Основными формами государственно территориального устройства являются. Государственно-территориальное устройство россии

Форма территориально-государственного устройства характеризует внутреннее строение государства, деление его на территориальные образования и уровень самостоятельности и полномочий этих образований.

Линии
сравнения

Унитарное государство

Федерация

Конфедерация

1. Сущность формы государственно- территориального устройства Единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство. Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство. Объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии.
2. Конститутивные (определяющие) решения Принимаются высшими органами власти. Принимаются высшими союзными органами; в сфере совместного ведения с участием субъектов федерации. Принимаются высшими органами власти государств-участников.

3. Территория

Единая, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром. Образуют территорию субъектов, внутренние границы изменяются только с согласия субъектов в установленном конституцией порядке.

Отсутствие единой территории.

4. Политическая самостоятельность Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью. Субъекты обладают определенной политической самостоятельностью. Государства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность.
5. Конституция Единая. Союза и субъектов, верховенство конституции союза.

Государств-участников.

6. Гражданство Единое. Союзное и субъектов. Государств-участников.
7. Правовая и судебная системы Единая. Верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты. Отсутствие единой правовой и судебной систем.
8. Международная деятельность В полном объеме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях. Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены. Государства-участники осуществляют международную деятельность.
9. Право расторжения договора - Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации. Может быть расторгнут государствами-участниками и в одностороннем порядке.
10. Современные государства (несколько примеров) Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония. Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария. Признаками конфедерации обладают Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейский союз (ЕС).

Унитарное государство может быть отличаться степенью централизации власти, быть централизованным и децентрализованным (с распределением полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц).

Развернуть

ВОПРОСЫ:

1. В государстве Н. его административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью. Правительство несёт ответственность перед президентом, который избирается всенародным голосованием. Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений.

Выберите из приведённого ниже списка характеристики формы государства Н. и запишите цифры, под которыми они указаны.

2. Найдите в приведённом ниже списке формы государственно-террито­риального устройства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

2. Два предложения:

1) Государственное устройство страны может быть унитарным, федеративным или конфедеративным.

2) В федеративном государстве законы субъектов федерации не должны противоречить Конституции страны и федеральным законам.

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Напомним, что понятие «форма государства» слагается из 3 составных частей:

· Политический режим

· Форма правления

· Территориальное устройство

Под формой территориального устройства понимается модель (способ) национально-территориальной организации государственной власти, характеризующаяся определенной системой связей между ее составными частями, и прежде всего, между центральной властью государства и властями отдельных его частей. Другими словами, форма государственного устройства (иначе, политико-территориальная организация) – это та схема, по которой осуществляется деление государственной территории на некие составные части.

В теории и практике построения государственного различают следующие формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные. Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных объективных внутренних (в большей степени) и внешних факторов. Например, все государства мира с многочисленным и многонациональным составом населения, а также большими территориями являются федерациями. В чем же заключается специфика той или иной формы территориальной организации населения и власти?

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО строится на основе единства его составных частей – административно-территориальных единиц. Это простой тип территориальной организации, поскольку государство предполагается единым целым, в сущности неделимым. Основной структурной единицей, частью его является административно-территориальное образование (округ, воеводство и т.п.), не обладающее суверенитетом. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти. (примеры унитарных государств: Великобритания, Италия, Польша, Франция, Венгрия, Болгария и др. ) Основные признаки:

ü одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти, чья деятельность распространяется на все государство без исключений;

ü одна финансовая, налоговая системы, единые вооруженные силы, правоохранительные органы и др. институты;

ü Все отрасли законодательства находятся в ведении всего государства в целом (сравнить с федерацией!) – т.е. единая система права

ü наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета и подчиняющихся центральной, общей власти государства.

ü Наличие единственного для данной страны Основного закона (Конституции)

ü Одно, общее для всей страны гражданство (подданство)

Существует две разновидности унитарного государства: централизованное и децентрализованное . В централизованном государстве отношения органов власти на местах с центральной властью основываются на принципе строгой подчиненности . В основе национально-территориальной организации унитарного государства эксплуататорского типа лежит принцип бюрократического централизма. Как общая тенденция прослеживается стремление правящих кругов поставить местные органы управления под строгий контроль центральной администрации. Децентрализованное унитарное государство основывается на развитой системе местного самоуправления в рамках отдельных административно-территориальных единиц (район, провинция, город и т.д.). Административно-территориальное устройство при этом, как правило, увязывается с плотностью населения, проживающего на данной территории, особенностями природных ресурсов, перспективами развития промышленности, транспорта и др.

Более широкими правами по сравнению с административно-территориальными единицами обладает территориальная автономия . Автономная территориальная единица (в пределах, установленных центральной государственной властью) самостоятельна в решении вопросов местного значения, в создании условий для всестороннего развития проживающего на данной территории населения, его исторических и культурных традиций. Указанная форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических, религиозных). Например, в Греции имеет статус автономного образования остров Афон. Именно там находится одна из святынь христианства - святая гора Афон. На его территории расположены 20 мужских православных христианских монастырей. Фактически это монашеская республика в составе светского государства со своими органами управления и своими строгими порядками. На острове запрещены развлекательные атрибуты светской жизни (рестораны, казино, ночные клубы...). Запрещается посещать остров женщинам, даже имеющим статус монахинь. Весьма строгие требования к одежде (запрещается носить шорты).

Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. Такая система (основанная на существовании автономий) иногда называется регионалистской (Италия, Китай, Испания, Никарагуа)

ФЕДЕРАЦИЯ - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации. Составными частями федеративного государства могут быть провинции, штаты, земли, кантоны и т.д., все они именуются субъектами федерации. Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов. Итак, основные черты, присущие федерации:

ü Определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов. Субъекты могут иметь свои Конституции, Уставы, свое гражданство и т.п. Вместе с тем, Отсутствие реального суверенитета (есть только его признаки) у субъектов федерации и отсутствие права на одностороннее изменение статуса субъекта федерации.

ü Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами существуют органы субъектов, которые неподотчетны центру. Вместе с тем, Верховенство федерального законодательства над законодательством субъектов федерации.

ü Двухпалатный парламент: одна из палат представляет интересы субъектов. (для примера: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации)

ü Двойная система налогообложения: в казну субъекта и в казну федерации в целом (плюс в казну муниципальных образований, т.е. в общем возможна тройная система).

ü Разграничение предметов ведения субъектов и центра.

ü Единство экономической и социальной системы, свободное передвижение людей, товаров, услуг в пределах всей федерации.

ü Равноправие субъектов федерации.

Федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному (смешанному) принципу (Россия). В первом случае, при определении границ субъектов учитывается лишь территория с позиции эффективности управления большими пространствами и в целях упрощения создания инфраструктуры (коммуникаций, транспорта, связи, энергоснабжения и т.п.). Т.е., условно говоря, близлежащие территории, в зависимости от геологических, климатических и иных природных особенностей объединяются в субъекты. При этом человеческий ресурс в расчет не берется. Во втором - в основания «нарезки» территории кладутся не только принципы территориальной близости, но и ряд культурно-исторических, традиционных, языковых особенностей наций. Логично предположить, что, например представители чувашской нации объединяются в один субъект, включающий всю территорию их проживания, а не делятся на несколько и не объединяются с другими субъектами.

Вопрос объема и видов полномочий федеральных и иных органов власти решается на основе трех принципов:

1. Исключительной компетенции федерации - определения предметов ведения, по которым только она принимает решения, издает нормативные акты. Пример: в России уголовное законодательство находится в исключительном ведении федерации, т.е. законодательные собрания субъектов РФ (в отл. От ГосДумы РФ) не могут принимать законы в этой сфере.

2. Совместной компетенции - установление круга отношений, которые регулируются совместным принятием нормативно-правовых актов субъектов и центра. Так, в России законодательство о нотариальной деятельности может развиваться как на уровне всего государства, так и на местном уровне;

3. Полномочий, отнесенных к компетенции субъектов федерации . Конституция РФ говорит о том, что вне пределов ведения, предусмотренных первыми двумя формами, все остальные вопросы относятся в компетенции субъектов РФ.

В некоторых федеративных государствах появился такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий . Под делегированием полномочий понимается взаимно договоренная (а не жесткая, централизованная) передача части прав и обязанностей из сферы ведения федерации в сферу ведения субъекта федерации и наоборот. Явление делегирования полномочий сопровождается появлением в практике федерализма понятия и статуса ассоциированного члена , т.е. субъекта федерации, отличающегося по своему статусу от других субъектов федерации прежде всего большой самостоятельностью, добровольной делегированностью полномочий, а не их централизованным распределением. Фактически в составе России таким статусом обладает Татарстан (ряд подвижек в этом же направлении и в отношении Башкортостана).

Отсюда возникает понятие так называемых симметричных и асимметричных федераций. Симметричной является федерация, где все члены ее (субъекты) имеют одинаковое положение и пользуются одинаковыми полномочиями. В ассиметричных субъекты имеют несколько разный правовой статус, отсюда неравное юридическое и фактическое положение. Примером может служить Россия, в которой различается 6 видов субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), которые юридически равны, но фактически, их полномочия в своем объеме различаются.

В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации . В централизованных федерациях федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованных федерациях федеральным органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.

По способу образования различают конституционно-правовые и договорно-правовые федерации . Конституционно-правовая федерация создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Договорно-правовая федерация создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства-участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами (пример – США). В конституционно-правовых федерациях (как, например, в Российской Федерации) также возможно существование федеративного договора. Однако это не делает их договорно-правовыми. Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты до образования федерации: если они были самостоятельными государствами - это договорно-правовая федерация, если нет - конституционно-правовая.

В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики - Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); федерацией является Австралия.

КОНФЕДЕРАЦИЯ представляет собой государственно-правовые объединения, или союзы суверенных государств, т.е. сами по себе, они государствами не являются. В отличие от федерации конфедерация создается для достижения определенных, ограниченных задач и целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения самостоятельно и одновременно являются членами единой государственной организации, которая также выступает как субъект международного права. Конфедерация характеризуется общей системой управленческих органов (структур), общей экономической политикой (в том числе валютной), устойчивыми хозяйственными связями. Вместе с тем решения, принимаемые управленческими органами конфедерации, не носят обязательного характера для государств, входящих в конфедеративный союз. Они реализуются через деятельность правительств государств - членов конфедерации. Государства, сохраняя суверенитет, сохраняют и собственное гражданство, собственную систему органов государственной власти, собственную армию. Кроме того, они обладают правом выхода из союза. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов;

Создаются координационные органы для ведения общих дел;

Для вступления в юридическую силу решения координационных органов должны быть ратифицированы органами законодательной власти входящих в союз государств;

Правовой основой является договор между участниками;

Имеет не единую территорию, а совокупность территорий входящих в нее государств;

Конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

Общими источниками финансовых средств являются взносы членов конфедерации;

Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

Государства могут договориться: о единой денежной системе; о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Среди ученых по-прежнему отсутствует единство точек зрения на характер конфедераций в современных условиях. Одни утверждают, что сегодня их в чистом виде нет. Другие специалисты считают конфедерацией Европейский Союз (ЕС). ЕС - межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства. По состоянию на май 2009 г. он включает в себя 28 европейских государств.

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств . Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого - государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация. Британское содружество - это наиболее устойчивое, длительное и добровольное объединение независимых суверенных государств, возникшее в результате распада Британской колониальной империи. Характер взаимоотношений между ними был определен Вестминстерским статутом (1931 г.).

(конфедерации и

содружества)

регионалистские территориальные национально-территориальные

симметричные ассиметричные

централизованные децентрализованные

конституционно-правовые договорно-правовые

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Форма государственного устройства обуславливает:

Внутреннюю структуру государства;

Правовое положение частей государства;

Интересы каждой нации, проживающей на территории государств;

Объем и качество прав и свобод граждан (подданных);

Стабильность государства, его правильное функционирование.

С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах.

С точки зрения государственного устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные .

Унитарное государство - это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

1. Единая система государственного аппарата на территории страны, распространяющего свою юрисдикцию в отношении всех территориальных единиц.

2. Административно-территориальные единицы имеют обычно равный юридический статус по отношению к центральным органам. Местные органы обладают известной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным . Если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, то государство централизованное (Финляндия, Чехия - местное самоуправление возглавляется губернатором, назначаемым президентом). В децентрализованном унитарном государстве местные органы избираются населением (Испания). Смешанные системы характеризуются признаками централизации и децентрализации (Франция).

3. Единое гражданство

4. Складывается единая система права, основа которой - единственная Конституция.

5. Единая судебная система.

6. Одноканальная система налогов, когда налоги вначале поступают в центр, а оттуда распределяются в регионы.

7. Межгосударственные сношения осуществляют центральные органы.

8. Единые вооруженные силы

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, допускает национальную автономию. В Великобритании созданы автономные образования Шотландия, Северная Ирландия (Ольстер), Уэльс, данные автономии имеют собственное законодательство, свою систему судебной власти, местное самоуправление и церковь. Кроме этого, автономии могут быть административными, которые построены сугубо на началах самоуправления (автономии в рамках унитарного Китая) и политическими, имеющими небольшие признаки государства (Палестинская автономия в рамках Израиля).


В Испании все высшие админстративно-территориальные единицы являются автономиями, что дает основание выделить отдельный вид унитарного государства - региональное государство.

При всех прочих признаках, унитарное государство предпочтительнее федеративного, поскольку нет барьеров для экономического развития, развита система местного самоуправления, в основном эти государства мононациональные, и т.к. они сплочены единой националистической идеей, то нет угрозы распада или полураспада. На территории унитарного государства могут быть и национальные автономии (Швеция и Аланские острова, Украина и автономная республика Крым, КНР тоже унитарное государство, хотя в ней много национальных образований).

Федеративное государство - это союзное государство, части которого обладают определенным государственным суверенитетом при сохранении целостности государства. Таких государств примерно 1/3 в мире.

Признаки федеративного государства:

Административно-территориальное устройство федераций может строиться по географическому, экономическому, национальному и политическому признакам.

Экономический принцип учитывает естественно-географические и производственные особенности страны, размер ее территории, численность и плотность населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил и т.п.

Политический принцип предполагает так установить административно-территориальное деление страны, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.

Принято различать национальные , территориальные и национально-территориальные федерации.

Национальные федерации (Чехия, СССР) наряду с общими признаками федерации имеют свою специфику:

а) субъекты федерации являются национальные и национально-государственные образования, отличающиеся национальным составом, культурой, бытом, религией населения;

б) национальные образования, по сути, обладают признаками государственного суверенитета: имеют парламент, самостоятельную исполнительную власть, независимую судебную систему;

в) высшие представительные органы формируются из представителей субъектов федерации, что отражает интересы всех наций и народностей, входящих в ее состав. Центральная власть призвана координировать общефедеральные интересы;

г) правовое положение субъектов, которое связано с правом наций на самоопределение.

Территориальная федерация (США, Бразилия) характеризуется значительным ограничением суверенитета субъектов федерации:

а) субъекты федерации не являются государствами, т.к. их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных органов. Разграничение компетенции между центром и субъектом федерации определяется конституционными нормами. Они устанавливают перечень вопросов, по которым только общефедеральные органы могут издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы находятся в ведении субъектов федерации.

б) субъекты территориальной федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях;

в) управление вооруженными силами осуществляется федеральными властями, субъекты федерации не имеют в мирное время создавать профессиональные вооруженные формирования.

Национально-территориальная федерация - часть субъектов таких федераций создается по территориальному принципу. В Индии 28 штатов, которые созданы по территориальному принципу, и восемь союзных территорий, созданных по национальному принципу. В Канаде все субъекты созданы по территориальному принципу, а один (Квебек) создан по национальному принципу. К таким странам относятся также Нигерия и Коморские острова.

В настоящее время практически нет ни одной национально-территориальной федерации, где была бы стабильность, и отсутствовали националистические движения. Многие авторы придерживаются точки зрения, что если не ликвидировать право наций на самоопределение, за четверть века появится 3000 государств, начнется война всех против всех, народы пожрут друг друга в совершенно бессмысленной борьбе, поэтому единственным принципом должно быть единство территориальное и единство власти. Это союзное государство, и оно объединяет в своем составе субъекты федерации. Территория федерации состоит их территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью.

8. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру.

9. В федеративных государствах действует как федеральная Конституция, так и конституции субъектов федерации.

10. Действует двойная система права: федеральная и субъектов федерации.

11. Гражданин субъекта федерации является одновременно и гражданином федерации в целом.

12. Двуканальная система налогов.

13. Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами закреплено в конституции на основе исключительной компетенции федерации, совместной компетенции и исключительных полномочий субъектов федерации.

14. Национальность определяется только по принципу гражданства, поэтому в США есть одна национальность - американцы, в некоторых федерациях каждый гражданин вправе самостоятельно определять свою национальность (Россия).

15. В классической федерации суверенитетом обладает только федерация в целом. Единство государственной власти означает, что она принадлежит одному субъекту власти, только народу.

16. Ни в одной федерации мира не предусмотрено право сецессии (возможность выхода субъекта федерации из состава союза).

Добровольные и насильственные международно-государственные объединения

Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей. Различают добровольные и насильственные международные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся:

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. В них устанавливаются политико-административные органы, власть которых признается государствами-членами. Но субъекты конфедерации - полностью суверенные государства.

Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В ее рамках могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и только координирующего свойства. Исполнительные органы носят коллегиальный характер. Нормы права становятся обязательными, если они публикуются каждым государством, входящим в состав конфедерации. Вооруженные силы принадлежат каждому из государств, хотя формально могут находиться под общим командованием. Международная политика проводится совместно.

Конфедерация представляет собой непрочное государственное образование и существует сравнительно недолго; она либо распадается (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуется в федеративное государство (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815-1848) трансформировалась в федерацию.

Содружество - объединение государств, характеризующих определенной однородностью, которая обусловлена:

· Интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых Государств (СНГ).

· Языковым единством (Британское Содружество Наций).

· Общностью правовой системы, культуры, религии (Лига арабских стран).

Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др. Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, например, модельный Уголовный кодекс стран СНГ.

Сообщество - объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В Европейском сообществе целью является выравнивание экономического и научно-технического потенциала государств, входящих в него. А для этого упрощены таможенные и визовые барьеры вплоть до их отмены, даже введена единая валюта - евро. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

Ассоциация - объединение государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающих среды, рациональное использование природных ресурсов и др.) Действующая Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН : Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.) направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

Союзы - объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку им труднее вынести давление, которые они испытывают (Балтийский союз, Союз РФ и Республики Беларусь и др.).

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы насильственного объединения государств — империи, протектораты и прочее. Так, империями являются государственные образования, отличительные особенности которых — обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.

Заключается в многонациональном характере империи или же в наличии не менее значимого атрибута - идеологии - системы представлений, раскрывающих наднациональную, универсальную сущность данной формы государства.
С установлением власти правящих элит и появлением государства наиболее типичным явлением стало возникновение империй. Подобного типа территориально-государственное устройство было присуще многим цивилизациям на разных континентах и в разные эпохи, вплоть до XX века включительно. Естественно, ранние империи (Ханьская, Римская, империя Карла Великого, Османская) имели отличия от более поздних империй (Наполеоновская, Британская, Российская), поскольку создавались благодаря иным социально-экономическим и политическим предпосылкам. Однако для всех империй характерны некоторые общие черты, позволяющие говорить об имперских системах как определенном типе политической организации. В качестве таковых выделяются:

  • обширная территория
  • сильная централизованная власть
  • экспансионистская правящая элита
  • полное господство центра и подчинение периферии
  • наличие общего политического замысла без учета интересов конкретных групп
  • неоднородный этнический, национальный и культурный состав населения

Для любой империи характерно распространение единой политико-административной системы, утвердившейся в свое время в метрополии, на территориях, которые весьма разнообразны в природном, этническом, религиозном и экономическом отношениях. Выделяются два типа империй :

1. Империи с заморскими территориями - колониями (Британская, Испанская, Португальская, Французская, Голландская), распад которых происходил в ХХ веке.

2. Империи с контактными колониями (Александра Македонского, Римская, Византийская, Тимуридов, Сасанидская, Великих Моголов, Российская и др.)

Империя как способ организации государственной жизни обладает своими преимуществами и недостатками, позволяя решать задачи. которые было бы невозможно решить иначе.

Но одновременно возникают и специфические задачи, которые понуждают особым образом осуществлять колониальную политику, поддерживать престиж метрополии.

Империи всегда создавались правящими элитами с целью порабощения других народов, распространения своей власти на соседние территории, другие земли.

Посредством военной экспансии захватывались и присоединялись новые территории, формировалось общее экономическое и политическое пространство. При этом правящая элита центра для укрепления своей власти не подавляла полностью местную элиту, а стремилась сделать ее своим союзником в проведении имперской политики.

Поскольку империи имели обширные территории, а столицы их находились в большом удалении от окраин, здесь создавались относительно децентрализованные политико-административные органы. Их руководителями становились, как правило, лояльные по отношению к центральной элите чиновники, которые получали определенную самостоятельность для исполнения своих властных полномочий. Короче говоря, сама объективная необходимость установления политико-административного контроля, поддержания своего влияния требовала от имперской элиты создания громоздкой гражданской и военной бюрократической машины как в центре империи, так и на ее периферии.

При этом имперская элита оставляла за собой право принятия важнейших политических и экономических решений. Подвластные же ей зачастую не получали возможности институционального выражения и защиты своих интересов.

Развитие на периферийных территориях отдельных очагов промышленности, строительство железных и обычных дорог, плотин, создание систем связи, то есть развитой инфраструктуры, неизменно преподносилось имперской элитой как акты благодеяния с ее стороны.

Военный экспансионизм дополнялся идеологическим обоснованием благодетельской цивилизаторской миссии империи по отношению к периферийному автохтонному населению.

В сознании имперской элиты формируется комплекс превосходства, всемогущества, утверждается миф о ее "вечности", "бессмертии".

Все это проявляется, с одной стороны, в деспотических, авторитарных методах правления в империи, с другой - в иллюзиях и попытках установить господство над большей частью мира, что ведет в таком случае к неимоверным страданиям, бедствиям и неисчислимым жертвам среди населения.

Однако жизнь показывает, что ни одна империя не существует вечно.

Возникнув в определенный момент развития общества (благодаря превосходству, возвышению какого-либо государства над другими), империя затем достигает своего максимального размера и на какой-то период времени стабилизируется. После этого неизбежно начинается процесс ее распада, который практически невозможно приостановить. Империи с заморскими колониями при распаде сохраняют целостность метрополии. "Развод" с колониями может происходить как в цивилизованной форме, без острых конфликтов, при сохранении ранее сложившихся связей между метрополией и колониями, так и в жесткой конфронтационной форме, посредством кровопролитных освободительных войн.

Для империи с контактными колониями процесс распада идет, как правило, через трансформацию метрополии, в результате чего на прежней территории происходит формирование новых государств (Италия как остаток Римской империи, Турция как остаток Османской империи и т.п.).

В 1991 году происходит распад СССР (советской империи, как ее называют), ставшего наследником Российской империи. Многие полагают, что процесс распада неизбежно захватит и саму Россию, которая рассматривается как Российская империя.

Унитарное государство

Унитарное государство (от лат. «unitas» - единство) - единое государственное образование. К характерным признакам унитарного государства относится:

на территории унитарного государства существуют административно-территориальные единицы, но в наиболее мелких государствах их нет (например, Мальта).

В государстве единственная система органов власти, она осуществляет руководство местными органами. Больше на территории государства не имеет силу никакая другая система высших органов.

В унитарном государстве на всей территории силу имеет одна конституция и система законодательства.

В сфере международных отношений координацию действий унитарного государства проводят центральные органы, они же осуществляют представительство страны на международной арене.

Существует единое гражданство, действующее на территории всего государства.

Унитарные государства очень различны между собой, их можно разделить на простые и сложные в зависимости от наличия в их составе автономий. В составе простых унитарных государств нет автономий. Сложные унитарные образования имеют в своем составе как минимум одну автономию. По определению, «автономия (от греч. „autonomia“ - самоуправление, независимость) в государственном смысле - это учет национальных (этнических), культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве». При предоставлении территории нередко учитывается этнический признак, в этом случае автономия реализует право народа на самоопределение. Также унитарные государства делятся на централизованные, относительно децентрализованные, децентрализованные. Это деление основывается на зависимости административно-территориальных единиц от центральной власти. В централизованных государствах эта зависимость очень высока. Децентрализованные унитарные государства осуществляют во всех своих административно-территориальных единицах местное самоуправление. В относительно децентрализованных унитарных государствах устанавливается контроль над деятельностью органов местного самоуправления, который проводится с помощью чиновников, назначаемых центральной властью.

Унитарное государство - состоит из штатов, областей районов и тд, которые называются административно - территориальными единицами. Они не имеют правительства, но имеют органы местного самоуправления. Примерами государств с такой формой организации территории служат Великобритания, Дания, Испания, Швеция, Япония.

Федерация

Федерация - это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Такое устройство объясняется различием в этническом составе населения государства, историческими процессами и географическим положением. По своему устройству федерации очень различны, но существует ряд характерных признаков для большинства федераций. Федерация - это единое союзное государство, состоящее как минимум из двух единиц, в некоторых случаях за ними признается статус относительно самостоятельных государств. Эти составные государственные образования называются субъектами федерации. Ими могут являться штаты, республики, кантоны, земли, провинции и др. Субъекты федерации частично обладают государственным суверенитетом, частично делегируют его центральным органам федерации, в их границах существует свое административно-территориальное разделение. Также, субъекты федерации могут включать в свой состав территориальные и экстерриториальные автономии.

Система высших органов государственной власти представлена как на федеральном (федеральные органы), так и на региональном уровне (органы субъектов федерации). При этом федеральные органы осуществляют властные полномочия на территории всего государства, в то время как органы субъекта федерации имеют силу только в границах субъекта. В этой связи встает вопрос о разделении полномочий и предметов ведения между федеральными и региональными органами, это разграничение проводится по конституции государства или, если это не обозначено в конституции, по федеральному договору. Но здесь тоже существуют свои особенности: в некоторых государствах, таких как Бразилия, Мексика, Канада, в нормативно-правовом акте говорится лишь об исключительных компетенциях федерального центра и исключительных компетенциях субъектов федерации. В других странах, например, в ФРГ, России, Индии, в документе не только разграничивается исключительная компетенция федеральных и региональных органов, но обозначаются вопросы совместной компетенции субъектов и центра.

Территория государства состоит из территории всех его субъектов. Исключения возможны лишь в случае, если в состав входят не только субъекты, но и такие территориальные образования, как федеральные округа, владения, территории и т. д.

В федеративном государстве наряду с общефедеральными нормативно-правовыми актами имеют силу нормативно-правовые акты субъектов федерации. Но существует условие, при котором акты местных органов не могут противоречить общегосударственным законам.

Как правило, в федеративном государстве существует двухпалатный парламент. В верхнюю палату которого входят представители субъектов и на федеральном уровне отстаивают интересы своего региона.

Иногда, наравне с общефедеральным гражданством, на территории субъекта существует гражданство субъекта. Существуют следующие виды федераций:

1) В зависимости от основы, на которой была создана федерации, можно выделить союзные, то есть основанные на союзе, и автономные федерации (основаны на автономии). В случае, если федерация основана на союзе, субъекты сохраняют свой суверенитет, хотя и не в полном объеме, и имеют право выхода из состава государства. Примером таких федераций могут являться СССР, Эфиопия и так далее. В автономных федерациях суверенитет субъектов значительно ограничен и у них нет возможности выйти из состава государства. Такими федерациями являются США, Швейцария. Федерации такого типа во многом схожи с унитарными государствами, где административно-территориальным единицам представляется политическая автономия.

2) Федерации строятся на разных принципах, в связи с этим существуют национальные, территориальные и национально-территориальные федерации. Национальные федерации строятся по этническому принципу, население субъектов национальной федерации отличается культурой, обычаями, традициями. Часто этот тип федерации возникает как право нации на самоопределение. Сегодня такими федерациями являются Бельгия и Эфиопия, в прошлом к ним относились СССР, Югославия, Чехословакия. В основе территориальных федераций находится разделение территории на субъекты. Население государства в этом случае этнически однородно, появление таких федераций обусловлено с децентрализацией управления, контроля общества. Сегодня примером таких федераций могут являться США, ФРГ. В национально-территориальных федерациях одни субъекты построены по территориальному, другие по национальному принципу. Примером такой федерации является Российская Федерация.

3) Сегодня все чаще федерации разделяют на симметричные и асимметричные. При данной классификации учитывается правовое положение субъектов, однородности административно-территориальных единиц. Симметричные государства включают в себя только однородные, равноправные субъекты. Примером таких федераций являются Бразилия, Мексика, Аргентина. Асимметричные федерации включают в свой состав неравноправные субъекты. В свою очередь они еще подразделяются на три группы: -помимо субъектов федерации, существуют еще и другие территориальные образования, ими могут быть федеральные округа или территории, владения. Такими федерациями являются США, Австралия, Индия. -федерация состоит из субъектов, но они не являются однородными. Прекрасным примером в данном случае может служить РФ, которая состоит из республик, краев, автономных округов и областей, городов федерального значения. -в третью группу входят федерации, которые состоят из однородных субъектов, но у них разное правовое положение в составе федерации. Иногда асимметрию такого рода называют «скрытой асимметрией». Примером такой федерации может являться Германия.

Термины «федерализм» , «федерация» , «федерализация» тесно переплетены между собой, отражая разные аспекты одного понятия. Они произошли от латинского слова feodus, что означает согласие, то есть подразумевается, что люди строят свои отношения на основе взаимных обязательств. Эти термины основаны на идее добровольного соглашения, выступающего необходимой предпосылкой прочности гражданских институтов. Существует точка зрения, что "политический федерализм вырос фактически из «федеральной теологии», зародившейся в недрах католического социального учения (принцип субсидиарности). Другим источником федеральной теологии был европейский протестантизм, перенесенный переселенцами - прежде всего пуританами и кальвинистами - на Североамериканский континент. Федерализм - это одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер; политическое движение за федеративное устройство. Федерация (фр. federation, от позднелат. federatio - объединение, союз) - государство, состоящее из объединившихся в единое государственное целое отдельных самостоятельных государств. Федерализация - конституционная реформа, направленная на переход от унитарного государственного устройства к федеративному. В последнее время наиболее ярким примером федерализации была Бельгия. Фактически федерализация была и в Российской Федерации. Сегодня все больше проявляется тенденция к разделению понятий федерализм и федерация. Это обуславливается тем, что необходимо различать федерацию как реально существующую форму политико-территориальной организации государства с федералистскими идеями, взглядами, теориями, устремлениями, доктринами. Также необходимо различать государства, в которых уже сложилось федеральное устройство, и государства, в которых оно только проходит период становления, федеративные черты только проявляются. Федерализм включает в себя идеи, взгляды, теории, устремления, доктрины, реальные действия, направленные на создание, развитие и функционирование федеративного государства. Суть федерации состоит в разделении и соотношении власти, которая сосредоточена в руках федеральных органов и органов ее субъектов. То, как в государстве разделены и соотносятся компетенции, имеет огромное значение, как теоретическое, так и практическое. Из этого следует, что понятие «федерализм» шире понятия «федерация». Федерализация в свою очередь - это поворотный пункт, при котором государство окончательно оформляется в качестве федерации.

Конфедерация

Конфедерация - не является формой объединения государств, при котором образующие этот союз государства полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия. Этот союз создается для обеспечения общих интересов или достижения какой-либо цели. В свое время конфедерациями были США (1776-1789), Германия (1815-1867), Швейцария (1815-1848). На современной политической карте конфедерацией можно обозначить Европейский Союз ввиду отсутствия границ между независимыми государствами, входящими в его состав, и наличием централизованного аппарата управления. Т.е. Конфедерация – союз государств, сохраняющих свою полную независимость.

Отношения между членами конфедерации симметричны, то есть, в соответствии с законом они равны. Кроме того, государства , объединившиеся в конфедерацию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это нужным. Однако, как в случае с США и Швейцарией , конфедерация может стать переходным этапом на пути к образованию федерации - единого государства .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Государственное устройство" в других словарях:

    Государственное устройство - (от гр politeia конституция; англ. state organization, form of government) 1) в широком смысле система государственно правовых отношений, включающих организацию гос ного строя в целом, устройство всего государства (социально экономические и… … Энциклопедия права

    Сущ., кол во синонимов: 5 общественный порядок (5) политическое устройство (5) … Словарь синонимов

    Юридический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО, конституционно правовой институт, система органов государственной власти, их компетенции, взаимоотношений, нормы порядка формирования властных органов, административно территориального устройства. Как правило, нормы… … Энциклопедический словарь

    Конституционно правовой институт, система органов государственной власти, их компетенции, взаимоотношений, нормы порядка формирования властных органов, административно территориального устройства. Как правило, нормы государственного устройства… … Политология. Словарь.

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО - внутренняя территориальная (или национально территориальная) организация государства, т. е. деление его на области, губернии, провинции и другие единицы. Г. у. в федеративном государстве его деление на субъекты федерации. В таких случаях понятие… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Государственное устройство - 1) понятие, охватывающее в широком смысле вопросы, касающиеся государственного строя в целом, устройства всего государства: социально экономические и политические основы государства, основы взаимоотношений гражданина и государства,… … Теория государства и права в схемах и определениях

    государственное устройство - в ряде зарубежных государств и республик в составе РФ название комплексного конституционно правового института, объединяющего нормы, устанавливающие систему органов государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения, порядок формирования… … Большой юридический словарь

    Конституционно правовой институт, представляющий собой совокупность норм, устанавливающих систему органов государственный власти, их компетенцию, взаимоотношения, порядок формирования и т.д. В основе деления государства обычно лежат определенные… … Энциклопедический словарь экономики и права

    I)внутреннее строение государства, его деление на составные части административно территориальные единицы. автономные политические образования или суверенные государства субъекты федерации. Конкретный характер соотношения государства в целом и… … Энциклопедия юриста, Лексин Иван Владимирович. В книге анализируются история, современное состояние, проблемы и перспективы развития государственных институтов трех федераций, входящих в состав Европейского союза: Австрии, Бельгии и…


Введение

2. Федерация

2.1 Модели федерализма

3. Российская Федерация

3.1 Истоки федеративной государственности России

3.2 Конституционная модель российского федерализма

3.3 Проблемы Российского федерализма

3.4 Четыре этапа российского федерализма

3.5 Россия - унитарная Федерация

4. Конфедерация

Заключение

Список использованных источников

Введение

Общепризнанно, что элементы составляющие государство, - это территория, население и публичная власть. Среди элементов государства особо выделяется именно её территория. Так как без собственной территории не может быть государства. Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части: административно-территориальные единицы, автономные, культурные, политические образования. Она отражает характер отношений государства в целом и отдельных его частей.

Проблема форм государственного устройства является традиционной для теории государства и права. Вместе с тем рассматриваемая тематика имеет важное теоретическое и практическое значение. Ее актуальность обусловлена теми процессами, которые характерны как для государственного строительства в России, так и для формирования межгосударственных отношений в эпоху глобализации. Многие вопросы, касающиеся форм государственного устройства и остающиеся до сих пор нерешенными и дискуссионными.

В данной работе будут рассмотрены основные формы территориального устройства государства - унитарные и федеративные. Особое внимание будет уделяться федерации. Это выделение обусловлено, прежде всего, тем что в России именно эта форма государственного устройства. И на примере Российской Федерации, мы проследим становление федерализма, его основные плюсы и минусы. Рассмотрим, в каких условиях он зарождался.

Отдельно будет рассмотрена конфедерация. Тема конфедерации является одной из самых дискуссионных. А именно, вопрос о том, в каком качестве её рассматривать - как особую форму государственного устройства, либо как территориальную организацию союза государств.

1. Территориальное устройство государства

В последние годы само понятие "форма государственного устройства" подвергается критике, намечается тенденция к исключению его из научного оборота, замене более адекватным термином. Чиркин В.Е. указывает, что в политической литературе понятию "государственное устройство" придавалось излишне широкое содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии) . Поэтому в последние годы этот термин стремятся заменить формулировкой "территориально-политическое устройство" государства. Из-за отсутствия достаточно аргументированной альтернативы по традиции сохраняется термин "государственное" устройство, но в юридической литературе при его употреблении имеется в виде только устройство территории государства, соотношение государства как целого с его основными частями.

Внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием "территориальное устройство государства" . В учебной и научной литературе прослеживается единство в характеристике этого термина. На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства - унитарная (простая) и сложная. За основу типологизации формы государственного устройства здесь берут критерий "простоты". Примитивность и алогичность подобного подхода очевидна. В дальнейшей классификации ведутся споры. В частности, современные учёные третьей формой государственного устройства выделяют конфедерацию, тогда как другие определяют её лишь как союз государств. Также появилось такое понятие, как региональное государство, это понятие ещё не воспринято основными законами, хотя является научным термином. Также в классификации сложных государств выделяют такие понятия, как протекторат и уния. Но для того, чтобы более наглядно проследить эту специфику, необходимо дать характеристику традиционным, классическим формам государственного устройства.

1.1 Унитарное государственное устройство

Унитарное государство - это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают.

Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности .

Территория унитарного государства состоит из определённых частей, которые принято именовать административно-территориальными единицами. Критерий их выделения может быть различным: экономическая целесообразность, исторические, географические особенности и т.д. Главное при этом то, что центральная власть определяет границы тех или иных частей унитарного государства и их статус.

Управление административно-территориальными единицами может осуществляться, как централизованно, т.е. назначенным из центра чиновником, таки децентрализовано, т.е. на началах местного самоуправления. Границы местного самоуправления весьма подвижны, чётких критериев здесь нет, за исключением одного принципа: вопросы государственного значения решаются не на местах, а "в центре" .

Форма унитарного государства даёт возможность более полной концентрации ресурсов в руках "центра", она может способствовать ускорению экономического и культурного развития страны, складыванию единой нации. Именно в этих целях в ряде развивающихся стран федеративные государства были преобразованы в унитарные .

В современном мире простые (моноструктурные) государственные образования представляют собой скорее исключение и являются в большей степени архаизмами, сохранившимися в процессе социально-политической эволюции (к числу таких государств можно отнести Ватикан, Сан-Марино, Люксембург и некоторые другие "государства-карлики") .

1.2 Сложное государственное устройство

Сложное государство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. В типологии сложных государств, принято выделять такие классы, как протекторат и уния.

Протекторат - это международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать другому покровительство. А именно: осуществлять его представительство во внешних делах осуществлять вооружённую защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь.

Под унией понимают союз, соединение объединение государств. Среди уний различают конфедерации, федерации, объединения монархических государств в форме реальной и персональной унии, фузии, инкорпорации и империи .

В настоящее время абсолютное большинство государств имеют сложное территориальное устройство. Наиболее интересными в плане изучения, с нашей точки зрения, представляются федерация и конфедерация.

2. Федерация

Федеративную форму государственного устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственностиhttp://www.allpravo.ru/diploma/doc33p/instrum1619/item1621.html - _ftn22#_ftn22. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Несмотря на разнообразие и неоднородность федеративного устройства в разных странах можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:

территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;

субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, которая не может противоречить федеральной, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.)

одна из палат парламента представляет интересы субъектов федерации

как правило, субъекты федерации лишены права сецессии, т.е. не могут в одностороннем порядке выйти из федерации .

Федерации образуются либо в результате договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость государственного объединения для совместной реализации своих общих интересов и превращающимися в субъекты федерации, либо вследствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, либо в результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими