Сколько длится классный час. Методика организации и проведения классного часа в начальной школе

Я по образованию педагог, только вот ни дня не работала
Вот тебе мои данные:
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Носова М. Л.«Классный руководитель» 2002, № 4

1. Общие положения.

1. 1. Классный руководитель - педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни. 1. 2. Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование. 1. 3. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. 1. 4. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором и заместителем директора школы по воспитательной работе в установленном порядке.
2. Основные задачи и содержание (направления) работы классного руководителя в классе.

2. 1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для интеллектуального, физического и духовного развития личности ребенка. Для чего:
2. 1. 1. Изучает особенности развития каждого ребенка, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в психолого-педагогической карте. 2. 1. 2. Изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности, где его может ожидать успех. 2. 1. 3. Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе. 2. 1. 4. В соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни организует жизнедеятельность классного коллектива. 2. 1. 5. Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения. 2. 1. 6. Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами, товарищами, родителями, адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников. 2. 1. 7. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка. Совместно со школьным психологом организует психологическое просвещение учащихся, знакомит с правами и свободами российского гражданина. 2. 2. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности. 2. 3. Организует и участвует в педагогических консилиумах (малых педсоветах) по проблемам учащихся своего класса, при необходимости посещает уроки учителей-предметников. 2. 4. Содействует получению дополнительного образования учащимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства. 2. 5. Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит к осознанному выбору профессии. 2. 6. Защищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе и на сельскохозяйственных работах в учебное время. 2. 7. Дает консультации родителям. Проводит родительские собрания, привлекает родителей к помощи школе. 2. 8. Организует питание, дежурство, коллективную уборку школы, помощь детей в ремонте школы, заполняет журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей. 2. 9. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.
3. Режим работы классного руководителя.

3. 1. Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Кодекса законов о труде Российской Федерации, излагаемых в ст. 130.3°C. 2. Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, 4 часа (20% от ставки учителя). 3. 3. Час классного руководителя (часы общения) - один раз в неделю по расписанию, о чем делает запись в классном журнале. 3. 4. Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным. 3. 5. Количество классных родительских собраний должно составлять не менее одного в четверть. 3. 6. Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании триместров по утвержденному порядку. 3. 7. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
4. Права классного руководителя. Классный руководитель имеет право:

4. 1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других общественных органов школы. 4. 2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой. 4. 3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди». 4. 4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности - в государственных органах власти и суда.
5. Классный руководитель не имеет права

5. 1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т. п. 5. 2. Использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником. 5. 3. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение. 5. 4. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка. 5. 5. Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива.
6. Классный руководитель должен знать:

6. 1. Закон Российской Федерации «Об образовании». 6. 2. Конвенцию ООН о правах ребенка. 6. 3. Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию. 6. 4. Школьную гигиену. 6. 5. Педагогическую этику. 6. 6. Теорию и методику воспитательной работы. 6. 7. Основы трудового законодательства.
7. Классный руководитель должен уметь:

7. 1. Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности. 7. 2. Видеть и формулировать свои воспитательные цели. 7. 3. Составить план воспитательной работы в собственном классе. 7. 4. Организовать воспитательное мероприятие. 7. 5. Организовать и провести родительское собрание. 7. 6. Пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками, другими диагностическими методиками и корректно использовать их в воспитательной работе.
8. Документация и отчетность.

Классный руководитель ведет (заполняет) следующую документацию:
8. 1. Классный журнал. 8. 2. План воспитательной работы с классным коллективом. 8. 3. Личные дела учащихся. 8. 4. Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся. 8. 5. Протоколы родительских собраний. 8. 6. Дневник учащихся. 8. 7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, результатами классных педагогических и социально-психологических исследований.

Это из моих записей во время обучения в универе, в свое время очень пригодилось однокурсникам, работающим в школе.

Классный час на тему: «Новый год идет по свету».

Цель: Познакомить учащихся с традициями и обычаями празднования Нового года в разных странах.

Форма проведения: беседа.

Оформление: карта мира, на которой флажками отмечены страны, о которых пойдет речь.

Ход мероприятия:

Так волшебно, морозно и снежно,

Что в удачу поверилось вдруг!

Новый год – это праздник надежды,

Сколько глаз засияло вокруг!

Так давай загадаем желанье

И поверим, как дети, точь-в-точь,

Ведь живем волшебства ожиданьем

Только раз – в Новогоднюю ночь.

Роза Гуревич

С приближением новогоднего праздника наши сердца наполняются знакомым теплом, радостью и ожиданием чего-то сказочного. Приготовление к Новому году всегда доставляет немало удовольствия, как и сопутствующий празднику процесс поиска различных подарков, приготовления праздничных блюд, составление поздравлений. В разных странах мира существуют свои традиции празднования этого торжества.

До XV века на Руси Новый год наступал первого марта. В 1348 году состоялся Собор в Москве, на котором положено начинать Новый год с сентября, а не с марта. С 1700 года по указу Петра I, вернувшегося из заграничных путешествий, началом года повелевалось считать не первое сентября, а первое января, как во всех европейских странах. Первые торжества в Москве по случаю празднования нового 1700 года запомнились надолго. Весь вечер в Москве палили из пушек, жгли на площадях смоляные бочки, катались на тройках, дома украшали еловыми и можжевеловыми ветками. «А в знак веселия поздравлять друг друга с Новым годом», - приказал Петр - «Если же ослушается кто, то бить батогами нещадно». Но наказывать никого не пришлось – очень уж пришелся по сердцу всему русскому народу праздник. Со временем он украшался исконными славянскими обрядами и персонажами старинных русских сказок, пришли потехи с ряженными, Дед Мороз со Снегурочкой. Обязательными атрибутами Нового года стали украшенные елки, мандарины, бенгальские огни, хлопушки, бой курантов.

В Англии за несколько дней до Нового года на улицах небольших городков и селений вечером выходят музыканты и певцы-любители. Прежде они исполняли религиозные песнопения, теперь же это большей частью обычные песни. Однако в репертуаре таких новогодних празднеств еще сохранилось несколько старинных баллад, в том числе о легендарном защитнике угнетенных Робин Гуде. К новогоднему столу англичане подают разные блюда, но два считаются обязательными: свиная голова в лавровом венке, приправленная розмаринами, и плам-пудинг, который обливают ромом и поджигают. Английские дети и молодежь в новогодний вечер по традиции играют в прятки.

В сельских местностях Англии под Новый год некоторые отправляются к источнику, чтобы принести в дом ключевую воду, а вместе с ней и удачу. Многие предпочитают новогодний праздник провести дома, в кругу семьи, и с нетерпением ждут, кто из приглашенных придет первым. Желательно, чтобы это был мужчина, еще лучше темноволосый. А так как в Англии много блондинов, счастье заполучить брюнета в качестве первого гостя выпадает сравнительно редко.

В Шотландии и в Уэльсе идущие в гости на встречу Нового года должны непременно принести с собой кусочек угля, бросить его в специально разжигаемый в новогоднюю ночь камин. Только после выполнения этого обычая хозяева примут гостя как пришедшего с дружескими намерениями. Твердо исполняется и другой старинный обычай: выпуск старого и впуск Нового года. Это делается в 24 часа: кто-нибудь из членов семьи, вскочив из-за праздничного стола, бросается к двери и распахивает ее настежь.

Встречающим Новый год в Болгарии предоставляется редкая возможность – поцеловаться с Дедом Морозом. Провожая старый год, в домах гасят свет. Когда часы бьют полночь, все погружается во мрак. Освещение включают лишь с приходом Нового года. В эти считанные секунды многие пытаются отыскать Деда Мороза и поцеловаться с ним, так как по шуточному поверью, это предвещает особенно удачный год.

В городах Италии в новогоднюю ночь прохожим рекомендуется быть особо бдительными: в самую последнюю минуту старого года из окон квартир на улицу выбрасывают различный хлам, включая отслужившую в свое время мебель.

В Финляндии в новогоднюю ночь по многовековому обычаю едят чеснок с медом, а девушки, желающие выйти замуж, стоя спиной к двери бросают через плечо туфельку. Если она упадет носком к двери – быть в новом году свадьбе.

Во французских селах гости в знак особого внимания к семьям, пригласившим их на встречу Нового года приносят в качестве подарка толстое полено.

В Панаме в новогоднюю ночь на улицах селений поднимается невероятный шум: играют трубы, воют серены, кричат люди. Это согласно древнему поверью, якобы отпугивает злых духов.

В деревнях Швейцарии в ночь под Новый год тоже принято изгонять злых духов, но только при помощи Санта-Клаусов. Одетые в белые одежды и странные головные уборы с горящими свечами внутри, они истошно изгоняют «нечистую силу» и призывают прийти в их местность добрых духов.

Япония празднует Новый год семь дней, насыщая свою неделю богатой и разнообразной программой веселья. Мужчины развлекаются, запуская бумажных змеев, а женщины соревнуются в ловкости, играя в бадминтон. О появлении Нового года в Японии в полночь 31 декабря извещают 108 ударов гонга в городских и сельских храмах.

Цифры сто и восемь в Японии считаются счастливыми и, по народному поверью, когда звенит гонг, люди, переступают некий порог, за которым их ждет счастье и новая судьба.

С последним ударом гонга спешат лечь спать. Дети кладут под подушку заранее приготовленные рисунки, воплощающие их желания. Рано утром жители Японии выходят из домов, чтобы поклониться восходящему солнцу, и только после этого начинается новогодний праздник. Праздничное меню скромное. Едят, как правило, длинные тонкие макароны, рисовое печенье и горох. Макароны символизируют долголетие, печенье - изобилие, горох – здоровье. Молодежь днем устраивает «сисимай»- развлечение, напоминающее старинные русские коляды. От дома к дому ходят танцоры в масках львов и поют новогодние песни.

Во Вьетнаме Новый год отмечается по лунному календарю в конце января или начале февраля, когда здесь наступает ранняя весна. Никто не садится за стол без букетов цветов, особенно без любимых нарциссов. В новогоднюю ночь принято дарить друг другу веточки персикового дерева с набухшими почками.

В Бирме новый год празднуют в апреле, когда наступают самые жаркие дни. Праздник длится обычно пять дней и начинается с фестиваля воды. Красочно оформленные грузовики или повозки разъезжают по улицам населенных пунктов с бочками, наполненными водой и обливают зрителей и участников праздничного кортежа.

В Иране Новый год встречают в полночь 22 марта. В эту минуту гремят выстрелы из ружей. Все взрослые жители держат в руках серебряные монеты, в знак народного поверья о безотлучном пребывании в родных местах в течение всего наступающего года. В первый день Нового года принято разбивать в доме всю старую глиняную посуду и заменять ее новой.

Самыми первыми на земном шаре встречают Новый год жители островов архипелага Фиджи.

Нигде в мире Новый год не отмечается так часто, как на индонезийском острове Бали. Дело в том, что год на Бали длится всего 210 дней. Главный атрибут празднества – разноцветный рис, из которого пекут длинные ленты нередко двухметровые.

Как бы там ни было, все мы ждем прихода этого замечательного праздника. Ведь в душе мы остаемся детьми. Каждый хочет, чтобы в Новом году было все лучше и счастливее, чтобы все были здоровы.

Тема: Всегда иди дорогою добра

Цель : формировать у обучающихся ценностную ориентацию, стремление совершать добрые поступки, побуждать добрые чувства, воспитание уважения и доброго отношения к другим людям.

Задачи:

Учит размышлять над нравственной сутью поступка;

Дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя;

Воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу и окружающим, стремление прийти на помощь.

Оборудование: слайдовая презентация, фонограммы детских песен, раздаточный материал.

Ход:

Эмоциональный настрой

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вновь видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Улыбнитесь!

Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Вступительной слово

Ребята, послушайте сказку.

Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику.

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром.

Утром пришла Любовь в установленное место и видит: стоят у сосен 5 прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот, выбирай, - сказал дедушка-волшебник. Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши. И ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она будет тебе подружкой на всю жизнь.

Задумалась Любовь. Потом подошла к одной из них и протянула руку.

Девушка взяла её руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт.

Как вы думаете, по какой дороге пошли девушки? (предположения)

А вот по какой дороге они пошли, попробуйте определить, прослушав куплет из песни.

(Звучит песня Ю.Энтина «Дорога добра»)

Как вы думаете, как звали девушку? (Доброта)

Определение темы и целей через прослушивание песни

Каждый человек хочет быть счастливым и для этого старается выбрать правильную дорогу. Сегодня мы тоже отправимся в путь по такой дороге. Это будет дорога ДОБРА. Тема нашего урока так и называется «Всегда иди дорогою добра».

Наша цель: (высказывания детей)

Вспомнить, что включает в себя понятие «доброта»;

Поразмышлять, что значит быть добрым;

Научиться видеть рядом с собой людей, особенно нуждающихся в доброте;

Постараться определить, нужно ли ждать просьбы о помощи или делать добро самому. А для этого мы выполним несколько заданий.

Аналитическая беседа

Как вы понимаете, что обозначает слово «ДОБРОТА»?

В русском языке много различных словарей. Давайте сверим ваше понимание этого слова с тем, как объясняет его «Словарь русского языка» Сергея Ожегова.

ДОБРОТА – отзывчивое, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

А что значит «делать добро другим»?

А знаете ли вы, что в старославянском алфавите буква «Д» - называлась «ДОБРО».

Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и эту мысль они отразили в пословица, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение.

Я предлагаю вам задание, которое покажет ваши знания пословиц о доброте.

Работа в паре

Вам необходимо соединить линиями начало пословицы с её окончанием.

ПРОВЕРКА

Добрые дела красят человека. Сделаешь добро – добро найдёшь.

Добрый человек несёт мир. Жизнь дана на добрые дела.

Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.

Чему учат эти пословицы?

Следуете ли вы этим пословицам в жизни? Расскажите, какие добрые дела вы уже совершили?

Добро и зло - это главные, основные понятия морали (нравственности). Всё что помогает человеку и природе, идет им на пользу - добро. Что вредит этому - зло. Высшее проявление добра: мир и любовь к Родине, к матери, другим людям, близким и далеким, к живым и мертвым, к делу, природе и др. Высшее проявление зла - война, убийство.

Посмотрите на доску и выберите слова для определения понятий добро и зло:

ЗЛО ДОБРО

Безразличие Милосердие Агрессивность Любовь Ненависть Сострадание Зависть Сочувствие Предательство Сопереживание Хамство Равнодушие Забота Готовность прийти на помощь

Игра «Узнай героя мультфильма»

Это добрый или злой герой и почему вы так решили?

«А здоровье мое не очень.

То лапы ломит,

то хвост отваливается.

… А на днях я линять начал.

Старая шерсть с меня сыпется, хоть в дом не заходи.

Зато новая растет чистая, шелковистая,

так что лохматость у меня повысилась.

(Шарик из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»)

2. В его любимой песенке поется:


А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.

(Кот Леопольд)

3. Эта героиня хотела стать владычицей морскою и чтобы была у неё рыбка золотая на посылках.

4. Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор....

(Айболит)

5. Появилась девочка в чашечке цветка.

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, как она мала!

Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку?

(Дюймовочка)

6 . На овчарку он похож:
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть
(волк).

7. Она часто напевала:

«Кто людям помогает - тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя.
Поэтому я всем и каждому советую
Всё делать точно так,
Как делает старуха по кличке …»

(Шапокляк)

8. Этот герой говорил:

«Счастье - это когда все дома!»

(Домовёнок Кузя)

9. В ступе летаю,

Детей похищаю

В избе на куриной Ноге проживаю,

Красавица златокудрая,

А зовут меня...

(Яга)

10. Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, ...

(Кащей Бессмертный)

11. Xолодной льдинки злой осколок

Вонзит в сердечко малыша.

Её правленья век не долог,

Когда есть добрая душа.

(Снежная Королева)

Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них всё получается, всё исполняется.

В сказках всё получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.

Ребята, а всегда ли вы замечаете вокруг себя тех людей, кто особенно нуждается в человеческой доброте? Задумайтесь об этом.

Чтение стихотворения. Беседа по содержанию.

Доброта последнюю рубашку

Снимет с плеч и нищему отдаст.

Разведёт сады, похожие на сказку,

И в несчастье друга не предаст.

Не обидит добрую старушку,

Приласкает малое дитя

И отдаст последнюю краюшку,

Не оставив корки для себя.

Доброта, как солнце, тёплый ветер,

На неё ты не предъявишь счёт.

Доброта нам достаётся даром,

Ценится дороже всех щедрот.

Доброта в глазах лучистым светом

Отражает путь своей души.

В добром деле и решенье смелом

Все её поступки хороши.

Будем жить в согласии и вере,

Говорить лишь правду и не лгать!

Будем доброту повсюду сеять,

Чтобы зло потом не пожинать!

К чему она призывает? Да, нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.

Составление правил доброты

Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

  1. Помогать людям.
  2. Защищать слабого.
  3. Делиться последним с другом.
  4. Не завидовать.
  5. Прощать ошибки другим.

ПОМНИ:

Попробуй не наступать, а уступать.

Не захватить, а отдавать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

ПОМНИ: Добро – это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души. Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

ИТОГ

Наш классный час подошёл к концу. Вам понравилось? У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу(аплодисменты) и скажем все вместе (спасибо).

Ребята, давайте с Вами посмотрим мультфильм «Просто так».

Как вы понимаете, о чем этот мультфильм? (ответы детей: что добрые дела нужно делать просто так).

Литература:

1. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселева «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы».- Москва: «ВАКО», 2007.

2. С.О.Домбек, Н.В.Лебедева «Классные классные дела в начальной школе» - М.:ТЦ Сфера», 2007.

3. «Начальная школа» №8 2012

4. Л.Н.Яровая, Л.Н.Жиренко. «Внеклассные мероприятия». 3 класс.- Москва: «ВАКО», 2005.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Назовите противоположное качество

Плохо – хорошо

Зло – добро

Война – мир

Жадность – щедрость

Грубость – вежливость

Жестокость – ласка

Ложь – правда

Предательство – преданность

Зло и добро живут в нашем мире.

Злость нельзя в себе копить!

Это чувство страшное!

Знай, злодеем в жизни быть –

Самое ужасное.

Потрогайте ладошки друг у друга. Какие они?

Я не ошиблась. Такие ладошки бывают только у добрых людей. Так пусть они у вас всегда будут такими, потому что человек с добрыми руками не может причинить зло.

СИТУАЦИИ

Судить человека надо по его делам. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть. "– Ну, побей, побей бабушку, – говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный – пресильный, смотри как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с этим мальчиком? Ответы детей.

Ведущий: А как принято поступать у вас в классе? (Разбираем ситуации совместно с классом)

  • 1.Твой друг заболел, не ходит в школу, как ты поступишь? (буду навещать его, расскажу о жизни в школе, принесу задание, объясню, помогу выполнить его, выполню его просьбы, постараюсь поднять его настроение)
  • 2.Расскажи, как в вашем классе мальчики относятся к девочкам? Есть ли у нас рыцари в классе? (Иногда мальчики обижают девочек. Мне кажется, у нас есть в классе «рыцарь » он всегда вежливый внимательный с девочками, поможет открыть дверь, пропускает девочек вперед, помогает во всем)
  • 3.Ты идешь мимо дерутся два малыша. Твои действия? (разберусь в конфликте, постараюсь помирить, объяснить, кто неправ и как надо правильно поступать)
  • 4.Часто ли в вашем классе оскорбляют друг друга и как ты к этому относишься? (Иногда оскорбляют, чаще всего мальчики. Мне не нравится такое поведение. Стараюсь объяснить, что это не красиво и очень обидно, тому, кого оскорбили)
  • 5.Мальчики играют в футбол. К ним подошел Андрей и спросил: «Можно мне с вами поиграть? » Антон ответил: «Ты будешь должен за это свою булочку». Прав ли Антон? (Конечно, Антон неправ. В такой же ситуации может оказаться он сам думаю, что ему не понравилось бы такое условие и тогда он задумается о своем плохом поступке)

Упражнение «Зигзаг»

С каждого ряда вызывается по два человека. Каждый по очереди называет (1-добрые качества, либо добрые поступки; 2- качества злого человека или плохие поступки)

Тот, кто называет положительные качества или поступки выдвигается вперед, тот, кто называет негативные (отрицательные), поступки отступает назад.

Ведущий: Ребята, посмотрите, в нашем упражнении те, кто называл положительные качества – оказались впереди, а те, кто называл отрицательные – оказались сзади. Вот, так же и в жизни, те, кто совершает хорошие поступки они всегда впереди. Они развиваются, двигаются вперед, их уважают. А те, кто совершает негативные (отрицательные) поступки всегда оказываются сзади, не развиваются, не движутся вперед, их не уважают.

«Песня о доброте»

(Слова и музыка Татьяны Мухаметшиной)

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

Весной зашумит вода,

Зимой запоют ветра.

Давайте, друзья, всегда

Друг другу желать добра!

Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души,

Ты однажды возьми и добро просто так соверши,

И тогда на морозе щемяще запахнет весной,

И тогда на земле станет больше улыбкой одной!

Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,

И до цели добраться, конечно, помогут друзья.

Добрые дела

Сделаешь добро –

Добрый человек

Кто со злом не повстречался,

Жизнь дана

добро найдёшь

несёт мир

красят человека

на добрые дела

тот добра не понимает


Классный час «Дорогу осилит идущий».

Класс: 7 класс

Продолжительность мероприятия : 45 мин.

Функции классного часа.

1.Формирующая - классный час формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя.

2.Просветительская - классный час расширяет кругозор обучающихся. Объектом обсуждения стали вопросы, связанные с волевыми качествами личности.

3.Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит.

Цель: познакомить учащихся с волевыми качествами личности и с тем, как воспитывать силу воли.

Задачи:

1.Подвести учащихся к мысли о необходимости выработки у себя волевых качеств;

2.Расширить знания учащихся о таких психологических понятиях как воля, волевое усилие, сила воли, безволие.

3. Определить, как можно воспитать у себя волевые качества.

Оформление и оборудование:

1. Презентация.

2. Вырезки из газет и журналов.

3. Выставка рисунков и литературы «Сильные духом».

Форма проведения классного часа: информационно-практическая беседа.

Ожидаемые результаты: классный час поможет детям осознать значимость воспитания у себя волевых качеств.

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные: умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; умение устанавливать причинно - следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Регулятивные: поиск, анализ и отбор нужной информации.

Сценарий классного часа.

Запись на доске.

«Дорогу осилит идущий».

«Если не можешь сделать сто шагов - сделай хотя бы шаг».

Здравствуйте ребята! Сейчас я улыбнусь вам, а вы мне. А потом мы глубоко вдохнем и выдохнем. Выдохнем вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Вдохнем хорошее настроение, бодрость и энергию.

Улыбнулись!

Выдохнули все плохое!

Глубоко вдохнули!

Садитесь. Сегодня на классном часе желаю всем нам хорошего общения!

Мини-практикум №1 "Найди слово".

Учитель. Я предлагаю вам выполнить одно простое задание. Найдите в предложенном тексте слово.

Для работы каждый ученик получает свой небольшой отрывок текста из газеты или журнала. Текст написан мелким шрифтом. Объем - половина страницы А4. Необходимо найти в тексте определенное слово. Слово заранее надо написать на листочке бумаги. Хитрость заключается в том, что этого слова в отрывке нет.

Учащиеся. Выполняют задание.

Учитель. У вас была разная реакция на это задание. Кто - то быстро догадался, что оно невыполнимо, кто-то решил, что он не может справиться, потому-то виноват учитель, так как ошибся при составлении текста, кто-то винит себя за невнимательность. Итак, получилось три группы ребят.

1группа - те, кто внимательно прочитал текст, понял, что нужного слова в нем нет, и спокойно сказал об этом.

2группа - те, кто объяснил невозможность выполнения задания внешними признаками (мелкий текст, ошибка составителя и т.п.)

3группа - те, кто быстро сдался, решив, что не может выполнить задание, потому что не умеет быстро читать, не понял задания, т.е. обвинил себя.

В зависимости от этого можно говорить о разной степени развития ваших волевых качеств.

1 группа - попавшие в эту группу, имеют высокий уровень развития волевых качеств. Они эмоционально устойчивы, инициативны, настойчивы, самостоятельны.

2 группа - средний уровень развития волевых качеств. Такие люди решительны, эмоционально неустойчивы, импульсивны. У них высокий уровень развития смелости, инициативности, самостоятельности, деловитости, но они не могут использовать данные качества при преодолении трудностей. Как правило, ищут причину неуспеха не в себе, а в других.

3 группа - слабое развитие волевых качеств. Такие люди неуверенны в себе, в своих возможностях, требуют поддержки со стороны товарищей или взрослых. Они эмоционально неустойчивы.

Не расстраивайтесь, если результат вас не устраивает. Задание, которое вы выполняли, было, скорее шуточным, чем серьезным. Но в каждой шутке есть доля правды. Если вы слишком эмоциональны и импульсивны при столкновении с трудностями, то старайтесь быть спокойнее, действуйте разумно. Воспитание силы воли полностью зависит от вас самих и вашего желания. Человек может одержать в жизни много побед. Но самая главная победа - это победа над собой и своими слабостями. Необходимо с детства учиться повелевать собой. Если тобой, твоими поступками станут управлять другие, если ты будешь подчиняться только воле других людей, то вырастишь зависимым от других людей. Вот тут человек и проявляет свою волю. Он думает, анализирует и принимает правильное решение. О таких людях говорят, как о сильных личностях. А становятся они такими благодаря самовоспитанию, благодаря тому, что они учились владеть собой (своими мыслями и поступками) с детства.

Так что же необходимо для того, чтобы стать волевой личностью? Для начала выясним, что такое воля, волевое усилие и сила воли.

Воля - это форма психического отражения, проявляется в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий.

Волевое усилие - это переживание усилия, являющегося субъективным компонентом волевого действия.

Сила воли - степень необходимого волевого усилия для достижения цели.

Мини-дискуссия.

Какие качества характеризуют силу воли? Какого человека можно назвать волевым?

Обсуждение. Ученики высказывают свое мнение. Спорят. Делают выводы.

Силу воли характеризуют целеустремленность, решительность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность, выдержка.

Как вы думаете, а какого человека мы называем безвольным?

Ученики высказывают свое мнение.

Человека, который при возникновении преград отказывается от поставленной ранее цели, называют безвольным. Безволие - это противоположное состояние. Оно проявляется в таких качества как: упрямство, податливость, внушаемость, нерешительность, трусость, боязливость, удаль.

Для того чтобы чего-то добиться, нужна постоянная, неиссякаемая любознательность, трудолюбие, настойчивость. И конечно, надо приложить большие усилия и старание, чтобы достичь поставленной цели. Если перед вами большое сложное дело, полезно вспомнить мудрые изречения: «Дорогу осилит идущий», «Если не можешь сделать сто шагов - сделай хотя бы шаг». Заставь себя почувствовать все отрицательные последствия проволочек и отвлечений. И представь те положительные эмоции, которые принесет выполненное дело. Тогда задание, которое тебе необходимо выполнить приобретет другую эмоциональную окраску, станет более привлекательным. Приняв решение, представь реальный план действий и приступи к его выполнению.

Маленькие хитрости.

1. Принимайся сначала за менее интересное дело, чтобы интересное осталось напоследок.

2. Немедленно включайся в дело, что спасет от эффекта длительной подготовки.

3. В процессе работы обязательно уговаривайте себя, убеждайте, подбадривайте.

4.Отмечайте свои маленькие победы. Хвалите себя.

Вообще нужно помнить, что само волевое усилие не доставляет человеку удовольствия, но, если с помощью воли он доводит начатое дело до победного результата, то испытывает чувство гордости.

В ряду волевых качеств на первом месте стоит целеустремленность. Целеустремленность - это: умение ставить ясные цели и задачи, умение планировать свои действия; умение осуществлять намеченное, подчинять себя достижению поставленной цели. Например, соблюдать строгий режим, если это необходимо для достижения цели.

Я предлагаю вам выполнить еще одно задание. Оно поможет вам воспитать в себе силу воли, и научит планировать свое время.

Мини-практикум №2 "Мои сутки".

1. Подумайте, какое занятие вам больше всего нравится. Сколько времени (в минутах, часах) вы хотели бы ежедневно потратить на это занятие? Запишите на листок бумаги.

2. Какое еще дело манит тебя? Отметь, сколько времени ты потратил бы на это второе важное дело.

3. Продолжи перечень в виде таблицы до тех пор, пока не перечислишь все любимые и интересные для тебя дела.

4. В конце добавь время на еду и сон, прогулки и поездки, учебу и уборку.

5. Важное условие: не подсчитывай время до тех пор, пока не составишь весь список.

Итог может оказаться неожиданным. Кто - то мечтает о сутках в сто часов, а кому то хватит и девяти. Чем больше часов в твоих сутках, тем больше ты оторван от реальной жизни, от своих внутренних возможностях. Тем же, у кого мало часов, можно предложить быть более активными в жизни. Планируйте свое время и наслаждайтесь им!

Мини-дискуссия. Так что же необходимо для того, чтобы стать волевой личностью?

1. разумно использовать свое время;

2. проявлять терпение и настойчивость;

3. соблюдать правила поведения, дисциплины и режим дня;

4.обдумывать, анализировать свои поступки, уметь сделать правильные выводы;

5. учиться преодолевать свои трудности.

Чего вы ждете от проявления своих волевых качеств?

Ученики обсуждают вопрос и делают выводы.

Я с вами согласна. В результате волевых усилий вы добьетесь успехов в учебе, уважения взрослых и друзей, научитесь преодолевать трудности, бороться со своими недостатками. Помните «Дорогу осилит идущий»!

А чтобы вы не забыли о нашем разговоре, я хочу вам подарить один замечательный рисунок. Если у вас возникнут трудности, посмотрите на него, «соберите волю в кулак» и сделайте шаг!

Литература.

1. Г.И. Шевченко Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс./Поурочные планы/Волгоград: Учитель,2007.-222с.

2.Рисунок "Лестница принятия решений" взят из опубликованных материалов участника сообщества "Мое образование" Шабановой А.

Сейчас я раздам карточки. Из нескольких частей вам нужно собрать пословицу и прочитать ее. Работать будете в парах.

Ребята прочитайте пословицы.

1)Доброе слово лечит, злое калечит.

2)Злой не верит, что есть добрый.

3)Добряк добро творит, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.

4)Доброе дело два века живет.

5)Доброе дело и в воде не тонет

6) Доброму добрая и память.

7) Доброму человеку помощь - не убыток.

8) Добрые дела и по смерти живут

9) За доброе жди добра, за плохое - зла.

10) Доброе дело без награды не остаётся.

11) Не хвались серебром, а хвались добром.

12) Добрые слова дороже богатства.

13) Все добро, да не все на пользу

14)Делай добро и жди добра

15) Добро творить - себя веселить

16) Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

17) На добрый привет добрый и ответ

18) Не ищи красоты, ищи доброты.

19) Добра не смыслишь, так худа не делай!

20) Злой человек не проживет в добре век.

21) Лень добра не делает.

22) Вранье не введет в добро.

Как вы понимаете эти пословицы?

Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

Ребята, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?

Конечно же, это добрые, тёплые слова. Какие?

Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние этих слов?

- Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.

Давайте немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться: ("Доброе утро")

Доброе утро! - солнцу и птицам.
Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждым становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера,
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: (Добрый день")

Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ("Здравствуйте")

Растает ледяная глыба
От слова доброго: ("Спасибо")

Когда бранят за шалости,
Мы говорим: ("Прости, пожалуйста")

Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: ("Спасибо")

И во Франции и в Дании
Говорят, прощаясь: ("До свидания")

Всем вам с большой любовью
Желаю: ("Крепкого здоровья")

А давайте проведём тест, где каждый может проверить себя и ответить, добрый ли он человек.

Поставьте напротив каждого вопроса ответ "да" или "нет".

1)У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить всё, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2)Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3)Твой партнёр плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4)Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

5)Часто ли ты используешь злые шутки?

6)Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7)Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8)С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9)Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10)Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11)Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что - то выполнить за кого - то из домочадцев, например)?

12)Станешь ли ты передразнивать кого - то, чтобы развеселить своих друзей?

Подсчитаем очки. Одно очко за утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и одно очко за отрицательный ответ на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Результаты:

больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

от 4 до 8 очков. Твоя доброта - вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого - то ты идёшь на всё, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.