Чем православное паломничество отличается от религиозного туризма? Виртуальное паломничество От иудейских традиций до православного паломничества.

Дата публикации или обновления 04.11.2017

  • К оглавлению: книга Свято-Иоанно-Богословский монастырь Рязанской епархии .
  • Коротко о паломничестве.

    Паломничество - это приобщение к тысячелетней традиции духовной жизни Церкви, наиболее полно запечатленной в истории многочисленных монастырей Святой Руси. Если паломничество совершается с покаянным чувством, с желанием духовного обновления, то пребывание в святой обители позволяет мирскому человеку вкусить, хотя бы в малой мере, благодатные плоды «иной» (отсюда - «иночество») жизни, посвященной Богу, ради которой созидались монастыри.

    Паломничество - хождение или путешествие к святым местам с четко определенными духовными целями.

    Среди традиционных устремлений при совершении паломничества нашими предками можно назвать следующие: совершение религиозного обряда в особенном месте или участие в таковом (молитва , причащение , исповедь , соборование), вознесение молитв во святом месте;

    поклонение святому месту, храму, мощам , чудотворным иконам ; паломничество в чаянии религиозного просвещения, духовного совершенствования, духовного подъема;

    паломничество в чаянии получения благодати, исцеления духовного и физического, получения совета (например, в Оптину пустынь ходили за советом к старцам);

    паломничество во исполнение обета или во искупление грехов;

    паломничество в чаянии обретения потомства, ради брака;

    паломничество во укрепление духа перед принятием важных решений, перед бракосочетанием, путешествием, перед битвой за Веру и Отечество.

    При совершении паломничества (в отличие от туристической поездки) нужно, чтобы была возможность помолиться, отстоять Литургию, причаститься у святыни без спешки и суеты. Нередко паломники говорят, что молитва у святыни дает ощущение особенного духовного единения молящихся, ощущение благодати, радости духовной. Молитвенный опыт, обретаемый паломниками в приобщении к посещаемым святыням, является элементом духовного возрастания.

    Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов говорит: «Цель паломничества в том, чтобы, соприкоснувшись с действительностью, которая имела место столетия и даже тысячелетия тому назад, найти лучшие условия для молитвы».

    «Если вы просто поехали разведать новый монастырь, то это не паломничество, пусть даже и едут верующие люди. Ведь паломничество часто связано с подготовкой к исповеди, к причащению, с посещением богослужений.

    Одно и то же путешествие может стать и паломничеством, и туризмом. Человек едет просто так, а глядишь, душу его и затронет! А можно поехать даже на Святую землю и не думать о молитве. Но если человек едет с тем, чтобы хотя бы несколько дней пожить по-христиански, тогда это уже паломничество. Это аскетика - от греческого „аскео", то есть „упражняюсь". Ведь, наверное, любой человек вам скажет, что самое трудное дело - это молиться».

    Паломничество изначально есть религиозный подвиг, подвиг аскезы. Человек оставлял свой надежный мир - дом, семью, деревню. Он становился «в путь шествующим» - беззащитным. Так было в мире, где закон нередко заканчивался на околице или у городских ворот, а в дороге часто действовал закон силы. Паломники шли в Иерусалим пешком, знали, что могут погибнуть, потому что пройти через мусульманские страны, не зная языка, - опасно. В Западной Европе в Средние века преступнику могли заменить суровый приговор на паломничество, в котором человек должен был преодолеть опасности, осознать греховность содеянного и вымолить прощение. В эпоху войн за Гроб Господень это было суровым испытанием.

    По своей духовной сути паломничество в некотором роде сродни монашеству. И там и здесь человек покидал дом и привычную жизнь, имея в виду душеспасительную цель . Паломник «ходит по стопам» Спасителя и Богоматери - такое стереотипное выражение широко использовалось в паломнических и агиографических текстах. Паломник, как и монах, должен был пройти между подстерегающими его соблазнами, каждый из которых способен уничтожить духовную пользу от паломничества .

    Паломничество - это труд, это факт биографии человека . Но между святыней и странником пролегает нелегкое испытание дорогой, полное трудов и лишений, терпения и скорбей, опасностей и невзгод. Здесь и преодоление собственных немощей и мирских искушений, стяжание смирения, испытание смирения, а подчас - испытание и очищение веры.

    В какой форме предпринять паломничество, каждый человек решает сам. Есть люди, предпочитающие ездить по святым местам самостоятельно . Духовная польза паломничества во многом зависит от обстоятельств жизни самого паломника, от состояния души, семейного положения, физических сил и других факторов. Кому-то хорошо пожить и потрудиться две-три недели в каком-то одном монастыре, а другим, наоборот, полезно отправиться в такое путешествие всей семьей, через два-три дня перемещаясь с места на место.

    Многие люди зрелого возраста приезжают с детьми. Все чаще среди паломников встречаются молодые люди , в том числе члены православных молодежных объединений.

    Если вы решитесь неделю-две пожить в монастыре и получите на то благословение наместника, в этом случае надо приложить усилия к тому, чтобы ваша личная жизнь срослась с монастырской жизнью. Надо стараться посещать все службы, выполнять послушания. Такое пребывание в обители позволяет войти в ритм, который даже в психологическом плане благотворно влияет на мирского человека, позволяет успокоиться и попытаться без суеты и каждодневных забот осмыслить свою жизнь. Ведь в монастыре особая обстановка, особая духовная атмосфера, которую за два-три дня толком не почувствуешь.

    Мера и глубина воцерковления людей различна, различно и понимание ими смысла и значения паломничества.

    Среди приезжающих часто встречаются те, кто недавно переступил порог храма. Порой встречаются люди совсем нецерковные, движимые в большей степени любопытством. Если человек совершает поездку только ради любопытства - это уже не паломничество.

    Но, принимая людей, в том числе и туристов, иночествующие несут послушание - они открывают для многих людей мир веры . Иногда именно туристы, а не паломники, оказываются самыми благодарными слушателями и воистину переживают потрясение от знакомства с тем миром Веры, к которому они приближались с такой опаской. Но, конечно же, благоговейному отношению к святыне, деликатному поведению на территории монастыря большинство современных людей нужно учить. Поэтому все-таки нужно напоминать о разнице между паломничеством и туризмом.

    По сравнению с туристической поездкой в поездке паломнической отсутствует развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен.

    Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая . При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые находят себе духовников.

    Паломничество играет важную общеобразовательную роль . Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы , произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов.

    Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до XVIII в. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России .

    Если у вас небольшой опыт паломнических поездок, то могут потребоваться советы по разным вопросам.

    Следует указать несколько важных моментов.

    Хорошо согласовать поездку с приходским священником, взяв у него благословение на это благое дело.

    Он может ответить на возникающие вопросы в связи с паломничеством новоначальных христиан. Обратиться за помощью можно также в паломнический центр Рязанской епархии .

    Не стоит включать в поездку большое количество посещаемых мест, чтобы не устраивать «скоростные гонки» с целью «приложиться ко всем ико-ночкам и святынькам» вместо благоговейного паломничества. В период поездки спланируйте время так, чтобы можно было не спеша помолиться у святынь, побывать на Богослужении, осмыслить пережитое.

    Конечно же, надо найти время для подготовки к паломничеству . Такая подготовка - дело сугубо индивидуальное. Некоторые паломники постятся в течение недели перед богомольем, отказываются на время паломничества от мясной и молочной пищи, от суеты и праздных разговоров. Многие считают необходимым отказаться от употребления сигарет, спиртного, косметики. В большинстве случаев люди осознают, что паломничество связано с молитвенными усилиями . Для некоторых участников паломнических поездок они ценны возможностью общения с единомышленниками, близкими по духу людьми, которого не хватает в обычной жизни, чтением и обсуждением духовной литературы, общением с братией, чувством единения в вере.

    Если ваша цель - получить духовное подкрепление, почувствовать благодать, таинственным образом соприкоснуться с ней, то для этого нужен молитвенный настрой . При этом очень важно, чтобы внутренний настрой человека, с которым он приходит к святыне, был искренним .

    Возрождению российского паломничества способствовал пример Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , который неоднократно посещал Святую землю и многие святые места как отечественного, так и вселенского Православия. Большое значение имели паломнические поездки В.В. Путина в его бытность Президентом РФ . Он первым в истории в качестве главы Российского государства посетил Иерусалим и Святую Гору Афон .

    Паломнические поездки помогают познать глубины Православия и его историю, способствуют воцерковлению и углублению веры, воспитывают человека в христианской традиции. Но особенно важно то, что путешествие к православным святыням способствует единению народа православного, связывая всех нас крепкими духовными узами с нашими славными предками, хранившими в чистоте Веру и Государство Российское .

    Паломник в общем смысле — человек, идущей святому для него месту. Можно назвать таковым и человека, возвращающегося, например, в свой родной город, на место рождения, но в основном смысле слова паломничество — это посещение святых мест, связанных с религией, которую исповедует паломник. Слово образовано от латинского «palma», напоминая о пальмовых ветвях, которыми люди встречали Господа Христа при Его Входе в Иерусалим незадолго до крестной смерти.
    Мы расскажем, куда проложены маршруты самых известных христианских паломничеств и с какими традициями они связаны.

    Израиль паломнический

    Главное паломничество во все века — это паломничество на Святую Землю, в Иерусалим, к местам земной жизни Христа. Большая часть паломничеств совершает на православную Пасху. В Великую Субботу здесь происходит чудом схождения Благодатного огня.
    Это поистине чудо, которого с верой и надеждой ожидают люди ежегодно. Значение его — самовоспламенение лампады на Гробе Господнем в присутствии Патриарха Константинопольского. К богослужению Великой Субботы готовятся заранее, однако никто не знает, в какой час снизойдет Благодатный Огонь. По преданию, в один год он не появится, и это будет означать наступление последних времен, Конца света.
    Каждый год с утра в Субботу Вселенский Патриарх со свитой клириков входит в храм Воскресения Христова и разоблачается до белого подрясника в его центре, у часовни Гроба Господня (Кувуклии), которая стоит над тем самым местом, где воскрес Христос, над Камнем Его Гроба. В храме гасятся все источники света — от лампад до паникадила. Патриарха по традиции, появившейся после турецкой власти в Иерусалиме, обыскивают на предмет наличия чего-либо, способствующего возгоранию Огня. Ризничий вносит в пещеру Кувуклии лампаду, которая ставится на середину Гроба Господня и тот самый факел из 33-х иерусалимских свечей. Как только входит туда Православный Патриарх в сопровождении Предстоятеля Армянской Церкви, пещеру с ними запечатывают воском. Богомольцы заполняют весь храм — здесь звучат слова молитв, идет исповедь грехов в ожидании схождения Огня. Обычно такое ожидания длится от нескольких минут до нескольких часов. Как только над Кувуклией появляются вспышки-молнии, означающие Схождение, над храмом звучит колокольный звон. Многие миллионы людей за века стали свидетелями этого чуда, ведь и сегодня ученые не могут объяснить ничем, кроме Божьей силы, вспышки молний в храме именно в Великую Субботу.

    Патриархи передают в окно часовни Иерусалимские свечи, и от них начинают зажигать свои факелы паломники и священники в храме. Опять же, от нескольких минут до часа Благодатный Огонь не обжигает и паломники черпают его руками, умывают лица. Огонь не зажигает ни волосы, ни брови, ни бороды. Весь Иерусалим пылает тысячами факелов свечей. Авиарейсами представители Поместных Церквей перевозят в особых лампадах Благодатный Огонь во все страны, где есть православные верующие люди.


    Паломничество в Бари к мощам Николая Чудотворца

    Святитель Николай Чудотворец всемирно известен и почитается всеми христианами. Жил он в IV веке, но и сегодня остается родным и любимым для многих людей, ведь он продолжает слышать наши молитвы, помогать обращающимся к нему, спасать от смерти, бедности, тоски и многих бед.
    Сразу после того, как он отошел ко Господу, его тело стало источать миро — чудесную жидкость, которая исходит только от чудотворных икон и святых мощей. Вскоре он был причислен к лику святых. Останки, тела святых называются святыми мощами.

    Мощи Николая Угодника находились в его родном городе, в церкви в его честь, а в 1087 году итальянские купцы из города Бари обманом забрали святые мощи и вывезли их в Италию. Здесь они находятся в беломраморном закрытом саркофаге в базилике в честь святителя Николая. Множество паломников со всего света приходит сюда ежедневно.

    Мощи постоянно источают миро, мироточат. Миро — ароматная чудесная жидкость, точного состава которой ученые по сей день не могут назвать. Миро источают чудотворные иконы и мощи некоторых особо благословленных Богом святых. Это вещество — благоуханное масло, и оно содержит эфирные масла неизвестных растений, словно неземных.


    Паломничество к мощам Спиридона Тримифунтского на Корфу

    Святитель Спиридон — второй чудотворец после Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. После долгих лет забвения в годы безбожия ХХ века россияне вновь молятся святителю Спиридону, и за последние десятилетия свидетельства о его чудесах множатся.

    Святителя Спиридона именуют чудотворцем, как и святителя Николая. Он считается одним из великих покровителей Греции, мощи его покоятся на острове Корфу. Во все века люди обращались к святителю и обретали помощь; в России ХХ века его имя было забыто, но сегодня почитание святителя вновь возрождается.

    Мощи Спиридона Тримифунтского находятся на острове Корфу и источают великие чудотворения. Они — знак того, что святитель ходит среди людей и помогает им: засвидетельствовано на протяжении веков, что башмачки Спиридона, надетые на святые мощи его, меняют ежегодно и подошвы их всегда истерты! Этот поразительный факт укрепляет в людях веру, что святитель незримо встает из гроба и сам ходит по миру, являясь людям и укрепляя их.

    Другие удивительные факты о мощах святого: тело святителя имеет постоянную температуру живого человека, чуть выше 36. Его волосы и ногти продолжают немного расти. А еще на протяжении веков много раз случалось, ключ не мог открыть замок на раке (гробе) с мощами. Тогда все становятся свидетелями: святой ходит по миру и помогает страдающим.


    Паломничество к святому Иакову — святому Жаку в Испании

    Мощи святого Иакова, брата Иоанна Богослова, особо почитаются в Испании. Он проповедовал в тех местах, пройдя винный путь от Иерусалима (именно поэтому он почитается как покровитель путешествующих и паломников). По преданию, после его убиения Иродом, тело его в лодке было вынесено на берег реки Улья. Сейчас здесь находится названный в честь него город Сантьяго-де-Компостела. В 813 году одному из испанских монахов было знамение Божие: звезда, своим светом показавшая место захоронения мощей Иакова. Название города, построенного на месте их обретения, переводится с испанского как «Место святого Иакова, обозначенное звездой».

    С Х века сюда начинается паломничество, которое к XI веку приобрело значимость второго по статусу паломничества после посещения Иерусалима. Древние традиции паломничества соблюдаются и сейчас: паломник должен достичь города пешком, идя на протяжении ста километров или крутя педали велосипеда на протяжении двухсот километров.

    Да хранит вас Бог!

    Паломничество (религия)

    История паломничества

    Хождение верующих к святым местам на поклонение известно ещё с глубокой древности. Центрами паломничества в древности были храмы Амона в египетских Фивах, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах и др.

    У христиан паломничество началось с 4 в. в Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя.

    Современное паломничество в России

    В настоящее время в России начинает возрождаться паломничество верующих в «святые места». Большую роль в этом играют действующие монастыри и церкви, организуя такие мероприятия. Появились паломнические службы, специализирующиеся на организации паломнических поездок по всему миру . Некоторые туристические компании также активно включились в этот процесс .

    По данным Русской духовной миссии в Иерусалиме, православные из России, Украины и Молдавии, которые приезжают в этот город совершить паломничество, составляют около половины духовных странников со всего мира .

    За пределами России русские богомольцы помимо Палестины посещают греческий Афон, итальянский город Бари, где покоятся мощи Николая Чудотворца, черногорскую столицу Цетинье, где находится десница Иоанна Крестителя и другие христианские святыни.

    Несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть паломничества с экскурсионным туризмом, внутренняя их суть весьма различается: в то время, как экскурсионный туризм имеет своей целью посещение интересных мест, паломничество предполагает предварительную духовную работу, «очищение души», перед посещением «святыни». Однако часто паломничество подменяется экскурсионным туризмом, когда людей просто проводят по «экскурсионным объектам», без предварительной внутренней, духовной, подготовки. Поэтому ещё весной 2003 года Межрелигиозный совет России внёс предложение в Госдуму РФ о разграничении понятий «паломничество» и «туризм» на правовом уровне .

    Значение паломничества

    Для поощрения паломничества составлялись многочисленные путеводители (итинерарии), многие из которых, как и описания самих паломничеств, стали впоследствии важными историческими источниками. Описания «хождений» в Святую Землю, составленные некоторыми паломниками, сыграли на Руси огромную роль в распространении легенд и апокрифической литературы.

    Религиозные мотивы часто являлись прикрытием торговых и захватнических целей. Например, паломничество сыграло значительную роль в подготовке крестовых походов. А среди паломников в Иерусалиме в средние века можно было встретить и дворян, искавших посвящения в рыцари у Гроба Господня; и политических и военных агентов королей; и авантюристов, искавших оккультических знаний на чудодейственном Востоке; и учёных исследователей ; и, наконец, купцов, посещавших Палестину с торговыми целями.

    Примечания

    7. [Паломническая служба "Ковчег"]

    8. [Паломническая служба "Монастыри России"]

    См. также

    • Места паломничества

    Ссылки

    • Шейнман М. М. Паломничество .
    • Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Паломничество // Энциклопедический словарь: расширенное описание истории паломничества, обширный список «паломнических» путеводителей прошлого.

    Паломничество - это прекрасно.

    Из всех возможных маршрутов, прежде всего, выделяется паломничество на Святую Землю. Там ты начинаешь совершенно по-другому читать Евангелие, находясь в местах, связанных с земной жизнью Спасителя, целиком погружаешься в размышления о том, как 2 тысячи лет назад всё происходило.

    Когда приезжаешь к какому-нибудь святому, например, в Троице-Сергиеву Лавру, у тебя происходит свой, личный контакт, своя встреча с преподобным Сергием или с другим святым, к кому ехал в гости. И если ты ему молишься, если свою душу ему доверяешь, то как когда-то он занимался со своими учениками или прихожанами, так - мы верим в это - начинает заниматься с тобой. И таинственным образом становится отчасти твоим духовником, молится за тебя, ходатайствует о тебе перед Богом. Эта молитва святого не может пройти бесследно и бесплодно для души человека.

    Горечь одного дня

    Еще один важный результат паломничества - это объединение его участников. А если паломничество от храма, то вместе собираются и взрослые прихожане, и ученики воскресной школы.

    Если говорить о поездке в монастырь, почувствовать его жизнь за день-два невозможно. Чтобы войти в жизнь обители, нужна хотя бы неделя. Потому что ураган, который я принес с собою из города, должен в моей душе улечься. Я должен успокоиться, чтобы войти в этот молитвенный ритм - в их время, в их труд, в их богослужения.

    За один день это не получится. И потому порой ощущаешь горечь: уезжаешь из монастыря и понимаешь, что поклонился святому, помолился у древней иконы, осмотрел красоту архитектуры, а настоящего плода не получил - такого, который нужен был твоей душе.

    Культурная эйфория

    В паломничестве есть и некоторые опасности. Во-первых, очень часто оно приводит душу в состояние некой эйфории, упоения. Причем не духовными открытиями, а культурными.

    Если вы попали в паломничество, например, в Италию, Грецию или в другие страны Европы, то и природа, и культурная действительность: взаимоотношения людей, чистота, дороги, вся инфраструктура - всё вместе действует так, что человеку кажется, будто его жизнь теперь будет другой. А потом он возвращается назад и понимает, что точно также раздражается на своих близких, кричит, плохо молится и всё в этом духе.

    Поэтому паломничество - это хорошо, но все равно это внешнее. Мою внутреннюю христианскую работу, которую я над собой должен совершать в течение всей жизни, за меня не сделает никто.

    Преподобный Сергий может мне помочь, что-то открыть, что-то указать. Бывает, приезжаешь и у мощей святого что-то понимаешь, решаешь какой-то свой духовный вопрос. Но все равно навык в молитве, в воздержании, преодолении страстей - это то, что приобретается только своим трудом. «Царствие Небесное нудится…» (Мф. 11:12).

    Потрудились?

    Паломничество может дать человеку ощущение, что он совершил некий труд, что-то заслужил, стал другим. Есть люди, которые без конца ездят в паломничество и утешаются этим как особым достижением. В этом вполне может скрываться обман и ошибка.

    Помню, как в старой доперестроечной Москве, где оставалось лишь около двадцати действующих храмов, существовал целый тип людей, которых так и называли: «Люба по приходам» или «Маня по приходам». Они ходили по архиерейским службам, по престольным праздникам или просто в разные храмы по очереди. Везде исповедовались и причащались. При этом не имели одного прихода и духовника, который мог бы им действительно помочь, знал бы их духовную жизнь.

    Часто это был достаточно сознательный подход: везде я плачу и каюсь, 30 лет хожу по приходам, а вот духовника у меня нету, поэтому правды-то мне никто и не скажет, все говорят только общие слова. А значит, ничего переделывать мне в себе не надо… И точно, ведь если придешь раз десять к одному священнику, да скажешь десять раз одно и то же, батюшка и среагирует: «Нет, брат, постой. Надо как-то с этим справляться, так нельзя…»

    Так же может быть и с паломничеством.

    Без халтуры

    Хотя, надо сказать, в любом внешнем делании и в любой христианской практике есть опасности.

    Все в детстве, наверное, играли в магнитики. Я помню эту игру: когда берешь два магнита, одинаковыми полюсами их друг ко другу подводишь, и они друг от друга отталкиваются. Таким образом, их никак нельзя соединить. Вот точно так же всеми возможными способами наш падший человек пытается убежать от настоящего углубленного христианского возделывания своей души.

    Так происходит у меня, так происходит у всех, кого я знаю. К сожалению, это наша падшая природа так действует - стремится заменить внутреннюю работу внешним. Таким внешним может быть чтение больших правил, работа в храме, паломничество - все что угодно.

    А Богу надо, чтобы мы каждый день Ему предстояли, хоть на какое-то время, но без халтуры, по-настоящему.

    P.S. Помню, в семинарии очень удивился, прочитав целое письмо святителя Григория Нисского, небольшой труд, почему он против паломничества в Иерусалим. Именно по той же причине…

    Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу [email protected].

    Христианское паломничество и современный туризм: история и современность паломничества.

    Современное слово «паломник» восходит к старорусскому «пальмовник», которое, в свою очередь, образовано от латинского palmarius («человек, держащий пальмовую ветвь»). Так первоначально называли богомольцев - участников крёстного хода в Святой Земле. Те, кто стремился встретить в Иерусалиме Светлое Христово Воскресение, приходили заранее, чтобы провести в Святом Городе и всю Страстную седмицу. А поскольку Страстной седмице предшествует праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется ещё Неделя ваий, или в русской православной традиции - Вербное воскресенье), и основным событием этого дня был крестный ход до стен Иерусалима, то паломники, принимавшие участие в этом шествии, несли пальмовые ветви. Такими же ветвями почти две тысячи лет назад встречали Христа жители Иерусалима. Как правило, помимо различных реликвий, богомольцы брали с собой домой на память и эти пальмовые ветви.

    Впоследствии паломниками стали называть богомольцев, путешествующих не только в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.

    Православное паломничество - истоки

    Христианская традиция паломничества имеет давнюю историю - в 10 веке она уже насчитывала не одно столетие. С самого начала существования Церкви жизнь верующих включала в себя посещение мест, связанных с жизнью Иисуса Христа, его Пречистой Матери, святых апостолов и мучеников. Эти места, бывшие объектами поклонения уже первых христиан, тоже вскоре стали называться святыми. В 325 году император Константин Великий издал указ о строительстве христианских храмов в святых местах: в Вифлееме - на месте рождения Спасителя, и в Иерусалиме - над пещерой Гроба Господня, а территорию Палестины он объявил Святой Землёй.

    Призывая своих верующих к совершению паломничества, Русская Православная Церковь с уважением относится и к туристам, посещающим христианские святыни. Церковь считает религиозный туризм важным средством духовного просвещения наших соотечественников.

    В результате этого к 4 веку в Иерусалим и Вифлеем стали стекаться для поклонения главным святыням христианства тысячи богомольцев, положивших начало массовому паломническому движению на Святую Землю. Иерусалим открыл всему миру свои святыни и вернул себе своё древнее название - до Константина, во времена языческих императоров, он назывался Элия-Капитолина. В сознании христиан всего мира Иерусалим стал Святым Городом, местом поклонения Христу.

    Богомольцы 4 века почитали и святые места, связанные с Ветхим Заветом, посещали места захоронения праведников древности, пророков, царей и библейских патриархов. Местное население стало буквально теряться в море паломников, которые не щадили ни сил, ни средств для увековечения памяти о земной жизни Иисуса Христа. В Палестине было построено великое множество храмов и монастырей, а для нужд странствующих богомольцев Церковь благословила строительство вдоль основных паломнических путей постоялых дворов, гостиниц, приютов, странноприимных домов и охраняемых колодцев.

    На 7 Вселенском Соборе, ознаменовавшем победу над ересью иконоборчества, было принято определение, согласно которому Богу подобает служение, а иконам следует воздавать поклонение. Это определение, имеющее характер церковного догмата, связано и с темой православного паломничества. Паломники в византийской церковной традиции называются «поклонниками» - то есть людьми, которые совершают путешествие с целью поклонения святыням.

    Поскольку определение Вселенского Собора не было принято на католическом Западе, возникла разница и в понимании паломничества внутри христианства. Во многих европейских языках паломничество определяется словом «пилигрим», которое в переводе на русский язык означает только «странник». Паломники в Католической Церкви совершают молитвы на святых местах, занимаются медитацией. Однако то поклонение святыням, которое существует в Православной Церкви, в католицизме отсутствует. Это же можно сказать и о протестантах. Поэтому традиции паломнических путешествий к святым местам и вообще сам термин «паломничество» в своём прямом значении относятся, прежде всего, к Православию.

    Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография


    Русское паломничество

    Русское православное паломничество ведёт своё начало с первых веков распространения христианства в Древней Руси, то есть ещё с 9-10 веков. Таким образом, ему уже более тысячи лет. Кстати, у слова «паломничество» есть синонимы: странничество, поклонничество, богомолье. Самыми ранними словами для обозначения паломничества и названия участника этого процесса служили слова «странничество» и «странник», встречавшиеся в творениях отцов Церкви, богословской и церковно-исторической литературе. Как правило, странник - это человек, который всю свою жизнь посвятил только хождению по святым местам, оставив другие занятия - в отличие от богомольца, отправляющегося в конкретное паломничество и после этого ведущего прежний образ жизни. А в конце 19 - начале 20 века, во время расцвета русского паломничества в Святую Землю, в России широко употреблялось слово «поклонник». Оно предельно ясно показывает смысл паломничества, который заключается именно в религиозном поклонении святым местам.

    Постепенно на Руси возникли и свои центры паломничества. Путешествие к ним всегда воспринималось как духовный и физический подвиг. Вот почему на поклонение часто отправлялись пешком. Собираясь в паломничество, православные христиане получают благословение на его совершение или у епархиального архиерея, или у своего духовного наставника.

    Благодарим за помощь в подготовке материала «Паломнический центр Московского Патриархата». В материале цитируются экспертные мнения заместителя председателя ОВЦС МП епископа Егорьевского Марка и генерального директора «Паломнического центра Московского Патриархата» Сергея Юрьевича Житенёва