1. Понятие истины. Итак, результаты нашего познания (знания) могут различаться. Как же тогда определить, кто прав, а кто заблуждается? Соотношение между нашими знаниями и реальностью характеризуется понятием истина.
Истина есть адекватное (верное, правильное) отражение действительности в сознании человека.
Противоположностью истине являются заблуждение и ложь. Заблуждение – содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное, то есть неосознанное искажение действительности. «Чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках» (Писарев). В отличие от заблуждения ложь – это сознательное искажение истины. Русская философия вместо категории «истина» использует понятие «правды» – сознательного утверждения истины, борьбы за нее.
Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения. Например, произведения искусства. С точки зрения философии, ее основные категории принципиально различны.
Истина едина, но для удобства ее изучения в ней выделяют различные аспекты – свойства, виды, критерии.
2. Свойства истины. Любая истина объективна и конкретна.
А. Объективность истины обозначает то, что она существует в действительности, независимо от сознания людей, от познающего субъекта. Знание о движении Земли вокруг Солнца содержательно определяется объектом познания (взаимодействием Земли и Солнца), а не субъектом (человеком).
Б. Конкретность - свойство истины, основанное на учете конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от условий места и времени и т. д. Например, истинность или ложность тех или иных предложений не смогут быть установлены, если не оговорены условия, в соответствии с которыми они сформулированы. Предложение “Сумма внутренних углов треугольника равна 2d” истинно лишь для евклидовой геометрии и ложно, в геометрии Лобачевского.
В. Истинное знание разными людьми может быть по-разному выражено – формулы, определения, законы и т.д. В этом состоит субъективность истины. Но субъективна она только по форме выражения, а не по сути.
3. Виды истины. Выделяют относительную и абсолютную истину.
А. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее, точное, окончательное знание об объекте исследования. Абсолютная истина вечна, в ней воплощается бесконечность нашего познания мира, предел, к которому стремится наше знание. Она существует, скорее, как цель познания, а не как реально достигаемый результат.
Б. Относительная истина. Ступенями на пути к абсолютной истине являются истины относительные. Относительная истина – это полное и точное знание об объекте исследования, но только на данном уровне развития науки. Относительная истина зависит от реальных исторических условий, в частности от точности или совершенства средств наблюдения или измерения, и эксперимента.
В. Связь абсолютной и относительной истин. Их невозможно отделить одну от другой. Абсолютная истина включает в себя ведущие к ней относительные, а каждая относительная истина является как бы частичкой истины абсолютной. Абсолютная и относительная истины – истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности и полноты отражения действительности.
4. Критерии истины. Итак, истина – это знание соответствующее реальности. Но как узнать, соответствует ли знание реальности, как это можно проверить? С помощью критериев – показателей, признаков, мерил.
Основным критерием истины в познании выступает практика (деятельность, опыт или эксперимент).
Для точных наук важнейшим является такой критерий истины как согласованность или формально-логическая непротиворечивость знания, стройное логически выстроенное доказательство , например, теоремы.
Подтверждает истинность соответствие ранее открытым законам науки.
Дополнительными критериями истины могут быть простота, гармоничность, практическая полезность, нравственность и др.
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Что такое культура?
А. Определения культуры Культура – одно из самых многозначных понятий. Культуру изучает наука – культурология, в которой насчитывается около 400 определений культуры Слово «культура» происходит от лат. cultura – возделывание почвы. В широком смысле, под культурой понимается все, что создано человеком в материальном, духовном и социальном мире, то есть все надприродное – «вторая природа». Культура – совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя. Но настоящая К. должна способствовать духовному совершенствованию человека, этим она отличается от антикультуры (концентрационные лагеря, орудия пыток). В узком смысле и в обыденной жизни мы привыкли использовать понятие К в значении процесса активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности .
Б. Функции культуры Культура выполняет в обществе множество функций:адаптивную, регулятивную, социализации, аксеологическую(ценностную), информационную, знаковую, познавательную, коммуникативную, интегративную, релаксационную (рекреационную), гуманистическую, творческую. Однако К. не просто служит чему-то, она обладает самоценностью – является единственно возможным способом существования человека. В целом роль культуры в том, что она сохраняет и передает различную информацию. Такая трансляция опыта осуществляется в ходе двух параллельных процессов – преемственности и новаторства.
В. Сферы существования культуры . Выделяют две такие сферы – материальную (осязаемую, удовлетворяющую физические потребности – дом, мебель, одежда…) и духовную (содержащуюся в сознании, удовлетворяющую идеальные потребности – литература, искусство, наука…). В каждом объекте жизни есть элемент как материального, так и духовного. Духовная культура находит свое выражение в материальных объектах (книга, картина….). Отнести объект к материальной или духовной К. можно на основе потребностей, которые он удовлетворяет. Структура К: потребности (материальные или духовные) → производство (…..) → блага (…..).
Структура духовной жизни общества | |||||||
духовные потребности | духовная деятельность (духовное производство) | духовные блага (ценности) | |||||
представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности | производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом | · идеи, теории, образы и духовные ценности; · духовные общественные связи индивидов; · сам человек как существо духовное |
Духовная культура, существующая исключительно в сознании людей - знания, вера, чувства, стремления, мысли, интересы, способности – называется духовным миром человека. Духовная жизнь личности проявляется в обществе как духовная сфера общественной жизни. Ее основные элементы – право, мораль, философия, наука, искусство, религия.
Формы и виды культуры
А. Способы классификации культуры:
· по связи с религией разделяют светскую и религиозные культуры;
· по этническому признаку – мировую и национальные;
· по цивилизационному признаку – культуру Запада и культуру Востока;
· по территориальному – сельскую и городскую;
· по уровню исполнения и аудитории – элитарную, народную и массовую;
· по распространению – доминирующую и субкультуры,
· по социально-классовому признаку – крестьянскую, дворянскую, пролетарскую, буржуазную, ….
· по историческому признаку – первобытную, средневековую, современную
· по виду деятельности – художественную, политическую, экологическую….
Б. Формы культуры
Народная (= фольклор – от англ. folk-lore – народное творчество):первая, анонимная, простая, традиционная, образная, национальная, распространена бытовая и эпическая тематика. Примеры: былины, сказки, предания, частушки, пословицы, песни, танцы, эпос и т.д.)
Элитарная (от фр. elit – лучшее, отборное, избранное) для высшей части общества («высокая»), авторский характер, экспериментальный, самовыражение, для интеллигенции и специалистов, сложная по содержанию, насыщена символами, предмет споров, меняется вместе со стилем. Примеры: музыка Стравинского, живопись С. Дали или фильмы Ф. Феллини.
Массовая (от мassa – от лат. ком, кусок) Появляется в начале ХХ в расцветает. Причины: демографический взрыв, урбанизации, конвейер, СМИ. Масса – средний человек. Примитивна по содержанию, удовлетворяет сиюминутные запросы быстро забывается, делается на продажу, является товаром. Китч (от нем. кitsch – дешевка).
Одни виды искусства могут принадлежать разным видам культуры. Например, народная, популярная и классическая музыка. Но есть жанры, только массовые – например, цирк, детективы, комиксы, телесериалы, мультфильмы.
В) Виды культуры:
Доминирующая – характерная длябольшинства членов данного сообщества, господствующая. Общество делиться на множество национальных. профессиональных, возрастных групп – у каждой из них формируется собственная К – субкультура (от лат. sub – под).
Субкультура – это культура больших социальных групп, которая имеет существенные отличия от доминирующей, но не противостоит ей (женская, профессиональная…) Например, молодежная субкультура – досуг, учеба, переход, виртуальная реальность. Делится на множество субкультур: по музыке (панки, металлисты, рокеры, рейверы….); по увлечениям (отаку, ролевики, геймеры…); по общественным убеждениям (антифа, яппи, хиппи..), по хобби (байкеры, хакеры, райтеры….)
Контркультура – противостоит общепринятым ценностям и нормам (уголовная, террористическая). КК находятся в процессе взаимного влияния и развития (хиппи из контркультуры стали субкультурой, в сотовом телефоне звонит классическая музыка….). Взаимовлияние разных видов культур друг на друга называют диалогом культур . Одним из ее примеров является вестернизация – распространение в мире влияния западной культуры.
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1. Что такое наука? Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Термин «НАУКА» используется в трех значениях
2. Наука как социальный институт – этоособая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.)
А. Институционализация (этапы развития): зародилась в древнем мире (математика, медицина, астрономия, химия); XVI век – становление, обретение современного смысла, использование строго научных методов; XIX век – специализация, XX век – превращение в основную производительную силу общества. Развивается революционно (Ньютон – в основе всего лежат законы, которые человеческий разум может познать; Эйнштейн – всё относительно). Конец 1970х – НТР (компьютер). Две противоречивые тенденции развития науки – специализация (300 направлений в медицине) и интеграция (геофизика)
Б. Главный признак любого социального института – роль в обществе .
Особо выделяют социальную функцию науки, которая состоит в преобразовании социальной жизни на основе внедрения достижений науки в общественную жизнь (появление новых лекарств).
По основным целям науки делятся на фундаментальные=теоретические (история педагогики; теория социологии) и прикладные =практические (методика обучения обществознанию, методика социологического исследования).
3. Наука как особый способ познания мира – это система научных исследований, опытно-конструкторские изыскания
А. Существенно отличается от других видов познания (мифологического, обыденного, художественного). Основные особенности:
1) объективность – стремление к получению объективного знания, к истине
2) сущностность – проникновение в причинно-следственные связи, строение, развитие объекта
3) широта объектов познания (изучает все)
4) особая этика познания (не искажать факты, не выдавать чужое за свое, оценивать результаты с позиции перспектив развития человечества)
5) использование специальных методов, приборов и терминов, системы понятий
6) рациональность – обязательность логики, доказательств, непротиворечивость
7) системность (взаимосвязь знаний, выстраивание целостной непротиворечивой картины мира)
8) нацеленность на получение нового знания
Б. Уровни и методы научного познания
В. Формы (уровни) осуществления научного познания :
2. Проблема
3. Гипотеза
4. Концепция
5. Закономерность
6. Закон (простой, всеобщий)
8. Парадигма – основной принцип познания мира, лежащий в основе всех научных исследований в определенный исторический период. Меняется редко в результате научных революций (ньютоновская парадигма – в основе всего мира лежат законы, человек может их познать и согласно им действовать; Эйнштейновская парадигма – «все относительно»).
4. Как совокупность знаний – это научные представления понятия, теории, приведенные в целостную систему на основе определенных принципов
А. Виды наук. По предмету изучения науки делятся на: естественные (изучают природу), общественные (изучают человека и общество), точные (изучают знаки). Смежной между общественными и естественными науками является география, так как антропогенный фактор все больше изменяет географическую среду (социальная и экономическая география). Социально-гуманитарные (общественные) науки: история, психология, социология… Социальные и гуманитарные науки взаимопроникаемы, но если их различать, то: социальные науки – анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений, а гуманитарные науки - анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений.
Б. Особенности социального познания . Социально-гуманитарные науки обладают специфическими чертами, связанными с особенностями социального познания: 1) совпадением субъекта и объекта → большой ролью субъективного фактора; 2) ограниченностью возможностей наблюдения и эксперимента; 3) неповторимостью фактов; 4) необходимостью анализа огромного числа фактов, невозможностью вывести законы, а только закономерности, оценочностью.
Урок 56-57
Обществознание, профильный уровень
ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
Д.З: § 22, ?? (с.234),
задания (с.234-236)
© ред. А.И. Колмаков
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img1.jpg)
- содействовать философскому осознанию истины, её критериев, абсолютности и относительности истины
- продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img2.jpg)
Универсальные учебные действия
- Знать: основные подходы к пониманию истины и ее критериев, анализировать абсолютную и относительную истину, соотносить истину и заблуждение.
- Уметь: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности, объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img3.jpg)
- эмпиризм;
- рационализм;
- объективная истина;
- абсолютная истина;
- относительная истина;
- критерий;
- практика;
- научное познание;
- эмпирики;
- рационалисты;
- конвенционалисты;
- практики
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img4.jpg)
Изучение нового материала
- Понятие научной истины.
- Относительность истины.
- Истина и заблуждение.
Вспомните. Как в истории философской мысли решался вопрос о соотношении бытия и познания? В чем выражается взаимосвязь чувственного и рационального познания? Как менялась оценка роли и места познающего субъекта в познании?
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img5.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img6.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img7.jpg)
Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно».
(В.С.Соловьев, русский философ)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img8.jpg)
важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
Какие трактовки истины дают философы?
«истина есть тождество вещи и представления»
«Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
Фома Аквинский
Р. Декарт
Аристотель
Работа с учебником (стр. 227)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img9.jpg)
«…одно и то же существует и не существует, оно и плохо и хорошо, другие противолежащие друг другу высказывания также верны…»
Позиция Протагора
« Что каждому кажется, то и достоверно».
На чьей стороне вы? Аргументируйте своё утверждение!
Критика позиции Протагора Аристотелем
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img10.jpg)
Критерий истины
Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?
- Сколько позиций представлено в учебнике?
- В чём их суть?
- Назовите слабые стороны каждой?
Работа с учебником (стр. 228-230)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img11.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img12.jpg)
Эмпирики
(взгляды)
Критика позиции эмпириков
- на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
- чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
- многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
- чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
- источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
- ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
- мышление рассматривается как производное от ощущений;
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img13.jpg)
Критика рационалистов
Рационалисты
(взгляды)
- Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
- Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
- критерием истины выступает разум;
- За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img14.jpg)
Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
«Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты .
При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img15.jpg)
Критерии истины
Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, полностью исчерпывающее предмет, которая не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.
Относительная истина – неполное, ограниченное знание.
Критерий истины – практика:
практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
ИСТИНА
КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img16.jpg)
Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины
Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?
Отказ от идеи
развития знания
Критерий истинности - теория
Истина – это знание, соответствующее предмету познания, совпадающее с ним.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img17.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img18.jpg)
Свойства истины
это такое содержание
наших знаний, которое
не зависит ни от человека,
ни от человечества
зависимость истины
от места, времени и
других условий её получения
Объективность
Конкретность
Формы истины
- научная истина
- обыденная или житейская истина
- художественная истина
- нравственная истина
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img19.jpg)
Причины относительности истины
Мир бесконечно изменчив
Познавательные возможности человека ограничены
Возможности познания зависят от реальных исторических условий развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента своего времени и определяются уровнем
Особенности познавательной деятельности человека
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img20.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img21.jpg)
Причины заблуждений – в особенностях сознания
«Идолы сознания» Р. Бэкона
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img22.jpg)
Связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастиями, воспитанием и т.д.
В этом смысле каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры .
В какой «пещере» человек обитает, с такими представлениями и взирает на мир. Одному нравятся танцы, но он ненавидит живопись. Другой – никогда не восхитится водопадом, он любит футбол и играть на барабане в новогоднюю ночь. Такова сущность людей.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img23.jpg)
Труднее поддаются устранению призраки театра, источник которых - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу.
Это всем хорошо известные суеверия и предрассудки, пропаганда, мода. Люди отводят себе и окружающим некие роли, как на сцене театра, играют эти роли, не удосуживаясь задуматься, а таков ли я или тот джентльмен на самом деле.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img24.jpg)
Нелегко победить также идолов площади, источник которых - само общение людей, предполагающее использование языка.
Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях языка, и тем самым опять-таки оказываемся в плену заблуждений.
Таковы стереотипы обыденного сознания, закрепляющиеся в общении.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img25.jpg)
Однако самыми опасными оказываются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особенно в разуме человека и освободиться от них всего труднее. Бэкон уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость которого искажает все, что в нем отражается.
Например, люди с трудом отказываются от однажды принятых и закреплённых догм, и новые факты стремятся подогнать под уже имеющиеся объяснения.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img26.jpg)
Проверь себя
1) Каково классическое определение истины как философского понятия?
2) В чём выражается объективность истины?
3) Чем, по мнению эмпириков, обеспечивается истинность наших знаний?
4) Покажите познавательную и мировоззренческую ограниченность эмпиризма?
5) Каков главный критерий истины с позиций рационалистов?
6) В чём недостатки этого подхода?
7) Что включает в себя практика как критерий истины?
8) Раскройте возможности и границы использования критерия «практика» в оценке результатов познавательной деятельности.
9) Дайте определение понятию «абсолютная истина».
10) В чём выражается относительность добываемых нами истин?
11) Каковы, на взгляд философов и психологов, истоки человеческих заблуждений?
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img27.jpg)
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img28.jpg)
- Верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое в конечном счете при помощи критерия практики, называется:
а) истиной; б) догмой; в) понятием;
г) суждением.
- Учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира:
а) эмпиризм; б) рационализм;
в) агностицизм; г) алогизм.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img29.jpg)
3. Критерий истины для рационалистов:
а) опыт; б) разум; в) эксперимент;
г) практика.
4.Знание, которое не зависит от воли и желания субъекта, называется:
а) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;
г) относительной истиной.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img30.jpg)
5. Полное, исчерпывающее знание о действительности и тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем:
А) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;
г) относительной истиной.
6. Научные истины, не создающие полного, исчерпывающего знания об изучаемом предмете и которые в процессе познания будут изменяться, углубляться новыми, называются:
А) объективными; б) абсолютными;
в) относительными; г) абстрактными.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img31.jpg)
7. Расположите в правильной последовательности этапы любого исследования:
1) сбор материала 2) выработка гипотезы исследования 3) подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет и т.п.) 4) выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) 5) поиск и предложение возможных вариантов решения 6) анализ и обобщение полученных данных.
8. Кто из ученых предложил использование термина «научные революции» для отображения коренных изменений в системе научных знаний:
А) Т.Кун; б) Ф.Бэкон; в) Р.Декарт; г) Ф.Ницше.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img32.jpg)
9. «Гипотез не измышляю», - выражение, принадлежащее:
А) И.Ньютону; б) В.Гилберу; в) Б.Спинозе; г) Д.Локку.
10. Вставьте пропущенное слово:
«……. в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету» (Р.Декарт).
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img33.jpg)
- Источники
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
- Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.
- Гульнара Равильевна Хамитова;
- Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ№ 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/2/a/5/2a52b925ee1ce470b8612edae9809b732fb175ed/img34.jpg)
КЛЮЧИ К ТЕСТУ «Истина и ее критерии»
- 4,2,5,1,6,3
- Истина
Человек познаёт мир, общество и самого себя с одной целью — познать истину. А что такое истина, как определить, что то или иное знание является истинным, каковы критерии истины? Об этом данная статья.
Что такое истина
Определений истины несколько. Вот некоторые из них.
- Истина — это знание, которое соответствует предмету познания.
- Истина — это правдивое, объективное отражение в сознании человека действительности.
Абсолютная и относительная истина
Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.
Примеры : человек смертен, дважды два — четыре.
Относительная истина – это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.
Пример : сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д.Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.
Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.
Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.
Бывает ли две истины?
Нет, двух истин не бывает . Может быть несколько точек зрения на изучаемый предмет, но истина всегда одна.
Что является противоположностью истины?
Противоположность истины- заблуждение.
Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету познания, но принимаемое за истину. Учёный верит в то, что его знания о предмете- истинные, хотя он заблуждается.
Запомните : ложь- не является противоположностью истины.
Ложь — это категория морали. Для неё характерно то, что истина скрывается с какой-то целью, хотя она известна. Заблуждение же — это не ложь , а искренняя вера в то, что знания истинные (например, коммунизм- это заблуждение, такого общества быть не может в жизни человечества, но в него искренне верили целые поколения советских людей).
Объективная и субъективная истина
Объективная истина — это такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг.
Например, многое в мире, во Вселенной существует в реальности, хотя человечество ещё не познало это, возможно,не познает никогда, но всё это существует, объективная истина.
Субъективная истина – это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через сознание человеком, понято им.
Запомните: объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина — всегда объективна.
Критерии истины
Критерии – это слово иностранного происхождения, в переводе с греческого kriterion - мерило для оценки. Таким образом, критерии истины- это основания, которые позволят убедиться в истинности, точности знаний, в соответствии их предмету познания.
Критерии истины
- Чувственный опыт — самый простой и надёжный критерий истины. Как определить, что яблоко вкусное- попробовать его; как понять, что музыка прекрасная- послушать её; как убедиться, что цвет листьев зелёный- посмотреть на них.
- Теоретические сведения о предмете познания, то есть теория . Множество предметов не поддаётся чувственному восприятию. Мы никогда не сможем увидеть, например, Большой взрыв, в результате которого образовалась Вселенная.В этом случает теоретическое изучение, логические выводы помогут признать истину.
Теоретические критерии истины:
- Соответствие логическим законам
- Соответствие истины тем законам, которые были открыты людьми ранее
- Простота формулировки, экономичность высказывания
- Практика. Данный критерий тоже является очень эффективным, так как истинность знаний доказывается практическим путём.(О практике будет отдельная статья, следите за публикациями)
Таким образом, главная цель любого познания — установить истину. Именно этому посвящена деятельность учёных, именно этого пытается добиться в жизни каждый из нас: знать истину , чего бы она ни касалась.
Тест-треннинг к уроку обществознания в 10 классе. Помогает проверить знания учеников по теме, отработать те или иные задания в формате ЕГЭ по обществознанию 2016 г. Все задания подобраны с сайта Дмитрия Гущина - Решу ЕГЭ.
Приведен так же номер работы на сайте, чтобы было удобно найти и прорешать ее он-лайн.
Истина и ее критерии Тест в формате ЕГЭ Вариант № 1629242
1. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но бук-вой.
(А) Ис-ти-на — зна-ние до-сто-вер-ное, объ-ек-тив-ное, со-от-вет-ству-ю-щее по-зна-ва-е-мым пред-ме-там и яв-ле-ни-ям. (Б) Оче-вид-но, что че-ло-век стре-мит-ся к по-сти-же-нию ис-ти-ны пре-жде всего для ути-ли-тар-ных целей, по-лу-че-ния прак-ти-че-ской поль-зы. (В) Учёные до-бы-ва-ют ис-ти-ну при по-мо-щи осо-бых ме-то-дов: эм-пи-ри-че-ских и тео-ре-ти-че-ских. (Г) На пути к по-зна-нию за-ко-нов раз-ви-тия ми-ро-зда-ния учёным сле-ду-ет быть осо-бен-но от-вет-ствен-ны-ми. (Д) Пути по-зна-ния и спо-со-бы по-зна-ва-тель-ной де-я-тель-но-сти, вне вся-ко-го со-мне-ния, долж-ны иметь мо-раль-ные огра-ни-чи-те-ли и филь-тры.
Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста носят
1) фак-ти-че-ский ха-рак-тер;
2) ха-рак-тер оце-ноч-ных суж-де-ний;
3) ха-рак-тер тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний.
За-пи-ши-те в таб-ли-цу под бук-вой, обо-зна-ча-ю-щей по-ло-же-ние, цифру, вы-ра-жа-ю-щую его ха-рак-тер.
2. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов. Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова, ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков.
«Прак-ти-ка — это чув-ствен-но-пред-мет-ная де-я-тель-ность людей, их воз-дей-ствие на тот или иной _______(А) в целях его пре-об-ра-зо-ва-ния для удо-вле-тво-ре-ния ис-то-ри-че-ски сло-жив-ших-ся __________(Б). По от-но-ше-нию к по-зна-нию прак-ти-ка вы-пол-ня-ет тро-я-кую роль. Во-пер-вых, она яв-ля-ет-ся________(В) по-зна-ния, его дви-жу-щей силой, даёт по-зна-нию не-об-хо-ди-мый фак-ти-че-ский ма-те-ри-ал, под-ле-жа-щий обоб-ще-нию и тео-ре-ти-че-ской об-ра-бот-ке. Тем самым прак-ти-ка пи-та-ет по-зна-ние, как почва - де-ре-во, не даёт ему от-ры-вать-ся от ре-аль-ной жизни. Во-вто-рых, прак-ти-ка яв-ля-ет-ся сфе-рой при-ло-же-ния зна-ний. И в этом смыс-ле она_______(Г) по-зна-ния. В-тре-тьих, прак-ти-ка слу-жит_______(Д), ме-ри-лом про-вер-ки ис-тин-но-сти ре-зуль-та-тов по-зна-ния. Толь-ко те ре-зуль-та-ты по-зна-ния, ко-то-рые про-шли про-вер-ку прак-ти-кой, могут пре-тен-до-вать на______(Е) зна-че-ние, на не-за-ви-си-мость от про-из-во-ла и за-блуж-де-ний».
Слова в спис-ке даны в име-ни-тель-ном па-де-же. Каж-дое слово (сло-во-со-че-та-ние) может быть ис-поль-зо-ва-но толь-ко один раз.
Вы-би-рай-те по-сле-до-ва-тель-но одно слово за дру-гим, мыс-лен-но за-пол-няя каж-дый про-пуск. Об-ра-ти-те вни-ма-ние на то, что слов в спис-ке боль-ше, чем Вам по-тре-бу-ет-ся для за-пол-не-ния про-пус-ков.
Спи-сок тер-ми-нов:
В дан-ной ниже таб-ли-це при-ве-де-ны буквы, обо-зна-ча-ю-щие про-пу-щен-ные слова. За-пи-ши-те в таб-ли-цу под каж-дой бук-вой номер вы-бран-но-го Вами слова.
3. Какой смысл об-ще-ство-ве-ды вкла-ды-ва-ют в по-ня-тие «ис-ти-на»? При-вле-кая зна-ния об-ще-ство-вед-че-ско-го курса, со-ставь-те два пред-ло-же-ния: одно пред-ло-же-ние, со-дер-жа-щее ин-фор-ма-цию об аб-со-лют-ной ис-ти-не, и одно пред-ло-же-ние, рас-кры-ва-ю-щее вза-и-мо-связь аб-со-лют-ной и от-но-си-тель-ной ис-ти-ны.
4. Дол-гое время люди счи-та-ли, что Земля плос-кая. Чем это пред-став-ле-ние яв-ля-ет-ся с точки зре-ния со-вре-мен-ных на-уч-ных взгля-дов: от-но-си-тель-ной ис-ти-ной или за-блуж-де-ни-ем? По-яс-ни-те свой ответ и при-ве-ди-те по од-но-му при-ме-ру за-блуж-де-ния и от-но-си-тель-ной ис-ти-ны в по-зна-нии мира.
5. Вам по-ру-че-но под-го-то-вить развёрну-тый ответ на тему «Про-бле-ма по-зна-ва-е-мо-сти мира». Со-ставь-те план, в со-от-вет-ствии с ко-то-рым Вы бу-де-те осве-щать эту тему. План дол-жен со-дер-жать не менее трёх пунк-тов, из ко-то-рых два или более де-та-ли-зи-ро-ва-ны в под-пунк-тах.
Истина - соответствие знания своему предмету.
Истина должна быть объективной. Объективная истина - истина, не зависящая от воли и желания субъекта познания.
Выделяют два вида истины: относительная и абсолютная.
Относительная истина - истина, частичная, неполная, характеризующая отдельные аспекты или отношения познаваемого объекта.
Абсолютная истина - полное, точное, неизменное знание, характеризующее все стороны познаваемого предмета.
Абсолютная истина практически недостижима, поскольку:
во-первых, ограничены и относительны и изменчивы познавательные средства;
во-вторых, сам мир изменяется и развивается.
Основным критерием относительной истины выступает практика: включенность знания в практическую деятельность общества.
Практика в научном познании может выступать как основание, цель и доказательство.
Критерий истины для философов-рационалистов - разум.
Критерий истины для философов-эмпириков - опыт.
1.5 Мышление и деятельность
Деятельность - форма активности, присущая исключительно человеку, характеризующаяся:
продуктивностью;
сознательностью;
орудийностью;
социальностью:
1) приобретение форм деятельности через социализацию;
2) обязательная связь с обществом в процессе деятельности.
Структура деятельности:
1) Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).
2) Объект - то, на что направлена деятельность.
3) Мотив - то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.
4) Цель - то, ради чего осуществляется деятельность, идеальный образ желаемого результата.
5) Средства - то, с помощью чего осуществляется деятельность.
6) Результат - изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.
Деятельность складывается из действий (выраженный акт поведения, имеющий свою цель и результат); а действия складываются из операций (конкретный способ выполнения действий).
Виды деятельности.
I .
1) Практическая:
а) материально-производственная - воздействующая на природные объекты;
б) социально-преобразующая - воздействующая на общество. 2)духовная:
а) духовно-практическая - освоение и передача уже имеющихся духовных ценностей;
б) духовно-теоретическая - созидающая новые духовные ценности. Также духовная деятельность подразделяется на:
а)познавательную;
б) прогностическую;
в) ценностно-ориентировочную.
II .
а) индивидуальная;
б) коллективная
III .
а) законная;
б) незаконная.
IV .
а) моральная;
б) аморальная.
V .
а) шаблонная (по образцу);
б) инновационная (творческая)
VI .
(по этапу жизни человека)
б) обучение;
Особо выделяют общение - деятельность, сопутствующую остальным видам совместной деятельности.
Мышление - процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.
Характеристики мышления:
социальный характер;
связь с языком;
опосредованный характер;
личностный характер.
Мышление человека формируется в процессе деятельности и развивается по мере освоение новых форм деятельности.
1.6. Потребности и интересы
Потребность - фундаментальная необходимость человека в условиях своего существования
Нужда - актуализированная потребность, осознаваемая на субъективном уровне
Интерес - направленность человека на условия доступности предмета потребности
Мотив - потребность, ставшая основанием деятельности.
Классификации потребностей:
I . Основная классификация:
1. Материальные (естественные, биологические, врожденные, органические) - потребности в поддержании физического существования (еда, сон, отдых...)
2. Социальные - потребности во взаимодействии с обществом (общение, престиж, признание, труд...)
3. Идеальные (духовные) - потребности в создании и освоении духовных ценностей (творчество, самореализация, знания...)
II . Пирамида Маслоу.
Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлетворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.
1. Базовые
а) Естественные (еда, сон...)
б) Экзистенциальные (безопасность и комфорт существования)
2. Вторичные
а) социальные
б) престижные
в) духовные.
Способности - врожденные и приобретенные качества, позволяющие человеку выполнять деятельность для удовлетворения потребностей.
Способности делятся на общие (например, писать, бегать, рисовать) и специальные (например, спортивные способности, художественные способности, математические способности).
Талант - совокупность способностей, позволяющая получать продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Также в обществе формируются умения - способность делать что-либо по определённому образцу.
Если человек развивает и оттачивает свои умения, к нему применимо понятие «мастерство» - сочетание развитых умений.