Уголовное преследование: виды и характерные признаки. Частно-публичное обвинение Вид уголовного преследования определяется субъектом совершенного преступления

Понятие уголовного преследования - это деятельность по установлению подозреваемого или обвиняемого лица, совершившего преступление. Осуществляется со стороны обвинения.

6. Утверждение вынесенного дознавателем постановления о

7. Принятие участия в судебных и досудебных заседаниях

8. Возращение уголовного дела с письменными указаниями следователю или дознавателю с целью проведения дополнительного расследования.

9. Изменение обвинительного акта или заключения.

Уголовно-процессуальный кодекс также наделяет полномочиями следователя (как должностного лица) осуществлять предварительное делопроизводство. Рассматриваемый представитель потерпевшего также является субъектом, осуществляющим преследование по смешанным и публичным делам, а также является стороной обвинения. Преследование следователем по уголовным делам заключается в сборе неопровержимых доказательств, изобличающих подозреваемого или обвиняемого путем доказывания вины в совершении преступления.

Куратор органа следствия наделен законным правом по осуществлению уголовного преследования посредством руководства над предварительным следствием.

Руководитель органа дознания и сама структура в отличие от следователей уполномочены осуществлять по уголовным делам (по которым не обязательно проведение предварительных следственных действий) рассматриваемое преследование. Также они наделены правом возбуждения уголовных дел и проведения оперативно-розыскных действий.

Возбуждение преследования

Основания уголовного преследования в смешанном и частном порядке начинаются с подачи заявления потерпевшей стороной. Также это выполнить может законный представитель гражданина. Заявление может подаваться напрямую в мировой суд. Это правило касается случаев, когда потерпевшим точно известно лицо, совершившее преступление. Но чаще всего заявление подается в органы полиции. После проведения соответствующей предварительной проверки и установления признаков, указывающих на совершившееся деяние, материал проверки по делу передается мировому судье. Об этом заявитель уведомляется.

Основания уголовного преследования по публичному обвинению.

1. Заявление потерпевшего.

2. Представление рапорта с указанием существования признаков совершенного деяния.

3. Явка с повинной и т.д.

После предварительной проверки выносится соответствующее постановление, указывающее на возбуждение дела, о чем уведомляется прокурор.

Основания прекращения уголовного преследования

Такими причинами являются нижеуказанные факторы.

1. Отсутствие деяния.

2. Нет состава преступления, то есть отсутствие всех признаков незаконного деяния (субъекта, объекта, субъективной или объективной стороны преступления).

3. Истечение давности сроков по уголовному преследованию.

4. Смерть обвиняемого или подозреваемого.

5. Отсутствие судебного заключения, указывающего на признаки преступления.

6. Отсутствие от пострадавшего заявления.

7. Примирение потерпевшего и обвиняемого.

8. Изменение обстановки. Например, совершенное деяние перестало быть опасным.

Причины окончания преследования

Прекращение уголовного дела (уголовного преследования) имеет ряд оснований, которыми являются нижеуказанные факторы.

1. Лицо не причастно к совершению преступления. Это происходит при доказанности, что гражданин наказуемое деяние не совершал. Или же, когда очевидна полная достоверность совершения преступления подозреваемым или обвиняемым лицом.

2. Наличие акта об амнистии.

3. Примирение сторон.

4. Наличие решения суда, принявшего законную силу по тому же обвинению, по которому прекращено уголовное дело.

5. Отказ в лишении полномочий Президента России со стороны Госдумы Федерального Собрания.

6. Деятельное раскаяние.

7. Лицо, совершившее преступление, не попадает под уголовную ответственность из-за недостаточного возраста.

Таковы основания прекращения уголовного преследования по закону РФ.

Уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ).

Однако, законодатель в УПК РФ обозначил уголовное преследование и как де­ятельность (п. 55 ст. 5 УПК РФ), и как процессуальную функцию в рамках «принципа» состязательности (ст. 15 УПК РФ).Уголовное преследование как деятельность органов, веду­щих уголовное судопроизводство, направлена на раскрытие престу­пления, изобличение лица, его совершившего, и опровержение пре­зумпции его невиновности, т.е. направлена на решение общих задач всего уголовного судопроизводства ради достижения его цели. Ис­ходным, или первичным, в данном случае является сам факт совер­шения преступного деяния, позволяющий утверждать, что уголовное преследование начинается с момента возбуждения уголовного дела как по факту обнаружения события преступления, так и в отноше­нии конкретного лица.Как правило, уголовное преследование осуществляют прокурор, органы следствия и дознания, вместе с тем деятельность по уголов­ному преследованию органов следствия и дознания, прокурора, в от­личие от процессуальной функции обвинения (уголовного преследо­вания), значительно сложнее в силу публичного характера органов государства, призванных защищать личность от незаконного и нео­боснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод и т.д. Поэтому в уголовное преследование как процессуальную дея­тельность входят не только действия органов следствия и дознания, заключающиеся в собирании только обвинительных доказательств, применении принудительных мер, обеспечивающих изобличение лица и применение к нему наказания, но и те действия, которые на­правлены на то, чтобы обосновать перед судом предъявленное об­винение, убедить суд на основе совокупности как уличающих, так и оправдывающих доказательств в виновности обвиняемого и необ­ходимости применить к нему соответствующее наказание. При этом поддержание государственного обвинения в суде является лишь со­ставной частью уголовного преследования.Деятельность по осуществлению уголовного преследования представляет собой деятельность по приме­нению норм права.Виды уголовного преследованияВ УПК РФ законодатель разграничил виды уголовного преследова­ния в зависимости от характера и тяжести совершенного преступ­ления: публичный (дела публичного обвинения); частный (дела частного обвинения); частно-публичный (дела частно-публичного обвинения). Эти виды обозначают определенный законом порядок процессу­альной деятельности, а значит и основные правила, последователь­ность действий и характер решений на разных стадиях уголовного судопроизводства. Каждый отдельный вид уголовного преследования определяет зависимость данной процессуальной деятельности от волеизъявле­ния сторон. По степени такой зависимости выделяют три категории дел: дела публичного, частного и частно-публичного обвинения. Публичный порядок уголовного преследования Производство по подавляющему большинству уголовных дел осуществляется в публичном порядке. При этом в большей мере про­является независимость уголовного преследования от позиции сто­рон. В случае обнаружения признаков преступления возбуждается уголовное дело и осуществляется уголовное преследование от имени государства (ст. 21 УПК РФ) независимо от желания потерпевшего. Потерпевший, его законный представитель или представитель могут участвовать в уголовном преследовании об­виняемого, но самостоятельное решение по делу они принимать не вправе (ст. 22УПК РФ). Публичный порядок уголовного пресле­дования наиболее соответствует основным целям и характеристике уголовного судопроизводства - его объективности и независимости от частных лиц. Законодатель определяет данный порядок как об­щий (ч. 3 ст. 147 УПК РФ). Частный порядок уголовного преследования Осуществление уголовного преследования в частном порядке основано на диспозитивном начале, означающем наибольшее влияние позиции сторон на окончательное решение по делу. По общему прави­лу (ч. 2 ст. 20 УПК РФ) дела частного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и представителя. Производство по таким делам прекращается также по воле потерпевшего, примирившегося с обвиняемым. Примире­ние допускается до удаления суда в совещательную комнату для по­становления приговора. Категории дел частного обвинения :


ч. 1 ст. 115 УК РФ - умышленное причинение легкого вреда здоровью;

ч. 1 ст. 116 УК РФ - побои;

ч. 1 ст. 128.1 УК РФ - клевета;

ч. 1 ст. 129 УК РФ - оскорбление (утратила силу) .

Как правило, основного предпосылкой к совершению перечисленных преступлений выступают столкнове­ние, серьезные разногласия между лицами. Это чаще всего знако­мые, связанные семьей, работой или соседством люди. Неприязнен­ные отношения между ними являются их внутренним делом, а опре­деленное поведение или лексика - своего рода традицией. Для того чтобы такой «традицией» не стали другие преступления, возникаю­щие на почве личных неприязненных отношений, законодатель до­вольно жестко ограничил перечень дел частного обвинения мини­мальной степенью вреда: самый значительный физический ущерб, который можно претерпеть как последствие совершения такого пре­ступления - это легкий вред здоровью. Основные критерии, ха­рактеризующие дела частного обвинения: объектом посягательства являются неотъемлемые свой­ства личности (здоровье, честь, достоинство); причина - межличностный конфликт (неприязненные отношения между потерпевшим и обвиняемым); максимальный причиненный ущерб - легкий вред здо­ровью; субъективно-оценочное начало (оценка самим потер­певшим совершенного в отношения него деяния); уголовное преследование осуществляется потерпевшим и полностью зависит от его волеизъявления: он сам вы­двигает и поддерживает обвинение (ст. 22 УПК РФ). Перечисленные критерии определили частный порядок уголов­ного преследования: оно осуществляется самим потерпевшим, ко­торый, являясь частным обвинителем, самостоятельно выдвигает и поддерживает обвинение в суде (ст. 22 УПК РФ). Исключение составляют случаи, когда: преступление совершено в отношении лица, находящего­ся в зависимом или беспомощном состоянии (ч. 4 ст. 20 УПК РФ); потерпевший в силу иных причин не может защищать свои права и законные интересы, в том числе, если преступление совершено лицом, данные о котором неизвестны (ч. 4 ст. 20 УПК РФ); заявление подано в отношении лица, принадлежащего к от­дельной категории обладающих профессиональным имму­нитетом граждан (депутаты, судьи, прокуроры и т.д.), пе­речисленных в ст. 447 УПК РФ и подвергающихся уголов­ному преследованию в особом порядке (ч. 1.2, 4.1 ст. 319 УПК РФ). При этом следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии заявления потерпевше­го. Уголовное преследование по таким делам будет осуществляться в публичном порядке, что не лишает стороны права на примирение. Тем не менее прекращение уголовного дела в таком случае будет осу­ществляться в ином порядке, присущем производству по делам пу­бличного обвинения (ч. 5 ст. 319 УПК РФ).

Частно-публичный порядок уголовного преследования Дела частно-публичного обвинения перечислены в ч. 3 ст. 20 УПК РФ. В перечень включены составы преступлений без отягча­ющих обстоятельств, ответственность за которые предусмотрена УК РФ:

ч. 1 ст. 131 (изнасилование),

ч. 2 ст. 132 (насильственные действия сексуального харак­тера),

ч. 1 ст. 136 (нарушение равноправия граждан),

ч. 1 ст. 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни),

ч. 1 ст. 138 (нарушение тайны переписки, телефонных пере­говоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений),

ч. 1 ст. 139 (нарушение неприкосновенности жилища),

ст.145 (необоснованный отказ в приеме на работу или необо­снованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет),

ч. 1 ст. 147 (нарушение изобретательских и патентных прав).

Возбуждаются дела данной категории только по заявлению по­терпевшего, но прекращению за примирением его с обвиняемым не подлежат. Примириться стороны могут лишь до вынесения поста­новления о возбуждении уголовного дела. Если постановление вы­несено, уголовное преследование производится органами уголов­ного судопроизводства в публичном порядке (ч. 3 ст. 20, ч. 2 ст. 147 УПК РФ). Таким образом, при производстве по делам частно-публичного обвинения диспозитивность представлена лишь на первой стадии уголовного процесса. Потерпевший, как и по делу частного обвине­ния, сам должен решить, насколько серьезно нарушены его интере­сы и следует ли ему обращаться за защитой к государству. Это так­же связано с его индивидуальными нравственными установками и принципами, но не ограничивается личными неприязненными от­ношениями. Пострадать от такого преступления может любой чело­век, поэтому законодатель не оставил возможности сторонам влиять на процессуальные решения органов, осуществляющих уголовное преследование, после возбуждения дела. Более того, руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора до­знаватель вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии заявле­ния потерпевшего в случаях, если последний в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защитить свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 147 УПК РФ). Данное положение упо­миналось как исключение для частного порядка уголовного пресле­дования. Оно имеет одинаковое значение как для частного, так и для частно-публичного обвинения. Основные критерии, ха­рактеризующие дела частно-публичного обвинения: объект посягательства отчуждаем, но индивидуален (интел­лектуальная собственность); либо объект носит интимный характер (половая неприкосновенность); уголовное преследование зависит от воли потерпевшего толь­ко на стадии возбуждения уголовного дела. Из перечисленных отчетливо различаются между собой только два вида уголовного преследования - частный и публичный. В уго­ловном процессе они не смешиваются и никакого нового вида не об­разуют. Частно-публичный порядок лишь подразумевает определен­ную процессуальную границу перехода одного вида в другой. Такой границей является решение о возбуждении уголовного дела.

Норма ст. 2 Конституции РФ ставит государство в положение стража прав и свобод своих граждан, поскольку возлагает на него обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Преступность — один из наиболее значимых источников угроз для прав и свобод личности, в связи с чем государство, реализуя обозначенную конституционную обязанность, предпринимает комплекс мер, направленных как на предупреждение преступлений, так и на устранение негативных последствий уже совершенных преступных деяний.

Преступление затрагивает права и законные интересы не только отдельной личности — потерпевшего, но и всего общества, ведь опасность, исходящая от совершившего преступное деяние лица, угрожает неограниченному кругу граждан.

Интересы общества в целом и каждого из его членов в отдельности воплощаются в публичный интерес, требующий нейтрализации этой опасности, предупреждения совершения преступником нового злодеяния. Уголовное судопроизводство представляет собой инструмент решения этой задачи, позволяющий выяснить все обстоятельства совершенного преступления, установить личность виновного, изобличить его и правильно применить к нему соответствующие уголовно-правовые меры .

Поскольку в случае обнаружения признаков преступления возникновение опасности для общества и всех его граждан презюмируется, деятельность уполномоченных государственных органов в сфере уголовной юстиции носит инициативный, наступательный характер. В данном положении кроется основание господства в уголовном судопроизводстве принципа публичности, в соответствии с которым прокурор и органы предварительного расследования обязаны по собственной инициативе (по долгу службы, ex officio) осуществлять уголовное преследование, как правило, по каждому ставшему им известным случаю совершения преступления.

Потерпевший в силу различных причин может не желать привлечения виновного к уголовной ответственности, однако его мнение при решении вопроса о начале осуществления уголовного преследования, по общему правилу, не учитывается, ведь деятельность правоохранительных органов направлена не только и не столько на защиту нарушенных прав потерпевшего, сколько на обеспечение общественной безопасности. Публичный интерес, вмещающий в себя интересы неограниченного круга лиц и требующий применения к виновному адекватных уголовно-правовых мер, признается более значимым в сравнении с интересом отдельной личности, возражающей против уголовного преследования.

Вместе с тем в некоторых случаях законодатель отдает приоритет личным интересам потерпевшего и, поступаясь публичным интересом, ставит в зависимость от волеизъявления жертвы преступления не только возбуждение уголовного дела (начало уголовного преследования), но даже и прекращение производства по делу. Подобные привилегии предоставлены потерпевшим по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения.

Сами термины «частно-публичное обвинение » и «частное обвинение » указывают на участие в обозначаемых ими видах уголовного преследования частных лиц (граждан и организаций, потерпевших от преступления).

Уголовные дела частно-публичного обвинения характеризуются тем, что возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя и могут быть прекращены за примирением сторон лишь при наличии оснований, предусмотренных ст. 25 УПК.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 УПК уголовное преследование в частно-публичном порядке осуществляется по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 136, ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 138, ч. 1 ст. 139, ст. 145, ч. 1 ст. 146, ч. 1 ст. 147 УК.

Из положения закона о том, что уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего (его законного представителя), вовсе не следует, что потерпевшему (его законному представителю) предоставлено право возбуждения уголовных дел рассматриваемой категории. В действительности субъектами этого права остаются орган дознания, дознаватель и следователь, которые принимают соответствующее решение по результатам предварительной проверки, осуществляемой в порядке, предусмотренном главой 19 УПК.

Но вот вынести решение о возбуждении уголовного дела частно-публичного обвинения орган предварительного расследования вправе только при наличии выраженного в заявлении волеизъявления на то потерпевшего (его законного представителя). Если же основания для возбуждения уголовного дела отсутствуют, орган дознания, дознаватель или следователь обязаны, несмотря на поступившее от потерпевшего (его законного представителя) заявление, вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Таким образом, смысл установления особенностей возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения состоит в обеспечении потерпевшему (его законному представителю) права на то, чтобы уголовное дело рассматриваемой категории не было возбуждено вопреки его воле. Данное право потерпевшего является одним из проявлений диспозитивности в уголовном судопроизводстве.

Чтобы обеспечить реализацию в рамках стадии возбуждения уголовного дела указанного диспозитивного права потерпевшего, законодателю потребовалось усложнить процедуру производства в рассматриваемой стадии, установив особые условия, необходимые для возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения .

Согласно ч. 1 ст. 146 УПК орган дознания, дознаватель или следователь в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законом, вправе возбудить уголовное дело только при наличии повода и основания, которые предусмотрены ст. 140 УПК. В ч. 1 ст. 140 УПК к числу поводов для возбуждения уголовного дела отнесены:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Регулируя порядок возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения, законодатель выделил заявление потерпевшего (его законного представителя) в качестве особой разновидности такого повода для возбуждения уголовного дела, как заявление о преступлении (ч. 3 ст. 20, ч. ч. 3 и 4 ст. 147 УПК).

Заметим, что в юридической литературе давно звучат предложения увязать приобретение лицом процессуального статуса потерпевшего с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела.

Обратил на это внимание в своем ежегодном докладе и Уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин, по мнению которого, ст. 146 УПК необходимо дополнить положением о том, что пострадавшее от преступления лицо признается потерпевшим одновременно с возбуждением уголовного дела.

Очевидно, что необходимость внесения в УПК предлагаемых дополнений особенно остро ощущается по делам частно-публичного обвинения, ведь, принимая во внимание при решении вопроса о возбуждении уголовного дела выраженное в заявлении волеизъявление определенного лица, орган дознания, дознаватель, следователь тем самым de facto констатируют, что данное лицо пострадало от преступления, т.е. является потерпевшим (не случайно в законе речь идет о заявлении потерпевшего).

А раз так, то почему для реализации прав потерпевшего в ходе расследования то же самое лицо должно дожидаться, пока орган, ведущий уголовный процесс, вынесет соответствующее постановление?

Итак, если по уголовным делам публичного обвинения безразлично, что послужит поводом для их возбуждения — заявление о преступлении, поступившее от потерпевшего или от очевидца; явка с повинной либо сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, то применительно к возбуждению уголовных дел частно-публичного обвинения поводом может служить только заявление о преступлении, причем поданное не кем бы то ни было, но исключительно потерпевшим или его законным представителем.

Другими словами, модель возбуждения уголовного дела частно-публичного обвинения построена таким образом, что заявление потерпевшего (его законного представителя) выступает в качестве единственного законного повода принятия данного решения. Даже наличие оснований, указанных в ч. 2 ст. 140 УПК, при отсутствии указанного повода не позволяет вынести решение о возбуждении уголовного дела.

Поэтому законодатель включил в перечень оснований для отказа в возбуждении уголовного дела «отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса» (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК).

В связи с этим уместно привести позицию Я.О. Мотовиловкера , называвшего заявление потерпевшего предпосылкой уголовного процесса по делам частно-публичного обвинения. При этом под предпосылками уголовного процесса он понимал совокупность условий , предоставляющих возможность определенным путем рассмотреть и разрешить по существу вопросы, составляющие предмет процесса.

Другими словами, предпосылки процесса — это условия, при отсутствии которых недопустимым признается процесс в целом, а не его отдельная стадия или отдельное процессуальное действие. Следовательно, отсутствие предпосылки процесса влечет прекращение дела на любом этапе судебного разбирательства.

Как видно, применительно к уголовным делам частно-публичного обвинения законодатель ограничил действие принципа публичности, поставив их возбуждение в зависимость от волеизъявления потерпевшего (его законного представителя). Возникают вопросы: какими мотивами при этом руководствовался законодатель? на чем основано рассматриваемое диспозитивное право потерпевшего (его законного представителя)?

Из смысла ч. 1 ст. 20 УПК следует, что уголовное преследование распадается на осуществляемое в публичном, частно-публичном и частном порядке в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления. Проливает ли данная норма свет на истинные причины, побудившие законодателя предоставить потерпевшему (его законному представителю) диспозитивное право на то, чтобы без его согласия уголовное дело частно-публичного обвинения не было возбуждено?

Думается, нет. Очевидно, что преступления, перечисленные в ч. 3 ст. 20 УПК, характеризуются той же степенью общественной опасности, что и сопоставимые с ними по тяжести преступления, уголовное преследование которых осуществляется в публичном порядке. В связи с этим неверно обосновывать выделение преступлений, преследуемых в порядке частно-публичного обвинения , в особую группу тем, что они в большей мере посягают на личные интересы граждан или представляют меньшую опасность для общества.

Все деяния, перечисленные в ч. 3 ст. 20 УПК, — преступления, а значит, они по определению (ч. 1 ст. 14 УК) являются общественно опасными деяниями. Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 июня 2005 г. N 7-П, введение законом уголовной ответственности за то или иное деяние является свидетельством достижения им такого уровня общественной опасности, при котором для восстановления нарушенных общественных отношений требуется использование государственных сил и средств. Следовательно, причины введения в уголовный процесс частно-публичного порядка уголовного преследования следует искать в другом.

По справедливому замечанию А.Д. Бойкова, примеров противоречий как в нормах уголовного судопроизводства, так и в практическом применении его принципов и институтов немало, и это подтверждает общие социальные закономерности, вынуждающие ранжировать защищаемые ценности с тем, чтобы в конфликтных ситуациях приносить в жертву одни из них ради других, более высоких.

Интерес потерпевшего, который в силу различных причин может не желать начала производства по уголовному делу о совершенном в отношении него преступлении, вступает в противоречие с публичным интересом, направленным на защиту общества от опасности, исходящей от преступника. Вместе с тем в демократическом государстве никакие интересы — будь то публичные или личные — не могут и не должны отстаиваться любой ценой.

Регулируя порядок действий правоприменителя в ситуациях, сопровождающихся конфликтом интересов общества и отдельной личности, законодателю всегда приходится выбирать меньшее из двух зол, сравнивая последствия различных вариантов регламентации процессуальной деятельности. В некоторых случаях возбуждение уголовного преследования вопреки воле потерпевшего может причинить интересам личности столь существенный вред, что такой образ действий ни при каких обстоятельствах не может быть признан оправданным.

Как указал Конституционный Суд РФ , законодатель вправе дифференцировать порядок производства по различным категориям уголовных дел, допуская включение в него элементов диспозитивности, которая предполагает учет волеизъявления лица, пострадавшего от преступления, вплоть до придания ему определяющего значения при принятии ряда ключевых процессуальных решений в целях более полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина… в том числе для предотвращения нежелательных для лица, пострадавшего от преступления, последствий его участия в уголовном процессе.

Сказанное в первую очередь относится к уголовным делам о половых преступлениях. В уголовно-процессуальной науке уже давно утвердилось мнение, согласно которому право решать вопрос о возбуждении уголовного дела предоставляется потерпевшим от изнасилования, с тем, чтобы не допустить нежелательной для них огласки события преступления.

Те же причины побудили законодателя установить аналогичный порядок возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 132 УК (насильственные действия сексуального характера). Кроме того, во избежание нежелательной огласки обстоятельств частной жизни гражданина законодатель отнес к числу уголовных дел частно-публичного обвинения дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 137 УК (нарушение неприкосновенности частной жизни).

Поэтому первой причиной наделения потерпевшего правом на то, чтобы уголовное дело частно-публичного обвинения не возбуждалось вопреки его воле, следует признать необходимость обеспечения защиты прав и интересов данного лица от возможной в случае возбуждения уголовного дела огласки события преступления, которая может причинить потерпевшему больше вреда, нежели само преступление.

Вместе с тем защита прав потерпевшего — не единственное основание установления частно-публичного порядка уголовного преследования.

Вторая причина заключается в том, что преступный характер некоторых деяний невозможно установить без помощи потерпевшего. В одних случаях это обусловлено латентным характером некоторых преступлений, в других — необходимостью учитывать субъективное отношение потерпевшего к деянию: воспринималось ли оно им как преступление.

В частности, обнаружение без активной помощи потерпевших преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 136, ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 138, ч. 1 ст. 139, ст. 145 УК, для органов публичного уголовного преследования представляет значительные сложности. Кроме того, установить, например, было ли нарушено конституционное право гражданина на неприкосновенность частной жизни, без учета мнения потерпевшего вообще невозможно.

Кстати, это в полной мере относится и к уголовным делам об изнасилованиях и насильственных действиях сексуального характера. Оценка произошедшего события лицом, предположительно являющимся потерпевшим, имеет в подобных случаях решающее значение.

Необходимость учета волеизъявления потерпевших при возбуждении уголовных дел о нарушении авторских и смежных, изобретательских и патентных прав (ч. 1 ст. 146, ч. 1 ст. 147 УК) объясняется тем, что в предмет доказывания по этим делам входят обстоятельства, связанные с созданием произведения литературы, искусства или науки, изобретением или рационализаторским предложением, участием либо неучастием в нем определенных лиц, с их согласием либо несогласием на воспроизведение, распространение или оглашение. Сведения об этих обстоятельствах являются, прежде всего, достоянием автора и без активной помощи потерпевшего они вряд ли могут быть успешно установлены органами публичного уголовного преследования.

Таким образом, введение в процедуру возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения элементов диспозитивности обусловлено в конечном счете тем, что на сегодняшний день не существует публичных механизмов, которые позволяли бы без учета мнения потерпевшего правильно решать вопросы о том:

1) не причинит ли огласка существенный вред правам и интересам жертвы преступления,

2) воспринималось ли деяние потерпевшим как преступление, и т.п.

Причины, послужившие основанием включения в процедуру возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения элементов диспозитивности, одновременно объясняют и отсутствие у потерпевшего права распоряжения обвинением (уголовным иском) на последующих этапах процесса: после возбуждения уголовного дела производство по нему ведется в общем порядке (ч. 1 ст. 147 УПК). Обратившись в правоохранительные органы с заявлением, потерпевший (его законный представитель) тем самым подтверждает, что возбуждение уголовного дела не нарушит его прав и интересов, а значит, с этого момента не существует более никаких препятствий для осуществления уголовного преследования в публичном порядке. Как писал Л.Я. Таубер, потерпевший, прежде чем возбудить преследование по делу, касающемуся интимных сторон жизни, должен взвесить, не причинит ли ему огласка больше вреда, чем само преступление. И если он возбудит преследование, то нет уже никаких оснований ставить исход дела в зависимость от воли потерпевшего и обвиняемого.

Понятно, что уголовное преследование должно приобретать публичный характер и в том случае, когда потерпевший в своем заявлении подтвердит, что деяние, противоправность которого невозможно установить без учета его субъективной оценки потерпевшим, является преступлением.

А.М. Ларин справедливо отмечал, что цели института возбуждения уголовного дела, принципы гуманизма и законности уголовного процесса, его этические основы обусловливают необходимость последовательного проведения публичного начала в интересах лиц, неспособных самостоятельно отстаивать свои права и потому нуждающихся в особой заботе и поддержке.

Как любой иной принцип организации процессуальной деятельности, диспозитивность имеет ценность лишь тогда, когда позволяет более эффективно (в сравнении с публичным порядком) решать стоящие перед уголовным судопроизводством задачи. Необходимым условием реализации участниками уголовного процесса своих диспозитивных прав является возможность свободно распоряжаться этими правами.

Вместе с тем на практике вполне может возникнуть ситуация, когда потерпевший в силу различных причин не будет иметь возможности свободно выразить свою волю или принять решение в соответствии со своими действительными интересами (порок воли). В этом случае диспозитивное построение стадии возбуждения уголовного дела окажется неэффективным, а потому не только не будет способствовать, но, возможно, станет даже препятствием к достижению назначения уголовного процесса.

Поэтому законодатель предусматривает публично-правовой механизм защиты прав потерпевшего: следователь, а также с согласия прокурора дознаватель обязаны возбудить уголовное дело о любом из преступлений, указанных в ч. 3 ст. 20 УПК, и при отсутствии заявления потерпевшего (его законного представителя), если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 20, ч. 4 ст. 147 УПК).

Уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Эту деятельность осуществляют участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения - прокурор, следователь, руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания, дознаватель, частный обвинитель, его представитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель.

Однако характер их деятельности, объем предоставленных полномочий и средства реализации функции уголовного преследования различны в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления, стадии производства по уголовному делу, внутреннего убеждения.

Уголовно-процессуальное законодательство называет три самостоятельных вида уголовного преследования: публичное, частнопубличное и частное (ст. 20 УПК). Критерием разделения уголовного преследования на виды выступает характер и тяжесть совершенного преступления.

Дела частного обвинения - дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 116 (побои без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 129 (клевета без отягчающих обстоятельств) и ст. 130 (оскорбление) УК, которые возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым, которое допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Дела частно-публичного обвинения -дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 131 (изнасилование, совершенное без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 132 (насильственные действия сексуального характера, совершенные без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 136 (нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, совершенное без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни, совершенное без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 138 (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, совершенное без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 139 (нарушение неприкосновенности жилища, совершенное без отягчающих обстоятельств), ст. 145 (необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет), ч. 1 ст. 146 (нарушение авторских и смежных прав, совершенное без отягчающих обстоятельств) и ч. 1 ст. 147 (нарушение изобретательских и патентных прав, совершенное без отягчающих обстоятельств) УК.

Они возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат. Однако исключение составляет правило, предусмотренное ст. 25 УПК, согласно которой суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если преступление совершено впервые, и лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

Производство по таким делам осуществляется в общем порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.

Тенденция усиления диспозитивности уголовного судопроизводства нашла свое отражение применительно к институту уголовного преследования. По сравнению с прежним уголовно-процессуальным законодательством (УПК РСФСР 1960 г.) был расширен круг дел частно-публичного обвинения, возможность возбуждения уголовного дела частного и частно-публичного обвинения появилась не только у потерпевших, но и у их законных представителей.

Расширение частных начал уголовного судопроизводства соответствует духу и задачам современного российского уголовно-процессуального законодательства, поскольку УПК ориентируется, прежде всего, не на полное и быстрое раскрытие преступлений, а на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

Вместе с тем защита прав и свобод человека в Российской Федерации не является лишь частным делом личности, а обеспечивается государством. Поэтому уголовные дела частного и частно-публичного обвинения в ряде случаев могут быть возбуждены должностными лицами (следователем, а также дознавателем с согласия прокурора) и при отсутствии заявления потерпевшего и его законного представителя. Это случаи совершения преступления в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, а также случаи совершения преступления лицом, данные о котором не известны.

Уголовное преследование в этих случаях осуществляется независимо от волеизъявления потерпевшего. Возбужденные таким образом уголовные дела приобретают публичный характер, и уголовное преследование по ним осуществляется в публичном порядке.

В данном случае осуществление уголовного преследования по делам частного и частно-публичного обвинения в публичном порядке не противоречит задачам уголовного судопроизводства, его не следует рассматривать как проявление приоритета государственных интересов над частными в уголовном процессе. Речь идет о защите охраняемых законом интересов потерпевшего, который, находясь в беспомощном состоянии, или по иным причинам не может самостоятельно реализовать свои права. Следователь и дознаватель в данном случае отстаивают от имени государства интересы лица, нуждающегося в дополнительной защите со стороны государства.

Все остальные уголовные дела, не относящиеся к категориям дел частного и частно-публичного обвинения, считаются уголовными делами публичного обвинения.

В силу публичного характера российского уголовного судопроизводства уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель.

В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель, руководствуясь принципом законности, принимают предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Обязанности по установлению события преступления, изобличению лиц, виновных в совершении преступления, возлагаемые на прокурора, следователя и дознавателя, могут исполняться ими надлежащим образом только в том случае, если данные лица будут обладать рядом властных полномочий. Правовое положение прокурора, следователя, дознавателя регламентированы ст. 37, 38, 41 УПК. Кроме того, закон устанавливает, что требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Если в отношении гражданина заведено уголовное дело, имеет место и уголовное преследование. Звучит это не самым приятным образом, однако не представляет собой чего-то из ряда вон выходящего.

Характеристика и виды уголовного преследования

Уголовный процесс – это вполне обычная процедура, которая осуществляется органами дознания или следственными органами. В рамках деятельности должностных лиц происходит изобличение виновного, которое заключается в собирании доказательной базы, предъявлении обвинения и вынесении обвинительного заключения. В суде уголовное преследование поддерживает государственный обвинитель, а обвиняемый может обжаловать приговор суда, если не согласен с ним.

Каким бывает уголовное преследование? Понятие и виды содержатся в статье 20 УПК РФ и зависят от типа обвинения:

  • частное;
  • частно-публичное;
  • публичное.

Для каждого типа существуют свои правила ведения материалов дела, а также прекращения уголовного преследования, которое производилось в отношении подозреваемого.

Частное обвинение

Делами частного обвинения можно назвать такие, которые возбуждаются только на основании заявления потерпевшего и подсудны мировому суду. Само название таких дел подразумевает, что они регулируют отношения между физическими лицами и не затрагивают общественную безопасность. Частное обвинение возможно по статьям Уголовного кодекса:

  • 115 – нанесение небольшого вреда здоровью;
  • 116 – нанесение побоев;
  • 129 – клевета (при отсутствии квалифицирующих признаков);
  • 130 – оскорбление.

Вид уголовного преследования определяется в этом случае частным характером дела.

По данным преступлениям возможно примирение сторон по обоюдному соглашению, когда они могут заключить определенный договор, который полностью решит дело и освободит обвиняемого от уголовного преследования и судимости.

Обвинение частно-публичного характера

Преступления, которые относят к частно-публичным, предусмотрены статьями Уголовного кодекса:

  • 131 – изнасилование;
  • 132 – насилие сексуального характера;
  • 136 – нарушение равноправия лиц;
  • 138 – нарушение тайны, переговоров, переписки;
  • 139 – нарушение неприкосновенности жилья;
  • 145 – отказ при поступлении на работу, если он не обоснован;
  • 146 – нарушение авторских прав;
  • 147 – нарушение изобретательских прав;
  • 159 (все подстатьи) – мошенничество в разных сферах;
  • 160 – присвоение денежных средств и растрата;
  • 161 – причинение ущерба имуществу.

В данном случае видом уголовного преследования является изобличение подозреваемого, который совершил преступление по вышеуказанным статьям, осуществляемое в часто-публичном порядке. Дело может быть возбуждено, если сам пострадавший подал заявление, по решению следователя или, если потерпевший находится в зависимом состоянии и не имеет возможности самостоятельно воспользоваться своими правами.

Такие дела рассматриваются городским или районным судом. Примирение сторон может иметь место, но осуществить его гораздо сложнее. Если в предыдущем случае соглашение между сторонами возможно на любой стадии производства, то по частно-публичным делам это недопустимо.

Исключение составляют описанные в статье 25 УПК моменты, когда прекращение дела, а вместе с ним и преследования, происходит по заявлению потерпевшего (или его представителя), если совершено нетяжкое деяние. При этом обязательно учитывается тот факт, что обвиняемый загладил или возместил причиненный вред.

Публичное обвинение

Виды обвинения и уголовного преследования рассматриваются и в отношении других дел, не рассмотренных в предыдущих разделах. Данные категории деяний могут являться особо опасными или тяжкими, уголовное преследование по ним осуществляют государственные представители.

Действия органами следствия (органами дознания или прокурором) производятся скорее в интересах общественности, чем в интересах потерпевших. Принятие решений по таким делам осуществляется без учета позиции пострадавшей стороны.

Например, преступление по статье 116 (побои) будет рассматриваться в частном порядке, но если оно совершено по мотиву расовой ненависти, это будет являться делом публичного характера.

Субъект преследования

Виды и субъекты уголовного преследования, как правило, пересекаются между собой.

В первую очередь необходимо отметить, что субъектом преследования является сторона обвинения. В статьях 37-45 УПК определены участники уголовного судопроизводства, такие как:

  • прокурор;
  • дознаватель;
  • следователь;
  • руководители следственного органа или подразделения дознания;
  • потерпевший;
  • частный обвинитель (гражданин, который подал заявление и поддерживает обвинение);
  • гражданский истец (гражданин, требующий возмещения имущественного ущерба);
  • представители потерпевшего, истца или обвинителя.

Объект преследования

Лицо, привлекаемое к ответственности, является объектом преследования. Виды уголовного преследования в отношении подозреваемого зависят от того, какое преступление совершено, о чем было сказано ранее.

Производство по делам может быть приостановлено или прекращено в зависимости от многих обстоятельств. Например, объект преследования может скрываться от правоохранительных органов, не иметь возможности присутствовать на суде или давать показания. Также подозреваемый – физическое лицо может скоропостижно скончаться. В этом случае прекращается производство и все виды уголовного преследования. Дело закрывается.

Преследование является неотъемлемой частью уголовного процесса, в рамках которого исследуются все обстоятельства дела. Данные понятия не стоит путать, так как процесс осуществляется в отношении всего преступления, а преследование – в отношении лица, которое предположительно нарушило закон.

Возникают случаи, когда производство по делу продолжается, а преследование прекращается в связи с тем, что подозреваемый оказывается непричастным к совершению какого-либо деяния.

Сроки преследования

Любые виды уголовного преследования имеют определенные сроки, которые зависят от рассматриваемого дела. По закону процесс, в рамках которого происходит досудебное выяснение всех обстоятельств, должен длиться не более двух месяцев, согласно статье 162 УПК РФ. Если окажется, что лицо может быть переведено из категории подозреваемых в обвиняемые, материалы дела передаются прокурору для утверждения обвинения.

Должностное лицо обязано в течение пяти дней решить вопрос об утверждении заключения, которое предоставили следственные органы, или о направлении материалов на дополнительное расследование.

На всех стадиях движения дела любые виды уголовного преследования не могут быть прекращены (за исключением вышеуказанных условий). Основанием для окончания преследования, если лицо признано виновным, считается заключение его под стражу для отбывания наказания в виде срока в колонии.

Таким образом, срок преследования находится в прямой зависимости от процесса – начиная от заявления или выявления преступления и заканчивая приговором суда.

Подчиненность субъектов

Лица, которые осуществляют уголовное преследование, соблюдают субординацию, которая заключается в следующем:

Таким образом, каждый субъект выполняет свои обязанности для того, чтобы законно осуществить уголовное преследование, понятие и виды которого находятся в прямой зависимости от совершенного преступного деяния. Все действия государственных представителей прописаны в соответствующих законах.