Финансовое право как наука и учебная дисциплина. Финансовое право как отрасль права, наука и учебная Финансовое право: понятие, предмет, метод, источники

Финансовое право в современных условиях - одна из основных отраслей права, представляющая собой упорядоченную совокупность правовых норм , регулирующих отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований , для обеспечения реализации соответствующих задач государства. В общественной жизни финансовое право рассматривается также как вид отраслевой юридической науки и учебная дисциплина.

Финансовое право происходит от категории «финансы ». Как отмечает И.И. Янжул в своей работе «Основные начала финансовой науки » Слово « финансы» ведет свое происхождение от средневекового латинского термина finatio, financia, financia pecuniaria , употреблявшегося в смысле обязательной уплаты денег, а затем вообще в смысле денежной суммы . Н.И. Химичева в учебнике «Финансовое право » (изд. 3-е, перераб и доп., 2004 г. Отв. ред. - Н.И. Химичева) определяет « финансы» как одну из сторон экономических отношений общества , развитие которой обусловлено существованием товарно-денежных отношений и государства, использующего механизм финансов для выполнения своих задач .

Финансовое право как отрасль права. Предмет и метод финансового права

Основными критериями для разграничения отраслей права являются предмет и метод правового регулирования. Предметом финансового права является круг общественных отношений , регулируемых нормами финансового права. Предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию, распределению и использованию государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов в целях реализации задач публичного характера. Большое внимание исследованию предмету финансового права уделял А.И. Худяков . В частности, одной из последних работ автора, посвященных исследованию предмета финансового права, является работа «Дискуссионные вопросы предмета финансового права » (2009 год). Основным методом финансового права является императивный метод, метод властных предписаний. Императивный метод правового регулирования в финансовом праве предполагает детальную правовую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. Исследованию метода финансового права в научной литературе уделяется большое значение. Большое внимание исследованию метода финансового права уделяется, в частности, в работе И.В. Рукавишниковой «Метод финансового права » (2004 год).

Система финансового права

Система финансового права - внутренняя структура финансового права как отрасли права, представляющая собой упорядоченную совокупность финансово-правовых норм , регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и , для обеспечения реализации соответствующих задач государства, сгруппированных внутри отрасли финансового права в институты и разделы финансового права.

Наука финансового права

Существование и развитие финансового права как отрасли права обусловило возникновение и развитие одноименной правовой науки. Наука финансового права изучает и объясняет нормы, которыми определяется публичная финансовая деятельность, а также правоотношения, возникающие между государством, организациями и гражданами.

Одним из предметов исследования науки финансового права являются финансово-правовые нормы. Развитие финансового законодательства должно опираться на науку финансового права. При этом наука финансового права, как теория, должна представлять собой нечто постоянное, твердо установившееся, хотя и не лишенное тех элементов развития, которые необходимы каждой науке.

Наука финансового права оказывает свое влияние не только на развитие финансового законодательства, но и на финансово-правовые отношения. Т.С. Ермакова указывала, что наука финансового права не только призвана исследовать различные группы экономических отношений в области финансовой деятельности государства, но и активно способствовать их постоянному совершенствованию . К.Т. Эеберг в этом отношении подчеркивал, что « наука и практическая жизнь должны дополнять друг друга; было бы заблуждением думать, что одна может обходиться без другой… Задача практики состоит в применении общих принципов, признанных за верные, к конкретным случаям и в указании теории пределов возможного и достижимого» .

Финансово-правовая наука за долгий период своего развития выработала понятия, выражающие наиболее существенные свойства юридической деятельности в области публичных финансов . Эти понятия - категории вошли неотъемлемой частью в систему знаний, составляющих финансово - правовую науку. Они образуют ее основное теоретическое ядро, основу науки финансового права.

К важнейшим категориям финансового права можно отнести также понятия бюджет (составление проекта федерального бюджета осуществляется Министерством Финансов РФ), бюджетный процесс , финансовый контроль и другие.

Исследованию важнейших категорий финансового права, в частности, категорий « финансы» и «финансовая деятельность государства» уделяет внимание и М.Ф. Ивлиева в работе «Категория «финансы» и «финансовая деятельность государства » в науке финансового права».

Без правильного и основательного знания науки финансового права и финансового права невозможно рациональное ведение финансового хозяйства. Для финансового управления недостаточно одних практических знаний, а необходимо обратиться к общим научно-финансовым положениям. Этим и определяется значение науки финансового права в системе других наук.

Финансовое право как учебная дисциплина

Финансовое право как учебная дисциплина - это обязательный предмет в юридических учебных заведениях, имеющий своей целью ознакомление обучающихся с системой финансового права. Финансовое право как учебная дисциплина представляет собой систематизированное изложение важнейших категорий науки финансового права. В процессе ее изучения студенты знакомятся с основными категориями данной науки

Рекомендуемая литература

1. Бельский К.С., Финансовое право: наука, история, библиография, М., 1995;

2. Ермакова Т.С., Финансовое правоотношение, Л., 1985;

4. Рукавишникова И.В. Метод финансового права. М., Олма-Пресс, 2004.

5. Финансовое право Российской Федерации. Под редакцией М.В.Карасевой. Москва, Юрист, 2002;

6. Финансовое право. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп/Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М., 2007;

7. Финансовое право. Учебник/ К.С. Бельский и другие. Под редакцией С.В. Запольского. М., 2006;

8. Финансовое право. Учебник. 3е изд., перераб. и доп. Под редакцией Н.И. Химичевой. М., 2004;

9. Дискуссионные вопросы предмета финансового права//Финансовое право. 2009. №3.

10. Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. Алматы, 2001;

11. Эеберг К.Т., Курс финансовой науки, СПб., 1913;

12. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Москва, Статут, 2002.

Главная > Документ

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Финансовое право рассматривается в юридической науке в трёх аспектах:

1) как отрасль российского права;

2) как отрасль юридической науки;

3) как учебная дисциплина

Финансовое право как отрасль российского права

Финансовое право представляет собой самостоятельную российского от-расль права, поскольку имеет свой предмет правового регулирования и обу-словленный им метод правового регулирования. Финансовое право, как от-расль российского права, по своей сущности относится к публичным отрас-лям права и регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на образование, перераспределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предметом финансового права являются обществен-ные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и ме-стным самоуправлением финансовой деятельности, то есть деятельности по образованию, перераспределению и использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и кругу их участников. Главная отличительная особенность общественных от-ношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они (отношения) возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Этим обусловлена и другая особенность отношений, которые представляют собой разновидность имущественных от-ношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных средств. Это - финансовые отношения, в которых одной из сторон всегда вы-ступает государство или орган местного самоуправления 1 .

Отношения, составляющие предмет финансового права, классифициру-ются в зависимости:

1) от мобилизации денежных средств в государственные и муниципаль-ные фонды;

2) перераспределения финансовых ресурсов государства;

3) использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;

4) контроля за движением финансовых ресурсов государства и муници-пальных образований;

5) эмиссии денежных знаков.

В первую группу включаются отношения по взиманию в бюджеты нало-гов и сборов, возникающие в связи с размещением государственных и му-ниципальных займов и с добровольными пожертвованиями в казну государ-ства и т.д.

Во вторую группу включаются отношения, возникающие в ходе бюджет-ного регулирования, т.е. отношения по выделению дотаций/субвенций, суб-сидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

В третью группу включаются отношения по бюджетному финанси-рованию.

В четвертую группу входят отношения по осуществлению бюджетного и налогового контроля, контроля за соблюдением предприятиями правил ве-дения кассовых операций и т.д.

В пятую группу включаются все отношения в связи с эмиссией денежных знаков, а также в зависимости от субъектов, между которыми они возникают.

Во-первых, это отношения, с одной стороны, между органами, осуществ-ляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образо-ваний, а с другой стороны - организациями и физическими лицами (отношения между налоговым органом и организацией по поводу проверок, на-ложения финансовых санкций и т.д.).

Во-вторых, это отношения между самими органами, осуществляющими фи-нансовую деятельность государства и муниципальных образований (отношения между федеральными органами исполнительной власти и органами испол-нительной власти субъектов РФ по поводу разработки проектов бюджетов) 2 .

Кроме того, все отношения, возникающие в процессе финансовой деятель-ности государства и муниципальных образований, подразделяются по эконо-мическому критерию на финансовые и нефинансовые. К финансовым относят-ся отношения, опосредующие движение денежных средств, имеющие рас-пределительный характер и другие признаки, характерные для финансов.

Среди них следует выделить отношения по взиманию налогов и сборов, неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды; отношения по бюджетному финансированию и т.д.

Другие отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, не являются с экономической точки зрения финансовыми, ибо в рамках этих отношений не осуществляет-ся движение денежных средств, что является главным признаком финансов. Однако те отношения, которые не являются с экономической точки зрения финансовыми, направлены на то, чтобы «создать» финансовые отношения, упорядочить, обеспечить их развитие. Например, без установления налогов, сборов, утверждения бюджетов, финансового контроля и т.д., что осуществ-ляется в рамках нефинансовых (с экономической точки зрения) отношений, невозможны финансовые отношения, составляющие содержание фи-нансовой деятельности государства и муниципальных образований 3 .

Своеобразие предмета регулирования обусловливает и особенности ме-тода регулирования, свойственного финансовому праву.

Основным методом правового регулирования финансового права являет-ся метод властных предписаний. Его сущность состоит в том, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны, как правило, этой стороной является государство, уполномоченный им орган или муници-пальное образование. Они дают властные предписания, обязательные для другой стороны правоотношения. При этом другая сторона правоотношения не обладает властными полномочиями вообще или обладает ими, но их объём менее значителен.

Властность как суть метода финансово-правового регулирования имеет свои проявления, которые служат характеристиками этого метода. Метод властных предписаний может быть охарактеризован как императивный. Это означает, что субъекты финансового права не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, определять в известных пре-делах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности строго в соответствии с законами, подзаконными актами и т.д. Их права при этом вторичны, производны от обязанностей. Причем это касается как субъектов, издающих властные предписания, так и следующих им. Например, налогоплательщик не может договориться с налоговым орга-ном об уменьшении налоговой ставки, мер финансовой ответственности и т.д. 4

Характерным признаком финансово-правового метода является юридиче-ское неравенство субъектов финансового права. Юридическое неравенство имеет много моментов проявления на уровне правоспособности, содержания и структуры прав и обязанностей субъектов финансового права. Однако в це-лом указанный признак метода финансово-правового регулирования прояв-ляется в том, что одни субъекты обладают юридически-властными полномо-чиями в отношении других субъектов, а последние - нет. В частности, это имеет место в силу того, что в финансовом правоотношении стороны реали-зуют не однопорядковую, а разную правоспособность. Государство или уполномоченный орган реализуют в финансовом правоотношении свою ком-петенцию, что дает им властные способности. Другая же сторона финансово-го правоотношения реализует правоспособность иного рода: правоспособ-ность физического, юридического лица, что не дает ей властных способно-стей, либо она реализует свою компетенцию, которая по содержанию направ-лена, производна, подчинена реализации компетенции властной стороны фи-нансового правоотношения. Между тем важнейшим проявлением равенства как гражданско-правового метода регулирования общественных отношений является как раз то, что стороны имеют однотипную правоспособность.

Метод властных предписаний как метод финансово-правового регулиро-вания используется наряду с методами рекомендаций и согласования. Метод рекомендаций используется главным образом между представительными органами власти РФ и ее субъектами, Правительством РФ. Примеры исполь-зования этого метода очень часто встречаются в федеральном законе о фе-деральном бюджете на финансовый год и плановый период. Метод согласо-вания используется для решения вопросов, возникающих в сфере финансо-вой деятельности государства, между органами, осуществляющими эту дея-тельность, а иногда - между сторонами, заключившими финансово-право-вой договор. Например: «Действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда» (п. 7 ст. 68 НК РФ).

Однако метод «власти и подчинения», применяемый финансовым пра-вом, отличается от аналогичного метода, используемого другими отраслями публичного права, в частности административным правом. Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от фи-нансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости 5 .

Финансовое право как отрасль юридической науки

Существование и развитие финансового права, как отрасли российского права, обусловило возникновение и развитие науки финансового права, представляющей собой учение о финансовом праве, т.е. систему знаний, имеющую достаточную степень единства и обобщенности.

Наука финансового права существует и развивается главным образом за счет научных исследований ученых юристов-финансоведов. Определенный вклад в эту науку вносят представители конституционного, административ-ного и других отраслей права.

Финансовое право как отрасль юридической науки является обществен-ной наукой. Она изучает реальные общественные процессы, связанные с формированием, перераспределением и использованием государством и му-ниципальными образованиями денежных средств. Этим наука финансового права отличается от естественных наук, а также от других юридических наук.

В последние годы наука финансового права стала активно развиваться. Это обусловлено тем, что только в условиях движения страны по пути ры-ночной экономики может быть в полной мере раскрыт потенциал финансо-во-правового регулирования. В результате возникает потребность в позна-нии механизмов финансово-правового регулирования, а именно в разработке юридической техники применительно к налогообложению, в определении принципиально новых финансово-правовых категорий и т.д. Наука финан-сового права, будучи социально обусловленной, стремится не только отве-чать на текущие запросы юридической практики, но и разрабатывать фун-даментальные проблемы финансового права, имеющие долгосрочное значе-ние для решения многих практических задач 6 .

Наука финансового права имеет свой предмет, т.е. тот круг явлений, процессов и т.д., которые она исследует. Предметом науки финансового права является финансовое право как отрасль российского права.

Предметом науки финансового права являются общественные отноше-ния, которые возникают в процессе финансовой деятельности, в том числе в процессе функционирования и развития финансовой системы России. Таким образом, наука финансового права исследует закономерности и тенден-ции развития этого права как составной части российского права.

В предмете науки финансового права можно выделить следующие со-ставляющие (части):

Финансово-правовые категории;

Нормы финансового права (причем как действующие, так и отменённые);

Принципы финансового права и финансовой системы;

Методы финансового права;

Источники финансового права;

Анализ правоприменительной и правотворческой (законодательная) практики;

Историю развития финансовой деятельности в России и ее нормативно-правового регулирования;

Вопросы унификации, например финансового и гражданского, финан-сового и таможенного, финансового и административного законодательства;

Наука финансового права является публично-правовой. Публично-прав-овой характер науки финансового права проявляется в том, что она исследу-ет явления и процессы, затрагивающие не индивидуальные, а общественные, коллективные интересы, т.е. интересы высокой социальной значимости.

Финансово-правовые концепции - это выработанные наукой финансового права абстрактные, обобщенные идеи по проблемам финансового права. Финансово-правовые концепции в науке российского финансового права сейчас только формируются, это связано с осмыслением регулятивного по-тенциала финансового права как отрасли права, обслуживающей экономиче-ские отношения рыночного типа. Основные из них - концепция бюджетно-го, налогового федерализма, вырабатываемая сегодня науками финансового, конституционного права и политологией; концепция налогового обязатель-ства как обязательственного правоотношения, концепция финансово-правовой ответственности и др.

Финансово-правовые категории - это выработанные наукой финансового права понятия, выражающие наиболее существенные свойства юридической деятельности в области государственных финансов. К ним относятся: фи-нансовая деятельность государства и муниципальных образований, финан-совое правоотношение, метод финансово-правового регулирования, бюджетно-процессуальное производство и т.д. В настоящее время (2008) идет активный процесс разработки новых финансово-правовых категорий, это связано с усложнением механизма финансовой деятельности государства и муниципальных образований 8 .

Финансово-правовые принципы - это выработанные наукой финансового права (с опорой на экономическую науку) начала, на которых должна стро-иться юридическая деятельность в сфере государственных и муниципальных финансов. В частности, к ним относятся принципы налоговой справедливо-сти, антидискриминационного характера налогов и сборов, экономического обоснования налогов и сборов и т.д. (ст. 3 НК РФ).

Таким образом, наука финансового права - это отраслевая, обществен-ная, публично-правовая наука, имеющая своим предметом изучение финан-сового права как отрасли права и представляющая собой систему знаний в виде финансово-правовых концепций, категорий, принципов; правил юриди-ческой техники в сфере государственных финансов; научных прогнозов и предложений по совершенствованию правотворческой и правопримени-тельной деятельности.

Методология науки финансового права - это те принципы, а также мето-ды исследования, которые используются в науке для познания ее предмета и получения научного результата.

Методологическими являются следующие принципы науки финансового права: объективность, познаваемость, детерминизм, развитие, историзм, единство теории и практики.

Принцип объективности означает, что сведения, полученные наукой фи-нансового права, отражают действительные связи, свойства и т.д., сущест-вующие в данной отрасли права.

Принцип познаваемости свидетельствует, что финансово-правовые нор-мы, финансово-правовые отношения, закономерности развития финансового права как отрасли права поддаются исследованию. Безусловно, по мере уг-лубления научных разработок возникают все новые и новые научные про-блемы. Однако на каждом относительно коротком этапе своего развития наука финансового права обеспечивает достижение объективной истины, гарантирующей решение практических задач на данном этапе.

Принцип детерминизма проявляется во всеобщей взаимосвязи и взаимо-обусловленности финансово-правовых норм и финансово-правовых инсти-тутов. А поэтому изменение тех или иных финансово-правовых норм под влиянием общественных потребностей, естественно, приводит к изменению других финансово-правовых норм, а также к развитию старых и появлению новых финансово-правовых институтов, что в итоге обусловлено общест-венными потребностями на определенном этапе развития.

Принцип развития означает, что в науке финансового права все находит-ся в постоянном движении. Появляются новые финансово-правовые кон-цепции, категории, меняется содержание прежних и т.д. У науки финансово-го права появляются новые задачи, расширяется набор научных методов ис-следования и пр. Вместе с тем принцип развития означает, что исследование наукой финансового права тех или иных проблем финансово-правового ре-гулирования должно осуществляться динамично, т.е. с позиций становления и движения изучаемого объекта, вскрытия его противоречивых сторон и др.

Принцип историзма означает, что наука финансового права должна изу-чать те или иные проблемы в тесной связи с конкретной исторической об-становкой, т.е. с учетом истории развития каждой проблемы, путей ее раз-решения на различных исторических этапах и т.д.

Принцип единства теории и практики означает, что проблемы, исследуе-мые наукой финансового права в тот или иной период, - социально заказаны, т.е. эти исследования не могут носить характер схоластического теоретизиро-вания, а должны быть обусловлены потребностями практики. Выводы тео-рии, полученные при исследовании, проверяются практикой. Те теории, ко-торые отвечают социальным потребностям, используются практикой.

Методы науки финансового права - это определенные приемы (способы), с помощью которых обеспечивается исследование предмета финансового права. Среди них - формально-догматический; сравнительного правоведе-ния; конкретно-социологического исследования; сравнительно-историчес-кий; метод обращения к другим наукам; метод живого познания.

Формально-догматический - это основной метод, используемый как нау-кой финансового права, так и другими юридическими науками. Суть его со-стоит в логическом осмыслении всех тех явлений, которые составляют предмет науки финансового права. В частности, проявлениями этого метода является описание, классификация, толкование и т.д. финансово-правовых норм и отношений.

Метод сравнительного правоведения заключается в осмысление многих финансово-правовых категорий, а также создание моделей нового финансо-вого законодательства на основе сравнений с практикой законотворчества и теоретическими конструкциями, выработанными зарубежной финансово-правовой наукой.

Метод обращения к другим наукам всегда весьма широко использовался наукой финансового права. Метод обращения к другим наукам проявляется, во-первых, в том, что наука финансового права в свой категориальный аппа-рат включает не только финансово-правовые категории, но и категории, вы-работанные другими науками. Среди них такие категории, как «финансы», «финансовая система», которые хотя и выработаны финансовой наукой, од-нако используются и наукой финансового права при исследовании её пред-мета. Во-вторых, наука финансового права обращается к другим наукам в целях поиска аналогий решения тех или иных научных задач.

Сущность сравнительно-исторического метода состоит в анализе истори-ческого развития того или иного финансово-правового института финансо-во-правовой теории и т.д. Он дает возможность глубже понять причины со-временного содержания того или иного финансово-правового явления, по-зволяет заимствовать из прошлого механизмы решения финансово-правовых проблем, предупреждает неэффективность решения и т.д. 9

Финансовое право как учебная дисциплина

Финансовое право как учебная дисциплина представляет собой учебный курс (учебный предмет), изучаемый в высших образовательных учреждени-ях юридического профиля. «Учебный предмет (учебная дисциплина) - это система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки... для изучения в учебном заведении» 10 . С помощью этой учебной дис-циплины будущие специалисты (студенты соответствующих образователь-ных учреждений) получают необходимые знания о закономерностях функ-ционирования финансового механизма в государстве и порядке его правово-го регулирования.

Наука финансового права, помимо всего, включает в себя соответствую-щие, еще не доказанные теоретические гипотезы, предположения, многие из которых могут оказаться ошибочными. Естественно, в учебном процессе они либо не используются, или только упоминаются. Кроме того, в учебном курсе не освещаются устаревшие и оказавшиеся за пределами законодатель-ства и правоприменительной практики положения.

Финансовое право изучается студентами юридических, финансовых (экономических), государственно-управленческих специальностей. В по-следние годы в юридических образовательных учреждениях в качестве са-мостоятельных курсов и других дисциплин финансово-правового цикла на-чалось изучение валютного, банковского, бюджетного и налогового права 11 .

1 Рябцев А.В. Финансовое право: учеб. пособие. – Хабаровск: изд-во ДВГУПС, 2008. – С.17.

2 Рябцев А.В. Финансовое право: учеб. пособие. – Хабаровск: изд-во ДВГУПС, 2008. – С.18.

3 Карасёва М.В. Финансовое право: учебник - М.: Юрист, 2002. - С. 36-40.

4 Рябцев А.В. Финансовое право: учеб. пособие. – Хабаровск: изд-во ДВГУПС, 2008. – С.19.

5Рябцев А.В. Финансовое право: учеб. пособие. – Хабаровск: изд-во ДВГУПС, 2008. – С.20.

6 Карасёва М.В. Финансовое право: учебник - М.: Юрист, 2002. - С. 60-66.

7 Парыгина В.А., Тедеев А.А. Финансовое право: учебник - М. : Изд-во Эксмо, 2006. - С. 28-29.

8 Рябцев А.В. Финансовое право: учеб. пособие. – Хабаровск: изд-во ДВГУПС, 2008. – С.22.

9 Карасёва М.В. Финансовое право: учебник - М: Юрист, 2002. - С. 64-68.

10 Большой энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохорова. - М. - СПб. : БРЭ; Норинт, 1998.-С. 1259.

11 Парыгина В.А. Тедеев А.А. Финансовое право: учебник - М. : Изд-во Эксмо, 2006. - С. 29.

Понятие финансового права

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов () государства и , необходимых для реализации их задач.

Предмет и метод финансового права

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Итак, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Финансовое законодательство - Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

Финансовое право как наука и учебная дисциплина

Понятие «финансовое право» может употребляться в двух аспектах — как отрасль российского права и как отрасль правоведения.

Финансовое право, являясь отраслью российского , регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права — это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.

Понятие, предмет и метод финансового права

Функционирование финансовой системы, реализуемое в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, обусловливает возникновение соответствующих финансовых отношений, которые подлежат четкому правовому регулированию: определению прав и обязанностей участвующих в них субъектов, а также их ответственности в случае нарушения установленного порядка. Таким образом, финансовое право — одна из основных отраслей российского права, и все они базируются на нормах Конституции РФ.

Область финансов и отдельные се стороны затрагиваются нормами и других отраслей права. Однако именно эта область входит в сферу финансового права в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что сферой финансового права охватываются государственные и муниципальные финансы, что обусловлено публичным характером тех и других. Однако она затрагивает и другие составные части финансовой системы -- финансы предприятий и иных организаций, основанных на негосударственной или немуниципальной (частной) форме собственности (например, в случае регулирования отношений, связанных с аккумуляцией средств, поступающих от негосударственных предприятий (к примеру, налогов) в денежные фонды государства и муниципальных образований, а также с их использованием). Под воздействием финансового права находится и функционирование негосударственных социальных фондов и финансовых ресурсов, имеющих публичный характер (в частности, в сфере страхового и банковского дела). По этому вопросу французский ученый П. М. Годме отметил: «Нив коем случае не следует забывать о фундаментальном различии и динамике между государственными и частными финансами. Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики... Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти». Все эти отношения в разной степени связаны с финансовой деятельностью государства и муниципальных образований.

В процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, помимо финансовых, возникают и другие отношения, которые не относятся к предмету регулирования финансового права: трудовые, гражданские, административные и иные, подконтрольные соответствующим отраслям права. Отрасль финансового права, соприкасаясь с ними, распространяет свои нормы лишь на финансовые отношения.

Итак, финансовое право — отрасль российского права, нормы которого регулируют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по образованию (формированию), распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, а также иных финансовых ресурсов публичного характера, используемых для реализации соответствующих задач.

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Российской

Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления. На основе этих исходных норм оно регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления. Данные отношения и составляют предмет финансового права.

Следовательно, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач публичного характера.

По своему содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения, с разными сторонами жизни общества и государства. Столь же широк и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, последние — с муниципальными образованиями, органы государственной власти и местного самоуправления — с организациями и физическими лицами, государственные органы всех видов и уровней взаимодействуют с органами местного самоуправления, в том числе с финансовыми и кредитными в соответствии со своей компетенцией в области финансов.

Однако не всегда специалисты по финансовому праву включают в его предмет отношения, связанные с функционированием области муниципальных финансов, ограничиваясь упоминанием лишь сферы государственных финансов и финансовой деятельности государства. Вместе с тем, рассматривая содержание конкретных финансово-правовых институтов, они отражают в них и муниципальные финансы, и финансовую деятельность органов местного самоуправления (например, бюджетные права муниципальных образований или органов местного самоуправления), т. е. фактически не отрицают принадлежность упомянутых категорий к отрасли финансового права.

Существует и противоположное мнение, согласно которому в предмет финансового права не входят отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности органов местного самоуправления (формирования и исполнения местных бюджетов, установления и взимания местных налогов и сборов и т. п.), поскольку эти органы не относятся к системе органов государственной власти.

Связь финансового права именно с государственными финансами подчеркивалась и в русской дореволюционной литературе. Вместе с тем обращалось внимание на то, что к сфере финансового права следует относить и соответствующую деятельность земств, т. е. органов местного самоуправления.

Представители современной зарубежной науки также высказывают суждения о взаимосвязи финансового права с государственными финансами. Французский ученый П. М. Годме, в частности, пишет: «Финансовое право — отрасль публичного права, предметом которой являются нормы, регулирующие государственные финансы».

Таким образом, сформулированные в настоящем учебнике определения предмета и понятия финансового права увязаны не только с государственными, но и с муниципальными финансами, кроме того, учитывается их классификация на централизованные и децентрализованные.

Исключение отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности муниципальных образований (органов местного самоуправления), противоречило бы принципу единства финансовой системы и конституционному требованию о проведении в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Объединяет эти отношения с отношениями, возникающими в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, публичный характер тех и других.

В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы:

  • между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и административно-территориальными единицами (в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти), возникающие в связи с распределением между ними финансовых ресурсов страны;
  • между финансовыми органами государства и органами местного самоуправления, с одной стороны, и физическими лицами — с другой, в связи с выполнением последними обязанностей перед государством и муниципальными образованиями по внесению платежей в государственные и муниципальные денежные фонды (в бюджет, внебюджетные государственные фонды);
  • между финансовыми и налоговыми органами государства и органами местного самоуправления, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями по внесению платежей в государственные и муниципальные денежные фонды, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;
  • между финансово-кредитными органами разных уровней и правового статуса в связи с их деятельностью по образованию, распределению и использованию соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);
  • между государственными и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами — с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях экономики и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;
  • между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением иных публичных страховых и кредитных фондов и ресурсов;
  • между участниками финансового рынка и компетентными органами в связи с осуществлением государственного регулирования в этой сфере;
  • между компетентными органами государственной власти и местного самоуправления в связи с деятельностью по финансовому контролю, учету и отчетности.

Данная классификация проведена по субъектному составу отношений. Возможна классификация и по другим критериям, например по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т. д. Разнообразие подходов к рассмотрению финансовых отношений углубляет представление о предмете финансового права.

Классификация финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее основное содержание - направленность на образование (аккумулирование), распределение и использование государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и под непосредственным руководством государства и (в рамках законодательства) органов местного самоуправления.

Следует иметь в виду, что финансовая деятельность государства и муниципальных образований тесно связана с осуществляемыми государством в определенных сферах функциями по ценообразованию и установлению тарифов (на электроэнергию, газ, нефть и т. п.). Эти функции, будучи необходимым элементом механизма государственного регулирования экономики страны, непосредственно влияют на объем финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и муниципальных образований, а также отражаются на денежном выражении финансовых обязательств участников финансовых отношений. В связи с этим правовые нормы, касающиеся государственного регулирования цен и тарифов, также применимы к сфере финансового права.

Государство обеспечивает планомерность аккумуляции денежных средств и направление их согласно планам и программам в экономику, социальную сферу, обеспечение безопасности страны и на другие потребности общества. Оно должно организовывать указанную деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм.

В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, методы аккумуляции средств в государственные, муниципальные и другие денежные фонды публичного характера, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования государственных и муниципальных денежных средств; определяют источники формирования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений и т. п., закрепляя права и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан.

Важное значение имеет четкость правового регулирования финансовых отношений не только в целях обеспечения должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправления, но и в целях соблюдения интересов государства в целом, его территориальных подразделений, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений и в конечном счете обеспечения выполнения государством его функций, определенных Конституцией страны.

Предмет финансового права обусловил специфику метода регулирования , который свойствен данной отрасли права. Основной метод финансово-правового регулирования — императивный, т. е. метод властных предписаний со стороны уполномоченных органов государства и местного самоуправления в процессе производства, распределения и использования публичных денежных фондов (ресурсов) в адрес других участников финансовых отношений. Такой метод свойствен и ряду других отраслей права, например административному. Однако в финансовом праве он имеет специфику: конкретное денежное содержание и определенный круг органов, уполномоченных государством на властные действия.

По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т. п. Такой метод способствует полному и своевременному поступлению средств в распоряжение государства (муниципальных образований), их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными (муниципальными) планами и программами, соблюдению режима экономии.

При использовании государством или муниципальными образованиями для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т. п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Например, этим методом государство определяет условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.

Специфика основного метода финансового права отражается и на круге государственных органов , уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. В силу существующего распределения компетенции между государственными органами большая часть таких предписаний реализуется финансовыми органами государства, созданными специально для осуществления финансовой деятельности. Участники финансовых отношений, которым адресованы данные предписания (различные органы государственного управления, организации и т. д.), находятся во взаимосвязи с указанными органами и подчинены им лишь по линии функции финансовой деятельности. Они не зависят от этих органов по всем направлениям, как при отраслевом управлении по вертикали (министерство, с одной стороны, и подведомственные ему организации — с другой).

Однако это не означает, что финансово-правовое регулирование методом властных предписаний не распространяется на отношения вертикального соподчинения. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны вышестоящих инстанций. Но для финансово-правового регулирования наиболее характерно использование этого метода именно в функциональных взаимосвязях с финансово-кредитными органами.

Финансовому праву свойственны и иные способы регулирования - рекомендации, согласования, договоры и т. п. Так, в федеральном законодательстве содержатся рекомендации субъектам РФ о преобразовании их внебюджетных целевых фондов в бюджетные, устанавливаются некоторые налоги, правом введения которых наделены представительные органы государственной власти субъектов РФ. По вопросам общих принципов налогообложения согласно Конституции РФ должны быть рассмотрены предложения субъектов РФ в Федеральном Собрании. Финансовые органы вправе предоставлять предприятиям на условиях, установленных законодательством России, отсрочку и рассрочку платежа на основе соглашения между ними и т. д. Все эти способы находятся в том или ином сочетании с основным методом финансово-правового регулирования — методом властных предписаний.

Четкость правового регулирования финансовых отношений, которую призван обеспечить упомянутый метод, важна не только для осуществления должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправления, но и для соблюдения интересов государства, муниципальных образований, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в конечном счете — для выполнения государством его функций в целом.

Современное финансовое право Российской Федерации испытывает влияние новых социально-экономических и политических условий и развивается вместе с государством. В этом процессе можно отметить следующие наиболее существенные направления.

Во-первых, это изменения финансово-правовых норм, обусловленные переходом к рыночной экономике. Теперь эти нормы базируются на принципе равенства прав субъектов финансовых правоотношении независимо от формы собственности и соответственно их финансовых обязанностей перед государством и муниципальными образованиями, прав на защиту их законных интересов, на самостоятельность хозяйствующих субъектов и т. д. При этом защита названных прав нуждается в усилении.

Во-вторых, на новом, современном, этапе требуется усиление нацеленности финансово-правовых институтов на стимулирование эффективности экономики, активизацию решения социальных задач.

В-третьих, применение специфической финансово-правовой ответственности за правонарушения в области финансов. Речь идет об ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, предприятий и организаций, предпринимателей и других физических лиц (например, при неуплате налогов). Данное направление также нуждается в усовершенствовании.

В-четвертых, финансово-правовое регулирование нуждается в большем разнообразии методов финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, поскольку в них все еще преобладает фискальная сторона (развитая система налогов и сборов для привлечения средств в казну при недостаточном участии социальной сферы в использовании финансовых ресурсов).

В-пятых, финансовое право отражает развитие в России федеративных отношении и местного самоуправления. Эти процессы сочетаются с мерами по укреплению вертикали власти, которое рассматривается как условие обеспечения в соответствии с Конституцией РФ (ст. 71, 114) единой финансовой политики в стране.

Вместе с тем требуется усиление внимания к местному самоуправлению в сфере финансовых правоотношений.

В-шестых, финансово-правовые нормы, закрепляющие полномочия государственных органов в области финансов, отражают конституционный принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ). Уточнение компетенции государственных органов (включая финансовые), их структуры и системы было целью административной реформы, предпринятой на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. на 22 июня 2010 г., № 773)".

Отмеченные направления в развитии финансового права Российской Федерации во многих случаях представляют лишь наметившиеся тенденции, которые требуют своего углубления. Важно, чтобы это развитие в целом соответствовало нормам международного права, положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и способствовало созданию финансовой основы для их реализации, утверждению прав и свобод человека, защите чести и достоинства как высшей ценности общества и государства.

<*> Ivlieva M.F. Financial law as a science and as an educational discipline in Moscow State University.

Ивлиева М.Ф., заведующая кафедрой финансового права МГУ им. М.В. Ломоносова, доцент, кандидат юридических наук.

Настоящая статья посвящена истории развития науки финансового права и истории преподавания одноименной дисциплины в МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор рассматривает основные этапы преподавания дисциплины, которая в дореволюционной России фактически представляла собой комплексную учебную дисциплину, включавшую элементы политэкономии, науки о финансах, экономической политики. В конце 20-х годов прошлого века происходит процесс формирования науки советского финансового права, процесс конструирования учебной дисциплины под этим названием. Автор показывает, что советские ученые, преподававшие финансовое право в МГУ, разделяли вывод о том, что финансовое право как самостоятельная отрасль права возникло одновременно с конституционным и административным правом, а не выделилось из этих отраслей. В заключение указывается, что новым качественным этапом в развитии науки финансового права стало воссоздание одноименной кафедры в 2006 г.

Ключевые слова: наука финансового права, учебная дисциплина "Финансовое право", финансовая деятельность публичных образований, публичные финансы, комплексная учебная дисциплина, финансовое хозяйство, наука о финансах, советское бюджетное право, естественное право, этатизм.

The present article deals with the history of development of science of financial law and history of teaching of the so named discipline in Moscow State University n.a. M.V. Lomonosov. The author considers teaching of a discipline which in pre-revolutionary Russia was a complex educational discipline and included the elements of political economy, science on finances, economic policy. At the end of 1920-s the process of formation of the science of Soviet financial law and process of construction of educational discipline of financial law began. The author shows that Soviet scientists, who taught financial law in Moscow State University, shared the conclusion that financial law as an independent branch of law appeared concurrently with constitutional and administrative laws, and was not a part of these branches. At the end the author notes that reconstruction of the so named chair in 2006 was a new quality stage in development of science of financial law.

Key words: science of financial law, educational discipline "Financial law", financial activity of public formations, public finances, complex educational discipline, financial economy, science of finances, Soviet budget law, natural law, statism.

Существование и развитие финансового права как отрасли права обусловило возникновение и развитие одноименной правовой науки. Наука финансового права изучает и объясняет нормы, которыми регулируется финансовая деятельность публичных образований, а также правоотношения, возникающие между государством, муниципальными образованиями, организациями и гражданами по поводу публичных финансов.

Наука финансового права оказывает свое влияние не только на развитие финансового законодательства, но и на финансово-правовые отношения. К.Т. Эеберг в этом отношении подчеркивал, что "наука и практическая жизнь должны дополнять друг друга; было бы заблуждением думать, что одна может обходиться без другой... Задача практики состоит в применении общих принципов, признанных за верные, к конкретным случаям и в указании теории пределов возможного и достижимого" <1>.

<1> Эеберг К.Т. Курс финансовой науки. СПб., 1913. С. 12.

Дореволюционный период

Характеризуя развитие науки финансового права на дореволюционном юридическом факультете (в то время отделении нравственных и политических наук) Московского университета, необходимо подчеркнуть два момента.

Не было единства в наименовании этой дисциплины - в разные годы в учебных планах и специальных работах встречались термины: "законы о государственных повинностях и финансах", "основы финансовой науки", "теории финансов", "основные начала финансовой науки", "финансовое право", "конспект лекций по русскому финансовому праву", "очерки науки финансового права" и др.

Финансовое право, преподававшееся в дореволюционной России, фактически представляло собой комплексную учебную дисциплину, включавшую элементы политэкономии, науки о финансах, экономической политики.

В июле 1835 г. после утверждения Общего устава императорских российских университетов на факультете (отделении) была создана кафедра "Законы о государственных повинностях и финансах". В том же году декан отделения нравственных и политических наук профессор Н.С. Васильев впервые начал читать лекционный курс "Законы о государственных повинностях и финансах". Он стоял на либеральных позициях, провозглашая некоторые передовые для своего времени идеи. В частности, в своих лекциях он говорил о необходимости обязательного для всех сословий налогового обложения <2>. Лекции читались на 4-м курсе по четыре часа в неделю. Дисциплина "Законы о государственных повинностях и финансах" преподавалась до 1863 г. (Н.С. Васильев, А.И. Чивилев, Ф.Б. Мильгаузен - с 1872 по 1877 г. декан юридического факультета). Первоначально лекции читались по собственным конспектам с использованием трудов зарубежных, в первую очередь немецких, ученых (Якоба, Мальхуса, Рау) <3>. В 1841 г. был опубликован учебник И.Я. Горлова "Теория финансов", долгое время являвшийся для русской университетской молодежи главным пособием при изучении финансов <4>.

<2> Московскому университету - 225 лет. М., 1979. С. 37.
<3> Рау К. Основные начала финансовой науки: Учебник (издан в 1832 г., переведен на русский язык в 1867 - 1868 гг.).
<4> См. об этом: Иловайский С.И. Учебник финансового права. Одесса, 1912. С. 38.

Финансовая наука в рассматриваемый период, во многих странах еще не выделенная на степень самостоятельной отрасли знания и трактуемая как часть науки о народном хозяйстве или политической экономии, разделяла в России судьбу этой последней, т.е. представляла малое число оригинальных трудов, особенно по теории, и в большинстве сочинений повторяла лишь иностранные образцы, в форме переводов или компиляций.

В соответствии с новым университетским уставом, утвержденным 18 июля 1863 г., на юридическом факультете была впервые образована кафедра финансового права (теория финансов, русское финансовое право). Однако было бы неправильно делать вывод о том, что с этого момента существенно изменились характер и содержание читаемых лекций. Они по-прежнему более походили на экономическую дисциплину "Наука о финансах", чем на финансовое право в современном представлении. Да и специальных работ по финансовому праву до начала 80-х годов XIX в. практически не было. Слушатели все еще пользовались работами И.Я. Горлова, К. Рау, а также литографированными изданиями лекций профессоров университетов (например, курс лекций Ф.Б. Мильгаузена).

С начала 80-х годов XIX в. выходит в свет целая серия оригинальных исследований, посвященных финансовой науке и финансовому праву, подготовленных профессорами университетов и других высших учебных заведений России.

"Финансовое право" профессора Санкт-Петербургского университета (1-е издание в 1882 г.) В.А. Лебедева, по отзывам современников, могло "быть поставлено рядом с лучшими иностранными финансовыми учебниками" <5>. В 1883 г. появился "Очерк науки финансового права" профессора Ярославского лицея И.Т. Тарасова. В 1885 г. вышло посмертное издание курса финансового права профессора И. Патлаевского (Новороссийский университет в Одессе). Вслед за этим в 1887 г. издан курс финансового права профессора Казанского университета Д. Львова. В 1888 г. опубликовано "Финансовое право" профессора Военно-юридической академии В. Ярецкого <6>. В конце 80-х годов появился сначала под названием конспекта, а позднее учебника курс финансового права профессора Новороссийского университета С.И. Иловайского (4-е издание в 1904 г., а 5-е, посмертное, - в 1912 г.).

<5> Там же. С. 38.
<6> Там же. С. 39.

В 1879 - 1880 гг. на множительном аппарате было отпечатано "Финансовое право по лекциям Ивана Ивановича Янжула". В 1890 г. вышли основные начала финансовой науки профессора Московского университета И.И. Янжула, содержавшие лишь один раздел - "Учение о государственных доходах". Член-корреспондент по разряду историко-политических наук историко-филологического отделения с 4 декабря 1893 г., ординарный академик по историко-филологическому отделению (политическая экономия и наука о финансах), с 4 марта 1895 г. И.И. Янжул - сторонник историко-этической школы, приверженец государственного социализма, широкого вмешательства государства в экономическую жизнь. Едва ли есть вопрос из прикладной политической экономии, который бы не был затронут Янжулом в его многочисленных научных или публицистических работах. Некоторое время Янжул читал в университете полицейское право, и этот курс его отличался теми же достоинствами, что и курс финансового права. Крупным этапом в развитии финансовой науки и частично финансового права явилось издание в 1905 г. фундаментального исследования профессора Московского университета И.Х. Озерова под названием "Основы финансовой науки". Книга была написана на основе курса лекций, прочитанного для слушателей Московского университета. Первое издание было осуществлено Обществом взаимопомощи студентов-юристов Московского университета. Издание состояло из выпуска первого "Учение об обыкновенных доходах" и выпуска второго "Бюджет. - Формы взимания. - Местные финансы. - Государственный кредит". На титульном листе и обложке второго выпуска (1905 г.) стояло заглавие "Финансовое право".

Выход этого учебника, в котором говорилось о финансах как о самостоятельной науке, стал важным событием научной, педагогической и общественной жизни. Учебник был основан на лекциях и стал настолько популярным среди студентов и преподавателей, что в 1908 г. вышло 2-е издание учебника, значительно расширенное и дополненное, а в целом до 1917 г. учебник был переиздан пять раз, каждый раз дополняясь <7>.

<7> См.: Бесчеревных В.В. Очерки истории развития науки финансового права в МГУ // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1985. N 2.

Раскрывая содержание финансовой науки, И.Х. Озеров подчеркивал, что она "изучает финансовое хозяйство, т.е. совокупность отношений, которые возникают на почве добывания союзами публичного характера материальных средств". В состав "финансового хозяйства" он не включал отношения, которые возникали в процессе расходования собранных средств, считая, что они "составляют предмет науки об управлении".

Финансовую науку И.Х. Озеров считал сложной, комплексной дисциплиной, которая "принадлежит к циклу экономических наук одной стороной, другой - к правовым" <8>. Отсюда можно было сделать вывод о том, что правовые нормы, регулирующие отношения, которые возникают в процессе собирания государством необходимых ему денег, так же как и сами отношения, являются предметом финансовой науки. Вместе с тем автор неоднократно употребляет термин "финансовое право", подразумевая под ним совокупность норм, закрепляющих организацию финансового хозяйства. "Эта организация, - писал И.Х. Озеров, - закрепляется в нормах, и мы имеем финансовое право". К сожалению, дальше этой самой общей констатации автор не пошел, и его содержательный труд в целом все-таки носил характер экономического исследования <9>.

<8> Данную оценку дает трудам И.Х. Озерова В.В. Бесчеревных. См.: Бесчеревных В.В. Очерки истории развития науки финансового права в МГУ // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1985. N 2.
<9> См.: Бесчеревных В.В. Очерки истории развития науки финансового права в МГУ // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1985. N 2.

В 1909 г. в Москве вышли "Основы финансовой науки и политики" А.А. Никитского, который в первые годы после Октябрьской революции работал на кафедре "Наука о финансах" экономического отделения факультета общественных наук (ФОН) и читал спецкурс "Бюджет, бюджетное право и бюджетная политика". Примерно в это же время работал внештатным профессором этой кафедры и И.Х. Озеров.

Подводя итог обзору развития финансовой правовой науки на юридическом факультете Московского университета до революции, следует еще раз подчеркнуть, что речь шла не о развитии правовой науки - финансового права, а о развитии экономической дисциплины - науки о финансах, крупнейшими представителями которой были академик И.И. Янжул и профессор И.Х. Озеров.

Послереволюционный период

В 1917/18 учебном году на юридическом факультете фактически еще сохранялся дореволюционный уклад, что являлось следствием в первую очередь преобладания старой профессуры и студенчества из так называемых "нетрудовых слоев".

Постановлением Наркомпроса РСФСР от 23 декабря 1918 г. юридические факультеты российских университетов были упразднены "ввиду совершенной устарелости учебных планов... полного несоответствия этих планов требованиям научной методологии" <10>.

<10> Сборник декретов и постановлений Рабоче-крестьянского правительства по народному образованию. М., 1920. Вып. 2. С. 16.

В соответствии с Постановлением Наркомпроса РСФСР от 3 марта 1919 г. в Московском университете 12 мая 1919 г. был открыт факультет общественных наук (ФОН), состоящий из трех отделений: политико-юридического, экономического, исторического.

Политико-юридическое отделение в 1921 г. было преобразовано в правовое отделение с судебным и административным циклами <11>. В составе экономического отделения функционировал финансово-административный цикл. С 1919/20 по 1923/24 учебный год финансовое право на правовом отделении не преподавалось. В этот период читались лекции и велись семинарские занятия по учебной дисциплине, которая именовалась "Наука о финансах". Кафедра под таким наименованием являлась структурным подразделением экономического отделения (П.П. Гензель, Д.П. Боголепов, А.А. Никитский). Финансовое право слушали лишь студенты 2-го курса экономического отделения. Для финансово-административного цикла этого отделения читался также ряд спецкурсов, непосредственно примыкающих к финансовому праву и науке о финансах: "Местные финансы" (П.П. Гензель), "Финансы иностранных государств" (В.В. Лазовский), "Налоговая политика" (Н.Н. Любимов), "Бюджет, бюджетное право и бюджетная политика" (А.А. Никитский) и др. <12>.

<11> СУ РСФСР. 1921. N 19. Ст. 119.
<12> Архив МГУ. Ф. 16. Оп. 1. Ед. хр. 8, 23, 59, 64, 67, 89.

Постановлением СНК РСФСР от 9 июля 1924 г. ФОН был реорганизован в факультет советского права, который состоял из нескольких отделений (циклов): судебное (позднее судебно-прокурорское); хозяйственно-правовое (экономическо-правовое); государственно-административное (позднее отделение советского строительства); международное. С 1925/26 учебного года и по 1929/30 учебный год финансовое право читалось на 2-м курсе по два часа в неделю для всех отделений, кроме международного. В последующем финансовое право преподавалось либо на старших курсах (3 - 4-м), либо не читалось вообще <13>.

<13> Архив МГУ. Ф. 17. Оп. 1. Ед. хр. 3, 14.

На государственно-административном отделении в эти годы, кроме финансового права, читался курс лекций по бюджетному праву (3 - 4-й курсы), а также проводились занятия по дисциплине, которая носила название "Местное хозяйство и бюджет". В 1929/30 учебном году эта дисциплина называлась "Местные финансы" <14>. На хозяйственно-правовом отделении велись семинарские занятия по финансовому праву (3-й курс), читался спецкурс и проводились семинары по теме "Денежное обращение и кредит". В учебном плане факультета советского права на 1930/31 учебный год финансовое право отсутствовало. И лишь на отделении советского строительства читался спецкурс "Учение о государственном бюджете и местных финансах" <15>.

<14> Там же. Ед. хр. 247.
<15> Там же. Ф. 1. Оп. 10. Ед. хр. 7.

Наиболее крупной работой этого времени был учебник по административно-финансовому праву, написанный профессором МГУ М.Д. Загряцковым (М., 1928). Таким образом, в рассматриваемый период происходил процесс формирования науки советского финансового права, процесс конструирования учебной дисциплины под этим названием. В силу ряда причин, в том числе и отсутствия с 1931 по 1942 г. в составе МГУ юридического факультета, развитие науки финансового права сильно отставало от развития этой отрасли советского права. Практически лишь в начале 40-х годов началась теоретическая разработка вопроса о финансовом праве как самостоятельной отрасли права. Именно в это время появляются статья Е.А. Ровинского "Предмет советского финансового права", тезисы Института права Академии наук СССР о системе советского социалистического права, а также первая программа и учебник по финансовому праву для высших юридических учебных заведений <16>.

<16> См.: Ровинский Е.А. Предмет и система советского финансового права // Советское государство и право. 1940. N 3. С. 22 - 24; Система советского социалистического права (тезисы). М., 1941; Программа по советскому финансовому праву. М., 1940; Финансовое право. М., 1940.

Таким образом, наука финансового права начала серьезно развиваться в предвоенные годы, т.е. позже других советских правовых наук, и, возможно, именно в связи с этим и был сделан вывод о том, что до какого-то периода времени советского финансового права как самостоятельной отрасли не существовало <17>.

<17> Халфина Р.О. К вопросу о предмете и системе советского финансового права // Вопросы советского административного и финансового права. М., 1952. С. 195.

В послевоенный период существенный вклад в развитие науки советского финансового права внесли ученые юридического факультета МГУ, восстановленного в 1942 г.

В 40-е годы лекции по финансовому праву на юридическом факультете читали преподаватели-совместители (доцент М.А. Гурвич и профессор Г.И. Болдырев). Занятия велись на 3-м курсе (5-й семестр), объем лекций - 44 часа; завершалось изучение курса сдачей экзамена <18>. В 1946 г. профессор Г.И. Болдырев подготовил для факультета программу по курсу "Финансовое право СССР и иностранных государств", которая была утверждена проректором МГУ профессором В.И. Спицыным <19>.

<18> Архив МГУ. Ф. 1. Оп. 10. Ед. хр. 815, 816, 875.
<19> Там же. Ед. хр. 915.

В 1946 г. авторский коллектив под руководством заслуженного деятеля науки, доктора экономических наук, профессора Н.Н. Ровинского издал учебник "Финансовое право" <20>. Несмотря на отдельные недостатки, обусловленные прежде всего тем, что учебник был написан не юристами, а представителями экономических наук, он сыграл свою положительную роль и явился важной вехой на пути развития науки советского финансового права.

<20> Юридическое издательство Министерства юстиции СССР. М., 1946.

Шестого августа 1947 г. Министерство высшего образования СССР утвердило программу по финансовому праву для высших юридических учебных заведений (автор - профессор Г.И. Болдырев, ответственный редактор - профессор Н.Н. Ровинский). В целом структура программы 1947 г. соответствовала структуре учебника 1946 г. В отличие от действующих в настоящее время программ и учебников, глава о финансовом контроле была помещена в самом конце программы <21>. С 1948 по 1958 г. действовали программы, автором которых был доцент М.А. Гурвич. С 1950 по 1953 г. лекции по финансовому праву на юридическом факультете читал профессор Н.Н. Ровинский.

<21> Архив МГУ. Ф. 1. Оп. 10. Ед. хр. 965, 966.

После слияния Московского юридического института с юридическим факультетом МГУ (июль 1954 г.) на последнем была впервые в истории МГУ образована кафедра административного и финансового права. В ее состав вошли и представители науки советского финансового права - кандидат юридических наук В.В. Бесчеревных, доцент М.А. Гурвич, кандидат юридических наук С.Д. Цыпкин.

В конце 1954 г. вышел в свет учебник по советскому финансовому праву, написанный доцентом М.А. Гурвичем <22>. Этот учебник делал известный шаг вперед, по сравнению с учебником 1946 г., в сторону юридизации освещаемых вопросов. В 1955 г. Государственным издательством юридической литературы была издана работа С.Д. Цыпкина "Правовое регулирование налоговых отношений в СССР". В этой работе, написанной и изданной более сорока лет назад, С.Д. Цыпкин первым в советской финансово-правовой науке предложил правовое определение объекта налогообложения как основного элемента налогообложения. Он отмечал: "В каждом законе о налоге, кроме указания на то, кто является плательщиком налога, указывается также, при наличии каких обстоятельств это лицо обязано платить налог" <23>. Позднее он уточнил свое определение объекта налогообложения: "Таким основанием взимания налога (фактическим обстоятельством) может служить получение определенного дохода, прибыли, владение строением и т.п., т.е. наличие объекта налогообложения" <24>.

<22> См.: Гурвич М.А. Советское финансовое право. 2-е изд. М., 1954.
<23> Цыпкин С.Д. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР. М., 1955. С. 40.
<24> Цыпкин С.Д. Доходы государственного бюджета СССР: Правовые вопросы. С. 55.

В 1958 г. была составлена новая программа по курсу советского финансового права. В отличие от ранее действовавших, в этой программе впервые была выделена общая часть советского финансового права, в которую, помимо других, включалась и глава о финансовом контроле.

В 1960 г. опубликована книга В.В. Бесчеревных "Развитие советского бюджетного права" <25>. Литература по финансовому праву пополнилась еще одной работой, посвященной исследованию развития советского бюджетного права. Задачей В.В. Бесчеревных являлось показать основные этапы развития советского бюджетного права, а также действовавшее бюджетное право. Необходимо отметить, что выполнение указанной задачи ввиду обилия и сложности нормативного материала по исследуемому вопросу представляло значительные трудности.

<25> Бесчеревных В.В. Развитие советского бюджетного права. М.: Издательство МГУ, 1960.

В.В. Бесчеревных вывел определение советского бюджетного права, сформулировал понятие бюджетных правоотношений, показывая при этом те специфические признаки, которые выделяют эти правоотношения из общей массы финансовых правоотношений: "Бюджетные отношения, регулируемые нормами права и соответствующие требованиям правовых норм, называются бюджетными правоотношениями".

В 1967 г. под редакцией и при участии В.В. Бесчеревных и С.Д. Цыпкина был издан, а в 1974 г. переиздан учебник по финансовому праву. В написании учебников 1967 и 1974 г. принимали также участие кандидат юридических наук М.Л. Коган (начальник юридического отдела правления Госбанка СССР), кандидат юридических наук Н.А. Куфакова <26> (в то время доцент Университета дружбы народов им. П. Лумумбы), Э.Г. Полонский (доцент института народного хозяйства им. Плеханова).

<26> Н.А. Куфакова подготовила и защитила на кафедре кандидатскую диссертацию по теме "Правовое регулирование финансирования бюджетных учреждений".

В 1973 г. доцент С.Д. Цыпкин опубликовал монографию "Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы". Книга С.Д. Цыпкина представляет собой глубокий и оригинальный анализ актуальных проблем одного из главных разделов советского финансового права. Это, по существу, первое фундаментальное юридическое исследование всего комплекса вопросов, связанного с правовым регулированием доходов государственного бюджета, налоговых отношений. Вскоре после выхода в свет этой книги С.Д. Цыпкин успешно защитил докторскую диссертацию "Теоретические вопросы правового регулирования доходов государственного бюджета СССР". В этой работе, написанной в период, когда налоги рассматривались в качестве "пережитка капиталистического общества", показано место налогов в системе государственных доходов, дан детальный анализ содержания налогового правоотношения, прав и обязанностей его участников.

В 1976 г. В.В. Бесчеревных опубликовал монографию "Компетенция Союза ССР в области бюджета". Данная работа занимает особое место в финансово-правовой научной литературе. Наряду с работами М.И. Пискотина по проблемам советского бюджетного права, монография В.В. Бесчеревных содержит основные теоретические достижения в области бюджетного права: в ней дается правовое определение государственного бюджета, бюджетных прав публичных образований, раскрывается содержание и правовые формы бюджетного регулирования. Ценность работы Бесчеревных заключается и в том, что в ней он высказывает и обосновывает свою позицию по такому важному методологическому вопросу науки финансового права, как место финансового права в системе отраслей права. В.В. Бесчеревных сделал вывод о том, что финансовое право как самостоятельная отрасль права возникло одновременно с конституционным и административным правом, а не выделилось из этих отраслей <27>.

<27> Бесчеревных В.В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. М., 1976. С. 30.

В середине 70-х годов на основе опубликованных монографий профессор С.Д. Цыпкин и доцент В.В. Бесчеревных подготовили спецкурс "Современные проблемы бюджетного и налогового права", который читался для слушателей факультета повышения квалификации, а также для студентов, специализирующихся на кафедре административного и финансового права.

В 1980 г. профессор С.Д. Цыпкин завершил работу над монографией "Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности государства". Работа получила на кафедре положительную оценку и опубликована в 1983 г.

В этот период по рекомендации кафедры защищены две докторские диссертации видными учеными в области финансового права Н.И. Химичевой, Л.К. Вороновой. Н.И. Химичева защитила докторскую диссертацию в 1980 г. по теме "Субъекты бюджетного права". Л.К. Воронова в 1982 г. защитила докторскую диссертацию "Расходы государственного бюджета СССР". Профессор О.Н. Горбунова, окончившая аспирантуру по кафедре административного и финансового права МГУ, автор концепции прямых и обратных связей, которая легла в основу многих финансово-правовых научных исследований. На кафедре финансового права и бухгалтерского учета в МГЮА работает профессор Н.М. Артемов, также окончивший аспирантуру по кафедре административного и финансового права МГУ и защитивший кандидатскую диссертацию по проблемам государственного кредита под научным руководством профессора С.Д. Цыпкина. Сегодня профессор Н.М. Артемов исследует правовые проблемы налогообложения внешнеэкономической деятельности и валютного регулирования в России.

Современный период

Научные традиции, заложенные профессором С.Д. Цыпкиным и доцентом В.В. Бесчеревных в конце 80-х годов, продолжили их ученики. В 1991 г. на кафедре защитил кандидатскую диссертацию С.Г. Пепеляев, в 1992 г. - М.Ф. Ивлиева. Выбор темы их научных исследований был обусловлен изменениями в экономической и правовой системе, развитием налогового законодательства СССР и затем Российской Федерации.

Впервые естественно-правовой подход в современной науке финансового права был использован С.Г. Пепеляевым в его диссертационном исследовании "Гражданин как субъект финансово-правовых отношений". В данной работе автор на ее первых страницах заявил о необходимости пересмотра советской доктрины права: "Провозглашая верховенство закона и отказываясь от технократически-бюрократической трактовки права как средства государственного управления, мы тем самым вынуждены обратиться к исследованию объективной правовой природы регулируемых отношений, а это, в свою очередь, требует пересмотра устоявшейся точки зрения, сводящей право к государственному установлению - закону, т.е. требует пересмотра так называемой нормативной концепции права" <28>. Отказ от этатистского типа политического сознания позволил С.Г. Пепеляеву выдвинуть ряд положений, имеющих значительную теоретическую и практическую ценность. Им проведено исследование такого понятия, как "способность к уплате налога", проблем введения налогов с граждан только органом народного представительства и только актом высшей юридической силы, предложены гарантии соблюдения данных общепризнанных норм.

<28> Пепеляев С.Г. Гражданин как субъект финансово-правовых отношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991. С. 4.

С.Г. Пепеляевым на кафедре были подготовлены монографии "Подоходный налог с физических лиц", "Ответственность за нарушение налогового законодательства" (в соавторстве с профессором А.П. Алехиным), "Элементы закона о налоге". Указанные работы явились первыми научными исследованиями правовых проблем налогообложения после формирования налоговой системы СССР и России.

Переломным этапом в преподавании дисциплины "Российское финансовое право" в МГУ стало воссоздание на юридическом факультете кафедры финансового права согласно принятому ученым советом МГУ имени М.В. Ломоносова решению от 19 июня 2006 г. С 2006 г. финансовое право на факультете преподается по новому учебному плану в течение двух семестров. Дополнительно к основному курсу введен семестровый лекционный курс "Налоговое право". В 2009 г. вышло в свет учебно-методическое пособие "Финансовое право России", подготовленное сотрудниками кафедры". Разработаны программа основного курса "Финансовое право" в соответствии с новым государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, программы специальных курсов. Ученым советом юридического факультета утверждена магистерская программа "Право публичных финансов". Переход на новый качественный уровень преподавания финансового права объективно обусловлен динамичным развитием самого финансового права как отрасли права за последнее десятилетие.

На базе кафедры проводятся научные конференции и круглые столы по проблемам финансового права. Стало традицией ежегодно проводить работу секции финансового права в рамках общероссийских научно-практических конференций, организуемых факультетом. В работе секции принимают участие не только российские ученые, но и иностранные коллеги из стран СНГ.

При анализе финансово-правовых отношений необходимо разграничивать финансовое право как отрасль права, как учебную дисциплину и как науку. Финансовое право как отрасль охватывает совокупность правовых норм, регулирующих финансовую деятельность государства и органов местного самоуправления. Финансовое право как учебная дисциплина, учебный курс включает изучение правовых норм, предусматривает обучение финансовому праву. Финансовое право как наука содержит совокупность знаний, категорий, положений, отражающих содержание финансово-правовых норм, особенности их применения на практике.

Наука финансового права состоит из научных исследований юристов-финансистов. Будучи общественной наукой, финансовое право корректируется взглядами, исследованиями из сферы конституционного, административного и других отраслей права. Это связано прежде всего с тем, что предметом изучения финансово-правовой науки являются общественные процессы, которые определяются движением публичных денежных фондов.

Разработка проблем государственных финансов сформировало определенные знания в области финансов, специфических норм регулирования. В зародышевых формах они встречаются в законах Хаммурапи, Русской Правде, Великой Хартии вольностей. Более устойчивой формы взгляды на финансы приобретают на рубеже ХVI-ХVIІ вв. в работах Же. Бодена, Т. Гоббса, Ш. Монтескье. До середины XVIII века. появляются специальные исследования в этой области: Зонненфельса ("Основные начала полиции, коммерции и финансов", 1776 г.), Юсти ("Подробное рассуждение о налогах и подати", 1755 г.; "Система финансов", 1766 г.). К этому же периоду относятся работы В. Петти, А. Смита. Д. Рикардо. В XIX ст. финансово-правовая наука фактически сформировалась в целом и происходила ее детализация на уровне отдельных институтов. Такими исследованиями стали работы Г. Єллінека ("Бюджетное право"), А. Вагнера, Л. Штейна. В XX ст. науку финансового права в Западной Европе развивали преимущественно представители французской школы П. Годме и Г. Жез.

Основы финансовой науки в России начали закладываться и относительно четко оформляться на рубеже XVI I-XVI11 вв. Наиболее заметными в тот период были работы И. Т. Посошкова (например, "Про нищету и богатство"). Активного толчка развития финансовых и финансово-правовых взглядов оказали исследования ученых XIX века. (М. Ф. Орлова "государственный кредит". Г. Осокина "Несколько спорных вопросов по истории финансового права"; M. М. Сперанского "План финансов"; M.. Тургенева "Опыт теории налогов" и др.). Невозможно сейчас представить всестороннее и динамическое исследования практически никакой проблемы финансового права без фундаментальных работ Есть. М. Берендтса, И. Я. Горлова, С. И. Иловайского, В. А. Лебедева, Д. M. Львова, Ф. Бы. Мільгаузена, И. X. Озерова, И. Т. Тарасова, И.И. Янжула.

Определенные трудности, которые были отражением экономических, политических, социальных проблем, переживала финансово-правовая наука в начале XX века. Эти противоречивые процессы отразились в работах представителей финансово-правовой науки (П. С. Гензеля, Н. Д. Загряцкова, С. А. Котляревского, С. Д. Крылова, Е. Е. Понтовича). Новый качественный этап в развитии финансово-правовой науки связан с 50-60-ми годами, когда появляются фундаментальные учебники и монографии А. М. Гур-вича, Н. И. Пискотин, Ю. А. Ровинского, С. Д. Ципкина, В. В. Бесчеревних. Именно в это время увидели свет работы, которые не потеряли своего значения и до сих пор (например, монография Ю. А. Ровинского "Основные вопросы теории советского финансового права").

Определенные успехи науки финансового права в 70-90-х годах XX века. связывается с именами В. В. Бесчеревних ("Компетенция Союза ССР в области бюджета", 1976 г.), Л. К. Вороновой ("Правовые основы расходов государственного бюджета в СССР", 1981 г.), С. Д. Ципкина ("Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы", 1973 p.; "Финансово-правовые институты и их роль в совершенствовании финансовой деятельности государства", 1984 p.), H. И. Хімічевої ("Субъекты советского бюджетного права", 1979 p.). Активно работают в этот период ведущие специалисты в области финансового права В. М. Горбунова, Т. С. Ермакова, Л. H. Коган, В. Е. Кузниченкова, Н. А. Куфакова, Л. С. Малокотін.

Начало 90-х годов XX века. ознаменовался некоторым изменением условий и ориентиров в развитии финансово-правовой науки, которые были вызваны особенностями законодательного регулирования финансовой деятельности в Украине. Основателем финансово-правовой науки в Украине в этот период является Л. К. Воронова. Фактически все более-менее заметные исследования в этой области выходили под ее руководством и с ее участием, да и школы, возникшие в Украине в начале XXI века, создавались при ее непосредственном участии. В последнее десятилетие в Украине наряду с фундаментальной финансово-правовой школой, возглавляемой Л. К. Вороновой они в Киеве, возникают центры, активно занимающихся этой же проблематикой (кафедра финансового права в Национальном университете "Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого", кафедра финансового права в Национальном университете государственной налоговой службы Украины и др.).