1 нормативные правовые акты по охране труда. Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда

Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая включает: - межотраслевые (ПОТ РМ) и отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО); - межотраслевые (ТИ РМ) и типовые инструкции по охране труда (ТИ РО), правила безопасности (ПБ); - правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) - строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).

Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда.

Конституция РФ является основным источником трудового права и, признавая права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, предусматривает следующие принципиальные положения для этой отрасли права:

  1. труд свободен и принудительный труд запрещен (ч. 1 и 2 ст. 37);
  2. право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 3 ст. 37);
  3. гарантируется равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, места жительства, принадлежности к общественным организациям и других обстоятельств (ст. 19);
  4. право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; оплату труда без дискриминации и не ниже минимального размера; защиту от безработицы (ч. 3 ст.

Статья 211. государственные нормативные требования охраны труда

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» регулируется порядок разработки и принятия нормативных правовых актов (НПА). В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 321, к компетенции Минздравсоцразвития России отнесены подготовка и внесение в Правительство РФ проектов ФЗ, НПА Президента РФ и Правительства РФ и других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств.Министерство также самостоятельно принимает НПА в установленной сфере деятельности, включая межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда.

Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих гос. норм. требования по охране труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая включает: — межотраслевые (ПОТ РМ) и отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО); — межотраслевые (ТИ РМ) и типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) правила безопасности (ПБ); — правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) — государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) — строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).

3. нормативные правовые акты о труде

Поэтому к отношениям, возникающим в связи с заключением указанных гражданско-правовых договоров, нормы о труде не применимы. В соответствии с гражданским законодательством заключаются контракты с руководителями федеральных государственных предприятий (Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г.

» О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой»), членами труппы Большого театра и некоторыми другими творческими работниками. Роль Конституции Российской Федерации как источника трудового права Основой законодательной и иной правотворческой деятельности является Конституция Российской Федерации, которая устанавливает принципиальные положения для всего трудового законодательства.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, определяют смысл, содержание и применение законов.

Правовые акты по охране труда

Внимание

Очевидно, что отсутствие у федерального органа исполнительной власти полномочий по изданию конкретного нормативного правового акта также является основанием для признания его недействующим. Напомним еще раз, что полномочиями по изданию нормативных правовых актов в сфере охраны труда федеральные органы исполнительной власти наделяет Правительство РФ.

Инфо

В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что нормативные правовые акты в сфере охраны труда, издаваемые другими органами исполнительной власти федерального уровня, не должны противоречить федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, постановлениям Минздрава РФ. Наличие подобных противоречий позволяет обжаловать нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в Верховном Суде РФ на предмет их признания недействующими.

Нормативные правовые акты об охране труда

Конституции РФ является запрещение принудительного труда. Принудительный труд - это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии законом он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: а) нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; б) возникновением опасности для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности не обеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, либо выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором.

1. правовые основы охраны труда

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Стандарт организации рекомендуется вводить в действие приказом руководителя организации и согласовывать с представительным органом трудового коллектива. Учет и хранение стандартов организации по безопасности труда осуществляет служба охраны труда.
Пересмотр стандартов организации следует производить не реже одного раза в пять лет.

Издавать нормативные правовые акты по охране труда имеет право

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права и законодательства об охране труда распространяется: — на работодателей; — на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях; — на членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии; — на студентов образовательных учреждений, проходящих производственную практику; — на военнослужащих, направляемых на работы в организации; — на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях. Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему.
Не является принудительным труд, выполняемый в чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизо-отии), когда существует угроза жизни населению или его части. Не относится к принудительному труд, выполняемый по приговору суда в качестве уголовного наказания (отбывание наказания в виде обязательных работ и в виде ограничения свободы).
К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда и регулирующим связанные с ней отношения, относятся Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федераций, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и др. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства, приказы, постановления и иные акты федеральных органов исполнительной власти.

Охрана труда в организации является одним из наиболее важных аспектов. Он основывается на обязанности работодателя обеспечить безопасные условия работы сотрудников и минимизировать угрозы их здоровью и жизни. Для решения данных вопросов необходимо акцентировать внимание на правовой базе. При составлении перечня локальных нормативов нужно учитывать законодательство и те рекомендации, которые предлагаются соответствующими постановлениями.

Нормативные документы по охране труда и технике безопасности

Действующие правовые нормы по вопросам безопасности рабочих процессов в первую очередь отталкиваются от Конституции РФ и Трудового кодекса. Предписанные ими рекомендации являются основополагающими для остальной правовой базы. Главный момент, на который нужно обратить внимание — это право гражданина на оплачиваемую и безопасную трудовую деятельность.


В Трудовом кодексе данные вопросы регламентируются разделом 10 . Он регулирует следующие моменты:

  • общие положения, связанные с данными вопросами и понятиями;
  • требования, которые предъявляются к работодателю и работнику;
  • организационные аспекты по созданию и функционированию соответствующей службы;
  • обеспечение прав сотрудников при различных ситуациях.

Кроме указанных нормативных документов по охране труда, которые освещают общие вопросы, имеется перечень узконаправленных правовых актов:

  • федеральные и областные законы;
  • постановления и приказы, утвержденные стандарты;
  • иная документация, которая согласована с основными законодательными актами и может быть использована при составлении локальных нормативов.

Составление нормативных документов по охране труда внутри компании должно отталкиваться именно от действующей правовой базы. Важным моментом является при этом специфика деятельности предприятия. В случае необходимости нужно обратиться за разъяснениями в федеральные органы.

Перечень нормативных документов по охране труда в 2018 году

Новые законодательные и нормативные документы по охране труда включаются в общий перечень и действуют наряду с имеющимися, при условии, что иное не предусмотрено постановлением. На 2018 год новым актом можно выделить принятый в прошлом году Приказ об утверждении типового положения под номером 438н . Он регламентирует создание соответствующего норматива в рамках обеспечения требуемых условий трудовой деятельности.

Общий перечень нормативных документов по охране труда учитывает основные рекомендации для всех отраслей производства. При подготовке локальных нормативов на него нужно опираться, однако важным моментом является адаптирование общих рекомендаций к специфике компании.

Ниже для скачивания приведен перечень федеральных актов, которые используются для решения актуальных задач по улучшению рабочего процесса и минимизации производственных рисков. Для удобства список содержит ссылки на соответствующие нормативы.

Охрана труда и техника безопасности в школе — нормативные документы

Для образовательных учреждениях правила техники безопасности имеют не меньший список нормативов, чем соответствующие списки для производственных предприятий. Обусловлено это тем, что обучающий процесс предполагает длительное нахождение ребенка в учреждении. Соответственно можно выделить несколько основных вопросов, которые решаются документально:


  • технический аспект — состояние здания в целом и помещений, коммуникационные линии, обустройство специальных кабинетов и залов, а также школьной территории;
  • санитарно-гигиенические нормы — поддержание должного уровня чистоты, проветриваемость помещений, обеспечение здоровым питанием и чистой питьевой водой;
  • организационные вопросы — необходимость своевременного ознакомления работников образовательного учреждения и учащихся с предписанными инструкциями и нормами поведения.

Основные нормативные документы по охране труда в образовании делают упор именно на перечисленные аспекты. На их основе составляются локальные акты и инструкции, ознакомиться с которыми сотрудники должны в обязательном порядке, вплоть до аттестации полученных знаний. Важным моментом является также необходимость донести отдельную информацию и до учащихся. Для качественного подхода к данной действий необходима правильная организация соответствующей службы.

Нормативные документы по охране труда в строительстве

Адаптирование федеральных нормативов к специфике строительных предприятий требуется для составления локальных актов по безопасности производства и минимизации рисков. Для решения данных вопросов принимаемые документы могут включать в себя следующие нормы:

  • общая информация о функционировании создаваемой службы по безопасности трудовых процессов, ее регламент, порядок предоставления информации и контроля;
  • обучение работников правилам техники безопасности, нормам производства и существующим стандартам качества;
  • проведение медосмотров, как плановых, так и внеочередных в случае необходимости;
  • установление норм гигиены;
  • акты, учитывающие техническое обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты и спецодеждой, а также требования к их состоянию;
  • порядок социального страхования и существующие льготы;
  • отдельные правила и нормы, соответствующие требованиям и специфике предприятия.

Указанные нормативные документы по охране труда также составляются на основании федеральных законодательных актов. Важно при этом поддерживать локальную правовую базу в актуальном состоянии и постоянно сотрудничать с федеральными органами по вопросам разработки и оптимизации их положений.

    Должностная инструкция инженера по охране труда

    Должностная инструкция является локальным документом, который должен присутствовать на каждом заводе. Отсутствие этого документа является административным…

    Положение о комиссии по охране труда

    Создание безопасных условий профессиональной деятельности и профилактика получения травм и увечий сотрудниками, является одним из…

    Положение по охране труда в организации 2018

    В списке обязанностей работодателей есть обеспечение максимально комфортных условий для всех работников. В первую очередь,…

    Журнал вводного инструктажа по охране труда

    Как ведется тетрадь по регистрации ознакомительного руководства по ОТ, у кого и сколько он хранится,…

    Должностная инструкция специалиста по охране труда

    В каждом предприятии и учреждении работодатели обязаны позаботиться об охране труда. Иногда для этой цели…

Трудовой кодекс, ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и прочие законы об охране труда

Базовым и имеющим наивысшую юридическую силу нормативным документом по охране труда 2017-2018 годов является ТК РФ, регулирующий права и обязанности работников и администрации, их взаимную ответственность, порядок государственного регулирования трудовых отношений и иные значимые вопросы такого рода. Вторым по значимости документом являлся профильный закон «Об основах…» от 17.07.1999 № 181-ФЗ, который утратил силу 30.06.2006.

Отмена базового закона не нанесла вреда правовому регулированию отношений в сфере охраны труда, а ТК РФ, в свою очередь, стал дополнительно определять:

  • гарантии и права работников, касающиеся безопасного труда;
  • способы обеспечения их защиты;
  • порядок контроля со стороны государства, ответственность сторон трудовых отношений за их нарушения и т. д.

Однако при всей полноте и универсальности правового регулирования трудовых отношений нормы ТК РФ не предполагают полного и всеобъемлющего регламентирования сферы трудовой безопасности. Поэтому помимо ТК РФ отношения в сфере охраны труда в той или иной степени регулируются следующими законами:

Важное место в регулировании базовых для охраны труда вопросов занимают и международные договоры. Например, Договор о Евразийском…, подписанный в Астане 29.05.2014. Значительная часть его норм (разделы X, XI, XX, XXI, XXIV-XXVI) определяет порядок сотрудничества стран — членов ЕврАзЭС в области промышленности, энергетики, транспорта, защиты прав трудящихся, что также является отправной точкой при разработке нормативных актов в сфере охраны труда стран — членов указанной организации.

Система подзаконных актов (межотраслевые правила по охране труда, приказ № 1100н и т. д.)

Как видите, законов в этой области принято немало, но самый объемный пласт нормативных документов все-таки составляют подзаконные акты. Основой для их разработки и принятия выступает положение, утвержденное постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 27.12.2010 № 1160. П. 2 данного положения определяет примерный перечень подзаконных актов, регулирующих безопасность труда:

Не знаете свои права?

  • стандарты по безопасности работ;
  • правила и инструкции по безопасности труда;
  • нормативы по санитарии и гигиене и т. д.

На практике перечисленные акты носят самые различные названия: ГОСТы, межотраслевые стандарты, СНиПы, СанПиНы, приказы министерств и ведомств и т. д.

Особое место среди них занимают межотраслевые стандарты, утверждаемые Минтрудом РФ, среди которых особо выделяются правила охраны труда (ПОТ):

  • при работе с инструментом и приспособлениями;
  • эксплуатации тепловых энергоустановок;
  • выполнении сварочных работ и т. д.

ПОТ являются практическим руководством в сфере охраны труда при проведении работ в промышленности, энергетике, на транспорте и других отраслях хозяйства.

ПОТ, применяемые при работе сотрудников чрезвычайных служб и государственных органов, утверждаются также приказами Минтруда РФ. Например, таким документом является приказ Минтруда РФ «Об утверждении…» от 23.12.2004 № 1100н, устанавливающий ПОТ для работников пожарной охраны МЧС РФ.

Подытоживая проведенный анализ нормативных документов по охране труда, отметим, что отношения в данной отрасли могут регулироваться самыми различными нормативными актами — как профильными, так и посвященными сопутствующим вопросам. Об этом не стоит забывать практическим работникам, чья деятельность связана со сферой охраны труда.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА – это подзаконные акты, конкретизирующие в рамках действующего законодательства отдельные положения в области ОТ; устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение здоровья и жизни работников в процессе трудовой деятельности. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» регулируется порядок разработки и принятия нормативных правовых актов (НПА).

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 321, к компетенции Минздравсоцразвития России отнесены подготовка и внесение в Правительство РФ проектов ФЗ, НПА Президента РФ и Правительства РФ и других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств. Министерство также самостоятельно принимает НПА в установленной сфере деятельности, включая межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда.

Отраслевые правила по ОТ разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России. Правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и , и государственные , своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований ОТ разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России. Государственные нормативные требования ОТ, включаемые в указанные документы, не должны противоречить действующему законодательству по ОТ.

При изменении законодательства об ОТ, межотраслевых правил и типовых инструкций по ОТ, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в РФ государственные нормативные требования ОТ подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия. При принятии НПА, содержащих государственные нормативные требования ОТ межотраслевого значения, отраслевые акты, содержащие требования ОТ к аналогичным технологическим процессам и видам работ, подлежат корректировке, пересмотру или отмене.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» НПА, в т. ч. содержащие государственные нормативные требования ОТ, согласованные федеральными органами исполнительной власти с Минздравсоцразвития России, продляются, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с Минздравсоцразвития России.

Предполагает наличие нормативно-правовой системы, функционирование которой ориентировано на обеспечение нормальных и безопасных условий осуществления профессиональной деятельности работниками предприятий. В обязанности руководителей входит разработка и реализация различных профилактических, санитарно-гигиенических, реабилитационных и иных мероприятий. Рассмотрим далее, какие существуют в настоящее время нормативно-правовые документы по охране труда и промбезопасности.

Специфика формирования информационной базы по ОТ

В соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 12.0.006-2002, на предприятии должны быть обеспечены:

  1. Передача сведений об условиях и мероприятиях по охране труда между подразделениями и управлениями, функционирующими на различных производственных уровнях.
  2. Предоставление информации заинтересованным сторонам.

В организации должна быть разработана документация по охране труда. Ее оформление может осуществляться как на бумажных, так и на электронных носителях. Нормативные документы по охране труда должны легко идентифицироваться, являться доступными для прочтения и понимания, сопровождаться указанием дат введения в действие и его продолжительности. На предприятии устанавливаются методы и определяются обязанности, связанные с разработкой и обновлением сведений по ОТ.

Особенности контроля

На предприятии необходимо разрабатывать и реализовывать методы надзора за состоянием документации и актуальностью сведений. Такой контроль необходим для:

  1. Периодического анализа информации, корректировки и повторного утверждения ответственными лицами.
  2. Обеспечения доступности копий учтенных документов и данных на всех рабочих местах.
  3. Своевременного изъятия отмененных положений и неактуальной информации.

Кабинет ОТ

Его рекомендуется создавать в качестве неотъемлемого компонента системы информирования служащих об их обязанностях и правах в сфере охраны труда, состоянии рабочих условий на предприятии в целом и отдельных подразделениях в частности. Кроме этого, в кабинетах ОТ осуществляется ознакомление с положениями, инструкциями и пр. Они создаются в соответствии с постановлением Минтруда № 7 от 17 янв. 2001 г. Рекомендуется разбивать тематическую структуру кабинетов на специальный и общий разделы.

Перечень нормативных документов

В список положений включены:

  1. Государственные требования ОТ. Они представляют собой правила, критерии, процедуры, ориентированные на сохранение здоровья, жизни персонала при осуществлении им профессиональной деятельности. Данные требования присутствуют в федеральных и региональных законах.
  2. Требования по промышленной безопасности. Они представлены в виде ограничений, запретов, условий и иных предписаний. Данные требования содержатся в ФЗ № 116, госстандартах, инструкциях, применяемых в соответствии с указанным законом.

В перечень нормативных документов также входят соответствующие указы президента, правительственные постановления, предписания федеральных исполнительных структур, региональных и местных органов. В них также присутствуют требования ОТ и ПБ.

Локальные предписания

Эти акты по охране труда разрабатываются непосредственно на предприятии в соответствии с положениями ТК. Руководитель единолично утверждает штатное расписание, инструкции, распоряжения, приказы, положения о персонале, комиссии по спорам, организации работы по ОТ и пр. Директор предприятия также принимает такие нормативные документы по охране труда, как:

  1. Положение о правилах обучения и проверке знаний по ОТ.
  2. Список профессий и деятельности, к которым предъявляются повышенные требования.
  3. Перечень видов работ и мест производств по наряду-допуску.
  4. Список сотрудников, обязанных проходить медосвидетельствование.
  5. Технологические регламенты.
  6. Список тяжелых и вредных работ, привлечение к которым лиц до 18-ти лет и женщин не допускается.

При разработке правил распорядка, графиков сменности, положений по зарплате и нормам учитывается мнение представительной структуры работников. Утверждение инструкций по ОТ, очередности предоставления отпусков, норм продолжительности вахты, режимов отдыха и труда производится по согласованию с выборным профсоюзным органом.

Дополнительно

Локальные нормативные документы по охране труда включают в себя требования ПБ. В соответствии с ФЗ № 116, на предприятии должны приниматься:

  1. Распоряжения, приказы, в том числе о распределении обязанностей по соблюдению и контролю выполнения требований.
  2. Положения о производственном надзоре, специализированных участках, функциональных службах.
  3. Должностные инструкции.
  4. Положения о системе нарядов.
  5. Инструкции по использованию спецобуви, спецодежды и прочих СИЗ.
  6. Планы по проведению мероприятий по обеспечению реализации требований ПБ.
  7. Инструкции по безопасному осуществлению работ.

Нормативные документы по охране труда и ПБ содержат в себе также планы проведения контрольно-профилактических ревизий, положения о правилах поведения при возникновении аварий и их расследовании.

Соглашение по ОТ

В качестве одного из ключевых принципов регулирования взаимодействия между нанимателем и персоналом выступает социальное партнерство в области охраны труда. Основными его формами являются коллективный и трудовой договоры. Посредством первого реализуются обязанности работодателя и права сотрудника. В коллективном договоре содержатся положения по улучшению условий профессиональной деятельности. Соглашение рассматривается в качестве правовой формы планирования и осуществления мероприятий. В договоре должны четко прописываться профилактические меры, сроки их реализации, ответственные лица, объемы материальных и финансовых расходов. В соответствии с этим документом формируются месячные и квартальные планы по конкретным подразделениям организации.