Правовой статус общественной палаты рф. Конституционно-правовой статус общественной палаты российской федерации урюпин александр николаевич Правовой статус общественной палаты рф

22 июня Совет Федерации ФС РФ принял закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации».

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» вносит изменения в ряд положений, регламентирующих различные аспекты статуса и деятельности Общественной палаты.

Благодаря этим изменениям Общественная палата получает право осуществления международного сотрудничества в соответствии с определенными законом целями и задачами, участия в работе международных организаций, конференций, совещаний и других мероприятиях.

Кроме того, Общественная палата, наделяется правом участвовать в работе общественных палат субъектов Российской Федерации, а также направлять своих членов для участия в мероприятиях, проводимых общероссийскими, межрегиональными и региональными общественными объединениями.

В то же время закон расширяет перечень общественных объединений, которые не допускаются к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты, если такие организации были предупреждены о недопустимости осуществления экстремистской деятельности или их деятельность была приостановлена в соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности».

В числе других вносимых изменений - положение, обязывающее органы государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц информировать Общественную палату о результатах рассмотрения ее письменных обращений в течение тридцати дней со дня регистрации соответствующего обращения.

Соб. инф.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Правовой статус Общественной палаты Российской Федерации регламентирован Федеральным Законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ (в ред. 23.07.2010) «Об Общественной палате Российской Федерации».
Статья 6 ФЗ «Об Общественной палате РФ» предусматривает многоуровневый характер состава Общественной палаты. Так, Общественная палата состоит из сорока двух граждан РФ, утверждаемых Президентом РФ, сорока двух представителей общероссийских общественных объединений и сорока двух представителей межрегиональных и региональных общественных объединений.
Статья 8 ФЗ «Об Общественной палате РФ» устанавливает трехэтапный порядок формирования Общественной палаты. На первом этапе Президент РФ по результатам проведения консультаций с общественными объединениями, объединениями некоммерческих организаций, российскими академиями наук и творческими союзами определяет кандидатуры сорока двух граждан РФ, имеющих особые заслуги перед государством и обществом, указом утверждает определенных им членов Общественной палаты и предлагает им приступить к формированию полного состава Общественной палаты.
На втором этапе члены Общественной палаты, утвержденные Президентом РФ, принимают решение о приеме в члены Общественной палаты сорока двух представителей общероссийских общественных объединений - по одному представителю от общественного объединения.
На третьем этапе члены Общественной палаты, утвержденные Президентом Российской Федерации, совместно с представителями общероссийских общественных объединений, принятыми в члены Общественной палаты, принимают решение о приеме в члены Общественной палаты сорока двух представителей межрегиональных и региональных общественных объединений - по одному представителю от общественного объединения.
Общественная палата избирается каждые два года и осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти.
Общественная палата, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации», призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ, конституционного строя РФ и демократических принципов развития гражданского общества в РФ.
Основными формами работы Общественной палаты являются пленарные заседания, заседания совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты.
Общественная палата, в соответствии со ст. 16 ФЗ «Об Общественной палате РФ», вправе:
1) проводить гражданские форумы, слушания и иные мероприятия по общественно важным проблемам;
2) давать заключения о нарушениях законодательства РФ государственными органами и органами местного самоуправления, а также о нарушениях свободы слова в средствах массовой информации и направлять указанные заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам;
3) проводить экспертизу законопроектов и проектов подзаконных нормативных правовых актов;
4) приглашать руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления на пленарные заседания Общественной палаты;
5) направлять членов Общественной палаты, уполномоченных советом Общественной палаты, для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
6) направлять запросы Общественной палаты.;
7) вступать в международные организации, заключать с ними соглашения о сотрудничестве, направлять членов Общественной палаты для участия в работе международных конференций, совещаний и в других мероприятиях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
8) участвовать в работе общественных палат субъектов Российской Федерации, а также направлять членов Общественной палаты для участия в мероприятиях, проводимых общероссийскими, межрегиональными и региональными общественными объединениями;
9) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в формировании общественных наблюдательных комиссий, приостановлении и прекращении деятельности состава общественной наблюдательной комиссии, наделении полномочиями и прекращении полномочий членов общественной наблюдательной комиссии;
10) оказывать общественным палатам субъектов РФ и общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации, содействие в обеспечении их методическими материалами, предоставлять документы и материалы, находящиеся в распоряжении Общественной палаты, а также проводить семинары в целях совершенствования деятельности указанных общественных палат и общественных объединений.

Общ. палата РФ была создана по инициативе Президента РФ.

1. Общ. палата (далее - ОП) обеспечивает взаимодействие граждан РФ с фед.органами гос.власти, органами гос. власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан РФ, защиты прав и свобод граждан и прав общественных объединений при формировании и реализации гос. политики, а также в целях осуществления общ. контроля за деятельностью фед. органов исп.власти, органов исп. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

2. ОП формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан РФ, общ. объединений и объединений некоммерческих организаций.

Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты

ОП призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общ. объединений, органов гос. власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов эк. и соц. развития, обеспечения нац. безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ, конституционного строя РФ и демократических принципов развития гражданского общества в РФ путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации гос.политики;

2) выдвижения и поддержки гр.инициатив, имеющих общеросс. значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общ. объединений;

3) проведения общ. экспертизы (экспертизы) проектов фед. законов и проектов законов субъектов РФ, а также проектов НПА органов исп. власти РФ и проектов ПА органов местного самоуправления;

4) осуществления общ. контроля (контроля) за деятельностью Правительства РФ фед. органов исп. власти, органов исп. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим ФЗ;

6) оказания информационной, методической и иной поддержки общ. палатам, созданным в субъектах РФ.

Статья 3. Правовая основа деятельности Общественной палаты

ОП осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, фед.конституционных законов, настоящего ФЗ, др. фед. законов и иных НПА.

Статья 6. Состав Общественной палаты

1. Общественная палата формируется в соответствии с настоящим ФЗ из 42 граждан РФ, утверждаемых Президентом, 42 представителей общеросс. общ. объединений и 42 представителей межрегион. и регион.общ. объединений.

2. Не допускаются к выдвижению кандидатов в члены ОП следующие общ.объединения:

1) объединения, зарегистрированные менее чем за год до дня истечения срока полномочий членов ОП действующего состава;

2) политические партии.

Статья 16. Основные формы работы Общественной палаты

1. Осн. формами работы ОП являются пленарные заседания, заседания совета ОП, комиссий и рабочих групп ОП.

2. Пленарные заседания проводятся не реже двух раз в год . По решению совета ОП может быть проведено внеочередное пленарное заседание.

3. В целях реализации функций, возложенных на ОП настоящим ФЗ ОП вправе:

1) проводить слушания по общественно важным проблемам;

2) давать заключения о нарушениях законодательства РФ фед. органами исп.власти, органами исп. власти РФ и органами местного самоуправления и направлять указанные заключения в компетентные гос. органы или должностным лицам;

3) проводить экспертизу проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов фед. конст. законов и фед. законов, проектов НПА Правительства и фед. органов исп. власти, проектов законов субъектов РФ и НПА органов гос. власти субъектов РФ,проектов ПА органов местного самоуправления;

4) приглашать руководителей фед. органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на пленарные заседания ОП;

5) направлять членов ОП для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации, ГД, а также в заседаниях коллегий фед. органов исп. власти в порядке, определяемом Правительством;

6) направлять в соответствии со статьей 24 настоящего ФЗ запросы ОП. В период между пленарными заседаниями запросы от имени ОП направляет совет ОП.

Статья 17. Решения Общественной палаты

Решения, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер.

Глава 1. Теоретико-правовые основы организации и функционирования Общественной палаты Российской

Федерации.

§ 1. Общественная палата Российской Федерации, как субъект конституционно-правовых отношений.

§ 2. Зарубежный опыт деятельности институтов гражданского общества, обеспечивающих право граждан на участие в управлении делами государства.

§ 3. Национальное законодательство как основа организации и деятельности Общественной палаты.

Глава 2. Конституционно-правовой механизм реализации полномочий Общественной палаты Российской

Федерации.

§ 1. Правовые формы взаимоотношений Общественной палаты Российской Федерации с органами государственной власти и местного самоуправления России.

§ 2. Общественная экспертиза как форма деятельности

Общественной палаты Российской Федерации.

§ 3. Контроль за деятельностью органов внутренних дел в структуре общих задач Общественной палаты.

Рекомендованный список диссертаций

  • Конституционно-правовые основы формирования и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации: на опыте Центрального федерального округа 2011 год, кандидат юридических наук Иванов, Андрей Валерьевич

  • Конституционно-правовой статус Общественной палаты Российской Федерации: вопросы теории и практики 2009 год, кандидат юридических наук Тахоева, Светлана Сергеевна

  • Конституционно-правовой статус Общественной палаты субъекта Российской Федерации: на опыте Приволжского федерального округа 2007 год, кандидат юридических наук Троицкая, Татьяна Викторовна

  • 2007 год, кандидат юридических наук Федосов, Сергей Владимирович

  • 2011 год, доктор юридических наук Гриб, Владислав Валерьевич

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конституционно-правовой статус Общественной палаты Российской Федерации»

Актуальность темы исследования. Одной из задач Российского государства является сближение и укрепление взаимодействия всех его органов с институтами гражданского общества. Особое место в этом процессе принадлежит вопросам исключения злоупотребления властью, защиты прав и свобод человека и гражданина, согласования общественно значимых интересов общества, его индивидов и государства. Важную роль в обеспечении четкого конституционного регулирования различных сфер государственной деятельности путем общественного контроля, а также в формирования гражданского общества в России сыграло принятие Федерального закона от 4 апреля 2005 г № 32-Ф3. «Об Общественной палате Российской Федерации» 1 (с изм. от 27 декабря 2005 г., 30 июня 2007 г.)2.

Создание Общественной палаты стало своего рода итогом и закономерностью процесса социализации российского государства и развития институтов гражданского общества. Благодаря этим институтам конфронтационный тип отношений «государство - гражданин» может и должен быть заменен отношениями сотрудничества.

Устойчивость институтов гражданского общества обусловлена прежде всего наличием равноправного партнерства и качественного взаимодействия с государством по наиболее важным вопросам общественного и государственного развития.

Неправительственные организации, гражданское общество начинают играть все большую и большую роль, и гражданские организации на горизонтальном уровне могут решать очень важные вопросы», - отметил в своем выступлении на II Всероссийском

1 Собрание законодательства Российской Федерации 2005. № 15. Ст. 1277.

Общественная палата Российской Федерации, как показывает исследование, выступает связующим звеном в конституционных отношениях между гражданином и государством и способствует реализации основополагающих конституционных положений. Концепция ее создания построена на закрепленном в Конституции России (ч. 1 ст. 32) праве граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей.

Идея создания Общественной палаты продиктована жизненными потребностями общества. Впервые, Президент Российской Федерации заговорил об этом еще в сентябре 2004 года после теракта в Североосетинском Беслане: «Считаю продуманной систему образования Общественной палаты как площадке для широкого диалога, где могли бы быть представлены подробно обсуждены гражданские инициативы, и, что не менее важно, такая палата должна стать местом проведения общественной экспертизы тех ключевых государственных решений, и, прежде всего законопроектов, которые касаются перспектив развития всей страны, которые имеют общенациональное значение»2.

Общественная палата Российской Федерации создана как новый институт гражданского общества, обеспечивающий взаимодействие граждан с властью и позволяющий им влиять на принятие важных государственных решений. Суть ее деятельности, как показало исследование, состоит в привлечении граждан и общественных объединений к выработке и реализации проводимой в стране политики.

На сегодняшний день процесс становления Общественной палаты Российской Федерации, как показало изучение практики, окончательно не

По материалам официального сайта Общественной палаты в сети HHTepHCT/http://www. oprf. ru/

2 Российская газета. 2004. 27 мая. № 109. завершен. Не выработан эффективный механизм ее деятельности, не установлены четкие критерии взаимоотношений с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

В отдельных субъектах нашей страны до вступления в силу Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации», функционировали общественные палаты в различных организационно-правовых формах, с различным порядком формирования и механизмом работы. Более чем за десятилетний период своей деятельности они накопили определенный опыт, который заслуживает изучения и, безусловно, может быть использован в работе Общественной палаты Российской Федерации.

Необходимость анализа конституционно-правовых основ, деятельности и статуса Общественной палаты Российской Федерации, с учетом особенностей национального и мирового опыта формирования ^гражданского общества и правового государств, обусловила актуальность и выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы. Вопросам взаимодействия государства и гражданского общества посвящены труды таких известных философов, как Аристотель, Н.А.Бердяев, Г.Гегель, А.И.Герцен, М.Н.Сперанский, Н.М.Коркунов, Т. Гобс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Б. Спиноза Н.Г.Чернышевский и многие другие.

Проблемы эффективного сотрудничества общества и государства вообще, а российского в частности, а также становления и развития институтов гражданского общества рассматривались в работах: С.С. Алексеева, С.А. Авакьяна, А.С.Автономова, П.А. Астафичева, П.А. Астахова, М.В. Баглая, П.П. Баранова, О.Н. Булакова, А.В.Васильева, Г.А. Гаджиева, Т.М. Гандилова, К.К. Гасанова, И.Н. Глебова, В.Н. Григорьева, Д.М. Давитадзе, А.В. Ендольцевой, Б.П.Елисеева, И.П. Ильинского, И.А. Исаева, А.Д. Керимова, В.Я. Кикотя, Н.Г. Кобеца, А.И. Ковлера, Е.И.

Козловой, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, С.Я. Лебедева, Ю.И. Лейбо, В.О. Лучина, Р.З. Лифшица, Е.А. Лукашевой, С.С. Маиляна, Н.П. Майлис, В.П. Малахова, Г.В.Мальцева, Л.С. Мамута, М.Н. Марченко, Н.А. Михалевой, В.Д. Плескачевского, А.С. Прудникова, М.М. Рассолова, В.П. Сальникова, Б.А. Страшуна, В.А. Туманова, В.Н. Фадеева, А.Е. Хабибуллина, О.В. Химичевой, В.Е. Чиркина, С.М. Шахрая, Б.С. Эбзеева, Н.Д. Эриашвили, Л.С. Явича и многих других.

Несмотря на небольшой временной промежуток существования Общественной палаты Российской Федерации, что обусловило ограниченность научной литературы о роли этого института в системе взаимодействия власти и гражданского общества, уже имеется ряд научных работ, где рассматриваются отдельные вопросы по проблемам деятельности Общественной палаты РФ, в частности таких ученых как: В.Ю. Вельский, Е.П. Велихов, С.А. Комаров, А.Г. Кучерена, Г.Б. Мирзоев, А.С. Прудников, В.И. Червонюк и др.

Эти же вопросы исследовались в работах по социологии и политологии, в частности: Р.Г. Абдулатиповым, Ю.М.Батуриным, А.Б.Венгеровым, В.Н.Ивановым, B.C. Комаровским, А.С.Миграняном, Б.А.Капустиным, В.Г. Смольковым, Г.Х.Шахназаровым, Л.М. Энтиным и другими авторами.

Цель диссертационного исследования - комплексный анализ конституционно-правовой базы формирования, организации и деятельности Общественной палаты Российской Федерации на современном этапе, как института, обеспечивающего взаимодействие государства в лице его органов власти и гражданского общества, разработка на этой основе научно-обоснованных рекомендаций по его совершенствованию.

Задачами диссертационного исследования являются:

Анализ правовой природы и правового статуса Общественной палаты Российской Федерации;

Исследование законодательных основ ее деятельности; изучение механизмов организации Общественной палаты, обеспечивающих осуществление ее полномочий;

Анализ форм и методов взаимодействия Общественной палаты с органами государственной власти и местного самоуправления;

Изучения механизма проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления;

Исследование способов осуществления общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел и выработка на этой основе соответствующих рекомендаций и предложений.

Объектом диссертационного исследования являются конституционно-правовые основы организации и деятельности институтов гражданского общества, обеспечивающих реализацию социального контроля над деятельностью государства.

Предмет исследования - конституционно-правовые характеристики места и роли Общественной палаты Российской Федерации в системе социального контроля над деятельностью государства

Нормативной базой исследования явились Конституция Российской Федерации, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, федеральные законы (прежде всего, Федеральный закон от 4 апреля 2005 года № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации» (с изм. от 27 декабря 2005, 30 июня 2007 г.), иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, законодательство зарубежных стран, международные конвенции и договоры.

Методологической основой диссертационного исследования послужил общенаучный диалектический метод познания, а также частно-научные методы познания: системно-научный, историко-сравнительный, анализ, синтез, дедукция, индукция. Для интерпретации научных концепций были использованы специально-юридические методы: формально-юридический и метод сравнительного правоведения. В частности, формально-юридический метод применялся при исследовании проблематики правового обеспечения деятельности Общественной палаты Российской Федерации, ее статуса и закрепления полномочий.

Научная новизна определяется прежде всего тем, что в диссертационном исследовании предпринята попытка подвергнуть комплексному анализу конституционно-правовые основы организации и деятельности Общественной палаты Российской Федерации на современном этапе развития Российского государства и определение ее правового статуса.

Исследование конституционно-правовых форм взаимоотношений Общественной палаты РФ с органами государственной власти и местного самоуправления, а также особенностей осуществления общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел позволило выработать предложения по их совершенствованию.

Соискателем обосновывается вывод о необходимости расширения перечня объектов общественной экспертизы, в который необходимо включить проекты указов Президента Российской Федерации.

Проведенный анализ законодательства России позволил сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности Общественной палаты Российской Федерации, путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации».

На защиту выносятся следующие положения.

1. Совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации и деятельности Общественной палаты Российской Федерации, является предметом регулирования конституционного права России как основополагающей отрасли, формирующей конституционно-правовую базу для развития отношений между личностью, обществом и государством.

2. Диссертант приходит к выводу, что Общественную палату Российской Федерации следует рассматривать как образованное и финансируемое государством учреждение для обеспечения прямого представительства народа в решении вопросов государственного управления и развития гражданского общества.

3. Предложение автора о необходимости дополнить Федеральный закон «Об общественной палате Российской Федерации» статьей: «Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе», в которой дать определения, встречающихся в законе понятий: «общественная палата», «общественный контроль», «общественная экспертиза», «гражданская инициатива»; «гражданский форум и слушания», в целях исключения возможности их расширительного толкования.

4. Авторское определение понятия общественного контроля, как «целенаправленной деятельности Общественной палаты Российской Федерации, в ходе которой выявляются допущенные Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нарушения, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, а также причины и условия подобных нарушений».

5. Определение общественной экспертизы, как деятельности о

Общественной палаты Российской Федерации, направленной на исследование (самостоятельно либо с привлечением общественных экспертов) проектов нормативно-правовых актов с точки зрения их эффективности, целесообразности и справедливости, с целью согласования общественно значимых интересов граждан и их объединений, органов государственной власти и местного самоуправления, результаты которого носят рекомендательный характер, но подлежат обязательному рассмотрению.

6. Предложение автора о совершенствовании деятельности Общественного совета при Министерстве внутренних дел России путем расширения его полномочий, так как такой Совет обеспечивая взаимодействие общественности с МВД РФ может реально содействовать укреплению престижа органов внутренних дел и внутренних войск в гражданском обществе, в том числе - формировать его через средства массовой информации.

Теоретическая значимость исследования. Содержащаяся в диссертации трактовка правового статуса, полномочий, практики деятельности и перспектив развития Общественной палаты Российской Федерации призвана способствовать развитию теоретических представлений о государстве и обществе, разработке юридических процедур взаимодействия институтов гражданского общества с различными ветвями государственной власти в России.

Практическое значение диссертации. В работе предлагаются конкретные средства решения сложных проблем взаимосвязанного развития гражданского общества, права и государственного управления. Содержащиеся в ней выводы, рекомендации и предложения могут найти практическое применение в правотворческой деятельности органов государственной власти, а также в процессе правоприменения.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были отражены в статьях и публикациях, а также в предложениях автора, касающихся организационно-правовых основ деятельности Общественной палаты были внедрены в практическую деятельность Общественной палаты Тамбовской области, результаты исследования, связанные с осуществлением общественного контроля, внедрены в практическую деятельность Управления по обеспечению конституционных прав граждан Администрации Президента Российской Федерации и УВД по Тамбовской области.

Важнейшие положения диссертационного исследования были обсуждены и одобрены на заседаниях и кафедр конституционного и муниципального права и государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин Тамбовского филиала Московского университета МВД России и внедрены в учебный процесс.

Структура диссертации включает в себя две главы, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

  • Правозащитная деятельность Общественной палаты Российской Федерации 2011 год, кандидат юридических наук Назаров, Александр Валентинович

  • 2011 год, кандидат социологических наук Типало, Елена Евгеньевна

  • 2010 год, кандидат юридических наук Ивлиев, Павел Валентинович

  • 2011 год, кандидат юридических наук Арутюнян, Радмила Эдуардовна

  • Конституционно-правовые основы российского нотариата 2005 год, кандидат юридических наук Куленко, Наталья Ивановна

Заключение диссертации по теме «Конституционное право; муниципальное право», Урюпин, Александр Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гражданское общество с созданием Общественной палаты Российской Федерации вступило в стадию определенной консолидации, сплочения усилий. Предлагаемые в настоящем исследовании конституционно-правовые и организационно-правовые меры направлены на становление новой модели диалога власти и общества.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Проблема становления гражданского общества в России является одной из наиболее актуальных и значимых. Процесс перехода на высшую ступень развития - формирование гражданского общества предполагает, с одной стороны, возрастающую меру ответственности органов государственной власти и местного самоуправления, с другой - широкое участие граждан в решении общегосударственных проблем.

2. Создание Общественной палаты Российской Федерации, продиктовано объективной необходимостью реализации конституционного права граждан Российской Федерации - участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

3. Модель диалога общества с властью должна основываться на принципах: открытости, прозрачности, подконтрольности и ответственности органов государственной власти и местного самоуправления перед населением, а также широкой информированности граждан о принимаемых ими решениях и участии в их обсуждении. Создание механизма поддержания постоянного диалога между представителями гражданского общества и органами власти способно существенно повысить возможности их взаимодействия. В этой связи закрепление правового статуса Общественной палаты Российской Федерации на уровне Федерального закона означает важный шаг в развитии общественных институтов, способных оказывать влияние на властные решения, в том числе, если речь об уровне принятия властных решений в виде принятия законов и иных нормативных правовых актов.

4. Демократия, провозглашенная как основа российской государственности подразумевает активное участие граждан в политике, в государственном управлении. В связи с этим, общественный контроль за деятельностью органов государственной власти представляет собой целенаправленную деятельность Общественной палаты Российской Федерации, в ходе которой выявляются допущенные подконтрольными субъектами отклонения от нормативно заданных параметров, определяются причины и условия, приведшие и способствовавшие подобному положению, вырабатываются пути преодоления и исключения их в будущем.

5. В России с созданием Общественной палаты отрабатывается механизм проведения общественной экспертизы. Эти процессы являются объективными и диктуются необходимостью снижения социального риска при принятии решений на различных уровнях государственного управления. С одной стороны, требуется максимально обеспечить взвешенные решения, а с другой - активизировать интеллектуальный потенциал общества, привлечь коллективный интеллект для объективной оценки сложившейся ситуации и поиска наиболее оптимальных мер преодоления имеющихся проблем. Отсюда вытекает актуальность формирования института общественной экспертизы, позволяющего учитывать интересы и потребности каждой социальной группы и российского общества в целом.

6. Автором дается определение общественной экспертизы, под которой следует понимать исследование членами Общественной палаты РФ самостоятельно либо с привлечением общественных экспертов проектов нормативно-правовых актов с точки зрения их эффективности, целесообразности и справедливости, с целью согласования общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления, носящее рекомендательный характер и подлежащее обязательному рассмотрению.

7. Инициатива по созданию Общественной палаты Российской Федерации носит конструктивный характер. Нельзя отрицать, что деятельность органов государственной власти становится намного эффективнее, когда в государственном управлении задействованы институты гражданского общества, среди которых важную роль играют принадлежит общественные и некоммерческие объединениям.

8. С разработкой инструментария работы Общественной палаты Российской Федерации граждане получат возможность более обширно выражать своё одобрение или неудовлетворенность деятельностью властных структур, с тем, чтобы обратить внимание на решение тех или иных социально значимых проблем. Это позволит предупредить разрушительные процессы, происходящие в обществе на самом высоком уровне государственной власти.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Урюпин, Александр Николаевич, 2008 год

1. Меадународно-правовые источники и документы.

2. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Международное право в документах: Учеб. пособие / сост.Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. М., 2003.

3. Международный пакт о гражданских и политических правахt

4. Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII.

5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII.

6. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, принята в Минске 26 мая 1995 г. // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество», 1995 г., № 2.

7. Официальные документы, нормативно-правовые акты Российской1. Федерации

8. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года// Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52

9. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. //Российская газета. 1993. 25 декабря.

10. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, № 13, ст. 1447.

11. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»// Российская газета, №93, 16.05.1995.

12. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1.

13. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»// Российская газета, № 43-44, 04.03.1997

14. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 27.09.2002 № 5-ФКЗ, от 28.06.2004 № 5-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ, 16.10.1995, № 42, ст. 3921.

15. Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 18.07.1995 № 107-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ)//Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 13.05.1993, № 19, ст. 683.

16. Федеральный закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с изменениями от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)// Справочная правовая система «ГАРАНТ» 2007.

17. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 29.06.2004) //Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301; Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.

18. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11.01.1995 № 4-ФЗ (ред. от 29.06.2004) // Российская газета, № 9 10, 14.01.1995; Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, № 3, ст. 167.

19. Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.06.2004) // Российская газета, № 160, 18.08.1995.

20. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»// Справочно-правовая система ГАРАНТ 2007 г.

21. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-Ф3 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. федерального закона от 16.12.2004 № 160-ФЗ)// Российская газета, № 152, 08.08.2000.

22. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской

23. Федерации» (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ)// Российская газета, № 106, 05.06.2001.

24. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 № 151-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ)// Российская газета, № 100, 05.06.2002.

25. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации» (с изменениями от 27 декабря 2005 г., 30 июня 2007 г.)// Российская газета от 7 апреля 2005 г. № 3739.

26. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»//С3 РФ.2002 № 7. Ст. 635.

27. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»//С3 РФ. 1998. № 7. Ст. 801.

28. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 декабря 2004 г. № 1394-IV ГД «О проекте Федерального закона № 118890-4 «Об Общественной палате Российской Федерации».

29. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 февраля 2005 г. № 1531-IV ГД «О проекте Федерального закона № 118890-4 «Об Общественной палате Российской Федерации».

30. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 марта 2005 г. № 1610-IV ГД «О Федеральном законе «Об Общественной палате Российской Федерации» (проект N 118890-4)».

31. Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций «На проект Федерального закона № 118890-4 «Об Общественной палате Российской Федерации».

32. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 № 649)// Собрание законодательства РФ, № 11, 15.03.2004, ст. 945.

33. Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, 2004 г.

34. Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, 2005 г.

35. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства РФ и Положении об Аппарате Правительства РФ»// Российская газета, № 119, 08.06.2004

36. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти».

37. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. № 479 «О порядке направления членов Общественной палаты Российской Федерации для участия в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти»//Российская газета 9 августа 2005. № 173.

38. Приказ МВД Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 406 «Об объявлении регламента заседаний коллегии и совещаний руководства Министерства внутренних дел Российской Федерации»//официальный сайт МВД России в сети Интернет www.mvd.ru

39. Приказ МВД России № 1025 от 14 декабря 2006 г. «Об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации»//официальный сайт МВД России в сети Интернет www.mvd.ru.

40. Информационное сообщение Общественной палаты РФ от 3 декабря 2005 г. «Процедура выборов в члены общественной палаты Российской Федерации представителей межрегиональных и региональных общественных объединений».

41. Нормативно-правовые акты СССР

42. Конституция (Основной Закон) СССР. М., 1977.

43. Закон о народном контроле в СССР //Ведомости Верховного Совета СССР 1979, № 49, ст. 840.

44. Постановление ЦК КПСС о мерах по дальнейшему улучшению работы органов народного контроля и усилению партийного руководства ими в связи с принятием Закона о народном контроле в СССР.// Партийная жизнь, 1980, №3.

45. Положения о постоянных комиссиях местных Советов. Госюриздат, 1958.

46. Положение об уличных комитетах в городах, рабочих и дачных поселках Московской области. Участие общественности в работе местных Советов (Сборник документов). М., Госюриздат, 1960.

47. Положение об общественной комиссии содействия при домоуправлении (Сборник документов). М., Госюриздат, 1960.

48. Положение о советах содействия при лечебно-профилактических учреждениях. (Сборник документов). М., Госюриздат, 1960.

49. Положение о родительском комитете начальной, семилетней и средней школы (Сборник документов). М., Госюриздат, 1960.

50. Положение об общественных пожарных уполномоченных в жилых домах гор. Москвы (Сборник документов). М., Госюриздат, 1960.

51. Примерный устав колхоза, принятый Третьим Всесоюзным съездом колхозников и утвержденного постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 ноября 1969 г. № 910.//СП СССР, 1969, № 26, ст. 150.

52. Устав профессиональных союзов. М., 1977.

53. Монографии, тематические сборники, материалы научных конференций, учебные и справочные издания

54. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник/ Под ред. В.П. Сальникова. В 2 ч. Ч. 1 М.: ЦОКР МВД России,2005.

55. Административная этика / Под ред. В. JI. Романова. М., 1999.

56. Авакьян С.А. Конституционное право России. Том 1. М., 2006.

57. Авакьян С.А. Политический плюрализм, общественные объединения а Российской Федерации: Конституционно-правовые основы, М., 1996.

58. Аксютин Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР 1953-1964 гг. М: РОССПЭН. 2004.

59. Ар дан Ф. Франция: государственная система. М.: Юрид. лит. ,1994.

60. Афиногенов. Д. Общественная экологическая экспертиза: «ямы» и «мины» на правовом поле. СПб., 2003.

61. Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов,1972.

62. Баллаева Б. А. Тендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России. М., 1998.

63. Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону «Об общественной палате Российской Федерации» (Постатейный)//Книги, «Юстицинформ». 2006.

64. Большая советская энциклопедия, М, 1999.

65. Большой юридический энциклопедический словарь // Автор и сост. А.Б. Борихин. М. 2000.

66. Буссель Ю.Н. «Социальный и экономический Совет Франции: роль в системе оптимизации государственных программ» http://www.politanaliz.ru/articles375.html.

67. Василенко Л. А., Макагонов П. П., Тадорашко К. П. Взаимодействие муниципальных и государственных структур управления с некоммерческими общественными организациями. Самара, 2002.

68. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990.

69. Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и её историческая эволюция. М., 1995.

70. Власов. В. А. Советский государственный аппарат. М. Госюриздат, 1959, стр. 165;

71. Власов. В. А. Обеспечение социалистической законности в советском государственном управлении. М. 1958.

72. Гегель Г.Ф. Философия права. М., 1990.

73. Гоббс Т. Избранные произведения. T.l. М. 1956.

74. Гончарова А. Н. Проблема согласования общественных и личных интересов в процессе построения гражданского общества. Красноярск, 2001.

75. Граждан В. Д. Государственная гражданская служба. М., 2005

76. Гражданское общество: истоки и современность // Под ред. И.И. Кально-го СПб.: Юридический центр Пресс, 2000.

77. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В. 4-х т. Т. 4. М., 1980.

78. Демократический контроль над военной сферой в России и странах СНГ./ Под ред. А.И. Никитина. М. Изд-во «Эслан», 2002.

79. Дилигенский Г.Г. Что мы знаем о демократии и гражданском общества // Pro et Contra. 1997. №4.

80. Джон Кин. Демократия и гражданское общество / Пер. с англ.; послесл. М.А. Абрамова. М.: Прогресс-Традиция. 2001.

81. Доклад Общественной палаты Российской Федерации «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации» 2006 г. //www.oprf.ru

82. Замошкин Ю.А. Частная жизнь, частный интерес, частная собственность //Вопросы философии. 1991. № 1.

83. Заславская Т.И. Инновационный потенциал России и проблемы гражданского общества // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001.

84. Здир Я. А. Государственные инспекции в СССР. Госюриздат,1960.

85. Злобина Е.А., Батаев А.А. Комментарий к Федеральному закону от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации»//Система ГАРАНТ 2007 г.

86. Кабышев В.Т. Прямое народовластие в советском государстве. Саратов, 1974.

87. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.1998.

88. Комаров С.А. Государственное строительство и конституционные права граждан // М.: ГД ФС РФ, Информационно-аналитический бюллетень, 2005, №3.

89. Комментарий к Федеральному закону «Об Общественной палате Российской Федерации от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3. Под общей редакцией А.Г. Кучерены. М. Юстицинформ. 2007.

90. Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией JI.A. Окунькова. - М.: Издательская группа ИНФРА"М - НОРМА, 1997.

91. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие // Сост. проф. В.В. Маклаков. М.: Издательство БЕК, 2000.

92. Конституционное право России: учебник для студентов вузов/А.С. Прудников и др.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

93. Лапин Н.И. Права и свободы граждан России: их важность и их нарушае-мость // Куда пришла Россия?. Итоги социеталыюй трансформации / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М: МВШСЭН, 2003.

94. Лаптева Е.В. Формирование гражданского общества в России //В сб.: Общественная палата и её роль в формировании гражданского общества: Международная научно-практическая конференция. М: Московский университет МВД России, 2006.

95. Ленин В.И. Полн. собр. соч. М.: Политиздат. 1980.

96. Локк Д. Избранные философские произведения. Т. 2. М. 1966.

97. Луков В. А. Социальная экспертиза, М., 1996.

98. Лукьянов А. И., Б. М. Лазарев. Советское государство и общественные организации. Госюриздат, 1960.

99. Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы президента РФ: основные социальные и правовые характеристики. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.

100. Магомедов К. О. Гражданское общество и государство. М.,

101. Малышев А.Ю. Становление гражданского общества и многопартийности в России: учебное пособие. М., 2003.

102. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23.

103. Мартынов А. С. Природа и люди России: экология, религия, политика и действие, М., 1999; Укрепление роли общественных организаций. М., 2002.

104. Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права. М.1997.

105. Мирзоев Г.Б. Правоохранительная деятельность государства и вопросы общественного контроля. - М.: Издательство «Юрлитинформ», 2007.

106. Мирошниченко Г.Г. Институт нравственности основа концепции Общественной палаты //В сб.: Общественная палата и её роль в формировании гражданского общества: Международная научно-практическая конференция. - М.: Московский университет МВД России, 2006.

107. Монтескье Ш. Избранные произведения. М. 1955.

108. Монтескье Ш. О духе законов. Антология мировой правовой мысли. Т. 3. М. 1999.

109. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев)//Система ГАРАНТ, 2003 г.

110. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций/Под ред. Ю.В. Анохина, В.Н. Бутылина. М. ЦОКР МВД России, 2006.

111. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. Изд. 2-е, доп. -М.: Издательство РАГС, 2005.

112. Общественная палата и ее роль в формировании гражданского общества: Международная научно-практическая конференция. М. Московский университет МВД России, 2006.

113. Общественные советы как механизм участия общественности в работе государственных органов: Сб. материалов. Составитель В. Брайт. Киев, 2004.

114. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984.

115. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Дегуманизация искусства: Эссе о литературе и искусстве. М.: Радуга, 1991.

116. Основы знаний о праве и государстве / Под ред. В.М. Шафирова. Красноярск, 1996.

117. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М.: РОССПЭН, 1997.

118. Перегрудов СИ. Гражданское общество как политический феномен. М. 1992.

119. Политика. Власть. Право / Под ред. С.А. Комарова. СПб., 1999.2.

120. Пугачев В.П. Плюрализм власти как важнейшее условие формирования гражданского общества // Гражданское общество: первые шаги / Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб., 1999.

121. Радько Т.Н. Парламентский контроль за деятельностью силовых министерств и специальных служб - важная гарантия обеспечения прав человека//Материалы международной научно-практической конференции(26-27 октября 1999г.). Москва 2000.

122. Россия на рубеже веков. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), Российский независимый институт социальных и национальных проблем (РНИСиНП), 2000.

123. Рудак Н.В. О взаимодействии органов внутренних дел с гражданским населением.//Милиция/полиция третьего тысячелетия, совершенствование подготовки сотрудников органов внутренних дел к взаимодействию с населением. Смоленск: Смоленский регион IPA, 2001.

124. Советское административное право. Отв. ред. А. Е. Лунев. М.,

125. Соловьёв B.C. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1990.

126. Становление гражданского общества в России (правовой аспект) / Под ред. О.И. Цыбулевской. Саратов. 2000.

127. Тендерная экспертиза российского законодательства: теория и практика. М, 2002.

128. Тихомиров Ю. А. Юридическая коллизия. М., 1996.

129. Токвиль А. О демократии в Америке. М.: Прогресс, 1987.

130. Уледов А.К. Взаимодействие гражданского общества и государства (теоретико-методологические аспекты анализа) // Имидж госслужбы. М., 1996.

131. Фархутдинов Я.Ф. «Конституция Российской Федерации -источник гражданского процессуального права»// Вестник ТИСБИ Выпуск № 3. 2000.

132. Червонюк В.И. Общественная палата в контексте социогуманитарной идеи права //В сб.: Общественная палата и её роль в формировании гражданского общества: Международная научно-практическая конференция. -М.: Московский университет МВД России, 2006.

133. Чиркин В.Е. Современное государство М.: Международные отношения. 2001.

134. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М.1994.

135. Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. М., 2002.

136. Шулепов А.В. Становление институтов гражданского общества в реформируемой России (брошюра). М.: ИСПИ РАН, 2001.

137. Шушкевич И.Ч. Концептуальные основы обеспечения взаимодействия полиции с общественностью. Смоленск. 2001.

138. Яблоков А. В., Тишков А. А. Правда об экологической экспертизе // Экология и жизнь. 1998. № 2.

139. Ястребцев А. С. Экология жизненного пространства. М., 1999.

142. Астафичев П.А. Общественная палата России в механизме общественно-политического представительства: проблемы правового регулирования/ТГосударство и право, 2007, № 1.

143. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. Автореферат Дис. на соискание ученой степени д.ю.н. М. 2001.

144. Бородин С.В, Кудрявцев В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России // Государство и право. 2002. № 5.

145. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.

146. Венгеров А. Б. Синергетика, юридическая наука, право // Советское государство и право. М, 1986. № 10

147. Гуринович А.Г., Комаров С.А. Общественная палата российской Федерации и экспертиза законопроектов//Представительная власть -XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2005. № 3.

148. Керимов А.Д. К вопросу о формировании гражданского общества в России // Гражданин и право. 2002. № 3.

149. Котовец В. А. Общественная экспертиза в сфере экологии // Государство и общество. 2001. № 7.

150. Матузов Н.И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики//Правовая политика и правовая жизнь. 2000. Ноябрь.

151. Ноздрачев. А.Ф. Гражданин и государство: взаимоотношения в XXI веке// «Журнал российского права», № 9, сентябрь 2005 г.

152. Панов А.А. Общественная палата Российской Федерации как новый субъект гражданского общества // М. К+. 2006.

153. Резник Ю.М. Гражданское общество как идея // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 4.

154. Руденко В. Н. Консультативные общественные советы: особенности организации и деятельности // Журнал ПОЛИТЭКС, 2006, № 3.

155. Тарасов A.M. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля //Государство и право, 2004. №. 10.

156. Фоков А.П. Законодательное обеспечение Общественной палаты в России и за рубежом// Юрист.2004 № 12.

157. Литература на иностранных языках

158. The Political Role of Law Courts in Modern Democracies. L., 1998.

159. Tonnies F. Kritik tier offentlishen Meining.

160. Levermore Pnina. The Climate of Trust program and Civil Society //В сб.: Общественная палата и её роль в формировании гражданского общества: Международная научно-практическая конференция. М.: Московский университет МВД России, 2006.

161. Источники из WWW (Интернет)

162. Выступление В.В.Путина на традиционной ежегодной пресс-конференции перед российскими и иностранными журналистами 31 января 2006 г. //http://president.kremlin.ru/

163. Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации в сети Интернет http://www.oprf.ru/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Не существуют ни одного «юридического» определения Общественной палаты РФ. Можно сказать, что Общественная палата – это, во-первых, институт, во-вторых, институт общественный, неполитический (не участвующий в распределении власти и в борьбе за ее осуществление), можно даже сказать, гуманитарно-научный институт, созданный для согласования интересов общества и его членов.

Общественная палата РФ не входит в систему органов государственной власти РФ. В статье 11 Конституции РФ установлено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

В части 1 ст. 1 ФЗ законодателем сделана попытка установить правовой статус Общественной палаты. Правительство РФ в своем Заключении «На проект Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» указывало на необходимость дополнительной проработки вопроса о правовом статусе Общественной палаты, которая является формой взаимодействия граждан и органов государственной власти, но при этом имеет аппарат в форме государственного учреждения. Однако положения законопроекта в этой части так и не были уточнены.

В результате об Общественной палате можно говорить только довольно обобщенно – это новый общественный институт в Российской Федерации, который призван обеспечить взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" закрепляет, что Общественная палата Российской Федерации (далее - Общественная палата) обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания. Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций. Наименование "Общественная палата Российской Федерации" не может быть использовано в названиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также в названиях объединений, организаций, учреждений и предприятий. Наименование "Общественная палата Российской Федерации" не подлежит государственной регистрации. Местонахождение Общественной палаты - город Москва.