Статья 63 закона о банкротстве. Федеральные арбитражные суды российской федерации

Информация об арбитражных судах Суд по интеллектуальным правам --- Арбитражные суды округов -- АС Волго-Вятского округа АС Восточно-Сибирского округа АС Дальневосточного округа АС Западно-Сибирского округа АС Московского округа АС Поволжского округа АС Северо-Западного округа АС Северо-Кавказского округа АС Уральского округа АС Центрального округа --- Арбитражные апелляционные суды -- 1-й ААС 2-й ААС 3-й ААС 4-й ААС 5-й ААС 6-й ААС 7-й ААС 8-й ААС 9-й ААС 10-й ААС 11-й ААС 12-й ААС 13-й ААС 14-й ААС 15-й ААС 16-й ААС 17-й ААС 18-й ААС 19-й ААС 20-й ААС 21-й ААС --- Арбитражные суды субъектов федерации -- АС ПСП АC Пермского края в г. Кудымкар АС ПСП АС Архангельской обл. в Ненецком АО АС Республики Крым АС города Севастополя АС Республики Адыгея АС Республики Алтай АС Алтайского края АС Амурской области АС Архангельской области АС Астраханской области АС Республики Башкортостан АС Белгородской области АС Брянской области АС Республики Бурятия АС Владимирской области АС Волгоградской области АС Вологодской области АС Воронежской области АС Республики Дагестан АС Еврейской автономной области АС Забайкальского края АС Ивановской области АС Республики Ингушетия АС Иркутской области АС Кабардино-Балкарской Республики АС Калининградской области АС Республики Калмыкия АС Калужской области АС Камчатского края АС Карачаево-Черкесской Республики АС Республики Карелия АС Кемеровской области АС Кировской области АС Республики Коми АС Костромской области АС Краснодарского края АС Красноярского края АС Курганской области АС Курской области АС Липецкой области АС Магаданской области АС Республики Марий Эл АС Республики Мордовия АС города Москвы АС Московской области АС Мурманской области АС Нижегородской области АС Новгородской области АС Новосибирской области АС Омской области АС Оренбургской области АС Орловской области АС Пензенской области АС Пермского края АС Приморского края АС Псковской области АС Ростовской области АС Рязанской области АС Самарской области АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области АС Саратовской области АС Сахалинской области АС Свердловской области АС Республики Северная Осетия-Алания АС Смоленской области АС Ставропольского края АС Тамбовской области АС Республики Татарстан АС Тверской области АС Томской области АС Тульской области АС Республики Тыва АС Тюменской области АС Удмуртской Республики АС Ульяновской области АС Хабаровского края АС Республики Хакасия АС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры АС Челябинской области АС Чеченской Республики АС Чувашской Республики - Чувашии АС Чукотского автономного округа АС Республики Саха (Якутия) АС Ямало-Ненецкого автономного округа АС Ярославской области


В рамках судебной реформы в соответствии с Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.

Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

1. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:

Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику (в ред. Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3632);

По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5497; Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7015);

Не допускаются удовлетворение требований учредителя

(участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая) (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 4);

(Абзац шестой утратил силу на основании Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 4)

Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов. В отношении обязательств, возникающих из финансовых договоров, размер которых определяется в порядке, предусмотренном статьей 4-1 настоящего Федерального закона, указанный запрет применяется только в части прекращения нетто-обязательств должника

(в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 905);

Не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества (абзац введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 4);

Не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника (абзац введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 4).

2. В целях обеспечения наступления предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

3. Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 3 введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 4).

1. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:

требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;

по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;

не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ;

не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов. При прекращении обязательств из финансовых договоров и определении нетто-обязательства в порядке, предусмотренном статьей 4.1 настоящего Федерального закона, указанный запрет не применяется;

не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;

не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

2. В целях обеспечения наступления предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

3. Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона на дату введения наблюдения, с даты введения наблюдения до даты введения следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.

Указанные проценты за период проведения наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.

В случае предъявления кредитором требований к должнику в ходе финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства при определении в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона размера его требования размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.

5. В случае прекращения производства по делу о банкротстве по основанию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 57 настоящего Федерального закона (в том числе в результате погашения должником всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе наблюдения или погашения таких требований в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, третьим лицом в порядке, установленном статьей 113 или 125 настоящего Федерального закона), кредитор вправе предъявить должнику требование о взыскании оставшихся процентов в размере установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения ставки рефинансирования, которые начислялись за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, по правилам настоящего Федерального закона, в порядке, установленном процессуальным законодательством.

6. Если при рассмотрении дела о банкротстве суд в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, установит, что должник или кредитор, являющийся заинтересованным лицом, обращался с заявлением о признании должника банкротом и при этом указанные лица знали, что должник является платежеспособным и преследует цель необоснованного неправомерного получения выгод от введения процедур, применяемых в деле о банкротстве, суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве при условии, что должник продолжает к этому моменту оставаться платежеспособным и это соответствует интересам кредитора.

В таком случае должник обязан уплатить проценты, подлежащие начислению по условиям обязательства, за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве. Если данные обстоятельства будут установлены судом при прекращении производства по делу о банкротстве на ином основании, суд также вправе указать в определении о таком прекращении на обязанность должника уплатить за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, подлежащие начислению по условиям обязательства проценты.

Время на чтение: 6 мин

Процедура наблюдения предваряет начало процесса признания финансовой несостоятельности компании-должника. Если суд постановил ввести в отношение юрлица процедуру наблюдения, то для него наступают последствия по ст. 63 127-ФЗ.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Структура и содержание статьи 67 127-ФЗ

Наблюдение – это процедура, которая применяется к компании-должнику для обеспечения сохранности имущества, проведения финансового анализа, подготовки реестра требований кредиторов и проведения первого собрания. Данный этап необходим для предоставления возможности вывода компании из и недопущения вывода активов, которые могли бы стать частью конкурсной массы.

Наблюдение не предполагает отстранения директора компании от руководства. Но его ограничивают в свободе действий: он находится под наблюдением управляющего. Так, руководитель с согласия полномочен получать и выдавать займы, передавать права требования, выступать поручителем или гарантом, распоряжаться имуществом (с балансовой стоимостью не более 10% от совокупного размера активов), передавать имущество в аренду или залог. Но если сделки совершаются без согласия временного управляющего, то они могут быть признаны недействительными.

Наблюдение может быть введено в отношении должника в случае, если суд признает обоснованными о признании компании банкротом. Последствия вынесения судебного определения о введении наблюдения прописаны в ст. 63 127-ФЗ. Данная статья призвана урегулировать все проблемные вопросы, связанные с введением наблюдения.

В ст. 63 127-ФЗ, помимо определения круга последствий по результатам введения стадии наблюдения:

  • перечисляются организации и структуры , в которые должны передаваться уведомления от временного управляющего о введении перечисленного этапа;
  • приводится порядок определения сроков для исполнения отдельных обязательств;
  • определяются действия кредиторов при прекращении производства по делу;
  • приводятся причины закрытия дела (признание банкротства при фактическом сохранении платежеспособности компании).

Последние изменения в рассматриваемую статью были внесены в 2014 году.

Последствия после вынесения судом определения о введении наблюдения

Введение этапа наблюдения возможно исключительно в судебном порядке. Перед этим арбитражный суд проверяет наличие оснований для возбуждения процедуры банкротства и назначает временного управляющего, если сочтет поступившее заявление обоснованным.

С даты вынесения определения о введении наблюдения для наступают следующие последствия. После введения процедуры наблюдения кредиторы вправе требовать исполнения своих денежных обязательств только в том порядке, который предусмотрен 127-ФЗ.

Буквально это означает следующее: кредиторы лишены права требования своих финансовых претензий в индивидуальном порядке непосредственно от юрлица. Для получения возможности возврата задолженности им следует успеть включить сведения о ней в реестр в установленные сроки.

Все запросы от кредиторов по и уплате обязательных платежей (кроме текущих) предъявляются при соблюдении следующих правил:

  1. Кредиторами предъявляются требования к юридическому лицу по имеющимся перед ними долговым обязательствам в течение 30 дней после даты публикации сведений о начале процедуры наблюдения.
  2. Возражения по поступившим могут поступать в арбитраж в течение 15 календарных дней после того, как истекли установленные сроки для их предъявления.
  3. При наличии возражений арбитражному суду необходимо проверить , насколько обоснованными являются финансовые претензии кредиторов.
  4. Все спорные требования подлежат рассмотрению на заседании , после чего суд выносит определение : стоит ли включать их в реестр или нет.

Сроки исполнения долговых обязательств считаются наступившими, если они возникли до принятия управляющим заявления о признании компании банкротом.

Если в отношении должника ведутся судебные разбирательства о взыскании задолженности, то их следует приостановить по ходатайству кредитора, так как у истца есть два варианта действий:

  1. Дождаться, пока процедура банкротства будет прекращена .
  2. Предъявить свои требования в рамках дела о признании несостоятельности в установленном порядке.

Практика показывает, что кредитору лучше выбрать второй вариант действий, иначе высок риск того, что он вовсе останется без денег.

Если кредитор не подаст такое ходатайство о приостановлении судебных разбирательств, суд может вынести исполнительный документ с соответствующим решением. Но он не будет исполняться в стандартном порядке. Такое судебное решение позволит кредитору стать полноправным участникам дела о банкротстве.

В случае когда требования кредиторов не имеют денежной формы (например, подается иск по истребованию имущества из чужого владения либо иски по принуждению к исполнению обязательств в натуре), их следует подавать в суд без учета того, что должник проходит процедуру признания несостоятельности. При этом такие исковые заявления необязательно направлять в арбитражный суд, юрисдикция определяется с учетом установленных требований.

После введения наблюдения судебным приставом-исполнителем выносится постановление о приостановлении исполнительного производств в отношении компании-должника. Исключениями в данном случае являются:

  1. Случаи взыскания задолженности по и иных долгов, которые перечислены в ст. 63 127-ФЗ (авторских гонораров, компенсаций причиненного вреда жизни и здоровью, выплатах сверх назначенной компенсации).
  2. Если исполнительный лист был выдан до того момента, как в отношении должника ввели наблюдение .

По результатам наблюдения арбитражный суд может принять решение об отказе в признании компании банкротом или же определить прекращение по делу. Если это произойдет, то исполнение по исполнительным документам сразу восстанавливается.

К другим последствиям введения процедуры наблюдения можно отнести:

  1. Недопущение удовлетворения требований учредителей о выделе доли или пая в имуществе из-за выхода из состава его учредителей либо приобретение размещенных акций и выплата действительной стоимости пая . В данном случае следует заметить, что данные лица по закону моли выйти из состава компании только в предыдущем году. А расчеты с ними осуществляются на основании годовой отчетности. Это значит, что приведенный запрет распространяется на те требования, которые были заявлены ранее и не исполнены на текущий момент. Тогда как с даты введения наблюдательной процедуры учредители должника утрачивают право на принятие решений о выходе по п. 2 ст.63 127-ФЗ. Требования бывших учредителей могут удовлетворяться только в случае, если процедура банкротства была досрочно прекращена или после того, как будут погашены все обязательства должника перед кредиторами по результатам конкурсного производства (то есть такие выплаты производятся в последнюю очередь).
  2. Приостанавливается выплата дивидендов по эмиссионным , доходов по паям и распределение прибыли между учредителями должника . В данном случае прекращаются как текущие платежи, так и образовавшаяся к моменту введения наблюдения задолженность.
  3. Изъятие имущества собственником унитарного предприятия не допускается .
  4. Прекращается начисление неустоек, штрафов, пени и иных финансовых санкций (исключение составляют по текущим платежам).
  5. Не допускается прекращение имеющихся денежных требований через зачет встречных требований в обход очередности погашения обязательств перед кредиторами в п. 4 ст. 134 127-ФЗ. Реально соблюсти установленную очередность на практике можно, только если у компании один кредитор, что встречается редко.

Указанные в ст. 63 меры предпринимаются для того, чтобы дать возможность компании-должнику мобилизовать свои усилия на восстановление платежеспособности и для продолжения работы на рынке.

Вышеперечисленные последствия введения наблюдения не являются исчерпывающими.

Обеспечение временным управляющим наступления предусмотренных законом последствий

В п. 2 ст. 63 127-ФЗ устанавливается, что для обеспечения исполнения требований по п. 1 управляющий не только обязан опубликовать определение арбитражного суда о введении наблюдения для открытого ознакомления в периодическом издании, но и направить его в следующие инстанции и учреждения:

  • в , с которыми у должника подписан договор об обслуживании расчетного счета (РКО);
  • в суды общей юрисдикции ;
  • главному приставу в ФССП по местонахождению должника , его филиалов и представительств;
  • в уполномоченные инстанции (согласно Постановлению Правительства №100 от 2003 года такой инстанцией является Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству).

Также управляющему следует уведомить федеральные и муниципальные органы власти, имеющие интересы в местных бюджетах.

Банковское учреждение дополнительно получает предписание о том, что оно не вправе проводить операции, противоречащие положениям 127-ФЗ.

Начисление процентов на сумму требований кредитора

Пока ведется наблюдательная процедура, на сумму подтвержденных долговых требований конкурсным кредитором или уполномоченным органом начисляются проценты. Правила начисления процентов приведены в п. 4 ст. 63 127-ФЗ.

Их начисление производится вплоть до того, пока в отношении должника не будет введена следующая процедура о признании финансовой несостоятельности (например, конкурсное производство). Проценты начисляются в размере утвержденной на дату введения наблюдения ставки рефинансирования ЦБ (она фиксируется и не подлежит пересмотру, даже если в указанный период Центробанк пересмотрел ее в большую или меньшую сторону).

Взыскание процентов

Начисленные проценты не подлежат включению в реестр требований. Также они не могут повлиять на определение количества голосов, которые отведены для кредитора на собрании кредиторов. Кредитор вправе заявить о своих требованиях по взысканию процентов в ходе следующего этапа банкротства либо после прекращения процесса по п. 5 ст. 63.

Прочие последствия

В п. 6 ст. 63 127-ФЗ установлены последствия для недобросовестных компаний, которые инициировали свое фиктивное банкротство и имели целью получение финансовой выгоды от признания компании несостоятельной.

Если суд установит, что должник или кредитор, являющиеся заинтересованными лицами, подали заявление о признании банкротом юрлица, которое фактически оставалось платежеспособным, то ему грозят . Они также должны будут выплатить проценты на образовавшуюся задолженность по правилам законодательства за весь период процедуры банкротства.

Таким образом, введение наблюдения и введение некоторых ограничительных мер позволяют определить уровень платежеспособности компании и сохранить принадлежащее ей имущество. Последствия введения процедуры наблюдения на предприятии в ходе процесса признания юрлица несостоятельным прописаны в ст. 63 127-ФЗ. В числе таких выделяется невозможность предъявления индивидуальных требований от кредиторов непосредственно юрлицу, приостановка исполнения ряда исполнительных документов, запрет на некоторые операции и платежи, не отвечающие интересам кредиторов и целям компании, которая находится в затруднительном финансовом положении. За весь период банкротства на сумму задолженности перед кредиторами будут начисляться проценты по действующей на дату введения наблюдения ставки рефинансирования.

требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;

по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов. При прекращении обязательств из финансовых договоров и определении нетто-обязательства в порядке, предусмотренном статьей 4.1 настоящего Федерального закона, указанный запрет не применяется;

не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;

не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

2. В целях обеспечения наступления предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы .

3. Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона на дату введения наблюдения, с даты введения наблюдения до даты введения следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования , установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.

Указанные проценты за период проведения наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.

В случае предъявления кредитором требований к должнику в ходе финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства при определении в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона размера его требования размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.

5. В случае прекращения производства по делу о банкротстве по основанию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 57 настоящего Федерального закона (в том числе в результате погашения должником всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе наблюдения или погашения таких требований в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, третьим лицом в порядке, установленном статьей 113 или настоящего Федерального закона), кредитор вправе предъявить должнику требование о взыскании оставшихся процентов в размере установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения ставки рефинансирования , которые начислялись за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, по правилам настоящего Федерального закона, в порядке, установленном процессуальным законодательством.

6. Если при рассмотрении дела о банкротстве суд в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, установит, что должник или кредитор, являющийся заинтересованным лицом, обращался с заявлением о признании должника банкротом и при этом указанные лица знали, что должник является платежеспособным и преследует цель необоснованного неправомерного получения выгод от введения процедур, применяемых в деле о банкротстве, суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве при условии, что должник продолжает к этому моменту оставаться платежеспособным и это соответствует интересам кредитора.

В таком случае должник обязан уплатить проценты, подлежащие начислению по условиям обязательства, за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве. Если данные обстоятельства будут установлены судом при прекращении производства по делу о банкротстве на ином основании, суд также вправе указать в определении о таком прекращении на обязанность должника уплатить за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, подлежащие начислению по условиям обязательства проценты.