Чередование гласных в корне все правила. Как пишутся корни слов с чередованием гласных: правило и примеры

Правописание корней с чередующимися гласными

Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.

I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.

II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.

1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.

2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.

3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.

Упражнение

1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг_ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл_ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл_ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

4. Все мое вн_ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб_ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)

5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк_ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р_ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

7. Я почтительно кланяюсь и, оп_ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум_ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome"a». (Лев Толстой. Отрочество.)

8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз_ рило конец этого возр_ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)

9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм_ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)

10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар_ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз_ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее "да". (Александр Грин. Алые паруса.)

11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, бл_ стит мокрой землею и зеленью и расст_ лается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны - осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.)

12. Мертвея, Лонгрен накл_ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)

13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств_ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р_ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап_ рли. (Лев Толстой. Отрочество.)

16. Она была улыбка, оз_ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р_ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)

18. И здесь р_ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей". (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп_ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп_ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)

20. В противоположном углу г_ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)

21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром_ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)

22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р_ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)

23. Толпа опять разр_ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)

24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг_ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)

25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр_ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)

26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл_ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск_ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск_ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к_ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг_ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)

31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол_ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр_ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

33. Из зар_ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з_ ри. (Александр Грин. Алые паруса.)

34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв_ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

35. Он не допускал даже возможности ср_ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал_ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)

37. З_ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут_ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)

39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр_ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик_ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск_ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг_ реть. (Лев Толстой. Война и мир.)

43. Ее доверие к старой Лизе р_ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм_ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция "Динамо"!» (В. Пелевин. Омон Ра.)

45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск_ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол_ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

47. А то ли еще будет, когда великолепные р_ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

48. Черные лайковые перчатки к_ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

49. Сейчас ск_ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)

50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл_ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Чередование а и о

1. В корне гар- - гор- под ударением пишется а, без ударения - о; зага́ р, уга́ р - загоре́ лый, угоре́ ть.

Исключения: вы́ гарки, и́ згарь, при́ гарь (специальные и диалектные слова).

2. В корне зар- - зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - а: за́ рево, зо́ рька - зарни́ ца, озаря́ ть.

Исключение: зорева́ ть.

3. В корне кас- - кос(н)- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях - а: касаться, касательная - коснуться, прикосновение.

4. В корне клан- - клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о: кла́ няться, покло́ н - поклони́ ться, поклоне́ ние.

5. В безударном корне лаг- - лож- перед г пишется а, перед ж - о: предлага́ ть, прилага́ тельное - предложи́ ть, обложе́ ние.

Исключение: по́ лог (семантически уже не связывается с корнем лаг- - лож-).

6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокну́ ть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.

7. В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: пла́ вать, плаву́ честь, поплаво́ к. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв- - в слове плывуны.

8. Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- - в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»; заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) - подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) - выровнен (сделан ровным).

9. В корне раст- - рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение - выросший, заросль, поросль.

Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть cm).

10. В безударном корне скак- - скоч- перед к пишется а, перед ч - о: подскака́ ть - подскочи́ ть.

Исключения: скачо́ к, скачу́ .

11. В корне твар- - твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о: тварь, тво́ рчество - твори́ ть, творе́ ц.

Исключение: у́ тварь (семантически уже не связывается с корнем твар- - твор-). В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного о: уговори́ ть - угова́ ривать, затро́ нуть - затра́ гивать, зарабо́ тать - зараба́ тывать.

Чередование е и и

12. В корнях бер- - бир-, дер- - дир-, мер- - мир-, пер- - пир-, тер- - тир-, блест- - блист-, жег- - жиг-, стел-- стил-, чет- - чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

Исключения: сочетать, сочетание.

Чередование а(я) и им , а(я) и ин

13. В корнях с чередованием а(я) - им, а(я) - ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-: сжать - сжимать, понять - понимать, начать - начинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.

Корни с чередованием - тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов. Не секрет, что наш язык - потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке. Потому-то и происходит путаница.

Чередование: что это такое

Корни с чередованием - это такие значимые части слова, где существует вариативность написания гласной либо согласной буквы. Зависит это от многих факторов: последующих букв, ударения, местоположения.

Как правило, явление чередования прослеживается при изменении формы слова: друг - дружба (вариативность согласных г/ж) или возить - везти (вариативность о/е). какие могут быть чередования в русском языке? Для начала поговорим о гласных.

  • о - ы - у: сохнуть - усыхать - сухой;
  • о - ы(и): бой - бить; вой - выть;
  • о - е - и: мор - умереть - умираю; ожог - жечь - выжигать;
  • о - а: рост - растить.

Нередки случаи, когда гласные "о" либо "е" чередуются с нулем звука. Такие звуки принято называть беглыми: день - дня; сон - о сне.

Разберем правописание корней с чередованием с учетом требований орфографической нормы.

Правописание зависит от ударения

Корней с чередованием, корректное написание которых зависит от ударения, четыре.

Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву "о". Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар - загорелый; угар - подгореть; разгореться - разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится. Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки . Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть - однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри. А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».

Также выбор в безударной позиции буквы "о" наблюдается и в корнях -твар-/-твор-: творец - тварь; сотворить, творение . Исключение - слово утварь .

Пишется "о" в безударном положении в корнях -клон-/-клан-: поклонение - кланяться; наклонился, уклонение . Под ударением следует употреблять ту букву, которая отчетливо слышится: склон, наклон .

Букву "а" следует писать в безударной позиции в двух корнях. Во-первых, -зар-/-зор-: зарница - зорька; заря - зори . Исключения - зоревать, зорянка .

Во-вторых, буква а пишется в безударном и ударном положении корня -плав-: плавает, плаванье, поплавок. "О" употребляется только в словах пловец, пловчиха , а слово плывун пишется вообще с "ы".

Правописание зависит от последующего согласного

От последующего согласного будут зависеть буквы "а" и "о", входящие в следующие корни с чередованием:

1. -Лаг-/-лож-: перед "г" следует писать "а", а перед "ж" употребляется "о": полагать, предлагать, слагаемое , но сложение, положить, предложить . Исключение - слово полог . С этим правилом связана одна из норм грамматики: слова с корнями -лаг-/-лож- никогда не употребляются без приставок. Предложение «Ложу тетрадь на парту» крайне некорректно. Правильнее будет сказать: «Кладу тетрадь на парту» либо «Положу тетрадь на парту».

2. Чередование -раст-/-ращ-/-рос-: "а" употребляется перед сочетанием с "т" или "щ"; перед "с" пишется "о": растить - выращивать - выросли ; возраст - сращение - заросли . Исключений здесь достаточно много: ростовщик, росток, отрасль, Ростов, Ростислав .

3. Чередование -скак-/-скоч-: перед "к" употребляется "а", перед "ч" необходимо писать "о": скакать - выскочка ; проскочить - проскакать . Есть в правиле исключения: скачок, скачу .

Правописание зависит от последующего гласного

Самые многочисленные корни с чередованием, написание которых зависит от последующего суффикса -а-. Это связано с тем, что данный суффикс исторически помогал создать форму несовершенного вида. Да и сейчас эта тенденция сохранена: собирать (несовершенный вид) и соберу (совершенный вид); втирать (несовершенный вид) - втереть (совершенный вид).

Правило достаточно простое: в корнях с чередованием "е - и" следует писать "и", если после корня наблюдается суффикс "а". Гораздо сложнее запомнить эти корни, а их немало:

  • -бер-/-бир-: заберу - забираю; переберу - перебираю; изберу - избираю;
  • -чет-/-чит-: вычет - вычитать; почет - почитать (здесь имеются исключения: сочетать, сочетание, чета);
  • -дер-/-дир-: выдернуть - выдирать; отдерешь - отдирать;
  • -стел-/-стил-: стелет - устилает; постелить - постилать;
  • -мер-/-мир-: вымереть - вымирать; умереть - умирать;
  • -жег-/-жиг-: обжечься - обжигать; зажечь - зажигать;
  • -тер-/-тир-: натереть - натирать; затереть - затирать;
  • -блест-/-блист-: заблестеть - блистать; блесна - блистательный;
  • -пер-/-пир-: отпереть - отпирать; запер - запирала.

Также от последующего суффикса -а- зависит гласная "а" в корнях -кас-/-кос-: касание - прикоснуться; касательная - коснуться .

Правописание зависит от лексического значения

Особую сложность представляют корни с чередованием гласных, где необходимо правильно растолковать значение слова.

Например, -мак-/-мок-: здесь следует обратить внимание на процесс. Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье . Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное .

Второе чередование: -равн-/-ровн. Необходимо обратить внимание на результат действия. В словах, которые говорят о выравнивании, делании одинаковым, следует писать -равн-: квадратное уравнение; сравнить по росту, держать равновесие . Если же имеется в виду процесс формирования ровной поверхности, в корне пишется буква "о": сровнять яму с землей ; выровнять асфальт ; разровнять грядки . У данного правила есть исключения: равнина, уровень, поравняться и все его производные, поровну .

Чередование согласных

Чередование согласных также имеет место в русском языке. Разберем примеры:

  • к - ч: рука - ручной;
  • х - ш: грех - грешный;
  • г - ж - з: друг - дружочек - друзья;
  • д - ж - жд: водить - вожатый - сопровождать;
  • б - бл: любовь - влюбленный;
  • п - пл: ослеп - ослепла;
  • в - вл: ловит - улавливает;
  • м - мл: кормить - кормлю.

Правило проверки безударных гласных ударением не распространяется на корни с чередующимися глас­ными. Написание чередующихся гласных в корнях слов - и; о - а; а, я - им, ин) регулируется особыми правилами.

I. Корни с чередованием е - и.

В корнях с чередующимися гласными е - и буква и пишется тогда, когда после корня идет суффикс -а-.

Например:

соберут - собирают

замереть - замирать

отпереть - отпирать

подстелить - подстилать

бле­стеть - блистать

выжечь - выжигать

На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а- (-я-) чередуются с -им-, -ин-. Сочетания -им-, -ин- пишутся тогда, когда после них идет суффикс -а-.

Например:

пожать пожимать

замять - за­минать

начать начинать

II. Корни с чередованием о - а.

1. В корнях лож- - лаг-, кос- - кас- пишется бук­ва а, если за корнем следует суффикс -а-.

Например:

положить полагать

коснуться касаться

2. В корнях клан- - клон-, твар - - твор- под уда­рением может быть и а, и о.

Например:

кланяться – поклон

тварь - творчество,

в безударном положении - толь­ко о.

Например:

склонение

наклонить

творец

затво­рить

Исключение: утварь

Буква о пишется в положении без ударения и в кор­не гар - - гор-.

Например:

загореть, загорать, загоре­лый

под ударением - а: гарь, загар

Исключе­ние: выгарки («остатки сгоревшего»)

3. В корне зор - - зар- в безударном положении пишется буква а.

Например:

зори - заря, озарять, озарение

Исключение: зорянка (птица)

4. В корне плав - - плов- пишется буква а.

Например:

пла­вать, плавучий, поплавок

Исключениясоставляют слова пловец, пловчиха, а также плывуны («насыщенный водою грунт»)

5. В корне раст-, ращ - - рос- в безударном положе­нии буква а пишется только перед согласными ст и щ, в остальных случаях пишется о .

Например:

возраст (но: вырос, выросла)

нарастание (но: наросли), нара­щение

Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав и производные от них слова, напри­мер: отраслевой, ростовский

6. В корне скак - - скоч- в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о - перед ч.

Например:

скакать вскочить

подскакать - подско­чить, выскочка

Исключения: скачок, скачу (I л. ед. ч.), скачи (повелительное наклонение)

7. Написание а и о в корнях мак- и мок- и равн- и

ровн- основано на различении смысла слов.

Корень мак- пишется в словах, имеющих значение. «погружать, опускать в жидкость»

Например:

макать (хлеб в молоко)

обмакнуть (перо в чернильницу)

Корень мок- пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость».

Например:

сапоги промокают

непромокаемый плащ

промокательная бумага

Корень равн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «равный, одинаковый, сход­ный».

Например:

равносторонний (треугольник), равно­значные (величины), сравнить, все равно, а также в сло­вах равнение, равняться (в строю), равняйсь, порав­няться, равнина

Корень ровн- преимущественно пишет­ся в словах, связанных по значению с «ровный» («глад­кий, прямой»).

Например:

ровнять (дорожки), подров­нять (клумбы), а также в словах уровень, ровня, ровес­ник, поровну.

Правописание звонких и глухих

Согласных

Звонкие согласные б, в, г, д, ж, з перед глухими согласными и на конце слова оглушаются.

Например:

ястреб

ястребки

бурав

буравчик

враг

склад

гараж

мороз

резкий и т.д.

Наоборот, глухие согласные л, ф, к, т, ш, с перед звонкими озвончаются.

Например:

косьба

молотьба

На письме оглушение и озвончение согласных, как правило, не отражается.

Чтобы не ошибиться в написании глухих и звонких согласных вкорне, словонадо изменить или подобрать родственное слово так, чтобы после этих звуков был гласный (или л , м, н, р),

Например:

ястреб - ястребы

мороз - морозы, морозный

косьба - косить

мог - могли, мок - мокли

Слово свадьба пишется с д (хотя сватать) , слово лестница - с буквой с (хотя лезть).

Для некоторых согласных подобрать проверочное слово нельзя, такие слова надо запоминать.

Например:

рюкзак

вокзал

анекдот

кув­шин

кафтан

Непроизносимые согласные

При произнесении некоторых слов с сочетаниями согласных может происходить выпадение звуков. Выпадающие при произнесении согласные называют непроизносимыми (областной, ненастный) .

Чтобы проверить правописание слов с непроизноси­мыми согласными (обычно это сочетания стн, стл, здн, лнц, рдц) , необходимо подобрать такое родственное сло­во, в котором этот согласный произносится.

Например:

областной - область

счастливый счастье

празд­ник - празден

солнце - солнечный

сердце - сердеч­ный

Нельзя вставлять лишних букв, которых нет в про­верочном слове.

Например:

вкусный (вкус)

словесный (словеса)

Запомните написание слов: чувство, блеснуть (хотя блестеть), ресницы, ровесник, сверстник (от старинного слова съвьрсть - одинаковый возраст), яства (ку- шанья, от старинного глагола ясти, прежний (от древ­нерусского слова переже - раньше).

Чередование гласных в корне

Вспомните правила правописания чередующихся гласных в корне. В корнях с чередующимися гласными выбор гласной может зависеть от наличия суффикса –а- , или от сочетания согласных в корне, или от ударения, или от лексического значения слова.

1. если после корня стоит суффикс –а- , то в корнях –бер-/бир-, -блест-/-блист-, дер-/-дир-, -жег-/-жиг-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -стел-/-стил-, -тер-/-тир-, -чет-/-чит- пишется –и- , а в корнях –кос-/-кас- пишется –а- .

Например: выберу/выбираю, блестевший/блистающий, выдернуть/выдирать, сжигать/сжечь, замереть/замирать, запереть/запирать, застелить/застилать, стереть/стирающий, почитание/почетный, коснуться/касаться.

Исключение составляют глагол сочетать и производные от него.

Этим же правилом следует руководствоваться и при написании таких слов, как отнимать, понимать, приминать ; если после корня следует – а-, то в корне пишется –им-, -ин-. Например: внимать, внимательный; приминать, приминающий.

2. в корнях –клон-/-клан-, -гор-/-гар-, -твор-/-твар- –о- ; а в корнях –зор-/-зар- в безударном положении пишется –а- .

Например: поклоняться, загорать, сотворить, заря, озаренный.

Исключение составляют слова: утварь, пригарь, изгарь, выгарки, зоревать.

3. в корнях -раст-, -ращ- /-рос- в безударном положении только перед –ст- или -щ- пишется –а- ; в остальных случаях пишется –о- .

Например: расти, выращенный, поросль.

Исключение составляют слова: росток (и производные от него – подростковый, на вырост и т.п.), ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль, отраслевой, отраслевик;

4. в корнях -лаг-/-лож- перед –г- пишется –а- , перед –ж- пишется –о- .

Например: полагать, положение, слагаемое.

Исключение: полог.

5. в корнях -скак-/-скоч- в безударном положении перед –к- пишется –а- , перед –ч- пишется –о- .

Например: скакать, подскочить, скакун.

Исключение составляют производные от глагола скакать – скачу, скачок, скачкообразный и т.п.

В зависимости от лексического значения чередуются корни -равн-/-ровн- и -мак- /-мок-.

6. корень –равн- образует слова со значением “равный, одинаковый, похожий, такой же, на одном уровне с кем-либо, чем-либо”. Например: поравняться, сравнение, равняйсь, приравнять, уравнение.

7. корень –ровн- образует слова со значением “ровный, прямой, гладкий, стройный, стабильный, постоянный”. Например: ровнять, выровняться, подровнять, уровень, заровнять.

Исключение: равнина.

8. корень –мак- образует слова со значением “макать, погружать в воду, опускать в жидкость”. Например: макать, обмакнуть, вымакать.

9. корень –мок- образует слова со значением “способный быть мокрым, впитывать либо пропускать жидкость”. Например: непромокаемый, промокнуть, вымокнуть.

10. обратите внимание на написание слов с корнем –плав- . Все слова со значением “плавать” пишутся с буквой -а- в корне.

Например: поплавок, плавучий, жук-плавунец, плавник.

Исключение составляют слово пловец и производные от него.