Система управления государством в древней греции. Государственное управление в древней греции

Распад родового строя, появление государстваРАСПАД РОДОВОГО СТРОЯ,
ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Древние греки называли себя эллинами, а свою
страну - Элладой. В этнографическом смысле под
Элладой они понимали все те районы, где находились
их поселения. Так, что Элладой, или Грецией (слово
"Греция" лат.) назывались и колонии греков в Южной
Италии, и острова Эгейского моря, и малоазиатские
острова. В географическом смысле, Элладой или
Грецией называлась южная часть Балканского
полуострова. Это и будет греческий материк, который
делится на 3 основные части: северную, среднюю
(собственно Эллада) и южную (Пелопоннес).

История Греции

ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ
История Греции - это есть история
отдельных государственных образований,
самостоятельных в политическом
отношении полисов.
Полис- это государство-город, объединение
ряда сельских поселений вокруг города,
который доминирует над этими
поселениями.
Самыми крупными в греческом мире
являлись только два полиса- Афины и
Спарта, которые и оказали большое
влияние на судьбу других полисов. Из
последних более значительными были:
Коринф, Мегары, Фивы, Аргос, Халкида,
Эретрия, Милет, Смирна, Эфес и др.
На рисунке полис в древней Греции
руины.

Появление полисов.

ПОЯВЛЕНИЕ ПОЛИСОВ.
Появление частной собственности вызвало
появление государства. Свободные граждане
противостояли массе эксплуатируемых рабов. В
результате глубоких изменений в греческом
обществе 8-9 вв. появились государства - полисы.

Можно выделить 3 вида полисов:

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 3 ВИДА ПОЛИСОВ:
1)Демократический.
Он означает то, что все
граждане полиса вне
зависимости от
социального,
материального,
имущественного
положения имели право
участвовать в
политической жизни
полиса: заниматься
созданием законом,
голосованием,
обсуждением важных
государственных вопросов.
Таким полисом являлись
Афины.

2)Аристократический.
Второй вид полиса Древней
Греции. В данном случае во
власти участвует не весь
демос – народ, а только
отдельные выборные слои
общества – аристократы,
которые в силу своего особого
происхождения, ума, таланта,
способностей имеют
исключительное право
реализовывать свои
политические права,
занимаясь правотворчеством,
обсуждение важных дел в
государственных органах.
Аристократическим полисом
была Спарта.

3)Олигархический.
Еще один вид Древнегреческого полиса. Здесь носителем власти
опять таки не является демос, а является определенный круг людей,
который обладают большими материальными богатствами, большой
экономической властью, и вследствие этого имеют исключительное
право на власть политическую. Таким полисом был Карфаген, где
занимались решение государственных задач люди знатные и
богатые.

Рассмотрим общественный и государственный строй двух наиболее влиятельных полисов античной Греции – Афины и Спарта.

РАССМОТРИМ ОБЩЕСТВЕННЫЙ И
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДВУХ
НАИБОЛЕЕ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ
ПОЛИСОВ АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ –
АФИНЫ
И
СПАРТА.

Афины

АФИНЫ

Афины

АФИНЫ
Государство возникло на территории
Аттики, где первоначально жили четыре
племени, каждое из которых имело свое
Народное собрание, Совет старейшин и
выборного вождя Базилевса. С переходом к
производящей экономике произошел
раздел общинной земли на участки,
происходила имущественная
дифференциация, что в конечном итоге
приводило к образованию верхушки
богатых людей и обнищанию масс
свободного населения, многие из которых
из долгов попадали в рабство. Классовости
также способствовало ремесло и торговля,
так как Афины имели непосредственный
доступ к морю. Так, богатые люди
начинали руководить и подчинять себе
бедных.

При легендарном греческом герое Тесее происходит слияние четырех племен, и, как следствие, образуется Афинское государство-полис.

ПРИ ЛЕГЕНДАРНОМ ГРЕЧЕСКОМ ГЕРОЕ
ТЕСЕЕ ПРОИСХОДИТ СЛИЯНИЕ ЧЕТЫРЕХ
ПЛЕМЕН, И, КАК СЛЕДСТВИЕ, ОБРАЗУЕТСЯ
АФИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО-ПОЛИС.
Тесей разделил всё население на три
основные группы:
1)Эфпатриды – родоплеменная знать,
которая обладала исключительным правом
занимать государственные должности
2)Геоморы – люди, которые занимались
земледелием
3)Демиурги – люди, которые занимались
ремеслом.
Кроме того, были лица, не входившие ни в
одну из групп, например, торговцы и
крестьяне, которые составляли основную
массу населения и были лишены права
занимать государственные должности, они
лишь могли участвовать в Народном
собрании, в компетенции которого не
входили особо важные политические
вопросы.

в 8-7 веке до н.э. можно выделить следующие органы в Афинском полисе:

В 8-7 ВЕКЕ ДО Н.Э. МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ
СЛЕДУЮЩИЕ ОРГАНЫ В АФИНСКОМ
ПОЛИСЕ:
1)Народное собрание
2)Архонт-изберался
из класса
Эфпартидов.
3)Ареопаг-орган,
который избирал и
контролировал
Архонтов и Народное
собрание,
осуществлял высшую
судебную власть.

Спарта

СПАРТА
Спарта - Древнегреческий полис,
который можно полностью
противопоставить Афинам. Как
было уже замечено, в Афинах
правил демос, в Спарте же
правила аристократия,
родоплеменная знать.
Спартанский полис образовался в
результате слияния двух племен дорийцев и микенцев. Именно эти
племена решили объединиться в
имя достижения общей цели,
чтобы направить всю силу против
врагов. В каждом племени
Спарты был свой царь. Спарта по
форме правления представляла
собой республику. Цари играли
роль военачальников, которых
избирали из родоплеменной
знати.

Что касается социальной структуры населения, то можно выделить две основные группы:

ЧТО КАСАЕТСЯ СОЦИАЛЬНОЙ
СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ, ТО МОЖНО
ВЫДЕЛИТЬ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ:
1)Свободное население. В него входили прежде всего
спартанские граждане – самые привилегированные слои
общества, хотя участвовать в Народном собрании мог
только тот, кто имеет землю в собственности. Также к
свободному населению можно отнести периэков - жители
полиса, которые не обладали статусом гражданства, но,
тем не менее, платили налоги, могли торговать, служить
в армии.
2)Несвободное население. Здесь речь идет о рабах, хотя
рабство и имело место, оно не получило большого
распространения. Большую массу зависимых составляли
так называемы Илоты – представители захваченного
населения.

Структуру органов власти можно охарактеризовать следующим образом:

СТРУКТУРУ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
МОЖНО ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ
СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
1)Народное собрание (принимало законы, избирало
чиновников, решало вопросы войны и мира)
2)Коллегия Эфоров (орган исполнительной власти,
состоящий из пяти человек, который избирались сроком
на 1 год из аристократических семей; Здесь решаются
вопросы внутренней и внешней политики)
3)Совет старейшин (орган, члены которого избирались
из старейших граждан; в совете было 28 человек,
которые непосредственно обсуждали законопроект перед
принятием его на Народном собрании).

Список использованной литературы:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Э.Д.Фролов.История Древней Греции
Москва 2003
2)Новиков. Всеобщая история Москва 2004
3) Крашенинников. История государства и
права зарубежных стран Москва 1999
4) Г.Б.Поляка. Всемирная история Москва

Государственное устройство в Афинах.

1. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Основными органами Афинского государства являлись:

* Народное собрание;

* Совет пятисот;

* коллегия стратегов;

* коллегия архонтов.

2. Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.

Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий.

Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин.

3. Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ).

Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

4. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов.

Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства.

Государственное устройство Спарты.

Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание - апелла , - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.

Государство возглавлялось двумя царями, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем коллегией эфоров - высшим контрольным органом, избиравшимся Народным собранием. Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Совет старейшин (герусия) представлял собой орган власти, унаследованный от родоплеменной организации.

Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собрания, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

Государственное устройство в Древнем Риме

* царский период.

Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный,

по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они.

* период республики.

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры.

Существовали три вида народных собраний:

* центуриатные;

* трибутные;

* куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Действительное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат.

* период Римской империи.

Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Истоки древнегреческого государства. Развитие Древней Греции и возникновение полисов. Реформы Тесея и законы Драконта. Реформы Солона и Клисфена. Государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э. Афинское право.

    реферат , добавлен 23.10.2002

    Распад родового строя, появление государства Греции. Реформы Тесея, Солонта и Клисфена, законы Драконта. Государство и право Древней Спарты (Лакедемон). Реформы Сервия Тулия, источники римского права. Государственный строй Рима в период республики.

    реферат , добавлен 10.06.2010

    Государственный и общественный строй в Древних Афинах и Древней Спарте. Общая характеристика права Древней Греции. Становления демократических институтов: республика и монархия, республики, демократическая и аристократическая формы государства.

    реферат , добавлен 01.07.2008

    История демократии, возникновение, свойства. Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции. Государственный и общественный строй в Древних Афинах и Древней Спарте. Формирование афинского законодательста, брачно-семейное и наследственное право.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2011

    Основы конституционного строя, статуса человека и гражданина по конституции Греции. Глава государства и исполнительная власть, законодательная и судебная власть в Греции. Политика территориального устройства и особенности местного самоуправления в Греции.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    История образования Афинского полиса, государственный строй Древних Афин. Характеристика демократических принципов власти и структуры государственного аппарата. Общественный строй Афин в V веке до н.э., государственно-правовая система, права граждан.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2010

    Общественный и государственный строй древней Спарты. Организация государственной власти в Спарте после "Ликургова законодательства". Герусия и басилеи. Народное собрание, Эфорат. Виды брака и регулирование брачно-семейных отношений по Законам Ману.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2015

    Образование протогосударств в Греции, своеобразие процесса становления государственности. Особенности полисов, их географическая и политическая замкнутость. Факторы победы республиканского строя. Причины гибели дневнегреческой государственности.

    контрольная работа , добавлен 21.09.2015


Управление в древней Греции
Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.
Из Темных веков - периода упадка, наступившего в XI-IX вв. до н. э. - Эллада вынесла семена нового государственного устройства. От первых царств остались россыпи деревень, кормивших ближайший город - центр общественной жизни, рынок и убежище на время войны. Вместе они составляли государство-город ("полис"). Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.
Возрождение из тьмы
Во времена Темных веков, греческие поселения распространились от южной части Балканского полуострова до западного побережья Малой Азии (нынешняя территория Турции), охватывая острова Эгейского моря. К началу VIII века до н. э. греки начали восстанавливать торговые отношения с другими народами, экспортируя оливковое масло, вино, гончарные и металлические изделия. Благодаря недавнему изобретению алфавита финикийцами начала возрождаться письменность, утраченная в период Темных веков. Однако установившийся мир и процветание привели к резкому росту населения, и прокормить его становилось все труднее из-за ограниченной сельскохозяйственной базы. Пытаясь решить эту проблему, греки отправляли целые партии своих граждан осваивать новые земли, основывать новые колонии, способные обеспечивать себя. Многие греческие колонии обосновались на юге Италии и на Сицилии, поэтому вся эта территория стала называться "Большой Грецией". За два столетия греки построили немало городов вокруг Средиземного и даже на побережье Черного моря.
Процесс колонизации сопровождался резкими переменами в полисах. Монархия уступала место аристократии, то есть правлению наиболее знатных землевладельцев. Но с расширением торговли и введением в оборот металлических денег примерно в 600 году до н. э. по примеру соседнего царства Лидия на юге Малой Азии их позиции заметно пошатнулись.
В VI веке до н. э. в полисах постоянно возникали конфликты, ко власти часто приходили тираны. "Тиран" - слово греческое, как и "аристократия", но у древних греков не подразумевалось, что режим тирана жесток и антинароден, а означало, что человек насильственно захватил власть, но мог при этом быть реформатором.
Несмотря на реформы знаменитого законодателя Солона, власть в Афинах захватил тиран Писистрат. Но после изгнания из Афин преемника Писистрата Гиппия в 510 году до н. э. была принята демократическая конституция. Управление в древней Греции. Это еще одно слово греческого происхождения, которое означает правление демоса, то есть народа. Греческая демократия была ограниченной, поскольку женщины и рабы не имели права голоса. Но в силу малых размеров городов граждане могли не зависеть от избранных ими представителей, так как принимали непосредственное участие в определении законов и обсуждении особо важных решений на народных собраниях.
В V веке до н. э. во многих полисах вспыхивали конфликты между демократическими и олигархическими партиями. Сторонники олигархии полагали, что власть в обществе должна принадлежать самым состоятельным горожанам.
Афины и Спарта
Если Афины можно назвать оплотом демократии, то Спарта по праву считалась центром олигархии. Спарту отличал целый ряд и других особенностей.
В большинстве греческих государств процентное отношение рабов к свободным гражданам было достаточно низким, в то время как спартиаты жили как "господствующая раса" в окружении превосходящего количества потенциально опасных рабов-илотов. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен в касту воинов, которых с раннего детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях древней Греции.
Хотя греки были ярыми патриотами своих городов, они признавали, что являются одним народом - эллинами. Их объединяла поэзия Гомера, вера во всемогущего Зевса и других олимпийских богов, и культ развития умственных и физических способностей, выражением которого были Олимпийские игры. Кроме этого греки, чтившие верховенство права, ощущали свое отличие от других народов, которых они огульно окрестили "варварами". Как при демократии, так и в олигархических полисах у всех были юридические права, и гражданина нельзя было лишить жизни по капризу императора - в отличие от, например, персов, которых греки считали варварами.
Тем не менее, персидская экспансия, начавшаяся в VI веке до н. э. и направленная против народов Древней Греции и Малой Азии, казалась неминуемой. Впрочем, персы не особенно интересовались землями греков - бедными и удаленными по ту сторону Эгейского моря, пока Афины не поддержали азиатских греков, взбунтовавшихся против персидского правления. Восстание было подавлено, и в 490 году до н.э. персидский царь Дарий отправил войска отомстить Афинам. Однако афиняне одержали убедительную победу в битве при Марафоне - в 42 км от Афин. В память о подвиге гонца, пробежавшего все это расстояние без остановки, чтобы побыстрее сообщить радостную несть, в программу Олимпийских игр включен марафон.
Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс организовал значительно более массированное нападение. Он приказал выстроить в ряд свои корабли, образовав мост через пролив Геллеспонт, разделявший Малую Азию и Европу (нынешний пролив Дарданеллы), по которому прошло его громадное войско. Перед лицом общей угрозы греческие города вынуждены были объединиться. Управление в древней Греции. Армия Ксеркса шла с севера, и греки, собравшие войска из разных городов, совершили настоящий подвиг, поставив заслон на пути персов. Царь Леонид и его 300 спартанцев отдали свои жизни, стараясь как можно дольше удержать узкое Фермопильское ущелье.
К сожалению, гибель спартанцев оказалась напрасной, поскольку Древняя Греция все-таки пала под натиском противника. Жителей Афин эвакуировали, и захватчики сожгли все храмы в Акрополе. Хотя за год до войны предводитель афинян Фемистокл серьезно укрепил флот, по количеству кораблей он безнадежно уступал превосходящим силам персов и покоренных ими финикийцев. Но Фемистоклу удалось загнать персидскую армаду в узкий Саламинский пролив, где она была лишена возможности маневра. Это вызвало панику в рядах персов и позволило грекам начисто разбить вражеский флот.
Решающее сражение
Саламинское сражение можно считать одним из величайших событий истории. Год спустя персидская армия была разбита при Платеях, и Греция вновь обрела свободу.
Поскольку Спарта фактически устранилась от освободительной борьбы, Афины стали бесспорным лидером в Древней Греции. В 478 году до н. э. был заключен Делосский союз, что позволило Афинам и их союзникам объединить свои ресурсы и продолжать войну. Однако вскоре союз превратился в орудие политического радикализма. Союзники обязаны были ввести в своих государствах демократические формы правления по образцу Афин и финансировать содержание постоянно увеличивавшегося флота для нужд общей обороны. После окончания войны с персами в 449 году до н. э. союз сохранился, и все попытки выйти из него сурово пресекались.
Классические Афины
V век до н. э. считается великим веком классицизма греческой цивилизации, который прежде всего отождествляется с Афинами. Но и до, и после этого периода другие греческие полисы внесли весьма существенный вклад в греческую культуру, подарив миру немало шедевров поэзии, керамики и скульптуры, а также первых философов, пытавшихся объяснить вселенную с позиций физики, а не волшебством и чудесами.
И все же главные достижения человеческой мысли и искусства связаны с Афинами. Среди отстроенных в Акрополе храмов самым знаменитым является Парфенон с его совершенными пропорциями и превосходными лепными украшениями. Первые в мире драматические произведения возникли на основе афинских ритуалов в честь бога Диониса. Афинские философы, в том числе знаменитые Сократ и Платон, первыми подвергли глубокому анализу вопросы морали и политических идеалов. Кроме того, Афины были родиной Геродота Галикарнасского, первого настоящего историка (то есть ученого, занимающегося критическими исследованиями, а не просто пересказыванием басен и слухов).
Не менее выдающимся историком был Фукидид, бывший не только военачальником афинской армии, но и летописцем великой Пелопоннесской войны 431-404 годов до н.э. Обеспокоенные возрастанием могущества Афин, спартиаты основали Пелопоннесский союз, в который вошли представители крупного Пелопоннесского полуострова на юге материковой территории Древней Греции. Первые столкновения между двумя союзами были нерешительными, и казалось, такое положение сохранится надолго. Однако посте того как в Афинах вспыхнула чума, унесшая жизнь предводителя афинян Перикла, Спарта одержала победу в этом противостоянии. Но хотя спартанцы и контролировали территорию вокруг Афин (Аттику), сам город оставался для них неприступным, поскольку окружавшие город знаменитые Длинные стены отрезали подступы к порту Пирей, откуда в Афины доставлялись припасы. Управление в древней Греции. Таким образом, господство Афин на море сохранилось.
Побежденные победители
После семилетнего перемирия вновь разразилась война, когда афинское войско, обложившее могущественный греческий город на Сицилии Сиракузы, само оказалось в окружении, и весь экспедиционный корпус был полностью уничтожен. Спартанцы замкнули Афины в плотное кольцо блокады. Афинский флот был разгромлен в сражении при Эгоспотамах. В 404 году до н. э. голодающий город был вынужден сдаться.
Спарта и Фивы
Доминирование Спарты также продлилось недолго, ей противостояло объединение Афин, Коринфа и Фив. В 371 г. до и. э. фиванцы под предводительством Эпаминонда в битве при Ловктрах нанесли Спарте сокрушительное поражение.
Превосходство Фив оказалось еще более быстротечным, и во вторую половину IV столетия Греция вступила как никогда разъединенной. В сравнении с другими государствами, Македония, находившаяся на севере Греции, оставалась слаборазвитой окраиной, но ею правил талантливый царь Филипп II Македонский, и у нее была прекрасно подготовленная армия. В 338 году до н. э. в сражении при Херонее македонское войско полностью разгромило объединенную армию афинян и фиванцев. В Древней Греции появился единый правитель. Начиналась новая эра.
Природа сказала женщине: будь прекрасной, если сможешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.

В Древней Греции получил развитие авторитаризм – форма управления, при которой власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству.
Наибольшего расцвета эта форма управления достигла в древнегреческой Спарте.
Вопрос 3. Общая характеристика права Древней Греции
Полисная замкнутость каждого из древнегреческих городов-государств предопределила и самостоятельность правовой системы в каждом из них. Как правило, главенствующим источником права в полисах были законы -- в этом выражалось и общеполитическое стремление античной демократии сделать общую волю руководителем и юридических отношений. Судебная практика -- а соответственно и обычное право -- играли подчиненную роль.
О законодательстве древнегреческих полисов сохранились лишь фрагментарные сведения, относящиеся к тому же ко времени упадка Греции. Редким исключением стали т.н. Гортинские законы (IV в. до н.э.) -- свод правовых установлений одного из второстепенных греческих полисов (о. Крит). В Спарте, согласно историческим преданиям, вплоть до конца IV в. до н.э. сохранялись в главном Законы Ликурга. Несколько более детальные сведения сохранились о законодательстве Афин благодаря тому, что знаменитые афинские ораторы V -- IV вв. до н.э. (Лисий, Исократ, Демосфен) в силу традиции построения судебных речей часто не только упоминали конкретные законы, но и цитировали их. Афинское право, вероятно, было и наиболее юридически развитым из всех правовых систем греческих полисов; оно оказало влияние на формирование многих важных институтов права в последующем в частности, в римском классическом праве.
Формирование афинского законодательства
По преданию, первым законодателем в Афинах был легендарный правитель Тесей (XIII в. до н.э.). Однако его законы -- якобы выбитые на камне «для вечности» -- вряд ли были юридическими законами, а скорее формировали религиозно-обрядовую сферу жизни и социальные классы населения (что было традиционно для архаического права).
Первым историческим законодателем Афин был тиран Драконт. Законы Драконта (около 621 г. до н.э.) были посвящены, главным образом, новой организации суда и наказаниям за типичные правонарушения религиозного и общественного уклада. Законы отменяли любые привилегии рождавшейся знати, стремились (также традиционно для древнейшего права) сдержать продвижение имущественного неравенства. Постановления Драконта вошли в мировую историю нрава сноси якобы неизбывной жестокостью: практически за любое преступление в них назначалась смертная казнь. «Когда Драконта спросили, почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего». Также согласно преданию, большинство из законов Драконта были отменены Солоном в начале VI в. до н.э.
Законы Солона (после 594 г. до н.э.) были, по-видимому, записью не только религиозных постановлений и обычного права, но и перенесением в Афины ряда законов других греческих полисов и даже Египта. Законы были выбиты на деревянных досках (числом не менее 16) и выставлены в пританее. По указанию законодателя, афиняне должны были следовать им не менее ста лет -- и действительно, еще в IV в. до н.э. уважительное отношение к этим законам в судах сохранялось. По содержанию законы Солона касались в главном регулирования внутрисемейных и родовых отношений, преследовали цели охранения не только общественного порядка как юридического, но и общественной морали, благопристойности. Имущественные отношения в них регулировались под знаком уважения соседских прав, сохранения общинных ценностей.
Основной массив афинского законодательства сформировался в период расцвета демократии -- вторая половина VI в. -- V в. До н.э. Причем теперь законы регулировали и судебно-процессуальные порядки, способы ведения дел в судах, а также детально регламентировали в особенности сферу брачно- семейного права, поскольку с ней многое связывалось в статусе гражданина полиса, в переходе имущества (а значит, и в возникновении прав на имущество). Собственно сфера имущественных и обязательственных отношений была регламентирована слабо и противоречиво, что вызывало многочисленные судебные разбирательства со спорным исходом дела. Политические обстоятельства зачастую одерживали безусловный верх над законодательной традицией. Поэтому, например, вслед за падением режима т.н. «тирании 30-ти» (403 г. до н.э.) был принят закон о непризнании свершившихся тогда судебных решений.
Брачно-семейное и наследственное право
Статус афинского гражданина был неразрывен с особым положением в семье. Право и традиционный уклад (последний в большей степени) поддерживали сохранение патриархальной власти отца семейства над домочадцами. Дом в афинском полисе вообще) представлял особое качество: это было не только жилище, но и священное место, гарантия прав гражданина. Неполноправному жителю, иностранцу запрещалось вступать под крышу дома афинянина -- насильственное проникновение считалось тяжким оскорблением и судебно преследовалось. Без согласия гражданина запрещалось входить в дом даже магистрату или судебному исполнителю. К семейству афинянина относились его жена, дети, рабы -- все они в одинаковой мере состояли под патриархальной властью главы дома. Власть эта была сродни власти басилевса архаических времен: глава дома был и опекун, и заступник членов семьи, и жрец домашних богов, и представитель семьи и домочадцев в органах власти или суде.
Брак в Афинах считался нравственным долгом гражданина, хотя никаких правовых утеснений для одиноких не было. В идеале брак был моногамным. Однако полноправному гражданину дозволялось (и даже полагалось) иметь гражданскую наложницу, при условии, что она содержалась не в семейном доме. Это не могло быть предметом претензий ни со стороны жены, ни со стороны ее бывшей семьи. Согласия и даже вообще желания женщины на вступление в брак не требовалось; заключение брачного союза было родом сделки между будущим мужем и семьей невесты. В брачном праве сильны были родовые традиции: так, брак считался законным, если женщину выдавал замуж отец, дед или брат либо иной старший родственник. И только женщина в семье без мужчин -- эпиклера -- получала особый статус и особую охрану закона. Если в семье оставалась эпиклера, то в первую очередь на ней был обязан жениться ближайший родственник; если он этого не делал, то вносил добавочную долю в приданое эпиклеры. Право на развод первоначально сложилось только для мужчины, и то при наличии веских причин (бесплодие жены в течение длительного времени, фактический разрыв семейных отношений).
В имущественном отношении женщина в афинской семье сохранила некоторую самостоятельность. У нее могла быть своя собственность. Женщина могла быть воспреемницей наследства -- однако лишь при отсутствии сыновей. Вообще к наследованию после умершего призывались родственники даже самых отдаленных линий как со стороны матери, так и отца, но ближайшая степень родства полностью устраняла от наследования предыдущую.
С законами Солона связывается введение в афинское право института завещания в отношении семейного имущества. Однако свободы распоряжения имуществом не признавалось: так, если в семье имелись законные дети, то завещания делать было нельзя. Большие ограничения были в отношении усыновленных и их потомков. Безусловно отстранялись от наследственного участия незаконнорожденные. Завещание считалось действительным, если не было сделано под влиянием безумия, женщины, старости или под угрозой применить силу либо лишить свободы. Права наследства можно было оспаривать в суде архонта.
Древние законы оставили много религиозно-моральных предписаний в отношении семьи, которые, конечно, сохранялись весьма относительно. Так, были установлены возрастные ограничения для вступающих в брак, особенно, когда женщина стремилась выйти из-под власти своих сыновей путем фиктивного брака с малолетним. Запрещалось приносить мужу слишком большое приданое, кроме личных вещей. Для предотвращения мнимых или фиктивных браков с дочерьми богатых родов только в расчете на обогащение из приданого или наследства введено было требование к мужу «богатой сироты» сожительствовать с нею, причем если формальный супруг отказывался это делать или был не способен к сожительству, то и женщине разрешалось взять из числа родственников супруга официального сожителя.
Регулирование имущественных и коммерческих отношений
Несмотря на высокое развитие торговой экономики в афинском обществе, политика демократии (возможно, именно потому, что стремилась удовлетворить социальный интерес большинства) пыталась сдержать развитие собственнических отношений. Право сохраняло высокую степень государственного регулирования правил рынка и оборота. Это регулирование было и покровительством государства, и регламентацией в интересах социальной стабильности. Но сама по себе такая стабильность часто была только сохранением социально-торговых пережитков догосударственного быта.
Торговое право Афин в наибольшей степени было обусловлено интересами полисной организации. Рынки и торговля были под защитой государственных властей. Все свободные имели право доступа на рынок, покупателями могли выступать и рабы. Граждане полиса имели привилегированное право доступа на рынок, которого в особых случаях (например, при атимии) могли быть лишены. Иностранцы пользовались в торговых делах помощью специальных администраторов-покровителей -- проксенов. Исполнительные власти контролировали меры и вес, законность хождения и приема денег. Цены были фиксированными на определенный период. Предполагалось, что законом можно устанавливать разного рода ограничения на ввоз и вывоз товаров: так, одним из постановлений Солона был запрещен когда-то вывоз любых продуктов питания, кроме оливкового масла.
Основное место в афинской торговле занимала морская, при помощи кораблей. Такая торговля была практически невозможна (за редчайшими исключениями) для единоличных предпринимателей. Поэтому довольно рано возникли специфические формы правовой организации морской коммерции -- корабельные товарищества, или корабельные займы -- с особыми условиями. Такой договор заключали обычно купец-заимодавец как основной организатор, владелец корабля -- арматор (он же шкипер), а также другие товарищи сроком на 1 год. Договор был детализирован: так, следовало идти только в обусловленный порт, нельзя было использовать полученную раньше срока прибыль для оборотных операций. Арматору в любом случае полагалось не менее 30 % прибыли. Договор предусматривал поручительство, своеобразные элементы страхования возможных потерь арматора (убытки других товарищей были безразличны). Покровительство государства морским договорам выражалась, в частности, в том, что недобросовестных должников могли заключать в тюрьму до исполнения договора или до выплат по нему.
В договорном праве доминировали сделки займа. Заем заключался под залог. Поэтому правильно оформленный договор включал и текст договора, и закладные таблички на вещь (землю). Права кредитора на заложенное имущество оспаривать запрещалось. Особым покровительством пользовался договор банкирского займа: таковой заключался без свидетелей. Обычные договоры подразумевали свидетелей -- ими могли быть как свободные, так и рабы. Строгость исполнения договоров была, видимо, весьма относительной: в судебных процессах ораторы настойчиво призывали судей обеспечивать точное выполнение договоров, заставлять «не отступать от договора и обязательств, в нем записанных», что, однако, оставалось на уровне идеала. В том числе и потому, что конкретные требования к содержанию договоров и их исполнению в писаном праве практически отсутствовали. Иногда гарантией исполнения выступали дозволенные законом штрафные санкции -- до 2-кратной суммы понесенных из-за неисполнения убытков.
Развитие вещного права также сдерживалось регулирующей ролью государства. Предполагалось, что не все вообще вещи могут быть в частном обладании: улицы, площади, гавани, общественные реки, священные вещи могли быть только в общегосударственном владении. Право собственности на землю было неразрывно с правами политическими: таковое могло быть только у членов полиса. Более мягкими были требования в отношении собственности на новых землях -- в составе так называемых клерухий. Полис мог и лишить этого права. Отдельно от земельной собственности в праве рассматривалось владение садами и виноградниками -- эти могли принадлежать и негражданам Афин. Право па застройку земли в поселениях представляло предмет самостоятельного регулирования, и могло быть так, что земля принадлежала одному, а право использования поверхности -- другому. Собственность вообще понималась преимущественно как право на доходы или продукты, приносимые вещью, а также как возможность произвольно совершать с вещью сделки по усмотрению. Главным в праве собственности считалась его «законность и справедливость» (Исократ). Основанием для приобретения собственнических прав признавалась и давность бесспорного владения (правда, определенных сроков закон не знал).
В афинском праве впервые оформился особый институт, связанный с закладом земли или другой недвижимости -- ипотека. Кредитор предоставлял владельцу земли заем под условием перехода к нему в дальнейшем, при невозврате займа, этой земли; до истечения же срока займа земля оставалась в обладании и пользовании должника. Этот вид сделки был максимально развит в Афинах и даже порождал социально-политические проблемы отношений богатых кредиторов и должников в общегосударственном масштабе. За кредитором оставались большие права: при невозврате долга он мог без участия государственных органов прямо вступить во владение землей. Эта сделка, как и большинство других, должна была оформляться письменно. В Афинах ранее многих других правовых систем сложилось требование составлять специальные документы о сделках, которые бы не просто свидетельствовали факт сделки, а были обязательной формой их заключения: расписки -- синграфы и особые записи в книгах -- хирографы.
Судебный процесс
Судебная организация и процессуальные порядки в Афинах были невероятно запутанными -- причиной этому было стремление сохранить многочисленные, дошедшие еще с архаических родовых времен институты: например, разбор дел по обвинениям в непочитании богов составлял привилегию одного рода Эвмолпидов или архонта-басилевса. Как правило, за каждой судебной институцией традиция закрепила разбор своего рода дел: ареопаг рассматривал обвинения в предумышленном убийстве и сохранял при этом особые клятвенные церемонии и жертвоприношения; суд Палладия слушал обвинения в непредумышленных убийствах в порядке, уже установленном законом; суд в Дельфиний слушал дела признавшихся в преступлениях; суд Пританея -- обвинения в случайных убийствах и прочих преступлениях. Большинство обвинений -- в лжесвидетельствах, в нарушении прав частных лиц, в причинении обид и т.д. -- надлежало выслушивать суду фесмофетов, особой судебной коллегии. Сходной компетенцией обладала и Коллегия сорока. Они же рассматривали и основную массу дел по имущественным, наследственным и обязательственным спорам. Судебные решения (кроме решений ареопага) можно было обжаловать в булэ или выше -- в народном собрании.
Процесс и но уголовным обвинениям, и по спорам частного права в равной мере был исковым: заинтересованное лицо само должно было подать жалобу, само поддерживать обвинение -- т.е. выступить с речью, само изыскивать свидетелей и доказательства. Судоговорение велось публично, в присутствии большого числа граждан, что сделало необходимым развитие искусства судебного красноречия. За недоказанное обвинение истца ждал штраф в 1 тыс. драхм, за серьезное политическое обвинение, не доказанное перед фесмофетами или гелиэей, -- тяжелое наказание, вплоть до изгнания. Впрочем, традиция поклепных исков также была значительной, и ябедники-сикофанты были излюбленной темой ораторских обличений.
Афинское законодательство -- возможно, именно по причине крайней запутанности судебной организации -- впервые в истории утвердило некоторые общие правила в отношении судебных доказательств. Так, не разрешалось свидетельствовать со слов живущего -- он сам должен был давать показания; тогда как заочные показания, показания со слов скончавшегося следовало представлять непременно в виде письменного заверенного документа. Стороны обязаны были отвечать на вопросы друг друга, но не имели прав свидетельствовать в свою пользу. В судоговорении запрещалось говорить о не относящемся к делу, выступать без присяги, принесенной именно по этому делу. Следовало изложить причины предъявления обвинения, обосновать вражду к обвиняемому. В целом доказательствами считались: свидетельские показания, логические доказательства, письма и документы, показания рабов под пыткой.
Последние могли допрашиваться как по уголовным обвинениям, так и по частным искам. Мотивацией было избыточное доверие к доказательствам, полученным таким «способом»: «Из подвергнутых допросу под пыткой еще никто никогда не был изобличен в том, что сказал на допросе неправду». Впрочем, за свидетельство вопреки закону, так же как и за лжесвидетельство, могло быть подано встречное обвинение по окончании разбора основного дела.
Уголовное право
Уголовное право Афин было специализировано только в отношении наиболее тяжких по последствиям или представлявшихся наиболее опасными преступлений. Наказуемость многих менее значительных нарушений по отношению к личности гражданина, его имуществу зависела от того, удастся ли обвинителю показать судьям общественную опасность содеянного или вообще опасность личности обвиняемого для полиса. Именно поэтому в уголовных обвинениях большое место занимали общественные характеристики обвиняемого и обвинителя, их образа жизни вообще, исполнения ими общественного долга и гражданских обязанностей, отношения в семье. Нередко случалось, что даже наказуемое формально преступление прощалось судьями из-за оказанных подсудимым городу «услуг» или прежних заслуг.
Одними из самых тяжких считались преступления религиозные. Обвинения могли быть выдвинуты в самом абстрактном виде как обвинение в «нечестивости»: неузаконенное принесение жертв богам или участие женщин в принесении жертв, совершение правонарушений в ходе празднеств или религиозных церемоний. По религиозным обвинениям предписывалось применять не только специализированные законы, но и основываться на правовом обычае, толкователями и хранителями которого выступал род Эвмолпидов -- так было постановлено Периклом. Обвинения могли выдвигаться и по косвенной причастности: против родственников или просто друзей реального преступника. Одним из наиболее специализированных обвинений «того ряда было обвинение в «порче священных олив»: за выкопанное на общественной земле или в святилище или поврежденное масличное дерево полагались существенные штрафы в пользу и города, и богов, и самого обвинителя. Обвинения могли носить самый абстрактный (например, в непочитании богов, в дурном образе мыслей) или случайный, казусный вид: так, оратор Демосфен помянул, что некогда некую колдунью Теориду казнили вместе с родственниками за изготовление «магических снадобий». По этому роду обвинений в целом отсутствовал срок давности.
Другим родом важных преступлений были преступления против полиса - т.е. антиобщественные, или антигосударственные. В этом ряду были внесение изначально противоречащих законам предложений в народное собрание или булэ, уклонение от уплаты воинского налога или отправления натуральных повинностей, нарушение воинского долга (уклонение от несения военной службы, трусость, дезертирство, бегство с поля боя), подкуп должностных лиц или даже всего суда. Особенно тяжкими нарушениями долга гражданина и магистрата расценивались воровство общественной казны или «бесчестное управление государственными делами», в том числе неисполнение обязанностей по регулированию рынка, цен и т.п. За эти тяжкие преступления нормальным считалось применение смертной казни; наиболее типичным наказанием за антиобщественные деяния было изгнание.
Стремление всемерно охранить родовой и общественный уклад вывело на важное место преступления против семьи и брака. Наибол
и т.д.................

Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Формируется политическое общество, часто называемое военной демократией.

Греция представляла собой горную страну, где было мало плодородных и пригодных для зерновых культур земель, особенно таких, которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. Поэтому в античном мире не могла получить распространение и сохраниться земельная община восточного типа, зато в Греции сложились благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки. Уже в III тысячелетии до н.э. греки широко использовали бронзу, а в I тысячелетии до н.э. орудия из железа, что способствовало повышению эффективности труда и его индивидуализации. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация приводила к острой политической борьбе, в результате которой переход от примитивных государств к высоко развитой государственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.

Природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, и были существенным препятствием для политического объединения страны, делали невозможным и ненужным централизованное управление. Таким образом, естественные условия среды обитания предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств - полисов. Полисная система стала одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.

По своей внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за границой которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микромиром со своими формами политического устройства, традициями, обычаями и т.д. Полис заменил распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной. Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства городов-государств. Но безусловное преобладание в полисном мире имели различные республиканские формы - аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п.

Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство.

Во многих греческих городах-государствах окончательному утверждению демократического строя предшествовала узурпация власти единоличными правителями-тиранами, обычно выходцами из аристократической среды, но использующими свою власть для подрыва старых аристократических и патриархальных порядков, для защиты интересов широких слоев населения полиса. Такие режимы личной власти, получившие название тирании, установились в Милете, Эфесе, Коринфе, Афинах, Мегаре и способствовали укреплению частной собственности и ликвидации привилегий аристократии, утверждению демократии как формы государства, в наибольшей степени отражающей общие интересы гражданской и политической общины.

К VI-V вв. до н.э. наибольшее влияние среди нескольких сотен древнегреческих полисов приобретают два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком противоборства этих двух полисов развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции. В Афинах, где наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения, где сложилась гражданская община, связывающая ее членов при всем различии их имущественных и политических интересов в единое интегральное целое, античная демократия достигает своей вершины и становится огромной созидательной силой.

Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей - выборность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность.

Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверке - докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадежность и необходимые личные качества. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.

Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.

Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков). К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко - при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. Первым архонтом считался архонт-эпоним, за которым с расцветом афинской демократии сохранились лишь судебные функции по семейным делам и делам о наследстве. Вторым архонтом был архонт-базилевс. Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях. Далее шел архонт-полемарх, утративший имевшиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами) . Остальные шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах.

Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.

В противоположность Афинам Спарта вошла в историю как образец аристократического военно-лагерного государства, которое ради подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. Таким образом, соперничество Афин и Спарты вылилось в своеобразное соревнование двух разных гражданских и политических общин в Греции. Поучительным в истории древнегреческой государственности является то, что конфронтация двух "полисных сверхдержав" втянула весь греческий мир в кровопролитную и затяжную Пелопоннесскую войну, результатом которой стало ослабление всей полисной системы и падение демократических институтов. В конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии. В 338 году до н.э. фаланги Филиппа Македонского разгромили греческие войска, а в 336 году до н.э. Афины вместе со всей Грецией были включены его сыном Александром в состав Македонской монархии, а затем одного из государств, образовавшихся после ее распада. Во II в. до н.э. после вторжения римских легионов Афины, как и вся Греция, превратились в одну из провинций Римской Державы.

Причиной гибели древнегреческой государственности, в частности Афин, ставших идеалом демократического государства, основанного на автономии частного собственника как полноправного члена гражданской общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.