Основные функции и задачи бухгалтерского учета. Учетная функция: опыт и перспективы Цели и принципы функции учета

Ежегодный рэнкинг ведущих российских компаний в области аутсорсинга учётных функций, опубликованный в начале июля агентством RAEX (Эксперт РА) , свидетельствует о выходе этого сектора рынка услуг из отрицательной зоны.

Так, суммарная выручка крупнейших аутсорсинг-провайдеров - участников нынешнего рэнкинга за 2016 год - увеличилась на 7% до 7,8 млрд руб. В отличие от показателей двух прошлых лет номинальное увеличение выручки смогло обогнать инфляцию, которая в 2016 году, согласно Росстату , достигла 5,4% (в 2015 году рост выручки участников рэнкинга исчислялся 6% при инфляции в 12,9%, а в 2014 году - 10% и 11,4% соответственно). И лишь каждый четвертый из восьмидесяти участников нынешнего списка завершил год снижением выручки.

«Стимулом дальнейшего роста аутсорсинга бизнес-процессов может стать развитие цифровой экономики , объявленное в качестве приоритета на самом высоком уровне, а также поступательное ужесточение администрирования в налоговой и учетной сферах», - считает аналитик агентства RAEX (Эксперт РА) Вартан Ханферян .

Восстановление доходов от аутсорсинга учетных функций (бухгалтерия, расчет зарплат и кадровый учет) могло бы происходить и более стремительно, но, поскольку основным его клиентом до сих пор выступают работающие в России иностранные компании, западные санкции оказали ощутимое воздействие на динамику развития этого рынка. Другим препятствием, до сих пор мешающим ускоренному росту аутсорсинга учета, выступает неготовность российского бизнеса доверять столь деликатную сферу внешнему исполнителю.

Еще одна препона развитию учетного аутсорсинга - доминирующее у потенциальных клиентов мнение о его дороговизне. Против сложившегося представления о дороговизне передачи на подряд учетных функций работает и гибкая политика ценообразования провайдеров.

«Снижению стоимости услуг подрядных бухгалтеров может поспособствовать и реформа, реализуемая государством на рынке аудита. Она призвана уменьшить объем аудиторских проверок, что должно повлечь за собой сокращение и числа аудиторских компаний. При таком сценарии конкуренция на рынке бухгалтерских услуг ужесточится - переток сюда аудиторов с большим опытом работы в налоговом и финансовом консалтинге вполне логичен и предсказуем», - отметили в RAEX.

Несмотря на тормозящие развитие рынка факторы, число российских заказчиков аутсорсинга учета из года в год растет. Об этом говорят почти все опрошенные агентством компании - участницы рэнкинга.

Наиболее заметный вклад в динамику рынка аутсорсинг-провайдеров в нынешнем рэнкинге внес рост доходов его участников от предоставления услуг бухгалтерского и налогового учета. За 2016 год выручка здесь увеличилась на 7%, составив 4 млрд руб. (в 2015 - на 8%). Спрос на эти услуги связан с ужесточением администрирования в бухгалтерской и налоговой сферах.

Более стремительными темпами в 2016 году росла суммарная выручка участников рэнкинга от услуг аутсорсинга заработной платы и аутсорсинга кадрового учета и делопроизводства. По этим двум секторам она достигла в прошлом году почти 1,875 млрд руб., а ее прирост - 22%. При этом выручка от расчета зарплат составила 1,373 млрд руб. (прирост - 17%), а доходы от кадровых учета и делопроизводства - 501,2 млн руб. (прирост - 41%). Спрос на кадровый учет и делопроизводство по-прежнему обусловлен усиленным вниманием государственных инспекций к кадровому администрированию и его совершенствованию.

В отрицательной зоне оказались доходы участников рэнкинга от услуг аутсорсинга подготовки отчетности по РСБУ и МСФО: суммарно за 2016 год они сократились на 17% - до 714,7 млн руб. При этом объем выручки от подготовки отчетности по МСФО составил 493,1 млн руб. (минус 5% за год), а объем подготовки отчетности по РСБУ - 221,6 млн руб. (минус 31%).

«Причиной падения спроса на отчетность по МСФО является существенное ограничение доступа российских компаний на рынки иностранного капитала», - полагает Артем Заверталюк, партнер компании ADE Professional Solutions .

Что касается резко отрицательной динамики объема услуг по подготовке бухгалтерской отчетности по национальным правилам, то здесь сработало стремление сэкономить в кризис - документацию по РСБУ клиент может заказывать не отдельно, а при комплексном ведении бухгалтерского и налогового учета. В условиях обострения конкуренции аутсорсинг-провайдер может составлять отчетность клиента и в качестве бонуса при общем обслуживании.

Однако падение доходов от подготовки отчетности по РСБУ аутсорсеры считают временным, связывая перспективы роста этих услуг с бурным развитием ИТ-сервисов и дальнейшей реализацией требований государства к налогоплательщикам-юрлицам о переходе к электронному документообороту при общении с налоговыми органами, а также о подготовке новой ежеквартальной отчетности 6-НДФЛ и ежемесячной отчетности в ПФР .

Таблица.Топ-20 рэнкинга крупнейших групп и компаний в области аутсорсинга учетных функций по итогам 2016 года

Место по итогам 2016 года Группа компаний / компания Местоположение центрального офиса Выручка от услуг аутсорсинга учетных функций за 2016 год (тыс. руб.) Темы роста за год (%) Численность специалистов за 2016 год Число компаний в группе
1 Интеркомп Москва 1 096 897 4,7 601 5
2 БДО Юникон Москва 1 024 741 -8,8 404 2
3 TMF Group Москва 549 289 н.д. 186 3
4 Schneider Group Москва 530 085 -19,8 234 3
5 UCMS Group Москва 461 011 н.д. 156 3
6 Информаудитсервис Москва 385 522 -12,6 162 4
7 1C-WiseAdvice Москва 381 076 76,7 243 5
8 Созидание и Развитие Москва 304 433 153,2 52 2
9 Accountor Russia Санкт-Петербург 296 943 4,5 134 3
10 Acsour Санкт-Петербург 223 567 12,7 97 4
11 ФБК Москва 222 341 -0,5 98 2
12 Unistaff Payroll Company Москва 192 360 15,2 136 2
13 Нексиа Си Ай Эс Москва 173 465 н.д. 30 8
14 Мазар Москва 168 672 -5,7 69 2
15 АБУ бухгалтерские услуги Москва 140 690 41,2 30 1
16 Bellerage Москва 122 237 17,9 35 2
17 BLS (Бизнеслэнд) Москва 106 274 14,7 83 6
18 Алинга Консалтинг Москва 90 592 10,9 26 2
19 Бридж Групп Москва 84 351 11,6 53 4
20 Альтхаус Консалтинг Москва 78 242 21,5 22 2

Современные подходы к ведению бизнеса требуют от компаний внедрения технологий непрерывных улучшений в области управления финансовой функцией, связанных как со снижением операционных издержек за счет консолидации сервисных услуг, так и с трансформацией существующих процессов учета. Кроме того, постоянно усиливающаяся конкуренция требует от руководства компаний создания эффективных механизмов принятия управленческих решений за счет организации единых систем отчетности для предприятия.

Передовой международный опыт решения этих задач связан с трансформацией финансовой функции, призванной повысить ее добавочную стоимость для бизнеса. Один из основных трендов — оптимизация за счет постепенного перехода к единой унифицированной модели организации бизнес-процессов внутри компании. Эта тенденция опирается на набор ключевых направлений, успешное продвижение по которым позволяет компаниям выйти на новый уровень управления финансовыми процессами. Речь идет об унификации требований финансовой и управленческой отчетности и плана счетов, стандартизации ключевых бизнес-процессов, организации системы контроля корректности и полноты учета хозяйственных операций, а также обеспечении единой технологической платформы учета.

Однако преобразование финансовой функции в активного стратегического помощника и сервис-ориентированную структуру, сфокусированную на предоставлении дополнительных экономически рентабельных услуг, осложнено противоречиями, существующими между запросами и приоритетами бизнеса в трех сферах.

Первая из них — контроль и обеспечение достоверности информации для принятия управленческих решений. Дело в том, что требования финансовой функции к внутренним и внешним источникам информации растут в геометрической прогрессии, при этом связанные технологические решения и платформы остаются недоработанными, процессы — нестандартными, а «ручное управление» и корректирующие мероприятия существенно снижают операционную эффективность управления. Соответственно, организациям необходимо создавать технологическую платформу и заниматься организацией процессов сбора и анализа актуальной управленческой и финансовой информации, что обеспечивает единый подход к принятию управленческих решений, а значит, создает преимущества для бизнеса.

Вторая сфера противоречий — контроль соблюдения нормативно-законодательных требований: предприятия должны быть готовы к введению новых нормативных требований, сохраняя при этом неизменную операционную эффективность системы внутреннего контроля. В рамках своего развития финансовая функция неизбежно стремится преобразовывать бизнес в соответствии с требованиями и изменениями в учете (как РСБУ, так и МСФО), что может оказать существенное влияние на бизнес-процессы и системы.

Наконец, третья область, требующая особого внимания, — это сфера эффективности. Любые заметные изменения модели организации и управления бизнесом, слияния, организационные преобразования и фрагментация системных архитектур затрудняют ведение бухгалтерского и управленческого учета. Это неизбежно приводит к увеличению расходов, связанных с обслуживанием технологических платформ, снижению операционной эффективности исполнителей, несоответствиям в отчетности, а также к восприятию финансовой функции как несостоятельной единицы, не способной оперативно реагировать на нужды бизнеса.

Таким образом, учетная функция, представленная в группе компанией «Газпромнефть Бизнес-сервис», в рамках своей миссии поддержки операционной модели бизнеса и удовлетворения его потребностей должна решить несколько важнейших задач:

  • обеспечить предоставление последовательной, точной, своевременной и актуальной управленческой информации для принятия бизнес-решений в рамках организации в целом;
  • организовать процесс идентификации и управления рисками;
  • упростить и стандартизировать процессы, а также обеспечить их техническую поддержку, которая позволит снизить операционные расходы и повысить эффективность.

Источник истины

Компании, которым удалось добиться настоящего партнерского сотрудничества внутри собственной структуры, получают значительное конкурентное преимущество — это аксиома. Исходя из этого, для создания передовой финансовой функции, нацеленной на поддержку бизнеса в части принятия управленческих решений, необходимо не только обеспечивать эффективность, контроль и соблюдение требований законодательства, но и формировать правильное понимание бизнес-процессов. Этому мешает целый ряд проблем, например наличие нескольких «источников истины», которые служат основой для принятия управленческих решений. Причина — недостаточная интеграция между транзакционными системами, системами планирования, консолидации и управленческой отчетности. Нередко отсутствует единый источник мониторинга и анализа возможностей развития бизнеса, позволяющий правильно оценить качество исполнения стратегии компании. Но, пожалуй, одна из основных проблем заключается в отсутствии единой для всех подразделений системы отчетности.

Не имея четкой стратегии и модели корпоративного управления в период внедрения систем управленческой отчетности, многие компании довольствовались тактическим подходом к автоматизации процессов сбора, обработки и анализа деловой информации, позволив своим подразделениям разрабатывать собственные точечные решения. Такой подход неизбежно приводил к появлению избыточного количества источников данных. В подобных условиях очень сложно правильно определить фокус приложения усилий на видах деятельности, которые приносят больше выгод, обеспечить наиболее эффективное распределение ресурсов, даже создать четкую систему повышения служебной квалификации, карьерного роста и подотчетности.

При этом очевидно, что дублирование и избыточное количество технологических решений и информационных систем приводит к чрезмерным затратам. Устранение ошибок и сверка информации также требуют выделения значительных ресурсов, сложно назвать эффективным и выполнение в ручном режиме трудоемких процессов разработки локальных отчетов.

Очевидно, что необходимо создание системы единой корпоративной отчетности, призванной обеспечить «единый источник истины» на всех уровнях организационной структуры, от отдела до предприятия в целом. Наличие такой системы позволит организации:

  • определить, какие специалисты, бизнес-процессы и данные требуются компании, и привести эти потребности в соответствие с процессами принятия решений, которые необходимы для достижения общих стратегических и тактических целей;
  • обеспечить тесную взаимосвязь между бизнесом и IT-функцией в части процессов сбора, обработки и анализа деловой информации, а также в части определения приоритетов и реализации инвестиций в IT;
  • наладить взаимодействие и координацию деятельности подразделений компании по анализу управленческой и финансовой информации, а также создать предпосылки для организации процессов управления знаниями;
  • повысить качество информации, которая используется для принятия решений на всех уровнях организационной структуры;
  • повысить эффективность компании в части обработки данных, распространения информации на всех уровнях предприятия, а также улучшить результаты в перспективе за счет непрерывного сбора и анализа информации о последствиях принятых решений.

За счет использования единого массива данных при подготовке управленческой отчетности и консолидированной отчетности по МСФО (в рамках внедрении единой системы корпоративной отчетности) возможно повышение качества информации, необходимой для принятия бизнес-решений. При этом надежность информации, анализируемой бизнесом в рамках операционной деятельности, также подтверждается результатами аудиторских процедур, которые проводятся внешним аудитором.

Созданием «единого источника истины», основанного на единой методологии сбора, подготовки и анализа финансовой и управленческой отчетности, сегодня занимаются сразу несколько крупнейших международных нефтяных компаний. Например, в Shell уже разработали единый план счетов и внедрили единую систему консолидации, заменив консолидационные системы блоков. В BP разработан и внедрен во всех ключевых подразделениях глобальный шаблон финансовых процессов для операционного учета. Процессы организации «единого источника истины» еще не завершены, однако в BP и Shell уже заявили о получении ключевых выгод и преимуществ, в частности, о повышении качества данных и ускорении сроков подготовки отчетности, а также о снижении затрат на поддержку информационных систем.

Взгляд вперед

Опираясь на существующие тенденции, можно предположить, что в течение нескольких следующих лет процессы управления финансовыми функциями и подготовки финансовой отчетности в России претерпят большие изменения. Чтобы добиться успеха, компании уже сегодня должны постепенно проводить изменения, необходимые для решения вопросов, возникающих в рамках постоянного сближения РСБУ и МСФО. Кроме того, в рамках оптимизации функции финансового контроля необходимо заниматься созданием интегрированной автоматизированной среды внутреннего контроля, которая также предполагает оценку эффективности контрольных процедур и соблюдения требований законодательства.

Решение этих задач требует переосмысления роли финансовой функции и проведения дополнительных организационных изменений, которые позволят повысить прозрачность и подотчетность процессов, сформировать культуру осведомленности о механизмах контроля, улучшить процедуры управления рисками и технологиями для должного соответствия требованиям законодательства.

Очевидно, что в новых условиях функции управления соблюдением требований законодательства и финансового контроля должны быть централизованы в дирекции учета и финансового контроля, а не рассредоточены по дочерним обществам. При этом важен и вопрос интеграции различных требований системы внутреннего контроля и управления рисками с учетом требования сохранения гибкости в реагировании на нормативно-правовые изменения в будущем.

В «Газпром нефти» уже реализуются проекты оптимизации функции системы внутреннего контроля (СВК и GRC Access Control), которые позволят компании подойти подготовленными к новым внешним вызовам. А решению внутренних задач сокращения издержек и повышения эффективности должна способствовать оптимизация технологической платформы операционного учета и стандартизация процессов. Необходимый эффект достигается за счет использования ресурсов, которые в рамках стандартной модели управления были необходимы для понимания и анализа бизнес-процессов.

Пока перечень проблем, серьезно влияющих на эффективность и характерных для современного финансового и организационного состояния бухгалтерского учета, в отечественном бизнесе достаточно велик. Это и недостаточная стандартизация бизнес-процессов, и несоответствия в установлении и использовании плана счетов. При этом существующие организационные системы нередко противоречат текущим и будущим потребностям финансовой отчетности, а стандартные пути получения корректной отчетности по направлениям бизнеса вообще отсутствуют. Если добавить к этому сложности в организации учета по различным стандартам отчетности и большие временные затраты на закрытие финансового периода и вспомогательные процессы, становится понятно, что масштаб изменений должен быть внушительным.

Речь идет о преобразовании модели операционной деятельности за счет объединения в унифицированную схему всех процессов компании, начиная с управления проектами и заканчивая подготовкой финансовой отчетности. Это не только позволяет существенно экономить ресурсы — после завершения процессов унификации организация будет иметь в своем распоряжении надежную и единую финансовую функцию с изначально заложенной возможностью расширения под растущие запросы развивающегося бизнеса.

Состояние финансовой функции в «Газпром нефти» проанализировали еще в 2010 году, и на основе результатов анализа был разработан стратегический план развития, предполагающий постепенный переход к целевой операционной модели. На основании этого долгосрочного плана организационная структура компании продолжает интенсивно развиваться. Корпоративный центр постепенно отказывается от традиционной функции счетовода, переходя к ключевой роли самостоятельного бизнес-партнера, который определяет стратегию бизнеса каждого дочернего общества. В компании созданы единые центры поддержки финансовых процессов в части управления проектной деятельностью и организации бухгалтерского учета — это изменение схемы работы направлено на повышение операционной эффективности. Постепенный переход к унифицированным бизнес-процессам ведется с помощью использования единых шаблонных технологических платформ (шаблон 1С и «САПФИР»).

Таким образом, процесс трансформации финансовой функции в компании, запущенный пять лет назад, активно идет. Его конечная цель — последовательный переход к роли бизнес-партнера для дочерних обществ. И как показывает мировой опыт в сфере управления — это единственный путь к успеху.

Цена - одна из основных экономических категорий, означающая количество денег, за которое продавец готов продать единицу своего товара. Об учетной цене расскажем в нашей консультации.

Учетная функция цены

Исходя из своего содержания, учетная цена - это стоимость, по которой объект имущества отражается в бухгалтерском учете продавца или покупателя. Учетная функция цены отражает способность цены показывать стоимость имущества в бухгалтерском учете. При этом необходимо принимать во внимание, что далеко не всегда учетная цена и фактическая стоимость имущества равны. Зачастую, учетная цена - лишь составная часть стоимости имущества.

Так, к примеру, стоимость материалов, указанная в отгрузочных документах поставщика, это их учетная цена для покупателя на момент приобретения и стоимость, по которой имущество будет покупателем оприходовано. Но в соответствии с п. 5 ПБУ 5/01 МПЗ принимаются к бухучету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость определяется как сумма фактических затрат организации на приобретение таких МПЗ (п. 6 ПБУ 5/01). И в этих фактических затратах сумма, уплачиваемая в соответствии с договором поставщику, — только часть таких затрат.

Аналогично, учетная цена основных средств, т. е. цена, по которой объект основных средств отражен в учете по документам продавца, — только часть фактической стоимости такого объекта, приобретаемого за плату (п.п. 7,8 ПБУ 6/01). Как и применительно к МПЗ, иными затратами, формирующими учетную стоимость объекта основных средств будут являться:

  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением имущества;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением имущества;
  • вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, и т.д.

Учетная цена при приобретении материалов

Организация, приобретая материалы, может отражать их стоимость на счет 10 «Материалы» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н) по учетным ценам.

Для этого все фактические затраты на приобретение материалов организация первоначально учитывает по Дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» с Кредита счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.д.

А на учетную стоимость материалов делается бухгалтерская запись:

Дебет счета 10 - Кредит счета 15

Возникающие отклонения фактической себестоимости от учетной цены приобретаемых материалов относятся на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»:

Дебет счета 16 - Кредит счета 15

Списание отклонений фактической себестоимости от учетной цены производится ежемесячно исходя из стоимости израсходованных (в т.ч. проданных) материалов по учетным ценам аналогично .

Аналогично, учетная цена может применяться к товарам организации на счете 41 « Товары». Что отражает учетная цена товара в таком случае? Учетная цена на счете 41 может отражать плановую (предполагаемую) себестоимость, внутренние цены, продажную стоимость и т.д.

Учетная цена при выпуске продукции

Выпуская готовую продукцию, организация может организовать ее учет по нормативной (плановой) себестоимости.

В этом случае выпуск продукции по фактической производственной себестоимости будет отражаться:

Дебет счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» - Кредит счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.

Нормативная (плановая) себестоимость готовой продукции будет учтена бухгалтерской записью:

Дебет счета 43 «Готовая продукция» — Кредит счета 40

В конце месяца, сопоставляя дебетовый и кредитовый оборот, разницу счета 40 относят на счет 90 «Продажи» и счет 40 обнуляют.

Однако даже ведя учет выпуска готовой продукции на счете 43 по фактической себестоимости, организация может в аналитическом учете движение продукции отражать по учетным ценам. В качестве учетной цены принимается цена поставщиков на аналогичную продукцию, отпускная цена, плановая себестоимость и т.д. Применяя учетные цены на выпускаемую продукцию, организация списывает суммы отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по учетным ценам, которые относятся к отгруженной продукции, с Кредита счета 43 в Дебет счетов 90 «Продажи», 45 «Товары отгруженные» и др.

Применительно к земельным отношениям можно выделить такие составляющие ее разновидности:

Экологическая учетная функция выражается в осуществлении мониторинга земель, который согласно п. 2 Положения об осуществлении государственного мониторинга земель представляет собой систему сведений о состоянии земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. При этом мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей среды.

Экономическая учетная функция выражается в ведении государственного земельного кадастра, представляющего собой систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и ценности земель.

Учетная функция является базовой для остальных функций государственно-правового регулирования земельных отношений, поскольку от точности знаний о наличии и состоянии земельного фонда зависит эффективность планирования, распределения и перераспределения земель, контроля и охраны, их правильного использования. В силу этого учет должен быть объективным, а последнее достигается соблюдением следующих правил:

Всеобщностью учета, согласно которой, например, земельно-кадастровому учету подлежат все земли, независимо от их категорий (п. 3Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра); объектом мониторинга являются все земли, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования (п. 3 Положения о мониторинге земель);

Системностью учета, предполагающей целостность множественных подходов в учете земель. Например, мониторинг земель как система учета включает в себя подсистемы, соответствующие категориям земель (мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, мониторинг земель поселений и т.п.); в зависимости от сроков проведения выделяется базовый, периодический и оперативный; в процессе ведения государственного земельного кадастра выявляется совокупность сведений о правовом режиме, целевом назначении, количестве, качественном состоянии и оценке земель (п. 12 Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра);



Эффективностью учета, предполагающей, например, при ведении государственного земельного кадастра применить, современные технические средства, компьютерные системы и методы получения, обработки, хранения и предоставления земельно-кадастровой документации (п. 5 Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра);

Достоверностью учета, при нарушении которой возможны значительные просчеты в государственном регулировании земельных отношений, а поэтому ответственность за достоверность сведений земельно-кадастровой документации несут руководители органов, на которые возложено ведение государственного земельного кадастра (п. 12 указанного Положения);

Непрерывностью учета, обусловленной естественной изменчивостью состояния земли в зависимости от естественных и антропогенных факторов, что требует постоянного обновления информации об этом объекте. Поэтому содержание мониторинга земель составляют систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и их оценка. В земельно-кадастровом учете выделяется такая функция, как текущий учет земель, осуществляемый в целях уточнения и обновления первичных кадастровых данных, в ходе которого выявляются и регистрируются изменения, происходящие в составе земель, их качественном состоянии и использовании (п. 10 Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра);

Единством методики учета на всей территории РФ. По мониторингу земель составляется федеральная программа мониторинга земель на соответствующий период, ежегодно (не позднее 1 сентября) уточняемая с учетом поступающих предложений. Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации методике в тесной взаимосвязи и с соблюдением принципов совместимости с территориальным, лесным, водным кадастрами и кадастрами других видов природных ресурсов (п. 3 Положения о порядке ведения земельного кадастра);

Гарантированностъю обеспечения учета. Так, техническое обеспечение мониторинга земель осуществляется автоматизированной системой, имеющей пункты сбора, обработки и хранения информации в местных органах Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Финансирование программ по мониторингу земель осуществляется из средств бюджета. Государственный земельный кадастр ведется за счет республиканского бюджета, что составляет финансовые и материальные предпосылки гарантированности обеспечения учета земель и их состояния;

Возможностью и гарантированностъю внедрения полученных данных учета в практику использования земель, поскольку без наличия этого правового механизма бесполезной оказывается и вся учетная функция. Данные государственного земельного кадастра, согласно п. 6 Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра, подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, их изъятии, оценке хозяйственной деятельности землепользователей и т.п.

3. Плановая функция (функция планирования)

Начиная с 1974 г. государственные планы по рациональному использованию всех природных ресурсов и по охране природы стали составной частью годовых, пятилетних и перспективных планов развития всего народного хозяйства.

В настоящее время планирование использования земель и их охраны (как и других природных ресурсов) предусмотрено в отраслевом законодательстве.

Функция планирования использования и охраны земель вытекает из потребности рационального и эффективного использования и охраны земельных ресурсов.

Объектом планирования использования земель и их охраны является деятельность людей (коллективов, предприятий, учреждений, организаций, отраслей, регионов и т.д.).

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы отраслевого использования земель решаются только с согласия органов местного самоуправления (местной администрации). Им же предоставлено право непосредственно осуществлять планирование использования земель, находящихся в их ведении, совместно с местными органами по земельным ресурсам.

Функция планирования использования земель и их охраны находится в непосредственной связи с кадастром земель, поскольку вести планирование использования и охраны земель возможно лишь при наличии данных земельного кадастра.

Хозяйственное и иное использование и освоение земель производится на основе решений федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Планирование осуществляется в целях определения долгосрочной перспективы развития территории на основе социально-экономических программ и утвержденной в установленном порядке землеустроительной, градостроительной, природоохранной и иной документации.

Учетная функция, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е. являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции.

Учетно-измерительная функция вытекает из сущности цены как денежного выражения рыночной стоимости.

Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. То, что цена фиксирует и выявляет не только величину совокупных издержек производства и обращения, но и размер прибыли, вытекает из механизма ценообразования, определяющего отклонение рыночной цены от затрат.

Благодаря цене деньги обретают количественную определенность как платежное средство в акте купли-продажи. Кроме того, цена позволяет соизмерить ценность различных товаров, продукции, услуг - сравнивая цену, мы определяем более дешевый или дорогой товар.

В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

Однако в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем товара при выходе последнего на рынок.

Дело в том, что рыночная цена может под воздействием множества факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки.

Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара.

В условиях же монополизированной экономики, деформированного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует цены, сдержать рост которых может только административное регулирование.

Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурентов и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качества товара стремится обогнать конкурентов.

То есть эта функция проявляется в том, что цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые можно разделить на количественные и качественные.

Количественные показатели -- ВВП, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.

Качественные показатели -- рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.

Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостный учет самых различных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Например, объем произведенной или реализованной товарной продукции фирмы равен сумме цен на ее изделия или услуги. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные по своим потребительским свойствам товары и услуги исходя из затрат труда.

В этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

Каждое предприятие на основе цены определяет количественные и качественные показатели своей работы: объем производства, товарооборота, доходов, прибыли, размер и уровень затрат, производительность труда, фондоотдачу, рентабельность и т.д. В результате производитель (продавец) получает возможность соизмерять затраты и результаты, сравнивать свои показатели с показателем конкурентов, определять эффективность использования ресурсов.

Главная задача учета - на основе полученных данных произвести анализ, принять решение, спланировать свою деятельность на перспективу.