Формируемые ууд на внеурочных занятиях. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ДЕЛОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Курсовая работа

ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Введение

Глава 1. Психологическо-педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий

Заключение

Библиографический список

Введение

Для обеспечения системно-деятельностного подхода, который положен в основу Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, создается система формирования и развития универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Что же такое федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС)? ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Цель работы: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.

Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемому вопросу;

Определить состав и характеристику формирования регулятивных универсальных учебных действий;

Подобрать и обосновать проектные задачи, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся 5 класса во внеурочной деятельности.

В широком значении "универсальные учебные действия" - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В данной работе рассматриваются регулятивные универсальные учебные действия, т.к. они включают такие важнейший умения детей как целеполагание, рассматриваемое как постановка учебной задачи, планирование, которое понимается как определение последовательности промежуточных целей и результатов, прогнозирование промежуточных и конечных результатов, способность к контролю за своими действиями, коррекция и дополнение в своей работе, оценивание качества и уровня усвоения нового материала, проявление волевых усилий и саморегуляции для достижения целей.

Тема работы «Формирование регулятивных УУД у учащихся 5 класса во внеурочной деятельности» актуальна, ибо сейчас формируется новый социальный заказ, который должен определить пути развития российского общества на обозримую перспективу.

Глава 1. Психологическо-педагогические условия формирования регулятивных унивесальных учебных действий

1.1 Понятие регулятивных универсальных учебных действий

В современном обществе происходят процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий. Это требует повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Эти цели должны обеспечивать такую ключевую сверхзадачу образования, как научить учиться.

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.

Современный школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Регулятивные универсальные учебные действия (организация умения) - отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка) (приложение №1)

Регулятивные УУД включают в себя:

· планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

· рефлексирование (оценка) - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

· прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

· целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

· коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

· контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

* выбирать средства для организации своего поведения;

* запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

* планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

* предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

* начинать и заканчивать действие в нужный момент;

* тормозить ненужные реакции.

1.2 Роль внеурочной деятельности в формировании универсальных учебных действий

Внеурочная деятельность предоставляет широкие возможности для формирования всех групп УУД, в том числе и регулятивных. Перед учителем встает проблема отбора методических приемов формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Регуляция субъектом своей деятельности возможна, когда у человека развита произвольность и воля. Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность. Фундаментальной характеристикой воли и произвольности у человека является осознанность или сознательность поведения, предполагающая опосредованность, т.е. наличие некоторых средств. Такими средствами выступают речь (знаки), образцы, способы действия, правила. Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства.

Умения пятиклассника:

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.

В начале занятия создаётся проблемная ситуация, из которой дети пытаются сформулировать цель занятия. Постановку проблемы и поиск решения обучающиеся осуществляют в ходе выстроенного педагогом диалога. Главное отличие проблемного диалога - участие детей в открытии знаний.

Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации внеурочной деятельности. При этом отметим, что цель занятия, которую ставит перед собой учитель, и цель занятия, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель занятия для учителя - есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности.

Чтобы цель занятия стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?»

Кандидат педагогических наук доцент З.А. Кокарева выделяет следующие приемы организации принятия цели:

· опора на личный жизненный опыт обучающихся;

· использование занимательного игрового материала;

· создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

· выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

· моделирование цели урока;

· постановка цели на длительный период.

Таблица 1

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи)

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.

Осуществить действия по реализации плана

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Глава 2. Практика формирования регулятивных универсальных учебных действий

2.1 Условия формирования регулятивных универсальных учебных действий

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого,способного самостоятельно учитьсяи многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни,готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка:«научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»(из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

«Если хочешь научиться прыгать - надо прыгать». Также и с регулятивными универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию - необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных (а так же коммуникативных, познавательных) универсальных учебных действий. Учитель - главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Организация учебного процесса должна быть основана на интеграции различных технологий. Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.

Главной целью педагогической деятельности считается формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, спорной идеи. Необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границы: знаю - не знаю. Обучать детей планированию работы на уроке возможно уже в первом классе. Я организую работу с помощью учебных пособий и методического материала, вместе с детьми определяем последовательность нашей работы, анализируем, выбираем те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определяем их место на уроке. Определившись с заданиями, я продумываю формы организации практической деятельности обучающихся. Далее определяется тема и цели урока. Применяются виды работы: группировка, исключение, домысливание - педагогом предлагаются слова-"помощники": вспомним, узнаем. Можно использовать стимулирующие выражения:«Удивляй!», «Кто это придумал?». Процесс целеполагания - это коллективное действие. Дети учатся высказывать свое мнение, учатся слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

На уроке школьники целенаправленно и систематически включается в деятельность, направленную на практику под руководством учителя; самостоятельную практику; самоконтроль и самооценку результатов работы; подведению итогов занятия; специальному повторению; контролю собственных знаний. В основе повторения - активный диалог учащихся. Его проводят в разных формах:игра «Задай вопрос», игровые тренинги, ТРИЗ-технологии (которые развивают фантазию и воображение у детей), «Лестница успеха» (осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.). Цель: построить алгоритм занятия в правильной последовательности. Работа проводится в группах по 6-7 человек. На втором этапе урока происходит добывание новых знаний ребятами. Проводят его в разных формах: противоречивые данные, выдвижение гипотезы, практическая работа. Оформляем его в удобных для запоминания схемах. Практика под руководством учителя должна проводиться с целью установления обратной связи и своевременного исправления ошибок в понимании нового содержания школьниками. Для этого организуется индивидуальная работа. Далее следует самопроверка по эталону. Дети обязательно указывают место ошибки, её причину. Следующим шагом является самостоятельная работа учащихся - это чаще всего групповое обсуждение по изучаемой теме занятия между самими школьниками. Задача педагога на этом этапе - вовлечь в дискуссию больше учеников, помочь им самостоятельно сделать вывод. На этапе самоконтроля и самооценки работы на занятии важно поддерживать критичные высказывания учеников. Важно, чтобы каждый ребёнок понимал причину своей успешности, неуспешности, делая правильные выводы.

Условия формирования действия контроля в процессе работы: осознание значения контроля учащимися; постановка учителем перед учащимися задачи на контроль; совместное планирование действий и контроль за их выполнением; формирование потребности в действии контроля. Взаимоконтроль эффективен в практической работе. На уроках применяют приемы самоконтроля: «сделай по образцу», «объясни соседу». Во время подведения итогов внеурочного занятия необходима связь между целями, поставленными на каждом этапе обучения. Сравнение целей, поставленных до начала работы, с полученным результатом, позволяет объективно подвести итог проделанной работы. Домашнее задание не задается, а если задается то оно носит творческий характер. Виды заданий: составь памятку, придумай игру/сказку/пословицу; предложи проект группе. Необходимо учить детей работать с разными источниками информации (книга, справочник, словарь, энциклопедия, интернет).

На этапе повторения можно использовать повторение нескольких видов: еженедельное, по определённой теме, интегрированное. Задачей этого этапа работы должны быть обобщение и систематизация знаний, формирование целостной системы понятий, выделение основных идей. Контроль усвоения знаний учащихся можно проводить в форме небольших тестов. Во время дискуссий учителю необходимо поддерживать интенсивный темп работы, задавать вопросы, которые требуют более высокого уровня самостоятельного мышления.

Таким образом, сущность обучения основана на создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становиться её субъектом, т.е. обучения ради совершенствования. Включение в урок способов и приемов, направленных на формирование регулятивных учебных действий, делает процесс обучения эффективным, интересным и занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, учит самостоятельно добывать знания. Разнообразные игровые действия, активное речевое взаимодействие поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, приводит к формированию регулятивных учебных действий.

2.2 Устранение трудностей в практике формирования регулятивных универсальных учебных действий

педагогический учебный образование внеурочный

В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к изучению сложных жизненных ситуаций.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Один из видов внеурочной деятельности - художественное творчество - гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества. Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Кроме решения задач художественного воспитания, данный вид внеурочной деятельности развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия обучающимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов внеурочной деятельности. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой (а так же в конце деятельности).

При возникновении у школьников трудностей по развитию регулятивных универсальных учебных действий учитель может направить его деятельность:

У учащегося трудности при выполнении поручений (пример: у обучающегося рассеянное внимание):

· во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе;

· во-вторых, нужно предложить ученикам сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределить работу по дням и.т.д.

У обучающего трудности при определении последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (пример: общая цель занятия "Сформировать у учащихся представление о традиционной народной культуре и научить изготавливать куклу-оберег "Кувадка" методом скрутки"):

· поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами, которые легко можно контролировать (пример: промежуточные цели для обучающихся: 1) знакомство с историей народной куклы; 2) сравнение современной куклы с тряпичной; 3) найти не менее 6-7 признаков, характерных для народной куклы; 4) сформировать понятие о народной кукле и ее видах; 5) обучение простейшим приемам изготовления куклы без использования швейной иглы; 6) изготовление куклы-оберега "Кувадка");

· конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком (пример: изготовление куклы-оберега "Кувадка" методом скрутки.))

· необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (к примеру, на первые 10 мин занятия);

· обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов.

3. У школьника трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности

· Коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности(пример: Повторение нового материала (коллективное обсуждение):

Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)

Какую обереговую куклу вы изготовили? (куклу Кувадку)

Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

Чему научились? (Ответы детей)

Что нового для себя вы сегодня узнали? (Ответы детей)

Предложить сделать вывод о том, что простое народное искусство позволяет изготавливать разные народные и обрядовые куклы по одной основе.

Сделать выставку детских работ и обсудить их, отметить качество скручивания отдельных деталей и качество сборки изделия.)

В конце занятия применить метод "Плюс/Минус/Интересно" (рефлексия) - это упражнение, которое можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно» - учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю).

4. У учащегося трудности в волевой саморегуляции:

· Игры с правилами и продуктивные виды деятельности (умение добиваться нужного результата, как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла. Пример: аппликации из ткани, японская техника кинусайга)

· Режиссерская игра («Продолжи сказку». Сочиняется сказка, а затем разрабатывается сценарий - продолжение сказки. Заранее распределяется между детьми роли сценаристов, режиссёра, актёров и т.д. В процессе сочинения сказки учащиеся могут предлагать новых действующих героев, поэтому развитие сюжета в большинстве случаев зависит непосредственно от предпринимаемых участниками игры действий.)

· Определение временных промежутков, помогающее ребенку регулировать свой темп деятельности (пример: регулировать темп при помощи таймера или песочных часов).

Заключение

Проанализировав работу по формированию УУД, выделяются следующие этапы:

1. Учить детей планировать и прогнозировать свою работу.

2. Учить детей составлять план действий перед тем, как начать что-то делать.

3. На каждом уроке нужно привлекать детей к открытию новых знаний. Вместе обсуждать для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

4. Создавать проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определять цель урока.

5. Организовывать формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.

6. Обучать детей приемам работы в группах: дети вместе с учителем должны обсуждать, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализировать учебные конфликты и находить совместно пути их решения.

7. Для развития умения оценивать свою работу: дети вместе с учителем должны разрабатывать алгоритм оценивания задания.

8. Не сравнивать детей между собой, а показывать достижения ребенка по сравнению с его вчерашними результатами.

9. На занятии уделять большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывать, объясняя тем, что «все учатся на ошибках»/«опыт - сын ошибок трудных»/«не ошибается только тот, кто ничего не делает».

10. Важно научить детей делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом, используя проектные формы работы во внеурочной деятельности.

11. Учитель должен помогать ребенку найти самого себя, выстраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

Формировать УУД у обучающихся нужно планомерно, выстраивая этот процесс от урока к уроку. Поэтому учителю необходимо владеть технологиями формирования УУД.

Многое зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, он сможет начать делать первые уверенные шаги в новых условиях в более сжатые сроки.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования и формирования УУД.

Библиографический список

1. Ф едеральные государственные образовательные ста н дарты , 1 марта 2012 г.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

3. Г.К Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» - М. 2006

4. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению» - М. 1998

5. Д. В. Григорьев, П.В. Степанов "Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор" (пособие для учителя). М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

6. Е.И. Ковычева “Народная игрушка” М. “Владос” 2010 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие проекта и его значимость в педагогической деятельности. Структура и критерии сформированности регулятивных универсальных учебных действий для начальной школы. Влияние метода проектов на формирование регулятивных универсальных учебных действий.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2015

    Исследование проблем формирования универсальных учебных действий школьника через осуществление проектной деятельности. Анализ научно-публицистической и методической литературы с целью установления критериев формирования регулятивных учебных действий.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2014

    Характеристика и функции регулятивных универсальных учебных действий младших школьников. Сущность музыкальной деятельности, ее виды и формы. Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2014

    Характеристика универсальных учебных действий, их виды и функции. Организация внеурочной деятельности младших школьников. Рассмотрение внеурочную деятельность младших школьников по русскому языку как средства формирования универсальных учебных действий.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2015

    Ознакомление с теоретическими основами формирования универсальных учебных действий младших школьников. Определение цели школьного образования. Анализ функций универсальных учебных действий. Изучение процесса развития личности в системе образования.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2017

    Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Выявление уровня сформированности коллективных универсальных учебных действий.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Анализ сущности и особенности процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников. Педагогический потенциал портфеля достижений как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 02.07.2017

    Возможности формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики. Сущность понятия регулятивных УУД, их виды и способы диагностирования уровня развития. Методика изучения основных величин. Опыт учителей начальной школы.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2014

    Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Связь коммуникативных универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета "Физическая культура". Разработка тематического урока.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Понятие и главные функции универсальных учебных действий, условия их формирования. Действия учителя. Фрагмент урока по теме "Отношения и пропорции". Система аудиторных занятий и заданий для формирования и развития учебных действий у школьников 6 класса.

Актуальность данной проблемы бесспорна, так как за последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации. Формирование личностных УУД должно происходить на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Данная проблема актуальна для современной школы, потому что она ещё не достаточно разработана, не изучена до конца. Определим содержание основных понятий рассматриваемой проблемы. Термин «универсальные учебные действия» ученые определяют как умение учиться, то есть «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» . В психологическом значении УУД трактуется как совокупность навыков учебной работы и способов действия учащегося с помощью, которых ученик готов самостоятельно организовать процесс по усвоению новых знаний и умений. Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик . К основным видам УУД, профессор МГУ А.Г. Асмолов относит личностные действия и метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные). Личностные действия включают в себя ценностно-смысловую ориентацию учащихся, то есть ученик должен знать морально-этические нормы, уметь соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами и выделять нравственный аспект поведения, а также ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях . Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные действия делятся на три блока: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация (представляет собой выбор действия в условиях морального конфликта и включает следующие компоненты: выделение морального содержания ситуации; ориентацию на мотивы поступка участников дилеммы, которая предполагает возможность ребёнка увидеть ситуацию разрешения нормы с разных сторон; ориентацию на выделение, идентификацию мотивов, чувств и их осознание) . Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования . Внеурочная деятельность является составной частью учебно - воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся начальной школы в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. В нашей выпускной квалификационной работе эксперимент проводился на основе нравственно-этической ориентации личностных УУД. В своём исследовании мы выявили и обосновали педагогические условия организации внеурочной деятельности с целью формирования личностных УУД (нравственно-этической ориентации). Первое условие: поэтапная организация формирования нравственно-этической ориентации. Наша система занятий, состоит из трёх этапов: 1) «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: знание моральных норм и умение выделять нравственные аспекты поведения. 2) «Хороший поступок» Цель: формирование умения соотносить поступки и события с моральными нормами и этическими принципами. 3) «Помогай окружающим людям». Цель: формирование умений ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Второе условие: формирование нравственно-этических ориентаций, будет основано на формировании ценностей (гуманное отношение друг к другу, толерантность, готовность к сотрудничеству и дружбе, чувство прекрасного у младших школьников). В систему занятий включены упражнения формирующие эти ценности. Третье условие - включение в структуру занятий заданий требующих ситуационно-нравственного выбора и самостоятельного принятия решений. В основе этих заданий заложено познание другого человека и самого себя, умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки других и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его. Выявленные условия легли в основу создания системы занятий, которая разработана на материале пособия для учителей Е.А.Сорокоумова «Уроки общения в начальной школе» . Наша система занятий разработана на основе пособия для учителей Е.А.Сорокоумова «Уроки общения в начальной школе». Система занятий состоит из трёх этапов и заключает в себе 16 занятий. Целью системы занятий является формирование нравственных чувств и нравственно-этической ориентации детей, создание мотивации к совершению хороших поступков и к оказанию помощи окружающим людям. После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное исследование детей экспериментальной и контрольной групп. Полученные данные показали, что уровень сформированности нравственно-этической ориентации у детей после проведения формирующих занятий стал различным. В экспериментальной группе детей с высоким уровнем стало больше на 3,6%(1 человек), чем детей контрольной группы, с которыми не проводилось специальных занятий. Детей со среднем уровне стало больше на 10,7%(3 человека), детей с низким уровнем стало меньше на 14,3% (4 человека). Анализ результатов исследования показал, что выявленные педагогические условия в организации внеурочных занятий с целью формирования личностных УУД (нравственно-этической ориентации) реализованная система занятий улучшила результаты экспериментальной группы.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

во внеурочной и урочной деятельности

(из опыта работы)

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений . Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Основная идея этого УМК - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью, соседа по парте или в малой группе, А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта .

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:

    полное внимание к однокласснику;

    серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

    терпимость, дружелюбие:

    никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) К ним относятся:

Целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока.

Проводя урок окружающего мира в 1 классе по теме «Почему идёт дождь и дует ветер?» при изучении нового материала перед учащимися ставится новая проблема (коммуникативные УУД) выбрать верные утверждения о Луне. Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь? После предположений учащихся начинается совместное открытие нового.

А, почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по – разному, но опыт помогает нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).

Что я делаю? (нагреваю воду)

А что в природе нагревает воду? (солнце)

Солнце - самый сильный источник тепла в природе.

Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом?

Проверим, так ли это? (показываю)

Почему образовались капельки?

Почему же идёт дождь?

Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:

Личностные (формирование интереса)

Регулятивные (использование простейших предметов для проведения опыта)

Познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником)

Коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

Важно отметить такое универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.

А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.

Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Основными направлениями являются:

    Спортивно-оздоровительная деятельность

    Художественно – эстетическая деятельность

    Научно – познавательная деятельность

    Военно-патриотическая деятельность

    Общественно-полезная деятельность

    Проектная деятельность

Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.

В своей работе я использую проектную деятельность, которая служит продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе.

Эту работу я начала ещё в букварный период. Была поставлена проектная задача, совершить путешествие «Из Словорецка в Звукоград». Работа велась в группах. Задания были разные:

Задание 1

Группам выдаются карточки-помощники, разделенные на 3 части;

Зал № 1
предмет

Зал № 2
действие

Зал № 3
признак

карточки с напечатанными словами (каждое слово на отдельной карточке):

карандаш
шагать
цвести

ясная
цветок
красивый

яблоко
умные
обедать

Примечание

Интересно, проследить: будут ли дети ставить вопросы к словам для определения их лексического значения.

Помоги каждому слову найти свою лодку. Приклей картинку, которая подходит к слову на парус нужной лодки.

Опыт работы учителя начальной школы. Формирование УУД через внеурочную деятельность посредством проектов

Формирование УУД в деятельности учителя, безусловно, самое важное. Особенно часто по отношению к внеурочной деятельности педагоги встают в тупик.
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями и навыками, но и способности, готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено и во внеурочной деятельности, где происходит непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка во взаимодействии с педагогом, в дружественной детской среде и во взаимодействии с социальными субъектами.
Направления внеурочной деятельности составляют единую образовательную линию с учебными предметами. Так, например, предмет «Окружающий мир» тесно сотрудничает с проектной деятельностью, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Данный метод находит своё применение в кружках «Первая экология», «Юные краеведы», «Природа – наш дом». Объектом изучения является Крутинский район: его социальная, культурная, духовная, а также природная среда. Ведь именно основы познавательного интереса к изучению родного края, как окружающего ребенка микромира создают условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Цель проектов – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе, в социуме с её объектами. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Наибольший интерес у детей вызывает возможность установления межпредметных связей в процессе исследования, самостоятельного поиска и открытия. Их действия становятся более осмысленными.

Добиться главного результата любой проектной деятельности возможно в совместном творчестве детей, педагогов, родителей, включением каждого ребёнка в самостоятельный поиск и созданием для каждого ученика ситуации успеха. Поэтому, самое ценное для меня при работе над любым проектом - увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего я формирую и развиваю умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с составленным планом, затем составлять план для себя и других как инструкцию для решения проблемы и, наконец, учатся выполнять все этапы технологии проектирования. Перед проведением работы руководителю необходимо чётко выстроить логическую схему: цель, задачи, методы, конечный продукт.
Безусловно, в начале 1 класса мы выполняли краткосрочные (простейшие) проекты. Например, проект ко Дню Матери «Руки наших мам самые, самые..!». Дети ещё печатными буквами признавались в любви мамам, составляли композицию, используя рисунки о том, что умеют делать мамины руки, а в центре к золотому солнышку прикрепляли контуры раскрашенных собственными руками ладошек своих мам. Каждый ребёнок имел возможность рассказать всем желающим о своей маме и прикоснуться к её ладошке.
С целью развития у детей представления о зимующих птицах и интереса к ним, ответственности за все живое, развития коммуникативных способностей и помощи зимующим птицам силами учащихся 1и 4 классов, родителей, педагогов был создан и реализован проект «Не оставим птичек в беде!». Среди планируемых результатов особо хочется отметить, что конечным продуктом является сборник «Пернатые друзья зимой». Познакомившись с его разделами, ни один человек не останется равнодушным к прекрасным творениям матушки – природы.
В ходе реализации данного проекта применялись разнообразные формы работы: беседы, экскурсии, наблюдения, зарисовки, игра, практические работы, создание сборника, природоохранительная акция.
После экскурсии в школьный парк, работы в изостудии, игрового занятия мы начали практические работы по изготовлению кормушек и других приспособлений. Затем их разместили в школьном парке. С тех пор ребята постоянно работали с птичьими столовыми. В сборник была помещена информация о зимующих рядом с нами птицах, литературные произведения о них, памятки «Как накормить пернатых зимой», а рисунки в картинной галерее сборника «Наши пернатые друзья». С акцией ребята вышли в другие классы начальной школы. Она была доступна и понятна для всех, имела широкий резонанс, большое воспитательное воздействие и служила эффективной экологической пропагандой.
Сейчас в стадии реализации находится совместный (с ребятами 4 класса) проект «Перелётным птицам тоже нужна помощь!».
Работая над проектом , ребята очень легко включились в работу, так как имеющийся опыт дал положительный результат. А именно: дети уже умели с помощью взрослых планировать и осуществлять свою деятельность, рассматривать проблему и выстраивать последовательность действий, решающих проблему. Собран богатый материал о перелётных птицах края, прочитаны десятки произведений, в том числе и старинные заклички птиц весной, сделаны и раскрашены подвески на окна - фигурки птиц из солёного теста для «зазывания» их в свои края, вместе с родителями изготовлены и развешаны скворечники на территории школы вблизи огорода, чтобы птицы помогали уничтожать насекомых- вредителей.
Таким образом , у детей, открывающих новые стороны в уже привычном, знакомом, начинает формироваться любовь и привязанность родным людям, к Родине, преданность ей, ответственность за всё живое на Земле, желание трудиться на ее благо и беречь её.
Особо хочется отметить, что проектная деятельность позволяет работать над получением личностных результатов в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Направленность на достижение конкретных целей, координированное выполнение взаимосвязанных действий, ограниченная протяженность во времени с определённым началом и концом, неповторимость и уникальность – вот её отличительная черта от других видов деятельности. Работая в группе (команде) ребята становятся более внимательными к своим партнёрам, учатся серьезно относиться к мыслям и чувствам других, терпимости, дружелюбию.

Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД) во внеурочной деятельности.

Учитель английского языка

ГБОУ СОШ № 629

Баева М.Л.

Внеурочная деятельность ставит своей целью развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Цель внеурочной деятельности по предмету – английский язык :

  • Создание условий для развития личности учащихся;
  • Создание условий для позитивного общения вне урока;
  • Проявление инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях;
  • Проявление интереса к внеклассной работе по предмету – английскому языку.
  • Формирование способности у учащегося развиваться самостоятельно.

В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам выпускника начальной школы по учебным предметам выделен новый результат "выпускник получит возможность научиться", например, результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др.

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время направлено, прежде всего, на развитие УУД, таких как:


Познавательных УУД :

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • рефлексия.

Регулятивные УУД :

  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка: умение давать оценку своим действиям;

Коммуникативные УУД :

  • планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
  • управление поведением партнера в совместной работе над диалогом;
  • умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и т. д.

Личностные УУД :

  • самоопределение;
  • смыслообразование;
  • умение решать проблемы планирования свободного времени.
  • осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
  • ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
  • осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.)

УУД - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД.

Универсальные учебные действия - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Предназначение УУД:

  • обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;
  • обеспечение целостности содержания образования;
  • профилактика школьных трудностей обучающихся.

Важнейшим критерием - показателем освоения обучающимися УУД в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) - является процесс интериоризации, т. е. перенос действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний личностный план .

В результате овладения познавательными УУД учащийся успешно может применять конкретные способы преобразования учебного материала в практической деятельности. Познавательные УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и умение учащихся учитывать позиции других людей. В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Коммуникативные УУД обеспечивают:

  • социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные УУД обеспечивают умение учащихся организовывать свою учебную и внеурочную деятельность. Учащиеся учатся правильно выбирать средства для организации своего поведения и деятельности, распределять рационально свое свободное время, планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с учетом норм, предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также учитывать возможные ошибки, сдерживать отрицательные эмоции.

Регулятивные УУД :
Регуляция субъектом своей деятельности возможна, когда у человека развита произвольность и воля. Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность. Фундаментальной характеристикой воли и произвольности у человека является осознанность или сознательность поведения, предполагающая опосредованность, т. е. наличие некоторых средств. Такими средствами выступают речь (знаки), образцы, способы действия, правила. Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства.

Спектр форм внеурочной деятельности определяется запросами обучающихся и требованиями к результатам их личностного развития. Потребности детей во внеурочной деятельности следует изучать и формировать. Как правило, дети с доверием относятся к предложениям значимых взрослых и готовы вместе с ними заниматься внеурочной деятельностью.
Для планирования формирования у обучающихся УУД в урочной и внеурочной деятельности можно использовать следующую форму поурочного планирования:

"Виды УУД и их характеристика"

УУД

Характеристика

Регулятивные УУД

Целеполагание

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно

Планирование

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности действий

Прогнозирование

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

Контроль

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коррекция

Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Оценка

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Волевая саморегуляция

Способность к мобилизации сил и энергии. Способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

Познавательные УУД

Моделирование: замещение, кодирование, декодирование

Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (в пространственно-графическую или знаково-символическую)

Преобразование модели

Изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре

Обнаружение знаков, их раскодирование; кодирование информации

Понимание

Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис, озаглавливание тезиса

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Постановка вопросов

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Разрешение конфликтов

Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Управление поведением партнера

Контроль, коррекция, оценка действий партнера

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Личностные УУД

Самоопределение

Результат выбора учащимся своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных ситуациях

Смыслообразование

Процесс творческого освоения субъектами образования созданных человеком знаний в процессе общественного развития

Осознание себя активным гражданином страны

В гражданской позиции выражаются гражданские качества личности, в которой человек идентифицирует себя как полноправного суверенного субъекта социума, способного влиять на социум

Умение решать проблемы планирования свободного времени

Воспитание внутренних потребностей совершенствования физических, нравственных и интеллектуальных сил человека; умение расходовать свободное время продуктивно

Осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями

Принятие учащимся самостоятельных решений, развитие творчества, выбора содержания и способов самоучения и поведения

Ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина

Воспитание фундаментальных жизненных ценностей – добро, красота, истина

Планируемые результаты:

  • становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника;
  • развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности;
  • развитие системы ценностных ориентаций выпускников основной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.


Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность на английском языке:

  1. Ежегодное участие в конкурсе Драмы на иностранных языках «Глобус» с драматизацией сказок на английском языке с учащимися 5Г класса.
  2. Организация и проведение окружного конкурса на английском языке «Я люблю спорт!» для учащихся начальной школы.
  3. Создание сценария и съемка мультфильма, посвященного спорту и Олимпийским играм;
  4. Участие в конкурсах различного уровня:
  • Фестиваль Ирландской культуры в УГЛУ
    «Британский Бульдог» - институт инновационного развития;
  • «Школа просвещения» - конкурс видеороликов на иностранном языке;
  • «Я с книгой открываю мир!» - издательство «Просвещение»;
  • «Символы» - издательство «Просвещение»;
  • «Россия спортивная» - издательство «Просвещение»;
  • «Поздравительная открытка» - издательство «Просвещение»;
  • Другие.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Формирование УУД во внеурочной деятельности. Учитель английского языка ГБОУ СОШ № 629 Баева М.Л.

Создание условий для развития личности учащихся; Создание условий для позитивного общения вне урока; Проявление инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях; Проявление интереса к внеклассной работе по предмету – английскому языку. Формирование способности у учащегося развиваться самостоятельно.

Познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия. Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка: умение давать оценку своим действиям; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; управление поведением партнера в совместной работе над диалогом; умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и т. д. Личностные УУД: самоопределение; смыслообразование; умение решать проблемы планирования свободного времени. осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями; ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина; осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.)

становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников основной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Учащиеся 4В класса работают над созданием мультфильма по собственному сценарию “ A Tale about Six Brothers”

«Британский Бульдог» - институт инновационного развития; «Символы» - издательство «Просвещение»; «Россия спортивная» - издательство «Просвещение»; «Поздравительная открытка» - издательство «Просвещение»; Другие.

Проектные работы на английском языке, посвященные 70-летию Великой Отечественной войны, учащихся 7-х классов: Немова Александра и Рыжака Андрея.