Электронный муниципалитет как форма гражданского общества. Электронный муниципалитет и электронное правительство: состояние и перспективы

Сегодня важно, чтобы муниципальное сообщество, органы местной власти, активные граждане на местах были включены в управленческие, технологические, информационные процессы, которые происходят в стране. Развитие информационного общества, информационных технологий и социальных сетей ведет к появлению новых форм политического участия. Все более востребованы инструменты работы с новыми социальными и электоральными группами - креативным классом, новыми горожанами и другими - и формирование соответствующего этим группам контента. Зарождающиеся электронные формы непосредственного осуществления самоуправления населением созвучны обозначенной президентом задаче формирования цифровой экономики.

В своем Послании Федеральному собранию 1 декабря 2016 года Владимир Путин поручил до 1 июня разработать и утвердить программу «Цифровая экономика» и запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического направления - «цифровой экономики». Пятого июля на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам глава государства подчеркнул, что цифровая экономика - это не отдельная отрасль, а, по сути, уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, бизнеса, социальной сферы, и сравнил задачу построения цифровой экономики по ее масштабам с задачей электрификации страны в двадцатом веке.

Одним из институтов цифровой экономики является государственное и муниципальное управление. На местном уровне мы вправе называть систему отношений в сфере муниципального управления термином «цифровой муниципалитет». Перед нами стоит задача формирования института цифрового муниципалитета. Составляющими этого института являются: физическая инфраструктура (сети, центры обработки данных и другое); системы управления жизненным циклом данных; управление безопасностью и рисками; инфраструктура пространственных данных (геосенсоры, сеть геостанций).

Какие характеристики имеет цифровой муниципалитет? Это предоставление муниципальных услуг в проактивном режиме (дистанционное взаимодействие с государством), в реальном времени и по экстерриториальному принципу; электронный документооборот; внедрение интегрированных цифровых платформ управления муниципальными топливно-энергетическими, водными и транспортными ресурсами; активное вовлечение жителей в управление развитием муниципалитета.

В рамках политики стратегического планирования перспективна реализация концепции «умного муниципалитета». В программе развития цифровой экономики предусмотрено создание «умных городов». Цифровые технологии в муниципальном управлении позволят вести оперативный и достоверный учет ресурсов; повысят надежность генерации и доставки топливно-энергетических ресурсов потребителям путем применения цифровых технологий мониторинга, диагностики и управления; повысят эффективность управления транспортными потоками и использования муниципальной транспортной инфраструктуры; повысят эффективность транспортного и градостроительного планирования. Важный аспект созд

О.Н. ВАНЕЕВ, кандидат юридических наук, советник Экспертно-правового управления Законодательного собрания Красноярского края Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение информации о деятельности указанных органов в сети Интернет. С 1 января 2010 г. перечень такой информации установлен законодательно. Информатизация деятельности органов местного самоуправления связана с созданием и функционированием официальных сайтов органов местного самоуправления.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 34.07: 352.075

Страницы в журнале: 59-62

О.Н. ВАНЕЕВ,

кандидат юридических наук, советник Экспертно-правового управления Законодательного собрания Красноярского края

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение информации о деятельности указанных органов в сети Интернет. С 1 января 2010 г. перечень такой информации установлен законодательно. Информатизация деятельности органов местного самоуправления связана с созданием и функционированием официальных сайтов органов местного самоуправления. Процесс информатизации деятельности органов местного самоуправления связан с понятием «электронный муниципалитет», определение которого приводится в статье.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, электронный муниципалитет, электронное правительство, информация, информатизация, сайт.

Electronic municipality: ways of communication between local government and population

One of ways of providing an access to the information about local authorities’ activities is putting this information on the Internet. Since January, 1 2010 the list of information about local authorities’ activities on the Internet is enacted. Informatization of local authorities’ activities is connected with creation and functioning of official websites of local self-government bodies. The process of informatization of local authorities’ activities is connected with the notion of electronic municipality. Its definition is given below in the article.

Keywords: local authorities, electronic municipality, information, informatization, website.

С 1 января 2010 г. наступил новый этап информационного взаимодействия органов местного самоуправления с населением, проживающим на территории муниципального образования. Это связано с вступлением в силу Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон). Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение информации о деятельности указанных органов в сети Интернет. То есть это связано с информатизацией деятельности органов местного самоуправления.

Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. На сегодняшний день в современном научном и правовом смысле процесс информатизации деятельности органов местного самоуправления связан с понятием «электронный муниципалитет». Данное явление получило внедрение на муниципальном уровне власти.

В Концепции информатизации управленческой деятельности администрации города и администраций районов города Перми до 2008 года, определении путей ее реализации, утвержденной постановлением администрации г. Перми от 26.10.2004 № 3160, закрепляется, что «электронный муниципалитет - социально ориентированный инструмент городского управления на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)».

В муниципальной программе «Электронный город Новый Уренгой на 2002-2010 годы», утвержденной постановлением мэра г. Новый Уренгой от 03.06.2002 № 162/1, под электронным муниципалитетом понимается «комплекс прикладных систем информатизации с использованием технологий электронного документооборота, экспертных и информационно-управляющих систем, распределенных баз данных и знаний, обеспечивающих эффективное решение задач местного самоуправления и взаимодействия с федеральными органами, хозяйствующими субъектами, социально-экономическими структурами и гражданами».

В долгосрочной целевой программе города Омска «“Электронный Омск” на 2010-2015 годы», утвержденной постановлением администрации г. Омска от 28.08.2009 № 696-п (в ред. от 21.10.2009), ставится задача создания системы «Электронный муниципалитет» - «комплекса программно-технических средств органов местного самоуправления города Омска, муниципальных предприятий и учреждений, обеспечивающего повышение эффективности системы муниципального управления и оказания муниципальных услуг гражданам и хозяйствующим субъектам, достоверное и оперативное информирование населения о деятельности органов местного самоуправления города, социально-экономических и общественно-политических процессах, протекающих в городе Омске, на основе применения ИКТ».

«Развитая информационно-коммуникационная система администрации города Томска позволяет ставить и решать качественно новые задачи, являющиеся актуальными для информационного общества XXI века в аспекте “электронного муниципалитета”», утверждается в Основных направлениях информатизации органов администрации муниципального образования «Город Томск» на 2008-2012 годы.

Разработка и реализация проекта «Электронный муниципалитет» предусмотрены в муниципальных актах городов Ухты, Бийска, Нижнего Новгорода, Волгограда, Новосибирска, Белгорода и др.

Информатизация деятельности органов местного самоуправления связана с созданием официальных сайтов органов местного самоуправления. Например, официальный сайт администрации г. Красноярска - муниципальная информационная система общего пользования, размещенная в сети Интернет, в состав которой (системы) входят информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности администрации города, подведомственных ей муниципальных предприятий и учреждений, необходимую гражданам и организациям для обеспечения их прав и законных интересов (в соответствии с постановлением администрации г. Красноярска от 04.07.2006 № 609 (в ред. от 05.02.2009)).

Данное определение имеет важное отличие от закрепленного позже в ст. 1 Закона определения официального сайта государственного органа или органа местного самоуправления. Обязательным элементом официального сайта органа местного самоуправления по Закону является электронный адрес, который включает доменное имя, права на которое принадлежат органу местного самоуправления. Официальный сайт администрации г. Красноярска размещен по электронному адресу www.admkrsk.ru, но в определении об официальном сайте отсутствует указание, что электронный адрес включает доменное имя, права на которое принадлежат администрации г. Красноярска.

Основными принципами функционирования официального сайта администрации Красноярска являются системность представления информации; интерактивность; открытость; объективность и точность.

Из 17 городских округов в Красноярском крае официальные сайты имеют 12:

Г. Ачинск (www.adm-achinsk.ru);

Г. Норильск (www.norilsk-city.ru);

Г. Красноярск (www.admkrsk.ru);

Г. Дивногорск (www.divnogorsk-adm.ru);

Г. Боготол (www.bogotolcity.ru);

Г. Енисейск (www.eniseisk.ru);

Г. Канск (www.kansk-adm.ru);

Г. Минусинск (www.minusinsk.info);

Г. Сосновоборск (www.sosnovoborsk.org);

Г. Шарыпово (gorodsharypovo.ru);

ЗАТО г. Железногорск (www.admk26.ru);

ЗАТО г. Зеленогорск (www.zeladmin.ru).

В соответствии со ст. 13 Закона информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая в сети Интернет, содержит:

1) общую информацию об органе местного самоуправления, в том числе его наименование и структуру, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб органа местного самоуправления; сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; сведения о руководителях органа местного самоуправления и его структурных подразделений; перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления; сведения о средствах массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления (при наличии);

2) информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе изданные им муниципальные правовые акты, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации; административные регламенты, стандарты муниципальных услуг; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению; порядок обжалования муниципальных правовых актов;

3) информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления;

4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности и иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

5) информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления в пределах своих полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления;

6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;

7) статистическую информацию о деятельности органа местного самоуправления, в том числе данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; сведения об использовании выделяемых бюджетных средств; сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности в местный бюджет;

8) информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления; перечень образовательных учреждений, подведомственных органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;

9) информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений и иных организаций, в том числе: порядок и время приема граждан и представителей организаций, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; фамилию, имя, отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема граждан и иных лиц, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; обзоры обращений граждан и иных лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

Состав информации, размещаемой органами местного самоуправления в сети Интернет, определяется соответствующими перечнями информации, которые утверждаются в порядке, определяемом самими этими органами.

Понятие «электронный муниципалитет» связано с понятием «электронное правительство», которое происходит от англоязычного electronic government и поэтому достаточно многозначно. Классической формулировкой является следующая: электронное правительство - это информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Функционально деятельность электронного правительства можно разделить на четыре составляющих: государство для государства (взаимодействие государственных органов); государство для граждан (предоставление государственных услуг для населения); государство для бизнеса (предоставление государственных услуг для хозяйствующих субъектов); государство для служащих (электронный документооборот). Общепринятые обозначения указанных видов взаимодействия таковы: G2G - государство для государства; G2C - государство для граждан; G2B - государство для бизнеса; G2E - государство для служащих.

Выделяют пять последовательных стадий развития электронного правительства:

1) начальное появление - развернуто онлайновое присутствие в сети Интернет органов власти;

2) расширенное присутствие - число сайтов органов власти постоянно увеличивается, а информация на них делается все более динамичной;

3) интерактивное взаимодействие - пользователям предоставляется возможность загружать типовые формы различных официальных документов, направлять обращения через электронную почту и взаимодействовать через сайт;

4) проведение транзакций - пользователи могут реально осуществлять различные сделки (транзакции) с органами власти в онлайновом режиме;

5) бесшовное взаимодействие - полная интеграция электронных услуг в пределах административных границ.

Под электронным муниципалитетом мы понимаем информационное взаимодействие органов местного самоуправления с населением и организациями с использованием информационно-коммуникационных технологий, основанное на принципах открытости, доступности и достоверности информации о деятельности органов местного самоуправления, свободы поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления законным способом, соблюдения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, прав организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности органов местного самоуправления.

Развитие информационного взаимодействия органов местного самоуправления с населением связано с распространением информационных киосков на территории муниципального образования. Информационный киоск администрации г. Красноярска рассматривается как элемент единой справочно-информационной системы администрации города, которая призвана обеспечить информационную открытость деятельности администрации города для субъектов жизнедеятельности города. Информационный киоск представляет собой программный комплекс, в состав которого входят программа с адаптированным для неквалифицированного пользователя web-интерфейсом и информационное наполнение. Информационный киоск размещается в терминальных устройствах, имеющих сенсорную панель. Практика г. Красноярска показала, что наиболее востребованы информационные киоски в платежных терминалах (хотя при этом перед органами местного самоуправления возникает вопрос о взаимодействии с собственниками данных терминалов).

Кроме получения справочной информации о деятельности администрации города и муниципальных учреждений, через информационные киоски можно записаться на прием к руководителям администрации города, написать обращение (жалобу), а также записаться на прием к врачу (пока только в две поликлиники).

Можно утверждать, что органы местного самоуправления в развитие информационного взаимодействия с населением переходят от этапа информационного присутствия к этапу интерактивного взаимодействия.

Библиография

1 См.: Попков Ю.С., Тищенко В.И. Виртуальные сообщества в структуре власти (методологические аспекты). - М., 2004.С. 63-64.

Поделитесь статьей с коллегами:

Программа представляет собой информационно-справочную систему для решения задач в органах государственной и муниципальной власти, оказывающих услуги населению и предназначена для повышения качества и доступности муниципальных услуг, предоставляемых гражданам и организациям, и способствует упрощению процедуры и сокращению сроков предоставления услуг; расширению возможностей самообслуживания, повышению технологической осведомленности и квалификации граждан и сокращению очередей.

Программа взаимодействует с большим количеством других автоматизированных систем и обеспечивает выполнение следующих функций:

  • просмотр и администрирование информации
  • осуществляет запись на прием, заполнение и отправку бланков документов
  • ведет статистику посещений
  • создает опросы
  • создает карточки обращений
  • позволяет узнать состояние прохождения своего обращения, заявки и исполнения поручений

Что такое «Электронный муниципалитет»?

«Электронный муниципалитет» - эффектное решение для реализации государственной программы «Информационное общество (2011-2020)»

Он позволяет:

  • Повысить качество, эффективность и доступность, предоставляемых гражданам и организациям, муниципальных и государственных услуг, упростить процедуры и сократить срок их оказания;
  • Сократить очереди;
  • Снизить воздействие фактора географического местоположения;
  • Сократить нагрузку на специалистов;
  • Предоставить гражданам возможность самообслуживания.

Электронные сервисы для граждан на вашем сайте или на инфокиоске

Онлайн-сервис проверки состояния обращений граждан. Используя возможности системы, гражданину не нужно звонить или приходить в организацию, чтобы узнать, на каком этапе находится его обращение. Пользователю достаточно зайти на сайт и ввести в специальную форму идентификационный номер обращения, после чего он получит информацию о том, на каком этапе рассмотрения находится его обращение.

Онлайн-сервис проверки состояния заявки. В режиме реально времени, реального доступа гражданин узнает, на каком этапе находится прохождение его заявки. Работают с ней или отклонили.

Информационно-справочная система

  • Полноценное веб-приложение.
  • настраиваемый интерфейс
  • раздел администрирования
  • создание опросов
  • интернет-приемная
  • электронная очередь
  • статистика, аналитика
  • отчеты для руководителя
  • правовая информация
  • личный кабинет

Система «Электронный муниципалитет» состоит из блоков:

Описание блоков:

Базовый блок «Информационно-справочная система муниципалитета» (терминал\сайт):

Базовый блок содержит 5 информационных кнопок. Базовый блок может отображаться в интернете и на информаионном сенсорном терминале.
Все содержимое наполняется с помощью блока администратора.

Возможности базового блока:
  • Просмотр состояния своего обращения
  • Просмотр состояния прохождения своего обращения
  • Узнать изменения сроков исполнения
  • Отображение результатов исполнения обращения, заявки

Просмотр информации по категориям

  • Автоматическое формирование документов, на основе заполненной информации
  • Просмотр графика приема, контактной информации
  • Запись на прием
  • Просмотр правовой информации
Сервис «Заполнение бланков» (для сайта):
  • Пользователь выбирает услугу
  • Выбирает документ для заполнения
  • Заполняет поля в специальной форме
  • Нажав на кнопку сформировать документ, на экране появляется уже заполненный документ
  • Документ можно сохранить, распечатать или отправить по почте

Пример полей для заполнения заявления (слева) и уже сформированного заявления(справа) на доставку товара в разделе услуг: Товары и услуги



Блок «Раздел администратора» (сайт):

Раздел администратора представляет собой систему внутреннего пользования для управления содержимым системы.


Возможности блока администратора:
  • Добавление информации об услугах
  • Изменение информации об услугах
  • Составление графиков приема и расписания записи на прием
  • Управление настройками системы
  • Создание документов для заполнения
Блок «Просмотр состояния прохождения документов пользователей»(терминал\сайт)

Данный блок дает возможность гражданам не выходя из дома узнать состояние прохождения своего обращения, заявки. Этот сервис делает работу муниципалитета "прозрачной" для граждан. Человеку достаточно зайти на сайт, ввести в специальную форму (Рис1.) штрих-код (идентификационный номер) и получить ответ (Рис2.) о состоянии прохождения своего документа

Совершенно очевидно, что внедрение новых информационных технологий уже меняет и в конечном итоге полностью преобразует современную модель экономического и социокультурного развития общества, а значит, и составной его части - населения территорий. Эта деятельность должна быть соотнесена с приоритетами в области развития местного самоуправления, на которые указал в своем Послании Президент Российской Федерации В.В. Путин, подчеркнув, что "без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти считаю невозможным".

Совершенно очевидно, что внедрение новых информационных технологий уже меняет и в конечном итоге полностью преобразует современную модель экономического и социокультурного развития общества, а значит, и составной его части - населения территорий. Эта деятельность должна быть соотнесена с приоритетами в области развития местного самоуправления, на которые указал в своем Послании Президент Российской Федерации В.В. Путин, подчеркнув, что "без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти считаю невозможным".

Правительство XXI века
Эффективное управление информационным обществом сможет осуществить "электронное правительство" - новая парадигма правительства XXI века, которое должно быть компактным, мобильным, легко доступным и подотчетным гражданам.
В период реформирования региональной экономики принципиально важным становится достижение опережающих темпов развития информатизации на местном уровне по сравнению с отраслями материального производства. И здесь ни в коем случае нельзя удовлетворяться "подстройкой" новых инструментов информатизации к решению сугубо традиционных задач. Так, например, важно осуществить переход от преимущественно расчетно-статистических задач к информационно-прогнозным; организовывать интегрированные территориальные системы и новые формы взаимоотношений с региональными и находящимися вне региона владельцами информации. Полноценно использовать резервы повышения эффективности системы территориального управления в результате его информатизации можно, если она будет задействована в реализации всех функций управления территорией: анализа и прогнозирования, принятия решений, организации их выполнения и контроля результатов.

Электронный муниципалитет как новая форма взаимоотношений
Особую актуальность данная деятельность приобретает в связи с появлением в мировой практике электронных муниципалитетов.
Термин "электронный муниципалитет" подразумевает создание социально ориентированных проектов на базе инфокоммуникационных технологий на территории муниципалитета с целью оказания населению различного рода услуг. Период становления и развития субъектов муниципального управления сопровождается значительным ростом информационных потоков, связанных с необходимостью получения и обмена достоверной информацией в реальном масштабе времени. По существу, задача повышения эффективности определяется в первую очередь возможностями качественного анализа полученной информации, последующей подготовки и принятия решения, а также контроля над его исполнением. Применение современных информационных и Интернет-технологий позволяет резко повысить качество, достоверность, конфиденциальность и скорость обработки информации, обеспечить доступ в режиме "on-line" к различным базам данных, делает возможным преобразование информации в любую документальную форму для последующего использования или хранения.
В некоторых исследованиях роль местного органа власти связывают лишь с переработкой информации (информационный подход) для снижения ошибок от агрегирования информации на следующих уровнях власти.
Однако информация и технология ее обработки являются важным ресурсом местной администрации. Более того, в период реформирования региональной экономики принципиально важным становится достижение опережающих темпов развития информатизации на региональном уровне по сравнению с отраслями материального производства. И здесь ни в коем случае нельзя удовлетворяться "подстройкой" новых инструментов информатизации к решению сугубо традиционных задач. Так, например, важно осуществить переход от преимущественно расчетно-статистических задач к информационно-прогнозным; организовывать интегрированные региональные системы и новые формы взаимоотношений с региональными и находящимися вне региона владельцами информации. Полноценно использовать резервы повышения эффективности системы территориального управления в результате его информатизации можно, если она будет задействована в реализации всех функций управления территорией: анализа и прогнозирования, принятия решений, организации их выполнения и контроля результатов.
Использование Интернет-технологий в муниципальном управлении предоставляет многочисленные возможности, основные из которых:
повышение конкурентного потенциала, инвестиционной привлекательности муниципального образования (МО), так как создается имидж прогрессивной администрации и положительный образ МО как места проживания и работы;
использование в работе МО технологий регионального и муниципального Интернет-маркетинга;
повышение качества отношений с жителями и организациями:
- сокращение времени на получение требуемой информации;
- обеспечение круглосуточного доступа;
- наличие выбора наиболее оптимального способа общения с муниципальными службам (реального или электронного) - создание альтернативы;
- конфиденциальность персональной информации;
- персонализация услуг;
- унификация формуляров документов различных служб с заполнением их в автоматическом режиме и рассылкой через Интернет в необходимые службы;
- возможность из любого места (дома, офиса) получить необходимую информацию, например, какая служба компетентна в решении конкретного вопроса, часы ее работы, перечень документов, которые следует иметь при себе, в каком статусе находится заявка (при электронном самообслуживании), почему происходят задержки, какие еще документы потребовались, кто отвечает за решение вопроса и пр.;
- реализация "цифровой" демократии, когда на сайте создается доска объявлений, проводятся чат-форумы, мини-референдумы и электронное голосование, обсуждаются острые вопросы (градостроительство, стратегические планы и проекты);
- сокращение штата муниципальных служащих, экономия бюджетных средств на обеспечение деятельности (фонд оплаты труда, канцелярские расходы и т.д.);
- формирование активной и сплоченной власти;
- инжиниринг структуры, то есть не только того, "что" делают местные власти, но того, "как" они это делают. Последнее связано с тем, что портал строится исходя из потребностей и функциональных аспектов задачи, а не из существующей структуры и уровней органов власти на территории, что может требовать кардинальной, революционной перестройки всей системы власти;
- фактор, обеспечивающий надлежащий темп распространения информационных технологий и информационной культуры;
- местная власть станет более доступной, а ее деятельность - более прозрачной с точки зрения процедур и функций, и подотчетной через электронную почту и публичные выступления в сети ее руководителей.

Информационное пространство - ключ решения проблем современности
Однако само по себе внедрение электронных муниципалитетов еще не дает должного эффекта. Ключом решения перечисленных проблем является создание единого интегрированного информационного пространства на территории региона, федерального округа и страны в целом.
В настоящее время в Российской Федерации начата реализация программы "Электронная Россия". На уровне Чувашской Республики создается Республиканская информационно-аналитическая система (РИАС). Средства на внедрение проекта предусмотрены Программой реформирования системы управления общественными финансами. Программа рассчитана на апробацию в пяти регионах России, прошедших конкурсный отбор в федеральном конкурсе, проведенном под эгидой Минфина России в начале этого года. Средства на реализацию Программы в Чувашии в размере $7,3 млн предоставляет в течение 2001-2002 гг. Фонд развития региональных финансов, формируемый из средств Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
В ходе осуществления проекта РИАС предполагается полностью модернизировать всю информационную инфраструктуру органов власти Чувашской Республики: построить современную коммуникационную сеть, оснастить органы местного самоуправления современными компьютерами, объединенными в сетевые комплексы, разработать и внедрить единую программную систему, а также целостную систему защиты информации.

Внедрение проекта РИАС в Чувашии
В районных и городских администрациях созданы и в настоящее время расширяются муниципальные системы. Главным принципом организации информационных потоков РИАС является актуализация и обработка информации на месте ее первичного получения от физических или юридических лиц силами специалистов органов власти, непосредственно задействованных в ее сборе. Формирование общереспубликанского банка данных осуществляется на основе объединения информации из этих первичных источников.
В настоящее время уже достигнута значительная оптимизация информационного обмена между органами государственной власти республики, проведена серьезная работа по типизации и стандартизации информационных потоков. Так, на сегодняшний день в 900 таблицах размещено более 12,5 тыс. показателей, из которых формируется банк данных. Проанализировано с целью унификации около 700 всевозможных отчетов. Все это в конечном итоге способствует снижению операционных потерь и издержек, не говоря уже о таком эффекте, как прямоесокращение расходов на информационное обеспечение (расход бумаги, затраты на копирование, почту, временные издержки, оплата командировок). Чистая стоимость общего эффекта от экономии бюджетных средств за период 2001-2009 гг., учитывая необходимые затраты на создание РИАС, составляет $3,4 млн. При расчетах мы принимали во внимание такие параметры, как: экономия средств при создании РИАС вместо развертывания отдельных вертикальных ведомственных систем; сокращение расходов, производимых на обеспечение взаимодействия между республиканскими и муниципальными органами; сокращение операционные ошибок.
Отмечая достигнутые Чувашией успехи в данной области, полпред Президента России в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко сказал: "Одной из главных и неотложных задач является сегодня формирование на территории Приволжского федерального округа и страны в целом единого информационного пространства. Опыт Чувашии по созданию на территории республики разветвленной системы Интернет-коммуникаций является примером для целого ряда других регионов. В единую сеть здесь объединены города и районы, уже сегодня дальние чувашские деревни получили доступ к мировым информационным ресурсам. Также важно, что органы государственной власти активно используют новые информационные технологии для должного информирования населения о своих действиях. Глубоко уверен в том, что опыт осуществления пилотного проекта по созданию модели "виртуального правительства" станет реальным импульсом для дальнейшего динамичного развития российского Интернета".

Чувашия - электронная столица Приволжского федерального округа
Министерство экономического развития РФ и непосредственные руководители программы "Электронная Россия" определили Приволжский федеральный округ как модельный при реализации этой программы. Чувашия же, как отметил С. Кириенко, является электронной столицей, как минимум, Приволжского федерального округа.
Наполнение программы конкретным содержанием уже началось: в регионах ПФО воплощается в жизнь масштабный информатизационный проект - "Электронный округ".
В ходе его реализации на территории округа будет создана единая информационная система, которая объединит органы власти регионов. Конечная цель проекта - эффективное государственное управление, прозрачность работы государственной власти и разрушение монополии чиновников на информацию.
Прежде чем приступить к формированию концепции проекта, члены рабочей группы провели инвентаризацию в федеральных органах власти Приволжского округа. В 330 обследованных объектах насчитали около 20 тыс. компьютеров, более 230 локальных сетей. Почти две трети федеральных структур округа подключены к Интернету, то есть становится очевидным, что уровень оснащенности чиновников компьютерами и средствами коммуникации гораздо выше, чем уровень их грамотного применения. Порой в кабинетах стоят мощнейшие машины, которые используются только как текстовые редакторы. В работе с информационными технологиями федеральным чиновникам недостает опыта и воли, а не средств и возможностей.

Проект "Электронный округ"
Внедрение проекта "Электронный округ" условно разделили на два этапа. Первый - построение инфраструктуры и создание базовых информационных систем и ресурсов при минимальных затратах. Все общение будет проходить посредством электронной почты, видеоконференций и других доступных средств. Рабочая группа "Электронного округа" планирует объединить сайты всех главных федеральных инспекторов Приволжского округа и территориальных органов власти в рамках единого Интернет-портала, где можно будет найти любую оперативную и справочную информацию об округе. Портал призван стать своеобразной "единой точкой входа" в "Электронный округ".
На второй стадии разработчики проекта стандартизируют процессы информационного взаимодействия органов власти между собой, бизнесом и гражданами. Сейчас в рамках РИАС создается единый Интранет-портал органов власти www.e-chuvashia.ru, посредством которого государственные и муниципальные служащие смогли бы получать персонифицированный доступ к информационным системам, автоматизирующим и повышающим эффективность их работы. Важнейшим результатом здесь также явилось бы упрощение и унификация обмена информацией между органами власти, предприятиями и гражданами, улучшение взаимодействия и информированности общества и власти. Через e-chuvashia.ru государственные органы будут предоставлять открытые и стандартизированные услуги (сбор отчетности, выдача лицензий, коммерческие базы данных и каталоги, системы электронной коммерции).

РИАС как базис "электронных муниципалитетов"
Таким образом, в целом развитие РИАС обеспечит:
создание массива реквизитов участников системы с указанием основных характеристик направлений деятельности, хозяйственно-экономических, производственных, информационных и иных возможностей и потребностей, позволяющего осуществить автоматический поиск потенциального партнера по заданным критериям реквизитов или производственно-хозяйственным потребностям;
создание актуального текстового и графического массива хозяйственно-экономического, производственного, финансового и информационного спроса и предложений. Указанный массив данных формируется участниками системы с использованием встроенных в систему классификаторов и рубрикаторов данных;
получение выборки из массива данных по интересующей рубрике (сегменту рынка, продукции или услуге) в реальном времени, позволяющей осуществлять маркетинговые исследования полного цикла, включая ценообразование на иных рынках;
возможность оперативно управлять своими предложениями, данными, рекламой, размещенными в системе (дополнять их, изменять, снимать), а также автоматически формировать собственные массивы актуальной информации по интересующим рубрикам.
Главный эффект от создания РИАС как базиса "электронных муниципалитетов" в Чувашии заключается в том, что информационные системы всех уровней власти, включая и местное самоуправление, интегрируются в единое информационное пространство, объединяющее информацию из различных источников в единое хранилище данных и позволяющее выявить взаимосвязи и тенденции социально-экономических процессов, дать прогноз их развития, от чего на порядок возрастает эффективность деятельности органов власти в решении экономических, социальных и административных вопросов.

Говоря об электронных муниципалитетах, необходимо отметить, что приоритетными направлениями их развития с социально-экономической точки зрения являются:
. Информационная система социальной защиты населения, то есть развертывание единой информационной системы по жилищным субсидиям, ориентированной на безбумажную технологию. Такая система включает информационные сети в отделах социальной защиты и жилищно-коммунального хозяйства, пунктах приема населения.
Сейчас в Чувашской Республике осуществлена разработка плана внедрения адресной социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Чувашия, успешно выдержав отборочный конкурс, включена в число 9 регионов России, где в экспериментальном порядке будет апробирован новый порядок выделения субсидий с использованием системы персонифицированных социальных счетов граждан. Если сегодня малоимущим гражданам субсидии предоставляются множеством различных организаций (службы ЖКХ, администрации городов и районов и т.д.), то впредь весь этот процесс будет координировать Минсоцполитики ЧР через отделы социальной защиты населения в районах и городах, а все причитающиеся выплаты будут начисляться на специальные счета. Это позволит достичь максимальной прозрачности расходования бюджетных средств, предоставления адресной помощи непосредственно гражданам, а также упрощению системы расчетов. Ведь не секрет, что пока очень много средств уходит на содержание дополнительного бухгалтерского персонала в структуре ЖКХ, тогда как эти деньги можно было бы направить на содержание и ремонт самих объектов жилищно-коммунального хозяйства. На первом этапе новая система будет внедряться в двух городах - Новочебоксарске и Шумерле.
Оптимальным является ее развитие на основе регистра населения муниципального образования в составе единого Государственного регистра населения. Учитывая базовый характер регистра, принципы его построения желательно закрепить на уровне федерального отраслевого стандарта.
2. Городской (районный) кадастр. Речь идет о построении единой обзорной базовой модели территории для решения кадастровых задач. В рамках этого направления возможно решить задачи эксплуатации автоматизированной системы ведения земельного кадастра.
При этом необходимо отметить, что в рекомендациях Третьего международного Форума "Россия в электронном мире" решено считать главными приоритетами построения электронной России создание интегрированных кадастров и регистров на основе общефедеральных стандартов при обеспечении их равной доступности для представителей всех ветвей власти (с должным уровнем безопасности и защиты персональных данных), а также внедрение электронного документооборота в органах власти на основе общефедерального стандарта.
3. Управление муниципальной недвижимостью.
4. Управление муниципальными финансами. Как вариант возможно образование муниципального казначейства и введение технологии автоматизированного контроля платежей из средств местного бюджета.
Отчетность бюджетных учреждений, и без того не очень простая, по мере перехода к казначейской системе управления муниципальными финансами будет только усложняться. И все больше руководителей администраций районов и городов от осознания роли IT в процессе управления приходят к выводу о необходимости их скорейшего практического применения.
В централизованной системе бюджетного финансирования сбор бюджетных заявок, формирование бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств, распределение сумм финансирования по получателям средств происходит на рабочих местах единой системы, установленных у распорядителей средств местного бюджета. Присланные на дискетах, по электронной почте, введенные через абонентские пункты или напрямую в централизованную базу данных через Интернет отчеты получателей средств местного бюджета по исполнению сметы расходов автоматически приводятся в вид, приемлемый для анализа профильными отделами администрации. Создание канала связи, соединяющего систему бюджетного финансирования с системой казначейства, позволит ускорить корректировку сумм ассигнований и лимитов, давая администрации большую свободу маневра. Из общих трудностей, возникающих в процессе паспортизации муниципальных образований (как первой стадии создания информационной системы), можно выделить установление предела детализации информации, а также взаимодействие со структурами, отвечающими за ее сбор. Статистические органы, аккумулирующие информацию за счет средств бюджета, весьма неохотно делятся ею даже с органами власти.
5. Введение информационной системы для обеспечения проведения конкурсов и закупок товаров, работ (услуг) для муниципальных нужд.
6. Нормативно-правовое и документационное обеспечение управления. Оно включает в себя задачи автоматизации делопроизводства и документооборота, контроля исполнения решений, информатизации кадровой и архивной службы и т.д.
7. Информационная связь с населением - оперативное информирование населения о деятельности муниципалитета. Также на принципиально новый уровень выходят способы взаимодействия власти и бизнеса, власти и общества. Открытость, подконтрольность, эффективность - вот основные характеристики этих складывающихся в условиях новой реальности взаимоотношений.

Победы Ижевска
Работа по созданию электронных муниципалитетов ведется во многих городах Российской Федерации, например в Перми, Ижевске, Таганроге и т.д. Так, например, в рамках Третьего международного Форума "Россия в электронном мире" администрация г. Ижевска стала победителем конкурса "Электронные муниципалитеты России" и обладателем диплома в номинации "Комплексный интегрированный проект крупного города" за городскую целевую программу "Среднесрочная программа развития муниципальной информатики как отрасли городского хозяйства г. Ижевска на 2002-2006 гг.". Программа предлагает основные направления работы по созданию и использованию муниципальной информационно-транспортной сети (как одной из прочих инженерных сетей города). Она соответствует основным положениям Федеральной целевой программы "Электронная Россия" и республиканской программы "Электронная Удмуртия", хотя разработана и принята была несколько раньше этих программ. Вторая номинация, принесшая Ижевску диплом конкурса "Электронные технологии в медицине", - за проект "Создание единой компьютерной системы - мониторинга здоровья населения города Ижевска Удмуртской Республики". Основные цели программы - создание постоянно пополняемой базы данных с информацией о заболеваемости, смертности, рождаемости и других параметрах здоровья населения Ижевска; разработка мероприятий по нейтрализации факторов, вредных для здоровья населения.

Проблемы ждут решения
Следует отметить общие проблемы, которые возникают при создании электронных муниципалитетов, это: недостаточное развитие и высокая стоимость каналов передачи данных, несовместимость форматов и протоколов информационного обмена, отсутствие экономических механизмов и правовых норм взаимодействия субъектов муниципалитета в едином информационном пространстве, дефицит материально-технических средств, низкий уровень подготовки специалистов и пользователей.Поэтому на федеральном уровне необходимо решить следующие проблемы:
согласование основных направлений бюджетных расходов на информатизацию органов местного самоуправления;
объединение всех федеральных целевых программ в области высоких технологий, информатизации, развития телекоммуникаций, оказания электронных услуг населению и бизнесу под единым руководством на высшем государственном уровне;
привлечение специалистов из муниципалитетов к определению приоритетов построения электронной России;
стандартизация в области систем "электронного правительства" и роль органов местного самоуправления в данном процессе;
инвентаризация выполненных проектов и имеющихся систем силами экспертного сообщества. Создание банка "модельных" информационных систем;
привлечение опыта и ресурсов национального бизнеса к построению электронной России. Стимулирование инициатив компаний, направленных на ускорение темпов компьютеризации, роста количества пользователей Интернета в регионах и городах России;
необходимость ускоренных изменений в законодательстве, стимулирующих внедрение электронных технологий, а также повышающих уголовную ответственность за преступления в сфере высоких технологий.
Для эффективного решения возникших задач, в частности, необходима корреляция исполнения федеральных целевых программ "Электронная Россия" и "Государственная поддержка развития муниципальных образований, а также создание условий для реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления".
Основной задачей процесса внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу муниципального управления является повышение эффективности работы местных администраций. Без этого невозможно обеспечить реализацию конституционных прав граждан на доступ к информации и предоставление государством эффективных и удобных в использовании услуг гражданам. Причем работа по данным направлениям должна сопровождаться комплексом институциональных мероприятий, предусматривающих обеспечение координации деятельности органов власти в области информатизации, разработки и внедрения типовых требований к эффективности государственных и муниципальных расходов в области информатизации.