Технологическая карта логопедического занятия. Технологическая карта индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Технологическая карта на логопедическое занятие детский сад

Скрягина Алина Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 407
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта подгруппового логопедического занятия
Дата публикации: 16.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Технологическая карта подгруппового логопедического занятия с детьми имеющими общее недоразвитие речи

Подготовила: учитель-логопед Скрягина Алина Игоревна

МБДОУ «Детский сад № 407» г.о. Самара
Ф.И.О. учителя-логопеда Скрягина Алина Игоревна Возраст ребенка, логопедическое заключение) 5 лет Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи третьего уровня, стертая дизартрия 5 лет Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи третьего уровня, стертая дизартрия Тема занятия «Ласточка в гостях. Звук Л». Тип занятия «Закрепление знаний» Используемые технологии Технология на основе деятельностного подхода. Здоровьесберегающие технологии. Технология поэтапного формирования умственных действий Цель занятия автоматизировать правильное произношение звука [Л] в словах, предложениях в рамках темы перелетные птицы Задачи Уточнить и закрепить артикуляцию звука [л] Автоматизировать произношение звука [л] в словах, словосочетаниях Закрепить представление о перелетных птицах Планируемые результаты Предметные Метапредметные
 Развитие подвижности органов артикуляции в процессе выполнения артикуляционной гимнастики;  Закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Л];  Автоматизировать произношение звука [л] в словах,  Развивать фонематическое восприятие, путем выделения звука [л] на фоне слова  Систематизировать представления ребенка о перелётных птицах  Активизировать употребление новых слов в различных синтаксических конструкциях.  Закреплять умение пользоваться простыми распространёнными предложениями.  Закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов –чк-, -шк-  Закреплять умения строить предложено-падежные конструкции с предлогами за, на, под.  Закреплять умение образовывать дательный падеж им. существительных Регулятивные УУД: учить принимать и сохранять учебную задачу. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность (наблюдать, анализировать, питания). Коммуникативные УУД: развивать умение слушать учителя до конца развивать умение высказывать свое предположение развивать умения строить и поддерживать диалог Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Воспитывать положительное отношение к птицам, профилактировать агрессию по отношению к птицам. Воспитывать интерес к миру природы и формировать чувство ответственности за перелётных осуществлять познавательную рефлексию Средства обеспечения Зеркало, набор карточек с изображением птиц, зерен, кормушки; изображение весеннего парка, мяч.

Организация и структура логопедического занятия
Этап Длительно сть этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности учащихся Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся Планируемые результаты УУД I Этап Мотив ации - создать условия для возникновения у воспитанника внутренней потребности включения в образовательный процесс 3 минуты устные Подгрупповая Что бы язычок нас слушался и помогал красиво говорить нужно сделать гимнастику Губки наши улыбаются. Держи улыбку под счет до 10 Блинчик -иголочка Качели Почистим зубки Маляр Чашечка Парус К нам на занятие сегодня прилетела птичка, разгадай загадку и узнай, что это за птица. Она под крышами живет Гнездо своё из глины вьет, Целый день суетится На землю не садится, Высоко в облаках летает, Мошек на лету поедает, В черном фраке лапочка, А зовется?….
.(Ласточка)
Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом Отгадывают загадку Ласточка Регулятивные УУД: учить принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативны е УУД: развивать умение слушать учителя до конца; развивать умение высказывать свое предположение
II. Этап Актуа лизац ии знани й
-
актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания); Длительно сть этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности учащихся Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся Планируемые результаты УУД 8 мин Устные, аналитико- синтетические Подгрупповая 1 Ласточка принесла с собой ее любимый звук. Догадайся какой это звук. Какой первый звук ты слышишь: Ласточка. Звук [Л] Как он правильно произносится? Что делают губы? Где должен быть язычок?
2 Ласточка просит нас помочь ее друзьям

другим птицам вернутся домой.

Но птички

хотят с тобой поиграть. Ребенок

закрывает глаза. они спрятались, их

нужно найти.

Соловей, иволга,

Дополнительно: стриж, грач
Как называются эти птицы? Почему? 3 Давай вспомним из каких частей состоит птичка? Тебе нужно собрать птичку и назвать ее части тела. Вот подсказка. 4 Дополнительно: Ласточка хочет попросить тебя о помощи. Нужно определить где другая птичка будет нести звук [л]. В начале (в клюве), в середине (в лапках) или в конце (в хвостике) масло, мул, ложка, палка, луч, козёл, полка, лыжи, пол, лапа, галка, мел. Вспоминают, что при звуке Л губя улыбаются, а язык прикусываем зубками. Ищут в кабинете птиц, затем называют птиц: соловей, иволга, грач, стриж Обозначают общее называние птиц: Перелетные. Определяют почему такое название. Складывают из частей схему птицы и называет части тела: Голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки. Определяют место звука [л] в словах. Регулятивные УУД: учить принимать и сохранять учебную задачу;Развивать познавательно- исследовательску ю деятельность
III Этап физми нутка - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном проведении Длительно сть этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности учащихся Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся Планируемые результаты УУД 2 мин Показ образца выполнения упражнения устные, аналитико- синтетические Подгрупповая Выполняет физминутку вместе с обучающимся Черный грач по полю ходит, Важно ноги поднимая, (идут, высоко поднимая колени) По проталинкам шагает, (и помахивая руками (крыльями). Червячков в земле находит. Выполняют движения по образцу Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленно й познавательной деятельности. IV закреп ление и усвоен ие знани й - Усвоение знания и возможность применить его в разных учебных заданиях Длительно сть этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности учащихся Деятельность учителя-логопеда Деятельность ученика Планируемые результаты УУД Устная, аналитико- синтетическая Подгрупповая
Игра «Собираем зерно»
Путешествие домой это очень долгий путь, нужно много сил. Птицам тяжело. Как думаешь, чем можно им помочь? Откуда им взять силы для путешествия? Нужно хорошо подкрепится! Нужно собрать зерно Определяют, необходимость пищи для птиц, перед полетом. Называют картинки, в названии которых звук л
для птичек. Но не просто так, под зерном нарисована картинка, тебе нужно ее назвать и красиво произнести в нем звук Л. Тогда мы сможем это зерно взять с собой и покормить им птичек. колокол, облако, вилка, платье, стол, флажок, шоколад, ложка, лук, лужа, лак, лампа, желудь. Если ребенок правильно называет звук в слове, то это зернышко отправляется в кормушку. А если нет, то остается зерно исправляется произношение, ребенок делает попытку снова Сейчас птицы возвращаются с теплых стран. Они должны искать себе пропитание, но это очень сложно ранней весной. Как можно им помочь?
Игра «Покорми птиц»
Вот мы и собрали зерно. А куда мы теперь можем положить зерно, корм птицам? Как называется? Кормушка! Теперь кого будет кормить? Кто у нас в гостях? (ласточка, иволга, соловей). Это зерно ты дашь кому? И т.д
Игра «Скажи ласково»
Ты покормил птичек, теперь они хотят поиграть. Я буду говорить тебе слово и колокол, облако, вилка, платье, стол, флажок, шоколад, ложка, лук, лужа, лак, лампа, желудь. Определяют необходимость кормить птиц весной По очереди берут зерно и называют кому он его отдаст. Кому? Ласточке, Иволге, Соловью. Ловят мяч по очереди и образует существительное, при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов птичка гнёздышко крылышко головушка лапа- лапка, лапочка. соловушка лодочка яблочко Регулятивные УУД: учить принимать и сохранять учебную задачу. Развивать познавательно- исследовательску ю деятельность Коммуникативны е УУД:
кидать мяч. А ты должен сказать это слово ласкового. И кинуть мне обратно. птица – гнездо – крыло голова- лапа- Соловей- Лодка- Яблоко- Полка- Кулак-
Игра «Скажи наоборот»
Ребенку предлагается прослушать предложение и договорить слово, противоположное названному по значению, слово наоборот. Ночью на улице темно, а днем...(светло). Перец горький, а сахар... (сладкий). Фея в сказках добрая, а ведьма … (злая) Свеча горячая, а мороженое...(холодное). Летом тепло, а зимой... (холодно). Паутинка тонкая, а веревка бывает… (толстая) Бабочка легкая, а ворона... (тяжелая) Пьеро в сказке грустный, а Буратино … (веселый) Дополнительно: полочка кулачок Ловят по очереди мяч и заканчивает предложение словом антонимом Светло, сладкий, злая, холодное, холодно, толстая, тяжелая, веселый Дети берут по очереди птичку и сажают ее по инструкции, а затем самостоятельно озвучивает куда посадил птичку, ориентируется в пространстве на горизонтальной поверхности, определяет местоположение, обозначает местоположение при помощи предлогов, выбирает правильные предложно падежные- конструкции, контролирует правильное произношение звука Л в построенном предложение развивать умение слушать учителя до конца; развивать умение высказывать свое предположение

Игра «Посади птичку»

Что за птичка? Куда она залетела? Что

ты в парке видишь?
Посади соловья на лавку, под елку, посади справа от клумбы, посади за клумбу, и т.д Где сидит соловей? Ответ ребенка: Соловей сидит на клумбе. V. Этап Рефле ксия формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; Длительно сть этапа Методы и приемы работы Формы организации дея- ти уч-ся Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся Планируемые результаты УУД
2 мин Устные, аналитико- синтетические Подгрупповая
Вот мы и помогли птицам! Накормили

птенцов, проводили их в гнезда! Ласточка

тебе очень благодарна.

Какой ее любимый звук ты учился

правильно сегодня произносить? У тебя

получилось?
Какую пользу приносят птицы? Птицы опыляют растения, уничтожают гусениц и других вредных насекомых. Вот почему можно сказать: «птицы – наши помощники». Кроме того, птицы украшают леса, парки и сады. Певчие птицы радуют нас своим пением. Каким бы стал мир без птиц? Что мы можем сделать, чтобы живущим на земле птицам было хорошо? Отвечают на вопросы, оценивают свои усилия Коммуникативны е УУД: развивать умение слушать учителя до конца;ьразвивать умение высказывать свое предположение; развивать умения строить и поддерживать диалог Личностные УУД:. Воспитывать положительное отношение к птицам, профилактироват ь агрессию по отношению к птицам;Воспиты вать интерес к миру природы и формировать чувство ответственности за перелётных осуществлять познавательную рефлексию

Департамент образования администрации г. Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №39 имени П.Н.Самусенко»

План-конспект логопедического занятия

«Звук [И] и буква И»

Разработала Лебедева Ю.В.

учитель-логопед

Братск -2015г.

Тема. Звук [И] и буква «И».

Цель: Познакомить с гласным звуком [И] и буквой И.

Образовательные:

Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [И],

Учить выделять гласный звук [И] из слогов, слов,

Познакомить с правильным написанием буквы И,

Развивать навыки обозначения мягкости согласных в схеме.

Коррекционно-развивающие:

Формировать функции фонематического восприятия и фонематического и слогового анализа и синтеза,

Развивать внимание, умение анализировать, навыки работы по алгоритму,

Расширять словарный запас,

Развивать навыки воспроизведения информации.

Воспитательные:

Формировать учебную мотивацию,

Учить задавать учебные вопросы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, индивидуальные зеркала, карточки со слогами, карточки со схемами слов, карточки с зеленым и красным цветом, логопедический тренажер «Дельфа», массажные мячи, лабиринт, песочница с подсветкой.

Использованные технологии: песочная терапия, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, игровые, технология оценки учебных достижений.

Основные этапы организации учебной деятельности

Формируемые способы деятельности

Используемый дидактический и наглядный материал

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1 этап.

Постановка учебной задачи, мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний

Песочница. Загадки.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (Рыба)

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу:

Когда спать, когда вставать. (Часы)

Избушка нова – жильца нет.

Жилец появится, изба развалится. (Яйцо)

Белая вата плывёт куда-то,

Чем вата ниже – тем дождик ближе. (Облако)

Зимой - звезда,

Весной - вода.

(Снежинка)

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей. (Буквы)

Видео фрагмент стихотворения «А и Б сидели на трубе»

Вызов уже имеющихся знаний.

Организация индивидуально-коллективной работы.

На далёкой космической галактике произошла песчаная буря. Всё перемешалось в космосе: продукты, животные, природные явления. Давайте поможем местным жителям отыскать все предметы.

Отгадайте загадку и назовите последний звук в отгадке.

Нарисуйте отгадку на песке.

Буря была такая сильная, что жители забыли, как их зовут. Нужно помочь.

Посмотрите мультфильм, послушайте стихотворение.

Какой главный звук будет сегодня на занятии?

Как зовут жителей планеты? (инопланетяне)

Определение темы занятия.

Отгадывают загадки, выделяют последний звук в отгадке, рисуют отгадку на песке.

Выделяют звук [и] в стихотворении.

Определяют тему занятия.

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Умение выделять и формулировать познавательные цели

Умение оформлять свои мысли в устной форме,

умение использовать речь для регуляции своего поведения

Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя,

принимать и сохранять учебную цель и задачу.

2 этап. Артикуляционная гимнастика

Прослушайте послание. Скажите о чём оно?

Не понятно? Конечно, ведь инопланетяне не знают нашего правила. А мы знаем.

Давайте разомнём наш язычок.

А) Сжать плотно губы, растянуть в улыбку под счет 1-2-3-4-5

Б) Почистить кончиком языка внутреннюю поверхность нижних зубов.

Повторяют правило:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Умение чётко произносить слова. Контролировать артикуляционные движения при помощи зеркала

3 этап. Подготовка к активному и сознательному усвоению материала

Отработка правильного дыхания и сильной воздушной струи

Логопедический тренажер «Дельфа»

Организация совместной деятельности.

Обобщение артикуляции и характеристики звука [и].

Рассмотрим в зеркало

артикуляцию гласного звука «И». Губы растянуты в улыбке.

Зубы видны. Кончик языка

прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута.

Произнесите звук «И».

Есть ли преграда, когда мы произносим звук «И»?

Значит, какой звук «И» – гласный или согласный?

Запомните: звук «И» - гласный.

Нашим инопланетянам очень темно. Давайте разведём костер на поляне.

Показывают артикуляцию звука [и]. Дают характеристику звуку.

Соотносят звуки с буквой.

Подходят к тренажёру «Дельфа». Выдувают сильную воздушную струю. Контролируют выдох на экране.

Умение слушать, слышать, анализировать, сопоставлять, дифференцировать, делать выводы.

Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность.

Умение оценивать правильность своих действий

Физминутка

Лабиринт с шариком

Давайте поможем нашему инопланетянину добраться домой.

Когда инопланетянин доберётся до цели, все дружно должны произнести звук [И]

Держат лабиринт в руках и направляют шар в цель.

Сотрудничать с товарищами для достижения назначенной цели

Координировать движения

4 этап. Первичное усвоение новых знаний

Длинные воздушные шары

Раскраска для интерактивной доски

http://poskladam.ru/bukvy/10.html

Звук [И] обозначается вот такой буквой «И».

Какие элементы нам понадобятся, чтобы написать букву и?

Две палочки прямые,

Меж ними ремешок.

Он снизу вверх направо

Идёт наискосок.

Как выглядит печатная буква И?

Раскрасим нашу букву на доске.

Давайте выложим при помощи шаров букву И.

Раскрашивают букву И на интерактивной доске

Выкладывают печатную букву И из шаров

Умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий.

Умение критично относиться к своему мнению и принимать точку зрения другого человека.

Умение самостоятельно анализировать условия задания на основе учета выделенных ориентиров.

Слоги для магнитной доски

Би, ги, ви, ди, пи, ми, ли. Квадраты зеленого, синего, красного цветов.

Буква И смягчает согласную, которая стоит перед ней. Прочитайте слоги. Как зовут инопланетян? (би, ги, ви, ди, пи, ми, ли)

Выложите схему слогов.

Читают слоги. Выкладывают схему слогов.

Умение действовать по заданному алгоритму.

Сравнивать правильный ответ со своим

Физминутка с массажными мячами

Массажный мяч на каждого ребёнка

Жили-были Би, Ги, Ви, Ди, Пи

И работали все вмести, дружно, посмотри.

Би - варил, Ги-воду носил,

Ви - кашу варил, Ди – суп солил.

Пи - всем песни пел, плясал, наши пальцы разминал

Массажируют мячом каждый палец обеих рук. Снятие мышечного тонуса, развитие скорости реакции, внимания

Рабочие тетради

Запись письменной буквы И заглавной и строчной.

Рассмотрим букву И письменную. Из каких элементов состоит буква?

Заглавная (петелька, 2 прямых наклонных, 2 крючка).

Ставим ручку на 1/3 снизу в верхней дополнительной строке, в средней третьей части выписываем петельку, опускаемся по прямой наклонной, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку на 1-2 мм выше верхней линеечки рабочей строки, выписываем «секрет», по «секрету» вниз, поворот на месте, крючок до середины.

Строчная (2 прямых наклонных, 2 крючка).

Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины, пишем «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины

Прописывают письменную букву И в рабочих тетрадях

Соотносить правильное написание буквы с выполненным заданием

Физминутка

Гимнастика для глаз

Помогаем инопланетянам очистить галактику. Следим глазами за нашими друзьями.

Дети следят глазами за движущимся объектом, что способствует профилактики заболеваний глаз и снятию зрительного напряжения.

5 этап. Первичное закрепление и систематизация знаний

Картинки со схемами: слон, роза, сани, лес, лис, лук, кит, лист, аист на парту

Демонстрационный материал с этими же картинками.

Организация учебного взаимодействия и обсуждение возникающих вопросов.

Выработка соответствующих навыков и умений.

Индивидуальная помощь при затруднении.

Организация фронтальной проверки

Выберите только те картинки в названиях которых есть звук [И]

Определите место звука [И] в слове, отметьте на схеме красным квадратом это место.

Выполняют задание согласно указаниям учителя. Находят карточки, выкладывают красный квадрат на место звука [И]

Умение проводить звуковой анализ и синтез.

Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результата действия.

Умение проводить анализ по заданным критериям.

Умение участвовать в обсуждении; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Критично относиться к своему мнению.

Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность, учитывать позицию учеников. Задавать вопросы.

Умение учитывать сложность задания,

умение контролировать свои действия в ходе работы,

Умение вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем.

6 этап.

Подведение итогов

Рефлексия

С каким звуком вы познакомились на занятии? ([И])

Звук [И] гласный или согласный?

Какой буквой обозначается звук [И]?

Проведение рефлексии:

Какие задания понравились, какие

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу.

Умение обобщать знания, анализировать, контролировать и оценивать результат.

Умение отвечать на вопросы, слушать и понимать

Умение осуществлять пошаговый контроль по результату

  • Метапредметные:

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД:

  • Работа со слуховым сообщением
  • Диалог с логопедом

Личностные УУД

Этапы

Деятельность учителя

I

Здравствуй, Паша!

Я напомню правило речи: «Мы сегодня так играем - всегда кратко отвечаем, Говорить мы не спешим, больше думаем, молчим.»

Сегодня мы отправляемся в путешествие. А куда - узнаешь, отгадав загадку:

Зеленый дом всегда открыт,

Он резною крышей крыт.

Он полон сказок и чудес -

Что же это? Это… (Лес)

II

  1. Релаксация

Реснички опускаются.
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают. засыпают. (2 раза)
Шея не напряжена
И рас-сла-а-аб-ле-на.
Губы чуть приоткрываются.
Дышится легко. ровно. глубоко.
Напряженье улетело.
И расслаблено все тело. (2 раза)
Греет солнышко сейчас.
Руки теплые у нас.
Жарче солнышко сейчас.
Ноги теплые у нас.
Дышится легко. ровно. глубоко.
Губы теплые и вялые,
Но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется. (2 раза)
Нам понятно, что такое.
Состояние покоя. (2 раза)»

Долгая пауза

«Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!»

Какая музыка звучала?

Где живет волк? (в логове)

Где живет лиса? (в норе)

Где живет белка? (в дупле)

7. Су-джок терапия

Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки).
Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его).
Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.
Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза.
Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.
Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).

8. Игра, опиши животное.

Волк какой? (злой, серый)

III этап. Рефлексивный

Кого ты повстречал в лесу?

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта логопедического занятия по преодолению заикания на этапе коротких ответов»

Технологическая карта логопедического занятия по преодолению заикания на этапе коротких ответов

Тема: «Прогулка по лесу»

Коррекционная программа составлена на основе методических рекомендаций Арутюнян Л.З.

Тип занятия: Занятие по обобщению и систематизации знаний

Вид занятия: индивидуальное

Возраст обучающегося: 4 года

Логопедическое заключение: ОНР III, дизартрия. Заикание средней степени тяжести артикуляторно-дыхательной локализации нулевой степени фиксации.

Цель занятия: автоматизация навыка плавной речи на этапе коротких ответов по лексической теме: «Дикие животные леса»

Задачи:

    автоматизировать навык плавной речи на этапе коротких ответов

    закреплять навык релаксации;

    расширять представления о красоте леса, о диких животных наших лесов (облике, особенностях поведения, детёнышах);

    способствовать развитию удлиненного речевого выдоха, мягкой голосоподачи, чувства темпа и ритма, интонационной выразительности.

Планируемые результаты:

Предметные:

    Автоматизация навыка плавной речи на этапе коротких ответов

    Актуализация знаний о животных наших лесов

    Метапредметные:

Регулятивные УУД

    Умение следовать плану игрового сюжета

    Умение контролировать свои действия

Коммуникативные УУД:

    Работа со слуховым сообщением

    Диалог с логопедом

Личностные УУД

    Формирование чувства взаимопомощи

    Формирование активности и мотивации включения в процесс голосовой, дыхательной и речевой работы

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

I этап. Мотивация к деятельности

Здравствуй, Паша!

Сегодня наше занятие посетит много гостей-учителей. Давай улыбнемся им и поздороваемся!

Я напомню правило речи: «Мы сегодня так играем – всегда кратко отвечаем, Говорить мы не спешим, больше думаем, молчим.»

Сегодня мы отправляемся в путешествие. А куда – узнаешь, отгадав загадку:

Зеленый дом всегда открыт,

Он резною крышей крыт.

Он полон сказок и чудес -

Что же это? Это… (Лес)

Куда мы с тобой сегодня отправимся?

Но перед путешествием нам нужно хорошенько отдохнуть и набраться сил

Приветствие.

Отгадывает загадку

Регулятивные УУД

II этап. Организационно-поисковой деятельности

    Дыхательное упражнение «Шарик»

Для начала, мы вспомним, как правильно научились дышать. Надуваем и спускаем шарик в животе.

    Релаксация

Закрывай глазки и послушай звуки:

Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем... (2 раза)
Сном волшебным засыпаем...
Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают...
Отдыхают... засыпают... (2 раза)
Шея не напряжена
И рас-сла-а-аб-ле-на...
Губы чуть приоткрываются...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Напряженье улетело...
И расслаблено все тело... (2 раза)
Греет солнышко сейчас...
Руки теплые у нас...
Жарче солнышко сейчас...
Ноги теплые у нас...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Губы теплые и вялые,
Но нисколько не усталые...
Губы чуть приоткрываются...
Все чудесно расслабляется... (2 раза)
Нам понятно, что такое...
Состояние покоя... (2 раза)»

Долгая пауза

«Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали...
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!»

Какая музыка звучала?

К нам пришло письмо. От кого?

Они просят тебя им помочь: все животные потеряли своих детенышей и не могут их найти. Поможем животным?

Тогда отправляемся в лес. Посмотри, перед нами тропинки, ведущие в лес. Выбери тропинку по которой мы пойдем.

Итак, мы попали в лес. И тут нас встречает первое животное, кто это? (заяц)

3. Заяц очень голоден, поможем ему найти еду?

4. Отправляемся по другой тропинке и попадаем на полянку, где собрались все животные леса, потерявшие своих детенышей. Нужно найти каждому животному его детеныша.

5. Паша, а какой в лесу воздух?

Давай подышим чистым лесным воздухом. Встань прямо. Повтори за мной: Ах!

6. Посмотри, в лесу стоит домик лесника, которых охраняет животных от охотников. А вот знаешь ли ты где в лесу живут звери?

Где живет волк? (в логове)

Где живет лиса? (в норе)

Где живет белка? (в дупле)

Где прячется зайчик? (под кустом)

Где зимует медведь (в берлоге)

7. Су-джок терапия

Посмотри, к нам прибежали два ежика, поиграем с ними?

Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки).
Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел
короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку , побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку , решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его).
Стало ёжику жарко , он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.
Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза.
Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.
Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть.
Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).

Пожелаем ежику спокойной ночи: Спокойной ночи!

8. Игра, опиши животное.

Мы с тобой видели разных лесных животных.

Скажи, лиса какая? (хитрая, рыжая)

Заяц какой? (трусливый, серенький)

Волк какой? (злой, серый)

Медведь какой? (косолапый, бурый)

Выполняет упражнение «Шарик»: на вдохе живот поднимается, на выдохе – опускается.

Ребенок лежит с закрытыми глазками в состоянии расслабления, прислушиваясь к звукам природы

Нежная, тихая, спокойная

От животных (зверей). Соглашается в помощи

Выбирает тропинку, в зависимости от которой будет выбрано следующее задание. И проходит по тропинке.

Выбирает среди предложенных предметов продукты, которыми питается заяц и перечисляет их.

Называет животного и его детеныша и прикрепляет их на магнитную доску.

Чистый, свежий

Вдох: руки подняты вверх, На выдохе опускаем руки произносим: Ах!

Отвечает и поднимает соответствующую карточку жилища.

Повторяет все движения за логопедом

Ребенок описывает цвет и характер животных.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

III этап. Рефлексивный

Наша прогулка по лесу подошла к концу. Вернемся обратно по тропинке.

Где мы с тобой сегодня побывали?

Кого ты повстречал в лесу?

Какие правила речи выполнял?

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Предметные УУД

Фазлыева Олеся Игоревна

Учитель-логопед, МОУ СОШ №6 с УИОП, ЯНАО, г. Надым

Фазлыева О.И. Технологическая карта логопедического занятия в соответствии с требования ФГОС // Совушка. 2016. №3(5)..10.2019).

Форма занятия : групповое логопедическое

Класс: 2

Тема занятия : «Дифференциация букв п-т в словах и предложениях» Лексическая тема «Времена года», «Перелетные птицы».

Место и роль занятия в изучаемой теме: первое занятие по теме.

Тип занятия: изученного нового материала

Задачи занятия:

развивающие: создать условия для формирования умения различать буквы п-т в словах; расширения словарного запаса по теме «Времена года», «Перелетные птицы»; активизации познавательных интересов; развития внимания, зрительной и слуховой памяти; умения давать полные ответы на поставленные вопросы;

коррекционные : создать условия для предупреждения специфических ошибок на письме, оптической дисграфии;

воспитательные : способствовать формированию познавательного интереса учащихся к чтению; воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах; учить уважать в общении и сотрудничестве одноклассника и самого себя.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия: учебно - познавательная, коммуникативная.

УУД, которые формируются в ходе занятия:

  • регулятивные: целеполагание, планирование;
  • познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

1) Понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя - логопеда.

2) Выделять из содержания занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

3) Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказываться;

4) Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Личностные :

1) Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности.

2) Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

Оборудование: Компьютер, плазменный экран, презентация «Дифференциация п-т », индивидуальные зеркала; «звуковой мешочек»; пособие на дифференциацию букв п, т ; карточки с буквами п и т из пластилина; стилизованное изображение букв п и т; картинка с изображением Торопыжки, картинки с изображением времен года и названием месяцев, картинки с изображением перелётных птиц.

План занятия:

I. Организационный этап.

II. Подготовительный этап

Мотивация учебной деятельности- 1мин.

Актуализация знаний по теме- 3мин.

III. Этап постановки цели и задачи- 1 мин

IV. Этап работы по теме- 15мин.

1. Логопед читает сказку «Торопыжкина беда».

2. Дифференциация букв п - т

3. Дифференциация звуков [п] - [т]

4. Дидактическая игра «Шифровка»

5. Закрепление моторного навыка букв с опорой на кинестетические ощущения.

6. Дидактическая игра «Звуковой мешочек».

V. Этап. Закрепление изученного материала. - 12мин.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой. Игра «Разведчики»

8. Физкультминутка. Дидактическая игра с мячом «Наоборот» -3 мин.

9. Временные понятия.

10. Графический диктант.

VI. Рефлексия деятельности (итог занятия)- 5 минут

Используемые ресурсы

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. - М.: Книголюб, 2003.
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М.: Сфера, 2005.
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997.
  4. Технологические карты по Русскому языку 2 класс.
1.Артикуляционная гимнастика выполняются упражнения «Блинчик», «Накажем непослушный язычок», «Самолет», «Вкусное варенье»2. Уточнение артикуляционного уклада звука

Какое положение принимают губы, когда мы произносим звук «Л»?

3. Изолированное произнесение звука.

Покажи, как правильно произнести этот звук.

Погуди длительно Л-Л-Л

Произнеси отрывисто Л,Л,Л.

Работа по автоматизации звука

Л: Вернемся в нашу зимнюю сказку.

«Старый лось зовет зверей

Эй, сюда! Скорей, скорей!
Вы забыли? Ведь сегодня
Будет праздник новогодний!»

Л: Для того, чтобы эти обитатели очутились на полянке, вам нужно выполнить несколько заданий.

а) автоматизация в слогах

Л: Чтобы этот зверек прискакал, вам нужно повторить за мной слоги:

ЛА-ЛА-ЛА АЛ-АЛ-АЛ

ЛО-ЛО-ЛО ОЛ-ОЛ-ОЛ

ЛУ-ЛУ-ЛУ УЛ-УЛ-УЛ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ

б) автоматизация в словах и предложениях

Логопед демонстрирует фигурку ласки

Л: Вы знаете, как называется этот зверек?

(На экране появляется большое изображение ласки)

Ласка – небольшой хищный зверек белого цвета.

Л: Нужно поместить ласку слева от елки. Ребенок берет фигурку и комментирует свои действия – Я ПОМЕСТИЛ ЛАСКУ СЛЕВА ОТ ЕЛКИ.

Л: Для того, чтобы эти лесные жители появились на полянке, вам нужно отгадать загадки:

«Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный…(волк )».

Л: Поставь волка перед елкой. Ребенок комментирует – Я ПОСТАВИЛ ВОЛКА ПЕРЕД ЕЛКОЙ

Л: А на чем волк приехал?

Д: На лыжах

« Все время стучит

Деревья долбит

Но их не калечит

А только лечит… (дятел )».

Л: А как дятел лечит деревья?

Л: Посади дятла под деревом. Ребенок комментирует – Я ПОСАДИЛ ДЯТЛА ПОД ДЕРЕВОМ.

Л: А этот обитатель леса желает поиграть с вами в пальчиковую игру

в)Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук

После гимнастики логопед демонстрирует фигурку глухаря

Л: Кто это? (если дети затрудняются ответить, логопед называет сам)

Это глухарь. Вы знаете почему он так называется? ! Глухарь – от слова «глухой». Его называют так потому что он, когда начинает петь свою песню —глохнет и не слышит никаких звуков. Когда замолкает – снова начинает слышать. Посади глухаря справа от елки.

Р: Я ПОСАДИЛ ГЛУХАРЯ СПРАВА ОТ ЕЛКИ.

г)Работа по развитию графо-моторных навыков

Л: А этот маленький зверек очень хочет, чтобы вы нарисовали его портрет.

(детям выдаются конверты, в которых находятся задания разной сложности.

1)для ребенка с математическими предпочтениями :

контур белки, выполненный тонкой пунктирной линией, которую нужно обвести строго по линии и соединить по цифрам (легкий вариант)

нарисовать контур белки по точкам, следуя цифровому шифру (сложный вариант)

2) для ребенка с художественными способностями:

контур белки, выполненный тонкой пунктирной линией, который нужно обвести строго по линии (легкий вариант);

контур белки, выполненный тонкой пунктирной линией с отсутствующими элементами (сложный вариант)

Л: Кто у вас получился?

Д: белка

д) Работа по развитию грамматического строя речи.

Л: Белочка у нас очень капризная. Она предлагает вам поиграть с ней еще и назвать всех обитателей полянки так, будто их много.

Д: Лось – лоси – много лосей
Ласка – ласки – много ласок
Дятел – дятлы – много дятлов
Глухарь – глухари – много глухарей
Волк – волки – много волков
Белка – белки – много белок.
Л: Посади белку на пенек

Р: Я ПОСАДИЛ БЕЛКУ НА ПЕНЕК

д) Работа по формированию навыка звукового анализа

Определить, к какой схеме подходит название каждого животного или птицы:

  • Начало слова – ласка, лось
  • Середина слова – волк, белка, глухарь
  • Конец слова – дятел

е) Отработка четкого произношения звука в чистоговорках

Л: Посмотрите, в названии новогоднего дерева тоже есть звук «Л». Давайте же и про нее что-нибудь расскажем. Я предлагаю такиечистоговорки:

Индивидуальное и хоровое проговаривание :

«ЛУ-ЛУ-ЛУ – мы вокруг елки на балу
ЛО-ЛО-ЛО – нашей елочке тепло
ЛА-ЛА-ЛА – наша елочка мала
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ — истоптали мы полы.»

Л: Теперь остается нарядить елочку и у зверей начнется сказочный праздник.

(раздается новогодняя мелодия)

Л: Давайте попрощаемся с нашими зверушками и птичками и пожелаем им счастливого Нового года.