Статистическая отчетность отчет по труду ао. Раскрытие информации о показателях по труду и заработной плате в отчетности

Данные по структурным единицам, несамостоятельным подразделениям (производствам, цехам, отделениям, участкам, фермам, бригадам, звеньям, бюро, лабораториям и др.) включаются в отчет по труду того предприятия, на балансе которого они находятся.

Структурные единицы, имеющие отдельный баланс и счета в учреждениях банка и входящие в состав объединения, находящиеся на территории другой республики, края, области, чем головная структурная единица (головное предприятие) объединения, статистическую отчетность представляют головной структурной единице (головному предприятию) или по его указанию сами структурные единицы управлению статистики по месту нахождения структурных единиц. Объединения в этих случаях представляют управлению статистики по месту нахождения головной структурной единицы (головного предприятия), кроме отчета в целом по объединению, отчет без данных по структурным единицам, расположенным на территории других республик, краев, областей.

2. Статистическая отчетность по труду составляется строго за установленный календарный отчетный период времени: месяц, квартал и год. Месячный отчет составляется за период с первого по последнее (включительно) число отчетного месяца, квартальный отчет - за период с первого числа первого месяца квартала по последнее (включительно) число третьего месяца отчетного квартала, годовой - за период с 1 января по 31 декабря.

3. Отчеты по труду представляются в сроки и адреса, предусмотренные утвержденными формами и табелем форм статистической отчетности.

Представление статистической отчетности по труду позднее установленных сроков является нарушением отчетной дисциплины.

4. Основными требованиями при составлении статистической отчетности по труду являются полнота заполнения отчета и достоверность отчетных данных. За достоверность данных в отчетах и своевременность представления отчетов несут персональную ответственность руководители предприятий, их структурных подразделений и главный бухгалтер.

Статистическая отчетность по труду на предприятиях должна быть составлена на основании унифицированных форм первичной учетной документации. Основными формами первичной учетной документации по труду являются: приказы (распоряжения) о приеме на работу, переводе на другую работу, прекращении трудового договора (ф. Т-1, Т-5, Т-8); личная карточка (ф. Т-2); записка о предоставлении отпуска (ф. Т-6); табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. Т-12) и табель учета использования рабочего времени (ф. Т-13); расчетно-платежные ведомости (ф. Т-49, Т-49а), расчетные ведомости (ф. Т-51), платежные ведомости (ф. Т-53, Т-53а); лицевые счета (ф. Т-54, Т-54а) и другие документы, утвержденные в установленном порядке. Перечисленные формы первичной учетной документации утверждены ЦСУ СССР и являются типовыми междуведомственными формами, которые должны применяться без изменения на всех предприятиях, кроме бюджетных учреждений, для которых формы первичного учета разрабатывает и утверждает Минфин СССР.

5. Отметки в табеле учета использования рабочего времени о причинах неявок на работу, о работе неполный рабочий день, о сверхурочной работе и других отступлениях от нормальных условий работы должны быть сделаны только на основании документов, оформленных надлежащим образом (листки нетрудоспособности, листки о простое, справки о выполнении государственных или общественных обязанностей и т.п.).

6. В случае, когда в течение отчетного периода имели место передачи структурных единиц и отдельных подразделений из одного предприятия в другое, то в статистической отчетности по труду передавшего предприятия указанные данные исключаются за период с начала года и включаются в отчет того предприятия, в состав которого были приняты эти структурные единицы и подразделения, также с начала года.

При ликвидации в отчетном периоде какого-либо структурного подразделения предприятия данные за период существования этого подразделения (с начала года до момента его ликвидации) из отчетности по труду не исключаются.

7. В случае изменения в отчетном периоде структуры предприятия или методологии определения показателей по труду данные за соответствующий период прошлого года приводятся по структуре или методологии, принятым в отчетном периоде.

8. При выявлении приписок и других искажений в отчетности по труду исправление отчетных данных предприятиями производится в отчетах за тот отчетный период (месяц, квартал, год), в котором были допущены приписки и другие искажения, в нарастающих итоговых данных этого отчета, а также во всех последующих отчетах.

При обнаружении приписок и других искажений в отчетности за какой-либо период прошлого года все исправления вносятся в отчетные данные за тот же период прошлого года, в нарастающие итоговые данные отчетов за последующие периоды, а также в данные за прошлый год в целом.

Предприятия, допустившие приписки или другие искажения отчетных данных, обязаны исправить их безотлагательно, сделав соответствующие примечания к отчету и сообщить исправленные отчетные данные своей вышестоящей организации, органу государственной статистики и соответствующему учреждению банка.

Если не установлен период совершения приписки или искажения, исправление отчетных данных производится в первом отчете после обнаружения приписки или искажения в отчетности.

Руководители предприятий, структурных единиц, подразделений и другие виновные лица несут персональную ответственность за факты приписок, очковтирательства и иные искажения государственной отчетности и привлекаются к дисциплинарной, материальной или уголовной ответственности. Суммы незаконно выплаченных премий исключаются из отчетности по труду за тот период, когда они были начислены, а не за тот период, когда обнаружена приписка в отчетных данных.

Для осуществления мониторинга социально-трудовой сферы на всех уровнях, для стратегического и оперативного управления предприятием необходимо иметь достоверную, оперативную и полную информацию о ходе процессов, связанных с организацией и использованием труда и социально-трудовыми отношениями. Показатели в сфере труда оформляются в виде отчетов и широко используются в работе как внутри предприятия, так и за его пределами - на местном, региональном, отраслевом и общегосударственном уровнях управления. Отчетность показателей по труду на предприятии делится на статистическую и оперативную, она может иметь различные направления использования и периодичность составления.

Широкую и достоверную информацию о результатах внедрения программ по труду, управления и развития персонала предоставляет государственная статистическая отчетность предприятий по труду. Она формируется на основе отчетов установленных форм, предприятия независимо от форм собственности и хозяйствования обязаны подавать в установленные сроки в управление статистики местности, где предприятие зарегистрировано. В региональных управлениях статистики эта отчетность аккумулируется, анализируется и обобщены результаты подаются в Госкомстата Украины и Министерства труда и социальной политики Украины, которое использует эти данные для планирования и координации работы по управлению социально-трудовыми процессами в стране. Государственная статистическая отчетность предприятий по вопросам труда состоит из статистической отчетности о труде, о состоянии задолженности по выплате заработной платы и об использовании рабочего времени.

Государственная статистическая отчетность по труду включает следующие отчеты:

    "Отчет по труду",

    "Сводный отчет по труду",

    "Отчет о состоянии условий труда, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях"

    "Численность отдельных категорий работников и подготовка кадров"

34.Специфика исследования актуальных проблем развития социально-трудовой сферы

Социально-трудовой называется та сфера социально-экономических процессов, в которой доминируют отношения по поводу организации производственных условий труда формирование трудовой этики; функционирования трудовых сообществ, обеспечение общественно полезной трудовой деятельности.

Специфика управления трудом как процессом общественным, а не только производственным, определяется особенностью использования человеческого фактора: рабочий - не только рабочая сила, необходимая для выполнения конкретных функций на производстве, но и человек, гражданин, член общества.

В условиях рыночного хозяйствования происходят существенные изменения в организации труда на конкретном предприятии и преобразования характера социального устройства.

К актуальным проблемам развития социально-трудовой сферы в условиях рыночной экономики относятся следующие:

1. Необходимость повышения эффективности труда на основе соответствующей ее организации при учете противоречивых колебаний конъюнктуры рынков.

2. Осложнения взаимосвязи между производительностью и социальным параметрам трудового процесса.

3. Усиление влияния качественных социальных характеристик работника на результативность его трудовой деятельности.

4. Максимизация роли трудового потенциала для прогресса социально-экономического развития государства.

5. Проблема распределения ответственности в организации.

6. Активизация внешней мобильности рабочей силы на внутреннем фирменном и национальном рынке труда.

7. Усложнение структуры вознаграждений работников.

8. Обеспечения социально-экономических гарантий занятости населения.

9. Распространение и повышение доступности информационного обеспечения для активизации трудовой деятельности.

Отчетность по труду- - совокупность форм, отражающих наличие и движение трудовых ресурсов. Основными формами первичной учетной документации по труду являются: приказы о приеме ни работу, переводе на другую работу, прекращении трудового договора (ф. Т-1, Т-5, Т-8); личная карточка (ф. Т-2); записка о предоставлении отпуска (ф. Т-6); табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. Т-12); табель учета использования рабочего времени (ф. Т-13); расчетно-платежные ведомости (ф Т-49, Т-49а); расчетные ведомости (ф. Т-51); платежные ведомости (ф. Т-53, Т-53а); лицевые счета (ф. Т-54, Т-54а).

В 2005 г. организациям предстоит сдавать новые формы статистической отчетности. Форму федерального государственного статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" представляют все юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации всех форм собственности, их обособленные подразделения.

Некоммерческие организации, представляющие в органы государственной статистики сводные данные по форме N П-4 (например, областные и районные управления и отделы здравоохранения, образования, культуры, сельские (поселковые) администрации и др.), по указанию территориального органа статистики составляют отдельный отчет на работников аппарата органов управления и отдельные отчеты на работников каждого другого вида деятельности (образование, здравоохранение и др.).

Организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 человек (включая работающих по договорам гражданско-правового характера и совместительству), сведения о численности и заработной плате заполняют за отчетный месяц. Организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, средняя численность работников которых не превышает 15 человек (включая работающих по договорам гражданско-правового характера и совместительству), указанные сведения заполняют ежеквартально - за период с начала года, а разделы 2 и 3 формы - за год.

Если организации в отчетном периоде не начисляли заработную плату и другие выплаты, то сведения по форме N П-4 представляются без заполнения этих данных.

В разделе 1 формы N П-4 сведения приводятся в целом по организации и по фактическим видам экономической деятельности, в разделах 2 и 3 приводятся сведения по работникам в целом по организации, кроме органов управления.

При ликвидации организации сведения представляются в течение всего срока проведения ликвидации.

Если в отчетном периоде имела место реорганизация, или изменение структуры, или изменение методологии определения показателей, то данные отчетности за соответствующий период прошлого года приводятся по структуре или методологии, принятой в отчетном периоде.

Численность занятого населения в Республике Татарстан в январе - марте 2009 года составляет 1807,5 тыс. человек.

Занятое население и работающее население – это разные категории.

Работающие – это работники всех видов предприятий и организации (микро, малых, средних, крупных), они составляют большую часть занятого населении (более 70 процентов -1353,7 тыс. чел ).

Занятость вне предприятий – у физических лиц и в различных формах самозанятости (индивидуальное предпринимательство , фермерство, занятость в личном подсобном хозяйстве или домашним производством товаров и услуг для реализации).

Безработные по методологии МОТ - лица 16 лет и старше, которые одновременно удовлетворяют следующим критериям:

1)не имели работу (доходного занятия);

2)занимались поиском работы, т. е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

3)были готовы приступить к работе.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. Число безработных мы получаем из ежеквартального федерального обследования населения по проблемам занятости. Каждый месяц опрашивается 1370 респондентов. Выборка построена на данных переписи населения 2002 года. Данные берутся не за один квартал, а за 4 квартала. За 2008 год в среднем число безработных составляет-96,1 тыс. чел.

Число безработных по методологии МОТ больше официально зарегистрированных безработных. Так официально зарегистрированных безработных на коней 2008 года составляло-25,8 тыс. человек., то есть в 3, 7 раз меньше, чем по методологии МОТ.

Экономически активное население – это сумма занятого населения и безработных по методологии МОТ.(1807,5 тыс. чел, плюс 96,1 тыс. человек.) получается 1903,6 тыс. чел ). Уровень безработицы по методологии МОТ - рассчитывается как отношение среднегодовой численности безработных к среднегодовой численности экономически активного населения.. В данном случае 96,1 тыс. чел поделим на 1903,6 тыс. чел и получим 5 процентов.

Уровень официально зарегистрированной безработицы считается аналогично, то есть данные официально зарегистрированной безработицы делятся на численность экономически активного населения (25,8/ 1903,6=1,3%)

Крупные и средние юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации (кроме субъектов малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности и всех форм собственности представляют форму федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников » (раздаточный материал) Форма утверждена приказом Росстата № 000 от 01.01.01 года и введена в действие с отчета за январь 2009 года. Указания по заполнению вышеуказанной формы утверждены приказом Росстата. (раздаточный материал) Срок представления в территориальные органы статистики по месту своего расположения определен - не позднее 15 числа после отчетного периода. При наличии у юридического лица обособленных подразделений форма №П-4 заполняется по каждому обособленному подразделению, и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений. Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту или с места нахождения которого осуществляется хозяйственная деятельность на оборудованных стационарных рабочих местах.


Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно – распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Обратите внимание, в форме № П-4 показатели по стр. 01 расшифровываются по чистым видам экономической деятельности. Это необходимо для формирования агрегированных показателей по видам экономической деятельности. (так если у КАМАЗ есть врачебное учреждение, то работники этого учреждения будут показаны по виду экономической деятельности – «здравоохранение», а не по основному виду деятельности КАМАЗ).

Среднесписочная численность и списочная численность – это разные показатели .

Списочная численность считается на конец отчетного периода и включает всю численность работающих в юридическом лице (количество трудовых книжек в отделе кадров).

Среднесписочная численность - это средняя численность работающих в определенном периоде(без лиц находящихся в административном отпуске по уходу за ребенком и лиц, которые находятся в ученическом отпуске без сохранения заработной платы). Кроме того, лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором или переведенные с письменного согласия работника на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников, учитываются пропорционально отработанному времени (пункт 84.3 указаний ).

Лица, переведенные на неполное рабочее время по инициативе администрации(без с письменного согласия работника) учитываются в среднесписочной численности работников, как целые единицы.

Внешние совместители учитываются пропорционально отработанному времени.(пункт 85 указаний)

Для расчета сводных данных по полному кругу предприятий учитываются следующие категории работников: (для примера –расчет за февраль 2009) .(таб. № 2 – на экран) .

всего

Работающие на крупных и средних предприятиях с численностью работников более 15 человек (ежемесячные данные № П-4);

Работающие на крупных и средних предприятиях с численностью работников не превышающих 15 человек и не являющихся субъектами малого предпринимательства (эти предприятия представляют отчет № П-4 в ежеквартальном режиме, с нарастающим итогом); коэффициент е меняется ежеквартально

Данные общественных организации, представляющих отчет 1 раз в год по форме год.- коэффициент не меняется в течении года

Работающие на малых предприятиях (ежеквартальная

форма № ПМ на выборочной основе); коэффициент меняется ежеквартально

Работающие на микропредприятиях (данные годовой

формы № ПМ на выборочной основе); .- коэффициент не меняется сь в течении года

Централизованный досчет Росстата (в части тех предприятий, которые отчитываются напрямую в Росстат, минуя Татарстанстат) .- ент не коэффициент не меняется весь в течении года

Данные с 2 по 6 показатель учитываются не арифметическим сложением с ежемесячными данными по крупным и средним предприятиями, а через специальные коэффициенты дорасчета.

Вся процедура дорасчета осуществляется отдельно и по среднесписочной численности работников и по фонду начисленной заработной платы .

Коэффициент дорасчета определяется отношением численности работников крупных и средних предприятиях и субъектов малого предпринимательства к численности работников крупных и средних предприятиях за один и тот же период (квартал, полугодии, 9 месяцев, год).

В статистике труда есть списочная численность и среднесписочная численность – это разные показатели. Списочная численность – это по сути число трудовых книжек, которые лежат в отделе кадров. А среднесписочная численность меньше на число лиц, находящихся в административном отпуске по уходу за детьми и работники, которые находятся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы в связи с обучением в общеобразовательном учреждении

Среднемесячная заработная плата

1. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников - величина заработной платы с учетом налогов и других удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации , выраженная в денежных единицах .

2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по Татарстану и по муниципальным образованиям рассчитывается делением фонда начисленной заработной платы работников списочного и несписочного состава (гр. 7 из формы № П-4) на среднесписочную численность работников (гр. 2 из формы № П-4) и на количество месяцев в отчетном периоде.

3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по видам экономической деятельности рассчитывается делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (го8 из формы № П-4) и внешних совместителей(гр. 9 из формы № П-4) на среднесписочную численность работников(гр2 из формы № П-4) и на количество месяцев в отчетном периоде.

4. На уровне организации средняя начисленная заработная плата работников может исчисляться отдельно по каждой категории работников: среднесписочной численности работников, средней численности внешних совместителей, средней численности работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в организации рассчитывается делением фонда начисленной заработной платы соответствующей категории работников на среднюю численность работников той же категории работников и на количество месяцев в отчетном периоде.

5. Среднемесячная реальная начисленная заработная плата работников в организации (среднемесячная начисленная заработная плата в ценах соответствующего периода) рассчитывается делением среднемесячной номинальной заработной платы , начисленной за отчетный период на индекс потребительских цен. Аналогично рассчитывается реальная заработная плата с нарастающим итогом(за январь - март), индекс потребительских цен берется также с нарастанием за январь - март.

Например:

Среднемесячная заработная плата за март 2009 года (видно из экспресски-14461 руб.);

Среднемесячная заработная плата за март 2008 года (из экспресски-14308,6 руб.);

Реальная заработная плата – 14461/14308,6/111,1*100=91%

Во исполнение решения совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Жукова по мониторингу ситуации на рынке труда в целях оперативного получения информации о неполной занятости работников и высвобождении работников по собственному желанию приказом Росстата от 01.01.2001 г. № 000 утверждена месячная форма федерального статистического наблюдения № П-4(НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников». Форма введена начиная с отчета за декабрь 2008 года. Отчет по форме П-4(НЗ) (представляют юридические лица(кроме субъектов малого предпринимательств). Не все виды экономической деятельности охватывает это наблюдение (нет сельского хозяйства , образования, здравоохранения, культуры)и только те юридические лица, в которых средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера не позднее 3 числа после отчетного периода . Экспресс-информация по этой форме так же выкладывается на веб – сервер. (таб. 4 – на экран )

Еще одна экспресс-информация по просроченной задолженности по заработной плате, которая размещается в ежемесячном режиме (вывести на экран таб.3)

Приказом Росстата № 000 от 01.01.01 года утверждена форма федерального статистического наблюдения по форме федерального статистического наблюдения «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате ».(раздаточный материал)

Сведения по форме заполняются по состоянию на 1 число каждого месяца и предоставляются в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения на следующий день после отчетной даты юридическими лицами при наличии просроченной задолженности по заработной плате работникам (кроме субъектов малого предпринимательства) , основной вид деятельности которых относится к следующим группам ОКВЭД (на обратной стороне бланка перечислен перечень видов экономической деятельности, которые представляют отчет). Обратите внимание – там нет Вида экономической деятельности - торговля, связь, оборонных предприятий.(часто задают вопрос по Точмашу - это оборонка). Учитываются также предприятия, находящиеся в процедуре несостоятельности, которые входят в наблюдаемые виды экономической деятельности.

Кроме того, в экспресс-информации отражена просроченная задолженность по заработной плате на малых, микропредприятиях, фермерских хозяйствах и предприятиях(включая в процедуре несостоятельности), не обследуемых видов экономической деятельности. (Эта информация не направляется в Росстат, а используется при работе РМВК)

Прокуратура, инспекция по труду либо центры занятости выявляют задолженность на таких предприятиях и представляют в Татарстанстат информацию. Учет пророченной задолженности ведется до полного погашения задолженности.

По состоянию на 1 мая задолженность не выплаченная за апрель - текущая задолженность и в федеральной форме статистического наблюдения не учитывается, а вод начисленная, но не выданная заработная плата за март и другие более ранние периоды - это уже просроченная задолженность.

В целях оперативного реагирования на нарушения трудового законодательства в области оплаты труда 21.11.2008 г. приказом Росстата № 000 утверждена декадная форма федерального статистического наблюдения (декадная) «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате». (раздаточный материал) Декадную форму представляют все юридические лица, которые представляют месячную форму, кроме видов экономической деятельности «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» и «Деятельность в области культуры». Срок представления отчета в органы статистики – на следующий день после отчетного периода . Экспресс-информацию по декадной просроченной задолженности Вы также можете видеть на своих веб-серверах.

В статистике труда существуют формы с различной периодичностью отчетности. Так, выборочное обследование организаций по форме №1 « Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы»

(на экран таб№5) проводится с периодичностью установлена 1 раз в 2 года. В этом году форма составляется за апрель 2009 года. Целью статистического наблюдения за распределением численности работников по размерам заработной платы является получение информации, характеризующей дифференциацию оплаты труда по видам экономической деятельности . В форме содержатся показатели:

· численность работников, которым начислена заработная плата(в пределах представленных интервальных диапазонов размеров заработной платы), человек;

· заработная плата, начисленная работникам (в пределах представленных интервальных диапазонов размеров заработной платы),рублей

Все бланки форм статистического наблюдения и указания по заполнению форм располагаются на сайте Татарстанстата (www. *****). Телефон для методологических консультаций Башкирова Т. С. и 2647213

В этом году органы статистики могут затребовать у организаций-работодателей, характеристики которых не отвечают критериям отнесения к малым предприятиям, следующие отчеты по труду:

  • годовые (формы № 1-Т и № 1-Т (условия труда));
  • месячные (формы № 1-ПР, № П-4, № 1-КТС (срочная), № 3-Ф (месячная), № П-4(НЗ));
  • декадные (форма № 3-ФЗ (декадная));
  • отчет по форме № 1-Т (проф) (один раз в два года). Сроки представления отчетов приведены в табл. 1 на с. 28.

Общие сведения об отчетности

Форма № 1-Т

Статотчетность по труду. Форма № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников за 2010 год» утверждена приказом Росстата от 26.08.2009 № 184, а Указания по заполнению формы - приказом Росстата от 13.10.2008 № 258. Отчет нужно представить до 20 января 2011 года 1 О том, как рассчитать среднесписочную численность для целей заполнения отчета, | читайте в статье «Отчитываемся по форме № 1-Т за 2009 год» («Зарплата», 2009, № 12). - Примеч. ред. .

* С1 января 2010 года приложение к форме № П-4(НЗ) «Сведения о численности работников, принятых для выполнения работ временного характера и общественных работ» работодатель сдавать не обязан.

Форма № 1-Т (условия труда)

Форма № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда за 2010 год» и Указания по ее заполнению утверждены приказом Росстата от 26.08.2009 № 184. Отчет представляется до 20 января 2011 года.

Форма № 1-ПР

Месячную форму № 1-ПР «Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов на 2010 год» заполняют, если в отчетном месяце работа компании была приостановлена из-за проведения забастовки.

Форма отчета и Указания по ее заполнению утверждены приказом Росстата от 18.08.2008 № 193.

Если работа была приостановлена из-за недопоставки оборудования, сырья, материалов, комплектующих деталей в организациях-смежниках, отчет не составляется.

Форма № 1-ПР составляется на каждую забастовку и представляется на второй день после отчетного месяца.

Форма № П-4

Начиная с отчета за январь 2010 года сведения о численности, заработной плате и движении работников нужно сдавать по форме, утвержденной приказом Росстата от 26.08.2009 № 184. Указания по заполнению формы приведены в приказе Росстата от 12.11.2008 № 278.

Периодичность представления формы зависит от средней численности работников организации. Если она превышает 15 человек (включая работающих по совместительству и гражданско-правовым договорам), сведения нужно подавать ежемесячно. Если средняя численность работников не превышает 15 человек, отчет следует подавать ежеквартально (нарастающим итогом за период с начала года), а разделы 2 и 3 формы - за год.

Срок представления отчета - не позднее 15-го числа месяца, следующего после отчетного месяца.

Если компании необходимо будет уточнить представленные данные за январь - декабрь 2010 года, то не позднее 15 февраля 2011 года она может направить в территориальный орган Росстата письмо с соответствующими изменениями.

Форма № 1-КТС (срочная)

Форма № 1-КТС «Сведения о коллективных трудовых спорах» и Указания по ее заполнению утверждены постановлением Росста-та от 28.12.2007 № 107. Ее заполняют компании, в которых в отчетном периоде возникли коллективные трудовые споры.

Напомним, что коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работниками и работодателем по поводу установления и изменения условий труда и выплаты заработной платы, заключения, изменения и выполнения коллективных

договоров, соглашений, а также отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Срок сдачи отчета - не позднее 3-го дня после отчетного месяца. Форму № 1-КТС нужно представлять сразу в несколько мест:

  • в территориальный орган Роструда по урегулированию коллективных трудовых споров (перечень территориальных органов приведен в Указаниях по заполнению формы);
  • территориальный орган Росстата;
  • орган, осуществляющий государственное регулирование по соответствующему виду экономической деятельности.

Форма № 3-Ф (месячная)

С отчета за январь 2009 года сведения о просроченной задолженности по заработной плате нужно заполнять по форме, утвержденной приказом Росстата от 15.07.2009 № 138. Этим же приказом утверждены Указания по заполнению формы.

Форму заполняют по состоянию на 1-е число каждого месяца и сдают на следующий день после отчетной даты (то есть не позднее 2-го числа).

Напомним, что просроченной задолженностью по заработной плате считаются фактически начисленные работникам суммы заработной платы, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором или договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком. Число дней задержки считается со следующего дня после истечения данного срока. Если день выплаты совпадает с выходным или нерабочим праздничным днем, то заработную плату нужно выплатить накануне этого дня.

Форма № 3-Ф (декадная)

Это новая форма, которую при наличии просроченной задолженности предстоит сдавать компаниям начиная с отчета за первую декаду 2010 года. Она утверждена приказом Росстата от 15.07.2009 № 138. В этом же приказе содержатся Указания по заполнению формы.

Отчет составляется по состоянию на 11-е (21-е) число каждого месяца и представляется на следующий день после отчетной декады.

Форма № П-4 (НЗ)

Для представления сведений о неполной занятости и движении работников начиная с отчета за январь 2010 года следует использовать форму и Указания по ее заполнению, утвержденные приказом Росстата от 14.10.2009 № 226.

Отчет нужно представить не позднее 3-го числа месяца, следующего за отчетным.

Если средняя численность работников меньше 15 человек, форма № П-4 (НЗ) не составляется.

Форма № 1-Т (проф)

Форма «Сведения о численности и потребности предприятий в работниках по профессиональным группам» представляется один раз в два года. В 2010 году ее нужно сдать не позднее 28 ноября. Форма отчета и Указания по ее заполнению утверждены приказом Росстата от 07.07.2008 № 156. Сведения подаются по состоянию на 31 октября 2010 года.

Кто должен отчитываться

Статотчетность по труду. Перечисленные выше формы не представляют субъекты малого предпринимательства - малые предприятия и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

В 2010 году статотчетность по труду должны сдавать компании, поименованные в табл. 2 на с. 32.

Порядок сдачи статотчетности

Порядок сдачи статистических сведений в территориальные органы Росстата регулируется Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 (далее - Положение).

Не представлявшие в 2009 году сведения по форме № П-4 № 1-Т № 1-ПР
Все № П-4
При наличии коллективных трудовых споров в отчетном периоде № 1-КТС (срочная)
Все, кроме:
- осуществляющих государственное управление и обеспечивающих военную безопасность;
- общественных объединений
№ 1-Т (проф)
Осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых (раздел С)*
Имеющие отношение к обрабатывающим производствам (раздел D)** № 1-Т (условия труда) № 3-Ф (декадная) № 3-Ф (месячная) № П-4 (НЗ), если средняя численность работников превышает 15 человек
По производству и распределению электроэнергии, газа и воды (раздел Е)*** № 1-Т (условия труда) № 3-Ф (декадная) № 3-Ф (месячная)
Организации, обязанные сдавать статотчетность по труду Формы, по которым представляется статотчетность
Занятые в строительстве № 1-Т (условия труда) № 3-Ф (декадная) № 3-Ф (месячная) № П-4 (НЗ), если средняя численность работников превышает 15 человек
Занятые в сфере транспорта и связи (раздел I)**** № 1-Т (условия труда) № П-4 (НЗ), если средняя численность работников превышает 15 человек
Занятые в сфере сельского хозяйства, охоты и предоставляющие услуги в этих областях (раздел А, код 01)
Занятые в сфере лесозаготовок (код 02.01.1) № 3-Ф (декадная) № 3-Ф (месячная)
Занимающиеся рыболовством, рыбоводством и предоставлением услуг в этих областях (код 05) № 3-Ф (декадная) № 3-Ф (месячная)
Осуществляющие деятельность в сфере сухопутного транспорта (код 60) № 3-Ф (декадная) № 3-Ф (месячная)
Осуществляющие деятельность в сфере водного транспорта (код 61) № 3-Ф (декадная) № 3-Ф (месячная)
Осуществляющие деятельность в сфере воздушного транспорта (код 62) № 3-Ф (декадная) № 3-Ф (месячная)
Организации, обязанные сдавать статотчетность по труду Формы, по которым представляется статотчетность
Осуществляющие вспомогательную и дополнительную транспортную деятельность (код 63) № 3-Ф (декадная) № 3-Ф (месячная)
Занимающиеся управлением недвижимым имуществом (код 70.32) № 3-Ф (декадная) № 3-Ф (месячная)
Занимающиеся научными исследованиями и разработками (код 73) № 3-Ф (декадная) № 3-Ф (месячная)
Занимающиеся удалением сточных вод, отходов и аналогичной деятельностью (код 90) № 3-Ф (декадная) № 3-Ф (месячная)
Осуществляющие деятельность в сфере образования (код 80) № 3-Ф (месячная)
Осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (код 85) № 3-Ф (месячная)
Осуществляющие деятельность в области культуры, связанную с производством, прокатом и показом фильмов (код 92.1); радиовещанием и телевидением (код 92.2); зрелищно-развлекательными мероприятиями (код 92.3) № 3-Ф (месячная)
Информационные агентства (код 92.4) № 3-Ф (месячная)
Осуществляющие прочую деятельность в области культуры (код 92.5) № 3-Ф (месячная)
Осуществляющие оптовую и розничную торговлю (раздел G)
Осуществляющие ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (раздел G) № П-4 (НЗ), если средняя численность работников превышает 15 человек
Организации, обязанные сдавать статотчетность по труду Формы, по которым представляется статотчетность
Осуществляющие финансовую деятельность (раздел J) № П-4 (НЗ), если средняя численность работников превышает 15 человек

*3десъ и далее основной вид деятельности организации приведен в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОКВЭД ОК 029-2001, утвержденным постановлением Госкомстата России от 06.11.2001 № 454-ст.
**Форму № 1-Т (условия труда) не сдают организации, осуществляющие издательскую и полиграфическую деятельность, тиражирование записанных носителей информации (подраздел DE ОКВЭД ОК 029-2001).
***Форму № 1-Т (условия труда) не представляют фирмы, осуществляющие деятельность по обеспечению работоспособности электрических и тепловых сетей, распределению газообразного топлива и воды, обеспечению работоспособности котельных.
****Форму № 1-Т (условия труда) не составляют компании, осуществляющие деятельность по хранению и складированию, в области кабельного вещания, эфирного вещания и проводного радиовещания, туристические агентства.

Согласно пункту 5 Положения руководитель организации обязан назначить должностных лиц, уполномоченных представлять статистическую информацию от имени юридического лица.

Куда представлять отчеты . Все формы компании представляют в органы статистики по месту своего нахождения или по месту фактического осуществления деятельности.

Обособленные подразделения . При наличии у организации обособленных подразделений отчеты заполняются как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без подразделений.

Заполненные формы компания должна представлять в территориальные органы Росстата по месту нахождения обособленного подразделения (по обособленному подразделению) и по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений). Если обособленное подразделение не ведет деятельность по месту

своего нахождения, форма сдается по месту фактического осуществления им деятельности.

Общие правила сдачи . Все формы статистического наблюдения можно представлять как на бумажном носителе (лично или по почте), так и в электронном виде. Исключение составляет форма № 1-КТС (срочная), которую следует сдавать только на бумаге.

Датой представления сведений считается дата (п. 11 Положения):

  • отправки почтового отправления с описью вложения;
  • отправки по телекоммуникационным каналам связи;
  • фактической передачи в территориальный орган Росстата. Если день сдачи отчета приходится на выходной, то срок переносится на ближайший рабочий день (п. 18 Положения).

Обратите внимание: за непредставление статистической отчетности в полном объеме или в искаженном виде предусмотрена административная ответственность (п. 14 Положения). Согласно статье 13.19 КоАП РФ за нарушение порядка представления отчетности, а также представление недостоверной информации компанию могут оштрафовать на сумму от 3000 до 5000 руб.