Проведение процедуры согласования местоположения границ земельного участка. Согласование при межевании

Собственники часто решают разногласия по поводу прохождения границ между участками в порядке согласования границ при межевании земельного участка. Для их разрешения необходимо определить границы наделов. Порядок согласования границ мы расскажем в этой статье.

Решение вопроса о границах

Для того чтобы согласовывать границы, потребуется личное присутствие владельца надела или его представителя. Представитель действует на основании доверенности, заверенной в нотариальной конторе.

Алгоритм, как провести межевание

  • Собрать документы, подтверждающие, что земля принадлежит вам на законных основаниях.

Например, права владения подтверждает договор купли-продажи, дарения, свидетельство о праве собственности и другие документы. Не забудьте оформить доверенность, если ваши интересы будет защищать представитель.

  • Подписать с кадастровым инженером соглашение об оказании услуг. Инженер составляет акт, который является основанием для регистрации в кадастре недвижимости. Согласовывает с владельцами наделов процедуру межевания.
  • Подождать, пока будет изготовлено межевое дело.

Инженер подготавливает этот документ в электронном виде. Для заверки проставляется усиленная электронная цифровая подпись.

Совет. Если вам нужно получить межевое дело в бумажном виде, рекомендуем обговорить этот пункт в соглашении. Соглашение конкретизирует, в каком виде кадастровый инженер подготавливает межевое дело.

  • Оплатить пошлину.

Триста пятьдесят рублей нужно уплатить, чтобы зарегистрировать право владения на землю (подпункт 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса).

  • Передать пакет документов для регистрации специалистам подразделения Росреестра.

Вы можете передать документы лично или направить по почте ценным письмом. Если вам удобнее обратиться в электронном виде, воспользуйтесь сайтом gosuslugi.ru. Также для приема документов работают специалисты многофункциональных центров государственных услуг.

Квитанция об оплате не является обязательным документом для регистрации. Но мы рекомендуем представить этот документ. Государственные служащие могут отказать в регистрации, если в системе не будет информации, что вы оплатили пошлину. Поэтому во избежание досадных недоразумений доказательство оплаты лучше приложить к документам.

  • Обратиться в Росреестр для получения подтверждающих документов.

Закон отводит на процедуру регистрации десять дней. Срок отсчитывается с даты, проставленной на штампе о приеме документации. При подаче документов через многофункциональный центр государственных услуг срок увеличивается до двенадцати рабочих дней.

Порядок определения границ

  1. Подписание соглашения.

Кадастровый инженер начинает свою работу после того, как вы подписали договор подряда и оплатили его услуги.

3 фактора, от которых зависит цена на услуги кадастрового инженера:

  • место, где расположен участок;
  • сложность рельефа;
  • время для осуществления работ.

Стоимость услуг начинается от шести тысяч рублей. Если процедура касается земель сельскохозяйственного назначения, то разметка одного гектара будет стоимость порядка двенадцати тысяч рублей.

  1. Перед тем, как провести работы, рекомендуем ознакомиться с вопросом о цене. Инженеры, работающие в государственных структурах, руководствуются специальной методикой. В основе определения стоимости лежит сложность работ и стоимость одного нормочаса. Частные структуры используют свои алгоритмы расчетов, поэтому обращение к ним обойдется вам дороже.
  2. Сообщение соседям о согласовании границ смежных наделов.

Без подписи соседей работы провести нельзя. Такое правило установил закон (пункт 10 статьи 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности»). Письменное сообщение о работах направляется собственникам смежных наделов за тридцать дней до начала проведения работ.

Порядок извещения владельцев смежных наделов

3 основных пункта извещения:

  • место и время проведения собрания;
  • информация о кадастровом инженере с указанием контактов для связи (электронная пота, номер телефона);
  • алгоритм ознакомления с межевым планом.

Закон перечисляет остальную информацию, которая указывается в уведомлении. Соседи получат основание для судебного оспаривания работ, если у них будут возражения против итогов согласования.

Часто происходит так, что соседи не знают об утверждении границ, хотя закон установил правило и предписывает обязательную форму уведомления. Формально порядок для согласования границ при межевании земельного участка не нарушается. На практике работы часто осуществляются без согласования. Ситуация возникает, потому что неизвестны адреса проживания соседей. Если нет информации, куда направлять извещения, сведения публикуются в местной прессе. Поскольку местные газеты читают далеко не все владельцы, начинаются злоупотребления. Появляется возможность прирезать к своему участку соседнюю площадь. Поэтому суды рассматривают так много споров о земельных границах, определенных без согласования.

  1. Выезд инженера на место.

После того, как уведомления направлены, инженер выезжает на место и производит замеры площади надела. Точки координат определяются специальным оборудованием. Сведения, полученные инженером, проводившим работы, согласовываются с заинтересованными лицами. Работы с наделом ведутся на протяжении двух недель. Для подсчета общего срока сюда добавляется тридцать дней на извещение других владельцев, а также время для составления межевого дела. Заполнение межевого дела составляет приблизительно полтора месяца, при условии, что документация будет корректно оформлена.

  1. Согласование плана.

Это важный момент в проведении работ. Соседи должны дать свое заключение о границах. Согласие смежных владельцев нужно, чтобы избежать судебных споров о местах прохождения границ.

4 основных пункта межевого плана:

  • место прохождения границ земельного надела и соседской земли;
  • алгоритм для исчисления площади;
  • информация об ограничениях на территории участка;
  • информация об изменении границ земли во время проведении работ.

Согласовательный акт

Акт согласования в обязательном порядке прилагается к межевому делу. Документ имеет юридическую силу, когда в нем проставлены подписи всех лиц, имеющих интерес по рассмотренному вопросу. Когда другие заинтересованные лица согласия не выразили, но и мотивированный отказ не написали, считается, что они согласны с актом.

Важно! Межевой документ должен содержать уведомления об отправке извещений лицам, имеющим интерес по делу.

Инженер, которого вы выбрали проводить работы, обязательно включает письменные возражения в акт, если они имеются у соседей. Ошибочное межевание земельного участка и согласование приводит к тому, что сотрудники кадастровой палаты отказываются утверждать границы.

Решение разногласий, возникших при утверждении границ

Если работы проведены некорректно, рекомендуем обратиться с заявлением об устранении ошибок в кадастровую палату. Информация о том, что возражения сняты, заносится в согласовательный акт. Когда вопрос об определении границ мирно решить не получилось, остается обращаться с исковым заявлением в суд. Предупредим, что при подаче иска возникают сложности с оплатой пошлины. Когда требования носят неимущественный характер, размер платежа составит триста рублей. Но судья может отказаться принять иск, указав на то, что заявлены требования об имуществе. По имущественным спорам размер платежа напрямую зависит от цены имущества. По этой причине рекомендуем уточнить сумму пошлины в суде.

3 важных нюанса, которые включаются в иск:

  • указать границы, существующие на местности больше пятнадцати лет;
  • указать ответчиком владельца соседнего участка, третьим лицом будет орган регистрационного учета, а также инженер, производивший замеры;
  • четко сформулировать требования. Суть требований зависит от обстоятельств дела. Вы можете заявить требования о признании границ технической ошибкой. Второй вариант – это заявить прошение об определении места, где проходит граница с соседской землей.

Исковое заявление судья оставит без движения, если не приложена квитанция об оплате государственной пошлины или отсутствуют копии иска по числу участвующих лиц. Для подтверждения требований рекомендуем приложить копию межевого дела, а также документы, подтверждающие права на участок. Иски принимают суды по месту, где находится земельный надел.

Совет. Если вы потратились на юриста, просите в иске компенсировать расходы на представителя. Затраты компенсирует проигравшая сторона.

Определение границ без участия соседей

Закон определил случай, когда согласования с соседями не потребуются. Решения судов нужно обязательно исполнять, гласит статья 13 Гражданского процессуального кодекса. После того, как вы получили судебное решение, нужно обратиться к специалистам кадастровой палаты. Нужно подать заявление об уточнении границ участка, утвержденных решением суда. Кадастровая палата обязательно должна выполнить решение суда. Одобрение владельцев смежных участков получать не требуется.

Заключение

Земля остается предметом споров. Решение вопроса о границах потребует расходов. Цена вопроса зависит от стоимости услуг кадастровых инженеров, территории, где расположен участок, сложности рельефа и других факторов.

Сориентируем по срокам работ. Много времени измерения не отнимут. За две недели работы выполняются необходимые измерения. К срокам добавляется время на извещение соседей, которое составляет тридцать дней. Если возникают разногласия с другими заинтересованными лицами, вопрос об определении границ окончательно решится в суде.

При выполнении кадастровых работ в целях кадастрового учета уточнения местоположения границ земельного участка местоположение границ подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
Под заинтересованными лицами в данном случае понимаются:
1) лица - собственники смежных земельных участков (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены:
- гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование;
- юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) землевладельцы и землепользователи, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или праве аренды на срок более пяти лет (если собственником земли является публичное образование).
Предметом согласования с заинтересованным лицом является определение местоположения границы земельного участка (в отношении которого проводятся кадастровые работы), одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ либо с установлением границ земельных участков на местности, либо без установления границ земельных участков на местности.
Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением следующих случаев:
1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются:
- лесными участками;
- земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов;
- земельными участками в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;
3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.
Закон о государственном кадастре недвижимости выделяет две формы согласования местоположения границ: коллективная форма (путем проведения собрания со всеми заинтересованными лицами) и индивидуальная форма согласования с каждым заинтересованным лицом. Право выбора конкретной формы принадлежит кадастровому инженеру.
Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
Извещение о проведении собрания вручается заинтересованным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.
Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:
1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Извещение должно содержать в том числе сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, сведения о кадастровом инженере; порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения; место, дату и время проведения собрания о согласовании местоположения границ. Полный перечень сведений, обязательных к включению в извещение, содержится в ст. 39 Закона о государственном кадастре недвижимости.
Извещение о проведении собрания должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не позднее чем за 30 дней до дня проведения собрания. Извещение должно содержать срок для направления заинтересованными лицами возражений по местоположению границ, который не может составлять менее 15 дней с момента получения заинтересованным лицом извещения.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением случая, когда надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием.
В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным с таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Если же местоположение границ земельных участков не согласовано с заинтересованным лицом и такое лицо представило в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Еще по теме 3.3. Порядок согласования местоположения границ земельных участков:

  1. § 3. Порядок предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта
  2. § 2. Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта
  3. 2.6.1. Установление границ земельного участка на местности (межевание участка)
  4. Глава VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
  5. 2.2. Особенности предоставления земельных участков с предварительным согласованием места расположения объекта строительства
  6. § 1. Основания предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта
  7. 2.1. Обращение с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта

В государственном кадастре недвижимости существует такой термин, как определение границ земельного участка. В данной статье речь пойдет именно об этом.

Нормами действующего федерального законодательства предусмотрено, что согласованию заинтересованными лицами подлежит расположение границ землевладения, которое представляет собой границу иной, соседней земли, и именно это расположение определяется путем определения координат поворотных точек. Это и дает основание для согласования границ землевладения.

Кто проводит согласование границ земельного участка

Согласование земельных границ осуществляет кадастровый инженер в ходе исполнения работ, связанных с оформлением межевого плана. В дальнейшем данный документ предоставляется заявителем или его представителем в уполномоченный орган для осуществления кадастрового учета.

Помните, что границы землевладения возможно согласовать лишь при уточнении места их расположения. Именно кадастровый инженер ответственен за соблюдение порядка согласования расположения границ.

Процедура согласования границ земельного участка с соседями

Вышеуказанное мероприятие подразделяется на несколько этапов:

  • Подготовка. При осуществлении указанного этапа специалист выявляет круг заинтересованных лиц, которые будут участвовать в процедуре, определяет, каким образом будет проходить согласование (при помощи проведения собрания или в персональном порядке), а также доводит сведения до надлежащих субъектов о предстоящем собрании. Уведомить о названном мероприятии кадастровый инженер может вручением извещения, направления или опубликования в тридцатидневный срок до даты начала собрания. При отказе заинтересованного лица от принятия указанной бумаги его считают уведомленным законным способом;
  • Согласование границ. Специалист, ответственный за исполнение мероприятия, должен удостовериться в полномочиях заинтересованных лиц либо их поверенных, обеспечить право на изучение проекта межевых работ, и подробным образом разъяснить его суть, обозначить землевладельцам или их поверенным подлежащее согласованию расположение границ земли непосредственно на месте;
  • Завершающий этап. Кадастровым инженером осуществляется подготовка акта согласования расположения границ земли. Данный документ исполняется на обороте чертежа конкретной территории. Если вы собираетесь произвести согласование земельных границ, обратите внимание на обратную сторону акта о согласовании. Если чертеж объекта не отображен, рекомендуется его не подписывать. Границы считают согласованными, если в акте о согласовании расположения земельных границ проставлены все подписи, а также в ситуации, когда заинтересованным лицом в обозначенный период времени не был подписан акт по согласованию или не заявлено письменного несогласия.

Извещение о проведении согласования границ земельного участка

Законодателем разработан особый алгоритм уведомления заинтересованных лиц в отношении проведения собрания. Кадастровый инженер извещает их по почте, вручает лично под расписку, либо опубликовывает информацию при помощи СМИ.

Документ, извещающий о проведении собрания предоставляется, публикуется или отправляется не позже, чем в тридцатидневный срок до момента, когда собрание будет проведено. Это объясняется тем, что заинтересованным лицам надлежит изучить проект межевого плана, чтобы в будущем подписать соответствующую бумагу или выразить свое несогласие.

При отказе владельца соседней земли от принятия вышеуказанной бумаги, такое лицо принимается извещенным законным путем.

Кадастровым инженером подводятся итоги процедуры посредством акта согласования расположения земельных границ, который должен находиться на обратной стороне чертежа конкретного объекта.

При согласовании границ либо проставлении своей подписи на акте согласования удостоверьтесь в наличии чертежа земельного участка на обороте акта. Если его нет, рекомендуется воздержаться от подписания подобного документа.

Что делать, если соседи не согласны с границами участка

При несогласии владельцев соседних земель с определением границ, они должны написать и представить ответственному специалисту перечень своих обоснованных возражений в отношении их расположения.

Кадастровый инженер при этом обязан зафиксировать возражения в приложении к межевому плану.

Поэтому при согласовании либо отказе в этом, данное обстоятельство следует проверять. Разрешение любых спорных ситуаций, которые возникают при исполнении данной процедуры, происходит при помощи норм земельного законодательства, действующих на территории нашей страны.

Что делать, если соседи отказываются подписывать акт согласования границ

Если вы хотите отмежевать свой участок и определить его границы, а владелец смежной земли не соглашается на подписание акта по согласованию расположения земельных границ или уклоняется от его подписания, обращайтесь с исковым заявлением в судебные органы.

Осуществление защиты гражданских прав возможно только теми способами, которые установлены законом. При неверном выборе способа защиты прав на землю возможен отказ в иске по формальному основанию. В подобных случаях верный выбор заявления, который необходимо подавать в суд, зависит от того, является ли ваш сосед владельцем самостоятельной смежной земли или он – один из собственников общего с вами землевладения. Оба случая нужно рассмотреть более подробно.

Если сосед имеет в собственности отдельную смежную землю, к примеру, при соседнем жилом объекте, то верным будет обращение в судебные органы с исковым заявлением об установлении границ вашего землевладения.

К искам о правах на недвижимость относятся иски об установлении границ землевладения. Конфликт между владельцами соседних земель о расположении земельных границ – это спор о праве на недвижимость, и он должен разрешаться посредством подачи в государственный орган искового заявления об установлении границ земельного участка.

Обращение с указанным требованием является индивидуальным методом защиты нарушенного права, направленным на ликвидацию неопределенности прохождения границы земли и урегулирование конфликта о принадлежности определенной части участка. В рамках подобного требования устанавливаются смежные границы между территориями. Происходит это на основании координат поворотных точек.

При обнаружении ошибок в определении координат границ соседней земли, допущенных при размежевании вашей земли, которые уже внесены в ЕГРН, заявите в рамках искового заявления об установлении границ вашего участка, дополнительные требования о признании недействительным и исключении из сведений ЕГРН описания расположения границ земли соседа.

Вторая ситуация имеет место в случае, когда ваша земля и участок соседа, с которым возникли разногласия, находятся при одном жилом доме. Во время земельной реформы собственникам одного домовладения и правоустанавливающей документации на землю оформлялись с обозначением конкретных размеров земли в квадратных метрах или долях гектара.

Согласно действующим правовым нормам, общий участок земли под одним домовладением считается принадлежащим по праву общей долевой собственности, несмотря на первоначальную фиксацию долей в единицах площади. В подобных условиях способ защиты прав на недвижимость будет иным. Требовать установления либо изменении земельных границ в таких обстоятельствах неверно.

  1. По-моему, если в суде КИ спросят, почему он не согласовал границу с соседом, хотя тот и живет здесь же, и пользуется землей много лет, и КИ будет объяснять, что сосед не правообладатель, а просто землепользователь, это будет совсем не аргумент:)
  2. Речь не о соседе, который пользуется землей много лет, а о землях общего пользования - улицах, проездах, проходах. Это, как правило, неразграниченная государственная собственность. Вот есть ли у земли, права на которую не зарегистрированы, законные правообладатели, и с кем надо ее согласовывать - с главой администрации, с тем, кому он делегировал права на согласования, и тут потянутся "радости" выяснения отношений с КП, потому как им не нравятся, как происходит делегирования полномочий глав администраций.
  3. ayratus сказал(а):

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    вы не правы. в 221 ФЗ четко сказано, кто и на каком праве должен согласовывать. Нам сейчас дали отказ, что мы не согласовали границу со смежником. мы в заключении все обьяснили сразу. что по той границе участок не сформирован, документов нет на землю никаких - следовательно, это муниципальная земля. по 221 в 39 статье, согласуются только участки с определенным правом и отказ по тому, что мы не выполнили письмо,по которому должны подписывать органы местного самоуправления, которое кстати, написанно юридически не верно и не опубликовано в печатном издании, что делает его ничтожным, совершенно противозаконно. мы подали заявление в суд на отмену решения и на открытую провакацию Росреестра, тк из за отказа начался конфликт с постоянным заказчиком-агенством недвижимости и мы несем убытки. эти козлы уже пропустили одно заседание из за типо уважительной причины: у них реорганизация и все специалисты на обучении. Но мы намеряны довести дело до конца!
    (Добавление)
    кстати, в 221 ФЗ в 39 статье идет речь только об участках, :) а изучив земельный кодекс мы теперь хорошо знаем, что участок появляется, если его границы определены соотвественно законов. а если не определены никак, то есть нет никаких, хотя бы первичных документов, то это не земельный участок, а земли. А земли вообще не согласуются!Наша адвокат потирает руки, уж очень любит выигрывать у госструктур.. моральное удовольствие так сказать..:))

  4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ


    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 3

    Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

  5. Юльчик сказал(а):

    О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 3
    10. Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
    Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    это вы к чему? если к согласованию, то пусть распоряжаются, но по 221 фз 39 статье согласование с 6ними не проводится. тем более участками они станут только после того, как определятся их границы.

  6. ...у соседа, вдоль нашего забора, 2 участка: один в собственности, другой в аренде, так в акте согласования границ за арендный участок расписывался нач. из администрации по земельным вопросам...
  7. Ивановна сказал(а):

    У соседа, вдоль нашего забора, 2 участка: один в собственности, другой в аренде, так в акте согласования границ за арендный участок расписывался нач. из администрации по земельным вопросам...

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    если аренда более 5 лет, то расписывается арендатор, если менее, то учсток в гос собственности и по 39 статье 221 закона никто не подписывает.
    (Добавление)

  8. Катерина сказал(а):

    в 221 четко сказано, что согласуются участки, которые находятся в собственности или владении, за исключением муниципальной и федеральной собственности. Мы подали в суд иск именно по поводу незаконных рекомендательных писем, на которых Рореестр пишет незаконные отказы.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Где так сказано?

    1) собственности
    Стоп!!
    открываем ГК РФ:






    Ну и последний пункт:

    Все.

    находящиеся находятся в государственной или муниципальной собственности..." В этом случае нужно быть повнимательней

  9. Согласен с altazir
    Просто бывают случаи, когда у ЗУ есть два правообладателя:
    1. Собственник (государственная собственность);
    2. Землепользователь(ПБП), землевладелец(ПНВ).

    Статья 39 говорит, что не надо согласовывать одновременно с двумя правообладателями. Надо согласовывать только с одним правообладателем из двух:
    1. Если землепользователем является муниципальное/казённое учреждение или орган власти, то согласовываем с только с собственником.
    2. А если землепользователем/землевладельцем является физ или юр лицо, то согласовываем с этим лицом, а с собственником не согласовываем.
    (Добавление)
    Хотя у Катерины случай другой.
    У неё вопрос стоит о том есть ли вообще участок?
    Если участок стоит на кадастре или в ЕГРП или есть в соответствующая запись похозяйственной книге, или где нибудь пылится "жёлтый" документ о предоставлении ЗУ, значит согласовывать границы надо.

  10. turochak_dda
    Ну в итоге что, мой первый пост верный?
    #10
  11. блин господа и дамы ну вы тут намудили:) почитайте внимательней
    Письмо Министерства экономического развития РФ от 19 мая 2009 г. N Д23-1465 "О согласовании местоположения границ земельных участков"

    Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу согласования местоположения границ земельных участков и сообщает.

    В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Министерство экономического развития Российской Федерации не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

    Однако полагаем возможным отметить следующее.

    Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случаях выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из вышеуказанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границы.

    Таким образом, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится.

    Одновременно следует учитывать, что согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре.

    При этом права данных лиц на земельные участки должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) либо оформлены в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

    Кроме того, в установленных федеральными законами случаях права на земельные участки возникают независимо от факта их регистрации в ЕГРП. Например, наследники являются правообладателями с даты принятия наследства, а собственники помещений в многоквартирном доме - с даты государственного кадастрового учета соответствующего земельного участка.

    Таким образом, если у правообладателя здания, сооружения, объекта незавершенного строительства не оформлены в установленном порядке права на земельный участок, то в данном случае местоположение границы земельного участка подлежит согласованию с соответствующим исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
    19.05.2009
    Заместитель директора
    Департамента недвижимости
    В.В.АНДРОПОВ
    (Добавление)
    все легко и просто нет свидетельства о регистрации права или свидетельства о праве....... значит гуляй Вася пошел согласовывать с местной администрацией и в суде так же ссылаться на это. как вы до сих пор не поймете что объекты недвижимости(дома, здания, сооружения.....) и земельный участок это хоть и является недвижимостью, но это два разных объекта и регистрируются они отдельно друг от друга

    #11
  12. Кос
    Мы в своем МУПе при межевании физлиц поступаем проще и пока отказов не было - согласовываем со всеми смежными землепользователями, именно реально живущими соседями, а за улицы или заброшенные участки подписывает глава сельсовета. Возможно, эта схема не совсем по букве закона, тем не менее, повторю, ЗКП устраивает
    #12
  13. Кос, спасибо, вот это письмо я и искал;)
    А вот КП и пишет отказ в том, что мы не согласуем земли общего пользования. Не знают своих писем, инструкций, и трактуют законы в свою сторону - о чем и разговор::write::
    #13
  14. Подскажите пожалуйста, если смежник - земли общего пользования, с кем подписывать акт согласования границ?
    #14
  15. altazir сказал(а):

    Катерина сказал(а):

    в 221 четко сказано, что согласуются участки, которые находятся в собственности или владении, за исключением муниципальной и федеральной собственности. Мы подали в суд иск именно по поводу незаконных рекомендательных писем, на которых Рореестр пишет незаконные отказы.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Где так сказано?

    1) собственности
    Стоп!!
    открываем ГК РФ:
    Статья 212. Субъекты права собственности
    1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
    2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
    3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
    Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
    4. Права всех собственников защищаются равным образом.

    Из этой и предыдущих статей(не буду хламить, если нужно глянете сами) явно видно, что термин "собственность" является собирательным и включает в себя и собственность граждан и юрлиц, и муниципальную с государственной собственностью.

    Читаем дальше ст. 39 ч. 3 221-ФЗ:
    ...(за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

    Все что находится в скобках - это ограничение при отсутствии которого следующие пункты 2 и 3 данной части просто утратили бы смысл, либо пришлось бы их уточнять как пункт 4.

    3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

    Опять в скобках ограничение, т.е если пользователь попадает в группу указанную в скобках согласование происходит не с ним, а с собственником.
    Ну и последний пункт:
    4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

    В данном пункте в скобках уточняется, что с арендатором согласуется тогда и только тогда, когда участок в аренде сроком более 5 лет и собственник МО, Субъект или РФ, в иных случаях согласуем с собственником.

    Все.
    Вы как я понимаю ошибочно термин "собственность" ограничили до собственности граждан и юрлиц, исключив из понятия государственную и муниципальную собственность. Но при такой трактовке часть 3 ст. 39 вообще получается нелогичной.

    2й вариант Вы прочли: "за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности...", как "за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находятся в государственной или муниципальной собственности..." В этом случае нужно быть повнимательней

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    согласна, мы немного перемудрили. но отказ остается незаконным. Отказывать по письму незаконно, не указывая какую статью 221 или пункт 412 мы нарушили. В нашем случае соседа просто нет, это земли, а не сформированный участок и по 221ФЗ пока он не станет участком -согласованию не подлежит. У нас если соседний участок межеванный ругаются в Росреестре местные, если мы опять его согласуем, тк говорят, что он уже согласован, когда межевался сосед. И получается, что если аренда менее 5 лет, но участок по любому межеванный сейчас и не согласуем. Единственный случай согласования КУИ получается, если он отмежеван невернои получается накладка, мы вынуждены исправить кадастровую ощибку в определении поворотных точек и тогда должны согласовывать с КУИ. Но это редкая ситуация и мы только пару раз с этим сталкивались.
    А вот у нас такой еше вопрос. Собственник соседнего участка умер давно, в наследство никто не вступил, мы брали справку в администрации об этом, что наследники не обьявились и подписывали у главы поселения, раньше все проходило, а теперь пошли отказы, что не согласована граница. Приходится давать обьявление в газету, зная заранее, что никто не обьявится, потому что некому.. бред какой то.. Сейчас у всех такая ерунда творится?