфокарте, учащиеся правильно записывают приставку и раскладывают их в два столбика. Затем самостоятельно записывают эти слова в тетрадь.

  1. Ребенок без забот (беззаботный)
  2. Небо без звёзд (беззвёздное)
  3. Вход без платы (бесплатный)
  4. Пустыня без воды (безводная)
  5. Дорога без конца (бесконечная)
  6. Ребенок без помощи (беспомощный)
  7. Жидкость без цвета (бесцветная)
  8. Плач без звука (беззвучный)
  9. Движение без шума (бесшумное)
  10. Шоколад без вкуса (безвкусный)

6. Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.

И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и. п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный

И. п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад. 2 – и. п. То же вперед. Повторить 6-8 раз.

И. п. – сидя, руки поднять вверх, кисти произвольно. Прогнуть спину, сгруппироваться, обняв правой рукой левое плечо, левой рукой правое плечо. Потянуться и продолжить работу.

7. Работа с текстом. Работа в рабочей тетради с. 12 №34.

Учитель: Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова.

Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.

Учитель: В каком предложении содержится основная мысль? Какие предложения употреблены в переносном значении? Как вы понимаете слова этого текста?

Ученик: Мы берём у земли её богатства. Не даём ей за это даже расписки. Но долги надо отдавать. Каждый сорванный цветок, сломанную ветку надо возмещать посадкой цветов и деревьев. Леса – наше богатство. Они наши зелёные друзья.

8. Самостоятельная работа.

Учитель: Вставь самостоятельно пропущенные буквы в текст. Устно объясняем выбор написания приставок.

9. Составление суждения о письме Л. Леонова.

Учитель: Согласны ли вы с мыслями, высказанными в письме Л. Леонова? Давайте подтвердим своё согласие или несогласие, т. е. выскажем суждение. В этом нам помогут следующие выражения:

Учитель: Одно из этих предложений будет начинать твоё суждение. После этого вы объясните, почему согласны или не согласны с точкой зрения писателя.

10. Выполнение письменной работы. Учащиеся составляют текст и записывают в классную тетрадь.

11. Проверка выполненного задания.

Чтение учащимися своего суждения. Обобщение.

Я разделяю точку зрения писателя о том, что надо беречь леса. Их гибель несёт страшные бедствия. Без зелёного наряда планеты высохнут реки. Сухие ветры погубят урожаи. Будут исчезать животные и люди. А виноваты в этом будем мы сами.

Учитель: А что надо сделать, чтобы сберечь лес? Зависит ли от человека будущее Земли в 21 веке? Какой твой вклад может быть полезным для природы?

12. Задание на дом.

Устно составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес. Учащиеся получают карточку:

Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты.

В лесу………(не ра…жигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не бе…различными; не допустим, чтобы исчезли).

Письменно по учебнику с. 36 №50. Списать словосочетания, вставляя подходящие по смыслу приставки.

13. Итог урока.

Учитель: Назовите тему сегоднечного урока.

Какие моменты урока вам лучше запомнились?

В каких случаях пишется приставка на з -; с- ?

С какими словами из словаря вы познакомились?

Какие слова вы скажете человеку XXI века?

Какая новая страница для вас открылась в огромной стране “Словария”?

Оценка за работу на уроке.

Литература

  1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания., М. :Просвещение, 2004.
  2. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык 9 кл., М.: Просвещение, 2006.
  3. Ладыженская Т. А., Никольская Р. И. Речевые уроки., М.: Просвещение, 1995.
  4. Семёнова Е. Е. Занимательная грамматика., “Омега” Москва 1996.
  5. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! АРД Екатеринбург 1997.
  6. Фестиваль педагогических идей. Открытый урок 2006-2007 учебного года.