Налоговые поступления в бюджет государства позволяют финансировать. Смотреть что такое "Государственный бюджет" в других словарях

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.

Налоги органически вписываются в формируемую в нашей стране систему экономических отношений, основанную на действии прежде всего закона стоимости. При разумных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоёмкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности, преследуется государством.

От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, уровень благосостояния граждан. Применение налогов в качестве основного источника доходов бюджета является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Формирование рынка труда, его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного фонда содействия занятости. Такой фонд образуется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов (работодателей) на стадии распределения первичных доходов.

Проведем анализ значимости налоговых поступлений на примере структуры федерального бюджета РФ.

Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения.

Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и методам начисления налогов позволяет государству полнее реализовать на практике фискальную и экономическую функцию налогов: под налоговым воздействием оказываются и имущество предприятий, создающее материально-техническую основу их деятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход.

Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и др. Одни из них вносятся из прибыли, другие за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую роль, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов. Необходимость в подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами общественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов. Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже.

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

Роль налогов в формировании доходов регионального бюджета определяется показателями удельных весов:

  • · налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
  • · отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
  • · конкретного налога (например, налога на прибыль организации) в общей сумме доходов бюджета;
  • · отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
  • · конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели характеризуют значимость налогов в формировании доходов регионального бюджета в целом и налоговых поступлений в частности. Здесь


Введение

Налоговые доходы государственного бюджета, их содержание

Значение и сущность налоговых доходов государственного бюджета

Связь динамики налоговых доходов бюджета с ВВП

Заключение

Приложение


Введение


Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, то есть централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Целью работы является исследование структуры и динамики налоговых доходов государственного бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.

В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

1)изучение налоговых доходов государственного бюджета и их содержания;

2) исследование структуры и динамики налоговых доходов государственного бюджета;

)определение связи динамики налоговых доходов государственного бюджета с ВВП.


1. Налоговые доходы государственного бюджета, их содержание


Государственный бюджет - одно из ведущих звеньев финансовой системы Российской Федерации, который выражает ее основные качественные характеристики. С помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточить необходимые финансовые ресурсы на важнейших участках экономического и социального развития. Используя бюджетные средства для финансирования приоритетных и наиболее поддерживаемых государством отраслей промышленности, государство оказывает существенное влияние на их развитие. Являясь централизованным фондом денежных средств, государственный бюджет дает возможность маневрировать финансовыми ресурсами и обращать их на решение важнейших задач экономического и социального характера, а также позволяет проводить государственную экономическую и финансовую политику.

Вид бюджетного устройства определяется типом государственного устройства. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней: государственные и местные бюджеты. Доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственные, формируются и используются самостоятельно. В федеративных государствах бюджетная система, как правило, является трехуровневой: государственный (федеральный бюджет), бюджеты членов федерации (штатов, земель, республик и т.д.), местные. Как правило, все бюджеты существуют самостоятельно и не входят доходами и расходами в вышестоящие бюджеты.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Основы формирования доходной части бюджетов бюджетной системы РФ заложены в Бюджетном Кодексе, который определяет не только виды доходов бюджетов, но и полномочия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по формированию доходов соответствующего бюджета.

В Российском федеративном государстве в отличие от унитарного (союзного) различают доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов РФ и доходы местных бюджетов. Они возникают в результате перераспределения ВВП. Главным материальным источником дохода выступает национальный доход - вновь созданная стоимость за год в стране.

Доходы бюджетов всех уровней образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также безвозмездных и безвозвратных перечислений (ст. 41 Бюджетного кодекса РФ). Основной источник доходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации - налоговые поступления от юридических и физических лиц . К налоговым доходам, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы по ним.

Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую в бюджеты всех уровней. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 80) налог - это индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом.

В отличие от налогов сбор предполагает обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий органами власти и местного самоуправления и выдачи разрешений (лицензий).

Как известно, налоги выполняют две главные функции - фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества. Фискальная функция была присуща налогам всегда. Она состоит в максимально возможной мобилизации средств в бюджетную систему. Регулирующая функция налогов в ведущих зарубежных странах получила развитие после Второй мировой войны, а в России - в последние годы, с принятием и реализацией новых федеральных законов и нормативно-правовых актов. Большую часть доходов бюджета составляют фискальные платежи.

Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

местных бюджетов.

Таким образом, к налоговым доходам федерального (государсвенного) бюджета, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, относятся общегосударственные налоги, взимаемым на всей Российской Федерации по единым ставкам:

·НДС;

·акцизы;

·подоходный налог с банков;

·таможенная пошлина;

К налоговым доходам регионального бюджета относятся региональные налоги и сборы. Законодательные органы субъектов РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, оговоренных налоговым законодательством РФ. К ним относятся:

·налог на имущество организаций;

·налог на игорный бизнес;

·транспортный налог.

·прочие (лицензионный сбор, сборы на различные виды деятельности)

К налоговым доходам местных или муниципальных бюджетов относятся местные налоги и сборы. Местные законодательные органы власти вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, оговоренных налоговым законодательством РФ. К ним относятся:

·земельный налог;

·налог на имущество физических лиц.

Как видно, налоговая система РФ насчитывает вполне ограниченный перечень налогов и сборов, действующий на всей территории РФ и позволяющий в полной мере осуществлять их эффективное администрирование.


2. Значение и сущность налоговых доходов государственного бюджета


1 Структура и классификация налоговых доходов бюджета


Федеральный (государственный) бюджет представляет собой форму аккумуляции и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации. Федеральный (государственный) бюджет является центральным звеном бюджетной системы Российской Федерации, так как через него перераспределяется существенная часть финансовых ресурсов государства.

В налоговых доходах федерального бюджета наибольший удельный вес занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, таможенные пошлины, акцизы (см. Приложение А).

Налог на добавленную стоимость (НДС) - важный косвенный налог. Он влияет на процессы ценообразования, структуру потребления и регулирует спрос. НДС занимает значительное место в системе доходов развитых стран. На его долю приходится в среднем около 14% налоговых поступлений, а среди косвенных налогов его доля составляет от 30 до 50% всех косвенных налогов. Фискальное значение НДС трудно переоценить, на протяжении многих лет НДС является основным налоговым источником федерального бюджета. Все 100% НДС зачисляются в федеральный бюджет.

Налогоплательщиками НДС признаются:

организации;

лица, являющиеся плательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу;

индивидуальные предприниматели.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;налоговый доход бюджет государственный

ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

По НДС предусмотрено три вида налоговых ставок:

% - для товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита и др.;

% - для продовольственных товаров по перечню, установленному кодексом, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров;

% - для остальных товаров.

В настоящее время одним из наиболее обсуждаемых и актуальных вопросов налоговой политики является возможное снижение НДС. При этом возможны два варианта развития событий: введение единой ставки НДС в размере 12% или же - снижение ставки НДС до 14% с сохранением льготной ставки 10% по отдельным группам товаров (детские товары, лекарства и т.п.). Считается, что оба варианта развития событий будут способствовать стимулированию экономического роста. Однако для осуществления такой налоговой реформы необходимо проанализировать выпадающие доходы федерального бюджета и предложить альтернативные источники доходов.

Акцизы, как и НДС - федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара. В настоящее время в налоговых доходах федерального бюджета они составляют около 3%.

Плательщиками акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Объектом обложения акцизами признаются операции:

реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе передача прав собственности на подакцизные товары на безвозмездной основе;

реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, имеющими свидетельство на оптовую или оптово-розничную реализацию;

получение нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими свидетельство;

ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и др. операции в соответствии со ст. 182 гл. 22 НК РФ.

Подакцизными товарами в РФ признаются:

спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

табачная продукция;

алкогольная продукция (спирт питьевой, ликероводочные изделия и т.п.)

автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.)

и т.д.

В среднесрочной перспективе не предполагается внесение кардинальных изменений в порядок налогообложения акцизами в Российской Федерации. Изменения лишь коснутся индексации ставок акцизов.

С 2002 г. введен единый налог на добычу полезных ископаемых взамен действовавших до этого трех налогов: на право пользования недрами, акциз на сырье и налога на воспроизводство материально-сырьевой базы (гл. 26 НК РФ). Сейчас этот налог играет очень важную роль. Так, в 2012 г. его сумма в доходах федерального бюджета составила 2 420,51 млрд. руб. (см. Приложение А). Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых каждого вида полезных ископаемых, за исключением нефти и газового конденсата, газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Еще одним важным источником федерального бюджета РФ является налог на прибыль организаций.

Налог на прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. Это один из наиболее сложных налогов с часто меняющейся законодательной базой. Его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. Сейчас он обеспечивает около 4% всех доходов федерального бюджета.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.

Предельная ставка налога на прибыль организаций составляет 20%.

По доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

)9% - по доходам в виде дивидендов, полученными российскими организациями от российских организаций и иностранных организаций;

)15% - по доходам, полученным в виде дивидендов иностранными организациями от российских организаций .

Прибыль, полученная ЦБ РФ от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", облагается налогом по налоговой ставке 0%.

Во всех остальных случаях налоговая ставка устанавливается в размере 24%. При этом:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.

В течение ближайших трех лет предполагается ежегодная индексация ставки налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче природного газа, на коэффициент, значительно превышающий уровень прогнозируемой инфляции. При этом по аналогии с налогом на добычу полезных ископаемых, взимаемым при добыче нефти, предполагается возможность дифференциации налоговых ставок в зависимости от условий добычи природного газа.

С 1 января 2005 г. введена в действие гл. 25.2 "Водный налог". В Налоговом кодексе РФ установлены все элементы налога: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.

Важное место в доходах федерального бюджета в последние годы занимают таможенные пошлины. Таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, которым облагается внешнеторговый оборот товаров при пересечении ими таможенной границы.

Уплата таможенных пошлин носит обязательный характер и обеспечивается государственным принуждением. Таможенная пошлина не возвращается плательщику, и ему ничего не предоставляется взамен. Средства от взимания таможенных пошлин поступают в федеральный бюджет.


2 Анализ динамики налоговых доходов государственного бюджета


Рассмотрим состав, структуру и динамику налоговой доходной части государственного (федерального) бюджета за 2008-2012 гг. В соответствии с таблицей (см. Приложение А) рассчитана доля определенного налогового поступления в общей сумме доходов федерального бюджета (табл. 1).


Таблица 1. Распределение налоговых доходов Федерального бюджета в 2008-2012 гг.

ДоходыУдельный вес, %2008г.2009г.2010г.2011г.2012г.100100100100100из них: налог на прибыль организаций8,22,663,073,012,92Окончание таблицы 1Доходы2008г.2009г.2010г.2011г.2012г.единый социальный налог (с 2010 года - страховые взносы) 5,46 6,95 - - -налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 10,76 16,03 16 15,42 14,67на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 12,2 11,9 14,1 13,17 12,9 Акцизы по подакцизным товарам (продукции): производимым на территории Российской Федерации 1,35 1,11 1,37 2,04 2,66Налог на добычу полезных ископаемых17,313,416,5617,6618,83Таможенные пошлины37,5734,234,3532,6631,9Налоговые доходы всего:92,8486,2485,4583,9783,88

Объем доходов федерального бюджета РФ за исследуемый период, прежде всего, зависел от экономического положения страны и наступившего осенью 2008 года финансового кризиса. Несмотря на формальное наступление кризиса в мире в начале сентября, его пик и самый сложный период для экономики России приходится уже на следующий 2009 год. Наблюдается обвал цен на нефть, снижение доходов населения и увеличение числа убыточных предприятий, в том числе и коммерческих банков. Вышеназванные факторы стали причиной отрицательного прироста доходной части федерального бюджета, который составил -21%. В 2009 году факторами такой тенденции стало резкое снижение поступлений налога на прибыль организаций, доля которого составила 2,66%.

В рассматриваемом периоде доля налоговых поступлений с каждым годом уменьшается (табл.1). При сравнении структуры налоговых доходов за 2008-2012 гг. следует отметить, что наиболее существенные сдвиги произошли в доле поступлений от НДС на товары, реализуемые на территории РФ, которые в 2008 г. в совокупности составили 11,6% от налоговых доходов, увеличившись на 7% к 2009 году. Несмотря на это, данный налог в структуре налоговых доходов для обоих годов занимает значительную долю. Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов занимают таможенные пошлины, которые в 2012 году составили 31,9%,но в рассматриваемом периоде 2008-2012 гг. наблюдается постепенное уменьшение занимаемой доли в совокупности доходов данного налога. Также значительную долю представляют собой налоги на добычу полезных ископаемых, которые в период с 2009 г. по 2012 г. постепенно увеличивались и к 2012 г. составили 18,83% всех доходов. Такой рост можно связать с ростом мировых цен на нефть.

В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов (см. приложение А). Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов.

В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 80% всех доходов, но результаты исследования динамики налоговых доходов показали, что доля таких поступлений в общих доходах федерального бюджета постепенно уменьшается.


3. Связь динамики налоговых доходов бюджета с ВВП


Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и субъектами РФ, а в составе последних - между муниципальными образованиями. Роль бюджета в перераспределении валового национального продукта схематически показана на рисунке 3.1.


Рис.3.1. Роль бюджета в распределении валового национального продукта


Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов. Следовательно, налоговое регулирование является одной из форм управления рыночной экономикой. Проведение рыночных преобразований в России невозможно без создания эффективной системы налогообложения, что характеризует качество налоговой политики.

Экономическое развитие всех промышленно развитых стран характеризуется цикличностью. Цикличность экономического развития - это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности - понижением. Цикличность характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночной конъюнктуры.

Особенностью циклического развития на современном этапе является активное вмешательство государства во весь ход экономического цикла, с тем, чтобы добиться большей устойчивости хозяйственного развития.

Государственные расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами - государственными бюджетными расходами и налогами).

Манипулирование государственными расходами и налогами связано с конкретной деловой активностью - либо в периоды спадов, либо - подъемов. С его помощью властям удается поставить в зависимость от изменений величины государственных расходов и налогов динамику совокупного спроса и ВВП, способствуя их стабилизации. В связи с выполнением этих функций некоторые госрасходы и налоги в экономической теории называют "встроенными стабилизаторами" рыночной экономики.

В периоды подъемов или спадов в экономике изменения в госрасходах и налогах, осуществляемые властями, оказывают разное воздействие на совокупный спрос и ВВП. Так, в период подъема государство сокращает свои расходы с тем, чтобы снизить рост совокупного спроса и ВВП. В период спада, наоборот, власти повышают бюджетные расходы, чтобы тем самым поддержать и совокупный спрос и ВВП.

В 2007 г. в экономике Российской Федерации наблюдался подъем: ВВП страны вырос на 8,5% по сравнению с предыдущим 2006 г., в этот период госрасходы составили лишь 34,2% ВВП (табл.2). В начале 2008 г. тенденция роста ВВП продолжалась, но уже летом 2008 г. Россию вслед за всем миром охватил глобальный финансовый кризис, от которого пострадали многие банки, крупные и мелкие компании и практически большинство населения страны. В 2009 г. кризис продолжал углубляться. Для изменения негативных тенденций в экономике государство предприняло активные попытки: увеличились госрасходы, они составили в 2009 г. 41,4% ВВП.


Таблица 2. Динамика ВВП и расходов консолидированного бюджета РФ (млрд. руб.)

2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.ВВП33247,541276,838786,444939,2- к предыдущему году,%108,5105,292,2104,0Расходы конс.бюджета11378,613991,816048,317616,7- к предыдущему годув 1,4 р.в 1,2 р.в 1,1 р.в 1,1 р.- к ВВП, %34,233,841,439,2

В противоположность маневрам с государственными расходами, в период подъема экономики государство обычно повышает налоги, тем самым, сокращая доходы населения и бизнеса, а с ними - и расходы. В результате величина совокупного спроса снижается, а, следовательно, рост ВВП замедляется.

В период спада налоговую нагрузку снижают, увеличивая возможности активизировать деятельность населения и бизнеса в неблагополучной экономической обстановке. Так произошло в экономике России в 2008 г.На фоне глобального экономического кризиса правительством РФ были выработаны меры, нацеленные на поощрение предпринимателей к повышению предпринимательской активности. Помимо госрасходов для стабилизации экономики страны государством были использованы фискально-налоговые инструменты. Изменения налогового законодательства были направлены на остановку экономического спада и стимулирование экономического роста.

) Общая ставка налога на прибыль была снижена с 24% до 20%.

) Амортизационная премия в отношении амортизируемого имущества со сроком полезного использования от 3 до 20 лет была увеличена с 10% до 30%.

) Применительно к НДС:

Ежеквартальный НДС может быть уплачен ежемесячными платежами вместо единовременной уплаты. Данное изменение применяется к отношениям, возникшим с 4-го квартала 2008 г. включительно.

) Увеличены размеры некоторых налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.


Таблица 3. Консолидированный бюджет Российской Федерации (млрд. руб.)

2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.Доходы - всего, из них:13368,316003,913599,716031,9Налог на прибыль организаций (его доля в доходах бюджета, %)2172 (16,2%)2513,2 (16%)1264,6 (9,3%)1774,6 (11%)НДФЛ1266,61666,31665,81790,5НДС2261,72132,52050,32498,6и т.д.Расходы-всего:11378,613991,816048,317616,7Дефицит (-) / Профицит1989,72012,1-2448,6-1584,7

Проводимая антикризисная политика привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста, в 2010 г. ВВП вырос на 4% по сравнению с 2009 г., инвестиции в основной капитал выросли на 6% по сравнению с 2009 г. (табл. 4).

В результате проведения антикризисной политики, последствия кризиса стали менее разрушительными.


ПоказателиОтносительное отклонение, %2007г.2008г.2009г.2010г.Валовой внутренний продукт108,5105,292,2104,0Фактическое конечное потребление домашних хозяйств112,5109,495,8102,5Инвестиции в основной капитал122,7109,984,3106,0

)сокращение ставки налогов, вследствие чего увеличатся располагаемые доходы населения, а также совокупный спрос со стороны населения;

)рост госрасходов, в результате получение мультипликативного эффекта в смежных отраслях экономики, увеличение объема инвестиций.

)повысить уровень налогообложения, в результате сократятся реальные и располагаемые доходы населения, а также совокупный спрос;

)сократить госрасходы, вследствие чего уменьшатся собственные средства предприятия, а благодаря мультипликативному эффекту уменьшатся инвестиции со стороны корпораций.

Несомненно, суммы налоговых доходов зависят от размеров ВВП. Но несомненна и другая связь: система налогообложения влияет на размеры ВВП.


Заключение


В контрольной работе выполнен анализ структуры и динамики налоговых доходов государственного бюджета, определены факторы, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов. Таким образом, Основной источник доходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации - налоговые поступления от юридических и физических лиц. К налоговым доходам, согласно Налоговому кодексу РФ, относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

К налоговым доходам государственного (федерального) бюджета, согласно Налоговому кодексу РФ, относятся общегосударственные налоги, взимаемым на всей Российской Федерации по единым ставкам:

·НДС;

·акцизы;

·подоходный налог с банков;

·подоходный налог со страховой деятельности;

·налог с биржевой деятельности;

·налог на операции с ценными бумагами;

·таможенная пошлина;

·налог на прибыль предприятий;

·подоходный налог с физических лиц;

·налоги и платежи за использование природных ресурсов;

·налоги на транспортные средства;

·налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, и др.

В налоговых доходах федерального бюджета наибольший удельный вес занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, таможенные пошлины, акцизы.

При сравнении структуры налоговых доходов за 2008-2012 гг. следует отметить, что наиболее существенные сдвиги произошли в доле поступлений от НДС на товары, реализуемые на территории РФ, которые в 2008 г. в совокупности составили 11,6% от налоговых доходов, увеличившись на 7% к 2009 году. Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов занимают таможенные пошлины, которые в 2012 году составили 31,9%,но в рассматриваемом периоде 2008-2012 гг. наблюдается постепенное уменьшение занимаемой доли в совокупности доходов данного налога. Также значительную долю представляют налоги на добычу полезных ископаемых, которые в период с 2009 г. по 2012 г. постепенно увеличивались и к 2012 г. составили 18,83% всех доходов.

В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов (см. Приложение А). Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов.

В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 80% всех доходов, но результаты исследования динамики налоговых доходов показали, что доля налоговых доходов в общих доходах федерального бюджета постепенно уменьшается.

Налоговое регулирование является одной из форм управления рыночной экономикой. Меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

Государственные расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Так, в период подъема государство сокращает свои расходы с тем, чтобы снизить рост совокупного спроса и ВВП. В период спада, наоборот, власти повышают бюджетные расходы, чтобы тем самым поддержать и совокупный спрос, и ВВП.

Таким образом, если темпы роста экономики слишком низки необходимо увеличить ВВП, для этого выполняется следующее:

сокращение ставки налогов, вследствие чего увеличатся располагаемые доходы населения, а также совокупный спрос со стороны населения;

рост госрасходов, в результате получение мультипликативного эффекта в смежных отраслях экономики, увеличение объема инвестиций.

В условиях чрезмерно высоких темпов роста экономики, необходимо:

повысить уровень налогообложения, в результате сократятся реальные и располагаемые доходы населения, а также совокупный спрос;

сократить госрасходы, вследствие чего уменьшатся собственные средства предприятия, а благодаря мультипликативному эффекту уменьшатся инвестиции со стороны корпораций.

Любое государство, концентрированно выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и реализует соответствующую политику - экономическую, военную, социальную, международную и др. Одними из основных в процессе государственного регулирования используются финансовые механизмы, которые непосредственно воплощаются в финансовой и налоговой политике. Задачи налоговой политики заключаются в обеспечении государства финансовыми ресурсами, создании условий для регулирования хозяйственной жизни в стране, в сглаживании возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях дохода населения.

Таким образом, актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.


Список используемой литературы


1. Афанасьев Мст.П. Бюджет и бюджетная система: учебник / Мст.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов; под ред. Мст.П. Афанасьева; [предисловие А.Л. Кудрина]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 777 с. - Серия: Университеты России.

Гамова Э.М. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие / Э.М. Гамова

Грязнова А.Г. Финансы: учебник / под ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. Е.В. Маркиной.- 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012.

Кукеева А.А. Влияние федеральных налогов и государственных расходов на совокупный спрос и ВВП / А.А. Кукеева // Проблемы современной экономики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2011.

Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавриата / В.Г. Пансков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 680 с. - Серия: Бакалавр.

Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Государственное и муниципальное управление", "Финансы и кредит" / под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 375 с.

Романовский М.В. Финансы: учебник/под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011, 590 с. - Серия: Основы наук.

Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - 2-ое изд. перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. - 714 с. - (Университеты России).

Романовский М.В. Финансы: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врубеля, Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 464 с.

Романовский М.В. Налоги и налогообложение. 6-ое изд. доп. / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - СПб.: Питер, 2010. - 528 с.

Самсонов Н.Ф. Финансы: учебник / под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. - 591 с. - (Основы наук).

Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Магистр, 2010. - 383 с.

Тарасевич Л.С. Макроэкономика: учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 686 с. - Серия: Бакалавр.

Чалдаева Л.А. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник под ред. Л.А. Чалдаевой. - М.: Издателство Юрайт, 2011 - 540 с. - (Основы наук)

16. Сайт федеральной налоговой службы www.nalog.ru <#"justify">Приложение


Налоговые доходы федерального бюджета за период 2008-2012 гг. Таблица А.1

Доходы всего:Абсолютные величины, млрд. руб.Темп роста 2012г.к пред., %2008г.2009г.2010г.2011г.2012г.9 275,97 337,88 305,4111 367,6512 853,68113,1из них: налог на прибыль организаций 761,1 195,4 255,03 342,60 375,82 109,7единый социальный налог (с 2010 года - страховые взносы) 506,8 509,8 - - -налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 998,4 1 176,6 1 328,75 1 753,24 1 886,14 107,6на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 1 133,8 873,4 1 169,51 1 497,17 1 659,66 110,9Акцизы по подакцизным товарам (продукции): производимым на территории Российской Федерации 125,2 81,7 113,90 231,78 341,87 147,5Налог на добычу полезных ископаемых1 604, 65981,531 376,642 007,582 420,51120,6Таможенные пошлины3 484,872509,412 853,093 712,494 099,78110,4Налоговые доходы всего: 8 614,826 327,847 096,929 544,8610 783,78112,97


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Совокупность доходов и расходов государства в строго определенный временной период, оформленная в виде финансового документа с обязательным указанием источников и предполагаемых размеров денежных поступлений, направлений и объемов их расходования.

Для формирования государственного бюджета, отражающего потребности страны, подлежащие финансированию для их удовлетворения из казны государства, правительственные органы, участвующие в его составлении, исследуют и утверждают расходную и доходную части, каждая из которых является обязательной структурной формой госбюджета. Государственный бюджет складывается из следующих уровней:

  • федерального;
  • регионального;
  • муниципального;
  • местного;
  • бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Структура расходной части бюджета

Государственные расходы, закладываемые в бюджет страны, формируются из совокупности всех потребностей государства в определенный временной период. Денежные средства из госказны направляются на удовлетворение таких национальных целей и интересов, как:

  • Военные. Обеспечение безопасности и обороноспособности государства.
  • Экономические. Формирование госсобственности, погашение внешнего долга, поддержка предпринимательства, пополнение государственного резерва, участие в инвестиционных проектах, прочие расходы экономического характера.
  • Внешнеполитические. Расходы для осуществления международной деятельности, участия в интернациональных объединениях, организациях, ассамблеях, обеспечения международных соглашений и прочее.
  • Социальные. Обеспечение страховых, пенсионных, целевых и прочих выплат, бюджетные ассигнования на содержание медицинских, образовательных, культурных и других социальных объектов. Расходы на формирование и функционирование социальной политики государства.
  • Расходы на государственное управление. Предусматривают обеспечение деятельности президента страны, органов власти и другие потребности общегосударственного управления.

Таким образом, государственный бюджет имеет три структуры расходов, включая ведомственную, экономическую и функциональную. Главный финансовый документ страны также включает в себя закрытые статьи расходов, как правило, используемые Министерством обороны, но часто распределяющиеся и на социально-экономическую сферу.

Структура доходной части бюджета

Государственные доходы представляют собой денежные средства, поступившие в безвозвратном и безвозмездном порядке в соответствии с законодательством государства. Формируется доходная часть из:

  • Налоговых выплат, включающих налоги и сборы на собственность, на внешнюю торговлю, на прибыль и другие сферы деятельности, пошлины и отчисления.
  • Неналоговых поступлений, основанных на доходах от коммерческой деятельности, штрафах, административных сборах, поступлениях от санкций и других платежей, не являющихся налоговыми.
  • Доходов от операций с капиталом. Торговые операции с землей, государственными запасами, основным капиталом.

Государственные доходы, превысившие расходы, образуют профицит бюджета, фактически избыток денежных средств. В случае, когда расходная часть оказывается больше доходной, формируется дефицит.

Принципы построения государственного бюджета

В абсолютном большинстве демократических стран составление государственного бюджета возложено на правительство, принятие и утверждение его поручено высшим законодательным органам.

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги . Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике (сфере, системе, отношениях и т.п.). Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним - «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis - относящийся к казне).

В качестве другого синонима бюджета и налогов используют также термины «государственные финансы », «финансы страны». Для обозначения совокупности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем употребляют термин «финансово-кредитная система» (сфера, отношения и т.д.) или иногда просто - «финансы».

Государственный бюджет

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности , между центром и регионами - по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм - в отношении государственных заказов.

Теоретические подходы к бюджету

Несмотря на уменьшение роли государства во многих сферах современной рыночной экономики , оно вынуждено расходовать все большие средства на социальную сферу, науку и культуру. В результате перераспределяемая через госбюджет доля ВВП, резко увеличившаяся в предвоенные и военные годы, т.е. в период социально-политических потрясений, продолжала расти и в послевоенные десятилетия, несмотря на экономическую, социальную и политическую стабилизацию во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Статьи госбюджета

Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе и России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.

3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции , практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость , ценные бумаги , участие в капитале , права . Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйствующих субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности .

Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.

4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам - региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к национальной экономической политике, в частности к денежно-кредитной политике, поощрению конкуренции и приватизации, сведению до минимума дефицита государственного бюджета . К таким кредитам в 90-х гг. часто обращаются постсоциалистические страны, в том числе Россия (см. 37.3).

Эти и другие мероприятия называют регулированием внешнего долга. В истории ХХ в. встречались и другие примеры регулирования внешней задолженности. Так, и после Первой, и после Второй мировой войны Великобритания и Франция оплатили часть внешней задолженности своими иностранными активами. Некоторые развивающиеся страны, чтобы смягчить кредиторов, предоставляли им право пользования своей морской хозяйственной зоной, континентальным шельфом, строительства военных баз, станций слежения за спутниками.

Налоги

Как уже отмечалось, главной статьей бюджетных доходов являются налоги .

Сущность налога и налоговой системы

5. Налоги на товары и услуги , прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. В России используется несколько упрощенная, так называемая косвенная модель исчисления добавленной стоимости, т.е. не прямо с величины добавленной стоимости, рассчитать которую непросто, а исходя из величины реализации произведенной продукции за минусом закупленных сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д.

Налог на добавленную стоимость взимается в России (по стандартной ставке 20%) и почти во всех развитых странах по основной (стандартной) ставке, которая колеблется, например, в ЕС , вокруг 15%. Однако по некоторым товарам и услугам НДС не взимается, а по другим взимается по повышенной или пониженной ставке. В большинстве регионов России взимается и налог с продаж (по ставке до 5%) с ряда товаров и услуг. В некоторых регионах России начал действовать единый налог на вмененный доход. Его плательщиком является малый бизнес в сфере услуг. Налог уплачивается раз в квартал в размере 20% от предполагаемого будущего налога.

Федеральные, региональные и местные налоги

Налоговые платежи, как мы уже знаем, поступают в центральный, региональные и местные бюджеты . Существует определенный порядок распределения поступающих средств. В России в местные бюджеты целиком поступают налоги на имущество физических лиц и земельный налог, налог на наследство или дарение и некоторые незначительные налоги. К региональным налогам в России относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость , налог с продаж, дорожный и транспортный налоги и ряд менее значительных налогов. К федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятий , взносы во внебюджетные фонды, таможенные пошлины и сборы, различные налоги на пользователей природными ресурсами. Поступления от ряда налогов (в России это НДС, налог на прибыль предприятий, акцизы) делятся между центральным и территориальными бюджетами.

В связи с определенными противоречиями между интересами центрального правительства и территориальными экономическими интересами вокруг разделения налоговых поступлений идет политическая борьба. Местные жители и власти заинтересованы, чтобы больше средств поступало в бюджеты штатов, земель, муниципалитетов, общин, так как из этих средств финансируются образование, здравоохранение, благоустройство территории , местное общественное строительство, охрана порядка и окружающей среды. У центрального правительства постоянно не хватает средств на административные и военные расходы , решение глобальных экономических и социальных задач.

Налоговое бремя

Величина налоговой суммы (так называемое налоговое бремя) зависит прежде всего от налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база - это та величина, с которой взимается налог , а налоговая ставка - это размер, в котором взимается налог.

Существуют проблемы объективной оценки стоимости земли и другой недвижимости при взимании налогов с этого вида капитала .

Много трудностей и хлопот доставляет налоговым инстанциям налог на личные доходы , получаемые не от наемного труда, т.е. на доходы предпринимателей , рантье, лиц свободных профессий. Окончательная сумма налога на эти доходы определяется по итогам года, и налог они часто вносят в течение текущего года как бы авансом в размере налогового платежа за прошедший год. Окончательный перерасчет производится на основе налоговой декларации по итогам года, т.е. фактически эти налогоплательщики получают отсрочку уплаты части налога и имеют возможность существенно сократить его величину. Кроме того, проверка правильности уплаты налогов на личные доходы от предпринимательской деятельности , прибыль корпораций и на недвижимость требует содержания значительного штата финансовых инспекторов, а в ряде стран даже финансовой полиции (в России она называется налоговой полицией).

Международные аспекты налогообложения

Выбор и изменение налоговой системы, установление налоговых ставок, предоставление льгот относится исключительно к компетенции национальных государственных законодательных и исполнительных органов.

Национальная конкурентоспособность экспортируемых товаров и услуг, возможности той или иной страны вывозить капитал за рубеж зависят не только от эффективности национального хозяйства, но и от степени обремененности его налогами . Отчасти это смягчается стимулированием внешнеэкономической деятельности национальных фирм, осуществляемым, в частности, при помощи налоговых льгот.

Примером воздействия налогов на международные экономические отношения может служить НДС. Обычно этот налог не распространяется на экспорт, но им облагаются все реализуемые в стране товары и услуги вне зависимости от страны происхождения. В результате НДС стимулирует экспорт и препятствует импорту, а так как этот налог косвенный, а не прямой, то он не подпадает под ограничения Всемирной торговой организации (ВТО) на прямые экспортные субсидии. В России экспорт в дальнее зарубежье также не облагается НДС.

Классическим примером защиты внутреннего рынка от чрезмерной иностранной конкуренции являются таможенные пошлины на импорт. Так, в России в 1998 г. размер средневзвешенной пошлины составлял около 13% от таможенной стоимости ввозимых товаров. Кроме того, эти товары облагаются НДС и акцизами (если это подакцизные товары).

Международное регулирование двойного налогообложения

Все развитые страны обычно облагают налогом доходы , заработанные на их территории . Многие страны (США , Канада, Япония, Великобритания, а также Россия) облагают налогом также доходы своих физических и юридических лиц , полученные ими за рубежом. В результате возникает так называемое двойное налогообложение.

В России налоговые органы засчитывают уплаченные за рубежом российскими физическими и юридическими лицами налоги. Тем не менее Россия имеет с рядом стран соглашения об избежании (устранении) двойного налогообложения доходов и имущества.

Гармонизация налоговых систем

В интеграционных группировках действует тенденция к сближению (гармонизации) налоговых систем входящих в них стран. Наиболее активна она в ЕС , где намечается создание в перспективе общих ставок налогообложения корпораций, устранено двойное налогообложение прибыли компаний стран - членов ЕС, получающих доходы в других странах Союза. Теперь прибыли, переводимые дочерней компанией материнской, либо не облагаются налогом в стране пребывания первой, либо засчитываются при налогообложении второй. Достигнуто соглашение о единстве основной ставки НДС (15%) и введении единых минимальных размеров акцизных сборов. Здесь уже гармонизированы национальные налоги на выпуск займов (1-2%) и отменены сборы с выпуска ценных бумаг . Гармонизация налоговых систем предполагается и в СНГ.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу современного государства . Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества .

Фискальная политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, например, в период спада, и тогда ее называют фискальной экспансией. Главными ее рычагами являются увеличение государственных расходов или/и снижение налогов.

Направленная на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией , фискальная политика называется фискальной рестрикцией. Она предполагает снижение государственных расходов или/и увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы

Госбюджет, сбережения и инвестиции. Эффект вытеснения

Рис. 27.1 демонстрирует, что при росте ВВП (Y) рост государственных доходов (Т) приводит к тому, что они со временем начинают превышать государственные расходы (G). В результате дефицит госбюджета, типичный для периода спада ВВП, превращается в профицит. Заметим, что размеры и дефицита, и профицита зависят от наклона линии Т, который обусловлен тем, насколько налоговые поступления в бюджет восприимчивы (эластичны) к изменениям ВВП.

Рис. 27.1. Изменение государственных доходов в зависимости от динамики ВВП

В свою очередь, указанная восприимчивость во многом зависит от силы так называемых встроенных стабилизаторов. Это прогрессивная система налогообложения, государственные трансферты малоимущим и тому подобные средства воздействия на доходы. Они не только уменьшают меру снижения и повышения совокупного спроса, но и смягчают циклические колебания в доходах госбюджета.

Налоги и совокупное предложение

Рис. 27.1 показывает, что в ходе экономического цикла автоматически может возникать дефицит бюджета (в фазе спада) и профицит (в фазе подъема). Для борьбы с дефицитом госбюджета и в целях оживления хозяйственной жизни сторонники экономики предложения предлагают снижать налоги . Они полагают, что более низкие ставки налогов не обязательно приведут к увеличению дефицита госбюджета из-за сокращения налоговых поступлений (как полагают кейнсианцы), а подъему производства (предложения) и спроса помогут обязательно. В качестве доказательства того, о снижение налоговых ставок оборачивается ростом налоговых вступлений в бюджет, приводится кривая Лаффера (см. рис. 7.3). Однако проблема состоит в том, что если это и происходит, то в долгосрочном периоде, а в краткосрочном периоде поступления догов в бюджет могут и снизиться.

Отметим также, что косвенные налоги, в отличие от прямых, являются одним из встроенных стабилизаторов бюджета. В фазе спада, когда объем прибыли и других доходов обычно снижается больше, чем объем ВВП, также резко сокращается поступление прямых налогов. Что касается косвенных налогов, то объем сделок с товарами и услугами снижается заметно меньше, в результате чего поступления в госбюджет от НДС, налога с продаж, акцизов снижаются не в такой степени, как объем ВВП. Более того, косвенные налоги уменьшают и отрицательное воздействие инфляции на бюджет. Если прямые налоги дают в бюджет поступления в основном от тех доходов и имущества, размеры и цены которых растут обычно медленнее инфляции, то косвенные налоги базируются на тех товарах и сделках, цены которых не отстают, а иногда и опережают индекс -дефлятор ВВП.

Выводы

1. Главным средством перераспределения ВВП служат бюджет и налога.

2. Государственный бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств , предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления . Он состоит из центрального и территориальных бюджетов; их проекты и отчеты об исполнении ежегодно принимаются парламентом .

3. Расходная часть бюджета представлена ассигнованиями на социальные, хозяйственные, военные цели, а также на содержание управленческих органов и платежи по государственному долгу. Бюджетные расходы на хозяйственные цели осуществляются в форме государственных кредитов , субсидий и поручительств.

4. В случае превышения расходов над доходами возникает государственная внутренняя и внешняя задолженность. Некоторые страны-должники прибегают к консолидации международной задолженности и к конверсии долгов в иностранную собственность на своей территории .

5. Под налогом, пошлиной, сбором понимается осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами, обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд. Налоги бывают прямые и косвенные: они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

6. Основные функции налогов: фискальная, социальная и регулирующая.

7. Большое воздействие налогообложение (НДС, таможенные пошлины, двойное налогообложение) оказывает и на внешнеэкономические связи.

8. В современных условиях налоги стали предметом международных соглашений. В первую очередь, это относится к таможенным пошлинам, согласуемым в рамках ВТО, а также к внутренним налогам в странах - участницах интеграционных объединений.

9. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни или на ее ограничение. Она осуществляется через государственные расходы и сбор налогов.

Термины и понятия

Финансы
Финансово-кредитная система
Финансово-кредитная политика
Государственный бюджет
Бюджетный процесс
Государственные внебюджетные фонды
Целевые бюджетные фонды
Бюджетный дефицит
Бюджетный федерализм (межбюджетные отношения)
Реструктуризация (консолидация) внешнего долга
Конверсия внешнего долга
Регулирование внешнего долга
Обслуживание долга
Налоги
Налоговая система
Прямые налоги
Косвенные налоги
Подоходный налог с физических лиц
Налог на прибыль предприятий (фирм, корпораций)
Социальные взносы (социальные налоги)
Поимущественные налоги
Акцизы
Налоговая база
Налоговая ставка
Налог на вмененный доход
Двойное налогообложение
Эффект вытеснения

Вопросы для самопроверки

1. Что такое государственный бюджет?

2. Из каких статей состоят доходная и расходная части бюджета?

3. Почему существуют центральные и территориальные бюджеты, как они финансируются?

4. Почему государство вынуждено прибегать к займам?

5. Перечислите основные налоги в России.

6. Какое воздействие оказывают налоги на экономику страны?

7. В чем заключаются фискальная и регулирующая функции налогов?

8. Что такое налоговые льготы; кому и в каких целях они предоставляются?

9. На какие цели расходуются бюджетные средства?

10. Как избегают двойного налогообложения?

11. Что такое гармонизация налогов?

12. Что такое фискальная рестрикция?

13. Какие последствия от снижения ставок налогов предрекают Кейнсианцы и сторонники экономики предложения?