Что является предметом изучения курса правоохранительные органы. Предмет и система курса «правоохранительные органы»

Вопросы:

1. Предмет, система и структура курса «Правоохранительные органы» и его соотношение с другими юридическими науками и дисциплинами.

2. Источники кура.

3. Понятие правоохранительного органа.

Введение

Данная лекция открывает изучение курса «Правоохранительные органы». Главная цель учебного курса – сформировать у обучаемых научные представления о системе и структуре правоохранительных органов РФ и основных направлениях их деятельности, поэтому в ходе лекции должно быть задано стратегическое направление дальнейшего изучения курса; проанализированы основные определения, которые будут использованы в ходе изучения учебной дисциплины; рассмотрены источники курса, к которым, в первую очередь, относятся:

    Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит. 1993.

    Указ Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 22 июня 2010) // СЗ РФ. 2004. № 11 ст. 945

Литература, необходимая для более глубокого изучения данной темы, включает в себя, в первую очередь, учебники, учебные пособия и курсы лекций:

    Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.

    Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность России: Курс лекций. СПб.: Из-во СПб ун-та МВД России, 2008.

    Правоохранительные органы: курс лекций / ред. В.И. Качалова, ред. О.В. Качалова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Омега-Л., 2006.

    Правоохранительные органы: учебник / МВД России ДКО; состав. А.Н. Артамонов и др. – М.: ЦОКР МВД России, 2007.

    Правоохранительные органы: учебник для вузов / ред. О. А. Галустьян, А.В. Ендольцева, А.П. Кизлык. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.

Нормативные правовые акты, необходимые для изучения данной темы, будут названы при рассмотрении соответствующих вопросов темы.

1. Предмет, система и структура курса «Правоохранительные» и его соотношение с другими юридическими науками и дисциплинами

Каждая учебная дисциплина, так же, как и каждая наука, изучает «что-то» . У них всегда существует то, что называют объектом и предметом науки или, соответственно, учебной дисциплины.

Понятия «предмет» и «объект» изучаются философией, и в самом общем виде они могут быть определены следующим образом:

объект науки – это те феномены (явления, материальные объекты) окружающего мира, которые изучает наука;

предмет науки – те стороны (свойства, аспекты, закономерности), которые изучает наука.

Из этого следует, что один и тот же объект может являться предметом изучения различных наук. Например, шариковую ручку может изучать механика (навинчивающийся колпачок), химия (состав пластмассы и чернил), эргономика (поиск оптимальной толщины корпуса ручки), эстетика (качество общего оформления), даже баллистика – если кому-нибудь захочется оценить возможность выстрела шариковой ручкой из, например, арбалета.

Все сказанное относится и к объекту и предмету учебной дисциплины.

Как следует из названия курса, его объектом являются правоохранительные органы и их деятельность. Предмет курса – определенные стороны объекта, поскольку изучать правоохранительные органы возможно в рамках и таких учебных дисциплины, как административное право, конституционное право, социология организаций и т.д. Особенность предмета нашего учебного курса определяется тем, что курс «Правоохранительные органы» носит синтетический, междисциплинарный характер. В рамках нашего курса из названных выше подходов выделяются те, которые характеризуют:

1. виды правоохранительных органов и их место в системе государства (правоохранительную систему);

2. правовое регулирование организации и деятельности правоохранительных органов;

3. организацию правоохранительных органов и правоохранительной деятельности.

Обычно предмет дисциплины «Правоохранительные органы» рассматривают в широком и узком (непосредственном) смысле.

В широком смысле - это исследование истории и современного состояние правоохранительных органов государства и организации их деятельности. В этом смысле изучаются задачи, структура и система правоохранительных органов; правовой статус их работников; место этих органов в государственном механизме; общие принципы, задачи и порядок осуществления правоохранительной деятельности в целом и отдельных ее видов.

В узком (непосредственном) смысле - это конкретные нормы ряда отраслей права, в которых закреплено устройство и деятельность правоохранительных органов (конституционного, административного, таможенного и других материальных отраслей права, а также процессуальных отраслей права).

Внутренняя структура курса «Правоохранительные органы» включает в себя три части - общую, особенную и специальную.

Общая часть посвящена рассмотрению и характеристике правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, их взаимодействию между собой и с другими органами государства, основных понятий, системы и структуры учебной дисциплины, ее законодательных источников.

Особенная часть содержит рассмотрение основных направлений правоохранительной деятельности и конкретных органов, эту деятельность осуществляющих. При этом рассматривается организация и деятельность как государственных, так и негосударственных правоохранительных органов.

Специальная часть курса посвящена рассмотрению международного сотрудничества в правоохранительной деятельности.

Обычно говориться о том, что курс «Правоохранительные органы» связан с такими научными и учебными дисциплинами, как общая теория государства и права, конституционное право, административное право, гражданский, уголовный процесс и т.д. С этим утверждением сложно спорить, поскольку проблемы и вопросы, которые рассматриваются в данных дисциплинах, так или иначе связаны и с правоохранительной деятельностью. Однако кроме юридических дисциплин, курс «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность» тесто связан с такими научными дисциплинами, как социологии организаций и теория управления. Эти дисциплины изучаются на старших курсах, но наиболее простые их положения будут рассмотрены нами в настоящей лекции в рамках третьего и четвертого вопросов.

Взаимную ответственность государства и граждан .

Функции правоохранительных органов

Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений , административную деятельность.

Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры . Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности , и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства .

Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

Предмет курса значительно расширился за последние годы, поскольку ряд органов (например, органы государственной безопасности) в силу их секретности ранее не изучались. Кроме того, появились новые правоохранительные органы - налоговая полиция, Конституционный Суд - которых в советское время не было.

Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

В Особенной части рассматривается организация конкретных правоохранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд - организация всей судебной системы в целом и трех ее составляющих - судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных органов и органов юстиции, органов предварительного расследования. Хотя, как уже упоминалось,

В результате изучения раздела студент должен:

  • знать систему курса «Правоохранительные органы России», соотношение данного курса с другими юридическими дисциплинами;
  • уметь анализировать основные понятия учебного курса «Правоохранительные органы России», давать общую характеристику федерального законодательства и других нормативных правовых актов, в том числе о судах;
  • владеть навыками сравнительного исследования Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов правоохранительных органов РФ.

ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Предмет и система курса «Правоохранительные органы России», методы его изучения

Накопленный объем научных знаний о государственном устройстве России, опыт практической деятельности в государстве по созданию, построению правоохранительных органов, организация деятельности государственных органов по охране и защите прав граждан, юридических лиц и общества составляет основу предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России».

Понятие предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» в основном сформировалось в учебной литературе. Однако четких критериев его определения не выработано. К определению предмета учебной дисциплины существует несколько подходов. Одни ученые отталкиваются от назначения уголовного процесса и организации в государстве уголовного преследования за совершенные преступления. Другие исходят из построения в государстве судебной системы и связанных с ней в своей деятельности органов прокуратуры и предварительного расследования. Третьи расширяют предмет учебной дисциплины до организации и построения органов, осуществляющих отдельные виды правоохранительной деятельности наряду с главной и основной для них иной правоисполнительной деятельностью.

Определение предмета учебного курса «Правоохранительные органы России», по нашему мнению, опирается на организацию осуществления предусмотренной законом правоохранительной деятельности. Органы государства, специальные учреждения и должностные лица, организующие предусмотренную законом правоохранительную деятельность, составляют основу для выделения предмета изучения.

Содержание предмета образует совокупность имеющихся в обществе знаний о существующих в Российской Федерации правоохранительных органах и их системе на всей территории государства. Этот элемент предмета является ключевым, так как выражает сущностное понятие учебной дисциплины и раскрывает направленность изучения материала. Действующие нормативные акты, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов, составляют значительную часть содержания предмета учебной дисциплины. Более глубокое проникновение в содержание предмета предполагает изучение организации и построения отдельных правоохранительных органов, их системы, структуры, состава и компетенции звеньев этих органов. Порядок назначения на должность, прекращения полномочий или увольнения работников правоохранительных органов, продвижение их по службе, поощрения и дисциплинарная ответственность составляют неотъемлемую часть предмета изучения.

Освоение учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» не ограничивается знанием только современного состояния законодательства. Ознакомление с историей становления и развития правоохранительных органов в Российской империи, РСФСР и СССР, а также с нормативными актами, регулировавшими организацию и деятельность правоохранительных органов, позволяет освоить и эту часть знаний. Наряду с историей информационную часть содержания предмета составляют и нормативно-обзорные материалы о правоохранительных органах и правовом регулировании этих вопросов в зарубежных государствах Европы, Азии и Америки.

Такой подход к определению предмета учебного курса делает его сложной, комплексной юридической дисциплиной. Все названные элементы предмета в совокупности дают представление о направленности учебной дисциплины и выполняют организующую роль в подборе и изучении необходимого материала.

Таким образом, предмет учебного курса «Правоохранительные органы России» можно определить как совокупность учебно-научной, законо- дательно-нормативной, исторической и ознакомительной информации о системе правоохранительных органов и их построении.

Учитывая, что в научной и учебной литературе нет единства мнений в определении понятий «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы», содержание предмета изучения может корректироваться различными учеными, представляющими разные научные школы.

Перечень вопросов, изучаемых в курсе, достаточно широк и требует изложения в определенной системе, обеспечивающей последовательное и осознанное усвоение материала изучаемой дисциплины.

Формирование системы учебного курса в имеющихся в России учебниках и учебных пособиях осуществляется по-разному. Одни излагают учебный материал в определенной последовательности глав, другие выделяют разделы и главы, в которых систематизируется изучаемый материал, третьи предлагают выделить две части: Общую и Особенную.

В данном учебнике авторами предлагается также определенная систематизация изложения материала, которую можно посмотреть и вывести из оглавления работы. Излагаемый вариант системы учебного курса основан на анализе имевшихся вариантов на период подготовки учебника и отражает предложение авторов по взаимосвязи материала курса.

Раздел I. Общие положения.

Раздел II. Органы судебной власти и судебная система Российской Федерации.

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности в Российской Федерации.

Раздел IV. Органы предварительного расследования и прокурорского надзора.

Раздел V. Органы по обеспечению правовой помощи.

Раздел VI. Органы юстиции в зарубежных государствах.

Для получения и усвоения знаний по учебному курсу используются имеющиеся в науке методы познания выделяемых явлений. При освоении курса «Правоохранительные органы России» ведущим является диалектический метод: реально существующие правоохранительные органы изучаются не только в статике, но и в динамике, во взаимосвязи с другими органами и организациями. Используются также и другие методы: формально-юридический, исторический, сравнительного анализа, системного анализа, конкретно-социологический.

Предметом любой учебной дисциплины выступает изучение определенного круга явлений объективной действительности, закономерностей их развития и функционирования. Любые юридические дисциплины призваны изучать по сути единый объект - совокупность государственно-правовых явлений общественной жизни или иначе – государственно-правовую действительность.

Тем не менее каждая из этих дисциплин имеет свой собственный предмет изучения, которым выступает определенная часть, элемент общего объекта правоведения. Предметом учебной дисциплины «Правоохранительные органы» является изучение структуры, функций, основ организации и деятельности системы государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, их взаимодействия друг с другом и с иными государственными и негосударственными органами и организациями.

Целью изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы»

является получение исходных, основополагающих сведений о системе органов, осуществляющих правоохранительную функцию государства, что обеспечивает успешное освоение в дальнейшем других юридических дисциплин.

Система курса «Правоохранительные органы» состоит из 12 тем, логически взаимосвязанных между собой в такой последовательности, которая

позволяет описать всю систему правоохранительных органов от общих вопросов, понятий и принципов их организации и деятельности до изучения конкретных групп органов в соответствии с основными направлениями правоохранительной деятельности. В начале изучения курса рассматриваются некоторые общие

вопросы, связанные с уяснением признаков и понятия правоохранительной деятельности, основных ее направлений, дается общая характеристика системы правоохранительных органов в РФ, изучается нормативно-правовая база

организации и функционирования правоохранительных органов, дается характеристика наиболее важным законодательным актам, которые студентам необходимо изучить в рамках курса. Далее, в соответствии с центральной ролью

судебных органов в правоохранительной деятельности, следует изучение понятий судебной власти и судебной системы, раскрываются основные черты и структура судебной системы РФ, даются понятия звена судебной системы и судебных

инстанций. Следующая тема посвящена изучению правосудия и системы его демократических основ (принципов). Далее следуют темы, посвященные отдельным группам судов, составляющих российскую судебную систему – судам

общей юрисдикции, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ. В рамках следующей темы -

«Правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей» изучаются права и обязанности судей и представителей народа, участвующих в отправлении

правосудия, порядок формирования судейского корпуса, компетенция и основы организации органов судейского сообщества. В следующей теме изучается становление российской судебной системы, исторические этапы ее развития и

реформирования. Изучение судебной системы РФ завершается темой, посвященной организационному обеспечению деятельности судов, Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, а также вопросам о компетенции и

системе органов юстиции. Следующие темы соответствуют остальным направлениям правоохранительной деятельности – прокурорскому надзору и органам прокуратуры, оперативно-розыскной деятельности, предварительному

расследованию уголовных дел и системе органов, их осуществляющих.

Изучение курса «Правоохранительные органы» завершается темой, посвященной вопросам организации и деятельности адвокатуры в России.

С тем, чтобы лучше понять, какое место занимает курс

«Правоохранительные органы» в системе юридических учебных дисциплин, вначале необходимо дать основные сведения об их классификации.

К правоведению относится широкий круг учебных дисциплин, которые

условно можно подразделить на следующие группы:

историко-теоретические, призванные изучать исторические и теоретические вопросы развития и функционирования государства и права

(теория государства и права, криминология, история государства и права России,

зарубежных стран, история политических и правовых учений и др.);

отраслевые, направленные на изучение конкретных отраслей права

(уголовное право, гражданское право, административное право, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное право и др.);

прикладные дисциплины, посвященные вопросам применения

специальных знаний в практической деятельности юриста (криминалистика,

судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика и др.).

дисциплины, изучающие структуру и принципы деятельности различных государственных органов, а также отдельных негосударственных

организаций. Очевидно, что дисциплина «Правоохранительные органы» относится к данной группе, куда также входят такие дисциплины как прокурорский надзор, адвокатура и нотариат.

Дисциплина «Правоохранительные органы» - одна из вводных в правоведение дисциплин и поэтому она тесно взаимосвязана практически со всеми другими юридическими дисциплинами. Рассмотрим ее взаимосвязь с

конкретными учебными дисциплинами в соответствии с вышеуказанной их классификацией.

Основополагающей, фундаментальной теоретической дисциплиной в

системе правоведения является теория государства и права (далее – «ТГП»), которая изучает наиболее общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как социальных явлений, вырабатывает определения важнейших государственно-правовых категорий для всех без исключения юридических дисциплин. Не является исключением и

«Правоохранительные органы». ТГП определяет понятия таких явлений как

«право», «государство», «государственная власть», «государственный орган»,

«механизм государства», «функции государства», «правовое государство» и т.д. Таким образом, ТГП выполняет своего рода служебную миссию по отношению к другим юридическим наукам, обеспечивая их ключевыми категориями, определениями основных понятий в правоведении.

Государственным образовательным стандартом предусмотрено изучение в рамках дисциплины «Правоохранительные органы» исторических этапов

развития судебной системы в России, кроме того при изучении курса студенты получают краткие сведения об истории прокурорского надзора, органов, осуществляющих предварительное расследование и адвокатуры. Эти знания

призвана обобщать и анализировать история государства и права России. Они используются в дисциплине «Правоохранительные органы», для того, чтобы в наиболее общем виде представить историческую картину становления и развития правоохранительной системы в нашей стране.

Изучение системы правоохранительных органов РФ, принципов их организации и деятельности в рамках курса «Правоохранительные органы» создает основу для изучения отраслевых юридических дисциплин – прежде всего,

изучающих отрасли процессуального права – уголовно-процессуального, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права. Изучив курс «Правоохранительные органы», студенты получают представление о

судебной системе РФ, ее звеньях, судебных инстанциях, полномочиях

государственных органов, участвующих в судопроизводстве. В рамках курса

«Правоохранительные органы» изучаются демократические основы (принципы)

правосудия, что позволяет заложить фундамент для изучения отраслевых дисциплин, сформировать правовое мировоззрение студентов в духе идей правового государства. В свою очередь, многие вопросы, изучаемые указанными дисциплинами, в наиболее краткой и доступной форме обобщаются и освещаются в рамках курса «Правоохранительные органы», что обеспечивает преемственность изучения дисциплины «Правоохранительные органы» и этих отраслевых дисциплин. К примеру, при рассмотрении понятия и видов судебных инстанций, раскрываются их особенности применительно к уголовному, гражданскому и арбитражному судопроизводству.

Из всех направлений юридической деятельности наиболее остро затрагивает права и свободы человека деятельность уголовной юстиции. Именно

здесь личность подвергается наиболее жестким мерам государственно-правового воздействия, поэтому значение соблюдения правовых норм, принципов,

защищающих человека от произвола государственных органов и их должностных лиц, здесь наиболее важно. Именно поэтому столь большое внимание в рамках изучения курса «Правоохранительные органы» уделяется вопросам уголовного

судопроизводства, т.е. деятельности суда по рассмотрению и разрешению уголовных дел и органов, осуществляющих предварительное расследование. В связи с этим, дисциплина «Правоохранительные органы» наиболее тесным

образом взаимосвязана с уголовно-процессуальным правом.

Тесно взаимосвязана рассматриваемая нами дисциплина с конституционным правом в рамках которого, в частности, дается общая характеристика государственных органов РФ, затрагиваются вопросы о месте

правоохранительных органов в государственном механизме, на основе изучения норм главы II «Права и свободы человека и гражданина» и VII «Судебная власть» Конституции РФ раскрывается содержание основных принципов деятельности

органов государственной власти.

Вопросы, связанные с функционированием таких правоохранительных органов, как например, органы юстиции и органы внутренних дел, изучаются в

рамках административного права, в предмет которого входит изучение организации и деятельности органов исполнительной власти. Система этой дисциплины включает также темы, посвященные органам, компетентным

налагать административные взыскания и процедуре их наложения.

Теснейшим образом связаны «Правоохранительные органы» с изучением таких дисциплин как прокурорский надзор, адвокатура и нотариат, которые изучаются на старших курсах обучения. Эти дисциплины по сути конкретизируют

ряд важных тем курса «Правоохранительные органы», расширяют те познания, которые получили студенты в процессе его изучения.

  • 7.Осуществление правосудия только судом.
  • 8.Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.
  • 9.Независимость судей и подчинение их только закону.
  • 10.Порядок наделения судей полномочиями. Приостановление и прекращение полномочий судей.
  • 11.Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.
  • 12.Неприкосновенность судей, присяжных и арбитражных заседателей, гарантии неприкосновенности.
  • Фз от 20.08.04 г. "о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в рф". Ст. 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя
  • Федеральный закон от 30.05.01г. "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов рф" Ст. 7. Гарантии независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей
  • 13.Право граждан на судебную защиту.
  • 14.Презумпция невиновности.
  • 15.Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.
  • 16.Национальный язык судопроизводства.
  • 17.Гласность судебного разбирательства.
  • 18.Состязательность при рассмотрении судебных дел. Равенство сторон.
  • 19.Понятие судебной системы рф. Признаки судебной системы.
  • 21.Конституционный суд рф: задачи, принципы организации и деятельности.
  • 22.Высший Арбитражный Суд рф: структура и компетенция.
  • 23.Федеральные арбитр. Суды округов: порядок образования, структура, полномочия.
  • 24.Арбитражные Суды субъектов рф: порядок образования, структура, полномочия.
  • 25.Понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».
  • 26.Понятие суда 1ой инстанции: суды рассматривающие дела в первой инстанции.
  • 27.Понятие суда 2й (кассационной) инстанции: суды рассматр. Дела во 2й инст-ции
  • 28.Понятие суда апел-ной инст-ции: суды рассматр. Дела в апел-ной инст-ции.
  • 29.Понятие суда надзорной инст-ции: суды рассматр-щие дела в надзорн. Инст-ции.
  • 30.Верховный Суд рф: его полномочия и структура.
  • 31.Суды субъектов рф: мировые судьи, конституционные (уставные) суды.
  • 32.Районный суд: порядок образования, состав, полномочия.
  • 33.Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 34.Организационное обеспечение деятельности судов, отличие его от судебного надзора.
  • 35.Судебный департамент при Верховном Суде рф и его функции.
  • 36.Федеральная служба по незаконному обороту наркотических и психотропных веществ: задачи и компетенция.
  • 37.Служба судебных приставов: система, состав, полномочия.
  • 38.Органы судейского сообщества, их функции.
  • 39.Понятие прокурорского надзора. Задачи прокуратуры.
  • 40. Понятие и виды отраслей прокурорского надзора
  • 41.Протест, представление, постановление, предостережение прокурора как акты прокурорского надзора(средства реагирования)
  • Вопросы к зачету по дисциплине

    «Правоохранительные органы»

      Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы".

      Правоохранительная деятельность, ее основные признаки, задачи и направления, их соотношение.

      Законодательство о правоохранительных органах в РФ, его классификация.

      Понятие судебной власти и система органов, осуществляющих ее.

      Понятие правосудия.

      Понятие принципов правосудия, их система.

      Осуществление правосудия только судом.

      Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.

      Независимость судей и подчинение их только закону.

      Порядок наделения судей полномочиями. Приостановление и прекращение полномочий судей.

      Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.

      Неприкосновенность судей, присяжных и арбитражных заседателей, гарантии неприкосновенности.

      Право граждан на судебную защиту.

      Презумпция невиновности.

      Обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.

      Национальный язык судопроизводства.

      Гласность судебного разбирательства.

      Состязательность при рассмотрении судебных дел. Равенство сторон.

      Понятие судебной системы РФ. Признаки судебной системы.

      Суд в системе других правоохранительных органов.

      Конституционный суд РФ: задачи, принципы организации и деятельности.

      Высший Арбитражный Суд РФ: структура и компетенция.

      Федеральные арбитражные суды округов: порядок образования, структура, полномочия.

      Арбитражные Суды субъектов РФ: порядок образования, структура, полномочия.

      Понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».

      Понятие суда первой инстанции: суды рассматривающие дела в первой инстанции.

      Понятие суда второй (кассационной) инстанции: суды рассматривающие дела в кассационной инстанции.

      Понятие суда апелляционной инстанции: суды рассматривающие дела в апелляционной инстанции.

      Понятие суда надзорной инстанции: суды рассматривающие дела в надзорной инстанции.

      Верховный Суд Российской Федерации: его полномочия и структура.

      Суды субъектов РФ: мировые судьи, конституционные (уставные) суды.

      Районный суд: порядок образования, состав, полномочия.

      Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.

      Организационное обеспечение деятельности судов, отличие его от судебного надзора.

      Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его функции.

      Федеральная служба по незаконному обороту наркотических и психотропных веществ: задачи и компетенция.

      Служба судебных приставов: система, состав, полномочия.

      Органы судейского сообщества, их функции.

      Понятие прокурорского надзора. Задачи прокуратуры.

      Понятие и виды отраслей прокурорского надзора.

      Протест, представление, постановление, предостережение прокурора как акты прокурорского надзора.

      Система органов прокуратуры.

      Система органов военной прокуратуры.

      Выявление и раскрытие преступлений как самостоятельная функция правоохранительной деятельности.

      Органы дознания, виды дознания.

      Оперативно-розыскная деятельность и органы её осуществляющие.

      Оперативно-розыскные мероприятия, основания их проведения.

      Понятие и задачи адвокатуры.

      Статус адвоката: порядок приобретения статуса адвоката.

      Формы адвокатских образований, требования предъявляемые к ним.

      Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

      Права и обязанности адвокатов.

      Военные суды РФ: порядок образования, система и полномочия.

      Органы госбезопасности: виды и задачи.

      Нотариат.

      Полномочия прокурора.

      Таможенные органы РФ: система, структура, полномочия.

      Органы предварительного расследования: виды и полномочия.

      Военная прокуратура: система, структура, полномочия.

      Органы внутренних дел Российской Педерации: система и полномочия.

    1.Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы".

    ПО – это учебная дисциплина, которая дает представление о том, какие органы предназначены для обеспечения законных прав и интересов граждан, для обеспечения законной деятельности органов государственной власти и управления правопорядка в стране.

    ПО – это специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

    Предметом дисциплины является изучение компетенций уполномоченных государством ПО, их организационной структуры, основных направлений деятельности, их взаимодействия м/у собой и с другими органами гос. власти, а также требований, предъявляемых к лицам, принимаемым на службу в эти органы.

    Система – это совокупность отдельных элементов, составляющих единое целое.

    Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

    В общей части рассматриваются: понятие правоохранительных органов, их система, предмет и задачи курса, основные законодательные акты и иные источники, взаимосвязь курса ПО с др. учебными дисциплинами.

    В особенной части рассматриваются вопросы организации и деят-ти конкретных ПО в отдельности: их место в системе ПО, компетенция, порядок создания, организационно-штатная структура, осн. направления деят-ти, порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в ПО, правовой статус работников ПО.

    Курс ПО связан с конституционным правом, поскольку конституция гос-ва содержит фундаментальные положения о системе ПО, их задачах и компетенции.

    Также курс связан с административным правом, так как нормы административного законодательства определяет систему и структуру органов гос. управления.

    Порядок применения мер гос. принуждения в зависимости от вида правонарушения регламентируется административным, гражданским, арбитражным, головным процессуальным правом. ПО в совей деят-ти по осуществлению предоставленных им государством полномочий обязаны строго руководствоваться этими нормами. В практической деят-ти ПО применяют достаточно широко нормы и иных отраслей права: налогового, земельного, семейного и т.д.

    2.Пд, ее основные признаки, задачи и направления, их соотношение.

    ПД – это деят-ть, установленная государством, спец. органов , которая осущ-ся с цельюохраны прав а путем примененияюридических мер воздействия , в строгом соответствии сзаконом и при обязательном соблюденииустановленного им порядка .

    Признаки ПД:

      правоохранительная деятельность осуществляется только специально-уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;

      направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

      правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взысканий, применения мер юридического воздействия;

      применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер. так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае

      правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т. п.

    Задачи ПД:

      Охрана личности, ее прав и свобод (в конституции 93 г. личность ставится в первую очередь).

      Охрана общества, ее материальных и духовных ценностей

      Охрана государства, его конституционного строя и государственной целостности.

    Направления (функции) ПД:

      Конституционный контроль (осуществляет конституционный суд) – это контроль за всем, что принимается, издается на соответствие Конституции РФ

      Функция правосудия – это рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, административных дел судами общей юрисдикции по существу (это рассмотрение и разрешение дел, с вынесением либо приговора (оправдательный и обвинительный), либо решения по спорам).

      Организационное обеспечение деятельности судов (органы осуществляющие эту функцию обеспечивают всем необходимым суды и судей конкретно – канцтовары, мебель, ремонт и пр.). Осуществляет судебный департамент при Верховном суде РФ, федеральная служба судебных приставов, министерство юстиции.

      Прокурорский надзор (прокуратура) – это надзор за точным, единообразным применением закона всеми: и должностными лицами, и органами гос. власти, и общественной жизнью.

      Выявление и расследование преступлений (следственный аппарат МВД, ФСБ,ФСБ по обороту наркотиков и следственный комитет при прокуратуре РФ – 4 органа)

      Оказание юридической помощи (помимо гос-ной помощи имеются негос-ная; адвокатура (негос-ная) – это профессиональное объединение юристов, занимающихся адвокатской практикой; нотариусы (и частн. и негос-ная); агентства охранные, детективные (коммерческие органы).