Кассационное представление прокурора. Участие прокурора в кассационном и надзорном производстве

Статья 389.6. Апелляционные жалоба, представление

1. Апелляционные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда апелляционной инстанции, в который подаются жалоба, представление;

2) данные о лице, подавшем апелляционные жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;

3) указание на приговор или иное судебное решение и наименование суда, его постановившего или вынесшего;

4) доводы лица, подавшего апелляционные жалобу или представление, с указанием оснований, предусмотренных статьей 389.15 настоящего Кодекса;

5) перечень прилагаемых к апелляционным жалобе, представлению материалов;

6) подпись лица, подавшего апелляционные жалобу или представление.

2. В апелляционной жалобе лица, не участвующего в уголовном деле, должно быть указано, какие права и законные интересы этого лица нарушены судебным решением.

3. Если осужденный заявляет ходатайство об участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, об этом указывается в его апелляционной жалобе или в возражениях на жалобы, представления, принесенные другими участниками уголовного процесса.

4. В случае несоответствия апелляционных жалобы, представления требованиям, установленным частью первой настоящей статьи , что препятствует рассмотрению уголовного дела, апелляционные жалоба, представление возвращаются судьей, который назначает срок для их пересоставления. Если требования судьи не выполнены и апелляционные жалоба, представление в установленный судьей срок не поступили, они считаются неподанными. В этом случае приговор считается вступившим в законную силу.

Согласно п. 1. ст. 36 Закона о прокуратуре и п. 4 ст. 354 УПК РФ государственный обвинитель, в пределах своей компетенции, приносит в вышестоящий суд кассационное представление на незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда. В ст. 354 УПК РФ подчеркивается, что прокурор вправе обжаловать вынесенные судом решения. Однако, так как каждый приговор согласно ст. 297 УК РФ должен быть законным, обоснованным и справедливым, то нарушение этих требований влечет для прокурора не только право, но и обязанность обжаловать каждый такой приговор. В случаях изменения мнения прокурора о необходимости обжалования приговора, определения или постановления он может отозвать представление до начала рассмотрения его в вышестоящем суде (п. 3 ст. 359 УПК РФ). В кассационном порядке могут быть обжалованы приговоры любого суда, включая приговоры Судебных коллегий по уголовным и военным делам Верховного Суда РФ. Последние могут быть обжалованы в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ (п. 4 ст. 355 УПК РФ). При осуществлении рассматриваемой деятельности прокурора важное значение имеет соблюдение установленного для кассационного обжалования срока. Статья 356 УПК РФ устанавливает, что представление на незаконный или необоснованный приговор может быть принесено в течение 10 суток со дня провозглашения приговора. Если указанный срок прокурором пропущен, то представление рассмотрению не подлежит и возвращается прокурору. В исключительных случаях, при наличии уважительных причин, прокурор может заявить в суд, рассмотревший дело, ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Суд может согласиться с доводами прокурора и восстановить пропущенный срок или отклонить ходатайство. В последнем случае постановление судьи может быть обжаловано в вышестоящий суд.

Представление на незаконный или необоснованный приговор приносится прокурором в суд, рассматривавший уголовное дело.

В представлении прокурора должно быть указано наименование и состав суда, рассматривавшего дело, место и время его рассмотрения, номер дела и фамилии подсудимых, в чем обвинялись подсудимые и квалификация их деяний, резолютивная часть приговора суда, основания признанной прокурором незаконности или необоснованности приговора. Эта часть протеста должна быть изложена особенно тщательно. По существу, в ней излагаются основания принесения представления и полной или частичной отмены приговора. Такими основаниями могут быть: а) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела; б) существенное нарушение уголовно-процессуального закона; в) неправильное применение уголовного закона; г) несправедливость назначенного судом наказания. В заключение представления прокурор излагает свои предложения об отмене или изменении приговора. Определения и постановления суда по уголовному делу опротестовывается прокурором при наличии оснований и в порядке, предусмотренным ст. 355 УПК РФ. По истечении установленного законом кассационного срока суд, в который было принесено представление, направляет его вместе с делом в кассационную инстанцию. Участие прокурора в рассмотрении вышестоящим судом принесенного представления регламентировано уголовно-процессуальным законодательством. В соответствии со ст. 377 УПК РФ прокурор в кассационной инстанции обосновывает изложенные в представлении доводы или высказывает возражения по поводу принесенной кассационной жалобы.

  • 5. Законодательное регулирование деятельности прокуратуры. Закон «о прокуратуре Российской Федерации». Структура, содержание
  • 7. Социальная и правовая защита работников прокуратуры.
  • 8. Надзор за исполнением законов («общий надзор»). Предмет надзора.
  • 9. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов («общего надзора»).
  • 10. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Основания прокурорского вмешательства.
  • 11. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
  • 12. Прокурорский надзор за органами дознания. Полномочия прокурора.
  • 13. Прокурорский надзор за органами предварительного следствия. Полномочия прокурора
  • 14. Полномочия прокурора при особом порядке судебного разбирательства уголовных дел.
  • 15. Надзор за законностью применения мер пресечения в досудебных стадиях уголовного процесса
  • 16. Соотношение прокурорского надзора и судебного контроля в досудебных стадиях уголовного процесса
  • 17. Надзор за исполнением законов администрациями мест содержания заключенных под стражу и осужденных лиц.
  • 18. Предъявление и поддержание прокурором гражданского иска в гражданском судопроизводстве. Процессуальный статус прокурора.
  • 19. Участие прокурора в гражданском процессе, начатом иными лицами. Основания вступления в процесс.
  • 20. Кассационное представление прокурора по уголовным делам.
  • 21. Надзорное представление прокурора в уголовном судопроизводстве. Основания принесения
  • 22. Участие прокурора в арбитражном процессе. Основания и формы участия.
  • 23. Особенности поддержания обвинения в суде присяжных.
  • 24. Координационная деятельность прокуратуры в сфере борьбы с преступностью. Направления, формы.
  • 25. Прокурорский надзор в сфере административно-правового регулирования.
  • 26. Порядок рассмотрения в органах прокуратуры обращений и заявлений граждан. Особенности рассмотрения жалоб в уголовном судопроизводстве.
  • 27. Место прокуратуры в системе органов государственной власти
  • 28. Акты прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов
  • 29. Надзор за законностью задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.
  • 30. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовных дел.
  • 31. Исторические этапы развития прокуратуры России. Типология деятельности прокуратуры.
  • 32. Надзор прокурора за обеспечением права подозреваемого и обвиняемого на защиту.
  • 33. Надзор прокурора за обеспечением допустимости доказательств при расследовании уголовных дел
  • 34. Надзор в стадии возобновления уголовных дел ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.
  • 35. Надзор за законностью правовых актов. Формы обращения прокурора в Конституционный Суд рф.
  • 36. Антикоррупционная экспертиза прокурором нормативных правовых актов.
  • 37. Полномочия прокурора при возбуждении ходатайства о соглашении о сотрудничестве в уголовном судопроизводстве.
  • 38. Участие прокурора в суде первой инстанции по уголовным делам.
  • 39. Работа а.Ф.Кони «Приемы и задачи прокуратуры». Тип русского обвинителя.
  • 40. Речь государственного обвинителя в суде по уголовным делам. Структура выступления в прениях.
  • 41. Прокурорский надзор за законностью приостановления предварительного следствия.
  • 42. Кассационное представление прокурора по гражданским делам.
  • 43. Полномочия прокурора по гражданским делам в стадии надзора.
  • 44. Апелляционное представление прокурора по уголовным делам. Основания принесения.
  • 45. Полномочия прокурора при производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан.
  • 46. Обеспечение прокурором прав участников предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
  • 20. Кассационное представление прокурора по уголовным делам.

    В кассационном порядке прокурор приносит представления на не вступившие в законную силу приговоры суда первой инстанции и приговоры (постановления) суда апелляционной инстанции. Принесение кассационного представления является не только правом, но и обязанностью прокурора. Представление может быть подано также на определение суда первой инстанции и постановление судьи по уголовному делу.

    При подготовке кассационного представления прокурор не должен допускать необъективности, односторонности и ведомственного подхода. Кассационное представление прокурора служит установлению истины по уголовному делу. Прокурор вправе приобщить к представлению дополнительные материалы в подтверждение или обоснование приведенных в нем доводов, однако они не должны быть подано следствием в период после постановления приговора.

    Кассационное представление подается в вышестоящий суд, что является вполне объяснимым. Объективную, а главное беспристрастную, оценку требований прокурора, очевидно, трудно ждать от суда, которым был вынесен незаконный, по мнению прокурора, приговор.

    Представление может быть отозвано до начала рассмотрения дела в кассационной инстанции.

    С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения вправе обратиться:

    1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители - в любой суд кассационной инстанции;

    2) прокурор субъекта Российской Федерации, приравненный к нему военный прокурор и их заместители - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

    3. Судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение одного года со дня его вступления в законную силу. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен в порядке, предусмотренном статьей 389.5 настоящего Кодекса.

    Статья 401.3. Порядок подачи кассационных жалобы, представления

    1. Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции, правомочный в соответствии с частью второй настоящей статьи пересматривать обжалуемое судебное решение.

    2. Кассационные жалоба, представление подаются на:

    1) приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, апелляционные определения, а также промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

    2) судебные решения, указанные в пункте 1 настоящей части, если они являлись предметом рассмотрения президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном порядке; постановления президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа - в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

    3) приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, апелляционное определение окружного (флотского) военного суда - в президиум окружного (флотского) военного суда;

    В новом ГПК РФ несколько измена вторая инстанция – кассационная. Теперь суд кассационной инстанции сможет рассматривать все материалы по существу, в полном объеме, а также те доказательства, которые не были представлены по уважительным причинам в суде первой инстанции. Роль прокурора в данной стадии сведена до минимума. Согласно ст.336 ГПК РФ только прокурор, участвующий в деле, имеет право принести кассационное представление. Процессуального документа – протеста теперь в гражданском судопроизводстве нет. Следует обратить внимание на то, что в целом ГПК РФ вступает в действие с 1 февраля 2003 года. ГПК РСФСР признается утратившим силу с 1 февраля 2003 года за исключением глав 34, 35,36 (производство в кассационной инстанции, обжалование и опротестование определений суда, производство надзорной инстанции).Это связано с с необходимостью предоставления времени для рассмотрения по существу жалоб, которые поступили от прокуратуры до 1 февраля 2003 года.

    Кассационная инстанция - орган, контролирующий законность судебных решений, определений, не вступивших в законную силу.

    Прокурор приносит представление на незаконные или необоснованные решения суда в зависимости оттого, если он участвовал в данном деле.

    Если представление принесено неправильно, прокурор, принесший представление, вправе отозвать его до начала судебного заседания (ч.1 ст.345 ГПК РФ). О принятии отзыва кассационного представления суд кассационной инстанции должен вынести определение, которым прекращает кассационное производство, ели решение суда первой инстанции не было обжаловано другими лицами.

    Кассационные представление приносится через суд, принявший решение ч.2 ст.337 ГПК РФ), в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме (ст.338 ГПК РФ).

    Кассационное представление, как процессуальный акт, исходящий от прокурора, должен отвечать определенным требованиям, указанным в ст. 339 ГПК РФ. Так, он должен содержать:

    Наименование суда, в который адресуется представление;

    Наименование лица, подающего представление, его место нахождения;

    Указание на решение суда, которое обжалуется;

    Требования прокурора, приносящего представление и основания, по которым он считает решение суда неправильным;

    Перечень прилагаемых к представлению доказательств.

    Представление прокурора должно быть объективным, мотивированным, убедительным и юридически обоснованным. Представление, отвечающее этим тре­бованиям, поможет кассационной инстанции исправить судебную ошибку и принять законное и обоснованное определение.

    Прокурор может в кассационном представлении ссылаться на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции только в случае обоснования в нем, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.


    Кассационное представление должно быть подписано прокурором.

    Кассационное представление и приложенные к нему письменные доказательства подаются в суд с копиями, число которых должно соответствовать числу лиц, участвующих в деле (ст.340 ГПК РФ).

    В случае, если представление не соответствует предъявляемым требованиям, судья выносит определение, на основании которого оставляет представление без движения и назначает срок для исправления недостатков.

    В случае если в установленный срок указания будут выполнены, представление считается поданным в день первоначального поступления в суд, в противном случае – представление возвращается. На определение судьи может быть подано представление прокурором.

    Новеллой является норма ч.1 ст.344, согласно которой лица, участвующие в деле, вправе представить возражения в письменной форме относительно представления прокурора, с приложением документов, подтверждающих эти возражения.

    При рассмотрении дела в кассационной инстанции после доклада председательствующего или одного из судей заслушиваются объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле. Первым выступает лицо, подавшее кассационную жалобу, или его представитель либо прокурор, если им принесено кассационное представление. В случае обжалования решения суда обеими сторонами первым выступает истец (ст.357 ГПК РФ).

    После исследования доказательств проводятся судебные прения. Причем, если судом кассационной инстанции истребовались новые доказательства, проводятся судебные прения по правилам, предусмотренным ст.190 ГПК РФ. Первым выступает в прениях лицо, подавшее кассационную жалобу, или прокурор, принесший кассационное представление.

    Основанием к принесению кассационного представления будут обнаруженные прокурором существенные нарушения закона, свидетельствующие о неза­конности или необоснованности судебного решения и влекущие его отмену.

    Участвуя в суде кассационной инстанции, прокурор, как и в суде первой инстанции, осуществляет надзор за исполнением законов.

    Деятельность прокурора в суде кассационной инстанции завершается составлением отчета (заключения), в котором указываются содержания решения суда, повод к рассмотрению дела кассационной инстанции, мотивы принесения представления на не вступившее в законную силу решение суда и результаты рассмотрения дела. Если имеются расхождения в позиции прокурора с определением суда, например, прокурор просит об отмене решения, а суд оставляет его без изменения и наоборот, он докладывает об этом прокурору, имеющему право принесения по делу представления в порядке надзора.

    Надзорное производство по гражданским делам является стадией исключительной. Исправление ошибок судов первой инстанции должно проис­ходить, как правило, в судах кассационной инстанции. Между тем, в надзор­ном порядке пересматривается вступившие в законную силу судебные постановления, в течение года со дня их вступления в законную силу. Происходит это, главным образом, вследствие не­удовлетворительной работы прокуроров, осуществляющих надзор в судах первой и кассационной инстанциях, которые не принимают надлежащих мер к исправлению ошибок этих судов.

    Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст.377 ГПК РФ.

    Наименование суда, в который оно адресуется;

    Наименование лица, подающего представление, его место нахождения и процессуальное положение;

    Наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

    Указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

    Указание на решение, определение суда, которые обжалуются;

    Указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;

    Просьбу лица, подающего представление.

    В случае если представление прокурора ранее подавалось в надзорную инстанцию, в нем должно быть указано на принятое решение суда. Представление подписывается прокурором, указанным в части четвертой ст.377 ГПК РФ (Генеральный прокурор РФ и его заместители – в любой суд надзорной инстанции; прокурор республики, края, области, автономного округа, военного округа (флота) – соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда). К представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

    Если представление прокурора не отвечает требованиям закона, если пропущен срок на обжалование, если оно подано лицом не имеющим полномочий на обращение в надзорную инстанцию, а также по другим основаниям, указанным в ст.380 ГПК РФ, суд возвращает его без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня поступления в суд надзорной инстанции.

    По результатам представления прокурора судья надзорной инстанции выносит определение об:

    Истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления;

    Отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления.

    Истребованное дело рассматривается судьей, кроме судьи Верховного Суда РФ, не более чем два месяца (он может быть продлен председателем суда, его заместителем до 4 и 6 месяцев). После изучения дела судья выносит определение:

    Об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции;

    О передаче дела для рассмотрения представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции.

    Дело, переданное для рассмотрения в суд надзорной инстанции, рассматривается в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда не более чем два месяца. Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ не более чем три месяца. В президиуме Верховного Суда РФ не более чем четыре месяца.

    Как правило, дела рассматриваются в суде надзорной инстанции в течение месяца (в Верховном Суде РФ не более двух месяцев). В судебном заседании принимает участие прокурор, подавший надзорное представление, если его права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие соответствующий прокурор, указанный в ч.3 т.386 ГПК РФ.

    Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорное представление прокурора. По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит определение. Основанием к отмене или изменению судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

    Близко по правовой природе и процессуальному значению к надзорному производству стоит возобновление дел по вновь открывшимся обстоя­тельствам, по этой причине некоторые прокуроры при исправлении судеб­ных ошибок вместо того, чтобы обратиться в суд, вынесший решения о

    возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам, приносятподелу надзорный представление. Представление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам подается в суд, принявший решение или определение в течение трех месяцев со дня установления оснований для пересмотра (глава 42 ГПК РФ).

    Статья 377. Порядок подачи кассационных жалобы, представления

    1. Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции.

    2. Кассационные жалоба, представление подаются:

    1) на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

    2) на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов - в президиум окружного (флотского) военного суда;

    3) на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, - в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

    4) на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, - в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

    3. С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений вправе обращаться:

    1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители - в любой суд кассационной инстанции;

    2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного су

    Статья 378. Содержание кассационных жалобы, представления

    1. Кассационные жалоба, представление должны содержать:

    1) наименование суда, в который они подаются;

    2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

    3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

    4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

    5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

    6) указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;

    7) просьбу лица, подающего жалобу, представление.

    2. В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

    3. Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по жалобе, представлению решение.

    4. Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление должно быть подписано прокурором, указанным в части третьей статьи 377 настоящего Кодекса.

    5. К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

    6. Кассационные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

    7. К кассационной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины

    Государственному обвинителю необходимо своевременно приносить кассационные представления на все незаконные, необоснованные и несправедливые судебные решения по уголовным делам.

    Представление - акт реагирования прокурора на судебное решение, выносимое в порядке, установленном УПК (п. 27 ст. 5).

    Представления должны соответствовать требованиям закона, быть конкретными, ясными и мотивированными, а изложенные в них доводы - подтверждены материалами дела. В случае обжалования судебного решения другими участниками уголовного судопроизводства и отсутствия оснований для принесения представления государственный обвинитель должен выражать в обязательном порядке свое отношение к существу жалобы посредством подачи возражений (ст. 358 УПК РФ).

    Следует заметить, что судебное разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, в обязательном порядке государственный обвинитель должен принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции и в тех случаях, когда кассационное представление не принесено.

    Раздел XV УПК РФ включает производство в надзорной инстанции (гл. 48) и возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (гл. 49). Оба эти порядка рассчитаны на проверку законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, а поэтому являются исключительным порядком пересмотра судебных решений.

    Вопрос о возбуждении надзорного производства или отказе в удовлетворении представления решает судья, который должен вынести соответствующее мотивированное решение по поступившей надзорной жалобе или представлению.

    В ч. 1 ст. 402 УПК РФ субъектом принесения представления в надзорную инстанцию назван прокурор, а не государственный обвинитель. Это означает, что представление в суд надзорной инстанции может вносить и прокурор, который не участвовал в рассмотрении данного уголовного дела в качестве государственного обвинителя. Это правило обусловлено единством и централизацией прокуратуры, что даёт возможность вышестоящему прокурору участвовать в соответствующей надзорной инстанции.

    В Уголовно-процессуальном законодательстве РФ изменилось положение прокурора в этой стадии процесса, поскольку он приносит не протест, а представление, которое не имеет каких-либо преимуществ перед жалобами других участников процесса.

    Судья должен решить, может ли представление (как и жалоба) быть поводом к возбуждению надзорного производства или в этом следует отказать.

    Сам факт принесения представления (надзорной жалобы) не обязывает вынести дело на рассмотрение соответствующей надзорной инстанции. По терминологии закона надзорное представление (надзорная жалоба) - это лишь ходатайство перед судом о рассмотрении дела в порядке надзора.

    Генеральный прокурор обращает внимание прокуроров на то, чтобы они своевременно приносили надзорные представления в целях отмены судебных решений по уголовным делам в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осуждённого, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если в предшествующем разбирательстве допущены существенные (фундаментальные) нарушения закона, повлиявшие на исход дела.

    При этом органами прокуратуры Российской Федерации в соответствии с их компетенцией должны приниматься к рассмотрению жалобы, заявления и другие обращения на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов, в том числе на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу.

    В соответствии со ст. 401 УПК РФ на постановление суда, вынесенное при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, может быть подана жалоба в кассационном порядке, установленном главами 43 и 45 УПК РФ.

    В надзорном порядке подлежат пересмотру только судебные решения, вступившие в законную силу.

    В связи с тем, что поступившие в органы прокуратуры жалобы, заявления и другие обращения могут содержать информацию о нарушении прав не только обратившегося лица, но и прав других лиц, необходимо рассматривать заявления и другие обращения как лиц, имеющих процессуальное право обжалования решения суда в соответствии со ст. 402 УПК РФ, так и иных лиц, заинтересованных в исходе уголовного дела.

    Представляется, что прокуроры (при необходимости) должны предлагать заявителям представлять копии обжалуемых судебных решений, а также копии иных процессуальных документов, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе, заявлении либо обращении.

    Если отсутствие указанных документов препятствует рассмотрению жалобы, заявления или иного обращения по существу, возвращать их заявителю с указанием причин, по которым доводы обращения не могут быть проверены.

    В случае отсутствия в жалобе (заявлении либо обращении) сведений, достаточных для её разрешения, следует возвращать её заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

    Прокуроры, осуществляя проверку доводов жалобы, заявления либо обращения помимо судебных решений могут использовать имеющиеся в распоряжении прокуратуры копии иных процессуальных документов, при необходимости знакомиться с материалами дела в суде.

    По результатам проверки доводов жалобы, заявления либо обращения прокурор в пределах компетенции выносит надзорное представление в соответствующий суд либо направляет представление вышестоящему прокурору о принесении надзорного представления в вышестоящий суд, а в случае отказа в принесении надзорного представления и оставления жалобы, заявления либо обращения без удовлетворения - выносит мотивированное заключение.

    О принятом решении необходимо уведомлять заявителя.

    В связи с тем, что внесение повторных жалоб в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, после принятия решения прокурором, правомочным приносить надзорное представление, следует прекращать дальнейшее производство по жалобе, если отсутствуют основания для направления представления вышестоящему прокурору о принесении надзорного представления в вышестоящий суд.

    Следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 407 УПК РФ участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции является обязательным как при рассмотрении надзорного представления, так и при рассмотрении надзорной жалобы. Поэтому прокурорам до рассмотрения дела судом надзорной инстанции необходимо:

    • ? готовиться к судебному заседанию;
    • ? знакомиться с материалами уголовного дела в суде, истребовавшем дело;
    • ? по результатам ознакомления составлять заключение;
    • ? всесторонне изучать законодательство, необходимое для правового обоснования своей позиции.

    В связи с тем, что ст. 125 УПК РФ устанавливает судебный порядок обжалования постановлений дознавателя, следователя, прокурора, а также их действий (бездействия), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, следует обеспечить при рассмотрении таких жалоб участие прокурора в судебном заседании, равно как и в других судебных заседаниях в ходе досудебного производства, порядок которых определён, в частности, ст. 108 и 165 УПК РФ.

    Следует заметить, что в суде первой инстанции необходимо принимать участие должностным лицам, осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. При рассмотрении кассационных жалоб и представлений на решения суда, вынесенные в ходе досудебного производства, в судебных заседаниях следует принимать участие прокурорам подразделений, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Представляется, что по указанию руководителей прокуратур в необходимых случаях в этих судебных заседаниях могут участвовать и иные прокуроры.

    Изучение судебной практики показывает, что руководители прокуратур не всегда обеспечивают участие прокуроров в судебном заседании при рассмотрении судом вопросов, связанных с передачей лица, осуждённого к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является (ст. 470 УПК РФ), а также при рассмотрении судом в порядке, предусмотренном ст. 463 УПК РФ, жалоб иностранных граждан и лиц без гражданства, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, на решения об их выдаче.

    Для повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, Генеральный прокурор РФ требует обеспечить обязательное участие прокуроров в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов об условно-досрочном освобождении осуждённых от отбывания наказания и замене неотбытой части наказания более мягким и своевременное обжалование в кассационном порядке каждого незаконного и необоснованного решения суда.

    Генеральный прокурор РФ в своих выступлениях требует повышения профессионального уровня государственных обвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах. В этих целях необходимо:

    • ? организовать надёжную систему профессиональной учебы;
    • ? постоянно совершенствовать учебно-методический процесс, привлекая к участию в проведении учебных мероприятий опытных практических работников, а там, где это возможно, - ученых-юристов;
    • ? изучать и распространять положительный опыт работы; внедрять в практику хорошо зарекомендовавшие себя формы обучения, в том числе деловые игры;
    • ? развивать и поощрять творческую активность прокуроров и стремление их к самосовершенствованию;
    • ? повышать роль и ответственность руководителей прокуратур городского и районного звена за качественную подготовку государственных обвинителей к участию в судебных заседаниях.

    Следует обратить внимание на использование средств массовой информации для пропаганды деятельности прокуроров, участвующих в судебных стадиях уголовного судопроизводства и обеспечить достоверность материалов, подлежащих опубликованию, их юридическую обоснованность.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль прокурора видна не только на досудебных стадиях уголовного разбирательства, но и при поддержке государственного обвинения в судебном заседании и при кассационном и надзорном производстве. Однако очевидно то, сто все его полномочия на любой стадии процесса сводятся к защите прав и законных интересов граждан.