Что такое землеустройство. Конспекты юриста Социальные аспекты землеустройства

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство) (ст. 1 Закона о землеустройстве). Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется Законом о землеустройстве, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 2 Закона о землеустройстве). Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

Изменения границ объектов землеустройства;

Предоставления и изъятия земельных участков;

Определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

Перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;

Выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

Проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий (ст. 3 Закона о землеустройстве). Основаниями проведения землеустройства являются:

1) решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;

2) договоры о проведении землеустройства;

3) судебные решения (ст. 4 Закона о землеустройстве). Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:

а) геодезические и картографические работы;

б) почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

г) (ст. 9 Закона о землеустройстве).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО" в других словарях:

    землеустройство - землеустройство … Орфографический словарь-справочник

    Землеустройство - система мероприятий по регулированию земельных отношений и организации охраны и использования земли как средства производства. В результате землеустройства создаются предпосылки для внедрения научно обоснованных систем ведения хозяйства. См.… … Финансовый словарь

    Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального… … Википедия

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - система мероприятий, включающая учет и оценку земель, их распределение между землепользователями, планирование землепользования составление внутрихозяйственных территориальных планов и др. Землеустройство направлено на рациональное использование… … Экологический словарь

    Землеустройство - См. Землепользование Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - система мероприятий по урегулированию землепользования, включает проектно изыскательные, съемочные и обследовательные работы. Осуществляется государственными землеустроительными органами, которые оформляют также документы на право пользования… … Большой Энциклопедический словарь

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - законы, правила, нормы использования, применения земельных угодий, а также их купли, продажи, наследования. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, землеустройства, мн. нет, ср. (офиц., экон.). Система мероприятий, регулирующих эксплоатацию земли. «Основной задачей советского землеустройства является… создание крупных коллективных объединений» Малая Советская Энциклопедия.… … Толковый словарь Ушакова

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, а, ср. Совокупность мероприятий, упорядочивающих землепользование. | прил. землеустроительный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    землеустройство - Система мероприятий по регулированию земельных отношений и организации охраны и использования земли как средства производства … Словарь по географии

    Землеустройство - (англ. land use measures) в РФ система мероприятий, направленных на реализацию норм земельного законодательства РФ, актов соответствующих органов власти по организации использования и охраны земель, созданию благоприятной экологической среды и… … Энциклопедия права

Книги

  • Землеустройство в области войска Донского , . Землеустройство в области войска Донского. Донская областная землеустроительная комиссия 1913 года. Состоящая под высочайшим покровительством его императорского высочества наследника…
  • Предмет и метод земельного права
    • Понятие предмета регулирования земельного права
    • Методы регулирования земельных отношений
    • Принципы земельного права
    • Земельные правоотношения
    • Система земельного права
    • Земельное право как учебная дисциплина и как наука
  • Исторические предпосылки современного земельного правопорядка Российской Федерации
    • Крестьянская реформа 1861 г.
    • Столыпинские реформы земельного правопорядка
    • Земельное законодательство советского периода
    • Современная земельная реформа в Российской Федерации и ее результаты
  • Источники земельного права
    • Понятие «источники земельного права»
    • Классификация источников земельного права
  • Правовые формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Земельная собственность как экономическая и правовая категория
    • Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Конституционные правомочия собственников земельных участков
  • Права на земельные участки граждан и юридических лиц - не собственников земли
  • Возникновение прав на землю
    • Основания возникновения прав на землю
    • Документы о правах на земельные участки
    • Ограничение оборотоспособности земельных участков
    • Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
    • Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков
    • Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством
    • Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение
    • Особенности купли-продажи земельных участков
  • Права и обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов при использовании земельных участков
    • Общая характеристика прав и обязанностей
    • Особые права и обязанности, обусловленные особенностями земельных участков
  • Прекращение прав на землю
    • Основания прекращения права собственности на земельный участок
    • Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
    • Основания прекращения аренды земельного участка
    • Основания прекращения безвозмездного срочного пользования земельным участком
    • Основания прекращения сервитута
    • Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Полномочия государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области управления земельными ресурсами на современном этапе
    • Общая характеристика полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области земельных отношений
    • Система государственных и муниципальных органов управления Российской Федерации в области земельных отношений
  • Плата за землю и оценка земли
    • Законодательные основы платности пользования землей в Российской Федерации
    • Правовые основы оценки земель
  • Юридический механизм в сфере использования и охраны земель
    • Правовая охрана земель
    • Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
    • Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
    • Разрешение земельных споров
  • Государственный мониторинг земель Российской Федерации
  • Землеустройство и его виды
  • Государственный кадастр объектов недвижимости
    • Состояние правового регулирования государственного кадастра недвижимости
    • Государственный кадастр недвижимости
    • Состав сведений и документов государственного кадастра недвижимости
    • Кадастровая деятельность
  • Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
    • Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
    • Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств
    • Правовой режим земель, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями
    • Правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества
    • Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
  • Правовой режим земель населенных пунктов
    • Понятие «земли населенных пунктов»
    • Состав земель поселений и зонирование территорий
    • Правовой режим закрытых территорий
  • Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и безопасности, земли иного специального назначения
    • Общая характеристика земель промышленности и иного специального назначения
    • Правовой режим земель железнодорожного транспорта. Особенности приватизации земель железнодорожного транспорта
  • Правовой режим земель, предоставленных для разработки недр
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов
    • Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
    • Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий
    • Земли рекреационного назначения
    • Особо ценные земли
  • Правовой режим земель лесного фонда
    • Понятие и общая характеристика земель лесного фонда
    • Особенности управления землями лесного фонда
    • Право лесопользования
    • Аукционы по продаже прав на лесопользование
  • Правовой режим земель водного фонда и запаса
    • Понятие и общая характеристика земель водного фонда
    • Право водопользования и его виды
    • Организации и граждане как субъекты прав водопользования
    • Понятие «земли запаса» и их правовой режим
  • Общая характеристика земельного законодательства в зарубежных странах

Землеустройство и его виды

Землеустройство - необходимый элемент упорядоченного земельного правопорядка. Оно включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Вот такое (в шестьдесят с лишним слов) предложено российским гражданам понятие землеустройства в Земельном кодексе РФ (ст. 68). Есть в нем и другие многословия при формулировании правовых понятий, но данное - самое длинное и труднопроизносимое из имеющихся.

Порядок проведения землеустройства определяется Федеральным законом «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г., другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Землеустройство проводится на основании решений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, судебных решений и договоров о проведении землеустройства.

Проводя землеустроительные мероприятия, государство осуществляет управление землями независимо от того, в чьей собственности находятся земельные участки. При этом объектами землеустройства признаются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных и административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, землеустройство проводится в обязательном порядке. Такие случаи, например, названы в Федеральном законе «О землеустройстве» (ст. 3):

  • изменения границ объектов землеустройства;
  • предоставления и изъятия земельных участков;
  • определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
  • перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства; для выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболочиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
  • проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от негативных воздействий.

При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы в установленном порядке.

В случаях изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.

Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 6 ст. 69 ЗК РФ).

Цель землеустройства - обеспечение рационального использования земель, их охрана, создание благоприятной окружающей среды и улучшение ландшафтов.

Его основными элементами являются:

  • планирование и организация рационального использования земель и их охраны;
  • изучение состояния земель;
  • геодезические и картографические работы;
  • почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;
  • оценка качества и инвентаризация земель;
  • образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, их межевание.

Действующее законодательство различает территориальное и внутрихозяйственное землеустройство.

Территориальное землеустройство предусматривает выполнение работ по межеванию объектов землеустройства, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства. Порядок проведения территориального землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Этот вид землеустройства проводится путем выполнения работ по организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства и организации территории, используемой коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока, для обеспечения их традиционного образа жизни. В ходе этих работ разрабатываются мероприятия по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых, восстановлению, консервации и рекультивации нарушенных земель, защите их от негативных воздействий.

В процессе проведения землеустройства разрабатывается и оформляется предусмотренная законодательством землеустроительная документация. Ее основной перечень составляют: генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель, проекты территориального и внутрихозяйственного землеустройства, материалы межевания объектов землеустройства, проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий.

При образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства составляются карты (планы) объектов землеустройства. Они используются при нанесении их границ на соответствующие дежурные кадастровые карты (планы).

Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию по каждому объекту землеустройства, другие касающиеся этого объекта материалы.

Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения соответствия землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства землеустроительная документация подвергается экспертизе. Правила ее проведения определены в Положении о государственной экспертизе землеустроительной документации, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 214.

Федеральное агентство государственной регистрации, кадастра и картографии организует проведение экспертизы следующей документации:

  • генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации;
  • документации по вопросам землеустройства, разработанной в соответствии с решениями органов государственной власти;
  • документации, касающейся земель, находящихся в федеральной собственности.

Проведение экспертизы остальной землеустроительной документации организуют территориальные органы Федерального агентства государственной регистрации, кадастра и картографии.

Экспертиза землеустроительной документации осуществляется по решению органов государственной власти, органов муниципального самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц (заказчики экспертизы). Они направляют землеустроительную документацию в Роснедвижимость России или его территориальные органы, где она регистрируется в установленном порядке. Данные органы в срок не более семи дней с даты регистрации землеустроительной документации уведомляют заказчика экспертизы о принятии землеустроительной документации на экспертизу (при соответствии ее установленным техническим условиям и требованиям) либо о сроках представления недостающей документации.

В течение 14 дней после регистрации землеустроительной документации Роснедвижимость России или ее территориальный орган определяет состав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь, иные члены экспертной комиссии) и утверждает задание на осуществление экспертизы и срок ее проведения. С учетом объема и вида представленной на экспертизу землеустроительной документации срок ее проведения составляет, как правило, один месяц. При необходимости он может быть продлен до трех месяцев.

Руководитель экспертной комиссии обеспечивает проведение экспертизы и подготовку проекта заключения экспертной комиссии. Он имеет право запрашивать у заказчика экспертизы дополнительную информацию, необходимую для подготовки проекта заключения. При одобрении проекта заключения экспертной комиссией не менее чем двумя третями голосов членов комиссии оно подписывается всеми членами комиссии. При несогласии некоторых членов экспертной комиссии с заключением они его подписывают с пометкой «особое мнение».

Положительное заключение должно содержать выводы о соответствии землеустроительной документации, представленной на экспертизу, исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства. Отрицательное заключение может содержать выводы о невозможности проведения землеустройства ввиду несоответствия землеустроительной документации, представленной на экспертизу, исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства, о необходимости доработки (переработки) землеустроительной документации с учетом замечаний и предложений экспертной комиссии и представления этой документации на повторную экспертизу.

Заключение экспертной комиссии утверждается Федеральным агентством государственной регистрации, кадастра и картографии или его территориальным органом. Данное заключение и копия приказа о его утверждении направляются утвердившим ее органом заказчику экспертизы в течение пяти дней с даты подписания приказа.

Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации. Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передавать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Землеустройство - это важная законодательная категория, которая включает в себя все мероприятия, позволяющие детально изучить, спланировать и организовать рациональное использование земельных территорий. Так как почти все граждане сталкиваются с проблемами владения, собственности или использования земельных участков, каждый гражданин должен знать, какими являются основные виды землеустройства и задачи землеустройства, в чем заключается содержание землеустройства, а также какие существуют виды землеустроительной документации.

Понятие землеустройства. Нормативно-правовое регулирование землеустройства

Под понятием «землеустройство» понимаются мероприятия по всяческому улучшению фактического состояния территорий, детальному описанию расположения и границ конкретных местностей, обеспечения рациональной эксплуатации сельскохозяйственных и прочих земель физическими и юридическими лицами.

Значение землеустройства для организации деятельности, связанной с землей, очень велико. Оно включает в себя выполнение работ по организации всех территорий, которые используются общинами, а также лицами малочисленных народов северных районов государства (Север, Сибирь, Дальний Восток и др.).

Такие мероприятия осуществляются для обеспечения традиционного образа жизни коренных народов.

Структура землеустроительных работ имеет два ключевых направления, которые отличаются между собой целями и задачами: внутрихозяйственное и территориальное землеустройство (межхозяйственное землеустройство).

Система землеустройства регулируется на основе Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса РФ, законов сферы земельного законодательства, а также других нормативных актов, которые составляются и издаются органами местного самоуправления муниципальных субъектов.

Все правовые акты, которые регулируют внутрихозяйственное и межхозяйственное землеустройство подразделяются на полноценные законы и подзаконные акты. Детальнее особенности, цели и процедуры проведения мероприятий землеустройства указываются в землеустроительной документации.

Функции и задачи землеустройства

Система землеустройства предусматривает обязательное выполнение предусмотренных законодательством мероприятий, которые выступают задачами землеустройства. Меры по землеустройству предпринимаются в случаях:

  • внесения изменений в границы и пределы земельных объектов;
  • проведения мероприятий по улучшению состояния, использованию непригодных территорий и защите участков от влияния стихийных происшествий;
  • выявления земель, которые стали объектами нарушений и пагубного влияния стихийных бед.

Основные задачи землеустройства следующие:

  • изучение качества территорий;
  • планировка и контроль использования земель;
  • составление описаний расположения территорий;
  • установка границ землеустроительных объектов;
  • организация и контроль территорий, принадлежащих коренным народам РФ.

Цели проведения землеустройства

Основная цель землеустройства - обеспечение максимально рационального и оптимального эксплуатирования земель, а также комплексная охрана земель. Помимо этого, землеустройство выполняется для создания благоприятной окружающей природной среды и всяческого улучшения состояния ландшафтов.

Особой формой землеустройства является выполнение внутрихозяйственных работ, основными целями которых являются:

  • обеспечение максимально грамотного и оптимизированного использования земель всеми физическими и юридическими лицами для осуществления любых видов работ;
  • разработка мероприятий, которые позволяют улучшить состояние угодий, восстановить нарушенные территории и освоить земли, не введенные в эксплуатацию.

Объекты и субъекты землеустройства

  • земли всей территории Российской Федерации;
  • земельные территории всех муниципальных областей, которые подлежат органам местного самоуправления;
  • закрытые административно-территориальные образования;
  • территориальные зоны;
  • земельные участки;
  • части указанных территорий, зон и участков.

Процессы земельного устройства осуществляются широким кругом лиц, соответственно, субъекты землеустройства следующие:

  • Российская Федерация и ее субъекты, представленные федеральными органами государственной власти;
  • муниципальные образования, в роли которых выступают органы местного самоуправления;
  • юридические лица - предприятия, организации, учреждения;
  • физические лица - граждане.

Специальными субъектами землеустроительных процессов являются общины коренных народов дальних регионов, а также все лица, которые относятся к данным общинам.

Виды и формы землеустройства. Основные виды работ, выполняемые при проведении землеустройства

Основные виды землеустройства включают в себя следующие разновидности: территориальное землеустройство (межхозяйственное землеустройство) и внутрихозяйственное землеустройство. Основные отличия заключаются в целевой специфике каждого вида:

  • территориальное землеустройство (межхозяйственное землеустройство) осуществляется для изучения качества почвы, а также организации оптимальной эксплуатации. Территориальное землеустройство (межхозяйственное землеустройство) позволяет определить административно-территориальные границы, а также провести межевание территорий;
  • внутрихозяйственное землеустройство проводится для организации рациональной эксплуатации в пределах уже образованных и перераспределенных территорий для осуществления сельскохозяйственных работ.

Система землеустройства включает в себя выполнение конкретных манипуляций для улучшения состояния территорий и всяческой оптимизации процесса использования почвы. Основные работы по землеустройству следующие:

  • изучение фактического состояния земель осуществляется для получения данных о качественном и количественном состоянии почвы;
  • почвенные, геологические, ботанические изыскания и исследования нужны для оценки состояния земель, а также выявления почвы, подверженной влиянию пагубных факторов;
  • инвентаризация земель организуется для выявления земель, которые не введены в эксплуатацию или используются не в соответствии с целевым предназначением;
  • описание местоположения границ землеустроительных объектов, что включает установление на местности границ всех объектов землеустройства;
  • картографические и геодезические работы выступают основным видом деятельности для осуществления инвентаризации, обследования и изыскания;
  • оценка качества и фактического состояния земель нужна для получения данных о почве, которая предназначена для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • организация и планирование рационального использования территорий, их охраны проводится для уточнения распределительных процессов;
  • внутрихозяйственное землеустройство необходимо для контроля рациональности эксплуатации земель сельскохозяйственного назначения.

Виды землеустроительной документации

Сфера землеустройства, которая включает в себя мероприятия по исследованию фактического состояния территорий, совершению планировки, охране и организации грамотного использования земельных ресурсов, предусматривает наличие собственной документальной базы. Перечень основных разновидностей документов по землеустройству включает в себя следующие бумаги:

1. Землеустроительные схемы и схематические планы: генеральные схемы по землеустройству, которые охватывают всю территорию Российской Федерации, землеустроительные схемы различных субъектов государства, схемы землеустройства любых образований муниципального характера, схемы по специфике использования и обеспечения охраны территорий;

2. Проекты, которые включают внутрихозяйственное землеустройство;

3. Материалы, полученные после проведения почвенных, геологических, ботанических изысканий и исследований.

4. Тематические атласы и карты, которые свидетельствуют о состоянии и использовании земель.

5. Результаты осуществления оценочных работ по рассмотрению качества земель.

6. Заключения о проведении земельной инвентаризации.

7. Детальные карты и планы землеустроительных объектов.

8. Проекты, которые предусматривают детализацию следующих процессов, действий и явлений:

  • улучшение сельскохозяйственных угодий;
  • защита земель от всевозможных природных и стихийных явлений (селей, эрозии, заболачивания, подтопления, уплотнения, заражения, иссушения, вторичного засоления, загрязнения промышленными и бытовыми отходами, химическими и радиоактивными веществами и др.);
  • рекультивация и восстановление нарушенных и испорченных территорий;
  • освоение новых земель.

Все виды землеустроительной документации устанавливаются согласно государственным законам и нормативным актам, а также законодательной базе муниципальных субъектов местного самоуправления.

Вся документация по землеустройству регламентируется в соответствии с требованиями и техническими условиями по проведению землеустроительных работ.

Соответствующим образом контролируется содержание, состав и правила по оформлению всех бумаг.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Землеустройство

Правовое обеспечение землеустройственных процедур

Вероника 14.05.2019 11:08

Добрый день!

Основной задачей землеустройства является организация наиболее полного, рационального и эффективного использования земель, повышения культуры земледелия и охрана земель.

В 1990 г. вышел Закон «О земельной реформе», который обозначил следующие целевые установки:

1) осуществление в процессе реформы перехода к многообразию видов собственности на землю, землевладения, землепользования;

2) обеспечение социально справедливого и экономически обоснованного перераспределения земель и создание равных условий для всех форм хозяйствования;

3) создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования использования и охраны земель;

4) прекращение процессов деградации земель и обеспечение их восстановления.

Законы «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» стали базовыми в осуществлении земельной реформы, но нужен был главный документ, соединяющий цели и задачи реформы, объединяющий ранее принятые законы и углубляющий процессы регулирования земельных отношений. Им стал Земельный кодекс, принятый в мае 1991 года.

Значение Земельного кодекса заключалось в том, что он:

1) дал понимание сущности и статуса различным видам собственности, пользования, владения землей и формам хозяйствования;

2) определил компетенцию органов управления и регулирования земельными ресурсами на всех уровнях власти;

3) установил порядок изъятия и предоставления земельных участков;

4) узаконил права и обязанности собственников, владельцев и пользователей земель;

5) ввел механизм экономического стимулирования использования земель и их платности;

6) установил режимы использования земель различных категорий и экологические требования землепользования;

7) установил порядок государственного контроля за использованием земли;

8) в Земельном кодексе особо выделены вопросы управления земельными ресурсами: землеустройство, кадастр объектов недвижимости, мониторинг земель.

Правое регулирование отношений при проведении землеустройства

В системе государственного управления землеустройством особое место занимает правовое регулирование отношений, возникающих при проведении землеустройства, которое в настоящее время осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Федеральным законом «О землеустройстве», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Земельный кодекс в статьях 68-69 дает понятие о том, какое назначение содержит в себе землеустройство, организацию и порядок проведения землеустройства, а именно:

Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Основными нормативными актами в проведении землеустройства являются:

Постановление Правительства Российской Федерации №214 от 4 апреля 2002 г. «Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации Постановление Правительства Российской Федерации №514 от 11 июля 2002 г. «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»;

Постановление Правительства Российской Федерации №1061 от 29 декабря 2008 г. «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства (в ред. Федерального закона №160-ФЗ от 23.07.2008 г.);

Постановление Правительства Российской Федерации №621 от 30 июля 2009 г. «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и Требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства»;

Постановление Правительства Российской Федерации № 688 от 20 августа 2009 г. «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства»;

Постановление Правительства Российской Федерации №457 от 1 июня 2009 г. «Об утверждении Положения о федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».

Нормативные правовые акты обязательны для исполнения и использования участниками отношений, возникающих при проведении землеустройства, и являются основой для государственной землеустроительной экспертизы, осуществления государственного контроля над проведением землеустройства и землеустроительными мероприятиями по рациональному использованию и охране земель.

Сайботалов Вадим Владимирович 08.06.2019 21:50

Задать дополнительный вопрос

Раздел земли по городу Владивостоку

Напротив дома по улице Тухачевского делят землю торговый комплекс забивают сваи железные которые мешают проходу пешеходов через дорогу на другую сторону дороги хотелось бы знать законно это? Спасибо.

Людмила 14.05.2019 00:47

Данные действия строительной компании должны били согласовываться с органами самоуправления. Если же Вы считаете, что Ваши права нарушают или создают Вам какие либо другие неудобства Вы вправе обратиться к управляющему строительной организации с письменным обращением.

Федорова Любовь Петровна

Задать дополнительный вопрос

Зоны с особыми условиями использования территории

Здравствуйте, расскажите подробно, как устанавливают границы зон с особыми условиями использования территории. Их порядок, и в какие органы нужно обращаться для проведения этого мероприятия

Землеустройство это своеобразный вид отношений, который регулируется нормами права и касается изучения состояния конкретно-определённых земельных участков. Подобная деятельность включает в себе множество видов работ и необходима в первую очередь для осуществления дальнейшего межевания. Соответственно, землеустройство – часть работ, которые проводятся в отношении надела, чтобы в дальнейшем появилась возможность его использовать. При этом необходимо понимать точное понятие землеустройства, его сущность и значение.

Что такое землеустройство? Собственники нередко задаются данным вопросом, когда речь касается земельных участков, которые совершенно не готовы для их использования.

Землеустройство определяется как изучение земель и их состояния, а также организация по использованию и реализации наделов, то есть их управления. Осуществляется рассматриваемый вид деятельности землеустроителями, специалистами, получившими знания в этой области.

Сущность землеустройства в том, что оно включает в себя совокупность множества взаимосвязанных работ: картографических, инвентаризационных и инженерно-технических.

Предложенные выше варианты работ не единственные, так как землеустройство в целом подразумевает не только исследование предлагаемого объекта, но и управление им. Специалисты должны грамотно организовывать порядок действий, который бы позволял рационально и с максимальной пользой использовать наделы. Кроме того, важно учитывать содержание землеустройства, в которое входят важные социальные моменты. Речь идёт о водных фондах, особенностях населённых пунктов, коммуникациях и транспортных путях.

Землеустройство также имеет ряд своих специфических задач, которые постоянно дополняются и соответствуют тем положениям, которые имеют своё развитие в сфере регулирования данной области:


  • перераспределение земельных наделов, чтобы обеспечить соблюдение государственной политики в экономической и экологической сфере;
  • обеспечение рентабельности в использовании земельных участков, а также создание специальных фондов распределения наделов;
  • создание специальных предприятий, занимающихся обеспечением рационального использования и управления земельными наделами;
  • создание проектов, а также определение границ образований, имеющих государственное и муниципальное значение;
  • формирования новых наделов, реорганизация уже имеющихся, определение их границ и проектов;
  • подготовка всей необходимой документация, которая способствуют эффективной землеустроительной деятельности;
  • обеспечение сведений, которые бы отражали качественные и количественные показатели тех земель, что находятся в использовании;
  • разработка методов и средств, позволяющих определять и осуществлять максимально эффективные исследования земельных участков;
  • осуществление внутрихозяйственного управления, то есть организация земель, находящихся в пользовании граждан, и обеспечение необходимых пространственных условий.

Все представленные задачи объединяет одна общая цель, а именно обеспечение эффективного использования имеющихся наделов.

Основное направление деятельности специалистов-землеустроителей затрагивает вопросы охраны земельных участков, их защиту от нарушений в каждой области экономических отношений.

Кроме того, определяют некоторые виды землеустройства.

Их всего два, и они основываются на принципе определения границ землепользований:

  1. Межхозяйственный тип. Такой вид называют также территориальным землеустройством. Он предполагает установление границ участков двух или более пользователей и их освоение путём исследования, а также определение системы организации таких наделов. В результате применения такого вида землеустройства могут образовываться новые участки, а также совершенствовать те, что были созданы ранее.
  2. Внутрихозяйственный тип. Он предполагает освоение определённой территории, в пределах которой находятся земельные участки, границы которых устанавливаются и исследуются. Такие земельные пользования носят специфический характер, могут относиться к севообороту или сельскохозяйственным дорогам.

На практике могут выделяться и иные виды деятельности по землеустройству, но предложенные выше основные и применяются чаще всего.

Вся деятельность, касающаяся землеустроительных работ, регламентируется законодателем, а обеспечивают исполнение норм и порядка проведения землеустройства службы кадастра и специалисты, имеющие соответствующее образование. Ведь землеустройство очень сложный вид деятельности, который в итоге предлагает некоторые данные, выступающие основой для формирования кадастрового реестра и работы данных органов в целом.

Землеустройство всегда направлено на какой-либо объект. Ими выступают различные территориальные зоны, наделы и их части, государственные и муниципальные участки.

Как и любая другая деятельность, землеустройство имеет свои принципы осуществления, на которых оно должно постоянно базироваться:


  • законность, а именно обеспечение гражданам их законных интересов и прав, исполнение принятых законов данной сферы;
  • основная направленность должна быть осуществлена в сторону экономической составляющей всей системы в целом;
  • обеспечение однообразия применения методов землеустройства на всех территориях;
  • постоянный учёт направления развития рассматриваемой сферы;
  • учёт показателей экологической устойчивости земель, а также их пригодности для длительного использования;
  • стабильность, обеспечиваемая в сфере землепользования;
  • соотношение участков, а также оптимальность их использования;
  • обеспечение устойчивости участков к метеорологическим условиям и их изменениям;
  • осуществление специальной агроклиматической оценки участков, а также зонирования территорий;
  • защита территорий, изъятие участков, которые были загрязнены или стали по иным причинам непригодны для дальнейшего использования;
  • определение и учёт устанавливаемых экологических требований.

При реализации деятельности по землеустройству в первую очередь необходимо учитывать именно эти принципы, только после этого нужно брать в расчёт особенности отдельных территорий.

Помимо принципов, важно определять и функции рассматриваемого вида деятельности, так как они взаимосвязаны и применяются в совокупности:


  1. Внутрихозяйственные. Они направлены на установление особенностей участков, их исследование, определение границ, их защиту, а также формирование схем и планов. Одновременно происходит реализация принятой земельной реформы, а именно осуществляется обеспечение рационального использования земель и их охрана.
  2. Отраслевая. Это функция реализуется в отношении участков, не имеющих сельскохозяйственного назначения, например, исследование транспортных связей или наделов промышленности.
  3. Территориальная. Она направлена на то, чтобы обеспечить реализацию принципов и правил землеустройства на всех участках и во всей экономической сфере, так как она охватывает большее количество объектов.

Данные функции тесно сопряжены с задачами, которые выполняются за счёт их применения, а также принципами, на которых деятельность землеустроителей обязательно должна основываться в самом процессе работы.


Для того чтобы понять, каким образом осуществляется землеустроительная деятельность, необходимо прежде всего определить, что именно в неё включено. Это могут быть различные методы и средства, например, всевозможные виды съёмок, позволяющих определить координаты и показатели участка, или процедура межевания. Сюда также справедливо отнести разработку предложений о дальнейшем развитии землеустройства. Данная деятельность направлена на то, чтобы произвести максимально возможные исследования и измерения на земельных участках. При этом обязательно соблюдение законодательной базы, то есть принципа законности.

Вопросы землеустройства регулирует единственный принятый в РФ закон «О землеустройстве», который вступил в силу в 2001 году и закрепляет в себе все необходимые положения для осуществления рассматриваемой деятельности.

Указанный выше акт устанавливает конкретные случаи, при наступлении которых и должно проводиться землеустройство:
  • когда было осуществлено изменение ранее определённых границ исследуемого участка;
  • когда проводилось предоставление или, наоборот, изъятие какого-либо надела;
  • когда были обнаружены нарушения пользования землёй, которая имеет повреждения от селей, воды, ветра;
  • когда необходимо проведение специальных мероприятий, направленных на восстановление и улучшение земель.

Соответственно, согласно закону осуществлять землеустроительные работы допускается только в исключительных, конкретно-определённых случаях.

Помимо данных положений, предлагаются некоторые методы, которые могут применяться для обеспечения эффективных землеустроительных работ и наиболее конкретно отражают содержание рассматриваемой деятельности:
  • кадастровая съёмка, а также та, что применяется за счёт использования аэроэффекта;
  • почвенные, геоботанические, геодезические и топографические работы;
  • межевание, а именно установление и исследования границ участков.

Они должны основываться только на общих принципах данной сферы и обеспечивать выполнение поставленных задач.

Данные, получаемые в результате проведения работы по землеустройству, имеют вес в первую очередь в службе кадастра, так как именно там формируют техническую документацию на конкретный земельный надел. Осуществляется же такая деятельность специалистами, которые будут определяться в зависимости от того, какой конкретный метод должен применяться. Подобная работа помогает также собирать все данные о состоянии территорий, их качественных и количественных характеристиках, а также анализировать полученные сведения с возможностью формирования прогнозов.

Помимо предложенных методов, возможно также осуществление дополнительных мероприятий, которые повышают эффективность землеустроительной работы. К ним относят следующие: освоение каких-либо новых территорий, улучшение имеющихся земельных наделов, их развитие и повышение экологичности, а также разработка разного рода проектов, направленных на максимально эффективное использование участков. Всё это в совокупности повышает результативность рассматриваемого вида деятельности.

Землеустройство представляет собой такой вид деятельности, который не подразумевает волеизъявление собственника. Подобное исследование земельных наделов необходимо, так как только за счёт него возможно получение максимально точных и достоверных данных о территориях как частных, так и тех, что относятся к государству или муниципалитету. Именно поэтому необходимо точно определять субъекта, который признаётся инициатором землеустроительных работ.

Решение об осуществлении рассматриваемого вида деятельности принимается только государственными органами или местными представителями власти, иные варианты не допускаются.

Несмотря на то что землеустройство включает в себя множество видов работ, основными направлениями деятельности считаются следующие:

  1. Инвентаризация выделенных под землеустройство угодий как начальное действие, направленное на установку объёма работы.
  2. Отделение специальных участков, а именно тех, что должны быть переданы гражданину, то есть в частную собственность.
  3. Определение размеров участка, а также его документальное уточнение.

Для того чтобы не совершить ошибку при определении правильного расположения участка, что считается важным этапом всего землеустройства, необходимо опираться на принятые положения о землеустроительных работах.

Как было сказано выше, главной причиной осуществлять землеустроительные работы является решение органа власти, а именно специального комитета, занимающегося данными вопросами. Приниматься подобное решение будет на основании договора, который заключается между компаниями, осуществляющими необходимые землеустроительные работы, и лицами, заинтересованными в этом. Важно уведомлять субъектов, имеющих интерес в землеустройстве, о времени его проведения в письменном виде. Если же они с чем-то не согласны, то орган власти займётся рассмотрением претензий и защитой их законных интересов.

После принятия решения начинается осуществление работ. Они стартуют с зонирования территории, так как оно необходимо для составления схем и планов. В таких документах будут отражены не только площади и расположение надела, но и его назначение, категория и вид. Кроме того, важно фиксировать наличие каких-либо ограничений, возложенных на участок в виде сервитутов и иных подобных обременений. За счёт выявления данных показателей происходит определение той территории, что из государственных наделов перейдёт в категорию частных.

Если определять проведение землеустройства как порядок действий, то необходимо определить следующие этапы:


  1. Ходатайство. Лицо, имеющее интерес в проведение рассматриваемых работ, подаёт заявку, после чего заключается договор с соответствующей компанией.
  2. Дополнительные работы. Они направлены на получение и изучение необходимых для работы сведений.
  3. Разработка схем, прогнозов и проектов землеустройства.
  4. Утверждение документации, имеющей проектное назначение.
  5. Перенос планов в натуру, то есть непосредственно на исследуемую территорию.
  6. Получение документации по землеустройству. К ней относят как графические варианты документов, так и текстовые.

Лишь начальный этап реализуется по инициативе заинтересованных лиц, дальше все решения принимает государственный орган, а исследования осуществляют специалисты. Работа в целом подтверждается специально оформленными документами.

Учёт всей получаемой информации ведёт государственный реестр, который существует при службе кадастра. В нём сосредоточены все данные, позволяющие в итоге формировать техническую документацию территорий.

По результатам проведения землеустроительных работ составляются следующие документы:
  • различные схемы;
  • планы объектов исследования;
  • проекты при проведении внутрихозяйственного вида землеустройства, а также улучшения и освоения разного рода угодий;
  • карты и атласы тематического характера;
  • отчёты о проделанных видах работ.

Представленная документация будет признаваться основой для дальнейшей регистрации права гражданина на тот или иной участок.

Таким образом, землеустройство - это процедура, направленная на улучшение, освоение и исследование территорий, которые входят в государственные или муниципальные владения. При этом главной целью является выявление характеристик наделов, прогнозы их развития, охрана, а также отделение некоторых частей территорий для дальнейшего их предоставления гражданам.

ФГОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра землеустройства и геодезии

120301.65-Землеустройство

ПОНЯТИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Выполнил: Амирова Ю.Ф., студентка землеустроительного ф-та,

заочной формы обучения, гр. 301

Проверил:

Введение 3

1.Задачи, функции и принципы землеустройства 5

2.Виды землеустройства 9

3.Проведение землеустройства, землеустроительная документация 10

Заключение 14

Список использованной литературы 15

Введение

Среди прочих богатств, которыми дано владеть человеку, самое ценное, несомненно, земля. От того, как бережем ее, насколько умело, рачительно хозяйствуем на ней, в огромной степени зависит наше благосостояние. В решении вопросов, связанных с рациональным использованием земель, важную роль играет земельное законодательство.

Землеустройство - это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство ).

Землеустройство представляет собой последовательность вза­имосвязанных картографических, инженерно-технических, инвен­таризационных работ по изучению состояния земель, а также по организации территории, включая установление границ объектов землеустройства на местности, выполняемых в соответствии с установленной процедурой и нацеленных на обеспечение рацио­нального землепользования, охраны земель, создания благоприят­ной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Землеустройство включает проведение кадастровых съемок, аэросъемочных, топографо-геодезических, почвенных, геоботани­ческих и других обследований и измерений, межевание границ, разработку предложений о рациональном использовании земель, которые позволяют собирать данные о количественных и качест­венных параметрах земельных участков территорий субъектов РФ, муниципальных образований, других административно-терри­ториальных образований и территориальных зон, выступающих объектами землеустройства.

В целях обеспечения надежности и достоверности данных установлен порядок сертификации измери­тельно-технических средств, используемых при обследованиях и измерениях земельных участков в целях землеустройства на ос­нове технических и технологических стандартов.

На основе обследований разрабатывается землеустроительная документация, включая схемы, планы земельных участков, карто­графические и иные материалы проектов землеустройства.

По каждому объекту землеустройства из землеустроительной доку­ментации формируется землеустроительное дело.

Планы земель­ных участков содержат информацию о площади земельного участ­ка, местоположении различных объектов и сооружений, инженер­ных систем, природных объектов. В планы также заносятся сведения об ограничениях и обременениях земельного участка, включая указания на те части земельного участка, на которых действует право сервитута. Наличие планов земельных участков обязательно при купле-продаже земельных участков и соверше­нии иных сделок.

При землеустройстве в обязательном порядке учитываются определенные социальные условия. К социальным условиям, которые должны приниматься во внимание при землеустройстве относятся: система расселения (структура населения, его плотность), населенные пункты (их размещение, количество, размеры, их целевое назначение, уровень благоустройства и прочее).

При землеустройстве также рассматриваются и такие социальные условия, как населенные пункты сельскохозяйственного назначения – села, деревни. При исследовании населенных пунктов данной категории обязательно учитывается: развитие структуры, наличие (виды, количество, размеры, размещение и так далее) производственных центров, а именно – фермы и другие структуры хозяйственного назначения, их уровень механизации и развития, формы организации труда и другое.

При землеустройстве также обязательно рассматриваются такие факторы, как наличие водных ресурсов, наличие и состояние транспортных развязок и путей (для железнодорожного транспорта, автотранспорта), наличие (состояние) коммуникационных сетей (электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, телефонизация, газоснабжение ипрочее).

1.Задачи, функции и принципы землеустройства

Главные задачи землеустройства были определены «Основными положениями землеустройства в СССР», утвержденными Государственной комиссией Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам 30 января 1991 года. Однако опыт проведения землеустроительных работ при проведении реформирования земельных отношений показал, что они не в полной мере отвечают современным требованиям.

Перед землеустройством в настоящее время стоят новые задачи, основными из которых являются:

1. реализация земельной политики государства путем экономически и экологически обоснованного перераспределения земель по формам собственности и субъектам права на землю;

2. создание специальных фондов земель, формирования рациональной системы землепользования, обеспечения социальной справедливости земельных преобразований и гарантий конституционных прав на землю;

3. осуществление мероприятий по перспективному распределению земель, по организации рационального использования всех категорий земель независимо от форм собственности на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, частном), по обеспечению организационных и территориальных условий для эффективного хозяйствования в сельскохозяйственной и несельскохозяйственной сферах;

4. проектирование и закрепление границ муниципальных и других административно-территориальных образований, территорий с особым правовым режимом использования земель, закрепление на местности черты городов и других поселений;

5. образование новых и упорядочение существующих земельных участков, оформление планов их границ и закрепление границ земельных участков на местности;

6. подготовка землеустроительной документации, необходимой для принятия органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления решений по управлению земельными ресурсами, а также для осуществления оборота земель и государственной регистрации прав на землю;

7. получение информации о количественном и качественном состоянии, использовании земель и оценке их качества, необходимой для разработки землеустроительной документации, ведения государственного земельного и иных кадастров, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель и осуществлению иных функций государственного управления земельными ресурсами (плата за использование земель, возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при предоставлении и изъятии (выкупе) земель, выполнение мероприятий по экономическому стимулированию рационального использования земель и др.);

8. разработка мероприятий по сохранению и улучшению природных ландшафтов, восстановлению и повышению плодородия почв, рекультивации нарушенных земель и землеванию малопродуктивных угодий, защите земель от эрозии, опустынивания, подтопления и предотвращению других негативных явлений в состоянии земель;

9. проведение внутрихозяйственной организации территории землепользовании с созданием пространственных условий, обеспечивающих рациональное функционирование объекта землеустройства.

Применительно к любому земельному строю целью землеустройства является организация рационального использования и охраны земель во всех отраслях экономики, приведение организации территории и производства в соответствие с новыми земельными отношениями. Посредством землеустройства создаются оптимальные условия эффективного использования земли и решаются задачи организации землепользования.

Учитывая, что эффективность землеустройства лежит в сфере общественного производства, землеустройство должно быть главным рычагом государства в осуществлении земельных преобразований и, в связи с этим, должно иметь государственный характер. Вместе с тем можно выделить другие функции землеустройства: отраслевые (ведомственные), территориальные (межхозяйственные) и внутрихозяйственные.

На уровне государственных функций землеустройство обеспечивает реализацию земельной реформы, определение перспектив использования земель и их перераспределение по формам собственности и субъектам права на землю, определяет основное целевое назначение использования земель и их охрану, путем разработки генеральной схемы землеустройства, схем землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схем землеустройства муниципальных образований, схем использования и охраны земель, формирования рациональной системы землевладения и землепользования.