Забалансовые счета 22 в бюджетных учреждениях. Бюджетный учет на забалансовых счетах

В 2018 года на забалансовых счетах учитывайте объекты, которые не закреплены на праве оперативного управления, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему, а также бланки строгой отчетности. При введении учета необходимо руководствоваться не только Инструкцией № 157н в редакции от 8 мая 2018 г., но и федеральными стандартами.

Рассмотрим, как применять в учете госучреждений забалансовые счета. Смотрите особенности учета на забалансовых счетах учреждений и проводки. Для удобства вы можете скачать .

Забалансовые счета бухгалтерского учета учреждений

Операции на забалансе проводят по правилу:

  • по дебету - приход,
  • по кредиту - расход.

На заметку

Инвентаризацию на забалансовых счетах проводите в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе

Последние изменения в забалансовых счетах

С начала 2018 года в учете на забалансовых счетах ввели четыре важных изменения.

  1. Расширили список объектов, которые нужно учитывать на счете 01.
  2. Уточнили счет 21. На нем теперь нужно отражать списанные основные средства стоимостью до 10 тыс. руб.
  3. Дополнили, что на счетах 25 и 26 учитывают имущество, которое передали в операционную аренду.
  4. Ввели новый счет 29. Он предназначен для расчетов по субсидиям на покупку жилья.

Учет арендованного имущества на забалансовом счете

В течение срока действия договора аренды права на имущество, которое передали, остаются у арендодателя. Он продолжает учитывать его на балансе. Исключение – по договору арендатор выкупает имущество.

Важно запомнить!

С 1 января 2018 г. для учета объектов, полученных в аренду, забалансовый счет 01 не применяйте

В бухучете передачу в аренду имущества, в том числе непроизведенных активов, отразите как внутреннее перемещение между аналитическими счетами счета 100 00.

Дополнительно имущество, которое сдаете в аренду, отразите на забалансе – по стоимости, которая указана в первичном учетном документе (акте приема-передачи):

  • на счете 25 отразите имущество, которое передали в операционную аренду,
  • на счете 26 – имущество, которое передали в операционную аренду по договору безвозмездного пользования.

Как отразить в бухучете

Передачу имущества в аренду отразите проводками:

Дт 0 101 ХХ 310 Кт 0 101 ХХ 310

  • переданы в аренду основные средства;

Дт 0 103 ХХ 330 Кт 0 103 ХХ 330

  • переданы в аренду непроизведенные активы;

Увеличение забалансового счета 25 (26)

  • отражено за балансом имущество, которое сдали в аренду.

Доходы от сдачи имущества в операционную аренду относите на подстатью КОСГУ 121, а в бухучете - на счете 205 21.

Дт 2 205 21 560 Кт 2 401 40 121

  • начислен предстоящий доход по договоруаренды (в сумме платежей за весь срокаренды);

Дт 2 401 40 121 Кт 2 401 10 121

  • учтены в составе текущих доходов арендные платежи (в сумме арендной платы – ежемесячно или по графику платежей).

Учет спецодежды на забалансовом счете

Трудовой кодекс обязывает работодателей обеспечить работников спецодеждой, которые работают:

  • с вредными и опасными условиями труда;
  • в особых температурных условиях;
  • с загрязнениями.

При передаче спецодежды сотрудникам в личное пользование для служебных целей учтите ее на счете 27. Сделайте это на основании требовании-накладной () или ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (). Одежду учитывайте по балансовой стоимости весь период, пока сотрудник их использует. Дополнительно на каждого сотрудника, который получил СИЗ, заполните карточку (книгу) учета выдачи имущества в пользование (ф. 0504206).

Учет на счете 27 ведите методом простой записи. Ставите спецодежду на учет – отразите увеличение по счету, списываете – уменьшение. Аналитический учет по счету – в карточке количественно-суммового учета () в разрезе пользователей СИЗ, мест нахождения, вида, количества и стоимости.

Чтобы списать спецодежду с забаланса, нужен акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Его составляет специально созданная комиссия в двух экземплярах (для бухгалтерии и для сотрудника). В нем указывают причину, почему списали СИЗ. Например, истек срок носки или физический износ.

Забалансовый счет 21 в бюджетном учете

Используйте счет 21, чтобы отразить основные средства стоимостью до 10 тыс. руб., списанные с баланса. Исключение - недвижимость и объекты библиотечного фонда.

Порядок учета имущества на счете 21 установите в учетной политике. Например, пропишите, в какой оценке учреждение будет учитывать объекты:

  • в условной оценке– 1 руб. за один объект;
  • по балансовой стоимости основного средства, которое ввели в эксплуатацию.

Аналитический учет ведите в Карточке количественно-суммового учета (ф. 0504041). Инвентарную карточку () на основные средства до 10 тыс. руб. не открывайте.

Объекты со счета списывайте по решению комиссии на основании акта приема-передачи либо акта о списании.

Как учитывать материальные ценности на хранении

На счете 02 отражайте объекты, которые не соответствуют критериям актива. К ним относятся:

1. Материальные ценности:

  • принятые на хранение или в переработку. Например, имущество пациентов больницы, стройматериалы заказчика у учреждения-подрядчика;
  • изъятые в возмещение ущерба, задержанные таможенными органами и не помещенные на склад временного хранения.

2. Имущество:

  • полученное в качестве дара, бесхозяйное имущество – до момента обращения в собственность государства или передачи собственнику;
  • которое списали с баланса, до демонтажа или ликвидации.

Материальные ценности поставьте на учет на основании первичного документа, который подтверждает их получение. Например, акта приема-передачи, договора. Стоимость объектов определите из полученных документов. Если оформили акт в одностороннем порядке, то материальные ценности учтите в условной оценке: один объект – 1 рубль.

Учет ведите в Карточке количественно-суммового учета в разрезе владельцев (заказчиков), по видам, сортам, местам хранения.

Вопрос: Нужно ли для списания с забалансового счета 21 пришедших в негодность основных средств (огнетушителей, телефонов, электрочайников и т.д.) получать заключение о техническом состоянии этих объектов?

Ответ от 21.07.2015:

Согласно п. 373 Инструкции № 157н (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), выбытие объектов основных средств с забалансового учета, в том числе в связи с принятием решения о их списании (уничтожении), производится на основании Акта о списании по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.

Таким образом, Инструкция № 157н не устанавливает никаких специальных требований к списанию с забалансового счета 21, кроме оформления Акта о списании. Также не установлена специальная форма Акта о списании для этого случая. Ни одна из форм первичных документов, описанных в приложении № 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н (действовал до 18.06.2015) не указана как предназначенная для документального оформления списания основных средств, стоимостью до 3000 рублей включительно.

Следовательно в период действия Приказа № 173н, учреждение обязано было самостоятельно в своей учетной политике утвердить форму первичного документа для документального оформления списания основных средств с забалансового счета 21. Согласно п. 51 Инструкции № 157н , выбытие инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 рублей включительно, учитываемых на забалансовом учете, отражается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом (Актом). Значит, форма Акта должна была предусматривать заключение комиссии и подписи членов комиссии.

С 19.06.201 5 вступил в действие приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее Приказ № 52н). Как указано в письме Минфина России от 10.06.2015 № 02-07-07/33768 , применение учреждением новых форм первичных документов, установленных Приказом № 52н, начинается с даты, установленной учетной политикой учреждения. Приказом № 52н введена унифицированная форма Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф.0504104), которая предназначена для документального оформления списания всех видов нефинансовых активов, кроме сырья, материалов, а также готовой продукции, произведенной учреждением. Значит, начиная с даты, установленной учетной политикой учреждения (но не ранее 19.06.2015), списание основных средств, числящихся в учете на счете 21, следует оформлять документально Актом о списании объектов нефинансовых активов (ф.0504104) Эта форма также содержит графы для указания причины списания и подписей членов комиссии.

Принимая решение о списании основных средств, числящихся на забалансовом счете 21, комиссия учреждения должна обосновать:

  • что основное средство более не пригодно к эксплуатации; очевидно, в заключении комиссии подробно должно быть описано, в чем именно заключается его неисправность/непригодность; если в отношении телефона комиссия напишет просто "не работает", это еще не подтверждает необходимость списания телефона (возможно, нарушился электрический контакт);
  • что основное средство невозможно или слишком дорого ремонтировать; если в телефоне нарушился контакт, то его может быть дешевле отремонтировать, чем списать.

Если члены комиссии имеют достаточную квалификацию, чтобы определить, какова неисправность телефона, какова возможность его ремонта, сколько может стоить такой ремонт, то заключение комиссии (где будет подробно описана неисправность и обоснована нецелесообразность ремонта) можно считать обоснованным. Если же у членов комиссии нет документально подтвержденной квалификации для определения неисправностей и возможностей ремонта офисной и бытовой техники, очевидно, что решения такой комиссии недостаточно обоснованные. В таком случае комиссия может привлекать сторонних экспертов.

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 10

В Приказе Минфина России от 03.07.2009 N 69н (далее - Приказ N 69н), которым внесены изменения в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н), уделено большое внимание забалансовому учету. Так, в новой редакции изложено описание четырех счетов: 04, 17, 18 и 19. Одновременно стоит заметить, что сама Инструкция N 148н в первоначальном варианте в сравнении с ранее действовавшей Инструкцией N 25н <1> в части забалансового учета также претерпела ряд изменений. Например , с 01.01.2009 к забалансовым счетам добавлены три новых счета: 20 "Списанная задолженность, не востребованная кредиторами", 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" и 23 "Периодические издания для пользования". В данной статье мы рассмотрим правила забалансового учета в 2009 г., принимая во внимание Приказ N 69н.

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (утратила силу с 01.01.2009).

Общие положения и правила забалансового учета бюджетных учреждений содержит п. 263 Инструкции N 148н. Согласно указанному пункту за балансом учитываются:

  • ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему (арендованные основные средства (полученные в безвозмездное пользование));
  • материальные ценности, принятые на ответственное хранение или в переработку, полученные по централизованному снабжению;
  • бланки строгой отчетности, путевки в дома отдыха и санатории и др.;
  • обязательства, ожидающие исполнения.

Всего забалансовый учет насчитывает 22 счета: с 01 по 20, а также 22, 23. Номер 21 не присвоен ни одному из счетов.

Забалансовые счета

Наименование счета

Основные средства в пользовании

Материальные ценности, принятые на ответственное хранение

Бланки строгой отчетности

Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов

Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению

Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные

ценности

Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры

Путевки неоплаченные

Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных

Обеспечение исполнения обязательств

Государственные и муниципальные гарантии

Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по

договорам с заказчиками

Экспериментальные устройства

Расчетные документы, ожидающие исполнения

Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств

на счете, по деятельности, приносящей доход

Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения

законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок

Поступления денежных средств на счета учреждения

Выбытия денежных средств со счетов учреждения

Невыясненные поступления бюджетов прошлых лет

Списанная задолженность, не востребованная кредиторами

Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению

Периодические издания для пользования

Учреждениям разрешается вводить дополнительные забалансовые счета для обеспечения их управленческого учета. Во многих бюджетных учреждениях за балансом учитываются материальные ценности, списанные по правилам бюджетного учета со счетов учета нефинансовых активов, но используемые в деятельности бюджетных учреждений. Например , согласно п. 22 Инструкции N 148н при выдаче в эксплуатацию основных средств, за исключением объектов библиотечного фонда, стоимостью до 3000 руб. кредитуется счет 0 101 xx 410, то есть объект списывается с баланса. Такой объект еще долго может использоваться в деятельности учреждения. По нашему мнению, срок его службы должен совпадать со сроками эксплуатации той амортизационной группы, к которой относится объект в соответствии с Классификацией основных средств по амортизационным группам. В целях сохранности списанных с баланса объектов целесообразно организовать их забалансовый учет в количественном либо в количественно-суммовом выражении. Правила учета на забалансовых счетах, введенных учреждением самостоятельно, должны быть закреплены в учетной политике учреждения.

Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе. Для наглядности приведем пример.

Пример. Согласно учетной политике учреждения объекты основных средств стоимостью до 3000 руб., за исключением объектов библиотечного фонда, после их выдачи в эксплуатацию должны учитываться на забалансовом счете 24 "Основные средства первоначальной стоимостью до 3000 руб., выданные в эксплуатацию" по материально ответственным лицам в оценке 1 руб. за объект учета. В рамках бюджетной деятельности были выданы в эксплуатацию три стула стоимостью 2850 руб. каждый.

В учете операции отражаются следующим образом:

Для справки: согласно Классификации основных средств по амортизационным группам мебель школьных учреждений относится к 4-й амортизационной группе, срок эксплуатации данной группы составляет от пяти до семи лет. Отсюда - стулья за балансом должны числиться не менее пяти лет.

Инвентаризация материальных ценностей, иных активов и обязательств, учитываемых на забалансовых счетах, проводится в порядке и в сроки, которые установлены для объектов, учитываемых на балансе.

Примечание. Согласно п. 170 Инструкции N 148н при определении ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. Это положение относится не только к объектам, которые числятся на балансе, но и к объектам забалансового учета.

Счет 01 "Основные средства в пользовании"

Счет 01 раньше в соответствии с Инструкцией N 25н назывался "Арендованные основные средства". Теперь название счета соответствует сути операций, отражаемых на нем. На счете 01 учитывается не только арендованное имущество, но и имущество, полученное в безвозмездное пользование (имущество, полученное по договору ссуды).

Аналитический учет по счету ведется в разрезе арендодателей и (или) собственников имущества по каждому объекту основных средств (по инвентарным (учетным) номерам арендодателя и (или) собственника) в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей по форме 0504041 (далее - Карточка ф. 0504041). По нашему мнению, суммовое выражение стоимости арендованных основных средств должно соответствовать данным арендодателя.

Счет 02 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение"

Описание счета 02 по сравнению с Инструкцией N 25н не изменилось. На этом счете учитываются товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, а также изъятые в принудительном порядке, до момента обращения их в собственность государства. Аналитический учет объектов ведется по организациям-владельцам, по видам, сортам и местам хранения, по договорным ценам или ценам приобретения.

Кроме того, на счете 02 учитываются сырье и материалы, принятые в переработку по ценам, предусмотренным в договорах. В этом случае аналитический учет по счету ведется по заказчикам, видам, сортам материалов и месту их нахождения в Карточке ф. 0504041.

Счет 03 "Бланки строгой отчетности"

Учет бланков строгой отчетности (БСО) за балансом ведется по прежним правилам. На этом счете учитываются находящиеся на хранении и выдаваемые под отчет бланки ценных бумаг, квитанционные книжки, аттестаты, дипломы, бланки удостоверений, бланки трудовых книжек (вкладыши к ним) и другие бланки строгой отчетности.

БСО учитываются в условной оценке 1 руб. за 1 бланк. Списание израсходованных, а также испорченных бланков строгой отчетности производится по Акту о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816).

Аналитический учет по счету ведется по каждому виду бланков и местам их хранения в Книге по учету бланков строгой отчетности (ф. 0504045).

Может ли бюджетное учреждение самостоятельно разрабатывать и утверждать форму БСО?

В Информационном письме Минфина России от 22.08.2008 разъяснено, что организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, вправе использовать самостоятельно разработанный бланк строгой отчетности, в котором должны содержаться реквизиты, указанные в п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники <2> (далее - Положение), если иное не предусмотрено п. п. 5 и 6 Положения. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.

<2> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что, в случае если в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Согласно п. 6 Положения при необходимости исключения из формы бланка документа реквизитов, предусмотренных пп. "ж" - "и" п. 3 Положения, формы бланков документов при оказании услуг учреждениями культуры (учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха), включая услуги выставочного характера и художественного оформления, и услуг физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий) утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Таким образом, если иное не предусмотрено п. п. 5 и 6 Положения, учреждения, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать документ, форма которого разработана и утверждена учреждением самостоятельно, при условии, что такой документ содержит реквизиты, установленные п. 3 Положения:

а) наименование документа, шестизначный номер и серия;

б) наименование и организационно-правовая форма;

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности);

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации, выдавшей документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

з) дата осуществления расчета и составления документа;

и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации;

к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

Может ли бюджетное учреждение самостоятельно изготавливать БСО?

Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем (п. п. 4, 11 Положения). При этом для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:

а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее пяти лет;

б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

По требованию налоговых органов организации обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах (п. 12 Положения).

Примечание. С 1 декабря 2008 г. не применяются старые формы бланков строгой отчетности, не отвечающие требованиям Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".

Счет 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов"

Предназначение счета осталось прежним: наблюдение за возможностью взыскания списанной дебиторской задолженности в случае изменения имущественного положения должников.

Изменились требования к учету на данном счете. В частности, на нем должен быть организован аналитический учет списанной задолженности по кодам классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов.

Кроме того, Инструкцией N 25н рассматривался только один вариант срока учета задолженности за балансом - пять лет с момента ее списания с балансового учета в порядке, установленном законодательством. Инструкция N 148н добавила к нему иной срок, установленный законодательством.

Инструкция N 148н в отличие от Инструкции N 25н предполагает списание задолженности с забалансового учета и постановку ее на баланс не только в случае поступления средств в погашение задолженности, но и при возможности возобновления процедуры взыскания задолженности дебиторов. Указанные операции проводятся, соответственно, на дату возобновления взыскания или на дату администрирования указанных поступлений.

Аналитический учет ведется в Карточке учета средств и расчетов с указанием фамилии, имени и отчества должника, полного наименования юридических лиц и реквизитов, необходимых для определения дебитора в целях возможного взыскания задолженности.

Отражение операций по списанию нереальной к взысканию дебиторской задолженности на счетах бюджетного учета

В соответствии с п. п. 151, 155 Инструкции N 148н нереальная к взысканию дебиторская задолженность в части доходов списывается на счет 0 401 01 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами", а в части расходов на счет 0 401 01 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами". По мнению автора, на эти счета можно списывать дебиторскую задолженность, образовавшуюся как в рамках бюджетной, так и в рамках внебюджетной (приносящей доход) деятельности.

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет, образованной в рамках бюджетной деятельности, перечисляется в доход соответствующего бюджета. Инструкция N 148н не содержит указаний (проводок) по восстановлению на балансовый учет получателя бюджетных средств списанной дебиторской задолженности в случае возобновления процедуры ее взыскания. По мнению автора, в рамках бюджетной деятельности восстановить на баланс дебиторскую задолженность можно, отразив увеличение дебиторской задолженности за счет увеличения кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет: Дебет счетов 0 205 xx 560, 0 206 xx 560, 0 208 xxx 560 Кредит счета 0 303 05 730.

В рамках приносящей доход деятельности дебиторская задолженность восстанавливается на баланс также за счет чрезвычайных доходов: Дебет счетов 0 205 xx 560, 0 206 xx 560, 0 208 xx 560 Кредит счета 0 401 01 173. В части налогового учета в отношении списанной дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, следует иметь в виду, что согласно разъяснениям Минфина указанная задолженность при списании относится на расходы, а при ее восстановлении (получении) - к доходам, учитываемым при определении налогооблагаемой прибыли (Письмо Минфина России от 21.04.2009 N 03-03-06/1/271).

Примечание. Инструкция N 148н не устанавливает порядок списания дебиторской задолженности, нереальной для взыскания, а в пределах своей компетенции определяет только порядок отражения операций по списанию активов и обязательств на счетах бюджетного учета. В соответствии с законодательством РФ бюджетное учреждение может произвести списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности и нереальной к взысканию на основании соответствующего решения суда (Письмо Минфина России от 23.07.2007 N 02-14-10а/1907).

В бухгалтерском учете учреждений - получателей бюджетных средств, за которыми не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, операции по списанию нереальной к взысканию дебиторской задолженности и поступлению платежей в ее уплату отражаются следующим образом:

на нормативный

документ

  1. Отражено списание

в порядке, установленном

бюджетным

законодательством,

нереальной к взысканию

дебиторской задолженности

на основании подтверждающих

документов (по видам

задолженности)

1.1. В части задолженности

по доходам

Абзац 12 п. 151,

абз. 7 п. 155

Инструкции

Приложения 1 <3>

1.2. В части задолженности

по расходам

1.3. Забалансовый учет

Инструкции N 148н

  1. Отражено начисление

суммы возврата списанной

дебиторской задолженности

по средствам от приносящей

доход деятельности

2.1. Балансовый учет

Проводки

предложены

2.2. Забалансовый учет

Инструкции N 148н

  1. Отражены суммы

средств дебиторской

задолженности прошлых

лет в рамках приносящей

доход деятельности,

поступившие

на соответствующий раздел

лицевого счета бюджетного

учреждения

Абзац 4 п. 99

Инструкции N 148н

  1. Отражено начисление

суммы платежа в бюджет

в части возврата списанной

дебиторской задолженности

по средствам бюджета

4.1. Балансовый учет

Абзац 2 п. 203

Инструкции N 148н

4.2. Забалансовый учет

Инструкции N 148н

  1. Отражены суммы средств,

поступившие в доход бюджета

в погашение дебиторской

задолженности прошлых лет

по средствам бюджета

Абзац 8 п. 203

Инструкции N 148н

<3> Приложение 1 "Корреспонденция счетов бюджетного учета в бюджетном учреждении" к Инструкции N 148н.

Счет 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению"

Принципы учета на данном счете не изменились. Счет 05 используется вышестоящим учреждением - заказчиком. На счете учитываются материальные ценности, оплаченные вышестоящим учреждением и отгруженные учреждениям (грузополучателям) в рамках централизованного снабжения.

Получив подтверждение получения ценностей от учреждения (грузополучателя), вышестоящее учреждение списывает их стоимость с этого счета. Аналитический учет по счету ведется в Книге учета материальных ценностей (ф. 0504042), оплаченных в централизованном порядке, по каждому учреждению (грузополучателю).

Счет 06 "Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности"

Правила учета на счете 06 остались прежними. На счете учитывается задолженность учащихся и студентов за невозвращенное ими обмундирование, белье, инструменты и другие ценности. Аналитический учет по счету ведется по каждому учащемуся и студенту на Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051).

Порядок учета безнадежной к взысканию задолженности учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности аналогичен учету на счете 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов".

Счет 07 "Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры"

Описание счета 07 не изменилось. На этом счете учитываются переходящие призы, знамена, кубки, учрежденные разными организациями и получаемые от них для награждения команд-победителей, а также ценные подарки и сувениры. Призы, знамена, кубки учитываются в течение всего периода их нахождения в данном учреждении.

Переходящие награды, призы, кубки учитываются в условной оценке 1 руб. за 1 предмет. Ценные подарки и сувениры учитываются по стоимости приобретения. Аналитический учет по счету ведется по каждому предмету и его стоимости в Карточке ф. 0504041.

В бюджетном учете затраты по приобретению сувенирной продукции, предназначенной для дарения, следует относить на расходы и отражать на счете 0 401 01 290 "Прочие расходы".

Счет 08 "Путевки неоплаченные"

На этом счете учитываются путевки, полученные безвозмездно от общественных, профсоюзных и других организаций. Аналитический учет ведется по видам путевок, их количеству и номинальной стоимости в Карточке ф. 0504041.

Примечание. Путевки должны храниться в кассе наравне с денежными документами (п. 263 Инструкции N 148н).

Л.Максимова

Главный редактор

журнала "Бюджетные организации:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

размер шрифта

ПРИКАЗ Минфина РФ от 10-02-2006 25н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО БЮДЖЕТНОМУ УЧЕТУ (2019) Актуально в 2018 году

ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА

236. На забалансовых счетах учитываются ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему (арендованные основные средства, материальные ценности, принятые на ответственное хранение или в переработку), а также бланки строгой отчетности, путевки в дома отдыха и санатории и др. Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе.

Получателям средств бюджетов разрешается вводить дополнительные забалансовые счета для обеспечения их управленческого учета.

Все товарно-материальные ценности, а также арендованные основные средства, учтенные на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для ценностей, учитываемых на балансе.

Для учета указанных ценностей применяются следующие забалансовые счета.

01 "Арендованные основные средства"

11 "Государственные и муниципальные гарантии"

На этом счете учитываются суммы предоставленных государственных и муниципальных гарантий.

Карточке учета средств и расчетов.

12 "Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками"

18 "Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения"

19 "Невыясненные поступления бюджетов прошлых лет"

Счет предназначен для учета органами, организующими исполнение бюджетов, невыясненных поступлений прошлых отчетных периодов, списанных заключительными оборотами на финансовый результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета, но подлежащие уточнению в следующем финансовом году.

Аналитический учет по счету ведется в Ведомости учета невыясненных поступлений. Дата уточнения невыясненных поступлений отражается в графе 13 "Причина, по которой документ отнесен к невыясненным поступлениям (списан)".

С 1 января 2010 года согласно изменениям, внесенным приказом Минфина России от 30.12.2009 № 152н (далее - приказ № 152н) в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее - Инструкция № 148н), введенные в эксплуатацию объекты основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов недвижимого имущества, библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий, подлежат отражению на забалансовом счете 21 "Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации" до момента их списания или выбытия по иным основаниям. В настоящей статье методисты фирмы "1С" разъясняют особенности применения новых правил.

Применение забалансового счета 21

Списание или выбытие объекта основных средств с забалансового учета осуществляется на основании:

  • Акта о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);
  • Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031).

Списание с забалансового счета производится в порядке, установленном для ценностей, отражаемых в балансе учреждения, и осуществляется одновременно с их выбытием (передачей, ликвидацией, реализацией и др.).

Объекты основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно как имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, подлежат обязательной инвентаризации.

При выявлении недостач, потерь, хищений объекты основных средств списываются с забалансового учета с отражением суммы причиненного ущерба на соответствующем счете аналитического учета счета 020900000 "Расчеты по недостачам":

Дебет 1 209 01 560 Кредит 1 401 01 172 - на сумму рыночной стоимости объектов имущества, по которым выявлена недостача.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в порядке, установленном учреждением.

Согласно Методическим указаниям по переходу на новые положения Инструкции по бюджетному учету в связи с изменениями, утвержденными приказом № 152н (письмо Минфина России от 01.04.2010 № 02-06-07/1169), учреждение в рамках урегулирования учетных процедур в отношении государственного (муниципального) имущества должно своим правовым актом (приказом, распоряжением) определить порядок осуществления учета указанных объектов на забалансовом счете 21, в том числе порядок учета объектов (принятие, выбытие, списание) в денежном эквиваленте:

  • в условной единице: один объект имущества - 1 руб.,
  • либо по фактической стоимости объектов (по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости объектов).

Методологи Минфина России обращают внимание на то, что учреждение своим распорядительным актом (приказом по учетной политике) должно установить порядок ведения аналитического учета указанных объектов основных средств.

При этом, принимая решение об учетных процедурах указанных объектов и операций по их движению, необходимо предусматривать обязанность обеспечения сохранности государственного (муниципального) имущества и его эффективного использования. Обязательными требованиями ведения аналитического учета для всех учреждений являются:

  • учет по номенклатуре объектов;
  • учет в разрезе материально ответственных лиц;
  • ведение Карточки количественно-суммового учета материальных ценностей.

При этом возможны различные варианты организации аналитического учета:

  • аналитический учет осуществляется в разрезе материально ответственных лиц реестровым способом по номенклатуре поступаемых к учету объектов основных средств (с регистрацией в реестре по мере их ввода в эксплуатацию), с отражением в реестре объектов их количества и в условной единице стоимости один объект - 1 руб.;
  • аналитический учет осуществляется в разрезе материально ответственных лиц реестровым способом по номенклатуре поступивших к учету объектов основных средств (с регистрацией в реестре по мере их ввода в эксплуатацию), с отражением в реестре объектов их количества и их фактической стоимости.

При этом внутри реестра аналитический учет может быть сгруппирован по следующим группам основных средств: мебель, инвентарь, оборудование, прочие основные средства и т. п.

Если учреждение не установило порядок ведения учета объектов имущества на забалансовом счете 21, такой учет следует осуществлять в разрезе материально ответственных лиц по количеству и фактической стоимости объектов.

Учет на счете 21 в "1С:Бухгалтерии бюджетного учреждения 8"

В программе "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8" учет основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, списанных с учета в момент ввода в эксплуатацию (далее - ОС в оперативном учете), ведется на забалансовом счете 21. К счету 21 открыты субсчета, соответствующие аналитическим счетам счета 101 "Основные средства", на которых объекты ОС учитывались до их списания с учета.

Приказом № 152н уточнено, что основные средства, являющиеся объектами недвижимости, независимо от стоимости отражаются на балансовых счетах. Напомним, что согласно статье 130 ГК РФ объектами недвижимости являются:

  • земельные участки;
  • участки недр;
  • все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
  • подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Поэтому к счету 21 открыты следующие субсчета:
21.04 "Машины и оборудование";
21.05 "Транспортные средства";
21.06 "Производственный и хозяйственный инвентарь";
21.09 "Прочие основные средства".

По счету 21 ведется аналитический учет по номенклатурным группам (по субконто1 "Основные средства"), по материально ответственным лицам и подразделениям (по субконто2 "Центры материальной ответственности"), по видам деятельности (КВД) в количественном и суммовом измерении.

Следует отметить, что в программе учет объектов ОС в оперативном учете предусмотрен по фактической стоимости каждой единицы.

При работе в программе поступление основных средств на счет 21 регистрируется документами по вводу объектов ОС в эксплуатацию: Принятие к учету ОС и НМА, Внутреннее перемещение ОС, Безвозмездное поступление ОС, Оприходование ОС (НМА) на счет 101 (102) с видом операции Оприходование ОС по результатам инвентаризации . Таким образом, объекты ОС принимаются к учету на счет 21 по балансовой стоимости, а не в условной оценке.

В "1С:Бухгалтерии бюджетного учреждения 8" ведется инвентарный учет основных средств, предусмотрен также групповой учет объектов ОС стоимостью до 3 000 руб. включительно. При групповом учете объекты ОС принимаются к учету по стоимости партии. Таким образом, на счете 21 учет ведется по фактической стоимости каждой единицы.

Для оформления и регистрации движения ОС в оперативном учете применяются следующие документы.

Ввод остатков ОС в оперативном учете - предназначен для ввода входящих остатков по счету 21 в начале работы с программой "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8".

Внутреннее перемещение ОС в оперативном учете - предназначен для оформления операций внутреннего перемещения ОС, списанных с балансового учета при вводе в эксплуатацию. Из документа можно распечатать Накладную на внутреннее перемещение основных средств (форма № ОС-2) или Требование-накладную М-11 (ф. 0315006).

Списание ОС в оперативном учете - предназначен для оформления операций списания объектов ОС со счета 21 в связи с непригодностью для дальнейшего использования и по другим основаниям. Поскольку причиной списания объекта может быть порча, недостача, потери, хищение, ликвидация, реализация, передача, к документу предусмотрено формирование нескольких печатных форм:
- Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);
- Акт о приеме-передаче ОС-1б (ф. 0306031);
- Акт о списании групп объектов основных средств ОС-4б (ф. 0306033);
- Требование-накладная М-11 (ф. 0315006);
- Накладная М-15.

Работа с документами ведется в журнале Журнал документов ОС в оперативном учете (меню ОС, НМА, НПА - Основные средства в оперативном учете ). В журнале по кнопке Открыть отчет можно сформировать отчет Оборотная ведомость по ОС в оперативном учете . Также предусмотрено формирование Карточек количественно-суммового учета материальных ценностей по форме 0504041 (меню Бюджетный учет - Регламентированные регистры бюджетного учета ). По счету 21 можно формировать любые стандартные отчеты.

Для оформления данных инвентаризации по форме № 0504087 "Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов", а также для регистрации результатов инвентаризации применяется документ Инвентаризация ОС в оперативном учете (меню ). При выявлении недостач на основании документа вводится документ Списание ОС в оперативном учете . При наличии излишков на основании документа вводится документ Оприходование ОС (НМА) на счет 101 (102) .

Для оформления и регистрации результатов инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в объектах ОС, учитываемых на счете 21, применяется документ Инвентаризация драгметаллов .

Работа с документами Инвентаризация ОС в оперативном учете и Инвентаризация драгметаллов ведется в Журнале инвентаризации (меню ОС, НМА, НПА - Инвентаризация ).

Следует отметить, что в целях обеспечения надлежащего контроля за движением основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, списанных с балансового учета при передаче в эксплуатацию, ранее в программе "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8" был организован их оперативный учет в регистре накопления ОС в оперативном учете .

Для переноса остатков из регистра накопления ОС в оперативном учете на счет 21 при переходе на учет в соответствии с приказом № 152н предусмотрен документ Перенос ОС в оперативном учете (можно открыть из Журнала документов ОС в оперативном учете ).