История о том, как Ан-Ну’ман стал Абу Ханифой. Имам Абу Ханифа – лидер ученых Ислама

Ислам, Имам Абу Ханифа, биография ученногоИмам Азам выполнил важнейшую миссию распространения исламских знаний. Он был избран Аллахом для того, чтобы после ухода Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) Ислам сохранился без искажений.
Абу Ханифа жил в очень неспокойное время - в эпоху возвышения Аббасидов и падения Омейядов. Тогда город Куфа был крупным научным центром, где жили представители многих религий и некоторых исламских течений, которые сошли с правильного пути.
Город стал ареной столкновений различных взглядов и мнений. Идейные разногласия лишали людей покоя. Поэтому требовался человек, обладавший духовным авторитетом, способный показать разницу между истиной и заблуждением, и вывести жителей города на правильный путь.
Абу Ханифа смог противостоять давлению и влиянию греческой философии, иудаизма, буддизма, а также искажённым направлениям Ислама. Имам Азам помогал разрешать многие вопросы, волновавшие мусульман, - о вероучении и богослужении. Он разъяснял, как производить операции купли-продажи согласно шариату, вести домашнее хозяйство, налаживать взаимоотношения, как избавиться от страданий и неопределённости в жизни.
При разрешении вопросов Абу Ханифа обращался к аятам: он очень хорошо знал Коран и тафсир. Если имам не находил ответа, то прибегал к хадисам. Абу Ханифа был признанным знатоком хадисов, однако передал их мало, ссылаясь на слова Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Того, кто припишет не принадлежащее мне слово, ждёт страшное наказание в аду». Если ответа не было и в хадисах, то Абу Ханифа апеллировал к иджма - единодушному мнению авторитетных религиозных деятелей. В самую последнюю очередь он обращался к кыясу - аналогии с описанной в Коране ситуацией.
Абу Ханифа выносил решение путём умозаключения, сопоставляя данный случай с уже известными аналогичными. В общей сложности он разрешил более 500 тысяч вопросов. Имам Азам заботился о людях и стремился облегчить им жизнь, чувствуя ответственность за всю мусульманскую умму.
День Абу Ханифы делился на две части. Утренний намаз имам читал в мечети и до обеда отвечал на вопросы верующих. После обеденного намаза и короткого сна, кайлула, он давал уроки. Прочитав ночной намаз, имам немного отдыхал, а затем снова шёл в мечеть и находился там до утренней молитвы.
Имам Азам воспитал более 4000 учеников. 730 из них достигли наивысших степеней знания, а 40 стали муджтахидами - алимами, которым дано право выносить самостоятельные суждения, фетвы, опираясь на Коран и Сунну. Имам Шафии, ученик имама Мухаммада, который получал знания у Абу Ханифы, говорил: «Все живущие по фикху люди - дети Абу Ханифы».
Широкое распространение получили мысли имама о пути приверженцев Сунны Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Один учёный как-то отметил: если бы у пророков Мусы и Исы (алейхимуссалям) был такой последователь, как имам Азам, то эти религии не были бы искажены. Многие алимы сходились во мнении, что в хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, говорится и об Абу Ханифе: «Даже если бы вера находилась у Плеяд, то и тогда люди обрели бы её, или человек из сыновей Фариса вернул бы её обратно».
Имаму Азаму сулили большие государственные посты так же, как Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) испуганные мекканские богачи предлагали много денег и земные титулы. Хасан аль-Басри говорил: «Не отвечай на приглашение властелина, даже если он позвал тебя прочитать суру из Корана. Ты обязательно уйдёшь от него худшим, чем пришёл». Абу Ханифа всякий раз отказывался от подобных предложений, поэтому его сажали в тюрьму и подвергали пыткам. Однажды имам сказал правителю Куфы, который продолжал настаивать и угрожал: «Разреши мне посоветоваться». Получив разрешение, он отправился в Мекку, где пробыл около 6 лет.
В 150 году Хиджры (767 н.э) аббасидский халиф Абу Джафар Мансур приказал имаму Азаму возглавить высший судебный орган. Абу Ханифа выразил сомнение в том, что сможет быть достойным этого поста.
- Ты лжёшь, что не сможешь быть судьёй, - заявил правитель.
- Если я лгу, то не смогу выносить справедливые решения, а если не обманываю, то не стать мне судьёй и подавно, - ответил имам.
Халиф Мансур посылал ему подарки, но имам не принимал их. Абу Ханифа говорил, что это имущество государства, а значит, и всех мусульман, на которое он не имеет никакого права. Имам был брошен в тюрьму, где подвергся жестоким пыткам и безропотно принял смерть за веру. Он завещал ученикам похоронить его тело на земле, к которой халиф не имел бы отношения. Могила Абу Ханифы находится в Багдаде…
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) своей жизнью, поступками, верой в Единого Аллаха и искренним исполнением Его повелений оставил людям формулу достижения истинного успеха и счастья в обоих мирах. Задача мусульман - суметь достойно следовать этому высочайшему примеру. С этой точки зрения жизнь имама Азама Абу Ханифы была действительно успешной. Аллах наделил его неординарным умом и знаниями, с помощью которых он помогал людям обрести истину. Создатель даровал ему богатство, которое Абу Ханифа расходовал во славу Всевышнего. Аллах определил ему 70 лет жизни, и он отдал её на Пути Ислама. Более половины современных мусульман во всём мире считают себя последователями Абу Ханифы.

Мазхаб в переводе с арабского языка означает «путь», а в юридическом смысле – юридическая «школа» шариатского права в исламе. К настоящему времени среди мусульман-суннитов распространение получили четыре мазхаба: ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Но первоначально в исламе никаких мазхабов (юридических школ) не было. Они начали складываться в VII−XII веках, когда стало бурно развиваться исламское право.

Дело в том, что халифат (государство, основанное пророком Мухаммадом (мир ему!) стремительно расширялся, в его орбиту втягивались новые страны, культуры и цивилизации. Это было время расцвета науки, экономики. Требовалось решать новые проблемы − от бытовых до философских, политических, экономических. Необходимы были новые подходы к применению норм ислама.

Самым первым в суннизме появился Ханафитский мазхаб. Название эта правовая школа получила в честь своего основателя − имама Абу Ханифы, перса по национальности. Абу Ханифа − самый известный и признанный среди всех мусульман мира имам.

Ханафитский мазхаб отличается толерантностью, гибкостью, особенно в торговых, финансово- экономических отношениях, а также в гражданском и уголовно-процессуальном праве. Имам Абу Ханифа избрал такой метод: дискуссировать и обсуждать все вопросы в кругу многочисленных учеников. Он обозначал проблему. Каждый ученик предлагал решение и аргументировал его. Все предложения протоколировались. Из них Абу Ханифа выбирал самое оптимальное. Сам имам Абу Ханифа был еще и торговцем тканями, что тоже наложило отпечаток на развитие этой правовой школы как самой рациональной.

Ханафитская правовая школа суннизма получила распространение в основном среди неарабских народов, и сегодня последователями этой школы являются мусульмане-сунниты Турции, Пакистана, Ирака, части Сирии, Афганистана, Северной Индии, Синь-Цзяна. На территории бывшего СССР приверженцы ханафитского мазхаба − мусульмане части Кавказа (Карачаево- Черкессии, Кабардино-Балкарии), Крыма, Поволжья, Урала, Сибири (то есть практически всей России), а также всей Центральной Азии. Территория современного Кыргызстана в эпоху распространения этой школы входила в различные тюркские союзы, поэтому кыргызы тоже стали ханафитами.

Имам Абу Ханифа

Настоящее имя основателя ханафитской школы, Абу Ханифы, − Нуман ибн Сабит. Хотя среди верующих мусульман всего мира он больше известен как имам Абу Ханифа, или аль-Имам аль-Азам» («Величайший из имамов»). Абу Ханифа родился в 699 году в городе Куфа (Ирак) в семье богатого торговца шелком. Его дед принял ислам во времена халифа Умара ибн аль-Хаттаба.

В городе Куфе Абу Ханифа получил общее и богословское образование. Среди его учителей были и сподвижники пророка Мухаммада (мир ему!). Так, в 16 лет Абу Ханифа вместе с отцом совершил хадж и посетил могилу пророка (мир ему!) в городе Медине. Там он увидел Абдуллу ибн аль-Хариса (одного из сподвижников пророка) и услышал от него слова (хадис) пророка Мухаммада (мир ему!). Поэтому Абу Ханифу считают одним из табиин (поколение мусульман, заставших сподвижников пророка Мухаммада (мир ему!).

Когда Абу Ханифе было 22 года, он стал учеником иракского богослова казы (судьи) Хаммада ибн Абу Сулеймана, в кружке которого провел 18 лет, вплоть до смерти учителя, а затем сам возглавлял этот кружок в течение десяти лет, считаясь самым авторитетным имамом-правоведом Ирака. После утверждения у власти Аббасидов он вернулся в Ирак, где продолжал жизнь торговца и ученого. Халиф аль- Мансур предложил Абу Ханифу занять высокую должность верховного казы (судьи) в новой столице − Багдаде, но Абу Ханифа отказался. Его отказ привел в неистовство аль-Мансура. В отместку халиф приказал заточить его в тюрьму и высечь, несмотря на его возраст и высочайший авторитет. Вскоре после этого, в 767 году, аль-Имам аль-Азам умер в тюрьме.

Ханафитская правовая школа, как уже говорилось, распространена в основном в неарабских странах и по праву считается самой толерантной и рациональной. На это есть свои причины.

Утверждение о рациональности ханафитской школы основано на географической специфике Ирака, отдаленностью от родины ислама – Мекки и Медины, где проживала основная часть носителей хадисов. В Ираке в те времена сложилась целая система в обращении к разуму, логике как единственно возможному в новых условиях источнику знания. Поэтому ученых-правоведов городов Куфы и Багдада часто называли «ахль рай», а, например, ученых города Медины − «ахль хадис». Так, имам Малик ибн Анас (маликитская правовая школа) имел возможность часто общаться с жителями Медины, которые были носителями хадисов от пророка (мир ему!). У Абу Ханифы такой возможности не было, и он часто прибегал, помимо Корана и сунны, к разуму и логике, исходя из целей ислама и его духа.

На толерантность ханафитского мазхаба повлияло и то, что Абу Ханифа разработал известное положение учения об имане (вере), то есть признании вторичности действий (амаль) по отношению к словесному признанию веры (аль-икрар би-ль-лисан) и подтверждению сердцем (ат-тасдик би-ль-кальб).

Абу Ханифа и его ученики рассматривают словесное признание, например, когда человек говорит, что верит в Аллаха и не отрицает Творца, подтверждение сердцем своей веры в Аллаха и в остальные столпы веры, в ангелов, пророков, книги, судный день, жизнь после смерти, ад и рай, предначертание судьбы, достаточным основанием для того, чтобы считать человека верующим мусульманином. И если мусульманин совершает разные грехи – то он все равно считается мусульманином, хоть и грешным, испорченным (фасик). Это важнейшее положение ханафитской школы является ключевым с точки зрения обоснования толерантности и рациональности этой школы.

Эта позиция в ханафизме оказалась очень важной, так как сегодня не многие мусульмане соблюдают все положенные религиозно-обрядовые предписания для верующих мусульман. По представлениям ханафитов, милость Всевышнего охватывает всех, кто заявил о своем исламе и принял религию в своем сердце, даже будучи грешником или не выполняющим обязательные предписания ислама. И каждый такой мусульманин имеет право на принадлежность к всемирной умме − общине пророка Мухаммада (мир ему!).

Ведь Абу Ханифе довелось выносить свои правовые решения в «эпоху перемен». Это было время смены династий, сопровождавшейся разрушительной гражданской войной, многочисленными оппозиционными движениями, смутой. Так, в начале 740-х годов произошло вооруженное выступление против власти Омейядов, затем в 740−750-х годах движение Аббасидов пришло к власти путем переворота. Начинались времена мятежей, хаоса и насилия. Это повлияло и на идеологию, и на методы правовых решений Абу Ханифы, превратив в итоге его школу в самую толерантную и мягкую, где во главу угла ставилась неприкосновенность человеческой жизни, его свобода.

Положение о вере ханафитской школы появилось как раз в то время, когда в халифате получила распространение сектантская радикальная группа, которая обвиняла других мусульман в неверии. Эту группу назвали хариджитами. Хариджиты появились как третья группа во время спора о власти и раскола мусульман на суннитов и шиитов. Хариджиты (мн. хаваридж, вышедшие с оружием в руках против власти халифа) − сектантская, террористическая группа, обвиняла в неверии других мусульман за большие и малые грехи, хариджиты схожи с современными такфиритами. Пуританство в сочетании с религиозной риторикой позволило им найти отклик в нижних социальных слоях современного им общества. Беспощадные к своим оппонентам-врагам, хариджиты провозгласили идею религиозного убийства – истирад. По их учению, каждый мусульманин-«великогрешник» признавался неверным (кафиром), ставился вне закона и подлежал убиению. На практике же «великогрешниками» в глазах хариджитов становились их политические оппоненты, любой, кто не примкнул к их течению. При этом хариджиты обвинили в неверии (куфре) и суннитов и шиитов. Нападали, грабили и убивали с именем ислама своих единоверцев. Началась фитна (смута) и раскол уммы (общины мусульман). И сегодня, в XXI веке, мы наблюдаем в Сирии и Ираке раскол, смуту и похожие сектантские вооруженные группировки, обвиняющие других мусульман в неверии (такфир). Такие группы сегодня называют такфиритами (обвиняющими других верующих в неверии, дающими разрешение убивать и грабить мусульман), они, как и хариджиты, являются радикальной сектой, переходящей в терроризм.

Абу Ханифа лично сталкивался с сектантами в 745 году, когда в город Куфу вторглась группа хариджитов. Противостояние сектантам было для Абу Ханифы первостепенным. Чтобы противостоять им, Абу Ханифа начал работать над идеей «ирджа» (оставления разногласий на суд Всевышнего). Это повлияло на снижение разногласий и исключило возможность взаимных обвинений в неверии (такфир) между мусульманами.

Считается, что Абу Ханифа первым применил методы исследования правовых вопросов таким образом, что стало возможным сближение разработок исламских правоведов с требованиями повседневной жизни и реалий современности. Ведь Абу Ханифа и его ближайшие последователи разработали методику использования разных инструментов и методик, основанных на разуме, суждении по аналогии (кияс), а также использования норм обычая (урф, адат) как одного из источников шариата.

Данный принцип позволял местным жителям сохранять свои национальные доисламские традиции. Кстати, народные обычаи, не противоречащие основам ислама, признаются в ханафитском мазхабе одним из вспомогательных источников исламского права. Это и есть та причина, по которой ханафитский мазхаб считается самым гибким и терпимым к разным обычаям, традициям и культурам. Эта школа быстро распространилась среди воинственных кочевников Золотой Орды, Средней Азии, Османских тюрков и империи Великих Моголов. Не поглощая и не «арабизируя» национальные культуры и обычаи, ханафитская школа включила их в источники своего права.

Одним из первых мазхабов, сло­жившихся в мусульманском мире, было религиозно-правовое учение имама Абу Ханифы ан-Ну‘ мана бин Сабита . Он родился в иракском городе Куфа в 699 г. Его дед был родом из Афганиста­на и принял Ислам, а его отец встречался с праведным халифом Али бин Абу Талибом, и тот помолился за него и его потомков.

Абу Ханифа вырос в родном городе и в детстве был свиде­телем приезда туда Анаса бин Малика. В тот период в Куфе жил другой славный сподвижник Абдуллах бин Абу Авфа.

Абу Ханифа обучался у величайших богословов своего вре­мени и прославился не толь­ко своими глубокими познаниями, но и прекрасным нравом. О его милосердии, терпении и благочестии рассказывали мно­гие его современники. Он не любил говорить понапрасну и час­то предавался размышлениям, но вместе с тем был приветли­вым и дружелюбным человеком.

Несмотря на большую известность, он сам обеспечивал свою семью, занимаясь торговлей, и не искал возможности приблизиться к правителям. Своим аскетизмом Абу Ханифа подал прекрас­ный пример многим поколениям учёных и праведников. Когда наместник Куфы предложил ему должность судьи, он отказал­ся заниматься государственными делами, опасаясь ответствен­ности и искушения земными благами, и даже наказание плетью не заставило его изменить своё решение.

Прекрасное знание Корана, арабского языка и решений, кото­рые выносили его предшественники, позволили Абу Ханифе до­стичь больших высот в богословии. Опираясь на аяты Корана и хадисы Пророка, он успешно разрешал спорные проблемы. Отсутствие всеобъемлющих сборников хадисов в тот период побу­дило его совершенствовать метод суждения по аналогии (кыяс). Он же впервые ввёл в практику метод исправления решений, получивший название истихсан.

Абу Ханифа был выдающимся представителем школы сто­ронников умозаключений (асхаб ар-рай). Разработанные им ре­лигиозно-правовые принципы были развиты в трудах его учени­ков, среди которых наибольшую известность получили имамы Абу Юсуф (731-798) и Мухаммад аш-Шейбани (749-804). Абу Ханифа скончался в Багдаде в 767 г., оставив после себя ряд важных теологических трактатов, сборник хадисов «Муснад» и известный труд «Аль-Фикх аль-акбар». Множество мусульман посещают его могилу и получают баракат.

Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, был очень набожным, отрешенным от мирского (захид) , познавшим Бога (‘ариф) , богобоязненным и желающим знанием своим служить Аллаху.

О его набожности можно узнать из того, что передано от Ибн аль-Мубарака, который рассказывал: «Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, обладал благочестием и мужской доблестью и совершал много молитв (салат) ». Хаммад ибн Абу Сулайман поведал, что Абу Ханифа проводил всю ночь в молитвах. В другом рассказе говорится, что он в молитвах проводил половину ночи и что однажды, когда он шел по дороге, на него указал какой-то проходивший человек, сказав при этом кому-то другому: «Это тот самый, который всю ночь проводит в молитвах». И после этого Абу Ханифа всегда проводил всю ночь в молитвах. Он говорил: «Мне будет стыдно перед Аллахом оттого, что мне могут приписывать из поклонения Ему то, чего у меня нет».

Что касается его отрешения от мирского, то передают со слов ар-Раби‘а ибн ‘Асима, который рассказал: «Язид ибн ‘Умар ибн Хубайра отправил меня с поручением, и я пришел с Абу Ханифой. Язид хотел, чтобы Абу Ханифа стал распорядителем казны, но он отказался и был подвергнут наказанию двадцатью ударами кнутом. Посмотри же, как он избегал брать в руки власть и перенес наказание!» Аль-Хакам ибн Хишам ас-Сакафи поведал: «В Сирии мне рассказали об Абу Ханифе, что он был одним из самых честных людей и что султан пожелал, чтобы тот или взялся быть распорядителем его казны, или получил кнутом по спине, и Абу Ханифа предпочел для себя земное наказание, чем наказание от Всевышнего Аллаха». Передают, что об Абу Ханифе отозвались нелестно при Ибн аль-Мубараке, и тот сказал: «Вы поносите человека, которому предлагали весь земной мир без остатка, а он бежал от него».

И передают со слов Мухаммада ибн Шуджа‘ в передаче через некоторых сподвижников Абу Ханифы, что Абу Ханифе сказали: «Повелитель правоверных халиф Абу Джа‘фар аль-Мансур повелел дать тебе в награду десять тысяч дирхемов». Но Абу Ханифа не согласился принять это. Мухаммад ибн Шуджа‘ продолжил: «В день, когда ожидалось, что будут ему присланы деньги, он помолился утром, потом окутал себя с головы до ног накидкой и перестал разговаривать. Пришел посланник от халифа аль-Хасан ибн Кахтаба с деньгами, вошел к нему, а тот не разговаривал с ним. Один из присутствующих сказал аль-Хасану: “Он и с нами говорит только отдельными словами”, то есть таков его обычай. И аль-Хасан велел: “Положите деньги в этот мешочек в углу дома”. После этого Абу Ханифа сделал завещание относительно своего имущества и сказал своему сыну: “Если я умру, то после того, как вы похороните меня, возьми этот кошель и ступай с ним к аль-Хасану ибн Кахтабе и скажи ему: «Возьми свой вклад, что оставил на хранение Абу Ханифе»”. Его сын в последствии говорил: “Я сделал так. И аль-Хасан сказал: «Да смилуется Аллах над твоим отцом, он был скрупулезен в своей религии”».

Рассказывают, что Абу Ханифе предложили должность верховного судьи Багдада, а он сказал: «Я не гожусь для этого». Его спросили: «Почему?» Он ответил: «Если я правдив в своем утверждении о своей непригодности, то не пригожусь для этой должности, а если лжив в этом утверждении, то лжец не вправе отправлять судейство».

Что касается его знаний о пути к будущей жизни и способах исполнения религиозных предписаний, его познания Аллаха, то на это указывает его сильная богобоязненность, его набожность и отрешение от мирского в земном мире. Ибн Джурайдж сказал: «Мне рассказали об этом вашем куфийце, Абу Ханифе ан-Ну‘мане ибн Сабите, что он очень боится Всевышнего». А Шурайк ан-Наха‘и говорил: «Абу Ханифа был очень молчаливым, всегда погруженным в размышления о величии Аллаха и немногословным с людьми». И это – самые очевидные признаки, указующие на обладание тайным, сокровенным знанием и на занятие самыми важными и необходимыми делами религии, ведь тот, кому даровано молчание и отрешение от мирского, тому и даровано все знание.

На сегодняшний день последователи этого мазхаба составляют около половины всего мусульманского населения земли. Он распространён в Тур­ции и Ираке, Сирии и Ливане, Афганистане и Пакистане, Индии и Китае, Албании и Боснии. Большинство мусульман России, за исключением дагестанских, чеченских и ингушских, также придерживаются этого мазхаба.

1. Абу Ханифа как учёный, его труды и вероубеждение (акыда)

А. Биография

Имам Азам Абу Ханифа (рахимахуЛлах) родился в 80 х./699 г. в Куфе. Его собственное имя Нуман ибн Сабит. Существуют утверждения, что он был тюрком, персом или афганцем. Наибольшее доверие вызывают предания, согласно которым его дед Зута был правителем пограничной области провинции Кабула . Когда во времена омейядов эта провинция была завоевана, семье Зуты были предоставлены гарантии безопасности, и их взяли под свое покровительство рода Таймуллы ибн Саляба из племени бану Бакира ибн Ваиля. Как сообщает его внук Исмаил, отец Абу Ханифы Сабит виделся с Али ибн Абу Талибом и удостоился его молитвы (дуа) . Сабит был богатым купцом. До того, как заняться изучением наук, Абу Ханифа какое-то время, как и его отец, занимался торговлей – он продавал ткани.

Абу Ханифа (рахимахуЛлах) еще в детстве выучил наизусть Коран, усвоив манеру чтения (кыраат) от одного из имамов в этой области – Асыма ибн Бахдаля. После этого сначала он изучал грамматику, синтаксис арабского языка, стихосложение и литературу. Потом занимался вероубеждением и диспутами. Абу Ханифа обладал безупречной логикой и не терялся на словах, поэтому за короткий срок получил признание в этих науках, стал человеком, с которым желали вступить в диспут сектанты и нововведенцы. С этой целью он много раз совершал поездки в Басру .

Как сообщается в его жизнеописаниях, Абу Ханифа сначала занимался вероубеждением и калямом, но когда одна женщина задала ему вопрос о разводе, не смог ответить, и отправил ее к Хаммаду ибн Абу Сулейману. После этого Абу Ханифа сам задумался о необходимости изучения фикха и принял решение посещать занятия Хаммада ибн Абу Сулеймана . До самой смерти Хаммада он продолжал учиться у него. В 120 х./738 г. когда Хаммад умер, Абу Ханифа занял его место и сам начал вести занятия. На этом месте он и оставался с некоторыми перерывами до самой смерти.

Вопрос был ли Абу Ханифа (рахимахуЛлах) табиином или таби-табиином , спорен. Те, кто утверждает, что он виделся с такимим сахабами, как Анас ибн Малик и Абдаллах ибн Абу Ауфа, считают его табиином. Те же, кто считает, что риваяты о встрече Абу Ханифы с сахабами, слабы, относят его к таби-табиинам. 52 года из всей жизни Абу Ханифы прошли при правлении омейядов. Он жил во времена халифов Абдальмалика ибн Марвана и Марвана II.

Абу Ханифа всегда никогда не скрывал своей привязанности к потомкам Пророка (ахль аль-байт). Поэтому и его коснулись те притеснения и репрессии, которым омейяды подвергали членов семьи Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Абу Ханифа был заключен в тюрьму и подвергнут бичеванию, когда отказался при Марване II принять должность судьи (кады) или главы канцелярии. Так как в результате этого его здоровье было подорвано, Абу Ханифу (рахимахуЛлах) выпустили из тюрьмы. После этого он отправился в Мекку, где оставался до конца правления омейядов. Когда в 750 году аббасиды пришли к власти, Абу Ханифа вернулся в Куфу и снова начал давать уроки. Сначала он с симпатией относился к правлению аббасидов, но когда в Медине был убит Мухаммад ан-Нафсуззакиййа и Ибрахим в Ираке, Абу Ханифа стал выступать против их власти. В связи с этим халиф Мансур подверг его заключению в Багдаде, здесь ученого опять бичевали, подвергли издевательствам. По одним преданиям в заключении, по другим, вскоре после выхода из тюрьмы, в 150 х./767 г. Абу Ханифа (рахимахуЛлах) скончался.

Абу Ханифа (рахимахуЛлах) был человеком нетребовательным, щедрым и надежным. Всю жизнь он проводил в поклонении и отрешении от мирского (зухд), носил чистые одежды. Он был таким и в частной жизни, и свои отношения с другими людьми и свои торговые операции строил на этих основах. Абу Ханифа уделял самое тщательное внимание тому, чтобы не обидеть других людей и не нарушить их прав, а также тому, чтобы к его заработку не примешивалось запретное (харам). Он говорил правду в лицо, выступал против ошибок и несправедливости, чинимой халифом и наместниками, критиковал ошибочные решения, вынесенные судьями (кады). В качестве примера можно привести его критику кады Куфы Ибн Абу Ляйлы . По этой причине он вытерпел множество трудностей и притеснений.

Примечание

Mустафа Узунпосталджы, “Абу Ханифа”, Стамбул 1994, X, 131.

Хатыб аль-Багдади, Тарих Багдад, XIII, 324-325

Муваффак ибн Ахмад аль-Макки, Манакыб Аби Ханифа, с. 54; Баззази, Манакыб аль-Имам аль-А‘зам, с. 137; Баязызаде, Ишарат аль-марам, с. 19.

Муваффак ибн Ахмад аль-Макки, Манакыб Аби Ханифа, с. 51, 57; Баззази, Манакыб аль-Имам аль-А‘зам, с. 136.

От араб. таби‘у – последователи, так в мусульманской традиции называется второе поколение праведных предшественников (ас-саляф ас-салих), которые видели сподвижников Пророков (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) (сахаба).

От араб. таби‘ун ат-таби‘ин – последователи или преемники последователей, так в мусульманской традиции называется третье поколение саляф салих, которые видели последователей (табиин) сподвижников Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). – Примечание редактора.

Абу Юсуф составил книгу, посвященную разногласиям между Абу Ханифой и Ибн Абу Ляйлей. Эта книга называется «Ихтиляфу Аби Ханифа и Ибн Аби Ляйля (издана Ebü’l-Vefa el-Efgani, Kahire 1938).

Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа, рахимахуллах, был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетной личностью. Он действительно был аскетичным, мудрым и набожным.

Огромное количество мухаддисов, а также ученых ханафитского, шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов единодушны в признании достоинств и сильных сторон имама. Тысячи трудов были написаны имамом Абу Ханифой, рахимахуллах. Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, — единственный из всех имамов, удостоившийся титула «Имам-Азам» (Величайший из имамов). Значительное количество ученых и мухаддисов остались приверженцами имама Абу Ханифы, рахимахуллах, и более половины уммы Пророка Мухаммада и по сей день продолжает придерживаться его учения.

Он родился в эпоху сахабов. Воздержанность, богобоязненность, щедрость, ученость, добродетельность — все эти качества были присущи имаму Абу Ханифе, рахимахуллах.

Он был родом из Куфы, которая в то время была мощнейшим центром хадисов. В этом городе проживали тысячи сподвижников Посланника Аллаха . В Куфе родилось более тысячи факихов, из которых сто пятьдесят были сподвижниками Святого Пророка . Куфа была тем городом, в котором когда-то проживали почтенный хазрат Абдулла ибн Масуд и почтенный хазрат Абу Хурайра .

Именно в этом известном образовательном центре и получил воспитание и образование имам. Также много знаний и пользы он извлек и у ученых Аль-Харамейн (Мекки и Медины).

Родословная
Нуман ибн Сабит ибн Зута ибн Мах (или ибн Марзубан) (расхождение во мнениях имеется только относительно формулировки, а не имени)

Год и место рождения
80-й год по хиджре, г. Куфа (Ирак).

Известные обращения к нему
Имам Азам / Абу Ханифа, рахимахуллах

Особенный факт
Единогласно признается, что имам Абу Ханифа, рахимахуллах, был табиином. В разных источниках приводятся различные данные по количеству сподвижников, которых видел имам. Сахиб-Икмаль передает, что их было двадцать шесть, в то время как хафиз Ибн Хаджар говорит о восьми. С принципиально иным мнением выступает хафиз Аль-Миззи, который говорит о семидесяти двух сподвижниках.

Получение знаний
Начальные исламские знания имам Абу Ханифа, рахимахуллах, приобрел еще в детстве, но период обучения продолжался недолго в связи со скорой кончиной его отца. Впоследствии, он продолжил семейное дело.

Источник заработка:
Торговля шелком

Продолжение обучения
К 22-м годам большая часть его свободного времени проходила в дебатах. В этот период имам Ша’би, рахимахуллах, посоветовал имаму Абу Ханифе, рахимахуллах, приобщиться к какому-нибудь ученому.

Не сумев ответить на вопрос о правильной процедуре развода в соответствии с Сунной, имам Абу Ханифа, рахимахуллах, начал посещать собрания имама Хаммада, рахимахуллах, — ученика Анаса , покончив тем самым с участием в дебатах. Следующие десять лет он провел в качестве ученика имама Хаммада, рахимахуллах. Через два года в связи со смертью одного из своих родственников имам Хаммад, рахимахуллах, внезапно уехал на два месяца в Басру, оставив имама Абу Ханифу, рахимахуллах, продолжать его работу в Куфе. Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, оставался учеником имама Хаммада, рахимахуллах, еще восемь лет.

Наиболее значимый учитель фикха
Имам Хаммад, рахимахуллах

Наиболее значимый учитель хадисов
Имам Амир Ша’би, рахимахуллах,

Количество переданных хадисов
4000 хадисов, из которых 2000 хадисов были получены у одного только имама Хаммада, рахимахуллах.

Значимые принципы определения приемлемости хадисов, на которые опирался имам Абу Ханифа , рахимахуллах

Хадис должен запоминаться в правильной форме с самого первого дня, когда он был услышан, до самого момента его передачи.
Хадис должен исходить от Святого Пророка и передаваться только по цепочке абсолютно надежных людей.

Любые хадисы, которые противоречат Корану или другим известным хадисам, не принимаются.

Краткий список учителей имама Абу Ханифы , рахимахуллах

Амир ибн Шурахбиль, Ша’аби Куфи, Алькама ибн Мартад, Зияд ибн Илака, Ади ибн Сабит, Катада Басри, Мухаммад ибн Мункадир Мадни, Симак ибн Харб, Кайс ибн Муслим Куфи, Мансур ибн Умар и многие другие.

Краткий список учеников имама Абу Ханифы , рахимахуллах

Кади Абу Юсуф, Мухаммад ибн Хасан, Зуфар ибн Хузайль, Хаммад ибн Абу Ханифа, Абу Исмат Мугира ибн Миксам, Юнус ибн Исхак, Абу Бакр ибн Айяш, Абдулла ибн Мубарак, Али ибн Асим, Джафар ибн Аун, Убайдулла ибн Муса и многие другие.

Труды имама Абу Ханифы , рахимахуллах

«Китаб-уль-Асар» — труд, созданный на основе 70 тысяч хадисов, «Алим-уаль-мута‘аллим», «Аль-Фикх аль-Акбар», «Джами’уль Масанид», «Китабуль Рад аляль Кадирия» и многие другие.

Качества имама Абу Ханифы , рахимахуллах :

Беспристрастность
Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, никогда ни от кого не принимал покровительственных даров и поэтому не был никому обязан.

Гуманность и щедрость
Однажды, увидев проходившего мимо имама Абу Ханифу, рахимахуллах, прохожий свернул на другую дорогу. Когда имам Абу Ханифа, рахимахуллах, спросил его о причине такого поступка, тот ответил, что он устыдился, поскольку был должен имаму Абу Ханифе, рахимахуллах, 10 тысяч дирхамов. Скромность человека поразила имама Абу Ханифу, рахимахуллах, и он простил должнику его долг.

Отзывчивость
Однажды, находясь в мечети, имам услышал весть о том, что с крыши упал человек. Имам немедленно покинул собрание и, не надевая туфли, босиком устремился к месту происшествия. До тех пор, пока здоровье упавшего не пришло в норму, имам ежедневно навещал его, ухаживая за ним.

Манеры
Имам никогда не начинал говорить, если только в этом не было необходимости. Один человек как-то сказал Суфьяну ас-Саури, рахимахуллах, что он никогда не слышал, как имам злословил о ком-то. Суфьян, рахимахуллах, ответил: «Абу Ханифа, рахимахуллах, не настолько глуп, чтобы разрушать свои собственные хорошие поступки».

Воздержанность и богобоязненность
Передают: «Я ни разу не видел, чтобы имам Абу Ханифа, рахимахуллах, отдыхал в ночные часы».

Передает Абу Нуайм: «Даже перед исполнением намаза имам Абу Ханифа, рахимахуллах, плакал и взывал к Аллаху».

«В Коране нет такой суры, которую бы я не читал во время нафль-намазов» (Абу Ханифа).
Хариджа ибн Мусаб передает, что есть четыре религиозных лидера, которые полностью прочитали весь Коран за один ракаат. Это Усман ибн Аффан , Тамин Дари , Саид ибн Джубайр, рахимахуллах, и имам Абу Ханифа, рахимахуллах.

Однажды прошла весть об украденной овце. Имам Абу Ханифа начал узнавать, как долго живут овцы. Разузнав, он не ел мясо овцы в течение семи лет, боясь, что это мясо может принадлежать украденному животному.
Сорок лет подряд имам Абу Ханифа, рахимахуллах, совершал намаз фаджр с омовением, которое он брал для намаза иша.

Количество хатмов Корана каждый Рамадан
Шестьдесят

Количество совершенных им хаджей
Пятьдесят пять

Испытания и невзгоды

Испытание первое
Во время правления Ибн Хубайры имам Абу Ханифа, рахимахуллах, отказался от его предложения занять пост верховного судьи (так как имам не хотел помогать в порочных делах).

Последствия отказа
Его проводили через весь город на лошади, при этом хлестая его 10 раз, ежедневно в течение 11 дней подряд.

Испытание второе
Во время правления Абу Джафара Мансура это предложение было сделано повторно, и снова последовал отказ.

Последствия отказа
Заключение в темницу и жестокое избиение.

Продолжение испытания
Халиф Абу Джафар Мансур снова настоятельно потребовал от имама пересмотреть свое решение. В конце концов, имам поклялся Аллахом, что не примет его.

Последствия
С имама сняли рубашку и нанесли 30 ударов плетью. Кровь текла до самых пяток. Его в очередной раз заточили в темницу и 15 дней ограничивали питание, после чего его заставили выпить яд, из-за которого он и пал смертью шахида.

Положение при наступлении смерти
Саджда

Возраст и дата смерти
В возрасте 70 лет: в 150-м г. по хиджре в месяц Раджаб (есть также мнения, что это произошло в месяц Шаабан или в Шавваль).

Похороны
Было проведено шесть джаназа-намазов, для того чтобы смогли принять участие более пятидесяти тысяч человек, собравшихся на его похороны. Хаммад, его сын и единственный ребенок, возглавил последний джаназа-намаз.