Все вещества с которыми мы. Информационная обработка текста в старших классах

а 27 I Прочитайте текст.

Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. Эти состояния веществ называют их агрегатными состояниями. Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

главная

    Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний - жидком, твёрдом или газообразном - и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

    При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние - жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

    Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

    Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

27 I Прочитайте текст.

Межнациональное общение происходит везде: в быту, в мире искусства, на страницах литературных произведений. И каждый раз, чтобы это общение состоялось, помимо знания языка, нужно знать и уважать культуру, обычаи носителей разных языков. Только в этом случае состоится межкультурная коммуникация, цель которой - взаимопонимание разных народов.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    Взаимопонимание разных народов в процессе межкультурной коммуникации возможно, если эти народы знают и уважают язык, культуру и обычаи друг друга.

    Проблему межнационального общения необходимо решать как на бытовом уровне, так и на уровне приобщения людей к культуре.

    Чтобы достичь взаимопонимания, представителям одной национальности необходимо знать язык другой национальности.

    Цель межкультурной коммуникации - изучение обычаев разных народов.

а 27 1 Прочитайте текст.

С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилась масса преимуществ. Преимущества ясны - достаточно короткий путь от идеи к воплощению, работа без привлечения дополнительных специалистов, доступность оборудования и возможность работы в комфортных условиях; при этом у многих создаётся впечатление, что умная машина сама всё делает, например, творит нечто в стиле Энди Уорхола, но в цветовой гамме Рембрандта. Однако компьютер - такой же инструмент для художника, как карандаш или краска, разве что возможностей технических во много раз больше.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилось огромное количество проблем.

    Компьютер - умная машина, способная к самостоятельному творчеству.

    Компьютер, инструмент художника наряду с карандашами и красками, работает без привлечения дополнительных специалистов.

    Компьютер - удобный современный инструмент реализации творческого замысла художника-дизайнера; вопреки мнению многих, компьютер не наделён творческим потенциалом.

Д27 I Прочитайте текст.

Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. Именно поэтому волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    При беге и прыжках кошка испытывает наименьшее сопротивление воздуха.

    Кошка - очень подвижное животное, которое может легко пролезать в узкие проходы, быстро двигаться в траве, густом кустарнике.

    Волоски на теле кошки расположены по правилам оптимального обтекания, что позволяет животному быстро двигаться и не намокать под дождём.

    Искусственным путём была выведена порода кошек, шерсть которых не намокает во время дождя.

а о? I Прочитайте текст,

Янтарь возник из смолы хвойных деревьев, живших 35 -40 миллионов лет назад. Деревья при глубоком повреждении коры обильно выделяют смолистый сок, в состав которого входят скипидар, вода и смоляные кислоты. В тёплом субтропическом климате того времени вода и легколетучий скипидар испарялись, а смола затвердевала на деревьях в виде наростов.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    Хвойные деревья, жившие 35-40 миллионов лет назад, при глубоком повреждении коры обильно выделяли смолистый сок.

    В состав смолистого сока хвойных деревьев входят вода, скипидар и смоляные кислоты.

    Янтарь - затвердевшая смола - возник в результате испарения воды и скипидара из смолистого сока живших 35-40 миллионов лет назад хвойных деревьев.

    Янтарь - это сок хвойных деревьев, который обильно выделялся при повреждении коры.

а 27| Прочитайте текст.

Рис требует несколько меньшего количества удобрений по сравнению с другими сельскохозяйственными культурами. Это объясняется тем, что в корневой зоне растений риса обитают специфические азотфиксирующие бактерии. В результате даже без внесения азотных удобрений плантация риса может сохранять урожайность в течение длительного времени.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    По сравнению с другими сельскохозяйственными культурами рис требует несколько меньшего количества удобрений.

    Плантация риса может долго сохранять урожайность без внесения азотных удобрений благодаря азотфиксирующим бактериям, снижающим потребность растений риса в удобрениях.

    Плантация риса может сохранять урожайность в течение длительного времени благодаря бактериям.

    В корнях растений риса обитают специфические азотфиксирующие бактерии.

Косметические средства – обязательная вещь в имидже каждой современной женщины. Даже если производители уверяют о натуральности происхождения всех составных их продуктов, некоторые з них могут серьёзно навредить здоровью.

Исследователи Экологической группы обнаружили, что среднестатистическая женщина в течении дня применяет около 170 химических веществ. Но все ли они полезны, или хот бы безвредны?

Парабены

Парабены – это типичные консерванты, самый популярный из которых метилпарабен. Такой элемент способен вызывать проблемы с молочной железой вплоть до рака груди.

Европейский комитет по безопасности потребителя долгое время исследует подобного рода вещества для уверенности в контроле над продуктами. Конкретно метил и этилпарабен определены безвредными, так как их концентрация в косметических средствах слишком мала.

Тальк

Еще несколько лет назад ученые установили прямую связь применения талька и раком половой системы, а конкретней яичников. Но это может быть обусловлено другими факторами, например, добавлением к тальку других элементов, которые могут вызывать подобные опасности для здоровья.

Свинец

Помады насыщенных цветов скорее всего содержат в своем составе свинец. Он настолько опасен, что может вызывать проблемы врожденны дефектов у младенцев, судороги и даже выкидыша.
Слава богу зачатую в составе помад свинца очень мало, и он не слишком опасен, но помните – чем ярче помада, тем больше в её пигменте опасного вещества.

Наночастицы

Частицы цинка и титана содержатся в косметических продуктах, которые защищают от солнечных лучей, могут повреждать ДНК человека и нарушать геном, что грозит проблемами в развитии потомков. Но конкретных доказательств на этот счет нет.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить
обособленным определением, выраженным причастным
оборотом?

1) Главный герой романа Достоевского «Идиот» князь Мышкин одновременно смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.
2) К 1856 году творческие интересы Шишкина, который выделялся среди товарищей несомненным талантом, определились окончательно.
3) Дорога, которую указал Пугачёв, оказалась спасительной для Петруши и гибельной для других.
4) Девятая симфония Бетховена служила образцом для художников эпохи романтизма, которые увлекались утопией синтетического искусства.

Прочитайте текст.

Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. Эти состояния веществ называют их агрегатными состояниями. Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний - жидком, твёрдом или газообразном – и обладает при этом определёнными неизменными
свойствами.
2) При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние – жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.
3) Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.
4) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

Прочитайте текст и выполните задания A28 – A30; B1 –
B8; C1.

Сегодня я впервые осознала: расставаться будет грустно. (2) Просто грустно, без всяких метафор и ненужных сравнений. (3)Одиннадцатый класс как песочные часы. (4)Сверху - школа, снизу - ты. (5)И ты берёшь теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда закончится урок, когда можно будет закрыть за собой
дверь класса, пронестись во весь дух по коридору, сбежать вниз по лестнице, запрыгать, как кузнечик: «Домой, домой!» (6)Не хочется теперь!
(7)В одиннадцатом классе учиться весело. (8)Шутим чаще, смеёмся громче, ссоримся реже. (9)Вообще не ссоримся! (10)На уроках не до учёбы, потому что нравится оглядывать взрослеющих одноклассников, вздыхать: «Какие...» (11) Вспоминать, кто в кого был влюблен, кто кому нравился. (12)Кто смешливый, кто обидчивый, кто чудаковат, кто всегда поможет, а кто и отложит. (13)В одиннадцатом классе легко всех любить, и все кажутся самыми лучшими. (14)Кто раздражал, незаметно становится лучшим другом. (15)Того, кого считала глупым, считаешь теперь просто очень простым. (16)И хорошим. (17)И не обзываешь никого, даже про школьные «кликухи» стараешься забыть: ко всем по имени.
(18) Уважительно и как друг. (19)В последнее время на уроках литературы мне кажется, будто между нами, одноклассниками, бьются окна, срываются шторы,
становится всё понятно...
(20)Мы отрываемся от художественного произведения, от рассказов Бунина и Куприна, пружиним литературными строчками, подпрыгиваем и улетаем за горизонты школьной программы, туда, где начинается жизнь... (21)Углубляемся в тему любви, которая трогает больше всего, заставляет спорить, громко и страстно рассуждать...
(22)В любовь все верят одинаково. (23)И несправедливо выделять кого-то: юношей, девушек... (24)Нет более или менее романтичных или сентиментальных. (25)Удивительно, но юноши даже чаще более заинтересованы в обсуждении любви, личных взаимоотношений. (26) И оказываются более активными, поднимают руку, чтобы ответить, кто из героев повести или рассказа виноват в разлуке, кто ошибался, как он сам поступил бы в такой ситуации. (27)И мы теперь с большим рвением делаем литературу, спешим начать заниматься сразу, лишь прозвенит звонок. (28)И нашей учительнице тоже интересно, она наблюдает за нами, загадочно молчит, улыбается, подкидывает новые вопросы, темы для
обсуждения. (29)И у книг из школьной программы вдруг рождается неожиданное продолжение.
(30)И я с удивлением понимаю: мы не дети, мы не школьники, уже мужчины, уже женщины... (31)Те, про кого пишутся и пишутся книги...

(По Н. Михайловой)
Какое высказывание противоречит содержанию текста?

1) В выпускном классе приятно вспоминать, как складывались отношения между одноклассниками в течение школьных лет.
2) В одиннадцатом классе школьники начинают более уважительно относиться друг к другу, чем раньше.
3) Обсуждение художественных произведений на уроках литературы сближает одиннадцатиклассников.
4) Одиннадцатиклассников ещё нельзя назвать взрослыми людьми.

Простые вещества и их классификация При изучении материала предыдущих параграфов, вы уже познакомились с некоторыми веществами. Так, например, молекула газа водорода, состоит из двух атомов химического элемента водорода – Н + Н = Н2. Простые вещества – вещества, в состав которых входят атомы одного вида К простым веществам, из числа известных вам веществ, относят: кислород, графит, серу, азот, все металлы: железо, медь, алюминий, золото и т.д. Сера состоит только из атомов химического элемента серы, а графит состоит из атомов химического элемента углерода. Нужно четко различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» . Например, алмаз и углерод – не одно и тоже. Углерод – химический элемент, а алмаз – простое вещество, образованное химическим элементов углеродом. В данном случае химический элемент (углерод) и простое вещество (алмаз) называются по-разному. Часто химический элемент и отвечающее ему простое вещество называются одинаково. Например, элементу кислороду, соответствует простое вещество – кислород. Различать, где идет речь об элементе, а где о веществе, необходимо научиться! Например, когда говорят, что кислород входит в состав воды – речь идет об элементе кислороде. Когда говорят, что кислород – это газ, необходимый для дыхания – здесь идет речь о простом веществе кислороде. Простые вещества химических элементов подразделяют на две группы – металлы и неметаллы. Металлы и неметаллы кардинально отличаются по своим физическим свойствам. Все металлы при нормальных условиях твердые вещества, исключение составляет ртуть – единственный жидкий металл . Металлы непрозрачны, обладают характерным металлическим блеском. Металлы пластичны, хорошо проводят тепло и электрический ток. Неметаллы не похожи друг на друга по физическим свойствам. Так, водород, кислород, азот – газы, кремний, сера, фосфор – твердые вещества. Единственный жидкий неметалл – бром – жидкость коричнево-красного цвета. Если провести условную линию от химического элемента бора к химическому элементу астату, то в длинном варианте Периодической Системы над линией расположены неметаллические элементы, а под ней – металлические . В коротком варианте Периодической Системы под этой линией расположены неметаллические элементы, а над ней – как металлические, так и неметаллические элементы. Значит, определять, является элемент металлическим или неметаллическим, удобнее по длинному варианту Периодической Системы. Это деление условное, поскольку все элементы так или иначе проявляют как металлические, так и неметаллические свойства, но в большинстве случаев такое распределение соответствует действительности.

Сложные вещества и их классификация

Если в состав простых веществ входят атомы только одного вида, несложно догадаться, что в состав сложных веществ будут входить несколько видов различных атомов, как минимум двух. Примером сложного вещества является вода, ее химическая формула вам известна – Н2О . Молекулы воды состоят из двух видов атомов: водорода и кислорода. Сложные вещества – вещества, в состав которых входят атомы различных видов Проведем следующий эксперимент. Смешаем порошки серы и цинка. Поместим смесь на металлический лист и подожжем при помощи деревянной лучины. Смесь загорается и быстро сгорает ярким пламенем. После завершения химической реакции образовалось новое вещество, в состав которого входят атомы серы и цинка. Свойства этого вещества совершенно другие, нежели свойства исходных веществ – серы и цинка. Сложные вещества принято делить на две группы: неорганические вещества и их производные и органические вещества и их производные. Например, каменная соль – это неорганическое вещество, а крахмал, содержащийся в картофеле – органическое вещество.

Типы строения веществ

По типу частиц, входящих в состав веществ, вещества делят на вещества молекулярного и немолекулярного строения. В состав вещества могут входить различные структурные частицы, такие как атомы, молекулы, ионы. Следовательно, существует три типа веществ: вещества атомного, ионного и молекулярного строения. Вещества различного типа строения будут иметь различные свойства.

Вещества атомного строения

Примером веществ атомного строения могут быть вещества, образованные элементом углеродом: графит и алмаз . В состав этих веществ входят только атомы углерода, но свойства этих веществ очень сильно отличаются. Графит – хрупкое, легко расслаивающееся вещество серо-черного цвета. Алмаз – прозрачный, один из самых твердых на планете, минерал. Почему вещества, состоящие из одного типа атомов, имеют различные свойства? Все дело в строении этих веществ. Атомы углерода в графите и алмазе соединяются различным способом. Вещества атомного строения имеют высокие температуры кипения и плавления, как правило, нерастворимы в воде, нелетучи. Кристаллическая решетка – вспомогательный геометрический образ, вводимый для анализа строения кристалла

Вещества молекулярного строения

Вещества молекулярного строения – это практически все жидкости и большинство газообразных веществ. Существуют и кристаллические вещества, в состав кристаллической решетки которых входят молекулы. Вода – вещество молекулярного строения. Лед также имеет молекулярное строение, но в отличие от жидкой воды, имеет кристаллическую решетку, где все молекулы строго упорядочены. Вещества молекулярного строения имеют невысокие температуры кипения и плавления, как правило хрупкие, не проводят электрический ток.

Вещества ионного строения

Вещества ионного строения – это твердые кристаллические вещества. Примером вещества ионного соединения может быть поваренная соль. Ее химическая формула NaCl. Как видим, NaCl состоит из ионов Na+ и Cl⎺, чередующихся в определенных местах (узлах) кристаллической решетки. Вещества ионного строения имеют высокие температуры плавления и кипения, хрупкие, как правило, хорошо растворимы в воде, не проводят электрический ток. Понятия «атом», «химический элемент» и «простое вещество» не следует смешивать.
  • «Атом» – конкретное понятие, так как атомы существуют реально.
  • «Химический элемент» – это собирательное, абстрактное понятие; в природе химический элемент существует в виде свободных или химически связанных атомов, то есть простых и сложных веществ.
Названия химических элементов и соответствующих простых веществ совпадают в большинстве случаев. Когда мы говорим о материале или компоненте смеси – например, колба наполнена газообразным хлором, водный раствор брома, возьмём кусочек фосфора, – мы говорим о простом веществе. Если же мы говорим, что в атоме хлора содержится 17 электронов, вещество содержит фосфор, молекула состоит из двух атомов брома, то имеем в виду химический элемент. Нужно различать свойства (характеристики) простого вещества (совокупности частиц) и свойства (характеристики) химического элемента (изолированного атома определенного вида), см. таблицу ниже:

Сложные вещества необходимо отличать от смесей , которые тоже состоят из разных элементов. Количественное соотношение компонентов смеси может быть переменным, а химические соединения имеют постоянный состав. Например, в стакан чая вы можете внести одну ложку сахара, или несколько, а молекулы сахарозы С12Н22О11 содержит точно 12 атомов углерода, 22 атома водорода и 11 атомов кислорода. Таким образом, состав соединений можно описать одной химической формулой, а состав смеси – нет. Компоненты смеси сохраняют свои физические и химические свойства. Например, если смешать железный порошок с серой, то образуется смесь двух веществ. И сера, и железо в этой смеси сохраняют свои свойства: железо притягивается магнитом, а сера не смачивается водой и плавает по ее поверхности. Если же сера и железо прореагируют друг с другом, образуется новое соединение с формулой FeS , не имеющее свойств ни железа, ни серы, но обладающее набором собственных свойств. В соединении FeS железо и сера связаны друг с другом, и разделить их методами, которыми разделяют смеси, нельзя. Таким образом, вещества можно классифицировать по нескольким параметрам: Выводы из статьи по теме Простые и сложные вещества

  • Простые вещества – вещества, в состав которых входят атомы одного вида
  • Простые вещества делят на металлы и неметаллы
  • Сложные вещества – вещества, в состав которых входят атомы различных видов
  • Сложные вещества делят на органические и неорганические
  • Существуют вещества атомного, молекулярного и ионного строения, их свойства различны
  • Кристаллическая решетка – вспомогательный геометрический образ, вводимый для анализа строения кристалла
]]>

Вариант № 2597490

1. Задание 1 .

1) Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний - жидком, твёрдом или газообразном - и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

2) При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние - жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

3)Своё агрегатное состояние - жидкое, твёрдое или газообразное - многие вещества меняют в процессе охлаждения или нагревания, в результате чего приобретают совсем другие свойства.

4) Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

5) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

2. Задание 2 . Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении?Выпишите это слово.

Хотя

Эти

Таким образом,

Вопреки этому

Наоборот,

3. Задание 3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР , -а, мн. -ы, -ов, муж.

1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

2. Отдельная область Вселенной, планета. Звёздные миры.

3. ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

4. Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

6. ед. (пред. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.

7. (пред. на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке голому рубашка (посл.).

4. Задание 4 .

оклЕить

шарфЫ

дОсуха

лгалА

вместИтся

5. Задание 5 .

Часть жителей, пострадавших во время паводка, была эвакуирована в безопасные места в СОСЕДСКИХ посёлках.

Во время испытаний новой боевой техники были протестированы принципиально новые ТАКТИЧЕСКИЕ приёмы организации полевой связи.

В знаменитом парке цветов на протяжении нескольких последних месяцев высажено около семи миллионов ЛУКОВИЧНЫХ растений.

Молодёжный проект направлен на ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ и практическую подготовку нового поколения управленцев

6. Задание 6 .

ДОСТИГНУЛИ

менее ВОСЬМИСОТ страниц

ОБЕИХ учениц

КРАСИВЫЙ тюль

по ДЛИННОЙ авеню

7. Задание 7 .

А) Через год после выставки картины «Ночи на Днепре» А. И. Куинджи продемонстрировал зрителям ещё одну картину, применив тот же световой эффект.

Б) Нельзя не согласиться с утверждением, что те, кто неутомимо стремится к достижению своей цели, достоин глубокого уважения.

В) Регистрация была проведена сразу по прибытию участников симпозиума в аэропорт.

Г) Произнесение вашего доклада вслух, готовясь к выступлению перед большой аудиторией, поможет вам в дальнейшем более уверенно держаться на сцене.

Д) И. С. Тургенев писал, что «ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык».

8. Задание 8 .

пол..мический

персп..ктива

декл..рация

заг…релый

з…ря

9. Задание 9 .

ин.. .екция, обез.. .яна;

чре...мерный, и...подтишка;

пр..образ, пр...бабка;

пр.. .градить, пр.. .старелый;

н..мордник, не..ценимый.

10. Задание 10 .

отчётл..вый

слад..нький

миндал..вый

тен..вой

леле..ть

11. Задание 11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

непередава..мые

пил..т (он)

предполага..мый

наруша..мый

пыла..т

12. Задание 12 .

Кругом стоит удивительная, ничем (не)нарушаемая тишина.

Во влажном воздухе витал (не)повторимый запах приближающейся весны.

Ни один восход (не)бывает похож на другой.

(Не)дождавшись брата, я ушел.

(Не)знающий меры будет горевать и в богатстве.

13. Задание 13 .

(В) ПРОДОЛЖЕНИИ романа страниц будет (В) ДВОЕ больше, чем в первой части.

ЧТО(БЫ) найти вход в пещеру, спелеологи (В) ТЕЧЕНИЕ трёх недель методично обследовали склон горы.

Работа (В) СКОРЕ будет готова, примерно через (ПОЛ) ЧАСА.

(НА) КОНЕЦ дело было передано в районный суд, после чего наши оппоненты пошли (НА) ПОПЯТНУЮ.

КОГДА(ТО) Архип хорошо понимал (ПО)ФРАНЦУЗСКИ.

14. Задание 14 . Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Ю(1)ая красавица смущё(2)о улыбнулась и выронила золочё(3)ую пудре(4)ицу из рук.

15. Задание 15 . Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович.

2) Свияжский был не только умный но и очень образованный человек.

4) Всё в комнате затихло и слышалось только слабое потрескивание восковых свечей.

5) Где-то в передней гремит ведёрко и слышится тихий плеск воды.

16. Задание 16 .

Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) без каких-либо физических усилий (3) оказалась особенно близка Шишкину (4) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка.

17. Задание 17 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Даниил Чёрный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том, что он увидел одарённость Андрея Рублёва и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника.

18. Задание 18 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сертификат (1) для получения (2) которого (3) мне пришлось пройти двухгодичное обучение (4) впоследствии пригодился при устройстве на новую работу.

19. Задание 19 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Но река величаво несёт свои воды (1) и какое ей дело до этих цветов (2) которые плывут (3) по воде (4) как недавно плыли льдины.

20. Задание 20 .

Цифры укажите в порядке возрастания.

2) В детстве эта мелодия вызывала другие чувства.

3) Это музыкальное произведение было написано на прощание с Родиной.

5) Вася-поляк знал лично композитора и автора этой мелодии.

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку - скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём нее рассказывала мне музыка? (5)0 чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)0н посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(17) «Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. (18) «За что, мальчик?» - (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, - это была моя родина.

(25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (ЗО)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (ЗЗ)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

(По В. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924-2001), выдающийся русский прозаик. Важнейшие темы творчества - военная и деревенская.

21. Задание 21 .

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Предложения 17-24 содержат описание.

2) Предложения 25-28 содержат повествование.

3) В предложении 29-32 представлено рассуждение.

4) В предложениях 9-16 перечислены последовательные действия героя.

5) В предложениях 4-8 содержится повествование.

22. Задание 22 . Из предложения 33 выпишите синоним к слову «жили, помещались»

23. Задание 23 . Среди предложений 25-30 укажите предложение, которое связано с предыдущим при помощи наречия и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. Задание 24 .

«С музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой. К этому убеждению приходит автортекста. Подтверждение этой мысли - (А)_____ («как вздох своей земли» в предложении 34). Более того, музыка пробуждает нетолько чувства, но стремление совершать хорошие поступки. Как доказательство - в предложении 32 используется такой троп, как (Б)_____ («не прорастала жалостью»). В тексте используется (В)_____ («восторженными» слезами - предложение 20). Придают особую эмоциональность тексту (Г)_____ (предложения 8, 23)».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) литота

3) эпитет

4) ирония

5) метафора

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Вариант № 2597497

1. Задание 1 . В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) В Непале белоснежный покров горных вершин сменяется альпийскими лугами и даже тропическими лесами.

2) Непал - самая высокогорная страна в мире: именно здесь находится высочайшая гора Эверест и ещё семь из четырнадцати вершин планеты, чья высота достигает 8000 м.

3) Климат Непала, самой высокогорной страны на планете, отличается удивительным разнообразием из-за большого перепада высоты над уровнем моря на разных территориях государства.

4) Территория Непала по своим природно-географическим особенностям разделяется на высотные пояса, тянущиеся с запада на восток вдоль горной системы Гималаев.

5) Удивительное разнообразие климата Непала, самой высокогороной страны, вызвано большим перепадом высоты над уровнем моря на разных территориях государства.

2. Задание 2 . Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении?

Однако

Например,

Несмотря на это,

Очевидно,

Именно из-за

3. Задание 3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЫСОТА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВЫСОТА́ , -ы, мн. -оты, -от, -отам, жен.

1. Величина, протяжённость чего-н. от нижней точки до верхней. В. кирпичной кладки. В. прибоя. В. циклона.

2. Пространство, расстояние от земли вверх. Смотреть в высоту. Самолёт набирает высоту. Лететь на большой высоте.

3. Возвышенное место, возвышенность. Занять высоту.

4. Высокий уровень развития чего-н. Достигнуть новых высот. Овладеть высотами мастерства.

5. В математике: отрезок перпендикуляра, опущенного из вершины геометрической фигуры на её основание. В. треугольника.

6. Одно из основных свойств звука результат колебаний звучащего тела (спец.). Абсолютная, относительная в.

4. Задание 4 . В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

портфЕль

клалА

слИвовый

звалА

цепОчка

5. Задание 5 . В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На вопросы об одноклассниках мой товарищ отвечал немногословно и ДИПЛОМАТИЧНО умолчал о бывших между ними разногласиях.

Несколькими яркими, КРАСОЧНЫМИ мазками художник изобразил разбежавшуюся по лужайке детвору.

В недавно обнародованном документе это небольшое островное государство угрожало своим соседям разрывом ДИПЛОМАТИЧНЫХ отношений.

Дремучее НЕВЕЖЕСТВО посетителя изумило даже видавших виды опытных сотрудников.

Можно было заметить под мостами мгновенные отблески звезд в тёмной -не то БОЛОТНОЙ, не то то речной- воде.

6. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПЛЕЩЕТ волна

менее ЛЁГКИЙ путь

ИХНИЕ дети

вес в ТЫСЯЧУ двести тонн

несколько ЧЕЛОВЕК

7. Задание 7 . Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от неожиданного успеха.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Благодаря современных технологий учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Многие, кто бывал в Переяславле, знает, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далёкое прошлое.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Справа от штурвала находился компас с покрытым потрескавшейся и частью соскочившей эмалью кругом указателя, испещрённых многочисленными делениями.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда нашёл и начал заниматься архивами деда».

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

8. Задание 8 . Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

нав..ждение

колл..кционер

оз..рить

заг..рать

соч..тание

9. Задание 9 . Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..коренить, чре..мерный;

сверх..зобилие, с.змала;

пр..огромный, пр..образование;

в..южный, с.ёмка;

не..говорчивый, про..ьба.

10. Задание 10 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

улыбч..вый

засушл..вый

рул..вой

наде..лся

перекле..вать

11. Задание 11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

стел..щиеся

кол..щие

дремл..т

нама..вшись

бре..тся

12. Задание 12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Этот населённый пункт (не)обозначен ни на одной карте.

Но искали они эту правду совсем (не)там, где их идейные противники.

Софья Николаевна (не)очень постарела за это время.

(Не)легко было читателю в то время разбираться в противоречивых оценках.

Куплена (не)дорогая, а дешёвая мебель.

13. Задание 13 . Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ЧТО)БЫ вовремя приехать (НА)ВСТРЕЧУ, мы вышли пораньше.

(ПО)ПРИЧИНЕ затяжного (НЕ)НАСТЬЯ поход был отменён.

Мещёрский край ТАК(ЖЕ) скромен, как и картины Левитана, и есть в нём ТО(ЖЕ) величие и спокойствие, что и в картинах художника.

Мы взглянули (НА)ПРАВО, но дороги так и (НЕ)УВИДЕЛИ.

(В)СЛЕДСТВИЕ плохой погоды мы (ТО)ЖЕ остались в избе до вечера.

14. Задание 14 . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?

Цифры укажите в порядке возрастания.

Ситуация на российском рынке начала коре(1)ым образом меняться из-за предложения всё большего числа акций иностра(2)ых фондов, в том числе зарегистрирова(3)ых в офшорных зонах.

15. Задание 15 . Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Лес пахнет хвоей и прелой листвой и убаюкивает нас шумом ветра в кронах

деревьев.

2) К зимовке можно добраться на собаках либо на оленях.

3) Туман постепенно окутал не только старый причал но и весь город.

4) Луна спряталась за тучами и над морем поднялся туман.

5) Я взял кусок хлеба и ломтик ветчины и снова поднялся на палубу.

16. Задание 16 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

17. Задание 17 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

18. Задание 18 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Первым этапом деловых бесед или переговоров (1) может быть ознакомительная встреча (2) в процессе (3) которой (4) уточняется предмет переговоров и решаются организационные вопросы.

19. Задание 19 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

20. Задание 20 . Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Герой-рассказчик полагает, что люди выбирают местом своего жительства уединённый остров для того, чтобы испытать чувство покоя и одиночества.

2) По мнению героя-рассказчика, островные жители живут не спеша потому, что от бурного, суетливого мира их отделяет водное пространство.

3) Герой-рассказчик считает, что неторопливость островного человека объясняется его слабостью.

4) По убеждению героя-рассказчика, жителям островов не следует быть столь медлительными.

5) Если к своему окружению и к своему времени относиться внимательно, то вещи способны заиграть новыми гранями.

(1)Я зачарованно слоняюсь по сонным, травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам града-острова Свияжска. (2)3десь каждый домишко гордится своим отличием от других, каждый - себе на уме. (З)Много кирпичных, очень старых купеческих и мещанских домов, которые кое-как приспособили под современное жильё. (4)Гнилые двери, кривые от старости рамы и скособоченные крылечки говорят о времени.

(5)Выхожу на откос под стенами Успенского монастыря, с которого хорошо видно бескрайний волжский простор с рядами голубых островов и клонящимся к горизонту солнцем. (6)Я знаю, что где-то там, в теряющейся дали, находится устье впадающей в Волгу Свияги, давшей имя этому чудо-городку.

(7)Дорожка под стенами монастыря вымощена плитами, усажена окультуренными деревцами. (8)Падаю в ковыли вблизи двух дерев, причудливо сплетённых, словно в танце, стволами, под голову кладу рюкзачок.

(9)Небо над головой у меня свежо голубело, как в ветреном марте. (Ю)Ближе к западному краю к его ясной лазури примешивалась трудноуловимая жемчужная муть. (11)Я долго лежал под этим небом. (12)Ощутив голод, пожевал сухарей. (13) Наевшись сухарей и почувствовав жажду, сделал пару глотков из фляги.

(14) Пригревшись на солнышке, даже вздремнул.

(15)3а это время меня никто не потревожил, ни один человек не прошёл по дороге, на обочине которой я расположился. (16)Эта пауза, в которую я погрузился, на какое-то время выпав из действительности, несла в себе некий смысл. (17)Одолев полторы тысячи километров, я летел сюда сломя голову, с великими усилиями переваливал через дамбы, попадал в шторма, страдал от палящего солнца и дождя, боролся с комарьём... (18)И всё для того, чтоб очутиться в этом месте в этот достопамятный день и час, чтобы рухнуть под грузом своей усталости в эту траву под белыми стенами старого монастыря...

(19)Прожив двое суток в Свияжске, я, конечно, не мог не почувствовать очарование этого места. (20)Разгадка, видимо, коренилась в психологии здешних жителей - островитян. (21)Островной человек проживает свою жизнь медленно и подробно, спешить ему некуда, потому что кругом вода. (22)На острове течение времени замедляется, как это бывает на космическом корабле, летящем с околосветовой скоростью.

(23)Островной человек прежде всего экономен во всём, ведь каждую мелочь надо завозить с материка. (24)На острове любой гвоздь и деревяшка не выбрасываются, а предусмотрительно откладываются в сторону, чтоб потом снова быть пущенными в ход.

(25)Именно здесь, на острове, я понял, что если к своему окружению и к своему времени относиться внимательно, бережно, то есть не спеша, вдумчиво и серьёзно, то вещи начинают играть своими гранями, открывая хозяину новые сущности. (26)Всякая минута тогда полнится, как подступающее тесто в кадке, набухая смыслами и символами. (27)Открывая нам глубину повседневного.

(По В. Кравченко*.)

* Владимир Фёдорович Кравченко (род. в 1953 году) - русский писатель-публицист.

21. Задание 21 . Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 20-22 представлено рассуждение.

2) Предложения 2-4 включают описание.

3) Предложения 9-10 содержат повествование.

4) Предложение 24 разъясняет суждение, высказанное в предложении 23 текста.

5) Предложения 11-14 не содержит последовательных действий героя.

22. Задание 22 . Какое слово использовано в тексте в переносном значении? Запишите его.

жильё (предложение 3)

вымощена (предложение 7)

ясной (предложение 10)

погрузился (предложение 16)

23. Задание 23 . Среди предложений 9-14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения.

24. Задание 24 . Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Отрывок из произведения В. Ф. Кравченко «Книга реки» представляет собой «путевые заметки» человека, путешествующего по отдалённым уголкам нашей страны. Текст, в котором воссозданы сиюминутные впечатления автора и его размышления об увиденном, отличается простотой и яркой образностью. Это отразилось в использовании таких тропов, как (А)_____ («травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам» в предложении 1, «трудноуловимая жемчужная муть» в предложении 10) и (Б)_____ (предложения 2, 4). К лексическим средствам выразительности, встречающимся в тексте, относятся также (В)_____ («себе на уме» в предложении 2, «сломя голову» в предложении 17). Из синтаксических средств автор применяет (Г)_____ («конечно» в предложении 19, «видимо» в предложении 20).

Список терминов:

1) гипербола(-ы)

2) обращение(-я)

3) вводные слова

4) парцелляция

5) сравнение(-я)

6) олицетворение(-я)

7) фразеологизм(-ы)

8) эпитет(-ы);

9) контекстуальные синонимы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: