Маленький человек в литературе станционный смотритель. Образ «маленького человека» в повести «Станционный смотритель

Тема «маленького человека» была впервые поднята в русской литературе А. С. Пушкиным. Он подробно описал это «сословие» людей, их жизнь, невыносимые условия. Позднее эта тема была подхвачена в произведениях А. Чеховым, Ф. М. Достоевским и Н. Гоголем.

Портрет «маленького человека» очень удачно описан в повести «Станционный смотритель» на примере Самсона Вырина. Это человек безобидный, честный и трудолюбивый. Его низкий чин и бедность делают его уязвимым перед всеми проезжающими мимо путешественниками. Из-за плохих дорог, погоды, неудачной езды они незаслуженно обижали смотрителя. Он был настолько уверен, что его положение делает его ниже и ущербнее, что он терпел эту участь безропотно.

Автор характеризует сословие станционных смотрителей как людей мирных, услужливых, скромных и непритязательных. На примере Самсона Вырина можно сказать, что в большинстве своём «маленькие люди» - это люди честные, совестливые. Их положение бедственно, зато сердца и помыслы чисты. Для этих людей отсутствие чести является большим позором. Незапятнанная репутация для них - важнее всех богатств. Но для людей, стоящих выше по положению, «маленький человек» - это пустое место. Его можно оскорбить, унизить и за это никто не накажет. А ведь именно такие бедные люди представляют собой совесть и порядочность.

Состоятельный гусар Минский не посчитался со стариком и увёз его дочь Дуню, ради которой Самсон жил и трудился, отдавая всего себя для её блага. К его несчастью, родная дочь также не пожалела его, не оценила всей его заботы, мечтая о легкой и богатой жизни. Это большое горе для Вырина. Он не сомневается, что Минский выкинет его дочь на улицу, когда она ему наскучит. Старик хорошо знает долю таких бедных девушек, которые повелись на деньги. Тяжелая жизнь вселила в смотрителя уверенность, что никто не будет хорошо относится ни к нему, ни к его дочери. Он даже мысли не допускает, что жизнь сделает ему какую-либо поблажку.

Минский не потрудился по-хорошему объяснить Вырину, что намерения его серьёзны и он сможет сделать Дуню счастливой. Он настолько не считает его стоящим его внимания, что попросту прогнал его. То, что Дуня может оказаться временным увлечением, - невыносимо для отца. Он до сих пор находил даже радость в своей работе, теперь же не для кого продолжать жить. Он быстро состарился от тяжких дум и позора, начал искать забвения в выпивке и скоро спился и умер от такого бремени.

Описывая существование русского «маленького человека», автор призывает читателя быть терпимее к человеку, несмотря на его чин и положение в обществе. Пушкин уверен, что если мы будем в первую очередь видеть внутренний мир ближнего, то и жизнь станет лучше и в мире будет больше места для добра и правды.

Самсон Вырин - маленький человек, который подвергся жизненной несправедливости. События его судьбы, связанные с оставлением его дочерью, которая уехала с офицером, приводят героя к смерти.

Литературный образ

В русской литературе довольно часто обращались к образу маленького человека, имеющему ряд определенных признаков. Это незначительные люди низших сословий, которые подвергаются нападкам со стороны окружающих или со стороны самой судьбы. Несмотря на все это, образ маленького человека отличается любовью к ближним, добротой и искренностью. Изображение тяжелых и противоречивых судеб данных героев всегда трагично. В произведениях, где встречается образ маленького человека, есть и другие черты: автор выражает сочувствие к такому человеку, но и показывает его ограниченность мышления.

Вырин как тип маленького человека

В «Станционном смотрителе» маленьким человеком является Самсон Вырин. Это чиновник 14 класса, который является самым низшим классом. Автор показывает трудность положения главного героя повести. Самсону приходится тяжелым трудом зарабатывать на жизнь - свою и своей дочери. Проезжие «проклинают» Вырина и не ценят его как человека. Самсон Вырин живет в собственном мире, который он построил для себя. Единственной его жизненной радостью была дочь, образ который станет для героя как счастьем, так и разочарованием в жизни.

Начало произведения говорит о том, что людей, подобных Вырину, было множество. Это собирательный образ, который носит трагичные черты времени.

Трагичность

Самое главное испытание, через которое должен пройти Самсон Вырин, – побег его дочери с приезжим офицером. Это событие становится для героя трагедией. Он пытается найти свою дочь, но, когда видит ее у офицера, понимает, что для него все потеряно. Офицер пытается откупиться от Вырина деньгами, и все попытки встретиться с дочкой наедине не венчаются успехом. После этого герой произведения возвращается домой и постепенно угасает, а после и вовсе умирает.

Писатель показывает, что жизненная несправедливость привела главного героя «Станционного смотрителя» к смерти. Самсон Вырин не смог понять свою дочь, поэтому он не смог вынести ее предательство и умер.

Судьба простого, ничем не выделяющегося челове-ка с его проблемами, горестями и радостями, волнова-ла многих русских писателей. Ведь, как правило, из-менения в общественно-политической жизни России в первую очередь отражались на жизни так называе-мого «маленького человека». Смирение этих людей, кажется, не знает границ. Однако, какое душевное мужество требуется для непротивления злу, которому подвергают «маленького человека» сильные мира сего. Ведь покорность своей доле — не всегда является уделом лишь слабых людей. Безропотное принятие всех жизненных испытаний часто выступает как выс-шая человеческая мудрость. Многие литературные образы «маленького человека» показаны авторами именно с этой точки зрения.

А. С. Пушкин одним из первых среди русских пи-сателей привлек внимание к судьбе «маленького че-ловека». Эта тема звучит в поэме «Медный всадник », но особенно ярко раскрыта она в повести «Станцион-ный смотритель ».

С первых же строк автор вводит нас в бесправный мир людей этой профессии: «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не все-гда... ». Каждый проезжающий чуть ли не долгом сво-им считает излить на него весь накопившийся в дорож-ных неурядицах гнев. Однако, несмотря на все трудно-сти, связанные с профессией, смотрители, по утверждению Пушкина — «...люди мирные, от приро-ды услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюби-вые». Именно такой человек описан в повести. Семен Вырин — типичный представитель мелкого чинов-ничьего сословия, исправно нес свою службу и имел свое «маленькое» счастье — красавицу дочь Дуню, ос-тавшуюся у него на руках после смерти жены. Ловкая, приветливая Дуняша стала не только хозяйкой дома, но и первой помощницей отцу в его нелегком труде. Ра-дуясь, глядя на дочь, Вырин, наверняка, рисовал в сво-ем воображении картины будущего, где он, уже ста-рик, живет подле Дуни, ставшей уважаемой женой и матерью. Но «...от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать». И в повествование вступают зако-ны эпохи, когда любой старший — по званию ли, по чину или по сословию, вторгается в жизнь «маленько-го человека», сметая все на своем пути, не считаясь ни с чужими чувствами, ни с нравственными устоями. Ломая жизни, калеча души людей, чувствуя за собой защиту других власть или деньги имущих. Так посту-пил с Выриным гусар Минский, увезший Дуню в Пе-тербург. Бедный смотритель пытается сопротивляться ударам судьбы, отправляясь на поиски своей дочери. Но в мире, где все продается и покупается, не верят ис-кренним, даже отцовским, чувствам. Минский выпро-важивает несчастного отца, унизительно сунув ему «..несколько пяти- и десятирублевых смятых ассигнаций». И это унижение спровоцировало пусть короткий и незначительный, но бунт «маленького человека»: «Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоп-тал каблуком и пошел...». Осознав бессмысленность своих действий, Вырин возвращается, но денег уже не находит.

Судьба дала ему еще один шанс повидаться с доче-рью, но Дуня второй раз предала отца, позволив Мин-скому вытолкнуть старика за дверь. Даже увидев горе своего отца, она не покаялась перед ним, не приехала к нему. Преданный и одинокий доживает последние дни Вырин на своей станции, грустя о дочери: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою». Утрата дочери лишила старика смысла жизни. Равнодушное общество молча взирало на него и на сотни других таких, как он, и все понима-ли, что глупо просить защиты слабому у сильного. Удел «маленького человека» — смирение . И умер станционный смотритель от собственной беспомощ-ности и от эгоистичного бездушия окружающего его общества.

Повести Белкина — это истории, которые писатель пишет в период Болдинской осени в 1830 году. Читатель знакомится с разными историями, что рассказаны Белкиным и кажется, что все это из реальной жизни, а сюжеты не выдуманные, а продиктованы жизнью. Как раз является одним из произведений, что вошло в цикл Повести Белкина. Это повесть, хотя вполне могла бы сойти за роман. В ней автор показал много характеров, а главное раскрыл в Станционном смотрителе образ маленького человека.

Образ маленького человека

Изучив повесть Станционный смотритель для читательского дневника, мы познакомились с обычным человеком, что жил привычной для него жизнью, пока в нее не вмешались обстоятельства.

Образ маленького человека раскрывает с помощью станционного смотрителя, который был мелким чиновником по рангу находящегося на последних местах. Это жертва несправедливости и частых побоев. Смотрителя постоянно во всем обвиняют, а он не протестует, так как и права на это не имеет. Да и характер его не позволяет, ведь маленькие люди всегда себя недооценивают, считая что у них меньше прав. Словом, типичный маленький человек, который также имел право на существование и вносил определенную лепту в жизнь общества, выполняя свои обязанности. Вот только обидно, что работа маленького человека не ценится и их не уважают. Однако своим произведением писатель пытается достучаться до читателя, показав нам, что и маленькие люди заслуживают уважения и нужно хотя бы перестать их ругать, выливая на них недовольство.

Работа смотрителя сложная, однако он выполняет ее исправно в любую погоду, встречая и провожая экипажи. У него одна отрада — дочь Дуня, однако у Вырина и ее отбирают, ведь уезжает она с богатым гусаром Минским, с которым невозможно было соперничать, ведь по положению тот был выше. Не нашел смотритель у себя сил для борьбы, поэтому и возвращается ни с чем домой.

Если раньше Вырин принимал свою жизнь с ее невзгодами, как полагается, то теперь он понимает всю пропасть, что разделяет чины. Теперь смысл жизни потерян, и заливая свое горе, герой начинает пить. Вырин предстает перед читателем уже пропащим человеком, которого тяготит жизнь. Самое страшное, что такие маленькие люди беззащитны, ведь им могут такие вот Минские причинить боль и при этом никто не будет из них наказан. Маленькому же человеку остается лишь влачить свое существование, несмотря на обиду и оскорбления. Но Вырин не смог пережить жизненную трагедию, спившись, он умирает.

Разделы: Литература

Цель урока - ввести учащихся в мир «маленького человека» пушкинской прозы; пробудить сочувствие и сострадание к герою повести; показать особенность сюжета и композиции пушкинской повести.

Ведущий прием – беседа – анализ.

Приемы - комментированное чтение, слово учителя, выразительное чтение.

Наглядность – иллюстрации к повести «Станционный смотритель».

Ход урока

I. Слово учителя

«Повести Белкина», написанные в сентябре-октябре 1830 г., были произведениями зрелого таланта, чувствующего свою силу и способность творить в условиях полной внутренней свободы. Все повести, входящие в белкинский цикл, занимательные истории, но они не все веселые. Есть среди них и вполне серьезные и грустные.

II. Беседа – анализ по содержанию повести.

Учитель: Дома вы прочли вторую повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», которая входит в цикл «Повестей Белкина». Что показалось вам особенным, запоминающимся в этой повести?

Дети: Простые люди, добрые сердца, печальный конец.

Учитель: Своей повести рассказчик предпослал немного видоизмененные стихи друга поэта Петра Вяземского: «Коллежский регистратор,/ Почтовой станции диктатор». Всерьез ли автор воспринимает эти слова князя Вяземского? Может быть, за этим скрыта горькая ирония, так свойственная автору «Повестей…?» Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к повести. «Что такое станционный смотритель?» - спрашивает рассказчик. Как автор развенчивает расхожие представления об этом дорожном «диктаторе»? Подтвердите текстом.

Дети: Станционный смотритель в России имел самый низший класс в служебной лестнице чинов – четырнадцатый.
Смотритель терпел унижения и даже побои от проезжих, которые вымещали на нем досаду за скверную погоду, усталых лошадей, плохое настроение.
На голову смотрителя, как из рога изобилия, сыпались ругательства и оскорбления. «В бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца».
Никакой благодарности, простого «спасибо» трудно дождаться от какого – нибудь генерала или фельдъегеря.

Учитель: Как сам рассказчик относится к этим служителям почтовых станций?

Дети: Автор призывает своего читателя «вместо негодования» наполнить сердце свое «искренним состраданием». Рассказчику, изъездившему много дорог, изведавшему не одно поколение ямщиков, знавшему каждого смотрителя в лицо, можно поверить.

Учитель: Кто такие станционные смотрители, по мнению рассказчика?

Дети: Работники си – труженики мирные, услужливые, скромные, оклеветаны людской молвой.

Дети: Добрым сердцем, незлобивостью, удивительным умением вести беседу, которую писатель часто предпочитает «речам какого-нибудь чиновника 6-го класса».

Учитель: Действительно, весьма иронично на фоне пушкинских представлений о станционном смотрителе звучат слова князя Вяземского. Рассказчик с чувством гордости признается в том, что есть у него «приятели из почтенного сословия смотрителей», а память об одном из них, историю которого писатель запечатлел в повести, особенно «драгоценна» ему. И эта «драгоценная память» возвращает автора в месяц май 1816 года. Рассказчик едет на перекладных, платит прогоны за две лошади, смотрители на станциях с ним не церемонятся. Подумайте, почему? Какие размышления посещают путешественника? Что удивляет его? Почему он так негодует «на низость и малодушие смотрителя»?

Дети: Рассказчик замечает, что в ту пору «чин он имел не большой», а все внимание смотрителя было сосредоточено на том, кто побогаче.

Учитель: Верно. Путешественник размышляет: «…что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила чин чина почитай ввелось в употреблении другое, например: ум ума почитай». Тогда бы приниженный смотритель не посмел бы отдать приготовленную для рассказчика коляску чиновному барину. Простодушный пушкинский рассказчик удивительно уместно размышляет об этих «общеудобных правилах», господствующих в обществе, согласно которым твой чин и богатство позволяют тебе обижать неимущего, а власть имущий может растоптать бедняка. Но, как замечает рассказчик, подобные мысли посещали его, когда он был «молод и вспыльчив», а ныне эти «общеудобия» кажутся ему в порядке вещей». В чем ирония Пушкина? Горькая ирония…

Дети: Наверное, в том, что сам рассказчик вроде бы и не замечает своей невольной двойственности и, словно спохватившись, торопит наше читательское любопытство: «Но обращаюсь к моей повести».

Дети: Напротив, дальнейшее содержание повести показывает порицание этих самых «правил», и тогда ясно виден сам Пушкин, ироничный, сострадающий героям повести.

Учитель: Итак, рассказчик, молодой человек, облеченный «мелким чином», приехал на станцию, чтобы отдохнуть, поменять лошадей, переодеться после дождя. Расскажите, какое впечатление производит на гостя Дуня, дочка смотрителя.

Дети: Путешественника поразила красота этой четырнадцатилетней девочки, ее большие голубые глаза. В Дуне уже в первый приезд рассказчика обнаруживаются свойства, ставящие ее вне круга, к которому она принадлежала.

Учитель: По словам отца, Дуня – «разумная», «проворная», «вся в покойницу мать». Еще рассказчик замечает в поведении Дуни самолюбование, стремление понравиться гостю; он называет девочку «маленькой кокеткой». Она в 14 лет ведет себя «как девушка, видевшая свет». Дуня даже позволила ему в сенях поцеловать себя на прощание.
Как ведет себя гость с хозяевами станции? Почему так понравились ему смотритель и его дочка?

Дети: Это были добрые, радушные люди, почувствовавшие интерес гостя к ним. Им есть о чем говорить, недаром они долго беседуют за чаем, «как будто век были знакомы».

Учитель: Несомненно, рассказчик – человек добрый, искренний, внимательный. Его умиляют обстановка комнаты, где живут эти добрые люди, горшки с бальзамином, кровать с пестрой занавеской и конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю блудного сына. Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания?

Дети: Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери», героини повести. А «почтенный старик в колпаке и шлафроке» напоминает самого смотрителя.

Учитель: Действительно, в современной Пушкину России проблема отцов и детей была не менее важной, чем в наши дни. Библейская история о блудном сыне была размножена в тысячах популярных картинок, которыми простые люди украшали свои избы в назидании отцам и детям. Но Пушкина и здесь не покидает горькая ирония: увы, не по этим картинкам развивается жизнь и даже не по сюжету сентиментальной истории об обманутой девушке в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Писатель словно пытается вступить в спор с неведомыми силами за судьбу Дуни.
В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Рассказчик видит все тот же почтовый домик, входит в комнату с картинками на стене; стол и кровать стояли на прежних местах. Смотритель переписывает подорожную приезжего и свою книгу. Потом следует чаепитие, рассказчик предлагает Самсону Вырину пуншу… Почти все, как в первый приезд?

Дети: Нет, это лишь внешняя похожесть обоих приездов. Нет Дуни, и поэтому все привычное кажется уже другим. В этой знакомой обстановке все выказывает «ветхость и небрежение». Нет ни горшков с цветами, ни пестрой занавески. Все это было создано заботливыми руками Дуни.

Учитель: Как изменился сам смотритель?

Дети: Еще несколько лет назад это был «бодрый мужчина», а теперь- «хилый старик».

Учитель: Обратите внимание на весьма характерную деталь: «смотритель спал под тулупом». Она подчеркивает, как Самсон Вырин запущен. Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркиваются еще одной деталью. Сравним, в первый раз: «Тут принялся он переписывать мою подорожную». То есть немедленно взялся исполнять свой служебный долг. Во второй же приезд: «Покамест собирался переписывать мою подорожную…продолжал пошептом читать…» Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное, произносит вслух слова – старческим «пошептом». Перед нами – горькая история угасания одной разбитой жизни… А что же Дуня? Расскажите о первом появлении на станции гусара Минского. Отвечают ли его облик и поведение «общеудобному правилу» «чин чина почитай»?

Дети: Приезжий был в чине ротмистра, при разговоре со смотрителем требовал скорее лошадей, «возвысил было голос и нагайку», и лишь ласковое обращение Дуни к гусару развеяло его гнев.

Учитель: Посмотрите, как художник М.В.Добужинский изобразил приезд Минского на почтовую станцию. Опишите эту иллюстрацию.

Дети: Посреди скромной, но опрятной комнаты – бравый гусар «в черкесской шапке, в военной шинели». В руках у него нагайка, которую он, вероятно, собирается призвать к ответу несчастного смотрителя. Смотритель же, обращенный к зрителю спиной, выказывает своей фигурой самое покорство: склонная на бок голова, рука, заведенная за спину, полусогнутые ноги. И лишь появление Дуни смиряет злость гусара.

Учитель: Из каких слов рассказчика мы понимаем, что Дуня произвела сильное впечатление на Минского?

Дети: Гусар подобрел, согласился ждать лошадей и даже заказал себе ужин. Ротмистр начал весело разговаривать со смотрителем и его дочерью. Минский, желая подольше задержаться на станции, сказался «больным», даже подкупил доктора.

Учитель: Чувствует ли бедный отец, что Минский обманывает всех и чем его внезапная «болезнь» грозит Дуне?

Дети: Нет, Самсон Вырин и Дуня искренне верят в болезнь Минского, они не слишком наблюдательные люди, иначе бы заметили, что «больной» «выпил две чашки кофе и заказал себе обед», выпил кружку лимонада. И вместе с доктором «ели с большим аппетитом, выпили бутылку вина».

Учитель: Верно, Самсон Вырин – добрый и доверчивый человек. Он убежден в порядочности Минского, и невольно сам отпускает от себя свою дочь, когда гусар предложил довезти ее до церкви: «Чего же ты боишься?.. ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест». Передайте состояние бедного смотрителя после отъезда Дуни с гусаром.

Дети: Он чувствовал за собой вину: как он мог позволить Дуне сесть в кибитку к гусару. Словно на него нашло «ослепление». Вскоре после отъезда дочери «сердце его начало ныть», им овладело беспокойство, сам идет к церкви, вернулся домой «ни жив, ни мертв».

Учитель: С каким чувством говорит рассказчик о болезни Вырина?

Дети: «Бедняк занемог сильной горячкой». В тоне рассказчика уже нет и тени иронии, когда он говорит, что несчастный старик «слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик». В голосе автора – искреннее сочувствие.
Учитель: Как смотритель начинает бороться за свою дочь? Какие детали помогают нам глубже понять душу несчастного отца?

Дети: Он пешком отправляется искать дочь. Надеется привести домой свою «заблудшую овечку». Минский, встретив в прихожей смотрителя, особенно не церемонился с ним, объясняя, что Дуня с ним будет счастлива, откупился от Вырина деньгами. Во второй раз слуга ротмистра объяснил Вырину, что «барин никого не принимает, грудью вытеснил из передней и хлопнул двери ему под нос». Когда Вырин в третий раз осмелился потребовать у Минского свою дочь, «гусар вытолкнул его на лестницу».

Учитель: Подумайте, как Минский относится к Дуне. Любит ли ее или «коварный соблазнитель» играет чувствами девушки?

Дети: Минский, похоже, по-настоящему любит Дуню, окружил ее вниманием и роскошью, но и Дуня любит своего «похитителя»: с какой нежностью она смотрела на Минского, «наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы».

Учитель: Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Бедняк не просто остался бедняком – оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Добросердечие, доверчивость, любовь к Дуне и нежность к детям делают его беззащитным перед горем, обрушившимся на него.
Повесть завершается грустно. Прошли годы, рассказчик в третий раз посещает эти места, вспоминая бедного смотрителя. С каждым новым посещением нашего путешественника почтовой станции уменьшается число персонажей. Этот третий приезд рассказчика усиливает угасание жизни.
Жива ли память о смотрителе у людей?

Дети: Да, люди помнят его могилу. Хозяйский мальчик Ванька выучился у смотрителя вырезать дудочки. Самсон Вырин играл с детьми, одаривал их орехами.

Учитель: Рассказчик на могиле смотрителя. Почему кладбище произвело на него такое удручающее впечатление?

Дети: Это было голое место, не было даже ограды, над могилами возвышались одни деревянные кресты – видно, что там покоились бедняки. К Дуне пришло позднее раскаяние. Но застала она лишь могилу отца. Да, она стала богатой. У нее трое маленьких детей, но отец ее потерял любовь навсегда, а вместе с этой любовью утратил и надежду на саму жизнь. Несчастье обрушивается не на заблудшую овечку», как это происходит в истории на картинках, а на отца.

III. Подведение итогов.

Учитель: Прочитана повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». О чем она?

Дети: О глубокой отцовской любви. О дочерней неблагодарности. Эта повесть о том, как бедному человеку трудно соперничать с богатым и сильным. О «маленьком человеке», сохранившем свое достоинство. О запоздалом раскаянии «блудной дочери», которая будет жить с чувством вины перед своим отцом. Рассказчик еще и размышляет о неизбежности расставания детей и родителей. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.

Учитель: Да, всех тем, которые вы назвали, касалось перо поэта. Повесть многозначительна.

IV. Домашнее задание.

  1. Чтение и конспект статьи «Образ и тема «маленького человека» в литературе».
  2. Прочитать остальные произведения «Повестей Белкина».