Содержание коррупции как социально правового явления. Коррупция как социально-правовое явление: понятие, формы, виды

Коррупция такое же древнее явление, как и социальный порядок, управляющий жизнью людей. И так же давно люди пытаются найти причины коррупции и способы ее ограничения. Великий китайский реформатор Ванг Анши (1021-1086гг.) в своих трудах о коррупции отмечал два ее источника: «плохие законы и плохие люди».

Ученый четырнадцатого века Ибн Хальдун известен не только как основатель научной теории и социологии, но и как исследователь коррупции. Принципы коррупции он видел в страсти элит к роскошной жизни. Он указывал на то, что коррупция приводит к экономическим трудностям, а последние, в свою очередь, способствует росту коррупции. Коррупция, если она специально не ограничивается, не может уменьшаться. Ее естественное состояние – рост.

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения. Однако, начиная серьезный разговор о ней, нельзя обойти вопрос о том, что имеют в виду авторы, используя понятие «коррупция». Дело не в академизме, а в стремлении к взаимопониманию с читателями.

Коррупция существует постольку, поскольку должностное лицо может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Собирая штрафы, налоги или иные предусмотренные законом платежи, должностное лицо также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник - государственная казна, если не законен - то это собственность того лица, которого пытается обобрать должностное лицо. Государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Этого условия достаточно, чтобы характеризовать такое явление как злоупотребление служебным положением в корыстных целях. Между этим явлением и коррупцией грань весьма размытая. Очень редко должностное лицо может извлечь незаконную выгоду из своего служебного положения, действуя изолированно, не вовлекая в свою противоправную деятельность других людей, как это бывает, например, при сокрытом от других присвоении не принадлежащих чиновнику средств (можно напомнить об использовавшемся ранее термине «казнокрадство»). В таких случаях обычно не говорят о коррупции.

Чаще бывает по-другому. Ниже приведено несколько примеров, которые можно отнести к ситуациям, обычно описываемым термином «коррупция».

Когда командующий округом строит себе дачу за счет государственных средств (материалы, техника, военнослужащие), он действует не один и попадает в определенную зависимость от других лиц, вовлеченных в строительство и его обеспечение. Как правило, используя свою власть для незаконного получения материальных благ, руководитель вынужден расплачиваться за это с «подельниками» незаконным продвижением по службе, премиями или другими способами. Эта ситуация ближе к общепринятому представлению о коррупции, потому что в ней участвует не один человек, а целая группа должностных лиц, коллективно извлекая выгоду из нарушения законов и норм.

Когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (скажем, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса) создает для этого искусственные незаконные преграды, он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки, что часто и происходит. Эта ситуация также ближе к традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки. В старой российской юриспруденции такое поведение называли мздоимством.

Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально не приемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например - фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

Наконец, бывают ситуации, когда чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение. Обычно это случается с уже затянутыми в преступную деятельность чиновниками, которые, поддаваясь давлению, фактически получают одну простую выгоду - их не разоблачают.

Надо иметь в виду, что этим перечислением не исчерпывается феномен коррупции.

Полезно различать верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).

Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя, - это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Здесь, действительно, есть все характерные признаки коррупции, за исключением того, что присутствовало выше - должностного лица. Избиратель обладает по конституции ресурсом, который называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения - голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.

Коррупция существует и в негосударственных организациях. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами; он также обязан следовать уставным задачам своей организации; у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды. Очевидный пример из российской жизни - кредиты, получаемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых - изъять деньги и исчезнуть.

В России долгое время отсутствовало единое понятие коррупции. Отечественное законодательство, являющееся, как правило, источником наиболее точных дифиниций, такое понятие не использовало, тогда, как в российской юридической науке существовало и существует многообразие подходов к его определению. Кроме того, происходило постоянное изменение границ понятия «коррупция» под влиянием международного права, крайне озабоченного распространение коррупции в мире и пытающегося найти новые подходы к этой проблеме, в том числе путем расширения самого понятия.

Сравнительно недавно наиболее распространенным определением коррупции было следующее: «Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Данное определение содержалось в Справочном документе о международной борьбе с коррупцией, подготовленном Секретариатом ООН (1995г.),6 и было воспринято российской криминологической наукой, а также специалистами других отраслей знаний. При этом устоявшимся подходом к пониманию коррупции является представление о том, что «коррупция – скорее, синтетическое социальное или криминологическое понятие, чем правовое, поэтому ее надо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как совокупность родственных видов. Поэтому отечественные криминологи нередко используют собирательное понятие «коррупционная преступность» как синоним термина «коррупция». Под коррупционной преступностью понимается совокупность преступлений коррупционного характера, характеризующихся подкупом, продажностью государственных, иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей».

Я.И. Кузьминов в своей работе «Тезисы о коррупции» дал достаточно оригинальное объяснение, что такое «коррупция». «Коррупция в узком смысле – явление, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки этим обязанностям ради определенного материального вознаграждения. В коррупцию всегда вовлечены две стороны: тот, кто покупает, и тот, кто, будучи подкуплен, действует вразрез со своим служебным долгом. Наряду с коррупцией в узком смысле существует взяточничество и самостоятельное чиновничье предпринимательство. Взяточничество отличается от коррупции тем, что чиновника подкупают не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения. Взяточничество порождается неопределенностью обязанностей чиновника, дефицитом (часто искусственно созданным) административных и финансовых возможностей государства».

Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" впервые закрепляет определение понятиям «коррупции» и «противодействие коррупции». Согласно ст. 1 вышеуказанного закона, коррупция -

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией).

Резюмируя вышеизложенное, подтверждается тезис о том, что коррупция имеет все необходимые признаки для признания ее в качестве социального явления, поскольку коррупция затрагивает интересы общества в целом, различных социальных групп и отдельно взятой Личности; коррупция оказывает влияние на внешнюю и внутреннюю политику государства; коррупция влияет на государственно-правовые механизмы, а также воздействует на общественные и, личные взгляды, формирует определенные морально-нравственные установки и критерии в обществе и др. В этом, собственно, и проявляется социальная опасность коррупции. Таким образом, при выработке более эффективных методов предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы необходимо учитывать социальную природу этого явления.

Наконец, еще одно важное обстоятельство, которое следует учитывать при анализе сущности коррупции, причем как в качестве социального явления, так и объекта правового воздействия. Речь идет о так называемой мелкой (низовой) и крупной (элитарной) коррупции. Несмотря на существенную разницу в уровнях, между ними существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость, обусловленность и общность централизованного, патерналистского, организационного или социально-психологического характера.

Низовая коррупция, существуя на уровне повседневных потребностей граждан и предпринимателей, фактически стала нормой жизни, пронизывает самые различные слои общества. Однако это же делает ее более уязвимой с точки зрения разоблачения конкретных проявлений. Не случайно основная масса официально регистрируемых коррупционных проявлений разоблачается и пресекается именно на этом уровне.

Гораздо изощреннее выглядит элитарная коррупция. Она характеризуется высоким социальным положением субъектов ее совершения, интеллектуальными способами их действий, огромным материальным и нравственным ущербом, латентностью посягательств, снисходительным, если не покровительственным, отношением властей к этому уровню коррупционеров .

В социологии права существует трактовка коррупции как разновидности девиантного (отклоняющегося) поведения, стремления достичь личных целей за счет институтов публичной власти, нарушения ролевых функций членов социума под непосредственным влиянием частных интересов. В такого рода аспекте коррупция как явление юридическое теснейшим образом коррелируется с ее пониманием в морально-этическом ключе. И хотя с точки зрения нормативизма подобное соотнесение может носить деструктивный характер, в практической жизни с ним необходимо считаться, вводя в антикоррупционную проблематику такие категории, как «честность», «прозрачность». Недаром в зарубежной теории и практике права коррупция нередко обозначается в качестве несовместимого со статусом государственного служащего корыстного деяния .

В социально-политическом понимании коррупция достаточно давно воспринимается в качестве объективного показателя степени активности или пассивности, сознательности или иррациональности гражданского общества, поскольку действие «железного закона олигархии», напрямую влияющего на нравственное разложение управленческого аппарата, нейтрализуется только эффективным противодействием со стороны гражданских институтов .

Следует отметить, что коррупция, как социальное явление, представляет собой сложное, многомерное явление, которое охватывает все сферы социальных взаимоотношений между гражданским обществом и государством и посягает на многие охраняемые законом блага различными способами. Помимо правовых, она затрагивает целый ряд других проблем: психологических, культурных, межличностных, что, естественно вызывает трудности в выработке ее общего понятия и отличительных признаков, разработке каких-либо конкретных мер борьбы с нею .

Осознавая роль и значение данного фактора в механизме детерминации коррупционных преступлений и задумываясь о путях противодействия данному негативному явлению, следует признать, что сиюминутное повышение уровня нравственности чиновников в результате указов, распоряжений либо специально организованных компаний недостижимо. Вместе с тем необходимо поставить заслон на пути дальнейшего разложения государственных и иных служащих, выработать систему мер, направленных на усиление социального контроля за выполнением ими служебных обязанностей, финансовой деятельностью и поведением в неслужебной сфере. Необходимо дополнить систему требований, предъявляемых к служащим, механизмам контроля за их соблюдением. В этих целях необходимо создать в каждом ведомстве специализированные структуры, например, Управления по этике, предназначенные для обнаружения и преодоления этических нарушений, не влекущих уголовной ответственности, которые должны караться с помощью административных санкций и дисциплинарных мер, способствуя предотвращению совершения более тяжких правонарушений.

Следует заметить, что коррупция имеет все необходимые признаки для признания ее в качестве социального явления. Прежде всего, она базируется на прочном экономическом фундаменте, она затрагивает интересы общества в целом, различных социальных групп и каждой конкретной личности, она оказывает активное влияние на внешнюю и внутреннюю политику государства, она влияет на государственно-правовые механизмы. Наконец, она воздействует на общественные и личные взгляды, формирует определенные морально-нравственные установки и критерии в обществе .

Немаловажным является и тот факт, что коррупция как явление действительности представляет собой особенный, специфический социальный конфликт, существующий на рубеже экономики и права. Специфика его заключена в том, что он неизбежно возникает между объективно развивающимися экономическими отношениями и регулирующими их нормами права.

Во-первых, развитие экономических отношений, направленное на удовлетворение потребностей человека, вынуждает экономическую деятельность пересекать правовые границы и функционировать за пределами правового поля. Причина в том, что растущие потребности людей объективно обуславливают динамику экономической деятельности, которую право не успевает своевременно и адекватно регулировать. Существующие правовые кордоны вынуждают искать компромисс в виде подкупа лиц, стоящих на страже установленных действующим законодательством ограничений.

Во-вторых, цели и формы удовлетворения отдельных потребностей людей, не соответствующие общественным интересам и потому запрещенные законом как общественно опасные, формируют в экономике нелегитимные виды противоправных экономических отношений. Чтобы избежать изобличения, лица, осуществляющие криминальную экономическую деятельность, инициируют подкуп лиц, профессиональная деятельность которых направлена на их уголовно-правовое преследование.

Последствия коррупции всегда социально значимы. Однако значимость эта в историческом аспекте не всегда имеет однозначное влияние на развитие общественных отношений, особенно на их становление в период формирования нового социально-экономического уклада общественной жизни. В связи с этим экономический, политический, социологический подходы к изучению коррупции могут существенно отличаться от правового подхода. Однако какие бы общественные науки не изучали коррупцию, результаты всегда свидетельствуют о том, что на существующие общественные отношения коррупционные деяния в той или иной мере всегда имеют негативное влияние. Поэтому правовое направление исследования коррупции нацелено на познание, прежде всего, криминальных коррупционных явлений, их детерминант, закономерностей функционирования и т.д. Юристы изучают факты коррупции, проявляющиеся как криминальные события, как акты преступного поведения.

Коррупция как социально-правовое явление представляет собой деятельность коррумпатеров и коррупционеров, направленную на извращение нормальных общественных отношений, криминализацию их содержания путем использования должностными лицами (коррупционерами) с корыстной целью своих служебных полномочий, должностного статуса вопреки интересам службы, способствуя тем самым наступлению последствий, наносящих вред государственным интересам и причиняющих ущерб обществу.

К признакам деяний коррупционного характера обычно относятся: использование государственным служащим своего статуса вопреки интересам государственной службы; наличие у государственного служащего умысла на совершение действия (бездействия), объективно причиняющего ущерб охраняемым законом интересам власти или службы; непосредственное нанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересам государственной власти (государственной службы); незаконный характер получаемых государственными служащими благ (материальных и нематериальных) и другие.

Как любое социальное явление коррупция, детерминируется определенными объективными и субъективными факторами, имеет адекватные детерминантам формы проявления, включая преступные, круг своих субъектов и влечет определенные социально значимые негативные последствия.

Провоцируют коррупционную деятельность такие факторы, как: несовершенство законодательства и неадекватность законодательной базы существующей в стране социально-экономической и политической ситуации; разграничение на богатых и бедных; ненадлежащая деятельность государственных структур социального контроля, включая правоохранительные органы; дух стяжательства и беспринципности, пронизавший всю сферу государственной службы; ставшая нормой общественной жизни система корыстных злоупотреблений и взяточничества; правовой нигилизм и отсутствие веры в принципы социальной справедливости у граждан страны; безнаказанность коррупционеров в высших органах власти и др.

Таким образом, на основании вышеизложенного, хотелось бы отметить, что существующая практика исследования коррупции и состояния борьбы с преступными посягательствами коррупционного характера, подтверждает многомерность коррупции как реального явления действительности и указывает на многоуровневость криминологической и криминалистической структур преступных посягательств коррупционного характера. Многочисленная библиография по исследованию указанной проблемы убедительно свидетельствует о том, что коррупция присуща любому обществу и всегда угрожает государственным и общественным интересам.

В заключении данного раздела хотелось бы отметить, что структура коррупции, её масштабы, специфика и динамика её преступных проявлений являются следствием переживаемых страной общих политических, социальных и экономических проблем; коррупция всегда расширяет свои пределы в те периоды, когда общество находится на изломе социально-политических перемен и экономических реформ.

Коррупция как явление действительности представляет собой особенный, специфический социальный конфликт, существующий на рубеже экономики и права. Специфика его заключена в том, что он неизбежно возникает между объективно развивающимися экономическими отношениями и регулирующими их нормами права.

Во-первых, развитие экономических отношений, направленное на удовлетворение потребностей человека, вынуждает экономическую деятельность пересекать правовые границы и функционировать за пределами правового поля. Причина в том, что растущие потребности людей объективно обуславливают динамику экономической деятельности, которую право не успевает своевременно и адекватно регулировать. Существующие правовые кордоны вынуждают искать компромисс в виде подкупа лиц, стоящих на страже установленных действующим законодательством ограничений;

Во-вторых, цели и формы удовлетворения отдельных потребностей людей, не соответствующие общественным интересам и потому запрещенные законом как общественно опасные, формируют в экономике нелегитимные виды противоправных экономических отношений. Чтобы избежать изобличения, лица, осуществляющие криминальную экономическую деятельность, инициируют подкуп лиц, профессиональная деятельность которых направлена на их уголовно-правовое преследование.

Последствия коррупции всегда социально значимы. Однако значимость эта в историческом аспекте не всегда имеет однозначное влияние на развитие общественных отношений, особенно на их становление в период формирования нового социально-экономического уклада общественной жизни. В связи с этим экономический, политический, социологический подходы к изучению коррупции могут существенно отличаться от правового подхода. Однако какие бы общественные науки не изучали коррупцию, результаты всегда свидетельствуют о том, что на существующие общественные отношения коррупционные деяния в той или иной мере всегда имеют негативное влияние. Как отмечает Л. Тимофеев, «люди в своем стремлении к частной выгоде разлагают, уничтожают общественный правовой порядок» . Поэтому правовое направление исследования коррупции нацелено на познание, прежде всего, криминальных коррупционных явлений, их детерминант, закономерностей функционирования и т. д. Юристы изучают факты коррупции, проявляющиеся как криминальные события, как акты преступного поведения.

Коррупция как социально-правовое явление представляет собой деятельность коррумпатеров и коррупционеров, направленную на извращение нормальных общественных отношений, криминализацию их содержания путем использования должностными лицами (коррупционерами) с корыстной целью своих служебных полномочий, должностного статуса вопреки интересам службы, способствуя тем самым наступлению последствий, наносящих вред государственным интересам и причиняющих ущерб обществу.

К признакам деяний коррупционного характера обычно относятся:

использование государственным служащим своего статуса вопреки интересам государственной службы;

наличие у государственного служащего умысла на совершение действия (бездействия), объективно причиняющего ущерб охраняемым законом интересам власти или службы;

незаконный характер получаемых государственными служащими благ (материальных и нематериальных) и другие.

Как любое социальное явление коррупция, детерминируется определенными объективными и субъективными факторами, имеет адекватные детерминантам формы проявления, включая преступные, круг своих субъектов и влечет определенные социально значимые негативные последствия.

Провоцируют коррупционную деятельность такие факторы, как: несовершенство законодательства и неадекватность законодательной базы существующей в стране социально-экономической и политической ситуации; уродливые формы социально-экономических преобразований, породившие нищету большей части населения и размежевание на богатых и бедных; ненадлежащая деятельность государственных структур социального контроля, включая правоохранительные органы; дух стяжательства и беспринципности, пронизавший всю сферу государственной службы; ставшая нормой общественной жизни система корыстных злоупотреблений и взяточничества; правовой нигилизм и отсутствие веры в принципы социальной справедливости у граждан страны; безнаказанность коррупционеров в высших органах власти и др.

Коррупция как социально-правовое явление

"Коррупция" - понятие скорее социальное или криминологическое, чем правовое, поэтому ее надо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как явление Агыбаев А.Н. Ответственность должностных лиц за служебные преступления. - Алматы: Жетi жаргы, 1997.С. 181. .

Одним из серьезных проблем на пути построения российского правового государства является все возрастающая коррупция. Она оказывает отрицательное влияние на все стороны экономической, политической, правовой и духовной жизни государства, обостряет и без того сложные проблемы переходного периода Чумаков А. Антикоррупционная политика России и ее приоритеты // Закон и право. - 2007. - №1. .

Коррупция существовала всегда, это предопределено историческим развитием общества. Оно присутствует постоянно, поэтапно развивается и совершенствуется.

Пожалуй, первым термин "коррупция" применительно к политике употребил еще Аристотель, определяя тиранию как коррумпированную ("испорченную") форму монархии. О ней писал Макиавелли, Руссо и многие другие мыслители. По словам Ш. Монтескье, "известно уже по опыту веков, что всякий человек обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела" 9 .

Так, уже памятники права стран Древнего Востока содержали нормы, направленные на пресечение коррупционного поведения должностных лиц. Например, Законы Хаммурапи, царя Вавилона (XVIII в. до н.э.) содержали санкцию в отношении судьи, который злоупотреблял служебным положением 9 . Тема коррупции обнаруживается в документах в Иерусалиме в VI в. до н.э., в библейских текстах, в античной истории Богданов И.А., Калинин А.П. Коррупция в России. Социально экономические и правовые аспекты.М., 2001. . Коррупция, по мнению И.А. Богданова, А.П. Калинина, стала одной из причин распада Римской империи Богданов И.А., Калинин А.П. Коррупция в России. Социально экономические и правовые аспекты.М., 2001. .

Если обратиться к истории коррупции в России, то достаточно вспомнить систему "кормления", существовавшую в феодальной России, казнокрадство, мздоимство и лихоимство чиновников в XVIII-XIX вв., столь ярко запечатленные в произведениях классиков русской литературы Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.В. Сухово-Кобылина Криминология: Учебник / Под ред. проф.В.Н. Бурлакова, проф.Н.М. Кропачева. - СПб.: Издательский Дом С. - Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С. - Петерб. гос. ун-та, 2005. . Одним из активных борцов с коррупцией в среде чиновничества выступал Петр I. Им была продолжена политика уголовно - правовых и предупредительных мер борьбы с коррупцией, в частности введена равная уголовная ответственность подкупателей и подкупаемых, а также сделана попытка привлечения для борьбы с коррупцией всего населения страны: было разрешено всем людям, независимо от чина, доносить лично ему о лихоимстве, а за справедливы донос определялась награда - движимое и недвижимое имущество преступника и даже его чин Чумаков А. Антикоррупционная политика России и ее приоритеты // Закон и право. - 2007. - №1. .

Советский период был отмечен двумя всплесками коррупционной преступности: первый приходится на 20-е годы - время так называемого нэпа, а второй на 70-80-е годы - период застоя и разложения советского строя.

В современных условиях, расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество между государствами превратило коррупцию в интернациональную проблему. Незаконные коррупционные отношения стали затрагивать интересы и благосостояние не одной, а многих стран мира. Ни одно государство в мире не может считать себя застрахованным от факта коррупции. Коррупция свойственна всем странам, независимо от географического расположения, политического устройства и уровня экономического развития.

Таким образом, коррупция является сложным социально политическим и социально правовым явлением, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира. Как и у всякого сложного явления, у коррупции не существует единственного всеобъемлющего определения. В научной, учебной и публицистической литературе существует огромное методологическое разнообразие подходов к пониманию коррупции, даются различные его трактовки. Поэтому на данном этапе развития исследований о коррупции сложно предложить единое понятие коррупции Орлова Ю.Р. Коррупция как социально-правовая проблема российской действительности. с 113-117 Преодоление коррупции - главное условие утверждения правового государства. Межведомственный научный сборник / М. 2009 .

Этимологически термин "коррупция" происходит от латинского corruption - "порча", "подкуп". Эти два слова определяют разное понимание коррупции Криминология: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Бурлакова, проф. Н.М. Кропачева. - СПб.: Издательский Дом С. - Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С. - Петерб. гос. ун-та, 2005. .

Г.К. Мишин утверждает, что латинский термин "corruptio" происходит от двух корневых слов cor (сердце, душа, дух, рассудок) и ruptum (портить, разрушать, развращать). Поэтому суть коррупции не в подкупе, продажности публичных и иных служащих, а в нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) того или иного объекта, в том числе государственной власти. Более того, полагаю, что речь идет именно о распаде духовности чиновников, но не как развращенной группы, а как части социума Мишин Г.К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. - М. - 1991. .

"Хотя понятие коррупции, - говорится в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., - должно определяться национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или не совершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие" Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов.М., 1990.С. 323. . В данном случае под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц (публичных служащих) и из служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением. Преимущественно как подкуп (активный и пассивный) рассматривает коррупцию Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая в Палермо 12-15 декабря 2000 г., и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию отнесено также злоупотребление влиянием в корыстных целях Криминология: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Бурлакова, проф. Н.М. Кропачева. - СПб.: Издательский Дом С. - Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С. - Петерб. гос. ун-та, 2005. .

По мнению Б.В. Волженкина, коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах Волженкин Б.В. Коррупция как социальное явление // Чистые руки.М., 1999. №1.С. 30. .

А.И. Долгова определяет коррупцию как социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей. В подкупе одних лиц другими усматривает суть коррупции другой известный криминолог - Н.Ф. Кузнецова Цит. по: Рева А.М. Коррупция как социальное явление общества (обзор нормативных актов и литературы) // Предупреждение коррупции в полиции (милиции): Материалы международного научно-практического семинара (11-12 февраля 2002 г.). - М., 2002. .

Существует и иной подход к коррупционной деятельности, в параметрах которого она анализируется как социальное явление в плане более широком, чем подкуп и взяточничество. Так, по мнению Д. Бейли, коррупция представляет собой злоупотребление властью как результат ее использования в личных целях, которые не обязательно должны быть материальными, а К. Фридрих считает, что коррупция - это отклоняющееся поведение, соединенное с частной мотивацией, означающей, что частные (индивидуальные, групповые) цели преследуются за публичный счет. Дж. Най определяет коррупцию более развернуто, - как поведение, которое отклоняется от формальных обязанностей публичной роли под воздействием частных материальных или статусных целей либо нарушает правила, запрещающие определенные виды деятельности относительно частного влияния Голиков Ю.В., Карасев В.И. Коррупция как механизм социальной деградации. - СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2005. .

25 декабря 2008 года был принят Федеральный Закон №273-ФЗ "О противодействии коррупции". Статья 1 данного закона содержит законодательное понятие коррупции. Под коррупцией понимается:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228 .

Таким образом, коррупция - понятие не столько уголовно-правовое, сколько собирательное, охватывающее правонарушения самого различного вида.

Некоторые авторы, однако, считают, что представляется бессмысленным вводить юридическое понятие коррупции наравне с ее конкретными проявлениями (например, взяткой), поскольку любые попытки заключить это понятие в жесткие рамки приведут к тому, что часть коррупционных действий окажутся за пределами действия Уголовного кодекса или иного закона Саттаров Г.А., Левин М.И., Цирик М.Л. Россия и коррупция: кто кого? // Брошюра в Российской газете. - М., 1998.С. 15. .

И все-таки, в настоящее время говорить о применении унифицированного определения коррупции еще рано. Выработка единого понятия о коррупции, и определение универсального способа борьбы с ней - это сложный эволюционный процесс. Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления и требует более глубокого и всестороннего его изучения. Во-первых, углубления теоретического уровня познания коррупции, а именно формирования четкого правового определения, исследования причин возникновения коррупции и факторов, способствующих ее развитию. Во-вторых, изучения влияния коррупции на экономическую, социальную и политическую жизнь общества, и формирования системы практических мер по борьбе с этим явлением Орлова Ю.Р. Коррупция как социально-правовая проблема российской действительности. с 113-117 Преодоление коррупции - главное условие утверждения правового государства. Межведомственный научный сборник / М. 2009. .

коррупция преступность россия

Как считает А.Н. Агыбаев, коррупция - это "типичный вид беловоротничковой преступности. Следовательно, она высоколатентна, часто отличается изощренностью и причинением крупного ущерба. Особая опасность коррупции состоит в том, что она как раковая опухоль перерождает государственный аппарат, приводит к его необратимым изменениям" Агыбаев А.Н. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с коррупцией: Учеб. пособие. - Алматы, 2003. .

"Коррупция в органах власти и управления, - отмечается в Указе Президента Российской Федерации "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" от 4 апреля 1992 г., - ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономической реформы".

Таким образом, можно говорить об экономических, политических и социальных последствиях коррупции.

К экономическим последствиям коррупции относится:

нарушение конкурентных механизмов рынка и, как следствие, снижение эффективности рынка и дискредитация идей рыночной экономики;

расширение сектора теневой экономики, что, в частности, приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет;

неэффективное использование бюджетных средств при распределении государственных заказов и кредитов;

повышение цен за счет коррупционных "накладных" расходов и др.

Среди политических последствий коррупции следует указать:

уменьшение доверия населения к власти, возрастания ее отчуждения от общества;

угроза разложения демократических институтов вследствие того, что граждане разочаровываются в ценностях демократии;

падение престижа страны и угроза ее экономической и политической изоляции и др.

Наконец, социальные последствия коррупции заключаются в:

дискредитации права как основного инструмента регулирования жизни государства и общества;

закреплении и увеличении имущественного неравенства, поскольку коррупция приводит к несправедливому перераспределению средств в пользу узких олигархических групп;

укреплении организованной преступности вследствие сращивания ее с коррумпированным государственным аппаратом, в том числе с правоохранительными органами, и др.

В результате всего этого увеличивается социальная напряженность в обществе, что отражается на экономике и угрожает политической стабильности в стране Криминология: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Бурлакова, проф.Н.М. Кропачева. - СПб.: Издательский Дом С. - Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С. - Петерб. гос. ун-та, 2005. .

Вместе с тем сторонники функционального и институционального подходов к исследованию коррупции (М. Вебер, С. Хантингтон, Я. Таковский, Л.М. Тимофеев и др.) отмечают определенную положительную роль коррупции, особенно в развивающихся обществах, видя в ней способ устранения или снижения различных бюрократических препятствий на пути экономического и политического развития. Рассуждают о полезности коррупции и некоторые современные экономисты. Так, утверждается, что в переходный период коррупция сыграла роль смазки, облегчившей трудный переход от административно-командной системы к новому экономическому укладу, и что с помощью коррупции сохранилось "равновесие в экономике" (А.Л. Лившиц) Тоже.

Проблема разрастания масштабов коррупции представляет собой серьезную угрозу функционирования государственной власти, верховенству закона и права, демократии и правам человека, затрудняя формирование правового государства и гражданского общества. В ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ Президент России В.В. Путин особо подчеркнул, "что, не смотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развитии - коррупцию" Чумаков А. Антикоррупционная политика России и ее приоритеты // Закон и право. - 2007. - №1. .

Безусловно, коррупция относится к тем факторам, которые способны обострить политическую жизнь в государстве, а также экономические и социальные проблемы, а в сочетании с другими обстоятельствами - дестабилизировать жизнь общества. Поэтому не случайно в государствах с высоким уровнем развития, как властных структур, так и институтов гражданского общества антикоррупционным мероприятиям уделяется самое пристальное внимание, что, конечно, не позволяет коррупционерам чувствовать себя комфортно. И в тоже время исключить коррупцию из социальных практик так и не удается 28 .

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации В этимологическом значении коррупция (от греч. corrumреrе) определяется как порча. С XV – XVI вв. коррупцию стали определять как подкупаемость и продажность чиновников и общественно-политических деятелей.

3 слайд

Описание слайда:

Два основных подхода к определению коррупции Классический подход – термин «коррупция» используется главным образом для характеристики общего морально-нравственного состояния общества. Современный подход: термин «коррупция» используется как синоним «взятки», «подкупа» и обозначает продажность служебных действий, вымогательство, растрату, протекционизм, подкуп избирателей и др.; под коррупцией понимают специфическое поведение должностного лица, связанное со злоупотреблением власти в личных целях.

4 слайд

Описание слайда:

Основные смысловые нагрузки Коррупция как отклонение от норм; Коррупция как реализация интересов; Коррупция как стратегия группового поведения; Коррупция как системная неэффективность.

5 слайд

Описание слайда:

Социологический подход - отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти Юридический подход – социальное явление, поразившее аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, другими лицами, уполномоченными на выполнение публичных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях личного обогащения или в групповых интересах

6 слайд

Описание слайда:

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию Коррупция – это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими, либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе, международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ.

7 слайд

Описание слайда:

«Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (1979г.) Коррупция определяется как злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением. В узком смысле к коррупции относят ситуации, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки им ради материального вознаграждения.

8 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции» Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

9 слайд

Описание слайда:

Сущность коррупции как социального явления заключается: в разложении структуры власти; перераспределении ресурсов в пользу тех или групп; использовании механизмов институционализации в групповых (клановых) и личных интересах.

10 слайд

Описание слайда:

Выделяются три основных вида коррупции 1. «Верхушечная» коррупция, связанная с деятельностью государственных органов власти. 2. «Низовая» коррупция – коррупция, в которую вовлечены различные организации, которые созданы для предоставления различных услуг населению и организациям. 3. Деловая коррупция – вне или внутри хозяйствующих объектов, а также в СМИ.

11 слайд

Описание слайда:

Причины возникновения коррупции экономический упадок; политическая нестабильность; несовершенство законодательства; неразвитость властных институтов и институтов гражданского общества; слабость демократических традиций; непрозрачность власти; неэффективное общественное участие в процессах противодействия коррупции.

12 слайд

Описание слайда:

Причины возникновения коррупции Риск возникновения коррупции возникает при использовании слабостей административной системы. Факторы культурологического характера способствуют либо препятствуют коррупции.

13 слайд

Описание слайда:

Административные причины возникновения коррупции - Высокая степень свободы в принятии управленческих решений; - Возможность монополизировать общественные материальные ценности; - Низкий уровень подочетности органов государственной власти.

14 слайд

Описание слайда:

Коррупционно-опасные сферы деятельности государственных органов и государственных служащих Размещение заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд; Принятие решений о включении в бюджеты (проекты бюджетов) инвестиционных проектов; Межбюджетные отношения (особенно в звене субъект федерации -муниципальное образование); Налоговое администрирование (особенно налоговый контроль); Таможенный контроль; Регистрация прав собственности; Регистрация недвижимости; Проведение проверок контролирующими органами; Выдача заключений и разрешений; Кадровая политика в государственных органах (решения о приеме и должностном продвижении

15 слайд

Описание слайда:

Факторы, способствующие коррупции, действующие со стороны государства Высокий уровень административного усмотрения; Низкое качество и незащищенность от коррупции административных процедур; Неудобный для клиента «интерфейс»; Правовая неграмотность государственный служащих; Слабость внутреннего административного контроля; Отсутствие практики внутреннего аудита; Неразвитость аудита эффективности; «Мертвость» законодательных норм о конфликте интересов (отсутствие процедур, неясность санкций).

16 слайд

Описание слайда:

Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» основные принципы защиты от коррупции деятельности должностных лиц властных органов государства обязательное представление государственными служащими декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах. Запрет служащим государственного аппарата: заниматься предпринимательской деятельностью; оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения; выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности); быть участником хозяйственных обществ и товариществ.

17 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции» Правовая основа противодействия коррупции Основные принципы противодействия коррупции Принципы противодействия коррупции в Российской Федерации Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции Организационные основы противодействия коррупции Меры по профилактике коррупции Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции

18 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции» Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

19 слайд

Описание слайда:

Последствия коррупции Экономические: Нарушение конкурентных механизмов рынка Замедление проявления эффективных собственников и исполнителей госзаказов Неэффективное использование бюджетных средств Рост цен за счет коррупционных издержек Неверие в способность власти обеспечить честные «правила игры» - ухудшение инвестиционного климата «расползание» коррупции на бизнес и НПО

20 слайд

Описание слайда:

Последствия коррупции Социальные последствия: Отвлечение колоссальных средств от целей общественного развития Закрепление и увеличение имущественного неравенства Дискредитация права как инструмента регулирования жизни людей Укрепление оргпреступности Рост социальной напряженности

21 слайд

Описание слайда:

Последствия коррупции Политические: Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению групповых интересов Деградация доверия к власти Падает престиж страны Профанируется политическая конкуренция Дискредитируется политический режим

22 слайд

Описание слайда:

Последствия коррупции - Рост недоверия населения к государству и государственным, общественным институтам, делегитимация власти. - Криминализация и торможение экономики. - Ущерб авторитету страны и инвестиционной привлекательности России. В итоге коррупция приводит к внутренней деформации самих государственных институтов, превращает государственные институты из формально-правовой структуры в полукриминальное сообщество, а также смещает или заменяет изначальные функции государственных институтов на новые – поддержка групповых интересов, самовоспроизводство и самоподдержание системы.

23 слайд

Описание слайда:

Некоторые эксперты считают, что коррупция выполняет и некоторые положительные функции в российском обществе: - Стимулирует традиционно «ленивого», нерадивого российского чиновника к эффективной деятельности, является средством мотивации чиновника к принятию решений. - Позволяет скорректировать несовершенства формальной системы, законодательства и ошибки, сбои в системе неформальными методами.

24 слайд

Описание слайда:

Международные агентства, занимающиеся сравнительными оценками и измерением коррупции Global Competitiveness Report (Женева, Швейцария), Political and Economic Risk Consultancy (Гонконг), Transparency International (Берлин, ФРГ), Political Risk Services (Сиракузы, США).

25 слайд