Конспект экскурсии в библиотеку по фгос. Экскурсия в школьную библиотеку

Разделы: Организация школьной библиотеки

Класс: 1

Оборудование: читальный зал библиотеки.

Цели:

  • Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности – "библиотека", "читальный зал", "абонемент», «книжный фонд», «читательский формуляр».
  • Вызвать у школьников интерес к книге.
  • Научить их ориентироваться в библиотечном пространстве.
  • Обучить правилам пользования библиотекой.
  • Формировать бережное отношение к книгам.
  • Знакомство с "Правилами поведения в библиотеке".

Форма проведения: рассказ о библиотеке, просмотр красочных изданий книг и журналов, викторина «Мои любимые книжки».

Библиотекарь. Здравствуйте, дорогие ребята! Вы ученики первого класса и на многие вопросы знаете ответы – как называется дерево, которое растет под вашим окном, кто живет в море, какое животное постоянно умывается, как растет хлеб. Я вместе со своей помощницей Василисой Премудрой пригласила вас в удивительный дом, называется он «библиотекой», в нем собраны путеводители по жизни. «Библио» по-гречески – книга, а «тека» – хранилище. Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были и в них хранили книги! Им более 5 тысяч лет! В Египте книги писали на папирусе, в Китае были свитки из шелка, а в Междуречье писали на глиняных табличках, в Индии – на пальмовых листьях. В России в старину простой люд писал на бе­ресте, а государственные бумаги – указы и гра­моты – на специально обработанной тонкой ко­же – пергаменте, который скатывался в трубоч­ки – свитки. Библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой ваши верные друзья.

Василиса Премудрая.

О сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…

С. Михалков

Библиотекарь. В библиотеке много книг, журналов, и все это называется книжным фондом . Человек, любящий, умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья – это книги. Книги рассказывают об интересных событиях, приключениях, приглашают в увлекательный мир, заманчивый и разнообразный, учат и заставляют совершенствоваться.

Василиса Премудрая.

Я книги выбираю с наслажденьем –
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая – как будто человек. …
Какая радость – открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад,
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят,
Во многом книги помогают людям.

Л. Охотницкая

Библиотекарь. Библиотека – это удивительный город, где вместо проспектов и улиц ряды книжных стеллажей, вместо этажей – книжные полки, дома – тома книг, а у каждого дома своё название. И живут в этом чудесном городе ваши друзья – литературные герои.
Каждая книга стоитна своем месте. А хорошо ориентироваться в этом удивительном городе вам поможет библиотекарь.
В нашей библиотеке есть отделение – абонемент , где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь читать, перечитывать, рассматривать картинки. И в назначенный срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам. Но если не успел прочитать? Не беда. Ты можешь прийти в библиотеку и продлить срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются, но их можно прочесть в нашем читальном зале . Это справочная литература – энциклопедии, словари, книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. (Библиотекарь показывает справочную литературу).
В читальном зале очень интересные книжные выставки, посвященные важным и интересным событиям. Здесь можно прочесть свежие газеты и журналы. (Библиотекарь показывает журналы и газеты для детей).
И всегда готовы прийти на помощь читателю.
А вот это, ребята,читательский формуляр (показать), куда записываются все книги, которые вы прочтете.

Василиса Премудрая.

Книги любят бережное отношение и чистоту.

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
А если сделаешь больной ты книжку –
Навсегда
страницы замолчат тогда.

Т. Блажнова

Библиотекарь. Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится. В нашей библиотеке есть «Книжкина больница », в которой ребята помогают книгам, которые нуждаются в лечении. Но все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники беречь!

Василиса Премудрая. Давайте мы с вами запомним, как правильно обращаться с книгами. Вам дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети. Книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

Правила обращения с книгой

  • Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
  • При чтении книг пользуйся закладкой.
  • Не загибай книжные страницы.
  • Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
  • Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
  • Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.

Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке. (Каждому ученику выдаются «Правила пользования библиотекой»).

«Правила пользования библиотекой»

  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли.

Василиса Премудрая. Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки и которые вы уже сами прочли. Вы любите сказки?Конечно, любите. Сказки любят все. Сейчас мы посмотрим, как вы их знаете. Вы должны ответить на наши вопросы. (Когда ученики будут давать правильный ответ – показывать книгу, из которой был взят вопрос).

1. Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтик и Шпунтик? (Н.Носов)
2. Скольких разбойников перехитрил Али Баба? (40).
3. Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф).
4. Они перевоспитали почтальона Печкина. (Дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик. Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»).
5. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди? (11 братьев).
6. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара) .

Перед вами строчки сказочных повестей. Кто их автор? Как они называются?

1. «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А.Волков «Волшебник Изумрудного города»).

2. Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.

(А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).

3. «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие». (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).

4. «Давным давно, в городке на берегу Средиземного моря, жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Синий Нос». (А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).

5. «Алиса сидела со старшей сестрой на берегу и маялась: делать ей было совершенно нечего, а сидеть без дела, сами знаете, дело не лёгкое …». (Л.Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес»).

Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:

1. По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Русская народная сказка «По щучьему веленью»).
2. Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, скорики, морики. (Бастинда. А.Волков «Волшебник изумрудного города».).
3. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по моему вели. (Женя. В.Катаев «Цветик-семицветик).
4. Крекс, фекс, пекс! (Буратино. А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).

Библиотекарь. Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Я всегда рада видеть вас в школьной библиотеке. А сейчас вы можете самостоятельно выбрать книги на дом.

С помощью одного из учеников библиотекарь показывает, как правильно выбрать и записать книгу.
В заключение урока ученики подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи.

Мне всегда казалось, что рай
должен быть чем-то вроде библиотеки.

Хорхе Луис Борхес

Уважаемый пользователь!

Если тебе доведётся побывать в тихом районе центральной исторической части нашего города, то обязательно загляни в Областную библиотеку для детей и юношества им. И. Алтынсарина. Впрочем, мы и не сомневаемся, что ты это сделаешь, ведь такую красавицу трудно не заметить!


23 ноября 2010 года в жизни нашей любимицы произошло радостное событие - после капитального ремонта здания обновлённая Библиотека открыла двери для своих новых-старых читателей. Подробнее о том, насколько она преобразилась, можно узнать, заглянув в Нашу историю. Ты только представь, что теперь это целый библиотечный комплекс, включающий в себя два (!) здания. Однако, не забудем и о том, что какою бы ни была библиотека, главным в ней остаётся неповторимая и притягательная атмосфера доброжелательности и уюта, которую никакая евроотделка и цветовое решение заменить не смогут. В этой связи, Областной библиотеке им. И. Алтынсарина равных нет. Ведь главное «лицо» нашей библиотеки - наши читатели. Все они очень разные, интересные и творческие личности. Суди сам: эмблему библиотеки (см. О библиотеке) придумала и подарила нам наша читательница Ольга Бойко.


Интеллектуальная, духовно насыщенная, живая атмосфера, доброжелательность и взаимопонимание, испокон веков царящие в нашей библиотеке, создают теплый, творческий микроклимат, привлекающий сюда новых юных читателей. Это официально. А в разговорах между собой наши читатели зовут нас просто и даже ласково - «АЛТЫНКА».Что ж, милости просим в нашу Библиотеку!


Её девиз - «Взрослая жизнь полна проблем - оставьте их у дверей нашей библиотеки!». Так давай зайдем! Хм-м... пожалуй, для начала стоит определиться, с какой стороны, ведь у Библиотеки теперь два входа (см. Наша история)!


Нашим постоянным читателям более привычно здание на ул. Касымканова (бывшая Повстанческая), 74. С него и начнём!

Максимальное количество книг и минимальное количество посадочных мест слева от фойе подскажет, что ты попал на Абонемент для учащихся 7-11 классов и юношества.


Для людей, незнакомых с терминологией - поясняем: абонемент (в библиотеке) - отдел, где книги выдаются на дом. По особым правилам, конечно. Сии постулаты отражены в «Великой хартии вольностей читателей». Из нее всякий, ставший читателем библиотеки узнает, что уже наделен определенными правилами, а также о том, что библиотекари, в принципе, народ не воинственный и с ними вполне возможно мирное сосуществование.


Сферу влияния на этом, в общем-то большом отделе, делят между собой: кафедра № 1, обслуживающая учащихся 7-9 классов и кафедра № 2, работающая с читателями 10-11 классов, студентами и преподавателями, но это условно, потому как на самом деле обе кафедры объединены в некое подобие круга, что только подчёркивает преемственность и дружбу наших читателей. К тому же, несмотря на возрастное деление, абонемент - отдел демократичный и каждый может брать любую понравившуюся книгу, независимо от её расположения, хотя возрастное деление фонда художественной литературы всё же наличествует.


Именно на абонементе у тебя появиться необыкновенная возможность познать целые «Миры чтения», где ты узнаешь о читательских предпочтениях выдающихся личностей — писателей, поэтов, учёных. Окунувшись в таинства их библиотек, не упусти шанс в очередной раз опустошить эту замечательную выставку.


А за стеклянными дверцами стеллажей абонемента живёт-поживает...Ёжик - тот самый, библиотечный. Да тут их целая банда! ;) ..то есть настоящий ежовый музей! Каких только личностей не встретишь - и плюшевого, и деревянного, и из бисера, и даже чёрного... Но самый любимый, конечно же, самый первый, такой старенький и потрёпанный Ёжик №1 — 2000, имя которому - ЛЕГЕНДА.

Здесь же, на абонементе, к твоим услугам так необходимые в поиске литературы, каталоги и картотеки. Каталогов два: систематический и алфавитный. Особая гордость - литературоведческая картотека, которую дополняют картотека стихов и крылатых выражений, картотека заглавий произведений. Пользоваться всем этим великолепием тебя научат в Справочной зоне, расположенной тут же, неподалёку.


Так что, если ты до сих пор (подумать только!) в этом деле абсолютный «чайник», у тебя остался последний шанс! А значит, скорее к нам! Кстати, в Справочной зоне всегда можно получить консультацию от квалифицированного библиографа, поработать за компьютером самостоятельно или же найти интересующую информацию в Интернете.


А теперь проследуем в Читальный зал для учащихся 7-11 классов и юношества - он напротив. Его классическая «рабочая зона», занимающая львиную часть пространства, представлена столами и стульями, ибо мы понимаем, что пища духовная не подчиняется правилу “стоя больше влезет”.


Но самое главное, читальный зал - настоящий досуговый и развивающий центр нашей библиотеки. На сегодняшний день в библиотеке активно работает литературная студия «Феникс», которая принимает в свои ряды всех любителей творчества Дж.Р.Роулинг, а также ребят, пробующих себя на литературном поприще. Причём, членами студии могут стать не только подростки и читатели юношесткого возраста, но и их младшие братишки и сестрички.


Настоящая гордость читального зала (как “старшего”, так и “младшего”), ранее упоминаемый нами Журнал литературного и художественного творчества наших читателей - «Ёжик». Каждый из 4-х его выпусков является долгожданным. Как видно, ребята не зарывают свой талант в землю!


Ну и помимо всего прочего, читальный зал - средоточие всех мыслимых и немыслимых справочников и энциклопедий мира, изобилующих всякого рода информацией. А также газет, журналов и прочей периодики. Как же найти ту иголочку в стоге сена — информацию, которая, ужас как необходима, именно сейчас, сию же минуту? Не переживай, всё будет Ok и тебе обязательно помогут мудрые всезнайки из Информационно-библиографического отдела.
..минуем арку...


Это на их плечи, т.е. на их «ручки» ложится вся кипа журналов и газет, которые выписывает наша библиотека (а это около 400 названий). Именно к ним адресуют читатели свои самые «заумные» вопросы, и именно они находят ответы на них. Ведь в «ведении» библиографов - 3 картотеки - «Страноведение», СКС-систематическая картотека статей и литературоведческая, где собирается информация обо всем, чего нет в книгах. Эти же картотеки существуют с 2002 года и в электронном виде.


Этот отдел по праву считается информационным ядром библиотеки. Библиографами же созданы электронные презентации художественной литературы «Литературный странник» и «Радость чтения», пользующиеся неизменным интересом наших юных читателей.


Но особую радость нам, конечно же, доставляет получение новеньких, свеженьких, прямо-таки аппетитненьких книжек. А этим ведает уже другой отдел - Отдел комплектования и обработки литературы. Туда и лежит наш дальнейший путь.


Этому отделу «в глубине души» завидует каждый библиотекарь. И всё потому, что именно здесь первыми имеют возможность посмотреть-полистать новые-преновые книги и журналы. Но не все так просто. Каждый журнал, газета, и особенно книга здесь учитываются и проходят специальную обработку. Книгу систематизируют, то есть, дают ей адрес, «прописку по месту жительства» на полке; наклеивают листок-срок возврата; описывают - причем сразу в 4 каталога - алфавитный и систематический -для читателей и генеральный, алфавитный и систематический каталоги; проводят по инвентарным книгам, и только потом книгу отправляют к читателям. Компьютеры и принтеры значительно облегчают труд комплектатора.


Тут же, рядом с «отделом всеобщей зависти» находится Комната межгруппового общения, где для читателей, являющихся членами Литературной студии «Феникс» - самое раздолье.


С 1991 года наша библиотека носит имя великого просветителя, педагога-новатора, писателя и общественного деятеля Ибрая Алтынсарина (см. Наша история). Но немногие знают, что одновременно с педагогической работой развивалась и активная деятельность Алтынсарина как основоположника первых детских библиотек Казахстана (!)

Его портрет, а также фотографии памятных мест, посвященных нашему выдающемуся земляку, представлены на стенде лекционного зала рядом с фойе.


К слову, в январе 2011 года мы отметили юбилейную дату — двадцать лет со дня присвоения нашей библиотеке имени великого просветителя.


Направо - Научно-методический отдел, или «Мозговой центр» библиотеки. Именно сюда вливаются все новшества и отсюда черпаются новые идеи, замыслы, творческие начинания. То ли специфика нашей библиотеки в целом, то ли богатый информационный фонд и желание найти читателю всё, что ему нужно, то ли всё вместе взятое привели к тому, что отдел стал методическим центром не только для детских библиотекарей области, но и для многих педагогов тоже. Почему? Да потому, что здесь можно найти материал для проведения абсолютно любого мероприятия на любую тему.

Вообще, методисты обожают всё новенькое тащить себе в отдел, будь то журнал, методическая разработка, информационное письмо, протокол семинара или что ещё. А потом всё собирают по папочкам и стопочкам.


Отсюда выходят все материалы, издаваемые отделом, а так же наш библиотечный журнал Ёжик, издание которого стало возможно благодаря поддержке фонда СОРОС и, конечно же, не без активности наших читателей и библиотекарей. Вот таков сейчас отдел методический.


Второй этаж отдан в распоряжение наших маленьких читателей и сектору искусства. А к услугам ребят с ограниченными возможностями - лифт со всеми удобствами, где можно прокатиться с комфортом..и с ветерком;) Кстати, изготовленный по финской технологии, он был привезён к нам из солнечной Испании (!)


Отдел обслуживания учащихся 0-6 классов и дошкольников - настоящая кузница талантов нашей библиотеки.




Наиболее кипучие и деятельные ребята могут реализовать свою энергию в специально отведенной для этого уютной игровой комнате. Это удачная возможность совместить приятное с полезным: отдохнуть самим и не мешать тем, кто усиленно грызет гранит науки - пишет, читает, занимается.


В самом же читальном зале большое количество журналов развлекательного и познавательного характера. А какие интересные книги приобретает библиотека для своих юных читалей! Его завсегдатаи имеют возможность не только учиться быть здоровыми, знакомиться с родным краем - согласно книжным выставкам, но и познакомиться с книгами, так сказать заочно, через рекомендательный указатель «Радость чтения». Особой популярностью среди детей пользуется электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, которая доступна как в читальном зале, так и на абонементе.


Ну а настоящие любители чтения, конечно же ходят на абонемент. Ходят для того, чтобы побольше узнать об интересных книгах и выбрать понравившиеся для чтения дома.




Как же не пройти мимо самой-самой книги? В этом тебе помогут великолепно оформленные выставки, но в первую очередь, конечно же, сами библиотекари, ведь наш «младший» абонемент издавна славится именно индивидуальной работой с маленькими читателями, а также..с их родителями. Кстати, что и способствовало образованию в 2009 году самого настоящего Родительского клуба, названного «Время доброго общения». Именно такое общение на родительских собраниях клуба разбудило желание родителей знать детскую литературу в еще большем объеме, желание читать вместе с детьми и чаще встречаться в стенах любимой библиотеки.


Вот таков он наш Отдел обслуживания учащихся 0-6 классов и дошколят: интересный, шумный, веселый и озорной. Словом, здесь всегда есть место празднику. Ну а о том, как провести настоящий, незабываемый праздник дома или в школе, можно узнать в Секторе искусства нашей библиотеки. Да к тому же, если ты ещё и почитатель (т.е. имеешь в кумирах артистов и звезд), слушатель и листатель, а также тянешься к прекрасному, и не только руками, то мы просто заждались тебя! О чём тебе говорит название «Сектор искусства»? В нашем случае, кроме всего прочего это говорит об особых проявлениях искусства: искусства совмещать несовместимое - абонемент и читальный зал в одном лице; и об искусстве - неповторимого стиля в оформлении этого райского уголка библиотеки. Фонд сектора - это собрание не только привычных читателю книг, журналов и нотных сборников, но и пластинок, аудио-видео кассет, CD-ромов и DVD, прослушивать и просматривать которые читатели могут на самой современной технике. Однако, это не сделало менее популярным старый добрый проигрыватель виниловых дисков, на котором наши юные ценители прекрасного обожают слушать любимые сказки и песенки.


Читатель сектора искусства специфичен, как и сам отдел. Читательский стаж многих из них начинается с 6-ти лет и навсегда бывает куплен возможностью проявить себя и тогда… тогда наверняка вам не раз и не два встретятся подобные вещи:



А ещё, с 2008 года при секторе действует кружок «Мир оригами», где еженедельно собираются любители этого прекрасного искусства, делают красивые поделки, обсуждают новое, придумывают своё, делятся советами и секретами.


Творчество любителей оригами нашло отражение в красочном оформлении сектора искусства:


Научно доказано, что занятие оригами способно развить фантазию, логику, пространственное мышление, воображение и интеллект, а ребята, занимающиеся оригами имеют хорошую успеваемость в школе. Кроме того, родителям дошколят полезно было бы знать, что такая работа пальцев улучшает их моторику, а, следовательно, подготавливает руку к письму. Ведёт этот кружок настоящий профессионал, «оригамист со стажем» Ольга Васильевна Медведева.

Итак, ДИРЕКТОР...




Странно, что рассказ о библиотеке мы начинали не с него? Нет, всё логично, главный у нас все-таки читатель! Ну а директор, директор - это «Энерджайзер» нашей библиотеки. Творческие импульсы, которые посылает к нам наш директор - всегда новые и новые. Она не дает нам стоять на месте и «требует» постоянного развития. Примечательно, что картина Ольги Тросиненко, - подарок библиотеке - как нельзя лучше говорит о её настроениях и, пожалуй, даже о «жизненном кредо». Ведь у директора детской библиотеки должен в душе сохраняться кусочек детства. Вот он и сохраняется!


Ну, вот пожалуй и всё. Хотя нет: есть ещё актовый зал на 70 мест, где проходит большая часть массовых мероприятий библиотеки. Кстати, отныне располагающий настоящей гримёркой и костюмерной (!).



И теперь уж точно всё - и всё только начинается. Посетив нас однажды, читатели с удовольствием становятся нашими постоянными посетителями, найдя тот самый рай по Борхесу. Ведь говорят, что даже «АУРА» у нашей библиотеки - располагает. Так что - до встречи!

Библиотечный урок в 1 классе.

Тема: Экскурсия в школьную библиотеку.

Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.

Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.

Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке.

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. И живут наши друзья-книги в доме, который называется библиотека. Что же такое библиотека? Это книгохранилище (библио – книга, тека – хранить). Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Наша библиотека состоит из двух частей: абонемент и читальный зал. На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами).

А вот эти книги и журналы на дом не выдаются, а читаются здесь. С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд. Справочный фонд – это энциклопедии и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать). А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.

Для того чтобы ученики быстрее ознакомились с нашим книжным фондом, мы делаем книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему, а книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами на выставке «По страницам любимых книг». Есть хорошие книги, которые почему долго не берут читать. Такие книги у нас помещены на выставке «Незаслуженно забытые книги».

Вам, наверное, дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

· Не рисовать, не писать ничего в книгах;

· Не вырывать листы, не вырезать картинки;

· Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

· Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

· Пользоваться закладкой.

Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки?

Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете. Вы должны отгадать загадки.

Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка, что зовется… (Чебурашка).

(Показать книгу о Чебурашке). Молодцы ребята, а теперь отгадайте другую загадку:

Городок их маленький, но в нем народ удаленький.

Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам:

Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську.

Ребята, в какой книге живут эти герои? (Показать книгу о Незнайке).

Ну, молодцы, ребята! А теперь отгадайте новую загадку.

В этом доме именины, много было там гостей.

И на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,

Но коварному злодею кто-то голову срубил.

В какой сказке происходит это действие?

(«Муха-цокотуха»)

Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки. А теперь вам ещё одна загадка.

Бабусю знает целый свет,

Ей отроду лишь триста лет.

Там, на неведомых дорожках,

Изба её на курьих ножках. (Кто это?)

Как у Бабы-Яги, старой костяной ноги,

Есть замечательный аппарат летательный.

Что же это за аппарат?

И это вы, конечно, знаете. А, вот, попробуйте отгадать такую загадку.

У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы

Высоко они летят. Далеко они глядят.

Что это за сказка? («Гуси-лебеди»)

Она на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть ей на бал,

То голову принц от любви потерял,

Она башмачок потеряла тогда же,

Кто она такая, кто мне подскажет?

(В какой сказке жила эта героиня? – «Золушка»)

Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом,

Кем же были эти маленькие дети?

(В какой сказке они живут? – «Волк и семеро козлят»)

И последняя загадка:

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет. («Федорино горе»)

Ну вот. Разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки. А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала.

Проводится викторина. Дети делятся на две группы, перед каждой на столе листочки с вопросами, обе группы одновременно берут билеты и готовят коллективный ответ, договариваются, кому отвечать. Для подсказки на столе лежат книги, в которых указаны полное имя и отчество писателя, энциклопедии, журналы и т.д.

В заключение урока библиотекарь рассказывает, что и как должны делать ученики при посещении библиотеки. Дети подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи. Предварительно библиотекарь с помощью одного из детей в игровой форме показывает, что нужно делать, придя в библиотеку, как правильно выбрать и записать книгу. Проигрываются все действия ребенка, пришедшего в библиотеку. Тем самым закрепляется рассказ о правилах пользования библиотекой.

Библиотечный урок «Справочная литература

Цель: познакомить учащихся с основными типами словарей, пробудить любознательность и интерес к чтению.

Оформление: выставка словарей, портрет В.И.Даля, оформленные на листах задания.

Эпиграф: «…словарь – это вселенная в алфавитном порядке. Собственно, словарь есть книга в широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, чтобы извлекать их из нее…» Вольтер.

Ход мероприятия

Библиотекарь: Мы с вами уже знаем, что есть такой вид литературы как справочная. В нее входят все справочники, энциклопедии, а так же те книги, без которых невозможно обойтись ни школьнику, ни врачу, ни рабочему, ни космонавту, - словари.

Что означает слово «минорный»?

Открой словарь музыкальных терминов.

Что означают слова «мнемический» и «сенсорный»?

Возьми словарь иностранных слов или философский, там есть точный перевод этих слов и указано их значение.

Словари увлекательны, как книги. За словами любого языка скрывается живая история народа, его традиции, многовековая культура. «Древней рассыпной повестью» назвал словари С.Маршак.

Каждое слово в словаре – маленькая частица драгоценного народного опыта, его прошлое и настоящее.

Что же такое словарь? По определению В.Даля, это сборник слов, изречений какого либо языка с толкованием или переводом.

Сколько составлено словарей? На этот вопрос ответить не просто. Их немало. Есть научные и специальные, технические, библиографические, биографические, медицинские, исторические и педагогические.

Особенно много толковых языковых словарей. Словари, поясняющие «толкующие» слова называются толковыми. Все они делятся на два вида. В одних отражено все лексическое богатство данного языка. В других лишь те слова, которых употребляются в литературном языке.

Толковый словарь В.Даля

Всю жизнь посвятил Владимир Иванович Даль собиранию слов. Подвигом и итогом всей жизни и явился знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А сколько всего слов в русском языке? В самом первом словаре, изданном Российской академией наук, их было 60 тысяч. Даль за всю свою жизнь собрал еще столько же слов, ранее ученым неизвестных, - он назвал их «дикими». Вместе с «дикими» словами приходили к Далю русские пословицы и поговорки, загадки, сказки. За 4-томный «толковый словарь живого великорусского языка» - труд всей жизни В.И.Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской академии наук. Достаем четвертый том, откроем на слове «СЛОВАРЬ». Читаем: «СЛОВАРЬ» - сборник слов, речений (то есть выражений) какого-либо языка». Значит в четырех толстых книгах собраны русские слова и выражения.

Составитель словаря очень заботился о том, чтобы в его собрание попало больше слов народного – живого – языка, «как ходит он устно из конца в конец по всей нашей родине».

В «Толковом словаре» не просто собраны слова, но и объяснены, в нем раскрыты смысл и значение каждого слова.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» около двухсот тысяч слов. Все слова, которые есть в словаре, собрал и объяснил один человек. Этот словарь был создан более ста лет назад и с тех пор неоднократно переиздавался.

«Словарь современного русского литературного языка» Академии наук России насчитывает 17 томов. Это целое хранилище русского языка, вся его многовековая история. Конечно, этим словарем пользуются реже, чем, например, четырехтомным

«Толковым словарем русского языка» под редакцией профессора Д.Н.Ушакова.

Но чаще всего прибегают к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, неоднократно переиздававшегося и наиболее полного на сегодняшний день, в котором дано лексическое и грамматическое толкование около 53 тысяч слов. Используя его, дайте объяснение словам: библиотека, библиотекарь, библиофил, библиофоб (несколько ребят выполняют это задание и зачитывают значения этих слов) . Как ночь и день, как мрак и свет, отличаются друг от друга слова «библиофил» и «библиофоб». Потому что библиофил – это любитель и собиратель книг, а библиофобия означает ненависть к книге. Это кажется невероятным, невозможным. Разве бывают люди, способные ненавидеть книгу?! Бывают.

В языке существует явление, когда один и тот же предмет, вещь, событие можно назвать различными словами, когда для обозначения одного и того же качества или действия существует не одно, а несколько слов, сходных по смыслу, но различных по звучанию. Например, человека, не испытывающего страха, можно назвать смелым, отважным и храбрым, а человека, состоящего с кем-либо во враждебных отношениях, - врагом, неприятелем, противником. Для слов, сходных по смыслу, существует словарь синонимов. Давайте подберем к глаголу «говорить» синонимы (ребята выполняют задание с помощью словаря: разговаривать, молвить, шептать, кричать, доказывать, спорить, утверждать, произносить, спрашивать…) . А теперь давайте подберем к слову «ложь» синонимы. (Обман, небыль, напраслина, неправда, навет, наговор).

Русский язык очень богат фразеологизмами. Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, которые употребляются и в прямом, и в переносном значении. Например, говорят: цыплят по осени считают, - когда хотят сказать, что о результатах следует судить по окончании дела. Другие пословицы и поговорки употребляются в прямом значении: живи для людей, поживут люди и для тебя.

Источники фразеологических выражений различны. Одни из них (пословицы и поговорки) возникли на основе наблюдений человека над природными и естественными явлениями (Много снега – много хлеба), другие появились в связи с историческими событиями (Пусто, словно Мамай прошел); третьи вышли из песен, сказок, легенд. Фразеологический словарь дает нам возможность узнать, откуда пришло к нам какое-либо выражение.

Давайте вспомним удивительные легенды Древней Греции. Ведь именно мифы Древней Греции и подарили нашему языку много ярких и удивительных словосочетаний. (Если дети испытывают затруднение в выполнении заданий, можно вначале рассказать легенду, а потом найти фразеологизм) Что же означают эти выражения: «Сизифов труд» (Бесполезный, напрасный труд. Сизиф – сын повелителя ветров Эола - за

разглашение тайны богов был обречен после смерти вкатывать на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз.) , «Авгиевы конюшни» (Очень загрязненное место. У царя Авгия было три тысячи коней. Однако стойла, в которых содержались лошади, не чистились в течении тридцати лет, и они по самые крыши заросли навозом. И царь поручил Гераклу очистить конюшни. Геракл был не только могуч, но и умен. Он отвел в ворота конюшен реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь.) , «Титанический труд»

(Огромный, колоссальный труд. Титаны – греческие божества старшего поколения – дети Урана и Геи (неба и земли) – были очень могучими, олицетворяли собой неукротимую стихию и грубую силу, отождествляются с гигантами.)

При изучении иностранных языков не обойтись без двуязычных словарей. Их по праву называют словарями-переводчиками. На полках библиотек и книжных магазинов вы можете увидеть десятки различных двуязычных словарей. Англо-русский и русско-английский, тибетско-русский, японско-русский … Чтобы перечислить все эти словари, изданные в нашей стране и за рубежом, понадобилось бы очень много времени. Есть и многоязычные словари, где дается перевод слова на несколько языков.

Назначение словарей иностранных слов – объяснить неизвестные слова иностранного происхождения.

Часто у нас возникают вопросы, встречаются непонятные слова, связанные с определенной отраслью знаний. В таком случае на помощь придут отраслевые словари. Например, «Краткий политический словарь», «Технический словарь», «Географический словарь» и т.д.

Зачем нужен человеку, для которого русский язык является родным, словарь русского языка? Во-первых, есть словари орфографические. В них показано, как правильно писать то или иное слово. Без них ни одному человеку, стремящемуся писать грамотно, не обойтись. Есть словари орфоэпические, в которых показано, как правильно произносить русские слова, следует ли говорить, например, алфавит или алфавит, звонит или звонит.

Сомневаешься в том, как правильно надо произнести то или иное книжное слово, - смотри в словарь и найдешь ответ. У словарей особое назначение – как можно полнее раскрыть значение слов, их богатую и многообразную роль в речи.

Орфографические и орфоэпические словари – книги нужные, но увлекательным чтением их никак не назовешь. А вот словари толковые – это настоящая кладовая языковых богатств, и читать их одно удовольствие. Причем польза от этого чтения очень большая: вы узнаете значение десятков, сотен слов, которые слышали или встречали в книгах, а порой и вообще они являются для вас открытием.

Сегодня мы познакомились лишь с малой частью существующих словарей. Запомните, что, прежде чем употреблять в своей речи то или иное слово или словосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшие помощники – словари.

Список использованной литературы:

1 . Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.

2. Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. – М: Книжная палата, 1987. – 256 с.

3. Гендина Н.И., Колкова И.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1 и 2. – Кемеровская гос. академия Культуры и искусства, 1999.

4. Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М.: Книга,

1975. – 109 с.

5. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Метод. рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. – М., 1987. – 145с.

Подготовила и провела Степанова Р. Н.

Экскурсия в школьную библиотеку

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку – навсегда
Страницы замолчат тогда.

»

Традиционно в октябре проведена экскурсия будущих первоклассников в библиотеку. Библиотекарь Гребенкина Наталья Егоровна познакомила ребят с книжным фондом библиотеки, ребята узнали, какие бывают книги, познакомились с правилами пользования библиотекой и библиотечной книгой. Малыши узнали, что КНИГИ – самое удивительное изобретение человечества. О том, что «учебники и книги плачут, когда к ним относятся неосторожно». В ходе экскурсии детей больше заинтересовали различные энциклопедические издания, которые получены недавно в библиотеке. Они с большим интересом и любопытством рассматривали их, делились друг с другом впечатлениями, а кто-то даже пытался читать их. В конце экскурсии ребятам была предложена викторина, с которой они успешно справились.

Надеемся, что эти ребята и в дальнейшем будут нашими хорошими читателями.

Экскурсия будущих первоклассников в школьную библиотеку.

«Сюда приходят дети – узнать про всё на свете»

Цель: Познакомить учащихся класса предшкольной подготовки и малышей старшей группы детского сада со школьной библиотекой.

Задачи:


    Развить интерес к чтению.


    Познакомить с правилами пользования библиотекой


    Познакомить детей с такими понятиями - «читатель, библиотекарь, абонемент, читальный зал, формуляр читателя».

У дверей библиотеки ребят встречает Библиотекарь.

Наша экскурсия начинается с вопроса: «Что такое библиотека? (Дом, где живут книги)

Библиотекарь: Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай. (Дети: «Библиотека»)

Правильно, ребята, это библиотека- дом для разных книг.

Очень просим, заходите

В наш просторный, книжный дом!

Очень просим, поглядите,

Как мы с книжками живем.

Библиотекарь хозяин этого дома, и зовут её – Наталья Егоровна.




Зачем людям нужна библиотека?

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

КНИГА – лучший спутник мой и друг

Библиотекарь рассказывает о книжном фонде библиотеке, о расстановке фонда, знакомит с тематическими полками, книжными выставками. О том, кому принадлежат книги в библиотеке, как стать читателем библиотеки, как можно пользоваться библиотечными книгами.

Посмотрите, какие разные книги стоят на полках. Некоторые из них совсем новые, другие читали ещё ваши папы и мамы. Именно от вас, девочки и мальчики, зависит, сколько лет проживут книжки на полках. Бывает, что с ними случаются неприятные истории.

Из-за полок появляются две девочки в костюмах книжек.

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

Ну, как твои делишки?

Одна спросила у другой.

Ох, милая, мне стыдно перед классом,

Хозяин мой

Обложки вырвал… с мясом!

Да что обложки… оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей…

Боюсь, листы пойду на змей,

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целы бока?

Твои мне не знакомы муки.

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

А посмотри-ка на мои листочки:

На них чернильной не увидишь точки,

Про кляксы я молчу –

О них и говорить - то неприлично…

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на « отлично»!

Ну, мой на тройках едет еле- еле

И даже двойку получил на той неделе…

Это очень грустные стихи, дети. Но я думаю, что у нас таких мальчишек и девчонок в школе нет. И вы сейчас узнаете правила пользования библиотекой.

Правила пользования книгами.


    Чистая книжка - это приятно! Не оставляй на ней ты пятна. Привычку скверную оставь: листая, пальцы не слюнявь!


    В обложку книгу обверни. Где взял её- туда верни! Запомни! Книга- лучший друг, но только не для грязных рук!


    Загнуты в книжке все листы! А про закладку помнишь ты? Переплет не выгибай. Бумажный он- не забывай!


    Наши правила запомни! И старайся выполнять. И тогда…интересные секреты книжки будут раскрывать!

Библиотекарь: Я уверена, что некоторые из вас уже умеют читать. Есть такие ребята? Поднимите руки. А остальные ребята совсем скоро научатся читать. И тогда без помощи мамы и папы смогут путешествовать по Книжному государству.

А еще в библиотеке есть книги, которые на дом не выдаются. Почему? Потому что есть такие книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это справочники, словари, энциклопедии и другие книги, которые часто пользуются читатели. Этими книгами можно пользоваться только в помещении библиотеки, поэтому в читальном зале есть столы для работы. В читальном зале все работают и ведут себя тихо.




В читальном зале тишина

Нам особенно нужна

Уходите разговоры, -

В вестибюли, коридоры

Фантазировать, мечтать.

Библиотекарь: Сегодня у нас необычный гость, узнаете:


    Лечит маленьких детей.


Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор …(Айболит)

Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята!
У нас в библиотеке есть необычная больница. Книжки, как и люди, тоже болеют. Правда, они не чихают и не кашляют. Они как-то незаметно начинают болеть: желтеть, сохнуть, рассыпаться по листочкам (показывает стопку таких книг).
Эти терпеливые больные не плачут, не стонут, не жалуются.
И вот тут на помощь им прихожу я и мои друзья. Мы их лечим (показывает подклеенные книги).
- Если у книги разорван лист, его надо подклеить скотчем, чтобы был виден текст.
- Мятую страницу можно разгладить, если положить ее между листами не очень плотной бумаги и прогладить теплым утюгом.
- Следы от пальцев и карандашей нужно стереть мягким ластиком.
- Если у книжки оторвалась обложка или переплет, нужно из марли или ситца вырезать полоску шириной 5 – 6 см в высоту книги. Намазать ткань клеем и прижать так, чтобы внутренняя сторона обложки и первый лист сошлись. То же самое сделать в конце книги, а потом положить книгу под груз.
Библиотекарь: Доктор Айболит познакомил вас с некоторыми приемами лечения больных книг. Если у вас что-то случится с книгами, приходите к нам в "Книжкину больницу", мы вам поможем полечить вашу больную. А сейчас мы прощаемся с Доктором Айболитом и послушаем стихотворение С.Маршака "Книжкины жалобы, или чего книга желала бы". Королева-книга читает стихотворение.
Я – книга! Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Мой переплет не выгибай,
Мой корешок не поломай!
Привычку скверную оставь,
Листая, пальцы не слюнявь!
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Не загибай мои листы,
А про закладку помнишь ты?
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.

Библиотекарь: А сегодня у нас еще необычный гость – это Бабушка-Загадушка, она принесла с собой для вас загадки.

Бабушка-Загадушка:

Говорит не говорит,

Слышать не слышит,

А все знает

И нам объясняет (Книга)

У стены большой и важный –

Дом стоит многоэтажный,

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже! (Книжный шкаф)

Я всё знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться (Книга)

Черные, кривые,

От рождения немые

А как только встанут в ряд

Сразу вдруг заговорят (Буквы)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)

Бабушка-Загадушка: Я загадала вам несколько загадок, и все они посвящены книге, чтению. Потому что книги имеют большое значение в жизни человека.

Я к вам обращаюсь, мои милые дети,

Полезнее книги нет вещи на свете,

Пусть книги друзьями приходят в дома:

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

И еще несколько советов от Бабушки-Загадушки:

Читайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного.

Книгу надо дочитывать до конца.

Во время чтения книги рассматривайте рисунки.

Если встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении.

Библиотекарь: Сегодня мы с вами много говорили о том, из каких отделов состоит библиотека, как надо и как не надо обращаться с книгами, чтобы проверить как вы это запомнили мы проведем викторину.


    Как называется отдел в библиотеке, где выдаются книги на дом? (абонемент).


    Что такое «читальный зал», для чего он нужен в библиотеке? (поработать со справочным фондом или почитать журналы).


    Какие отделы есть в нашей библиотеке? (абонемент, читальный зал, хранилище).


    Как называется специальная тетрадка, в которой библиотекарь записывает книги, выданные на дом? (формуляр).


    Как переводится на русский язык слово «библиотека» (книгохранилище).


    Ты получил новые учебники, как за ними ухаживать? (надеть обложку и сделать закладку).


    Назови библиотечную мебель (стеллажи, каталожные ящики, кафедра)


    Для чего в библиотеке делают книжные выставки? (для облегчения выбора книг).


    На сколько дней выдаются книги на дом в библиотеке? (10 дней).


Молодцы, ребята, вы нам очень понравились, мы ждем вас в библиотеке. А скажите, вам понравился наша экскурсия. Если да, то вы поднимите красные карточки, если нет, то зеленые.