Что делать, если к вам пришла проверка? Выездная налоговая проверка: минимизируем негативные последствия Выездная проверка ип могут приехать домой.

Привычное течение деятельности компании может потревожить многое. К примеру, внезапно нагрянувшая или даже заранее запланированная налоговая проверка, в ходе осуществления которой как сотрудники, так и руководители зачастую не знают, что им делать и как себя вести.

Оглавление:

Виды проверок, осуществляемых уполномоченными налоговыми органами

Согласно законодательству, налоговые органы уполномочены проводить следующие виды проверок:


Обратите внимание

Данная проверка проводится без предварительного уведомления проверяемой компании.

Основаниями для проверки является:

  • информация о нарушениях компанией налогового или трудового законодательства, полученная от иных государственных или местных органов власти;
  • оформленное по требованиям законодательства обращение работников компании или ее контрагентов (клиентов, покупателей, поставщиков).

Важный факт

Выездная проверка никоим образом не должна существенно нарушать протекание бизнес-процессов в компании.

Подготовка компании к налоговой проверке

Решение о проверке должно направляться руководителю компании по почте с подтверждением его получения. В случае, если перед проверкой компании пришло предварительное уведомление, следует использовать указанный для подготовки к ней срок максимально эффективно. Необходимо:

  • привести в порядок документы (проверить их наличие и визирование) и максимально наладить документооборот, если этого не было сделано ранее;
  • предупредить контрагентов о возможной встречной проверке;
  • проверить и привести в норму систему учета и внутреннего контроля;
  • подготовить минимальную презентацию компании и осуществляемой ею деятельности для сотрудников налоговой службы;

Помимо этого, должностные лица компании должны находиться на своем рабочем месте во время проведения проверки.

О фактической проверке, как уже было сказано ранее, руководство компании заранее не уведомляется, поэтому с сотрудниками ФНС оно общается, когда те уже в компании.

Что делать компании в ходе налоговой проверки

С сотрудниками налоговых органов имеют право общаться только уполномоченные на это вышестоящие должности (непосредственное руководство или начальник юридического отдела). Алгоритм их действий в ходе проверки состоит из следующих шагов:

  1. Проверка служебных удостоверений проверяющих. Это можно делегировать охранной службе на КПП, если таковая имеется.
  2. Проверка наличия и реквизитов документа-основания для проверки (направления). На данном этапе также следует выяснить повод для визита налоговых служащих. Копию данного документа проверяющий обязан предоставить на безвозвратной основе руководителю компании.
  3. Фиксация информации о проверке в Журнале регистрации проверок (внутренний документ, который должен быть в каждой компании). Если вышеописанные документы отсутствуют или составлены с нарушениями, а также если проверяющий отказывается заполнять Журнал, администрация компании вправе не допустить сотрудников налоговой службы к проверке.
  4. Сопровождение проверяющих к месту начала проверки.При этом, сотрудников компании следует постараться оповестить о проверке и настроить их на нее.

Обратите внимание

Приказы сотрудникам может отдавать только руководитель компании, но никак не проверяющий. В случае, если он будет лично требовать предоставить тот или иной документ, сотрудники вправе отказать ему, сославшись на должностную инструкцию.

В ходе проверки сотруднику налоговой службы следует предоставлять только запрашиваемый им материал.

Юридическая практика демонстрирует, что нелишним будет вести аудиофиксацию всех осуществляемых с проверяющим переговоров. Запись может стать существенным доказательством в случае судебных разбирательств.

Результаты налоговой проверки и их оспаривание

На основании данных, полученных проверяющим в ходе осуществления им проверки, им составляется акт (справка) и предписания, в которых фиксируется предмет проверки, ее точные сроки и выявленные нарушения, если таковые имеются. После их составления налоговая служба прекращает проведение проверочных мероприятий и покидает пределы компании, предоставив ее администрации копии итоговых документов.

Каждый бизнесмен, занимающийся предпринимательской деятельностью в России, должен с определённой периодичностью сдавать отчёты в налоговую службу. В них содержится информация о деятельность компании, наёмных сотрудниках и характере производства. Но бывают случаи, когда проверяющая инспекция совершает выездные проверки и может нагрянуть к Вам в гости. Давайте разберёмся в каких случаях это возможно, рассмотрим основные особенности и правила работы комиссии, расскажем обо всех нюансах и тонкостях данного вопроса и объясним, что делать, когда пришла налоговая.

В каких случаях налоговая может прийти с проверкой без предупреждения

Решение о проведении первой или повторной проверки налогоплательщика принимает руководитель территориального подразделения инспекции ФНС. Он должен подписать бумажное уведомление, которое и будет вручено проверяемой стороне в момент визита комиссии .

Важно: ФНС не обязана информировать плательщика о своём приходе, поэтому он узнаёт о том, что будет подвергнут выездной проверке в тот момент, когда налоговая инспекция уже пришла в офис.

Обращаем ваше внимание, что налоговый инспектор может уведомить о проведении проверки заказным письмом, но делать это он совершенно не обязан.

На основании уведомления, подписанного руководителем территориальной налоговой службы, плательщик обязан предоставить все копии и подлинники документов, запрашиваемых членами комиссии. Отказ выполнить их требования сотрудников инспекции влечёт за собой привлечение к ответственности, согласно статьи 126 Налогового Кодекса.

Отметим, что периодичность проведения выездных проверок не оговаривается.

Важно: Налогоплательщик должен быть готов к тому, что за один календарный год к нему налоговая может приходить несколько раз, но проверять одни и те же документы повторно они не имеют права .

Продолжительность процедуры аудита не может превышать двух месяцев, но по решению руководителя инспекции этот период может быть увеличен в 2 раза, в исключительных случая в 3. Для увеличения срока должны быть веские основания, подтверждённые постановлением.

Права и полномочия проверяющей налоговой комиссии

Выездной аудит проводится в помещении, которое предоставила проверяемая сторона. Так, налоговый инспектор может наглянуть в магазин, если здесь находится офис бухгалтера или руководителя, или в офис, предприятие. В том случае, если камеральная проверка невозможна (нет помещения, неподходящие условия), то проверка проходит на территории Налоговой инспекции.

Налоговая комиссия имеет право:

  1. Запрашивать документы, прямым образом относящиеся к объекту проверки.
  2. Осуществлять запрос документов у партнёров компании, например, у контрагентов и банков, которые с ней сотрудничают.
  3. Проводить допрос свидетелей.
  4. Назначать проведение любых экспертиз.
  5. Вовлекать в проверку различных специалистов со стороны.
  6. Проводить инвентаризацию имущества, имеющегося у проверяемой стороны.
  7. Осматривать помещения, используемые организацией в ходе её основной деятельности.
  8. Производить изъятие предметов и документов, относящихся к деятельности фирмы, находящейся на проверке.

Из представленного списка видно, что налоговая инспекция обладает большими полномочиями и вправе запрашивать всю информация, касающуюся объекта проверки. Но если данные, которые хочет выяснить комиссия не относятся к делу, то запрашивать их она не имеет право.

Важно: запрашивать у руководителя или бухгалтера фирмы первичные документы бухгалтерского учёта налоговики не могут.

В каких случаях можно обжаловать действия налоговой во время проверки

Каждый налогоплательщик имеет право обжаловать действия и решения налоговой инспекции. Для этого ему следует обратиться к вышестоящему руководству или составить обращение в суд. Там необходимо изложить все действия и обстоятельства дела, которые носили неправомерный характер и каким-то образом нарушили права гражданина. Проблемы возникают из-за несовершенства налоговой системы и постоянно изменяющееся налоговое законодательство.

Большинство ошибок возникает в результате проведения стационарных и выездных проверок. Их результаты могут быть оформлены с несоответствиями, да и сам процесс аудита может пройти с нарушением действующего законодательства. В таком случае налогоплательщик имеет полное право составить иск и направиться в суд. Высшая инстанция разберётся во всех обстоятельствах дела, выявит и накажет виновную сторону. Отметим, что в настоящее время количество обращений в суд на неправомерные действия налоговой возросло в несколько раз и закон в большинстве случаев оказывается на стороне налогоплательщиков.

Подать жалобу и иск в суд на неправомерные действия сотрудников налоговой при проверке можно в течении 3 месяцев. К обращению должны быть приложены все документы, подтверждающие факт неправомерных действий налоговиков. Отметим, что величину доказательной базы, передаваемой в суд, определяет сам налогоплательщик.

Общие положения о действии во время налоговой проверки предприятия и ИП

Ежегодно территориальное отделение налоговой инспекции составляет список предприятий, которые им необходимо посетить с выездной проверкой. Некоторые предприятия удостаиваются этой чести несколько раз в год, к другим же они и вовсе не приезжают. Выбор мест, которые необходимо посетить с аудитом, осуществляется исходя из сферы деятельности конкретной фирмы. Именно поэтому одних налогоплательщиков проверяют регулярно, а другие не вызывают интерес у инспекции.

Но в любом случае каждый предприниматель должен быть готов к тому, что проверяющая инстанция нагрянет и к нему в организацию. По её запросу он должен будет предоставить ей все документы, отчёты и бланки за тот период, который будет указан в уведомлении. Его аудиторы должны будут предъявить для ознакомления перед началом проверки. Внимательно с ним ознакомьтесь, чтобы знать точно всю область проверки.

В том случае, если налоговики превышают свои полномочия и требует предоставить документы сверх нормы, то проверяемая сторона в праве обжаловать их действия в судебном порядке. Для этого составляется иск в суд, где указываются все обстоятельства дела. Суд, как правило, в этом вопросе принимает сторону истца и наказывает налоговиков. Самое главное - знать свои права и уметь их отстоять.

В соответствии со ст. 87 НК РФ, налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков.

Камеральная проверка - это проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком.

С точки зрения налоговых органов выездная налоговая проверка - это одно из наиболее эффективных мероприятий налогового контроля , по результатам которого происходит доначисление и взыскание налогов, сборов и пени, привлечение налогоплательщика к ответственности. С точки зрения налогоплательщика выездная налоговая проверка - это наиболее частый источник конфликтов между налогоплательщиком и налоговым органом, злоупотребляющим своими полномочиями и произвольно (в свою пользу) толкующим законодательство о налогах и сборах.

Поэтому весьма важным сегодня представляется правовая осведомленность руководителя налогоплательщика о порядке проведения выездной налоговой проверки и оформлении ее результатов.

Какие моменты должен в данном случае знать и добиваться их соблюдения налоговыми органами налогоплательщик?

  1. Во-первых, основанием для проведения выездной налоговой проверки является только решение руководителя (его заместителя) налогового органа. Указанное решение должно содержать: наименование налогового органа; номер решения и дату его вынесения; наименование налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика - организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет); идентификационный номер налогоплательщика; период финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства, за который проводится проверка; вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка); Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам); подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.

Налогоплательщикам необходимо внимательно отнестись к следующим реквизитам данного решения:

а) кем подписано решение о назначении выездной налоговой проверки;

б) кто упомянут в решении в качестве лица, осуществляющего налоговую проверку.

Все эти вопросы важны для последующего обжалования указанного решения, в том случае, если оно подписано должностным лицом налогового органа, не имеющим полномочия для подписания данного документа, а также в случае обжалования акта налогового органа, составленного по результатам налоговой проверки, осуществленной проверяющей группой в незаконном составе.

  1. Во-вторых, выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться как по одному, так и нескольким налогам.
  2. В третьих, налогоплательщик должен знать, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
  3. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период , за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Здесь следует отметить, что контрольная проверка проводится только на основании мотивированного постановления вышестоящего органа и только с целью контроля за органом, проводившим первичную проверку, следовательно, инспекторы, которые проводили выездную проверку, контрольную проверку проводить не вправе (т.к. сами себя они контролировать не могут). Перед началом контрольной проверки инспекторы должны предъявить руководителю налогоплательщика служебные удостоверения и постановление о проведении контрольной выездной проверки. Если эти документы контролеры не представили, вы вправе не пустить их в офис фирмы. Ознакомившись с постановлением, обратите внимание на то, кем оно подписано. Имейте в виду: руководитель налоговой инспекции подписать постановление на проведение контрольной проверки не может. Его подписывает руководитель управления или межрегиональной инспекции (или их замы). Постановление, в котором стоит подпись неуполномоченного лица или не указаны причины проверки, недействительно (ст. 87 НК РФ). Форма постановления утверждена приказом МНС России от 8 октября 1999 г. № АП-3-16/318. Любое отклонение от нее дает вам право инспекторам отказать.
  4. Налогоплательщик также должен знать, что налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.
  5. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
  6. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.
  7. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 Налогового Кодекса РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки установлен ст. 100 НК РФ, в соответствии с которой по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Форма акта выездной налоговой проверки установлена Инструкцией от 10.04.2000 № 60 “О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах”. Инструкцией также предусмотрены требования к оформлению и содержанию акта выездной налоговой проверки. Акт выездной налоговой проверки подписывается должностными лицами налоговых органов и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

П. 2 ст. 100 НК РФ установлены требования к содержанию акта налоговой проверки.

В акте налоговой проверки должны быть указаны:

документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений; ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Указанные требования к содержанию акта налоговой проверки важны уже потому, что на основании данного акта руководителем налогового органа выносится решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, которое также должно быть мотивировано. Поэтому нарушения в оформлении акта проверки могут значительно укрепить позицию налогоплательщика при арбитражном обжаловании соответствующего акта, действия (бездействия) налогового органа, его должностного лица. В частности, федеральные арбитражные суды округов в своих постановлениях неоднократно указывали на необоснованность претензий налоговых органов, не подкрепленных соответствующими аргументами, содержащимися в акте налоговой проверки.

Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ по истечении двухнедельного срока для представления возражений на акт налоговой проверки в течение 14 дней руководитель налогового органа (его заместитель) рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. В случае представления налогоплательщиком возражений руководитель налогового органа рассматривает материалы проверки и возражения в присутствии представителей налогоплательщика, соответственно, известив их о месте и времени рассмотрения указанных материалов. Несоблюдение данной процедуры, в совокупности с другими обстоятельствами, может послужить основанием для признания решения налогового органа о привлечении к ответственности налогоплательщика недействительным.

Однако нередки такие случаи, когда после поступления возражений в адрес руководителя налогового органа и рассмотрения им материалов проверки, он может вынести акт о назначении мероприятий дополнительного контроля ч. 2 ст. 101 НК РФ). Что следует знать руководителю в данном случае.

Если налоговая инспекция назначила допмероприятия, то при повторном рассмотрении материалов проверки обязательно должна соблюдаться общая процедура привлечения налогоплательщика к ответственности. Проверяющие обязаны ознакомить организацию с материалами, полученными в результате дополнительного контроля, и она (организация) имеет право направить руководителю налогового органа свои возражения. Затем налоговики должны сообщить фирме о месте и времени рассмотрения возражений.

Согласно информационному письму от 17 марта 2003 г. № 71 Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, ограничены и сроки проведения допмероприятий. Так в информационном письме указано, что “проведение на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 101 НК РФ дополнительных мероприятий налогового контроля не изменяет порядок исчисления срока давности, предусмотренного статьей 115 Кодекса ”, а это значит, что в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса налоговые органы могут обратиться в суд для взыскания с организации налоговых санкций не позднее шести месяцев “со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта”. Таким образом, если налоговики надеются взыскать с вас штрафы по суду, их время на допконтроль регламентировано.

И еще одна немаловажная деталь.

Принятие налоговым органом решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля свидетельствует о том, что, рассмотрев материалы проверки с учетом возражений руководителя налогоплательщика, он не счел их достаточными для принятия решения о привлечении либо отказе в привлечении общества к налоговой ответственности. Если же по результатам налоговой проверки уже было вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности (либо в отказе к привлечению к ответственности), то принятие решения о проведении дополнительных мероприятий будет являться незаконным.

Столкнувшись с подобными проблемами, советуем вам написать жалобу в вышестоящую инспекцию или обратиться в суд. Хотим также напомнить, что с судом затягивать не стоит, т.к. согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ, для подачи жалобы в суд предусмотрен трехмесячный срок с даты вручения каждого решения.

Вызов на допрос свидетеля - одно из популярных мероприятий налоговых инспекторов. Для любого собственника бизнеса или наемного работника получить звонок от налоговиков или повестку о вызове на допрос - настоящий стресс. Как быть? Можно ли не приходить? Что говорить? Ответов на эти вопросы в Налоговом кодексе не найти - про допрос свидетеля в нем только коротенькая статья с минимумом информации. Вот несколько советов, проверенных на практике.

Не реагируйте на вызов по телефону

Согласно п. 1 ст. 91 Налогового кодекса РФ, в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Налоговый кодекс никак не регламентирует порядок вызова свидетеля на допрос. На практике инспекторы пользуются этим и вызывают на допрос либо телефонным звонком, либо повесткой с требованием явиться для допроса в качестве свидетеля.

На звонок из налоговой смело можете не реагировать, потому что такой вызов на допрос вас ни к чему не обязывает и законом не предусмотрен. Вы удивитесь, но угрозы налоговиков о принудительном приводе на допрос в случае вашей неявки законом тоже не предусмотрены.

Налоговое законодательство до сих пор не определилось с формой документа, которым вас могут вызвать на допрос. Инспекторы налоговой службы заполняют свои повестки по принципу «кто во что горазд». Кто-то по аналогии с УПК незаконно грозит приводом в случае неявки, кто-то расплывчато поясняет, по каким вопросам предстоит давать свидетельские показания, а кто-то действует наоборот - цель допроса свидетеля не уточняет. Такая расплывчатость создается специально, чтобы налогоплательщик не успел подготовиться, его можно было бы застать врасплох и получить нужную информацию. Зачастую свидетеля ожидает и еще один сюрприз - для более эффективного вытаскивания информации налоговики часто организуют «группы психологического давления» и, запугивая, вынуждают свидетеля давать показания.

Проверяйте протокол

Протокол допроса свидетеля составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007 №ММ-3-06/338. Протокол должен заполняться сотрудником инспекции дословно, от первого лица. Свидетель должен следить, чтобы в протокол занесли все его показания без искажений или добавлений. Если при допросе будут использоваться какие-либо технические средства (аудио- или видеозапись), свидетеля должны об этом предупредить. В протоколе должна быть сделана соответствующая отметка об этом. Кроме того, если еще кто-то кроме свидетеля и инспектора присутствует при допросе, это также должно быть отражено в протоколе. Если у свидетеля есть какие-либо замечания по записи свидетельских показаний, он имеет право отразить их в соответствующем разделе протокола.

Особо обратите внимание на то, что нарушение налоговиками порядка сбора доказательств, проведения допроса и заполнение протокола может привести к тому, что они не смогут использовать эти доказательства в суде. Так, бухгалтер одного из московских заводов был вызван на допрос в качестве свидетеля. По завершении допроса по недосмотру налогового инспектора бухгалтер не поставил в протоколе подпись в разделе, где он подтверждает, что ознакомлен с ответственностью за дачу ложных показаний. В суде такой протокол был вычеркнут из списка доказательств, и добытые налоговиками сведения в судебном разбирательстве не учитывались.

Подготовьтесь к вопросам налоговиков

Как правило, допрашивают в качестве свидетелей либо директоров проверяемой организации, либо руководителей компаний-контрагентов. Допросы свидетеля налоговики чаще всего используют, когда хотят доказать работу организации с фирмами-однодневками. На таких допросах налоговики задают следующие группы вопросов:

1) каков порядок взаимоотношений между юридическими лицами, а именно:

Как и когда был выбран данный контрагент,

Откуда получена информация о нем,

Как осуществлялись контакты,

Кто и как подписывал договор и прочие документы,

Какие имеются контакты, реквизиты и пр.

2) реальность осуществляемых хозяйственных операций, заключения и исполнения договора:

Какие услуги оказывались, какой товар поставлялся,

Как товары передавались, транспортировались, где хранились и пр.

3) вопросы к руководителю: кто, когда и как назначил его на эту должность, какие у него должностные обязанности, подписывал ли он договоры и прочие документы от имени организации.

Идти на допрос стоит с четко сформулированной версией событий.

Как себя вести на допросе

Вы пришли по повестке на допрос в налоговую, и группа налоговиков начала оказывать на вас психологическое давление, требуя определенных пояснений, давать которые вы не готовы. В ст. 51 Конституции сказано, что каждый может воспользоваться своим правом не давать свидетельские показания против своих близких родственников и самого себя. Не следует бояться налоговиков, потому что вы вправе не отвечать на их вопросы и в любой момент покинуть инспекцию. Налоговая служба - это не правоохранительные органы: права задерживать вас они не имеют.

Присутствие на допросе грамотного адвоката не будет лишним. Это помогает психологически и гарантирует занесение в протокол допроса именно тех сведений, которые свидетель захочет дать налоговой инспекции. Налоговики могут выставить за дверь вашего бухгалтера, который захочет объяснить, «как было дело», но лишить вас права на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ) они не смогут.

Что грозит при неявке

На допрос в налоговую был вызван финансовый директор предприятия. Свидетель на допрос явился только потому, что старательный налоговый инспектор, пытаясь добиться его явки для получения нужных показаний, стал угрожать свидетелю уголовным преследованием. Такие угрозы налоговиков юридически незаконны и косвенно говорят о том, что у налоговой ничего серьезного на вас нет. Важно помнить: Уголовный кодекс неприменим в налоговых правоотношениях. Ответственность свидетеля, которого вызывают на допрос в налоговую инспекцию, предусмотрена только ст. 128 Налогового кодекса: «Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний влечет за собой взыскание штрафа в размере 3000 рублей».

При этом свидетелю на допросе в налоговой инспекции следует помнить, что согласно ст. 51 Конституции вы имеете право не давать показаний. Привлечь свидетеля к ответственности за то, что он воспользовался конституционным правом, невозможно.

Иногда лучше промолчать

Протокол допроса в совокупности с другими доказательствами может служить в суде доказательством вашей недобросовестности. Нам известен случай, когда директор и бухгалтер транспортного предприятия путались, забывали и давали различные показания на допросе в налоговой, а потом и на допросе в суде. Все это оказало негативное влияние на мнение суда о налогоплательщике. Решение было вынесено в пользу налоговой инспекции. Если у вас нет стопроцентно надежной версии событий, вы не помните что-то или не можете пояснить, лучше вообще не идти на допрос в налоговую инспекцию. Стоит пожертвовать несколькими тысячами рублей на штраф, чтобы ваши слова не были использованы против вас. Лучше потратить это время на то, чтобы качественно подготовиться к судебному заседанию самому и подготовить своих сотрудников.


ПРИШЛА НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА ЧТО ДЕЛАТЬ
В данной статье хотелось дать несколько советов как вести себя в случае визита налоговой инспекции, изъятия документов, проведения обыска.
ПАМЯТКА
В основе поведения директора должно лежать его право на действия, которые не запрещены законодательством и за которые не предусмотрена ответственность. Скажем, вы вовсе не обязаны находится на своем рабочем месте, когда к вам пришли «гости» (командировка, болезнь, встреча делегации и т д.).
ЕСЛИ ЖЕ ОБЩЕНИЕ С ПРОВЕРЯЮЩИМИ НЕИЗБЕЖНО, ТО:
1 Выделите старшего в их группе и разговаривайте только с ним.
2 Достаньте диктофон и записывайте беседу (лучше скрыто).
3 Воспользуйтесь подшивкой законодательных актов для проверки соответствия требуемого от вас норме закона.
4 Перепишите удостоверения личности у представителей проверяющего органа.
5 Если до начала беседы с вами журнал регистрации проверок не был заполнен, то его необходимо заполнить. Отказ проверяющего расписаться в журнале проверки дает вам право не допустить его к проверке. Сотрудники МВД, СБУ, прокуратуры в журнале проверок не расписываются.

6 После заполнения журнала регистрации возьмите тайм-аут для пристального изучения написанного и анализа законности визита. Воспользуйтесь помощью юриста или специалиста по безопасности. Откажите в проверке, если для нее нет законных оснований.

7 Каждый вопрос контролера и свой ответ фиксируйте на чистом листе бумаги. Обязательно фиксируйте в ваш адрес угрозы. Фиксация слов и действий на бумаге или диктофон (если запись делается открыто) оказывают отрезвляющее действие на «контролеров», они, как правило, становятся более вежливыми и стараются держаться в правовом поле.
8 Не ввязывайтесь в блиц-игру «вопрос-ответ». Законодательство не обязывает вас мгновенно отвечать на вопросы.
9 Требуйте, чтобы все запросы о предоставлении информации или документов были оформлены письменно. У вас обязательно должен остаться документ, свидетельствующий о сути запросов. Отвечать устно на устный запрос - ваше право, а не обязанность. Вы имеете 10 дней рассматривать запрос и в течение 30 дней со дня получения запроса предоставлять требуемую информацию.
10 Вы можете вообще не давать никаких пояснений, сославшись на ст. 63 конституции и будете абсолютно правы.
11 Обязательно подписывайте все , иначе вы лишаете себя второго экземпляра, но всегда с пометкой «ВОЗРАЖАЮ».
12 Ни одним документом не регламентирован срок подписания любого документа. (Можно в спокойной обстановке, за чашкой кофе, покуривая сигарету изучать перед подписанием документ и час и два…
13 На вынос копии документов не давайте. Оригиналы подлежат изучению контролирующими органами только на территории предприятия при проведении проверок. Изымаются же, согласно законодательству лишь оригиналы тех документов, которые свидетельствуют о совершенном правонарушении или являются вещественным доказательствами по возбуждению уголовному делу. Изъятие документов органами дознания производится согласно УПК Украины, согласно ч2 ст. 159 УПК, временный доступ к документам производится на основании решения суда.
14 Если «контролеры» захотят провести обыск помещения или сотрудников, изъятие имущества, требуйте на это действие решение и санкции прокурора или его заместителя (ст. 177УПК Украины). При этом стоит учесть, что обыск и изъятие имущества может производится только в дневное время и обязательное наличие руководителя и двух понятых. Паспортные данные заносятся в протокол. Копия протокола обязательно передается руководителю.
15 Если же вы добровольно отвезли запрашиваемые документы в налоговую милицию (прокуратуру, МВД и т.д.) то учтите: - во-первых, срок изучения ваших документов законодательно не оговорен, их могут «изучать» годами, тем самым создавая препятствия для нормального функционирования предприятия, - во-вторых, «изучатели» не будут нести никакой ответственности за утерю ваших документов.
16 Ни в коем случае не разговаривать с «контролерами» в служебном кабинете (могут подбросить наркотики, патроны, установить «жучок» и выйдя от вас прослушивать помещение, сидя в автомобиле как вы будете хвастаться своим заместителям о том, как ловко отшили проверяющих и что нужно сделать в первую очередь, чтобы не попасть «на крючок»). Все разговоры - только в комнате переговоров с видео и аудио контролем.