Истина и его критерии по обществознанию. Истина, ее виды и критерии

1. Понятие истины. Итак, результаты нашего познания (знания) могут различаться. Как же тогда определить, кто прав, а кто заблуждается? Соотношение между нашими знаниями и реальностью характеризуется понятием истина.

Истина есть адекватное (верное, правильное) отражение дей­ствительности в сознании человека.

Противоположностью истине являются заблуждение и ложь. За­блуждение – содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное, то есть неосознанное искажение дей­ствительности. «Чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поис­ках и печальных ошибках» (Писарев). В отличие от заблуждения ложь – это сознательное искажение истины. Русская философия вме­сто категории «истина» использует понятие «правды» – сознательно­го утверждения истины, борьбы за нее.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения. Например, произведения искусства. С точки зрения фи­лософии, ее основные категории принципиально различны.

Истина едина, но для удобства ее изучения в ней выделяют различ­ные аспекты – свойства, виды, критерии.

2. Свойства истины. Любая истина объективна и конкретна.

А. Объективность истины обозначает то, что она существует в действительности, независимо от сознания людей, от познающего субъекта. Знание о движении Земли вокруг Солнца содержательно определяется объектом познания (взаимодействием Земли и Солнца), а не субъектом (человеком).

Б. Конкретность - свойство истины, основанное на учете кон­кретных условий существования того или иного явления, зависи­мость истины от условий места и времени и т. д. Например, истин­ность или ложность тех или иных предложений не смогут быть уста­новлены, если не оговорены условия, в соответствии с которыми они сформулированы. Предложение “Сумма внутренних углов треуголь­ника равна 2d” истинно лишь для евклидовой геометрии и ложно, в геометрии Лобачевского.



В. Истинное знание разными людьми может быть по-разному вы­ражено – формулы, определения, законы и т.д. В этом состоит субъ­ективность истины. Но субъективна она только по форме выражения, а не по сути.

3. Виды истины. Выделяют относительную и абсолютную истину.

А. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее, точное, окончательное знание об объекте исследования. Абсолютная истина вечна, в ней воплощается бесконечность нашего познания мира, пре­дел, к которому стремится наше знание. Она существует, скорее, как цель познания, а не как реально достигаемый результат.

Б. Относительная истина. Ступенями на пути к абсолютной исти­не являются истины относительные. Относительная истина – это полное и точное знание об объекте исследования, но только на дан­ном уровне развития науки. Относительная истина зависит от реаль­ных исторических условий, в частности от точности или совершен­ства средств наблюдения или измерения, и эксперимента.

В. Связь абсолютной и относительной истин. Их невозможно отделить одну от другой. Абсолютная истина включает в себя веду­щие к ней относительные, а каждая относительная истина является как бы частичкой истины абсолютной. Абсолютная и относительная истины – истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности и полноты отражения действительности.

4. Критерии истины. Итак, истина – это знание соответствующее реальности. Но как узнать, соответствует ли знание реальности, как это можно проверить? С помощью критериев – показателей, призна­ков, мерил.

Основным критерием истины в познании выступает практика (дея­тельность, опыт или эксперимент).

Для точных наук важнейшим является такой критерий истины как согласованность или формально-логическая непротиворечивость зна­ния, стройное логически выстроенное доказательство , например, теоремы.

Подтверждает истинность соответствие ранее открытым законам науки.

Дополнительными критериями истины могут быть простота, гар­моничность, практическая полезность, нравственность и др.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Что такое культура?

А. Определения культуры Культура – одно из самых многозначных понятий. Культуру изучает наука – культурология, в которой насчи­тывается около 400 определений культуры Слово «культура» проис­ходит от лат. cultura – возделывание почвы. В широком смысле, под культурой понимается все, что создано человеком в материальном, духовном и социальном мире, то есть все надприродное – «вторая природа». Культура – совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя. Но настоящая К. должна способствовать духовному совершенствованию человека, этим она отличается от антикультуры (концентрационные лагеря, орудия пыток). В узком смысле и в обыден­ной жизни мы привыкли использовать понятие К в значении процес­са активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности .

Б. Функции культуры Культура выполняет в обществе множество функций:адаптивную, регулятивную, социализации, аксеологиче­скую(ценностную), информационную, знаковую, познавательную, коммуникативную, интегративную, релаксационную (рекреацион­ную), гуманистическую, творческую. Однако К. не просто служит чему-то, она обладает самоценностью – является единственно воз­можным способом существования человека. В целом роль культуры в том, что она сохраняет и передает различную информацию. Такая трансляция опыта осуществляется в ходе двух параллельных процес­сов – преемственности и новаторства.

В. Сферы существования культуры . Выделяют две такие сферы – материальную (осязаемую, удовлетворяющую физические потребно­сти – дом, мебель, одежда…) и духовную (содержащуюся в созна­нии, удовлетворяющую идеальные потребности – литература, искус­ство, наука…). В каждом объекте жизни есть элемент как материаль­ного, так и духовного. Духовная культура находит свое выражение в материальных объектах (книга, картина….). Отнести объект к мате­риальной или духовной К. можно на основе потребностей, которые он удовлетворяет. Структура К: потреб­ности (материальные или духовные) → производство (…..) → блага (…..).

Структура духовной жизни общества
духовные потреб­ности духовная деятельность (духовное производство) духовные блага (ценности)
представляют со­бой объективную ну­жду людей и обще­ства в целом созда­вать и осваивать ду­ховные ценности производство сознания в особой общественной фор­ме, осуществляемое специа­лизированными группами людей, профес­сионально занятыми ква­лифицированным умствен­ным трудом · идеи, теории, об­разы и духовные ценности; · духовные обще­ственные связи инди­видов; · сам человек как существо духовное

Духовная культура, существующая исключительно в сознании лю­дей - знания, вера, чувства, стремления, мысли, интересы, способно­сти – называется духовным миром человека. Духовная жизнь лично­сти проявляется в обществе как духовная сфера общественной жиз­ни. Ее основные элементы – право, мораль, философия, наука, искус­ство, религия.

Формы и виды культуры

А. Способы классификации культуры:

· по связи с религией разделяют светскую и религиозные культу­ры;

· по этническому признаку – мировую и национальные;

· по цивилизационному признаку – культуру Запада и культуру Вос­тока;

· по территориальному – сельскую и городскую;

· по уровню исполнения и аудитории – элитарную, народную и массовую;

· по распространению – доминирующую и субкультуры,

· по социально-классовому признаку – крестьянскую, дворян­скую, пролетарскую, буржуазную, ….

· по историческому признаку – первобытную, средневековую, современную

· по виду деятельности – художественную, политическую, эко­логическую….

Б. Формы культуры

Народная (= фольклор – от англ. folk-lore – народное творчество):первая, анонимная, простая, традиционная, образная, национальная, распространена бытовая и эпическая тематика. Примеры: былины, сказки, предания, частушки, пословицы, песни, танцы, эпос и т.д.)

Элитарная (от фр. elit – лучшее, отборное, избранное) для высшей части общества («высокая»), авторский характер, эксперименталь­ный, самовыражение, для интеллигенции и специалистов, сложная по содержанию, насыщена символами, предмет споров, меняется вместе со стилем. Примеры: музыка Стравинского, живопись С. Дали или фильмы Ф. Феллини.

Массовая (от мassa – от лат. ком, кусок) Появляется в начале ХХ в расцветает. Причины: демографический взрыв, урбанизации, конвейер, СМИ. Масса – средний человек. Примитивна по содержанию, удовлетворяет сию­минутные запросы быстро забывается, делается на продажу, является товаром. Китч (от нем. кitsch – дешевка).

Одни виды искусства могут принадлежать разным видам культу­ры. Например, народная, популярная и классическая музыка. Но есть жанры, только массовые – например, цирк, детективы, комиксы, телесериалы, мультфильмы.

В) Виды культуры:

Доминирующая характерная длябольшинства членов данного со­общества, господствующая. Общество делиться на множество нацио­нальных. профессиональных, возрастных групп – у каждой из них формируется собственная К – субкультура (от лат. sub – под).

Субкультура – это культура больших социальных групп, которая имеет существенные отличия от доминирующей, но не противостоит ей (женская, профессиональная…) Например, молодежная суб­культура – досуг, учеба, переход, виртуальная реальность. Делится на множество субкультур: по музыке (панки, металлисты, рокеры, рейверы….); по увлечениям (отаку, ролевики, геймеры…); по обще­ственным убеждениям (антифа, яппи, хиппи..), по хобби (байкеры, хакеры, райтеры….)

Контркультура – противостоит общепринятым ценностям и нор­мам (уголовная, террористическая). КК находятся в процессе взаим­ного влияния и развития (хиппи из контркультуры стали субкульту­рой, в сотовом телефоне звонит классическая музыка….). Взаимо­влияние разных видов культур друг на друга называют диалогом культур . Одним из ее примеров является вестернизация – рас­пространение в мире влияния западной культуры.

Наука. Основные особенности научного мышления. Есте­ственные и социально-гуманитарные науки

1. Что такое наука? Наука – форма духовной деятельности лю­дей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения исти­ны и открытия объективных законов. Термин «НАУКА» использует­ся в трех значениях

2. Наука как социальный институт – этоособая система обще­ственных организаций, учреждений, вырабаты­вающих, хранящих, рас­пространяющих и вне­дряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.)

А. Институционализация (этапы развития): зародилась в древнем мире (математика, медицина, астрономия, химия); XVI век – станов­ление, обретение современного смысла, использование строго науч­ных методов; XIX век – специализация, XX век – превращение в основную производительную силу общества. Развивается революци­онно (Ньютон – в основе всего лежат законы, которые человеческий разум может познать; Эйнштейн – всё относительно). Конец 1970х – НТР (компьютер). Две противоречивые тенденции развития науки – специализация (300 направлений в медицине) и интеграция (геофизи­ка)

Б. Главный признак любого социального института – роль в обще­стве .

Особо выделяют социальную функцию науки, которая состоит в преобразовании социальной жизни на основе внедрения достижений науки в общественную жизнь (появление новых лекарств).

По основным целям науки делятся на фундаментальные=теорети­ческие (история педагогики; теория социологии) и прикладные =практические (методика обучения обществознанию, методика социологического исследования).

3. Наука как особый способ познания мира – это система научных исследований, опытно-конструк­торские изыскания

А. Существенно отличается от других видов познания (мифологи­ческого, обыденного, художественного). Основные особенности:

1) объективность – стремление к получению объективного знания, к истине

2) сущностность – проникновение в причинно-следственные свя­зи, строение, развитие объекта

3) широта объектов познания (изучает все)

4) особая этика познания (не искажать факты, не выдавать чужое за свое, оценивать результаты с позиции перспектив развития человечества)

5) использование специальных методов, приборов и терминов, си­стемы понятий

6) рациональность – обязательность логики, доказательств, непро­тиворечивость

7) системность (взаимосвязь знаний, выстраивание целостной не­противоречивой картины мира)

8) нацеленность на получение нового знания

Б. Уровни и методы научного познания

В. Формы (уровни) осуществления научного познания :

2. Проблема

3. Гипотеза

4. Концепция

5. Закономерность

6. Закон (простой, всеобщий)

8. Парадигма – основной принцип познания мира, лежащий в осно­ве всех научных исследований в определенный исторический период. Меняется редко в результате научных революций (ньютоновская па­радигма – в основе всего мира лежат законы, человек может их по­знать и согласно им действовать; Эйнштейновская парадигма – «все относительно»).

4. Как совокупность знаний – это научные представле­ния понятия, теории, приведенные в целостную систему на основе определен­ных принципов

А. Виды наук. По предмету изучения науки делятся на: естествен­ные (изучают природу), общественные (изучают человека и обще­ство), точные (изучают знаки). Смежной между общественными и естественными науками является география, так как антропогенный фактор все больше изменяет географическую среду (социальная и экономическая география). Социально-гуманитарные (обществен­ные) науки: история, психология, социология… Социальные и гу­манитарные науки взаимопроникаемы, но если их различать, то: со­циальные науки – анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений, а гуманитарные науки - анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений.

Б. Особенности социального познания . Социально-гуманитарные науки обладают специфическими чертами, связанными с особенно­стями социального познания: 1) совпадением субъекта и объекта → большой ролью субъективного фактора; 2) ограниченностью возможно­стей наблюдения и эксперимента; 3) неповторимостью фактов; 4) необхо­димостью анализа огромного числа фактов, невозможностью выве­сти законы, а только закономерности, оценочностью.

Урок 56-57

Обществознание, профильный уровень

ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ

Д.З: § 22, ?? (с.234),

задания (с.234-236)

© ред. А.И. Колмаков


  • содействовать философскому осознанию истины, её критериев, абсолютности и относительности истины
  • продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать: основные подходы к пониманию истины и ее критериев, анализировать абсолютную и относительную истину, соотносить истину и заблуждение.
  • Уметь: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности, объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов

  • эмпиризм;
  • рационализм;
  • объективная истина;
  • абсолютная истина;
  • относительная истина;
  • критерий;
  • практика;
  • научное познание;
  • эмпирики;
  • рационалисты;
  • конвенционалисты;
  • практики

Изучение нового материала

  • Понятие научной истины.
  • Относительность истины.
  • Истина и заблуждение.

Вспомните. Как в истории философской мысли решался вопрос о соотношении бытия и познания? В чем выражается взаимосвязь чувственного и рационального познания? Как менялась оценка роли и места познающего субъекта в познании?




Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно».

(В.С.Соловьев, русский философ)


важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.

Какие трактовки истины дают философы?

«истина есть тождество вещи и представления»

«Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».

Фома Аквинский

Р. Декарт

Аристотель

Работа с учебником (стр. 227)


«…одно и то же существует и не существует, оно и плохо и хорошо, другие противолежащие друг другу высказывания также верны…»

Позиция Протагора

« Что каждому кажется, то и достоверно».

На чьей стороне вы? Аргументируйте своё утверждение!

Критика позиции Протагора Аристотелем


Критерий истины

Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?

  • Сколько позиций представлено в учебнике?
  • В чём их суть?
  • Назовите слабые стороны каждой?

Работа с учебником (стр. 228-230)



Эмпирики

(взгляды)

Критика позиции эмпириков

  • на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
  • чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
  • многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
  • чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
  • источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
  • ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
  • мышление рассматривается как производное от ощущений;

Критика рационалистов

Рационалисты

(взгляды)

  • Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
  • Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
  • критерием истины выступает разум;
  • За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.

Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.

«Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)

Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты .

При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.


Критерии истины

Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, полностью исчерпывающее предмет, которая не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.

Относительная истина – неполное, ограниченное знание.

Критерий истины – практика:

практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,

материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.

ИСТИНА

КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:

1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО

2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА


Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины

Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?

Отказ от идеи

развития знания

Критерий истинности - теория

Истина – это знание, соответствующее предмету познания, совпадающее с ним.



Свойства истины

это такое содержание

наших знаний, которое

не зависит ни от человека,

ни от человечества

зависимость истины

от места, времени и

других условий её получения

Объективность

Конкретность

Формы истины

  • научная истина
  • обыденная или житейская истина
  • художественная истина
  • нравственная истина

Причины относительности истины

Мир бесконечно изменчив

Познавательные возможности человека ограничены

Возможности познания зависят от реальных исторических условий развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента своего времени и определяются уровнем

Особенности познавательной деятельности человека



Причины заблуждений – в особенностях сознания

«Идолы сознания» Р. Бэкона


Связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастиями, воспитанием и т.д.

В этом смысле каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры .

В какой «пещере» человек обитает, с такими представлениями и взирает на мир. Одному нравятся танцы, но он ненавидит живопись. Другой – никогда не восхитится водопадом, он любит футбол и играть на барабане в новогоднюю ночь. Такова сущность людей.


Труднее поддаются устранению призраки театра, источник которых - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу.

Это всем хорошо известные суеверия и предрассудки, пропаганда, мода. Люди отводят себе и окружающим некие роли, как на сцене театра, играют эти роли, не удосуживаясь задуматься, а таков ли я или тот джентльмен на самом деле.


Нелегко победить также идолов площади, источник которых - само общение людей, предполагающее использование языка.

Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях языка, и тем самым опять-таки оказываемся в плену заблуждений.

Таковы стереотипы обыденного сознания, закрепляющиеся в общении.


Однако самыми опасными оказываются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особенно в разуме человека и освободиться от них всего труднее. Бэкон уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость которого искажает все, что в нем отражается.

Например, люди с трудом отказываются от однажды принятых и закреплённых догм, и новые факты стремятся подогнать под уже имеющиеся объяснения.


Проверь себя

1) Каково классическое определение истины как философского понятия?

2) В чём выражается объективность истины?

3) Чем, по мнению эмпириков, обеспечивается истинность наших знаний?

4) Покажите познавательную и мировоззренческую ограниченность эмпиризма?

5) Каков главный критерий истины с позиций рационалистов?

6) В чём недостатки этого подхода?

7) Что включает в себя практика как критерий истины?

8) Раскройте возможности и границы использования критерия «практика» в оценке результатов познавательной деятельности.

9) Дайте определение понятию «абсолютная истина».

10) В чём выражается относительность добываемых нами истин?

11) Каковы, на взгляд философов и психологов, истоки человеческих заблуждений?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

  • Верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое в конечном счете при помощи критерия практики, называется:

а) истиной; б) догмой; в) понятием;

г) суждением.

  • Учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира:

а) эмпиризм; б) рационализм;

в) агностицизм; г) алогизм.


3. Критерий истины для рационалистов:

а) опыт; б) разум; в) эксперимент;

г) практика.

4.Знание, которое не зависит от воли и желания субъекта, называется:

а) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;

г) относительной истиной.


5. Полное, исчерпывающее знание о действительности и тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем:

А) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;

г) относительной истиной.

6. Научные истины, не создающие полного, исчерпывающего знания об изучаемом предмете и которые в процессе познания будут изменяться, углубляться новыми, называются:

А) объективными; б) абсолютными;

в) относительными; г) абстрактными.


7. Расположите в правильной последовательности этапы любого исследования:

1) сбор материала 2) выработка гипотезы исследования 3) подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет и т.п.) 4) выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) 5) поиск и предложение возможных вариантов решения 6) анализ и обобщение полученных данных.

8. Кто из ученых предложил использование термина «научные революции» для отображения коренных изменений в системе научных знаний:

А) Т.Кун; б) Ф.Бэкон; в) Р.Декарт; г) Ф.Ницше.


9. «Гипотез не измышляю», - выражение, принадлежащее:

А) И.Ньютону; б) В.Гилберу; в) Б.Спинозе; г) Д.Локку.

10. Вставьте пропущенное слово:

«……. в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету» (Р.Декарт).


  • Источники
  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.
  • Гульнара Равильевна Хамитова;
  • Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ№ 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.

КЛЮЧИ К ТЕСТУ «Истина и ее критерии»

  • 4,2,5,1,6,3
  • Истина

Человек познаёт мир, общество и самого себя с одной целью — познать истину. А что такое истина, как определить, что то или иное знание является истинным, каковы критерии истины? Об этом данная статья.

Что такое истина

Определений истины несколько. Вот некоторые из них.

  • Истина — это знание, которое соответствует предмету познания.
  • Истина — это правдивое, объективное отражение в сознании человека действительности.

Абсолютная и относительная истина

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.

Примеры : человек смертен, дважды два — четыре.

Относительная истина – это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.

Пример : сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д.Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.

Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.

Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.

Бывает ли две истины?

Нет, двух истин не бывает . Может быть несколько точек зрения на изучаемый предмет, но истина всегда одна.

Что является противоположностью истины?

Противоположность истины- заблуждение.

Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету познания, но принимаемое за истину. Учёный верит в то, что его знания о предмете- истинные, хотя он заблуждается.

Запомните : ложь- не является противоположностью истины.

Ложь — это категория морали. Для неё характерно то, что истина скрывается с какой-то целью, хотя она известна. Заблуждение же — это не ложь , а искренняя вера в то, что знания истинные (например, коммунизм- это заблуждение, такого общества быть не может в жизни человечества, но в него искренне верили целые поколения советских людей).

Объективная и субъективная истина

Объективная истина — это такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг.

Например, многое в мире, во Вселенной существует в реальности, хотя человечество ещё не познало это, возможно,не познает никогда, но всё это существует, объективная истина.

Субъективная истина – это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через сознание человеком, понято им.

Запомните: объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина — всегда объективна.

Критерии истины

Критерии – это слово иностранного происхождения, в переводе с греческого kriterion - мерило для оценки. Таким образом, критерии истины- это основания, которые позволят убедиться в истинности, точности знаний, в соответствии их предмету познания.

Критерии истины

  • Чувственный опыт — самый простой и надёжный критерий истины. Как определить, что яблоко вкусное- попробовать его; как понять, что музыка прекрасная- послушать её; как убедиться, что цвет листьев зелёный- посмотреть на них.
  • Теоретические сведения о предмете познания, то есть теория . Множество предметов не поддаётся чувственному восприятию. Мы никогда не сможем увидеть, например, Большой взрыв, в результате которого образовалась Вселенная.В этом случает теоретическое изучение, логические выводы помогут признать истину.

Теоретические критерии истины:

  1. Соответствие логическим законам
  2. Соответствие истины тем законам, которые были открыты людьми ранее
  3. Простота формулировки, экономичность высказывания
  • Практика. Данный критерий тоже является очень эффективным, так как истинность знаний доказывается практическим путём.(О практике будет отдельная статья, следите за публикациями)

Таким образом, главная цель любого познания — установить истину. Именно этому посвящена деятельность учёных, именно этого пытается добиться в жизни каждый из нас: знать истину , чего бы она ни касалась.

Тест-треннинг к уроку обществознания в 10 классе. Помогает проверить знания учеников по теме, отработать те или иные задания в формате ЕГЭ по обществознанию 2016 г. Все задания подобраны с сайта Дмитрия Гущина - Решу ЕГЭ.

Приведен так же номер работы на сайте, чтобы было удобно найти и прорешать ее он-лайн.

Истина и ее критерии Тест в формате ЕГЭ Вариант № 1629242

1. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но бук-вой.

(А) Ис-ти-на — зна-ние до-сто-вер-ное, объ-ек-тив-ное, со-от-вет-ству-ю-щее по-зна-ва-е-мым пред-ме-там и яв-ле-ни-ям. (Б) Оче-вид-но, что че-ло-век стре-мит-ся к по-сти-же-нию ис-ти-ны пре-жде всего для ути-ли-тар-ных целей, по-лу-че-ния прак-ти-че-ской поль-зы. (В) Учёные до-бы-ва-ют ис-ти-ну при по-мо-щи осо-бых ме-то-дов: эм-пи-ри-че-ских и тео-ре-ти-че-ских. (Г) На пути к по-зна-нию за-ко-нов раз-ви-тия ми-ро-зда-ния учёным сле-ду-ет быть осо-бен-но от-вет-ствен-ны-ми. (Д) Пути по-зна-ния и спо-со-бы по-зна-ва-тель-ной де-я-тель-но-сти, вне вся-ко-го со-мне-ния, долж-ны иметь мо-раль-ные огра-ни-чи-те-ли и филь-тры.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста носят

1) фак-ти-че-ский ха-рак-тер;

2) ха-рак-тер оце-ноч-ных суж-де-ний;

3) ха-рак-тер тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний.

За-пи-ши-те в таб-ли-цу под бук-вой, обо-зна-ча-ю-щей по-ло-же-ние, цифру, вы-ра-жа-ю-щую его ха-рак-тер.

2. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов. Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова, ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков.

«Прак-ти-ка — это чув-ствен-но-пред-мет-ная де-я-тель-ность людей, их воз-дей-ствие на тот или иной _______(А) в целях его пре-об-ра-зо-ва-ния для удо-вле-тво-ре-ния ис-то-ри-че-ски сло-жив-ших-ся __________(Б). По от-но-ше-нию к по-зна-нию прак-ти-ка вы-пол-ня-ет тро-я-кую роль. Во-пер-вых, она яв-ля-ет-ся________(В) по-зна-ния, его дви-жу-щей силой, даёт по-зна-нию не-об-хо-ди-мый фак-ти-че-ский ма-те-ри-ал, под-ле-жа-щий обоб-ще-нию и тео-ре-ти-че-ской об-ра-бот-ке. Тем самым прак-ти-ка пи-та-ет по-зна-ние, как почва - де-ре-во, не даёт ему от-ры-вать-ся от ре-аль-ной жизни. Во-вто-рых, прак-ти-ка яв-ля-ет-ся сфе-рой при-ло-же-ния зна-ний. И в этом смыс-ле она_______(Г) по-зна-ния. В-тре-тьих, прак-ти-ка слу-жит_______(Д), ме-ри-лом про-вер-ки ис-тин-но-сти ре-зуль-та-тов по-зна-ния. Толь-ко те ре-зуль-та-ты по-зна-ния, ко-то-рые про-шли про-вер-ку прак-ти-кой, могут пре-тен-до-вать на______(Е) зна-че-ние, на не-за-ви-си-мость от про-из-во-ла и за-блуж-де-ний».

Слова в спис-ке даны в име-ни-тель-ном па-де-же. Каж-дое слово (сло-во-со-че-та-ние) может быть ис-поль-зо-ва-но толь-ко один раз.

Вы-би-рай-те по-сле-до-ва-тель-но одно слово за дру-гим, мыс-лен-но за-пол-няя каж-дый про-пуск. Об-ра-ти-те вни-ма-ние на то, что слов в спис-ке боль-ше, чем Вам по-тре-бу-ет-ся для за-пол-не-ния про-пус-ков.

Спи-сок тер-ми-нов:

В дан-ной ниже таб-ли-це при-ве-де-ны буквы, обо-зна-ча-ю-щие про-пу-щен-ные слова. За-пи-ши-те в таб-ли-цу под каж-дой бук-вой номер вы-бран-но-го Вами слова.

3. Какой смысл об-ще-ство-ве-ды вкла-ды-ва-ют в по-ня-тие «ис-ти-на»? При-вле-кая зна-ния об-ще-ство-вед-че-ско-го курса, со-ставь-те два пред-ло-же-ния: одно пред-ло-же-ние, со-дер-жа-щее ин-фор-ма-цию об аб-со-лют-ной ис-ти-не, и одно пред-ло-же-ние, рас-кры-ва-ю-щее вза-и-мо-связь аб-со-лют-ной и от-но-си-тель-ной ис-ти-ны.

4. Дол-гое время люди счи-та-ли, что Земля плос-кая. Чем это пред-став-ле-ние яв-ля-ет-ся с точки зре-ния со-вре-мен-ных на-уч-ных взгля-дов: от-но-си-тель-ной ис-ти-ной или за-блуж-де-ни-ем? По-яс-ни-те свой ответ и при-ве-ди-те по од-но-му при-ме-ру за-блуж-де-ния и от-но-си-тель-ной ис-ти-ны в по-зна-нии мира.

5. Вам по-ру-че-но под-го-то-вить развёрну-тый ответ на тему «Про-бле-ма по-зна-ва-е-мо-сти мира». Со-ставь-те план, в со-от-вет-ствии с ко-то-рым Вы бу-де-те осве-щать эту тему. План дол-жен со-дер-жать не менее трёх пунк-тов, из ко-то-рых два или более де-та-ли-зи-ро-ва-ны в под-пунк-тах.

Истина - соответствие знания своему предмету.

Истина должна быть объективной. Объективная истина - истина, не зависящая от воли и желания субъекта познания.

Выделяют два вида истины: относительная и абсолютная.

Относительная истина - истина, частичная, неполная, характери­зующая отдельные аспекты или отношения познаваемого объекта.

Абсолютная истина - полное, точное, неизменное знание, характе­ризующее все стороны познаваемого предмета.

Абсолютная истина практически недостижима, поскольку:

    во-пер­вых, ограничены и относительны и изменчивы познавательные сред­ства;

    во-вторых, сам мир изменяется и развивается.

Основным критерием относительной истины выступает практика: включенность знания в практическую деятельность общества.

Практика в научном познании может выступать как основание, цель и доказательство.

Критерий истины для философов-рационалистов - разум.

Критерий истины для философов-эмпириков - опыт.

1.5 Мышление и деятельность

Деятельность - форма активности, присущая исключительно че­ловеку, характеризующаяся:

    продуктивностью;

    сознательностью;

    орудийностью;

    социальностью:

    1) приобретение форм деятельности через социа­лизацию;

    2) обязательная связь с обществом в процессе деятельности.

Структура деятельности:

1) Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).

2) Объект - то, на что направлена деятельность.

3) Мотив - то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.

4) Цель - то, ради чего осуществляется деятельность, идеальный образ желаемого результата.

5) Средства - то, с помощью чего осуществляется деятельность.

6) Результат - изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.

Деятельность складывается из действий (выраженный акт пове­дения, имеющий свою цель и результат); а действия складываются из операций (конкретный способ выполнения действий).

Виды деятельности.

I .

1) Практическая:

а) материально-производственная - воздействующая на природ­ные объекты;

б) социально-преобразующая - воздействующая на общество. 2)духовная:

а) духовно-практическая - освоение и передача уже имеющихся ду­ховных ценностей;

б) духовно-теоретическая - созидающая новые духовные ценности. Также духовная деятельность подразделяется на:

а)познавательную;

б) прогностическую;

в) ценностно-ориентировочную.

II .

а) индивидуальная;

б) коллективная

III .

а) законная;

б) незаконная.

IV .

а) моральная;

б) аморальная.

V .

а) шаблонная (по образцу);

б) инновационная (творческая)

VI .

(по этапу жизни человека)

б) обучение;

Особо выделяют общение - деятельность, сопутствующую осталь­ным видам совместной деятельности.

Мышление - процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.

Характеристики мышления:

    социальный характер;

    связь с языком;

    опосредованный характер;

    личностный характер.

Мышление человека формируется в процессе деятельности и разви­вается по мере освоение новых форм деятельности.

1.6. Потребности и интересы

Потребность - фундаментальная необходимость человека в услови­ях своего существования

Нужда - актуализированная потребность, осознаваемая на субъек­тивном уровне

Интерес - направленность человека на условия доступности пред­мета потребности

Мотив - потребность, ставшая основанием деятельности.

Классификации потребностей:

I . Основная классификация:

1. Материальные (естественные, биологические, врожденные, ор­ганические) - потребности в поддержании физического существования (еда, сон, отдых...)

2. Социальные - потребности во взаимодействии с обществом (об­щение, престиж, признание, труд...)

3. Идеальные (духовные) - потребности в создании и освоении ду­ховных ценностей (творчество, самореализация, знания...)

II . Пирамида Маслоу.

Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлет­ворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.

1. Базовые

а) Естественные (еда, сон...)

б) Экзистенциальные (безопасность и комфорт существования)

2. Вторичные

а) социальные

б) престижные

в) духовные.

Способности - врожденные и приобретенные качества, позволяю­щие человеку выполнять деятельность для удовлетворения потреб­ностей.

Способности делятся на общие (например, писать, бегать, рисовать) и специальные (например, спортивные способности, художественные способности, математические способности).

Талант - совокупность способностей, позволяющая получать про­дукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятель­ности.

Также в обществе формируются умения - способность делать что-либо по определённому образцу.

Если человек развивает и оттачивает свои умения, к нему примени­мо понятие «мастерство» - сочетание развитых умений.