Имущественные отношения регулируемые гражданским правом. Имущественные и неимущественные отношения Какие отношения относятся к имущественным

Имущественные отношения всегда возникают и существуют либо в связи с нахождением имущества у определенного лица (вещные отношения), либо в связи с переходом имущества от одного лица к другому (обязательственные отношения) и соответственно этому делятся на две группы:

1. вещные отношения. Они опосредуют право на вещь в статике, т.е. связаны с принадлежностью, обладанием тем или иным имуществом, по поводу которого не был заключен договор. Обладатель вещи относится к ней как к своей, т.е. владеет, пользуется, распоряжается имуществом самостоятельно, а также несет бремя заботы, ухода за имуществом. С другой стороны, обладатель вещи имеет право устранять вмешательство всех других лиц в его имущественную деятельность, т.е. имеет абсолютную защиту, защищая свое вещное право против всех и каждого, в том числе против государства. Вещные отношения, регулируемые гражданским правом, существуют в виде отношений собственности, а также в виде отношений владения, пользования и распоряжения чужим имуществом (хозяйственное ведение, оперативное управление, право сервитутного типа, пожизненное наследуемое владение земельным участком и др.) Петров И.В., Жаботинский М.В. Гражданское право: Учебно-методическое пособие для вузов. М., 2012. С. 97.;

2. обязательственные отношения. С помощью них опосредуется право на вещь в динамике, т.е. они связаны с переходом имущественных благ от одних лиц к другим, реализуют процесс обмена объектов гражданских прав.

Конституционный Суд РФ (далее - КС РФ) в Постановлении от 06.06.2000 № 9-П разъяснил, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст.35 Конституции РФ), каждый имеет право на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной деятельности (ст.34 Конституции РФ). По смыслу названных положений, термином «имущество» охватывается любое имущество, связанное с реализацией права частной и иных форм собственности, в том числе имущественные права, включая полученные от собственника права владения, пользования и распоряжения имуществом. Реализация имущественных прав осуществляется на основе общеправовых принципов неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Понятием «имущество» в его конституционно-правовом смысле охватываются, в частности, вещные права и права требования, принадлежащие кредиторам (Постановление КС РФ от 16.05.2000 № 8-П) Кузнецова О.А. Принципы гражданских правоотношений: вопросы теории и практики // Правоведение. 2010. № 8. С. 28-30..

Из изложенного следует, что имущественное право включает в себя права владения, пользования и распоряжения, а именно: вещные права (в части права собственности и иных вещных прав) и обязательственные права. Содержание права собственности заключается в том, что собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Так собственник вправе самостоятельно совершать сделки относительно своего имущества, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам либо передавать им права владения или пользования, оставаясь при этом собственником.

Имущественные отношения, связанные с принадлежностью имущества, которые, в свою очередь, делятся:

Имущественные отношения собственности, возникающие в связи нахождением имущества у собственника

Имущественные отношения, связанные с фактом нахождения имущества у лиц, которые не являются собственником данного имущества.

Имущественные отношения, связанные с переходом имущественных благ от одного лица к другому, которые, в свою очередь, делятся:

Обязательства, возникающие из договорных правоотношений.

Обязательства, возникающие из деликтов, в результате причинения имущественного вреда.

Имущественные отношения, связанные с наследством Юкша Я.А. Гражданское право: Ч.1: Учебное пособие для вузов. М., 2013. С. 113..

Табл. 1. Виды имущественных правоотношений в гражданском праве.

Имущественные права на вещь у собственника возникают с момента приобретения права собственности, по основаниям установленным гл.14 ГК РФ. Например, при покупке какой-либо вещи собственник вместе с ней приобретает и имущественное право на нее, что позволяет ему пользоваться этой вещью и извлекать из нее выгоду, т.е. собственник при использовании данной вещи реализует свои имущественные права. С момента отчуждения собственником имущества (продажи, дарения и т.п.) вместе с вещью «отчуждаются» и все имущественные права на нее.

Реализуя свои вещные права, собственник имущества может передать, оставаясь собственником, другому лицу часть своих имущественных прав, например, передать имущество в аренду. Передавая во временное пользование свое имущество, собственник-арендодатель сохраняет за собой право распоряжения имуществом (или распоряжения и владения), предоставляя право владения и пользования (или пользования) арендатору. Как собственник, обремененный арендными отношениями, арендодатель имеет право распоряжаться имуществом, в том числе продать (подарить и т.п.) иному лицу. При этом переход права собственности на имущество к иному лицу не является основанием для расторжения или изменения договора аренды.

Не всегда право собственности на имущество, а следовательно, и имущественные права, принадлежат только одному лицу. В соответствии с положениями гражданского законодательства, имущество может находиться в собственности двух или нескольких лиц (ст. 244 ГК РФ). Например, имущество супругов, приобретенное в браке, как правило, является их совместной собственностью (ст. 34 Семейного кодекса РФ). И, как следствие, являясь совместными собственниками имущества, супруги имеют равные имущественные права на это имущество, а реализация имущественных прав возможна либо совместно, либо одним из супругов с согласия другого.

Таким образом, как видим, имущественными правами являются правомочия собственника имущества, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом. Рассматриваемые имущественные права являются вещными правами. Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитуты, право оперативного управления, право хозяйственного ведения.

Другой составной частью имущественных прав являются обязательственные права, возникающие из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, предусмотренных законодательством. Согласно ст. 307 ГК РФ, должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие: передать имущество, выполнить работу, произвести оплату и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Должник и кредитор являются сторонами обязательства, где должник - активная сторона, а кредитор реализует свое имущественное право через поведение должника. Так, например, арендатор вправе предъявлять непосредственно продавцу имущества, являющегося предметом договора финансовой аренды, требования, вытекающие из договора купли-продажи, заключенного между продавцом и арендодателем, в частности, в отношении качества и комплектности имущества, сроков его поставки и в других случаях ненадлежащего исполнения договора продавцом. При этом арендатор имеет права и несет обязанности, предусмотренные ГК РФ для покупателя, кроме обязанности оплатить приобретенное имущество, как если бы он был стороной договора купли-продажи указанного имущества Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2009. С. 133..

При передаче во временное пользование имущества по договору аренды, собственник имеет право требовать от арендатора должного обращения со своим имуществом и уплаты арендных (лизинговых) платежей за его предоставление. Предоставив имущество в аренду, арендодатель сохраняет на него право собственности (вещные права), но, в силу заключенного с арендатором договора, возникает и обязательственное правоотношение, определяющее права и обязанности сторон договора аренды.

Таким образом, имущественные отношения, в свою очередь, разделяются на отношения, связанные с: принадлежностью имущества каким-либо лицам; управлением этим имуществом; переходом имущества от одних лиц к другим. Отношения, связанные с принадлежностью имущества (материальных благ), регулируются вещным правом, в части принадлежности нематериальных объектов субъектам -- исключительными правами (правом интеллектуальной собственности). Отношения по управлению имуществом, в том числе по переходу имущества от одного лица к другому, оформляются обязательственным правом, а в соответствующей части -- наследственным правом. Имущественные отношения складываются по поводу конкретного имущества -- материальных и некоторых нематериальных благ и составляют основную часть предмета гражданского права. К таким благам относятся не только физически осязаемые вещи, но и некоторые имущественные права (например, право пользования недвижимой вещью). Имущественные отношения возникают в процессе производства материальных благ, а также их распределения, обмена и потребления. Они разнообразны.

Имущественные отношения составляют основную, преобладающую часть предмета гражданского права. Они складываются по поводу конкретного имущества - материальных благ товарного характера.

К таким благам относятся не только физически осязаемые вещи, но и некоторые права, еще в римском праве называвшиеся «res incorporates» - «нетелесные вещи» (например, банковский вклад, представляющий собой не деньги, а право требования вкладчика к банку). Имущественные отношения возникают и по поводу результатов работ и оказания услуг, в том числе не обязательно воплощающихся в вещественном результате (например, перевозка, хранение, услуги культурно-зрелищного характера), поскольку такие результаты также имеют товарную форму.

Имущественные отношения не являются юридической категорией. Это - фактические, экономические по своей социальной природе отношения, подвергаемые правовому регулированию, т. е. оформлению, упорядочению.

В них воплощается товарное хозяйство, рыночная организация экономики. При этом они отражают как статику этого хозяйства - отношения принадлежности, присвоенности материальных благ, составляющие предпосылку и результат товарообмена, так и его динамику - отношения перехода материальных благ, т. е. собственно процесс обмена товарами (вещами, работами, услугами). Понятно, что обе эти стороны тесно связаны и взаимообусловлены: товарообмен невозможен без присвоения участниками его объектов, а присвоение в большинстве случаев является результатом товарообмена.

Имущественные отношения, составляющие предмет гражданско-правового регулирования, отличаются некоторыми общими признаками.

Во-первых, они характеризуются имущественной обособленностью участников, позволяющей им самостоятельно распоряжаться имуществом и вместе с тем нести самостоятельную имущественную ответственность за результаты своих действий.

Во-вторых, по общему правилу они носят эквивалентно-возмездный характер, свойственный нормальному товарообмену, стоимостным экономическим отношениям. Возможны, конечно, и безвозмездные имущественные отношения (например, дарение, безвозмездный заем, безвозмездное пользование чужим имуществом и т.д.). Они, однако, вторичны, производны от возмездных имущественных отношений и не являются обычной формой товарообмена.

В-третьих, участники рассматриваемых отношений равноправны и независимы друг от друга и не находятся в состоянии административной или иной властной подчиненности, поскольку являются самостоятельными товаровладельцами.

Нетрудно видеть, что все перечисленные признаки обусловлены товарно-денежным характером имущественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Имущественные отношения, имеющие иную (нетоварную) природу и, следовательно, не отвечающие указанным признакам (например, налоговые, бюджетные и иные финансовые отношения; отношения по использованию земли и других природных ресурсов, находящихся в государственной собственности, и т. п.), не входят в предмет гражданского права и не могут регулироваться им.

Отношения статики товарного хозяйства, т. е. принадлежности, присвоенности материальных благ, оформляют обладание вещами (конкретным имуществом) тем или иным участником имущественных отношений. Они имеют двойственный характер, представляя собой, во-первых, отношение владельца к принадлежащей ему вещи и, во-вторых, отношения между ним и всеми другими лицами по поводу данной вещи.

Отношение лица к вещи - определяющее условие нормальной хозяйственной деятельности, которая становится эффективной, как правило, лишь тогда, когда субъект относится к вещи как к своей. Очевидно, что к своим вещам люди обычно относятся иначе, чем к чужим, проявляя необходимую, разумную инициативу в их использовании и заботясь об их сохранности. Другими словами, именно в этих случаях вещи используются действительно по-хозяйски, экономически эффективно. Отношение же к чужому имуществу, особенно у наемного работника, обычно не имеет такого экономического результата (что убедительно доказано опытом функционирования огосударствленной экономики, фактически превратившей трудящихся в наемных работников).

Нормальное хозяйствование невозможно и без устранения неоправданного постороннего вмешательства в использование своего имущества. Здесь на передний план выступает вторая сторона вещных отношений - отношение между обладателем вещи и всеми иными (посторонними) лицами, или, иначе говоря, отношение между лицами по поводу вещи. Оно состоит в возможности владельца самостоятельно использовать принадлежащее ему имущество в своих интересах при одновременном исключении для всех иных лиц возможности создания ему препятствий и помех, т. е. необоснованного вмешательства в его деятельность. Поскольку в данном отношении владельцу противостоит неопределенный круг обязанных лиц («абсолютно все лица»), принято говорить об абсолютном характере таких отношений.

Юридически имущественные отношения по принадлежности материальных благ оформляются как вещные правоотношения. Эти последние разделяются на отношения собственности и отношения иных (ограниченных) вещных прав. Отношения собственности закрепляют принадлежность вещи собственнику, имеющему максимальные законные возможности по ее использованию. Иные вещные права регламентируют правовой режим имущества собственника, которое наряду с ним вправе одновременно использовать и другие лица. Например, в жилом доме гражданина-собственника вправе вместе с ним проживать члены его семьи Ясно, что их возможности всегда являются более узкими по сравнению с возможностями собственника. Поэтому они носят ограниченный и производный от прав собственника характер.

Отношения динамики товарного хозяйства, т.е. перехода материальных благ от одних владельцев к другим, обычно связаны с отчуждением и приобретением участниками определенного имущества. Юридически они оформляются с помощью категории обязательств (обязательственных отношений). Такие отношения всегда возникают между конкретными участниками товарно-денежных связей - обособленными товаровладельцами, а потому имеют относительный характер.

Чаще всего обязательственные отношения возникают в силу соглашений товаровладельцев об отчуждении и (или) приобретении товаров (вещей, результатов работ или услуг, реализации или передачи прав), т. е. на основании договоров. Обязательства могут возникать и при отсутствии соглашения участников, например вследствие причинения одним лицом другому имущественного вреда (деликта) или в результате неосновательного обогащения (приобретения чужого имущества или сбережения собственного имущества без достаточных законных оснований). Таким образом, обязательства как юридическая форма экономических отношений товарообмена подразделяются на договорные и внедоговорные (правоохранительные).

Переход материальных благ от одних лиц к другим возможен не только в форме обязательств, но и при наследовании имущества умерших граждан, а также при реорганизации и ликвидации юридических лиц. В этом случае переход материальных благ к новым владельцам обусловлен смертью или прекращением деятельности их прежнего владельца (владельцев), т.е. выбытием, исчезновением участника имущественных отношений.

Усложнение имущественных отношений в результате развития товарообмена вызвало к жизни появление еще одной их разновидности - отношений по управлению частными имуществами корпораций (компаний). Они складываются при управлении хозяйственными обществами и товариществами, а также производственными кооперативами. Указанные организации специально создаются субъектами имущественных отношений для постоянного, профессионального участия в имущественном обороте Они строятся на началах самоуправления и строго фиксированного членства участников. Последние, управляя деятельностью и имуществом созданной ими организации, по существу, определяют ее выступление в роли особого, самостоятельного субъекта имущественных отношений.

Отношения участников корпорации носят имущественный характер и основаны на внесении ими определенного имущественного взноса в ее капитал. Содержание таких отношений сводится к предоставлению членам (участникам) организации, которую они создали путем передачи ей части своего имущества, возможности в той или иной форме управлять ее делами (голосовать на общем собрании при принятии соответствующих решений, участвовать в органах ее управления, получать информацию о состоянии ее дел и т. д.) и участвовать в имущественных результатах ее деятельности (в распределении прибылей и убытков, остатка имущества при ликвидации организации и т. п.).

Юридической формой рассматриваемой разновидности имущественных отношений являются корпоративные (членские) правоотношения. Корпоративные отношения близки к обязательственным, поскольку тоже имеют относительный характер (оформляя взаимосвязи каждого члена корпорации со всей корпорацией в целом). Но они возникают только между участниками конкретной организации, т. е. закрыты для иных субъектов имущественного оборота. В ряде случаев они на первый взгляд касаются не непосредственного использования корпоративного имущества, а только организации взаимоотношений участников, членов корпорации (что в наибольшей мере проявляется в некоммерческих организациях). В действительности все они имеют четкую имущественную направленность, обусловленную самим характером деятельности созданной организации как юридического лица. Всем этим корпоративные отношения отличаются от обязательственных. Вместе с тем очевидная близость данных отношений дала возможность законодателю квалифицировать корпоративные отношения как разновидность обязательственных (ср. абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК).

Членские (корпоративные) отношения складываются и в некоторых некоммерческих организациях: потребительских кооперативах, общественных и религиозных организациях, а также в объединениях (ассоциациях и союзах) юридических лиц. Здесь они в большей мере носят организационный характер. В литературе данные отношения поэтому иногда относят к числу личных неимущественных отношений.

Примечательно, что в открытых акционерных обществах традиционное для корпораций «членство» давно трансформировалось в «участие», целиком зависящее лишь от имущественного вклада (взноса), а не от воли других участников. Это обстоятельство свидетельствует в пользу имущественного характера рассматриваемых отношений.

«ПРАВО И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Учитель: Белорукова Е.В.

Дата проведения урока: 16.12.2016 г.

Цели урока:

    Обучающая: Познакомить учащихся с некоторыми особенностями гражданского законодательства РФ, реализующего имущественные права и личные неимущественные отношения, научить элементарным умениям правильного поведения в гражданских правоотношениях.

    Развивающая: Развитие логического мышления и речи учащихся через решение задач по гражданскому праву.

    Воспитывающая: Воспитание уважения к праву.

Оборудование : 1) Лист с терминами

    ПРАВОСПОСОБНОСТЬ

    ДЕЕСПОСОБНОСТЬ

    СДЕЛКА

    ДОГОВОР

    Документы «Недействительность сделок»

    карточки с задачами по гражданскому праву

    тестовые задания

Ход урока

    Организационный момент.

    Формулировка темы урока.

I ) Давайте с вами вспомним отрасли права.

Какая отрасль права регулирует имущественные отношения?

(Ответ – Гражданское право)

Сообщение учителем цели урока

Сегодня мы будем работать по следующему ПЛАНУ (план – на доске):

    1. Что реализует Гражданское право?

      Сделки и договора. Правоспособность и дееспособность лица.

I)Как можно защитить свои имущественные права?

Люди в процессе жизни покупают товары, дарят, продают, передают вещи на хранение, т.е. вступают друг с другом в отношения по поводу какого-либо имущества или вещи. Эти отношения реализуются правом и называются имущественными отношениями.

Имущественные отношения – это правоотношения по поводу какого-либо имущества или вещи (записать в тетради ).

Гражданское право реализует имущественные и личные неимущественные отношения. Основным источником гражданского права является гражданский кодекс РФ (записать в тетради ).

А зачем же право реализует имущественные отношения?

(Учитель зачитывает ситуацию)

Давайте представим себе, что у нас есть такой город, в котором квартиры, машины, книги и все другие вещи принадлежат теперь всем жителям города одновременно. Каждый может жить в той квартире, которая ему понравилась. Каждый может взять любую машину и уехать на ней. Можно брать и другие вещи.

Вот дед Иван, который живет в этом городе. Он ночует на вокзале, потому что в той квартире, где он жил раньше, поселилась молодая семья с детьми. Деда Ивана попросили уехать, он мешает. Спорить с молодыми дед Иван не может, старый уже. Но он не расстраивается. В соседнем городе у деда живет внук. Спортсмен, который скоро обещает приехать и навести порядок.

А вот студентка института Оля. Зимой она ходит в осенней куртке. Месяц назад Оля купила новую красивую дубленку и оставила ее на вешалке в театре. А когда спектакль закончился, дубленки на вешалке не оказалось. Теперь Оля не оставляет нигде даже куртку.

А это – дядя Витя. Два года он своими руками собирал мотоцикл, мечтал на дачу летом ездить, а вчера вычел на улицу – мотоцикла нет. Говорят, и на даче у дяди Вити теперь кто-то живет.

Ребята, хорошо жить в таком городе? А вам хотелось бы жить там? Почему? (Ответы учеников)

Мы только что представили, как жили бы люди, если бы у вещей не было хозяев, если бы не было понятия собственность.

Кто такой собственник?

Собственник – это лицо, которому принадлежит право собственности на что-либо (записать в тетради ).

Право собственности включает в себя три полномочия:

    владение;

    пользование;

    распоряжение.

Право собственности на имущество возникает по-разному. Право собственности возникает у того, кто купил или сделал что-то для себя.

Например,

    бабушка связала свитер;

    художник написал картину;

    семья купила дачу.

  • бабушка продала свитер

    художник подарил картину своему другу

    семья продала дачу.

А еще в каких случаях право собственности прекращается ?

II ) Прежде чем говорить о том, что такое сделки и договора, мы рассмотрим следующие понятия:

1) Правоспособность – способность лица иметь права и обязанности.

Дееспособность – способность лица осуществлять права и обязанности.

Дееспособность несовершеннолетних

А) с 6 – 14 лет: мелкие бытовые сделки.

Б) с 14 – 18 лет: сделки с письменного согласия родителей. Без согласия родителей – распоряжение своим заработком, стипендией, осуществлением авторских прав на произведения науки, искусства.

Эмансипация несовершеннолетних – с 16 лет.

Участников гражданских правоотношений еще называют субъектами.

(Схема – на доске)

С какого времени возникает правоспособность у физических и юридических лиц?

физических лиц – с момента рождения, у юридических – с момента регистрации)

2) Большинство гражданских правоотношений возникает в результате сделок.

(Самостоятельная работа с учебником: самостоятельно читают 2-й и 3-й абзацы на стр.242 и выписывают в тетрадь определения)

Сделка – действия лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Договор – сделка, в которой принимают участие несколько лиц.

В чем вы увидели разницу между сделкой и договором?

Как вы думаете, что предусмотрено правом, если одна из сторон нарушает сделку или договор? (Штраф, возмещение убытков).

На основании ГК РФ рассмотрим вопрос, в каких случаях сделки признаются недействительными.

(Раздаточный материал из ГК РФ «Недействительность сделок»)

(Учащиеся сами знакомятся со статьями ГК РФ о недействительности сделок – 3-4 мин.)

3) Работа в парах. Решение задач «Действительность или недействительность сделок».

А) 14-летний мальчик на заработанные во время каникул деньги купил кассеты с мультфильмами

Б) 18-летний юноша без согласия родителей подарил свою куртку мальчику-беженцу.

В) 10-летняя девочка Таня продает драгоценности из маминой шкатулки г-ну Петрову, который платит за них деньги и уходит

Г) Г-н Сидоров покупает у г-на Иванова картину Васнецова за большие деньги. Дома он обнаруживает, что это подделка.

Д) 18-летний Игорь продает квартиру, оставшуюся от бабушки, г-ну Копейкину.

4) Договора

(Схема – на доске)

(Ребята самостоятельно приводят виды договоров, а учитель корректирует их ответы)

1) Карточки с заданиями: Определить к какому виду договоров относятся следующие юридические факты (Из рабочей тетради А.Ф. Никитина «Право и политика»).

2) Тестовые задания по гражданскому праву (взяты из реальных вариантов ОГЭ по обществознанию 2016 года).

    В реальной жизни имущественные и личные неимущественные права нарушаются.

( III пункт плана урока учащиеся изучают самостоятельно и отвечают на вопросы учителя: стр. 243 – 244 учебника)

  1. Итог урока

Имущественные отношения распространены в нашей жизни. Люди часто заключают договоры или участвуют в сделках. Поэтому необходимо знать особенности правоспособности и дееспособности лиц, а также условия, при которых сделка может стать недействительной.

Рефлексия

    Что нового узнали?

    Чему научились на уроке?

Домашнее задание: параграф 36, вопросы после параграфа.

КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«Потребитель и его права»

Учитель: Белорукова Е.В.

Дата проведения урока: 21.12.2016 г.

Цель урока :

Сформировать на уроке новое понятие – потребитель.

Обеспечить усвоение учащимися прав потребителя.

Научить защищать права и интересы потребителя законным образом.

Задачи урока

образовательная

Познакомить учащихся с понятием потребитель, основными правами потребителей;

Показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей

развивающая

Продолжить работу по формированию специальных учебно-правовых умений (анализ правовых документов), навыков поиска решения конфликта законным образом.

воспитательная

Способствовать формированию правомерного поведения в конкретных жизненных ситуациях; владения грамотными способами защиты прав потребителей

Тип урока : комбинированный, изучение нового материала

Технологии и методы: ИКТ, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, проблемно-поисковый метод.

Формы работы учащихся : индивидуальная, групповая фронтальная, анализ правовых документов, анализ правовых ситуаций, самооценка.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация «Потребитель и его права», учебник А.И.Кравченко. Обществознание. 9 класс

Ход урока:

I . Организационный момент

Сообщение темы, цели (3 мин)

(Слайд 1)

II . Переход к изучению новой темы (3 мин)

II.Актуализация материала прошлого урока:

Что такое право? - Что регулирует гражданское право? - Для чего необходимо

регулировать имущественные отношения? - Кто может стать участником

имущественных отношений? -

Что такое собственность? - Что такое сделка, договор? - Какие виды сделок и

договоров вы знаете? - Что необходимо знать, заключая договор?

III. Изучение нового материала:

План:

1. Потребитель и его права. Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что право

регулирует различные сферы жизни. В том числе правовые нормы

распространяются и на сферу потребления.

Тема нашего урока: «Потребитель и его права» (слайд 1)

Цели урока (слайд 2)

Кто же такой потребитель? Попробуйте сформулировать сами это определение. Работа с понятием в учебнике, с 102.

Итак, потребитель - гражданин, купивший или имеющий намерение заказать, приобрести товары, услуги для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли

(слайд 3)

Исполнитель - организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие

услуги потребителям по возмездному договору. С изготовителями, исполнителями, продавцами мы как потребители сталкиваемся в своей повседневной жизни. И, обладая суверенитетом, то есть независимостью в выборе товаров, услуг, мы часто сталкиваемся с давлением на нас продавцов, изготовителей. Всеми правдами и неправдами (тщательно изучая потребности потребителя, скрывая и искажая информацию, обманывая потребителя) продавцы стараются заманить его в свои «сети». Таков рынок!

Сообщение учащегося о способах воздействия рынка на нас как потребителей.

Действительно, выбирать и покупать товары, пользоваться услугами исполнителей не так просто, как кажется. Специалисты считают, что покупка должна быть осознанной и продуманной. -_Что это значит, как вы думаете? (надо сравнить цены на аналогичный товар в разных магазинах, проверить его качество, получить полный объем информации о нем).- Попробуйте определить положительные и отрицательные стороны покупки товаров в следующих местах:А) в супермаркете; Б) в магазине с традиционным обслуживанием; В) на вещевом рынке.

Учитель: -В свих размышлениях мы выяснили, что ограничивает суверенитет

потребителя. - Что же это, давайте сформулируем.

1. непрофессионализм потребителя;

3.чаще всего потребитель юридически безграмотен;

Таким образом, суверенитет, благополучие человека как потребителя,

зависит от его с собственного грамотного поведения, от существующих на рынке

обычаев, от действующих законов. В первую очередь потребителю нужно знать - что?

Свои права.

В нашей стране сложилась целая система законодательства по защите прав потребителей (слайд 5)

    Гражданский кодекс РФ

    Закон «О сертификации»

    Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»

Но наиболее подробно этот вопрос рассматривается в «Законе о защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года [слайд № 6].

Ребята, проведем экспресс-опрос: кто из вас не знал, что такой закон в России есть? А кто изучал текст закона? (учащиеся поднимают руки).Принято выделять следующие основные права потребителей:(учащиеся коллективно под руководством учителя работают с раздаточным материалом)

1) право на выбор - суверенитет потребителя, то есть свободный выбор

потребителями видов и количества товаров и услуг

2) право на безопасность - товар или услуга при соблюдении правил

использования не должны причинять вреда жизни, здоровью, имуществу

потребителя и окружающей среде;

3) право на информацию:

Потребителю должна быть предоставлена полная и достоверная информация о товаре (услуге) и изготовителе (продавце);

Потребитель должен быть информирован о правилах использования товара или услуги;

4) право на качество:

срок службы - это период времени, в течение которого изготовитель обязан обеспечить потребителю возможность использования товара; установление срока службы - это право, а не обязанность изготовителя; если срок службыне установлен, то считается 10 лет;

Срок годности - период времени, по истечении которого товар (услуга) считается непригодным для использования (исчисляется со дня изготовления);

Гарантийный срок - это время, в течение которого изготовитель (или продавец) отвечает за недостатки товара (исчисляется со дня продажи или установки); если гарантийный срок не установлен, то считается 2 года;

Товар ненадлежащего качества - несоответствие товара требованиям, наличие недостатков;

Товар надлежащего качества - товар соответствует требованиям;

5) право на возмещение ущерба:

Материальный ущерб - денежные затраты потребителя;

Моральный вред - переживания, которые испытывал потребитель из-за нарушения его прав.

Давайте назовем эти основные права «Азбука потребителя» - в условиях современной экономики знать меньше потребитель уже не может себе позволить

2.Защита прав потребителей.

Учитель: Итак, с азбукой потребителя мы познакомились. Но эти права нужно уметь защищать. - Каков механизм защиты наших прав как потребителей?

Существует три основных пути защиты (слайд 7)

Первый путь - гражданин может защитить свои права сам, не обращаясь в другие

органы. (Иметь документ, подтверждающий заключение договора купли - продажи товара или услуги (кассовый чек, расписка, квитанция товара или услуги, подтверждающий заключение договора купли-продажи, указать факт отказа, предъявить претензии магазину.) Если права потребителя были нарушены в момент оформления покупки или услуги, ему необходимо немедленно обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия торговли или обслуживания. Если же все было в порядке на этом этапе, но дома вскрылись отрицательные качества товара или услуги, то потребителю необходимо предъявить претензии магазину, мастерской (продавцу, исполнителю)В случае отказа необходимо написать претензионное письмо, изложить суть, указать факт отказа.

Второй путь - обращение потребителя в одну из зарегистрированных общественных организаций потребителей.В соответствии со статьей 45 ФЗ "О защите прав потребителей", общественные организации потребителей имеют право:

Проводить проверку качества и безопасности товаров (работ, услуг);

Проверять соблюдение прав потребителей и правил обслуживания;

Участвовать в контроле за применением регулируемых цен;

Вносить в прокуратуру и другие органы материалы о привлечении к

ответственности лиц,

виновных в нарушении прав потребителей;

Предъявлять иски в суд в интересах потребителей и т.д.

Третий путь - обращение потребителя за защитой к специальным государственным органам.В случае, когда потребитель сам не может разрешить конфликтную ситуацию, его государство защищает. В органах местного самоуправления, отделах внутренних дел работают инспектора по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка. К ним вы можете обратиться в случае нарушения ваших прав как потребителя. Если это обращение не поможет, вы вправе обратиться в суд с иском о нарушении ваших прав. А теперь давайте поучимся отстаивать свои права как потребителей на примере конкретных жизненных ситуаций!

При этом необходимо помнить определенный алгоритм:

[слайд № 8 ]

1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация)

2. Определить сущность претензии (ненадлежащее качество, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)

3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Учащиеся переходят к работе с текстом закона и ситуациями - в группах -

разбор ситуаций, анализ соответствующих статей Закона, обсуждения результатов работы; оценивает, корректирует ответы эксперт из учащихся, который получил опережающее задание. Затем учитель обобщает данный вопрос, подводит

итоги урока: Сфера услуг - важная отрасль нашей экономики, но, к сожалению, ещё не достаточно развита. В жизни часто возникают проблемные ситуации.Важно понять, что если возникли проблемы в мастерской, в магазине, ателье, то доброжелательный тон и улыбка - это необходимое условие общения. Отстаивание своих прав и предъявление претензий ни в коем случае не должны сводиться к унижению продавца или исполнителя. Закон всегда на стороне потребителя, но если вам предлагается уладить конфликт самостоятельно, на приемлемых условиях, то лучше согласиться

Закрепление:

Кто такой потребитель? Какие права имеет потребитель? Что и кто

может помочь в защите наших прав как потребителей? Беседа по вопросам

практикума, с 105.

Домашнее задание

    Изучить параграф 13; Группе уч-ся - составить памятку потребителя.

    Другой группе - составить ситуации для проверки знания своих прав

    как потребителей.

    По желанию - составить претензии к исполнителям.

Приложение 1 - Ситуации.

Ольга увидела в каталоге фирмы костюм, о котором давно мечтала. Через две недели Ольга получила посылку, оплатив заказ и его доставку. Костюм из посылки разочаровал Ольгу, так как он оказался ей совсем не к лицу. Какие права имеет в данном случае потребитель?

Гражданин Федотов купил часы, но вскоре они сломались и их пришлось отдать в ремонт. Когда Федотов пришел в назначенный день, чтобы забрать часы, то оказалось, что часы утеряны. Какая ответственность предусматривается для часовой мастерской?Во время лечения в платной стоматологической поликлинике гражданину удалили не тот зуб. Врач, проводивший операцию, просто извинился. Ваши советы пострадавшему.

Покупательница приобрела холодильник, который сломался через 19 месяцев при гарантии 2 года. Она сдала холодильник в гарантийную мастерскую, где его из-за отсутствия запчастей ремонтировали 6 месяцев. А потом требовали оплаты ремонта под предлогом, что гарантийный срок холодильника кончился. Работники мастерской в данной ситуации не правы дважды.

Докажите это.

Светлана Григорьевна купила сыну ботинки. Когда сын их надел, то оказалось, что ботинки велики и фасон их не понравился подростку. Можно ли вернуть ботинки в магазин, если с момента покупки прошло 10 дней, но ботинки подросток не носил, и сохранилась упаковка товара? Денис купил джинсы. Поскольку он ранее уже покупал одежду этой фирмы, Денис без примерки взял джинсы того же размера, что и месяц назад. Срезав дома все товарные ярлыки, он обнаружил, что джинсы ему малы. В магазине Денису отказали обменять купленный товар. Прав ли продавец? Покупательница приобрела холодильник, который сломался через 19 месяцев при гарантии 2 года. Она сдала холодильник в гарантийную мастерскую, где его из-за отсутствия запчастей ремонтировали 6 месяцев. А потом требовали оплаты ремонта под предлогом, что гарантийный срок холодильника кончился. Работники мастерской в данной ситуации не правы дважды.

Докажите это.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока

на тему:

« Право и имущественные отношения »

для обучающихся 9 класса

к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова

Разработала: учитель истории и

обществознания

I квалификационной категории

Конобевцева Л.Н..

с.Благовещенка 2016 г.

Урок §12 «Право и имущественные отношения»

Цели урока:

1) Обучающая: Познакомить учащихся с некоторыми особенностями гражданского законодательства РФ, реализующего имущественные права и личные неимущественные отношения, способах приобретения права собственности, научить элементарным умениям правильного поведения в гражданских правоотношениях.

2) Развивающая: Развитие логического мышления и речи учащихся через решение практических задач по гражданскому праву.

3) Воспитывающая: Воспитание уважения к праву.

Оборудование : Плакат с терминами: правоспособность, дееспособность, сделка, договор

карточки с задачами

Ход урока:

Проверка домашнего задания

Выступления учащихся по выполнению таблицы на стр.96

Устный опрос понятий: конституция, правовой статус человека, гражданство, конституционные обязанности, социально - экономические права

Изучение новой темы

- Сегодня, мы с вами, продолжим изучение главы 2 «Человек и его права.

Сообщение учителем темы урока.

Давайте с вами вспомним какие вы знаете отрасли права?

Какая отрасль права регулирует имущественные отношения?

(Ответ - Гражданское право)

Сообщение учителем цели урока

Как вы думаете, по теме урока можно сказать, что мы должны на уроке изучить.

(обучающиеся высказывают свои предположения, далее учитель открывает на доске записанный план)

ПЛАН (план - на доске):

План

Что регулирует Гражданское право?

Понятие имущественных прав;

Право собственности: понятие, содержание, виды и основания возникновения;

Правоспособность и дееспособность лица

Сделки и договора

(объяснение учителя)

Ребята, с понятием «гражданское право» вы знакомились при изучении темы: «Право. Основные отрасли право» Предлагаю вам поработать с текстом записанным на карточке №1 и выписать в тетрадь конкретные ситуации, когда герой оказывался субъектом, то есть участником гражданских правоотношений. (учащиеся выполняют работу в парах и озвучивают выписанные ситуации)

Итак, всё, что относится к сфере личных неимущественных о имущественных отношений, регулируется нормами гражданского законодательства. Оно представляет собой массив многочисленных законов, главным из которых является Гражданский кодекс РФ. Это единый систематизированный закон.

Тот, кто является участником гражданских правоотношений, называется субъектом

(учитель обращает внимание на схему на доске)

Понятие имущественных прав.

Под имущественными правами понимаются субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми имущественными (материальными) требованиями, которые возникают между участниками гражданского оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, работами, деньгами, ценными бумагами).

Имущественными правами являются:

Правомочия собственника и другие вещные права (право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и др.);

Обязательственные права (право на возмещения ущерба, причинённого жизни или здоровью, имуществу и др.);

Наследственные права.

Имущественные отношения - это правоотношения по поводу какого-либо имущества или вещи (записать в тетради ).

Гражданское право реализует имущественные и личные неимущественные отношения. Основным источником гражданского права является гражданский кодекс РФ ( записать в тетради ).

Рассмотрим схему

Имущественные и личные

неимущественные отношения

Имущественные и личные

(право иметь, наследовать имущество…)

Вещные отношения Обязательственные отношения

(покупатель-продавец) (должник кредитор)

Личные неимущественные отношения

Непосредственно не связанные с Непосредственно связанные

Имущественными отношениями с имущественными отношениями

(охрана достоинства, чести, деловой (авторские права)

Репутации, интересов…)

А зачем же право реализует имущественные отношения?

Давайте представим себе, что у нас есть такой город, в котором квартиры, машины, книги и все другие вещи принадлежат теперь всем жителям города одновременно. Каждый может жить в той квартире, которая ему понравилась. Каждый может взять любую машину и уехать на ней. Можно брать и другие вещи.

(Учитель зачитывает ситуацию)

Вот дед Иван, который живет в этом городе. Он ночует на вокзале, потому что в той квартире, где он жил раньше, поселилась молодая семья с детьми. Деда Ивана попросили уехать, он мешает. Спорить с молодыми дед Иван не может, старый уже. Но он не расстраивается. В соседнем городе у деда живет внук. Спортсмен, который скоро обещает приехать и навести порядок.

А вот студентка института Оля. Зимой она ходит в осенней куртке. Месяц назад Оля купила новую красивую дубленку и оставила ее на вешалке в театре. А когда спектакль закончился, дубленки на вешалке не оказалось. Теперь Оля не оставляет нигде даже куртку.

А это - дядя Витя. Два года он своими руками собирал мотоцикл, мечтал на дачу летом ездить, а вчера вычел на улицу - мотоцикла нет. Говорят, и на даче у дяди Вити теперь кто-то живет.

Ребята, хорошо жить в таком городе? А вам хотелось бы жить там? Почему?

(Ответы учащихся)

Мы только что представили, как жили бы люди, если бы у вещей не было хозяев, если бы не было понятия собственность.

Кто такой собственник?

Собственник - это лицо, которому принадлежит право собственности на что-либо. ( записать в тетради ).

Право собственности включает в себя три полномочия :

Владение;

Пользование;

Распоряжение.

Право собственности на имущество возникает по-разному. Право собственности возникает у того, кто купил или сделал что-то для себя.

Например : бабушка связала свитер; художник написал картину; семья купила дачу.

Право собственности прекращается в следующих случаях: бабушка продала свитер; художник подарил картину своему другу; семья продала дачу и т.д.

3) Прежде чем говорить о том, что такое сделки и договора, мы рассмотрим следующие понятия:

Правоспособность - способность лица иметь права и обязанности.

Дееспособность - способность лица осуществлять права и обязанности.

Дееспособность несовершеннолетних

А) с 6 - 14 лет: мелкие бытовые сделки. (см.ст. 28 ГК РФ)

Б) с 14 - 18 лет: сделки с письменного согласия родителей. Без согласия родителей - распоряжение своим заработком, стипендией, осуществлением авторских прав на произведения науки, искусства.

(см.ст. 26 ГК РФ)

Эмансипация несовершеннолетних - с 16 лет.

Заключение договора как способ приобретения права собственности.

(учитель предлагает учащимся изучить материал на стр.100 учебника « Понятие договора и его содержание», «Виды договоров»), выписать в тетрадь понятия сделка, договор.

Сделка - действия лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Договор - сделка, в которой принимают участие несколько лиц.

В чем вы увидели разницу между сделкой и договором? (ответы детей)

Виды договоров

(Ребята самостоятельно приводят виды договоров, а учитель корректирует их ответы)

Карточки с заданиями: Определить к какому виду договоров относятся следующие юридические факты:

Закрепление.

Что нового вы узнали на уроке?

Какие права называются имущественными?

Что понимается под правом собственности?

Какие правомочия предоставлены собственнику?

Почему заключение договора можно отнести к основаниям приобретения права собственности?

Оценивание работы обучающихся на уроке

Домашнее задание:

§12, ответить на вопросы №1-4; практикум стр. 102.

по желанию выполнить вопрос 5 со звёздочкой

Использованная литература:

1.СапоговВ.М.

Поурочные методические разработки к учебнику Е.А.Певцовой Обществознание 9 класс -2-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС»,2011.-135 с.

2. Кравченко «Поурочные разработки (М.: ТИД «Русское слово - PC») и учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова (М: Просвещение), 2012. -123 с.

Карточка №1

Выписать в тетрадь конкретные ситуации, когда герой оказывался субъектом, то есть участником гражданских правоотношений

«Иван устроился на работу в фирму для того, чтобы попытаться за небольшой срок купить квартиру. Надо заметить, что свою мечту ему удалось осуществить. Приобретя квартиру, он решил заняться самостоятельным бизнесом, независимо от своего прежнего работодателя. Зарегистрировав свою фирму, он развернул бурную деятельность, заключал договора с партнёрами, сумел даже подарить машину своей сестре. Однако, пытаясь избежать уплаты налогов, он стал составлять подложные документы и вскоре был изобличён»

Карточка №2

Определите, какие виды договоров будут заключены в следующих случаях.

а) семья Федоровых приобрела собственную дачу;

б) гражданин Аистов передал во временное пользование приятелю свой автомобиль «Волга». Стороны условились об определенной плате за пользование автомобилем;

в) акционерное общество «Водопад» заключило с фирмой «Щит» договор на наладку и обслуживание компьютеров;

г) гражданка Н. передала гражданке К. зимнее мужское пальто, а взамен получила женскую норковую шапку.

д) гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией о капитальном ремонте его загородного коттеджа.

Имущественные отношения - это общественные отношения, связанные с гражданским оборотом имущества, т.е. материальных предметов, имеющих стоимость.

Возможны ситуации, когда граждан­ским правом регулируются и безвозмездные отношения (например, дарение)

Имущественные отношения возникают и по поводу результатов работ и оказания услуг, не обязательно воплощающихся в вещественном результате (например, перевозка, хранение, услуги культурно-зрелищного характера), поскольку они также имеют товарную форму.

Виды имущества:

Недвижимое: земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и всё, что прочно связано с землей, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда внутреннего плавания, космические объекты.

Движимое: вещи, не относящиеся к недвижимому, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Виды вещей:

    Неделимые – вещь, раздел которой невозможен без изменения ее назначения

    Сложные : если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь).

    Главная вещь и принадлежность : вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

    Плоды, продукция и доходы

    Животные : к животным применяются общие правила об имуществе.

Виды имущественных отношений:

    Отношения вещного характера;

    Отношения обязательственного характера.

Вещные отношения - это отношения, связанные с обладанием тем или иным субъектом определенными вещами. Все эти отношения представляют собой:

    Отношение субъекта к принадлежащей ему вещи;

    Отношения между субъектом и иными лицами по поводу данной вещи.

Отношения собственности в зависимости от субъекта присвоения могут выступать в форме:

    Индивидуальной собственности отдельных граждан;

    Собственности юридических яиц;

    Государственной и муниципальной собственности.

О бязательственные отношения - связаны с переходом имущества от одних лиц к другим, выражают динамику, процесс общественного обмена результатами деятельности в целях удовлетворения производственных, потребительских, культурных и иных нужд участников.

Отношения эти возникают из разных оснований: на основе различных договоров, юридических и физических лиц в связи с передачей имущества в собственность, во владение, пользование и распоряжение другого лица, с выполнением определенных работ, оказанием разнообразных услуг и т.п. Обязательства как юридическая форма экономических отношений товарообмена подразделяются на: договорные и внедоговорные (правоохранительные).

Вопрос 50. Личные неимущественные отношения в гражданском праве.

Личные неимущественные отношения характеризуются:

    Их предметом являются нематериальные блага,

    Лишены экономического содержания,

    Неотделимы от личности человека или от организации,

    В них происходит индивидуализация личности гражданина или организации,

    В таких отношениях осуществляется оценка их нравственности и других социальных качеств.

Виды личных неимущественных отношений:

    Связанные с имущественными

    Не связанные с имущественными

Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными:

Особенности данной группы общественных отношений определяются нематериальной (невещественной) природой их объектов, представляющих собой идеи, образы, символы, хотя и выраженные в какой-либо материальной форме. Они, как правило, тесно связаны со своими создателями. В основном эти отношения возникают в связи с созданием объектов творческой деятельности - у создателя возникает ряд личных неимущественных прав, важнейшим из которых является право авторства. В случае же если этот объект будет использован (например, изобретение внедрено с разрешения автора в промышленное производство), у автора возникает имущественное право на получение вознаграждения за использование объекта творческой деятельности. Сюда входят отношения, возникающие по поводу авторства на произведения науки, литературы или искусства, изобретения и рационализаторские предложения, отношения организаций, связанные с присвоением им фирменного наименования, производственной марки или товарного знака.

Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными:

Эти отношения возникают по поводу нематериальных благ, не имеющих экономического содержания (независимо от их связи с имущественными отношениями) и неотделимых от личности.

К ним относятся: неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага: жизнь и здоровье, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, деловая репутация и т.д. (ст.150 ГК). Эти блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Он не может быть ни лишен этих прав, ни ограничен в них. Гражданское право не регулирует, но защищает особыми гражданско-правовыми методами неотчуждаемые права и свободы человека и другие непосредственно не связанные с имущественными отношениями нематериальные блага.

"