Гражданские дела в отношении военнослужащих. Подведомственность военных судов

В соответствии с Законом о судебной системе военные суды создаются и действуют по территориальному признаку по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах

Подсудность

и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой инстанции. В настоящее время подсудность уголовных дел военным судам определяется ч. 5-8 ст. 31 УПК и Федеральным законом «О военных судах Российской Федерации». Военные суды при определении подсудности руководствуются территориальным (место совершения преступления) и персональным (принадлежность субъекта преступления к военной службе) признаками. Из Закона «О военных судах Российской Федерации» следует, что военным судам подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются:

1) военнослужащие, которые по призыву или по контракту проходят в момент совершения преступления военную службу в Вооруженных Силах, а также в войсках Федеральной пограничной службы, внутренних войсках, железнодорожных войсках, войсках и органах Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки, органах ФСБ России, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти, а также создаваемых в военное время специальных формированиях;

2) граждане, проходящие военные сборы;

3) граждане, уволенные с военной службы, и граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены в период прохождения военной службы, военных сборов.

Гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам (ч. 5 ст. 31 УПК).

Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, указанные в ч. 6 ст. 31 УПК в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении них выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. В случае, если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, Данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции (ч. 7 ст. 31 УПК).

Раздел III. Производство в суде

Уголовно-процессуальный закон определяет также подсудность уголовных дел о преступлениях военнослужащих и иных лиц, имеющих отношение к воинскому контингенту, который находится за границей России. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации, если: 1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации; 2) иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Как и районный суд, военный суд соответствующего уровня принимают решения в ходе досудебного производства по уголовному делу, руководствуясь ч. 2 и 3 ст. 29 УПК.

Рассмотрение уголовных дел военными судами в отношении лиц, не являющихся военнослужащими, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5-8 ст. 31 УПК.

Дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни (ч. 1 ст. 14 Закона о военных судах), рассматриваются окружными (флотскими) военными судами. Территориальный признак подсудности уголовных дел военным судам действует ограниченно. Подсудность определяется главным образом принадлежностью подсудимого к определенной военной части, гарнизону, соединению.

ФКЗ «О военных судах РФ» от 1999 г. (ст.7)

Подсудность дел :

1)гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений

2)дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов

3)дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы

4)граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов

5) рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

6)военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ

7)в пределах своих полномочий рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

8)рассматривают жалобы на применение лицом, производящим дознание, следователем или прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, а также на продление указанными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.



Мировые судьи в РФ

ФЗ «О мировых судьях в РФ» от 1998 г.

Мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на 5 лет.

Мировой судья единолично рассматривает дела.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек.

Компетенция : рассматривает в первой инстанции 1)уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы 2)дела о выдаче судебного приказа 3)дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях 4)дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска 5)иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка 6)дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда 7)дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров 8)дела об определении порядка пользования имуществом 9)дела об административных правонарушениях 10)рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.



Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

Материально-техническое обеспечение мировых судей происходит главным образом из бюджета субъекта РФ и частично из федерального бюджета. З/пл мировым судьям выдаётся только из федерального бюджета.

Конституционный Суд РФ

ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 1994 г.

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. КС РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. Полномочия не ограничены определённым сроком.

КС РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат КС РФ. КС РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем 3 года подряд. В пленарных заседаниях участвуют все судьи КС РФ.

Полномочия :

1)разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а)ФЗ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ

б)конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ

в)договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ

г)не вступивших в силу международных договоров РФ

2)разрешает споры о компетенции:

а)между федеральными органами государственной власти

б)между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

в)между высшими государственными органами субъектов РФ

3)по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле

4)дает толкование Конституции РФ

5)дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления

6)выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения и др.

Арбитражные суды в РФ

Арбитражные суды в РФ - федеральные суды и входят в судебную систему РФ.

Арбитражные суды в РФ осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции.

Основные задачи : 1)защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности 2)содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Система АС РФ состоит из 4х звеньев:

1)Арбитражные суды субъектов РФ

2)Апелляционные суды

3)Арбитражные суды округов . Состав: 1)президиум 2)судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; 3)судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

4)Высший Арбитражный суд РФ . Состав: 1)Пленум ВАС РФ 2)Президиум ВАС РФ 3)судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений 4)судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Судьи ВАС РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента.

58 Милиция – основной орган дознания в РФ

З РФ «О милиции» от 1991г.

Милиция в РФ - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

Милиция входит в систему МВД РФ.

Задачи : 1)обеспечение безопасности личности 2)предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений 3)выявление и раскрытие преступлений 4)охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности 5)защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности 6)оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

М РФ подразделяется на 1)криминальную милицию и 2)милицию общественной безопасности. М РФ является органом дознания.

Как орган дознания Милиция РФ возбуждает уголовные дела, собирает доказательства, задерживает подозреваемых, обвиняемых, разъясняет права и обязанности задержанных, свидетелей и др. Собираются доказательства двумя путями процессуальным и непроцессуальным, последний делится на предусмотренный УПК и непредусмотренный.

Процессуальный путь собирания доказательств - производство следственных действий:

1)осмотр, обыск 2)эксгумация 3)освидетельствование 4)следственный эксперимент, очная ставка 5)выемка 6)контроль и записи переговоров 7)допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и эксперта (специалиста) 8)производство судебной экспертизы 9)наложение ареста на имущество и подобное. Если при получении этих доказательств были нарушены требования УПК, они теряют юридическую силу.

Предусмотренный непроцессуальный путь : 1)проверка сообщения о преступлении (ст.144 УПК) 2)требование о производстве документальных проверок, ревизий и привлечении к их участию специалистов (ст.144 УПК) 3)требование о передаче документов и материалов (ст.144 УПК) 4)составление протокола устного заявления о преступлении (ст.141 УПК) 5)составление протокола явки с повинной (ст.142 УПК) и др. Здесь законодатель урегулировал лишь порядок вовлечения (но не поиска) в уголовный процесс информации.

Подсудность военных судов определяется федерального уровня, а также правилами, сложившимися в практике ведения судебных дел, и подразумевает распределение их в 1-ой инстанции по определенным судам.

Навигация по статье

Общее понятие подсудности и ее принципы

По своей сути подсудность – это определенный порядок, согласно которому разные дела (судебные дела) должны быть рассмотрены и обработаны какой-то определенной инстанцией, четко установленной согласно действующему законодательству.

Принципами такого распределения являются следующие:

  • Учреждение, которое наделено той или иной властью должно разбираться только с теми тяжбами, которые попадают под его юрисдикцию.
  • В случае противоположном тому, что описан в первом пункте, решение, которое было вынесено такой судебной организацией, считается не действительным.
  • Любая из сторон может просить об устранении неверного решения.
  • Подсудность определяется в тот момент, когда подается иск. При этом во внимание берутся те обстоятельства, которые имели место на тот же самый момент.
  • Обычно суды имеют компетентность выносить решения по тем делам, которые зарегистрированы на той же территории. Однако, тут есть исключения – например, Верховный суд Российской Федерации.
  • Место, где начато изучение обстоятельств правонарушения, должно остаться тем, которое и закончит этот процесс, то есть вынесет решение.

Подсудность в гражданском процессе имеет ряд особенностей: это личностные отношения и род разбираемого дела. Первая характеристика относится к связям между спорящими (тяжущимися) сторонами (физическими или юридическими лицами).

Вторая – род дела – также влияет на отнесение его к той или иной юрисдикции.

Отсылка к какому-либо учреждению из-за особого рода разбирательства не изменяется и не может быть изменена по соглашениям сторон, а вот в разрезе личностного отношения все наоборот: в таком случае может изменить ситуацию, а заинтересованное лицо имеет право поднять вопрос об изменении подсудности, если на то имеются веские основания.

В уголовном процессе присутствуют несколько иные элементы, определяющие квалификацию преступления. Это значит, что подсудность в этой сфере также имеет разделение, но не совсем такое, как в гражданской. В данном случае разграничение идет по предметному и местному признаку.

Подсудность, то есть причастность того или иного суда к решению гражданского, уголовного или иного дела, может определяться по нескольким признакам.

Военные суды

Что же это за юр.понятие – “военные суды”? Каков рода этих формирований и какие функции на них возложены? Согласно Федеральному закону, являющемуся в то же время конституционным, в котором идет речь о военных судах, это суды общей юрисдикции.

Они созданы, чтобы вершить правосудие в пределах Вооруженных сил России, то есть в войсках и иных военных формированиях.

  • Про нарушение свобод военного человека, гражданина государства.
  • Разбирательства о неправомерном поведении лиц с иском от проходивших сборы.
  • Дела про пострадавших служащих от действий или бездействий военной управляющей верхушки.
  • Преступные деяния, что были совершены теми гражданами, что служили в армии, проходили сборы (во время этого).
  • Любые правонарушения, совершенные военными.
  • Дела о начислении компенсаций за не соблюдение сроков рассмотрения таких тяжб, исков, заявлений, что указанны выше.
  • Случаи, когда граждан незаконно увольняют со службы, нарушают их права и свободы.
  • Когда совершено правонарушение (преступление) группой лиц, по предварительному сговору и хотя бы один из участников имеет отношение к военному делу, служит (или служил во время совершения и подготовки преступления) в Вооруженных войсках, это – другое. Такое дело посудно военному суду, но только в случае невозможности выделения этого беззакония со стороны других участников преступной .
  • Грубые действия, часто называемые проступками, касающиеся дисциплины и всего, что с ней связано, а также те, которые были совершены военными либо призывниками и за которые может последовать взыскание либо назначена иная мера пресечения.
  • Ежели рассматриваемый суд (имеется в виду военный суд в принципе) расположен за границами государства, в его компетенцию входят те дела, что и относятся к общей компетенции федеральных судов. Но это правило действует только в том случае, если иные условия не предусмотрены договорами между станами и народами, союзами стран, конвенциями и так далее.

В статье шестой, пункте первом рассматриваемого закона указано, что военные суды принимают решение, которые предусмотрены частями 1 и 2 ст. 29-ой Уголовного .

О чем там идет речь? О неоконченном преступлении, которое считается таковым в случае отсутствия одной или нескольких частей состава преступления (такими могут быть покушение или приготовление к преступлению).

Что говорит о рассматриваемом вопросе ст. № 14?

Среди четырех ее частей, в которых указаны определенные случаи подсудности окружному суду, следующие:

  • Дела, которые так или иначе связаны с государственной тайной, ее разглашением и другими незаконными манипуляциями, которые могут совершить доверенные к ней лица в качестве правонарушения.
  • Все те разбирательства, которые относятся по версии Уголовно-процессуального к юрисдикции последнего, также оказываются в данной инстанции.

Эта же инстанция рассматривает следующий род разбирательств — решения по вновь открывающимся факторам, что действуют со стороны не зависящих внешних факторов среды или , которые возникли по решениям гарнизонных судов.

А также это касается других, приравненных к ним объектов.

Кто находится в составе окружного (флотского) суда:

  • Только судья в единственном лице, если дело касается гражданских или административных сфер.
  • Первый участник, коллегия присяжных или коллегия из 3-х исполнителей, вместо одного, если рассматривают решение по УК.
  • В сферу рассматриваемых входит любая жалоба по решенным ранее вопросам.

Кроме уже упомянутых выше составляющих суд (флотский, окружной), имеет президиум. Что это за управляющий орган? Он действительно руководящий и назначается только опять же выше стоящей инстанцией – Верховным Судом. Это касается всего персонала учреждения.

Права, скорее даже полномочия президиума окружного суда:

  • Пересмотр админ.дел, а также дел другой сферы, например, .
  • Постановления, которые принимались судами гарнизонными и рассматривались ими же.
  • Те решения и другие результаты, что были пересмотрены из-за подачи апелляции после гарнизонного рассмотрения, но в случае изменения условий (обстоятельств).
  • Может утверждать и утверждает коллегию (ее состав). Кандидатов представляет соответствующий военный суд округа.
  • Рассматривает и разбирает на соответствия закону все доступные текстовые, документальные и иного вида материалы по возникающим вопросам.
  • Ознакамливается и рассматривает данные статистического .
  • Также занимается упорядочиванием и обработкой полученных таким образом данных.
  • Проводит заседания или совещания с заслушиванием отчетов о состоянии дел в разных подотраслях.
  • Сроки проведения обязаны быть не меньше, чем один раз в календарный месяц.
  • Эти заседания проводятся по воле и инициативе председателя, согласно соответствующих пунктов законодательства.

В статье седьмой идет речь о грубых дисциплинарных поступках, нарушениях. Про сам арест – есть краткое определение в статье двадцать пятой.

Но с упором на те непорядки, что совершены во время несения законных военных обязанностей и смежными с ними суб-обязанностями (в зависимости от сферы, где происходят упомянутые действия). То есть именно в указанную строну направлены векторы силы.


Те же дела, названия которых говорят об административных правонарушениях, рассматриваются согласно пунктам “первый” и “второй” статьи номер двадцать три, дробь один.

Она, естественно, касается только военнослужащих , а также тех, кто был призван на сборы.

Что касается статьи о тех же видах правонарушений и сопутствующих вопросов, которые касаются статьи тридцатой Кодекса об административных, то именно в этих случаях рассмотрение идет на рассмотрение по признаку местности (территориальности), то есть сначала рассматривается по этому признаку в первой инстанции.

В некоторых случаях вместо жительства, регистрации под рассмотрение иска или любого другого разрешенного законодательством относится к тому району, где разворачивались заявляемые события.

Дополнительные данные лучше знать тем, кто собирается быть в курсе всех законодательных изменений, порядков. Всему, что имеет отношение к подсудности военных судов и вопросов из той же сферы.

Любое изменение в подсудности военных судов, а также правила и порядок исполнения ими и судьями своих обязанностей, предназначения регулируются федеральными законами соответствующего содержания. Они одновременно являются конституционными обязанностями.

Дополнительная информация

Что представляет собой система военных судов? В законе этому посвящена глава вторая. В систему этих судов входят флотские или окружные и гарнизонные суды.

Что касается выступления Верховного Суда не как второй (после военного суда) инстанции, а в качестве первой, это описано в той же статье, в пункте шестом. Сюда входят все вопросы, которые были решены ранее, но по каким-либо причинам, препятствующим извне, не вступили в свою законную силу (это касается решений, приговоров, постановлений и определений).

Орган, первоначально занимающийся делами военнослужащих по вновь открывшимся обстоятельствам, называется судебной коллегией. Находясь в подчинении Верховного органа, это формирование разбирает такие вопросы после окружного либо после флотского. Если приговор одного из этих учреждений все же вступил в силу, даже в таком случае он, при необходимости, пересмотрен он может быть, но в более высокой инстанции.

Чем занимается судебная коллегия суда инстанции, что занимает место выше, чем окружной либо флотский? Вот перечень ее функций и важных моментов, с ними связанных, указанный в десятой статье того же нормативно-правового акта:

  • Для процесса рассмотрения здесь достаточно одного судьи или коллегии из трех .
  • Если вопрос касается жалобы либо не вступивших в силу, принятых ранее решений. Рассмотрение также будет проводиться коллегией, и только в случае, предусмотренном федеральным законом это может сделать единолично судья.
  • Если рассмотреть нужно дела, по которым решения, вынесенные ранее, вступили в силу, каков порядок? В этом случае разбор дела происходит трое судей, то есть коллегия.

Последняя издает регулярно публикацию, где освещаются все новости и важная информация об изменениях и постановлениях, обзор (обзоры) практики судебной, интересные решения и прецеденты по гражданским, уголовным либо административным делам, аналитика, стат. данные, вспомогательные материалы, в общем , которую необходимо довести до ведома общественности (так называемый информ-бюллетень военных судов).

Подробнее о военных судах можно посмотреть на видео:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Согласно ФКЗ от 23.06.1999 г. ФКЗ от 23. 06.1999 г. N 1-ФКЗ (ред. от 08. 03.2015 г.)"О военных судах Российской Федерации" Военным судам подсудны:

1. Гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других воинских формирований и органов;

2. Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы;

3. Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции.

Военные суды рассматривают жалобы на применение заключения под стражу в качестве меры пресечения, а также на продление сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, жалобы на действия или бездействие военных прокуроров по делам, расследуемым в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Они также рассматривают дела и материалы, связанные с ограничением конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

Следует иметь в виду, что к лицам, состоящим на военной службе, относятся не только военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, но также и лица, состоящие на военной службе в пограничных войсках, органах Федеральной службы безопасности, внутренних войсках МВД, железнодорожных войсках, военнослужащие Министерства по чрезвычайным ситуациям и некоторых других ведомств, где предусмотрена военная служба. Военнослужащими признаются и граждане, призванные на военные сборы в период их прохождения.

Принцип подсудности военным судам уголовных дел включает два важных момента. Во-первых, при обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, если хотя бы в одном участвовал военнослужащий, дело подлежит рассмотрению в военном суде, если против этого не возражают обвиняемые, которые не являются военнослужащими. В противном случае в отношении них дело должно быть вынесено в отдельное производство, а при невозможности такого вынесения дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции (п.7 ст.31 УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18. 12.2001 г. N 174-ФЗ (ред. От 13. 07.2015 г.)). Во-вторых, дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащий или лицо, призванное на военные сборы, при условии, что преступления совершены до призыва на военную службу или сборы, не подсудны военным судам и рассматриваются другими судами в установленном законом порядке.

Кроме разбирательства гражданских, административных и уголовных дел военные суды рассматривают ходатайства о применении ареста в виде меры пресечения в досудебных стадиях судопроизводства, а также о продлении предельных сроков содержания обвиняемых под стражей и ряд других.

К полномочиям военных судов отнесено и рассмотрение ходатайств при проведении оперативно-розыскных действий, связанных с ограничением конституционных прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и на неприкосновенность жилища. Чувилев А.А. «Правоохранительные органы»; М: Юриспруденция, 2000

Круг дел, отнесенных к ведению военных судов, т.е. подведом­ственных этим судам, предопределяется преимущественно персо­нальными свойствами (признаками, особенностями) лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности (уголовной или администра­тивной) по приговорам (постановлениям) этих судов. Свойством (при­знаком, особенностью) такого рода является принадлежность лица

к военнослужащим,

к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие воен­ные сборы, а иногда и прошедшие такие сборы либо уволенные или уволившиеся с военной службы),

либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими струк­турами (при определенных правовыми актами условиях - члены семей военнослужащих, а также вольнонаемные, работающие в воин­ских частях или учреждениях).

К первой из них (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона) отнесены гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих либо граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Другими словами, речь идет о защите в военных судах военнослужащих и лиц, которые проходят военные сборы, от исходящих от военных органов и должностных лиц незаконных действий и решений. К данной категории дел можно отнести также дела (см. ч. 2 ст. 7 Закона), возникающие в связи с жалобами граждан, переставших быть военнослужащими (уволенных с военной службы) или окончивших прохождение военных сборов, на незаконные действия (решения) военных органов управления или должностных лиц, при условии, что обжалуемые действия (решения) состоялись в период прохождения такими гражданами военной службы либо сборов.

Вторую категорию дел, подведомственных военным судам, образуют уголовные дела о преступлениях, совершенных, как правило, военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона). Эти дела составляют основную массу дел, рассматриваемых судами такого рода. Но это не значит, что в них подсудимыми могут быть только военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. В качестве подсудимых перед военными суда­ми довольно часто предстают и не военнослужащие. Такое считает­ся законным в случаях, когда речь идет:

О групповых преступлениях, если хотя бы один из подсуди­мых является военнослужащим,

О нескольких преступлениях, если хотя бы одно из них под­судно военному суду;

О преступлениях, совершенных во время прохождения воен­ной службы или военных сборов лицами, уволившимися с военной службы или прекратившими исполнять обязанности, связанные с во­енными сборами;

О всех преступлениях, совершаемых в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

Одновременно с рассмотрением уголовных дел военные суды, естественно, могут рассматривать иски о возмещении вреда, причи­ненного преступлением. Такие иски могут быть заявлены в военном суде независимо от того, кому причинен вред (гражданскому лицу или военнослужащему) и является ли причинителем такого вреда военнослужащий.

РОДОВАЯ ПОДСУДНОСТЬ.

Родовая подсудность - это подсудность дела "по вертикали" судебной системы. Основной функцией родовой подсудности является распределение нагрузки между судами разных уровней.

Правила родовой подсудности в ГПК РФ носят императивный характер, что в полной мере согласуется с конституционным положением о рассмотрении дела тем судом и судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

При регулировании правил родовой подсудности законодатель использует два приема:

  • Подсудность мировых судей, судов уровня субъекта РФ, а также Верховного Суда РФ определяется путем перечисления тех категорий споров, которые отнесены к подсудности каждого из этих звеньев судебной системы
  • Подсудность районного суда определяется в [ст. 24 ГПК РФ] путем исключения тех дел, которые подсудны судам всех других звеньев системы судов общей юрисдикции.

При анализе процессуальных правил о родовой подсудности можно прийти к следующим выводам:

  • Дела по первой инстанции могут рассматриваться во всех четырех звеньях системы судов общей юрисдикции от мировых судей до ВС РФ, а также во всех трех звеньях военных судов.
  • Большинство дел искового производства распределяются между мировыми судьями и районными судами.

В качестве критериев разграничения подсудности дел между мировыми и районными судами выступают:

  • Категория дела
  • Цена иска

В итоге низовые звенья судебной системы занимаются разрешением несложных споров, а суды более высокого уровня рассматривают дела сложные (с точки зрения вопросов права или факта) или со значительной суммой иска.

  • Дела, возникающие из публично-правовых отношений, могут быть подсудны судам общей юрисдикции всех звеньев, кроме мировых судей.

Критериями разграничения подсудности этих дел выступают:

  • Правила подсудности гражданских дел военным судам изложены в виде отсылочной нормы к ФКЗ
  • Правила родовой подсудности, изложенные в ГПК РФ не являются исчерпывающими, т.к. в ст. 23, 26, 27 ГПК РФ допускается их дополнение другими федеральными законами.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПОДСУДНОСТЬ.

Территориальная подсудность разграничивает дела между судами одного уровня, т.е. между судами первого звена, в качестве судов первой инстанции. Территориальная подсудность находится внутри родовой подсудности. Сначала необходимо определить родовую подсудность, а далее – ищем конкретный суд (территориальная подсудность).

Общее правило территориальной подсудности – иск предъявляется в суд по месту нахождения ответчика (месту жительства/месту нахождения – [ст.28 ГПК РФ]. Подвиды территориальной подсудности:

1.по месту жительства/месту нахождения ответчика (ст.28 ГПК);

2.альтернативная подсудность – по выбору истца [ст.29 ГПК РФ];

3.исключительная подсудность – исключение из общего правила [ст.30 ГПК РФ];

4.подсудность по связи дел [ст.31 ГПК РФ];

5.договорная подсудность [ст.32 ГПК РФ].

Подсудность по месту жительства или месту нахождения ответчика

Место жительства ответчика определяется с помощью средств регистрации. Но «зона» - это место жительства? Или студенты, зарегистрированные в общежитии. На практике зона место жительства не является, поэтому иск предъявляется последнему известному месту жительства (независимо от того, что лицо снять с регистрационного учета – ч.1 ст.29 ГПК).

Постановление КС РФ №9-П от 16.03.1998. ст.47 КРФ – никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела тем судом, к подсудности которых оно отнесено законом. Всякое иное регулирование – исключено. Подсудность имеет конституцинно-правовое значение в осуществлении права на защиту. Подсудность есть гарантия независимости суда.

Подсудность – это гарантия независимости суда в том смысле, что на выбор суда не может оказывать влияние никто из заинтересованных лиц. Все противоречия должны истолковываться в том ключе, что должно быть исключено всякое произвольное правоприменение. Подсудность есть гарантия права на участие в процессе.

Альтернативная подсудность

Иск к ответчику, место жительства которого не известно, может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту жительства в РФ (ст.29 ГПК). Если не предъявить иск, то может истечь исковая давность.

Постановление КС РФ №6-П от 21.04.03. Постановление пленума ВАС РФ №8 от 25.02.98. Определение судебной коллегии ВС РФ от 19.08.05 №78-В05-31. Постановление президиума ВАС РФ №16458/05 от 16.05.06, №11236/05 от 17.01.06, №837/06 от 06.06.06, №7639/07 от 16.10.07 – акты по корпоративным спорам.

Исключительная подсудность

П.1 ст.30 ГПК исключительная подсудность – в ней содержится исключение из общего правила иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества. Почему эти иски предъявляются именно по месту нахождения этих объектов? И о каких исках идет речь – о вещных или об обязательственных? Если это иск из признания сделки недействительной, то он подчиняется правилам об исключительной подсудности? Вещные иски, безусловно, подпадают под ст.30 ГПК, а подпадают ли сюда иски обязательственные? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять, в чем смысл этой исключительности?

Договорная подсудность

Соглашение о подсудности может быть достигнуто сторонами. Договором может быть изменена только территориальная подсудности. Начинается поиск компетентного суда с родовой подсудности, а лишь после внутри родовой подсудности выделяется территориальная. Соглашение должно быть заключено до принятия судом дела к своему производству. А почему нельзя заключить соглашение после принятия судом дела к своему производству?