Как идет учет расходов в бюджетном учреждении. Бюджетный учет

Затраты, при выполнении работ, оказании или предоставлении услуг, при выпуске готовой продукции с учётом хозяйственных расходов, как прямых, так и косвенных - отражаются на едином счёте: 109 00 000.

Одним из нюансов является то, что на этом счету невозможно отобразить затраты на услуги, полученные за счёт субсидий. Бюджетным учреждением должен быть чётко определён порядок и периодичность расходов, указываемых на этом счёте.

Расходы условно можно разделить на: прямые, накладные, общехозяйственные

Прямые расходы – это затраты на выплату тарифных окладов сотрудникам, находящихся в штате предприятия, на расходные материалы в процессе оказания услуг этими работниками в ходе трудового процесса.

Накладные расходы – это косвенные расходы, которые делятся на расходы между различными родами деятельности и видами оказываемых услуг. К накладным относятся расходы на уплату налогов.

Такой вид расходов должен планироваться. В плане расходов бюджетного учреждения должны быть внесены затраты на содержание имущества, на выполнение государственного заказа, учтена себестоимость платных услуг.

При этом, субсидии даются для покрытия содержания имущества и выполнение государственного задания. На коммерческие услуги, то есть услуги, оказываемые за определённую плату, действие субсидии не распространяется.

Существует профильный список услуг, с оценкой качества и объёма этих услуг, согласно требованиям государственного задания. От этих показателей и зависит коэффициент финансового обеспечения для учёта расходов учреждения, согласно взятых им бюджетных обязательств.

Накладные расходы распределяются пропорционально таких показателей, как: затраты на оплату труда, полученную прибыль, материальные расходы.

Общехозяйственные расходы – это расходы, связанные с необходимостью оплаты коммунальных услуг (исключение составляют затраты на содержание имущества, которые можно отнести к категории нормативных расходов). Это затраты на содержание недвижимого имущества бюджетного учреждения и прилегающей территории, которая получена на правах оперативного управления или приобретена за счёт средств учредителя. Сюда относятся затраты, на приобретение услуги связи и оплата транспортных услуг. Учитывается расход на оплату труда административно-управленческого, хозяйственного и прочего вспомогательного персонала, который не оказывает услуг, согласно профилю бюджетного учреждения (сотрудники, которые не являются профильными дипломированными специалистами). Расходы, направленные на нужды по ведению хозяйства.


Расчёты в бюджетных учреждениях и их учёт...


Бюджетное учреждение обязано вести учёт своего библиотечного фонда, в частности, учебников, на основе действующего законодательства РФ, которое представлено в виде федеральных...

Действующие инструкции по бухучету не содержат указаний на возможность учета затрат, которые произведены за счет субсидий, с отнесением их на финансовый результат учреждения для формирования себестоимости продукции. В статье даны практические рекомендации по их распределению и учету.

Правила распределения затрат

Важно знать, что нет указаний на возможность учета затрат, произведенных за счет субсидий (КФО 4) или за счет предпринимательской деятельности (КФО 2) с целью формирования себестоимости готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг, без применения счета 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Таким образом, независимо от того, в рамках какого вида деятельности произведены расходы, учреждение при формировании учетной политики должно определить порядок и периодичность отражения расходов на указанном счете.

Учреждению нужно организовать бухгалтерский учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции в зависимости от отраслевых особенностей по способу включения в себестоимость (прямые и косвенные (накладные)). Данная операция может совершаться по итогам календарного месяца.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде предоставленной ему из бюджета субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат. Они делятся на прямые затраты, которые непосредственно связаны с оказанием данного вида услуги, и затраты на общехозяйственные нужды.

Прямые расходы

К прямым нормативным затратам относятся расходы на оплату труда специалистов по штатному расписанию и расходных материалов, потребляемых в процессе оказания услуг.

Общехозяйственные расходы

В составе нормативных затрат на общехозяйственные нужды выделяются следующие расходы:

  • на оказание коммунальных услуг (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным на содержание имущества);
  • на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем;
  • на приобретение услуг связи;
  • на приобретение транспортных услуг;
  • на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании услуги.
  • прочие расходы на общехозяйственные нужды.

Накладные расходы

Накладные (косвенные) расходы учреждения подлежат распределению между видами деятельности (КФО), между видами оказываемых услуг, а также в налоговом учете.

Распределять такие расходы необходимо еще при их планировании (то есть на стадии составления плана финансовой деятельности учреждения), в частности, при расчете нормативных затрат на выполнение госзадания, на содержание имущества, при калькулировании себестоимости платных услуг.

В соответствии с типовой формой соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием по госзаданию услуг (выполнением работ), учреждение вправе расходовать субсидии самостоятельно в целях оказания услуг, выполнения работ согласно требованиям к их качеству и (или) объему, определенным в госзадании. При этом учреждение не вправе покрывать часть нормативных затрат за счет субсидий, если оно ведет деятельность, связанную с оказанием услуг (выполнением работ) за плату.

Таким образом, основаниям для отнесения кассовых расходов и принятых бюджетных обязательств к КФО должен соответствовать объем работ, услуг, установленный госзаданием, которое формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг и показателей качества этих услуг.

Какие из перечисленных выше расходов подлежат распределению, указано на схеме.

В приведенной схеме прямые и косвенные (накладные) расходы объединены в группу, которая условно названа «производственные расходы». В свою очередь накладные расходы, включенные в эту группу, подлежат распределению на себестоимость продукции, работ, услуг (по видам).

При распределении накладных и общехозяйственных расходов между видами деятельности не стоит забывать, что основная деятельность учреждения ведется в рамках госзадания, которое доводится до учреждения его учредителем.

Пример распределения затрат

Финансовое обеспечение основной деятельности бюджетного учреждения осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Они выделяются с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество.

Рассмотрим на примере распределение общих расходов между видами деятельности на стадии планирования.

Пример

Бюджетному учреждению при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год необходимо распределить планируемые общехозяйственные расходы по видам деятельности. Доходы по субсидиям на выполнение госзадания планируются на основании данных, полученных от учредителя, об объеме выделенных ему субсидий. Кроме того, планируются доходы от оказания платных услуг (по видам услуг), а также от предоставления имущества в аренду.

Обобщенные плановые показатели по поступлениям средств выглядят следующим образом:

1) субсидии на выполнение государственного задания, всего – 122 300 000 руб. (в том числе, на уплату налогов на имущество и землю, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением – 10 200 000 руб.).

2) приносящая доход деятельность, всего – 60 000 000 руб.

Общая сумма поступлений составляет 182 300 000 руб.

1) услуги связи – 50 000 руб.;

2) расходы на коммунальные услуги, всего – 900 000 руб.

В том числе:

– на электроэнергию – 400 000 руб.

– на тепловую энергию – 300 000 руб.

– на водопотребление и водоотведение – 200 000 руб.

Транспортный налог – 200 000 руб.

Согласно установленной методике распределения общих расходов при планировании ФХД, общие расходы распределяются пропорционально доходам по видам деятельности следующим образом:

1) общая сумма поступлений субсидий на выполнение государственного задания (без учета средств на уплату налогов на имущество и землю) равна 112 100 000 руб. (122 300 000 – 10 200 000);

2) общая сумма поступлений по всем видам деятельности (без учета средств на уплату указанных налогов) составляет 172 100 000 руб. (122 300 000 – 10 200 000 + 60 000 000);

3) доля доходов по субсидиям равна 65 процентам ((122 300 000 руб. – 10 200 000 руб.) : 172 100 000 руб. × 100);

4) доля доходов от предпринимательской деятельности составляет 35 процентов ((60 000 000 руб. : 172 100 000 руб.) × 100).

Распределение расходов для наглядности представлено в таблице ниже.

В дальнейшем фактически произведенные общие расходы распределяются между видами деятельности исходя из утвержденных показателей плана финансово-хозяйственной деятельности.

Для равномерного распределения данных расходов по видам деятельности можно разработать дополнительные (вспомогательные) таблицы к плану ФХД с разбивкой плановых показателей по доходам и расходам поквартально (помесячно).

Налоговый учет

Деление расходов на прямые и косвенные различается в бухгалтерском и налоговом учете, так как в учете бухгалтер следует отраслевым инструкциям, а при расчете налога на прибыль – нормам главы 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций»).

Бюджетные учреждения при исчислении налога на прибыль не учитывают в составе доходов суммы целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности.

По законодательству Российской федерации, бюджетной организацией является та организация, которая была учреждена органами государственной власти. Средства для существования бюджетной организации берутся из соответствующих бюджетов и согласно определенному элементу – бюджетной смете.

К сожалению, действующие справочники по бухгалтерскому учету не содержат информации о том, каким образом правильно вести распределение финансов, которые были получены в результате субсидий. Давайте попробуем более детально разобраться в этом вопросе.

Во-первых, необходимо знать, что у любой бюджетной организации есть своя цель. Для того, чтобы эту цель реализовывать всегда необходимо финансовое обеспечение в той или иной сумме. Поэтому бюджетные организации осуществляют свою деятельность благодаря субсидиям – финансовым поддержкам со стороны государства. Благодаря этим субсидиям бюджетная организация и осуществляет свою деятельность.

Для того, чтобы отчитаться перед государством за затраты финансовых средств, выделенных субсидией, необходимо вести учет затрат. Необходимо иметь в виду, что прежде всего затраты бюджетного учреждения можно подразделить на два основных вида – прямые затраты и затраты на общехозяйственные нужды.

Прямые затраты бюджетного учреждения – это такие затраты, которые расходуются на непосредственную деятельность учреждения. К ним можно отнести выплату заработной платы согласно штатному расписанию, расходы на покупку материалов, необходимых для осуществления деятельности и так далее.

К затратам на общехозяйственные нужды можно отнести, например, оплату по коммунальным счетам, оплату транспортных расходов, необходимых в процессе осуществления деятельности, заработную плату лиц, не относящихся к данному учреждению напрямую, но необходимых для нормального процесса деятельности, на содержание определенных объектов, необходимых для деятельности данного бюджетного учреждения и так далее.

У каждого из этих видов расходов есть свои подвиды, определяемые индивидуально. Поэтому бухгалтерии необходимо вести правильный учет всех расходов, предварительно осуществляя правильное распределение того или иного вида расхода по группам. Все это делается с целью того, чтобы в последствии не возникало вопросов при предоставлении отчета о расходах данного бюджетного учреждения.

Правильно сделанный учет расходов бюджетного учреждения – это залог его стабильной и продуктивной работы, а также достижения поставленных организацией им целей.


Заработная плата является основной мотивационной составляющей труда любого наёмного работника и устройству его на то или иное рабочее место. Заработная плата для большинства...


Одним из основных моментов является то, в чьей собственности находится земля. При реорганизации бюджетного учреждения органами исполнительной власти передаётся всё имущество. Но,...

Ирина Князева

109 счет в Бюджетном учреждении

Прошу разъяснить использование счета 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» в бюджетном учреждении. Учреждение перешло на бюджетный тип 1 июля 2012 года. Отчетность за 2012 год сдана. Бухгалтерский отчет сформирован за второе полугодие 2012 года. Расходы были отнесены на 401 20 «Расходы текущего финансового года». Согласно новому плану счетов необходимо отражать прямые и накладные расходы учреждения. Помогите разобраться, какие расходы и на какой вид относить? Какими документами оперировать?

Ответил пользователь, Анна Андреевна Андреева, Советник ([email protected])

Согласно Инструкции № 157н счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» предназначен для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.

Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость продукции, работ, услуг; накладные затраты подлежат распределению между видами продукции (работ, услуг). Помимо прямых и накладных расходов в учете бюджетного учреждения есть категория общехозяйственных расходов.

Три вида расходов учитываются на обособленных счетах:

  • 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
  • 0 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;
  • 0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы».

По каждому из вышеуказанных счетов открываются счета аналитического учета по видам расходов по соответствующим статьям (подстатьям) 211—213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290 КОСГУ.

В учетной политике государственных (муниципальных) бюджетных учреждений необходимо раскрыть информацию о порядке формирования стоимости государственных (муниципальных) услуг (работ), а также услуг (работ), оказываемых в рамках деятельности, приносящей доход.

К прямым затратам относятся все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг при изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг.

Исходя из пункта 17 приказа Минфина России и Минэкономразвития России «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений» от 29 октября 2010 г. № 137н/527 (далее - Приказ № 137н/527) в составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие группы затрат:

  • нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги;
  • нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной услуги;
  • иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги.

Перечень данных расходов не является закрытым. В зависимости от специфики деятельности государственного (муниципального) учреждения перечень прямых расходов может меняться, данную информацию необходимо отразить в учетной политике.

Накладные затраты - сопровождающие (сопутствующие) процесс оказания услуги (выполнения работы, изготовления продукции), но не связанные с ним напрямую. Следовательно, в сформированной учетной политике государственных (муниципальных) учреждений следует указать, какие именно расходы относятся к накладным.

Например, к накладным расходам можно отнести затраты:

  • на содержание и эксплуатацию основных средств;
  • обслуживание производства;
  • командировочные расходы;
  • обучение работников;
  • непроизводительные расходы и др.

Общехозяйственные расходы - расходы, произведенные для целей управления, процесса оказания услуги (выполнения работы, изготовления продукции).

В сформированной учетной политике государственных (муниципальных) учреждений следует указать, какие именно расходы относятся к общехозяйственным.

В составе таких расходов могут учитываться:

  • оплата труда административно-управленческого и прочего обслуживающего персонала и страховые взносы во внебюджетные фонды с этой оплаты труда;
  • расходы на содержание транспорта;
  • канцелярские и типографские расходы;
  • аудиторские, консультационные и информационные расходы;
  • почтово-телеграфные расходы;
  • суммы амортизации, ремонта, содержания и эксплуатации зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения;
  • расходы на охрану учреждения и т. п.

В пункте 135 Инструкции № 157н указанно, что общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), в соответствии с утвержденной учреждением учетной политикой распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов - на увеличение расходов текущего финансового года. Соответственно в учетной политике государственные (муниципальные) учреждения должны определить, классифицируют они общехозяйственные расходы как нераспределяемые или нет.

Перечень методов распределения общехозяйственных расходов определен в Приказе № 137н/527 и не является закрытым.