Бюджетная классификация. Доходы бюджетов, их классификация Бюджетная классификация доходов бюджетов рф

Б юджетная классификация, представляет собой определенную группировку по единой системе доходов, расходов и источников покрытия дефици­та, основанную на однородных признаках, которая исполь­зуется для составления и исполнения бюджетов и обеспечи­вает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Основные принципы бюджетной классификации полно­стью вошли в Бюджетный кодекс РФ (гл.4), согласно кото­рому бюджетная классификация включает:

    классификацию доходов бюджетов Российской Фе­дерации;

    функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

    ведомственную классификацию расходов федераль­ного бюджета;

    экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

    классификацию источников внутреннего финансиро­вания дефицитов бюджетов Российской Федерации;

    классификацию источников внешнего финансирова­ния дефицита федерального бюджета;

    классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Фе­дерации, муниципальных образований;

    классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации.

Структура доходов бюджетов приведена на схеме 3.

Доходы бюджетов - денежные средства, поступаю­щие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответ­ствии с законодательством в распоряжение органов госу­дарственной власти соответствующего уровня.

Схема 3. Структура доходов бюджета

В соответствии с Бюджетным кодексом доходы бюджетов подразделяются на налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления.

Бюджетная классифика­ция подразделяет объекты классификации на группы, под­группы, статьи и подстатьи.

В соответствии с новой бюджетной классификацией все доходы бюджетов делятся на следующие виды:

а) Налоговые доходы, которые включают в себя:

    прямые налоги на прибыль, доход, прирост капита­ла (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и прочие налоги на прибыль или доход).

    налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты груда (транспортный налог, целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, благоустройство территорий, содержание обще­образовательных учреждений и другие аналогичные цели, прочие налоги и сборы, исчисленные от фонда оплаты труда);

    налоги на товары и услуги (налог на добавленную сто­имость, акцизы, специальный налог для финансовой под­держки важнейших отраслей народного хозяйства, налог па реализацию горюче-смазочных материалов и на транс­портные средства; лицензионный сбор за право производства, хранения, разлив и реализацию алкогольной продук­ции; прочие налоги, платежи и лицензионные сборы);

    налоги на имущество;

    платежи за использование природных ресурсов;

    налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономичес­кие операции;

    прочие налоги, сборы и пошлины.

б) Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:

    доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    доходы от платных услуг, оказываемых бюджетны­ми учреждениями, находящимися в ведении соответствен­но федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной от­ветственности, в том числе штрафы, конфискации, ком­пенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

    доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

    иные неналоговые доходы.

Наиболее важными из "иных неналоговых доходов" яв­ляются:

    прибыль Банка России - по нормативам, установ­ленным федеральными законами;

    доходы от внешнеэкономической деятельности.

в) Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного ко­декса РФ) включают следующие поступления:

    от нерезидентов;

    от других уровней власти (дотации, субвенции, сред­ства, перечисляемые по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления):

    от государственных внебюджетных фондов;

    от государственных предприятий и учреждений;

    от наднациональных организаций.

Бюджетные расходы - это денежные средства, на­правляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Различаются бюджетные расходы по следующим направ­ лениям:

а) расходы федерального бюджета;

б) расходы бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) расходы местных бюджетов.

К расходам, финансируемым исключительно из феде­ рального бюджета, относятся следующие функциональные их виды:

    обеспечение деятельности Президента РФ, Феде­рального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов испол­нительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

    функционирование федеральной судебной системы;

    осуществление международной деятельности в об­щефедеральных интересах;

    национальная оборона и обеспечение безопасности го­сударства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

    фундаментальные исследования и содействие науч­но-техническому прогрессу;

    государственная поддержка железнодорожного, воз­душного и морского транспорта;

    государственная поддержка атомной энергетики;

    ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

    исследование и использование космического про­странства;

    формирование федеральной собственности;

    обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

    компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

    пополнение государственных запасов драгоценных ме­таллов и драгоценных камней, государственного матери­ального резерва;

    проведение референдумов и выборов Российской Фе­дерации;

    федеральная инвестиционная программа;

    обеспечение реализации решений федеральных ор­ганов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

    обеспечение осуществления отдельных государствен­ных полномочий, передаваемых на другие уровни власти. 4 - финансовая поддержка субъектов Федерации;

    официальный статистический учет;

    прочие расходы.

К расходам, финансируемым исключительно из бюд­жетов субъектов Российской Федерации, относятся сле­дующие функциональные виды расходов:

    обеспечение функционирования органов законодатель­ной (представительной) и исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации;

    обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

    проведение выборов и референдумов субъектов Рос­сийской Федерации;

    обеспечение реализации региональных целевых про­грамм;

    формирование государственной собственности субъек­тов Российской Федерации;

    осуществление международных и внешнеэкономичес­ких связей субъектов Российской Федерации;

    обеспечение деятельности средств массовой инфор­мации субъектов Российской Федерации;

    оказание финансовой помощи местным бюджетам;

    обеспечение осуществления отдельных государствен­ных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

    компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюд­жетных доходов местных бюджетов;

    прочие расходы, связанные с осуществлением пол­номочий субъектов Российской Федерации.

К расходам, финансируемым исключительно из мест­ных бюджетов, относятся следующие функциональные виды расходов:

    формирование муниципальной собственности и уп­равление ею;

    организация, содержание и развитие учреждений об­разования, здравоохранения, культуры, физической куль­туры и спорта, средств массовой информации, других уч­реждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

    организация, содержание и развитие муниципаль­ного жилищно-коммунального хозяйства;

    муниципальное дорожное строительство и содержа­ние дорог местного значения;

    благоустройство и озеленение территорий муници­пальных образований;

    организация утилизации и переработки бытовых от­ходов (за исключением радиоактивных);

    организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственно­сти или в ведении органов местного самоуправления;

    охрана окружающей природной среды на террито­риях муниципальных образований;

    реализация целевых программ, принимаемых орга­нами местного самоуправления;

    обслуживание и погашение муниципального долга;

    целевое дотирование населения;

    проведение муниципальных выборов и местных ре­ферендумов;

    финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представитель­ными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Помимо перечисленных расходов, относящихся к бюд­жетам различных уровней, существуют расходы, в кото­рых участвуют как федеральный, так и региональные и местные бюджеты. В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ совместно за счет средств федерального бюд­ жета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

    государственная поддержка отраслей промышленно­сти (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспор­та, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

    обеспечение правоохранительной деятельности;

    обеспечение противопожарной безопасности;

    научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие на­учно-технический прогресс;

    обеспечение социальной защиты населения;

    обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспече­ние гидрометеорологической деятельности;

    обеспечение предупреждения и ликвидации послед­ствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий меж­регионального масштаба;

    развитие рыночной инфраструктуры;

    обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

    обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законо­дательством Российской Федерации;

    обеспечение деятельности средств массовой инфор­мации;

    прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных об­разований.

Бюджетная классификация разделяет бюджетные рас­ходы по следующим признакам:

а) функциональная классификация расходов;

б) ведомственная классификация расходов;

в) экономическая классификация расходов.

В соответствии с функциональной (предметной) клас­сификацией расходы распределяются по отраслям деятель­ности и звеньям управления. Бюджетная классификация позволяет выделять направле­ния государственных приоритетов через функциональную структуру бюджета Российской Федерации.

Ведомственная классификация предполагает распреде­ление расходов по министерствам (ведомствам). В бюдже­тах же более низких уровней расходы внутри ведомства разносятся по управлениям и т. д.

Ведомственная классификация позво­ляет осуществлять адресное выделение финансовых ресур­сов, дает возможность формировать и контролировать не только уровень расходов государственных средств по орга­низации управления, увязать эти расходы с выполнением программных и приоритетных задач, но и установить сте­пень ответственности в расходовании средств соответству­ющих ведомств.

Экономическая классификация дифференцирует рас­ходы по хозяйственным признакам или производственным элементам

В бюджетах различных уровней всегда действует прин­ цип сбалансированности, который означает, что объем пре­дусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из ис­точников финансирования его дефицита.

Однако достичь равенства доходов и расходов крайне трудно. Обычно доходы бюджета превышают его расходы и наоборот.

Превышение доходов над расходами называется профицитом бюджета, а превышение расходов над дохода­ми - дефицитом бюджета.

Для покрытия дефицита государство использует в основном два способа: денежную эмиссию, а также внутренние и внешние заимствования.

Бюджетный кодекс в гл. 13 "Дефицит бюджета и источ­ники его покрытия" дает определение и классификацию заимствований, которых в настоящее время имеется три Вида:

    государственные заимствования Российской Федера­ции;

    государственные заимствования субъектов Российской Федерации;

    муниципальные заимствования.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации - это займы и кредиты, привлекаемые от фи­зических и юридических лиц, иностранных государств, меж­дународных финансовых организаций, по которым возни­кают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) други­ми заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования Россий­ ской Федерации - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым воз­никают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) други­ми заемщиками, выраженные в валюте Российской Феде­рации.

Государственные заимствования субъектов Российс­кой Федерации, муниципальные заимствования - это зай­мы и кредиты, привлекаемые от физических и юридичес­ких лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта Российской Федерации или муни­ципального образования как заемщика или гаранта пога­шения займов (кредитов) другими заемщиками, выражен­ные в валюте обязательств.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъектов Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

    государственные займы, осуществляемые путем вы­пуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федера­ции;

    бюджетные ссуды и кредиты, полученные от бюд­жетов других уровней бюджетной системы России;

    поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Фе­дерации;

    изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следую­ щих формах:

    муниципальные займы, осуществляемые путем вы­пуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципаль­ного образования;

    кредиты, полученные от кредитных организаций;

    бюджетные ссуды и кредиты, полученные от бюд­жетов других уровней бюджетной системы Российской Фе­дерации;

    поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

    изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Вопросы По каждому пункту плана приводится перечень контрольных вопросов и дается на каждый ответ

21. Классификация доходов бюджета

Согласно положениям ст. 20 БК РФ классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Классификация доходов бюджетов РФ согласно положениям, закрепленным в ст. 20 БК РФ, включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.

Администраторами поступлений в бюджеты всех уровней являются:

1) органы государственной власти;

2) органы местного самоуправления;

3) органы управления государственных внебюджетных фондов;

4) Центральный банк РФ;

5) бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним (ст. 20 БК РФ).

Классификация доходов предусматривает следующие группы доходов в зависимости от их источников:

1) налоговые доходы;

2) неналоговые доходы;

3) безвозмездные перечисления;

4) доходы целевых бюджетных фондов; 5) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Группа налоговых доходов включает в себя подгруппы по соответствующим видам налогов:

1) налоги на прибыль;

2) налоги на товары и услуги;

3) лицензионные и регистрационные сборы;

4) налоги на совокупный доход;

5) налоги на имущество и т. д.

В группуненалоговых доходов включаются следующие подгруппы:

1) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

2) доходы от продажи земли и нематериальных активов;

3) административные платежи и сборы;

4) штрафные санкции;

5) возмещение ущерба и т. п.

Группа безвозмездных перечислений подразделяется на подгруппы в зависимости от адресатов перечислений, группа доходов целевых бюджетных фондов делится на подгруппы в зависимости от целевого назначения фондов и т. д. Группы и подгруппы доходов состоят из статей доходов, в свою очередь статьи могут детализироваться до уровня подстатей.

Каждой структурной единице бюджетной классификации, например: группам, подгруппам или статьям – присваивается соответствующий уникальный код. Полный код соответствующего вида дохода бюджета содержит полную информацию об источнике поступления дохода, уровне бюджетной системы РФ – получателе данного дохода, а также об органе, являющемся администратором данного вида дохода.

Из книги Банковский аудит автора Шевчук Денис Александрович

46. Классификация доходов кредитной организации. Доходы банка классифицируются по счетам 2-го порядка счёта 701 «Доходы».В целях налогообложения доходы подразделяются на 2 группы.I. Доходы, учитываемые при расчёте налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.В России данные

Из книги Финансы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

2. Классификация доходов государственного бюджета Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

22. Классификация расходов бюджета Функциональная классификация расходов бюджетов – группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Под функциями государства понимают основные

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

12. Экономическая классификация доходов Согласно БК РФ, бюджетная классификация включает:1) классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники

Из книги Финансы автора Котельникова Екатерина

23. Классификация доходов государственного бюджета Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

19. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Современные проблемы Основными источниками доходной части федерального бюджета являются различные виды налогов - подоходный налог с граждан, налог на фонд заработной платы, налог на прибыль компаний,

Из книги Бухгалтерский учет с нуля автора Крюков Андрей Витальевич

Классификация налогов по уровням государственного бюджета Деятельность органов государственной власти финансируется из государственного бюджета. Государственная власть делится на три уровня: федеральная, региональная (представленная органами власти субъектов

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

Вопрос 91. Дифференциация и концентрация доходов. Покупательная способность доходов населения, минимальный прожиточный уровень, показатели бедности Статистической формой представления явления дифференциации населения по уровню материального благосостояния являются

Из книги Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве автора Бычкова Светлана Михайловна

13.2. Классификация доходов и расходов в бухгалтерском учете В процессе финансово–хозяйственной деятельности сельскохозяйственное предприятие получает доходы, которые слагаются из разных составляющих, имеют различную форму, разные источники и направляются на

Из книги Экономическая теория. Учебник для вузов автора Попов Александр Иванович

Тема 23 ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 23.1. Доходы населения и их источники. Номинальный, располагаемый, реальный доходы. Альтернативные теории обоснования источников формирования доходовДоходы населения –

Из книги Анализ финансовой отчетности. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

95. Понятие доходов и расходов организации и их классификация в отчете о прибылях и убытках Определение и содержание доходов и расходов раскрыто в положениях по бухгалтерскому учету – ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации». Данными

Из книги Экономический анализ. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

97. Ранжировка и классификация факторов, классификация и ранжировка хозяйственных объектов Изучение интенсивности и аналитической формы связей между показателями с помощью методов корреляционного и регрессионного анализа позволяет решать важную для экономического

Из книги Бюджетная система РФ. Ответы на экзаменационные билеты автора Новикова Надежда Александровна

1. Понятие и роль бюджета Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств государства, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.С помощью государственного бюджета государство получает

Из книги Карта и территория. Риск, человеческая природа и проблемы прогнозирования автора Гринспен Алан

Из книги 1C: Предприятие, версия 8.0. Зарплата, управление персоналом автора Бойко Эльвира Викторовна

15.10. Классификация доходов ЕСН Исходя из положений 24 главы НК РФ и потребностей при заполнении регламентированной отчетности, принимается следующая классификация доходов.? Не является объектом налогообложения ЕСН согласно п.1 ст. 236 НК РФ;? Не является объектом

Из книги Бухгалтерский и налоговый учет прибыли автора Нечитайло Алексей Игоревич

Приложение 6 Аналитические данные по включению (признанию) соответствующей части доходов будущих периодов в состав доходов организации отчетного

бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Классификация доходов бюджетов РФ согласно положениям, закрепленным в ст. 20 Бюджетного кодекса РФ , включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.

Администраторами поступлений в бюджеты всех уровней являются:

  1. органы управления государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления , осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет , взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним (ст. 20 Бюджетного кодекса РФ).

Классификация доходов предусматривает следующие группы доходов в зависимости от их источников:

  1. налоговые доходы;
  2. неналоговые доходы;
  3. безвозмездные перечисления;
  4. доходы целевых бюджетных фондов;
  5. доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Группа налоговых доходов включает в себя подгруппы по соответствующим видам налогов :

  1. налоги на прибыль ;
  2. налоги на товары и услуги;
  3. лицензионные и регистрационные сборы;
  4. налоги на совокупный доход;
  5. налоги на имущество и т. д.

В группу неналоговых доходов включаются следующие подгруппы:

  1. доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности ;
  2. доходы от продажи земли и нематериальных активов ;
  3. административные платежи и сборы;
  4. штрафные санкции;
  5. возмещение ущерба и т. п.

Группа безвозмездных перечислений подразделяется на подгруппы в зависимости от адресатов перечислений, группа доходов целевых бюджетных фондов делится на подгруппы в зависимости от целевого назначения фондов и т. д. Группы и подгруппы доходов состоят из статей доходов, в свою очередь статьи могут детализироваться до уровня подстатей.

Каждой структурной единице бюджетной классификации, например: группам, подгруппам или статьям – присваивается соответствующий уникальный код. Полный код соответствующего вида дохода бюджета содержит полную информацию об источнике поступления дохода, уровне бюджетной системы РФ – получателе данного дохода, а также об органе, являющемся администратором данного вида дохода.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Государственная Полярная академия

Факультет управления

Кафедра государственного, муниципального

и организационного управления

по дисциплине «Управление бюджетными ассигнованиями в государственном и муниципальном управлении» на тему

Бюджетная классификация доходов бюджета РФ

Выполнила: студентка 4 курса

471 группы Северина Ю.В.

Проверила: к.н.э., доц. Котырева Е.И.

Санкт – Петербург

Введение...................................................................................................................2

Глава 1. Сущность и значение бюджетной классификации................................4

Глава 2. Классификация доходов бюджета РФ....................................................8

2.1 Виды доходов бюджетов РФ..................................................................8

2.2 Классификация доходов бюджетов РФ……………………………...11

2.2.1. Неналоговые доходы...............................................................16

2.2.2. Неналоговые доходы………………………………………...17

2.2.3. Безвозмездные перечисления.................................................20

2.2.4. Доходы целевых бюджетных фондов...................................21

2.2.5.Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности………………………………………………………22

Заключение.............................................................................................................23

Список использованной литературы...................................................................24

Приложение 1…………………………………………………………………….25

Приложение 2…………………………………………………………………….26


Введение

В настоящее время в области финансово-бюджетных отношений наиболее актуальными являются ответы на вопросы о том, как увеличить доходную часть бюджетов, какими методами снизить бюджетный дефицит и обеспечить своевременное финансирование бюджетных учреждений. Разработка эффективной системы бюджетных отношений и их правовое регулирование являются одними из наиболее сложных проблем, с которыми сталкиваются сегодня территориальные финансовые органы.

Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций. Состав доходов бюджетной системы выражается в различных платежах, уплачиваемых юр. и физ. лицами в тот или иной бюджет. В связи с тем, что составляющие бюджет доходы неоднородны по источникам, составу и направлениям и некоторым другим параметрам, для целей их планирования и учета необходима их группировка, классификация.

Бюджетная классификация доходов бюджета РФ обеспечивает расположение и группировку доходов для формирования учётной информации о составе и структуре бюджетов, их материальной базе, составе плательщиков и финансируемых из бюджета отраслей экономики и учреждений, а также о назначении бюджетных ассигнований.

Актуальность изучения темы данной работы обусловлена необходимостью теоретических знаний в сфере бюджетной классификации, а именно группировки доходов бюджета станы, а также недостаточной изученностью данного вопроса в литературе.

Цель данной работы: рассмотрение бюджетной классификации доходов бюджетов РФ.

В соответствии с целью выделены следующие задачи :

Раскрытие экономической сущности, состава, принципов построения и значения бюджетной классификации РФ;

Рассмотрение видов, бюджетной классификации доходов бюджетов РФ.


Глава 1. Сущность и значение бюджетной классификации

В связи с тем, что составляющие бюджет доходы и расходы неоднородны по источникам, составу и направлениям и некоторым другим параметрам, для целей их планирования и учета разработана и используется бюджетная классификация, составляющая основу бюджетной системы государства.

Бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, зашифрованных в установленном порядке.

Назначение бюджетной классификации проявляется в том, что она используется:

1) для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней,

2) для осуществления контроля за выделением и расходованием бюджетных средств,

3) для обеспечения необходимой сопоставимости показателей бюджетов всех уровней,

4) для составления консолидированных бюджетов всех уровней государства.

Основой бюджетной классификации служит группировка показателей. Выбор критериев группировки показателей строится на том условии, что используемая бюджетная классификация должна давать полное представление о формировании доходов и направлениях средств, их составе и структуре во всех необходимых для управления государством разрезах: социально-экономическом, ведомственном, социальном.

Роль бюджетной классификации в бюджетной системе страны заключается в том, что с ее помощью становится возможным наблюдение за движением бюджетных ресурсов. На основе факторного анализа бюджетных статей проводится анализ соответствующих показателей, что дает возможность формулировать выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов. Кроме того, это заметно упрощает объединение смет и бюджетов в общие сводные документы.

Существование бюджетной классификации предполагает присвоение каждому учреждению и организации определенного кода. Основные положения бюджетной классификации, ее элементы и механизмы практического использования должны раскрываться в бюджетном законодательстве государства. С течением времени содержание и концепции бюджетной классификации могут меняться под влиянием различных макро- и микроэкономических факторов.

Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает (см. Приложение 1):

1) классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

2) функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

3) экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

5) классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

6) классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга;

7) классификацию видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации;

8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.


Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации, классификации видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга, классификации источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, классификации видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2010 г. № 150н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (ред. от 31.08.2010 г.) определяет порядок формирования бюджетной классификации РФ. Построение бюджетной классификации регламентируется Федеральным Законом №115-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон “О бюджетной классификации Российской Федерации” и 4 главой Бюджетного Кодекса РФ.


Глава 2. Классификация доходов бюджета РФ

2.1. Виды доходов бюджета РФ

Доходы бюджета субъекта Российской Федерации - это денежные

поступления, формирующие доходную часть бюджета субъекта Российской Федерации как централизованного фонда денежных средств

субъекта Российской Федерации .

Доходы бюджета субъекта Российской Федерации можно классифицировать по различным основаниям.

Так, по социально-экономическому признаку, поступления в бюджет

субъекта Российской Федерации можно подразделить на:

1) поступления от государственного сектора экономики, где источником поступления выступает деятельность государственных организаций (например, отчисления от прибыли государственных предприятий), а также имущество, находящееся в составе казны субъекта Российской Федерации. В данном случае движение денежных средств осуществляется в рамках собственности субъекта Российской Федерации;

2) поступления от негосударственных организаций и граждан , где поступления образуются за счет обращения частной собственности в государственную. Движение денежных средств от плательщика в бюджет субъекта Российской Федерации сопровождается сменой формы собственности.

В зависимости от метода бюджетной деятельности доходы бюджета

субъекта Российской Федерации подразделяются на:

1) принудительно-безвозвратные (например, налоги);

2) принудительно-возвратные;

3) добровольно-безвозвратные (например, пожертвования (гранты)

юридических и физических лиц);

4) добровольно-возвратные (например, внутренние и внешние займы субъектов Российской Федерации).

К данной классификации примыкает деление доходов в зависимости от

методов аккумуляции на обязательные и добровольные платежи. К первым

относятся налоги, сборы, пошлины, штрафы разного рода, финансовые санкции и т. п. Ко вторым – средства организаций и граждан, привлекаемые в

бюджет путем размещения государственных займов, проведения лотерей, выпуска акций, полученные в результате оказания финансовой помощи, грантов, дарения, пожертвований и т. д.

К этой же классификации относится традиционное деление доходов на

налоговые и неналоговые . С теоретической точки зрения к налоговым доходам относятся собственно налоги. Однако к такого рода доходам Бюджетный кодекс Российской Федерации относит и государственные сборы, а также пени и штрафы. Все остальные поступления будут носить неналоговый характер.

В зависимости от признака экономической эквивалентности доходы

бюджетов Российской Федерации подразделяются на возмездные и безвозмездные.

К возмездным доходам относятся всякого рода сборы, которые рассматриваются в качестве платы за определенные государственные услуги

(например, сбор за государственную регистрацию юридических лиц), плата за пользование государственным имуществом, в том числе объектами, находящимися в собственности государства или субъекта Российской Федерации (например, арендная плата за землю или иную недвижимость), государственная пошлина.

Ряд доходов бюджета (например, государственные сборы, государственная пошлина) носят относительно возмездный характер. При названных платежах получаемая плательщиком государственная услуга не имеет точно выраженной стоимости, поэтому трудно говорить, получил ли плательщик эквивалент тем денежным суммам, которые были взысканы с него государством.

К безвозмездным доходам относятся, например, налоги – уплачивая

налоги налогоплательщик ничего взамен не получает.

По способу движения денежных средств доходы бюджетов субъектов

Российской Федерации подразделяются на безвозвратные и возвратные. К безвозвратным доходам относятся налоги, средства, полученные в качестве финансовой помощи из федерального бюджета (дотации, субсидии, субвенции и т. п.), пожертвования граждан и юридических лиц. К возвратным доходам относятся те поступления, которые образуют долг субъекта Российской Федерации, требующий своего погашения.

В зависимости от вида правового акта, лежащего в основании получения дохода доходы бюджета субъекта Российской Федерации подразделяются на:

1)доходы, основанные на односторонне-властном велении, например, налоги;

2) доходы, основанные на соглашении органа, представляющего субъект Российской Федерации, с плательщиком. Примером такого рода доходов выступают, доходы, полученные в результате размещения государственного займа;

3) доходы, основанные на одностороннем акте плательщика. Примером

такого рода доходов выступают денежные средства, поступившие из федерального бюджета в порядке оказания финансовой помощи, пожертвования граждан, юридических лиц, международных организаций, применительно к которым в настоящее время обычно используется термин «грант», и т. п.

В зависимости от основания права на получение дохода они подразделяются на собственные и закрепленные.

Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации – это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за данными бюджетами законодательством Российской Федерации (ст. 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

К регулирующим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации

относятся те доходы, которые используются в качестве инструмента

бюджетного регулирования данных бюджетов.

В зависимости от назначения платежа доходы бюджета субъекта Российской Федерации могут подразделяться на общие (универсальные) и целевые (специальные).

Большая часть платежей носит общий характер , т. е. поступая в бюджет, они обезличиваются, смешиваются с другими поступлениями и распределяются без всякой связи со своим источником. Однако могут существовать и целевые доходы. Они предназначены для финансирования строго определенных расходов субъекта Российской Федерации, определяемых конкретной его функцией. В качестве таковых обычно выступают доходы целевых бюджетных фондов.

Согласно Классификации доходов бюджетов Российской Федерации доходы бюджетов Российской Федерации, включая бюджеты субъектов Российской Федерации, подразделяются на: налоговые/неналоговые, безвозмездные, доходы целевых бюджетных фондов, доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности (подробнее классификация рассмотрена далее).

2.2. Классификация доходов бюджетов РФ

Применительно к конкретному бюджету его доходы выстраиваются в

соответствии с таким разделом Бюджетной классификации Российской Федерации, как «Классификация доходов бюджетов Российской Федерации». Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что «классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники финансирования доходов

бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения» (ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Структура 20-тизначного кода классификации доходов представлена в виде четырёх частей (см. Приложение 2):

1. Главный администратор доходов бюджета;

2. Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);

3. Подвид доходов;

4. Классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

1. Главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, определяющий перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета и (или) являющийся администратором доходов бюджета.

Код главного администратора доходов бюджета (1-й – 3-й разряды кода классификации доходов бюджетов) состоит из 3-х знаков и соответствует номеру, присвоенному главному администратору доходов бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления.

Администраторами доходов бюджетов являются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Вид доходов

Код вида доходов (4-й – 13-й разряды кода классификации доходов бюджетов) состоит из 10-ти знаков и включает:

Группу - (4-й разряд кода классификации доходов бюджетов);

Подгруппу - (5-й – 6-й разряды кода классификации доходов бюджетов);

Статью - (7-й – 8-й разряды кода классификации доходов бюджетов);

Подстатью - (9-й – 11-й разряды кода классификации доходов бюджетов);

Элемент - (12-й – 13-й разряды кода классификации доходов бюджетов).

Код вида делится на группы, подгруппы, дальнейшая детализация осуществляется в разрезе соответствующих статей и подстатей.

Устанавливаются следующие коды элементов доходов :

01 - федеральный бюджет;

02 - бюджет субъекта Российской Федерации;

03 - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга;

04 - бюджет городского округа;

05 - бюджет муниципального района;

06 - бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

07 - бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

08 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

09 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;

10 - бюджет поселения.

3. Подвид доходов

В рамках кода классификации доходов бюджетов выделен код подвида доходов.

Подвиды доходов бюджетов кодируются четырьмя знаками (14-й – 17-й разряды кода классификации доходов бюджетов).

Детализация кодов подвидов доходов осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Классификация операций сектора государственного управления, относящаяся к доходам бюджетов определяется трехзначным кодом (18 - 20 разряды кода классификации доходов бюджетов) и представлена следующими позициями:

110 - налоговые доходы;

120 - доходы от собственности;

130 - доходы от оказания платных услуг;

140 - суммы принудительного изъятия;

150 - безвозмездные поступления от бюджетов;

151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

152 - поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;

153 - поступления от международных финансовых организаций;

160 - взносы, на социальные нужды;

170 - доходы от операций с активами;

180 - прочие доходы;

410 - уменьшение стоимости основных средств;

420 - уменьшение стоимости нематериальных активов;

430 - уменьшение стоимости непроизведенных активов;

440 - уменьшение стоимости материальных запасов.

Согласно Классификации доходов бюджетов Российской Федерации доходы бюджетов Российской Федерации, включая бюджеты субъектов Российской Федерации, подразделяются на следующие группы:

1) налоговые доходы , включающей подгруппы: а) налоги на прибыль (доход). Прирост капитала; б) налоги на совокупный доход; в) налоги на имущество; г) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; д) прочие налоги, пошлины и сборы;

2) неналоговые доходы , включающей подгруппы: а) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций; б) доходы от продажи земли и нематериальных активов; в) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; г) административные платежи и сборы; д) штрафные санкции, возмещение ущерба; е) доходы от внешнеэкономической деятельности; ж) прочие неналоговые доходы;

3) безвозмездные перечисления , включающей подгруппы: а) от нерезидентов; б) от бюджетов других уровней; в) от государственных внебюджетных фондов; г) от государственных организаций; д) от наднациональных организаций; е) средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды; ж) прочие безвозмездные поручения;

4) доходы целевых бюджетных фондов , включающей подгруппы: а) дорожные фонды; б) экологические фонды; в) фонд министерства Российской Федерации по атомной энергии; г) целевые бюджетные фонды субъектов Российской Федерации (утверждаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации);

5) доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.

Рассмотрим подробнее группы этой классификации.

2.2.1. Налоговые доходы

Налоговые доходы – это предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах бюджетов этой части учитываются предоставленные налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Налоговые доходы по форме поступления в бюджет делятся на закрепленные и регулирующие доходы.

Закрепленные доходы – доходы, которые полностью или в твердо фиксированное доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет.

Регулирующие доходы – доходы, которые в целях балансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

В группу "Налоговые доходы" (1000000) включаются следующие подгруппы:

1010000 - налоги на прибыль (доход), прирост капитала;

1020000 - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

1030000 - налоги на совокупный доход;

1040000 - налоги на имущество;

1050000 - платежи за пользование природными ресурсами;

1060000 - налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

1400000 - прочие налоги, пошлины и сборы.

2.2.2. Неналоговые доходы

К неналоговым доходам бюджетов согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

3) доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные согласно применению мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, муниципальным образованиям; иные суммы принудительного изъятия;

4) доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

5) иные неналоговые доходы.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, составляют:

средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;

средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения

обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;

плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам и юридическим лицам на возвратной и платной основах;

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

другие, предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В группу "Неналоговые доходы" (2000000) включаются следующие подгруппы:

2010000 - доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

2040000 - доходы от продажи земли и нематериальных активов;

2050000 - поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

2060000 - административные платежи и сборы;

2070000 - штрафные санкции, возмещение ущерба;

2080000 - доходы от внешнеэкономической деятельности;

2090000 - прочие неналоговые доходы.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, представляют собой средства, полученные от продажи государственного или муниципального имущества и зачисленные в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации средств, получаемых в процессе приватизации государственного или муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются Законодательством Российской Федерации о приватизации.

Финансовая помощь от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий или иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

2.2.3. Безвозмездные перечисления

В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

Взаимные расчеты – операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, операции по которым проведены после утверждения закона о бюджете.

В группу "Безвозмездные перечисления" (3000000) включаются следующие подгруппы:

3010000 - от нерезидентов;

3020000 - от бюджетов других уровней;

3030000 - от государственных внебюджетных фондов;

3040000 - от государственных организаций;

3050000 - от наднациональных организаций;

3060000 - средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

2.2.4. Доходы целевых бюджетных фондов

В подгруппу "Доходы целевых бюджетных фондов" (4000000) включаются следующие целевые бюджетные фонды: 4010000 - дорожные фонды;

4020000 - экологические фонды;

4030000 - Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;

4040000 - Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;

4050000 - Государственный фонд борьбы с преступностью;

4060000 - Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы;

4080000 - Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

4090000 - Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе;

4100000 - Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;

4110000 - Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Ниже приводится выборочный список доходов в составе бюджетной классификации.

2.2.5 . Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности

Группа «Доходы от предпринимательской и иной приносящей дрхрд деятельности» (3 00 00000 00) включает следующие подгруппы:

3 01 00000 00 - доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

3 02 00000 00 - рыночные продажи товаров и услуг;

3 03 00000 00 - безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

3 04 00000 00 - целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

Дальнейшая детализация кода вида доходов внутри указанных подгрупп осуществляется в разрезе соответствующих статей и подстатей.

Заключение

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация устанавливает единство формы бюджетной документации, представления необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласованных принципов бюджетного процесса.

Бюджетная классификация осуществляет группировку доходов и расходов, а также источников покрытия его дефицита по следующим направлениям: классификация доходов бюджетов Российской Федерации; функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации; экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации; классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Перечисленные направления являются едиными на всей территории Российской Федерации и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Таким образом, бюджетная классификация – это документ, не только выполняющий важнейшие организационные функции, позволяющий сводить все бюджеты в единый консолидированный бюджет Российской Федерации, но и имеющий большое экономическое значение.

Список использованной литературы

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (РФ), 2010 (с использованием системы «Консультант плюс»)

2. Федеральный Закон №115-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон “О бюджетной классификации Российской Федерации”

3. Коды бюджетных классификаций на 2010 год (www.nalog.ru)

4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2010 г. № 150н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (ред. от 31.08.2010 г.)

5. Загородников С.В. Финансы и кредит: учеб. пособие / С.В. Загородников. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2010.

6. Кузьменко Т.Н. Финансы и кредит: учебник / М.Л. Дьякова, Т.М. Ковалева, Т.Н. Кузьменко и др.; под ред. Т.В. Ковалевой. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008.

7. Е.А. Мизиковский, ТС. Маслова. Бухгалтерский учёт в бюджетных учреждениях: учеб. пособие / Е.А. Мизиковский, ТС. Маслова. – М.: Магистр, 2009.

8. Пауль А. Г. К вопросу о понятии доходов бюджета // Финансовое право. - 2004. - 3.

9. Поляк Г.Б. Финансы бюджетных организаций под ред. Г.Б. Поляка – М.: Вузовский учебник, 2009.

Приложение 1. Состав бюджетной классификации

Приложение 2. Структура 20-тизначного кода классификации доходов бюджетов РФ

Государственный бюджет - документ для регулировки денежных потоков и информирования о планах органов власти на ближайшее время.

Бюджет напрямую влияет на показатели экономики страны, а для определения его состояния учитываются доходы и расходы.

Что входит в перечень доходов:

  • налоговая прибыль;
  • неналоговые платежи;
  • безвозмездное поступление денег в бюджет.
В РФ ведется учет прибыли, и в конце года подсчитывается ее сумма, что позволяет составлять более эффективные экономические планы и выявлять ошибки в предыдущем планировании.

Налоговые доходы

Налоговые доходы — это прибыль, полученная в результате перечисления государственных взносов физическими или юридическими лицами. Они делятся на подгруппы, а размер налогов для каждого плательщика определяется НК РФ:
  • Налоги на прибыль. НК РФ устанавливается 13% для простых граждан. Индивидуальные предприниматели платят налог в зависимости от выбранной системы налогообложения (упрощенная, ЕНВД и пр.).
  • Налоги на товары и услуги. В стоимость товаров и услуг заранее включается НДС.
  • Регистрационные и лицензионные сборы: госпошлина за регистрацию права собственности, получение лицензии для ведения деятельности, и т.д.
  • Налоги на совокупный доход, пользование природными ресурсами, внешнюю торговлю.
  • Налоги на имущество: земельные участки, автомобили, недвижимость.
Налоговые ставки на имущество устанавливаются в регионах индивидуально.

Неналоговые доходы

В классификатор доходов РФ входят и неналоговые поступления, делящиеся на несколько групп:
  • Доходы от государственного или муниципального имущества: сдача в аренду, реализация на торгах, и пр.
  • Прибыль, получаемая в результате деятельности муниципальных или государственных органов.
  • Доходы от продажи земельных участков и нематериальных активов.
  • Поступления в бюджет из негосударственных организаций капитальных трансфертов.
  • Штрафы и иные платежи, предусмотренные различными кодексами: КоАП РФ, УК РФ и пр.
  • Прибыль, полученная в качестве возмещения ущерба или от внешнеэкономической деятельности.
Характерный пример — получение прибыли от муниципального имущества, сдающегося в аренду. Арендаторами могут быть как физические лица, так и организации. Между сторонами заключается договор, а сумма за пользование недвижимостью или землей переводится сразу же, либо ежемесячно, ежеквартально или ежегодно — все зависит от условий соглашения.

Безвозмездные платежи

Документально безвозмездные доходы отражаются в следующих случаях:
  • Если было решено сделать дотацию или выдать субсидию из одного бюджета в другой: например, урезать общую сумму, заложенную на медицинское обеспечение, в пользу социального.
  • Субвенции из региональных или федеральных бюджетов.
Также к безвозмездным доходам относят пожертвования от иностранных государств, предпринимателей или международных организаций.

Классификация бюджетов РФ требуется для грамотного контроля доходов, расходов и источников финансирования. Это позволяет государству заранее запланировать все траты и определить, из какого сектора можно взять деньги, если не хватает средств для выполнения наиболее важных задач, требующих финансовых ресурсов.