Национально-культурная автономия как экстерриториальный принцип разрешения национального вопроса в российской федерации. Территориальная и национально-культурная автономия Национально культурная автономия является

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов находятся: одна автономная область - Еврейская автономная область; и десять автономных округов - Агинский, Бурятский, Коми-Пермятский, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский, Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа.

Еврейская автономная область является одной из форм национальной государственности народов РФ - национально-государственным образованием. Хотя ее сохранение является скорее данью традиции, поскольку еврейского населения в ней почти нет.

Автономный округ - национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 года автономные округа находились в составе краев или областей. Законом от 15 декабря 1990г. автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации - через край, область или непосредственно. Этим правом воспользовались Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992г. входит непосредственно в состав Российской Федерации.

Однако действующая Конституция РФ такой возможности не предусматривает. В ней указывается (ч.4 ст.66), что в отношении автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. В ней также указывается (ч.3 ст.67), что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. Семь из 10 автономных округов имеют территорию от 181,5 тыс.кв.км (Ненецкий) до 860,2тыс.кв.км (Таймырский) , причем пять из них - более полумиллиона квадратных километров. В то же время только в одном из них, Ханты-Мансийском, население составляет более полумиллиона человек. В каждом автономном округе проживает, как правило, несколько народностей. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе проживают ханты, манси, коми и ненцы; в Корякском - коряки, чукчи, ительмены и ламуты; В Чукотском - чукчи, эскимосы эвены, коряки и юкагиры.

Статус автономной области и статус автономного округа определяется Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992г., включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации; другими федеральными актами.

Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав в соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором закрепляет за автономной областью, автономным округом право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.

Являясь субъектами Российской Федерации, автономная область и автономные округа располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с согласия автономной области, автономного округа.

Статус автономной области и автономного округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и автономной области или округа в соответствии с федеральным конституционным законом.

Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, Федеративного договора; уставов автономной области и автономных округов.

Действующая Конституция РФ обеспечивает непосредственное участие представителей автономии в решении вопросов, отнесенных в компетенции РФ. Для этого от автономий избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти автономий пользуются правом законодательной инициативы в федеральном парламенте.

Автономная область и автономные округа являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе РФ, автономной областью, автономными округами в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей автономной области и автономных округов осуществляется Федеральными органами государственной власти РФ.

Конституция РФ и уставы автономной области и автономных округов определяют предметы ведения автономной области и автономных округов. Часть из них составляет предметы совместного ведения Федерации и автономий в ее составе. Эти вопросы решаются как федеральными органами, так и органами автономной области и автономных округов. Вопросы, относящиеся к ведению самих автономий и, следовательно, находящиеся вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации, решаются ими самими.

Автономия как способ защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития нашла свое отражение в Федеральном законе «О национально- культурной автономии» (в редакции от 21 марта 2002г.). Национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия имеет право:

Получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;

Обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;

Создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством РФ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;

Сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;

Следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;

Создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ;

Участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;

Устанавливать на основании законодательства и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.

Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры. Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав гражданина РФ, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии.

В Законе четко зафиксировано, что право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление этого права не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей.

Задание № 1

Конституционный Суд Российской Федерации признал несоответствующим Конституции РФ договор между Украиной и Россией о признании двойного гражданства для граждан этих государств.

В каком случае это решение Конституционного Суда РФ вступит в законную силу?

В соответствии со ст.79 ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в законную силу немедленно после его провозглашения.

В данном случае договор между Украиной и Россией признан несоответствующим Конституции РФ, он не подлежит введению в действие и применению.

Задание № 2

Группа депутатов Государственной Думы численностью в 100 человек обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании ст. 136 Конституции РФ.

Должен ли Конституционный Суд принять к своему смотрению данный вопрос?

В соответствии со ст.105 ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» Государственная Дума имеет право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации, следовательно, Конституционный Суд РФ должен принять к своему рассмотрению данный вопрос.

Задание № 3

За многочисленные ошибки при вынесении решений и приговоров квалификационная коллегия судей решила уменьшить судье районного суда Тамбовской области Л. Зарплату на 30% сроком на три месяца.

Законно ли такое решение?

Данное решение незаконно.

На судью районного суда может быть наложено дисциплинарное взыскание только в виде: предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи в соответствии со ст.12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.

Под автономией в наиболее широком смысле понимается право на самостоятельное решение определенных вопросов. Применительно к национальным меньшинствам автономии могут выступать в двух формах.

Территориальная автономия. Ее создание возможно лишь в случае компактного проживания народа, этноса, т.е. это возможность обособления и самостоятельности на определенной территории, что выражается в возможности иметь свои органы власти, принимать свои нормативные акты. В России территориальными автономиям являются автономная область и автономные округа - субъекты РФ.

Культурная автономия является формой самоопределения, если этнос, нация проживает разрозненно. В этом случае создаются различные общественные объединения, посредством которых этносы могут самостоятельно сохранять и защищать свои национальные особенности, язык, культуру. В России к такому виду автономий относится национально-культурная автономия. Ее статус регулируется Федеральным законом от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».

Национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.

лНК Судебная практика

«...основное предназначение национально-культурной автономии - не национально-территориальное, а национально-культурное самоопределение, т.е. обеспечение жизнеспособности и самостоятельности этноса, находящегося в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, именно в национально-культурной сфере» (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 марта 2004 г. № 5-П).

Итак, национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Это один из институтов гражданского общества, через который граждане могут реализовывать свои национальные интересы. Для этого общественного объединения характерно:

  • наличие особой цели создания - самостоятельное решение вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры укрепления единства российской нации, гармонизация межэтнических отношений;
  • особый субъект создания. Правом на создание национально-культурной автономии обладает этническая общность, находящаяся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории. Этнической общностью, находящейся в ситуации национального меньшинства, является рассеянный этнос, состоящий из граждан и других лиц, чьи культурные традиции не совпадают с традиционной культурой населения страны; только в этом смысле для национально-культурной автономии они «национальное меньшинство» . Следует также отметить, что в национально-культурные автономии могут объединяться только граждане РФ.

Организационно-правовой формой национально-культурной автономии может быть только общественная организация.

Национально-культурная автономия подлежит обязательной государственной регистрации, в отличие от иных видов общественных объединений, которые могут функционировать без приобретения статуса юридического лица.

Например, по данным Министерства юстиции РФ в России зарегистрировано более 700 национально-культурных автономий .

Национально-культурная автономия в зависимости от территориальной сферы деятельности может быть:

  • местной;
  • региональной;
  • федеральной.

Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами РФ, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами РФ могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования. Делегаты местных национально-культурных автономий граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта РФ. Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.

Судебная практика

Положение ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О национально-культурной автономии» по своему конституционно-правовому смыслу предполагает, что в пределах субъекта РФ государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, подлежит не более чем одна региональная национально-культурная автономия граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, образованная местными национально-культурными автономиями граждан, относящих себя к данной этнической общности, и в системе действующего правового регулирования это положение не противоречит Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 марта 2004 г. № 5-П).

Национально-культурная автономия имеет право:

  • получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и национальной культуры;
  • обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
  • создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном языке;
  • сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
  • следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
  • создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры;
  • участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;
  • устанавливать гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.
  • Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия. М., 2003. С. 47.
  • Официальный сайт Министерства юстиции РФ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.minjust.ru/ru/activity/nko.

Автономия - это предоставление части государства, отличающейся какими-либо географическими, национальными (этническими) или иными особенностями определенной формы самостоятельности. Автономии могут существовать как в унитарном, так и в федеративном государстве.

Автономии в основном построены по национальному признаку. Различаются два основных вида национальной автономии - национально-территориальная и национально-культурная. Национально - территориальная автономия образуется в случае компактного проживания национальных меньшинств на определенной территории.

Национально-культурная автономия сознается в случае, когда национальные меньшинства не занимают какой-то ограниченной территории, а расположены в пределах государства. Национально-культурные автономии создаются в виде национальных организаций. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-территориальные автономии разделяются на политические и административные. Политическая автономия предполагает возможность издания собственных законов (иногда - конституции), наличие собственных законодательных и исполнительных органов, обладающих более широкими полномочиями, чем органы просто административно-территориальных единиц. Административная автономия не обладает элементами государственности, однако учитываются национальные особенности (преподавание, издание газет, судопроизводство на национальном языке, учет местных обычаев в правовой сфере и т. п.).


Смотрите также:

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Культурная (национально-культурная) автономия - автономия обособленной этнической группы в решении вопросов организации образования и других форм своей культурной жизни. Распространяется на всех представителей данной этнической группы, а не на конкретную территорию .

Национально-культурная автономия является видом общественного объединения . Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация .

В Российской Федерации

После восстановления независимости в 1993 году был принят новый закон об автономии. Были созданы автономии немцев и шведов; о создании русской автономии было подано три заявления, одно из которых было отклонено; по состоянию на 2012 год, министерство культуры не определило, кому именно из оставшихся заявителей дать право составлять списки автономии. Рассмотрение ходатайств длится более года .

См. также

Напишите отзыв о статье "Культурная автономия"

Примечания

Ссылки

  • (латыш.)
  • , Эстония
  • Портал (Эстония)
  • Осипов А., Никифоров И. Таллин, 2008 ISBN 978-9985-9542-9-4
  • Никифоров И. 2009

Отрывок, характеризующий Культурная автономия

Через несколько минут к Пьеру вышли официант и Десаль. Десаль от имени княжны передал Пьеру, что она очень рада видеть его и просит, если он извинит ее за бесцеремонность, войти наверх, в ее комнаты.
В невысокой комнатке, освещенной одной свечой, сидела княжна и еще кто то с нею, в черном платье. Пьер помнил, что при княжне всегда были компаньонки. Кто такие и какие они, эти компаньонки, Пьер не знал и не помнил. «Это одна из компаньонок», – подумал он, взглянув на даму в черном платье.
Княжна быстро встала ему навстречу и протянула руку.
– Да, – сказала она, всматриваясь в его изменившееся лицо, после того как он поцеловал ее руку, – вот как мы с вами встречаемся. Он и последнее время часто говорил про вас, – сказала она, переводя свои глаза с Пьера на компаньонку с застенчивостью, которая на мгновение поразила Пьера.
– Я так была рада, узнав о вашем спасенье. Это было единственное радостное известие, которое мы получили с давнего времени. – Опять еще беспокойнее княжна оглянулась на компаньонку и хотела что то сказать; но Пьер перебил ее.
– Вы можете себе представить, что я ничего не знал про него, – сказал он. – Я считал его убитым. Все, что я узнал, я узнал от других, через третьи руки. Я знаю только, что он попал к Ростовым… Какая судьба!
Пьер говорил быстро, оживленно. Он взглянул раз на лицо компаньонки, увидал внимательно ласково любопытный взгляд, устремленный на него, и, как это часто бывает во время разговора, он почему то почувствовал, что эта компаньонка в черном платье – милое, доброе, славное существо, которое не помешает его задушевному разговору с княжной Марьей.
Но когда он сказал последние слова о Ростовых, замешательство в лице княжны Марьи выразилось еще сильнее. Она опять перебежала глазами с лица Пьера на лицо дамы в черном платье и сказала:
– Вы не узнаете разве?
Пьер взглянул еще раз на бледное, тонкое, с черными глазами и странным ртом, лицо компаньонки. Что то родное, давно забытое и больше чем милое смотрело на него из этих внимательных глаз.
«Но нет, это не может быть, – подумал он. – Это строгое, худое и бледное, постаревшее лицо? Это не может быть она. Это только воспоминание того». Но в это время княжна Марья сказала: «Наташа». И лицо, с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавелая дверь, – улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастием, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его всего. Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа, и он любил ее.
В первую же минуту Пьер невольно и ей, и княжне Марье, и, главное, самому себе сказал неизвестную ему самому тайну. Он покраснел радостно и страдальчески болезненно. Он хотел скрыть свое волнение. Но чем больше он хотел скрыть его, тем яснее – яснее, чем самыми определенными словами, – он себе, и ей, и княжне Марье говорил, что он любит ее.
«Нет, это так, от неожиданности», – подумал Пьер. Но только что он хотел продолжать начатый разговор с княжной Марьей, он опять взглянул на Наташу, и еще сильнейшая краска покрыла его лицо, и еще сильнейшее волнение радости и страха охватило его душу. Он запутался в словах и остановился на середине речи.
Пьер не заметил Наташи, потому что он никак не ожидал видеть ее тут, но он не узнал ее потому, что происшедшая в ней, с тех пор как он не видал ее, перемена была огромна. Она похудела и побледнела. Но не это делало ее неузнаваемой: ее нельзя было узнать в первую минуту, как он вошел, потому что на этом лице, в глазах которого прежде всегда светилась затаенная улыбка радости жизни, теперь, когда он вошел и в первый раз взглянул на нее, не было и тени улыбки; были одни глаза, внимательные, добрые и печально вопросительные.
Смущение Пьера не отразилось на Наташе смущением, но только удовольствием, чуть заметно осветившим все ее лицо.

– Она приехала гостить ко мне, – сказала княжна Марья. – Граф и графиня будут на днях. Графиня в ужасном положении. Но Наташе самой нужно было видеть доктора. Ее насильно отослали со мной.
– Да, есть ли семья без своего горя? – сказал Пьер, обращаясь к Наташе. – Вы знаете, что это было в тот самый день, как нас освободили. Я видел его. Какой был прелестный мальчик.
Наташа смотрела на него, и в ответ на его слова только больше открылись и засветились ее глаза.
– Что можно сказать или подумать в утешенье? – сказал Пьер. – Ничего. Зачем было умирать такому славному, полному жизни мальчику?
– Да, в наше время трудно жить бы было без веры… – сказала княжна Марья.
– Да, да. Вот это истинная правда, – поспешно перебил Пьер.
– Отчего? – спросила Наташа, внимательно глядя в глаза Пьеру.
– Как отчего? – сказала княжна Марья. – Одна мысль о том, что ждет там…
Наташа, не дослушав княжны Марьи, опять вопросительно поглядела на Пьера.
– И оттого, – продолжал Пьер, – что только тот человек, который верит в то, что есть бог, управляющий нами, может перенести такую потерю, как ее и… ваша, – сказал Пьер.

Национально-культурная автономия(НКА) представляет собой форму этнонациональной идентификации определенного народа, отличающегося от любого другого многовековыми традициями и укладами жизни, религиозными взглядами, который представляет собой национальное меньшинство на соответствующей территории. Такая форма позволяет объединить национальные меньшинства с целым государством, при этом сохранив самобытность такой малочисленной нации.

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1)(ред.от 08.05.2010) закрепили право граждан Российской Федерации на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей и собственно право на национально-культурную автономию. Национально-культурная автономия трактовалась как право указанных этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.

«Цит.по Т.Н.Литвинова: « В 1994 г. Президент России Б. Н. Ельцин в послании Федеральному Собранию РФ сказал: «Самоорганизация этнических общностей, не имеющих своих национально-территориальных образований на территории

Российской Федерации или проживающих за пределами таких образований, возможна в различных формах национально-культурной автономии». Позднее в 1996 г. был принят нижеуказанный Федеральный Закон.

Согласно ст.1 ФЗ от 17.06.1996г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» под НКА понимается «форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры». 14

Законодатель наделяет национально-культурной автономии статус общественного объединения, организационно-правовой формой которого является общественная организация. Данный факт ограничивает правоспособность национально-культурной автономии по сравнению с национально-государственной как субъекта публичного права. Такая форма организации национальных меньшинств создает определенную правовую основу для взаимодействия государства с определенными этническими обществами, что прежде всего способствует применению нормы ст.26 Конституции Российской Федерации. Также законодатель четко разграничивает право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальную. На наш взгляд это норма права имеет место быть и зиждется на пресечении сепаратистского отношения какой-либо малочисленной этнической группы и делает невозможным отделения и преобразования такой группы в новый субъект РФ. Можно полагать, что содержание права на национально-культурную автономию значительно уже чем содержание права на национально-государственную, т.к. НКА может входить в состав республики, автономной области или автономного округа.

Говоря о национально-культурных автономиях следует сказать,что они делятся на виды в зависимости от специфики расселения граждан одной этнической принадлежности. В РФ они делятся на три вида: местные, региональные и федеральные.

Местная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Наряду с гражданами учредителями могут быть общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.

Региональная национально-культурная автономия может быть учреждена на конференции(съезде) делегатами местной национально-культурной автономии, относящих себя к определенной этнической общности.

Федеральная НКА также может быть учреждена на съезде делегатами, но только уже региональной НКА.

Государственная регистрация национально-культурных автономий всех уровней производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Каждая НКА как любая некоммерческая организация имеет свой устав.

Таким образом гражданам гарантируется конституционное право на национально-культурную автономию, а также право на пользование родным языком, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества и в целом право на национальное самоопределение. Другой вопрос состоит в том, что граждане в России не пользуются данным конституционным правом в той мере, в которой это позволяет законодатель. Мы бы хотели привести статистические данные из доклада М. В. Мосина: « К сожалению, в большинстве регио­нов России с компактным проживанием мордовского населения национально- культурных автономий регионального и местного уровней нет. Их у нас всего 5: в Московской, Пензенской, Ульяновской областях, республиках Татарстан и Башкортостан. Нет мор­довских национально-культурных ав­тономий в Оренбургской, Самарской, Саратовской, Нижегородской областях и еще в 41 регионе, где численность мокшан и эрзян превышает 1 000 чел. А ведь, как минимум, в 50 регионах с такой численностью мордвы они должны быть. Приведу примеры. Всего в регионах России 50 этниче- ских общностей имеют 521 местную национально-культурную автономию. У татар их – 96, евреев – 75, немцев – 53, казахов – 25, украинцев – 23, чу­вашей – 15, у мордвы – 5». 15 Факты позволяют судить нам о низком правосознании в России и развитию правового нигилизма,что в свою очередь тормозит создание национально-культурных автономий и как следствие может привести к полному исчезновению какой-либо определенной малочисленной этнической группы. А ведь любая нация даже самая маленькая входит в состав государства и последнее за счет таких наций является мультиэтническим, что свидетельствует о наличии в одном государстве множества различных культур, обычаев и традиций, в таком случае государство в целом представляет собой высокоразвитое, культурно обогащенное и морально устойчивое общество, что влияет на политику национально-государственного строительства, но в то же время наряду с такой политикой государству важно не перегнуть палку и не настроить против себя многонациональные народы России, либо что еще хуже не послужить почвой для разжигания ненависти между этими народами.

Также в Федеральным Законом от 17.06.1996г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» обеспечивается право граждан на сохранение, развитие и использование национального(родного)языка, и гарантируется право на сохранение и развитие национальной культуры.

Согласно «Основам законодательства Российской Федерации о культуре» за государством закреплены определенные обязанности в культурной сфере общества, в частности: Государство осуществляет протекционизм (покровительство) по отношению к национальным культуре и искусству, литературе, иным видам культурной деятельности.

Отличительной особенностью национально-культурной автономии является то,что она не привязана к территории и объединяет граждан посредством единства культурных и этнических ценностей, а не по территориальному признаку, что способствует уменьшению конфликтов между народами за право находиться на определенной территории. Тем более вхождение в какую-либо административно-территориальную единицу обеспечивается преимущественным проживанием на данной территории, в свою очередь вхождение в состав национально-культурной автономии происходит не машинально, а весьма осознано и основывается на личностных особенностях индивида и на его принадлежности к соответствующей народности, этносу.

И.Б.Гоптарева полагает,что законодатель не точно отрегулировал правовой механизм института НКА, т.к. по мнению автору таким автономным образованиям в идеале должно предоставляться право законодательной инициативы и возможность обладать избирательным правом т.е. быть избранными, а также участвовать в работе местного самоуправления. По мнению автора расширение правомочий НКА на местном уровне поспособствует максимальному урегулированию конфликтов в повседневной жизни людей. Мы с приведенным мнением автора не совсем согласны и попытаемся привести свои доводы по этому поводу:

Во-первых, если наделить НКА вышеуказанными правами, то чем они будут отличаться от местного самоуправления, разве что только по способу образования, имеется ввиду по национальному или территориальному принципу;

Во-вторых, НКА регламентируются в законодательстве как общественные объединения,которые регистрируются в организационно-правовой форме как общественные организации и соответственно НКА выступает не как субъект РФ, а как некоммерческое юридическое лицо, что еще раз делает невозможным пункт первый;

В-третьих, не будем забывать о том, если изменив статус НКА и предоставив им право законодательной инициативы, то тогда увеличится создание НКА но не для сохранения самобытности определенных народов, а с целью использовать право законодательной инициативы. В таком случае каждая автономия будет тянуть одеяло на себя и представлять свои интересы в органах государственной власти, а государство в свою очередь фактически не сможет удовлетворить интересы всех НКА и учесть и пожелания, тогда становится актуальной проблема сепаратизма и разжигания национализма, с чем активно пытается бороться российское государство на всех уровнях.

На наш взгляд законодатель попытался максимально, на сколько это позволяет развитию правового государства в Российской Федерации, отрегулировать правовой статус НКА, здесь можно упомянуть и о трехзвенной системе НКА в России, о праве на сохранение и развитие национального языка и национальной культуры, а также финансирование деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий. Однако с последним можно и поспорить, т.к. в законодательстве закреплен круг лиц, которые могут участвовать в финансировании деятельности НКА: собственно национально-культурные автономии, их учреждения и организации, частные лица, иные,не запрещенные законом источники, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления. Но так как финансирование от федеральных органов исполнительной власти носит не обязательный характер, то на деле оказывается,что НКА не достаточно обеспечены финансово и те платежи которые поступают от органов государственной власти являются некой данью, а не регулярными выплатами, отсюда нехватка финансов и естественно регистрировать больше национально-культурных автономий не станут. Но мы надеемся, что в дальнейшем этот вопрос будет решен на уровне закона и каждый гражданин, считающий себя частью какой бы то ни было малочисленной этнической группы, сможет стать участником НКА, сохранив культуру и самобытность своего народа.