Какой орган является главой государства. Президент рф является главой государства

Высшим исполнительным и распорядительным органом власти является Правительство,(Кабинет Министров, Совет Министров а глава правительства- премьер министр, председатель совета министров)

Состав правительства может быть кооляционным если он состоит из двух или более политических партий и однопартийным- из одной партии

В Израиле 7,5 млн населения в мае 2006 года было сформировано новое правительство в состав которого вошло 25 министров.В США на 300млн населения действует 14 федеральных министерств. Столько же министерств в Японии при населении 120 млн В РФ появился институт полномочных представителей Президента в 7 федеральных округах

Общее количество федеральных органов исполнительной власти увеличилось с 67 до 81. Вместо 24 федеральных министерств осталось 15

Монархия: древне – восточная, римская, централизованная, средневековая, раннефеодальная, сословно-представительная,абсолютная и современно-конституционная.

Верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило по наследству: «Государство – это я» – король Франции Людовик XIV.

Самой древней является Японская монархия – 125 монархов.

Признаки классической монархической формы правления:

1. Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно.

2. Наследственный порядок преемственности верховной власти.

3. Юридическая безответственность монарха.

Виды монархии:

1. Абсолютная монархия: верховная власть принадлежит одному лицу. Какие – либо государственные органы, ограничивающие власть монарха не существуют «Самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»

2. Конституционная монархия: власть монарха ограничена представительным органом. Ограничения определяются конституцией утверждаемой парламентом. Монарх не в праве отменить конституцию: Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция.

3. Парламентская монархия: правительство формируется из представителей определённой партии, получивших большинство голосов на выборах в парламенте. Лидер этой партии становится главой государства. В законодательной, исполнительной и судебной ветвях власть монарха практически отсутствует и является символической. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. Правительство отвечает перед парламентом, а не перед монархом: Великобритания, Дания, Бельгия.

4. Дуалистическая: юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом. Правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним: Морокко.

5. Теократическая: монарх осуществляет и религиозное управление страной: Саудовская Аравия.

Республика: афинская, демократическая, римская, аристократическая, спартанская, современно - парламенская, президетская: власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общие признаки республиканской формы правления:

1.Существование единоличного или коллегиального главы государства.

2. Выборность на определенный срок.

3. Осуществление государственной власти не по своему усмотрению, а по поручению народа.

4. Обязательность решений верховной государственной власти.

5. Юридическая ответственность главы государства в случаях предусмотренным законом.

Виды республик:

Президентская республика: в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Внепарламентский метод избрания президента и формирование правительства. Ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом. Наличие более широких полномочий главы государства. Классический пример – США: законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная президенту, должности премьер – министра нет. Правительство формируется победившим на выборах президентом из лиц, принадлежащих его партии. Президент обладает правом роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет военное и чрезвычайное положение.

Парламентская республика: верховная роль в организации государственной власти принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентом из числа депутатов принадлежащим тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом. В случае утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска правительства. Глава государства избирается парламентом, что является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью.

Полупрезидентская республика или смешанная: Россия, Австрия, Болгария, Польша, Финляндия,Франция. Сильная президентская власти сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства. Правительство несет ответственность и перед президентом и перед парламентом.

Суперпрезидентские: практически независимая слабо контролируемая законодательной и исполнительной властью власть президента. Уровень жизни населения находится на низком уровне: Латинская Америка.

Форма правления:

это организация верховной государственной власти, порядок образования её органов, их компетенции и взаимоотношения с населением, степень участия населения в формировании этих органов.


Монархия- это такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству или династически.

Признаки монархии:

ü Главой государства является монарх;

ü Власть монарха передается по наследству или династически;

ü Деятельность монарха не ограничена определенным сроком, т.е. он исполняет свои обязанности пожизненно.

Страны с монархической формой правления:

Ø Европа (Бельгия, Дания, Великобритания);

Ø Азия (Бутан, Япония, Таиланд);

Ø Африка (Марокко, Лесото, Свазиленд).

ü Некоторые члены парламента назначаются монархом (в отличии от парламентской монархии, где парламент избирается народом);

ü Члены правительства назначаются монархом и правительство несет ответственность лично перед монархом;

Парламентская монархия- это форма правления, где власть монарха ограничена парламентом.

ü Наряду с монархом функционируют и иные высшие органы государственной власти (парламент, правительство);

ü Парламент избирается народом;

ü Правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте;

ü Правительство несет ответственность перед парламентом;

ü Действует принцип разделения властей;

ü Властные функции монарха ограничены и в основном носят церемониальный характер.


Виды монархии:


Монархия называется абсолютной, если верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства – монарх, не ограниченный каким – либо органом государственной власти (Англия, Франция, Россия – в разные периоды времени).

Форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом – парламентом, действующим на основании Конституции (Великобритания, Норвегия, Дания и др.).

Переходная форма правления от абсолютной к парламентской монархии.

  • Как устроена государственная власть в России?
  • Кто работает в Государственной Думе?
  • Кто в России является главой государства?

Государство представляет собой политическое объединение людей и их организаций для того, чтобы в обществе был порядок и организованность. Каждое государство создаёт свои органы для решения поставленных задач. Например, необходимо развивать образование и учить детей - исполнение этой задачи поручается Министерству образования и науки.

А кем поручается? По каким правилам должно работать Министерство образования и науки? Кто устанавливает эти правила? Кто следит за тем, чтобы Министерство соблюдало эти правила? Чтобы ответить на все эти и другие вопросы, мы с вами познакомимся с тем, как устроена государственная власть в России.

Государственная власть в России

Чтобы узнать, как устроена государственная власть в России, заглянем в Основной закон - Конституцию РФ. Там сказано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Таким образом, в основе осуществления государственной власти в России лежит уже известный вам принцип разделения властей, по которому государственная власть реализуется через законодательные (парламент), исполнительные (правительство), судебные государственные органы.

Президент РФ - глава государства

При всех формах правления существует пост главы государства. Главой государства в монархиях является монарх, в республиках - это может быть президент, которого выбирают. В большинстве стран глава государства стоит во главе исполнительной ветви власти. Однако в некоторых случаях, как, например, в России, президент не включён ни в одну из трёх ветвей власти, но активно влияет на них и обеспечивает их взаимодействие.

Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Он выступает Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами России, может издавать указы и распоряжения.

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

В. В. Путин - Президент России. Как вы думаете, почему Президент России, вступая в должность, даёт присягу на Конституции РФ?

Президент Российской Федерации избирается гражданами на шесть лет. Такой пост может занять только гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Один и тот же человек не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Главе государства помогает осуществлять полномочия специально созданный Государственный Совет. Его Председателем является Президент РФ. Существует также и Администрация Президента. Она готовит различные документы, указы, распоряжения и обращения, помогая главе государства исполнять его функции.

Президент возглавляет Совет Безопасности. Он проводит работу по выявлению угроз национальной безопасности, оперативно готовит проекты решений по их предотвращению. При Президенте создано несколько комиссий и советов (по вопросам помилования, по правам человека, гражданства и т.д.).

Законодательная власть России

Высшим представительным и законодательным органом многих государств является парламент. Слово «парламент» происходит от французского parle - говорить.

В парламенте работают люди, избранные народом и представляющие интересы народа, поэтому он и получил такое название - представительный орган.

Основная функция парламента - законотворчество. Там разрабатывают и принимают законы. Поэтому парламент является законодательным органом власти.

    Интересные факты
    Первые представительные учреждения появляются в Древней Греции - ареопаг в Афинах и сенат в Древнем Риме. В XIII веке появился парламент в Англии. В России первым представительным учреждением был Земский собор, созданный в 1549 Г°ДУ царём Иваном IV Грозным.
    В разных странах парламенты имеют разные названия: Сейм в Польше, Конгресс в США, Бундестаг в ФРГ, Кнёссет в Израиле, Альтинг в Исландии, Федеральное Собрание в Российской Федерации.

Федеральное Собрание РФ принимает законы. Все принятые и подписанные Президентом РФ законы обязательно публикуются в «Российской газете». Неопубликованный закон не имеет юридической силы. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума.

В Совет Федерации Федерального Собрания РФ входят представители от каждого субъекта Федерации.

В Государственной Думе Федерального Собрания РФ работают 450 депутатов, которые избираются гражданами государства на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран любой гражданин Российской Федерации, который достиг 21 года и имеет право участвовать в выборах.

Заседания обеих палат Федерального Собрания РФ проходят раздельно и являются открытыми, т.е. на них могут присутствовать представители прессы. В каждой из палат имеются комитеты и комиссии, осуществляющие работу по подготовке и экспертизе законопроектов (например, комитеты по законодательству, обороне и национальной безопасности, культуре и т.д.). Таким образом, проект закона направляется в Государственную Думу, рассматривается сначала в соответствующем комитете, затем на заседаниях он обсуждается, дорабатывается. Закон, принятый Государственной Думой, поступает на одобрение в Совет Федерации. Если закон одобрен, дальше он передаётся Президенту РФ, который должен его подписать (хотя и вправе отклонить - право вето), а затем закон подлежит официальному опубликованию и обнародованию.

Исполнительная власть России

Принятые законы надо исполнять, поэтому возникла потребность создать систему исполнительной власти. Её возглавляет Правительство Российской Федерации.

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Председателя Правительства назначает Президент с согласия Государственной Думы.

Деятельность Правительства РФ охватывает все сферы общественной жизни. Для этого оно вправе издавать нормативные правовые акты (постановления), обязательные для исполнения.

На заседаниях Правительства решаются важные вопросы управления, хозяйственной и культурной жизни страны. В случае, если Правительство не справляется с поставленными задачами, оно может быть отправлено в отставку. Решение об отставке Правительства принимает Президент РФ.

Судебная власть России

Права человека - высшая ценность. В нашей стране нельзя издавать законы, которые бы унижали человека, отменяли его права, ущемляли интересы. А если всё же государство обидело кого-то? В этом случае гражданин обращается в суд, который защитит его и восстановит справедливость.

Таким образом, отдельную ветвь власти составляют судебные органы государства. Они разрешают правовые споры, которые возникают между людьми, их объединениями (например, фирмами). В своей деятельности суд независим и руководствуется только законом. В Российской Федерации судебная система состоит из следующих звеньев.

Конституционный суд РФ разрешает споры о соответствии Конституции РФ других нормативных актов (законов) и действий должностных лиц, осуществляет защиту конституционных прав и свобод граждан. Даёт толкование (разъяснение) Конституции.

Верховный суд РФ возглавляет систему судов, которые разрешают гражданские, уголовные и административные дела. Об этом вам ещё предстоит узнать в 7 классе.

Высший Арбитражный суд РФ разрешает экономические споры и возглавляет систему арбитражных судов.

Важное место в системе органов государственной власти занимают правоохранительные органы (полиция, прокуратура и др.), призванные поддерживать и защищать законность и правопорядок.

    Подведём итоги
    Государственная власть в нашей стране реализуется на принципах её разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Россию возглавляет избранный всем народом Президент. Законодательная власть представлена парламентом (Федеральное Собрание РФ), исполнительную возглавляет Правительство РФ, а судебную - Конституционный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ.

    Основные термины и понятия
    Парламент, Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ.

Проверьте свои знания

  1. Объясните смысл понятий: «парламент», «правительство», «президент».
  2. Представителями каких ветвей власти являются депутаты и министры? Где они работают?
  3. Дайте характеристику законодательной, исполнительной и судебной власти в России. При ответе используйте схему.
  4. Как называется парламент России? Какова его роль в государстве?
  5. Для чего необходимо Правительство в государстве?
  6. Какие качества личности необходимы, по вашему мнению, депутатам Государственной Думы? А Президенту государства?

Практикум

Глава государства – это высший должностной орган, первое лицо в структуре управления страной, носитель исполнительной власти, гарант конституции, суверенитета, свобод и прав граждан. В большинстве стран глава государства – это одна из главных составляющих законодательной и исполнительной власти. Без подписи такого лица закон считается недействительным. При этом в каждой стране формы, полномочия, правовая форма, компетенция и особенности выбора главы государства могут различаться.

Виды глав государства

Сегодня в мире есть два основных вида первых лиц государственных образований:

1. Индивидуальный глава государства :

Особенность такого правителя – получение своего статуса по наследству, то есть править государством могут представители царствующей династии. При этом порядок перехода власти определяется на законодательном уровне или исходя из обычаев народа. В некоторых странахтакие главы государства назначаются или избираются;

- президент . В этом случае первое лицо страны может выбираться на определенный термин (правительством, народом).

2. Коллегиальное управление государством . К примеру, в Андорре роль главы возлагают на себя две личности – епископ испанкой епархии и президент Франции. В Швейцарии глава государства – это Федеральный совет.

Формы глав государства

В современной практике можно выделить шесть основных форм, которые позволяют тем или иным органам реализовывать функции правителя государства:

1. Монарх – один из самых древних способов правления. Такой правитель может получить свое место тремя способами:

- по наследству. Такой вариант является наиболее популярным. В качестве примера можно привести Бельгию, Нидерланды, Таиланд, Великобританию, Японию и так далее;

- быть назначенным на свою должность или выбранным семьей старейшин. Такая форма выбора популярна в таких странах, как Катар, Саудовская Аравия и так далее;

- быть избранным другими монархами, руководящими субъектами страны. Подобный пример в мировой практике единственный – это Малайзия. Особенность этой страны в том, что глава государства выбирается султанами на пятилетний срок.

2. Президент . Такой глава государства может быть выбран тремя способами – путем голосования парламента, волеизъявления народа или рекомендаций специальный Коллегий. Последние формируются из представителей власти на местах и членов парламентского правления.

3. Коллегиальный орган . Такая руководящая структура выбирается парламентом и имеет ограниченный срок правления. К примеру, коллегиальный орган считался правящим при СССР, сейчас – на Кубе и в ряде других стран. Особенность
коллегиального органа – неспособность принимать какие-то окончательные решения, поэтому такое право дается одному из представителей (как правило, это глава коллегиального органа). Именно он может подписывать документы, принимать грамоты от послов других стран, вести внешнеполитическую деятельность и так далее.

4. Верховный правитель по совместительству . Здесь речь идет о выполнении основных функций главой правительства – премьер-министром. К примеру, подобная форма популярна в ФРГ, где существует несколько субъектов Федерации (земель). При этом у каждой «земли» есть свое правительство и парламент.

5. Генерал-губернатор . Как правило. это представитель британского монарха. Если вспомнить историю, то Великобритания ранее имела множество колоний по всему миру, которые сегодня объединены в Содружество. Начиная с 1950 года многие страны стали республиками (к примеру, Индия), но при этом они признавали королеву Великобритании, как своего правителя. На сегодня из 49 государств она является правительницей только в 17. К таковым можно отнести Барбадос, Новую Зеландию, Канаду, Австралию и так далее.


В свою очередь гунерал-губернатор – это не правитель в чистом виде, а ставленник, который выполняет функции главы государства. При этом форма его правления является весьма условной, как и правление самой Королевы.

6. Хунта – это орган правления, который добился права руководить путем государственного переворота, незаконным путем. Чаще всего хунта – это военные люди, которые сначала возглавили движение, а затем выбрали себе президента (как правило, это командир движения). Такие органы – обычно дело для стран Латинской Америки (в 19-20 годах), Африки и так далее. Лидер хунты возлагает на себя основные полномочия – верховного главнокомандующего, военачальника, исполнительного и законодательного органа.

7. Руководитель государства (глава) . Такой оригинальная форма правления есть в Иракском государстве. Здесь по конституции на роль «руководителя» назначается опытный человек, который имеет соответствующую подготовку и определенные личностные качества. К полномочиям такого руководителя можно отнести назначение даты президентских выборов и выполнение ряда других функций.


8. Племенной вождь – такой правитель является весьма экзотическим, но по своей легитимности он ничем не отличается от описанных выше коллег. Племенной вождь выбирается народом и возглавляет свое государство. К примеру, вождь Западного Самоа является пожизненным правителем. После его смерти будет выбираться новый президент.

Власть главы государства

В зависимости от вида верховного правителя и конституции функции главы государства могут различаться. Но есть и общие черты:

1. В сфере государственного управления глава государства имеет право объявлять чрезвычайно положение (в части страны или на всей территории), выполнять функции главнокомандующего, участвовать в формировании новой правительственной структуры (чаще всего формально), органов судебной власти, вносить предложения в финаносово-кредитную политику страны, банковское законодательство и так далее. В последних двух функциях роль главы государства часто сводится к поднятию вопроса об отставке.


2. В сфере законодательного управления глава государства может выдвигать различные инициативы, назначать очередные или внеочередные выборы, распускать нижнюю (иногда – верхнюю) палаты, созывать парламент. Кроме этого, верховный правитель имеет право давать предложения по изменениям в законодательной сфере, может промульгировать (санкционировать, публиковать) законы, обращаться к органам конституционного контроля при наличии сомнений в подлинности того или иного закона.

Отдельно стоит выделить право главы государства на , которое может быть:

- абсолютным (резолютивным). В этом случае первое лицо государства имеет право безапелляционно отменить какое-либо законодательное решение. Преодолеть такое вето парламент или другая руководящая структура не в состоянии;

- относительное (отлагательное) . Глава страны имеет право наложить запрет на какое-либо решение, но парламент определенным числом голосов может его преодолеть;

- выборочное. Руководителю страны дается право накладывать вето лишь на какие-то отдельные постановления и законы. При этом в целом он должен одобрить законопроект.

3. В сфере внешнеполитической деятельности глава государства представляет страну на внешней «арене», назначает послов и прочих работников дипломатических структур, проводит международные переговоры, участвует в ратификации соглашений и договоров (в случае одобрения парламентом), при необходимости объявляет войну или мир.

4. В сфере внутренней политики глава государства имеет право на помилование, награждение медалями (орденами и прочими наградами), восстановление (предоставления) гражданства, присвоение титулов (званий), участие в праздниках и крупных мероприятиях (открытии дорог, школ, государственных учреждений и так далее).

Выборы главы государства

В большинстве стран мира встречается два основных типа руководителей – президент и монарх. Рассмотрим особенности их выбора.

1. Президент может выбираться несколькими способами:

- путем голосования в парламенте . Здесь глава страны выбирается в Албании, Турции, Венгрии, Словакии и прочих странах. Чтобы пройти первый тур претенденту необходимо набрать абсолютное большинство, что при большом количестве претендентов происходит очень редко. Чаще всего право голоса распределяется между несколькими основными кандидатами. В следующем туре требования могут быть уже менее строгими. К примеру, в Словакии для избрания главы государства необходимо 2/3 голосов членов парламента. Есть мнение, что президент, избранный парламентом, является «слабым». В некотором роде это так. Парламент избирается народом, а глава государства – всего лишь представителями власти;

- путем голосования выборщиков . В этом случае избиратель голосует заодного из выборщиков. Победители при этом собираются и определяют президента из представителей различных партий. При таком способе избрания президент может быть определен еще до подсчета голосов выборщиков. Главой государства станет тот, у кого больше выборщиков. Такая форма выбора действует в США, Аргентине и прочих странах;

- избрание верховного правителя (президента) избирательной комиссией, к примеру, Федеральным Собранием в Германии, членами верхней и нижней палаты в Индии, коллегии Италии (как правило, в нее входят делегаты областных советов и члены верхней и нижней палаты);

Путем голосования народа (выбор избирателями). Так выбирается президент во Франции, Мексике, Украине и ряде других стран. В некоторых государствах президент может переизбираться на новый срок сколь угодно раз (во Франции, Египте). В ряде других стран одно лицо может быть президентом не больше двух раз (США, Германия). Также на два года президент избирается в Аргентине, то там различаются сроки правления. В первом случае глава государства избирается на 6 лет, а второй – на 4 года. Такие ограничения введены специально, чтобы исключить различные проявления авторитаризма.

2. Монарх, как правило, получает свою власть по наследству по одной из систем наследования:

- салической. Здесь престол могут занять только представители мужского пола. При этом первоочередное право на трон имеет старший сын. В свою очередь женщины к правлению не допускаются. Такая форма выбора главы государства в Японии, Норвегии, Бельгии. При этом в большинстве стран такой монарх выполняет функции формального правителя. Основная власть в руках премьер-министра (к примеру, Япония);

- кастильская . В этой форме наследования женщины наравне с мужчинами получают право наследования престола в том случае, если у монарха не было сыновей. В случае, если в семье есть старшая дочка и младший сын, то предпочтение отдается второму (Дания, Испания, Нидерланды, Великобритания);


- шведская.
Женщины могут наследовать престол наравне с мужчинами. При этом предпочтение мужскому полу не отдается. Так, в Швеции у короля есть старшая дочь и младший сын. В случае отъезда главы государства бразды правления передаются в руки дочери;

- австрийская . При такой форме наследования женщины могут получить трон, но только в том случае, когда во всех поколениях не было представителей мужского пола. Но это только в теории. На практике по австрийской системе женщины еще трон никогда не занимали;

- мусульманская . Трон наследует не какое-то конкретное лицо, а правящая династия (целое семейство). При этом право выбора правителя лежит уже на ней. Такая система работает в Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре и прочих странах. Также семья имеет право сдвигать правитель в случае его неуспешной деятельности и ставить другого главу государства из состава семьи;

- племенная . Здесь король – это вождь племени. При этом будущего наследника престола может определить только племенной совет. Последний состоит из сыновей умершего (погибшего) главы государства.

После наследования престола проходит обряд коронации. Если на трон достается несовершеннолетнему правителю, то при согласии одного из родственников помощником главы государства становится регент. Последний может быть утвержден парламентом или назначен правительством. Иногда может быть создан небольшой совет из 2-3 человек.

Критерии для назначения на должность главы государства

Наиболее строгие требования предъявляются при выборе одной из форм индивидуального главы государства – президента:

1. Наличие гражданства. В некоторых странах есть требование, чтобы кандидат в президенты был гражданином своего государства с рождения (Колумбия, Монголия, Казахстан, Эстония и так далее). Чаще всего устанавливаются определенные ограничения – 5, 10, 15 лет гражданства страны.

2. Постоянное проживание на территории государства в течение определенного периода времени до выборов. К примеру, в России, Украине и Азербайджане – это 10 лет, в Казахстане – 15, в Монголии – 5 лет.

3. Достижение определенного возраста (чаще всего от 35 лет и выше). В России, Украине, Армении и других странах – 35 лет, в Эстонии, Латвии, Греции – 40 лет и так далее.

4. Наличие избирательного права. К слову, такое право может быть не у всех граждан страны. Многое зависит от владения государственным языком (Украина, Молдова, Казахстан), наличия высшего образования (Турция, Азербайджан), принадлежности к коренной нации (Туркменистан, Сирия), исповедания официальной религии (к примеру, Тунис).

1. Правовой статус Президента Российской Федерации.

2. Порядок выборов Президента Российской Федерации и отрешение его от должности.

3. Компетенция Президента Российской Федерации.

  1. Правовой статус Президента.

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности.

В России вопрос об учреждении поста Президента был впервые поднят съездом народных депутатов РСФСР, который высказался против введения поста Президента. И по инициативе 1/3 депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии с результатами которого этот пост был учрежден.

Конституция определяет, что Президент РФ является главой государства . Президент занимает особое место в системе органов государственной власти , хоть и не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей. Но это не дает никаких оснований трактовать президентскую власть, как стоящую над другими властями, зависящими от нее.

В Конституции РФ заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента РФ достаточно коротким шестилетним сроком, порядком его всенародных прямых выборов, их альтернативным характером, недопустимостью занятия поста Президента более двух сроков подряд, возможностью отрешения его от должности, признанием не соответствующим Конституции РФ нормативных актов Президента РФ на основе решения Конституционного Суда.

Конституция также конкретизирует функции Президента. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества, незыблемости конституционного строя, независимости и целостности государства, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобода человека и гражданина. Это значит, что Президент Российской Федерации несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизмов защиты Конституции РФ и прав человека, обязан принимать меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.

Президент РФ принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.

В реализации всех этих функций Президент РФ может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать в рамках Конституции.

Это относится и к такой функции Президента РФ, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства .

Как глава государства Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

2. Порядок выборов Президента рф и отрешение его от должности.

В соответствии с Конституцией, выборы главы государства осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании , альтернативность выборов признается обязательной.

Конституция определила и те требования, которым должен отвечать кандидат в Президенты. Он должен обладать необходимым жизненным опытом, поэтому установлено, что Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет.

Конституция исходит из принципа равного гражданства , не оговаривая в качестве обязательного условия для Президента быть гражданином той или иной страны по рождению . Не затрагиваются и такие условия, как обладание государственным языком, принадлежность к определенной национальности.

Конституция Российской Федерации сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз.

В Конституции обязательным требованием является постоянное проживание в РФ не менее 10 лет для лица, избираемого Президентом.

Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов.

Выборы признают несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

В таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд . Это установление имеет целью воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, появлению и сохранению стойких корпоративных групп, закрытию путей притока в эшелоны власти свежих, новых сил, политических деятелей и лидеров нового поколения. Вместе с тем Конституция РФ не закрывает путь способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, к выдвижению на другой срок, кроме очередного.

После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура его вступления в должность , которая происходит на тридцатый день со дня официального объявления о результатах выборов.

Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судьи Конституционного Суда РФ. Присяга приносится народу .

Местом пребывания Президента, его резиденцией является столица России - Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России.

Главным символом президентской власти в Российской Федерации является штандарт Президента РФ.

Президент обладает неприкосновенностью. Однако в Конституции предусмотрен институт отрешении Президента от должности . Это высшая форма ответственности Президента. Конституция установила достаточно сложный порядок отрешения. Инициатива об этом должна исходить от не менее 1/3 депутатов Государственной Думы, причем при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. В самой процедуре отрешения задействованы обе палаты Федерального Собрания, Конституционный Суд и Верховный Суд.

Государственная Дума выдвигает обвинение, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвигаемого обвинения. Совет Федерации отрешает Президента от должности.

В обеих палатах эти вопросы решаются двумя третями голосов от общего числа депутатов (членов). По Конституции отрешение возможно только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением его срока пребывания на должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом . Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, при этом выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента не имеет право распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.