Эрнест хемингуэй, "старик и море" - анализ. Почему главным героем выбран старик

Сочинение

«Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Э. Хемингуэй

Эрнест Хемингуэй - человек удивительной судьбы, автор ряда прекрасных книг, среди которых особое место принадлежит повести «Старик и море», созданной в середине XX века, в 1952 году, повести, за которую писателю была присуждена Нобелевская премия.

Почему именно это небольшое произведение, рассказывающее о рыбаках острова Кубы, так высоко оценила мировая общественность? Почему и сегодня, когда читаешь её, то сжимается сердце от боли за человека, то охватывает гордость за него, обессиленного, едва живого, но непобеждённого?

Я думаю, дело в том, что «Старик и море» не бытовая повесть, а повесть-притча, прославляющая Человека, воспевающая его мужество и стойкость.

Сюжет произведения очень прост. Старый кубинский рыбак Сантьяго отправляется в море на рыбную ловлю. После восьмидесяти четырёх дней безуспешных поисков добычи ему попадается огромная меч-рыба. Она так велика и сильна, что, заглотнув крючок, плывёт далеко в море, увлекая за собой лодку старика. Три дня и три ночи длится единоборство между рыбаком и гигантской рыбой. В конце концов, Сантьяго одерживает победу, но хищные акулы пожирают его добычу. Вместо прекрасной рыбы, которая могла бы накормить многих людей (об этом всё время думает старый рыбак), он привозит к берегу только её скелет.

Казалось бы, герой должен быть унижен, сломлен своим поражением, зол на весь мир. Но нет! Старый рыбак - человек большого мужества - не отчаивает­ся: он уверен, что не сегодня, так завтра, собравшись с силами, снова уйдёт в море за большой рыбой и постарается одержать победу.

Это повествование, наверное, волнует так потому, что Хемингуэй очень точен и конкретен в описании жизни и борьбы старого рыбака. Спокойно, размеренно, избегая высоких слов, рассказывает писатель о всех деталях единоборства Сантьяго с огромной рыбой, передаёт его размышления о смысле человеческой жизни, о единении человека с природой, о том, что мы, люди, не хозяева природы, а её часть, и подвержены тем же законам, которым подчинены закаты, и восходы, и морская волна, и чудесная рыба, и саблезубые хищницы акулы.

Писателю веришь, потому что, любя своего героя, восхищаясь им, автор не стремится его приукрасить. Он, автор, убеждён, что такой человек, как Сантьяго, не нуждается в красивых словах: старый рыбак, обессиленный, с покраснев­шими от бессонницы глазами, с изъеденными солёной водой непослушными руками, с запёкшимся от жажды ртом, по-настоящему прекрасен и неустрашим, его ничто не может заставить сдаться, подчиниться злой воле судьбы.Образ этого конкретного простого человека-труженика вырастает до символа Человека, «большая рыба» - это символ большой цели, в которой заключён смысл человеческой жизни, а акулы воплощают хищническое, злое начало. В борьбе с этим злом Человек отстаивает своё право на самоуважение, на достойную жизнь.

Писатель не внушает нам, что это легко. Сила его героя в том, что, потерпев поражение, он не отчаивается, не теряет веры в себя и, что ещё важнее, продолжает верить в конечное торжество доброго начала.

Сантьяго собирается продолжать своё дело вместе с Мальчиком. Образ Маль­чики в повести очень важен: в нём воплощена вера в будущее, мысль о том, что человек не одинок в жизненной борьбе.

Да, Сантьяго преследуют неудачи. Символом невезения, преследующего ста­рика, становится парус его лодки, «весь в заплатах из мешковины», напоминаю­щий «знамя наголову разбитого полка». Но писатель, подчёркивая старость рыбака, замечает, что у него «весёлые глаза человека, который не сдаётся».

Незабываемо и описание поединка старика с большой рыбой, когда, до пре­дела напрягая силы, Сантьяго продолжает единоборство с нею, уверенный, что не отступит. «Рыба, - позвал он тихонько, - я с тобой не расстанусь, пока не умру».

Он убеждён: человек не для того создан, «чтобы терпеть поражения». Вот почему старик не остаётся в бездействии, когда на его рыбу нападают акулы. Хотя он стар и измождён, хотя руки его изранены, он продолжает бороться.

После того как ломается нож, привязанный к веслу, Сантьяго не удаётся спасти свою рыбу от хищных акул, но он принимает крушение своих надежд спокойно, с достоинством. «Кто же тебя победил, старик? - спросил он себя. - Никто, - ответил он. - Просто я слишком далеко ушёл в море».

В произведении нет трагической концовки. Измученный, обессиленный, но непобеждённый старик всё-таки добирается до порта.

И мы закрываем повесть с верой в творческие возможности человека, в неист­ребимую силу его жизнелюбия и стойкости.

Драма, разыгравшаяся в далёком море, не оставляет чувства безысходности и отчаяния. Пока человек жив, в нём не может умереть героическое начало, и в этом его величие. Перед стойкостью Сантьяго преклоняется Мальчик, преклоня­емся и мы, читатели. Огромное уважение вызывает этот человек, сражавшийся даже после того, когда понял, что борьба бесполезна. Многому научила его жизнь, но отступать он так и не научился.

Да, «человек - это звучит гордо!» - с такой мыслью закрываем мы незабываемую повесть - одну из самых прекрасных книг нашего столетия.

Другие сочинения по этому произведению

Человек и природа (по повести Э. Хемингуэя "Старик и море") Человек и природа (по рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море») (Первый вариант) Старик Сантьяго побежденный или победитель «Старик и море» - книга о человеке, который не сдается Анализ «Старик и море» Хемингуэя Главная тема романа Хемингуэя «Старик и море» Проблематика и жанровые особенности повести Э. Хемингуэя «Старик и море» Мужественный герой мужественного писателя (по повести Хемингуэя «Старик и море»)

Эрнест Хемингуэй написал «Старика и море» в 1951 году на Кубе. В 1952 году книга была опубликована под английским названием «The old Man and the Sea». Эта новелла стала не только самым известным, но и последним прижизненно опубликованным произведением Хемингуэя. За «Старика и море» в 1954 году Эрнест Хемингуэй был удостоен Нобелевской премии. "Читайте то, что я пишу, и не ищите ничего, кроме собственного удовольствия. А если вы еще что-нибудь найдете, это уж будет ваш вклад в прочитанное. Не было еще хорошей книги, которая возникла бы из заранее выдуманного символа, запеченного в книгу, как изюм в сладкую булку… Я попытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу, и настоящих акул. И, если мне это удалось сделать достаточно хорошо и правдиво, они, конечно, могут быть истолкованы по-разному" Э.Хемингуэй Исполняет Василий Ливанов Copyright © 1952 by Ernest Hemingway Copyright renewed © 1980 by Mary Hemingway © Перевод Е. Голышева, Б. Изакова ©&? ИП Воробьев В.А. 2013 ©&? ИД СОЮЗ 2013 Продюсер издания: Владимир Воробьёв

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Старик и море" Эрнест Миллер Хемингуэй бесплатно и без регистрации в формате fb2, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

В 1953 году за книгу "Старик и море" Хемингуэй получил Пулитцеровскую, а годом позже и Нобелевскую премии. В произведении автор описывает реальный случай, про который он написал в статье "На голубой воде" еще в 1936 году. Идея повести возникла уже тогда, но на тот момент писатель, хотя и был опытным рыбаком, решил, что прежде чем писать книгу ему необходимо досконально изучить все тонкости рыбной ловли.

За право публикации повести в журнале «Лайф» писатель получил 30 тысяч долларов. Подсчитано, что в произведении 27 тысяч слов. Критики считают, что в американской литературе это наиболее высоко оплаченное произведение - свыше 1 доллара за слово.

Изначально повесть планировалась как часть романа, который уже после смерти писателя был опубликован как "Острова в океане". Как утверждал сам Эрнест Хемингуэй "Старика и море" он был вынужден опубликовать, поскольку, влез в большие долги и находился на тот момент на грани банкротства.

Хемингуэй говорил, что книга могла бы содержать более 1000 страниц, и в ней он мог бы описать каждого жителя деревни, всё чем они живут и как зарабатывают, как рождаются и умирают, учатся и растят детей. Но задача была другой. Он постарался опустить все лишнее, чтобы передать свой опыт читателям, чтобы каждый человек прочитавший книгу почувствовал это частью своего опыта, и пережил это как бы на самом деле.

Главным героем повести является старый рыбак Сантьяго, который ежедневным тяжелым трудом должен зарабатывать себе на хлеб. Он беден и одинок, но, несмотря ни на что, на старости лет продолжает грезить об Африке, увиденной в юности и о львах выходящих к морю. Сантьяго в течении 84 дней выходит в море и возвращается без улова, в деревне его начинают называть невезучим. Только мальчик Маноло, тепло относящийся к старику продолжает верить в него и бескорыстно, бесплатно помогает ему. Сам старый рыбак также не утрачивает мужества, чувствуя, что его главная битва впереди. На 85-й день ему наконец улыбается удача, и ему удается поймать на крючок гигантского марлина. Марлин гораздо больше лодки старика и уносит ее в открытый океан. Чтобы победить марлина требуются все мужество и силы Сантьяго. Но мало поймать, рыбу, ее еще нужно доставить до берега, через море, кишащее акулами.

Основная идея в книге Хемингуэя Старик и море в том, что несмотря на поражение можно остаться непобежденным, сохранив силу духа и достоинство.

Читая Старик и море мы чувствуем - это не просто правдивый рассказ о том, как рыбачил однажды некий старик. Это повествование о человеческой гордости, о силе души простого рыбака, который в единоборстве с природой способен преодолеть свою физическую немощь, проявить необычайную, почти сверхчеловеческую выдержку и выносливость.

"Старик и море" Хемингуэя - реалистическое повествование о том, что пережил старый рыбак Сантьяго за несколько нелегких дней, проведенных в открытом море и переживания эти переданы как бы онлайн. И в то же время это романтическая поэма в прозе, отчасти похожая на притчу, содержащая элементы иносказания.

Успех повести был огромный, о ней спорили. Группа московских студентов даже обратилась через журнал "Иностранная литература" (1956, № 1) с открытым письмом к писателю с просьбой разъяснить некоторые моменты этой в чем-то оптимистической, в чем-то пессимистической вещи.

Об успехе у читателей "Старика и моря" Хемингуэй не без гордости сообщил в письме Адриане Иванчич, она сделала рисунок для обложки, который и был воспроизведен к радости писателя.

Голливуд предложил писателю принять участие в экранизации нашумевшей повести. Писатель требовал от съемочной группы предельной достоверности, и хотел, чтобы в съемках участвовал "третий персонаж" - рыба, причем не каучуковый муляж, а самая настоящая. Лишь в марте 1956 года после пятнадцати неудачных выходов в море удалось заснять процесс ловли огромной агухи весом в 2000 фунтов. Фильм был отснят, но Хемингуэю не понравился, знаменитый Спенсер Трейси в роли Сантьяго был, по его мнению не похож на старого рыбака. Публике напротив фильм пришелся по вкусу.



В отличие от демонстративного бунта молодежи против сытого комфорта, стандартизации и обывательского равнодушия современного мира к человеческой личности, творческая позиция тех, кого в 1950-е можно было назвать "отцами" американской литературы XX века, на первый взгляд, выглядела умеренной и уклончивой, на деле же оказывалась мудрой и взвешенной. Они писали книги, которые не являлись документами эпохи, но имели абсолютное значение и повествовали о вещах первозданных. Знаменательно появление в одно десятилетие двух разных, но одинаково глубоких повестей-притч о человеке и его жизни, созданных американскими литераторами старшего поколения. Это "Жемчужина" (1957) Дж. Стейнбека и "Старик и море" (1952) Э. Хемингуэя .

Повесть Хемингуэя "Старик и море", отмеченная Пулитцеровской премией, — одна из вершин американской и мировой словесности XX столетия. Книга двупланова. С одной стороны, это вполне реалистически-достоверный рассказ о том, как старый рыбак Сантьяго поймал огромную рыбу, как стая акул набросилась на эту рыбу, и старику не удалось отбить свою добычу, и на берег он привез только рыбий остов. Но за реалистической тканью повествования явственно проступает иное, обобщенное, эпически-сказочное начало. Оно ощутимо в намеренной гиперболизации ситуации и деталей: рыба слишком огромна, акул слишком много, от рыбы ничего не осталось — скелет обглодан начисто, старик один против целой стаи.

Еще более явственно это начало чувствуется в образе центрального героя: в манере старика очеловечивать природу, общаться с морем, чайками, рыбой. Этот неказистый с виду "бедный труженик" (типичный персонаж сказочного фольклора), с лицом и руками, изъеденными загаром и кожной болезнью, оказывается невероятно сильным физически и духовно. Он велик — как сказочный богатырь или герой древнего эпоса. Недаром, у старика молодые синие глаза, а по ночам ему снятся львы. Не случайно он ощущает себя частью природы, вселенной. Наличие второго обобщенно-сказочного плана подчеркивает универсальность, глубинность проблематики, придает книге поэтическую многозначность.

Критика по-разному истолковывала подспудный, иносказательный смысл повести — в узкобиографическом, христианском, экзистенциалистском духе. В ней видели то аллегорию творческого процесса, то аналогию евангельского сюжета восхождения Христа на Голгофу, то притчу о тщетности человеческих усилий и трагизме его существования. В каждом из этих толкований есть доля истины. Хемингуэй действительно вложил в образ старика Сантьяго много себя и до некоторой степени приоткрыл дверь в собственную творческую лабораторию.

В книге действительно имеются евангельские ассоциации, ибо Библия — источник, питающий всю американскую литературу, и обращение к ней не только усиливает поэтическое звучание произведения и укрупняет его масштаб, но и многое проясняет отечественному читателю, знакомому с ней с детства. И, наконец, "Старик и море" — это действительно притча. О человеке, о его сущности, о его месте на земле. Но, думается, не о тщетности человеческих усилий, а о неисчерпаемости его возможностей, о его стойкости и силе духа. "Человека можно уничтожить, но его нельзя победить", — кредо Хемингуэя.

Старик не чувствует себя побежденным: ему все-таки удалось поймать рыбу. Не случайно повесть заканчивается на мальчике. Манулино опять отпустят со стариком в море, и тогда усилия Сантьяго окажутся не напрасными — ни в практическом, ни в общечеловеческом плане, потому что мальчик — это и реальная помощь и продолжение дела жизни старого рыбака, возможность передать свой опыт.

Эта книга с ее универсальной проблематикой, казалось бы, никак не связана с тогдашней злобой дня. Описанное здесь могло произойти в любой стране — на любом морском или океанском побережье — и в любое время. Тем не менее появление ее именно в эту эпоху вполне закономерно. Она удивительно вписывается в тенденцию нонконформизма в американской литературе 50-х. Только молодые бунтари оперируют броскими фактами, а Хемингуэй — философскими категориями. Его небольшая повесть — это не протест против существующего миропорядка, а его философское отрицание.

Поэтизация физического труда, утверждение единства человека и природы, неповторимости личности "маленького человека", общее гуманистическое звучание, сложность замысла и отточенность формы — все это есть активное отрицание ценностей потребительской цивилизации, ответ Америке и предупреждение всему современному послевоенному миру.

Читайте также другие статьи раздела "Литература XX века. Традиции и эксперимент" :

Реализм. Модернизм. Постмодернизм

  • Америка 1920-30х: Зигмунд Фрейд, Гарлемский ренессанс, "Великий крах"

Мир человека после Первой мировой войны. Модернизм

  • Гарлемский ренессанс. Роман Тумера "Тростник". Творчество Ричарда Райта

Человек и общество второй половины столетия

Тахо-Годи М.А. Предисловие к повести «Старик и море» Э. Хемингуэя

Э. Хемингуэй «Старик и море» - Орджоникидзе: Ир, 1982.

Жизнь замечательного американского писателя Эрнеста Хемингуэя началась на стыке двух эпох - девятнадцатого и двадцатого веков. Он родился в 1899 году в маленьком городке Оук-Парк близ Чикаго. У отца будущего писателя доктора Хемингуэя был летний домик в лесах Северного Мичигана на берегу небольшого живописного озера. В своих первых, во многом автобиографических рассказах о Нике Адамсе, Хемингуэй скажет, что всегда был благодарен отцу "за две вещи: охоту и рыбную ловлю... Нужно, чтобы кто-нибудь подарил тебе или хоть дал на первое время ружье и научил с ним обращаться, нужно жить там, где водится рыба или дичь, чтобы узнать их повадки..." Дружба с детьми из индейских поселков, прогулки по дебрям: девственного леса навсегда привили ему любовь к природе, к вольной, полной опасностей походной жизни. Чуть не со школьной скамьи. Хемингуэй записался добровольцем в Американский Красный Крест и девятнадцатилетним юношей очутился на первой мировой, войны в Италии. В бою под огнем он получил 227 ран от осколков мины и чудом остался, жив. Испытания не сломили его мужественного и характера, но вызвали в нем горькое разочарование в войне, на которую он рвался, считая ее справедливой, и которая оказалась бессмысленной бойней ради интересов империалистических правительств. Все отвращение, всю ненависть к этой войне он выразил в романе "Прощай, оружие!" (1929 год), сделавшем его имя знаменитым.

В последующие годы он написал еще много книг, и еще много раз ему пришлось воевать. Он сражался в защиту республиканской Испании от франкистов в тридцать седьмом году, освобождал от фашистской оккупации Париж в сорок четвертом, поддерживал революцию на Кубе в пятьдесят девятом. Он всегда был на переднем крае борьбы.

Какой заманчивой должна казаться юному читателю такая жизнь: вылеты на военном самолете на фронт и погоня за немецкими подводными лодками на своем катере, охота на львов и испанская коррида, зеленые холмы Африки и снега Килиманджаро. Но это не только жизнь, полная событий и приключений, это жизнь труженика. Всегда, в походе и дома, с записной книжкой, в руке или за пишущей машинкой, требовательный к себе, борющийся со своими сомнениями и болезнями, - он искал и находил нужные слова, создавая свои произведения, постоянно и напряженно работал. Поэтому Хемингуэю были понятны и близки люди труда, он уважал и любил их.

Главная тема Хемингуэя - жизнь, которая имеет смысл только тогда, когда наполнена творческими поисками, любовью, борьбой за справедливое дело или преданностью своей работе. Жизнь ради "поганых денег", растрачиваемая на личные удовольствия без смысла и цели, всегда осуждается писателем. Жизнь должна быть деятельной и полезной людям. "Человек один не может", к такому выводу приходит один из героев Хемингуэя в тридцатые годы. "Человек может все победить", утверждает автор в повести "Старик и море ", написанной им в 1952 году.

Сюжет повести прост. Это эпизод из жизни бедного кубинского рыбака. Старик Сантьяго - "самый что ни есть невезучий", он "худ и изможден", у него плохие уловы, остальные рыбаки жалеют его. Но он не потерял интереса к жизни: читает газеты, в курсе спортивных новостей, болеет за игроков в бейсбол. Он простодушен и добр, он знает все о птицах и рыбах, об их повадках, о капризах и тайнах моря. Вот почему его очень любит и хочет с ним рыбачить, несмотря на недовольство родителей, мальчик Манолин. Мальчик глубоко предан одинокому старику, нежно заботится о нем. считает его лучшим рыбаком, мастером своего дела: "Я еще многому должен у тебя научиться, а ты можешь научить меня всему на свете".

У старика "все было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается". Всю жизнь он мечтал поймать большую рыбу и осуществил свою мечту тогда, когда у него уже почти не было на это сил. Плоды трудов ему не достались - он не смог привезти на берег свою добычу в целости. Жадные акулы наткнулись на гигантскую рыбу, привязанную стариком к лодке и, несмотря на все его сопротивление сожрали ее, оставив один "длинный белый позвоночник с огромным хвостом на конце". Старик не смог заработать денег, но он получает большее - внутреннее удовлетворение от того, что выполнил свою задачу. В битве человека с рыбой, в битве человека с силами природы, он, такой слабый, беспомощный и одинокий, побеждает. Он остается нищим и убогим, как был, и таким же жалким остается его жилище с глинобитным полом, и койка из голых досок, застланных газетами, - но он выстоял. Он выстоял благодаря силе воли, мужеству профессиональному мастерству, упорному стремлению к намеченной цели. Его жизнь наполнена смыслом, и недаром в конце повести старику снятся счастливые сны, он видит себя в юности, когда юнгой совершил путешествие в Африку. Ему снятся львы - не страшные и жестокие хищники, а свободные, вольные звери, весело играющие в зарослях на берегу теплого моря. Сантьяго уже не чувствует себя одиноким. Теперь в море вместе с ним будет снова выходить мальчик. Манолин охраняет его сон, он все понимает и всегда готов протянуть старику руку помощи.

На первый взгляд, в книге два героя, два настоящих человека большой души - Старик и Мальчик. Но автор не случайно назвал свое повествование "Старик и море". Море - еще один главный герой повести.

Море будничное, с которым рыбаки встречаются ежедневно, которое дает им средства к существованию. С ним связана их работа, тяжелый и изнуряющий физический труд; болезни, мозоли и раны на руках от сетей и канатов; глаза, слепнущие от солнца морских просторов.

Море загадочное, полное тайн и опасностей, удивительных богатств и страшных чудищ, выплывающих из глубин. Оно то ласкает лодку в штиль, то угрожает ей в бурю и шторм. Море, которое неразрывно связано с человеком, ибо вместе они - частицы единой и великой земной Природы.

Чтобы рассказать о единстве человека и природы, Хемингуэй находит новые слова и краски, новый стиль. Лаконичный, полный диалогов и намеков, обрывистых фраз и интонаций. Стиль раннего Хемингуэя сменяется здесь эпически плавным неторопливым повествованием с детальными описаниями, подробными картинами. Перед нами только несколько дней из жизни героя, но каждый миг ее значителен. Это суровая и правдивая книга. Она глубоко гуманистична. Писатель утверждает высокое достоинство простого маленького человека.

Повесть Хемингуэя получила мировое признание. В 1954 году она была отмечена высшей для писателя наградой, он стал лауреатом Нобелевской премии.

За год до смерти, в 1960 году, Хемингуэй закончил книгу "Праздник, который всегда с тобой". Он сам объяснял, что под "праздником" подразумевает Париж двадцатых годов, счастливых лет своей юности, когда жизнь его была связана с этим городом. Но, кажется, мы можем это название истолковать еще и в другом, символическом смысле. Книга Эрнеста Хемингуэя - воспоминание о начале пути, о том времени, когда неодолимая жажда творчества захватила писателя и не оставляла его более всю жизнь - он жил, пока мог писать. Это вечно живое творческое начало - тот праздник, который он нес в себе и который он доставляет теперь всем поколениям своих читателей. В частности, и тем, самым юным, которым повесть "Старик и море" открывает знакомство с миром большой и сложной литературы - литературы двадцатого века.

М.А. Тахо-годи, проф., доктор филол. наук.