Правами какого поколения считаются культурные права человека. Четыре поколения прав и свобод

За последние два столетия представления о естественной природе определенных прав, которыми должны обладать все люди, сформулированные мыслителями раннего Нового времени в качестве нормативного идеала, превратились в основополагающие принципы международного права. Более того, объем таких неотъемлемых прав существенно увеличился.

Динамику представлений о содержании прав человека принято описывать в терминах "поколений" прав человека. Появление каждого нового поколения означало не просто механическое расширение корпуса признаваемых прав, но усвоение принципиально новой логики рассуждения и аргументации, что нередко приводит к серьезным и трудно разрешимым конфликтам "новых" прав со "старыми".

Первое поколение прав человека - неотчуждаемые личные (гражданские) и политические права.

Гражданские и политические права направлены на ограничение произвола государственной власти, они обязывают государство не вмешиваться в сферу личной свободы человека (его автономной жизни), создают условия для участия гражданина в политической жизни страны.

Личные (гражданские) права - являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.

К личным правам обычно относят:

  • · Право на жизнь
  • · Право на свободу и личную неприкосновенность
  • · Право на достоинство личности
  • · Право на неприкосновенность частной жизни
  • · Право на неприкосновенность жилища
  • · Право на национальную и культурную самоидентификацию
  • · Свобода совести и свобода мысли
  • · Свобода передвижения и выбора местожительства;
  • · Свобода выбора национальности и языка общения
  • · Право на судебную защиту, равенство перед законом, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом;
  • · Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)
  • · Право собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции) и др.

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.

К политическим правам, как правило, причисляются:

  • · Свобода слова (свобода информации)
  • · Право на гражданство
  • · Право на объединение (свобода союзов)
  • · Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)
  • · Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе
  • · Право на участие в отправлении правосудия
  • · Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)
  • · Свобода средств массовой информации
  • · Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)

Отсчет первому поколению прав человека можно вести с периода установления юридического равенства, когда разрушились сословные рамки средневекового общества. Этот период приходится на развитие буржуазных отношений и утверждение буржуазного общества с его законодательными актами. Только тогда равноправие из идеальной категории стало воплощаться в реальную действительность, получив конституционное или иное законодательное оформление. Принцип юридического равенства, ставший основой универсальности прав человека, придал им подлинно демократический характер.

После второй мировой войны необходимость обеспечения основных прав человека была признана в большинстве развитых стран.

Эти права представляют собой либеральные ценности, результат (в основном) развития буржуазных отношений, буржуазных революций. Личные и политические права приобрели юридическую форму сначала в актах конституционного национального права, а вскоре и в актах международного права. Они нашли свое закрепление, например, во французской Декларации прав человека и гражданина (1789г.), американском Билле о правах (ратифицирован в 1791г.), однако «первооткрывательство» в сфере прав человека принадлежит Англии (Великая хартия вольностей 1215г., Петиция о праве 1628г., Хабеас корпус акт 1678г., Акт об устроении 1701г.).

Признание этих прав началось с эпохи буржуазных революций в Европе и Америке (хотя в Великобритании, например, их "родословная" прослеживается от средневековых актов, даровавших некоторые из таких прав отдельным сословиям). Однако даже в тех странах, где революции оказались успешными, потребовалось немало времени, чтобы права первого поколения стали рассматриваться как действительно всеобщие, ибо различные группы населения подвергались дискриминации (бедняки, рабочие, женщины) или вообще не рассматривались в качестве субъектов прав человека (рабы, темнокожие). На формирование представлений о первом поколении прав определяющее влияние оказала философия либерализма.

Отличительной особенностью прав первого поколения считается то, что все они опираются на негативную концепцию свободы, в рамках которой свобода понимается как отсутствие принуждения, возможность действовать по собственному выбору, не подвергаясь вмешательству со стороны других.

Первое поколение прав человека является основой индивидуальной свободы и квалифицируется как система негативных прав, обязывающих государство воздерживаться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами.

Т.е. с точки зрения негативной концепции свобода прямо пропорциональна объему тех сфер деятельности, в которых человек может правомерно рассчитывать, что не станет объектом чужого вмешательства и сможет действовать по собственному усмотрению. В роли главного "агента принуждения" в данном случае, безусловно, выступает государство, поскольку оно располагает неизмеримо большими возможностями принуждать, чем индивиды и гражданские ассоциации. И в этом смысле права первого поколения - это права, защищающие свободу человека от необоснованного вмешательства государства (в процессе как административной, так и законодательной деятельности).

Однако осуществление свободы в обществе, где неизбежно сталкиваются разные воли, возможно лишь в случае, если установлены очевидные, всем известные и равные для всех правовые рамки, в пределах которых человек не должен испытывать принуждение ни со стороны государства, ни со стороны других людей.

Определение критериев, на основании которых должны устанавливаться эти рамки, оказывается довольно сложной философской задачей. Обычно ее решение ориентируется на принцип равенства прав индивидов (осуществление права одного человека не должно нарушать права и свободы других). Большое значение для определения критериев границ реализации прав имел принцип, сформулированный английским философом Дж. С. Миллем в эссе "О свободе" (1859 г.): "Единственная цель, оправдывающая законное применение власти к любому члену цивилизованного общества против его воли, есть предотвращение вреда для других людей". (Впрочем, данный принцип, по мнению многих критиков, небезупречен как в силу неопределенности формулировок, так и из-за примененного Миллем способа аргументации).

Единственный агент, который может установить правовые рамки, делающие свободу возможной, и принудить к соблюдению этих рамок - государство. На него же возлагается еще одна важная функция: рассуживание неизбежно возникающих конфликтов между правами разных индивидов (здесь уместно вспомнить рассуждения Дж. Локка, который аргументировал необходимость заключения общественного договора и создания государства тем, что в отсутствие беспристрастного арбитра невозможно защитить естественные права, ибо стороны конфликта оказываются "судьями в собственном деле", что делает невозможным справедливое решение). Таким образом, функции государства, связанные с защитой и обеспечением прав первого поколения, заключаются, во-первых, в регулировании границ их реализации, а во-вторых - в рассуживании споров о правах. Важной особенностью механизма обеспечения прав первого поколения является то, что все носители этих прав рассматриваются как равные; действия государства по обеспечению этих прав в равной мере относятся ко всем людям (что находило воплощение в идее равенства перед законом).

Считается, что права первого поколения - это основа института прав человека (basic rights). Они интерпретируются международными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению (не путать с регулированием способов реализации этих прав). Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно "прав человека", полагая, что права второго и третьего поколения являются всего лишь "социальными притязаниями".

Второе поколение прав человека - углубление личных (гражданских) и развитие социально-экономических и культурных прав.

Социальные, экономические, культурные права призваны гарантировать человеку достойные условия жизни, определяют обязанности государства по обеспечению нуждающихся минимальными средствами существования, обязанности по социальной обеспеченности, необходимой для поддержки человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития человека.

К социально-экономическим правам относятся:

  • · Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)
  • · Право на частную собственность
  • · Трудовые права (право на труд и свободу труда)
  • · Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства
  • · Право на социальное обеспечение (на защиту от безработицы, на отдых и др.)
  • · Право на жилище
  • · Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

К культурным правам относятся:

  • · Право на образование
  • · Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)
  • · Право на участие в культурной жизни
  • · Академические свободы

Социально-экономических и культурных права сформировались в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения и повышение культурного статуса. Эти требования возникли после первой мировой войны, а повлияли на демократизацию и социализацию конституционного права стран мира и международное право после второй мировой войны, когда благодаря бурному развитию производства сложились реальные предпосылки для удовлетворения социальных потребностей граждан.

Впервые эти права получили международное признание во Всеобщей декларации прав человека (1948г.), хотя исходный момент их возникновения - начало 20 ст.

Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы, сначала в капиталистических странах, а затем, после Октябрьской революции и второй мировой войны, - между мировыми социальными системами. Главными "идейными вдохновителями" этого поколения прав стали социалисты; вместе с тем, важную роль сыграли и "новые либералы" (Т. Х. Грин, Л. Т. Хобхауз, Дж. А. Хобсон, в России - П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен и др.), настаивавшие на необходимости пересмотра негативной концепции свободы.

Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР, который - не в последнюю очередь из идеологических и политических соображений - неизменно настаивал на включении прав второго поколения в международно-правовые документы. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).

Признание прав второго поколения означало существенные изменения в концепции прав человека. В основе этих изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли (to do something worth doing) наравне с другими людьми. Обладание свободой, понимаемой таким образом, предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но наличие определенных возможностей, в частности, материальных ресурсов - в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом.

С философской точки зрения обоснование позитивной концепции свободы оказывается непростой задачей, ибо осуществление нашей воли может ограничиваться множеством факторов; вопрос в том, какие из этих факторов действительно требуют "исправления". Ответ на этот вопрос предполагает, что мы должны придерживаться определенной концепции блага, позволяющей нам ранжировать хорошее и плохое, отличать правомерные (valid) притязания от неправомерных. Однако у наших оппонентов может быть другая концепция блага. Рационально доказать превосходство одной концепции над другой невозможно (ибо это - вопрос ценностей). Действовать же, исходя из определенной концепции блага, значит навязывать оппонентам свою точку зрения и неизбежно ограничивать их свободу. Примерно так аргументируют свою позицию критики позитивной концепции свободы.

Их оппоненты указывают на то, что некоторые виды возможностей, тем не менее, могут и должны быть уравнены на основе более или менее полного консенсуса. Основой этого консенсуса является представление о праве человека на достойную жизнь.

Концепция права на достойную жизнь апеллирует к аргументам, лежавшим в основе самой идеи естественных прав человека (обладание этими правами некоторые авторы объясняли наличием у всех людей особого человеческого достоинства (dignity)); таким образом, права второго поколения, с этой точки зрения, могут рассматриваться как расширение и развитие исходной идеи естественных прав человека.

Вместе с тем, права второго поколения предполагают, совершенно иной механизм реализации и возлагают на государство новые задачи. Согласно "классическим" либеральным представлениям, государственное правовое регулирование следует определенным принципам: общие "правила игры" касаются преимущественно публичной сферы и с формальной точки зрения равно относятся ко всем категориям граждан. Требование возложить на государство обязанности по обеспечению "права на достойную жизнь" коренным образом меняло эту схему. С одной стороны, методы правового регулирования, характерные для публичной сферы, в определенной мере переносились на сферу частных договорных отношений (например, обеспечение справедливых и благоприятных условий труда), что само по себе воспринималось как ущемление личной свободы. С другой стороны, распределительные функции, которые государство приобретало в рамках обеспечения прав второго поколения, означали необходимость разного отношения к различным категориям граждан (что представлялось нарушением принципа юридического равенства).

Неудивительно, что это вызывало сопротивление "старых либералов". Как писал русский государствовед Б. Н. Чичерин, "право одно для всех; человеколюбие же имеет в виду только известную часть общества, нуждающуюся в помощи". Государство не должно изменять право, ущемляя свободу богатых ради бедных.

Сторонники "новой" точки зрения настаивали на необходимости "позитивного" понимания свободы. "Задача и сущность права состоит действительно в охране личной свободы, - писал П. И. Новгородцев, - но для осуществления этой цели необходима и забота о материальных условиях свободы: без этого свобода некоторых может остаться пустым звуком".

Право на достойную жизнь пробивало дорогу к признанию в острой борьбе, и в основе этой борьбы лежали не только "эгоистические" классовые интересы, но и разные представления о праве.

В конечном итоге права второго поколения получили признание, в частности, в международных документах, в качестве прав человека. Вместе с тем, эти права носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не предъявляет каких-то жестких критериев к осуществлению этих прав. В частности, статья 2 "Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах" указывает, что "каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется… принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер".

Осуществление прав второго поколения зависит, с одной стороны, от наличия материальных ресурсов, с другой - от изменчивого баланса разных точек зрения относительно приемлемых масштабов перераспределения. Известный польский правозащитник Марек Новицкий справедливо рассматривает социальные права как результат общественного договора, подчеркивая, что "это все делается на наши деньги, и это наше дело, сколько денег мы отдадим государству, чтобы оно нам что-то гарантировало, а какой частью хотим распоряжаться сами".

Второе поколение прав человека называют ещё системой позитивных прав. Они не могут реализоваться без организационной, координирующей и иных форм деятельности государства по их обеспечению.

Таким образом, обеспечение прав второго поколения требует иной, по сравнению с первым поколением, стратегии не только от государства, но и от правозащитных организаций: объем их реализации может быть предметом "переговоров" государства с налогоплательщиками.

Третье поколение прав человека можно назвать солидарными (коллективными), т.е. правами всего человечества - правами человека, правами народов, правами нации, правами общности и ассоциации.

К солидарным (коллективным) правам относятся:

  • · Право на мир
  • · Право народа на существование, безопасность, независимость, на самоопределение, на социальное и экономическое развитие
  • · Право на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами,
  • · Право на благоприятную окружающую среду
  • · Право на равноправие с другими народами
  • · Право пользоваться экономическим и культурным потенциалом человечества, как человека, так и человечества в целом.

Речь идет о тех правах личности, которые не связаны с его личным статусом, а диктуются принадлежностью к какой-либо общности (ассоциации), т.е. являются солидарными (коллективными), в которых правам личности отведено ведущее место (право на солидарность, право на международное общение и др.).

Коллективные права («права солидарности», «солидарные права») основаны на солидарности людей, впервые обозначены документами, принятыми под эгидой ООН в 80-е годы 20 ст.

Становление третьего поколения прав человека (права человека - часть прав человечества) связано с национально-освободительным движением развивающихся стран, а также с обострением глобальных мировых проблем после второй мировой войны. Последние вызвали интернационализацию юридических формулировок прав человека, создание международных (либо континентальных) пактов о правах человека, законодательное сотрудничество стран в вопросах о правах человека, приобретение наднационального характера законодательств (особенно конституционных) тех государств, которые подписали международные пакты о правах человека. Международное признание прав человека стало ориентиром для развития всего человечества в направлении создания сообщества правовых государств.

В настоящее время ведутся дискуссии о признании третьего поколения прав человека. Права этой новой группы довольно разнородны, в силу чего в литературе по-разному объясняется их специфика, а дискуссии, связанные с их признанием, ведутся в разных плоскостях. Предметами этих дискуссий, в частности, являются следующие вопросы:

  • · Кто является субъектом прав человека: исключительно индивиды или индивиды и группы?
  • · Являются ли права человека универсальными или культурно-особенными, отражающими специфический опыт западных стран?
  • · Должна ли в вопросах, связанных с правами человека, учитываться культурная специфика конкретных стран или групп?
  • · Правомерна ли "позитивная дискриминация", т. е. предоставление дополнительных возможностей для реализации своих прав группам, которые находятся в наименее благоприятных условиях? Не является ли она нарушением самой идеи естественных прав человека? и др.

В литературе можно встретить разные точки зрения относительно специфики третьего поколения прав. Иногда их определяют как "права солидарности", т. е. права, которыми индивиды обладают коллективно, в силу своей принадлежности к определенной группе. Иногда права третьего поколения рассматривают как коллективные права, т. е. такие, которые могут осуществляться не отдельным человеком, а коллективом, общностью, нацией.

В действительности права, относимые к третьему поколению, весьма неоднородны. С одной стороны, это так называемые "неотчуждаемые" коллективные "права народов", к числу которых относятся: право народа на существование, на самоопределение, на развитие, на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, на равноправие с другими народами, право на развитие и др. Основы этих прав заложены в международных документах, закреплявших основные индивидуальные права (Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., международных пактах 1966 г. и др.).

С другой стороны, к третьему поколению относят специальные права так называемых маргинальных слоев населения, которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и потому нуждаются в специальной поддержке со стороны национальных государств и мирового сообщества. Эти права вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу. К числу тех категорий, которые могут рассматриваться в качестве носителей таких специальных прав, относят детей, женщин, молодежь, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др. Носителями таких прав являются индивиды, но лишь постольку, поскольку они принадлежат к определенным социальным группам. Главные возражения против их легитимации в качестве прав человека связаны с опасностью размывания заложенной в этом институте исходной идеи - идеи естественных прав, которыми все люди обладают в равной мере. Защитники этих прав аргументируют свою позицию ссылками на невозможность защитить права данных категорий в рамках имеющейся социальной структуры и необходимостью обеспечить их реализацию с помощью особых правовых возможностей.

Между двумя первыми и третьим поколениями прав человека имеется взаимозависимость, осуществляемая через принцип: реализация коллективных прав не должна ущемлять права и свободы личности.

Хотя многие из этих прав уже нашли отражение в международном праве, вокруг них в разных политических и культурных плоскостях ведутся активные споры. В роли субъектов, требующих признания прав третьего поколения, выступают как страны "третьего мира", рассматривающие, к примеру, право на развитие как средство борьбы с западной гегемонией, так и маргинальные группы в самих западных странах, а также выступающие от их лица интеллектуалы. Таким образом, в центре этих споров оказываются, с одной стороны, проблемы "догоняющей модернизации", а с другой - заботы постмодернистского общества, обеспокоенного сохранением и "равным признанием" идентичности. Еще более гетерогенными стали философские позиции спорящих сторон, что делает проблематичной возможность достижения согласия на уровне интерпретации и обоснования принципов. Видимо, нужно согласиться с французским философом Жаком Маритеном, который предлагал рассматривать права человека как "некий свод практических истин, касающихся совместной жизни людей, по поводу которых они могут прийти к согласию: "Однако "тщетно было бы искать рациональное обоснование этих выводов и прав", поскольку речь идет "о практическом согласии людей, которые по своим теоретическим взглядам являются противниками".

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. «ПОКОЛЕНИЯ» ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Классификация прав и свобод человека проводится на базе самых разнообразных оснований.

I. Одно из оснований - генерационное (от лат. generatio - рождение, размножение, поколение).

В соответствии с этим подходом существуют поколения прав человека, под которыми понимают ос­новные этапы их развития, связанные с формированием представле­ний о содержании прав, а также изменением механизмов обеспечения послед­них.

В настоящее время можно выделить четыре поколения прав.

Первым поколением прав человека традиционно признаются гра­жданские и политические права, завоеванные в результате буржуаз­ных революций в Европе и Америке, затем конкретизированные в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах, которые отражают так называемую «негативную свободу» - обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и созда­вать условия участия граждан в политической жизни.

Права первого поколения признаются международными и нацио­нальными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограни­чению. Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно «прав человека», полагая, что права второго и третьего поколений являются всего лишь «социаль­ными притязаниями», т.е. не столько правами, сколько привилегия­ми, направленными на «перераспределение национального дохода в пользу социально слабых».

Второе поколение - социально-экономические права челове­ка - сформировалось в XIX столетии.

Огромная заслуга в признании прав второго поколения принадлежит СССР. Так, в Конституции СССР 1936 г. был закреплен широкий набор прав «второго поколения» - право на труд, отдых, образование, соци­альное обеспечение, медицинскую помощь. Даже несмотря на то что социальная защищенность гражданина в СССР была минимальной, документально она существовала и этим воздействовала на мировое сообщество. В результате права второго поколения сначала нашли свое от­ражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Вместе с тем, следует отметить, что эти права носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не предъявляет каких-либо жестких критериев к осуществлению этих прав. Так, согласно статье 2 Между­народного пакта об экономических, социальных и культурных пра­вах «каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязует­ся... принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, вклю­чая, в частности, принятие законодательных мер».

Третье поколение прав человека начало формироваться после Второй мировой войны.

В настоящее время в юридической литературе нет единого понимания природы этих прав. Так, по мнению Е.А. Лукашевой, они являются коллективными и мо­гут осуществляться общностью (ассоциацией) 1 . Данная точка зрения была поддержана и некоторыми другими авторами, которые в целом, к третьему поколению прав от­носили такие права как право на развитие, на мир, независимость, самоопределение, территориаль­ную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнете­ния, право на достойную жизнь, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, а также право на коммуникацию.

По мнению С.В. Полениной, третье поколение прав человека охватывает специальные права тех категорий граждан (детей, женщин, инвалидов, беженцев и др.), которые по различным (социальным, политическим, физиологическим и иным) причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной под­держке со стороны как государства, так и международного сообщест­ва в целом 2 .

Ос­новы прав третьего поколения заложены в таких международных документах как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и др..

Четвертое поколение прав человека начало формироваться в 1990-х годах XX столетия. Причем одни ученые считают, что эти права должны защищать человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетики человека, открытиями в области биологии 3 , а другие четвертое поколение называют - правами человече­ства (право на мир, на ядерную безопасность, космос, экологические, информационные права и др.) 4 .

Следующим основанием классификации прав человека является их содержание, в зависимости от которого права человека можно подразде­лить на личные (гражданские), политические, экономические, соци­альные и культурные.

Личные (гражданские) права - естественные и неотчуждаемые основополагающие права и свободы, принадлежа­щие человеку от рождения и не зависящие от его принадлежности к конкретному государству (право на жизнь, на свободу и личную неприкосно­венность и др.).

Политические права - это юридически обеспеченные меры воз­можного поведения, гарантирующие свободу действий граждан по участию в формировании органов государственной власти и местного самоуправления. К ним относятся право собираться мирно, без ору­жия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пике­тирование, участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, из­бирать и быть избранными и др.

Экономические права охватыва­ют свободу деятельности в сфере производства, обмена, распределе­ния и потребления товаров и услуг. Такими правами являются право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономиче­ской деятельности, право частной собственности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду и др.

Социальные права направлены на обеспечение человеку достойного уровня жизни и социальной защищенности. К таким правам относятся право на отдых, на жилище, на охрану здоровья и меди­цинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и др.

Культурные права обеспечивают свободу доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом. Это право на участие в культурной жизни и др.

В зависимости от соподчиненности права человека делятся на основ­ные и производные (дополнительные) права.

Основными правами являются наиболее общие права человека и гражданина, которые составляют основу национального правового статуса личности и являются правовой базой для производных (дополни­тельных) прав. К числу основных прав можно отнести: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, участие в управлении обществом и государством и др.

Производные (дополнительные) права развивают, дополняют и конкретизируют основные.

В зависимости от степени распространения права могут быть общими и специальными.

Общие права присущи всем. Это право на жизнь, пра­во на неприкосновенность частной жизни и др. Специальные же пра­ва зависят от социального и служебного положения, пола, возраста лица и других факторов. К таким правам следует отнести права по­требителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и др.

В зависимости от характера субъектов права делятся на индиви­дуальные и коллективные.

Индивидуальными правами являются права, реализуемые каж­дым субъектом права в отдельности, например право на жизнь, сво­боду и на личную неприкосновенность; права, гарантирующие челове­ческое достоинство, равенство перед законом; право свободного пере­мещения и т.д.

Коллективные права - это права, которые возможно реализовать только множеством субъ­ектов. Например, право на забастовку, право проводить собрания, митинги, демонстра­ции, шествия, пикетирование и др. Эти права не могут осуществляться отдельным индивидом.

В зависимости от роли государства в осуществлении прав че­ловека они могут быть негативными и позитивными.

Негативные права предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений со стороны го­сударства и иных лиц. К числу этих прав можно отнести свободу слова, неприкосновенность жилища, свободу совести, свободу передвижений и т.д.

Позитивные права фиксируют обязанности государства предос­тавлять человеку те или иные блага, осуществлять те или иные дейст­вия. К этой группе прав следует отнести право на гарантированный минимум заработной платы, на оплачиваемый отпуск, на бесплатную медицинскую помощь и т.д.

В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству права человека делятся на права граждан государства, пра­ва иностранных граждан, права лиц с двойным гражданством (бипатриды), права лиц без гражданства (апатриды). Так, политические права, как правило, признаются лишь за гражданами конкретного государства.

1 Лукашева Е.А. Права человека: Учебник для вузов. – М., 2003.

2 Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. – М., 2000.

3 Рудинский Ф.М. Гражданские права человека: общетеоретические вопросы // Право и жизнь. – 2000. - № 31.

4 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 2004.

Сегодня принято считать нормой основные права и свободы человека: право на труд, на отдых, на получение образования, на свободное вероисповедание и т. д. Некоторые из них входят в категорию «естественных» прав. Это возможность воспитывать собственных детей и проч. Но Всего каких-то 400-500 лет назад, что относительно недавно по меркам человеческой истории, о таком очень многие могли только мечтать. Эволюция человека из «говорящего орудия» в свободную и независимую личность произошла через три поколения прав человека. Каждое из них характеризуется новыми, качественными изменениями в общественном укладе. О том, что такое поколение прав человека, пойдет речь далее.

Первые упоминания

Сначала о том, кто впервые выдвинул данную концепцию. Впервые эволюцию общества предложили разделить на три поколения прав человека в 1979 году в Страсбурге, в Международном институте прав человека. Идею выдвинул чешский юрист Карел Фазак.

Теоретическая база

Поколения прав человека - это искусственное понятие в общественных науках. Никто не «подбивал» свою политику под это. Основой всех трех служат лозунги Французской революции: Французская стала теоретической базой для других стран Европы и Америки. Подобную идею выдвинули США в своей Декларации независимости, многие социалистические и коммунистические идеологии также взяли эту идею за основу в политической борьбе.

Первое поколение прав человека («синие права»)

Первое поколение признается всеми обществоведами, правоведами, историками. Оно связано с теоретическим пониманием общества естественных и :

  • право на жизнь;
  • на свободное вероисповедание;
  • право голоса;
  • право каждого участвовать в политической жизни страны;
  • на справедливую систему судопроизводства;
  • на свободный труд и т. д.

Сегодня эти принципы кажутся нам естественными, понятными. Если они нарушаются, то мы, скорее всего, начинаем во всеуслышание трубить о произволе, писать жалобы, обращаться в СМИ, выкладывать нарушение в Интернете. Иногда это приводит к громким отставками, скандалам, разоблачением. Но так было не всегда. Всего 4-5 столетий назад многие и представить не могли, что при рождении все равны. Считалось, что высшие силы сами определяют судьбу. Идти против общественных устоев - значит, разгневать Бога. До сих пор такая традиция отражается в народном фольклоре. Можно вспомнить и наши пословицы: «где родился, там и пригодился», «послушание лучше почтительности», «не говори много в присутствии великих душ» и т. д. В них изначально заложены традиции неравенства от природы.

Крах старых устоев

Традиционные общественные устои были разрушены следующими Декларациями:

  • Великая хартия вольностей.
  • Английский билль о правах.
  • Французская декларация прав и свобод человека.
  • Билль о правах Соединенных Штатов Америки.
  • Декларация независимости США.

Все эти исторические документы, которые действовали на локальном уровне, легли в основу международных правовых документов. Концепция трех поколений прав человека и появилась благодаря перечисленным выше правовым актам. Хотя они долгое время не имели статус государственного документа. Неизвестно, как бы развивалась теория поколения прав человека, если бы история развивалась по иному сценарию: Штаты в Америке проиграли бы войну за независимость, а королевская власть во Франции жестоко подавила бы революционные выступления. Однако мы считаем, что человечество все равно достигло бы того общественного уклада, который сложился сегодня. И сегодня в некоторых странах находятся реакционные силы, которые пытаются остановить развитие человеческого сознания. Но они сдерживают развитие максимум в одно человеческое поколение. Генезис прав и свобод поступательно движется вперед.

Современные международные правовые нормы

На основе Деклараций первого поколения созданы современные международные правовые нормы:

  • Всеобщая декларация прав человека 1948 года.
  • Международный пакт по гражданским и политическим правам 1966 года.
  • Европейская конвенция по правам человека 1953 года.

Второе поколение прав человека («красные права»)

Второе поколение также признается почти всеми обществоведами. Данная концепция связана с событиями после Второй мировой войны. Произошел крах империализма, закончилась эксплуатация одних наций над другими. В обществе активно получили распространение экономические и социальные права.

Отличие первого поколения от второго

Сгруппируем отличительные свойства первого поколения прав человека и второго в виде таблицы:

Отличительные черты

События, повлиявшие на общественное сознание

Требование к государству

Первое поколение

Политические права.

Естественные права

Борьба за независимость в США.

Великая Французская буржуазная революция

Требование оградить влияние государства в политической сфере, дать доступ всем гражданам участвовать в политической жизни страны

Второе поколение

Экономические права.

Социальные права

Вторая мировая война и, как следствие, распад колониальной системы

Требование обязать государство выполнять обязательства для всех в социальной сфере, образовании, медицине и т. д.

Экономическое неравенство нивелирует политические права

В 20-м веке политические и естественные права формально соблюдались. Однако их нивелировали другие неравенства: социальные и экономические. Это значило, что человек имел право на жизнь, его никто не имел права убить на улице как раба, что случалось ранее во многих рабовладельческих государствах. Но не было равенства в социальных и экономических правах. Например, в больницах некоторым людям отказывали в первой медицинской помощи, в школах многие не имели права получать образование и т. д.

Представим ситуацию, что директор муниципальной школы начал избирательно допускать к занятиям по своему усмотрению тех, кто имеет право посещать школу. Сейчас такое кажется маловероятным, однако всего 50-100 лет назад это было нормой. Образование и медицинское обслуживание считалось роскошью, дорогими услугами, которые не могут позволить себе все люди. Можно сегодня сослаться на то, что существуют платные больницы, образовательные учреждения, которые не по карману многим. На это мы ответим, что стандарты образования и здравоохранения едины для всех. Отличается только сервис, облуживание, внешнее проявление.

Теоретическая база второго поколения

Второе поколение основывается на следующих :

  • Международный пакт по экономическим, социальным и культурным правам.
  • Второй билль о правах Рузвельта.

Второе поколение прав человека называют «красными» правами. Они обязывают государство выполнять основные обязательства перед всеми гражданами в социальной сфере, здравоохранении, образовании и т. д.

«Зеленые права» - развитие коллективного правосознания

Третье поколение прав человека условно называют «зелеными правами». В отличие от двух других, в науке мало кто выделяет его. У многих концепция поколений прав человека ограничивается двумя. Однако большинство с ними не согласны. Разберем их аргументы.

Поступательное развитие вперед

Итак, поколения прав и свобод человека с каждым разом дают новые качественные изменения в общественном сознании. Если в первом поколении это основные естественные и политические права, во втором - социальные и экономические, то в третьем - формирование коллективных прав. В нем не делается упор на какую-либо сферу в отдельности. Сама концепция предлагает развивать права коллективов во всех сферах общества.

Основано это на том, что индивид сам по себе не может отстоять свои права в одиночку. Необходимо объединяться. После Второй мировой войны развиваются именно общественные организации: профсоюзы, общественные организации, политические партии.

Даже крупные финансовые компании создают Союзы: промышленников, автоперевозчиков, сельхозпроизводителей. Цель у всех одна: скоординировать свои действия перед лицом опасности.

Объединяются в крупные союзы по отраслям и государства. Например, страны-экспортеры нефти объединились в ОПЕК с целью выработать единые правила на рынке.

Если крупные государства, компании создают коллективную безопасность, то индивиду тем более нужно объединяться для совместного отстаивания своих интересов.

Либералы не соглашаются с такой точкой зрения. Они считают, что нужно защищать каждого отдельного индивида, и тогда коллектив в целом будет защищен. Эта позиция с каждым днем терпит неудачу. В 20-м веке борьба за права человека была связана с религией, цветом кожи, политическими взглядами, трудовыми отношениями, отказом от традиционных ценностей семьи, брака и т. д. В конце пришло понимание, что только коллективная защита способна защитить права отдельного индивида.

Итоги

Мы рассмотрели поколения прав и свобод человека. Подведем итоги. На сегодняшний день наше общество не может найти золотую середину. Всегда право одного человека приводит к нарушению права другого. Современные интеграционные процессы в Европе выявили явный кризис в политике толерантности и веротерпимости. Цивилизация Запада переживает самые тяжелые времена. Все то, за что она боролась, оказалось неэффективным перед лицом новой опасности - терроризмом и миграцией. Достаточно вспомнить случаи сексуальных домогательств в Берлине, взрывы в Париже. Это происходит оттого, что традиционный Восток не понимает прогрессивный Запад. Необходимы пути решения: либо ограждаться от Востока, либо принимать его ценности. Либеральная политика ни к чему хорошему не привела, т. к. мигранты быстро начинают «бить» европейцев их же монетой: призывать к свободе передвижения, веротерпимости, равенству трудовых отношений.

Три поколения прав человека

Концепция « поколений » прав человека возникла в 70-е годы XX века. Права человека, по времени их возникновения, делятся на три поколения:

1. Первое поколение - личные и политические права, провозглашенные Великой Французской революцией, а также американской борьбой за независимость.

Права первого поколения - это основа института прав человека.Они интерпретируются международными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению (не путать с регулированием способов реализации этих прав). Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно "прав человека", полагая, что права второго и третьего поколения являются всего лишь "социальными притязаниями".

Личные права и свободы называются также гражданскими. Большинство из них принадлежат каждому человеку от рождения, являются неотъемлемыми и не подлежат какому-либо ограничению.

Гражданские права призваны обеспечивать свободу индивида как члена общества, его юридическую защищенность от незаконного внешнего вмешательства.

К личным правам относят: право на жизнь; право на уважение чести и достоинства человека; право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни; свобода передвижения; свободу выбора национальности и выбора языка общения; право на судебное разбирательство; право на презумпцию невиновности и т. д.

Политические права и свободы дают человеку возможность участвовать в общественно-политической жизни и управлении государством.

Отличительной чертой политических прав является то, что многие из них принадлежат не просто людям, а исключительно гражданам конкретного государства. Они начинают действовать в полном объёме с момента достижения гражданином совершеннолетия.

К политическим правам относятся: право на участие в управлении делами государства; избирательные права; свобода слова; право на мирные собрания; право на создание союзов и объединений и др.

2. Второе поколение - социально-экономические и культурные права, которые появились в результате борьбы народа за улучшение своего положения.

Ко второму поколению относят часть экономических прав (право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на отдых и др.),а также социальные и культурные права. Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы, сначала в капиталистических странах,а затем, после Октябрьской революции и второй мировой войны, - между мировыми социальными системами. Главными "идейными вдохновителями" этого поколения прав стали социалисты; вместе с тем, важную роль сыграли и "новые либералы" (Т.Х. Грин, Л. Т. Хобхауз, Дж. А. Хобсон, в России - П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен и др.), настаивавшие на необходимости пересмотра негативной концепции свободы.

Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР, который - не в последнюю очередь из идеологических и политических соображений - неизменно настаивал на включении прав второго поколения в международно-правовые документы. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).

Признание прав второго поколения означало существенные изменения в концепции прав человека. В основе этих изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли наравне с другими людьми. Обладание свободой, понимаемой таким образом, предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но наличие определенных возможностей, в частности, материальных ресурсов - в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом.

Права второго поколения предполагают совершенно иной механизм реализации и возлагают на государство новые задачи. Согласно "классическим" либеральным представлениям, государственное правовое регулирование следует определенным принципам: общие "правила игры" касаются преимущественно публичной сферы и с формальной точки зрения равно относятся ко всем категориям граждан. Требование возложить на государство обязанности по обеспечению "права на достойную жизнь" коренным образом меняло эту схему. С одной стороны, методы правового регулирования, характерные для публичной сферы, в определенной мере переносились на сферу частных договорных отношений (например, обеспечение справедливых и благоприятных условий труда), что само по себе воспринималось как ущемление личной свободы. С другой стороны, распределительные функции, которые государство приобретало в рамках обеспечения прав второго поколения, означали необходимость разного отношения к различным категориям граждан (что представлялось нарушением принципа юридического равенства).

В конечном итоге права второго поколения получили признание, в частности, в международных документах, в качестве прав человека. Вместе с тем, эти права носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не предъявляет каких-то жестких критериев к осуществлению этих прав. В частности, статья 2 "Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах" указывает, что "каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется… принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер".

Социально-экономические и культурные права касаются социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда, благосостояния, социальной защищенности. Целью является создание условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды.

К социально-экономическим правам относятся: право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на достойный уровень жизни; право на охрану здоровья и др.

Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником социального прогресса. К ним относятся: право на образование; право на доступ к культурным ценностям; право свободно участвовать в культурной жизни общества; право на творчество; право на пользование результатами научного прогресса и др.

Как отметил председатель Конституционного Суда России Валерий Зорькин, права второго поколения первоначально были закреплены и приняты в Советском Союзе, который добился внесения положений о социально-экономических правах в международные документы.

3. Третье поколение - права коллективные: право на мир, право на разоружение, право на здоровую окружающую среду, право на развитие и другие.

Вопрос о признании прав третьего поколения является спорным. Большинство специалистов считает, что в рамках прав человека нельзя говорить о коллективных правах. Права человека - это не права наций, меньшинств или иных социальных групп. Это права отдельных лиц, права « единицы ».

Появление третьего поколения прав человека предопределено обострением во второй половине XX в. глобальных проблем, среди которых на одно из первых мест выходит экологическая, а также вступлением наиболее развитых стран, в эпоху информатизации. Отсюда - такие права, как право на безопасную окружающую среду, право доступа к информации. Особенность третьего поколения прав заключается в том, что они являются коллективными и могут реализовываться совместно.

Права, относимые к третьему поколению, весьма неоднородны. С одной стороны, это так называемые "неотчуждаемые" коллективные "права народов", к числу которых относятся: право народа на существование, на самоопределение, на развитие, на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, на равноправие с другими народами, право на развитие и др. Основы этих прав заложены в международных документах, закреплявших основные индивидуальные права (Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., международных пактах 1966 г. и др.).

С другой стороны, к третьему поколению относят специальные права так называемых маргинальных слоев населения, которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и потому нуждаются в специальной поддержке со стороны национальных государств и мирового сообщества. Эти права вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу. К числу тех категорий, которые могут рассматриваться в качестве носителей таких специальных прав, относят детей, женщин, молодежь, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др. Носителями таких прав являются индивиды, но лишь постольку, поскольку они принадлежат к определенным социальным группам. Главные возражения против их легитимации в качестве прав человека связаны с опасностью размывания заложенной в этом институте исходной идеи - идеи естественных прав, которыми все люди обладают в равной мере. Защитники этих прав аргументируют свою позицию ссылками на невозможность защитить права данных категорий в рамках имеющейся социальной структуры и необходимостью обеспечить их реализацию с помощью особых правовых возможностей.

Хотя многие из этих прав уже нашли отражение в международном праве, вокруг них в разных политических и культурных плоскостях ведутся активные споры. В роли субъектов, требующих признания прав третьего поколения, выступают как страны "третьего мира", рассматривающие, к примеру, право на развитие как средство борьбы с западной гегемонией, так и маргинальные группы в самих западных странах, а также выступающие от их лица интеллектуалы. Таким образом, в центре этих споров оказываются, с одной стороны, проблемы "догоняющей модернизации", а с другой - заботы постмодернистского общества, обеспокоенного сохранением и "равным признанием" идентичности. Еще более гетерогенными стали философские позиции спорящих сторон, что делает проблематичной возможность достижения согласия на уровне интерпретации и обоснования принципов. Видимо, нужно согласиться с французским философом Жаком Маритеном, который предлагал рассматривать права человека как "некий свод практических истин, касающихся совместной жизни людей, по поводу которых они могут прийти к согласию".

Итог.

Институт прав человека чрезвычайно динамичен и чутко реагирует на происходящие в обществах изменения. В 1990-х годах специалисты заговорили о перспективе формирования четвертого поколения прав человека, связанного с сохранением генетической идентичности - потребность в таких правах связана с новыми возможностями генной инженерии. Возможно, на горизонте - пятое или шестое поколение прав…

Очевидно, что корпус прав, требующих защиты, неизбежно будет расширяться. Вместе с тем, этот процесс нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, расширение круга признаваемых прав должно усиливать правовую защищенность личности. С другой - каждое "поколение" приносит с собой новую логику узаконивания притязаний, именуемых правами человека, и неизбежные конфликты "новых" прав со "старыми", в результате чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться. Неудивительно, что некоторые специалисты выражают сомнение в том, что все эти притязания должны рассматриваться в качестве неотъемлемых прав. Может быть, лучше меньше, да лучше? Несомненно, негативное влияние на "экстенсивное" развитие международного гуманитарного права оказывает стремление многих государств использовать права человека как инструмент политической борьбы. К сожалению, завершение "холодной войны" не положило конец такой практике. Таким образом, сфера прав человека сейчас, как и прежде, остается полем острой идеологической, политической и даже культурной борьбы, и перспективы ее развития по-прежнему определяются конфигурацией многих факторов.

Французский юрист Карэл Вазак ввел понятие «три поколения прав человека», что важно для их классификации. Оно базируется на основных лозунгах французской революции: свобода (первое поколение прав человека), равенство (второе поколение), братство (третье поколение).

Первое поколение прав человека включает в себя провозглашенными буржуазными революциями (17-18 в.в.) гражданские и политические права, получившие название «Негативных», т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы от его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида к ним (право на жизнь, на свободу и безопасность личности, право на равенство перед законом, избирательное право, свобода слова и печати и др.)

Второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились к середине 20-го века под влиянием борьбы народа за улучшение своего социально-экономического положения и повышение культурного статуса. Указанные права называют позитивными т.к. их реализация требует целенаправленных действий со стороны государства, его позитивного вмешательства в их осуществление и создание необходимых предпосылок для этого.

В России второе поколение прав приобретает новое содержание в связи с переходом к рыночной экономике. Конституция РФ призвана лишь закрепить основные направления социальной защищенности личности, что требует детальной конкретизации в текущем законодательстве. (Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Закон «Об образовании», Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и др.).

Третье поколение . Это права коллективные, или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому человеку, но целыми народами и нациями (право на мир, благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию, свободное социальное и экономическое развитие и многое другое).

Международно-правовой базис прав человека. После второй мировой войны началось интенсивное осоз­нание мировым сообществам особого значения пробле­мы прав человека. Из чисто внутренней эта проблема стала превращаться в международную, в результате чего консти­туционное право постепенно начало подпадать под влия­ние международных стандартов.

Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и ос­новным свободам без всякой дискриминации была за­фиксирована в Уставе Организации Объединенных Наций. Однако потребовалась длительная борьба западных держав против сопротивления тоталитарных государств, прежде чем появились крупные международно-правовые акты в этой области. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декаб­ря 1948 г.

Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбу­лы и 30 статей. В ней не делается различия между правами человека и правами гражданина, и все права трактуются как принадлежащие всем людям. Статья 1 гласит: "Все люди рож­даются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отно­шении друг друга в духе братства". Провозглашаются также права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, дру­гие личные права и свободы, а также экономические, соци­альные и культурные права, на которые человек вправе пре­тендовать как "член общества".

Нормы этого документа име­ют декларативный характер, а сам он не содержит механизма обеспечения этих норм. Однако Декларация сыграла и продол­жает играть важную роль в утверждении прав человека.

В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важные акты - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР в 1973 г.). В этих актах дается более детализированный перечень прав человека и гражданина, а кроме того, Пактом о гражданских и политических правах предусматривается создание Комитета по правам человека, ответственного за соблюдение и принятие мер по претворению в жизнь прав, признаваемых в этом Пакте.

В 1984 г. аналогичный Комитет был создан по экономическим, социальным и культурным правам. Оба пакта составили своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина, а государства-участники взяли на себя обязательство принять необходимые зако­нодательные меры по обеспечению предусмотренных в пак­тах прав и свобод.

Важнейшим международно-правовым актом о правах человека является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 г. (Россия ратифицировала 30 марта 1998 г). В Конвенции и свя­занных с ней протоколах (их в настоящее время насчитыва­ется одиннадцать) закреплены основные права и свободы, уголовно-процессуальные гарантии, имущественные и другие права. Для охраны этих прав и свобод учрежден Европейский Суд по правам человека, юрисдикция которого распростра­няется на все дела, касающиеся толкования и применения Конвенции. Участниками Конвенции являются члены Совета Европы, который является межправительственной организа­цией. Согласно ст. 3 Устава этой организации каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами челове­ка и основными свободами. Членом Совета Европы может стать также любое европейское государство, которое, рассматри­вается как способное и стремящееся соответствовать поло­жениям ст. 3 (в таком статусе, изложенном в ст. 4 Устава, в Совет в 1996 г. принята Россия).

Существуют и другие международно-правовые акты о правах человека: Европейская конвенция по предупрежде­нию пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Международная конвенция о лик­видации всех форм расовой дискриминации и др. Серьезные документы в этой области - конвенции и рекомендации - приняты специализированной организацией ООН - Между­народной организацией, труда (МОТ).

Важным каналом утверждения прав и свобод человека и гражданина является Организация по безопасности и сотруд­ничеству в Европе (ОБСЕ). В Заключительном акте Совеща­ния по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявше­гося в 1975 г., один из разделов посвящен правам и свободам человека и содержит обязательство государств-участников (в число которых входит и Россия) уважать и соблюдать эти права и свободы. Любое государство - участник этой органи­зации вправе привлекать внимание других государств-учас­тников по дипломатическим каналам к фактам нарушения прав человека в любом государстве, являющемся ее участни­ком.

Указанные международно-правовые акты послужили базисом для соответствующей главы в Конституции России. Часть 1 ст. 17 устанавливает: "В Российской Федерации при­знаются и гарантируются права и свободы человека и граж­данина согласно общепризнанным принципам и нормам меж­дународного права и в соответствии с настоящей Конститу­цией". Такая формулировка означает, что любое из прав человека, перечисленных в международно-правовых актах, действует в России только в том случае, если оно зафиксировано в российской Конституции.