Арбитраж: понятие и виды. Система арбитражных судов Функции арбитражных судов, задачи арбитражного судопроизводства

Арбитражные суды

В нашей стране экономические споры, сторонами в которых являются организации, рассматриваются не общими судами, а специальным видом судов – арбитражными. Обоснованно ли их выделение? Заметим, что во многих странах, например в Англии или США, такого деления судов нет, и все виды правосудия осуществляют суды общей юрисдикции. Представляется, что выделение арбитражных судов или специальных "судов для организаций" вполне справедливо. Это соответствует общей закономерности: по мере развития общества углубляется специализация во всех сферах человеческой деятельности.

Арбитражные суды – это суды, разрешающие споры, субъектами которых являются юридические лица, граждане-предприниматели, государственные органы.

Она также состоит их четырех звеньев (рис. 4.3).

Рис. 4.3.

Основную нагрузку в рассмотрении дел, относящихся к ведению арбитражных судов, несут арбитражные суды субъектов РФ. Они являются нижним звеном в системе арбитражных судов.

Однако в настоящее время создаются и специализированные арбитражные суды. Так, например, создан Арбитражный суд по интеллектуальным правам. Согласимся, что арбитражный судья гораздо быстрее и профессиональнее разберется в деле, если он будет рассматривать дела только одной категории, например дела об интеллектуальной собственности.

Арбитражные апелляционные суды повторно рассматривают дела по существу, если какая-либо из сторон не довольна решением арбитражного суда субъекта РФ.

Федеральные окружные арбитражные суды (создаются на несколько областей, краев или целый регион) проверяют законность и обоснованность решений арбитражных судов субъектов РФ в кассационной инстанции.

Высший Арбитражный Суд РФ в основном занимается рассмотрением дел в порядке надзора. В обязанности Высшего Арбитражного Суда РФ входит изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов, он может выступать с законодательной инициативой и др.

В целом следует отмстить, что судебная власть – это главенствующий инструмент разрешения конфликтных ситуаций, посредством которого право воздействует на общественные отношения.

Особенности судебной власти подчеркивают ее специфическое положение в системе государственной власти. Оно заключается в следующем.

  • 1. Судебная власть осуществляется только судом. Это означает, что в России нет и не может быть никаких иных, кроме судов, государственных, общественных и иных органов, которые бы разрешали и рассматривали гражданские, административные, уголовные и другие дела. Существующие в нашей стране различные товарищеские, третейские суды, суды чести, информационные суды и прочие, не предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами, не входят в судебную систему, судебной властью не обладают и не могут применять меры государственного принуждения.
  • 2. Исполнять обязанности судьи могут граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Закон предъявляет к судьям и дополнительные требования – они должны избегать действий, умаляющих авторитет судебной власти: не могут быть избраны депутатами, принадлежать к политическим партиям и движениям, заниматься предпринимательской деятельностью или другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
  • 3. Судьи независимы и подчиняются только закону. Независимость судей позволяет им беспристрастно, объективно, справедливо рассматривать правовые конфликты. Гарантиями независимости судей являются:
    • – исключение постороннего воздействия на судей в момент вынесения судебного решения (тайна совещательной комнаты);
    • – преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
    • – освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;
    • – предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу;
    • особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества и др.
  • 4. Судьи несменяемы. Это означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном порядке действительность данных полномочий судьи не ограничивается определенным сроком, судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, его нельзя освободить от должности без его доброй воли.
  • 5. Судьи неприкосновенны. Согласно закону неприкосновенность распространяется на личность судьи, его жилище, служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи. Судья не может быть привлечен к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности иначе, чем в особом порядке, установленном федеральным законом. Здесь велика роль квалификационной коллегии судей, которая предварительно разбирается в том, не является ли обвинение судьи ложным, и выступает заградительным барьером на пути лишения судьи неприкосновенности.
  • 6. Судебная деятельность осуществляется в особой судебной форме. Судебный порядок разрешения дел отнимает много времени именно потому, что судебная процедура является очень сложной. Процессуальная форма судебной деятельности – еще один барьер на пути принятия скороспелого и несправедливого решения. Судебное разбирательство не только сложное, длительное, но и дорогое. И государство оплачивает его только частично, относя расходы на лиц, участвующих в процессе (судебные пошлины, штрафы и т.п.). Несмотря на то что правосудие имеет немалую цену, оно позволяет обществу обрести ценности более высокого порядка (свободу, справедливость и т.д.).
  • 7. Судебное разбирательство является открытым. Любые граждане могут свободно войти в здание, где проводится судебное заседание и находиться в нем во время слушания дела. Рассмотрение дела в закрытом заседании может допускаться только в случаях необходимости, в строгом соответствии с законом, например если существует возможность разглашения государственной тайны, или в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах лиц, участвующих в деле, или по делам об изнасиловании. Но даже по этим делам приговор провозглашается публично.
  • 8. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Оно может быть начато только при наличии заявления истца, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовлетворении своих требований. Но другая сторона (ответчик, подсудимый) вправе приводить аргументы в свою защиту либо самостоятельно, либо используя специалистов в области права (адвокатов). Обе стороны равноправны, т.е. пользуются одинаковыми правами для защиты своих прав. Решение по разбираемому делу выносит суд, который не связан доводами сторон и свободен в оценке представленных ими доказательств, а также независим от любых посторонних влияний.

Деятельность судьи, например, в Великобритании или США считается очень значимой и даже почетной. В СССР судьи играли крайне незначительную роль. По существу, они были простыми чиновниками, поскольку партийные органы определяли политику страны и могли "командовать" судьями. В настоящее время суды обретают свою самостоятельность.

Крайне важно и то, как граждане относятся к судебной власти. Сейчас продолжает доминировать сложившееся в советский период мнение о том, что суд – это карательный орган, а лица, обратившиеся в суд за рассмотрением спора, – сутяжники. А ведь отстаивать свои права и свободы – это конституционная прерогатива любого гражданина. В цивилизованном обществе все споры решаются не силой, а с помощью суда.

Это надо запомнить

  • 1. Суды общей юрисдикции – это такие судебные органы, которые рассматривают юридические дела между гражданами (или между гражданами и организациями).
  • 2. Арбитражные суды – это суды, разрешающие споры, субъектами которых являются юридические лица, граждане-предприниматели, государственные органы.
  • 3. Исполнять обязанности судьи могут граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
  • 4. Судебная власть имеет следующие особенности:
    • – осуществляется только судом;
    • – судьи независимы и подчиняются только закону;
    • – судьи несменяемы;
    • – судьи неприкосновенны;
    • судебная деятельность осуществляется в особой процессуальной форме;
    • судебное разбирательство является открытым;
    • – судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

На территории Российской Федерации, Арбитражный суд представлен в виде судебной власти, которая занимается процессами, связанными с рассмотрениями споров и прочих конфликтных ситуаций.

Виды Арбитражного суда

Все Арбитражные суды необходимы для грамотного функционирования города, области, района или округа. Особенно Арбитражные суды необходимы тем районам, на территории которых ведется какая – либо коммерческая, хозяйственная и трудовая деятельность. Кроме того, население, указанных ранее территориальных пунктов может обращаться за процессом рассмотрения спорных ситуаций в иные судебные организации:

  • Апелляционный суд. Как правило, такие суды созданы в двойном количестве на один округ. Все исковые заявления, которые поданы в данную организацию в обязательном порядке проверяются.
  • Арбитражный суд округа. Такие суды создаются один на каждый округ. Дела, которые рассматриваются в его стенах, как правило, касаются компенсаций, и несоблюдение прав гражданина.
  • Суд по интеллектуальным полномочиям. Здесь рассматриваются все дела, которые касаются вопросов о несоблюдении полномочий интеллектуального уровня. Кроме того, суд рассматривает и процессы возмещения убытков.

Задачи и функции Арбитражного суда в России

Сегодня можно точно выделить задачи, которые выполняет судебный орган под названием Арбитражный суд Российской Федерации:

  • Процесс защиты оспариваемых и нарушенных прав у законных лиц, которые представляют осуществление конкретной предпринимательской деятельности, а также иную экономическую деятельность.
  • Процесс обеспечения доступности правосудия в таких сферах, как предпринимательская или иная экономическая деятельность.
  • Процесс справедливого публичного судебного разбирательства, которое происходит в разумные сроки.
  • Процесс укрепления законности, а также предупреждения правонарушений в самых различных сферах экономической деятельности и предпринимательства.
  • Процесс, который связан с формированием конкретного уважительного отношения к судебным организациям и закону страны.
  • Процесс содействия и дальнейшего развития деловых, а также партнерских отношений, и процесс формирования делового оборота.

При обращении в Арбитражные суды Российской Федерации важно не забывать об их функциональных возможностях. Арбитражные суды:

  1. занимаются процессами разрешения споров, которые возникли в результате осуществления экономической или предпринимательской деятельности.
  2. ведут статистику, и соответствующее осуществление анализа данных по конкретным сферам деятельности.
  3. занимаются процесса предупреждения нарушений, которые происходят на законодательном уровне в жизни общества и ее экономическом составляющем.
  4. занимаются процессами реализации и установления международных связей и прочих контактов, которые установлены в соответствии с законодательными нормами и актами, а также Федеральными законами Российской Федерации.

И т.д. Однако, судя по поступающим вопросам, зачастую, посетители сайта, а, иногда, это юристы по арбитражным спорам , не имеют представления о базовых понятиях: что такое арбитражные суды, какие из них являются вышестоящими по отношению к другим и какими полномочиями они наделены. В этой статье я постараюсь раскрыть основы, как это принято называть, теории арбитражного суда.

Арбитражные суды в РФ представляют из себя единую систему судов, определяемую Федеральным Конституционным Законом (ФКЗ) «О судебной системе Российской Федерации», а также ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Согласно последнему, в России действует Высший Арбитражный Суд – ВАС РФ, десять федеральных арбитражных судов округов (кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов.

Система арбитражных судов

Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) является органом судебной власти по рассмотрению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам, осуществляет в указанных федеральным законом случаях надзор за их деятельностью, дает разъяснения по судебной практике применения Закона (ст. 9 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»).

ВАС РФ – это вышестоящая судебная инстанция по отношению к арбитражным федеральным судам (кассационным судам), апелляционным и арбитражным судам.

Федеральный арбитражный окружной суд (федеральный кассационный суд, например, Федеральный арбитражный суд Московского округа) в рамках своих полномочий рассматривает экономические и иные споры в качестве кассационной судебной инстанции, по вновь открывшимся обстоятельствам. Кассационная инстанция является вышестоящей по отношению к апелляционной и суду первой инстанции.

Апелляционный суд (по городу Москве – это Девятый арбитражный апелляционный суд) рассматривает не вступившие в законную силу решения арбитражного суда в качестве второй инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Соответственно, арбитражный суд субъекта РФ , например, Арбитражный суд города Москвы, является судом первой инстанции, рассматривающим подведомственные арбитражу споры.

Арбитражный суд. Устройство

Внутренняя структура арбитражного суда является его устройством. Высший Арбитражный Суд РФ имеет следующее устройство:

  • Пленум ВАС РФ
  • Президиум ВАС РФ
  • Судебная коллегия по рассмотрению гражданских и иных споров;
  • Судебная коллегия по административным спорам.

Каждый арбитражный суд имеет свой аппарат, который осуществляет: прием входящих документов, содействие судьям при подготовке дел к судебным заседаниям, удостоверение копий судебных актов и их выдачу, рассылку документов, проверяет уплату гос. пошлины и другие полномочия. Внутренняя структура суда включает в себя канцелярию, экспедицию, судебные отделения (куда входят судьи, помощники, специалисты, секретари), судебные составы и их председателей, отдел судебных приставов и др.

Функции арбитражных судов, задачи арбитражного судопроизводства

В настоящее время арбитраж имеет две основные функции:

  1. рассмотрением подведомственных дел занимаются все арбитры
  2. изучение и обобщение судебной практики, подготовка и внесение законодательной инициативы – ВАС РФ

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъясняет в виде Постановлений всем арбитражам порядок применения действующего законодательства. Совместно с Пленумом Верховного Суда РФ, он разрабатывает и принимает обязательные для всех судов постановления. Например, 01.06.1996 г. было принято постановление 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 ГК РФ», которое регулирует основы гражданских правоотношений и по настоящий момент.

Президиум ВАС РФ, публикуя в журнале «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», издает Информационные письма, разъясняющие арбитражную судебную практику законодательного регулирования по различным направлениям.

Общими задачами арбитражного судопроизводства, согласно АПК РФ, являются:

  • обеспечение защиты оспариваемых или нарушенных прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской деятельности, а также государственных и муниципальных образований
  • реализация доступности правосудия для вышеуказанных лиц
  • соответствующее закону судебное разбирательство в разумный срок беспристрастным и независимым судом.

Судья арбитражного суда не вправе заниматься предпринимательской деятельностью и работать по совместительству. Исключение из этого правила составляют только научно-исследовательская и педагогическая деятельность.

Также, судьи не вправе публично, где бы-то ни было, высказывать свое мнение относительно рассматриваемого спора. Полномочия судей не ограничены сроком и действуют до ухода судьи в отставку.

Подведомственность и подсудность споров арбитражному суду

Перед обращением за защитой нарушенного права в судебном порядке, арбитражный представитель должен понимать, какой суд уполномочен рассматривать данное дело. Подведомственность спора – означает принадлежность спора конкретному компетентному суду: арбитражному, суду общей юрисдикции (мировому судье), Конституционному суду РФ. Процессуальным законодательством каждой судебной ветви урегулированы вопросы подведомственности споров. Также, соглашением сторон может быть установлено рассмотрение споров в третейском суде, Международном коммерческом арбитражном суде и в других судейских образованиях. Следует уделять особое внимание перечню дел, рассматриваемых арбитражными судами, т.к. это не только экономические и административные споры.

Подсудность дел может быть родовой или территориальной. Родовая подсудность призвана разграничить рассмотрение дел между арбитражными судами различных уровней. Территориальная подсудность, как становится ясно из названия, подразумевает под собой разрешение спора в территориальном арбитражном суде в зависимости от места нахождения истца либо ответчика. Данное разграничение относится к арбитражным судам субъектов РФ.

Это основные понятия, которыми следует владеть, работая с арбитражным судопроизводством. На все другие вопросы я готов дать ответ, с использованием формы комментирования статьи.

Читайте так же:

  • Является ли предъявление векселя соблюдением…

— это регулирующий орган специальной юрисдикции, который занимается урегулированием экономических споров между предприятиями, а также рассмотрением других дела, попадающих под его компетенцию.

Арбитражный суд является специализированным по отношению к судам общей юрисдикции. Он помогает разрешать споры экономического и коммерческого характера между различными организациями и предприятиями.

На территории России такие суды позиционируются в качестве федеральных и входят в состав общей судебной системы страны. Важно знать, что деятельность арбитражных судов регулируется соответствующим законодательством.

Описание арбитражного суда простыми словами

Арбитражный суд – учреждение, специально созданное государством на основе законов нашей Родины, в котором трудятся люди с высшим юридическим образованием, специально обученные, прошедшие проверку на возможность справедливо решать серьезные вопросы, возникающие между организациями. Делают они это, находя взаимовыгодные условия для сторон.

В компетенцию арбитражного суда входит урегулирование возникающих вопросов между отдельными юридическими лицами, а также между гражданами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, но при этом не имеют образования юридического лица и носят статус частного предпринимателя, который получен в соответствии со всеми установленными нормами действующего законодательства.

В отдельном порядке под рассмотрение попадают также дела между государством и субъектами государства, а также возникающие споры между отдельными субъектами. Кроме этого, в юрисдикции арбитражного суда может оказаться рассмотрение дела об установлении фактов, которые имеют значение для возникновения, изменения или даже прекращения организаций и предприятий в сфере коммерческой деятельности. Реже происходит установление фактов несостоятельности предприятия или граждан, что автоматически влечёт за собой банкротство.

Все решения, которые принимаются арбитражным судом, являются окончательными и не подлежат процедуре обжалования. Они должны быть исполнены в срок, установленный данным органом правосудия. При условии, если срок не назначен, то принятое решение должно вступить в силу немедленно.

Причины обращения в арбитражный суд

Для того, чтобы арбитражный суд смог принять вопрос к рассмотрению, требуется обязательное наличие письменного соглашения между сторонами, в котором говорится о передаче возникшего или возникающего спора. Кроме этого, под юрисдикцию арбитражного суда могут попадать ещё и международные споры. Отдельно взятое дело может быть рассмотрено одним или несколькими арбитрами сразу.

Обращаться в арбитражный суд следует в том случае, если спор возникает из административных или личностных отношений, а также при желании оспорить нормативно-правовые акты, принятые решения, действия уполномоченных органов или должностных лиц, если они касаются предпринимательской или экономической деятельности.

Есть также и множество других причин, которые могут послужить основанием для обращения в такие органы.

  • В частности, под разбирательства арбитражного суда могут попасть дела по поводу взысканий с граждан или организаций, которыми осуществляется любая предпринимательская деятельность.
  • Довольно часто сюда обращаются для произведения взысканий обязательных платежей, установления фактов финансовой несостоятельности отдельно взятого предприятия, что впоследствии транспортируется в обычное банкротство.
  • Под регулированием арбитражного суда может осуществляться создание, реорганизация или даже ликвидация конкретной организации. Данный орган в компетенции разрешить споры акционерного общества, возникающие вопросы в случае отказа в государственной регистрации или даже рассматривать дела при непосредственном участии лиц, не являющихся резидентами отдельно взятой страны.

Создание арбитражных судов совпало с появлением в России института частной собственности, с формированием системы частных интересов в сфере экономики, с одной стороны, и с необходимостью эффективного управления государственной собственностью – с другой. Разрушение плановой экономики, формирование рыночной создало острую необходимость образования системы судов для разрешения экономических споров и конфликтов, возникающих на базе смешанной собственности.

Арбитраж: прежде всего, это способ разрешения споров, при котором стороны обращаются к арбитражным судьям, арбитрам (третейским судьям) с просьбой восстановить их права, нарушенные другой стороной; во-вторых, в России основным органом по разрешению споров, вытекающих из гражданских, административных и иных правоотношений, являются федеральные арбитражные суды, которые образуют четырех уровневую систему в России: Высший арбитражный Суд РФ, 10 федеральных арбитражных судов округов, 20 арбитражных апелляционных судов и федеральные арбитражные суды субъектов Российской Федерации (См.: Конституцию Российской Федерации 1993 г.; Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г.); Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.; Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июля 2004 г. и др.).

Помимо них в Российской Федерации существуют третейские суды (см.: ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. №102-ФЗ). Международный арбитражный суд и морская арбитражная комиссия при промышленно-торговой палате (см.: Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-I «О международном коммерческом арбитраже». Приложение 2. Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.)

Иначе говоря, арбитраж – это система органов для разрешения имущественных и связанных с ними неимущественных споров, образованных в России федеральными арбитражными судами либо по соглашению сторон третейскими судами или компетентным органом.

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации 1995 г. к компетенции арбитражных судов отнесено разрешение экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции, с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:



Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений:

Между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законе порядке;

Между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры:

О разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

О изменений условий или расторжении договоров;

О не использовании или ненадлежащем использовании обязательств;

О признании права собственности;

Об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

О нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

О возмещении убытков;

О признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

О защите чести, достоинства и деловой репутации;

О признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;

Об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;

О взысканий с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания;

О возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

Арбитражный суд рассматривает иные дела, в том числе:

Об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

О несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан, занимающихся индивидуальным предпринимательством.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Федеральным законом могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда и другие дела. Если мы хотим в России иметь не теневой, черный бизнес, а нормальный, цивилизованный, белый, как говорят, то в стране должна существовать широкая сеть третейских судов. В России есть система арбитражных судов, но она рассчитана все же на разбирательство споров среди крупных предприятий. А как быть частнику, представителю малого, среднего бизнеса, которых сейчас насчитывается более двух миллионов? Ведь известно, что на иное дело в арбитражном суде уходят не дни, а месяцы и даже, случается, годы. Попав в кризисную ситуацию, столько ждать невозможно: обанкротишься и не возродишься. Чтобы отечественная экономика стала эффективной, количество предприятий должно возрасти раз в десять. Естественно, возрастет и количество споров. Никакая арбитражная система не выдержит подобной нагрузки. Что же делать? Остаются два пути. Или через криминальные разборки, которые нередко практикуются сегодня, или через третейские суды.

Третейские суды создаются сторонами, имеющими спор, вытекающий из гражданских, административных и иных правоотношений. Третейский суд – альтернатива государственной юстиции, это «суд третьего лица, суд посредника или посредников» (в противоположность самосуду сторон), избранного самими спорящимися сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению. Власть третейского суда основывается не на общем законе, а на договорном начале, на воле частных лиц. Третейский суд - наиболее адекватная рыночным отношениям форма юрисдикции, предполагающая широкий выбор третейских судей из числа независимых квалифицированных специалистов. Цель третейского разрешения дел – урегулирование возникших правовых конфликтов и обеспечение добровольного исполнения обязательств. Принципами деятельности третейского суда в соответствии с федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ являются: законность, конфиденциальность, независимость и беспристрастность, диспозитивность, состязательность, равноправие сторон. Его разновидностью является третейский патентный суд. Основной задачей его является защита нарушенных или оспариваемых законных прав и интересов патентообладателей, изобретателей и рационализаторов, предприятий, использующих в производстве объекты промышленной собственности.

Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате Российской Федерации. Эти органы призваны разрешать споры, возникающие между организациями России и иностранными фирмами, в том числе, и на континентальном шельфе и прибрежных водах (экономической зоне интересов России) с целью «разгрузить» арбитражные и суды общей юрисдикции, развивать функции контроля и содействия государственным судам. Так, первый из них разрешает споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеторговых и иных международных экономических и научно-технических связей. При этом, он принимает к рассмотрению споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров России.