Петроглифы алтая. Искусство древних кочевников центральной азии в петроглифах алтая

Комплекс петроглифов в монгольском Алтае (монг. Монгол Алтайн нурууны хадны зургийн цогцолбор) — объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, расположенный в Северной Монголии, на реке Чулуут. “Чулуут” означает “скалистый”. Комплекс расположена на высоте примерно 2000 метров над уровнем моря и тянется по скалам и горам более чем на 40 километров. Преобладают изображения оленей, запряженных в колесницы. Рисунки настолько четкие, что можно пересчитать спицы на колесах колесниц, а ведь сделаны были эти “картины” 4000 — 3000 лет до нашей эры.

В настоящее время известно 22 изображения колесниц в горах Монгольского и Гобийского Алтая (юг и юго-запад страны) и 20 — по берегам среднего течения р. Чулуут (Северная Монголия).

Неоднократно были зафиксированы рисунки колес, рассеченных на секторы и круги, а также фигуры, отдаленно напоминающие по структуре двухколесные повозки.

Здесь были созданы во времена неолита (III тысячелетие до н. э.) тысячи наскальных рисунков, объявленных сейчас Всемирным наследием ЮНЕСКО.

Многочисленные наскальные рисунки и погребальные памятники, найденные на территории трех объектов, свидетельствуют о развитии культуры в Монголии на протяжении 12000 лет.

Самые ранние из них относятся к периоду 11000-6000 годов до н.э., когда эта территория была частично покрыта лесом, что позволяло местным племенам охотиться на крупную дичь.

Более поздние изображения относятся к тем временам, когда алтайский пейзаж приобрел свой нынешний характер гористой степи, и отражают переход к скотоводству, ставшему основным занятием людей.

В эту эпоху важное место в наскальных изображениях занимала лошадь. Наскальные изображения Алтая являются ценным источником сведений, необходимых для понимания уклада жизни доисторических общин в северной части Азии. Всего в долине реки Чулуут в разное время рисунками было покрыто более 25 квадратных километров скал. Чаще всего встречаются изображения оленей, запряженных в колесницы.

Наиболее древние из них появились 5000 лет назад, а самым «молодым» - около 3000 лет.

Так как кочевые народы (предки современных монголов) занимались преимущественно охотой и собирательством, очень многие из рисунков посвящены охоте. Охотники изображены с луком и стрелами.

Также присутствуют изображения драконов, рыб и змей. Предполагается, что изображения оленей были созданы в карасукскую эпоху. Самыми ближайшими параллелями монгольским рисункам являются изображения колесниц из высокогорной Чуйской котловины российской части Алтая.

В 1995—2001 годах ученые исследовали пещеры Цагаан-Агуй и Чигээн-Агуй. Были проведены разведывательные работы в районе Гобийского Алтая и обнаружены стоянки древних людей.

Причем стоянка Цахиуртын-Хөндий (Кремневая долина) занимает площадь 25 квадратных километров. В 1994—2005 годах экспедиция обследовала петроглифы Монгольского Алтая и обнаружила ряд памятников, в том числе Цаган Салаа и Бага Ойгоры, насчитывающих более 10 тысяч сцен.

В 2005 году обнаружена могила гуннской знати, найдены серебряные пряжки с изображением однорогого козла и округлая пряжка с античными сюжетами.

Также известна пещера Бичигт Хад, где обнаружены рисунки бронзового века. Белая пещера считается самым древним местом обитания человека на территории Монголии, тут люди жили еще 700 000 лет назад. Об археологическом богатстве свидетельствуют и окаменелости, найденные по всей территории аймака Ховд.

Пещера Хойд-Цэнхэр с живописью эпохи палеолита (монг. Хойд Цэнхэрийн агуй) располагается на реке Хойд-Цэнхэр (монг. Хойд Цэнхэрийн гол).

Член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств, почетный гражданин г. Бийска Б.Х. Кадиков.

Древние петроглифы Алтая
Чудом уцелевшие для нас,
Графикой невольно поражают
О давно минувшем их рассказ.
На рисунках сказочные кони
Скачут из неведомых веков… В. Куницын

Алтай – колыбель многих древних народов Центральной Азии. Исследование сибирскими археологами целого ряда уникальных культурно-исторических комплексов этой горной страны получило всемирную известность. Древние племена и народы, пересекавшие беспредельные просторы Азии в течение многих тысячелетий известный русский художник и путешественник Н.К.Рерих называл «великими странниками». Перед многочисленными эмигрантами, стремившимися на Восток или в обратном направлении, казалось, непреодолимой преградой вставали горы Алтая. Но опыт многих поколений горных кочевников позволял им легко найти наиболее короткие пути в суровых алтайских высокогорьях. Перевалы и древние тропы фиксировались не только в памяти людей, но были отмечены древними монументальными стелами, обо (жертвенными кучами камней), курганами и многочисленными наскальными изображениями, которые, возможно, служили и визуальными ориентирами на местности.

История дописьменных народов Центральной Азии еще во многом остается для нас загадочной и таинственной, но наскальные рисунки, эти листы «каменных книг», помогают проникнуть в глубь тысячелетий. Они занимают особое место, являясь бесценным источником духовной и материальной культуры древних алтайцев. Нередко это живописные повествовательные рассказы наших предков о своей жизни, обрядах, мифологии. Некоторые каменные полотна являются настоящими произведениями первобытного искусства.

Одним из труднейших вопросов при изучении петроглифов остается определение даты их создания и, самое главное, «расшифровка», т.е. прочтение их содержания. Археологам давно известно, что многочисленные рисунки древних запечатлели не только различные бытовые сцены: перекочевка, охота, война, но и являлись наскальными иллюстрациями мифов и сказаний. Различить их и определить дату помогает тщательный анализ техники выбивки, художественных приемов и стиля, в котором выполнены древние рисунки, но, даже не смотря на такой комплексный метод исследования, многие из них остаются непонятными до сегодняшнего дня.

На Алтае известно более 200 мест, где обнаружены петроглифы и сотни тысяч таких рисунков. Анализ содержания, техники, стиля исполнения изображений позволяет разделить время их создания на несколько этапов.

Древнейший этап – палеолит представлен выбитыми точечной техникой рисунками лошадей, быков и оленей на скалах и камнях плато Укок. В абсолютном исчислении их возраст составляет не менее 12-14 тыс. лет.

Эпоха мезолита (9-7 тыс. лет до н.э.)

Эпоха мезолита в отношении петроглифики практически не изучена. Возможно к ней следует относить небольшое количество изображений в виде так называемых кругов с точкой, кругов с ножкой, лунообразные и подковообразные знаки, обнаруженные на двух стелах. Одна из-них (в лежачем состоянии) находится на берегу р. Катуни около грота Куюс, вторая – стоит вертикально на берегу р.Чуи на 727 км дороги Новосибирск-Ташанта.

Эпоха неолита (6-4 тыс. до н.э.)

Эпоха неолита представлена крупными (1 х 1,5 м или более) фигурами оленей и лосей, выбитыми довольно широким контурным желобком). Очень часто встречаются фигуры священных быков и по одиночке, и небольшими группами. Местонахождение рисунков – Калбак-Таш, Куюс, Бичикту-Бом, Ак-Узюк.

Эпоха энеолита (конец 4-3 тыс. до н.э.).

В эпоху энеолита и ранней бронзы на горно-степных пространствах Центральной Азии главными персонажами петроглифов оставались дикие животные: козлы, бараны, олени, лоси, быки, лошади и верблюды. К ним следует добавить новые образы: хищные и фантастические звери, зооморфные персонажи, которые не сменяли друг друга во времени, а сосуществовали, развиваясь параллельным путем.

В ранних алтайских памятниках Елангаша, Калбак-Таша и Курман-Таша они (обычно крупные статичные фигуры) часто показаны рядом и в различных сочетаниях: олень-бык, лошадь-бык, бык и козлы и т.д. А сам жанр, когда лоси, олени и быки показаны в одной композиции, характерен для алтайских месторождений наскального искусства. Они выполнены в разное время и в разном стиле, но все отражают один исторический процесс: внедрение новой формы хозяйственной деятельности – кочевого скотоводства. В этом длительном периоде истории создания петроглифов (конец IV – начало II тыс. до н.э.) представляется возможным выделить два культурно-хронологических пласта: 1) ранний, восходящий к неолиту, включающий образы диких животных: оленя, лося, лошади, барана, быка, хищного зверя и редкие лаконичные сцены охоты с присутствием человека; 2) поздний, с переходом населения гор, к производящим формах хозяйства и изображениями домашних животных в бытовых сценах жизни. К этому последнему пласту относится самая многочисленная группа петроглифов Алтая. Различаясь лаконичным – в стилистическом плане своеобразием в России, Монголии, Тыве, Казахстане и Китае, они удивительно одинаковы по многим каноничным сюжетам и персонажам. Это, в основном: стилизованные изображения женщин-шаманок, часто рядом со зверем, в позе «роженицы», или в сценах совокупления; мужские фаллические фигуры, рисунки руки и стопы, личин или масок; следы животных и птиц, чашечные углубления; колесницы и вьючные быки, погонщики и воины, вооруженные палицами и копьями. Мир человека в петроглифах эпохи бронзы отображен, несомненно, гораздо богаче и шире в сравнении с неолитическим периодом или энеолитом.

И в технике исполнения видны изменения. Контурный желобок становится гораздо уже, уменьшается не только его ширина, но и глубина. Основные группы изображений – Калбак-Таш, Елангаш, Ак-Узюк.

Эпоха бронзы (2 – начало 1 тыс. до н.э.)

В начальной фазе превалирует образ могучего быка с луновидными рогами, нередко с поклажей на спине, ведомого в поводу женщиной. В развитой фазе возникают новые мотивы: изображения коней и колесниц с воинами. Пешие воины и охотники в грибовидных шляпах с луками, топорами, копьями, палицами, возможно, с боласами; фаллические фигуры людей с посохами, хищные животные с зубастой пастью и когтистыми лапами, лоси или олени с «солнечными рогами», возникает тема змеи и змееборца.

Если для изобразительной манеры писаниц лесной зоны (бассейн р.Бии) характерен так называемый «скелетный» стиль, то в горно-степных зонах (бассейн р.Катунь) утверждается так называемый «декоративный» стиль, когда контур тела животного заполняется многими мелкими геометрическими фигурами.

Рога оленей и лосей пока еще имеют вертикальные стволы, но к концу эпохи бронзы появляются изображения животных с ветвистыми рогами, волнами распростертыми над спиной зверя. К числу редко встречающихся изображений следует отнести рисунки медведя, журавля и различных знаков – символов. Наиболее интересные рисунки этой эпохи имеются в урочище Калбак-Таш, Елангаш, Кызыл-Джар.

Эпоха ранних кочевников (VIII – III вв. до н.э.)

Древнеалтайское искусство, в основном, служило декоративно-прикладным целям: украшение одежды, оружия, упряжи коней, интерьера погребальных сооружений, различных бытовых и культовых предметов. Но в реалистичных и фантастических изображениях животных и даже в орнаментах многие исследователи видят мифических существ, представлявшихся древним кочевникам в образе какого-либо зверя. В этих, несомненно, первобытных представлениях отразилась система понятий человека об окружающем животном мире – своеобразной иерархической классификации, где каждому виду было отведено свое место.

С небесной сферой – верхним миром были связаны птицы, с землей – средним миром – парнокопытные, а змеи и рыбы – с водной стихией и подземным миром. Происходящие из алтайских курганов произведения звериного стиля деляться на пять основных групп: 1) изображения копытных (олени, маралы, лоси, быки, верблюды, куланы, косули, антилопы, дзерены, бараны, козлы и кабаны); 2) изображения хищников (львы, тигры, пантеры, барсы, волки и лисы); 3) изображения птиц (орлы, грифы, дрофы, петухи, из водоплавающих – лебеди, гуси и утки); 4) изображения рыб (сиговые); 5) изображения фантастических существ (грифоны, зооантропоморфные, и др.).

Несмотря на поразительное сходство отдельных образцов мелкой пластики пазырыкской культуры с персонажами петроглифов, последние по художественной выразительности явно уступают высокохудожественным изделиям из курганов. Такое различие вполне понятно. Техника изготовления и материалы (дерево, кожа, береста, и т.д.) давали древнему художнику почти неограниченные возможности в передаче выбранного образа, тогда как выполнение аналогичных изображений на камне было более сложным процессом. Для ненесения рисунков требовался прочный инструмент, гладкая каменная плоскость, ее удобное расположение, а также защищенность места от непогоды. Ведь наскальное искусство, в буквальном смысле, родилось под открытым небом.

Немаловажную роль играли также цвет и патина камня, контрастирующие с цветом выбивки. В петроглифах Алтая, ввиду понятных технических трудностей, чаще всего встречаются копии отдельных персонажей и несложных по структуре сюжетов алтайского звериного стиля. Некоторые их них чрезвычайно утрировались, нередко передавались в упрощенном схематичном виде. Но при выполнении рисунков на камне были и свои преимущества: композиции и сюжеты на плоскости можно было располагать более свободно. Древний художник мог импровизировать уже в процессе работы, дав волю фантазии, в отличие от каноничных изображений зверей, функционально подчиненных определенной форме предметов, связанных с костюмом кочевника, оружием или упряжью коней.

Формируются новые принципы так называемого скифо-сибирского «звериного стиля», центральной фигурой которого становится образ благородного оленя – марала.

У древнейших фигур оленьи морды трактуются в виде птичьего клюва, голова вытянута вперед, рога закинуты на спину, ноги укорочены и иногда даны лишь в виде каких-то рудиментов.

Несколько позднее появляются изображения оленей в позе «летучего галопа», а так же как бы стоящие «на цыпочках», когда прямые ноги животных как бы свисают с туловища, а концы копыт оттянуты вниз. В аналогичном стиле изображаются и другие животные: козлы, кабаны, бараны, хищники, лошади. Впервые на Алтае появляются изображения высокопородных коней. Лучшие изображения, исполненные в эпоху ранних кочевников, располагаются в урочище Туру-Алты, Елангаш, Жангыз-Тобэ, Ак-Узюк, Суулу-Серпек и др.

Таким образом, скифский период в наскальном искусстве Алтая представлен достаточно полно, а точные и прямые аналогии из датированных погребальных памятников позволяют проследить динамику развития алтайского звериного стиля, который сохранял свои основные изобразительные принципы на всем протяжении своего существования.

Эпоха древних тюрков (VI-X вв. н.э.).

Преобладающие сюжеты – сцены охоты на копытных животных, вооруженные воины, всадники в доспехах, с копьями и со знаменами. Кроме легковооруженных всадников со сложносоставными сигмовидными луками, у древних тюрков появляются и тяжеловооруженные конники катафрактарии, в существовании которых и кроется один из секретов военных успехов тюрков.

Важнейшим достижением древних тюрков была руническая письменность. Обычно ее образцы обнаруживаются в сочетании с тамгообразными знаками, часть из которых напоминает элементы рунического алфавита. К этому периоду следует отнести появление образа собакоголовой птицы – священного сенмурва, скорее всего принесенного на Алтай из регионов. Средней Азии и Ирано-Афганского нагорья.

Широкое распространение получает изображение боевой стрелы. Это позволяет предполагать возникновение ее особого культа. Наибольшей концентрацией изобразительных материалов этой эпохи отмечаются урочище Калбак-Таш, Ак-Узюк, Боочи, Кара-Оюк, Мендур-Соккон, Жангыз-Тобэ.

Послетюркский период.

Послетюркский период изучен весьма слабо. Среди этих изображений легче всего датируются фигурки людей, сидящих в позе «Лотоса», обычно они сочетаются с тибетскими и старомонгольскими буквенными начертаниями.

Этнографическая современность

Представлена громадным количеством рисунков с теми или иными сценами из жизни и быта алтайцев и, возможно, казахов. Но до недавнего времени древнетюркские и этнографические гравюры не привлекали должного внимания исследователей. Наверное, это было связано, прежде всего, с отсутствием разработанной методики и опыта работы с граффити. Основная часть раннесредневековых петроглифов концентрируется, как правило, в нижнем ярусе, у подножия горной пряди (вдоль древней тропы), либо на ее седловинах – «перевалах». Наиболее распространенным сюжетом являются сцены охоты.

Много сюжетов связанных с шаманскими мистериями, охотой и действиями батального характера. На некоторых рисунках хорошо различимы родовые тамги, имеются изображения ружей на сошках, юрт, домашних и диких животных, священных деревьев и т.п. Одной из характерных особенностей петроглифики «этнографических» алтайцев является использование небольших по размерам (в пол-ладони) плоских камней с гладкой поверхностью, на которой и процарапывались рисунки. Эти рисунки являются ярким подтверждением той мысли, что петроглифы как один из традиционных видов передачи информации, сохранил свое значение на Алтае вплоть до XIX - начала XX веков. Рисунки этого периода обнаруживаются практически повсеместно, но наиболее часто они сопровождают комплекс изображений эпохи ранних кочевников и эпохи древних тюрков.

В целом, рассматривая принципы группировки одновозрастных изображений, можно прийти к выводу о том, что они в какой-то мере отражают особенности социальной организации человеческих коллективов того времени. По всей вероятности, малые по количественному составу группы изображений соответствовали родовым святилищам, а крупные – племенным, а может быть даже и межплеменным.

Сейчас мы знаем, что Алтай в период энеолита, бронзы и раннего железа (пазырыкская культура) был сакральным центром для населения громадных регионов Центральной Азии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что древние обитатели этих обширных пространств исповедовали одни и те же культурные и нравственные ценности, суть и смысл последних были связаны с космогоническими воззрениями, генеалогическими легендами, культом плодородия и магией охоты, героическим эпосом, представлениями о вечной борьбе добра и зла и т.п.

В массе своей петроглифы – это наглядное свидетельство того, что Алтай в бронзовом и раннем железном веках был очагом мощных культур, имевших свои творческие школы, эстетические и мировоззренческие каноны.

Источник

Кадиков Б.Х. Петроглифы Алтая: коллекция из собрания Бийского краеведческого музея им. В.В.Бианки.– Бийск, 2005.– 14 с.

По теме
  • Легенды Горного Алтая Испокон веков Алтай был средоточием культуры, потому и воспет он в монументах древнего искусства
  • По Алтаю с Борисом Хатмиевичем Кадиковым Зкспедиции по сбору этнографических материалов на Алтае под руководством директора Бийского Краеведческого музея имени Бианки

Всем привет, друзья! Помимо невероятных природных красот Алтай известен как территория с сильным энергетическим полем. Сотни легенд и реальных историй, подтвержденных историческими фактами об озерах, пещерах, реках и др. местах природы. Алтайский шаманизм, шамбала. На Алтае священным местом считается не только гора Белуха, Телецкое озеро. Подтверждением тому являются алтайские петроглифы - древнейшие наскальные рисунки, которые создавались в местах ритуальных святилищ. Петроглифов сохранилось великое множество, все они разных временных эпох, начиная от эпохи мезолита (9-7 тысяч лет до нашей эры), заканчивая эпохой древних тюрков (6-10 век нашей эры).

Наибольшее их скопление можно встретить на правом береги реки Чуя, в урочище Калбак-Таш.

Урочище Калбак Таш находится на 723 км Чуйского тракта, между селами Иня и Иодро. Съезд к урочищу будет с левой стороны

На скалах на протяжении 10 км вдоль дороги практически непрерывно встречаются петроглифы. Именно здесь можно встретить петроглифы от самых древнейших до эпохи древних тюрков.

А еще с урочища открывается чудесный вид на долину реки Чуя.

В урочище Калбак-Таш вы можете пройтись и посмотреть петроглифы самостоятельно, а можете послушать экскурсовода, который расскажет Вам много интересных фактов о каждом из рисунков.

Наскальные рисунки каждой временной эры отличаются друг от друга своей тематикой. Например, рисунки с изображением крупных фигур оленей, лосей, быков, выбитые достаточно широким желобком относятся к эпохе неолита (6-4 тыс. лет до нашей эры). Такие рисунки есть в урочище Калбак-Таш.

К эпохе энеолита (4-3 тыс. лет до нашей эры) также относятся изображения животных - олени (маралы), лоси, горные козлы, лошади, быки. Только теперь они в компании фантастических зверей или чудовищ.

На фото ниже над человеком сверху изображен фантастический зверь - калбакташская химера, которая готовится забрать человека в подземный мир, или очистить душу человека от скверны - есть разные версии. Человека изображали чаще всего с полукруглым образованием на голове, нарисованный на груди квадрат - ничто иное как вместилище души.

К эпохе бронзы (2-1 тыс. лет до нашей эры) относятся петроглифы с изображением священных быков, оседланных женщиной. Контур тела животного заполняется различными геометрическими фигурами.На фото ниже как раз изображен такой бык.

А напротив этого священного быка изображена рожающая женщина - тема плодородия, как и тема животных также часто встречается в петроглифах.

К рисункам эпохи древних тюрков относятся рисунки с изображениями сцен охоты.

Рисунки с изображением летающих тарелок, космических кораблей остаются загадкой. Что же этими рисунками хотели сказать алтайские предки? Неизвестно до сих пор.

Рассматривать алтайские петроглифы можно бесконечно, прочитать и понять их смысл с первого раза не всегда возможно, но разгадывать их историю и смысл очень интересно!

Путешествуйте со смыслом, друзья!

Алтай с его высокими хребтами, сетью трудно преодолеваемых рек и глухими урочищами - идеальное место для возникновения и развития историко-культурных зон. Обусловленные природными, ландшафтными и климатическими условиями, одинаковыми типами ведения хозяйства они на протяжении многих веков сохраняли традиционные черты материальной и духовной культуры. Это, с одной стороны, облегчает разработку хронологии древних памятников, имеющих эволюционно-поступательный характер, а с другой, затрудняет определение временных границ отдельных культур в силу их преемственности и традиционности.

В ряду древних культур скифского облика, распространенных в Центральной Азии, пазырыкская культура занимает особое место. Один из компонентов скифской триады - «звериный стиль» представлен в ней наиболее полно и ярко. Уникальные погребальные сооружения в урочище Пазырык, заполненные древним льдом, открыли миру все многообразие искусства древних кочевников. Оригинальность различных изображений животных, найденных в курганах Алтая, позволяет говорить об «алтайском зверином стиле». Видный исследователь алтайских древностей М.П.Грязнов считал, что «в процессе формирования культуры и искусства скифо-сибирского типа вклад саяно-алтайских племен был более значителен, чем собственно скифов» (1980. С. 58).

К середине I тыс. до н.э. аристократическая прослойка древних кочевников Саяно-Алтая выделилась из основной массы рядового воинства. Имущественное и социальное неравенство в этот период нашло отражение в сооружении грандиозных погребальных усыпальниц для представителей кочевой знати. Десятки огромных каменных курганов Алтая и Тувы содержали богатейший погребальный инвентарь, тогда как в одновременных им погребениях рядовых общинников, под малыми и средними курганами археологи находят, несравненно, более скромный и ограниченный набор традиционных предметов. Образцы древнего искусства в них большая редкость.

Многие ученые единодушны в том, что «звериный стиль» вместе с другими регалиями и символами был призван выделить социальную элиту, подчеркнуть ее неограниченную власть. Поэтому несколько неожиданными оказались находки сакральных атрибутов в рядовых курганах Чуйской степи на Алтае. Выполненные в алтайском зверином стиле они в основных чертах совпадают с сакральной атрибутикой парадного одеяния вождей из больших курганов Алтая, Тувы, Казахстана и Афганистана. Это чрезвычайно любопытное явление ещё ждет объяснения.

Определенным этапом в изучении «звериного стиля» явилась интерпретация К.А.Акишевым (1984), Э.А.Новгородовой (1989), В.Д.Кубаревым (1991; 2006) и др. исследователями устойчивых образов искусства кочевников, представляющих своего рода идеограммы. Становление таких каноничных образов - процесс, обусловленный как архаическими явлениями, свойственными данной культуре (пережитки тотемизма, магия, культ животных), так и культурными контактами с соседями (в частности, для пазырыкского населения Алтая - возможность заимствования иранских и ассирийских образов, мидийское, бактрийское, скифское и хуннское влияние). Все сказанное характерно и для разновременных и разнокультурных рисунков, выбитых на скалах и отдельных камнях Алтая.

До настоящего времени в сибирской археологии одной из актуальных проблем остается определение даты многих памятников наскального искусства. Необходимо признать, что до сих пор одним из распространенных и надежных методов хронологических привязок остается метод сопоставления петроглифов с датированными предметными коллекциями из синхронных погребальных комплексов. При этом для полной достоверности и убедительности проводимых корреляций важно использовать те материалы, которые происходят из одного района или хотя бы из отдельной географической провинции. Сравнение этих данных с редкими изобразительными «текстами» из погребальных памятников ведет к еще большей информативности используемых источников. Такое исследование должно проводиться комплексно, т.е. наряду с изучением петроглифов в этом же районе обязательно проводятся раскопки разновременных погребальных и культовых сооружений.

Именно такого комплексного изучения разнообразных археологических памятников придерживались сотрудники Восточно-Алтайского отряда Северо-Азиатской экспедиции Института археологии и этнографии СО РАН. При этом для нас особенно удачная ситуация сложилась при исследовании древностей двух районов республики Алтай: Кош-Агачского и Онгудайского. Здесь известны сотни археологических объектов, исследование которых началось почти два века назад российскими учеными и продолжается до сегодняшнего дня. Но особую известность в мире получили раскопки элитных курганов пазырыкской культуры, исследованных М.П.Грязновым и С.И.Руденко. Изучались и рядовые могильники ранних кочевников, расположенные в пограничной с Монголией и Тувой зоне.

Параллельно основным работам на Алтае проводился поиск новых местонахождений с наскальными рисунками. Сейчас только в российской части Алтая известно более 200 пунктов с петроглифами (Кубарев, Маточкин, 1992). Самые интересные в научном отношении памятники наскального искусства были опубликованы в России и в зарубежных странах. Логическим продолжением работ в этом направлении были исследования по международному проекту «Алтай» в Монголии. В его реализации принимали участие ученые из России, Монголии, США и Южной Кореи (Кубарев, Цэвээндорж, Якобсон, 2006).

За прошедшие 15 полевых сезонов обследованы и обработаны десятки уникальных памятников наскального искусства. Из них, пожалуй, самыми информативными оказались петроглифы, обнаруженные у горы Шивээт-Хаирхан (Jacobson-Tepfer, Kubarev , Tseveendorj, 2007). Сохранившийся до наших дней культ священных гор, зародившейся в глубине первобытных времён, дошел до нас и в грозном названии «Шивээт Хаирхан», буквально переводимом как «Крепость Владыки» - властелина жизни и смерти людей и животных. Скалы и отдельные глыбы у подножия этой горы покрыты тысячами древних рисунков.

Эпоха ранних кочевников отражена на этом уникальном памятнике рисунками оленей с S-видными рогами (типичными также для оленных камней Центральной Азии), всадников на конях, нередко в сценах загонной охоты, а также многочисленных персонажей «алтайского звериного стиля»: козлы, лошади, кабаны, кошачьи хищники, птицы и др. Рассмотрим их в порядке убывания по числу изображений, что позволит выявить наиболее популярных животных наскального искусства древних кочевников. Самое большое число изображений в алтайских горах принадлежит сибирскому козерогу и снежному барану, далее следуют образы космического оленя и небесного коня.

Определяющим признаком принадлежности некоторых наскальных рисунков ранним кочевникам является характерная поза зверей. Одни из них показаны с подогнутыми под брюхо ногами, другие - стоящими на кончиках копыт. Еще одной характерной особенностью в пазырыкских древностях является один из самых распространенных приемов моделировки тела копытных, то есть традиционное изображение животного с подогнутыми или прямыми ногами, головой вперед или назад и «перекрученным» на 180° туловищем. Идентичные изображения, конечно, более схематические, теперь известны и в петроглифах Монгольского Алтая (Кубарев, 1999). Позу, когда ноги животного распластаны по горизонтали как бы в полете, можно условно назвать летящей. Она типична для рисунков козлов и хищников в позднескифскую эпоху и хуннское время.

Рис. 1. Периодизация петроглифов Монгольского Алтая

Еще больше предметов с различными изобразительными мотивами появляется на завершающем этапе пазырыкской эпохи. Крайне интересна традиция нанесения или наклеивания различных фигур животных и зверей на погребальной посуде ранних кочевников (Руденко, 1953; Новгородова, 1989; Кубарев, 1992, 1987; Полосьмак, 1994; Деревянко, Молодин, Савинов и др., 1994). Эта традиция, возможно, зародилась в Центральной Азии уже в эпоху бронзы, судя по находке в могильнике Аймырлыг. На каменном сосуде из Тувы гравировкой нанесены две фигуры лошадей (Мандельштам, 1971; Чугунов, Стамбульник, 2006), по стилю и технике исполнения очень близкие многочисленным петроглифам, как на Алтае, так и в других регионах Южной Сибири. Рисунки и даже кожаные аппликации популярных персонажей звериного стиля на керамических сосудах из могильников Монголии и Алтая также можно сравнить с аналогичными изображениями в петроглифах этих же регионов. По этим аналогиям они и датируются скифской эпохой.

По значимости образ коня, несомненно, стоял в одном ряду с солнечным оленем, уступая однако ему по количеству рисунков в алтайских петроглифах. Очень любопытное изображение коня было обнаружено на плоскости (20х10 м), на которой было нанесено около 800 отдельных рисунков. С этой скалы, расположенной у восточного подножия Шивээт-Хаирхана, открывается удивительно живописная панорама, а слегка наклонная поверхность скального останца очень удобна для выполнения рисунков. В южной части каменной плоскости контурным желобком выбито большое и изящное изображение коня. Его поза (выброшенные вперед прямые ноги на кончиках копыт, большая голова с открытой пастью) создает иллюзию стремительного полета и одновременно передает момент внезапной остановки. Конь, судя по его большой голове, очевидно, показан в рогатой маске, как, например, кони в масках с рогами козерога и оленя в больших курганах пазырыкской культуры Алтая и Казахстана. Золотыми рогами козла украшена деревянная конская протома из известного кургана Иссык и многочисленные скульптурные изображения коней из курганов Чуйской степи и плато Укок.

При дальнейшем изучении петроглифов Алтая, имеющих широкий хронологический диапазон, необходимо более широкое привлечение археологических материалов. Создание периодизации (рис. 1), выявление датирующих блоков петроглифов позволят выяснить назначение многих наскальных композиций, происхождение и смысл которых, к сожалению, пока остается для нас загадочным.

В.Д.Кубарев , Новосибирск, Россия

Литература

  1. Акишев А.К. Искусство и мифология саков. Алма-Ата, 1984.
  2. Грязнов М.П. Аржан. Царский курган скифского времени. Л., 1980.
  3. Деревянко А.П., Молодин В.И., Савинов Д.Г. и др. Древние культуры Бертекской долины (Горный Алтай, плоскогорье Укок). Новосибирск, 1994.
  4. Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. - Новосибирск, 1987.
  5. Кубарев В.Д. Датировка петроглифов по находкам из погребальных памятников Алтая // Современные проблемы изучения петроглифов. 1993.
  6. Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Новосибирск, 1991.
  7. Кубарев В.Д. Пазырыкские сюжеты в петроглифах Алтая // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1999. С. 84-92.
  8. Кубарев В.Д. Мифы и ритуалы, запечатленные в петроглифах Алтая // Археология, этнография и антропология Евразии. 2006. № 3.
  9. Кубарев В.Д., Маточкин Е.П. Петроглифы Алтая. Новосибирск, 1992.
  10. Кубарев В.Д., Цэвээндорж Д., Якобсон Э. Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойгура (Монгольский Алтай). Новосибирск, 2005.
  11. Мандельштам А.М. Могильник Аймырлыг //Учен. Зап. ТНИИИЯЛИ. Вып.15. Кызыл, 1971. В.Д.Кубарев
  12. Новгородова Э.А. Древняя Монголия. М. 1989.
  13. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М-Л., 1953.
  14. Полосьмак Н.В. «Стерегущие золото грифы» (Ак-алахинские курганы). - Новосибирск, 1994.
  15. Стамбульник Э.У., Чугунов К.В. Погребения эпохи бронзы на могильном поле Аймырлыг // Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб. 2006.
  16. Jacobson-Tepfer E., Kubarev V.D. , Tseveendorj D. Repertoire des petroglyphes d"Asie centrale, fascicule N°7. Mongolie du nord-ouest: Haut Tsagaan Gol. Memoires de la Mission Archeologique Francaise en Asie Centrale. - Paris, Diff usion de Boccard, 2006.- Vol. 2. - Texte et fi gures 444 p., 1303 pictogrammes, Planches 380 p., 12 cartes, 706 photo.

Материалы Международной конференции «Культура номадов Центральной Азии».