Негосударственное пенсионное страхование. Негосударственное пенсионное обеспечение — что это? Негосударственное пенсионное обеспечение в рф

После хорошо выполненной работы каждый из нас имеет полное право на качественный отдых. Это правило справедливо для примеров любого масштаба: будь то вкусный ужин и вечер с любимой книгой после трудового дня, встреча с друзьями в конце рабочей недели, поездка на курорт с близкими после успешно реализованного проекта или жизнь без тревог и нужды на пенсии. Последнее особенно важно, хотя мы редко задумываемся, как это обеспечить. Именно для этого АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» предлагает воспользоваться программой негосударственного пенсионного обеспечения (НПО).

НПО – это «копилка на старость» в дополнение к государственному обязательному пенсионному страхованию (ОПС). В отличие от ОПС, средства на именном пенсионном счёте НПО формируются не из обязательных отчислений вашего работодателя из фонда оплаты труда, а из добровольных взносов – ваших или вашего работодателя. Средства накапливаются на счёте и инвестируются негосударственным пенсионным фондом, прирастают дополнительным доходом. Сформировавшаяся на момент вашего выхода на пенсию сумма выплачивается вам параллельно с обязательной пенсией.

Обычно программы НПО выбирают для себя самые дальновидные и финансово грамотные граждане. Но значительно чаще негосударственное пенсионное обеспечение включают в социальный пакет компании, уделяющие особое внимание человеческому капиталу и ведущие конкуренцию на рынке труда за высококвалифицированных специалистов. Если ваша компания заинтересована в привлечении и удержании ценных кадров, то предложение НПО от АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» может стать подходящим для этого инструментом.

На данный момент ГАЗФОНД пенсионные накопления предлагает схему негосударственного пенсионного обеспечения со следующими параметрами:

  • Размер взносов составляет не менее 12 000 рублей в год
  • Размер и количество выплат выбирается клиентом при назначении пенсии
  • Минимальный срок выплаты пенсии – 12 месяцев
  • Изменение размера выплаты возможно раз в год
С подробным описанием схемы можно ознакомиться в Пенсионных правилах АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» (схема №3) .
Образец договора НПО
Вы можете оформить договор НПО лично в офисе Фонда или дистанционно.

При оформлении договора дистанционно:

1) Заполните Анкету для заключения договора негосударственного пенсионного обеспечения;
2) Заполненную анкету вместе с копией паспорта (разворот страниц с фотографией и разворот страниц с отметкой о регистрации по месту жительства) необходимо направить в Фонд:
− простым письмом по адресу: 123022, г. Москва, ул. Сергея Макеева, д. 13, с пометкой «Управление пенсионных программ»;
− по электронной почте на адрес: [email protected]

Фонд на основании полученной от вас информации подготовит и направит вам заказным письмом:
− 2 экземпляра договора негосударственного пенсионного обеспечения;
− согласие на обработку персональных данных;
− бланки заявлений и банковские реквизиты для перечисления пенсионных взносов.
− вам необходимо подписать и направить обратно в Фонд удобным для вас способом один экземпляр договора негосударственного пенсионного обеспечения и согласие на обработку персональных данных;
− убедитесь, пожалуйста, что подписанные вами документы поступили в Фонд и приступайте к перечислению пенсионных взносов.

Сегодня в Российской Федерации присутствуют два типа обеспечения пенсии:

  • Добровольное. Денежные средства перечисляются по инициативе руководителя компании или самим жителем Российской Федерации;
  • Обязательное. Денежные средства перечисляются государством.

Дополнительная пенсия служит частью обязательной. Для того чтобы претендовать на нее, потребуется заключить договор с одной из компаний негосударственного фонда (НПФ).

Негосударственное пенсионное обеспечение 2018

Такие организации были созданы с целью увеличения размера текущих выплат. Для этого нужно систематически переводить денежные средства в НПФ на протяжении длительного периода. Перечисления взносов, как правило, могут быть осуществлены как физическими лицами, так и компаниями для обеспечения пенсиями собственных работников.

Федеральный закон о негосударственном пенсионном обеспечении

Вся работа НПФ относится к закону под номером 75 ФЗ относительно негосударственных пенсионных фондов.

На протяжении активной работы сотрудники подобных организаций формируют накопления. Подобные денежные средства организация должна предоставить в доверительное управление в несколько организаций для последующего качественного инвестирования. Законодательство РФ также определяет активы, способствующие эффективному инвестированию денежных средств, так и структуру портфеля инвестора.

Проблемы негосударственного пенсионного обеспечения

В 1992 году были созданы первые организации, которые именовались негосударственными Пенсионными Фондами в Российской Федерации. С того момента российская экономика несколько раз пошатнулась, пережив кризисы 1998 года и период с 2008 по 2009 год. Несмотря на это, отлаженная система подобных организаций устояла перед экспериментами и эффективно продолжает развиваться. Тем не менее, появились вопросы, которые касаются дальнейшего развития. Одна из основных проблем подобных организаций — безопасность жителей РФ в финансовой сфере, касающихся накоплений.

При этом стремительную набирает популярность государственная система, позволяющая страховать вклады. Если гражданин решит положить свою заработную плату на счет кредитной организации на короткий срок, возврат будет гарантирован. Однако денежные средства, которые были отложены на десятилетия, не имеют никаких гарантий по возврату. По этой причине многие граждане не доверяют НПФ. Это существенно приостанавливает их развитие в дальнейшем.

Виды возможного пенсионного обеспечения граждан

Как правило, при использовании стандартного пенсионного обеспечения, вы можете претендовать на следующие виды пенсий:

  • Накопительная;
  • Страховая.

Общий предоставляемый гражданам размер подобных выплат относительно небольшой. Хорошо жить на эти денежные средства будет трудно.

Поэтому многие люди заранее задумываются о своем будущем. Чтобы улучшить свое финансовое положение на старости лет, некоторые решаются на заключение договора с НПФ.

В этом случае пенсионное обеспечение осуществляется за счет добровольных взносов вкладчиков. В качестве клиентов таковыми могут быть юридические и физические лица. Взаимоотношение и особенности между ними контролируется заранее заключенным договором.

Компании также идут на заключение подобных договоров для своих сотрудников. К примеру, масштабная компания Газпром активно участвует в программе негосударственного Пенсионного обеспечения.

За чей счет и каким путем осуществляется негосударственное пенсионное обеспечение?

Для участия в негосударственном Пенсионном обеспечении, необходимо для начала выбрать один из предлагаемых планов. В зависимости от выбранной схемы определяется периодичность, размер взноса, объем выплат и последующие сроки начисления пенсии. После определения всех условий, заключается контракт с конкретной компании.

Вы можете добровольно вносить платежи для себя, своего ребенка или другого близкого вам человека. Вы работодатель? Тогда вы можете производить выплаты за работающего в вашей компании работника. Дополнительная корпоративная пенсия — еще один пункт в социальном пакете при трудоустройстве в компанию. Считается добровольным. При этом это позволяет не только улучшить доверительные отношения к компании, но и повысить итоговую оценку в глазах потенциальных сотрудников.

Договор о негосударственном пенсионном обеспечении

При заключении договора клиент получает неоценимые преимущества. Его денежные средства защищены, а выплаты будут осуществляться в виде пенсии. С иной стороны существуют как проверенные компании, так и мошенники, которые обманывают людей, а также не возвращают оплаченные денежные средства. Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения в разных компаний различный и зависит как от рейтинга, так и от количества участников.

Заявление о расторжении договора негосударственного пенсионного обеспечения

Если организация, с которой был заключен договор, не устраивает клиента по каким-то причинам, он может расторгнуть договор до истечения прописанного в нем срока. Но в момент заключения договора обязательно обратите на эту строчку внимания. Ведь каждый фонд имеет индивидуальные условия к вкладчикам, поэтому в некоторых из них преждевременное расторжение считается недопустимым.

В соответствии с законодательством РФ, менять организацию НПФ можно ежегодно. Однако если с момента заключения договора прошло менее одного года, делать этого вы не имеете права. В ином случае обратитесь с заявлением, в котором предварительно должна быть изложена подробная причина перехода в иную организацию. Чтобы написать заявление, воспользуйтесь предоставленным ниже образцом.

Все большее количество россиян желают принять участие в формировании своей будущей пенсии. В настоящее время свыше 7 миллионов человек являются участниками негосударственного пенсионного страхования.

Данный вид пенсионного обеспечения является дополнительным к основным видам: и .

Выбор в пользу еще одной пенсии гражданину , при этом стоит учитывать:

  • наличие государственной лицензии;
  • высокий рейтинг среди других фондов;
  • надежные способы инвестирования денежных средств вкладчиков;
  • разнообразие пенсионных схем, максимально учитывающих большинство предпочтений вкладчиков.

Для того, чтобы стать участником негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) необходимо заключить договор , в котором описываются основные права и обязанности каждой стороны. В этом же документы прописана и пенсионная схема , выбранная вкладчиком. Уплату взносов можно осуществлять не только в свою пользу, но и в пользу третьих лиц. Периодичность платежей и способы их перечисления также указываются в договоре.

Негосударственное пенсионное страхование устанавливается при наличии на то оснований в связи с достижением общеустановленного возраста выхода на пенсию. Однако существует возможность и досрочного НПО для работников с вредными и опасными условиями труда. Размер негосударственной пенсии определяет гражданин при выборе пенсионной схемы. От этого будет зависеть и величина уплачиваемых им пенсионных взносов.

Негосударственная пенсия - что это такое?

Для обеспечения достойного уровня жизни по достижении пенсионного возраста гражданин может сам принять участие в формировании своей . Для этого ему необходимо стать участником негосударственного пенсионного обеспечения.

Негосударственная пенсия - это дополнительная выплата к основной сумме пенсии, формируемая в основном за счет личных взносов гражданина и назначаемая при выходе на заслуженный отдых.

Отличительными чертами данного вида пенсионного обеспечения являются:

  • отсутствие необходимости иметь ;
  • возможность самостоятельно устанавливать сумму взносов и периодичность их уплаты;
  • наличие у гражданина права расторгнуть договор и вернуть накопленное.

Для того, чтобы в будущем получать дополнительную пенсию необходимо предпринять следующее :

  1. Выбрать НПФ и заключить с ним договор.
  2. Утвердить индивидуальный план платежей.
  3. Осуществлять уплату взносов согласно договору.

Начать формировать негосударственную пенсию может любой гражданин, начиная с 18 лет. Юридическим основанием установления такой пенсии является закон № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» , он же регулирует отношения между участниками данного вида пенсионного обеспечения.

Участники пенсионного обеспечения

Участником негосударственного пенсионного обеспечения можно стать, заключив договор с выбранным фондом. Сторонами такого договора являются:

  • , действующий на основании лицензии;
  • вкладчик, уплачивающий взносы;
  • участник, которому в соответствии с договором должна выплачиваться или уже выплачивается негосударственная пенсия.

Что касается вкладчиков, то ими могут быть:

  • физические лица - граждане, самостоятельно уплачивающие взносы на НПО (одновременно являются и участниками заключаемого договора);
  • юридические лица - организации, перечисляющие взносы из своих средств в пользу своих сотрудников (в данном случае у работников таких предприятий формируется корпоративная пенсия).

Свои обязательства НПФ выполняет согласно правил, утверждаемых советом директоров каждого конкретного фонда и регистрируемых в порядке, предусмотренным Центробанком. Правила содержат следующую информацию:

  • список пенсионных схем и их подробное описание;
  • перечень оснований для выплаты негосударственной пенсии (ими могут быть как страховые случаи: старость, утрата кормильца, инвалидность, так и дополнительные основания).

Договор негосударственного пенсионного обеспечения

Права и обязанности участников НПО, а также принципы их взаимодействия закреплены в соответствующем документе - договоре . Перед его составлением гражданину необходимо определиться со следующими вопросами:

  • возможный размер будущей дополнительной пенсии, которую он хотел бы получать;
  • приемлемый для него период выплаты негосударственной пенсии;
  • удобный график внесения платежей.

Выбрав таким образом пенсионную программу, отвечающую всем требованиям обратившегося, необходимо заключить непосредственно договор с выбранным НПФ. Данный документ представляет собой соглашение между НПФ и вкладчиком в пользу участника договора.

Обязанности в таком случае распределяются так :

  • у вкладчика - перечисление пенсионных взносов в установленные сроки и в определенных размерах;
  • у фонда - выплата негосударственной пенсии при наличии у гражданина права на нее в соответствии с выбранной им пенсионной схемой.

Подробный перечень требований к содержанию договора содержится в ст. 12 закона № 75-ФЗ от 07.05.1998 г.

Стоит отметить, что документ может быть составлен не только в свою пользу, но и в пользу третьих лиц . Ими могут быть любые физические лица - родственники, близкие люди.

Договор составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу для каждой стороны. Срок действия документа равен периоду выполнения сторонами своих обязательств. По желанию вкладчика договор может быть расторгнут. Еще одной причиной прекращения договора может стать смерть участника. В таком случае пенсионные накопления наследуются его правопреемниками.

Выбор пенсионной схемы в НПФ

При заключении договора гражданин обязан выбрать одну из предложенных ему пенсионных схем, перечисленных в Правилах.

Пенсионная схема представляет собой перечень условий, раскрывающих порядок уплаты пенсионных взносов и выплаты негосударственной пенсии.

С точки зрения уплаты платежей можно выделить следующие схемы:

  • в зависимости от количества вкладчиков:
    • с единственным лицом, перечисляющим взносы;
    • паритетная (где участвуют сотрудники и работодатели);
  • в зависимости от вида открываемого счета:
    • солидарные (в пользу группы заранее определенных лиц);
    • индивидуальные (с перечислением на именной счет).

С точки зрения выплаты негосударственной пенсии различают такие схемы:

  • срочные (выплата осуществляется в течение всего срока, предусмотренного договором)
  • пожизненные (без ограничения в течение всей жизни участника при наличии на то средств на счете).

Взносы по договору о НПО

При подписании договора вкладчик самостоятельно определяет размер пенсионных взносов, периодичность и продолжительность их уплаты.

Перечисляют платежи как правило с такой периодичностью :

  • ежемесячно;
  • ежеквартально;
  • раз в полгода;
  • одной суммой за год;
  • реже допускается единовременное внесение денежных средств.

Вкладчики уплачивают взносы денежными средствами одним из удобных способов в порядке и размерах, предусмотренных правилами НПФ и заключенным договором. Способов перечисления взносов существует несколько:

  • через почтовые отделения путем перевода;
  • через банковские учреждения безналичным путем;
  • через бухгалтерию своего предприятия путем удержания из заработной платы.

В случае прекращения уплаты взносов многие фонды оставляют за вкладчиком возможность возобновить их перечисление, обратившись с такой целью в свой НПФ.

Досрочная негосударственная пенсия в НПФ

Негосударственная пенсия может выплачиваться досрочно, то есть ранее , в связи с занятостью на определенных видах работ, предусмотренных пп. 1- 18, п. 1, ст. 30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» . Для признания условий труда на таких работах вредными и опасными проводится . В настоящее время она заменяет существовавшую ранее аттестацию рабочих мест в связи с введением в действие закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» .

По результатам проведенной оценки условиям труда присваивается один из четырех классов опасности. Последние из них (третий и четвертый) являются вредными и опасными. Именно в таких случаях с целью обеспечения своих работников досрочной пенсией работодатель может выбрать несколько вариантов действий:

  1. Уплачивать в ПФР страховые взносы согласно классу условий труда.
  2. Дополнительно перечислять взносы в негосударственный фонд.

На вступление в систему досрочного НПО по второму варианту требуется согласие работника. В данном случае работодатель самостоятельно выбирает и утверждает пенсионную программу в соответствии с предложениями НПФ. Требования относительно условий заключаемого договора содержатся в ст. 36.33 ФЗ № 75 от 07.05.1998 г.

Что же касается взносов на досрочное НПО, то законодательно установлена нижняя граница их ежемесячного взноса:

  • не ниже 2% дохода сотрудника, занятого на рабочем месте с вредными условиями труда;
  • не ниже 4% всех выплат работника, занятого на рабочем месте с опасными условиями труда.

Стоит отметить, что пенсионная программа работодателя может включать и возможность самого работника участвовать в формировании своей дополнительной пенсии . В этом случае часть взносов удерживается из заработной платы самого сотрудника.

Размер и выплата негосударственного пенсионного обеспечения

Для установления негосударственной пенсии гражданину требуется обратиться в НПФ с заявлением о ее назначении и необходимыми документами, список которых может различаться в зависимости от правил каждого фонда.

Дата обращения является датой назначения негосударственной выплаты, но она не может быть раньше дня возникновения права. Непосредственно перечисление денежных средств осуществляется как правило в течение 30 календарных дней с момента обращения.

Размер будущей выплаты зависит от нескольких параметров :

  • правил выбранного фонда;
  • пенсионной схемы, указанной в договоре;
  • суммы, накопленной к моменту оформления пенсии.

Отметим, что размер НПО может быть увеличен в связи с полученным доходом от инвестирования по итогам календарного года.

После установления пенсии фонд как правило направляет в адрес обратившегося гражданина уведомление о назначении выплаты с указанием начисленной суммы и срока, в течение которого деньги будут выплачиваться.

Перечисление денег осуществляется одним из возможных способов :

  • на номер счета в банковском учреждении;
  • на номер банковской карты;
  • почтовым переводом.

Вся необходимая информация содержится в письменном обращении гражданина. При изменении личной информации гражданину необходимо своевременно уведомить об этом свой НПФ.

В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на страховую пенсию, - нетрудоспособным гражданам.

Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя страховую пенсию и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России, если иное не предусмотрено международным договором.

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение
- негосударствен-ные пенсии, выплачиваемые в рамках догово-ров с негосударственными пенсионными фон-дами, финансируемые за счет взносов работо-дателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий.

Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

Корректировка размера страховой пенсии - повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента.

Накопительная пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Средства пенсионных накоплений - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования.

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии - показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, и используемый для определения размера накопительной пенсии.

Перерасчет размера страховой пенсии - это изменение размера страховой пенсии, происходящее без подачи письменного заявления в территориальные органы Пенсионного фонда, связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды после 01.01.2015. На беззаявительный перерасчет размера страховой пенсии имеют право получатели страховой пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Перерасчет страховой пенсии по старости и по инвалидности производится с 1 августа каждого года исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, которые не были учтены при определении размера пенсии при ее назначении или перерасчете Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит пересчету с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия. Заявительный перерасчет размера пенсии - изменение размера пенсии по документам, представленным заявителем.

Валоризация - денежная переоценка пенсионных прав всех россиян, имеющих трудовой стаж до 2002 года. С 1 января 2010 года расчетный пенсионный капитал, сформированный до 2002 года, увеличивается на 10% и дополнительно по 1% за каждый год трудового стажа гражданина до 1991 года. Для определения процента увеличения пенсионного капитала за периоды до 1 января 1991 года учитывается трудовой стаж, имевшийся у гражданина на указанную дату, принятый во внимание при оценке пенсионных прав. При этом никаких ограничений в данном случае нет, учитывается весь стаж, в том числе сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин).

Выплата пенсии - ежемесячное перечисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации начисленных к доставке сумм пенсии на счет организаций, осуществляющих доставку пенсии пенсионерам. Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц. Выплата пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере без каких-либо ограничений. Пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.

Группы инвалидности - в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, возникшей в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид». Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп - на один год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на один или два года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Доставка пенсии - передача начисленной суммы пенсии получателю путем ее вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, или на дому, или путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации. Доставка пенсии производится по желанию пенсионера организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией, занимающейся доставкой пенсии, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соответствующие договоры. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Инвалид - человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений, что влечет за собой признание инвалидности.

Корректировка - увеличение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента. Стоимость пенсионного коэффициента определяется Правительством Российской Федерации.

Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии - ежегодное увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год и с 1 апреля дополнительное увеличение указанной выплаты с учетом роста доходов ПФР.

Конвертация пенсионных прав - это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 1 января 2002 года (на начало пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала. Его величина - это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 1 января 2002 года. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена не условная, а реальная пенсия в наиболее выгодном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству.

Нестраховые периоды, учитываемые в стаж - наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, когда за гражданина уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в страховой стаж засчитываются и некоторые нестраховые периоды. К ним относятся:

  • период прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы (например служба в органах внутренних дел и других силовых ведомствах, служба в прокуратуре и т.д.)
  • период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
  • период получения пособия по безработице;
  • период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
  • участие в оплачиваемых общественных работах и переезд по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности";
  • период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Все перечисленные нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали или следовали за ними периоды работы, за которые начислялись (уплачивались) страховые взносы в ПФР. В случае совпадения по времени нескольких периодов, включаемых в страховой стаж, при назначении пенсии будет учитываться только один из них по выбору гражданина, обратившегося за установлением пенсии. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Ожидаемый период выплаты пенсии - показатель, используемый для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) по нормам Федерального закона № 173-ФЗ. При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2013 года ожидаемый период выплаты страховой части трудовой пенсии по старости на общих основаниях (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев).

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданина из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается за счет средств Федерального бюджета и бывает следующих видов:

  • за выслугу лет - назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава;
  • по старости - назначается пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • по инвалидности - назначается военнослужащим, участникам ВОВ, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам;
  • по случаю потери кормильца - назначается членам семьи военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.
  • социальная пенсия по инвалидности (назначается инвалидам I, II, III групп, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам);социальная пенсия по случаю потери кормильца (назначается детям до 18 лет и старше, но не более 23 лет, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери); социальная пенсия по старости (назначается гражданам из числа малочисленных народов Севера, постоянно проживающим в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии,достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), и иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины);
  • социальная пенсия детям. Оба родителя которых неизвестны (назначается детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны.

Расчетный пенсионный капитал (РПК) - это расчетная величина, с учетом которой определяется размер страховой части трудовой пенсии, включающая в себя пенсионные права в денежном выражении, приобретенные застрахованным лицом по состоянию на 1 января 2002 года, а также сумму страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо после указанной даты до 01.01.2015. При этом исходя из страховой части трудовой пенсии определяется величина ИПК за период до 01.01.2015.

Стаж - один из важнейших факторов, влияющих на право и размер пенсионного обеспечения граждан. Различают страховой и общий трудовой стаж.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых начислялись (уплачивались) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая при оценке пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года. В общий трудовой стаж включаются:

  • работа в качестве рабочего, служащего (в том числе за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник подлежал обязательному пенсионному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части; периоды индивидуальной трудовой деятельности (в том числе в сельском хозяйстве);
  • творческая деятельность членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
  • временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и пребывание на инвалидности I и II группы из-за увечья на производстве или профессионального заболевания;
  • пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
  • воинская служба;
  • получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах, переезд по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства.

В случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в общий трудовой стаж включаются также:

  • периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
  • периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
  • периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
  • периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;
  • гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, - время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;
  • гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), а также гражданам - узникам фашистских концлагерей - время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности указанных периодов трудовой и общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, в случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ некоторые периоды учитываются в льготном порядке, например, военная служба по призыву - в двойном размере.

Налогообложение НДФЛ по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами

Главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены специальные правила налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. Об этих особенностях мы и поговорим в нижеприведенном материале.

Для начала рассмотрим, что представляет собой негосударственный пенсионный фонд, договор негосударственного пенсионного обеспечения и договор об обязательном пенсионном страховании.

Негосударственным пенсионным фондом (далее – фонд) признается организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (статья 2 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее – Закон № 75-ФЗ)).

Фонд вправе осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии, а деятельность по обязательному пенсионному страхованию со дня, следующего за днем внесения фонда в реестр негосударственных пенсионных фондов – участников системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Договором негосударственного пенсионного обеспечения является соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию (статья 3 Закона № 75-ФЗ).

Договор негосударственного пенсионного обеспечения должен содержать (статья 12 Закона № 75-ФЗ):

– наименование сторон;

– сведения о предмете договора;

– положения о правах и об обязанностях сторон;

– положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов;

– вид пенсионной схемы;

– пенсионные основания;

– положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;

– положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;

– сроки действия и прекращения договора;

– положения о порядке и об условиях изменения и расторжения договора;

– положения о порядке урегулирования споров;

– реквизиты сторон.

Договором негосударственного пенсионного обеспечения могут быть предусмотрены другие положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Пенсионными основаниями в договорах негосударственного пенсионного обеспечения являются пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации (абзац 1 статьи 10 Закона № 75-ФЗ).

Договорами негосударственного пенсионного обеспечения могут быть установлены дополнительные основания для приобретения участником права на получение негосударственной пенсии (абзац 2 статьи 10 Закона № 75-ФЗ).

Договором об обязательном пенсионном страховании является соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты либо осуществлять выплаты правопреемникам застрахованного лица. К правопреемникам застрахованного лица относятся лица, указанные в части 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии".

Требования к договору об обязательном пенсионном страховании установлены в статье 36.3 Закона № 75-ФЗ.

Форма типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом на сегодняшний день утверждена Приказом Минтруда России от 3 июня 2013 года № 238н.

Договор об обязательном пенсионном страховании может быть изменен сторонами не иначе как в порядке, установленном типовым договором об обязательном пенсионном страховании или Законом № 75-ФЗ (пункт 1 статьи 36.5 Закона № 75-ФЗ).

Пенсионными основаниями в договорах об обязательном пенсионном страховании являются пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации (абзац 3 статьи 10 Закона № 75-ФЗ).

Форма заявления застрахованного лица о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, инструкция по заполнению формы заявления застрахованного лица о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, утверждены постановлением Правления ПФ РФ от 12 мая 2015 года № 158п "Об утверждении форм заявлений и уведомления, инструкций по их заполнению, Порядка доведения до сведения застрахованных лиц указанных форм заявлений и инструкций по их заполнению". Заметим, что указанным постановлением также, в частности, утверждены:

– форма заявления застрахованного лица о досрочном переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию (Приложение № 3);

– инструкция по заполнению формы заявления застрахованного лица о досрочном переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию (Приложение № 4);

– форма заявления застрахованного лица о переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение № 9);

– инструкция по заполнению формы заявления застрахованного лица о переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение № 10);

– форма заявления застрахованного лица о досрочном переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение № 11);

– инструкция по заполнению формы заявления застрахованного лица о досрочном переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение № 12).

– Порядок доведения до сведения застрахованных лиц форм заявлений застрахованных лиц о переходе и заявлений застрахованных лиц о досрочном переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации, из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд, уведомления застрахованного лица, о замене выбранного им страховщика по обязательному пенсионному страхованию (инвестиционного портфеля (управляющей компании), указанного в заявлении застрахованного лица о переходе, а также инструкций по заполнению указанных форм заявлений и уведомления (Приложение № 15).

Следует отметить, что субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию являются фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи (статья 3.1 Закона № 75-ФЗ).

Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется Банком России без ограничения срока ее действия. Лицензия предоставляется фондам, созданным в результате их учреждения, а также фондам, создаваемым в результате реорганизации (пункты 1 и 2 статьи 7.1 Закона № 75-ФЗ).

Права и обязанности вкладчиков, участников и застрахованных лиц определяются Законом № 75-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России, правилами фонда, договором негосударственного пенсионного обеспечения и договором об обязательном пенсионном страховании (пункт 1 статьи 13 Закона № 75-ФЗ).

Права и обязанности страхователей по уплате страховых взносов на финансирование накопительной пенсии определяются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 7 статьи 13 Закона № 75-ФЗ).

В целях соблюдения требований Закона № 75-ФЗ, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный орган и Банк России (пункт 1 статьи 34 Закона № 75-ФЗ).

Государство стимулирует более активное участие фондов, граждан и работодателей в добровольном пенсионном обеспечении путем предоставления им льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 36 Закона № 75-ФЗ).

Налог на доходы физических лиц

В статье 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) определены особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами.

Согласно пункту 1 указанной статьи при определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются:

l страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

l накопительная часть трудовой пенсии;

l суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу;

l суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц.

Минфин России в письме от 31 октября 2014 года № 03-04-06/55341 со ссылкой на вышеуказанное положение (абзац 5 пункта 1 статьи 213.1 НК РФ) разъяснил, что суммы пенсии, выплачиваемой в соответствии с договором негосударственного пенсионного обеспечения, не учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ независимо от того, что указанные пенсии выплачиваются не только за счет поступивших пенсионных взносов, но также за счет начисленного фондом дохода.

Для целей обложения НДФЛ не имеет значения, какой вид пенсионного счета негосударственного пенсионного обеспечения (именной или солидарный) используется для аналитического учета в фонде.

Перечень документов, которые могут быть представлены налогоплательщиком негосударственному пенсионному фонду в целях подтверждения уплаты НДФЛ с пенсионных взносов, внесенных работодателем в указанный фонд до 1 января 2005 года по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, для освобождения от обложения НДФЛ сумм пенсий, выплачиваемых по таким договорам, НК РФ не установлен.

По мнению Минфина России, это могут быть любые документы, прямо или косвенно подтверждающие сумму уплаченного НДФЛ с дохода в виде пенсионных взносов, внесенных работодателем в негосударственный пенсионный фонд по договору негосударственного пенсионного обеспечения.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 231.1 "Особенности возврата налога, удержанного налоговым агентом с отдельных видов доходов" НК РФ предусмотрено, что суммы налога, удержанные налоговым агентом с сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой НДФЛ, признаются излишне уплаченными и подлежат возврату в соответствии со статьей 231.1 НК РФ.

В силу пункта 2 статьи 231.1 НК РФ указанные суммы НДФЛ подлежат возврату в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 78 НК РФ, с начисленными на них процентами.

Указанными положениями НК РФ не регулируются ситуации, когда суммы пенсий выплачиваются физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым вносились работодателем в указанные фонды до 1 января 2005 года с удержанием и уплатой НДФЛ, а также после 1 января 2005 года без удержания и уплаты НДФЛ, а также по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионные взносы по которым уплачивались до 2001 года до вступления в силу части 2 НК РФ.

В связи с изложенным суммы пенсий, выплачиваемые по таким договорам, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии со статьей 213.1 НК РФ;

l суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;

l суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются (пункт 2 статьи 213.1 НК РФ):

l суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, за исключением сумм, указанных в абзаце 5 пункта 1 статьи 213.1 НК РФ.

Как разъясняет Минфин России в письме от 23 января 2015 года № 03-04-05/1738, доходы в виде сумм пенсий, получаемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, носят характер экономической выгоды для физических лиц, так как пенсионные взносы по таким договорам, дающим право на получение указанных пенсий, уплачивают за них организации и иные работодатели.

В связи с изложенным, в статье 213.1 НК РФ предусмотрены положения, в соответствии с которыми указанные пенсии подлежат обложению налогом на доходы физических лиц;

l суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц (письмо Минфина России от 20 мая 2015 года № 03-04-05/28898);

l денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, в случае досрочного расторжения указанных договоров, а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия. Исключением могут быть случаи их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой негосударственный пенсионный фонд.

В соответствии со статьей 3 Закона № 75-ФЗ выкупная сумма – это денежные средства, выплачиваемые фондом вкладчику, участнику или их правопреемникам либо переводимые в другой фонд при прекращении договора негосударственного пенсионного обеспечения. То есть выкупная сумма – это сумма денежных средств, фактически выплачиваемых фондом при прекращении договора негосударственного пенсионного обеспечения. С учетом вышеизложенного, налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 НК РФ как разница между фактически полученной физическим лицом при прекращении договора негосударственного пенсионного обеспечения выкупной суммой и суммой платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 12 октября 2012 года № 03-04-06/4-301.

Обратите внимание, что указанные выше суммы подлежат налогообложению у источника выплат.

Согласно абзацу 6 пункта 2 статьи 213.1 НК РФ, внесенные физическим лицом по договору негосударственного пенсионного обеспечения суммы платежей (взносов), в отношении которых физическому лицу был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ, подлежат налогообложению при выплате денежной (выкупной) суммы. Исключением являются случаи досрочного расторжения указанного договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода денежной (выкупной) суммы в другой негосударственный пенсионный фонд.

Напомним, что согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ социальный налоговый вычет предоставляется в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством) – в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 статьи 219 НК РФ (в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде). Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению.

При выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм негосударственный пенсионный фонд обязан удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета.

Если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы социального налогового вычета, негосударственный пенсионный фонд соответственно не удерживает либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию. Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 11 ноября 2013 года № 03-04-06/48064, от 23 декабря 2008 года № 03-04-06-01/385, ФНС России от 13 августа 2009 года № 3-5-02/1252@, УФНС России по городу Москве от 31 декабря 2008 года № 18-14/4/000039@.

Форма справки, выдаваемой налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающей неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающей факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, утверждена Приказом ФНС России от 12 ноября 2007 года № ММ-3-04/625@ "О форме справки". Рекомендации по порядку выдачи справок налоговыми органами содержатся в письме ФНС России от 19 мая 2008 года № ШС-6-3/368@. Так, для получения справки физическое лицо подает в налоговую инспекцию по месту своего жительства заявление с приложением соответствующих документов (смотри раздел 2 Рекомендаций по порядку выдачи налоговыми органами налогоплательщикам справок и Приложение 1 к указанным Рекомендациям, письма ФНС России от 26 ноября 2008 года № 3-5-04/728@, УФНС России по городу Москве от 31 декабря 2008 года № 18-14/4/000039@).

По мнению чиновников, при отсутствии у налогоплательщика указанной справки негосударственный пенсионный фонд при выплате денежных (выкупных) сумм должен удержать НДФЛ в размере, соответствующем сумме полученного социального налогового вычета (письма Минфина России от 10 ноября 2011 года № 03-04-06/7-302, УФНС России по городу Москве от 17 мая 2010 года № 20-15/3/050869).