Земельное право. Правовой режим отдельных категорий земель Землякак объект земельных отношений


План 1. Понятие источников земельного права, их классификация. классификация. 2. Конституционные основы земельного права. 3. Источники права, издаваемые федеральными органами власти. власти. 4. Источники права, издаваемые органами государственной власти субъектов РФ. государственной власти субъектов РФ. 5. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права. самоуправления как источники земельного права. 6. Роль международных актов в регулировании земельных отношений. отношений.


1. Понятие источников земельного права Под источниками права в материальном смысле понимаются общественно-экономические условия, которые детерминируют процесс правообразования при помощи и посредством государственной деятельности и которые составляют социальную основу права.


Термином «источники права» в формальном, или юридическом, смысле, обозначается специфика способов правотворчества, результатом которого являются нормативные правовые акты государства, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, служащие формой внешнего выражения норм права.


В земельном праве доминирует взгляд, согласно которому юридические нормативные акты являются лишь результатом деятельности государства и муниципальных образований, без которых не может возникнуть ни один нормативный правовой акт. Источником права является лишь такой нормативный правовой акт государства и муниципального образования, который содержит всеобще абстрактные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение, и представляет собой средство установления новых, изменения или отмены ранее принятых норм земельного права.


Классификация источников земельного права. Традиционным является деление нормативных правовых актов на отдельные виды в зависимости от их юридической силы, которое может быть дополнено классификацией нормативных правовых актов по содержанию акта, процедуре его принятия, органу, принимающему акт. Нормы земельного права могут быть закреплены в Конституции РФ, конституциях республик-субъектов Федерации, уставах остальных субъектов Федерации, федеральных конституционных законах.


Источниками земельного права являются лишь такие указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные подзаконные нормативные правовые акты, которые регулируют земельные отношения и содержат нормы земельного права. Особую группу источников земельного права составляют нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по вопросам распоряжения земельными участками


2. Конституционные основы земельного права. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ч.1 ст.15). Это конституционное положение гарантирует земельные права и свободы граждан от возможного нарушения и ограничения нормами текущего законодательства, ведомственными инструкциями, иными подзаконными нормативными правовыми актами. К положениям Конституции РФ, непосредственно действующим в области земельных отношений, относятся: статьи главы 1, формулирующие основы конституционного строя, которым не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ (ч.2 ст.16); ч.1 ст.1; ст.2; ст.ст.17-18, определяющие российское государство в качестве демократического федеративного правового государства, обязанного признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, включая его земельные права и свободы.


Конституционную основу земельного права составляют те положения Конституции, в которых провозглашается социальная направленность внутренней политики государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека: ч.1 и ч.2 ст.7; ст.8;, ст.ст.34-36, п.«е» ст.71 и п.«ж» ст.72, ч.1 и ч.2 ст.46; ст.ст.6, 17, ч.1 и ч.2 ст.19, ст.55, ст.57, ст.64. Конституционную основу земельного права составляют те положения Конституции, в которых провозглашается социальная направленность внутренней политики государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека: ч.1 и ч.2 ст.7; ст.8; ч.1 ст.9, ст.ст.34-36, п.«е» ст.71 и п.«ж» ст.72, ч.1 и ч.2 ст.46; ст.ст.6, 17, ч.1 и ч.2 ст.19, ст.55, ст.57, ст.64.


Одним из основных принципов земельного законодательства выступает представление о земле как: о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы; о природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве; основы осуществления хозяйственной и иной деятельности; о недвижимом имуществе; об объекте права собственности и иных прав на землю.


3. Источники права, издаваемые федеральными органами власти Основным и единственным в послереволюционной России кодифицированным нормативным актом земельного законодательства, действующим в настоящее время на территории Федерации, является Земельный кодекс РФ, принятый 28 сентября 2001 г. и введенный в действие 30 октября 2001 г. Он выделяет земельное законодательство в качестве самостоятельной отрасли наряду с административным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей природной среды.


Земельное законодательство включает в себя ряд крупных законов, развивающих и дополняющих наиболее общие, исходные и принципиальные положения Кодекса, а именно: Федеральный закон от 24 июня 2002 г ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; Федеральный закон от 29 ноября 2004 г. 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. М 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; Федеральный закон от 22 августа 2004 г. 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;


Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований»; Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78- ФЗ «О землеустройстве»; Федеральный закон от 2 января 2000 г. 28- ФЗ «О государственном земельном кадастре»; Федеральный закон от 16 июля 1998 г ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. 4- ФЗ «О мелиорации земель»;


Закон РСФСР от 11 октября 1991 г «О плате за землю» (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2004 г.); Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; Федеральный закон от 17 июня 2001 г. 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»; Федеральный закон от 7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»; Федеральный закон от 26 июня 2002 г. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; Закон РФ от 21 февраля 1992 г «О недрах»; Федеральный закон от 14 марта 1995 г. ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; Федеральный закон от 10 января 2002 г. 1-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об охране окружающей среды»; Лесной, Водный и Градостроительный кодексы.


4. Источники права, издаваемые органами государственной власти субъектов РФ. Многочисленные источники земельного права законодательных органов субъектов РФ, выражающют общую тенденцию значительного расширения прав республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов субъектов РФ. По характеру содержащихся в законах субъектов РФ нормативных предписаний можно выделить две группы источников земельного права, действующих на территории отдельных субъектов РФ


К первой группе относятся законы субъектов РФ, устанавливающие общие нормы земельного законодательства, рассчитанные на всестороннее регулирование земельных отношений, действующие в сочетании с дополнительными и развивающими положениями других нормативных правовых актов земельного законодательства, например: Закон Московской области от 26 апреля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области от 15 мая 2001 г. «Об областной целевой программе «Развитие земельной реформы в Московской области на годы».


Ко второй группе относятся законы субъектов РФ, содержащие специальные нормы земельного законодательства, рассчитанные на регулирование лишь определенного вида земельных отношений с учетом объективно сложившегося распределения норм земельного права по соответствующим правовым институтам, например: Закон Московской области от 1 июня 1995 г.« О плате за землю»; Закон Брянской области от 11 декабря 1997 г. «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия Брянской области»; Закон Московской области от 29 марта 1996 г. «Правила застройки городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, других поселений и рекреационных комплексов Московской области»…


5. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права. Наименование и виды правовых актов, полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются Законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы земельного права, могут быть классифицированы по содержанию правовых предписаний на четыре категории.


К первой категории источников земельного права относятся нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие проведение аукционов и конкурсов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Ко второй категории относятся нормативные правовые акты органов местного самоуправления, устанавливающие нормы земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в муниципальной собственности земель, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. К третьей категории относятся нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, наделенных правом устанавливать местные налоги и сборы. К ним относятся и плата за землю, формами которой являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. К четвертой категории относятся нормативные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.


6. Роль международных актов в регулировании земельных отношений. Основополагающие принципы соотношения норм российского и международного частного права закреплены в отсылочной норме, содержащейся в п. 4 ст. 15 Конституции РФ, установившей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. «…Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законе, то применяются правила международного договора».


Условия применения п. 4 ст. 15 Конституции РФ к ЗК РФ Надлежит опираться на Федеральный закон от 16 июля 1995 г. 110-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», который регулирует способы и процедуры выражения согласия Российской Федерации с нормами международных договоров, и п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» а именно: Приоритетное применение норм международного договора РФ в случае коллизии с нормами Закона РФ возможно в случае: А) Ратификации международного договора в установленном порядке, Б) Закреплении им иных правил, чем те, которые установлены Земельным Кодексом РФ, В) Иные правила подлежат применению лишь в том случае, если решение о согласии на их обязательность было принято в форме федерального закона РФ. В) Иные правила подлежат применению лишь в том случае, если решение о согласии на их обязательность было принято в форме федерального закона РФ.

предмет земельного права – это
совокупность имущественных и
неимущественных общественных
отношений, возникающих в сфере
использования, управления, охраны
земель, урегулированные нормами
земельного права.

2.Источники земельного права

международные договоры, ратифицированные Россией,
общепризнанные принципы и нормы международного права;
федеральные законы (Земельный Кодекс, Лесной Кодекс,
Водный Кодекс, иные законы);
нормативно-правовые нормы органов исполнительной власти;
законодательство субъектов РФ
НПА органов местного самоуправления:
правила землепользования и застройки городского
округа/городского поселения;
обычай – это сложившийся в течение длительного времени и
широко применяемое правило поведения, не закреплённое в
нормах законодательства.

3.Конституционные основы земельного права.

Конституционные основы земельного
права – это положения, содержащиеся
в Конституции, закрепляющие основы
регулирования земельных отношений.
Выделяют 3 группы таких норм:

1

Положения, которые определяют
правовой режим земельных участков
(ст. 9 Конституции; ст. 36 Конституции
РФ, в соответствии с которой
земельные участки могут находиться в
различных формах собственности);

2

Нормы, определяющие предметы ведения
РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ: к
совместному ведению отнесены вопросы
разграничения государственной
собственности на землю; управление,
распоряжение федеральной собственности
на землю осуществляет Правительство РФ;
в совместном ведении находятся вопросы
владения, пользования и распоряжения
земель);

3

Конституционные положения,
устанавливающие права граждан на землю
(ст. 36 ч. 1 – граждане и их объединения
могут иметь в частной собственности
земельные участки; ст. 35 – каждый может
владеть, пользоваться и распоряжаться
имуществом собственником которого он
является; никто не может быть лишен
имущества, кроме как по решению суда;
принудительное изъятие имущества
допускается только при равноценном
возмещении).

Самостоятельное изучение

Вопрос 4. Система земельного права.
Вопрос 5. Принципы земельного права.
Вопрос 6. Земельные правовые
отношения.

7.Земля и земельный участок как объект земельных отношений.

Вся земля в пределах государственной
границы РФ – это земельный фонд России. На
сегодняшний день земельный фонд России
составляет 1708,9 млн. га (без
территориального моря и внутренних вод).
Земельный фонд (в зависимости от
хозяйственных и экономических
характеристик) по целевому назначению
делится на 7 категорий земель.

Категории земель

1. Земли сельскохозяйственного назначения – земли,
находящиеся за границами населенных пунктов и
предоставленные или предназначенные для нужд сельского
хозяйства;
В составе земель сельскохозяйственного назначения
выделяется фонд перераспределения, в который включаются
выморочные земельные участки, земельные участки, изъятые
из государственных или муниципальных нужд, либо
земельные участки, от которых добровольно отказались.

Категории земель

2. Земли населённых пунктов – это земли,
используемые и предназначенные для
застройки населённых пунктов;
Земли населенных пунктов всегда
отделяются границами от других земель.

Категории земель

3. Земли специального назначения – это
земли, которые расположены за границами
населенных пунктов и используются или
предназначены для использования в
соответствующих специальных целях, и
права на которые возникли по основаниям,
предусмотренным земельным
законодательством;

Категории земель

4. Земли особо охраняемых
территорий – это земли, которые
имеют особое природоохранное,
научное, историко-культурное,
рекреационное, эстетическое,
оздоровительное и иное ценное
назначение, которые изъяты из
хозяйственного использования и для
которых установлен особый правовой
режим;

Категории земель

5. Земли лесного фонда – состоят из
лесных земель (это покрытые лесной
растительностью, либо
предназначенные для её
восстановления) и нелесных земель
(предназначены для лесного
хозяйства);

Категории земель

6. Земли водного фонда – это земли,
покрытые поверхностными водами и
занятые гидротехническими либо
иными сооружениями,
расположенными на водных объектах;

Категории земель

7. Земли запаса – это земли,
находящиеся в государственной или
муниципальной собственности, не
предоставленные физическим и
юридическим лицам (исключение
составляют земли

Перевод земель или земельных участков

Перевод земель или
земельных участков
– это процедура изменения категории земель
или земельных участков, урегулированная
специальными нормативно-правовыми
актами (ФЗ от 21.12.2004 г. “О переводе

категории в другую”, Земельный кодекс, иные
федеральные законы и законы субъектов
РФ). В основном переводятся земли сельхоз
назначения и земли запаса.

Решение о переводе земель или земельных участков принимают следующие органы:

Правительство РФ – в отношении федеральных
земель;
Органы исполнительной власти субъектов РФ – в
отношении региональных земель (земель
субъектов РФ) и земель сельскохозяйственного
назначения, находящихся в частной или
муниципальной собственности;
Органы местного самоуправления – в отношении
иных земель (муниципальных земель и частных
земель, за исключением земель
сельскохозяйственного назначения).

Закон предусматривает случаи, когда сами
органы местного самоуправления могут
осуществлять перевод. Органы местного
самоуправления и органы государственной
власти могут ходатайствовать о переводе
земель или земельных участков из одной
категории в другую без согласия их
правообладателей, только в 2х случаях: если
такой перевод связан с установлением или
изменением границ населенного пункта, либо
при создании особо охраняемых природных
территорий без изъятия у правообладателя. Во
всех остальных случаях волеизъявление
должно идти от собственника или
правообладателя.

Перевод из одной категории в другую
считается состоявшимся с момента
внесения записи в единый
государственный реестр прав (ЕГРП)на
недвижимое имущество и сделок с ним.
Изменение правоустанавливающих
документов не требуется.

Земельный участок

Границы земельного участка в натуре
устанавливаются путем межевания, которое
является видом кадастровых работ.
Межевание – подготовительный этап для
постановки на кадастровый учет. В
результате межевания составляется межевой
план. Межевой план выдается при
постановке земельного участка на учет, при
разделе земельных участков, при учете
изменений земельного участка или его
частей.

Образование земельных участков происходит:

при объединении земельных участков;
при разделе земельных участков;
при перераспределении земельных
участков;
при выделе из земельных участков или
земель, находящихся в государственной
или муниципальной собственности.

Требования, предъявляемые к образованию или изменению земельных участков:

Предельные максимальные и минимальных размеры земельных
участков должны соответствовать требованиям
градостроительных регламентов. Если на земельный участок
градостроительный регламент не распространяется либо в
отношении участка он не установлен, то предельные размеры
определяются в соответствии с требованиями федеральных
законов (см. ст. 33 Земельного кодекса). Если размеры
земельного участка не соответствуют требованиям
градостроительного регламента, то допускается использовать
земельный участок, если это не наносит ущерба жизни и
здоровью человека, окружающей среде, объектам культурного
наследия;

продолжение

границы образуемых земельных участков не должны пересекать границы
муниципальных образований и/или населенных пунктов;
при образовании земельных участков не должно приводить к вклиниванию,
чересполосице, изломанности границ, невозможности размещения объектов
недвижимости (капитального строительства и других), препятствующих
рациональному использованию, охране земель, недостаткам, а также
нарушать требования, установленные федеральными законами;
не допускается такое образование земельных участков, в результате которых
эксплуатация по разрешенному использованию невозможна.

8. Право собственности на земельный участок.

Государственная собственность на землю.
Государственная собственность бывает 2х видов: федеральная собственность и
собственность субъектов РФ (региональная). Особенность субъектов
государственной собственности в том, что они обладают правом территориального
верховенства.
От имени РФ правомочия собственника осуществляют: Правительство РФ, которое
свои полномочия может передавать иным федеральным органам власти или
юридическим лицам. Основным таким органом является федеральное агентство п
управлению государственным имуществом. В отношении региональных земель
полномочные органы устанавливаются законами субъектов РФ.

Муниципальная собственность

От имени муниципальных образований
правомочия собственника осуществляют
такие субъекты как муниципальные
образования: городские и сельские
поселения, муниципальные районы,
городские округа и внутригородские
территории Москвы и Санкт-Петербурга. В
отношении региональных земель
полномочные органы устанавливаются НПА
органов местного самоуправления.

В соответствии с ГК, в государственной
собственности находятся все земли за исключением
земель, находящихся в муниципальной или частной
собственности (презумпция государственной
собственности на землю). Порядок разграничения
государственной собственности на землю
определяется Земельным кодексом, Законом “О
введении в действие Земельного кодекса”, Закона “О
государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним”. В муниципальной
собственности, как правило, находятся земельные
участки, расположенные на территории этих
образований.

Государственная собственность на землю возникает:

Государственная собственность на землю
возникает:
по прямому указанию федеральных законов,


при разграничении государственной собственности на землю;
дополнительные основания возникновения права собственности на
землю городов Москвы и Санкт-Петербурга: правом собственности
является добровольный отказ частных лиц на право собственности
на соответствующий земельный участок. С момента государственной
регистрации прекращения права собственности на такой земельный
участок, возникает право собственности Москвы или СанктПетербурга, если законами этих субъектов РФ не установлено, что
возникает собственность муниципальных образований.

Муниципальная собственность возникает:

по прямому указанию Федеральных законов и законов субъектов РФ;
по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством
(напр., сделки, административные акты),
в процессе разграничения государственной собственности на землю;
муниципальная собственность возникает в отношении земельных
участков, от права собственности на которые отказались частные
лица, если федеральными законами не предусмотрено иного. С
момента государственной регистрации прекращения права
собственности возникает муниципальная собственность поселений,
городских округов либо муниципальных районов, если земельных
участок находится на межселенных территориях.

Разграничение собственности на землю.
К государственной собственности относятся:
земельные участки, на которых находятся здания,
строения, сооружения, находящиеся в федеральной
или региональной собственности;
К собственности муниципальных образований
относятся:
земельные участки, занятые объектами
недвижимости, находящиеся в собственности
муниципального образования;
В Москве и Санкт-Петербурге при разграничении
государственной собственности муниципальные
земли и земельные участки не выделяются.

Частная собственность на земельные участки.

Субъект – это физические и
юридические лица.
Объектом частной собственности
являются индивидуальноопределенные земельные участки

Виды собственности:

Виды собственности:
индивидуальная – одного лица;
общая – двух или более лиц:
1) долевая;
2) общая совместная.

Оборотоспособность земельного участка (три вида)

Оборотоспособность
земельного участка (три вида)
изъятые из оборота – федеральная собственность
(см. п. 4 ст. 27 Земельного Кодекса);
земельные участки, ограниченные в обороте –
которые могут принадлежать отдельным
категориям лиц, либо нахождение в обороте
которых допускается по специальному разрешении
(см. ч. 5 ст. 27 Земельного Кодекса);
свободные в обороте земельные участки.

Иные права на земельные участки.

Иные виды прав позволяют несобственнику земельного участка
удовлетворять свои потребности за счёт использования чужого
земельного участка.
Предусмотрено 5 видов прав:
право постоянного (бессрочного пользования);
пожизненного наследуемого владения;
сервитут;
аренда;
безвозмездное срочное пользование.

«Коммерческое право» - Существенные условия торгового договора. Коммерческое право. Договор на создание рекламы. Предмет и система курса коммерческого права. Федеральный закон. Нормативные документы. Международный торговый контракт. Соглашение о межрегиональных поставках товаров. Торговое посредничество. Посреднические договоры в торговле.

«Виды права» - Преступление – виновно совершённое общественно опасное деяние. Виды административных наказаний. Международное право. Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством. Уплата или отмена налога. Экологические права человека на благоприятную экологическую среду. Административное право. Налогоплательщики – субъекты налоговых отношений.

«Права потребителя» - Обращение к продавцу. Цели курса. Задание на работу группы. Механизм. Информация. Права потребителей. Знания о своих правах. Экспертиза. Юридическое оформление сделки. Оценочная таблица. Тренинг - игра. Механизм защиты прав потребителей.

«Отрасли российского права» - Функции гражданского права. Принципы административного права. Принципы гражданского права. Семейное право. Право. Административное право. Функции права. Теории происхождения права. Принципы семейного права. Отрасли права. Принципы финансового права. Признаки права. Источники конституционного права. Принципы земельного права.

«Земельное право РФ» - Направление правового регулирования. Обеспечение наиболее рационального использования земель. Организационно-правовые отношения в сфере охраны земель. Структурные единицы земельного права. Организационно-правовые отношения. Предмет, метод, принципы и система земельного права. Понятие и значение принципов земельного права.

«Земельные правоотношения» - Структура земельных правоотношений. Виды земельно-правовых норм. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений. Виды земельных правоотношений. Понятие и виды земельных правоотношений. Критерий классификации. Экономический механизм воздействия. Классификация юридических фактов.

Всего в теме 25 презентаций

правовых норм. Такими формами могут быть правовой обычай, судебный и административный прецедент, нормативный акт и нормативный договор. В силу различных специфических условий развития в правовых системах государств могут существовать все или лишь некоторые из источников права. В зависимости от этого принято различать англосаксонскую и континентальную системы права. В первой, которая действует в Великобритании, США, Канаде, Индии и некоторых других странах, наряду с нормативным актом и договором обычай и судебный прецедент играют важную роль в системе правового регулирования. В странах с континентальной системой права (Европа) обычай и судебный прецедент присутствуют в незначительной степени или отсутствуют совсем. Однако общей тенденцией развития права является усиление роли закона в правовом регулировании общественных отношений. В российской системе права источниками права являются писаные законы - нормативные акты и нормативные договоры. В качестве источников права признаются также решения Конституционного Суда РФ, а также обычай в случаях, установленных законодательством. Можно сказать, что в России господствует континентальная система права, но при условии, что судебные, арбитражные и административные прецеденты, в том числе обобщенные в постановлениях высших судебных органов, не признаваемые источниками права, практически создают обычаи, традиции судебной, арбитражной и административной практики. Благодаря этому они играют большую роль в правовом регулировании отношений внутри государства, придавая законодательству определенную интерпретацию. В качестве источника права обычай признается Гражданским кодексом. На основании обычая также регулируются отношения по использованию природных ресурсов малочисленными народами на территориях традиционного природопользования.






3.Понятие и значение принципов земельного права. Виды и содержание: принципов охраны и использования земель; принципов, связанных с правом граждан и их объединений на землю; принципов государственного управления землей; принципов, связанных с землей, как с объектом недвижимости.




1. Предмет земельного права. Предметом любой отрасли права выступает обособленная группа общественных волевых отношений, выделяемых в зависимости от наличия особого объекта общественных отношений либо по признаку особого субъектного состава, либо определения особой сферы жизнедеятельности общества и др. выступает обособленная группа общественных волевых отношений, выделяемых в зависимости от наличия особого объекта общественных отношений либо по признаку особого субъектного состава, либо определения особой сферы жизнедеятельности общества и др. Соответственно могут быть выделены гражданские, административные, трудовые отношения. В рамках этой схемы могут быть обособлены и земельные отношения, так как здесь имеется свой самостоятельный объект – земля. Соответственно могут быть выделены гражданские, административные, трудовые отношения. В рамках этой схемы могут быть обособлены и земельные отношения, так как здесь имеется свой самостоятельный объект – земля.


Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).


По площади земель Россия обладет самым обширным в мире земельным фондом в 1709,8 млн га. Земли используются для разнообразных целей. Более половины всех земель приходится на лесные площади, которые составляют 1046,3 млн. га, или 62% земель РФ, и лишь 8,9%, или 190,3 млн. га используется под пашню. Такая разница объясняется главным образом природно-климатическими условиями страны, ее географическим положением. В силу этих же причин неравномерно осваиваются земли. Основная нагрузка приходится на земли европейской части России, где сконцентрировано промышленное производство, развивается сельское хозяйство и наиболее интенсивно расселяются люди.


Земельное право – самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества.


Земельные отношения – предмет земельного права. Они представляют собой юридически значимые связи, взаимозависимое между субъектами права, возникающие в процессе их взаимодействия и касающиеся использования земель, приобретения прав земельные участки, распоряжения землями, охраны земель, государственного управления в области использования и охраны земель. Везде, где отношения между субъектами права складываются по поводу земель, земельных участков, независимо от того, какими нормативными актами регулируются эти отношения, следует говорить о возникновении земельных отношений. Везде, где отношения между субъектами права складываются по поводу земель, земельных участков, независимо от того, какими нормативными актами регулируются эти отношения, следует говорить о возникновении земельных отношений.


Отношения, возникающие по поводу земли, земельные отношения, характеризуются триединством целей и задач: 1) обеспечение наиболее рационального использования земель; 2) охрана земель; 3) обеспечение земельных прав и предусмотренных законом интересов граждан и юридических лиц.


Предметом земельного права выступают следующие виды земельных отношений: 1. Отношения собственности, вещные и иные права на землю; 2. Экономические земельные общественные отношения; 3. Договорные земельные отношения, предметом которых выступают земельные участки; 4. Отношения, связанные с управлением земельными ресурсами; 5. Отношения в сфере использования земель (земельных участков); 6. Отношения по защите законных земельных прав и земельных интересов граждан и юридических лиц;


7. Отношения, связанные с возмещением потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли; 8. Организационно-правовые отношения в сфере охраны земель; 9. Охранительные земельные отношения, вытекающие из охранительной функции права.


Отношения собственности, вещные и иные права на землю Именно они образуют государственно-правовую основу земельного строя Российской Федерации. Сущность его представлена провозглашенным Конституцией РФ разнообразием форм собственности (частной, государственной, муниципальной и других форм собственности) и равновеликой защитой всех форм и видов собственности. Содержание права собственности определяется правомочиями собственника по владению, пользованию и распоряжению земельными участками. В процессе реализации отношений собственности определяются объекты права федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности, виды собственности и установленный земельным законодатель­ством порядок разграничения объектов права собственности. В связи с расширением сферы применения вещных и иных прав на землю земельным правом и иными отраслями законодательства закрепляется порядок приобретения и прекращения таких, например, прав, как права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права срочного безвозмездного пользования, публичного или частного сервитута, права аренды на земельный участок. Заглавную роль здесь играют отношения собственности на землю. Отношения по приобретению, прекращению и переходу вещных и иных титульных прав на землю являются производными от права собственности на землю.


Экономические земельные общественные отношения Они носят многоплановый характер и могут складываться в сфере взимания земельного налога, арендной платы за пользование земельным участком, расчета нормативной цены земли, рыночной или кадастровой стоимости земельного участка. Экономические отношения фрагментарно присутствуют в сфере возмещения убытков, потерь сельскому хозяйству в случаях изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также в случаях ограничения прав собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и в иных предусмотренных законом случаях.


Договорные земельные отношения, предметом которых выступают земельные участки Это качественно новый вид земельных общественных отношений, возникший в ходе проведения земельной реформы. Они представляют собой комплексный правовой институт как земельного, так и гражданского права, при этом основные формы, виды существенные условия договоров определяются гражданским правом, а содержательная часть договора (цена, сроки, права и обязанности, договорные виды ответственности) определяется требованиями земельного законодательства.


Отношения, связанные с управлением земельными ресурсами (управленческие земельные отношения). Ими определяется система, структура и правомочия федеральных органов исполнительной власти как общей, так и специальной компетенции. Особое значение в управленческих отношениях имеют основные направления их деятельности, т. е. функции управления. Поэтому определение содержания этих функций, правовые механизмы их реализации составляют приоритетную задачу действующего земельного законодательства.


Отношения в сфере использования земель (земельных участков) В процессе их правового регулирования земельным законодательством устанавливаются общие принципы землепользования, обязательные требования к использованию земельных участков, а при необходимости запреты и ограничения в целях обеспечения их рационального и эффективного использования, а также обеспечения государственных и муниципальных интересов. Достижение этих целей во многом определяется содержанием прав и обязанностей собственников, владельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков, а также их неукоснительным исполнением. При государственном регулировании данных отношений может ограничиваться правосубъектность участников отношений по землепользованию, к примеру, субъектов права сельскохозяйственного землепользования.


Отношения по защите законных земельных прав и земельных интересов граждан и юридических лиц Как самостоятельный вид земельных отношений вытекают прежде из ст. 2 Конституции РФ и последующего развития норм земельного законодательства. Земельный кодекс РФ (ст. 5963) закрепляет судебный порядок признания земельных прав и интересов граждан, порядок восстановления нарушенных земельных прав, порядок возмещения причиненных при этом убытков и потерь, а также устанавливает основные гарантии защиты земельных прав на земельный участок как для граждан, так и для юридических лиц.


Отношения, связанные с возмещением потерь Эти земельные отношения по своему содержанию являются имущественными отношениями. В то же время они обособлены и отличаются от охранительных тем обстоятельством, что возмещение данных потерь, в случаях изъятия земельных участков или ограничение прав собственников, землевладельцев, землепользователей, и арендаторов земельных участков при изъятии их для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основе актов государственных органов исполнительной власти или муниципальных органов (органов местного самоуправления) и не образуют состава земельного правонарушения.


Организационно-правовые отношения в сфере охраны земель Этот вид отношений не следует смешивать с управленческими отношениями, поскольку они связаны с проведением мероприятий по восстановлению нарушенных земельных участков, проведению, в частности, работ по рекультивации земель, проведению гидротехнической, культурно-технической и иной мелиорации, проведению работ, направленных на предотвращение ветровой и водной эрозии, переувлажнению и заболачиванию земельных участков и т. п.


Охранительные земельные отношения, вытекающие из охранительной функции права Носят комплексный характер, поскольку они связаны с применением мер юридической ответственности, предусмотренных нормами не только земельного, но и уголовного, административного, трудового, гражданского и других отраслей российского законодательства.


Система и структура – архитектурно-конструктивные основы земельного права. Система относится к предметной характеристике земельного права и, по сути, отражает систему регулируемых этим правом общественных отношений. относится к предметной характеристике земельного права и, по сути, отражает систему регулируемых этим правом общественных отношений.Структура отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой. отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой.


Структурные единицы земельного права - Основная структурная единица- правовая норма, или принятое в установленном порядке и обязательное для соблюдения правило поведения соответствующих субъектов по отношению к земле. Совокупности правовых норм объединяются и образуют правовые институты по признаку однородности регулируемых общественных отношений.


Институты земельного права объеденины в общую и особенную части. Институты общей части содержат нормы, имеющие общее для всей отрасли значение. К таковым можно отнести институт собственности на землю, институт землепользования, институт государственного управления, институт правовой охраны земель, институт юридической ответственности. Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель. Соответственно к ним относятся институты земель сельскохозяйственного назначения, поселений, земель промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, водного и лесного фондов, земель запаса. Каждый из этих институтов объединяет нормы, устанавливающие правовой режим соответствующей категории земель.