Отмена открепительных удостоверений на выборах президента. Про отмену открепительных удостоверений

Сегодня Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении пакет законопроектов об отмене открепительных удостоверений на выборах.

Законопроекты позволяют избирателям, отсутствующим в день выборов по месту регистрации, голосовать по заявлению о включении в список избирателей по месту голосования. Наблюдатели получат право знакомиться со сведениями об избирателях, подавших такие заявления.

Удачное совпадение

В 2018 г. выборы президента приходятся на неделю, на которую выпадает Международный женский день 8 марта. В соответствии с принятой поправкой выборы могут быть перенесены на следующее воскресенье, которое выпадает на 18 марта и совпадает с 18 марта, днем присоединения Крыма к России.

Сроки подачи заявления - от 45 дней до 14 часов за день до голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта, а также через портал госуслуг либо через МФЦ. На заявления будут наклеивать особые марки во избежание подделок. В день голосования избиратель может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта того, что он не проголосовал на другом избирательном участке.

Если в мае законопроекты примет Совет Федерации и одобрит президент, новый порядок голосования пройдет испытание более чем в 20 регионах, где осенью будут выбирать губернаторов и депутатов. «Мы не скрываем, что для нас это серьезное тестирование перед выборами президента», – говорил ранее зампред ЦИК Николай Булаев.

Отмена открепительных удостоверений была в списке по повышению явки на президентских выборах, по некоторым оценкам, рост явки может достигать 10%. Недавно начальник управления внутренней политики президента Андрей Ярин заявил, что о показателях в 70% явки и 70% голосов за основного кандидата на предстоящих президентских выборах речи не идет, главное - обеспечить прозрачность выборов. Ранее собеседники «Ведомостей» в администрации президента говорили о необходимости реализации на президентских выборах формулы «70 на 70». Согласно мартовскому опросу ВЦИОМ, уже сейчас 69,9% россиян говорят, что примут участие в выборах.

МОСКВА, 24 мая — РИА Новости. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении пакет законов, которые позволяют голосовать на выборах по месту пребывания без открепительных удостоверений.

Проекты с поправками в избирательное законодательство внесли в Госдуму 3 марта сенаторы Андрей Клишас и Анатолий Широков. Депутаты одобрили их в основном чтении 19 мая.

Голосование без открепительных

Человек, который в день голосования будет находиться в другом городе или регионе, сможет подать в избирательную комиссию заявление о том, чтобы его включили в список избирателей по месту пребывания. Сроки подачи заявлений определит ЦИК в ограниченных пределах — не ранее чем за 45 дней и не позднее 14 часов местного времени дня, предшествующего дню выборов. Гражданин сможет проголосовать один раз, а заявление на включение в список избирателей можно подать только на один избирательный участок и только лично по предъявлении паспорта.

Подать заявление можно будет через портал госуслуг или в МФЦ, если это будет предусмотрено Центризбиркомом. Если в день выборов гражданин все же придет на участок по месту жительства, то он сможет проголосовать только по решению участковой избирательной комиссии, когда проверят, что он не голосовал на участке по месту нахождения, указанному в заявлении.

Закон предусматривает и способы защиты заявлений от подделок, в частности с использованием специальной марки. При этом устанавливается учет марок, в том числе при их передаче избирательным комиссиям, а также отчетность по их использованию. В этом случае голосование по открепительным удостоверениям и досрочное голосование не проводятся.

Выборы президента — 2018

Согласно действующему законодательству, голосование проходит во второе воскресенье марта. В пакете поправок есть положение о том, что если второе воскресенье является совмещенным, послепраздничным или рабочим днем в связи с переносом праздников, день голосования переносится не на предыдущее, а на следующее — то есть третье — воскресенье месяца. В 2018 году это будет 18 марта (День воссоединения Крыма с Россией).

Кроме того, закон исключает требование об обязательной заблаговременной передаче в избирательную комиссию списка наблюдателей, а также об обязательном направлении наблюдателя только на один избирательный участок.

Штрафы за нарушения

Закон увеличивает до 30 тысяч рублей штрафы за неоднократное голосование одного человека, за организацию незаконного голосования, за незаконную выдачу избирательного бюллетеня в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя, за выдачу заполненного бюллетеня, а также за получение таких бюллетеней, а в случае повторного нарушения — до 50 тысяч рублей. За нарушение порядка использования специального знака (марки) и за использование поддельной марки в Кодексе об административных правонарушениях устанавливается наказание, аналогичное тем, что предусмотрены за махинации с открепительными удостоверениями.

Видеонаблюдение и съемка на участках

Закон закрепляет возможность видеонаблюдения в помещениях для голосования и трансляции изображения для обеспечения избирателей информацией о ходе голосования. Перечень информирующих о ходе выборов СМИ, помимо традиционных, дополняется сетевыми средствами массовой информации.

Также законодательно устанавливается право наблюдателей производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя или секретаря участковой комиссии.

Разукрупнение участков и переходные положения законопроекта

Закон предусматривает исключение пятилетнего срока образования избирательных участков (участков референдума) и устанавливает возможность пересмотра их перечня и границ, в том числе путем разукрупнения участков, то есть уменьшения максимальной численности избирателей на участках с трех тысяч до полутора тысяч человек. Однако разукрупнение будет возможно только после согласования с избирательной комиссией региона и последующего согласования с ЦИК.

Пакет законов в случае одобрения Советом Федерации и после подписания президентом вступит в силу со дня официального опубликования, за исключением переходных положений. Так, норма об исключении пятилетнего срока образования избирательных участков (участков референдума) и возможности пересмотра их перечня и границ в целях разукрупнения вступит в силу с 1 октября 2017 года, после единого дня голосования.

Проект закона о внесении изменений в закон о выборах Президента, внесённый сенатором Клишасом, до внесения одобренный Центральной избирательной комиссией России.

Самой главной новацией законопроекта является отмена открепительных удостоверений на выборах Президента России. Предполагается включение избирателя в список избирателей на основании письменного заявления, поданного заблаговременно на любом участке по месту временного нахождения или же на основании простой явки избирателя на специально определённые для этих целей избирательные участки или же на любой участок, находящийся за рубежом.

Институт открепительного удостоверения существует в нашем законодательстве с приснопамятного 1937 года. Статья 15 Положения о выборах в Верховный Совет СССР, принятого 4-й сессией ЦИК СССР VII созыва 9 июля 1937 года устанавливала: "При перемене избирателем места своего пребывания в срок между опубликованием списка избирателей и днем выборов соответствующий Совет депутатов трудящихся выдает ему по форме, установленной Центральной избирательной комиссией, «удостоверение на право голосования» и отмечает в списке избирателей — «выбыл»; в пункте нового местожительства — постоянного или временного — избиратель вносится в список избирателей при пред"явлении удостоверения личности, а также «удостоверения на право голосования».

В телепередаче "Старая квартира", шедшей в конце 1990-х годов, один из агитаторов, работавших на советских выборах, вспоминал, что при помощи открепительных удостоверений во времена социализма "нагоняли" явку до 99 процентов: заранее при обходе квартир определялись те граждане, которые не пойдут на выборы, после чего таким нехитрым способом они исключались из списка избирателей. Может, так оно и было: советские "выборы" - феномен изученный не слишком хорошо.

Так что открепительное удостоверение - явление хорошо изученное и достаточно активно применяемое. Особенно с учётом того, что всё больше и больше россиян живут или пребывают в день голосования не по месту официальной регистрации по месту жительства.

Правда, если в 1937 году избирателю по предъявлению удостоверения выдавали весь комплект бюллетеней по соответствуюющему участку, то сейчас он обеспечивается только бюллетенями своего округа. А, находясь вне округа, только бюллетенями по пропорциональному голосованию. В-общем, на президентских выборах всё понятнее всего - любой избиратель может получить бюллетень образца, единого для всей федерации, а то, в каком именно регионе он его получит, для итогов голосования по стране в целом не имеет никакого юридического значения: бюллетень один, победитель тоже один.

Зато приёмка с Гознака, рассылка по регионам и пересчёт в регионах открепительных удостоверений с последующей передачей в районы, а оттуда - в участковые комиссии - это замечательный вид спорта для членов избирательных комиссий всех уровней. Сначала принять и пересчитать, потом - выдать избирателям и учесть в протоколах комиссий. И чтобы всё сошлось до одной штуки. Бланки строгой отчётности, как-никак.

Воспоминания наблюдателей в различных регионах страны могут позволить увидеть разные способы возможных нарушений с открепительными удостоверениями - от выдачи бюллетеней не по своему округу до выдачи открепительных одним лицам с вписыванием в них других лиц. Благо, в Калининградской области такого не было, так что нам в этом плане есть чем гордиться. Но описываемые нарушения объединяет то, что для них и открепительные удостоверения не нужны и являются лишь дополнительным предметом антуража, в то время, как для большинства избирателей их получение может представлять известную сложность.

Ну отвыкли уже избиратели ходить на участок более одного раза, а потому избирательное право, за которое прежде боролись, приходится превращать в удобный клиентский сервис.

В 21 веке информационные технологии теоретически позволяют сделать единый список избирателей для всей страны или всего региона, чтобы избирателю было достаточно прийти куда угодно. Разве что за исключением "медвежьих углов" и иных районов, куда и так особо не захочешь добираться или же требуется непропорционально много времени, чтобы добраться. А потому вполне можно было бы поставить систему голосования в режим "реального времени", чтобы, подобно расчёту банковской картой, система сразу фиксировала, голосовал уже избиратель в другом месте или не голосовал. Даже явку можно будет вести ежесекундно, не говоря об отсутствии необходимости возни с большим количеством бумажной документации, которую потом всё равно изучают единицы.

Только вот понятно, что вопрос не столько в технических возможностях формирования единого электронного реестра избирателей на каждом участке (или же - вообще голосования из дома через систему "Госуслуги"), а в доверии к этой процедуре со стороны гражданского общества. В разных странах её решают по-разному. В Армении, например, вывешиванием распечатанных списков каждого участка на стене. Но, при желании, любую даже самую зарегламентированную и задокументированную процедуру можно использовать для злоупотреблений (или же, что ещё проще, заявить о мнимых злоупотреблениях), если к ней не будет доверия. Даже если она будет абсолютно прозрачной.

Только вот доверие повысить одними институциональными методами достаточно сложно. Оно формируется постепенно, десятилетиями, причём - в совершенно различных институтах и разными способами. Но вот как это делать - совсем другая история, к которой открепительные удостоверения не имеют никакого отношения.

Наконец нашёл законопроект по выборам Президента. Понимаю, что времени на внесение изменений уже нет, но явно опять законодатели предлагают что-то не то. На выборах Президента предлагается полностью отказаться от открепительных удостоверений. Отмена открепительных удостоверений лишит часть граждан возможности проголосовать на выборах.

Хотел бы «заступиться» за открепительные удостоверения. Механизм работающий, отлаженный, полностью заменить его предлагаемым в пункте 4.1 статьи 27 ФЗ не получится. Временной лаг в 3 дня с крайнего срока подачи заявления в УИК по месту пребывания до дня голосования (не уверен, что в окончательном варианте не окажется больше) это дыра в конституционных правах избирателей.

Пример – избиратель в эти три дня приехал в командировку, в отпуск, просто решил на выходные приехать в крупный город (в Москву на день Крыма). Он не подпадает ни под один пункт предлагаемого законопроекта. При наличии открепительных талонов данная коллизия исключена.

Основной аргумент против открепительных удостоверений не выдерживает никакой критики. Видите ли общество считает, что открепительные удостоверения используются для фальсификаций (согласен, так как в теме) – где доказательства, статистика и так далее? Общество считает, что фальсификации совершаются на всех этапах выборов – что, выборы отменить?

Общество против голосования по открепительным, потому что представляет следующий механизм – человек по ОДНОМУ открепительному голосует на нескольких участках. При существующем механизме учёта голосования по открепительным удостоверениям факт многократного использования открепительного удостоверения выявляется очень просто. По закону избиратель, голосующий по открепительному удостоверению, вносится в соответствующий список. Открепительное удостоверение ОТБИРАЕТСЯ при выдаче избирателю бюллетеней, убирается в конверт и этот конверт с открепительным сдаётся в ТИК вместе со всеми остальными документами. Т.е. при работе «по закону» использовать открепительное несколько раз просто невозможно. Если открепительное не забрать, в конверте или пусто, или не хватает открепительных. Дать право наблюдателям при подозрении на фальсификации с открепительными проверять документы, сданные в ТИК и фальсификации мгновенно вскрываются. Протокол выдачи бюллетеней по открепительным удостоверениям не бьётся с количеством открепительных в конверте (конвертах) с открепительными.

Что предлагается вместо открепительных удостоверений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон
"О выборах Президента Российской Федерации"

11) в статье 27:

а) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:

"4.1. Избиратель, находящийся в день голосования вне своего места жительства, может быть включен в список избирателей по месту нахождения на основании заявления о включении в список избирателей по месту нахождения. В заявлении указываются адрес места нахождения избирателя в день голосования, адрес места жительства избирателя, дата рождения, место рождения, серия и номер паспорта. В случае подачи избирателем заявления о включении его в список избирателей по месту нахождения избиратель исключается из списка избирателей по месту своего жительства, о чем в соответствующей строке списка избирателей делается отметка: "Подал заявление о включении в список избирателей на избирательном участке №" с указанием номера избирательного участка, а при необходимости и наименования субъекта Российской Федерации. Обмен между избирательными комиссиями информацией о подаче избирателем заявления о включении его в список избирателей по месту нахождения осуществляется в том числе с использованием ГАС "Выборы". Порядок и сроки подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения, а также порядок обеспечения соответствующей избирательной комиссией возможности участия в голосовании избирателя, подавшего указанное заявление, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации." - пока предполагается, что заявление можно будет подать не позже, чем за 3 дня до выборов.

То есть эта инициатива относится к избирателям, которые уже находятся на месте, где собираются голосовать, но не зарегистрированы в этом районе, причём они знают УИК, на котором будут голосовать. А открепительные удостоверения позволяют осуществить своё конституционное право проголосовать на выборах тем, кто СОБИРАЕТСЯ проголосовать там, где он окажется в день голосования. И он понятия не имеет, на каком УИК ему будет удобно проголосовать. Две совершенно разные категории граждан.

Москва. 24 мая. сайт - Госдума на заседании в среду приняла в третьем, окончательном, чтении пакет законов об отмене открепительных удостоверений на выборах.

Принятый закон устанавливает возможность голосования по заявлению избирателя. Это коснется тех граждан, которые в день голосования будут отсутствовать по месту регистрации. Устанавливается право наблюдателей знакомиться со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения.

Поправки определяют, что избиратель, который будет находиться в день голосования вне своего места жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту нахождения в порядке, установленном ЦИК РФ.

Сроки подачи заявления предлагается устанавливать ЦИК РФ в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней и заканчивается в 14 часов за день до голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта, а также с использованием портала госуслуг либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. На заявлениях будут наклеиваться специальные марки во избежание подделки заявлений.

Избиратель, подавший заявление о включении его в список избирателей по месту проживания, исключается из списка избирателей по месту регистрации. Оговаривается, что избиратель, подавший заявление, может быть включен в список избирателей по месту своего нахождения только на одном избирательном участке.

В день голосования избиратель может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта того, что он не проголосовал на другом избирательном участке.

Кроме того, административная ответственность за злоупотребление предоставляемыми правами, за недобросовестные действия. Увеличиваются с 3,5 тыс. руб. до 30 тыс. руб. размеры штрафа за выдачу избирательного бюллетеня в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо за выдачу гражданину заполненного избирательного бюллетеня, а также за получение такого бюллетеня. Ответственность за неоднократное такое административное правонарушение составит 50 тыс. руб.

Поправка в закон о выборах президента также устанавливает, что "если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы президента РФ, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или это воскресенье приходится на неделю, включающую нерабочий праздничный день, или это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье".

В 2018 году выборы президента, как ожидается, придутся на неделю, на которую выпадает Международный женский день 8 марта, и в соответствии с предлагаемой поправкой выборы могут быть перенесены на следующее воскресенье, которое, в свою очередь, выпадает на 18 марта.